Темы сочинений публицистического стиля

В ходе анализа лексических средств публицистического стиля речи нами были выделены три вида выразительности: стилистически синтаксический, лексико экспрессвная

В ходе анализа лексических средств публицистического стиля речи нами были выделены три вида выразительности: стилистически — синтаксический, лексико — экспрессвная и образная. Все виды языковой выразительности подчинены плану содержания и плану выражения.

Для публицистического стиля характерен открытый характер лексической системы. Нами было выявлено, что именно он обуславливает эволюцию развития лексики и интенсивное её взаимодействие с общелитературной лексикой. Кроме того открытость публицистической речи заключается в прямом выражении авторского «Я». Формирование основных внутристилевых лексических разрядов также подтверждает действие принципа социальной оценочности, хотя необходимо учитывать то, что конкретный состав лексики относительно постоянен для определённого периода времени. Само существование этих разрядов, тесно взаимодействующих друг с другом, является свидетельством системной организации лексики газетно — публицистического стиля.

При дальнейшем рассмотрении лексической системы публицистического стиля, мы сталкиваемся с такими понятиями как точность словоупотребления, стилистическое употребление омонимов, архаизмов и неологизмов, терминов, слов с экспрессивной окраской, иноязычных слов. Всё это часто встречается в текстах, напечатанных, например, в газетно — публицистическом стиле и является одной из его характеристик.

В публицистическом стиле так же присутствуют общеречевые тенденции к стандартизации и экспрессивности. Они имеют спецефический характер и часто встречаются в современных публикациях, в особенности тогда когда автор хочет подчеркнуть своё отношение к проблеме. Итак, мы видим, что лексические признаки публицестического стиля определяются принципом оценочности, а так же тем, что это принцип резко разграничивает положительное и отрицательное, света и тени в соответствующем делении языковых средств на положительнооценочные и отрицательнооценочные.

Негативнооценочная или положительнооценочная окраска составляет основу публицистического текста, которую принято делить на три группы явлений из области чувств: эмоциональная реакция, состояние и отношение.

Так же каждый функциональный стиль речи в соответствии с особенностями и стоящими перед ним задачами в определённой сфере производит собственную классификацию, собственное перераспределение лексики литературного языка.

Газетную лексику принято делить на следующие разряды:

— газетная оценочная лексика.

— газетная неоценочная лексика.

Публицистический стиль открыт для использования интернациональной политической лексики ( парламент, электорат, инаугурация, спикер, импичмент). Публицистический стиль мгновенно усваивает понятии и соответствующие слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в обществе (финансовое оздоровление, альтернативные выборы, экономическое пространство). Для него так же характерно соединение контрастных по стилистической окраске слов: в нём используется лексика книжная и разговорная, высокая и сниженная. Однако обращение к разноплановой лексике и фразеологии зависит от жанра и должно быть подчинено принципу эстетической целесообразности.

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначениемДля лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений. К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только. но и; не только. а и; не столько. сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров). Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

В публицистическом стиле, особенно в газетных текстах, для выразительности речи нередко используются термины в переносном их значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества. Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

Цели: ознакомить учащихся со своеобразием языковых средств, лексики, эмоциональной окраски текстов публицистического стиля; в ходе работы с текстами публицистического стиля прививать навык анализа и составления текста такого стиля; воспитывать чувство стиля, на основе эмоциональной окраски публицистического стиля добиваясь вдохновенности речи.

Оборудование: вопросы к статье «Я радуюсь!» (на доске).

I. Опрос по домашнему заданию

Выборочная проверка домашнего задания по уровням

(На усмотрение учителя.)

II. Актуализация опорных знаний

Учащиеся создают ассоциативный ряд (5 слов) к слову публицистический. Работа индивидуальная.

Затем учитель 2-3 варианта выносит на доску.

Публицистика — народ — газета — эмоциональность — воздействие.

♦ Опираясь на эти слова, расскажите о публицистическом стиле.

III. Постановка целей и задач урока

Учитель. Основной целью урока есть усвоение отличительных особенностей публицистического стиля, прослушав лекцию учителя, уметь на практике отметить их.

IV. Объяснение нового материала

(Учащиеся составляют план или тезисы лекции.)

— Публицистический стиль называют еще газетно-публицистическим, потому что публицистические произведения печатаются, прежде всего, в газетах. Этот стиль представлен также в журналах, адресованных массовому читателю.

Поскольку произведения публицистического характера адресованы широкому кругу читателей, главный критерий отбора в них языковых средств — общедоступность. В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица, что позволяет давать оценку происходящим фактам, событиям, приближает автора к читателям.

Лексика публицистического стиля отличается тематическим многообразием и стилистическим богатством. Здесь широко представлена общеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, а также книжная и разговорная лексика. Публицистический стиль открыт и для использования интернациональной политической лексики. Он мгновенно усваивает новые понятия и соответствующие слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в обществе. Особого внимания заслуживает использование в публицистическом стиле речевых стандартов, клише.

В газетах и журнальных статьях, в выступлениях на общественно-политические темы большое место занимает общественно-политическая лексика. Например: государство, демократия, референдум, реформа, депутат, мобилизовать, массы, активный. В публицистике широко используют слова и обороты, окрашенные эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, негодования и т. п. Для усиления выразительности в лексике нередко используются устаревшие слова и формы (сыны Отчизны, преклонить колена, пращур).

Употребляются часто пословицы, поговорки.

На словообразовательном уровне отмечается большая, чем в других стилях, активность суффиксов иноязычного происхождения (социализм, утопизм, провокация, продукция, оккупация). Книжную окраску получают образованные с помощью иноязычных суффиксов прилагательные — биогенный, вулканогенный. Из иноязычных приставок часто используются анти-, де-, дез-: антикризисный, демаскировать, дезинформировать. Встречаются и авторские неологизмы.

С точки зрения морфологии обращает на себя внимание частое употребление отвлеченных и обобщенных языковых единиц. Здесь существительные в единственном числе обычно получают собирательное значение (читатель, пенсионер, избиратель). Из местоимений не употребительны я, мои; вместо них используются в обобщенном значении мы, наш. Для глагола отдано предпочтение форме настоящего времени. Часто используются междометия.

Синтаксис публицистических произведений отличается правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь, диалог (например, в интервью), прямая речь. Применяются различные синтаксические приемы: необычный порядок слов (инверсия), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений. Важную стилеобразующую функцию несут своеобразные по синтаксическому оформлению заголовки, а также зачины текстов. Они выполняют, кроме прочих, рекламную функцию. Статьи с необычным заголовком сразу захочется прочитать.

♦ Зачитайте составленный план. Пользуясь им, кратко расскажите об особенностях публицистического стиля. (В работе принимает участие весь класс, дополняя ответы товарищей.)

1. Задание «Сообрази!»

(Тематика статей учителем оглашается позже.)

♦ Какой прием использовали авторы статей, давая такие заголовки:

«Первый блин комом» — газета «МК» — о футболе;

«Пес с ними» — газета «МК» — о собаках знаменитостей;

«На девочках поставили крест» — газета «МК» — о девочках, убежавших из монастыря;

«Свобода пуще неволи» — газета «МК» — сицилиец просится в тюрьму;

«Моя хата с краю?» — газета «Европа-Экспресс» — о пассивности граждан по отношению к экстремистам?

♦ Что использовали авторы для заголовков? (Пословицы, поговорки, фразеологизмы)

♦ Можно ли по таким названиям четко определить тему статьи? С какой целью их используют?

♦ Какой прием использовал автор статьи в заголовке «Пока не поГРИППённые» — газета «МК»? (Авторский неологизм).

2. Задание «Восстанови!»

♦ Восстановите по предложенной лексике тематику статьи, запишите слова в тетрадь, вставив при необходимости нужные буквы.

а) Энергия, технологии, эк..логический, (серо)водород, эк..автомобили, Ч(ч)..рное море, (водородо)добывающий, будущ..е, (экологически) чистые, (взрыво)опасность, пр..брежный, э(ф, фф)ективный.

б) Президентская к..мпания, тр..умфатор, програ(м, мм)а, социология, избиратель, о(п, пп)озиция, (премьер)министр, бе..пощадный, (К)конституция (У)украины.

в) Музыкальный лан..шафт, «Стари(н, нн)ые часы», «Вернисаж», (не)повторимые шоу, экспре(с, сс)ия, с..мф..нический оркестр, счас..ливый.

г) (Сильно)действующий, эп..демия, про(ф, фф)е(с, сс)ор, соед..нительная ткань, тазобедре(н, нн)ый, самочу..ствие, проф..лактика.

а) Энергетика — (альтернативные виды топлива в Украине);

б) политика — (предвыборная кампания);

в) культура — (музыкальное обозрение);

г) медицина, здоровье.

3. Творческое задание

Составьте небольшой текст публицистического стиля на одну из предложенных тем, пользуясь записанной лексикой.

Интерактивный приём «микрофон»

«Публицистика для меня. »

«Я хочу отметить следующие важнейшие особенности публицистического стиля. »

VII. Домашнее задание

1. Теория по учебнику.

2. Подобрать статьи на определенные темы, обозначить в них стилевые особенности, характерные для публицистики:

темы «Наука»; «Достижения»;

темы «Здоровье»; «Спорт».

♦ Прослушайте статью, жанр которой определен как оптимистический монолог.

(Для сильных классов — самостоятельно сделать стилистический анализ текста.)

Ответьте на вопросы.

♦ Какова цель автора?

♦ В чем подтекст данного монолога?

♦ Какие эмоции возникли у вас?

♦ Какие языковые средства использовал автор иронической статьи?

♦ В чем, по-вашему, заключен юмор?

Мне непонятен всеукраинский скулеж по поводу часто выдуманных трудностей и слепого невидения радостных событий, которые так и лезут в глаза. Вот несколько поводов для радости, зафиксированных моим чутким сердцем:

— Я радуюсь, что пенсионеры не бастуют!

— Я радуюсь, что стал вегетарианцем!

— Радуюсь, что, попробовав кильку в томате, найденную случайно в шкафу, понял, какую гадость мы ели, а сейчас, слава Богу, не едим!

— Радуюсь, что «белую смерть», именуемую сладким словом «сахар», дают по талонам. Дольше жить будем!

— Радуюсь, шаркая по асфальту подошвами, что не вижу тех «автомастодонтов», отравляющих единственное, что еще бесплатно можно потреблять,— воздух!

— Радуюсь, что обложили налогом домашних собачек, а не тараканов!

— Радуюсь, что сам выкопал картошку, опередив «помощников»!

— Я радуюсь, что продлеваю жизнь не цитрусовыми соками, а бесплатным нектаром радости, до предела заполнившим нашу жизнь, благодаря чему у меня бодро трепещет сердце, а в ушах звучит духовой оркестр.

Ну, как тут не радоваться!

(А. Стома. — Крымские известия. — 1994.)

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Обычно при заказе на публицистический текст у копирайтера начинается легкий мандраж. Ладошки потеют, мысли путаются, мозг навязчиво кричит «откажись от работы». Всему виной это длинное, сложное и непонятное слово… Которое, кстати, очень легко объясняется. Чтобы вы не столкнулись с трудностями в работе, разберем, что такое публицистический текст и с чем его едят.

Немного теории: публицистический текст — что такое?

Если открыть учебник русского языка, мы увидим, что: публицистический стиль текста — официальный стиль средств массовой информации (СМИ) или стиль «обращения» к обществу.

Основная задача — донести мысль до адресата, убедить его в правдивости/достоверности/важности слов, побудить к действию. Причем не столько «купить что-то», сколько «изменить свое отношение, сформировать нужное для автора мнение, вызвать нужные эмоции».

Интересно: Первые публицистические тексты появились еще в Римской империи. Тогда они назывались Publicus.

Найти примеры текста публицистического стиля можно в СМИ. Откройте любую газету, журнал. Если макулатуры под рукой нет — перейдите на новостной портал города, региона, страны. Все написанные в СМИ тексты выдержаны в публицистическом стиле (не берем в учет статьи в соцсетях, на форумах). Чтобы лучше понять, что такое публицистический стиль текста, давайте сразу разберем несколько примеров.

Примеры и антипримеры публицистического текста

Статья публицистического стиля Статья не публицистического стиля
По словам нашего корреспондента Дмитрия, новость об изобретении нового оборудования для обработки земли привела всех жителей поселка в смятение. Перед администрацией встал вопрос… Наш корреспондент, Иванов Дмитрий Иванович, изучил вопрос производства нового оборудования и установил, что жители поселка не нуждаются в подобном устройстве. В процессе общения с представителями администрации было выяснено… (официально-деловой).
В пятницу, во второй половине дня набережную города практически полностью затопило волной. Очевидцы рассказывают, что это было похоже на кадры фильма-катастрофы. Огромная волна, не знающая границ и быстро набирающая скорость, в какой-то момент вырвалась на набережную нашего города. Казалось, что море готово унести с собой каждый столик, каждую скамейку… (художественный).

Тексты публицистического стиля могут содержать и признаки других стилевых направлений. Чаще всего встречаются элементы художественных текстов. Это и помогает подтолкнуть читателя на эмоции. Но в отличие от художественной, публицистическая статья более живая, импульсивная.

Научно-публицистические статьи

Часто публицистика включает элементы научного стиля. Встречаются даже полноценное научно-публицистическое направление. От классического его отличают много научных фактов, а также ЦА.

Вот некоторые примеры текстов научно публицистического стиля:

  • Стремительное падение рубля вызывает ряд вопросов. За последние 20 лет государственная валюта пережила три серьезных кризиса…
  • На момент 2021 года состояние компании NNN уменьшилось втрое, достигнув своего пика. Такое падение вызвано кризисом…

Самый простой способ, как понять что текст публицистического стиля, а не научно-публицистического — обратить внимание на ЦА. Если обычная статья направлена на расширенную целевую аудиторию, то научно-публицистическая — на определенную категорию людей (экономисты, юристы, политики и т.д.).

Основные признаки публицистического текста: как его определить?

Первый и самый жирный признак — это воздействие. Научный текст пишется для того, чтобы предоставить какие-то факты. Официально-деловой — чтобы отчитаться или задать вопрос. Публицистический текст же пишется с одной целью: воздействовать на человека. Хорошая статья должна заставить читателя дать ответную реакцию (пусть даже мысленную). Она должна вызывать эмоции (но при этом без лишних прикрас). Текст, после прочтения которого у читателя не появилось пищи для размышлений, трудно назвать публицистическим.

Дополнить признаки стиля может:

  • Актуальность. Все данные в статье должны быть свежими, имеющими подтверждение. Никаких цифр с головы и сомнительных исследований;
  • Ясность. Хороший публицистический текст — это тот, в котором нет сложных метафор, заумных выражений, узкотематических слов. Такие статьи пишутся на широкую аудиторию. А потому — должны быть понятны всем;
  • Языковые средства. Для экспрессивности может использоваться общественно-политическая лексика (гражданин, дебаты), аббревиатуры (ООН, ЮНЕСКО), газетные клише (сложная политическая обстановка);
  • Оценочность. Ситуация, описываемая автором, должна оцениваться им же или самими участниками ситуации.

Строится текст в публицистическом стиле как научное рассуждение с элементами оценивания. Сперва выдвигается важная проблема. Далее — она анализируется. Следом выносится оценка и определяются пути решения проблемы. Завершают статью обобщения, выводы.

Ищем статьи публицистического стиля: практика, практика и еще раз…

Чтобы закрепить знания, выполним небольшое упражнение. Спокойно. Никаких нудных заданий из учебников по русскому. Просто прочитайте 3 текста на одну и ту же тему и попробуйте найти публицистический стиль:

  • Текст №1:

Одуванчик — многолетнее растение, относящееся к семейству сложноцветных. Считается одним из самых распространенных в мире. Является ценным цветком для насекомых.

  • Текст №2:

Одуванчик — одно из самых распространенных на планете растений. Но мало кто задумывался о том, что даже эти цветы постепенно стираются с лица нашей планеты. За последние 10 лет популяция этих растений сократилась вдвое. Основная причина тому — изменение ландшафта, укладка новых дорог, вырубка лесов. Человек сам убивает растения. Может пора задуматься над этим?

  • Текс №3:

Одуванчик — прекрасный цветок, несущей радость, счастье, легкое летнее послевкусие. Укрытые им лужайки похожи на желтые, воздушные облака. Так и хочется плюхнуться в них и раствориться в моменте. Не правда ли?

Спойлер: это второй вариант. Здесь есть:

  1. Актуальный факт;
  2. Оценка автора;
  3. Четко поставленная проблема, ее причины;
  4. Призыв читателя к действию.

В данном случае публицистическая статья — это посыл всему миру, чтобы задуматься о популяции одуванчиков (все данные вымышлены, переживать за цветы не стоит). Первый текст — сухо научный. Третий — художественный.

Как использовать все это на практике?

Теперь осталось научиться работать с публицистическим стилем текста. Несколько советов:

  1. Обращайтесь к массам. Независимо от того, где используется публицистический стиль, он должен быть понятным для всех читателей. Пишите понятно;
  2. Делайте текст живым. Просмотрите описанные выше примеры текстов: в каждом есть оценка, какое-то мнение. Статья должна быть эмоциональной. Приветствуются экспрессивность, собственное мнение;
  3. Используйте достоверные факты. В примерах мы описывали несуществующие факты (чтобы лучше была понятна разница стилей). Но на практике так делать нельзя. Каждое слово должно быть правдивым;
  4. Общайтесь с читателем. Задавайте риторические вопросы, побуждайте к размышлению, обращайтесь прямо.

И последний совет: представьте, что вы пишите статью не на сайт, а в обычный новостной журнал. Ваша задача — пообщаться с читателем, донести до него основную мысль и побудить к рассуждениям.

Пишите, пишите и еще раз пишите! Начинайте с небольших заметок и переходите к полноценным публицистическим статьям. Только практика поможет в освоении этого стиля!


linked С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: 856-1-1428-1-10-20181119 (1).pdf, 856-1-1428-1-10-20181119.pdf.
linkedПоказать все связанные файлы


Подборка по базе: Тема 1. Тайм-менеджмент в современных условиях понятие, историч, Стресс,его признаки,саморегуляция при стрессе.docx, Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.doc, Права человека. Понятие, признаки, система, виды (1).docx, Лкция. Понятие, система, источники римского права.doc, Тоталитарное государство и его признаки.docx, UX стиль.pptx, Межличностные отношения понятие, специфика и этапы развития..doc, деловой стиль педагога (1).docx, деловой стиль педагога.docx


Научный стиль: понятие, признаки и примеры

Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности. Жанры, в которых он функционирует, в основном письменные:

  • научные статьи и заметки,
  • методические пособия и монографии,
  • рецензии и аннотации,
  • курсовые, дипломные и кандидатские работы для получения или защиты ученой степени.

В устной форме научный стиль представлен жанрами выступлений – научными докладами, лекциями.

В научном стиле выделяют ряд некоторых черт, отличающих его от иных функциональных стилей текста. Причем данные черты характерны для любой сферы научной деятельности – технической, гуманитарной, естественнонаучной.

Среди черт научного стиля прежде всего выделяются такие:

  1. Безличность автора – или сухое «мы» (предполагаем, делаем вывод, считаем и др.), или полное отсутствие указания на автора; монологичность речи.
  2. Обилие научной терминологии; масса речевых клише; минимум экспрессивно-эмоциональной лексики (а то и полное ее отсутствие).
  3. Преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами, и, как следствие, – статичный, медленно читаемый и трудный для восприятия текст.
  4. Логичность и тезисность изложения.
  5. Обилие вводных слов, сложные конструкции предложений с массой приточных. Предельная насыщенность предложений словами, уточняющими различные понятия (явления).

 Научный стиль: разбор примера

Давайте разберем пример собственно научного текста.

Отрывок из статьи:

Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния. Несмотря на то, что все эти модели имеют одни и те же методологические основы, они имеют особенности, которые проявляются при дополнительных упрощениях и допущениях математического и физического характера. Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей.

Главные стилевые черты в данном отрывке таковы: употребление терминов и их последующая интерпретация, безликость авторского «я», монологичность, однозначность слов, доказательное изложение, наличие важной информации, официальность, точность, стандартизованность, четкость изложения.

Дополнительно можно назвать черты следующие:

1) терминологичность (феноменологические модели, модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, совокупности локальных отражателей);

2) количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами (Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей);

3) выбор отглагольных оборотов и слов (широкое распространение, отражатели, допущения и пр.);

4) использование глаголов в настоящем времени, которые выражают «вневременное», другими словами, признаковое значение и у которых ослаблено лексико-грамматическое значение времени, лица, числа (принято называть, представлены, получили);

5) широкое применение предложений большой длины, и при этом следует отметить их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями и необычным расположением членов предложений (Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн).

Надо сказать, что научный стиль нельзя назвать замкнутой системой. Как научные языковые средства активно используются в жанрах, например, публицистики, так и чистый научный стиль применяет языковые средства других стилей.

Научный стиль обслуживает сферу науки, т. е. сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое осмысление объективных знаний о действительности. Как способ освоения действительности наука отличается стремлением к максимально обобщенному, объективному, обезличенному знанию. Науку характеризует интеллектуально-понятийный образ мышления.

Эти особенности научного познания воплощаются в содержании и отражаются в языковой форме научных произведений. Содержанием научных произведений являются идеи и факты, законы и категории, открытые учеными.

Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений и даже поэтических произведений (оды и поэмы). Современными формами научных текстов являются монографии, статьи, доклады, сообщения, рецензии, описания (очерки), рефераты, авторефераты, тезисы докладов и сообщений, отчеты о научно-исследовательской работе, диссертации.

Научно-техническая революция середины ХХ века вызвала «информационный взрыв» — поток научных публикаций. Это обусловило необходимость до минимума сокращать объем статей, докладов, публикуемых в периодических изданиях. Увеличивается издание тезисов и кратких сообщений. Уменьшение объема научного текста потребовало выработки особых приемов устранения в нем избыточности — приемов компрессии.

Выделилась в самостоятельный вид научных произведений научно-информационная литература. Ее содержанием является переработка первичных научных публикаций в виде библиографических описаний, рефератов, сокращенных публикаций или обзоров. Получают распространение научно-справочные издания.

Кроме собственно научных текстов, написанных специалистами и рассчитанных на специалистов, существуют научно-популярные и научно-учебные произведения. Научно-популярные произведения пишутся не только специалистами в данной научной области, но и журналистами, писателями; они рассчитаны на распространение знаний среди широких слоев населения. В научно-популярных произведениях свой стиль изложения. Учебно-научные произведения рассчитаны на обучение специальности. Содержание и стиль учебников и учебных пособий, ученых лекций приспособлены к задачам и условиям обучения.

Научный стиль отражает те особенности научного познания и научного мышления, которые находят отражения в языковой форме, т.е. в определённом отборе и организаций языкового материала.

Цель научного произведения – доказать истинность выдвинутой гипотезы. Поэтому все языковые средства в научном тексте направлены на реализацию двух задач: информативной и воздействующей. Но в отличие от публицистического стиля, сила воздействия научного текста непосредственно зависит от того, насколько доказательны аргументы, приводимые автором, насколько логично, ясно и точно изложено содержание в научном тексте.

Такие качества, как логичность, ясность, точность, не являются спецификой только научной речи. Они необходимы и деловому языку, публицистическому, желательны и в разговорном. Однако в научном стиле эти качества являются требованием самой науки, без этих качеств научное произведение не может существовать.

Логичность — это последовательность расположения всех единиц текста и наличие смысловых связей между ними. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы,а текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, который оказывает сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Наука не стоит на месте. Научно-техническая революция вводит в нашу речь употребление большого количества терминов (компьютер, дисплей, стратосфера и др.) Эти и многие другие слова перешли из научной речи в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в обществе.

В средние века, в эпоху феодализма, «учёным языком» всей Западной Европы была латынь – международный язык науки. С одной стороны это было удобно: учёные, независимо от своего родного языка могли читать научные сочетания друг друга.

Первый научный журнал был издан 5 января 1655 г. при Французской академии («Журнал учёных»). В настоящее время в мире выпускается более 50 000 научных журналов.

Научный стиль обслуживает сферу науки, т. е. сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое осмысление объективных знаний о действительности, предмет, результаты исследований.

Современными формами научных текстов являются монографии, статьи, доклады, сообщения, рецензии, описания (очерки), рефераты, авторефераты, тезисы докладов и сообщений, отчеты о научно-исследова-тельской работе, диссертации.

Цель научного произведения – доказать истинность выдвинутой гипотезы. Поэтому все языковые средства в научном тексте направлены на реализацию двух задач: информативной и воздействующей. Сила воздействия научного текста непосредственно зависит от того, насколько доказательны аргументы, приводимые автором, насколько логично, ясно и точно изложено содержание в научном тексте.

Такие качества, как логичность, ясность, точность, не являются спецификой только научной речи. Они необходимы и деловому языку, публицистическому, желательны и в разговорном. Однако в научном стиле эти качества являются требованием самой науки, без этих качеств научное произведение не может существовать.

Основная задача научного стиля – ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. Основные черты научного стиля: логичность, точность, чёткость, обобщённость, отвлечённость, терминологичность, наличие сложных слов, СП.

Лексика научной речи разнообразна. Научный стиль не просто берёт слова из общелитературного языка. Он производит тщательный отбор слов – прежде всего тех слов, которые выполняют главную функцию.

Характерной чертой научного стиля являются термины.Термин – слово или сочетание слов, точно обозначающих понятие, применяемое в науке, технике. Как правило 50 % новых слов, приходящих в язык, – это терминологическая лексика.

1. Выберите неправильное утверждение:
а) Рассказ – это жанр художественного стиля
б) Произведения художественного стиля создаются в форме монолога
в) Нет правильного ответа+
г) Автор художественного текста делится своим мнением или впечатлениями с читателем

2. Выберите ряд, в котором представлены слова, которые свойственны научному стилю:
а) Читалка, болтунишка
б) Вышеизложенное, докладная записка
в) Тепловые явления, следовательно+
г) Красной нитью, притча во языцах

3. Какому стилю речи присуща эстетическая функция:
а) публицистический
б) художественный +
в) разговорный

4.Определите стиль речи, для которого характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции:
а) разговорный
б) официально-деловой
в) научный +

5. Отметьте, какого подстиля научного стиля не существует:
а) Учебно-научный
б) Научно-монографический+
в) Научно-популярный
г) Научно-справочный

6. Выберите, кому адресованы научно-популярные тексты:
а) Тем, кто интересуется определенной научной темой
б) Школьникам
в) Всем перечисленным адресатам+
г) Тем, кто интересуется наукой в целом

7. Определите, верны ли утверждения:
А) Научному стилю свойственно строгое, безэмоциональное перечисление фактов и их интерпретация.
Б) В текстах научного стиля часто используются яркие, выразительные слова, тропы
1) Верны оба утверждения
2) Верно только А+
3) Оба утверждения ошибочны
4) Верно только Б

8. Научному стилю свойственно использование:
а) Простых нераспространенных предложений
б) Риторических фигур
в) Монологического высказывания+
г) Уменьшительно-ласкательных суффиксов

9. Отметьте стиль текста:
«Слушай, сегодня на улице такой ветрище! Мне аж страшно! Дует так сильно, что с ног сбивает!»

а) художественный
б) научный
в) разговорный+
г) публицистический
д) официально-деловой

10. Цель научного стиля такова:
а) Сообщение точных фактов+
б) Убеждение адресата в чем-либо
в) Все вышеперечисленное
г) Общение

11. В текстах научного стиля часто можно встретить:
а) Канцеляризмы
б) Термины+
в) Ничего из перечисленного
г) Диалектные слова

12. Выберите, к какому стилю относится текст:
«Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах».

а) художественный
б) научный+
в) разговорный
г) публицистический
д) официально-деловой

13. Цель сообщения текстов официально-делового стиля:
а) создание картин и образов;
б) непосредственное повседневное общение;
в) убеждение, воздействие на слушателя;
г) точная передача информации;+
д) передача научных сообщений.

14. Выберите жанры, которе есть в художественном стиле речи:
а) письмо, беседа, записка;
б) диссертация, конспект, доклад;
в) очерк, фельетон, репортаж;
г) резолюция, заявление, докладная записка;
д) поэма, драма, рассказ.+

15. Определите стиль текста:
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово». (Лихачёв Д.С.)

а) художественный
б) научный
в) разговорный
г) публицистический+
д) официально-деловой

16. Определите стиль текста:
«Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота».

а) художественный
б) научный
в) разговорный+
г) публицистический
д) официально-деловой

17. Определите черты публицистического стиля речи:
а) логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность;
б) эмоциональность, конкретность, простота речи;+
в) оценочность, образность, эмоциональность, призывность;
г) образность, эмоциональность, конкретность;
д) смысловая точность.

18. Обычно в русском языке выделяют __ стилей текста.
а) 5 +
б) 3
в) 4

19. Выберите правильное утверждение:
а) в тексте художественного стиля важно передать точные факты
б) в художественном тексте создается образ +
в) текст художественного стиля призван убедить в чем-то адресата

20. Определите стиль речи, для которого характерна стандартизованность:
а) публицистический
б) официально-деловой +
в) научный

21. В каком стиле речи уместно употребление междометий:
а) официально-деловой
б) разговорный
в) разговорный +

22. Отметьте, какой стиль речи используется на собраниях и митингах:
а) официально-деловой
б) публицистический +
в) разговорный

23. Отметьте, какой из стилей речи не относится к книжному стилю:
а) официально-деловой
б) разговорный +
в) художественный

24. Выберите стиль речи, для которого важнейшая функция – не передача информации, а общение:
а) разговорный +
б) публицистический
в) научный

25. Отметьте жанр, который не является жанром научного стиля:
а) Лекция
б) Интервью+
в) Энциклопедическая статья
г) Монография

26. Что редко встретится в тексте научного стиля?
а) Данные исследований
б) График
в) Лозунг+
г) Теорема

27. Выберите, к какому типу речи относится отрывок:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли.
а) повествование
б) рассуждение
в) описание +

28. Выберите правильное определение:
а) стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка
б) стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения +
в) стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста

29. Выберите правильное определение:
а) публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение
б) публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества
в) публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию +

30. Выберите основные функциональные стили:
а) книжный, разговорный, литературный, канцелярский, научный;
б) высокий, низкий, полный, нейтральный, разговорный;
в) литературный, нелитературный, просторечный, канцелярский, газетный;
г) разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.+

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Понятие языкового и стилистического вкуса. Индивидуальный, авторский стиль. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//145/predmet-zadachi-i-osnovnye-poniatiia-stilistiki/poniatie-iazykovogo-i-stilisticheskogo-vkusa-individualnyi-avtorskii-stil-sdelat/ (дата обращения: 8.01.2022)

Понятие языкового и стилистического вкуса

Языковой вкус — это принятые на определенном этапе развития об-ва носителями языка нормы и стандарты языкового поведения, культуры речи. Языковой вкус эпохи во многом связан с историческими, переломными явлениями в жизни народа. Языковой вкус нашего времени характеризуется сближением традиционно-книжных ср-в выражения с обиходной разговорной речью, с социальными и профессиональными диалектами, с жаргонами. «В целом литературно-языковая норма становится менее определенной и обязательной; литературный стандарт становится менее стандартным» (Костомаров)

Понятие языкового вкуса естественно связывается с представлениями о качествах речи. В книге «Хорошая речь» определяется понятие, вынесенное в заглавие, как речь прежде всего целесообразную, соответствующую этике общения, норме, понятную адресату, как творческую речь.

К критериям хорошей речи относятся также умеренный консерватизм, всеобщность, стремление к безвариантности. В.И. Карасик предлагает понимать речевую культуру как «степень приближения языкового сознания индивидуума к идеальной полноте языкового богатства в том или ином виде языка. На этом основании и выделяются разные типы языковых личностей» ϒ. Степень владения «хорошей речью» позволяет описать следующие основные типы речевой культуры:

• элитарный – предполагающий владение всеми нормами, выполнение этических, коммуникативных норм; именно общекультурная составляющая обеспечивает богатство как пассивного, так и активного словарного запаса. Речевая культура элитарного типа основана на широком охвате сознанием говорящего (пишущего) разнообразных прецедентных текстов, имеющих непреходящее культурное значение);

• среднелитературный – носителями этого типа речевой культуры является большинство образованного населения России, большинство людей с высшим образованием и значительное число людей со средним образованием. Этот тип воплощает общую культуру человека в ее упрощенном и далеко не полном варианте. Характерной чертой среднелитературного типа является принципиальная удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и умений, тем более в их проверке; неумение прогнозировать коммуникативный эффект от своей речи; небольшой словарный запас; неумение использовать в речи широкие синонимические возможности русского языка;

• литературно-разговорный, как и фамильярно-разговорный типы начали складываться как самостоятельные в 90-х годах XX века; для них характерно владение только разговорной системой общения. Различаются «разговорные» типы только степенью сниженности речи. Для них типично неразличение устной и письменной речи, неумение строить монологический текст∗. Н.А. Купина и О.А. Михайлова подчеркивают ортологическую пассивность, невнимание носителей просторечия к системным нормам: «Нерегламентированная коммуникация горожан предстает как среда активного употребления некодифицированных средств общенационального языка».

Важным требованием речевой культуры является требование различать функциональные разновидности языка, свободно пользоваться любой из них, четко представляя, какая должна выбираться в соответствии с задачами общения. В связи с этим особое место в гуманитарном образовании принадлежит речеведческим дисциплинам.

Вкус — сложный сплав социальных требований и оценок, а также индивидуальности носителя языка, его художественных задатков, воспитания, образованности. Однако эта индивидуальность формируется в ходе усвоения общественных знаний, норм, правил, традиций. Поэтому вкус всегда имеет конкретно-социальную и конкретно-историческую основу. Проявляясь индивидуально, вкус отражает в себе динамику общественного сознания и объединяет членов данного общества на данном этапе его истории.

Важнейшее условие вкуса — чутье языка, являющееся результатом речевого и социального опыта, усвоения знаний языка и знаний о языке, бессознательной по большей части оценки его тенденций, пути прогресса. Само чутье языка является системой бессознательных оценок, отображающей системность языка в речи и общественные языковые идеалы. Чутье языка образует основу для глобальной оценки, принятия или не принятия определенных тенденций развития, лексики, для оценки уместности стилевых разновидностей при сложившихся условиях. В этом смысле оно очень зависимо от системных и нормативных особенностей языка: его происхождения, истории и идеалов прогресса, приемлемых и желательных источников обогащения, самобытности его строя и состава.

На культурно-речевой вкус, его изменения оказывают влияние объективные социальные функции языка в данную эпоху. Изменения языкового вкуса эпохи обнаруживают себя и в ориентированной на постмодернистскую эстетику беллетрис тике, и в живой разговорной речи (особенно молодежной). Но почти не заметны они в специальной книжной речи — соб ственно научной и административноправовой (в текстах науч ных статей, монографий, законов, указов и др.). Это и понятно: установка на свободу индивидуального выражения, усиленную экспрессию, языковую игру не совместима с основными задача ми общения в соответствующих сферах.

Стилистический вкус

Стилистика тесно связана с другими разделами языкознания. В отличие от других лингвистических наук, которые имеют свои собственные единицы изучения, у стилистики особых единиц исследования нет. Носителями стилистических значений являются те же единицы фонетики, лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса, т.е. следует говорить о фонетической стилистике, грамматической и др. Тесная связь стилистика с СРЛЯ очевидна, изучается вслед за этой дисциплиной, являясь её завершением. Характеристика стилистических качеств языковых элементов опирается на теоретические положения всех разделов СРЛЯ. Стилистика связана с курсом истории русской литературы языка и теорией литературы, которые подробно знакомят студентов с изобразительно-выразительными средствами языка. Но более всего стилистика связана с культурой речи, наукой о нормах произношения и словоупотребления. В стилистике и культуре речи мы говорим об оценках качественной стороны и возможности употребления в речи слов и форм. Однако культура речи оценивает их соответствие современной литературной норме, правилу, а стиль – уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности. В какой-то мере критерии стилистических оценок тоньше и деликатнее, требующие языкового вкуса, нежели оценок культурно-речевых. В стилистике привлекаются также данные фольклористики и диалектологии, а также логики, психологии, эстетики. 

Лексика публицистического стиля: В многочисленных стилистических исследованиях, основанных на анализе конкретного материала, а также в словарях обычно выделяется специальная публицистическая лексика и фразеология. Однако некоторыми учеными, например Е.Ф. Петрищевой в книге «Стилистические исследования», высказывается мнение об отсутствии таковой; напротив, Г.Я. Солганик убедительно доказал существование лексики, характерной для публицисти ческогостиля, ее системный характер (см.: Лексика газеты. М., 1981; Он же. Практическая стилистика русского языка. М., 2006). Действительно, в связи со значительно возросшей в последние десятилетия ролью таких видов массовой коммуникации, как газета, радио, телевидение, они оказывают все большее влияние на язык других сфер общения. «Газетно-публицистический стиль — один из самых влиятельных в современном литератур ном языке». Многие из средств коммуникации этого стиля «буквально входят в каждый дом, воздействуя на умы и чувства людей: информируют, пропагандируют, агитируют, формируют общественное мнение, языковые вкусы и нормы» (Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. М., 2006. С.63). Происходит некоторое стирание граней между стилями.

Тем не менее язык публицистики сохраняет определенные отличия: в нем выделяется особая публицистическая лексика, стилистическая окраска которой ощущается говорящими. Эта лексика формируется в политической сфере общения и имеет в ней высокую частоту употребления. Традиционно публицистическими словами, например, счита ются: нигилист, маниловщина, обломовщина, администрирование, мракобес, пенкосниматель, экзекуция и др. Все это слова, сопровождающиеся в то же время экспрессивно-эмоциональной окраской.

К публицистической лексике относятся две группы слов. В первую входят специальная публицистическая терминология, в том числе газетная: интервью, репортаж, информировать, хроника, корреспонденция, заметка, комментатор, обозреватель и т.п. — и общественно-политические термины, широко употребительные в газете: дискриминация, сегрегация, геноцид, неофашист, агрессия, акция, ратификации и т.п. Первый разряд слов этой группы не обладает дополнительной экспрессивно эмоциональной окраской, второму она отчасти свойственна. Вторую группу составляют ярко оценочные и потому эмоциональ но окрашенные слова — не термины: изуверский, плутократия, пресловутый и т.п. Есть здесь слова без особо ярко выраженной сопутствующей эмоциональной окраски: климат (обстановка), микроклимат, ультра и т.п. Для всех этих слов характерно то, что они обладают высокой частотой повторяемости в публици стической литературе, а употребление их в других сферах при дает речи публицистичность.

Индивидуальный, авторский стиль

Идиостиль — это индивидуальный авторский стиль писателя или поэта; специфика речи художественных произведений; предмет изучения стилистики.

Первые исследования идиостиля связаны с именами Ю. Н. Тынянова, Ю. Н. Караулова и В. В. Виноградова, которые в середине XX века занимались изучением языковой личности. В частности, В. В. Виноградов ввёл термин «языковая личность», а Ю. Н. Караулову принадлежит идея о её делении на уровни: вербально-семантический, когнитивный, мотивационный — и дальнейшем комплексном анализе идиостиля на основе анализа этих отдельных уровней. Сегодня это быстро развивающееся направление науки, исследования которого вызывают интерес не только у ученых-специалистов, но и у простых читателей. Понятие идиостиля тесно связано с понятием концепта, поскольку, анализируя стиль писателя, автор обращает внимание на ключевые понятия, которые встречаются в его текстах. Исследованиями в данной области занимаются многие ученые, в числе которых О. И. Десюкевич, И. И. Бабенко и другие.

На практике данный термин используется применительно к художественным произведениям (как прозаическим, так и поэтическим); применительно к текстам, не относящимся к изящной словесности, в последнее десятилетие стал использоваться отчасти близкий, но далеко не тождественный термин «дискурс» в одном из его пониманий.

Термин «идиостиль» соотносим также с термином «идиолект». В теории художественной литературы различие между ними в общем виде состоит в следующем. Под идиолектом определенного автора понимается вся совокупность созданных им текстов в исходной хронологической последовательности (или последовательности, санкционированной самим автором, если тексты подвергались переработке). Под идиостилем же понимается совокупность глубинных текстопорождающих доминант и констант определенного автора, которые определили появление этих текстов именно в такой последовательности.

Индивидуальность автора проявляется, как и утверждал М. М. Бахтин:

а) в выборе темы, содержательном компоненте,
б) в отборе языковых средств,
в) в композиции произведения.

Хотя всё это не так просто: особенности авторского стиля писателя изучаются филологами и литературоведами, психологам и философами. Вместе с тем существуют, несомненно, общие черты жанра, позволяющие сказать: это — роман, это — новелла, а это — лирическое стихотворение. Жанр — это совокупность речевых произведений, обладающих единством общих признаков и индивидуальных особенностей авторского стиля.

В настоящее время взгляды на то, что такое идиостиль, варьируют очень широко. Так, Вяч.Вс.Ивановым высказывалось мнение, что 20 в. характеризуется развитием «семиотических игр», ведущих в результате к появлению у одной творческой личности нескольких языков. Подобный взгляд на идиостиль оспаривался С.И.Гиндиным, утверждавшим, что за широким «диапазоном речевых перевоплощений» творческой индивидуальности всегда можно увидеть «структурообразующий стержень творчества», в чем усматривается характерная черта русской поэтической традиции и ее представителей, «дорожащих своей индивидуальностью».

Среди многообразия точек зрения на соотношение таких понятий, как поэтический язык, поэтический текст, поэтический идиостиль и идиолект, можно выделить два основных подхода.

Первый состоит в том, что идиолект и идиостиль считаются соотносящимися между собой как поверхностная и глубинная структуры в описаниях типа «Смысл 1007657 image002 Текст» или же образующими триаду «Тема 1007657 image002 Приемы выразительности 1007657 image002 Текст» (А.К.Жолковский, Ю.К.Щеглов). Представленное на поверхности множество связанных между собой языковых факторов, составляющих идиолект, уходит функциональными корнями в «языковую память» и «генетику лингвистического мышления» автора и в результате оказывается сводимым к иерархической системе инвариантов, организующих так называемый «поэтический мир» автора. По В.П.Григорьеву, «описание идиостиля должно быть устремлено к выявлению глубинной семантической и категориальной связности его элементов, воплощающих в языке творческий путь поэта, к сущности его явной и неявной рефлексии над языком». Объединяющую все описание характеристику языковой личности поэта Григорьев называет «образом автора идиостиля» по естественной аналогии с идеями В.В.Виноградова и М.М.Бахтина. При этом в описании выделяется не только направление «идиолект – идиостиль», имеющее свою систему правил перехода, но и направления «текст – идиолект» и «язык – идиолект».

Вторая тенденция развития научной мысли выражается в предпочтении функционально-доминантного подхода при целостном описании идиостиля. Основы данного подхода были заложены в трудах Ю.Н.Тынянова, а также Л.С.Выготского. В работах С.Т.Золяна, развивающих этот подход, доминанта понимается как «фактор текста и характеристика стиля, изменяющая обычные функциональные отношения между элементами и единицами текста. <…> Предполагается, что поэтический идиолект может быть описан как система связанных между собой доминант и их функциональных областей».

Однако изучение проблемы «литературного билингвизма» (поэзии и прозы одного автора, например, Б.Пастернака, О.Мандельштама, М.Цветаевой и др.), а также феномена «авторского перевода» (например, с русского языка на английский и с английского на русский у В.Набокова) говорит о необходимости построения более общей модели идиостиля.

Не все жанры предполагают наличие индивидуальных стилистических особенностей. Невозможно предствить, что эти особенности вдруг проявятся, например, в официально-деловых документах, требующих строгой стандартизации. Эти документы как раз предполагают полное отсутствие индивидуального, так как сами речевые высказывания создаются как бы от имени государства и государственных структур, а не от имени отдельных лиц. Даже если это речевое произведение произносится и пишется от имени конкретного лица, то имеется в виду не сам человек как личность, а его государственная должность: ежегодное послание президента Думе не есть размышления лично гражданина Ельцина Б. Н. или гражданина Путина В. В. о задачах и проблемах, а есть размышление главы государства, о способах реализации которых необходимо задуматься.

Один из главных вопросов лингвистического изучения стиля писателя — это вопрос о соотношении языковых средств, используемых им, с национальным языком на данном этапе его развития. В основе изучения стиля автора лежит исследование языка литературного произведения — выяснение той общеязыковой закономерности, которая проявляется при использовании конкретного средства языка, взятого писателем в связи с другими языковыми средствами, в системе определенного литературного стиля (индивидуально-художественного стиля или стиля целого литературного течения). Комплексное литературно-лингвистическое изучение языка художественных произведений, вернее, стиля писателя или литературной школы имеет целью выяснение своеобразия и закономерности в сочетании языковых средств, образующих систему стиля писателя или школы как целого.

Как мы видим, между языком с его стилистическими средствами, понимаемыми как наличие или возможность определенных сочетаний и взаимоотношений элементов, с одной стороны, и его использованием в творчестве писателя — с другой, возникает интенсивная взаимосвязь. Писатель не только пользуется богатством языка, но и сам обогащает его новыми формами применения тех средств, какие ему дает язык; эти новые формы становятся (или могут стать впоследствии) общим достоянием, которым будут пользоваться носители данного языка.

calendar27.03.2016, 8473 просмотра.

  • Темы сочинений после бала 8 класс
  • Темы сочинений рассуждений 8 класс по русскому языку фгос
  • Темы сочинений по творчеству фета и тютчева 10 класс
  • Темы сочинений по творчеству островского 10 класс
  • Темы сочинений по творчеству пушкина 7 класс станционный смотритель