Темы сочинений тургенев первая любовь

первая любовь трогательная история первой любви шестнадцатилетнего подростка, которая на всю жизнь оставила в его душе неизгладимый след. действие

«Первая любовь» – трогательная история первой любви шестнадцатилетнего подростка, которая на всю жизнь оставила в его душе неизгладимый след.

Сочинения и анализ произведения «Первая любовь»

Действие повести разворачивается в 1833 году. Поначалу события происходят в пригороде Москвы, где главные герои отдыхали на даче, затем в самой Москве, и после – в Петербурге.

Анализ повести «Первая любовь»

История создания

Произведение «Первая любовь» было написано И.С. Тургеневым в 1860 году. Работа является автобиографической и, как признавал сам автор, использует реальные прототипы людей его окружения.

Так, например, юный герой представляется перед нами Иваном Сергеевичем Тургеневым; его возлюбленная, как княжна Екатерина Шаховская; а Петр Васильевич обозначается прототипом отца великого драматурга.

Примечательно то, что любовный треугольник, который присутствует в повести, имел место в жизни писателя. Во время выхода произведения многие с осуждением отнеслись к откровенности Ивана Сергеевича, но автор признавался, что не считает в этом ничего зазорного.

Жанр

Жанр произведения «Первая любовь» — повесть, так как в произведении присутствует довольно большое количество героев. В таком жанре существует ряд событий, связанных с развитием истории и конфликта в работе. «Первая любовь» соблюдает данные условия, поэтому и называется повестью.

Сюжет произведения

Повесть рассказывает читателям о первой невинной и юношеской любви Владимира к Зинаиде Засекиной. Девушка была невероятна красива, образованна и умна, имела множество поклонников. Но ее сердце оставалось неприступным.

Владимир и Зинаида стали хорошими друзьями. Изредка она потешалась над главным героем и другими воздыхателями, пока сама не познала все это на себе. Зина влюбилась…

Главные герои и их характеристика

  • Владимир – юный 16-летний дворянин. Милый, добрый и порывистый юноша. Влюблен в Зинаиду, готов погибнуть и пойти на все ради девушки, ни капли не задумываясь. Он восхищается молодой особой, все свое свободное время старается проводить с ней и помнит все принятые Зиной знаки внимания. При раскрытии отношений между его отцом и Зинаидой сначала не понимает, что движет девушкой, а потом, смотря на грустное, отчаянно влюбленное лицо, начинает восхищаться ей, несмотря на разбившиеся мечты. Показывает себя, как человек всепрощающий и понимающий.
  • Зинаида – 21-летняя княжна. Страстная, порывистая, вспыльчивая, обладавшая нестерпимой жаждой жизни. Относится к Владимиру нежно, любит, но как ребенка. Влюблена в отца Володи – Петра Васильевича. Ее любовь, в отличие от любви юноши, взрослая, отчаянная, безгранично сильная и, к сожалению, обреченная на несчастливый исход. Умирает в 25 лет от неудачных родов, навсегда сохранив в себе поистине настоящие чувства к Петру.
  • Петр Васильевич – отец главного героя. Еще молодой и очень красивый человек, властный, с огромной силой воли, довольно холодный и сдержанный. Утратил вкус жизни из-за приевшегося брака, но его вновь вызывает любовь соседки к нему. После короткого романа он бросает, можно сказать, любовницу на произвол судьбы, так как не собирался уходить от жены из-за обеспеченного состояния. Умирает от инсульта.

Тема произведения

Тема произведения – любовь. Любовь, которая у каждого уникальная и неповторимая. Любовь Владимира – первая, нежная и юношеская, не имеющая положительного исхода. Любовь Зинаиды – жертвенная, по-настоящему сильная и серьезная, оставшаяся в сердце девушки навеки. Любовь жены к Петру, которая невзаимная, жестко отвергающаяся и унижающаяся.

Проблематика

Проблематика данного произведения в том, что любовь здесь показана, как неизлечимая болезнь, а не взаимное чувство. Эта любовь или уничтожает морально героев, или заставляет разочаровываться в себе и своем выборе.

Также еще одна проблема состоит в неопытности сердец, не имения жизненного опыта, поэтому чувства и Владимира, и Зинаиды не дожидаются ответа…

Идея произведения, чему оно учит?

Любовь, несмотря ни на что, является прекрасным чувством во всех проявлениях! Любовь дает человеку пересматривать все свои поступки, самосовершенствоваться, мечтать и просто жить! Это чувство показывает, насколько человек, является живым, счастливым.

Любая любовь – и первая, еще юная и детская; и серьезная, которая проносится с собой через всю жизнь; и трагичная, благодаря которой человек получает жизненный опыт – по-настоящему великолепна и важна. Благодаря этим чувствам, человек и становится Человеком, поэтому нельзя бояться любить! Это и есть главные мысли в произведении и этому оно нас и учит.

О чем повесть «Первая любовь» – сюжет

Будучи сорокалетним солидным мужчиной, Владимир Петрович В. Поделился с близкими друзьями историей своей первой любви.

Шестнадцатилетний Владимир с родителями проживал на даче, где усердно готовился к предстоящим вступительным экзаменам в университет. Вскоре в соседний флигель въехали новые постояльцы – княгиня Засекина с дочерью.

Когда Владимир увидел княжну – двадцатиоднолетнюю красавицу Зинаиду, то тут же влюбился в нее без памяти. Он мечтал познакомиться с ней, вскоре ему представился удобный случай сделать это.

Однажды мать Володи отправила его к Засекиным с предложением нанести визит. Юноша был неприятно удивлен поведением и манерами княгини, в то время как Зинаида вела себя безупречно. Почти весь вечер она беседовала с отцом Владимира, не обращая на юношу никакого внимания, и лишь перед уходом попросила нанести ей визит.

Владимир стал бывать у Засекиных почти каждый вечер. Он по уши влюбился в Зинаиду, однако девушка видела в нем лишь ребенка, и не проявляла к нему никакого интереса.

Красивая, умная, прекрасно образованная Зинаида имела большой успех у мужчин, и всегда была окружена поклонниками. Неожиданно для себя она влюбилась в отца Владимира, Петра Васильевича, который был старше ее на двадцать лет. Чувства Зинаиды были настолько сильны, что она не боялась пожертвовать ради любви собственной репутацией.

Однажды Владимир стал невольным свидетелем свидания отца и Зинаиды. Их связь до глубины души потрясла юношу, но он не смел осуждать влюбленных.

Когда об отношениях Петра Васильевича и Зинаиды стало известно матери Владимира, а после и всему местному обществу, разгорелся нешуточный скандал, и Засекиным пришлось вернуться в Москву. Перед их отъездом Владимир успел признаться Зинаиде в любви.

Спустя некоторое время Владимир вновь стал свидетелем свидания отца и Зинаиды. Девушка пыталась в чем-то убедить Петра Васильевича, но тот в ответ ударил ее хлыстом по руке. Владимир был потрясен реакцией своей возлюбленной – она поднесла руку к губам и поцеловала след от удара.

Семья Владимира поселилась в Петербурге, где юноша поступил в университет. Спустя полгода от сердечного приступа скончался Петр Васильевич, получив перед этим загадочное письмо из Москвы.

После окончания университета Владимир узнал, что Зинаида вышла замуж. Он хотел навестить ее, но все оттягивал встречу. Когда же Владимир приехал по адресу, то узнал, что его первая любовь скончалась несколько дней назад во время родов.

Вывод

Первая любовь сражает наповал – не имея ни опыта, ни представления об этом чувстве, молодые люди оказываются безоружными перед ней. Это чувство оставляет большой след в душе, формирует личность, закладывает отношение к противоположному полу.

Автор показывает, как непросто герою далась его первая любовь, но он с большим достоинством вынес это непростое испытание.

Главная мысль

Первая любовь редко бывает счастливой, но именно она оставляет самые сильные воспоминания, мучительные и вместе с тем сладостные.

Повесть «Первая любовь» сочинение

Повесть И.С. Тургенева «Первая любовь» рассказывает о внутренних и тайных переживаниях юного парня. Помимо любовных переживаний в произведении раскрыта тема взаимоотношений сына и отца.

Повесть отображает реальный опыт автора. «Первая любовь» это своего рода автобиография И.С. Тургенева. В ней описаны переживания автора. Володя один из персонажей повести является точной копией самого Тургенева.

Так же автор в произведении описал жизнь и характер своего отца. Папа Тургенева это прототип героя Петра Васильевича. Персонаж Зинаида Александровна – это первая любовь автора. Она на самом деле существовала только под другим именем и была любовницей отца Тургенева.

Автор не побоялся перенести события, которые произошли в реальной жизни на страницы книги. Поэтому повесть получилась откровенной и правдивой. Некоторые поклонники творчества Тургенева критикуют и осуждают его за лишнюю откровенность. Но автор не видит в повести «Первая любовь» ничего плохого.

В центре произведения находятся воспоминания Володи о его первой настоящей влюбленности. Шестнадцатилетний парень вместе с отцом отправляется в поместье. Там Володя впервые увидел Зинаиду Александровну. Девица была необычайно красива. Парень сразу же влюбился в нее.

Зинаида любит внимание мужчин, она часто с ними флиртует. У девушки довольно капризный характер. Она не стесняется принимать знаки внимания и ухаживания от других мужчин. Зинаида нравится не только Володе. Девушка не спешит сделать выбор в пользу одного из ухажеров.

Зинаида не испытывает взаимных чувств к Володе. Она играет с ним. Иногда девушка смеется над юным парнем. Спустя время Владимир узнает, Зинаиде нравится его отец. Парень стал наблюдать за развитием отношений между девушкой и Петром Васильевичем.

Следя за ними, Володя сделал выводы, что отец не относится серьезно к Зинаиде. Для мужчины это временный объект желания. Петр Васильевич даже подумывает вскоре бросить Зинаиду.

Так и произошло. Отец, расставшись с девушкой, принимает решение уехать из загородного особняка. Приехав домой, Петр внезапно умирает. После все этого дороги Володи и Зинаиды расходятся, и они перестают общаться. Но, несмотря на это Володя тайно интересуется жизнью девушки. Спустя время он узнает, что она вышла замуж, а позже умерла во время родов.

В произведении наглядно показано то, что ненависть ходит рядом с любовью. Так же Тургенев хотел показать, как легко могут испортиться отношения между сыном и отцом из-за любви к одной женщине.

Сочинение о повести Тургенева

Повесть И.С. Тургенева «Первая любовь» является, в некотором смысле», автобиографическим произведением. За основу произведения писатель взял реальную историю своей семьи, описывая собственные юношеские любовные переживания и отношения с отцом.

Повествование ведется от имени главного героя, Владимира Петровича, находящегося уже в возрасте и вспоминающего свою первую юношескую любовь. Любовь настигла его в тот период, когда он, будучи 16-летним юношей, приехал с родителями в загородное поместье. Здесь он и встречает свою первую любовь, необыкновенную красавицу, 21-летнюю Зинаиду Александровну.

Красота, обаяние и магнетизм девушки притягивают к себе множество поклонников. Однако она ко всем относится одинаково – с насмешкой и равнодушием, не воспринимая кого-либо всерьез. Не избежал насмешек Зинаиды и Володя. Но, несмотря на капризы возлюбленной, юноша готов исполнять любое ее желание, чтобы завоевать ее сердце.

С чуткостью влюбленного, Володя угадывает любое изменение настроения девушки и ее влюбленность в неизвестного не стала для него секретом. Однако, случайно узнав, что возлюбленным Зинаиды является его отец, юноша испытывает сильную душевную боль. Ведь он понимает, что его отец никогда не бросит семью, так как женился на его матери по расчету и скандал ему не выгоден.

Несмотря на то, что Владимиру жаль мать, мучающуюся ревностью, он не осуждает Зинаиду, понимая, что та испытывает к отцу глубокие чувства, которые, возможно, и являются настоящей любовью.

Соблазнив и бросив девушку, Петр Васильевич уезжает и в скором времени умирает от инсульта. Судьба Зинаиды тоже трагична. Выйдя замуж, она умирает во время родов.

На протяжении всего произведения чувствуется доброе отношение автора к главному герою. Видно, что писатель сочувствует Володе, его матушке, Зине. А к отцу Володи, Петру Васильевичу, чувствуется осуждение. Он представлен в произведении жестоким, эгоистичным, холодным и алчным человеком.

Автор не говорит об этом прямо. Но это становится понятно из воспоминаний Владимира об отце, в которых он упоминает о том, что тот женился на его матушке по расчету, заставляя ее всю жизнь мучиться ревностью и относясь к ней холодно и отчужденно.

Центральной темой повести является чувство, которое хоть раз в жизни испытал любой человек – любовь. Автору удалось описать это чувство во всех ипостасях: юношеская страсть, верность жены, вожделение любовника. И какой бы не была любовь, даже если она несет опустошение и разрушение, она все равно прекрасна, без нее невозможно жить.

Несмотря на то, что первая любовь принесла главному герою страдания, в его памяти навсегда остались воспоминания о пережитых эмоциях, которые помогли понять ему смысл и очарование бытия.

Эссе по рассказу Первая Любовь

В свое произведение «Первая любовь» автор вместил все свои переживания, которые раньше он испытывал, когда первый раз влюбился. Он рассказывает о ней как о чувстве, которое рушит все на своем пути и постоянно растет и становится все сильнее и сильнее.

И уже никому не сломать и не потушить это чувство. Иногда случается так, что любовь становится такой сильной, что избавиться от нее бывает очень сложно или практически невозможно. И со временем люди перестают его испытывать.

У автора за свою жизнь произошло огромное количество разных событий, о которых ему хочется забыть, но сделать он этого не может и поэтому все это он рассказывает в произведении.

Главным героем является мужчина по имени Владимир. Он влюбился в одну очень красивую девушку по имени Зина. Девушка была намного моложе его, но среди всех своих поклонников честь и любовь досталась ему одному. Именно ей представилась такая возможность показать ему всю свою любовь и заставить по-другому смотреть на мир и по-другому его ощущать.

Раньше она всегда любила издеваться над своими поклонниками и унижать их. Она никогда никого не любила из них и даже не старалась полюбить. А все, потому что как оказалось позже, она уже была влюблена в единственного мужчину, и этим мужчиной оказался отец нашего главного героя.

Как вы уже догадались, что в этом произведении всем правит любовь. Это чувство, с которым довелось встречаться каждому человеку, но не всем удавалось ее удержать. Кроме этого практически у каждого человека имеются предчувствия, которые помогают ему пережить или уберечь не только себя, но и других людей от той или иной трагедии.

Владимир очень сильно любил Зину и думал, что это взаимно, но оказалось все по-другому. Она никогда не испытывала к нему никаких чувств, а постоянно обманывала. Оказывается, жить по расчету является большим грехом.

А вот семья дается не каждому и самое главное для человека уберечь ее от всех препятствий и преград, которые встречаются на пути. А для того чтобы ее уберечь нужно строить отношения только на любви и доверии друг к другу.

И хотя у многих из героев и была любовь, вот только приносила она порой им очень много горя и несчастья. И хотя Зина никого никогда не любила, но любовь все равно к ней пришла и принесла очень много горя. Ее любимый человек ее бил хлыстом, а девушка все равно его любила.

Судьба наказала и отца Владимира, который встречался с его любимой. А вот сам Владимир все это понял и дальше уже стал намного лучше разбираться в людях, и уже не был таким рассеянным и ветреным, как раньше. Он не опустился и гордо вышел из нее, а ценный урок намотал на ус.

Из всего произведения можно сделать вывод, что не нужно играть с таким глубоким чувством как любовь, ведь это может привести к трагическим последствиям и принести несчастье самым близким вашим людям.

Перед тем как что-то сделать, нужно все тщательно обдумать, а потом уже принимать решение, которое повлечет за собой некоторые последствия. И самое главное беречь и ценить это чувство, ведь оно больше никогда может не повториться.

Читайте также: Поэма «12» – анализ и сочинения по поэме Блока.

Рассказ «Первая любовь» учит не играть с серьезными чувствами, так как это может принести горе близким людям. Решение в подобных случаях должны быть обдуманными, несмотря на то, что сложно разумно обдумывать вопросы, касающиеся будущего, если в сердце поселилась настоящая, всепоглощающая, страстная любовь, не важно, в каком возрасте.

Одним из самых известных произведений Ивана Сергеевича Тургенева является повесть «Первая любовь». Работу над этим произведением Иван Сергеевич завершил в 1860 году. Не секрет, что повесть «Первая любовь» является автобиографической. Автор использовал реальные прототипы среди своего окружения. Как известно, в основу своей повести автор положил любовный треугольник, состоящий из молодого писателя, его отца и княжны Екатерины Шаховской. Автор осуждения не боялся. Чтобы понять замысел данного произведения, рассмотрим его краткий пересказ для читательского дневника и отзыв. А еще Вы можете почитать анализ повести «Первая любовь» по плану.

Краткий пересказ

(485 слов) Главным героем повести является молодой человек, которого зовут Владимир. На момент повествования ему шестнадцать лет. В основе сюжета данного произведения лежит воспоминание уже взрослого мужчины о его прекрасной молодости. Автор повествует о первой любви как об одном из самых прекрасных чувств в жизни человека. По мнению писателя, первая любовь подобна первой грозе, она является неподвластной разуму. 

Произведение начинается с того, что определённое количество мужчин сидят за столом и вспоминают свою первую любовь, а также рассказывают увлекательные истории окружающим. Именно одна из таких историй и продолжает произведение. 

Главный герой повести, который недавно окончил курс домашнего обучения, приезжает с родителями в загородный дом. Здесь Владимиру необходимо готовиться к вступительным экзаменам в университет. А также поездка в загородный дом представляет для Владимира прекрасную возможность отдохнуть от городской суеты. Соседями молодого человека стали две дамы. Обедневшая княгиня Засекина была малограмотной женщиной, которая очень любила жаловаться на судьбу и искать протекцию. Но ее дочь была красивой и очень обаятельной. Все молодые люди в округе стали ее поклонниками.

Летнее настроение, тёмные ночи, ранние зори пробудили в юноше возвышенные чувства. Главный герой влюбился в свою соседку. Ею оказалась девушка по имени Зинаида. По своей натуре она была очень общительной, кокетливой и властной. Ей нравилось поклонение юношей, она играла их чувствами.

Зинаида была старше Владимира. Иногда главная героиня проявляла некую ветреность или загадочность. В результате, любовь молодого человека к этой девушке усиливалась. Из-за своих сильных чувств юноша забыл про все остальные дела и про учёбу. Молодому человеку были необходимы длинные прогулки по саду, он очень хотел увидеть свою возлюбленную. 

Зинаида всегда была в окружении поклонников, однако никто не смог приблизиться к главной героине и завоевать ее любовь. Владимир трепетал и мучился, но не мог понять разгадку поведения Зинаиды. Однако несколько намеков со стороны и собственные наблюдения помогли ему становить, что главная героиня по ночам встречалась с мужчиной, который был её значительно старше. Зинаида, так же  как и её сосед, испытывала душевные страдания. На протяжении длительного времени продолжались отношения главной героини с отцом Владимира. Таким образом, Зинаида переживала свою любовь, которая являлась запретной и неправильной. Владимир стал слышать ссоры родителей, но не мог осуждать отца. В его глазах этот холодный и замкнутый мужчина даже вырос.

Однажды персонаж увидел своего отца вместе с главной героиней. Тогда Владимир осознал, что Зинаида испытывает к отцу самые искренние чувства.  Он ударил ее, а она поцеловала место ушиба. В этот момент к главному герою пришло осознание того, что представляет собой запретная страсть.

Вскоре они уехали в город. И Владимир узнал, что его матушка выслала Зинаиде крупную сумму денег. Возможно, отношения отца героя и его пассии зашли слишком далеко, и появились нежелательные последствия. 

Финал данного произведения является трагичным. Юный герой спустя несколько лет узнал, что Зинаида вышла замуж и весьма неплохо, если учитывать ее положение. Однажды у молодого человека даже появляется возможность увидеть свою возлюбленную. Однако судьба распорядилась иначе. За два дня до встречи главная героиня умирает при родах.

Все недостающие подробности Вы найдете в кратком пересказе по главам.

Отзыв

(369 слов) Мне очень понравилась повесть «Первая любовь», мое мнение о ней очень хорошее, потому что сюжет книги очень необычен и интересен. Автор рассказал о ситуации, которую сложно представить, и читать о ней было увлекательно. Стоит сказать и о мастерстве писателя: образы героев естественны и объемны, а природные зарисовки очень красивы.

Главная мысль повести «Первая любовь» заключается в невероятной силе любви. Автор утверждает, что настоящая любовь подобна лихорадке, которая неожиданно охватывает человека и не хочет отпускать его. А если это великое чувство уходит, то оставляет в душе опустошение. Лучшей метафорой любви была сцена, где Зинаида целует рану, нанесенную возлюбленным. Сила притяжения этих героев очень велика. Но она разбивается об условности общества и ранит Зинаиду. Репутация девушки загублена, сердце разбито, и лишь благодаря природному обаянию и хитрости ей удалось выйти замуж и хоть как-то устроиться в жизни. Однако злой рок не дал ей насладиться покоем. Умер и ее возлюбленный. Видимо, великое чувство истощило их жизненные силы. Мораль повести «Первая любовь» такова: настоящая любовь далеко не всегда дарит счастье, порой она трагическая и болезненная. Все люди вокруг этой любви были несчастны из-за нее.

Чему учит автор в повести «Первая любовь»? О чем заставляет задуматься? О том, что мы не вправе судить тех, кто полюбил искренне, но не вписался в рамки общепринятых стандартов. Мы можем осуждать Зинаиду, но ведь она наказала себя сама и пострадала больше всех. Мы можем осуждать отца Владимира, но он действительно полюбил девушку и был с ней честен. Что до семьи, то этот брак был по расчету, и все об этом знали. Он был правдив во всем и со всеми.

На мое впечатление от повести «Первая любовь» повлияло и то, как автор раскрыл характеры героев и их противоречивые чувства. Добрый, нежный и привязанный к отцу Володя не смог злиться на того, кто предал его мать и увел его возлюбленную. Напротив, Володя уважал его и восхищался им больше прежнего. А мать героя хоть и обижалась на мужа, не смогла пройти мимо беды Зинаиды и выслала денег. Это говорит о бескрайности русской души.

Мое отношение к повести «Первая любовь» позволяет мне порекомендовать ее тем читателям, которым интересно изучать человеческие характеры и узнавать о великом чувстве больше. Стилистически правильный и богатый русский язык повести понравится каждому человеку, который любит качественную литературу.

Автор: Виктория Комарова

Сочинение по роману Тургенева Отцы и дети 10 класс

Взаимоотношения между взрослыми и детьми остается вечной проблемой, и Тургенев решил попытаться ее раскрыть в произведении «Отцы и дети». Кроме этого она является для автора не только главной, но и серьезной, которую нужно как можно скорее решить. И ее никто не может решить, хотя многие и старались. Это были писатели и критики, журналисты и психологи, а также и художники и композиторы. Проблема звучит прямо в самом названии произведения. Больше всего на свете автору произведения хочется отыскать ответ на данный вопрос.

Оно было выпущено в свет как раз в тот момент, когда в мире назревали данные проблемы и с ними никто не мог справиться.

Здесь идет война между Кирсановым и Базаровым. Когда эти два человека встретились впервые, то ни один из них не подал другому руки. Немного позже читатели начинают различать вид каждого из героев.

По тому, как ссора между ними разрастается, и их отношение друг к другу также растет. Евгений старается всех убедить в том, что он нигилист, а вот его Аркадий во всем его поддерживает и помогает. Вот только немного позже открывается все на высшем уровне и все что они говорят не правда.

И завершить свою ссору они решают дуэлью. Кирсанов получает очень сильно ранение, а тем временем Базаров навсегда старается покинуть это место и забыть все, что здесь произошло.

Эти споры и ссоры никогда не закончатся между молодым и старым поколением. Ведь молодые уверены в том, что все нужно менять и чем быстрее это произойдет, тем лучше им будет жить. А вот старые наоборот уверены в том, что новое ни к чему новому их не приведет и все будет плохо. Именно поэтому нужно жить только по старым законам и правилам, которые уже проверило время.

Николай старается стать ближе к своим родителям и стал чаще приезжать к отцу. Кроме этого ему хочется рассказать о том, что у него уже давно появилась своя семья. Вот только об этом он рассказывать стесняется.

А вот у Евгения появилась любовь, о которой он давно мечтал. И этим ему хочется поделиться с родителями, вот только самому обо всем рассказывать не хочется и он ждет, когда спросят родители. Мать старается ничего не говорить своему сыну лишнего, хотя очень хочет узнать про личную жизнь, этого же не делает и отец. А вот когда он приезжает к ним в следующий раз, то на все смотрит совсем по-другому. Кроме этого любовь уже прошла, и рассказывать сильно не о чем.

В конце Аркадий находит свою любовь в лице Екатерины и живет с ней счастливо. А вот Павел Петрович уезжает навсегда за границу.

2 вариант

Роман указывает на общественные противоречия середины XIX века. Но главный конфликт, освещаемый в произведении, имеет если не античные истоки, то шекспировские непременно. Ситуация показательна: идейные противоречия порой важнее родственных уз.

Императорское руководство после фиаско на Черном море осознало, что состояние экономической и политической жизни совершенно разорено. Плеяда перемен, поднявших страну на дыбы, дала новый толчок общественному развитию. Скакуны перемен под императорским предводительством решительно направились в сторону реформ, которые осуществятся немного позднее написания фабулы романа.

Реформированная общественная система вызвала пробуждение революционных идей среди одной социальной страты: это молодежь из высших учебных заведений, отрицающие старые формы жизни, проповедующие просвещение . Эти люди посеяли семя, которое своими мощными корнями взрыхлит на два штыка лопаты общественную почву и призовет штыки солдатских ружей через 50 лет. Представителем этой страты был и Евгений – идейный противник консервативного семейства Кирсановых. Молодой Аркадий Кирсанов тоже изначально соглашался по многим вопросам с Базаровым. По ходу череды конфликтов студент осознал, что личное для него важнее незримого будущего. Чувство любви оказалась для него предпочтительнее, чем вечное одиночество. Этот юноша не мог быть нигилистом. Уют родового гнезда – не то, к чему стремится революционер.

Базаров до кончины остается верен себе. Он мог нежно чувствовать и быть любимым, но самое нежное чувство – ничего не значит перед борьбой с мертвым укладом бытия консерваторов, его твердолобостью. Отношения с родителями и с противоположным полом – пыль перед лицом бессмертия, которое принесет успех нигилистов и будущая социальная катастрофа сторонников царизма. Для Базарова самоцель — это ломать и крушить фундамент империализма. Не зря он выбрал стезю медика: наука любит четкие и решительные действия, а не пустословие гуманитарных «болтунов». Обыденные людские душевные проявления тоже касаются Базарова: он выказывает порой сыновье уважение к отцу с матерью, симпатизирует в суженой Анне Одинцовой, которая с ним похожа во взглядах. Но Базаров – «одинокий волк»- лучше одному, чем со «слабаками» или любовницей, которые не в состоянии идти до конца. Он подавляет себе сострадание к себе, в первую очередь.

К крестьянской массе Базаров относится снисходительно, но сельчане видят, что это «свой» парень — не барским духом от него пахнет. Мужик боится его, но принимает барина в свою стаю. Так же к нему относится и невеста отца Аркадия, которая нашла его интересным человеком.

Родственники Аркадия – противники Базарова, потому что они тоже боятся молодого медика, но не питают к нему пиетета. Презирают. Если Николай создает лишь видимость неприятия нигилизма, то Павел просто фибрами души ненавидит его. Для него барство – черта элиты, данная императором-батюшкой в стародавние времена. Он оголтелый приверженец аристократизма, эти понятия впитаны им с молоком матери. Ему даже приходиться покинуть страну, чтобы не предавать свои идеалы. Показательна сцена дуэли из-за девушки – так отношения выясняли только дворяне. Евгений иронизирует над этим фактом.

Писатель не принимает точки зрения героев однозначно: он дает право самому читателю подумать, кто прав. Но для себя он считает, безусловно: дивный новый мир будут строить Базаровы, а не Аркадии. Многие современники пытались образумить писателя, но ветер истории смел их скепсис в 1905, а затем в 1917 году.

Сочинение-рассуждение 3

Пожалуй, самым долгим конфликтом является борьба между детьми и их родителями. И особое внимание этой проблеме уделяет писатель Тургенев в своем произведении под названием «Отцы и дети»

Сюжет этого романа заключается в конфликте, который происходит в одной семье между старым и молодым поколением. Молодое поколение имеет свои ценности и принципы, не желает жить под диктовку старших. Ведь старшее поколение привыкло давать советы и указывать как нужно жить и действовать молодежи. Это противостояние длится долгими годами, и происходит и по сей день. Сейчас же молодежь и вовсе высмеивает мысли и поступки старшего поколения, и вовсе перестало уважать старших.

Одними из важных героев, участвовавших в конфликте являются Кирсанов и Базаров. Персонаж Евгения Базарова довольно мрачный, он отстранен от мира, но он все же ведет борьбу. Он трудолюбив и ему чужды манеры аристократов. Он достаточно умен и ненавидит рабство. Он независимый человек не способен подвергаться чему-либо мнению, особенно аристократам. Базаров является сильной личностью. Кирсанов же положительный герой, он педант. Старается выглядеть опрятно и безупречно со всех сторон. Он настоящий аристократ, не любящий трудиться.

Молодой герой старается всегда и во всем помогать людям. Он решает их проблемы.

Герой Кирсанова защищает и встает на сторону старого режима. Он относится к старшему поколению. А вот Евгений, напротив, имеет большое желание сломать этот режим, все расчистить, прежде строить. С самой первой встречи Кирсанов начал чувствовать неприязнь к Базарову, а позже и вовсе возненавидел. Ведь между героев были совсем разные жизненные взгляды.

Также в произведении идет речь о споре Базарова со своими родителями. Он хоть и любит своих родителей, но не желает соглашаться с их жизненными принципами, считает их глупыми.

Кроме конфликта, также автор затрагивал и тему любви. Герои также по-разному относились и к этому прекрасному чувству. Базаров считал, что любовь это что-то примитивное. А вот его противоположный герой может полностью открыть душу. Базаров описывается, как хитроумный, ему были важны собственные принципы.

Конфликт между этими двумя поколениями распространился абсолютно на всех. Старшее поколение же продолжает мыслить консервативно, а молодежь хочет всегда двигаться вперед, она желает сами познавать мир, хоть и совершают ошибки, но их это не останавливает.

Вариант 4

Итак, «дети» — Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров окончил медицинский факультет местного университета. Они – друзья. Внешнее описание Базарова – нескладный человек высокого роста в длинном одеянии с кистями. Худое лицо, широкий «сократовский» лоб, заострённый хищный нос, круглые зелёные глаза и модные по тому времени рыжие бакенбарды, тонкие губы. Темно-русые длинные, густые волосы прикрыты фуражкой.

Какой вывод можно сделать о человеке с таким описанием? Не следит за своей внешностью, скрытный, не любит проявлять свои чувства, не располагает к себе, всегда уверенный в своей правоте, умный.

Аркадий Кирсанов тоже окончил университет, и едет в деревню к отцу. Тургенев не даёт точного его описания. Видимо, это не имеет значения. Известно лишь одно – это приятный юноша.

«Отцы» — Кирсанов Николай Петрович. Это отец Аркадия, дворянин, живёт в своей усадьбе. У него есть земля и 200 крепостных крестьян. Родом с южных районов России, имеет высшее образование. В армии не служил из-за травмы ноги, приведшей к хромоте. Его отец был генералом без образования. Но в семье всеми командовала мать Николая Петровича. Женщина жила в своё удовольствие, заправляла всеми делами — этакий генерал в юбке. Изредка вспоминала, что у неё есть дети.

Отец не уделял должного внимания воспитанию детей, поэтому Николай Петрович рос хилым, болезненным ребёнком, не дрался со сверстниками, всё больше читал. Был добрым, спокойным мальчиком. Окончил университет, взял в жёны дочь чиновника. Они прожили в своём родовом гнезде в любви и согласии 10 лет.

Жили душа в душу, вместе занимались хозяйством, отец любил читать и ездить на охоту. Мать Аркадия умерла, когда он был ещё ребёнком. Отец сам взялся за воспитание сына. Потом он поступил в университет. И отец первые два года учёбы жил с сыном в городе. А потом вернулся назад, в деревню. Теперь вот сын закончил учёбу и едет к отцу.

Про Николая Петровича Базаров отозвался хорошо, он ему понравился. Он его назвал «славным малым и добряком». И добавил, что стихи ему явно не пригодятся в хозяйстве, в котором он ничего не смыслит.

У Николая Петровича есть старший брат Павел, который живёт вместе с ним. Он офицер в отставке, старый преданный служака. Долг и честь офицера для него превыше всего. Это был человек сорока пяти лет невысокого роста, спортивного телосложения. Любил английскую одежду, носил модный галстук и лаковые полусапожки.

Короткая стрижка, желчное лицо, правильные черты лица, полное отсутствие морщин. Лицо ещё не потеряло следы былой красоты. Особую выразительность ему придавали черные миндалевидные глаза. Во всём облике угадывалось изящность и породистость.

Ясно, что ему Базаров не понравился с первого взгляда. Прямая противоположность. Он олицетворяет собой всё, что так ненавистно Павлу Петровичу.

Базаров отнёсся к нему равнодушно. И охарактеризовал его в разговоре с Аркадием, «деревенским щёголем». Слава Богу, Павел Петрович этого не слышал, иначе сразу бы вызвал его на дуэль.

Есть ещё красивая молодая женщина Анна Сергеевна Одинцова. Красавица. Наверное, унаследовала красоту от матери, она была из обедневшего княжеского рода. Но порода просматривается, несмотря на толщину кошелька. А вот, кстати, их семейный кошелёк батюшка мадам Одинцовой благополучно проиграл.

Но Анна Сергеевна удачно вышла замуж за богатого, старше себя, человека. А после его смерти унаследовала всё его состояние. И благополучно жила вместе со своей младшей сестрой.

Базаров с лёгкостью оценивает совершенно не знакомых ему людей. Что это – смелость, честность в высказывании мнений или самоуверенность и предвзятое отношение к окружающим? Или просто невоспитанность, неумение прощать другим их слабости, чёрствость?

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Жюльен Сорель независимый, с чувством собственного достоинства молодой человек, страстно желающий изменить свою судьбу любым способом. Он умен, красив и страшно обаятелен. Герой – сын плотника

Приход весны всегда долгожданное и радостное событие как для природы, так и для человека. К сожалению, в средней полосе России она вступает в свои права неспешно.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» по праву считается классикой русской литературы. Насколько образ Печорина стал знаковым и почти именем нарицательным, так и иные цитаты из романа «пошли в народ»

В повествовании «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь описывает происходящие на Украине в период Запорожской Сечи. Этот его интерес, к Украине, закономерно вытекающий из того

В «Красной шапочке» не так много героев, зато все они давно стали популярными, а их имена известны даже тем, кто далёк от детского и народного творчества.

Сочинение по роману Отцы и дети Ивана Тургенева 10 класс

Роман «Отцы и дети» был написан великим классиком русской литературы Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1862 году, который был достаточно тяжелым годом для всей России.

В романе рассматриваются проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколений, которая существовала всегда. Она четко проявляется в те моменты, когда развитие общества переламывается и меняет свое направление. Тогда отцы и дети несут за собой разные идеи, будучи людьми из разных эпох. Такое время наступило в России в середине 19-го века. Именно тогда консервативное дворянство воевало с молодежью, которая была пропитана революционно-демократическими идеями. Такая тема задета в произведении «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Роль «старого поколения» играют братья Кирсановы, а «младшего поколения» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.

Сильнее всего выделяется конфликт «старых» и «молодых» в отношениях между молодым «нигилистом» Евгением Базаровым и дворянином Павлом Петровичем – истинным представителем русской аристократии. Также Тургенев отлично сумел показать то, насколько тяжелы были взаимоотношения Базарова с его родителями. То же самое касается Кирсанова младшего и его отца. Автор ставит друг против друга два поколения как при помощи различающихся идей, так и внешним видом. Описывая Евгения Базарова, Иван Сергеевич Тургенев подчеркивает в нем его извечно печальный вид, отличный для того времени ум (Базаров учился на врача, поэтому относился к интеллигенции) и отгороженность от окружающего мира. При характеристике Павла Петровича отмечаются его чопорный внешний вид, ухоженность, красивая внешность, блестящая лаковая обувь.

В произведении образ жизни «старых» дворян противопоставляется быту «новых». Павел Петрович живет, как истинный дворянин, придерживающихся старых идей. Он празден, все себе позволяет, бездельничает. Он принимает все, что оставили предки. Ему противопоставлен Базаров – приверженец нигилистских взглядов. Молодой человек день и ночь ответственно работает, занимается медициной, старясь принести пользу обществу. Базаров-нигилист ни во что не верит, а также считает любовь обыкновенной химической реакцией в человеческом мозгу. Для него старшие не являются авторитетом.

Через противопоставление этой пары героев лучше всего раскрывается конфликт поколений, который будет существовать всегда.

Вариант 2

Произведение посвящено новым идеям, проникших в Росси девятнадцатого века. В образах его героев автор показывает разные стороны противоположных убеждений, господствовавших тогда в обществе.

События вращаются вокруг Евгения Базарова. Это образ последовательного нигилиста, отрицающего все, что дорого прежним поколениям. Человек с искренними убеждениями и твердой волей, Базаров видит критерием истины только непосредственную пользу, отвергая как искусство, так и чувства, и психологию. Естественные науки он превращает в предмет нового культа. Хотя этот персонаж сам принадлежит к дворянам, но он отвергает сословные привилегии. Задачей своей и собственного поколения нигилист видит только в разрушении. Он, конечно, не отрицает необходимость создания чего-то нового, но этот вопрос его абсолютно не занимает.

Часть героев романа (например, друг Базарова Аркадий и Николай Петрович Кирсанов) пытаются сгладить конфликт. Брат Николая Петровича Павел, наоборот, яснее чувствует опасность нигилизма, ведущего к революции и хаосу и нападает на Базарова. Дело доходит даже до дуэли, хотя поводом для нее послужили формально не идейные разногласия, но причина была во взаимной неприязни.

Однако автор показывает ограниченность и слабость Базарова. Тот боится чувства любви, которое у него пробуждается к Одинцовой. Он лишь сухой прагматик, видящий реальность очень однобоко. Кроме того, Тургенев подчеркивает, что когда этот персонаж пытается говорить с мужиками, то они не понимают друг друга. Базаров считает их глупыми, так как наполнен презрением абсолютно ко всем, а не только к представителям высших классов, не занятых непосредственно производительным трудом. Крестьяне также не воспринимают его всерьез, считая шутом гороховым. Автор романа верно показывает, что за революционерами нет реальной силы, по крайней мере, на тот момент не было.

На это же указывают и образы второстепенных героев, придерживающихся воззрений Базарова. Эмансипированная Кукшина и Ситников еще меньше, чем он подходят на роль реальной угрозы режима. Это ничтожные и пустые люди, которые, в отличие от Базарова, неспособны даже собственную жизнь строить определенным образом. Ставший подкаблучником «ниспровергатель устоев» Ситников – яркий тому пример.

В конце произведения Тургенев показывает более правильный, по его мнению, путь в лице Аркадия и его отца. Николай Петрович занимается общественной деятельностью, стремясь принести пользу, а его сын успешно управляет имением. Оба счастливы в личной жизни. Автор признает, что в этом есть что-то искусственное, но Базаров готовый хладнокровно как умереть, так и забирать чужие жизни вызывает гораздо меньше симпатий.

Тургенев не предлагает новый общественный идеал. Он лишь показал яркую и живую картину того, во что верили люди того времени и выразил свое негативное отношение к новым веяниям.

Сочинение 3

Пожалуй, самым долгим конфликтом является борьба между детьми и их родителями. И особое внимание этой проблеме уделяет писатель Тургенев в своем произведении под названием «Отцы и дети»

Сюжет этого романа заключается в конфликте, который происходит в одной семье между старым и молодым поколением. Молодое поколение имеет свои ценности и принципы, не желает жить под диктовку старших. Ведь старшее поколение привыкло давать советы и указывать как нужно жить и действовать молодежи. Это противостояние длится долгими годами, и происходит и по сей день. Сейчас же молодежь и вовсе высмеивает мысли и поступки старшего поколения, и вовсе перестало уважать старших.

Одними из важных героев, участвовавших в конфликте являются Кирсанов и Базаров. Персонаж Евгения Базарова довольно мрачный, он отстранен от мира, но он все же ведет борьбу. Он трудолюбив и ему чужды манеры аристократов. Он достаточно умен и ненавидит рабство. Он независимый человек не способен подвергаться чему-либо мнению, особенно аристократам. Базаров является сильной личностью. Кирсанов же положительный герой, он педант. Старается выглядеть опрятно и безупречно со всех сторон. Он настоящий аристократ, не любящий трудиться.

Молодой герой старается всегда и во всем помогать людям. Он решает их проблемы.

Герой Кирсанова защищает и встает на сторону старого режима. Он относится к старшему поколению. А вот Евгений, напротив, имеет большое желание сломать этот режим, все расчистить, прежде строить. С самой первой встречи Кирсанов начал чувствовать неприязнь к Базарову, а позже и вовсе возненавидел. Ведь между героев были совсем разные жизненные взгляды.

Также в произведении идет речь о споре Базарова со своими родителями. Он хоть и любит своих родителей, но не желает соглашаться с их жизненными принципами, считает их глупыми.

Кроме конфликта, также автор затрагивал и тему любви. Герои также по-разному относились и к этому прекрасному чувству. Базаров считал, что любовь это что-то примитивное. А вот его противоположный герой может полностью открыть душу. Базаров описывается, как хитроумный, ему были важны собственные принципы.

Конфликт между этими двумя поколениями распространился абсолютно на всех. Старшее поколение же продолжает мыслить консервативно, а молодежь хочет всегда двигаться вперед, она желает сами познавать мир, хоть и совершают ошибки, но их это не останавливает.

По роману Отцы и дети

Несколько интересных сочинений

Человечные люди, на самом деле, есть на каждом шагу, но они совершают добрые поступки бескорыстно, не ожидая за это награды или похвалы, поэтому не все обращают на них внимание.

Произведение «Дикий помещик» говорит о том, что без труда простого народа жизнь высших чинов невозможна. Образы главных и второстепенных героев помогают раскрыть суть произведения.

Сюжет рассказа Куприна происходит в дореволюционной Москве. В своём произведении автор показывает атмосферу и быт, в которых жили тогда дворяне. События рассказа происходят в доме Рудневых, которым автор уделил большое внимание.

Мы все отрицаем что-то, по крайней мере, большую часть времени. Частично быть человеком и жить в обществе с другими людьми — это находить умные способы выразить и скрыть свои чувства

У каждого народа есть свои национальные, исторические герои. Со временем меняются человеческие взгляды и приоритеты, тогда появляются герои современности.

Сочинение на тему: Отцы и дети в романе Тургенева “Отцы и дети”

Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей. Такой период наблюдался в России в середине XIX века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. Именно эта проблема затронута в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Отцы в романе представлены братьями Кирсановыми, а дети Аркадием Кирсановым и Евгением

Наиболее отчетливо конфликт старого и нового поколения просматривается во взаимоотношениях молодого “нигилиста” Базарова и чопорного дворянина Павла Петровича. Примеры нелегких взаимоотношении отцов и детей показаны через отношения между Базаровым и его родителями, а также Аркадием со своим отцом. Автор противопоставляет два поколения не только с помощью идейных различий, но даже внешним описанием.

Если в описании Базарова в основном акцентируется его мрачный вид, отрешенность от внешнего мира и острый ум, то в описании Павла Петровича отмечаются лаковые полусапожки, ухоженный

Эти герои противопоставлены и по средствам их образа жизни. Павел Петрович живет как настоящий дворянин и аристократ в праздности и безделье. Базаров же напротив целыми днями работает, проводит медицинские опыты и старается принести пользу окружающим. Идейные разногласия этих двух героев также занимают особое место в романе.

Павел Петрович человек старой закалки с принципами и защищает высокие идеи. Базаров проповедует “нигилизм”, то есть неверие ни во что. Он предпочитает не считаться ни с какими принципами и авторитетами.

На мой взгляд, именно через противопоставление этих двух персонажей наиболее отчетливо просматривается конфликт поколений, а соответственно, отцов и детей.

­Что касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, то она оказалась не такой глубокой. Аркадий не просто похож на своего отца, а имеет такие же ценности и идеалы. Его также заботят родной дом, семья и покой. Конфликт между ним и Николаем Петровичем просматривается только тогда, когда Аркадий временно подпадает под влияние Базарова и пытается ему подражать.

Кирсанова печалят такие перемены в сыне. И даже когда Аркадий невольно ранит его своей бестактностью, он лишь кротко переносит это. В конце романа его терпеливая любовь к сыну вознаграждена.

Аркадий становится взрослее и мудрее, а Базаров уходит из их жизни. Тогда он раскрывается как личность и сближается с отцом.

Несмотря на то, что роман написан в XIX века, проблемы, затронутые в нем, остаются актуальными по сей день. Так, например, людей во все времена заботило отношение к любви, науке и искусству. С этими вопросами, также как и с проблемой отцов и детей, приходится сталкиваться каждому новому поколению.

Возможно, именно постоянный поиск ответов на эти и другие вопросы и является движущей силой жизни.

…Но смерти для твоих созданий нет,

Толпа твоих видений, о поэт,

Бессмертием навеки озарилась…

Имя Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. А при слове “тургеневские девушки” сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать — видений…

      …И там вдали, где роща так туманна,

      Где луч едва трепещет над тропой, —

      Елена, Маша, Лиза, Марианна,

      И Ася, и несчастная Сусанна —

      Собралися воздушною толпой.

      Знакомые причудливые тени,

      Создания любви и красоты,

      И девственной, и женственной мечты, —

      Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

      Он дал им форму, краски и черты…

У Тургенева всё — о движениях сердца, о юношеских устремлениях, словом — о кипении жизни, “юной и свежей”. Но три эти повести, написанные в разное время и вместе с тем ближе к концу, вернее, ближе к бессмертию — «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», — стоят особняком, кружатся в одном хороводе. Они — о первой любви. Как и тургеневская природа, трагически равнодушная и одновременно обольстительно прекрасная, его любовь имеет свою оборотную сторону. Радость и восторг первой любви смягчают её жестокий трагизм. В этих трёх повестях автор рассматривает чувство любви как неизбежное подчинение и добровольную зависимость, рок, господствующий над человеком. Тургенев развивает философию любви как силы, подчиняющей себе человека, превращающей его в раба. Но в то же время — сладостное обаяние первой любви, красота чувства… И пускай оно часто ведёт к гибели, пускай отказаться от всего этого невозможно. Недаром в «Вешних водах» автор делает известное лирическое отступление: “Первая любовь — та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьётся её яркое знамя — и что бы там впереди её ни ждало — смерть или новая жизнь — всему она шлёт свой восторженный привет”. Вот Ася. Мы узнаём о “складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами”. Но за всеми этими внешними чертами стоит нечто “своё, особенное” — в её поведении, в её отношении к людям. Главному герою, господину Н. Н., да и нам, читателям, она кажется существом “непонятным, полузагадочным”. Оказывается, она — дочь дворянина и крепостной крестьянки, и именно эта половинчатость положения рождает её внутреннее беспокойство. Это один из авторских приёмов — переход от внешнего (наружность, движения, жесты) к изображению внутреннего мира своего героя. Действие повести происходит за границей, в Германии, но как слышны в ней национальные, народные мотивы. Это раскрывается Асиным характером, это заложено в её плебейском происхождении. Асина предыстория объясняет духовную связь характера героини с этическими основами народной жизни: мать девушки, крепостная горничная, — человек с обострённым чувством собственного достоинства, живущий по строгим нравственным правилам. Чистое, честное сердце героини — прямое наследство её матери. Наблюдая за Зинаидой («Первая любовь»), невольно испытываешь обаяние её прелестной, изменчивой внешности и словно слышишь переливы её серебристого голоса. Изменчива внешность, изменчив характер. Она то задумчива, то хитра, то беспечна, то манерность сменяет простоту. Эту психологическую неустойчивость Тургенев также объясняет условиями жизни Зинаиды: “Неправильное воспитание, странные знакомства и привычки, постоянное присутствие матери, бедность и беспорядок в доме, всё, начиная с самой свободы, которою пользовалась молодая девушка, с сознания её превосходства над окружающими её людьми, развило в ней какую-то полупрезрительную небрежность и невзыскательность”. И в то же время она так же чиста в своих чувствах, как и Ася, так же, как и предыдущая героиня, она не в силах противиться порывам своего сердца. “Из всех моих женских типов, — сказал однажды Тургенев, — я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительное, живое лицо: кокетку по природе, но кокетку, действительно, привлекательную”. Сложнее с третьей повестью Ивана Сергеевича, также непосредственно посвящённой первой любви, сложнее с «Вешними водами» (1871), написанными позднее прочих («Ася» — в 1858 году, «Первая любовь» — в 1860). Можно сказать, что лирическая героиня фантастическим образом здесь раздваивается — на чернокудрого ангела Джемму и Марью Николаевну Полозову, русокосую сатану в юбке, этакое порождение греховности и неверия во всё нематериальное. Дитя знойного итальянского солнца, Джемма более чем прекрасна. Вот как Тургенев описывает её встречу с Саниным: “В кондитерскую, с рассыпанными по обнажённым плечам тёмными кудрями, с протянутыми вперёд обнажёнными руками, порывисто вбежала девушка лет девятнадцати и, увидев Санина, тотчас бросилась к нему… и повлекла за собою. Не из нежелания повиноваться, а просто от избытка изумления Санин не тотчас же последовал за девушкой — и как бы упёрся на месте: он в жизни не видывал подобной красавицы”. Марья Николаевна тоже хороша — настоящая степная дива, но не красотой берёт она мужчин, а вернее — губит их. Едкий ум — философский склад ума, склад ума философа
-материалиста, способность подвергать всё сомнению, пробовать на зуб, наслаждаться разумно и в то же время раблезиански жизнью. Чувство Санина к ней — это страсть, вернее, не страсть даже, а то, что можно назвать похотью, наваждением, мороком, что не длится долго и всегда заканчивается глубоким стыдом и раскаянием — это, собственно, и произошло с Дмитрием Павловичем Саниным в конце концов. «Вешние воды» можно назвать уходом Тургенева к своим повестям пятидесятых годов. Это возвращение к старым мотивам и идеям — может быть, желание подвести итоги жизни? В «Внешних водах», как и в «Асе», и в «Первой любви», да и в других произведениях Тургенева основные темы схожи. Это утраченное счастье, которое было так близко и так возможно, это горькое и бесплодное раскаяние героя, это противопоставление слабого мужчины сильной женщине, тема любовного рабства… Скорее всего, под пятой этого любовного рабства был и сам Иван Сергеевич — и это мучило его и дарило вдохновение… Многие биографические факты легли в основу этих трёх повестей. «Ася». В 1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь — Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение её было унизительно и жалко. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла злорадно Полю “барышней”. Маленькая Козетта таскала вёдра с водой. В 1850 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, к Полине Виардо, которая воспитывала затем маленькую Полю вместе со своими детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание — словом, точь-в-точь история Аси, история её странной жизни, сотканной из противоречий. С другой его повестью — «Первой любовью», также связаны эпизоды из жизни писателя. В повести, говорил Тургенев, “я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали, а в особенности осуждали за то, что я этого никогда не скрывал. Но я полагаю, что дурного в этом ничего нет. Скрывать мне нечего”. Правда, автор сознательно упростил конфликт, произошедший в их семье, ему хотелось написать повесть о переживаниях юного героя, полудетская влюблённость которого пришла в неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. Итак, с образом отца всё ясно, а кто же послужил прототипом молодого героя, Володи? На этот вопрос Тургенев ответил: “Этот мальчик — ваш покорный слуга”. “- Как? И вы так влюблены были? — Был. — И с ножом бегали? — И с ножом бегал”. Зинаида, Зинаида… Долгое время не было известно, кто послужил её прототипом, трагедия в семье Тургеневых хорошо скрывалась. После тщательных изысканий литературоведа Ю. Чернова выяснилось, что в своей повести «Первая любовь» автор рассказал о молодой поэтессе Екатерине Шаховской. Это она была той бесстрашной и нежной девушкой, которая чувство любви поставила выше всех условностей света. Они с матерью действительно снимали дачу возле Нескучного. Встреча с отцом Тургенева… Дальнейшая судьба Екатерины Львовны Шаховской рассказана автором почти с документальной точностью. В сентябре 1835 года, то есть через год после смерти С. Н. Тургенева (отца), она вышла замуж за некоего Владимирова и переехала с мужем в Петербург. Умерла, как указано в некрологе, через “9 месяцев и 11 дней” после свадьбы. Самое поразительное, что на Волковом кладбище, в Петербурге, неподалёку от места последнего упокоения Тургенева, находилась могила Е. Л. Владимировой, в девичестве княжны Шаховской. На памятнике эпитафия:

      Мой друг, как ужасно, как сладко любить!

      Весь мир так прекрасен, как лик совершенства.

Кому принадлежат эти пронзительные слова, послужившие последним приветом, — неизвестно… Одно ясно — перечитывая повесть, думаешь, что всё-таки не удалось Тургеневу изобразить “кокетку по природе”. Зинаида Засекина воспринимается сейчас читателем как натура чистая, ищущая и страстная, одержимая святой неудовлетворённостью, способная на дерзкое самоотречение и на протест. Тургеневская девушка… А что же сам герой? Мимо него нельзя пройти, он интересен не менее героини. Господин Н. Н., Володя, Дмитрий Санин. Все они вспоминают своё прошлое, они больны им, ибо ничего нельзя противопоставить прекрасным, мятежным юношеским порывам, ибо нет ничего лучше первой любви и первых надежд, радужных планов и грандиозных обещаний…

      К прошедшим временам лечу воспоминаньем…


      О дней моих весна, как быстро скрылась ты,

      С твоим блаженством и страданьем, —

Это строки Жуковского из элегии «Вечер». Главный герой в трёх этих повестях — не устроитель своей судьбы. Скорее — разрушитель. Любовь в представлении Тургенева — это стихия, она не подвластна человеку, заставить её служить своему счастью человек не может. Не сказанное вовремя слово превращает уже почти совсем счастливого человека («Ася») в одинокого бессемейного бобыля. В «Первой любви» Володя ещё менее виновен в своём несчастии. И вообще, в сложившейся ситуации никто не виноват — это силы судьбы, путь рождающегося чувства неведом. Сложнее с Дмитрием Павловичем Саниным. Это какая-то квинтэссенция необъяснимого, и лишь приёмами искусства, словами Тургенева можно определить, что же всё-таки произошло. Чистые, высокие, платонические силы любви вступают в противоборство с устремлениями низменными, животно-чувственными, причём автор показывает, что и чувственность может быть прекрасной и опасной — она может увлечь человека в пропасть. Сила искусства — прямая помощница и пособница силы любви, потому что искусство неизменно стремится заглянуть “куда-то, куда не следует заглядывать человеку”. Всё это с наибольшей силой отразилось в «Вешних водах», которые автобиографичны уже тем, что писались Тургеневым в конце жизни, в Англии, когда обдумывалось и оценивалось всё прошлое. Тургенев чутко слушал жизнь. Он умел видеть её. Он умел чувствовать. И поэтому так гармонично то, что он написал.

      Дворянских гнёзд заветные аллеи.

      Забытый сад.

      Полузаросший пруд.

      Как хорошо, как всё знакомо тут!

      Сирень, и резеда, и эпомеи,

      И георгины гордые цветут.

      Затмилась ночь.

      Чуть слышен листьев ропот.

      За рощей чуть горит луны эмаль.

      И в сердце молодом встаёт печаль.

      И слышен чей-то странный, грустный шёпот,

      Кому-то в этот час чего-то жаль…

      (К. Бальмонт. «Памяти И. С. Тургенева»)

^[^>]>(.?)/h1> target=»_top» href=»javascript:if(confirm(‘http://top.list.ru/jump?from=20470 nnthis file was not retrieved by teleport pro, because it is addressed on a domain or path outside the boundaries set for its starting address. nndo you want to open it from the server?’))window.location=’http://top.list.ru/jump?from=20470′» tppabs=»http://top.list.ru/jump?from=20470″>

Русская литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, и в своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев создал образ такого «нового человека» — революционера и демократа.
Образ Базарова — собирательный, потому что Тургенев хотел изобразить подлинного героя нового времени. Оттого что автор честно пытался понять этот тип людей и дать, насколько это возможно, объективную оценку, характер героя получился очень сложным, многогранным и противоречивым. Нам и сегодня очень сложно однозначно оценить его. Конечно, герой Тургенева несовершенен, как каждый из нас, но я искренне хочу разобраться, что мне нравится, а что я не могу принять в этом человеке.
Многим не понравится уже сам внешний вид «нового героя»: худое лицо с широким лбом, висячие бакенбарды песочного цвета, длинные волосы и длинный балахон с кистями. Но для меня его широкий лоб — свидетельство ума. Балахон, бакенбарды и длинные волосы — вызов устоявшейся моде. Обращают на себя внимание и его своеобразные манеры. Евгений намеренно демонстрирует бестактность, грубость, вульгарность, угрюмую недоверчивость к людям. Интонации его речи категоричны, а его самоуверенные высказывания порой чересчур насмешливы и саркастичны. Многие сочтут Базарова эгоистом, черствым человеком, или, как его литературный оппонент Павел Петрович Кирсанов, «гордецом, нахалом, циником, плебеем». Я тоже не во всем симпатизирую ему, но хочу разобраться, таков ли он на самом деле?
Базаров гордится своей причастностью в народной почве, своим дедом, который «землю пахал», считает, что «всякий человек сам себя воспитать должен», и старается воспитать в себе нужные, положительные, по его мнению, качества, постоянно учится чему-нибудь новому. Евгений ничего не принимает на веру, стремится все проверить опытным путем. И его тяга к естественным наукам — биологии, анатомии, химии, медицине — мне глубоко симпатична. Такие интересы были типичными для передовых людей 60-х годов XIX века, но мы и сейчас считаем, что за этими науками будущее. Вызывает уважение и работоспособность Базарова — «лихорадка работы», потому что его энергия направлена не только на теоретические изыскания, но и на практическую медицину, лечение пациентов, а значит, его деятельность приносит реальную пользу людям.
Евгений везде остается самим собой, всегда является хозяином своего слова, привычек, действий, в конце концов, всей своей жизни. Он не только спорит и говорит о своем деле, труд для него — естественное состояние. Без труда скучно. Ежедневный труд, самоограничение и самоотдача стали его жизненными принципами. Он убежден, что интересной работой можно переломить даже тяжелое душевное состояние.
Базаров — разночинец, он прошел тяжелую школу жизни и приобрел собственные убеждения. Это научило его не поддаваться чужому влиянию, наоборот, он подчиняет людей себе. Доводы его при этом всегда уверенные, точные, впечатляющие, а изрекаемые афоризмы отчетливо выражают его мировоззренческую позицию: «Всякий человек сам себя воспитать должен»; «Исправьте общество, и болезней не будет»; «…Что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Многие из этих высказываний до сих пор сохранили свою актуальность. Кроме того, Евгений Базаров — человек с бесконечно добрым сердцем и всегда готов прийти на помощь.
Как образованный человек, он хорошо разбирается в людях, видит негативные стороны общественного строя и стремится их исправить. Речь его наполнена суровой и мужественной прямотой, она лишена притворства и уклончивости. Герой Тургенева всего себя отдает для того, чтобы улучшить, изменить жизнь, но остается непонятым, и вместо благодарности наталкивается лишь на негодование. Он видит главную движущую силу революции в народе, но его раздражает народная пассивность и предрассудки. Евгений — человек действия, не витает в облаках, не составляет далеко идущих планов, он привык решать проблемы, когда они возникают. Разве такая позиция не заслуживает уважения?
И все же, не все в Базарове я могу понять и принять. Например, присущее ему отрицание всего. Это отрицание человека, который «ко всему относится с критической точки зрения», «который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но всегда ли это правильно? Положительно отрицание самодержавия, крепостного права и всего, что порождено «безобразным состоянием общества». Но как можно отрицать исторические и культурные ценности? Ведь наше прошлое — это часть нашей истории, и то, какими мы себя принимаем и хотим видеть в будущем, во многом определяется именно историческим и культурным развитием общества. Герой романа, на мой взгляд, чересчур увлечен утилитарностью, полезностью жизненных явлений. Он, например, рассматривает природу как мастерскую, в которой человек только работник. Для него человек не часть живой природы, а ее хозяин, и природа существует для того, чтобы человек мог в ней рубить, пилить, строгать, то есть разрушать и губить ее. Евгений совершенно не способен наслаждаться великолепными картинами русской природы, испытывать при виде ее глубокое эмоциональное переживание.
Присущее Базарову отрицание всего его заставляет пренебрежительно относиться и к искусству, считать его «непростительной дурью». «Рафаэль, — говорит он, — гроша медного не стоит». А ведь чувство прекрасного — немаловажное условие гармоничного развития личности. «Порядочный химик», по мнению Евгения, «в двадцать раз полезнее всякого поэта». Такие взгляды тоже были распространенными в то время, и они еще раз подчеркивают принадлежность Базарова к «героям своего времени».
Базаров — сторонник решительного разрушения прежних основ бытия, но мы нигде не находим точной формулировки его положительной программы. Кроме того, герой романа не считается с такими нравственными понятиями, как долг, честь, отрицает их. Ошибочно его утверждение о том, что все люди обладают одинаковыми нравственными качествами, потому только, что «у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены». Я не одобряю и его отношения к родителям. Он старается подавить в себе сыновнее чувство, стыдиться проявить свою любовь и уважение к ним, старательно маскирует свою нежность снисходительным отношением.
Базаров не прав и в своем неуважительном отношении к женщинам, отрицая у них свободу мысли.
А как можно отрицать любовь? Любовь пробуждает в человеке самые возвышенные и светлые чувства. Ведь он и сам искренне полюбил Одинцову, потому что она не такая, как все, но, к сожалению, старается побороть это чувство, так как оно могло бы помешать его делу. И, останься Базаров жить, он преодолел бы эту любовь.
Евгений Базаров преодолел многие жизненные испытания, но автор прослеживает и эволюцию душевного состояния своего героя. Хоть и на смертном одре, но он все же понимает, что во многом заблуждался. Поведение Евгения перед смертью заслуживает уважения. Он не пытается бессмысленно цепляться за жизнь, но Думает о своих дорогих стариках, заботится об облегчении их печальной участи. И больше не стыдится своего «романтизма». А умереть так, как умер Евгений Базаров, по словам Д. И. Писарева, «все равно, что сделать великий подвиг…».
Вот таков в моем представлении Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», не лишенный недостатков, но все же заслуживающий глубокого уважения и искренней симпатии.

Похожие сочинения

Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева

  • Темы сочинений по творчеству пушкина лермонтова гоголя 10 класс
  • Темы сочинений публицистического стиля
  • Темы сочинений рассуждений по русскому языку в 10 классе
  • Темы сочинений после бала 8 класс
  • Темы сочинений рассуждений 8 класс по русскому языку фгос