Теория раскольникова и ее крах в романе преступление и наказание сочинение

Автор на чтение 30 мин. просмотров 5 опубликовано 15.03.2021 очень подходящее слово крах для этой теории. она не ушла из

На чтение 30 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Очень подходящее слово «крах» для этой теории. Она не «ушла» из сознания Родиона, а именно разбилась. К сожалению, Раскольников успел из-за неё такое совершить, о чем придётся жалеть, что никак не исправить.

Всё это звучит ужасно жестоко. Бесчеловечность этих идей сразу увидел следователь, даже отложил ту статью Раскольникова. Сонечка была в ужасе от подобных мыслей, абсолютно не христианских. Родители, друзья все ужаснулись этим идеям молодого человека. Раскольников совершил преступление, но денег не взял. Зря он задал себе вопрос типа «слабо ли»: если убью, перешагну через всё, то я человек, а нет, так нет. Доказал себе? Нет, он совершил преступление, но этим обрёк себя на муки: кошмары и угрызения совести.

Ещё большой вопрос смог бы Наполеон убить старушку, даже ради денег? Отправлять войска в бой (и военные ведь тоже понимают, на что идут), это одно дело, а убить своими руками… Думаю, побрезговал бы! А те, кто отправляли на казни, тоже мучились совестью. Например, Иван Грозный, как я читал, часто каялся в церкви, видел кошмарные сны… Но и эпоха, кстати, была более жестокой.

Сочинение 2

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — бывший студент Родион Раскольников, задавленный бедностью. Наблюдая за жизнью окружающих его людей, Раскольников видит человеческие страдания, нищету, унижение. Петербург предстает перед ним как город трущоб и роскошных кварталов, в котором процветают воровство, нищета, бродяжничество, проституция. В Раскольникове рождается чувство протеста. Как изменить существующий порядок? Надо встать над этим миром.

Раскольников создает теорию, в которой все люди делятся на два разряда: «владыки» и «твари дрожащие». Первые – люди, управляющие всем миром. Они могут уничтожать все на своем пути для достижения цели. По мнению Раскольникова, к этой группе принадлежат Магомет, Наполеон, Ньютон. Вторые должны подчиняться первым. Раскольников не сомневается в непогрешимости своей теории. Она оправдывает «кровь по совести». Ему только необходимо выяснить, кто же он сам. Чтобы это проверить, Раскольников идет на убийство.

Идея Раскольникова терпит поражение не только после, но и в самый момент ее осуществления. В нем растет брезгливое отвращение к тому, что он делает. После убийства старухи Раскольникову «захотелось все бросить и уйти», а когда его второй жертвой стала Лизавета, ему хотелось быстрее убежать отсюда.

После преступления Раскольников испытывает потрясение, отчуждение от близких и отвращение к себе. Герой осознает, что не «старуху убил, а себя». Не смог переступить через кровь, а значит, он не из числа людей «высшего» разряда. Преступление будто вычеркнуло его из жизни, встало стеной между ним и людьми, и это одиночество становится невыносимым.

Для развенчания идеи сильной личности автор использует систему двойников. Лужин и Свидригайлов тоже считают, что «сильным мира сего» «всё позволено». Раскольников чувствует, что ложная теория сближает его с ними, а он ведь, наоборот, хочет защитить людей от Лужиных и Свидригайловых. Теория завела героя в беспросветный тупик.

Самое сильное воздействие на Раскольникова, на его решение прекратить «бунт» оказывает Соня Мармеладова. Она страдает вместе с ним, но не может принять его теорию. Соня помогла спасти душу Раскольникова. Достоевский показывает, что понять истину человек может только находясь рядом с другими.

Раскольников осознал гибельность своей теории и ее антигуманную сущность и отказался от нее.

Теория Раскольникова в романе Преступление и наказание

Роман «Преступление и наказание» можно отнести к разряду социально-философских. Он был написан Достоевским в 1866 году, когда в России назревал переломный момент, время противостояния революционных сил. Люди были не согласны с социальным устройством общества, на недостатки которого автор и обратил внимание в своем произведении. Народ был в таком положении, что часто единственным выходом было преступление.

Главным героем произведения является Родион Раскольников, в прошлом студент. Он попал в такое положение, что жить ему совершенно не на что, а на возможность поправить свое материальное положение надеяться не приходится. Родион добр, отзывчив, умен, но нужда и безысходность вокруг сподвигли его на размышления, в ходе которых зародилась жестокая теория. По мнению Раскольникова все человечество делится на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые как раз и имеют право совершать преступления ради определенной цели. Для достижения великой цели, осуществляемой ради человечества, люди второй группы имеют право унижать всех «дрожащих», попадающихся на их пути.

Молодой человек склоняется к версии, что благополучие большинства оправдывает уничтожение меньшинства. Для героя важно определить, к какой группе людей относится он сам. Ради этого он решается на страшный поступок: убить старуху-процентщицу. Ради установления справедливости юноша идет на преступление. С этой минуты начинается опровержение идей Раскольникова. Содеянное становится для него мучением, каторгой. Совесть героя оказалась выше рассуждений. Он не может думать ни о чем, кроме совершенного убийства. Родион делает вывод, что он всего лишь «тварь дрожащая», как и все вокруг. Он осознает бессмысленность содеянного, но всеми силами пытается не признавать того, что его теория несостоятельна. То, что казалось ему выходом, привело в тупик. Героя мучает одиночество, ему необходимо перед кем-то исповедаться. Он решается признаться во всем Соне Мармеладовой, которая тоже является преступницей, но ее преступление совершенно против собственной души. Девушка уговаривает Раскольникова признаться в содеянном. За убийство Родион получает заслуженное наказание. Но даже в тюрьме он продолжает верить в свою теорию. Только доброта Сонечки влияет на него так, что он истинно кается и отказывается от убеждений. Полное отречение от теории происходит после сна, в котором люди убивают друг друга ради мирового благополучия. Итогом является истребление всего живого. Только после этих сновидений герой полностью убеждается в бессмысленности им придуманного. Он понимает, что каждый достоин жить, имеет право на счастье, но благополучия нужно достигать, делая добро, а не истребляя неугодных. Жизнь показывает Родиону Раскольникову, насколько несправедливы были его убеждения, и он начинает ставить во главу всего христианские ценности.

Через покаяние Раскольникова Достоевский хочет донести до каждого, что преступление не может быть оправдано никакими целями, что оно никогда не приведет к счастью. Человек получает то, что отдает. К благополучию нужно идти тропой добра.

4 вариант

В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский описывает середину XIX века со всеми ее сложностями: революционной борьбой, усугубившимися социальными отношениями. Автор придерживается позиции борьбы с этими процессами, видит в них причину, по которой совершаются преступления.

Воплощая свои мысли в образе Раскольникова, писатель описывает ситуацию, толкнувшую молодого человека на убийство, и раскрывает его душевные переживания. Родион — бывший студент, ныне он прозябает в убогой нищете. Несмотря на то, что он не лишен милосердия и отзывчивости, бедственное положение доводит его до физического и морального истощения. Раскольников всюду видит бесправие и бедность. В этих неблагоприятных обстоятельствах и рождается его теория, гласящая, что люди делятся на две категории. Те, кто входят в первую, — «необыкновенные». Например, Наполеон, или любой другой человек, который управляет миром или достиг вершин в своем деле. Вторые — лишь «твари дрожащие». Теория основывается на мысли, что счастья первых можно достичь лишь угнетением вторых. Раскольников не знает, к какой категории отнести себя, и поэтому решает совершить убийство, чтобы получить право называться «необыкновенным». Жертвой становится старуха-процентщица.

Даже преступление добрый по сути своей Раскольников оправдывает благородными мотивами. Он намеревается сделать мир лучше, но осознает, что изменений не произошло. В этот момент теория начинает опровергаться. Герой страдает, его мучает совесть, но в то же время он боится, что кто-то узнает о преступлении, и каждый его новый шаг отныне сопровождается подозрениями и ужасом. Его эксперимент провалился, он готов смириться с тем, что все же оказался «тварью дрожащей», но сами идеи продолжает воспринимать как верные. Окончательно теория рушится только под влиянием Сони Мармеладовой: она уговаривает Раскольникова сознаться в содеянном. Вера в Бога ведет их обоих. Освобождение от губительных мыслей возвращает Родиона в мир, он начинает осознавать, что придуманных им различий нет, и все люди достойны жизни и счастья.

Ф.М.Достоевский не в первый раз вносит в свои произведения христианские мотивы, но именно в «Преступлении и наказании» религиозные ценности не просто показываются в лучшем свете: они спасают главного героя и приводят его к искуплению. Ф.М.Достоевский говорит о том, что преступление недопустимо вне зависимости от его причины, а теория, для подтверждения которой нужно убийство, не имеет права существовать.

Сочинение-рассуждение Теория Раскольникова

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее произведение русской литературы. В романе описываются события шестидесятых годов девятнадцатого века, когда в России были широко распространены революционные идеи. Всё действия происходят в Петербурге — больном, безрадостном и безнравственном городе, что показывает состояние героев.

Главным героем произведения является Родион Раскольников — бывший студент, которому из-за сложного материального положения пришлось оставить учёбу в университете. Герой живёт очень бедно, снимает небольшую коморку, напоминающую шкаф или гроб. Его комната была длиной всего в десять шагов, вся потертая, грязная, на окнах висели желтые шторы.

Родион долгое время наблюдал за жизнью обычных людей, он хотел изменить их жизнь к лучшему. Так и появилась на свет теория Раскольникова. Его теория предполагает разделение всех людей на два типа: обыкновенных, то есть простой народ, значение которого лишь в воспроизведении себе подобных, и необыкновенных — великих людей, которым позволительно нарушать законы для достижения своих гениальных планов и целей. Герой задумывался над вопросом, к какому же типу относится он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?». Наконец, Раскольников причисляет себя к великим людям, сопоставляя себя с Наполеоном, и решается на преступление — убийство старухи-процентщицы. Родион был уверен, что его поступок — это благое дело, ведь старушонка обманывала бедных людей, наживалась за чужой счёт. Он считал, что процентщица лишь всем мешает, отравляет чужие жизнь, и её убийство вовсе нельзя назвать преступлением.

Но Родину Раскольникову пришлось убить и ни в чем не виновную Лизавету, беременную сестру процентщицы. Совесть не давала герою покоя, он постоянно испытывал душевные терзания, ведь он смог убить, но переступить черту так и не сумел. Деньги же, которые Раскольников забрал после убийства старухи, так и не были использованы, то есть добрые дела, которые планировал герой, так и не совершились.

Хотя герой и не признавал свою вину, он постепенно разочаровался в своей теории. Он понял, что напрасно причислил себя к не обыкновенным людям. В конечном итоге Раскольников понял, что убил вовсе не бесполезную старушонку, а самого себя. Родиону вовсе не нужны были её деньги, его цель была в том, чтобы выяснить, сможет ли он переступить или нет. Об этом он говорит Соне.

Таким образом, теория Раскольникова, которая на первый взгляд кажется вполне логичной и правдивой, в конечном итоге ,так как приносит страдания и мучения героя и приводит к раскаянию преступника.

<glav>Другие темы:</glav>← Разумихин в романе Преступление и наказание↑ ДостоевскийДвойники Раскольникова → `

Теория Раскольникова и ее крах

teoriya-raskolnikova-i-ee-krah.jpg

Популярные сочинения

  • Примеры настоящего искусства из литературы

    Основной темой стихотворения А.С.Пушкина “Пророк” является предназначение настоящего искусства. Поэт считает, что цель творца нести людям свет и стремление к познаниям.

  • Сочинение Барыня в рассказе Муму (характеристика и образ)

    Рассказ И. С. Тургенева «Муму» — своеобразное зеркало, которое отражает бурную эпоху середины и второй половины XIX века. Писатель отразил в своем произведении все то, что видел вокруг себя

  • Сочинение Примеры подвига из жизни

    С ранних лет дети узнают об отважных подвигах героев из сказок. Фантастические фильмы особенно популярны в кинотеатрах, захватывая зрителей интересным сюжетом и всемогущими персонажами

В«Преступление и наказаниеВ» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман. Произведение было написано Достоевским в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда В«старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождалисьВ». Именно поэтому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него развернулись бесконечные споры и дискуссии. Это был принципиально новый роман в мировой литературе, так как он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции. Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей. Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления.

Центральным образом романа является Родион Раскольников – молодой человек с привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать. Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику. Он задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом В«полусумасшедшихВ», в котором стояла страшная жара и ощущалась вонь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях. Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.

Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей. Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.

Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на В«обыкновенныхВ» людей и В«…людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое словоВ». И эти В«особыеВ» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради В«разрушения настоящего во имя лучшегоВ». Он верит, что великая личность неподсудна.

Раскольникова волнует вопрос: В«…вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..В» Оказавшись во власти своей идеи, он причислил себя к В«необыкновеннымВ» людям и, следуя своей теории, задумал убить жадную старуху-процентщицу, а на ее деньги совершать добрые дела, в частности спасти от нищеты и жалкого существования своих родных. Но, несмотря на то, что Раскольников оправдывал этот замысел своей теорией, он не сразу решается на убийство. В душе героя происходит жестокая внутренняя борьба. С одной стороны, он уверен в истинности своей теории, с другой стороны – не может переступить через собственную совесть. Однако последнее он считает слабостью, которую необходимо преодолеть.

Мечта Раскольникова оказывается сильнее, и он решается на преступление, но решается не ради денег, а с целью В«проверить себяВ», способность перешагнуть через свою жизнь, как это делали Наполеон и Магомет. Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатые и сильные безнаказанно унижают слабых и угнетенных, где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой. Раскольникову кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, – морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь. Но убийство старухи-процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась самолюбивая, гордая мечта о господстве над В«тварью дрожащейВ» и над В«всем человеческим муравейникомВ». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству. Таким образом круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся.

Исполнив свой замысел, Раскольников осознает, что убил и самого себя. Он переступил через нравственный и религиозный законы. С невозможным мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. С того момента, когда Раскольников опустил топор на головы старухи и Лизаветы, для него начались нравственные страдания. Но это было не раскаяние, а сознание собственного отчаяния, бессилия, мучительное чувство В«разомкнутости и разъединенности с человечествомВ». Раскольникову В«вдруг стало совершенно ясно и понятно, что… уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говоритьВ».

Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему при несет убийство. Он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что следует бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой. Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно.

Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Отказавшись от наполеоновских мечтаний, герой подошел к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку – такой же В«парии обществаВ», как он, – Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни. Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соня, оказавшаяся в крайне тяжелом положении, вынужденная зарабатывать на жизнь В«желтым билетикомВ», несмотря ни на что, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо. Она уважает людей и испытывает к ним безграничную жалость, сострадание. Соня – глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания. И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни.

Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, открытость, ненависть к любому злу. Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно это, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. Сам автор, стараясь проследить В«психологический ход преступленияВ», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека. Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит.

В«Закон, правда и человеческая природа взяли своеВ», – писал Достоевский. Этим писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла В«больную теориюВ» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям. Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией.

Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, В«отточенной, как бритваВ», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Совершенное Раскольниковым необычное, В«идейноеВ» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей. Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.

В 

в–єВ Материалы о романе Ф.М. Достоевского В«Преступление и наказаниеВ»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Преступление и наказаниеВ» Ф.М. Достоевского. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

В романе Ф. М. Достоевского мы наблюдаем, как зарождается великая и жесточайшая теория Родиона Раскольникова, как главный герой испытывает себя, проверяя её. Крушение подобной теории неизбежно, но оно происходит в двух смыслах: в реальном мире и в сознании самого Раскольникова. Зарождение теории Раскольникова и её крах – составляют основу сюжета романа “Преступление и наказание”.

Зарождение теории

Тяжёлое материальное положение, беспросветная нищета и невозможность изменить своё настоящее и будущее толкает молодого студента Раскольникова к созданию своей собственной теории. На тот момент, когда он уходил из университета (из-за отсутствия денег на обучение), он отдаёт в печать свою статью, но газета закрывается. Спустя какое-то время он узнаёт, что его детище опубликовали в другой газете. В то время теория ещё казалась ему игрой, она не поработила сознание Раскольникова. Он развивал её, находил ряд доказательств, присматривался к людям и убеждался в правоте своих выводов. Однако после того, как он оставил учёбу, голод, стресс, бессилие и отчаяние заставили его замкнуться в себе. Теория стала его главной идеей, её воплощение, проверка на “прочность” перешли в стадию плана.

Разговор Раскольникова со следователем

Достаточно подробно раскрывается теория Раскольникова в разговоре с Порфирием Петровичем – следователем по делу об убийстве старухи и её сестры. Он, как выяснилось, знаком со статьёй Раскольникова, его заинтересовал необычный взгляд на общество молодого человека. Поясняя постулаты своей теории, Родион достаточно осторожно раскрывает собеседнику свои мотивы преступления, но следователь, естественно, не осознаёт этого. Он искренне рад, что может пообщаться с автором статьи, и высказать своё мнение на данную тему.

Люди, которые призваны внести нечто новое в жизнь человечества, по мнению Раскольникова, имеют определённое превосходство и совершенно другие права (моральные, конечно же). К примеру, убить кого-то если потребуется: “…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…”).

Проверка теории и её крах

То, что происходит после шокирует Раскольникова – он не раскаивается, что лишил жизни человека, он в ужасе оттого, что оказался слабым, человечным, послушным “материалом”. Главным изъяном системы, которая казалась идеальной стал тот, кто породил её. Героя мучает страх, беспорядок мыслей, никакие цели и идеи не радуют персонажа – душа мучается и страдает, а разум разрывается от осознания, что он такой же, как все.

Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Теория Раскольникова и её крах”.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каком году был написан роман Достоевского «Преступление и наказание»?</h3>

    • <label>1865 г.</label>
    • <label>1866 г.</label>
    • <label>1867 г.</label>
    • <label>1868 г.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Как и почему появилась теория Раскольникова

Родион Раскольников — главный герой романа. Это — чрезвычайно умный, одаренный студент, который не имеет ни гроша и живет в ужасных условиях. Он не может продолжать учебу и найти работу. Полная нищета, которая его окружает и отсутствие какой-либо надежды вырваться из нее, доводят юношу до крайности. Рис. 1. Родион Раскольников на лестнице. И.С. Глазунов</figcaption>Неустойчивый политический строй и последствия реформ, которые лишили народ традиционных  взглядов и моральных принципов, оказывают на него большое влияние. Он каждый день видит, как нарушаются принятые ранее моральные нормы, как люди совершают поступки, выходящие за рамки приличий.В его неокрепшем, но развитом аналитическом разуме рождается страшная по своей сути теория, которая укореняется в его голове и в результате толкает на убийство.

Суть теории

Раскольников делит всех людей на два типа:

  1. “Сверх-человеки” — это волевые незаурядные личности, которые творят историю (к таким он относит Наполеона).
  2. “Твари дрожащие” — это все остальные люди, влачащие заурядное существование.

Важно! Сильные люди, по его мнению, имеют право совершить любое преступление, если оно будет оправдано для свершения великой цели.

В ходе своих размышлений Раскольников пытается определить, к какой категории отнести себя. Он решает, что доказать свое превосходство можно, совершив преступление, не испытывая при этом угрызений совести. Он считает, что уничтожение эксплуататоров общества может быть достойной целью. К этому типу Раскольников причисляет и старуху-процентщицу — Алену Ивановну, которая наживается на страданиях бедных людей. Он хочет забрать ее деньги и помочь нуждающимся. Рис. 2. Родион Раскольников в своей каморке. И.С. Глазунов</figcaption>

Важно! Эта теория пересекается с идеологическими настроениями революционной демократии, которые царили в то время, и дополнена оригинальной философией индивидуализма, которая допускает нарушение моральных принципов и “кровь по совести”.

Раскольников считает, что развитие человечества невозможно без насилия и жертв, которые осуществляют великие люди. Высокое самомнение толкает его на реализацию плана, который сможет доказать ему, что он не “тварь дрожащая”.

Реализация и развенчание

Развив свою теорию, студент решается на ее подтверждение. С самого начала весь его точно разработанный план нарушается. Он убивает не только процентщицу, которая представляет собой зло, но и ее сестру Лизавету, так как она оказалась случайным свидетелем. Это не соответствует его идеологии и становится первой из проблем. После совершенного злодейства читатель подробно наблюдает, как развивается страх, паранойя героя. Он даже падает в обморок в полицейском участке, а после — серьезно заболевает. Рис. 3. Родион Раскольников. И. С. Глазунов</figcaption>Страх разоблачения полностью поглощает Раскольникова — он отгораживается от всего мира, погружается в опасное и губительное одиночество.Даже после того, как в убийстве обвинили другого персонажа, Раскольников боится показаться и пустить в ход полученные деньги, чтобы помочь обездоленным. Однако его страдания вызваны не только страхом. Родион по своей натуре был человеком добрым и чувствительным. Всему его существу было невыносимо насилие и, переступив через себя, он нарушил душевное равновесие, обрести которое смог очень нескоро. Он говорит “Я не старуху убил, я себя убил!”, понимая губительность своих действий для души. Он ставит себя на одну ступень с законченными мерзавцами вроде Лужина и Свидригайлова.

Важно! Раскольников понимает, что убив, он переступил нравственную и религиозную черту, которая отрезала его от хороших людей и перенесла в разряд злодеев. Он не отказывается от своей теории, но разочаровывается в себе.

Несмотря на свою замкнутость и скрытность, Раскольников все же нуждается в общении. Достигнув полного отчаяния, он рассказывает о содеянном Соне Мармеладовой (малознакомой и глупой проститутке). В ней он видит более сильную личность, ведь, несмотря на ее род занятий, который лишил ее нравственности, и нищету, она смогла сохранить любовь к людям, готовность к самопожертвованию. Соня опровергает его теорию, так как не относится ни к первой, ни ко второй категории. Она сама распорядилась своей жизнью и даже в ужасных условиях смогла сохранить чистоту души. Рис. 4. Двор Раскольникова. И.С. Глазунов</figcaption>Под влиянием Мармеладовой он признается в преступлении и отправляется на каторгу. Даже здесь он не сразу понимает, что его теория ошибочна. Осознание этого приходит к нему только в последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя благополучия человечества, и итогом этого становится пустынная земля. Только после этого сна Родион постепенно возвращается к христианским ценностям, осознавая, что все люди равны, и жизнь — величайший дар, который нужно беречь. Опровергая теорию Раскольникова, Достоевский подводит читателя к мысли, что единственный способ изменить человечество — это христианская любовь и самопожертвование.Предлагаем вам также посмотреть видео с анализом теории Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” и экранизированными важными моментами произведения.

Статьи по теме:

  • “Преступление и наказание” — краткое содержание романа Ф.М. Достоевского

  • Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»

  • Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

  • Родион Раскольников и Соня Мармеладова — история взаимоотношений

  • Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

  • Двойники Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

  • Дуня Раскольникова — характеристика героини романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тест для закрепления материала

  1. 1На сколько групп делил людей Раскольников в своей теории?

    • <label>5</label>
    • <label>3</label>
    • <label>2</label>

    Вопрос 1 из 7

  2. 2Что хотел доказать Раскольников своим поступком?

    • <label>Что он не “тварь дрожащая”</label>
    • <label>Что преступление останется безнаказанным</label>
    • <label>Что каждый имеет право убивать</label>

    Вопрос 2 из 7

  3. 3Кому Раскольников рассказывает о своем преступлении?

    • <label>Соне Мармеладовой</label>
    • <label>Свидригайлову</label>
    • <label>Соседке</label>

    Вопрос 3 из 7

  4. 4Понимание ложности его теории приходит к Раскольникову после:

    • <label>Сна</label>
    • <label>Прочтения Библии</label>
    • <label>Разговора с каторжником</label>

    Вопрос 4 из 7

  5. 5После убийства Раскольников чувствует себя:

    • <label>Спокойно</label>
    • <label>Хорошо</label>
    • <label>Плохо</label>

    Вопрос 5 из 7

  6. 6Почему Раскольников решает убить именно эту старуху?

    • <label>Она была слишком шумной и противной</label>
    • <label>Она наживалась на бедах людей</label>
    • <label>Она был случайной жертвой</label>

    Вопрос 6 из 7

  7. 7Признаться в содеянном героя подталкивает:

    • <label>Соня</label>
    • <label>Совесть</label>
    • <label>Свидригайлов</label>

    Вопрос 7 из 7

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Достоевский в своём произведении «Преступление и наказание» создаёт самого известного и анализируемого криминального персонажа в литературе – Раскольникова Родиона Романовича. В романе рассказывается о студенте, который живёт в ужасных условиях. В его голове рождается страшная по своей идее теория, которая в результате терпит крах. После прочтения произведения можно долго рассуждать, что способствовало возникновению теории Раскольникова и её неминуемому краху, какую роль сыграли в судьбе бедного молодого человека второстепенные персонажи. Не зря социально-философский роман часто является темой для сочинений, так как почвы для размышлений дарит множество.Становление теорииЕсли попытаться кратко пересказать произведение «Преступление и наказание», то оно будет больше похоже на детектив, а не роман. Однако после прочтения первых глав становится понятно, что речь идёт не о маньяке, а о человеке, у которого были причины на преступление.Главный герой – скромный и достаточно умный молодой человек – Родион. Он живёт в коморке, размером со шкаф, без гроша в кармане и тщетных попытках что-то заработать. Бывший студент, бросивший учёбу из-за нехватки денежных средств, рождает в своей голове антигуманную теорию. Эта идея, поначалу придуманная «в шутку», становится для него всё более реалистичной и обоснованной.В конечном итоге он решается на убийство старухи-процентщицы – Алёны Ивановны. Изъян старухи заключался в её злости, подлости и богатстве.Суть теорииОна построена на привилегированности одних людей над другими. Основная идея теории Раскольникова заключается в том, что он делит людей на 2 типа:• обыкновенные – это обычная серая масса, которая волочит своё жалкое существование;• необыкновенные – сверхлюди, которые творят историю. Они имеют право уничтожать людей из низших слоёв и нарушать все законы для личных целей.Совершая преступление, Раскольников хочет доказать себе, что он относится к категории людей необыкновенных. Согласно его теории, задуманное убийство должно было пойти во благо человечества. Ведь забрав деньги старухи он может потратить их на образование и принести в будущем пользу обществу. Но его ждет разочарование. Уже во время убийства, по, казалось бы, чётко спланированным действиям, нарушается его план, и Раскольников убивает ещё и случайного свидетеля. Крах теории Раскольникова для читателя был очевиден изначально, так как она бесчеловечна.Крушение теории РаскольниковаЖелая улучшить мир вокруг себя, Раскольников со временем понимает, что совершённое убийство никому не принесло пользы. А он сам становится причиной многих трагедий (смерть матери, заключение Миколки, убийство ещё одного невиновного человека и т. д.). Раскольников осознает бессмысленность своих действий и начинает чувствовать себя загнанным зверем, потому что, с одной стороны, его мучает совесть, а с другой — он боится ошибиться и выдать себя.По ходу романа, идея Раскольникова всё больше рушится, как песочный замок. Достоевский начинает опровергать ужасный замысел главного героя, указывая на то, что нет никаких критериев, по которым можно делить людей на обычных и необычных. Это происходит на фоне ужасных мучений и терзаний Родиона.Не справившись со своими мыслями, он всё рассказывает Соне Мармеладовой, которая в романе изображается в роли проститутки. Она полностью опровергает его теорию, так как не относится ни к каким из двух типов людей. Мармеладова сама выбрала свой путь. Ради своей семьи она была готова пожертвовать собой, но, при столь ужасных условиях жизни, смогла сохранить внутреннюю чистоту. Духовное исцеление Раскольникова происходит в тяжёлом труде над собой, когда он признаётся в провале своей теории и принимает истину Сони — истину христианского смирения и прощения.После бесед с Мармеладовой, Родион сам признается в преступлении и его отправляют на каторгу. Начало его исцеления начинается в заточении. Там ему снится сон, в котором человечество полностью себя уничтожает, убивая друг друга во благо своего благополучия. Именно после этого сна становится понятно, почему теория Раскольникова потерпела крах. Насилием нельзя оправдать ни одно действие, и если бы все жили по такой теории, то в мир погряз бы в убийствах, приводящих к полному самоуничтожению. Все люди на земле равны, а жизнь — величайшее богатство, полученное в дар, которое необходимо беречь.

Используемые источники:

  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/dostoevskij/teoriya-raskolnikova-i-ee-krah
  • https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/46-_prestuplenie_i_nakazanie__fm_dostoevskogo_kratkoe_soderzhanie_osobennosti_romana_sochineniya/stages/2438-ideya_raskolnikova_i_ee_krushenie.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/teoriya-raskolnikova-i-ee-krah.html
  • https://nauka.club/literatura/teoriya-raskolnikova-sut-prichiny-poyavleniya-krax.html
  • https://rus-shkola.ru/literatura/teoriya-raskolnikova-ot-idei-do-eyo-krusheniya/

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Романович Раскольников является главным героем. Именно его жизнь легла в основу сюжета романа, ставшего мировым шедевром, и популярного по сей день в читательских кругах. Поэтому для более полного и глубокого понимания сути содержания произведения и замысла автора нужно рассмотреть условия жизни центрального персонажа.

Родион учился в Петербурге на юриста, но вынужден был бросить из-за отсутствия средств учебу. Он жил впроголодь, в глубокой нищете, ютился в крохотной, похожей на гроб или шкаф коморке, оснащенной старой, убогой мебелью. Большую часть комнаты занимала кровать.

Раскольников был хорош собой: высокий, стройный, темноглазый, с каштановыми волосами. Но его привлекательная внешность скрывалась под старой, ветхой одеждой, почти превратившейся в лохмотья. А на голове молодой человек носил очень старую, давно потерявшую вид и форму шляпу. Родион мог по 2 дня не есть, поэтому иногда чувствовал слабость. Но, несмотря на полуголодное существование, молодой человек все равно не мог оплачивать свое жилище. Он задолжал хозяйке за комнату и поэтому не хотел с ней встречаться.

Мужчина закладывал под проценты дорогие ему вещи, но выбраться из нищенского положения не мог. Раздавленного бедностью, Раскольникова вдруг стали посещать темные мысли, в результате вылившиеся в его собственную идею, похожую по своей сути на теорию «наполеонизма».

Теория Раскольникова требовала подтверждения своей состоятельности и уникальности практикой. И Родион был одержим своей идеей. Согласно его теории, все люди делятся на две категории. Одни – избранные, они могут вершить великие дела: изменять мир, делать все, что им захочется, ходить по головам и даже совершать преступления, если это нужно для всеобщего блага. Другие же не могут так себя вести, являясь людьми заурядными, ничтожными, идущими за избранными, их жизнью можно пожертвовать без зазрения совести и раскаяния.

Главный герой пытается понять, к какой категории он относится. Считая, что он принадлежит к избранной касте, Родион Раскольников, одержимый идеей, противоречит сам себе, то веря в свою теорию, то разочаровываясь в ней.

Он около месяца готовится к совершению преступления, надеясь, что поступает правильно. К злодеянию его также подтолкнули еще некоторые обстоятельства. Это знакомство с Мармеладовым, пропивающим семейные деньги, даже те, что зарабатывала его юная дочь Соня проституцией, стараясь прокормить их семью с тремя маленькими детьми мачехи. Было еще одно обстоятельство, наводящее на мысли о преступлении, это то, что сестра Родиона Евдокия решила стать женой имеющего капитал Лужина. Принося себя в жертву, она хотела поправить материальное положение брата, дать ему возможность получить образование, обеспечить успех. А Родион не хотел этого допустить. Также он слышал разговор студента с офицером, где тот говорил военному, что процентщицу нужно убить, а ее средства пустить на благородное дело.

В подходящий момент, когда Алена Ивановна находилась дома одна, Раскольников пожаловал к ней в качестве клиента. Убив ее ударом топора по голове, он торопливо собрал некоторые ценные вещи. Тут в дверях показалась сестра Алены Ивановны. Мужчина ее тоже убил и убежал с украденными вещами.

Но совершив двойное убийство – старухи процентщицы и ее сестры Елизаветы, явившейся не вовремя, Молодой человек понимает, что его теория несовершенна и неверна, потому что его мучают угрызения совести, чувство вины до помрачения рассудка и лихорадочного жара. Он осознает, что убийство как его не преподноси, даже для достижения благородных целей, никак и ничем нельзя оправдать. Лишение человека жизни во все времена является преступлением, и что жизнью даже одного человека нельзя жертвовать ни для каких целей.

Раскольников становится обычным преступником, пополнив ряд других порочных личностей, таких, как Свидригайлов или Лужин. С той лишь разницей, что эти люди совершали преступления для собственного блага, а не для общественного. Мысли о совершенном злодеянии преследуют его неотступно, и он приходит к уничтожающему выводу: «Я не старуху убил…, я себя убил».

Родион не выдерживает и рассказывает о преступлении Соне, а та отдает ему свой нательный крестик и советует признаться в совершенном убийстве. После явки с повинной решением суда Раскольникова ссылают на восемь лет в ссылку, в Сибирь. Там молодой человек переосмысливает жизнь, понимает, что совершил злодеяние, взял на себя большой грех, что ступил на преступный путь. Он раскаивается в содеянном, старается исправиться в положительную сторону. В Сибирь к нему приезжает Соня, и после отбывания Родионом каторги у молодых людей есть все шансы на новую счастливую жизнь.

Жизнь молодого человека Родиона Раскольникова, загнанного в тупик своим нищенским существованием, показывает нам все несовершенство и однобокость законов буржуазной России – безнаказанность, насилие, хождение по головам одних членов общества – верхов, и безысходность, и крайне тяжелые условия существования других – низов общества. Безнаказанность порождает соблазн и желание подражать, поступая так же, толкает на кражи, грабежи, убийства людей, оказавшихся в нищете.

Но далеко не все способны пойти на преступления или покончить с собой, как женщина, бросившаяся с моста; некоторые персонажи романа стараются стойко преодолеть свое бедственное положение: стремясь выбраться из нищеты, они не опускают руки и борются за свое существование. Это студент Разумихин, Екатерина Ивановна. Соня Мармеладова. Ничто не заставит их стать на преступный путь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

РЕФЕРАТ

на тему:

«Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.
М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Введение

Начиная с глубокой древности, люди
задумывались над следующей мыслью: «Можно ли ради всеобщей пользы пренебречь
жизнями никчемных, по их мнению, людей». Аристотель говорил: «Одни люди по
своей природе свободны, другие рабы, и последним быть рабами и полезно, и
справедливо». Библия же говорит, что все люди равны перед богом, и ставит самой
главной заповедь «Не убий».

К девятнадцатому веку все большее
распространение получал тезис Аристотеля, правда, упрощенный и профанируемый. А
после того как вышли из печати первые книги Ф.Ницше, идея «сильной личности»,
«вседозволенности», опять-таки адаптированная, находила все больше почитателей
и последователей.

В последующие десятилетия
индивидуалистический бунт все больше определял жизнь Европы политическую
(мировые и локальные войны), экономическую (кризисы, нищета, экологические
проблемы), тоталитарно-психологическую. Поэтому актуальность выбранной темы
очевидна.

Ты
сам свой Бог, ты сам свой ближний,

О,
будь же собственным Творцом,

Будь
бездной верхней, бездной нижней,

Своим
началом и концом.

Д.
С. Мережковский

Прежде чем говорить о персонаже его
характеристике и образе, необходимо разобраться в каком произведении он
фигурирует, и кто собственно, стал автором данного произведения.

Раскольников – главное действующее
лицо одного из лучших романов российского классика Федора Достоевского –
«Преступление и наказание», который оказал также влияние на мировую литературу.
«Преступление и наказание» вышло в мир в 1866 году.

Роман сразу же заметили в Российской
империи – он вызвал волну возмущенных, а также восхищенных отзывов. О работе
Достоевского почти сразу узнали за границей, в следствие чего, роман был
переведен на множество языков, включая английский, французский и немецкий.

Роман был не один раз экранизирован,
а идеи, которые заложил Достоевский в дальнейшем использовались многими
мировыми классиками.

Достоевский не тянет с описанием
ключевого персонажа своего романа – Родиона Раскольникова и описывает его прямо
с первой главы. Автор показывает главного героя молодым человеком, который
находится далеко не в самом лучшем физическом состоянии – его вид вполне можно
назвать болезненным.

В центре исследования образа
Раскольникова – эгоизм как основа личности. Личности глубокой, бескорыстной в
общепринятом смысле этого слова, талантливой. Эгоизм, не осознанный как эгоизм
самой личности, искренне, без всякого притворства, убежденной в отсутствии этой
черты в собственном характере. Иначе говоря, эгоизм, основанный на глубинном
самообмане человека. Эгоизм Раскольникова неразрывно связан с идеей социального
реформаторства – это наиболее важно для Достоевского. Раскольников выступает
субъектом самостоятельного необычного социального реформаторства – это наиболее
важно для Достоевского: он автор теории, он же ее исполнитель.

Реализация свободы воли человека
неразрывно связана с его успехом, достижением желаемого результата. Успех – это
состоявшийся поступок, в чем-то утверждающий личность. Поражение угнетает
человека. При этом, как правило, отмечает Достоевский, угнетает не только свое
личное поражение, но и поражение других людей. Возможность успеха означает не
только удачу другого, его умение и стойкость, но и победу человеческого деяния
вообще, победу «Я» как такового. Достоевский подмечает, что люди, которым
сочувствовали в их рискованном предприятии, сталкивались с тем, что в случае поражения
этого предприятия, им перестают сочувствовать и даже перестают уважать их.
«Успех так много значит между людьми»,- читаем мы на страницах романа.

Достоевский, по существу, утверждает
мысль о неподлинности человеческого существования вне мира искусства, вне
реалий художественной творческой деятельности. Для одних эта неподлинность
состоит в том, что они не реализовались профессионально. Для других
существование вне сферы художественных образов означает нереализованность и
нераскрытость чисто человеческих качеств, то есть личную нереализованность.
Художественное творчество является способом самостоятельного образного
воссоздания мира, его идеального творения. Человек воплощает в наиболее
убедительной для себя форме – форме художественного творчества – свои идеалы о
добре и зле, о самом себе в этой жизни. Он творит без оглядки на
обстоятельства; здесь, в сфере искусства, он у себя самого, он свободен
безгранично, он самостоятелен и силен. Он сам по себе и с другими вместе. Он
изменяет жизнь решительнее и смелее любых властителей, реализует несостоявшуюся
справедливость, утверждает принимаемую им красоту, проживает сотворенную его
художественным сознанием, убеждающую его своей достоверностью жизнью.

Стремление к свободе воли естественно
для человека, потому подавление этого стремления уродует личность, а формы
протеста против подавления могут быть неожиданны, особенно тогда, когда
отключается разум, самоконтроль, и человек теряет привычный свой облик,
становясь страшным и для себя, и для других.

Методично и скрупулезно изучает
Достоевский психологический облик человека – человек становится для него точкой
отсчета, причем человек не абстрактный, а вполне конкретный. Русский философ
Бердяев писал: «В антропологизме Достоевского что-то новое открылось миру. В Достоевском
исключительной остроты достигло самочувствие человека, проблема о человеке.»

Жестокость ломает всех: и носителей
ее, и тех, на кого направлена. Она толкает на самоубийства, на убийства в
ответ. Жестокость лишает человека нормального облика, делает людей «вислоухими,
безобразными неряхами», превращает в «подобие исполинского паука, с человека
величиной», в существ, на которых «даже странно смотреть».

Достоевский восстает против зла,
воплощенного в человеческих действиях, отчетливо представляя себе, что
исследование зла, его истоков возвращает нас к человеческой душе.

Достоевский оспаривает как
современные ему философские концепции, так и позиции будущих теоретиков,
продолжателей не принимаемых писателем философов. Он достаточно определенно
предугадывает дальнейшие повороты их мысли. В частности Достоевский анализирует
как примитивные однозначные толкования материалистов относительно человека и
его связи с миром, так и следствия из этих толкований. Вероятно, имея в виду
знаменитые рассуждения Д.Дидро о чувствах человека как о фортепианных клавишах,
по которым «ударяют» внешние воздействия, Достоевский восклицает, что ни в коем
случае нельзя проводить такой упрощенной аналогии, поскольку она ни в какой
мере не соответствует природе человека, который «именно свои фантастические
мечты, свою пошлейшую глупость пожелает удержать за собой единственно для того,
чтобы самому себе подтвердить. Что все еще люди, а не фортепианные клавиши, на
которых хоть и играют сами законы природы собственноручно, но грозят до того
доиграться, что уж мимо календаря захотеть ничего нельзя будет». Иначе говоря,
дело не в том, какой в данном случае человек, плохой или хороший, он не
фортепианная клавиша.

Долгие годы Родион замкнут от
остального мира, он мрачен и постоянно летает в собственных мыслях. Ранее
Раскольников был студентом престижного университета, где обучался на довольно
солидную должность – на юриста. Но парень забрасывает учебу, после чего его исключают
из учебного заведения.

Раскольников не слишком привередлив и
живет в очень скудной небольшой комнатке, где совершенно нет ни единого
предмета, который бы создавал уют в его жилище. Однако причиной этому также
послужила его бедность, на что также намекает и уже давно изношенная одежда. У
Родиона уже давно закончились денежные средства, дабы оплачивать себе квартиру
и учебу. Однако при всем этом, Раскольников был хорош собой – достаточно
высокий и в хорошей физической форме, имел темные волосы и приятное лицо.

Героя очень унижало то, что его
материальное состояние оставляло желать лучшего. Сам герой, находясь в
подавленном состоянии, задумывает совершить преступление – убить старуху и тем
самым проверить, сможет ли он начать новую жизнь и сделать пользу обществу. У
героя зарождается идея, что некоторые люди – действительно великие, имеют право
совершать убийство, ведь именно они являются двигателем прогресса. Себя же он
считает именно таким человек и его сильно угнетает то, что великий человек
сейчас живет в нищете.

Раскольников считал себя человеком
«право имеющим», а вот все остальные люди вокруг – только мясо или средство
достижения целей. Убийство, считает он, позволит раскрыть ему самого себя,
проверить его теорию и показать, способен ли он на большее — полностью изменить
свою жизнь. Еще больше Раскольникова раздражает то, что он ведь далеко не
глупый человек, а напротив – достаточно умный и имеет ряд важных способностей,
которыми обладает каждый успешный предприниматель. И именно его крайне бедное
состояние и положение в обществе не дают возможности реализовать эти способности.

Однако на деле все выходит совершенно
иначе. Кроме того, что Раскольников убивает жадную старуху, от его рук погибает
совершенно ни в чем не виноватая женщина. Из-за своей ошибки главный герой не
может совершить задуманное – он не пользуется награбленным и полностью уходит в
себя. Ему очень страшно и противно от того, что он совершил. При этом, его
пугает не само убийство, а лишь то, что его идея не подтвердилась. Сам же он
говорит, что он убил не старуху – он убил самого себя.

После того, как Раскольников убил
человека, посчитал, что более не заслуживает общаться с людьми. Полностью
запираясь в себе, Раскольников находиться на грани сумасшествия и совершенно не
принимает помощь его родных и близких. Друг героя пытается хоть как-то поднять
настроение юноши, но тот не идет на контакт. Раскольников считает, что он не
заслуживает любви людей и понимает, зачем они ухаживают за ним. Преступник
жаждет того, чтобы его никто не любил, и он в ответ также бы не испытывал
чувства.

После преступления Раскольников серьезно
меняется, если отношения с близкими он избегает, то уже на отношения с
незнакомцами идет без каких-либо сомнений, а также помогает им. К примеру,
помогает семье Мармеладова. В это время продолжается расследование по убийству,
совершенному Раскольниковым. Умный следователь Петрович продолжает искать
убийцу, и Раскольников крайне надеется, что не попадется под подозрение. Кроме
того, герой пытается не только не попадаться на глаза следователю, но и
всячески запутывает следствие своими действиями.

Раскольников меняется после того, как
знакомиться с молодой девушкой Соней Мармеладовой, которая, как и главный герой
находилась в тот момент в крайне бедном состоянии. Дабы помочь семье Соня
работает проституткой и имеет желтый билет – документ, позволяющий девушке
официально зарабатывать себе на жизнь. Соне всего лишь восемнадцать лет, она
верит в добро и в Бога. Ее семье не хватает денег даже на еду,  все
заработанные средства отдает на питание, практически не оставляя себе ни гроша.
Раскольникову не сильно нравится, что она жертвует всем – своей судьбой и своим
телом, ради того, чтобы помочь остальным. Сначала личность Сони вызывает у
Раскольникова негодование, но совсем скоро молодой герой влюбляется в девушку.
Раскольников рассказывает ей о том, что совершил убийство. Соня  просит его
раскаяться в содеянном преступлении – и перед Богом, и перед законом. Однако
Раскольников не слишком разделяет её убеждения, но, все же, любовь к девушке
заставляет Раскольникова покаяться перед Богом о содеянном, после чего приходит
в полицию и признается.

Дальше каторга, где обретает Бога.
Для него началась новая жизнь, в которой он начал видеть не только плохое, но и
хорошее. Именно любовь к Соне заставила его задуматься о том, что все его идея
насчет разных типов людей, один из которых «право имеющие», а остальные лишь
расходные материал, совершенно не имеет смысла. Теория Раскольникова была
совершенно бесчеловечной, ведь никто и ни при каких побуждениях не может
распоряжаться жизнью человека. Такие поступки нарушают все законы
нравственности и христианства.

В конце концов, теория Раскольникова
терпит крах, потому что герой и сам начинает понимать, что она лишена всякого
смысла. Если раньше Раскольников считал, что человек – это тварь дрожащая, то
после осознания понимает, что каждый человек заслуживает право на жизнь и на
право выбирать свою судьбу. В конце концов, Раскольников осознает, что добро –
это основа жизни и делать людям добро, гораздо приятнее, нежели жить только в
собственных интересах, плюя на судьбы окружающих людей.

В романе «Преступление и
наказание» показано два совершенно противоположных жизненных пути, по
которым может пойти любой человек. Два человека, похожие друг на друга по
социальному положению, по возрасту, находят разные решения одной и той же
проблемы. Разумихин пытается видеть в своей жизни положительные стороны и жить
спокойно. А Раскольникова совсем не удовлетворяет его жизнь. Он хочет чего-то
другого, не совсем хорошо осознавая, чего именно. В размышлениях об изменении
своей жизни он придумывает теорию о сверхчеловеке, который может убить другого
человека и это не будет считаться преступлением.

Д. И. Писарев писал: … Раскольников
находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека
поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с
обществом. Мне кажется, что чисто внешне Раскольниковым двигало желание помочь
матери, сестре, Сонечке, а внутренне он хотел доказать себе, что он не тварь
дрожащая, а сильный и решительный человек. Готовясь к преступлению,
Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория; и несколько раз он
отрекается от нее. Но внутреннее желание Раскольникова почувствовать себя
сверхчеловеком побеждает, и он совершает убийство.

Свое преступление Раскольников
продумывает до мелочей, рассчитывает время, количество шагов от своей квартиры
до старухиной. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем. Но в момент
убийства он теряется, отключается от всех продуманных планов, забывает обо всех
предосторожностях, о двери, которую оставляет открытой. Здесь Достоевский
показывает, что, отвернувшись от Бога, Раскольников становится рабом
дьявольского начала. И это преступление Раскольников совершает, движимый
дьявольской силой. Я думаю, что Раскольников совершил свое преступление не для того,
чтобы быстро обогатиться, а для того, чтобы почувствовать себя Наполеоном,
который может распоряжаться жизнями других людей, в данный момент жизнью никому
не нужной старухи. И я не могу согласиться с Д. И. Писаревым, который считал,
что всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы
оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе.

Он почувствовал желание прибегнуть
при первом удобном случае к бесчестным средствам обогащения…. Раскольников
прежде всего думающий человек, и мне кажется, что его можно назвать рацио1,
в нем так же заложено и духовное начало, как во всех других людях, но все же в
первую очередь для Раскольникова существует рацио, он выбирает другой путь. Я
считаю, что Раскольников в чем-то действительно несостоявшийся Наполеон. Он
обладает сильным характером, и это Достоевский показывает в финале романа.
Раскольников в душе так и не раскаивается в совершенном поступке, он не
отказывается от своей теории. По моему мнению, финал романа не гармонирует со
всем предыдущим содержанием.

У несостоявшегося Наполеона,
убежденного в своей правоте, не может возникнуть возможности реабилитироваться.
А Достоевский все же дает ему такую возможность. Он хочет показать читателю,
что даже Наполеон, раз он не состоялся, не является и настоящим убийцей. Есть
люди гораздо ужаснее по своим замыслам, когда насилие достигает огромных
размеров, а такие люди, как Раскольников, способны на чувства, имеют еще не
совсем исковерканную душу, они должны иметь шанс для возвращения к нормальной
жизни. И, может быть, Сонечка, в которой заложена основа воскрешения
Раскольникова, сможет направить ум и душу Раскольникова в правильное
человеческое русло.

Выводы

Раскольников стал заложником своего
положения в обществе. Будучи достаточно умным, способным и образованным
человеком, он не имел возможностей и средств нормально жить. Сильно
расстроенный своим положением, Раскольников не видит иного способа, как
заработать себе на жизнь за счет других людей, которых он считает лишь «мясом»,
материалом, которым можно воспользоваться ради достижения своих целей.
Единственное, что заставляет Раскольникова вновь поверить в добро и забыть о
своих безумных идеях – это ни что иное как любовь к девушке. Именно Соня
Мармеладова показала герою, что творить добро гораздо лучше, нежели причинять
боль. Под ее воздействием Раскольников начинает верить в Бога и раскаивается в
своих грехах. Кроме того, герой самостоятельно сдается полиции и начинает новую
жизнь.

Судьба Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского не оставила ни одного, на мой взгляд, читателя равнодушным. Как тонкий и глубокий психолог, писатель смог заинтересовать историей своего героя, его жизненными взлетами и падениями, перипетиями, поэтому роман, написанный более полутораста лет назад, не теряет своей актуальности и свежести и до настоящего времени. В произведении звучит боль писателя о человеке униженном, поруганном, обреченном на больные мысли, отчаянные поступки и глубокие страдания. 

Родион Раскольников – двадцатитрехлетний молодой человек, бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Одаренный от природы, умный, умеющий думать, он мог бы выучиться и стать блестящим юристом, однако тяжелое финансовое положение вынуждает героя бросить занятия в университете. Отца у Родиона Раскольникова не было, помогала ему только мать, Пульхерия Александровна, которая много работала, чтобы иметь возможность поддерживать сына материально, но денег все равно не хватало. Чтобы спасти брата, сестра героя Дуня идет гувернанткой в дом к богатому, но подлому и безнравственному Свидригайлову, а потом и вовсе соглашается принять предложение руки и сердца от Лужина, черствого, бездушного, эгоистичного человека. Душные, пыльные, шумные улицы Петербурга с темными дворами-колодцами, пивными почти в каждом дворе, тесная комната, в которой живет герой и которая больше походит на шкаф, угнетают Раскольникова. Сотни людей, которых он каждый день видит на улицах города, переживания за мать и сестру, знакомство с семьей Мармеладовых рождают в сердце молодого человека  жалость ко всем униженным, обездоленным, опустившимся людям, а также желание им помочь, как-то их спасти, а потом подталкивают к созданию страшной теории о двух типах людей.

Герой, доведенный до отчаяния нищетой и несправедливостью жизни, решается убить знакомую процентщицу Алену Ивановну, которой закладывал ценные вещи, чтобы иметь возможность хоть на что-то жить. Он решил проверить  свою теорию, кто он есть на самом деле: «тварь дрожащая», то есть обычный человек, или же «право имеющий», личность особенная. Его теория предполагала деление людей на эти два типа. К первому типу он относил всех тех, кто его окружает, и был убежден, что «твари дрожащие» — это только материал, они не имеют никакого морального права преступать закон, должны жить в вечном послушании, а необыкновенные люди, или «право имеющие», могут преступать закон, проливать кровь, творить беззаконие только потому, что они «необыкновенные».

К убийству Раскольников тщательно подготовился, он, казалось, просчитал все детали до мелочей, даже знал, сколько шагов между его комнаткой-шкафом и квартирой старухи. Однако никакое убийство нельзя рассчитать: вслед за старухой-процентщицей была убита и ни в чем не повинная Лизавета, не вовремя вернувшаяся домой и ставшая свидетельницей страшного преступления. Герой грабит старуху-процентщицу, и никем не замеченным скрывается из квартиры Алены Ивановны. Однако  после совершенного злодеяния судьба преподносит Раскольникову неприятные сюрпризы. Во-первых, он ни сам не может воспользоваться награбленным добром, ни помочь нуждающимся, так как появление у него каких-либо финансов сразу выдаст в нем преступника. Во-вторых, герой и не подозревал, насколько мучительны и жестоки будут муки совести. Он только после преступления вдруг отчетливо понял, что сильные личности совершают поступки, не задумываясь о последствиях и не мучаясь угрызениями совести. У него же душевные терзания были столь страшны, что Раскольников на некоторое время впадает в болезненное состояние, похожее на забытье, помешательство.

Придя в себя, герой продолжает терзаться, но в это непростое для него время он знакомится с Соней Мармеладовой, доброй, кроткой, робкой  девушкой. Она вынуждена торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Однако, даже занимаясь этим непристойным делом, Соня остается нравственно чистой, духовно богатой, умеющей понять другого человека и сострадать. Встреча с ней становится для Родиона Раскольникова поворотной точкой в судьбе. Благодаря Соне молодой человек начинает возрождаться к жизни, исцеляться от душевных мук. Девушка приобщает его к Библии, которую читает сама, объясняет некоторые моменты из священной книги. С каждой новой встречей, с каждым новым разговором Раскольников начинает понимать, что Соня – родственная душа, она способна понять, оправдать, простить и поддержать. Только ей герой смог признаться в том, что тяжким грузом все это время лежало на его сердце. Чувствуя поддержку девушки, он открыл ей свою душу, рассказал о своих мучениях, не умолчал и об их причине. Соня убеждает Раскольникова признаться в убийстве, покаяться перед народом за совершенное преступление. Молодой человек внял ее совету: он вышел на перекресток, поклонился на все четыре стороны, попросил прощения у прохожих,  а потом пошел в полицейский участок к следователю и чистосердечно рассказал об убийстве двух женщин. Порфирий Петрович, который вел дело, был не только умным человеком, но и отличным специалистом. Он уже давно догадался, что Раскольников и есть тот самый убийца, который лишил жизни двух сестер.

После суда бывшего студента-убийцу отправляют на восемь лет каторги в Сибирь. Соня, как верная подруга, едет за партией арестантов, чтобы и там всячески поддерживать Родиона Раскольникова. Отношения с другими арестантами у него складываются непросто: Раскольникова не понимают, над ним смеются, называют безбожником. Молодой человек много думает о своей судьбе, загубленной жизни, ему было стыдно и обидно. От этих мыслей он, как и в первое время после преступления, вновь заболел, долго лежал в госпитале, лечился. Выздоровление шло медленно и тяжело. Соня все это время навещала его и поддерживала, как родного человека, писала письма матери и сестре о состоянии их сына и брата.

Судьба Родиона Раскольникова, главного героя романа-исповеди, показывает весь трагизм жизни низших слоев общества, весь ужас унижения личности нищетой, равнодушием власть имущих, царящее в обществе поругание чести и достоинства. Это произведение – своеобразное обвинение миру насилия и эксплуатации, миру, который толкает людей на отчаянные поступки, преступления не только против закона, ни и против собственной совести.

На чтение 5 мин Просмотров 1.3к.
Обновлено

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отображена жизнь русского народа второй половины 19 века, в те времена, когда государство испытывало большие потрясения в социальном плане. Автор хотел обличить все пороки буржуазного общества, которое, по его мнению, вынуждало многих людей на ужасные поступки, совершенные от отчаяния и безысходности. Причем ему удалось показать не только то зло, что доступно человеческому глазу, но и то, что кроется в глубине подсознания.

Главный герой романа – Родион Раскольников, бывший студент, который был вынужден бросить учёбу из-за беспросветной нищеты. Он обречён на ужасное существование, безысходность его положения не оставляет никаких надежд на лучшее будущее. Однако, став жертвой буржуазного мира, Родион смог всё же сохранить свои умственные способности, аналитическое мышление и любовь к ближним. Именно это выделяло его среди всей остальной серой массы, прозябающей на окраинах Петербурга.

Острое чувство несправедливости зародилось в душе Раскольникова после долгих наблюдений за жизнью обездоленных людей, потерявших человечность и нравственность не по своей вине. Нескончаемая нищета, которую было невозможно победить, серый, давящий город, страдания и потери окружающих – всё это подтолкнуло бедного студента к созданию некой теории.

Будучи человеком образованным, Родион понимал, что изменить собственную жизнь и судьбу близких он сможет только после того, как изменится весь мир. Такие перемены были немыслимыми, поэтому он и решил начать борьбу против неправильных устоев и порядков. Длительные размышления об основах несправедливого социального устройства привели его к выводу, что всё общество можно разделить на два вида: низшие люди, функция которых заключается только в продолжении рода, и избранные личности, имеющие право вершить судьбу человечества, прибегая к любым жертвам ради достижения своей высшей цели. Они могут жертвовать многими жизнями и не останавливаться перед преступлениями. Именно эти необыкновенные люди управляют миром, достигают небывалых высот в науке, культуре, религии. Часто современники считают их тиранами и жестокими деспотами, но следующие поколения, оценив их поступки по достоинству, начинают почитать и заносят в историю как великих деятелей. Таким, по мнению Родиона, был его кумир Наполеон. Он восторгался его решительностью и безжалостностью. А предназначение представителей первого вида заключалось всего лишь в прислуживании этим сверхлюдям, их личные интересы отходили на второй план.

До совершения убийства Раскольников надеялся, что относится именно к выдающимся людям. Он хотел верить в то, что изменит мир, станет особенным человеком в своей среде. В основе всей теории лежит мысль о том, что счастливое будущее для большинства возможно путём уничтожения меньшинства.

Изначально Раскольниковым двигали совсем не эгоистические мотивы, он был одержим идеей всеобщего благополучия. Он совершил убийство, став преступником, для того чтобы в мире стало меньше несправедливости, чтобы доказать себе самому, что он не «тварь дрожащая». Он сам говорил о том, что причиной преступления были не деньги, а именно теория. Однако жизнь преподнесла ему тяжёлый урок – мир не стал лучше. После убийства процентщицы Родион сталкивается с ужасными душевными муками, кошмары и страхи перед наказанием не отпускают его ни на секунду. Ф.М. Достоевскому удаётся в полной мере передать внутреннее состояние главного героя, при помощи описания его снов и видений. Становится ясно, что Раскольников понимает цену, которую придётся заплатить за совершённое убийство: лишив человека жизни, он обрёк на гибель свою бессмертную душу. В итоге создатель теории о сверхлюдях впадает в отчаяние, он увидел, что преступление не принесло никому пользы. Его теория, в которую он так верил, не дала никаких результатов, выходит, что она не имеет смысла.

Встретившись с Лужиным и Свидригайловым, Раскольников увидел насколько похоже их понимание жизни на его собственное. Ранее он считал, что его теория поможет миру избавиться от таких людей, а оказалось, что он ненавидит в них то, что есть в нём самом. Они оказались очень близки ему по духу и по идее. Их всех объединяло желание возвыситься над окружающими любым способом.

Смерть старухи-процентщицы отгородила Раскольникова от всего мира. Он стал чувствовать себя чужим среди любого общества, а в одиночестве очень трудно осознать истину. Родион мечется в поисках родственной души, которая смогла бы облегчить его страдания и со временем он находит её в лице Сонечки Мармеладовой. Она тоже преступила нравственные законы, нарушив основы морали, загубила свою душу. Именно этой девушке предстоит окончательно разрушить теорию Раскольникова своим милосердием и покорностью судьбе. Теперь главный герой стал неуверенным в самой сути теории, можно ли стать выдающимся человеком, причиняя окружающим боль и страдания? Он пришёл к выводу, что нельзя быть и тираном и благодетелем одновременно. Невозможно спасти человечество, уничтожая его. Попытка доказать, что он превыше всей серой массы, провалилась. Теперь Раскольников осознал, что все его рассуждения были ошибочными, и был готов покорно принять наказание за совершённое преступление. Это наказание стало для него долгожданным освобождением от душевных мук. Когда справедливость восторжествовала, его совесть успокоилась, перестала съедать изнутри. Именно в этот момент главный герой окончательно отказался от своей нечеловеческой теории, возродившись для новой жизни. Самого воскрешения Ф.М. Достоевский не показывает, но изображает долгий и тернистый путь Раскольникова к нему.

Основная мысль романа «Преступление и наказание» заключается в том, что преступлению, совершённому даже с благородной целью, нет места в человеческом социуме. Теория, основанная на убийстве хотя бы одного человека, ради счастья остальных, не имеет права на существование.   

  • Теперь как пишется правило
  • Теодор драйзер рассказы список
  • Тень любимого героя из сказок
  • Теория и практика написания сочинения по литературе элективный курс
  • Теодор киттельсен норвежские волшебные сказки