Теория и практика написания сочинения по литературе элективный курс

Программа элективного курса по русскому языку теория и практика написания сочинения и изложения 9 класс составитель программы: потапова с. л.,

Программа элективного курса по русскому языку

«Теория и практика написания сочинения и изложения»

9 класс

Составитель программы: Потапова С. Л.,

учитель русского языка и литературы

Макаров

2021-2022 учебный год

I. Результаты освоения элективного курса

1.Подготовка к сжатому изложению

1.Точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

2. Адекватно воспринимать авторский замысел;

3. Вычленять главное в информации;

4. Членить текст на смысловые части, т. е. определять не только его главную тему, но и микротемы;

5. Сокращать текст разными способами: исключение, упрощение, обобщение.

6. Правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

7. Находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

8. Писать изложение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части ИК1-ИК2-ИК3

2. Подготовка к сочинению-рассуждению

1.Создавать собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи.

2. Извлекать из прочитанного текста соответствующей информации для аргументации своих утверждений.

3.Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста.

4.Приводить примеры из других источников или из собственной жизни.

5. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С.

3.Подготовка по заданиям исходного текста

1.Работать с тестовыми заданиями: понимать формулировку задания   и вникать в её смысл.

2. Анализировать предложения: пунктуационный и синтаксический анализ предложения и словосочетания.

3. Применять на практике орфографические правила написания различных частей речи.

4. Понимать содержание текста и выбирать верные утверждения.

5.Находить средства выразительности и проводить лексический анализ слов.

II. Содержание элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинения и изложения»

Содержание элективного курса

Форма организации

Вид деятельности

Раздел 1. Введение

1.Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

Лекция учителя

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ

Презентация, записи в тетради печатными буквами

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ

Раздел 2. Часть 1

3.Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

4.Структурные особенности сжатого изложения

Слушание текста в формате «диск», отбор ключевых слов

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5.Основные приёмы компрессии исходного текста. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение

Презентация, беседа, отбор материала, слушание текста

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6.Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Презентация, беседа, отбор материала

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста ( приём исключения)

7.Основные приёмы компрессии исходного текста-описания.

Слушание текста-описания, отбор материала

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста-описания.

8.Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Запись лекции учителя, составление таблицы, подбор примеров.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста (приём обобщения)

9.Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщения

Практическое занятие.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста (приём обобщения) Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Раздел 3. Часть 2

10.Задание 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

11.Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Заключение в сочинении на лингвистическую тему.

Презентация, беседа, отбор материала

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Отработка заключения в сочинении.

12.Задание 9.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

13-14. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Способы цитирования.

Презентация, отработка цитирования по тексту.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. Повторение способов цитирования.

15. Заключение в сочинении-рассуждении.

Практическое занятие.

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

16.Задание 9.3. Структура сочинения. Критерии оценки задания.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения на определённое понятие-слова. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

17. Тезис сочинения-рассуждения. Разные способы толкования значения слова.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с разными способами толкования значения слова.

18.Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор текстов авторов на различные понятия слов.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по определённому понятию слова.

19.Заключение в сочинении-рассуждении.

Практическое занятие.

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Раздел 4. Часть 3

20-21. Синтаксический анализ текста предложения

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради. Коллективное и самостоятельное выполнение задания 2

Повторение видов сложных предложений, простых односоставных предложений, видов сказуемых, нахождение грамматических основ предложений.

22-23. Пунктуационный анализ предложения

Презентация, составление алгоритма по пунктуационным правилам.

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 3.

Повторение пунктуационных правил.

Отработка задания

24. Синтаксический анализ словосочетания.

Презентация, составление алгоритма замены одного способа связи на другой в словосочетании

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 4.

Повторение способов связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

Отработка замены одного способа на другой.

25-27. Орфографический анализ.

Лекция, составление алгоритмов на правописание различных частей речи

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 5.

Повторение орфографических правил.

Отработка задания на орфографический анализ.

28. Анализ содержания текста.

Обсуждение текста, диалог; 

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 6.

Работа с текстом. Чтение текста. Нахождение верных утверждений.

29-30. Анализ средства выразительности.

Тезисные записи в тетради по средствам выразительности

Анализ, выбор, выразительных средств речи

Работа с текстом. Чтение текста. Нахождение средств выразительности речи.

31-32. Лексический анализ.

Презентация, беседа.

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 8.

Работа с тестом. Чтение текста. Нахождение синонимов, фразеологизмов, слов с конкретным лексическим значением.

32-34. Комплексный анализ текста.

Практические занятия

( 2-8 задания)

Работа с текстом.

III. Тематическое планирование элективного курса в 9 классе

по русскому языку «Теория и практика написания сочинения и изложения»

Название раздела

Кол-во

часов

1

Раздел 1. Введение

2

2

Раздел 2. Часть 1

7

3

Раздел 3. Часть 2

10

4

Раздел 4. Часть 3

15

IV. Календарно-тематическое планирование элективного курса в 9 классе

по русскому языку «Теория и практика написания сочинения и изложения»

Раздел 1. Введение

Кол-во

час

дата

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

1

2

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ

1

Раздел 2. Часть 1

3

Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения.

1

4

Структурные особенности сжатого изложения.

1

5

Основные приёмы компрессии исходного текста. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение

1

6

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

1

7

Основные приёмы компрессии исходного текста-описания.

1

8

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

1

9

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщения

1

Раздел 3. Часть 2

10

Задание 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания.

1

11

Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Заключение в сочинении на лингвистическую тему.

1

12

Задание 9.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания.

1

13-14

Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Способы цитирования.

2

15

Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

1

16

Задание 9.3. Структура сочинения. Критерии оценки задания.

1

17

Тезис сочинения-рассуждения. Разные способы толкования значения слова.

1

18

Аргументы в сочинении-рассуждении.

1

19

Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

1

Раздел 4. Часть 3

20

21

Синтаксический анализ текста предложения

2

22

23

Пунктуационный анализ предложения

2

24

Синтаксический анализ словосочетания.

1

25-27

Орфографический анализ.

3

28

Анализ содержания текста.

1

29

30

Анализ средства выразительности.

2

31

32

Лексический анализ.

2

33

34

Комплексный анализ текста

2

Пояснительная записка

Элективный курс «Деловой русский язык» может привлечь внимание учащихся 9-х классов. Рассчитан на 17 часов.

Предполагаемый курс освещает подробно материал об официально-деловом стиле русского языка, о его применении в повседневной жизни. Он расширяет и углубляет знания о русском языке, о его возможностях и о его роли в обществе. Курс «Деловой русский язык» представляет собой путеводитель в деловой сфере жизни человека.

Он может быть полезен каждому выпускнику, так как деловой русский язык обслуживает сугубо официальные человеческие взаимоотношения: отношения между личностью и обществом; между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями и организациями.

Современный человек должен уметь представлять себя на рынке труда, чтобы получить хорошую престижную работу, а выпускник должен иметь портфолио, то есть коллекцию материалов, отражающих развитие, достижения автора.

Данный курс интересен и тем, кто в будущем захочет связать жизнь с делопроизводством, с бизнесом, можно получить и основу для профессии, связанной с экономикой, финансами.

В курс включены темы, знание которых необходимо для выпускника школы: создание портфолио, написание резюме, автобиографии, умение оформить правильно заявление, объяснительную, телеграмму, расписку, доверенность и т.д., общие особенности официально-делового стиля.

Цели курса:

  • Обучить основам делового общения в устной и письменной формах в типичных ситуациях: заполнение документов, устройство на работу, в учебное заведение.
  • Способствовать росту культуры школьника.

Задачи курса:

  • Познакомить учащихся с особенностями оформления деловых бумаг и использование знаний на практике.
  • Научить самостоятельно составлять документы, материалы в определенной сфере деятельности.
  • Научить пользоваться нормативными словарями и справочной литературой.
  • Развить коммуникативную культуру учащихся.

Данный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.

Элективный курс «Деловой русский язык» состоит из двух частей: теории и практики, причем вначале дан материал для занятий, раскрывающих ту или иную тему, а затем практические задания (с использованием игр, тестов, различных упражнений). Большую роль играет наглядность, поэтому необходимо достаточное количество дидактического материала. Необходимо также использовать различные формы групповой работы во время проведения на уроках деловой игры.

Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Обсуждение теоретических вопросов потребует от учителя использования различных приемов: от лекционного до исследовательского. Важная роль отводится дидактическому материалу в практической работе. Особое внимание следует уделить подбору заданий и упражнений по составлению деловых бумаг.

Планируемые результаты (учащиеся должны уметь):

  • самостоятельно продолжить работу над составлением своего портфолио;
  • самостоятельно написать свою автобиографию по месту требования;
  • самостоятельно оформлять деловые бумаги по мере надобности (телеграммы, справки, заявления, доверенности, протоколы и т.д.);
  • обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
  • владеть навыками коммуникативной культуры (общение со взрослыми, общение и работа в группах);
  • свободно владеть знаниями об официальных человеческих взаимоотношениях.

Способы проверки уровня обученности:

  • Проверочная работа после изучения темы «Некоторые рекомендации по составлению текстов делового стиля».
  • Самостоятельная работа после изучения темы «Информационно-справочные материалы».
  • Урок-зачет: тест по всему курсу.
  • Урок-семинар: представление деловых материалов на уроке.
  • Словарные работы по проверке знаний терминов делового русского языка.

Межпредметные связи, терминология.

Русский язык:

  • История (возникновение деловой игры)
  • Литература (использование художественных произведений в лекциях, в практических работах)
  • Информатика (знакомство с электронными письмами, электронными резюме)
  • Делопроизводство (оформление документов с учетом всех требований)
  • Английский язык (информация о деловых письмах, об устройстве на работу, о платежах)

Учебно-методическое обеспечение

  1. Тексты (для определения официально-делового стиля).
  2. Тесты (для контроля знаний по данному курсу).
  3. Раздаточный материал по темам:

    а) мой портфолио;

    б) оформление документов;

    в) современное деловое письмо;

    г) информационно-справочные материалы.
  4. Темы для урока — семинара:

    а) мой портфолио;

    б) автобиография;

    в) резюме;

    г) набор документов (заявление, справка, телеграмма, протокол, доверенность и т.д.)

    д) сочинение на тему «Для чего надо знать деловой русский язык».

Учебно-тематический план курсы «Деловой русский язык»

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Роль официально-делового стиля в жизни человека.

Понятие официально-деловой стиль в русском языке. Повторение знаний о всех стилях русского языка. Деловая сфера жизни человека: использование услуг связи, банков, отношение с организациями и учебными заведениями.

Тема 2. Некоторые рекомендации по составлению по составлению текстов делового стиля.

Язык и стиль служебных документов. Особенности официально-делового стиля. Употребление прописных и строчных букв. Полные и сокращенные названия центральных органов федеральной исполнительной власти. Наиболее употребляемые сокращения слов. Оформление дат и чисел в документах.

Тема 3. Мой портфолио.

Понятие мой портфолио. Организация портфолио. Структура портфолио. Содержание накопительной папки (визитная карточка, коллектор, достижения, самоанализ). Автобиография. Характеристика.

Тема 4. Резюме.

Понятие резюме. Роль резюме при поступлении в учебное заведение, в поисках работы. Содержание резюме. Составляющие резюме. Как заинтриговать читающего. Что сначала — профессиональный опыт или образование. Навыки и умения. Хобби и досуг. Премии и награды. Слова для победы (форсы глаголов, ключевые слова). Три шага в написании резюме. Электронные резюме. Советы по улучшению резюме. Ошибки в написании резюме. Внешний вид резюме.

Тема 5. Современное деловое письмо.

Деловое письмо в условиях унификации. Правила оформления делового письма. Некоторые виды писем. Международные письма.

Тема 6. Информационно-справочные материалы.

Понятие информационно-справочные материалы. Справки, их роль, написание. Докладные и объяснительные записки. Акты. Заявления. Телеграммы.

Тема 7. Оформление документов деятельности коллегиальных органов.

Понятие коллегиальные органы. Структура доклада, отчета (на совещании, заседании, конференции и т.д.). Секреты успеха выступления. Оформление доклада, отчета. Требования к составлению и оформлению протоколов.

Тема 8. Контрольный урок по курсу «Деловой русский язык».

Тест.

Тема 9. В мире делового русского языка.

Обобщение полученных знаний. Выступления на уроке по выбранной теме: мой портфолио, автобиография, характеристика, резюме, сочинение на тему «Для чего надо знать деловой русский язык», набор документов.

Список литературы

  1. Андреева И.Н. Методические рекомендации и учебные задания по культуре русской речи. — 3-е изд., исправл. и доп. / И.Н.Андреева, Н.П.Суханова. — Йошкар-Ола, 2005. — 88с.
  2. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. 2 часть / Л.В.Балашова. — Саратов: Лицей, 2002.
  3. Богацкий И.С., Бизнес — курс английского языка / И.С.Богацкий, Н.М.Дюканова. — М., 2004.
  4. Божко Н.М. Сборник элективных курсов. Русский язык / Н.М.Божко — Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе / Н.И.Дереклеева. — М., 2005.
  6. Кеннеди Д.Л. Резюме для «чайников» / Д.Л.Кеннеди. — М.-СПб-Киев: Диалектика, 2005.
  7. Кирсанова М.В., Курс делопроизводства / М.В.Кирсанова, Ю.М.Аксенов. — М. — Новосибирск, 2004.

Факультативы, элективы, кружки

Цель: способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к изучению русского языка.

time24.12.2021

Постоянно увеличивающийся приток населения из стран ближнего зарубежья и национально-государственных субъектов Российской Федерацииставит вопрос о культурно-языковой адаптации мигрантов. Основная часть переселенцев и вынужденных эмигрантов – дети. Подавляющее большинство вновь прибывших детей практически не владеет русским языком, при этом они должны посещать школу. Следовательно, их нужно срочно обучать русскому языку, и чем раньше, тем лучше. В связи с этим разработка и апробация учебных пособий для этого контингента учащихся — одна из важнейших задач теории и практики преподавания русского языка как иностранного (РКИ) на современном этапе.

time05.09.2021

В данной статье рассматривается целесообразность использования проектной технологии в деятельности учителя, цели и задачи проектной деятельности. Автор даёт характеристику этапов выполнения проекта, представляет опыт использования проектной технологии во внеурочной деятельности через описание работы с пресс-клубом.

time08.05.2021

Очный этап игры проходит в актовом зале школы. В игре участвуют 4 сборные команды обучающихся 9-11 классов из 12 школ.

time13.02.2021

Цель занятия: стимулировать интерес к изучению литературы и истории.

time26.01.2021

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о признаках предложения, развивать умение составлять предложения из слов, употреблять знак препинания согласно интонации предложения, проверить умение устанавливать границы предложений в тексте, оформлять предложения на письме.

time15.12.2020

Основная цель — пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка.

time18.11.2020

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Литературный калейдоскоп» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования и рассчитана для учащихся 5 класса в количестве часов — 35 (1 час в неделю).

time10.10.2020

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Теория и практика написания сочинений разных жанров» для 9 класса   составлена в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом ДОО Минобрнауки  России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».

time10.09.2020

История изучения традиционной русской культуры насчитывает не одно столетие. Одной из первых попыток осмыслить и классифицировать явления русского народного мировоззрения явился словарь М.Д. Чулкова «Абевега русских суеверий», выпущенный в 1786 г. Это издание имело существенный недостаток, который заключался в свойственном для ХУІІ предубеждении, — народная культура воспринималась просвещенными людьми как нечто низменное, грубое, переполненное нелепыми суевериями.

time02.05.2020

Литературно-музыкальная композиция к Неделе православной книги.

time03.03.2020

В зале, или классе развёрнутая выставка православной детской литературы. Пока зрители рассаживаются, показывается видеоролик на песню «Читайте, читайте» или аудиозапись на эту песню. В начале мероприятия звучит колокольный звон, под который выходят ведущие. На экране заставка, относящаяся к теме мероприятия

time28.02.2020

Люди часто тяготеют к чему-то выдуманному. У некоторых жизнь слишком скучна, у других же — переполнена отрицательными событиями, которые хочется хоть на время отставить на второй план. Но в глубине души у каждого хоть раз возникало променять свою скучную, полную забот жизнь на судьбу персонажа из книги с обязательно счастливым концом. Люди либо придумывают новый мир, либо с головой окунаются в книжный, уже когда-то созданный. Вот именно поэтому, по-моему, появился новый жанр современного искусства — фэнтези.

time09.02.2020

Программа составлена с учётом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего полного образования (Стандарты второго поколения), ориентирована на базовый уровень обучения (универсальный профиль). Содержание обучения по данной программе в 11 классе рассчитано на 342 часа (из расчёта 1 час в неделю).

time15.09.2019

Викторину можно использовать во внеклассной работе, в частности в рамках недели русского языка и литературы. Проведя подобную викторину, есть возможность выявить уровень знаний по литературе учащихся пятых — шестых классов. В заданиях встречаются стандартные вопросы по произведениям или их авторам, также может попасться заковыристый вопросик, который поможет понять, знакомились ли ученики с другими материалами, помимо школьной программы.

time22.08.2019

Викторину можно использовать во внеклассной работе, в частности в рамках недели русского языка и литературы. Проведя подобную викторину, есть возможность выявить уровень знаний по русскому языку учащихся пятых классов. Материал служит для выявления уровня достижения планируемых результатов освоения программы по русскому языку. Работа может быть проведена в начале 1 полугодия как проверочная работа.

time12.08.2019

Главная цель элективного курса «Культура русской речи и общения» – повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся, что предполагает прежде всего формирование умения оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях.

time07.04.2019

Цель: создание информационного пространства для развития творческого потенциала учащихся, условий их успешной социализации через создание школьного пресс-центра (печатное издание, группа в ВК, страница на сайте школы)

time09.02.2019

Цель: углубить знания учащихся по русскому языку; познакомить с богатством русского языка; расширить словарный запас учащихся; прививать познавательный интерес и любовь к русскому языку, используя интеллектуальную игровую форму.

time19.01.2019

Основная цель — пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка.

time25.11.2018

Главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения.

time16.09.2018

Основное требование  Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемое к современному  образованию,- компетентностный подход в обучении, который выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей в личностном самоопределении. 

time04.11.2017

Материалы посвящены анализу произведений русской литературы XIX –XXI  веков, объединенных евангельским сюжетом (притчей о блудном сыне). 

time01.11.2017

Материал, рассказывающий о проведении праздника каллиграфии в лицее (конкурсы, задания, система оценивания), предназначен для учителей начальной школы и преподавателей русского языка.

time29.07.2017

Данный материал содержит Пояснительную записку, планирование  и методические рекомендации для учителей на тему «Кружок внеклассного чтения с элементами анализа художественного текста».

time16.05.2017

Цель:
Изучить жизнь и творчество М.Цветаевой и выявить: так ли традиционна символика цвета в лирике М.Цветаевой, как ее представляют в традиционном ее значении при Цветотерапии в медицине и психологии. 

time29.10.2016

Факультатив по лексике и фразеологии русского языка рассчитан на 6 класс. На программу отводится 34 часа.

time06.10.2015

Программа факультативного курса “Законы русской орфографии. Трудные случаи написания” включает материал, углубляющий материал базовой программы по русскому языку, а также содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся. Данная программа разработана в целях повышения орфографической грамотности учащихся.

time15.08.2015

Программа элективного курса предназначена для учителей русского языка и литературы, работающих в 11 классах гуманитарного профиля, или желающих организовать внеклассную работу по предмету. Рассчитана она на 34 часа. Программа данного курса позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по литературе и русскому языку, в частности, подготовку к написанию сочинения. 

time24.06.2015

Презентация «В сердце моем – Русь».
Электронная книжная выставка о самом необычном и загадочном поэте и прозаике, каких только рождала Россия, Н.В.Гоголе.

time26.03.2014

Пояснительная записка

Актуальность  курса.

Сочинение
– один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, 
исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися
собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно
выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать
логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности,
пополнять фактические знания и др.

Л.Н.
Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни  у кого, чтобы было легко писать, чтобы
«лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».

Обучение
написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы
проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги
дети делятся уже в начальной школе).

Но
каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что
качество творческих работ оставляет желать лучшего. Особенно это касается
сочинений старшеклассников. 

Вероятно,
проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно
рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне
за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение
написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение
писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу.

Как
показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть,
страх перед выпускным сочинением, с одной стороны, потому что настало время
серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие
старшеклассники попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться
на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться,
косноязычны. Часто причину  всех этих бед видят в активном вхождении в нашу
жизнь компьютера. Отчасти это так.

Ситуацию
мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась
уникальная возможность привлечь информационные технологии  для развития
коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной
литературы посредством ИКТ.

Предлагаемый
курс имеет своей целью:

1)     
способствовать совершенствованию навыков устной и
письменной речи,

2)     
научить уместному, умелому использованию языкового
потенциала,

3)     
систематизировать знания по теории сочинения,
закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий,
речетворческих упражнений, написание сочинений,

4)     
развивать творческие способности.

Новизна данного курса заключается в
осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по
усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе
художественного произведения и при написании сочинения). Развитие
коммуникативной, литературоведческой компетентности старшеклассников через
обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.

Учебный курс предназначен для учащихся 10-11
классов общеобразовательных школ. Опора на программные произведения позволит
успешно освоить материал как учащимся гуманитарного, так и негуманитарного
профиля.

            Объём
курса
34 часа, из них – 10 часов теоретической подготовки, 24 часа
практических занятий.

Учебный курс включает в себя блок повторения
основных сведений по теории литературы, способствующих восприятию литературного
произведения как идейно-художественного целого. Выявление особенностей
эпических, лирических, драматических произведений позволит избежать ошибок при
анализе художественного текста, при написании сочинений разных жанров.

Блок теории сочинения включает в себя
знакомство с различными жанрами литературного творчества учащихся как
результатом освоения художественного произведения.

Практический блок курса предполагает решение
заданий проблемного характера (например, исправить речевые ошибки, допущенные в
предложенных работах, «раскрасить» предложенное сочинение, используя изобразительные
средства, составить характеристику героя, используя ряд метафор и т.д.);
написание творческих работ (например, составление цитатного плана сочинения,
написание вступительной и заключительной части и т.д.), сочинений разных жанров
на заданную тему.

Практическая
часть курса призвана способствовать совершенствованию навыков устной и
письменной речи старшеклассников, уместному, умелому использованию языкового
потенциала.

Доступность курса обеспечивается подбором
литературного материала, опорой на художественные произведения (эпизоды
произведений, фрагменты описаний, характеристики), включённые в перечень
государственных стандартов. Курс позволит более углублённо изучить программные
произведения.

Планируемые результаты

По
окончании изучения курса учащиеся должны знать/понимать:


функции языка, компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности
речевого общения;


основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые у письменным текстам
различных жанров;

Уметь:


проводить различные виды анализа языковых единиц,


разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения
языковой нормы,


создавать письменные монологические высказывания,


владеть основными приемами информационной переработки письменного текста.

Основное содержание курса

Тема 1.
Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения
художественного произведения.

Знакомство
с тематикой курса. Цель, задачи курса. Актуальность курса. Изучение
представления учащихся о работе над сочинением, уровня подготовленности к
освоению курса.

Основные
формируемые понятия:
художественное произведение,
творчество, литературное творчество, результат освоения.

Форма: лекция с элементами беседы, завершение
недописанных высказываний (1 час).

Тема 2.
Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение
как идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических,
драматических произведений.

Понятие
целостности художественного произведения. Единство формы и содержания. Художественное
выражение элементов содержания (тема, идея, проблема, художественный образ,
конфликт) и содержательность элементов формы (жанр, композиция, сюжет,
изобразительно-выразительные способы и средства и т.д.).

Литературный образ,
персонаж, тип, характер, литературный герой.

Художественная
деталь (узнавание, интерпретация, выявление роли детали).

Эпическое
произведение. Жанры. Пространственно-временная организация,   система
персонажей, способы их создания (имя, внешность, поведение, речь).

Лирическое
произведение. Функции и смысловая нагрузка элементов лирического произведения.
Реализация лирического переживания (поэтический язык, ритмико-мелодическая
организация, лирический сюжет, композиция, жанр). Принципы живописности и
музыкальности.

            Драматическое
произведение. Характер драматического действия, жанры, конфликт, система
действующих лиц и их роль в развитии действия, монолог, диалог. Поэтика (смысл
заглавия, символика и др.), способы выражения авторской позиции (ремарки,
поэтика имён и др.).

Основные
формируемые понятия:
текст, подтекст, контекст,
тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт, жанр, композиция, сюжет,
изобразительно-выразительные способы и средства, герой, персонаж, система
действующих лиц, монолог, диалог.

Форма:          

  • лекция с
    элементами беседы (2 часа);
  • практикум, 
    работа со словарями(1 час);
  • семинар (1 час).

Домашнее
задание
:
заполнение
терминологической таблицы, разноуровневые задания (карточки, опросные листы), 
вопросы семинарского занятия.

Форма
контроля
:
тест, завершение
недописанных высказываний, творческая работа (1 час).

Тема 3. Основные
требования к сочинению.

Сочинение
как отражение интеллектуального, эстетического, нравственного развития
учащегося.

Выбор темы.
Требования к содержательной стороне сочинения: глубина и полнота раскрытия
темы, соответствие теме, правильность фактического материала,
последовательность изложения, уместное и умелое использование цитат, смысловая
точность эпиграфа.

Требования
к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя
речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность.

Объём,
соотнесённость композиционных частей работы (вступление, основная часть,
заключение). Критерии оценки.

Основные
формируемые понятия:
глубина и полнота раскрытия
темы, соответствие теме, правильность фактического материала,
последовательность изложения, цитата, эпиграф, стилевое единство и
выразительность речи, соотнесённость композиционных частей.

Форма работы: лекция с элементами беседы (1 час).

Домашнее
задание
:
составление
«Памятки» пишущему сочинение.

Форма
контроля
:
заполнение таблицы
«Типы тем сочинений».

Тема 4. План
сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность, последовательность речи.

Типы
планов: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план и др.

Точность,
последовательность, логичность речи. Дедуктивный (от общего к частному) и
индуктивный (от частного к общему) подходы к выстраиванию рассуждений,
умозаключений.

Основные
формируемые понятия:
план-набросок, развёрнутый
план, цитатный план, логичность, последовательность речи.

Форма:  практикум (1 час).

Домашнее
задание по вариантам:
составление разных типов
планов сочинений.

Форма
контроля:
работа по
тренировочным карточкам.

Тема 5. Составление
плана (план-набросок, цитатный план, подробный план и т.д.).

Основные
формируемые понятия:
план-набросок, развёрнутый
план, цитатный план, логичность, последовательность речи.

Форма:  практикум (1 час).

Домашнее
задание по вариантам:
составление разных типов
планов сочинений.

Форма
контроля:
тест (1
час).

Тема 6.
Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию
основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части
сочинения.

Виды
вступлений и выбор вступления в зависимости от темы сочинения: историческое
вступление, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое и др.

Основная
часть сочинения. Уместное использование различных приёмов выстраивания
рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение
героев одного произведения, сравнение героев разных произведений одного автора,
сравнение героев разных авторов, сравнение объекта исследования с другими
видами искусства – живописью, музыкой, театром, кино; внутренняя полемичность,
доказательство «от противного», спор с воображаемым оппонентом; цитирование
и др.).

Заключение.
Логическая соотнесённость с  вступлением и основной частью.

Основные
формируемые понятия:
  композиционная организация:
вступления, основная часть, заключение; индукция и дедукция, внутренняя
полемичность.

Форма:

  • лекция с
    элементами беседы (2 часа);
  •  практикум (1
    час).

Домашнее
задание:
творческая
работа по вариантам.

Форма
контроля:
практическая работа (1 час).

Тема 7.
Проблемно-тематическая типология сочинений.

Сочинение-повествование,
сочинение-описание, сочинение-рассуждение как тип творческой работы и как
составляющая часть сочинения на определённую тему. Жанрово-композиционные
системы повествования, описания, рассуждения.

Порядок
работы над сочинением–рассуждением.

          Виды
формулировок тем сочинений: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.
Особенности подготовительного этапа работы над сочинением в зависимости от вида
формулировки темы. Приёмы организации языкового материала в соответствии  с
выбором определённого типа речи.

Основные
формируемые понятия:
сочинение-повествование,
сочинение-описание, сочинение-рассуждение; тема-понятие, тема-вопрос,
тема-суждение.

Форма:

  • лекция с
    элементами беседы (1 час);
  • творческая
    мастерская (обучение написанию сочинения-рассуждения) (2 часа).

Домашняя
работа:
работа со
справочным материалом, творческая работа.

Форма
контроля:
проверка
конспекта, защита творческих работ.

Тема 8.
Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на
«свободную» тему.

Сочинения-характеристики
(характеристика одного литературного героя, сравнительная характеристика двух
литературных героев, характеристика группы литературных героев, общая
характеристика литературного типа).

Сочинения
литературно-критические (анализ определённой темы, характеристика определённого
периода или темы в творчестве писателя, сочинения по проблемам содержания и
формы литературного произведения, анализ критической статьи, анализ
определённой проблемы).

Сочинения
на «свободную» тему (особенности отбора материала, опора на художественное
произведение).

Основные
формируемые понятия:
сочинения-характеристики,
сочинения литературно-критические; сравнительная характеристика.

Форма: лекция с элементами беседы (1 час).

Домашняя
работа:
работа со справочным материалом,
творческая работа.

Форма
контроля:
проверка
конспекта, защита творческих работ.

Тема 9. Жанровая
классификация сочинений.

Основополагающие
принципы жанровой классификации сочинений: литературный портрет, этюд, эссе,
рецензия, обозрение, очерк, дневник, интервью, воспоминание.

Основные
формируемые понятия:
жанровая классификация
сочинений.

Форма:

  • лекция с
    элементами беседы (1 час);
  •  практикум (1
    час).

Домашняя
работа:
работа со
справочным материалом.

Форма
контроля:
проверка
конспекта.

Тема 10.
Сочинение – литературный портрет. Особенности создания портретной
характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа.

Отличие
литературного портрета от портретной зарисовки. Искусство портрета – раскрытие
внутреннего облика человека, литературного героя.

            Описание
по памяти, по наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, на основе
собеседования с «героем». Приёмы создания портрета героя разными авторами. Роль
детали в создании портрета героя. Отбор материала художественного произведения
для написания творческой работы.

            Литературный
портрет – мемуарно-биографический жанр (на примере литературных портретов А.М.
Горького). 

Основные
формируемые понятия:
сочинение
– литературный портрет, приёмы создания портрета героя, деталь портрета.

Форма: практическая работа (индивидуальная, в парах, групповая) (2 часа).

Домашняя
работа:
написание творческой работы.

Форма
контроля:
защита творческих работ.

Тема 11. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.

Определение
жанра эссе, выявление характерных особенностей строения текста, способов
характеристики, выражения авторской позиции и т.д.

Основные
формируемые понятия:
жанр эссе.

Форма:

  • лекция с
    элементами беседы(1 час);
  • практическая
    работа (1 час).

Домашняя
работа:
чтение образцов литературы, созданных в
жанре эссе, работа с вопросниками.

Форма
контроля:
письменный опрос (1 час).

Тема 12. Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения
позиции учащихся.

Формулировка
тем, отбор материала, выбор языковых средств для  написания творческой работы.
Составление плана сочинения (определение композиционных особенностей). Способы
выражения позиции пишущего. Образцы сочинений на разные темы, написанные в
жанре эссе: исследование материала, наблюдение за использованием языковых
средств, над способами введения литературного материала в ткань сочинения.

Основные
формируемые понятия:
позиция пишущего и способы её
выражения.

Форма: практическая работа (2 часа).

Домашняя
работа:
написание творческой работы.

Форма
контроля:
защита творческих работ (1 час).

Тема 13.
Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.

Характеристика
произведения и его объективная оценка как неотъемлемые составляющие
сочинения-рецензии.    Логичность, доказательность (с опорой на яркий
литературный материал) – способы выражения позиции пишущего. Работа над
составлением плана сочинения-рецензии.   Требования к написанию
сочинения-рецензии.    

Основные
формируемые понятия:
     сочинение-рецензия.

Форма:

  • лекция с
    элементами беседы (2 часа);
  •  практическая
    работа (1 час).

Домашняя
работа:
оформление
материала лекции.

Форма
контроля:
домашняя самостоятельная работа.

Тема 14.
Совершенствование навыков написания сочинения-рецензии.

Устное
и письменное рецензирование своих и предложенных творческих работ как способ
практического освоения навыков критической оценки текста.

            Знакомство
с образцами сочинений-рецензий, выявление особенностей жанра, применение
полученных знаний на практике.

Основные
формируемые понятия:
     сочинение-рецензия.

Форма: практическая работа (индивидуальная,  групповая), выполнение обучающих
заданий (1 час).

Домашняя
работа:
обучающее задание: «проба пера» (написание
творческой работы).

Форма
контроля:
проверка задания, защита творческих
работ.

Тема 15.
Сочинение – сравнительная характеристика. Особенности жанра.

Общая
точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы – исходная
позиция всякого сравнения. Выявление сходства и различия, выявление эволюции
авторской мысли, чувства, переживания и т.д. – цель сравнения.    Сравнение
произведений разных авторов. Сравнение произведений разных этапов творчества
одного автора. Сравнение произведений, относящихся к различным видам искусства
(художественное произведение и спектакль, фильм, картина, муз. произведение).
Сравнение вариантов одного и того же произведения (Ф. Тютчев «Весенняя гроза» и
др.).

Основные
формируемые понятия:
исходная позиция сравнения;
сходства и различия,  эволюция авторской мысли, чувства, переживания.

Форма: лекция с элементами беседы (1 час).

Домашняя
работа:
практическая работа.

Форма
контроля:
проверка практической работы.

Тема 16.
Написание сочинения-сравнительной характеристики.

Выбор
темы. Определение оснований для сравнения. Составление плана, подбор эпиграфа.
Отбор материала в зависимости от выбора темы и поставленных целей. Выполнение
обучающих заданий.        

Основные
формируемые понятия:
основания для сравнения.

Форма: практическая работа (по группам) (1 час).

Домашняя
работа:
написание творческой работы.

Форма
контроля:
защита творческих работ (1 час).

Тема 17.
Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.

Эпизод
как часть целого, определённая самостоятельность эпизода и неразрывная
вплетённость в художественную ткань произведения. Осмысление
идейно-тематического содержания и своеобразия формы, выяснение связей данной
части произведения с другими. Роль эпизода в развитии темы, идеи произведения.
Выявление художественного своеобразия фрагмента.

            Внимательное
изучение и отбор литературного материала, составление плана, подбор эпиграфа.
Требования к творческой работе.

Основные
формируемые понятия:
эпизод как часть целого, роль
эпизода.

Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа(2 часа).

Домашняя
работа:
написание творческой работы.

Форма
контроля
: защита
творческих работ (1 час).

Тема 18.
Стилистические ошибки в сочинениях учащихся.

Ошибка
– нарушение нормы, понятие стилистической нормы.

Наиболее
характерные стилистические ошибки, их классификация. Обучающие упражнения по
обнаружению и исправлению ошибок.

Основные
формируемые понятия:
стилистические нормы,
нарушение норм.

Форма: практическая работа (1 час).

Домашняя
работа
: составление
таблицы, подбор иллюстративного материала.

Форма
контроля
: проверочная
работа (тест) (1 час).

Тема 19. Нормы
литературного языка. Виды грамматических ошибок.

Нормы
слово- и формообразования, нормы синтаксической связи между словами в
словосочетании и предложении. Наиболее характерные грамматические ошибки в
устных высказываниях и письменных работах учащихся.

Обучающие
упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.

Основные
формируемые понятия:
нормы слово- и
формообразования, нормы синтаксической связи.

Форма: практическая работа (1 час).

Домашняя
работа
: выполнение
обучающих упражнений.

Форма
контроля:
проверочная работа (тест) (1 час).

Тема 20.
Корректировка творческих работ учащихся.

Рецензирование
учащимися своих и предложенных творческих работ. Обучающие упражнения по
обнаружению и исправлению ошибок.

Основные
формируемые понятия:
стилистические нормы,
нарушение норм; нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи.

Форма: практическая работа (1 час).

Домашняя работа: обучающие упражнения.

Форма
контроля:
написание творческих работ.

Тема 21.
Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум).

Обобщение,
повторение изученного материала, использование знаний на практике.

Форма: практическая работа (2 часа).

Домашняя
работа:
написание творческой работы.

Форма
контроля:
защита творческих работ (1 час).

Тема 22.
Сохранение эмоционально-эстетической стороны художественного произведения в
творческих работах учащихся.

Понятие
богатства и разнообразия языковых средств, способствующих выражению
собственного эмоционального настроя пишущего. Введение в словесную ткань
творческой работы элементов художественного текста: использование «ключевых»
слов, цитирование и т.д., соблюдение единого стилевого поля художественного
произведения и сочинения.

Основные
формируемые понятия:
богатство и разнообразие
языковых средств, эмоциональный настрой, единое стилевое поле.

Форма: практическая работа (1 час).

Домашняя
работа:
тренировочные упражнения.

Форма
контроля:
практическая работа (1 час).

Тема 23.
Итоговое занятие.

Знакомство с более
удачными фрагментами творческих работ учащихся. Презентация лучших сочинений.

Форма: творческие чтения (2 часа).

Текущая
аттестация качества освоения программы

Основная форма
оценки достижений учащихся – тесты, разработанные в программе
Builder. А также уроки защиты творческих работ (если освоение курса происходит
через посредство учителя), где оценку выставляет учитель и ученики.

Итоговый
контроль по курсу
представляет
собой творческие чтения лучших сочинений, фрагментов сочинений, если обучение
проводится в классе, а процесс контролирует учитель. При дистанционном обучении
ученик может выставлять свои работы на сайт независимых экспертов, что позволит
ученику получить объективную оценку его достижений.  Возможен  выпуск журнала
«Сборник творческих работ».

Результативность курса.

По окончании курса
учащиеся должны:

·        
знать основные понятия
теории сочинений разных жанров,

·        
уметь выбирать
необходимый литературный материал для работы над сочинением,

·        
обладать навыками
работы со справочным материалом,

·        
обладать умениями
сопоставлять, сравнивать, обобщать,

·        
владеть коммуникативными
навыками,

·        
владеть языковым
потенциалом, умело использовать художественные средства языка,

·        
уметь писать творческие
работы, сочинения разных жанров,

·        
оценивать свои
творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной
выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесённости.

Методические
и дидактические приёмы при обучении:

  • лекция с
    элементами беседы,
  • практическая
    работа (закрепление навыков),
  • тренировочные
    упражнения (с предоставлением разного уровня помощи: «Помощь 1» —
    наводящие вопросы, рекомендации по выполнению задания, «Помощь 2» — пример
    выполнения задания, вариант выполнения задания),
  • работа со
    справочным материалом (дополнительный материал из списка литературы,
    дополнительный материал, помещённый в курсе в виде словаря, отрывков
    критических статей),
  • написание
    творческой работы (как вариант домашнего задания: написание части
    сочинения на предложенную тему, написание творческой работы по
    предложенному плану, в определённом жанре и т.д.),
  • защита творческих
    работ (знакомство с правилами подготовки публичного выступления, с
    основами ораторского искусства и др),
  • творческие
    чтения,
  • проверочная
    работа (разного уровня сложности: от простого к сложному),
  • тесты.

Тематическое планирование

тЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Проблемно-тематическая типология сочинений

10

2

Жанровая классификация

14

3

Совершенствование навыков написания сочинений

10

иТОГО

Учебно-тематический
план курса

№п/п

Темы

Общее
количество часов

Формы
организации занятий

1

Сочинение как
жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного
произведения.

Знакомство с
тематикой курса. Цель, задачи курса. Актуальность курса.

1

Лекция с
элементами беседы, завершение недописанных высказываний.

2

Повторение
основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как
идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических, драматических
произведений.

2

Лекция с
элементами беседы.

Практикум.

Работа со
словарями.

Семинар.

Домашнее
задание
: заполнение терминологической таблицы,
разноуровневые задания (карточки, опросные листы), 

3

Основные
требования к сочинению.

2

Лекция с
элементами беседы.

Домашнее
задание
: составление «Памятки» пишущему сочинение.

Форма контроля: заполнение таблицы «Типы тем сочинений».

4

План
сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность, последовательность речи.

1

Практикум.

Домашнее
задание по вариантам:
составление разных типов
планов сочинений.

Форма
контроля:
работа по тренировочным карточкам.

5

Составление
плана (план-набросок, цитатный план, подробный план и т.д.).

2

Практикум.

Домашнее
задание по вариантам:
составление разных типов
планов сочинений.

Форма
контроля:
тест.

6

Композиционная
организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части
сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения.

1

Лекция с
элементами беседы.

Практикум.

Домашнее
задание:
творческая работа по вариантам.

Форма
контроля:
практическая работа.

7

Проблемно-тематическая
типология сочинений.

1

Лекция с
элементами беседы.

Творческая
мастерская (обучение написанию сочинения-рассуждения).

Домашняя
работа:
работа со справочным материалом, творческая
работа.

Форма
контроля:
проверка конспекта,  творческих работ.

8

Сочинения-характеристики,
сочинения литературно-критические,    сочинения на «свободную» тему.

1

Лекция с
элементами беседы.

Домашняя
работа:
работа со справочным материалом, творческая
работа.

Форма
контроля:
проверка конспекта,  творческих работ.

9

Жанровая
классификация сочинений.

1

Лекция с
элементами беседы.

Практикум.

Домашняя
работа:
работа со справочным материалом.

10

Сочинение –
литературный портрет. Особенности создания портретной характеристики.
Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа.

1

Практическая
работа (индивидуальная, в парах, групповая).

Домашняя
работа:
написание творческой работы.

Форма
контроля:
проверка творч.  работ.

11

Знакомство с
эссе как жанром литературного произведения.

1

1

Лекция с
элементами беседы.

Практическая
работа.

Домашняя
работа:
чтение образцов литературы, созданных в
жанре эссе, работа с вопросниками.

Форма
контроля:
письменный опрос.

12

Сочинение-эссе,
особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся.

2

Практическая
работа.

Домашняя
работа:
написание творческой работы.

Форма
контроля:
защита творческих работ.

13

Сочинение-рецензия.
Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.

2

Лекция с
элементами беседы.

Практическая
работа.

Домашняя
работа:
оформление материала лекции.

Форма контроля: домашняя самостоятельная работа.

14

Совершенствование
навыков написания сочинения-рецензии.

1

Практическая
работа (индивидуальная,  групповая), выполнение обучающих заданий.

Домашняя
работа:
обучающее задание: «проба пера» (написание
творческой работы).

Форма
контроля:
проверка задания, творческих работ.

15

Сочинение –
сравнительная характеристика. Особенности жанра.

1

Лекция с
элементами беседы.

Домашняя
работа:
практическая работа.

Форма
контроля:
проверка практической работы.

16

Написание
сочинения-сравнительной характеристики.

1

Практическая
работа (по группам).

Домашняя
работа:
написание творческой работы.

Форма
контроля:
защита творч.  работ.

17

Сочинение –
анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.

2

1

Лекция с
элементами беседы.

Практическая
работа.

Домашняя
работа:
написание творческой работы.

Форма
контроля:
защита творч.  работ.

18

Стилистические
ошибки в сочинениях учащихся.

1

Практическая
работа.

Домашняя
работа:
составление таблицы, подбор иллюстративного
материала.

Форма
контроля:
проверочная работа (тест).

19

Нормы
литературного языка. Виды грамматических ошибок.

1

1

Практическая
работа.

Домашняя
работа:
выполнение обучающих упражнений.

Форма
контроля:
проверочная работа (тест).

20

Корректировка
творческих работ учащихся.

1

Практическая
работа.

Домашняя
работа:
обучающие упражнения.

Форма
контроля:
написание творческих работ.

21

Написание
сочинений разных жанров на заданную тему (практикум).

2

Практическая
работа.

Домашняя
работа:
написание творческой работы.

Форма
контроля:
защита творческих работ.

22

Сохранение
эмоционально-эстетической стороны художественного произведения в творческих
работах учащихся.

1

1

Практическая
работа.

Домашняя
работа:
тренировочные упражнения.

Форма
контроля:
практическая работа.

23

Итоговое
занятие.

1

Творческие
чтения.

Всего
часов

34

На чтение 9 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Категория: Сочинения на свободную тему

Сочинение про Лису

Мне нравятся лисы. Я люблю смотреть фильмы и читать статьи об этих удивительных животных. Лисицы…

Сочинение на тему: «Зимние забавы»

Зима – самое восхитительное время года. Очень красиво, когда всё вокруг белым-бело, окна в узорах…

Сочинение на тему: «Дружба»

У каждого человека должен быть свой лучший друг. Но не каждый его имеет. Либо же…

Сочинение на тему: «Мой характер».

Каждый человек имеет свою индивидуальность. Она заключается не только во внешности, но и во внутренних…

Сочинение на тему: «Спорт»

Я думаю, что спорт играет важную роль в жизни человека. Я всегда была очень спортивной:…

Сочинение на тему: «Рыбалка»

С детских лет я очень люблю рыбалку. Каждое лето мы с папой ходим на нашу…

Сочинение про школу

За многие века человечество развивалось, с каждым последующим веком, раскрывая новые загадки и создавая более…

Сочинение на тему «Моё будущее»

В моей жизни есть люди, которые спрашивают о том, задумывался ли я о смысле жизни,…

Сочинение на тему: «Моя мечта»

Каждый человек имеет право на мечту. И скорее всего каждый ее имеет, часто даже не…

Сочинение на тему: «Мой любимый урок»

Я, наверно, самый редкий ученик 5 класса во всей стране. Особенным меня делает любовь к…

Представляем вашему вниманию набор сочинений на свободную тему для 5 класса

Сочинения писать и легко, и сложно одновременно. Простота состоит в том, что нужно просто излагать свои мысли. Сложность отражается в следовании определенным правилам при написании. Предлагаем ознакомиться с небольшими подсказками для написания сочинений.

Как писать сочинение 5 класс

  • Для начальных классов легче даются сочинения повествовательного типа, когда детям необходимо пересказать сюжетные линии. Можно немного подключить описания, чтобы ребенок развивал наблюдательность.
  • Вначале необходимо выделить основную информацию и осмыслить ее.
  • Составить план сочинения.
  • Подобрать подходящие слова для описания и построить предложения по грамматическим правилам.
  • Внимательно перепроверить сочинение после написания.

Дополнительные советы:

  • Не забывайте, что сочинения должно состоять из вступления, в котором кратко необходимо описать суть проблемы, основной части, где излагаются мысли и заключения, в котором подбиваются итоги и пишутся выводы.
  • Выпишите на черновик первые мысли, которые пришли на ум после изучения темы сочинения.
  • Стимулируйте мыслительную активность, постарайтесь погрузиться в тему, если она вам близка или расспросите у родных.
  • Не бойтесь выдвигать гипотезы и фантазировать, но старайтесь не занимать этим все сочинение.

Шаблон как писать сочинение по русскому

  1. Вступление
  2. Формулировка основной проблемы (вопрос, над которым автор должен размышлять)
  3. Комментарий (пояснительные замечания и рассуждения по поводу проблемы: иллюстрации или пояснение значений)
  4. Авторская позиция (вывод, к которому автор подходит путем размышлений над проблемой)
  5. Отношение к авторской позиции и обоснование этого
  6. Выводы

Памятка пишущему сочинение

  1. Обязательно читайте произведение, по которому необходимо написать сочинение. Если вы будете писать о непрочитанном, учитель сразу это поймет.
  2. Узнайте историю создания произведения или факты из жизни писателя – это поможет сделать собственное сочинение более емким.
  3. Объясните название, идею и тему произведения.
  4. Выделите, какие основные проблемы хотел донести автор.
  5. Выделите основные части конфликта в произведении.
  6. Обозначьте, в чем особенность произведения.
  7. Напишите план.
  8. Не пересказывайте и не перегружайте текст цитатами.
  9. Каждая часть работы обязаны быть последовательной логически и соразмерной.
  10. Избегайте повторов и речевых штампов.

Сочинение на тему любимая сказка 5 класс, пример

Чтобы понять произведение, необходимо быть на одной волне с писателем, понять, какие мысли он хотел донести людям. Свои же мысли в сочинении доносите кратко, но красочно и интересно. Кто знает, может и вы станете писателем в дальнейшем.

Категория: Сочинения по русскому языку

Сочинение про Лису

Мне нравятся лисы. Я люблю смотреть фильмы и читать статьи об этих удивительных животных. Лисицы…

Сочинение на тему: «Зимние забавы»

Зима – самое восхитительное время года. Очень красиво, когда всё вокруг белым-бело, окна в узорах…

Сочинение на тему: «Дружба»

У каждого человека должен быть свой лучший друг. Но не каждый его имеет. Либо же…

Сочинение на тему: «Спорт»

Я думаю, что спорт играет важную роль в жизни человека. Я всегда была очень спортивной:…

Сочинение про школу

За многие века человечество развивалось, с каждым последующим веком, раскрывая новые загадки и создавая более…

Сочинение на тему «Моё будущее»

В моей жизни есть люди, которые спрашивают о том, задумывался ли я о смысле жизни,…

Сочинение на тему: «Моя мечта»

Каждый человек имеет право на мечту. И скорее всего каждый ее имеет, часто даже не…

Сочинение на тему: «Мой любимый урок»

Я, наверно, самый редкий ученик 5 класса во всей стране. Особенным меня делает любовь к…

Сочинение о Русском языке

Анонс: Русский язык выделяется среди всех языков мира. Он имеет свои особенности, которые только украшают…

Сочинение на тему: «На перемене»

Каждый год я с нетерпением жду 1 сентября. Все думают, что я скучаю по учебе….

Здесь представлены сочинения по русскому языку для 5 класса

1. Какую телевизионную программу я постоянно смотрю и почему? (упр.402)2. Какой школьный предмет мне больше нравится и почему? (упр. 402)3. Письмо другу об удачно проведенном дне (упр.390)4. Дни недели рассказывают о себе (упр. 397)5. Почему так называются Петербург, Новосибирск, Берингов пролив? (упр.400)6. Чем я занимаюсь в свободное время и почему? (упр.402)7. Описание рисунка с использованием слов на правило (упр.450 )8. Мы посадили горох (с использованием рисунков и предложений из упр. 454)9. Любимая книга (упр.474)10. Сочинение-описание по картине Нисского «Февраль. Подмосковье» (упр. 481)11. Чем я больше всего люблю заниматься и почему? (упр. 484)12. Кем бы я хотел стать и почему? (упр.484)13. Вид из окна зимой14. Сочинение по картине Кончаловского «Сирень в корзине» 15. Снег (упр. 581)16. Сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение»17. Сегодня в парке (упр.658)18. «Кто рано встал, тот не потерял» (упр.663)19. Сочинение про домашнее животное (придумать заголовок, описать внешность и повадки) (упр. 587) 20. Сочинение «Как я испугался» по предложенному плану (упр.600)21. Сочинение-рассказ по картинкам (упр.619). 22. На нашей улице утром (упр.683).23. В дождливый день на улице (упр.683).24. Спортивный репортаж по рисункам (упр.697).25. Сочинение по рисунку «Не взяли на рыбалку».26. «Как я однажды…» (упр. 652) 27. Куда бы я хотел(а) поехать летом и почему? (упр.717)28. Однажды в детстве (упр.717)29. Ветка цветущей акации (калины, березы и т.д.) (упр.717)30. Однажды в походе (Упр. 72).31. Упражнение 71. of your page —>

Опубликовано 22.10.2018 — 16:23 —

Темы сочинений по литературе для 5 класса. 

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngsochineniya_5_kl.odt 24.74 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс темы сочинений.

Добро и зло в русской народной сказке «Царевна-лягушка»

ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА?»

Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Чудеса в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

Патриотизм стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Единство народа в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино

Автор и рассказчик в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»

Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

Образ русской женщины в отрывке из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»)

Жизнь детей (по стихотворению Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»)

Трагическая судьба Герасима  (по рассказу И. С. Тургенева «Муму»)

Роль природы в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева «Муму»

Жилин и Костылин: разные судьбы(по повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Дружба Жилина и Дины (по повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Комическое и трагическое в рассказе А. П. Чехова «Хирургия»

ОСМЕЯНИЕ ГЛУПОСТИ И НЕВЕЖЕСТВА В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «ХИРУРГИЯ»

Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

Роль «дурного общества» в жизни Васи – героя повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей ( по повести повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»)

Как я отношусь к Фильке ( по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»)

Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И НАРОДНАЯ МОРАЛЬ В СКАЗКЕ К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»

Добро и зло в пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев»

Покорность (по сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев»)

Тема труда в рассказе А. П. Платонова «Никита»

Душевный мир главного героя ( по рассказу А.П. Платонова «Никита»)

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МУЖЕСТВА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА

Почему выжил в тайге Васютка – герой рассказа В. П. Астафьева

Человек наедине с природой ( по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Волшебство в сказке Х.-К. Андерсена «Снежная Королева»

Храбрость маленькой Герды (по сказке Х.-К. Андерсена «Снежная Королева»)

Добро и зло в сказке Х.-К. Андерсена «Снежная Королева»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-33125-1353080858.jpg

Темы сочинений по литературе для 6 класса

Примерные темы сочинений по литературе для 6 класса по программе Г.С. Меркина…

сочинение по литературе 10 класс

сочинение по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»…

picture-31241-1533652239.jpg

Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения по литературе» 10 класс

Курс подготовки к написанию итогового сочинения по литературе…

picture-358026-1385818668.jpg

Как написать сочинение по литературе (11 класс допуск к ЕГЭ)

Памятка содержит рекомендации по написанию выпускного сочинения. примерные темы итогового сочинения 2015-2016 учебный год….

picture-439430-1397969296.jpg

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее….

picture-1021028-1521055678.jpg

Темы сочинений по литературе 10 класс к программе Г.И.Беленького

Материал для учителей, учащихся и их родителей. Темы сочинений по изучаемым произведениям соответствуют программе общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького, 5-е издание, М. Просвещен…

picture-1108029-1550143333.jpg

Направления и темы сочинений по литературе

В 10 классе детям предстоит написать сочинение по литературе…

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • http://5klassnik.ru/svobodnaya-tema
  • https://luckclub.ru/uchimsya-pisat-sochinenie-5-klass-sochinenie-skazki-5-klass-po-literature-korotko-shablon-kak-pisat-sochinenie-po-russkomu
  • http://5klassnik.ru/po-russkomu-yazyku
  • http://trostencova.ru/5class.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/10/22/temy-sochineniy-po-literature-dlya-5-klassa

  • Теодор киттельсен норвежские волшебные сказки
  • Теоретическая часть проекта как пишется
  • Теодор драйзер финансист краткое содержание о чем рассказ
  • Теоретическая дискуссия как пишется
  • Теории нло сказки на ночь