Темы сочинений после бала 8 класс

Сочиненияпо литературетолстой леврассуждение по рассказу толстого после балалев толстой 1828 1910гг. написал рассказ после бала в 1903 году, но
  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Рассуждение по рассказу Толстого После бала

Лев Толстой (1828 – 1910гг.) написал рассказ «После бала» в 1903 году, но первое издание было в 1911 году. Рассказ основан на реальных событиях.

В своем небольшом рассказе автор раскрывает три «вечные темы»: тема «отцы и дети», темы «любви» и тема «добра и зла».

Тема «отцов и детей» представлена кратко, хотя автор и хотел сначала назвать рассказ «дочь и отец». В произведении нет вражды отцов и детей, скорее наоборот, любовь и уважение. Толстой очень нежно описывает, как героиня рассказа Варя танцует на балу с отцом и как в конце танца отец целует ее в лоб. Но автор раскрывает другую сторону темы: как поступки родителей влияют на судьбу детей. Описывая отца Вари на балу, в начале рассказа, Толстой создает образ статного военного в возрасте, обладающего нежным сердцем. Но в конце произведения, автор меняет свое отношение и отношение читателя к этому военному, а все из-за одного случая, который разбивает рассказ на две части: до наказания татарина и после. Во второй части Толстой уже пишет о полковнике как о жестоком человеке и никак не может найти оправдания его действиям. Этот случай и становится роковым для главного героя, Ивана Васильевича, от имени которого идет повествование. Из-за этого поступка полковника и его жестокости, рассказчик не смог больше любить его дочь.

Тема «любви» раскрывается как второстепенная, хотя и занимает большую часть произведения. Любовь Ивана Васильевича к Варе хорошо описана в первой части рассказа, она становится толчком для совершения поступков со стороны главного героя, но до наступления переломного момента. После, эта тема почти уходит из рассказа и остается только как напоминание, что любовь пошла на убыль.

А вот тема «добра и зла», тема «рокового случая» стала в рассказе основной. С этого и начинается повествование, Иван Васильевич рассуждает, что случай может помочь человеку понять что хорошо, а что плохо и изменить принятые ранее решения. Иван Васильевич рассказывает о любви, которая с ним случилась, о любви чистой, искренней и, скорее всего, взаимной. Эта любовь выступает в качестве «добра» в рассказе. Но случается переломный момент, в котором сконцентрировано все зло и жестокость произведения. В итоге «зло» побеждает. Рассказчик делает свой выбор не в сторону любви, а в сторону отказа от нее. И дает заключение, что не случись этого события, возможно, все в его жизни сложилось по-другому: возможно, женился на Варе, поступил на военную службу. И хотя его слушатели его поддерживали, у Ивана Васильевича все же была искренняя досада. Один роковой случай в жизни, порой меняет все ее направление.

Сочинение №2

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой демонстрирует нам насколько может измениться жизнь человека всего лишь за одно единственное утро.

В первой части рассказа мы знакомимся с Иваном Васильевичем, которого «все очень любят и уважают». Он достаточно подробно повествует о своей жизни, и, самое главное внимание в его рассказе уделяться его любимой – Вареньке Б. Иван Васильевич буквально околдован юной красавицей. Ей всего лишь восемнадцать лет, она обаятельна и мила, обладает горящими глазами и вечно веселой улыбкой.

Во второй части рассказа Л.Н. Толстой отправляет читателей на бал. Иван Васильевич все сильнее влюбляется в красавицу Варю, в нем кипит страсть, он готов полюбить весь мир и поделиться с каждым частичкой своих чувств. Ничто не способно отвлечь Ивана Васильевича от его объекта обожания. А когда Варенька начинает танцевать с полковником, он и вовсе приходит в ошарашенное состояние, причем все гости начинают чувствовать нечто похожее. Во время танца каждый видит, насколько же красива девушка, как много в ней грации и стройности линий. Девушка прекрасна, а Иван Васильевич все больше и больше уверяется в своей любви. Вскоре Иван Васильевич возвращается домой, и начинает метаться из угла в угол, не зная чем себя отвлечь от любви. Вдруг он понимает, что должен быть рядом с Варей и отправляется к ней домой.

Но, придя в дом к полковнику и его дочери, Иван Васильевич видит жестокую картину. Он видит, как полковник изуверский избивает солдата. И это уже вовсе не тот благородный старый вояка, которого видел на балу наш герой. Это настоящий варвар, изувер, изверг! Мир Ивана Васильевича переворачивается с ног на голову, он находится в шоке от таких действий отца своей любимой. Молодой человек не был никаким образом связан с армией, но в скором времени желал связать свою жизнь с воинским делом. Но теперь, видя такие метаморфозы полковника, он уже и не верит, что у него были такие мысли. Любовь к Варе исчезает в мгновение. В ее лице он видит ее отца-подонка. Идеал Ивана Васильевича разрушен в прах, мечты растоптаны, те чувства, которые он испытывал буквально недавно, сошли на нет. Варенька становится лишь досадным воспоминанием, и Иван Васильевич уже никогда не пойдем служить в армию, в которой главенствуют такие вот полковники.

Прототипом Ивана Васильевича стал родной брат Льва Николаевича – Сергей. Рассказ также основан на реальных событиях. Произведение было написано именно для брата, которому Лев Николаевич таким образом сумел доказать его правоту в данной ситуации. Не встреть он полковника и бедного солдата, кто знает, как бы повернулась жизнь Сергея, возможно, ему пришлось бы долгие годы жить рядом с таким чудовищным человеком.

Популярные сочинения

  • Примеры милосердия из жизни
    К сожалению, в нашем мире не каждый способен проявить милосердие. Войны вспыхивают в разных уголках земли, властвует жестокость. Сердца человечества очерствляются с каждым новым поколением.
  • Тарас Бульба — патриот русской земли сочинение для 6, 7 класса
    Николай Васильевич Гоголь посвятил свое произведение «Тарас Бульба» временам, когда на Руси жили славные казаки. Писатель не случайно посвятил им одно из самых лучших своих произведений
  • Сочинение Становление личности Петра Гринева (8 класс)
    В центре повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Капитанская дочка» находится выдуманный персонаж, в котором автор филигранно соединяет положительные и отрицательные качества.

Вариант 3

В основе рассказа, написанного Львом Николаевичем Толстым, лежат события, пережитые его братом Сергеем. Впоследствии образовавшийся рассказ был подготовлен и отправлен в сборник Шолом-Алейхема, создающийся в поддержку евреям, пострадавшим во время кишинёвского погрома. Любовь, от которой отрекся герой данного произведения, имеет особенный смысл, как отречение от формальной веры, значение коей было для Толстого подорвано, после трагедии, произошедшей в так называемый «чистый понедельник». Именно в этот день состоялась расправа с евреями, развеявшая представление о христианском обществе, как о милосердном и благородном. Это жестокая христианская проповедь преподносится внимательному читателю в форме шпицрутенов, которыми наказывается инакомыслящий татарин, отказавшийся подчиниться и решившийся на неудачный побег.

Юный Иван Васильевич влюбился так сильно в первый раз во всю жизнь. Протанцевав с Варей далеко не один раз, а в конце, получив от любимой девушки, помимо пера из ее веера, еще и перчатку, показавшую крайнее расположение Вареньки, он оказался на вершине своего счастья и впал в то добродушное умиление, свойственное практически каждому влюбленному. В памяти его запечатлелась еще одна умилительная картина: ее любезный отец носит старинные опойковые сапоги, что легко позволяет понять, с какой заботой он относится к своей дочери, отказывая себе в комфорте, чтобы обеспечить дочь самым лучшим. Это лучше всего демонстрирует его, как доброго и нежного отца семейства.

В счастливом упоении и, вероятно, мечтая о скорейшей женитьбе, он не мог и представить, как скоро его грезы развеются о настоящую жестокость, проявленную отцом Вареньки и не дающую ему и дальше забываться в сладком любовном наслаждении, постоянно являющейся ему в воспоминаниях, как только он решается приблизиться к некогда любимой. Татарин, пробегающий под грудою ударов, сыплющихся ему от недавних товарищей, рука в замшевой перчатке, бьющей офицера лишь за то одно, что он ударил не в полную силу и слова: «Братцы, помилосердствуйте», вклинились ему в память так, что уже и нельзя было позабыть. Это и послужило причиной, изменившей его дальнейшую жизнь, не дававшей ему найти свое место на службе и заставившей его отречься от драгоценного чувства.

Правильно ли поступил Иван Васильевич, позволив случайно увиденной сцене изменить всю его жизнь и отворотить его от недавней любви? Я считаю, что да, иначе нельзя было бы прожить по-настоящему счастливую семейную жизнь, осознавая, что отец твоей невесты монстр, терпеть которого ты будешь до самой смерти

Сочинение по рассказу Толстого После бала 8 класс

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Толстой После бала

Почему рассказ Л.Н.Толстого называется «После бала», а не «Бал»?

Название произведения указывает на главный смысловой акцент и привлекает внимание читателя к кульминационным событиям. Композиция рассказа проста: он разделен на две части, которые отличаются эмоциональной окраской. Контрастное восприятие происходящего возникает у читателя вслед за главным героем, от лица которого ведется повествование. Рассказ показывает, как один короткий эпизод способен изменить впечатление о человеке и раскрыть глаза на его истинную сущность.

Первая часть посвящена балу – это праздник в честь завершения недели Масленицы. Главный герой молодой человек по имени Иван Васильевич полон радужных надежд на будущее и склонен видеть окружающую действительность в розовом свете. Жизнь кажется ему прекрасной: на балу он танцует с Варенькой Б., в которую влюблен, это чувство окрыляет его. Любимая девушка кажется ему самым возвышенным и прекрасным существом на свете, в лучах ее очарования все люди кажутся лучше, чем они есть на самом деле.

На балу Иван Васильевич впервые видит отца Вареньки, полковника Б. Тот производит впечатление благородного человека полного чувства собственного достоинства, рассказчик видит его «седым стройны стариком» и мгновенно преисполняется глубокого уважения. Такое восприятие продиктовано исключительно чувствами к Вареньке, однако в тот момент главный герой этого не осознает. Хотя верно подмечает типаж: «он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».

Под конец бала рассказчик наблюдает трогательную сцену семейной любви – танец полковника Б. с дочерью. От Ивана Васильевича не скрылось, сколько любви и нежности светилось в глазах старого служаки, когда он смотрел на Вареньку, как отец гордится своей прекрасной дочерью. Этот эпизод еще больше расположил героя к старому полковнику. На этом завершается бал.

Вторая часть рисует перед читателем рассвет и дорогу рассказчика домой после бала. Наш герой все также счастлив и расслаблен, он влюблен и потому любит весь мир, ничто, кажется, не способно омрачить его настроение. Иван Васильевич отправляется домой пешком, и по пути становится свидетелем отвратительной сцены, которая кардинально меняет его отношение к полковнику и заставляет серьезно задуматься о жизни и о человеческих характерах.

Итак, проходя мимо плаца главный герой видит, как наказывают беглого татарина: солдаты с дубинками выстроены в две шеренги, между ними должны провести наказуемого. Казнью руководит полковник Б., тот самый благородный старец преисполненный собственного достоинства. То, что пришлось увидеть Ивану Васильевичу, поражает молодого человека до глубины души. В отце его возлюбленной Вареньки не осталось ничего из того положительного портрета, который рассказчик нарисовал себе на балу.

Теперь это хладнокровный мучитель, он не просто исполняет приказ, но следит за тем, чтобы солдаты приводили приговор в исполнение добросовестно. Автор намеренно сгущает краски, упоминая, что спина татарина походила на «окровавленный кусок сырого мяса».

Особенно неприятно рассказчику становится в момент, когда полковник Б. напускается на одного из солдат, намеренно или случайно пожалевшего осужденного. Палка опустилась на израненную спину с недостаточной силой, и полковник наказывает солдата, проявившего жалость и смягчившего удар.

Ситуация усугубляется тем что все происходит в день после Масленицы, то есть первый день Великого поста, времени, когда все верующие люди должны особенно пристально следить за чистотой свих помыслов и дел. Именно в этот день полковник Б. руководит жестокой казнью и делает это с особенным рвением.

Увиденное глубоко поразило Ивана Васильевича. Как прежде очарование Вареньки придавало благородства ее отцу, так теперь впечатление от отца-чудовища отбросило тень на девушку, и чувство рассказчика к ней постепенно угасло. Еще в то памятное утро герой принимает решение «никогда и нигде не служить» — так Л.Н. Толстой подводит читателя к идее деструктивной роли государственной машины.

Так одно утро не просто меняет отношение молодого человека к конкретным людям, но заставляет задуматься о важных жизненных вопросах. Его всерьез волнуют проблемы нравственности и личной ответственности за свои поступки, меняется взгляд на окружающую действительность и на собственную жизнь.

8 класс

Другие: ← Будущее России↑ По литературеОбраз Евгения Онегина →

Толстой После бала
Сейчас читают:

  • Сочинение Подготовка к Новому году Еще с самого детства, Новый год, мой самый любимый праздник, так как это самое волшебное время, когда могут сбываются самые заветные желания, а это всегда кажется невероятным и волшебным действием, которого ты всегда ждешь.
  • Сочинение на тему Любовь к животным
    Человек живет в мире, который существует параллельно с миром, который нам еще не очень то и знаком, так как в этом мире существуют свои, особенные правила, которые нам простым людям не понятны. Мир животных, это особенная система
  • Поэма Мцыри как романтическое произведение сочинение
    Поэма – одна из любимых форм произведений М.Ю.Лермонтова. На пике расцвета своего творческого потенциала поэт написал романтическую поэму «Мцыри». Произведение «Мцыри» можно считать романтической поэмой по нескольким признакам.
  • Сочинение на тему Звуки осени 7 класс
    В нашей жизненной суете мы очень редко прислушиваемся к природе. Выходя в город, только и слышно шум машин, серены и разговоры людей. Складывается ощущение, что ты находишься в огромном изолированном улике. И это все не
  • Роль художественной детали в рассказах Чехова
    Антон Павлович Чехов особое внимание в своем творчестве отдавал малой прозе — рассказам. Для такого литературного жанра характерно быстрое развитие событий и сравнительно небольшой объем содержания. Поэтому использование в тексте подробных
  • Сочинение по картине Кипренского Портрет Н.В. Кочубей
    Портретная техника – одна из сложных техник в живописи. Автору необходимо передать помимо внешних качеств человека еще его и внутренний мир, темперамент, настроение. Одним из таких знаменитых русских художников

Л.Н.Толстой «После бала» Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – прогнания сквозь строй. Но рассказ После бала выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

slide 2

История создания рассказа. Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого Сергеем. «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала»

slide 3

1. Как вы думаете, почему этот случай так повлиял на чувства брата Л.Н.Толстого? 2. Почему, на ваш взгляд, писатель обратился к этому эпизоду из жизни брата спустя пятьдесят с лишним лет? 1. Возможно, он впервые столкнулся с настоящей жестокостью в жизни. 2. На закате жизни происходит осмысление всего того, что произошло. Прожив долгую жизнь, Толстой увидел, что казалось бы единичный случай, произошедший с братом в молодости, очень показателен: люди, совершая насилие, не задумываются о последствиях. И поэтому писатель, увидев много насилия в жизни, вновь обращается к этой теме в поздний период творчества.

slide 4

Особенности жанра. Жанр – разновидность, тип повествования. Жанры бывают: -эпическими (роман, повесть, рассказ, сказка и др.); — лирическими (стихотворения, элегия, сонет, послание и др.); — лиро-эпическими (поэма, баллада); — драматическими (комедия, трагедия, драма, водевиль и др.)

slide 5


slide 6


slide 7

Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала Слова и выражения, употребляемые в сцене описания наказания солдата Слова, обозначающие цвет Слова, обозначающие звуки музыки Слова, обозначающие чувства Слова, обозначающие действия, движения

slide 8

Какой принцип использует Л.Н.Толстой для построения своего рассказа? Рассказ Л.Н.Толстого «После бала» строится по принципу контраста (антитезы, противопоставления): сцена бала, музыка, чувства, испытываемые героем на балу, контрастируют с тем, что услышал, увидел Иван Васильевич после бала.

slide 9


slide 10

Анализ литературного героя. Литературный герой – художественный образ, персонаж, созданный воображением писателя. 1. Назовите героев рассказа Л.Н.Толстого «После бала» 2. Образ полковника: -описание внешности, портрет; -характер; -поступки, поведение героя на балу и в сцене избиения солдата; 3. В чем особенность характера полковника?

slide 11


slide 12


slide 13

1. О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать»? 2. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? 1. Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречат нравственным представлениям Ивана Васильевича. 2. Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу.

slide 14

По Толстому, «нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Ели человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы».

slide 15

Список используемых источников %E9 Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 класс /учебник-хрестоматия/. Москва «Дрофа», 2000 Б.И.Турьянская. Литература 8 класс. Урок за уроком. Москва «Русское слово», 2001 Н.А.Миронова. Тематическое и поурочное планирование 8 класс. Москва «Просвещение», 2003

slide 16

Разделы:


Литература

Цели и задачи урока:


  • рассмотреть сюжет и композицию рассказа;
  • дать представление о контрасте как
    художественном приёме, на котором строится
    рассказ;
  • определить социально-нравственные проблемы
    рассказа.

1. Замысел произведения:

А) подсказан писателю кем-то; Б) придуман
Толстым; В) реальное событие, произошедшее с
родственником Толстого.

2. Жанр произведения:

А) очерк; Б) повесть; В) рассказ.

3. Из скольких сюжетных элементов состоит
композиция произведения:

А) два;

В) четыре.

4. Каков тип композиции рассказа:

А) Повествование от 3 лица; Б) Рассказ в рассказе;
В) Последовательное авторское изложение
материала.

5. Как можно охарактеризовать смысл заглавия
рассказа?

А) важность судьбы героя после бала;

Б) важность утра, следующего за балом;

В) особое значение сцены расправы с солдатом.

6. Тема произведения:

А) рассказ о полковнике;

Б) показ николаевской эпохи;

В) повествование о любви Ивана Васильевича.

7. Произведение заставляет задуматься о:

А) личной ответственности человека за жизнь
общества;

Б) судьбе полковника;

В) любви Ивана Васильевича.

Слайд 15: После бала.

Новый материал:

Слово учителя:

Каждый писатель, обдумывая композицию
произведения и избирая определенный способ
повествования, стремится к тому, чтобы наиболее
полно воплотить в произведении свои мысли,
чувства, переживания, передать свое видение
жизни, воссоздать правду жизни, правду
характеров, и воссоздать так, чтобы заставить
задуматься читателя. Поэтому каждый писатель
по-разному строит произведения, по-разному
располагает картины, сцены и эпизоды, по-разному
организует сюжет.

Перекличку скольких эпох охватывает
произведение?

(трех: 40-е 19 века, 1900-е годы и наше время)

Какие события изображены в рассказе?

Бал у губернаторского предводителя

Сцена наказания солдата.

Бал и наказание — в каком соотношении
находятся эти слова? (Резкая противоположность.)
И такая резкая противоположность называется контрастом

.
(Словарная работа, определение записывается в
тетрадь.)

Этот композиционный приём использует Толстой в
рассказе. Cлайд 20

В каких ещё произведениях мы встречали прием
контраста?

(«Капитанская дочка», «Тарас Бульба»)

Давайте перенесемся в 19 век.

Звучит мазурка (Излюбленный польский танец.
Веселый, задорный, как бы символизирующий
военную удаль. Танцевали её на балах. В 19 веке
мазурка стала одним из самых популярных бальных
танцев.

Выступление 1 ученицы:

Бал — настоящая находка
Для юных франтов и для дам,
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет отец её на бал.
Ф. Кони

Балы в России стали проводиться по указу Петра 1
с 1718 года.

Они назывались ассамблеями и давались по
очереди всеми придворными. На ассамблеях вели
деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в
шахматы и шашки. Балы в 19 веке были излюбленным
развлечением публики — как великосветской, так и
мещанской.

Теперь рассмотрим сцену балла, изображенную
Толстым. Cлайд 22

Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее
героя рассказа воспринимается «с восторженным
умилением»?

Герой влюблен, он очарован праздничной
атмосферой званого ужина, близостью любимой
девушки, ощущением счастья, молодости и красоты.

Выступление 2 ученика:

Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы
19века, время царствования Николая I. Ещё прочным
было тогда дворянско-крепостническое
государство. В войсках свирепствовала палочная
дисциплина, и солдат за любую провинность секли
плетьми или прогоняли «сквозь строй», когда
под барабанную дробь наказуемого тащили между
рядов солдат и каждый обязан был ударить
шпицрутинами по голому телу. Человека нередко
забивали насмерть.

Из публицистических сочинений Л.Толстого мы
узнаем, что:

«Солдат- бранное слово в устах нашего народа,
солдат — существо, движимое одними телесными
страданиями.

Солдат — существо грубое, грубеющее ещё
более в сфере лишений, трудов и отсутствия
оснований образования, знания образа правления,
причин войны и всех чувств человека.

Наказание солдата за малейший проступок есть
мучительная смерть, высшая награда — отличие,
дающее ему право, присущее человеку, — быть не
битым по произволу каждого.

Вот кто защитник нашего Отечества.»

Поэтому можно сделать вывод, что сцена
наказания, изображенная Толстым, была привычным
явлением для николаевской России.

Cлайд 24, Cлайд 25

Понаблюдаем над языковыми средствами. Cлайд
26, Cлайд 27

Работа по группам в парах (листочки)

Цель: выбрать из сцен бала и наказания языковые
средства, с помощью которых писатель
противопоставляет эти картины.

Вывод: мы наглядно увидели, что все
произведение построено на контрасте. Это, к
сожалению, дает нам право сделать вывод о
социальной несправедливости, жестокости
николаевской России.

Запись в тетрадь вывода.

Контрастное изображение героев, их
психологическое состояние, обстановки, в которой
они действуют, позволяет писателю выявить
существо их характеров и то же время обнажить
социальные противоречия в царской России.

Чтобы понять душевные муки рассказчика, надо
сравнить одну из первых редакций и последнюю
редакцию концовки рассказа. Сравните и ответьте
на вопрос: Почему Толстой изменил историю жизни
Ивана Васильевича?
Cлайд 30

Теперь, я думаю, самое время определить идею
произведения.

Слайд 31, Cлайд 32, Cлайд 33, Cлайд 34, Cлайд 35

Толстой в рассказе не только показывает злые и
добрые начала в человеке, не только осуждает
жестокость, но и разоблачает социальную
несправедливость, искажающую натуру человека,
имеющего ложные, искаженные понятия о долге,
чести, достоинстве, а также срывает маску покровы
с действительности николаевской России.
Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних,
бесправие, угнетение, попрание человеческого
достоинства других — вот истинное «лицо»
русской действительности.

Писатель заставляет нас, читателей, задуматься
над проблемой ответственности человека за все,
что происходит.

Домашнее задание: Написать
сочинение-рассуждение на тему:

«Что такое честь, долг, совесть в моем
понимании».

Тезисный план:

  1. Определения понятий (словарь)
  2. Связь этих понятий.
  3. Примеры из литературы.
  4. Примеры из собственной жизни (жизни
    родственников).
  5. Не устарели ли эти понятия.

Л.Н. Толстой. Биография.

Рассказ «После бала».

(8 класс)

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ ».

img1

Цели урока:

  • расширить представление учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстова;
  • рассмотреть сюжет и композицию произведения;
  • дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится произведение;
  • определить социально-нравственные проблемы данного произведения.

img2

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Добрый день!

img3

Лев Николаевич Толстой

в юности,

зрелости,

старости

img4

Родился Лев Николаевич Толстой (28 августа) 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии, в дворянской семье

Ясная Поляна.

Здесь прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей сестры, здесь писатель прожил большую часть своей жизни.

img5

Княжна Мария Николаевна Волконская(1790-1830).Мать Л.Толстого.

  • Матери своей я совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась… всё, что я знаю о ней, всё прекрасно…
  • Л.Толстой «Воспоминания»

img6

Граф Николай Ильич Толстой(1795-1837).Отец Л. Толстого.

  • Первое место…занимает, хотя и не по влиянию на меня, но по моему чувству к нему,… мой отец.

Л.Толстой «Воспоминания»

img7

Когда Лёвушке было 2 года, умерла мать. Самым близким человеком стала дальняя родственница бабушки Пелагеи Николаевны, Татьяна Александровна Ергольская.

img8

Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

img9

Отрочество и юность

  • Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань.
  • Два с половиной года он готовился к поступлению в университет.

img10

УЧЁБА

В1844 году Л.Толстой поступает в Казанский Университет. Год он посещает занятия на философском факультете (отделение арабско-турецкой словесности) и два года на юридическом.

В 1847 году Л.Н.Толстой оставил Университет.

img11

Кавказ

  • В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Николаевич Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).

img12
img13

Стела в память участника обороны Севастополя 1854-1855 гг. Л. Н. Толстого

у четвёртого бастиона

Л. Н. Толстой

Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856), в повести «Казаки» (1852-1863).

На Кавказе была завершена повесть «Детство» и в 1852 г. напечатана в журнале «Современник».

img14

Литературная деятельность первой половины 1850-х гг.

1852 год – повесть «Детство», напечатана в «Современнике», позднее в нём опубликованы «Отрочество» (1854) и

«Юность»(1856).

В 1855 году Л.Толстой закончил работу над «Севастопольскими рассказами»

img15

Педагогическая деятельность

Ещё в 1849 году Л.Н.Толстой начал занятия с крестьянскими детьми.

В 1859 году открыл в Ясной Поляне школу.

В 1872 году Л.Толстой написал «Азбуку», которая при жизни писателя издавалась 28 раз.

img16

Л.Н. Толстой открыл
26 народных школ,
где обучалось 9 000 ребят.

img17

Он издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» в 1862 году и писал поучительные сказки и рассказы для детей.

Л. Н. Толстой с детьми крестьян Ясной Поляны.

Фотография 1908 года

img18

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА БЕРС

В 1862 году

Л. Толстой женился на дочери врача.

img19

«С семьей граф Л. Н. Толстой не любил расставаться ни на один день, всегда сетовал на неотложные поездки и торопился как можно скорее вернуться домой».

За 17 лет супружества у них родилось 13 детей.

Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год

img20

Поздней осенью 1910 г. 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность следила вся Россия.

В ожидании известий о состоянии здоровья писателя

Общий вид станции Астапово.

img21

Счастье всего человечества

не стоит слезы одного

обиженного ребёнка.

Л.Н.Толстой

img22
img23
img24

Севастопольские

рассказы

img25
img26

Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом

Л.Н.Толстого «После бала».

img27

История создания рассказа

Л. Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году, когда ему было далеко за 70 лет.

Рассказ впервые был напечатан в посмертном собрании сочинений Толстого.

В рассказе описаны 40-ые годы XIX -го века.

Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин», написанной ещё в 1886 году (статья была запрещена в России).

В основу рассказа легла история, произошедшая с братом писателя — Сергеем Николаевичем.

img28

История создания рассказа

Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя — Сергеем Николаевичем.

img29

Рассказ

– это эпический жанр.

Основу рассказа обычно

составляет одно событие или

происшествие, хотя могут быть и более

объемные темы, охватывающие длительные

отрезки времени, даже всю жизнь героя.

Как правило, одна сюжетная линия.

img30

В рассказе выделяются

следующие основные части:

после бала

заключение

набалу

img31

Композиция произведения

В произведении выделяются 4 части:

1) Диалог Ивана Васильевича и компании молодых людей.

2) Сцена бала.

3) Сцена экзекуции.

4) Заканчивается рассказ репликой Ивана Васильевича.

Одной из композиционных особенностей рассказа «После бала» является наличие двух рассказчиков.

img32

В рассказе выделяются

следующие основные части:

после бала

заключение

вступление

на балу

Рассказ, таким образом, заключён в «раму».

Этот композиционный приём называется

«рассказ в рассказе»,

потому что произведение написано писателем так, что обо всех событиях мы узнаём от рассказчика

img33

  • Какие события описаны в рассказе?

бал у губернаторского предводителя

Сцена наказания

img34
img35
img36

Анализ первой части.
«Бал».

Выписать из двух частей

текста ключевые выражения,

обозначающие цвета (1гр.),

звуки (2 гр.),

описание полковника (3 гр),

психологическое состояние героя

(4 гр.).

Отметить, какие языковые

средства использованы.

img37

Анализ первой части «Бал».

  • Варенька в
    белом

    платье, в
    белы

    х перчатках, в
    белых

    башмачках. Белый цвет- олицетворение чистоты, света, радости. Использованы яркие средства выразительности- эпитеты: бал
    чудесный

    , зала
    прекрасная

    ,
    буфет великолепный и

    т.д.
  • Звучала
    изящная

    мазурка,
    задорная

    полька,
    веселый

    кадриль,
    нежный, плавный

    вальс.
  • Отец Вареньки —
    красивый, статный, высокий, свежий,

    с радостной улыбкой

    ; гостей восхищают обаятельность и учтивость полковника. выразительные глаголы: умиляли сапоги, выделывал красивые и быстрые па.
  • Иван Васильевич «обнимал в то время весь мир своей любовью», « был счастлив, блажен, был добр. « Я был не я, какое-то неземное существо, не знающее зла и способное только на добро. Я любил и хозяйку…и ее мужа, и даже инженера Анисимова.»

img38

Анализ второй части.
«Наказание солдата».

img39

«Наказание солдата».

  • Краски резко меняются:пейзаж весеннего утра не радует, сначала в конце поля видно что-то
    большое, черное

    , потом солдаты в
    черных

    мундирах, спина солдата описывается как «что-то пестрое, мокрое,
    красное

    , неестественное». Выразительны глаголы, причастия, деепричастия: « оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат», «сморщенное от страдания лицо», толкали, тянули, всхлипывал, дергаясь всем телом, опрокидываясь назад и т.п.
  • Мелодия неприятная, визгливая, «какая-то другая, жесткая, нехорошая».
  • Полковник шел твердой, подрагивающей походкой, «..сильной рукой бьет по лицу слабого солдата». Средства выразительности-антонимы: спотыкающийся, корчившийся от боли солдат и высокая, статная фигура полковника.
  • Состояние И.В. передается словами «И мне казалось, что меня вот-вот вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища»

img40


На балу:

бал чудесный
, зала прекрасная,
буфет великолепный

Кадрили, вальсы, польки

хозяева бала

добродушный
старичок, богач -хлебосол
,

Варенька

жена его добродушная

в белом
платье, в белых
перчатках, в белых
башмачках, у неё сияющее разрумянившееся
лицо и ласковые милые
глаза

полковник

, с белыми
усами , белыми
бакенбардами, с блестящими
глазами

Иван Васильевич

img41

Экзекуция

— наказание, распространённое в первой половине XIX века в армии во время царствования Николая І. Провинившегося солдата прогоняли сквозь строй, избивая палками или прутьями.

Словарная работа:

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

img42

Экзекуция

(телесное наказание)

:

Что-то
музыка

Много чёрных
людей, в чёрных
мундирах,

наказываемый

Оголённый
по пояс, спина его- что-то

полковник

Высокий
военный, шёл твёрдой
подрагивающей
походкой

Иван Васильевич

Было стыдно
, опустил глаза
, на сердце была почти

img43

Наблюдения над героями

герой

на балу

Иван Васильевич

после бала

Доволен, счастлив, блажен, добр.

Полковник

Красивый, статный, высокий, свежий

, с
белыми

усами
, белыми

бакенбардами,
с блестящими

глазами

Было
стыдно

,
опустил глаза

, на сердце была почти
физическая, доходившая до тошноты, тоска.

Высокий

военный, шёл
твёрдой

подрагивающей

походкой.

Контраст и в системе образов.

img44

бал чудесный
, зала прекрасная,
буфет великолепный

Кадрили, вальсы, польки

экзекуция

звуки

добродушный
старичок, богач -хлебосол
,

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая
музыка

жена его добродушная

хозяева бала

в белом
платье, в белых
перчатках, в белых
башмачках, у неё сияющее разрумянившееся
лицо и ласковые милые
глаза

Неприятная, визгливая мелодия

Варенька-

Красивый, статный, высокий, свежий
, с белыми
усами , белыми
бакенбардами, с блестящими
глазами

Много чёрных
людей, в чёрных
мундирах,

наказуемый

Оголённый
по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Доволен, счастлив, блажен, добр,

Иван Васильевич

Высокий
военный, шёл твёрдой
подрагивающей
походкой

Было стыдно
, опустил глаза
, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

img45

Наблюдение над языковыми средствами

улица

звуки

звуки

хозяева бала

солдаты

Варенька

наказываемый

полковник

полковник

Иван Васильевич

Иван Васильевич

img46

в композиции рассказа

в композиции рассказа

в описаниях

в системе

в системе

в языковых средствах

в языковых средствах

контраст

img47

Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?

img48

Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

img49

«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Молодой человек понял, что он не может изменить мир, но может изменить себя в этом мире. Вот почему он оставил мечты о военной службе.

Иван Васильевич знал и понимал несравнимо больше того, что полковнику просто недоступно. Он был и остался искренним, чистым и светлым человеком.

img50

Контрастное изображение героев,

их психологического состояния,

обстановки,

в которой они действуют,

позволяет писателю

выявить существо их характеров и

то же время обнажить социальные

противоречия в царской России.

ВЫВОД:

img51

Произведение заставляет задуматься о:

А) личной ответственности человека за жизнь общества;

Б) судьбе полковника;

В) любви Ивана Васильевича.

img52

  • Выразил отношение к жестокости обращения с солдатами.

  • Социальной несправедливости: Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование.

  • Проблемы чести, долга, совести.

img53

Викторина по рассказу

С кем танцевала мазурку Варенька?

С инженером Анисимовым

img54

Что осталось у Ивана Васильевича после бала в память о Вареньке?

Её перчатка, пёрышко от её веера.

img55

«В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка.» Что это была за музыка?

Звуки флейты и барабана

img56

Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

Контраста (антитезы)

img57

С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

«Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные »

img58

С каким императором проводится параллель

при описании полковника
?

с Николаем Первым

img59

За что наказывали солдата
?

За побег

img60

За что бил по лицу полковник малорослого слабосильного солдата
?

«.. за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина»

img61

Домашняя работа

  • Прочитать рассказ

Л.Н. Толстого «После бала».

  • Отметить особенности
  • Ответить на вопрос №4 (стр.40 учебника), использовав дополнительную литературу об исторической эпохе

img62

РЕФЛЕКСИЯ


— хорошо усвоил

— отлично усвоил и могу применить на практике

— усвоил хорошо, но

есть вопросы

— многое непонятно.

Контраст как основа композиции
рассказа
Цель урока:
расширить представление учащихся о
творчестве Л.Н.Толстого
познакомить с его взглядами на
ближайшую историю
Задачи:
рассмотреть сюжет и композицию
рассказа
дать представление о контрасте как
художественном приёме, на котором
строится рассказ
Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге
(1884).»Поздний вечер. Комната погружена в полумрак.
Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все
вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может
оторваться от работы, которая составляет главное дело
его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала
доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и
величественного пророка, строгого судью и учителя жизни…
Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет
серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности
мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так
странно сочетающейся с суровостью проповедника».
Из дневника
Л.Н.Толстого 1903г.
18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу,
красавицу, дочь воинского начальника — поляка, танцую
с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет
мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи,
звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и
воинский начальник велит больней бить. (Очень бы
хорошо.)
9 августа.Написал в один день «Дочь и
отец». Не дурно.
20августа.Только нынче кончил сказки, и не три, а две.
Недоволен. Зато “А вы говорите” недурно. Здоровье
все хорошо. Нынче еду в Пирогово. [..]
История создания рассказа
Что же послужило
источником для
создания рассказа?
Известно, что в
основу рассказа
легла история,
которая произошла
со старшим братом
писателя — Сергеем
Николаевичем.
Память
писателя
сохранила
многое
и
запечатлела в этом рассказе. Вместе с
писателем мы переносимся в 40-е годы 19века,
время царствования Николая I. Ещё прочным
было
тогда
дворянско-крепостническое
государство. В войсках свирепствовала палочная
дисциплина, и солдат за любую провинность
секли плетьми или прогоняли «сквозь строй»,
когда под барабанную дробь наказуемого тащили
между рядов солдат и каждый обязан был
ударить
шпицрутинами
по
голому
телу.
Человека нередко забивали насмерть.
Перекличка эпох в рассказе
«После бала»
40-е годы 19в,время
Николая1 (события,
изображённые в
рассказе)
1900-е годы,
время Николая2
(современная
автору эпоха)
21век
(эпоха, в которой
живёт читатель)
Автор подчёркивает
контраст
в
композиции
рассказа
в
языковых
средствах
в
системе
образов
в
описаниях
Контраст
как композиционный приём
В рассказе выделяются
следующие основные части:
вступление
на балу
после
бала
заключение
Рассказ, таким образом, заключён в «раму». Этот
композиционный приём называется «рассказ в
рассказе», потому что произведение написано
писателем так, что о всех событиях мы узнаём от
рассказчика
Наблюдение над языковыми
средствами
На балу:
бал
бал чудесный, зала прекрасная, буфет
великолепный
хозяева
бала
Варенька
добродушный старичок, богач-хлебосол, жена
его добродушная
полковник
Красивый, статный, высокий, свежий, с
белыми усами, белыми бакенбардами, с
блестящими глазами
в белом платье, в белых перчатках, в белых
башмачках, у неё сияющее разрумянившееся
лицо и ласковые милые глаза
Доволен, счастлив, блажен, добр,
Иван
Васильевич
Экзекуция:
улица
Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая
музыка
солдаты
Много чёрных людей, в чёрных мундирах,
наказывае
мый
Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое,
мокрое, красное, неестественное
полковник
Высокий военный, шёл твёрдой
подрагивающей походкой
Было стыдно, опустил глаза, на сердце была
Иван
Васильевич почти физическая, доходившая до тошноты,
тоска
Контраст в системе
образов
Полковник
На какие выводы
о душевных качествах
полковника наталкивают наблюдения над его
отношением к дочери на балу?
Какие качества его натуры проявляются в
сцене на плацу?
В чём корень этих противоречий, по мнению
Толстого?
Иван Васильевич
Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике
своих собеседников?
Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича
сыграл «случай»?
Как характеризует героя его решение не служить в
военной службе и нигде не служить?
Вывод
В чём вы видите критическую силу
рассказа?
В первоначальных редакциях рассказ имел
следующие названия: «Дочь и отец», «А вы
говорите».
Почему
писатель
отдал
предпочтение заглавию «После бала?»
Значение рассказа «После бала»
Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и
наше настоящее. Если мы только перестанем слепить
себе глаза выдуманными государственными пользами и
благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло
жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем
настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма,
рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для
тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью,
прокуроров, жандармов.
Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем
заслонять дел людских прошедшего воображаемыми
пользами для различных фикций, мы поймем то, что
делалось прежде, поймем и то, что делается теперь.
(Л.Н.Толстой. Николай Палкин)

Л.Н. Толстой
Рассказ «После бала»

img user file 56b2a8bdc946c 1

История создания рассказа

Л. Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году, когда ему было далеко за 70 лет.

Рассказ впервые был напечатан в посмертном собрании сочинений Толстого.

В рассказе описаны 40-ые годы XIX -го века.

Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин», написанной ещё в 1886 году (статья была запрещена в России).

В основу рассказа легла история, произошедшая с братом писателя — Сергеем Николаевичем.

img user file 56b2a8bdc946c 2

Из дневника Л.Н. Толстого

18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника — поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить.

img user file 56b2a8bdc946c 3

Композиция произведения

В произведении выделяются 4 части:

1) Диалог Ивана Васильевича и компании молодых людей.

2) Сцена бала.

3) Сцена экзекуции.

4) Заканчивается рассказ репликой Ивана Васильевича.

Одной из композиционных особенностей рассказа «После бала» является наличие двух рассказчиков.

img user file 56b2a8bdc946c 4

Экзекуция
— наказание, распространённое в первой половине XIX века в армии

во время царствования Николая І. Провинившегося солдата прогоняли сквозь строй, избивая палками или прутьями.

img user file 56b2a8bdc946c 5

«Может ли сам по себе человек понять, что хорошо, что дурно, или всё дело в среде?»

Иван Васильевич — пожилой

img user file 56b2a8bdc946c 6
img user file 56b2a8bdc946c 7

НА БАЛУ

ПОСЛЕ БАЛА

действующие лица

цвета, краски

музыка, звуки

настроение

img user file 56b2a8bdc946c 8

Наблюдения над героями

герой

на балу

Иван Васильевич

после бала

Доволен, счастлив, блажен, добр.

Полковник

Красивый, статный, высокий, свежий

, с
белыми

усами
, белыми

бакенбардами,
с блестящими

глазами

Было
стыдно

,
опустил глаза

, на сердце была почти
физическая, доходившая до тошноты, тоска.

Высокий

военный, шёл
твёрдой

подрагивающей

походкой.

Контраст и в системе образов.

img user file 56b2a8bdc946c 9

Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?

img user file 56b2a8bdc946c 10

Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

img user file 56b2a8bdc946c 11

«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Молодой человек понял, что он не может изменить мир, но может изменить себя в этом мире. Вот почему он оставил мечты о военной службе, чувствуя сердцем всю противоестественность установленных правил.

Иван Васильевич знал и понимал несравнимо больше того, что полковнику просто недоступно. Он был и остался искренним, чистым и светлым человеком.

img user file 56b2a8bdc946c 12
img user file 56b2a8bdc946c 13

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите».

  • Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала?»

  • Каким я представляю полковника?

  • Утро, изменившее жизнь.

  • Домашнее задание

img user file 56b2a8bdc946c 14

Викторина по рассказу

С кем танцевала мазурку Варенька?

С инженером Анисимовым

img user file 56b2a8bdc946c 15

Что осталось у Ивана Васильевича после бала в память о Вареньке?

Её перчатка, пёрышко от её веера.

img user file 56b2a8bdc946c 16

«В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка.» Что это была за музыка?

Звуки флейты и барабана

img user file 56b2a8bdc946c 17

Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

Контраста (антитезы)

img user file 56b2a8bdc946c 18

С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

«Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные »

img user file 56b2a8bdc946c 19

С каким императором проводится параллель

при описании полковника
?

с Николаем Первым

img user file 56b2a8bdc946c 20

За что наказывали солдата
?

За побег

img user file 56b2a8bdc946c 21

За что бил по лицу полковник малорослого слабосильного солдата
?

«.. за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина»

  • Темы сочинений рассуждений 8 класс по русскому языку фгос
  • Темы сочинений по творчеству фета и тютчева 10 класс
  • Темы сочинений по творчеству островского 10 класс
  • Темы сочинений по творчеству пушкина 7 класс станционный смотритель
  • Темы сочинений по творчеству некрасова 10 класс