Теория и практика обучения письменной речи как написать идеальное сочинение на китайском языке

Задание 5 егэ проверяет умение увидеть лексическую ошибку, а именно смешение паронимов.из демоверсии егэ по русскому языку: в одном из

Задание 5 ЕГЭ проверяет умение увидеть лексическую ошибку, а именно смешение паронимов.

Из демоверсии ЕГЭ по русскому языку: 
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово 

1. Внимательно прочитайте варианты ответов.
2. Определите тип паронима: приставочный, суффиксальный или корневой.
3. Подберите к каждому парониму его пару (или несколько слов).
4. Определите значение паронима. Это можно сделать, выучив все значения слов из словарика паронимов ЕГЭ: Словарь паронимов со значениями от РУСТЬЮТОРС
5. Также важно выделить суффиксы и приставки и определить их значение.
6. При выборе схожих по звучанию слов важно учитывать их смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление.
7. Не забудьте: в ответ необходимо вписать уже исправленный вариант паронима.

Паронимы (от греч. para – возле, onyma – имя) — слова, схожие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению.

Однокоренные паронимы в большинстве своем близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками.
Паронимы могут совпадать не во всех, а лишь в некоторых значениях, по этому признаку их делят на: полные и неполные.

При подготовке к ЕГЭ, а именно к заданию 5, мы будем классифицировать паронимы по морфеме, в которой происходит различение, поэтому делим паронимы на:

1) Корневые

2) Суффиксальные

3) Приставочные

Приставочные и суффиксальные паронимы отличаются приставками и суффиксами. У каждой приставки и суффикса в русском языке есть значение. При образовании новых слов при помощи суффиксов и приставок слово получает какое-то обобщенное значение.

Суффиксальные паронимы — паронимы, которые отличаются в написании суффиксов или буквенных сочетаний в суффиксах.

Прилагательные
ИЧЕСК (ЕСК)-ЧН
АРТИСТИЧЕСКИЙ – АРТИСТИЧНЫЙ 
ГАРМОНИЧЕСКИЙ – ГАРМОНИЧНЫЙ 
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – ГУМАНИТАРНЫЙ – ГУМАННЫЙ 
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ — ДЕМОКРАТИЧНЫЙ 
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ 
ДРАМАТИЧЕСКИЙ – ДРАМАТИЧНЫЙ 
ИРОНИЧЕСКИЙ – ИРОНИЧНЫЙ 
МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ – МИКРОСКОПИЧНЫЙ 
ОРГАНИЧЕСКИЙ – ОРГАНИЧНЫЙ 
ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ 
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ – ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ 
РИТМИЧЕСКИЙ -РИТМИЧНЫЙ
РОМАНТИЧЕСКИЙ — РОМАНТИЧНЫЙ
СЦЕНИЧЕСКИЙ – СЦЕНИЧНЫЙ 
ТЕХНИЧЕСКИЙ — ТЕХНИЧНЫЙ
ФАКТИЧЕСКИЙ – ФАКТИЧНЫЙ
ХИЩНИЧЕСКИЙ – ХИЩНЫЙ 
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — ЭСТЕТИЧНЫЙ
ЭТИЧЕСКИЙ – ЭТИЧНЫЙ

Чередования суффиксов (2 и более)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМНЫЙ
ДЕЛЯЧЕСКИЙ — ДЕЛОВИТЫЙ — ДЕЛОВОЙ — ДЕЛЬНЫЙ

ТЕЛЬН – ТЕЛЬ+СК, Н, НН, ИМ, ЧИВ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ — ЗРИТЕЛЬСКИЙ
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ — ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ — ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ — ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ
ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ – ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧЁТНЫЙ
УНИЗИТЕЛЬНЫЙ — УНИЖЕННЫЙ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ – ПРОСВЕЩЁННЫЙ
ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ – ПРИЗНАННЫЙ
ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ – ОБВИНЁННЫЙ
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ – ЖЕЛАННЫЙ  
ДЛИТЕЛЬНЫЙ — ДЛИННЫЙ 
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ – СРАВНИМЫЙ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ — БЛАГОТВОРНЫЙ
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ —ДОВЕРЧИВЫЙ
ПОКУПАТЕЛЬНЫЙ — ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ — ПОКУПНОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – ДЕЙСТВЕННЫЙ  – ДЕЙСТВУЮЩИЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ  – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

АБЕЛЬН  — значение пригодности
КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ – КОМФОРТНЫЙ

Существительны с с суффиксами ТЕЛЬ, АБЕЛЬ
РАЗДРАЖЕНИЕ – РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ПРОИЗВОДСТВО
ЗАЧИНАТЕЛЬ – ЗАЧИНЩИК

СТВЕНН – Н/СК/ЮЩ
БЕДНЫЙ – БЕДСТВЕННЫЙ 
БЕЗОТВЕТНЫЙ — БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
БЛАГОДАРНЫЙ — БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ
ВЕЛИКИЙ — ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
ДВОИЧНЫЙ — ДВОЙНОЙ — ДВОЙСТВЕННЫЙ — ДВОЯКИЙ – СДВОЕННЫЙ – УДВОЕННЫЙ
ДРУЖЕСКИЙ – ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙ
ЕДИНИЧНЫЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙ
ИСКУСНЫЙ — ИСКУССТВЕННЫЙ
ЦАРСКИЙ – ЦАРСТВЕННЫЙ – ЦАРСТВУЮЩИЙ

ЕСК(СК) – Н, НН
ВРАЖЕСКИЙ — ВРАЖДЕБНЫЙ
ЖИТЕЙСКИЙ – ЖИЗНЕННЫЙ
ЗВЕРСКИЙ – ЗВЕРИНЫЙ 
КОНСКИЙ – КОННЫЙ
ПОПУЛИСТСКИЙ – ПОПУЛЯРНЫЙ
СОСЕДСКИЙ – СОСЕДНИЙ

ИСТ
БОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ
ГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙ
КАМЕНИСТЫЙ — КАМЕННЫЙ
ЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ
 
Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВН
ДОЖДЛИВЫЙ — ДОЖДЕВОЙ 
НЕУДАЧЛИВЫЙ – НЕУДАЧНЫЙ
ПАМЯТЛИВЫЙ — ПАМЯТНЫЙ
ПУГЛИВЫЙ – ПУГАНЫЙ
УДАЧЛИВЫЙ — УДАЧНЫЙ
НЕТЕРПЕЛИВЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ – НЕТЕРПИМЫЙ
ИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙ
ЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ 

ЧН – ОВ, Н,
ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ  
ЗВУЧНЫЙ – ЗВУКОВОЙ  
ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВОЙ – ГОДОВАЛЫЙ
ОТБОРОЧНЫЙ — ОТБОРНЫЙ

ОСТ – Н
ЛИЧНОСТНЫЙ – ЛИЧНЫЙ
ЦЕЛОСТНЫЙ — ЦЕЛЬНЫЙ — ЦЕЛЫЙ

Образовано при помощи суффиксов ОТ+Н
ВЫСОКИЙ – ВЫСОТНЫЙ
ДОБРЫЙ – ДОБРОТНЫЙ

ЯН
КОСТЯНОЙ — КОСТНЫЙ
ЛЕДЯНОЙ – ЛЕДОВЫЙ

 
Отглагольные прилагательные и причастия
 
МОРОЖЕНЫЙ – МОРОЗИЛЬНЫЙ – МОРОЗНЫЙ 
КРАШЕНЫЙ – КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ   
ИСХОДЯЩИЙ – ИСХОДНЫЙ
СКРЫТЫЙ – СКРЫТНЫЙ
ГАРАНТИРОВАННЫЙ – ГАРАНТИЙНЫЙ
ЛАКИРОВАННЫЙ – ЛАКОВЫЙ

Л

БЫЛОЙ – БЫВШИЙ
ЖИЛОЙ – ЖИЛИЩНЫЙ

Паронимы-существительные

АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ. 
НЕВЕЖА — НЕВЕЖДА

Суффикс АНТ
ДИКТАНТ — ДИКТАТ
ДИПЛОМАНТ — ДИПЛОМАТ

Существительные на ОСТЬ
Суффикс ОСТЬ  образует существительные со значением абстрактного признака, свойства или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость).
НАЛИЧНОСТЬ — НАЛИЧИЕ
ВЫГОДНОСТЬ – ВЫГОДА
ГОРДОСТЬ – ГОРДЫНЯ
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ – ИНФОРМАЦИЯ
ГУМАННОСТЬ – ГУМАНИЗМ
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ — СОПРОТИВЛЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭФФЕКТНОСТЬ

Суффикс ИЧЕСК
при добавлении к основе имен существительных образует имена прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом, в качестве которого выступают нарицательные имена существительные, обозначающие область науки, искусства, литературы, а также отвлеченные понятия
 ◆ символ → символический ◆ артист → артистический ◆ гигиена → гигиенический ◆ идеалист → идеалистический ◆ куб → кубический ◆ нерв → нервический ◆ педант → педантический ◆ сцена → сценический ◆ логика → логический 

Суффикс ЕСК-
в безударной позиции при добавлении к основе существительных образует прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом
◆ друг → дружеский ◆ творец → творческий 
В безударной позиции при добавлении к основе существительных, обозначающих материал, образует прилагательные со значением сделанный из этого материала.

Суффикс -ТЕЛЬН образует прилагательные со значением: 1) производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный); 2) являющийся объектом действия или способный им стать ( желательный, осязательный); 3) предназначенный для выполнения действия ( плавательный, летательный);

Суффикс СК- обозначает принадлежность.

Суффикс -ИСТ- образует  прилагательные со значением:
 1) похожий на что-то (серебристый, бархатистый);
 2) обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);
 3) имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый)

Суффиксы -ИСТ, -АСТ, -АТ- (особенно -ИСТ-) являются продуктивными для образования прилагательных в русском языке. Их можно признать синонимичными и имеющими значение: обладающий чем-то или каким-то качеством, содержащий что-то. Например, сноровистый (обладающий сноровкой), железистый (содержащий железо), йодистый (содержащий йод), очкастый (обладающий очками), клыкастый (обладающий клыками), горбатый (обладающий горбом), косматый (обладающий космами), крылатый (обладающий крыльями).

Суффикс -ЛИВ- образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый).

Суффикс -ИВ- образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый).

Суффикс -ЧИВ- образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый).

Суффикс -ЕВ-
1) принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волч[j+а], собач[j+а]);
2) сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый).

Суффикс -Н- (-ШН) образует  прилагательные  со значением:
1) признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);
2) подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные (рваный, читаный, званый, драный).

Суффикс ИМ/ЕМ – при помощи такого суффикса образуются отглагольные прилагательные и причастия (движимый, необитаемый)

Суффикс АНТ имеет значение ЛИЦА:
лицо по производимому действию или по роду деятельности (адресант, диверсант, квартирант, симулянт и т.п.);
лицо по объекту занятий или владения (дипломант, диссертант, музыкант, фабрикант и т.п.);
лицо — объект действия (арестант);
лицо — участник совместного действия (дуэлянт, конкурсант, концертант, экскурсант и т.п.);
лицо по отношению к месту работы или учебы (курсант, лаборант и т.п.);
лицо — член коллектива (оркестрант, сектант и т.п.);
лицо по отношению к тому, кем оно готовится стать (докторант, магистрант и т.п.).
Имеет значение ДЕЙСТВИЯ или результата действия: вариант, диктант

СЛОВАРНЫЙ – СЛОВЕСНЫЙ
ЖЕСТОКИЙ — ЖЕСТКИЙ
КОРЕНАСТЫЙ – КОРЕННОЙ – КОРНЕВОЙ

Приставочные паронимы (однокоренные паронимы с разными приставками)

Поскольку каждая приставка имеет свое значение, то при образовании слов с теми же корнями, но новыми приставками, меняется и значение слова.

ВДОХ – ВЗДОХ
ВЫБИРАЯ — ИЗБИРАЯ 
ВЫДАЧА — ОТДАЧА — ПЕРЕДАЧА – РАЗДАЧА
ВЫПЛАТА — ОПЛАТА — ПЛАТА — УПЛАТА
ВЫПЛАТИТЬ — ЗАПЛАТИТЬ — ОПЛАТИТЬ — ОТПЛАТИТЬ – УПЛАТИТЬ
ВЫРАСТИТЬ — НАРАСТИТЬ — ОТРАСТИТЬ
ВЫРАЩИВАНИЕ — НАРАЩИВАНИЕ — ОТРАЩИВАНИЕ
ВОСПОЛНИТЬ — ДОПОЛНИТЬ — ЗАПОЛНИТЬ — НАПОЛНИТЬ — ПЕРЕПОЛНИТЬ — ПОПОЛНИТЬ;  
ЗАПОЛНЕН — НАПОЛНЕН – ПЕРЕПОЛНЕН
ЗАГОРОДИТЬ – ОГОРОДИТЬ – ОГРАДИТЬ – ОТГОРОДИТЬ – ПЕРЕГОРОДИТЬ
ЗАНИЗИТЬ – ПОНИЗИТЬ – СНИЗИТЬ
НАДЕТЬ — ОДЕТЬ
НАПОМИНАНИЕ — УПОМИНАНИЕ 
ОБРЫВОК – ОТРЫВОК
ОБХВАТИТЬ – ОХВАТИТЬ
ОГРАНИЧИТЬ — ОТГРАНИЧИТЬ – РАЗГРАНИЧИТЬ
ОТКЛОНЕНИЕ – УКЛОНЕНИЕ (ОТКЛОНИТЬСЯ – УКЛОНИТЬСЯ)
ОТЛИЧАТЬ(-СЯ) — РАЗЛИЧАТЬ(-СЯ)
ОТЛИЧИЕ – РАЗЛИЧИЕ 
ОКЛИК – ОТКЛИК
ПЕРЕТЕРПЕТЬ – ПРЕТЕРПЕТЬ
ПРЕДОСТАВИТЬ – ПРЕДСТАВИТЬ

Значение самых частотных приставок, которые мы встречаем в словаре паронимов:
Приставка ВЫ- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
 а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть);
 б) доведение действия до нужного предела (вылечить);
 в) доведение действия до естественного предела (вырасти);
 г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать);
 д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять).

Приставка О- (ОБ-, ОБО-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
 а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь);
 б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать);
 в) произведение  действия до нужного предела (обыскать);
 г) доведение действия до излишнего предела (обкормить);
 д) доведение действия до естественного предела (обеднеть);
 е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить);
 ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).

Приставка ЗА- употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).
2. Глаголов и обозначает:
 а) начало действия (заблестеть, заговорить);
 б) достижение результата действия, состояния (завоевать);
 в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);
 г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);
 д) направленность внутрь (закатить);
 е) попутное действие (зайти, занести);
 ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);
 з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);
 и) ограничение пространства чем-либо (завязать).
3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).

Приставка У- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
 а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать);
 б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить);
 в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь);
 г) уменьшение количества чего-либо (ушить);
 д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить);
 е) доведение действия до нужного предела (упаковать);
 ж) доведение действия до естественного предела (увидеть).

Приставки РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-) употребляется при образовании:
1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый).
2. Глаголов и обозначает:
 а) раздробление, разделение на части (разорвать); 
 б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);
 в) распространение действия в разные стороны (разбросать);
 г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).

Приставка ПЕРЕ употребляется при образовании:
1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет).
2. Глаголов и обозначает:
 а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть);
 б) направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача);
 в) совершение действия вновь (переделать, перешить);
 г) распространение действия на ряд предметов (переложить);
 д) доведение действия до нужного предела (перезимовать);
 е) доведение действия до излишнего предела (перекормить)

Приставка В- (ВО-) употребляется при образовании:
1. Глаголов со значением:
 а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
 б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).

Приставка ОТ- (ОТО-) употребляется при образовании:
1. Существительных и обозначает:
 а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок);
 б) частичное проявление признака (оттепель).
2. Глаголов и обозначает:
 а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть);
 б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить);
 в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести);
 г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).

Приставка НА- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).
2. Глаголов и обозначает:
 а) направленность действия на поверхность извне (наклеить);
 б) направленность внутрь (налить); 
 в) действие в большом количестве (наварить);
 г) доведение действия до естественного предела (намусорить);
 д) доведение действия до нужного предела (написать).
3. Наречий со значением:
 а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко);
 б) обстоятельства времени, направления и образа действия  (наверх, назавтра, напрокат).

Приставка ДО- употребляется при образовании:
1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).
2. Глаголов со значением:
 а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить);
 б) совершения недостающего действия (доплатить);
 в) совершения  действия дополнительно (догрузить)

Приставка ВОЗ- (ВОС-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
 а) направленность движения  или действия вверх (возвести, воспарить);
 б) совершение действия вновь, заново (воссоздать);
 в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать);
 г) начало действия (воссиять, возликовать).

Приставка ВЗ- (ВЗО-, ВС-) употребляется при образовании
1. Глаголов со значением:
 а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
 б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени  (вблизи, впоследствии).

Приставка ИЗ- (ИЗО-, ИС-) употребляется при образовании:
1. Глаголов и обозначает:
 а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь);
 б) распространение движения по всем направлениям (изъездить);
 в) доведение действия до нужного предела (изготовить);
 г) доведение действия до излишнего предела (износить);
 д) доведение действия до естественного предела (измучить);
 е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить);
 ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать).
2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).

Приставка С- (СО-) употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных  и  обозначает:
 а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);
 б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие).
2. Глаголов и обозначает:
 а) движение сверху вниз (сбросить);
 б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);
 в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);
 г) воспроизведение чего-либо (срисовать);
 д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);
 е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать);
 ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть);
 з) доведение действия до нужного предела (сыграть).
3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).

  • Задание 5 Практика 
  • Решать варианты ЕГЭ

Теория и практика обучения письменной речи. Как написать идеальное сочинение на китайском языке. Учебное пособие Круглов Владислав Владиславович, Лемешко Юлия Геннадьевна, Михеева Ирина Михайловна, Шахаева А.А Восточная книга (Восток-Запад, Муравей)

цена 1 207
руб.

Перейти в интернет-магазин

купить в магазине My-shop.ru
г. Москва

Учебное пособие «Теория и практика обучения письменной речи. Как написать идеальное сочинение на китайском языке» предназначено для обучающихся старших классов (10-11-й классы) профильной школы, а также может применяться в языковых и неязыковых вузах на 2-3-м курсах бакалавриата. Основной целью пособия является формирование навыков и умений письменной речи на китайском языке • Учебное пособие состоит из 12 уроков. В первом уроке содержится материал по основам теории дискурса и раскрываются принципы когезии и когерентности, во втором уроке представлены критерии оценивания выполнения письменных работ ВсОШ и ЕГЭ по китайскому языку, проводится их анализ, раскрываются причины наиболее частотных ошибок, обучающимся также предлагается выступить в качестве жюри и экспертов ЕГЭ, чтобы оценить реальные работы прошлых лет

подробнее

Учебное пособие «Теория и практика обучения письменной речи. Как написать идеальное сочинение на китайском языке» предназначено для обучающихся старших классов (10-11-й классы) профильной школы, а также может применяться в языковых и неязыковых вузах на 2-3-м курсах бакалавриата. Основной целью пособия является формирование навыков и умений письменной речи на китайском языке • Учебное пособие состоит из 12 уроков. В первом уроке содержится материал по основам теории дискурса и раскрываются принципы когезии и когерентности, во втором уроке представлены критерии оценивания выполнения письменных работ ВсОШ и ЕГЭ по китайскому языку, проводится их анализ, раскрываются причины наиболее частотных ошибок, обучающимся также предлагается выступить в качестве жюри и экспертов ЕГЭ, чтобы оценить реальные работы прошлых лет

Буквоед
г. Москва (пункт выдачи заказов)

950 руб.

Пособие акцентировано на развитие способности к культурной коммуникации, тренировку языковых навыков свободного общения на китайском языке. Подобранные материалы отражают реальную жизнь современного китайского общества, учитывают традиции, обычаи, жизненные привычки, специфику менталитета, тонкие нюансы отношений между людьми и правила поведения, принятые в культурной коммуникации на китайском языке. Издание адресовано тем, кто имеет базовые знания китайского языка и стремится развить способность точных языковых и культурных выражений китайской речи

My-shop.ru
г. Москва

315 руб.

Мамы детей-билингвов и преподаватели английского делятся опытом, как превратить изучение иностранного языка в увлекательную игру. Под обложкой — объяснения билингвизма с научной точки зрения, планы действий для родителей и ответы на самые популярные вопросы • Иностранный язык открывает новые возможности и раздвигает границы: мы можем общаться с жителями других стран, смотреть фильмы в оригинале, читать статьи, узнавать много интересного о мире вокруг. Кроме того, владение языком, в первую очередь английским, — конкурентное преимущество: это шанс поступить в престижный вуз, получить хорошую работу, возможно, даже в международной компании • Родители чуть ли не в годовалом возрасте отводят ребенка на языковые кружки, отправляют детей в школу с углубленным изучением английского (немецкого, французского, китайского), не жалеют денег на репетиторов

My-shop.ru
г. Москва

745 руб.

Эта книга необходима всем разработчикам программного обеспечения, независимо от платформы, языка или вида приложений • Рассмотрены уязвимости на языках C/C++, С#, Java, Visual Basic, Visual Basic.NET, Perl, Python в операционных системах Windows, Unix, Linux, Mac OS, Novell Netware. Авторы издания, Майкл Ховард и Дэвид Лебланк, обучают программистов как писать безопасный код в компании Microsoft. На различных примерах продемонстрированы как сами ошибки, так и способы их исправления и защиты от них • Если вы — программист, то вам просто необходимо прочесть эту книгу

My-shop.ru
г. Москва

633 руб.

Пособие акцентировано на развитие способности к культурной коммуникации, тренировку языковых навыков свободного общения на китайском языке. Подобранные материалы отражают реальную жизнь современного китайского общества, учитывают традиции, обычаи, жизненные привычки, специфику менталитета, тонкие нюансы отношений между людьми и правила поведения, принятые в культурной коммуникации на китайском языке. Издание адресовано тем, кто имеет базовые знания китайского языка и стремится развить способность точных языковых и культурных выражений китайской речи

Буквоед
г. Москва (пункт выдачи заказов)

252 руб.

Аудиоприложение к одноименной книге в формате MP3. Пособие акцентировано на развитие способности к культурной коммуникации, тренировку языковых навыков свободного общения на китайском языке. Подобранные материалы отражают реальную жизнь современного китайского общества, учитывают традиции, обычаи, жизненные привычки, специфику менталитета, тонкие нюансы отношений между людьми и правила поведения, принятые в культурной коммуникации на китайском языке. Издание адресовано тем, кто имеет базовые знания китайского языка и стремится развить способность точных языковых и культурных выражений китайской речи

Буквоед
г. Москва (пункт выдачи заказов)

181 руб.

Учебник предназначен для широкого круга специальностей и направлений подготовки высшего образования с изучением китайского языка, таких как «Перевод и переводоведение», «Лингвистика», «Филология», «Востоковедение и африканистика», «Зарубежное регионоведение», «Международные отношения», «Реклама и связи с общественностью» и др. Разработан для среднего этапа обучения. Цель учебника — формирование у обучающихся коммуникативной компетенции на китайском языке на актуальные повседневные темы в сфере бытовой коммуникации. Издание сопровождается аудиоприложением

Буквоед
г. Москва (пункт выдачи заказов)

688 руб.

Учебник предназначен для широкого круга специальностей и направлений подготовки высшего образования с изучением китайского языка, таких как «Перевод и переводоведение», «Лингвистика», «Филология», «Востоковедение и африканистика», «Зарубежное регионоведение», «Международные отношения», «Реклама и связи с общественностью» и др. Разработан для среднего этапа обучения. Цель учебника — формирование у обучающихся коммуникативной компетенции на китайском языке на актуальные повседневные темы в сфере бытовой коммуникации. Издание сопровождается аудиоприложением

Буквоед
г. Москва (пункт выдачи заказов)

625 руб.

Учебник предназначен для широкого круга специальностей и направлений подготовки высшего образования с изучением китайского языка, таких как «Перевод и переводоведение», «Лингвистика», «Филология», «Востоковедение и африканистика», «Зарубежное регионоведение», «Международные отношения», «Реклама и связи с общественностью» и др. Разработан для среднего этапа обучения • Цель учебника — формирование у обучающихся коммуникативной компетенции на китайском языке на актуальные повседневные темы в сфере бытовой коммуникации • Издание сопровождается аудиоприложением

My-shop.ru
г. Москва

880 руб.

Предлагаемый курс предпереводческого анализа текстов на китайском языке состоит из двух частей. Первая содержит краткие теоретические сведения, необходимые для выполнения комплексного анализа текстов. При этом главный акцент делается на изложении таких тем, как анализ синтаксической структуры простых предложений на современном китайском языке; анализ основных переводческих трансформаций; анализ структуры сверхфразовых единств на байхуа; анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в художественных и публицистических произведениях на современном китайском языке. Изложение теоретическою материала по всем темам сопровождается заданиями для самостоятельной работы студентов как на занятиях, так и во время подготовки к ним. Цель заданий заключается в выработке у учащихся навыков, необходимых для выполнения комплексного анализа текстов на современном китайском языке

Буквоед
г. Москва (пункт выдачи заказов)

400 руб.

Предлагаемый курс предпереводческого анализа текстов на китайском языке состоит из двух частей. Первая содержит краткие теоретические сведения, необходимые для выполнения комплексного анализа текстов. При этом главный акцент делается на изложении таких тем, как анализ синтаксической структуры простых предложений на современном китайском языке; анализ основных переводческих трансформаций; анализ структуры сверхфразовых единств на байхуа; анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в художественных и публицистических произведениях на современном китайском языке. Изложение теоретическою материала по всем темам сопровождается заданиями для самостоятельной работы студентов как на занятиях, так и во время подготовки к ним. Цель заданий заключается в выработке у учащихся навыков, необходимых для выполнения комплексного анализа текстов на современном китайском языке

My-shop.ru
г. Москва

693 руб.

Книга для чтения «Наши гуси улетели» из серии «Китайский бриз» предназначена для изучающих китайский язык. Она поможет в освоении новой лексики и расширении словарного запаса. Издание относится к уровню 2: чтобы освоить новую лексику из пособия, необходимо знать 500 базовых слов.»Китайский бриз» — это:- Серия книг для чтения на китайском языке, разработанная профессиональными преподавателями и писателями;- Эффективный способ расширить словарный запас без зазубривания;- Несколько уровней сложности — для людей с любыми языковыми навыками;- Интересные истории в самых разных жанрах — от фэнтези до социальной прозы;- Регулярное повторение новых слов;- Удобный глоссарий, а также сноски с переводом ко всей новой лексике;- Упражнения и ответы к ним

Буквоед
г. Москва (пункт выдачи заказов)

278 руб.


Подборка по базе: раб основы юрид психологии.doc, Основные направления развития юридической психологии.docx, Банк тестовых заданий по психологии с ответами 600+.doc, ~$ Методы определения рисков нефтяных и газовых скважин.docx, Способы и методы взимания налогов.docx, Лекция 2. Методы и критерии оценки эффективности использования э, курсовая по психологии.docx, Тесты по Психологии Блок 1.doc, Вопросы к экзамену по Психологии.doc, Лекция 2. Методы и критерии оценки эффективности использования э


Cтат. методы в психологии

В психологии столько правды, сколько в ней поэзии…
Я. Коломинский
В психологии столько истины, сколько в ней математики…
Н. Радчикова

Страшна ли статистика?

Цель курса

Формирование умений самостоятельно анализировать и интерпретировать эмпирические данные

Основная информация

Преподаватель Радчикова Н.П.
E-mail radchikova@yahoo.com
Консультации
к. 42 по расписанию
(Лучше спросить раньше, чем поздно!!!)

Основная информация

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М, 2003.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2004.

Основная информация

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литвинова, Н.А., Радчикова, Н.П.
Основы математической статистики в психологии:
учеб.-метод. пособие. В 2 ч.

Основная информация

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Радчикова Н.П. Компьютерная обработка психологической информации – Мн.: БГПУ – Ч. 1,2,3.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб, 1996.

Основная информация

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. – СПб.: Питер, 2001.
Боровиков В. Программа STATISTICA для студентов и инженеров. – Компьютер Пресс: Москва, 2001.

Основная информация

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Халафян А.А. STATISTICA 6.0. Статистический анализ данных. – М.: Бином, 2007.

Основная информация

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бююль А., Цефель П. SPSS Искусство обработки информации. – СПб, «ЛиаСофтЮп». –2001.
Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1976.

Основная информация

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. – М.: Финансы и статистика, 1989
Elifson K.W., Runyon R.P., Harber A. Fundamentals of Social Statistics. McGraw-Hill Press, 1990.
Everitt B.S. Making sense of statistics in psychology.  Oxford University Press, 1996.

Основная информация

Оценка курса
осуществляется по следующим критериям
1) I семестр (зачет)
Зачет по теории (тест в электронной форме)
Зачет по практике (письменная контрольная работа – 4 задачи)
Студент(ка) получает зачет тогда, и только тогда, если сдает
ОБА зачета+УСРС

Основная информация

2) II семестр (экзамен+УСРС)
УСРС (Невыполнение УСРС влечет за собой снижение экзаменационной оценки на 3 балла)
Критический анализ статистической обработки данных из научной статьи 2012-2014 гг. (отчет должен быть сдан в ауд. 42
до 1 мая)

Основная информация

Оценка курса
осуществляется по следующим критериям
2) Экзамен (II семестр)
Проводится письменно в виде теста, состоящего из практических (задачи) вопросов.
10 задач – 10 баллов

Запрещается брать родителей с собой на зачет и экзамен!!!
Сколько родителей привел – столько баллов отнимается от итоговой оценки!

Основная информация

Критический анализ
должен включать
Название и выходные данные статьи
Гипотезу исследования
Переменные (независимые, зависимые, контрольные)
Экспериментальную схему

Основная информация

Критический анализ
должен включать
Статистические методы и анализ того, насколько они соответствуют гипотезе и схеме исследования
Анализ интерпретации полученных результатов
Оценку оформления статистической части
Заключение (Ваше мнение)

Основная информация

Критический анализ
принимается по методу
«зачет – не зачет»
Незачтенный анализ влечет за собой снижение экзаменационной оценки на 3 балла

Основная информация

Информация для студентов
Презентации –
Доп. литература – сайт кафедры
http://www.mmpi.by

Цель курса

Психолог должен уметь
Организовать исследование так, чтобы его результаты были доступны обработке в соответствии с проблемами исследования
Правильно выбрать метод обработки
Содержательно интерпретировать результаты обработки

Цель курса

Метод

Данные

Статистическая обработка

Цель курса

«В психологии следует различать и уметь выполнять четыре вида интерпретаций: психолого-психологические, психолого-математические, математико-математические, и (обратные) математико-психологические»
Г.В. Суходольский

Цель курса

Психолого-математические
Математическая идентификация исследовательской ситуации (выбор метода)

Цель курса

Математико-математические
Переход при помощи выбранного метода от длинной исходной последовательности чисел к более короткому их набору – результатам обработки

Цель курса

Математико-психологические
Допустимая и возможная содержательная интерпретация числовых результатов

Константы: определение и концепция

Константа

    Некоторый символ с диапазоном, содержащим только один элемент

Пример: Если выборка данных (например, оценок) касается только студентов данного уровня (года) обучения, то уровень обучения (Grade Level) является КОНСТАНТОЙ.

Grade Level

Переменные: определение и концепция

Переменная

    Символ, используемый для обозначения неуказанного заранее элемента множества

Пример: Если выборка данных состоит из студентов нескольких уровней (лет) обучения, то уровень обучения (Grade Level) является ПЕРЕМЕННОЙ.

Grade Level

Зависимые и независимые переменные: определение и концеции

Зависимая переменная

    Описывается в терминах других переменных
    «Предсказываемая»
    Выходная, критериальная или переменная отклика на некоторые изменения
    Измеряется

    Независимая переменная

    Описывает или предсказывает некоторую переменную отклика
    Изменяемая в процессе манипуляций или действий человека или естественным образом во времени и/или «пространстве»
    Стимул, фактор или входная переменная

Independent

Dependent

Стой, Подумай, Примени

Например:

    «Возможность предсказания успеваемости студентов первого курса по оценкам вступительных экзаменов в университет»
    Клинический специалист предполагает, что люди с синдромом навязчивых состояний легче поддаются гипнозу, чем люди с различными фобиями

Стой, Подумай, Примени

Например:

    В эксперименте сравнивались результаты экзамена по когнитивной психологии двух групп студентов – по обычной процедуре (с билетами) и теста на компьютере.
    Социальный психолог думает, что люди подходят к решению проблем более творчески, находясь в коллективе, чем в одиночку.

Стой, Подумай, Примени

Например:

    Когнитивный психолог выдвигает гипотезу о том, что изучение вербальной информации по частям приводит к лучшему запоминанию, чем изучению всего материала в целом.
    Чтобы проверить, влияет ли опыт чтения на выполнение задания Струпа, исследовались дети различных возрастов (5, 7, 9 и 11 лет). Более взрослые дети предположительно имели больший опыт чтения.

Измерительные шкалы

Различают, каким образом исследователь измеряет переменные.
Типы шкал:

      1. Номинальная (наименований)
      2. Порядковая (порядка)
      3. Интервальная (интервалов)
      4. Относительная (равных отношений)

Измерительные шкалы

Тип шкалы определяется исследователем исходя из операционных определений переменных. Выбор шкалы, наряду с поставленными в исследовании задачами, предопределяет подходящий статистический анализ.

Номинальная шкала

1. Номинальный: категориальный/классификационный

Порядковая шкала

2.Порядок: ранг-порядок

1st

2nd

3rd

Интервальная шкала

3. Интервал: упорядоченные числами категории с равными числовыми расстояниями между ними

30 F

90 F

Относительная шкала

4. Отношение: порядок и интервал + включает «нуль» и может быть смысловым, т.е. иметь единицу измерений. Числа могут сравниваться в процентном отношении.

Стой, Подумай, Примени

уровень агрессивности «самый низкий-низкий-средний-высокий-самый высокий»
ранжирование учеников в порядке возрастания их интеллекта
«а-атлетик, б-астеник, в-пикник»
«старший-средний-младший-единственный ребенок в семье»

Стой, Подумай, Примени

первое-второе-третье место в соревнованиях шкала интеллекта IQ
время решения теста по мат.статистике а-сладкое, б-горькое, в-кислое процент правильных ответов теста

Стой, Подумай, Примени

Говорят, мужчины делятся на три категории:

1) «Ну и что, зато красивый …»

2) «Ну и что, зато богатый …»

3) «Ну и что, зато не пьет!»

Стой, Подумай, Примени

Три степени бедности белоруса:

1) «Нечего есть …»

2) «Совсем нечего есть …»

3) «Пора менять доллары!»

УСРС 1:
к следующей лекции принести эссе «Самый лучший метод исследования в психологии»:
«Я считаю, что самый лучший метод исследования в психологии – это …, потому что …»

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

2 декабря 2021 г. 16:28

1 декабря 2021 года в Москве открылась V Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: теория, история, практика межрелигиозного и межкультурного диалога в ситуации глобальных вызовов». К участникам форума обратился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, президент Научно-образовательной теологической ассоциации митрополит Волоколамский Иларион.

Уважаемые участники конференции!

Хотел бы начать со слов, которые прозвучали сегодня в приветствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Замечательно, что организация данной конференции, подводящей итоги года, стала уже доброй традицией. Минувшие пять лет были ознаменованы значительными достижениями в развитии теологии как новой отрасли гуманитарного знания в нашей стране: расширилось профессиональное научно-педагогическое сообщество, активизировалась работа диссертационных советов, пополнился корпус учебной и научной литературы».

Все эти достижения, на которые указал в своем приветствии Святейший Патриарх, были бы невозможны без согласованной работы очень многих людей. Это и представители преподавательского и научно-педагогического сообщества, это и представители различных религиозных традиций, это и представители различных органов государственной власти.

Не было бы этих успехов, если бы не было запроса на теологию. А запрос этот появился сразу после того, как Церковь и религиозные традиции в нашей стране обрели свободу. Уже 90-е и 2000-е годы были ознаменованы постепенным вхождением теологии в научно-образовательное пространство — не только конфессиональное, но и светское.

Последние годы были отмечены, я бы сказал, определенным прорывом в этой области, потому что после долгих лет дискуссий удалось, наконец, всем доказать, что теология имеет такое же право на существование в светском образовательном пространстве, как и другие гуманитарные науки. Теология была признана государством в качестве научной области. Мы теперь имеем возможность выдавать дипломы государственного образца по теологии, которые признаются государством.

Конечно, все это было бы невозможно без той огромной работы, которая велась и продолжает вестись на протяжении всех этих лет.

Надо сказать, что с самого начала теология существовала в нашей стране как межконфессиональный и межрелигиозный проект. Мы всегда говорили о том, что теология не может существовать вне конфессионального пространства. Теология может быть только межконфессиональной. Но в каком смысле она может быть межконфессиональной? Когда мы обсуждали вопрос о том, как нам создавать диссертационные советы, кафедры теологии, то звучали отдельные предложения о том, что надо создавать межрелигиозные диссертационные советы или межрелигиозные кафедры.

Кафедры теологии, на которых преподается и Православие, и ислам, и другие религиозные традиции, существуют. А что касается диссертационных советов, мы все же пришли к тому пониманию, что они, прежде всего, должны создаваться по принципу научной компетентности членов диссертационных советов и, во вторую очередь, должны учитывать их конфессиональную принадлежность. Но вряд ли мы можем создавать диссоветы по межконфессиональному принципу. Иначе каждый диссовет может превратиться в потенциальный очаг межрелигиозных конфликтов, что менее всего нам нужно.

Представьте себе диссертанта, который пришел в диссертационный совет, где, допустим, семь человек представляют Православную Церковь, пять человек — исламское сообщество, два человека — иудаизм. Он защищает диссертацию по той или иной дисциплине и проваливается на защите. Такие случаи имеют место, ведь на то и существуют диссертационные советы, чтобы давать оценку диссертационным исследованиям. И тогда соискатель может сказать, что его завалили на защите, потому что там было недостаточно представителей его конфессии.

Мы решили с самого начала исключить этот элемент и строить диссертационные советы по конфессиональному принципу, при том понимании, что научная компетентность членов диссертационного совета — это первый и основной признак.

Но экспертный совет ВАК по теологии является межконфессиональным органом, где присутствуют представители всех наших традиционных конфессий. Это очень важно, потому что мы все должны друг друга поддерживать. Мы заинтересованы в том, чтобы теологическое образование развивалось во всех наших традиционных конфессиях. Думаю, это очень важный фактор развития теологии в нашей стране.

Часто задают вопрос: для чего нужна теология в светском образовательном пространстве? Понятно, для чего она нужна в духовных учебных заведениях, где мы готовим служителей культа, и они без теологии никак не могут обойтись. А зачем теология, например, ядерщикам, математикам, физикам или представителям других естественных наук?

Ответ очень простой. Например, русская литература в школе или в университете изучается не только для того, чтобы все школьники и студенты потом стали литературоведами. Для этого они могут поступить в Литературный институт. Но, тем не менее, считается правильным, чтобы все изучали русскую литературу. Считается правильным, чтобы все — и физики, и лирики — изучали историю государства Российского.

Почему же теология должна оставаться в стороне? Конечно, мы не собираемся навязывать теологию в качестве некой обязательной дисциплины, как в свое время навязывался научный атеизм или история коммунистической партии. Такого, надеюсь, в нашей стране никогда не будет. Но почему же не предоставить возможность всем желающим изучать теологию, чтобы разбираться в религиозных вопросах, иметь полноценное универсальное образование, которое должны давать университеты? Ведь уровень безграмотности в религиозных вопросах иногда оказывается просто поразительным. Люди могут быть продвинутыми в самых разных областях, но как только они касаются религиозных вопросов или религиозной терминологии или тематики, они допускают такие грубые и нелепые ошибки, что диву даешься, как человек не знает таких элементарных вещей. Поэтому, хотя бы с целью ликвидации безграмотности в религиозной области необходимо давать нашим учащимся возможность изучать теологию.

Приведу один пример из своей практики. Начиная учить немецкий язык, я воспользовался учебным пособием, которое называется Assimil. Это серия учебных пособий на разных языках. И там я прочитал на немецком языке одну историю. Один художник предложил своему ученику нарисовать ангела. И тот нарисовал ангела в ботинках. Учитель спросил: «Где же ты видел ангела в ботинках?» На что ученик возразил: «А где Вы видели ангела без ботинок?» Это шуточная история, но она имеет некоторое отношение к теологии. Почему? Хотя бы потому, что в христианской традиции существует определенный иконографический канон, в соответствии с которым изображаются ангелы. У них есть крылья, одежды, обувь.

Когда человек, не знающий элементарных основ теологии, видит перед собой, например, иконы или средневековую живопись, или даже живопись эпохи Возрождения, то он смотрит на все это по-дилетантски. Он не видит, не понимает и не способен понять очень многих вещей.

Приведу еще один пример, который касается, опять же, иконографии. Мы, наверное, все помним, как изображается Благовещение на фресках, мозаиках — византийских, древнерусских, балканских. Мы видим на фресках изображение ангела и Пресвятой Богородицы, которая в руках держит пряжу красного цвета. В Евангелии ничего не говорится о том, что Матерь Божия держала что-то в руках, когда Ей явился ангел. Но существует апокрифический памятник «Протоевангелие Иакова», где многие евангельские сюжеты расписаны более подробно. В нем рассказывается, что в тот момент, когда к Деве Марии явился ангел, Она вышивала пурпурное полотно для завесы Иерусалимского храма, и потому у Нее в руках была пряжа. Но более того, из этой пряжи потом была создана целая богословская концепция. Когда мы, например, в начале Великого поста читаем Великий покаянный канон Андрея Критского, то видим некий образ: подобно этой пряже плоть Богочеловека Христа была создана, исткалась в Твоем чреве, Пресвятая Богородица.

Все это изучается теологами и всеми, кто изучает теологию. Вне зависимости от религиозной принадлежности человека, знания в этой области помогают по-новому взглянуть не только на произведения искусства, письменности, но и вообще на окружающий мир. Потому что очень многие вопросы, над которыми бьется человеческая мысль, так или иначе связаны с религией, в том числе и вопросы, касающиеся безопасности, нашего будущего, сосуществования религий.

Здесь я хотел бы обратиться к словам нашего Президента, который сказал, что «теология как наука выполняет ответственную воспитательную, мировоззренческую миссию, содействует сбережению традиционных духовно-нравственных ценностей нашей страны, помогает сформулировать ответы на глобальные вызовы. Среди них — такие, как терроризм и экстремизм. И чтобы им противостоять, важна не только эффективная работа правоохранительных органов и силовых структур, но и неустанная просветительская деятельность, глубокие исследования современных социальных, общественных, этнокультурных проблем». А это именно то, чем занимается теология.

Мы видим, что религиозный фактор очень часто используется проповедниками экстремизма или терроризма. Свои преступные деяния они иной раз облекают в псевдорелигиозные формулировки или лозунги. Некоторые люди, становящиеся жертвами пропаганды экстремистов и террористов, воображают, что тем самым они, участвуя в этих организациях, выполняют чуть ли не особую миссию от Бога.

Наша просветительская работа нужна для того, чтобы каждый человек понимал, чему учит конкретная религиозная традиция: призывает ли она к терроризму или экстремизму или учит миру, любви и добрососедству.

Если бы у нас не было такого, к сожалению, высокого уровня безграмотности в религиозных вопросах, то и не было бы людей, которые вовлекаются в террористические организации или увлекаются экстремистскими идеями, думая при этом, что они находятся в религиозном поле. К сожалению, они находятся в антирелигиозном поле и выполняют не волю Всевышнего, а волю диавола. И мы должны им прямо говорить об этом. Думаю, что это позиция всех наших традиционных конфессий, и здесь нет и не может быть никаких исключений.

Теология выполняет очень важную, объединительную и охранительную функцию, помогает нам понять, где добро, а где зло, где черное, где белое, где настоящая религия, а где псевдорелигия.

За последние годы были созданы новые кафедры теологии, развиваются новые учебные курсы. Мы создаем учебные пособия для бакалавриата теологии. Ведь до недавнего времени современных учебных пособий у нас практически не существовало: и в духовных учебных заведениях, и на кафедрах теологии в светских вузах использовалась в качестве учебной литературы либо литература XIX века, либо учебные пособия, изданные в эмиграции в XX веке.

Сейчас у нас есть возможность создавать новые учебные пособия. В Русской Православной Церкви под непосредственным наблюдением Святейшего Патриарха мы ведем такую работу. Мы издали уже около 30 учебников и еще, по крайней мере, столько же находится у нас в работе. Практически через эти учебники мы должны покрыть своим вниманием весь спектр дисциплин, входящих в научную отрасль «теология».

Почему я говорю, что проект осуществляется под наблюдением Святейшего Патриарха? Не только потому, что он дал на это благословение, но и потому, что буквально каждый учебник, выходящий в основной серии, проходит через его руки. Он читает эти учебники на стадии после рецензирования их в духовных школах, делает свои пометки, замечания, то есть проявляет личное внимание к этому проекту. И иногда по замечаниям Патриарха нам приходится полностью переписывать учебники.

Теология — это мощный международный и межкультурный ресурс. Религиозные деятели, который обладают высоким уровнем образования, имеют возможность выступать на международных площадках по религиозным вопросам. Но это касается не только религиозных деятелей. Это касается всех, кто изучает теологию, поскольку теологические дисциплины во всем мире очень востребованы. Только в нашем Отечестве в течение 70 лет в образовательном пространстве не было теологии, а во многих других странах теология присутствовала. Когда мы общаемся с нашими партнерами в других странах, в частности, в западных университетах, мы видим, какой высокий уровень теологического образования существует в этих университетах. Но наша задача заключается не в том, чтобы копировать достижения иностранных учебных заведений, а в том, чтобы в нашем отечественном образовательном пространстве создать возможности для изучения теологии на качественно высоком уровне.

В завершение своего выступления я хотел бы сказать о востребованности теологов, получающих образование в светских вузах, и о преподавании религиозных дисциплин в школе.

Те, кто обучается в духовных учебных заведениях, хорошо видят свое будущее, понимая, для чего они получают духовное образование. Большинство выпускников затем становятся священнослужителями или церковными работниками, или работниками в соответствующей религиозной конфессии.

Когда речь идет о теологах, изучающих теологию в светских вузах, то вопрос их последующей востребованности далеко не всегда ясен. Чем они смогут дальше заниматься? Где смогут применить полученные ими знания? Где в конце концов они будут работать?

Это, конечно, вопрос, который нам еще предстоит решить. Нам удалось с Божией помощью и с помощью нашего Президента, и в целом Российского государства выстроить очень, на мой взгляд, прочную систему преподавания теологии на уровне высших учебных заведений. Но мы должны прямо признать, что на уровне средних и начальных учебных заведений в нашей стране религия и теология практически отсутствуют. Более того, нас, религиозных деятелей, не допускают в школы, чтобы мы могли рассказать детям о наших религиозных традициях. Это, на мой взгляд, серьезная проблема. Потому что когда выпускник школы поступает в вуз, это, как правило, человек уже со сложившимся мировоззрением, у которого есть определенный багаж знаний, и если в этом багаже наличествует такая серьезная лакуна, как знание религиозных традиций, то ее будет трудно восполнить на уровне высшего образования.

Поэтому вопрос о востребованности теологов имеет прямое отношение и к вопросу о том, кто и как у нас преподает религиозные дисциплины в школах. Недавно Святейший Патриарх встречался с преподавателями Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Но преподаватели ОРКСЭ должны обладать специальными компетенциями и иметь мандат на преподавание от своих религиозных традиций. Кроме того, преподавание ОРКСЭ в одном только четвертом классе в течение лишь одного учебного года и лишь одного часа в неделю — это, конечно, капля в море. Во многих странах, в том числе, где мне довелось служить, преподавание религиозных дисциплин в светской школе осуществляется служителями соответствующих религиозных традиций. Например, в Австрии (я часто привожу этот пример) достаточно, чтобы в классе было два православных ученика, чтобы к ним каждую неделю приходил православный священник и преподавал основы православной религиозной традиции. Почему в Австрии это возможно, а в нашей стране нет?

Мне бы хотелось, чтобы мы все вместе поразмышляли и над этим вопросом, потому что от него в конечном счете во многом зависит будущее нашей теологической науки.

И, конечно, вопрос о том, насколько в нашем Отечестве известны литературные памятники религиозных традиций. Приведу пример. Выступая в одном из наших московских вузов на тему «Достоевский и Евангелие», я спросил: кто читал Достоевского? К моей радости практически все, кто сидели в зале, подняли руки. Затем я спросил: кто читал Евангелие? И, к сожалению, быть может, четвертая или пятая часть зала подняла руки. То есть Евангелие даже как литературный памятник многим людям неизвестно. Оно не входит в учебную программу. Мы читаем «Слово о полку Игореве», различные древние эпосы, но мы не читаем Евангелие. А почему бы не включить его в школьную программу по литературе? Разве этот литературный памятник не заслуживает изучения нашими школьниками?

Хотел бы всем нам пожелать успехов в тех трудах, которые мы несем, каждый на своем посту, а также успехов в развитии научной отрасли «теология».

Благодарю вас за внимание.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

ГИА 2022

Нормативно-правовые документы (сайт Ресобрнадзора)

Закон об образовании

 Порядок разработки, использования и хранения контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования

Порядок проведения ГИА по основным образовательным программ среднего общего образования в 2021 году

Изменения к Порядку проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования в 2021 году

Порядок проведения ГИА по основным образовательным программ основного общего образования в 2021 году

Изменения к Порядку проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования в 2021 году

Консультации специалистов психологической службы

Рекомендации выпускникам

Рекомендации педагогам

Информационная поддержка обучающихся, учителей и родителей

Психологические рекомендации родителям выпускников при подготовке к ГИА И ЕГЭ

График городских онлайн консультаций по предметам 2021

Методическим кабинетом Управления образования с 11 октября 2021 года запланированы онлайн консультации для обучающихся 11-х классов, родителей с опытными педагогами, членами Республиканских предметных комиссий по всем учебным предметамВ соцсети «ВКонтакте» организовано сообщество https://vk.com/giauo для общения с участниками учебно-воспитательного процесса, все желающие получат возможность задать вопросы педагогам и получить ответы в течение 3-х дней с момента проведения консультации. Видеозаписи консультаций будут опубликованы на YouTube и доступны в день проведения. 

Подготовка к ГИА, ЕГЭ по биологии

11.10.2021               08.11.2021          29.11.2021

20.12.2021

Подготовка к ГИА, ЕГЭ по информатике

Подготовка к ЕГЭ (МОН)

11.10.2021                08.11.2021          06.12.2021

Подготовка к ГИА, ЕГЭ по иностранным языкам

12.10.2021                02.11.2021          30.11.2021

21.12.2021

Подготовка к ГИА, ЕГЭ по математике

13.10.2021                03.11.2021          24.11.2021

15.12.2021

Подготовка к ГИА, ЕГЭ по химии

14.10.2021                18.11 2021          16.12.2021

Подготовка к  ГИА, ЕГЭ по географии

15.10.2021               12.11.2021           03.12.2021

Подготовка к ГИА, ЕГЭ по физике

16.10.2021                30.10.2021          13.11.2021

20.11.2021                11.12.2021

Подготовка к ГИА, ЕГЭ по истории

28.10.2021                11.11.2021          25.11.2021

23.12.2021

Подготовка к ГИА, ЕГЭ по русскому языку

28.10.2021                11.11.2021          25.11.2021

23.12.2021

Подготовка к ГИА, ЕГЭ по итоговому сочинению

29.10.2021                26.11.2021

Подготовка к ГИА, ЕГЭ по литературе

30.10.2021                20.11.2021          18.12.2021

НОВОСТИ

Утверждены открытые тематические направления итогового сочинения

Информационные ресурсы для подготовки к ГИА

1. Сайт Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки:  https://gia.resobrnadzor.ru/государственная-итоговая-аттестация/ открытый-банк-заданий/, https://gia.resobrnadzor.ru/ государственная-итоговая-аттестация/дистанционная-платформа/.

2. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»  fipi.ru — портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный открытый банк заданий http://fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniyege, http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge, а также демоверсии заданий ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам.

3. Отдел математики Донецкого РИДПО http://ippo-vm.at.ua/index/0-31.

4. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки http://obrnadzor.gov.ru/gia/   

5. http://www.egesha.ru/. Самый большой выбор тестов на сегодняшний день. Прохождение доступно без регистрации.

6. http://ege.yandex.ru/. Тесты от Яндекса. Содержатся все предметы по ЕГЭ и два предмета по ГИА.

7. http://vk.com/app2792306_6017246. Приложение «ВКонтакте». Очень большое количество тестов и удобная навигация. Полезное времяпровождение в социальной сети).

8. http://www.rosbalt.ru/eg/ Тестирование от Росбалта.

9. http://reshuege.ru/. Система «РешуЕГЭ» от Д. Гущина. Система предлагает решать задания из открытого банка заданий ЕГЭ. Предметы: Математика, Физика, Биология, Информатика, Русский язык, Обществознание, Литература, История.

10. http://www.edu.ru/moodle/ Тестирование на официальном сайт МинОбрНауки. Каждого предмета по нескольку вариантов.

11. http://live.mephist.ru/show/tests/. Онлайн-тесты от портала МИФИ. Требуется простая и несложная регистрация.

12. http://www.gia9.ru/. Тесты для ГИА. Содержатся все предметы, регистрация не нужна.

13. http://www.saharina.ru/tests/. 300 тестов по русскому языку.

14. edu.ru/ — Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства РФ, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки ЕГЭ.

15. ege.edu.ru/ — Официальный портал Единого Государственного Экзамена, содержит общую информацию о ЕГЭ, экзаменационные материалы, нормативные документы.

16. gia.edu.ru/ — Официальный портал ГИА, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы, нормативные документы.

17. ege.ru/ — Сервер информационной поддержки «ЕГЭ» Базовые тесты по предметам; инструкции по подготовке и участию выпускников ОУ в ЕГЭ; кодификаторы элементов содержания по базовым школьным предметам, проверяемые на ЕГЭ; нормативные документы 

18. reshuege.ru — образовательный портал для подготовки к ЕГЭ по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам

19. reshuoge.ru — образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам.

20. ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс.ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.

21. live.mephist.ru/show/tests/ — Это система тестирования, разработанная МИФИ, где любой желающий может пройти тесты ЕГЭ по математике, физике, информатике и другим предметам. А еще здесь есть много разных тестов помимо вариантов ЕГЭ. И все их можно проходить совершенно бесплатно.

22. 4ege.ru — Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ 

23. examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.

24. school.edu.ru — Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа.

25. gotovkege.ru/ — Проект «Подготовка к ЕГЭ». ЕГЭ- тесты онлайн. Предлагается всем желающим пройти на сайте пробное тестирование по русскому языку, математике, истории, обществознанию, физике, географии, оценить уровень своих знаний и готовность к сдаче предстоящего единого государственного экзамена.

26. https://neznaika.pro/oge/варианты ОГЭ и ЕГЭ по всем основным дисциплинам, скачивать их в pdf, работая с бумагой, тренироваться на отдельных типах заданий.

     Сайты по предметам

     1) Математика.  Сайт Александра Ларина один из лучших сайтов для подготовки к ЕГЭ по математике. Тут регулярно публикуют материалы для экзамена, в том числе для профильного уровня, есть генератор вариантов ЕГЭ, а на форуме отвечают на вопросы.

     YouTube-канал «GetAClass — Просто математика» — видеоуроки по математике. Интерактивный учебник по математике 23 лекции по математике от онлайншколы «Фоксфорд».

     Математика | Подготовка к ЕГЭ плейлист вебинаров от «Фоксфорда» с разбором заданий.

     2) Русский язык

       Культура письменной речи сайт с полезными материалами по разным разделам русского языка, есть справочники и рубрика про ЕГЭ.

       Интерактивный учебник по русскому языку 35 лекций от преподавателей МГУ, МФТИ. Курсы от МФТИ 12 видео с разбором заданий от преподавателей МФТИ.

       3) Физика

       YouTube-канал «Подготовка к ЕГЭ по физике» — выпускник МГУ и кандидат физико-математических наук рассказывает о теории и разбирает задачи.

       YouTube-канал Skill up — плейлисты с лекциями по физикеи разбором задач.

       Физика. Подготовка к ЕГЭ 2018 плейлист из 19 вебинаров онлайн-школы «Фоксфорд».

       Вебинары по физике с Дмитрием Теслой — преподаватель разбирает задания, рассказывает о сложностях экзамена и делится советами.

       Интерактивный учебник по физике 58 лекций от «Фоксфорда».

       4) Химия

       Материалы для ЕГЭ 10 пособий для подготовки, самое новое.

       Репетитор по химии пособие под редакцией А. С. Егорова, 768 страниц.

       YouTube-канал «Химия — Просто» — классные видео с опытами и объясняют

       Химия. Подготовка к ЕГЭ 2018 плейлист «Фоксфорда».

       YouTube-канал Андрея Степенина — выпускник химфака МГУ и репетитор с 12-летним опытом разбирает демоварианты ЕГЭ и читает лекции по школьной программе.

       Интерактивный учебник по химии 35 лекций от преподавателей МГУ, МФТИ.

       «Химия — весь школьный курс» (Android) — материалы по всем разделам школьного курса.

       5) Информатика и ИКТ

       YouTube-канал «Информатик БУ» — на канале разбираю задания из ЕГЭ. Дистанционная подготовка по информатике Много материалов по языкам и практике программирования.

       Сайт Константина Полякова В задачах ЕГЭ предлагают несколько способов решения, а потом анализируют достоинства и недостатки каждого.

       Timus Online Judge — крупнейший архив задач по программированию 

         Интерактивный учебник по информатике 206 лекций по информатике от «Фоксфорда». Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ.

       6) Биология

       Материалы для ЕГЭ 11 пособий для подготовки к биологии, можно скачать.

       Интерактивный учебник по биологии 25 лекций по биологии от онлайншколы «Фоксфорд» и преподавателей из МГУ, МФТИ, ВШЭ.

       Interneturok.ru интерактивные уроки по биологии с видео и тестами.

       7) История

       Александр Орлов «История России» классический учебник по истории.

       Картографический тренинг Сергея Маркина пособие для тренировки заданий с картами.

       Arzamas — много интересных курсов по истории России. Например, «Блокада Ленинграда», «Революция 1917 года», «Кто такие декабристы».

          Интерактивный учебник по истории 20 лекций по истории от онлайн-школы «Фоксфорд». Лекции читают преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ.

      8) Английский язык

       «Красный» и «Синий» Мерфи — безусловно лучшие учебники по грамматике английского языка.

       lang-8.com полезный сайт для тренировки письменной части экзамена. Можно писать посты на изучаемом языке, а носители языка будут исправлять ваши ошибки.

       Duolingo — здесь можно в интерактивной форме отработать базовую грамматику языка (есть курсы и по другим языкам).

     YouTube-канал Pro English — плейлист с разбором всех заданий ЕГЭ.

  • Темы сочинений по роману замятина мы
  • Темы сочинений по поэме кому на руси жить хорошо в формате итогового сочинения
  • Темы сочинений по роману герой нашего времени 9 класс с планом
  • Темы сочинений что делать чернышевский
  • Темы сочинений по пьесе на дне горького 11 класс в формате итогового сочинения