Темы сочинений по творчеству пушкина лермонтова гоголя 10 класс

Приложение 1 примерные темы сочинений по курсу русской литературы xix века союз поэзии и жизни в лирике державина. идеалы державина

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерные темы сочинений по курсу
русской литературы XIX века

  1. Союз поэзии и жизни в лирике Державина.
  2. Идеалы Державина в оде «Фелица».
  3. Героическая история России в творчестве Державина.
  4. Тема жизни и смерти в лирике Жуковского.
  5. Народно-поэтическая основа баллад
    Жуковского.
  6. Жанр элегии в поэзии Жуковского.
  7. Образ моря в лирике Жуковского, Пушкина и Тютчева.
  8. Батюшков — певец земных радостей.
  9. Философские элегии Батюшкова.
  10. Особенности романтических произведений Жуковского
    и Батюшкова.
  11. Мотив
    деревни в творчестве Пушкина.
  12. Роль образов
    русской природы в лирике Пушкина.
  13. Образ
    дороги в лирике Пушкина.
  14. «Печаль
    моя полна тобою…» (по лирике Пушкина).
  15. «Минуты
    вольности святой» в поэзии Пушкина.
  16. Поэт и толпа
    в лирике Пушкина.
  17. Пророческий
    дар поэта в творчестве Пушкина.
  18. «Самостоянье
    человека — залог величия его» (по творчеству
    Пушкина).
  19. «Святому
    братству верен я» (по лирике Пушкина).
  20. Русская
    история в произведениях Пушкина.
  21. Психологические
    мотивы поступков и взаимоотношений героев в романе
    «Евгений Онегин».
  22. Конкретно-историческое
    и общечеловеческое в характерах Татьяны
    и Онегина.
  23. Личность
    Пушкина и образ автора в романе «Евгений
    Онегин».
  24. Философские
    размышления о жизни в лирических отступлениях
    романа «Евгений Онегин».
  25. Композиционная
    роль картин природы в романе «Евгений
    Онегин».
  26. Мои размышления
    об оценке Белинским романа «Евгений Онегин».
  27. «Вечные
    проблемы» бытия в «Маленьких трагедиях»
    Пушкина (на примере 1—2 трагедий).
  28. «Печально
    я гляжу на наше поколенье…»
    (по лирике Лермонтова).
  29. «Мне
    грустно потому, что я тебя люблю…»
    (по поэзии Лермонтова).
  30. Образ
    поэта-пророка в лирике Пушкина
    и Лермонтова.
  31. «Я ищу
    свободы и покоя…» (по лирике
    Лермонтова).
  32. «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ!»
    (по произведениям Лермонтова).
  33. «Странная
    любовь» к Родине в поэзии Лермонтова.
  34. Протест
    Лермонтова «против мнений света».
  35. «Одинок
    я, нет отрады…» (по лирике Лермонтова).
  36. «Из пламя
    и света рожденное слово» поэзии Лермонтова.
  37. Фольклорные
    мотивы в поэзии Лермонтова.
  38. Тема смысла
    жизни в романе «Герой нашего времени».
  39. Роль мужских
    образов романа «Герой нашего времена»
    в раскрытии характера Печорина.
  40. Кавказские
    обычаи в романе «Герой нашего времени».
  41. Любовь
    в жизни Печорина.
  42. Приемы
    психологической характеристики героев в романе
    Лермонтова «Герой нашего времени».
  43. Бэла и Мери
    (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»).
  44. Принципы
    романтизма и реализма в изображении Печорина.
  45. Два лица
    Печорина (по роману «Герой нашего времени»).
  46. «Русь!
    Русь! Вижу тебя…» (по поэме Гоголя
    «Мертвые души»).
  47. Помещичьи
    привычки в поэме Гоголя «Мертвые души».
  48. Манилов
    и Плюшкин.
  49. Чиновничий
    город в изображении Гоголя (по поэме «Мертвые
    души» и пьесе «Ревизор»).
  50. «Русь!
    Куда ж ты несешься?..» (по поэме
    Гоголя «Мертвые души»).
  51. Мастерство
    Гоголя в изображении помещиков и чиновников
    в поэме «Мертвые души».
  52. Русь крестьянская
    в поэме «Мертвые души».
  53. «А на тройке-то —
    прохиндей, шулер!..» (В. Шукшин) (по поэме
    Гоголя «Мертвые души»).
  54. Мотивы
    «Божественной комедии» Данте в «Мертвых
    душах» Гоголя.
  55. В чем
    «решительность» пьесы «Гроза»?
  56. Столпы
    «темного царства» и их двойники
    в пьесе «Гроза».
  57. Истоки
    характера Катерины (по пьесе «Гроза»).
  58. «Хозяева»
    и «жертвы» в пьесе «Гроза».
  59. Можно ли
    считать Кулигина положительным героем (по пьесе
    «Гроза»)?
  60. Островский —
    мастер речевой характеристики (по пьесам «Гроза»
    и «Бесприданница»).
  61. Поиски
    любви в пьесах Островского.
  62. «Женский
    вопрос» в пьесе Островского «Бесприданница».
  63. Катерина
    Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе
    Островского «Гроза» и рассказу
    Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).
  64. «Жестокие
    нравы» в пьесах Островского.
  65. Борис
    и Карандышев (по пьесам Островского).
  66. «Четыре
    возраста» Обломова.
  67. Старорусский
    и европейский образ жизни в романе «Обломов».
  68. Обломов —
    лицо сатирическое или трагическое?
  69. Пшеницына
    и Ольга Ильинская.
  70. Можно ли
    считать положительным героем Штольца?
  71. Образы-символы
    в романе «Обломов».
  72. Истинное
    и ложное в образе Базарова (по роману
    Тургенева «Отцы и дети»).
  73. Название
    романа «Отцы и дети» как доминанта
    его смысла.
  74. Патриархальное
    и прогрессивное в романе «Отцы и дети».
  75. Базаров
    как «новый человек».
  76. Образ
    «дворянского гнезда» в романе «Отцы
    и дети».
  77. Приемы
    изображения внутренней жизни героев в романе
    «Отцы и дети».
  78. Лики любви в романе «Отцы и дети».
  79. Отец и сын
    Кирсановы и их композиционная роль в романе
    «Отцы и дети».
  80. Сила и слабость
    нигилизма (по роману «Отцы и дети»).
  81. Роль эпизода
    «Смерть Базарова» в композиции
    романа «Отцы и дети».
  82. Диалектика
    природы и внутреннего мира человека в лирике
    Тютчева.
  83. «Биение
    души» в поэзии Тютчева.
  84. Гармония
    природы и души в поэзии Тютчева.
  85. «О,
    как убийственно мы любим…» (по лирике
    Тютчева).
  86. Свет последней
    любви в поэзии Тютчева.
  87. Радость
    как преодоленное страдание в поэзии Фета.
  88. В чем
    «поэтическая дерзость» лирики Фета?
  89. Метафора
    как основной стилистический прием поэзии Фета.
  90. Особенности
    поэтического стиля Тютчева и Фета.
  91. «Круги
    ада» Ивана Флягина (по рассказу Лескова
    «Очарованный странник»).
  92. В чем
    праведность героя рассказа Лескова «Очарованный
    странник»?
  93. Образы
    родины и народа в рассказе «Очарованный
    странник».
  94. Изображение
    судьбы русской женщины в творчестве Некрасова.
  95. «Я к цели
    шел колеблющимся шагом…»: конфликт чувства
    и долга в произведениях Некрасова.
  96. «Отечества
    достойные сыны» в поэзии Некрасова.
  97. Предназначение
    поэта в лирике Некрасова.
  98. «Кнутом
    иссеченная муза» поэзии Некрасова.
  99. Тема страданий
    народа в поэзии Некрасова.
  100. Любовь
    в лирике Некрасова.
  101. Пушкинские
    мотивы в стихотворении Некрасова «Элегия».
  102. Народные
    заступники в поэме «Кому на Руси
    жить хорошо».
  103. Народные
    приметы и обряды в поэме «Кому на Руси
    жить хорошо».
  104. Художественная
    роль образов крестьян в поэме «Кому на Руси
    жить хорошо».
  105. Народно-поэтическая
    основа поэмы Некрасова «Кому на Руси
    жить хорошо».
  106. Гриша
    Добросклонов и образы «героев своего
    времени» в русской литературе второй
    половины XIX века (на примере 2—3 произведений).
  107. Роль
    песен Гриши Добросклонова в раскрытии смысла
    поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
  108. Образ
    родины в поэме «Кому на Руси жить
    хорошо».
  109. Роль
    приемов сатирического изображения жизни в сказках
    Салтыкова-Щедрина.
  110. Черты
    русского фольклора в сказках Салтыкова-Щедрина.
  111. Черты
    русского народа в сказках Салтыкова-Щедрина.
  112. Особенности
    жанра романа Салтыкова-Щедрина «История
    одного города».
  113. Чем смешны
    и чем страшны градоначальники в романе
    «История одного города»?
  114. Народ
    и власть в романе «История одного
    города».
  115. Осуждение
    духовного рабства (по творчеству Салтыкова-Щедрина).
  116. Петербург
    как город-символ (по роману Достоевского
    «Преступление и наказание»).
  117. Мир обездоленных
    и униженных в романе «Преступление
    и наказание».
  118. Образы
    «право имеющих» в романе «Преступление
    и наказание».
  119. Диалектика
    характера Раскольникова.
  120. Картины
    природы и их роль в романе «Преступление
    и наказание».
  121. Правда
    Раскольникова и правда Сони.
  122. Тема смысла жизни в романе «Преступление
    и наказание».
  123. Соня —
    нравственный ориентир автора в романе «Преступление
    и наказание».
  124. Христианские
    мотивы в романе «Преступление и наказание».
  125. «Преступление
    и наказание» Достоевского как роман-предупреждение.
  126. «Глубины
    души человеческой» в романе Достоевского
    «Идиот».
  127. Героизм
    русского народа в «Севастопольских рассказах»
    Толстого.
  128. Своеобразие
    русского национального характера в изображении
    Толстого (по «Севастопольским рассказам»).
  129. Приемы
    изображения внутренней жизни человека в романе
    «Война и мир».
  130. Кто более
    симпатичен Толстому — Пьер или Андрей?
  131. Любимые
    и нелюбимые герои Толстого в романе «Война
    и мир».
  132. Вечные
    ценности в понимании героев Толстого.
  133. Взлеты
    и падения любимых героев Толстого (по роману
    «Война и мир»).
  134. Роль
    картин природы в романе «Война и мир».
  135. «Отцы»
    и «дети» в романе «Война
    и мир».
  136. Любимые
    женские образы Л. Н. Толстого в романе
    «Война и мир».
  137. Жестокие
    лики войны (до роману «Война и мир»).
  138. Трагические
    и героические страницы русской истории в романе
    «Война и мир».
  139. Наполеон
    и Александр I как два типа военачальников
    (по роману «Война и мир»).
  140. Кутузов
    и народ в романе Толстого «Война
    и мир».
  141. Изображение
    войны 1812 года в произведениях Лермонтова
    и Толстого.
  142. Историзм
    мышления Толстого в романе «Война и мир».
  143. «Дубина
    народной войны» в романе Толстого «Война
    и мир».
  144. Величие,
    простота, добро и правда в образе Кутузова
    (по роману «Война и мир»).
  145. Образ
    автора в романе «Война и мир».
  146. Особенности
    языка романа «Война и мир».
  147. Конфликт
    Анны и общества в романе «Анна Каренина».
  148. Что утверждает
    и что отрицает Толстой романом «Анна
    Каренина»?
  149. Традиции
    Толстого в современной литературе о войне.
  150. Сопротивление
    «пошлой жизни» в рассказах Чехова.
  151. «Не потерять
    в себе человека!» (по рассказам
    Чехова).
  152. За что
    можно уважать людей (по рассказам Чехова)?
  153. Страницы
    любви в рассказах Чехова.
  154. Особенности
    композиции рассказов Чехова.
  155. Образы
    врачей в творчестве Чехова.
  156. Ионыч
    и Солодовников (по рассказам Чехова и Шукшина).
  157. «Забирайте
    с собою все человеческие движения» (Н.
    Гоголь) (по творчеству Чехова).
  158. Новаторство
    Чехова-драматурга.
  159. Чего
    заслуживает Раневская — осуждения или
    жалости (по пьесе «Вишневый сад»)?
  160. Путь
    России в будущее в пьесе Чехова «Вишневый
    сад».
  161. Образы-символы
    в пьесах Чехова.
  162. Роль
    второстепенных персонажей в системе образов
    пьесы «Вишневый сад».
  163. Драматичны
    или комичны герои «Вишневого сада»?
  164. Лучшие
    черты русского характера в литературе XIX века.
  165. Эволюция
    «героя своего времени» в русской
    литературе XIX века.

Темы по творчеству Ахматовой А.А.

1. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А.А.Ахматовой?

2. Как в творчестве А.А.Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

3. Как развивается тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»?

4. Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия А.А. Ахматовой — это русская психологическая проза XIX века, переложенная на стихи? Аргументируйте свою точку зрения.

Темы по творчеству Блока А.

1. В чём своеобразие любовной лирики А.А. Блока?

2. Как в лирике А.А. Блока отобразились прошлое и настоящее России?

3. Каким образом финал поэмы А.А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

4. Что определяет драматизм звучания стихов А.А. Блока о России?

Темы по творчеству Булгакова М.

1. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема «настоящей, верной, вечной любви»? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).

2. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

3. Какими качествами обладают любимые герои автора в булгаковской прозе? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

4. Похожа ли Маргарита на героинь предшествующей литературы или это новый тип героини? (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

5. Почему главный герой романа М.А. Булгакова — Мастер — не называется в тексте по имени? (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

6. Почему «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова — это «роман в романе»?

Темы по творчеству Бунина И.А.

1. Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?

2. Каковы нравственные уроки рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

3. Почему в рассказе И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско ни у героя, ни у его жены и дочери нет собственных имён?

Темы по творчеству Гоголя Н.В.

1. В чём главная причина временного «воцарения» Хлестакова в уездном городишке N? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».)

2. В чём новаторство драматического конфликта комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

3. В чём проявляется уродливость быта чиновничьего города? (По пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».)

4. В чём смысл финальной сцены комедии Гоголя «Ревизор»?

5. Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мёртвые души» историю жизни П.И. Чичикова? (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)

6. Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)

7. Можно ли назвать Ноздрёва — неугомонного, бойкого, «исторического» человека — «мёртвой душой»? (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)

8. Над чем смеется и о чём грустит автор комедии «Ревизор»?

9. Почему Н.В. Гоголь называет городничего, так легко одураченного Хлестаковым, «неглупым человеком»? (По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)

10. Почему Н.В. Гоголь открывает галерею образов помещиков Маниловым, а заканчивает Плюшкиным? (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)

11. Почему среди персонажей комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» нет положительного героя?

12. Почему судьба так жестоко обошлась с Акакием Акакиевичем после того, как он обрел, наконец, свою мечту? (По повести Н.В. Гоголя «Шинель»)

13. Чичиков — сильная личность или «человек с мелкими страстями»? (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)

14. Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

15. Что, по-вашему, является действительным предметом осмеяния в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

16. Что такое хлестаковщина? (По пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».)

Темы по творчеству Гончарова И.А.

1. Как вы понимаете явление «обломовщины»? (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)

2. Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

3. Почему Агафья Пшеницына оказалась для Обломова ближе Ольги Ильинской? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

4. Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

5. Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

Темы по творчеству Горького М.

1. В чём неоднозначность образа Сатина в пьесе М.Горького «На дне»?

2. В чём смысл названия пьесы М. Горького «На дне»?

3. Как в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» отображен идеал и антиидеал человека?

4. Какие нравственные вопросы решает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль»?

5. Какие черты романтизма присущи рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»?

6. Какова роль композиции в раскрытии идейного содержания рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?

7. Можно ли считать Луку, который говорит о себе: «Мяли много, потому мягок» — добрым человеком? (По пьесе М.Горького «На дне».)

8. Почему мечта ночлежника подняться со дна для большинства из них оказывается несбыточной? (По пьесе М.Горького «На дне».)

9. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)

Темы по творчеству Грибоедова А.С.

1.В чём смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова?

2. В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?

3. Видит ли автор в Чацком идеального героя?

4. Если Чацкий олицетворяет в комедии «век нынешний», то к какому «веку» следует отнести Софью?

5. Как, с вашей точки зрения, автор относится к Фамусову?

6. Кто, по-вашему, Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества?

7. Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?

8. Почему в комедии много внесценических и эпизодических персонажей?

9. Почему нельзя безоговорочно согласиться с оценкой Молчалина Чацким («ума в нём только мало»)? В чем заключается ум Молчалина?

10. Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

11. Почему Чацкий не поверил Софье, когда она призналась, что ей нравится Молчалин?

12. Прокомментируйте утверждение самого А.С. Грибоедова о том, что в его комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

13. Что мешает отнести Софью к «фамусовскому обществу?

14. Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой?

15. Что скрывается за фразой Гончарова «Чацкие живут и не переводятся в обществе»?

16. С какой целью Софья выдумывает и рассказывает свой сон?

17. Софья – главная виновница «мильона терзаний» Чацкого или ей достался свой «мильон терзаний»?

18. Является ли Чацкий романтическим героем?

Темы по творчеству Достоевского Ф.М.

1. В чём главный изъян теории Раскольникова, предопределивший её крах? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

2. Какова роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

3. Какую роль в судьбе Родиона Раскольникова сыграл следователь Порфирий Петрович? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

4. Кого из героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» можно назвать «психологическими двойниками» Раскольникова?

5. Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении?

6. Почему Лужин антипатичен Раскольникову? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

ПРОЧИТАТЬ СОЧИНЕНИЕ

7. «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников? Свой ответ аргументируйте. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

8. Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

Темы по творчеству Есенина С.

Каким предстает образ родного дома в лирике С.А. Есенина?

Темы по творчеству Лермонтова М.Ю.

1. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова?

2. В чём трагедия «лермонтовского» поколения? (По лирике М.Ю. Лермонтова.)

3. В чём трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова?

4. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

5. Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

6. Почему роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» назван в критике социально-психологическим?

7. Почему роман М.Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

8. Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

9. С какой целью автор романа «Герой нашего времени» нарушил хронологический порядок его глав?

10. Сострадания или осуждения заслуживает Печорин? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Темы по творчеству Жуковского В.А.

1. Почему в поэзии Жуковского часто звучит тема потустороннего мира, и какие русские поэты обращались к подобной тематике?

2. Какие черты устного народного творчества нашли отражение в балладе «Светлана»?

3. Какую интерпретацию получает традиционный балладный мотив судьбы в «Светлане»?

Темы по творчеству Маяковского В.В.

1. В чём своеобразие взгляда В. В. Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?

2. Какие жизненные явления представляют наибольший интерес для Маяковского-сатирика и почему?

3. Каков лирический герой В.В. Маяковского: оптимистически настроенный герой великой эпохи или трагическая страдающая личность?

4. Против чего протестует герой ранней лирики В.В.Маяковского?

5. Что определяет драму лирического героя в ранней и поздней лирике В. Маяковского?

Темы по творчеству Некрасова Н.А.

1. В чём противоречивость изображения Н.А. Некрасовым крестьянской Руси? (По лирике поэта ил по поэме «Кому на Руси жить хорошо».)

2. Каким предстаёт русское крестьянство в лирике Н.А. Некрасова?

3. Почему в поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор подвергает осуждению не только помещичий деспотизм, но и добровольное холопство?

4. Почему Н.А. Некрасов называл свою поэтическую музу — музой «мести и печали»?

5. С чем связана особая эмоциональность произведений Н.А. Некрасова, обращённых к народной теме?

Темы по творчеству Островского А.Н.

1. В чём заключается нравственный смысл пьесы А.Н.Островского «Гроза»?

2. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

3. Как в драме А.Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?

4. Какой смысл несёт в себе название драмы А.Н. Островского «Гроза»?

5. Какую роль играет образ Кулигина в пьесе? (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

Темы по творчеству Пастернака Б.

1. В чём своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака?

2. Согласны ли вы с утверждением М.И. Цветаевой, называвшей Б.Л. Пастернака «прежде всего поэтом природы»? Свою позицию обоснуйте.

Темы по творчеству Пушкина А.С.

1. В чём, по-вашему, своеобразие художественного решения конфликта поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»?

2. В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике А.С. Пушкина?

3. В чём суть противопоставления сестёр Лариных в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

4. Как смысл эпиграфа к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» соотносится с судьбами героев произведения?

5. Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

6. Почему в финале шестой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?

7. Почему две незаурядные личности — Онегин и Татьяна, — не смогли обрести счастье в любви? (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».)

8. Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значителньое место в сюжете романа? (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

9. Почему судьба благоволит простосердечному Гринёву, а не расчётливому Швабрину? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

10. Чем объясняется неоднозначность отношения Гринева к «злодею» и «самозванцу» Пугачеву? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

11. Что давало основание современникам А.С.Пушкина называть его «певцом дружбы»?

12. Что дало основание Ф.М. Достоевскому утверждать, что главной героиней романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» следует признать Татьяну Ларину?

13. Что дало поэту основание утверждать: «…В мой жестокий век восславил я свободу»? (По лирике А.С. Пушкина).

Темы по творчеству Салтыкова-Щедрина М.Е.

1. Почему смешны и одновременно грустны произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина?

2. Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина?

3. Что придает сатирическим произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина современное звучание?

Темы по творчеству Твардовского А.Т.

1. Как соединяется лирическое и эпическое начало в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

2. Каким представляет «русский труженик-солдат» в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»?

Темы по «Слову о полку Игореве»

1. В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

2. Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?

3. Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?

4. Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

5. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?

6. Почему автор «Слова…» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?

7. Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?

Темы по творчеству Толстого Л.Н.

1. Как в образе Наташи Ростовой раскрывается утверждение Л.H. Толстого о том, что «сущность её жизни — любовь»?

2. Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»?

3.Какова роль Наташи Ростовой в судьбе Андрея Болконского?

ПРОЧИТАТЬ СОЧИНЕНИЕ

4. Каковы итоги нравственных исканий Пьера Безухова? (По роману Л.H. Толстого «Война и мир».)

5. Почему автор романа «Война и мир» лишает Наполеона права на величие?

6. Что даёт основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

7. Что такое, по мысли Л.Н. Толстого, жизнь настоящая и кто из героев романа «Война и мир» живёт такой жизнью?

Темы по творчеству Тургенева И.С.

1. Есть ли в споре «отцов» и детей» победители? Свой ответ аргументируйте. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

2. Зачем действие своего полемического, полного жизни и борьбы романа «Отцы и дети» И.С. Тургенев завершает описанием сельского кладбища?

3. Можно ли однозначно утверждать, что в основе конфликта Павла Петровича и Базарова лежат идейные разногласия? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

4. Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова?

Темы по творчеству Тютчева Ф.И.

1. В чём необычность изображения мира природы в лирике Ф.И.Тютчева?

2. Какими «вечными» вопросам и задаётся лирический герой Ф.И. Тютчева?

3. Ф.И. Тютчев — поэт-философ или поэт-пейзажист?

Темы по творчеству Фета А.А.

1. В чём особенность звучания любовной темы в поэзии А.А. Фета?

2. Почему А.А. Фет считал природу средством исцеления «скорбящей души»? (По лирике А.А. Фета.)

3. Почему А.А. Фета называют поэтом-импрессионистом?

Темы по творчеству Цветаевой М.

В чём проявляется сложность, драматизм внутреннего мира лирической героини М.И.Цветаевой?

Темы по творчеству Фонвизина Д.И.

1. Каков смысл финальных сцен в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

2. Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличения в комедии «Недоросль»?

3. Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».)

Почему комедию, обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?

4. Смешон или трагичен финал комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

5. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

Темы по творчеству Чехова А.П.

1. Есть ли в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» герои, воплощающие авторский идеал? (Свой ответ аргументируйте.)

2. Как соотносятся между собой начало и финал рассказа А. П. Чехова «Ионыч»?

3. Какое отражение тема «маленького человека» нашла в творчестве А.П. Чехова?

4. Кого можно считать положительным героем пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»?

5. Почему чеховский «Вишневый сад» часто называли пьесой-предупреждением?

6. Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» «идеального» героя?

Темы по творчеству Шолохова М.А.

1. Как соотносятся судьбы героев рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» и историческая судьба России?

2. Какова роль женских образов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?

3. Почему Григорий Мелехов так и не нашёл своего места в стихии враждующих сил? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

^ Классные сочинения

  1. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина
    1. Тема любви и образы женщин в лирике А.С. Пушкина.
    2. Тема дружбы и образы друзей в лирике А.С. Пушкина.
    3. Мотив свободы в лирике А.С. Пушкина.
    4. Философская проблематика в лирике А.С. Пушкина.
    5. Тема «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
    6. Пётр и памятник Петру в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
    7. Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
    8. Символика в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
  1. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.
    1. Философские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова.
    2. Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова.
    3. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.
    4. Романтизм лирики М.Ю. Лермонтова.
  1. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

3.1 Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя.

3.2 Петербург у Н.В. Гоголя и у А.С. Пушкина.

3.3 Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

3.4 Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В. гоголя «Невский проспект».

  1. Сочинение по творчеству А.П. Чехова.

4.1.Тема нравственной деградации личности в изображении А.П. Чехова.

4.2. Обличение пошлости и мещанства в рассказах А.П. Чехова.

4.3. Художественное своеобразие рассказов А.п. Чехова.

4.4 Сатира и юмор в творчестве А.П. Чехова.

4.5.Герой – интеллигент в творчестве А.П. Чехова.

4.6. Изображение русской провинции А.П. Чеховым.

4.7. Символический элемент в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад».

4.8. Образ старой и новой России в пьесе «Вишнёвый сад».

4.9. Система персонажей в пьесе «Вишнёвый сад».

  1. Итоговое сочинение.
    1. Нравственные проблемы в произведениях современных писателей (по выбору учащихся).
    2. Природа и человек в произведениях современных писателей.
    3. Эта книга заставила задуматься над….
    4. Мой любимый писатель.
    5. Мой любимый писатель современной литературы

Домашнее сочинение

  1. Сочинение по творчеству А.Н. Островского.
    1. Проблематика и конфликт драмы А.Н. Островского «Гроза».
    2. Быт и нравы города Калинова (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).
    3. Молодое поколение в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
    4. Сила и слабость характера Катерины.
    5. Изображение купечества в пьесах А.Н. Островского.

2. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева.

    1. Смысл заглавия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
    1. . Тема отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
    2. . Система персонажей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
    3. . Женские образы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
    4. . Роль пейзажа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
    5. . Базаров в среде Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев.
    6. . Испытание любовью (Базаров и Одинцова).
    7. . Дружба и любовь в жизни героев (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
  1. Сочинение по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
    1. Русская природа в лирике Ф.И. Тютчева.
    2. Как понимает А.А. Фет назначение поэзии?
    3. Каким я представляю себе А.А. Фета (Ф.И. Тютчева)?
    4. Моё любимое стихотворение А.А. Фета (Ф.И. Тютчева) (восприятие, истолкование, оценка).

^

4. 1. Тематическое новаторство лирики Н.А. Некрасова.

4.2. Женские образы в творчестве Н.А. Некрасова.

4.3. «Я лиру посвятил народу своему…» (Некрасов).

4.4. Стихотворение «Вчерашний день часу в шестом…» или «Элегия» (восприятие, истолкование, оценка).

4.5. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова – энциклопедия русской жизни.

4.6. Проблема положительного героя в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
^

5.1. Писатель Л.Н. Толстой сегодня.

5.2. «Война и мир» Л.Н. Толстого – гимн русскому народу.

5.3. Любимые страницы романа «Война и мир».

5.4. Нравственный идеал Толстого и его воплощение в романе «Война и мир».

5.5. Красота души человеческой (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

5.6. В чём сила и красота характера Пьера Безухова?

5.7. В чём сила воздействия Андрея Болконского на читателя?

5.8. Человек и природа в романе «Война и мир».

5.9. Патриотизм и героизм русского народа ( по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

5.10. «Мысль народная» в романе.

5.11. «Мысль семейная» в романе.

5.12. Кутузов и Наполеон в изображении Толстого.

5.13. «Давно я ждала тебя» (Наташа Ростова и Андрей Болконский).

5.14. Чем меня обогатило чтение романа «Война и мир».

5.15. Что ценит в людях Л.Н. Толстой?
^

6.1. Ф.М. Достоевский – мыслитель, художник и человек.

6.2. Петербург Достоевского.

6.3. Идея Раскольникова и её проверка в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

6.4. В чём истинная трагедия Раскольникова?

6.5. Мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

6.6. Психологические поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.

6.7. В чём сила и слабость положительных героев Ф.М. Достоевского?

6.8. Тема гордости и смирения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

6.9. Лужин, Свидригайлов и Порфирий Петрович как психологические двойники Раскольникова.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

^

  1. А.С. Пушкин «Поэту» (1830г.)
  2. А.С. Пушкин «Элегия» (1830г.)
  3. А.С. Пушкин Поэма «Медный всадник» (эпизод)
  4. М.Ю. Лермонтов «Завещание» («Наедине с тобою, брат…», 1840г.)
  5. М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу… » (1841г.)
  6. А.Н. Островский Пьеса «Гроза» (отрывок).
  7. Ф.И. Тютчев «Я встретил вас – и всё былое…»
  8. Ф.И. Тютчев «Фонтан».
  9. А.А. Фет « На заре ты её не буди…»
  10. А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу…»
  11. Н.А. Некрасов « Поэт и гражданин» (отрывок).
  12. Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок).

Окт
17 2010

Еще одно вкрапление зарубежной литературы в курс IX класса — это три урока, отводимые Байрону. И опять-таки чаще всего они оказываются ненужным довеском к другим занятиям, плохо связанным с остальным материалом. Нынешним школьникам английский поэт-романтик, некогда кумир толпы, кажется нудным, непонятным автором. Значительно лучше будет дать темы: “Романтизм”, “Байрон”, “Пушкин” единым блоком, где обозначится преемственность в развитии одного из великих направлений мировой литературы. Ведь что такое романтизм? Как правило, школьники ничего вразумительного о нем не могут сказать.

А возраст девятиклассников — четырнадцать-пятнадцать лет — это время самое романтическое, когда юноши и девушки начинают смутно мечтать о чем-то необычном, интересном. Если учителю удастся “завербовать” в романтики не весь класс, но хотя бы несколько учеников, успех в изучении темы обеспечен. Надо лишь подтолкнуть фантазию учеников в нужном направлении: пусть напишут сочинения на вольные темы типа “Мои самые необузданные мечты!”, “Неужели невероятное сбылось?”, “Моих фантазий буйный пир” и т. п. Это и будет началом “погружения” в романтику. Затем уже, при анализе таких сочинений, следует разграничить термины “романтизм” и “романтика”. Говоря упрощенно (на первых порах это допустимо), первое есть искусство, второе — необычная жизнь и наши мечты о ней, дающие основу такому искусству.

Школьники постигают умение мыслить категориями эволюции, развития. Поэтому правомерны вопросы: мог ли писатель-классицист стать романтиком? Да и сами методы классицизма и романтизма изменялись или нет? Ответы могут быть различными, а преподавателю, обобщая их, стоит добавить: все изменяется в истории человечества, хотя на протяжении тысяч лет неизменны устои нравственности: не лги, не жадничай, не воруй, не твори насилие. Неизменны пока что и основные физические константы Вселенной (скорость света, единица соотношения массы и силы тяготения и пр.), хотя современные ученые и выдвигают “безумные”, романтические гипотезы о возможности их изменения.

Классицизм затрагивал, как мы помним, не только литературу, театр, но и живопись, музыку, архитектуру, садоводство, быт, поведение людей. Точно так же и романтизм внедрялся во все сферы культуры. Не забыли теорию ролей? В XVII-XVIII веках дворяне и буржуа носили парики, эта искусственная прическа как бы укрощала природу, стройно оформляла стройный разум человека. А теперь посмотрите на прически романтиков! У юного поэта Жуковского буйно вьющиеся волосы, они струятся словно в такт его неукротимым мечтам. Рядом с ним курчавый Пушкин, молодой Байрон с его непокорными завитками. Конечно, это чисто внешний и совсем не обязательный признак романтика, у Лермонтова, например, аккуратная прическа, но и у него на одном из автопортретов “интересно” приспущена прядь волос на лбу.

О такой мелочи, как прическа, мы заговорили потому, что для молодежи это вовсе не мелочь. Для них это будет лишним напоминанием о знаковости любого компонента социальной роли.

Само слово “романтизм” французское, оно возникло в XIX веке из термина “роман” (XII век), восходящего, в свою очередь, к вульгарной латыни. Его первичный смысл — “римский”, то есть относящийся к истории, культуре Древнего Рима. Вы заметили, что и классицизм, да и литература Древней Руси тоже связаны с античностью? “Все дороги ведут в Рим”, — гласила средневековая пословица. Это вам еще один пример того, как в истории все повторяется, хотя в то же время все оказывается новым! Если кто-то этого не понял (а понять это действительно тяжело), мы не пожалеем времени, чтобы снова и снова возвращаться к этой важнейшей проблеме. Итак, почему возник романтизм? Проще всего сказать, из тяги к необычному. Удивление перед новым, неизвестным испытывают и животные, а человек отличается от “братьев наших меньших” значительно большей способностью изумляться. Не знаю, как вы, а я в детстве представлял себе мир куда более ярким, красочным, чем теперь, более живописным и таинственным. Но романтизм как господствующее направление в искусстве развивался в какой-то один период, хотя способность удивляться у людей была, есть и будет всегда.

Чем это объяснить? Очевидно, стечением обстоятельств, которые заставили мыслящих людей изумиться особенно сильно! В конце XVIII века произошли почти одновременно две крупнейшие буржуазные революции, в результате которых возникли США, совершенно необычное для той поры государство, и феодальный порядок в Западной Европе начал быстро рушиться. Ход истории убыстрился, человечество словно пересело с неторопливой лошадки на паровоз: замелькали, закружились в неистовом хороводе новые царства, империи, новые звания, чины, порядки, невиданные ранее учения, взгляды — у людей от этого чуть ли не в буквальном смысле кружились головы! Один Наполеон своей ошеломляющей карьерой, взлетом от лейтенанта до императора и столь же эффектным падением поверг миллионы людей в ужас, негодование, смятение, ликование, заставил восхищаться, завидовать, проклинать… Было от чего родиться романтизму!

Но, могут возразить слушатели, в наше время происходят еще более потрясающие события: две жуткие мировые войны, череда революций, космическая эра; куда до них Наполеону! Верно, а романтизм как основное течение искусства не существует. В чем причина?

Пусть школьники задумаются над этим. А ответ по существу прост. Потому и не существует (хотя тяга к романтике сохраняется!), что человечество пережило и усвоило тяжкий опыт XIX столетия. Современники французского императора становились романтиками, ибо они в сущности были очень наивны, богобоязненны. Мы “объелись” информацией и равнодушно воспринимаем сведения о полетах вокруг Земли, а для Байрона, Гете, Пушкина космонавтика была бы подлинным чудом из чудес.

Романтизм во многом вырос из классицизма и реализма Просвещения, но во многом и решительно не походит на своих родителей. Разум он признает, но не отвергает и безумие — и этим, пожалуй, возвращается к позициям Дон Кихота. Недаром позднее юный романтик Максим Горький провозгласит: “Безумству храбрых поем мы славу!” Для романтиков характерны мотивы “священного безумия”, им близки образы всякого рода чудаков, эксцентриков, странных людей, у которых проблески гениальности причудливо переплетаются с тем, что сейчас мы называем отклоняющимся поведением. Неустойчива, полна бурных перемен эпоха — неожиданны в своих поступках романтические герои. В этом смысле они типичны для своего времени, хотя исключительны как личность. В этом ряду — байроновские Корсар, Лара, Манфред, пушкинские Алеко, братья-разбойники, лермонтовские Мцыри, Демон. Не столько разум, сколько пламенные, сжигающие страсти — вот что близко им. Они преисполнены гордыни, чувств мести, любви, отчаяния, они “ищут бури, как будто в бурях есть покой”.

Необычного героя окружают, как правило, необычные обстоятельства. Романтики находили это необычное прежде всего в самой действительности и при этом всячески гиперболизировали, заостряли, подчеркивали его. Излюбленными темами их поэзии и прозы становились невероятные похищения, побеги, непонятные болезни людей, пожары и наводнения, войны, заговоры, восстания, невиданные уродства и ошеломляющая красота, резкие перемены в судьбах человеческих.

Особое место занимала в искусстве романтиков так называемая экзотика. Этот термин для них означал все необычное, которое удалено от нас либо во времени (экзотика историческая), либо в пространстве (географическая). Для русского читателя, например, могли быть экзотичными нравы жителей Кавказа и Крыма тех лет, события эпохи Ивана Грозного. А вот для польского романтика Адама Мицкевича, высланного в Россию, стала экзотикой привычная Пушкину российская зимняя дорога.

Романтикам мало было одной действительности, пусть даже экзотической. Они щедро вводят в свои произведения разного рода фантастику — мифологическую, легендарную, сказочную. Великой их заслугой является то, что они повсеместно пробудили интерес к фольклору, этнографии, к культуре самых различных народов

мира.

Пусть школьники вспомнят, как слушали они в раннем детстве сказки, смотрели забавные мультфильмы на сказочные сюжеты, и теперь поблагодарят романтиков за спасение нашего фольклора! А ведь находились у нас такие горе-педагоги, которые в 20-30-е годы объявляли “реакционными” сказки народов СССР, хотели запретить “Мойдодыра” и “Айболита”. Об этом пишет Чуковский в книге “От двух до пяти”.

Байрон, как уже сказано, не увлекает школьников. Они при этом могли бы сослаться на авторитет другого поэта. Как-то Есенин листал том Байрона. “Вот, — сказал он, — говорят, замечательный поэт, а в переводе кажется скучным. Выучусь английскому языку и сам буду переводить Байрона”1. А вот мнение другого поэта. Ахматова как-то сказала: “Поэт не смеет читать стихи такого масштаба и значения, как поэзия Байрона, в переводах”2. Кстати, Пушкин и Лермонтов знакомились с автором “Чайлд Гарольда” в оригинале. Теперь же у нас есть вполне удовлетворительные переводы из Байрона, сделанные такими мастерами поэтического слова, как С. Маршак, В. Левик, Т. Гнедич.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Советы для сочинения по творчеству Байрона . Литературные сочинения!

 

Метони́мия [греч. metōnymia ‘переименование’] — троп см. и принцип номинации см., основанный на смежности явлений, предметов, свойств, действий и т. д.

В метонимии слово, обозначающее некоторый класс объектов, используется для наименования объекта, входящего в другой класс, но близкого данному по некоторым признакам: сопредельность во времени и пространстве, вовлеченность в одну и ту же ситуацию, причинно-следственные и другие связи. Так, во фразе

слово тарелка приобретает переносное значение ‘еда, кушанье’ из-за близости двух предметов по признаку «содержащее / содержимое». В отличие от 

метафоры см.

, основанной на сходстве, в метонимии оба компонента связаны в действительности реальной связью. Ср.:

Увы! Куда ни брошу взор  — / Везде бичи, везде железы

А. Пушкин,

где бичи и железы обозначают репрессии, осуществляемые при помощи телесных наказаний (бичами) и арестов (при которых заковывают в железные кандалы). Метонимия отличается от метафоры и тем, что метафора обычно может быть преобразована в 

сравнение см.

 при помощи слов каквродеподобно и т. д.; с метонимией этого сделать нельзя.

Как и метафора, метонимия присуща не только художественной речи, но языку в целом: выпить стакан водычитать Пушкинамедь ‘медные деньги’ и т. д. В языке метонимия способствует созданию многозначных слов (ср. сочинениерассказпостройка как действие и как его результат; золото как металл и изделия из него). Она может служить для ситуативного наименования человека, предмета или явления по какой-то внешней детали (Эй, борода!). Характерная метонимическая деталь может закрепиться в языке (белые воротнички — чиновники, служащие учреждений, в противоположность синим воротничкам — рабочим). Кроме того, метонимия служит целям экономии языковых средств: если метафору иногда определяют как сжатое сравнение, то метонимия часто близка к сжатому описанию. Так, во фразе Театр рукоплескал (вместо Публика, собравшаяся в театре, рукоплескала) слово театр кратко обозначает сложносоставное явление, выдвигая на первый план только один его существенный признак: место, объединяющее толпу. Сокращая текст, метонимия оказывается сродни эллипсису см.. Акцентируя только одну деталь предмета или явления, метонимия обращает на нее внимание читателя / слушателя, показывает объект «крупным планом».

Как и метафоры, метонимии в языке неизбежно стираются, перестают замечаться говорящими. Художественная литература обновляет языковые метонимии, помещая их в необычный контекст (мертвые души — вместо значения ‘умершие крепостные’ в контексте поэмы Н. В. Гоголя это выражение приобретает символический смысл), или создает новые, необычные метонимии (зеленый шум — Н. Некрасов). При этом, разумеется, литература широко пользуется и стертыми, языковыми метонимиями.

Метонимии классифицируются в зависимости от характера связываемых ими явлений. Выделяют, в частности, метонимии, связывающие:

целое и часть:

Этот вид метонимии называется 

синекдохой см.

 и часто рассматривается как отдельный троп;

материал и изделия из него:

содержимое и содержащее:

Ликует буйный Рим… торжественно гремит / Рукоплесканьями широкая арена

М. Лермонтов;

носителя свойства и само свойство:

Где бедность по миру не ходит, / Заслуга хлеб себе находит

Г. Державин;

создание и создателя (произведение и автора; продукт действия и его производителя):

орудие и действие, производимое с его помощью:

лорнет в значении ‘взгляд через лорнет’.

О метонимии см. также Многозначность.

Степанов А. Д.

ЛитературоведениеТропы

Метонимия



Метони́мия [греч. metōnymia ‘переименование’] — троп см. и принцип номинации см., основанный на смежности явлений, предметов, свойств, действий и т. д. В метонимии слово, обозначающее некоторый класс объектов, используется для наименования объекта, входящего в другой класс, но близкого данному по некоторым признакам: сопредельность во времени и пространстве, вовлеченность в одну и ту же ситуацию, причинно-следственные и другие связи. Так, во фразе

слово тарелка приобретает переносное значение ‘еда, кушанье’ из-за близости двух предметов по признаку «содержащее / содержимое». В отличие от 

метафоры см.

, основанной на сходстве, в метонимии оба компонента связаны в действительности реальной связью. Ср.:

Увы! Куда ни брошу взор  — / Везде бичи, везде железы

А. Пушкин,

где бичи и железы обозначают репрессии, осуществляемые при помощи телесных наказаний (бичами) и арестов (при которых заковывают в железные кандалы). Метонимия отличается от метафоры и тем, что метафора обычно может быть преобразована в 

сравнение см.

 при помощи слов каквродеподобно и т. д.; с метонимией этого сделать нельзя.

Как и метафора, метонимия присуща не только художественной речи, но языку в целом: выпить стакан водычитать Пушкинамедь ‘медные деньги’ и т. д. В языке метонимия способствует созданию многозначных слов (ср. сочинениерассказпостройка как действие и как его результат; золото как металл и изделия из него). Она может служить для ситуативного наименования человека, предмета или явления по какой-то внешней детали (Эй, борода!). Характерная метонимическая деталь может закрепиться в языке (белые воротнички — чиновники, служащие учреждений, в противоположность синим воротничкам — рабочим). Кроме того, метонимия служит целям экономии языковых средств: если метафору иногда определяют как сжатое сравнение, то метонимия часто близка к сжатому описанию. Так, во фразе Театр рукоплескал (вместо Публика, собравшаяся в театре, рукоплескала) слово театр кратко обозначает сложносоставное явление, выдвигая на первый план только один его существенный признак: место, объединяющее толпу. Сокращая текст, метонимия оказывается сродни эллипсису см.. Акцентируя только одну деталь предмета или явления, метонимия обращает на нее внимание читателя / слушателя, показывает объект «крупным планом».

Как и метафоры, метонимии в языке неизбежно стираются, перестают замечаться говорящими. Художественная литература обновляет языковые метонимии, помещая их в необычный контекст (мертвые души — вместо значения ‘умершие крепостные’ в контексте поэмы Н. В. Гоголя это выражение приобретает символический смысл), или создает новые, необычные метонимии (зеленый шум — Н. Некрасов). При этом, разумеется, литература широко пользуется и стертыми, языковыми метонимиями.

Метонимии классифицируются в зависимости от характера связываемых ими явлений. Выделяют, в частности, метонимии, связывающие:

целое и часть:

Этот вид метонимии называется 

синекдохой см.

 и часто рассматривается как отдельный троп;

материал и изделия из него:

содержимое и содержащее:

Ликует буйный Рим… торжественно гремит / Рукоплесканьями широкая арена

М. Лермонтов;

носителя свойства и само свойство:

Где бедность по миру не ходит, / Заслуга хлеб себе находит

Г. Державин;

создание и создателя (произведение и автора; продукт действия и его производителя):

орудие и действие, производимое с его помощью:

лорнет в значении ‘взгляд через лорнет’.

О метонимии см. также Многозначность.

  • Темы сочинений после бала 8 класс
  • Темы сочинений рассуждений 8 класс по русскому языку фгос
  • Темы сочинений по творчеству фета и тютчева 10 класс
  • Темы сочинений по творчеству островского 10 класс
  • Темы сочинений по творчеству пушкина 7 класс станционный смотритель