Темы сочинений по творчеству грибоедова горе от ума

Сочиненияпо литературегрибоедовпо комедии горе от умаэта пьеса поражает своим новаторством. ведь здесь целых два конфликта, а не один, как это
  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • По комедии Горе от ума

Эта пьеса поражает своим новаторством. Ведь здесь целых два конфликта, а не один, как это было ранее. Затрагивается и социальный конфликт, и любовный. К тому же, эти конфликты взаимосвязаны и идут один из другого.

Но социальный конфликт все же будет первостепенным, а из него вытекает и любовная интрига. Хотя, на первый взгляд может показаться иначе. Ведь пьеса начинается именно с любовного конфликта. Встречи во мраке ночи Молчалина и Софьи дают любовную завязку. И добавляется немного смуты в этих искренних чувствах, когда служанка Лиза обращается к воспоминаниям, когда Софья любила Чацкого. Так и образуется настоящий любовный треугольник. Но стоит появиться на пороге дома Фамусова самому Чацкому, то начинает прорисовываться социальный конфликт.

Для пущей абсурдности ситуации автор добавляет еще несколько любовных треугольников. Как любовь Молчалина к служанке Лизе, когда Софья влюблена в него и строит надежды на совместное будущее. И любовь самой служанки Лизы к буфетчику Петруше, о чем она и боится признаться. Все эти линии тесно переплетаются друг с другом.

Социальный конфликт берет свое начало из борьбы между прогрессивным дворянством, то есть нынешним современным поколением и теми, кто еще придерживается консерваторских взглядов. Сторонником прогрессивных взглядов оказался как раз Чацкий. Он поддерживает и восхищается достижения науки, наслаждается искусством. Ему не чужды идеи Просвещения, и он придерживается мысли, что главное – нравственные идеалы, своя верность делу. Все это далеко и безумно сильно отличается от жизненных ценностей любого из консерваторов в пьесе. К примеру, сам Фамусов. Ради получения чина или любого другого значимого блага он готов даже выслуживаться перед вышестоящими по положению в обществе. Этого человека беспокоит мнение других, он зависим от него.

Фамусов хотел бы сосватать Софью полковнику Скалозубову. Это совсем глупый человек, но у него есть деньги, и он признан обществом. Скоро он получит чин генерала и лучше жениха для дочери не найти. Взгляды Чацкого ему чужды, он бежит от них в страхе. Ему проще быть, как его дядя, который падал перед императрицей забавы ради, чтобы той услужить. Именно этот случай в жизни своих родных вызывает у него неподдельную гордость.

Не стоит думать, что здесь имеет быть место конфликту отцов и детей. Представители более младшего поколения все равно придерживаются таких же глупых и наивных взглядов. Тот же Молчалин прислуживает Фамусову и свято верит в его ценности, что только чины и деньги важны в нынешнем обществе. Он даже принимает любовь Софьи только, чтобы получить выгоду перед ее отцом.

Саму Софью нельзя отнести ни к одним взглядам. Ее противоборство с отцом всего лишь из-за ее нежных чувств к Молчалину. При этом взгляды на общество отличаются прогрессивностью. Фамусов, заигрывая со служанкой Лизой, вряд ли подает хороший пример своей дочери. Но Софья и против Чацкого, ведь это она распускала про него слухи, а впоследствии и она произнесла его изгнание из столь опротивевшего ему общества. А все это было из-за страха девушки, что он способен помешать ее любви.

Именно благодаря образовавшемуся любовному конфликту созрел и социальный. Из-за первого происходит столкновение Чацкого и консерваторских взглядов многих представителей. Но социальный все равно остается главенствующим.

Вариант 2

Комедия Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» раскрывает пороки общества позапрошлого века. Герои и проблемы, которые раскрывает произведение, остаются актуальными и на сегодняшний день. Герои комедии, это общество Москвы позапрошлого века.

Одним из главных героев картины «Горе от ума» можно назвать Фамусова Павла Афанасьевича. Это пожилой мужчина, но он еще полон энергии и сил. Чиновник, который служит в государственном учреждении. Фамусов – вдовец, занимает высокий пост на рабочем месте. Считает, что бедные женихи не подходят для его дочери Софьи. Он неугомонный дворянин, который часто ругается без причины. В свою работу особо не вникает, служит только для получения необходимых связей и благ. Умеет быть вежливым в нужном месте и с нужными людьми.

С такой же политикой жизни живут Скалозуб и Молчалин.

Скалозуб Сергей Сергеевич не образованный, и к тому же грубый. Но зато богатый и очень доволен самим собой. Фамусов считает его идеальным женихом для своей дочери, но он не мил сердцу девушки.

Молчанин Алексей Степанович, был секретарем Фамусова, в комедии он второстепенный герой. Он очень увлечен построением карьеры, аккуратный, внимательный. Он знает, как правильно прислужить, может поладить с любыми людьми, а также приспособиться к любым условиям труда.

Все эти образы можно назвать отрицательными, а вот образ главного героя вовсе другой. И следует обратить внимание, что он один такой среди всего общества того времени.

Чацкий Александр Андреевич единственный положительный персонаж комедии «Горе от ума». Без него это произведение не было бы комедией. Огромную роль играет его остроумие. Александр Андреевич дворянин, умный и холостой мужчина. Он рано остался без родителей, а воспитывал его друг отца – Фамусов. Он с детства дружит с Софьей Фамусовой и давно влюблен в нее. Чадский хочет служить только Родине, выполнять великие дела, и не желает слышать мнение других людей. Он не одобряет, что многие люди восхищаются иностранцами и их культурой. Но он один такой в этом произведении. У него совсем нет друзей, которые могли бы разделить с ним его взгляды. Вокруг него те люди, которые создают иллюзию работы, не желают получать образование, а книги, по их мнению, следует сжечь. Главным конфликтом всей комедии «Горе от ума» является противостояние Чадского против всех остальных персонажей. К сожалению, этот бой Чадский проигрывает, так как не легко воевать одному против всех. Для него идеальная жизнь – это свобода от рабства, нежелание себя ограничивать чиновничьей и военной службой.

Чадский очень серьезно относиться к браку. К сожалению, его возлюбленная не ответила ему взаимностью. Молчанин, стал человеком, которого она полюбила. И вообще ей близок тот мир, который чужд Чадскому. Вышло так, что они стали абсолютно разными людьми. Софья стала частью общества, которое Чадский не понимает и не принимает. С неразделенным чувством любви и огромным горем, он решает уехать из Москвы.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Айвазовского Обоз чумаков
    И.К. Айвазовский известен многим как мастер морских пейзажей. Однако талантливый человек талантлив во всем, потому у мастера кисти существовали и другие, совершенно не связанные с водной гладью, работы.
  • Почему не все мечты сбываются? сочинение
    Мечты – одни из самых важных вещей в жизни человека, которые определяют его дальнейший жизненный путь и помогают формировать характер. Мечтая, люди окунаются в мир фантазий
  • Сочинение-описание по картине Голубая весна Бакшеева (2, 3, 8 класс)
    Каждое время года является загадкой, источником вдохновения для представителей разных видов искусств. При помощи красок и кисти художники имеют возможность передать необыкновенную гамму цветов

Сочинение 3

Может ли один человек с мнением, отличным от общественного, противостоять этому самому обществу? Эту проблему поднимает Александр Грибоедов в комедии «Горе от ума».

Александр Чацкий, приехавший в Россию из-за границы в дом своего воспитателя, приходит в ужас. Все кажется ему чужим. Он не может найти своих единомышленников среди людей. Александр Чацкий понимает значимость образования и любит учиться. Он знает, что от этого зависит будущее. Его ужасает преклонение перед чинами, с которым он встречается в Москве.

Павел Фамусов, герой, в доме которого происходит действие, не злой человек. Однако, дворянин не принимает образование и книги. Он считает это лишним делом. Фамусов, как представитель старого поколение, никак не может признать, что время поменялось. Он все еще придерживается старых традиций и пропагандирует их.

В его доме живет его слуга Алексей Молчалин. Он мечтает продвинуться по карьерной лестнице, женившись на Софье, дочери Фамусова. Молчалин — трусливый, тщеславный, эгоистичный человек. Для него не имеют значения чувства и переживания Софьи. Она для него лишь инструмент для достижения своих целей.

Софья обиделась на Чацкого, который признался ей в чувствах и уехал за границу. Ей казалось, что молодой человек бросил ее. Софья не глупа, однако, ей не хватает моральных сил, чтобы противостоять тем устоям, которые приняты в обществе. Ей не нравится Молчалин, но она принимает его ухаживания.

Чацкий, попав в такое общество, чувствует себя очень неуютно. Это человек, привыкший не скрывать своих эмоций, чувствующий ярко и страстно. Ему не комфортно в окружении тех, кто не искренен и не показывает свою настоящую душу. Чацкий, как натура пылкая, стремится вступать в спор с Фамусовым, Молчалиным и другими. Соперники не могут дать достойного ответа, однако, побеждают количеством. Это выводит Чацкого из себя. Ему неприятно, что злое и неправильное, держит верх за счет своего объема.

К концу комедии молодой человек полностью расстраивается и разочаровывается в том обществе, где он оказался. Александр Чацкий понимает, что один человек не может противостоять группе. Еще очень рано для наступления перемен, думает автор и отражает это в своем герое. Чацкий покидает Москву.

Таким образом, автор приходит к выводу, что общество выталкивает тех, кто думает иначе. Одному человеку, мыслящему прогрессивно, не справиться в такой ситуации.

Сочинение: Герой и эпоха в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(590 слов) А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума” (1824 г.) описал общественные тенденции, характерные для эпохи 1812-1825 года. В этот период в Российской империи, победившей великую армию Наполеона и прославившейся на мировой арене, начался подъем новых патриотических настроений. Поколению победителей хотелось коренных перемен в российской действительности. Вокруг сценариев развития страны стали образовываться тайные общества и кружки, которые учреждали и посещали люди вроде Чацкого или его высмеянного двойника в кривом зеркале — Репетилова. Но все они имели небольшое влияние на положение в государстве, потому что все еще была сильна консервативная часть дворянства — то самое «фамусовское общество», которое не было заинтересовано в переменах. Автор столкнул «век нынешний» и «век минувший», чтобы достоверно показать социальный конфликт, в котором на кону стояло будущее России.

Главный герой комедии Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий. Это герой-пропагандист, яркий представитель прогрессивной дворянской молодежи 10-20 годов 19 века. В его страстных обличающих монологах представлены все актуальные проблемы его времени, которые герою не терпится решить. Он выражает протест против крепостного права на основании его аморальности и несоответствия современным реалиям. Он осуждает невежество дворянства и его тягу ко всему иностранному. В его речах отводится особое место карьеризму, блату, «прислуживанию», которые вытесняют реальный труд и способствуют деградации социальных институтов. К сожалению, это не просто брошенные на ветер упреки. Каждому слову Чацкого, осуждающего свою эпоху, находится подтверждение в тексте. Так, Скалозуб и Фамусов винят просвещение во всех своих бедах и мечтают сжечь книги. Павел Афанасьевич в качестве назидания рассказывает Чацкому историю успеха Максима Петровича: тот пару раз специально поскользнулся и упал, чтобы развеселить царицу и заслужить выгодные должности. Этот же бесчестный путь Фамусов без тени сомнений рекомендует своему гостю. Именно за такого «ловкого» человека он готов отдать свою дочь. А сама Софья подтверждает слова Александра о слепом потакали иностранной моде. Увлечение французскими романами делает ее уязвимой и предсказуемой для карьериста Молчалина, который завоевывает ее сердце умением сыграть героя французской любовной прозы. Однако все эти особенности консервативная часть общества не замечает: косность и праздность ума вытеснили все способности к рефлексии и самокритике. Это основная проблема фамусовского окружения — они могут увидеть и признать свои же собственные недостатки и живут в счастливом неведении, в то время как Чацкий получает лишь горе от своего ума. Он-то видит, что такими темпами Россия превратится в отсталую рабовладельческую страну, где у светлых начинаний не будет возможности для реализации.

Некоторые критики (например, А.С, Пушкин) отказывали Чацкому в наличии ума, раз он не видит, что его слова ни к чему не приведут. Однако его попытку вразумить фамусовское общество можно трактовать по-другому. Он только что вернулся из-за границы и не знал, в каком состоянии пребывает дворянство. Александр хотел разобраться и смог сделать это, показав нам особенности своей эпохи. На сознательность и ясность мыслей Чацкого указывает то, что он не спешит впадать в другую крайность — огульное осуждение всего и вся. Он прерывает болтовню Репетилова, увлеченного неизвестным, далеким идеалом и бессмысленно отрицающим “законы, совесть, веру”: “Послушай, ври, да знай же меру!” Чацкий требует службы “делу, а не лицам”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Он не смешивает веселья или дурачества с делом, как Молчалин. Чацкий тяготится среди пустой, праздной толпы “мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков”. Он отказывается преклоняться перед их авторитетами, которые “пред всеми знали почет”, в “чины выводили и пенсии давали”, но “когда же надо было подслужиться”, и они “сгибались вперегиб”. Таким образом, у него есть конкретные идеалы, цели и претензии, а абстрактные жалобы на то, что все плохо.

Таким образом, эпоха начала 19 столетия в России описана А.С. Грибоедовым ярко и образно через диалоги и монологи героя — Чацкого. Именно он стал нашим гидом в «фамусовском обществе» и пролил свет на истинное отношение консервативной части дворянства к важнейшим вопросам того времени.

Автор: Ирина Пегова

Пример 2

Чтобы разобраться в идейном содержании комедии “Горе от ума” необходимо понять предпосылки написания такого произведения. Последние правки Грибоедов вносил в 1824 году, незадолго до восстания декабристов. К этому времени в воздухе уже витали новые веяния и желание молодых изменить свою родину, избавиться от нерушимых канонов жизни аристократического общества, которое не давало России двигаться вперед в своем развитии.

Ярким представителем такого общества в комедии становится Фамусов. Его речь пестрит доказательствами скудоумия и своеобразного патриотизма. Для Павла Афанасьевича неприемлемо все иностранное, без разбора на нужное и бессмысленное. Он просто не способен расширить границы своей жизни, своих знаний. Фамусов сетует на “вечных французов”, которые губят сердца и карманы: “Оттуда моды к нам, и авторы, и музы”. Ворчит он и о приезжих учителях: “Дались нам эти языки! Берем же побродяг…”

Действительно, погоня за всем французским в какой-то момент приобрела в России небывалые масштабы и даже комичную форму. Состоятельные люди приглашали для обучения своих детей профессионалов, а те, кто не готов был платить хорошо, зачастую нанимали в качестве гувернеров французов из простонародья, самих с сомнительным образованием. Важно было сохранить лицо, жить как все: “Чтоб наших дочерей всему учить, и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам”. Результат такого образования можно наблюдать прямо во время приема в доме Фамусова. Молодые девицы глупы, все, что умеют это жеманничать, обсуждать фасоны шляпок и приглядываться к женихам с состоянием. Фамусов даже обозначает главный признак патриотизма у дам: “К военным людям так и льнут, а потому что патриотки”.

Чацкий метко подмечает про смешенье языков “французского с нижегородским” даже на съездах и больших приходских праздниках, намекая на бессмысленное копирование чужой культуры.

Через московское барское общество Грибоедов пытается раскрыть все недостатки российского уклада жизни, которому пора меняться. В мире, где царит чинопочитание, лицемерие, взяточничество, безделье и нежелание учиться, нет будущего. Чацкий с его резкими суждениями и метким высмеиванием обывателей гостиных должен разбудить неповоротливую, архаичную Россию. Его дело продолжат декабристы уже в 1825 году, а пока только они и принимают восторженно выход комедии в свет.

Чем современна комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Комедия Грибоедова «Горе от ума» как и любое другое великое произведение, остается и будет оставаться актуальной еще долгие годы.

Вопросы, которые поднимает автор в этой комедии близки и понятны современному читателю, а потому современна и сама комедия.

Прежде всего обращает на себя внимание образ Чацкого, бунтаря и возмутителя спокойствия, который мечтает изменить мир к лучшему, но не находит понимания у общества.

Разве мало сейчас таких же людей, которые критикуют власти, критикуют общество и его нравы, а при случае сразу кричат «карету мне» и исчезают.

Образ Софьи также актуален. Эта девушка выбирает себе в кумиры, влюбляется в человека, очень бедного как душой, так и талантами — Молчалина.

Но разве сейчас мало девушек, которые любят кого-то за то, что не видят до поры до времени его отрицательных черт?

А сам Молчалин, человек-игрушка, который готов преклонятся перед старшими по чину, готов терпеть обиды и унижения, ради карьеры и служебного роста. Это типичный клерк современного офиса.

И само преклонение героев перед чинами, наградами и богатством как было актуальным в те времена, остается актуальным и сейчас.

И когда мы читаем эту комедию и смеемся над ее персонажами, мы ведь смеемся над самими собой. Что может быть более вечным, чем стремление людей «выбиться в люди»?

__________

В этой комедии автор поднимает темы вечные, которые актуальны всегда. Года проходят, но проблемы у людей все те же: все хотят жить хорошо, и многие готовы ради этого унижаться, пресмыкаться, всячески приспосабливаться. Люди ищут легкие пути для достижения своей цели.

Если посмотреть на современную жизнь в целом, то она мало отличается от того, что описал Грибоедов. Главная цель многих людей — обогащение, и этой цели подчинена вся жизнь человека.

Он выбирает себе круг общения из тех, кто может быть полезен, кто пользуется влиянием. Чтобы приблизиться к этим людям, приходится забыть о гордости и достоинстве.

Все это прекрасно видит Чацкий. Он тот редкий человек, который не желает унижаться ради денег, славы и положения в обществе. Он готов работать и сам создавать свое светлое будущее. И сейчас есть такие, но часто над ними смеются и их не понимают. Ведь гораздо проще поклониться нужному человеку и получить то, что хочется.

Касается автор и темы любви между мужчиной и женщиной. Почему люди выбирают одних, а не других? Мелочный приспособленец Молчалин для Софьи предпочтительней благородного Чацкого. Ведь он и удобнее, спокойнее, надежнее. Очень современная ситуация.

В чем актуальность комедии «Горе от ума» в наше время?

Много времени прошло после написания комедии. В России не один раз сменился общественный строй. Технический прогресс кардинально изменил жизнь людей.

А вот проблемы, поднятые Грибоедовым в комедии, никуда не исчезли. Все так же актуален конфликт поколений.

Многие пожилые люди болезненно воспринимают новшества, им бы хотелось жить в привычном для них мире, трудно им приспосабливаться к переменам.

А среди молодых есть бунтари, презрительно относящиеся ко всему старому, мечтающие все переделать и конфликтующие с устоявшимся порядком.

Все так же есть немалое количество людей, ради карьеры и благополучия готовых на все. Для них любые средства хороши, лишь бы достигнуть желаемого.

Не потерял актуальности и конфликт между родителями и детьми. Многие родители и сейчас пытаются решать за взрослых детей, как им жить. Вмешиваются в их жизнь, искренне полагая, что лучше знают, что им нужно для счастья.

А любовный конфликт будет существовать всегда, пока живет человечество.

  • Автор: А. С. Грибоедов
  • Произведение: Горе от ума
  • Это сочинение списано 48 033 раз

Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы.

Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького.

Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего создателя. Несмотря на то, что рукопись была подвергнута царской цензуре, народ России оценил ее по достоинству – комедией восхищались как простые люди, так и представители знати.

Комедия вскрывает все язвы и пороки, которыми страдала Российская империя, в первую очередь крепостное право.

Главным героем является Александр Чацкий – личность сколь яркая, столь же и трагичная.

Что позволило небольшому произведению войти в число бессмертных творений пера? Во-первых, живой стиль написания, острая критика всего дурного и уродливого, что было в те времена. Почти каждая фраза книги стала крылатой и прочно вошла в современный язык.

Живой язык — всего лишь одно из многочисленных достоинств книги, которых у нее много.

Борьба сердца и разума и ее влияние на протекание идейных баталий является центральным моментом в комедии. Ведь главный герой пронзен стрелой Амура, что мешает ему трезво оценивать ситуацию. Его эрудиция и блестящий интеллект оказались не в силах заметить изменений, произошедших в его возлюбленной Софье. Эмоции ослепили Чацкого, заставив его выглядеть умалишенным в глазах общества.

Прочитав комедию, читатель сочувствует Чацкому, разделяя его душевные муки.

Прошло почти два века, а воз и не двинулся. Современные Молчалины, Скалозубы и иже подобные по прежнему на вершине власти. А достойные люди вынуждены упорно бороться за место под солнцем.

Златой телец правит балом сегодня – власть и наличие миллионов в банке ценятся выше, чем духовое развитие. Быть сегодня интеллигентом означает обречь себя на трудности.

Последний крик души героя пронзает читателя до глубины сердца и можно лишь восхищаться пророческим даром Грибоедова, предвидевшего будущее. Больно видеть, что за 174 года общество не поменяло своих приоритетов.

В чем причина такой инерции, сохраняющейся веками? Один из героев – Фамусов видит ответ в том, безумцев стало больше, чем когда либо. Безумны и они сами, и дела что они творят, и убеждения, которым следуют.

Эта комедия будет актуальной всегда, пока в России не поменяется отношение к культуре и образованию – двум столпам морального развития.

Скрытый смысл «Горя от ума» призывает людей бороться с тьмою – невежеством, равнодушием к проблемам и косностью мышления.

Для нынешней молодежи важней всего следовать принципам Чацкого в отношении образования и своей деятельности. Чацкий умел веселиться, когда отдыхал, а вот в делах был серьезен и призывал никогда не смешивать веселье и работу.

Посмотрите эти сочинения

  • Тема ума в комедии «Горе от ума» Само название комедии «Горе от ума» знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум — синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия — это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы «Горе уму», которое писатель потом заменит на «Горе от ума». Ещё […]
  • Характеристика героев «Горе от ума» (таблица) Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» — знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
  • Мой Чацкий (сочинение) Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: «Какой же он, Чацкий»? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
  • Смысл названия комедии «Горе от ума» Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
  • Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» (сочинение) Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
  • Почему Чацкий обречен на одиночество (сочинение) «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
  • Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в таблице А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
  • Сцена бала в доме Фамусова Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
  • Женские образы в комедии «Горе от ума» (сочинение) В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
  • Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума» ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
  • Фамусовская Москва (сочинение) Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
  • Смысл названия комедии Грибоедова «Горе от ума» (сочинение) Само название комедии парадоксально: «Горе от ума». Первоначально комедия носила название «Горе уму», от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы — «перевертыш» русской пословицы: «дуракам счастье». Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб… …А? как по-вашему? по-нашему — смышлен. И сам […]
  • «Горе от ума» (сочинение) Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» — «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
  • Жанровое своеобразие пьесы «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
  • Софья начертана неясно (сочинение) В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
  • Новаторство и традиции в комедии «Горе от ума» Знаменитая комедия АС.Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к «высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии «Горе от ума», удачно сочетающей […]
  • Век нынешний и век минувший (таблица) Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
  • «Молчалины блаженствуют на свете» (сочинение) Молчалин — характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно «-с». К Фамусову — почтительно, к Хлёстовой — льстиво, вкрадчиво, с Софьей — с особой скромностью, с Лизой — не стесняется в выражениях. Особенно […]
  • Молчалин в комедии «Горе от ума» (сочинение) Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
  • Фамусов и его окружение (сочинение) При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что — чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом— презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

  • Темы сочинений по слову о полку игореве 9 класс список с планом
  • Темы сочинений по творчеству горького 11 класс в формате итогового сочинения
  • Темы сочинений по творчеству блока есенина маяковского в 11 классе
  • Темы сочинений по станционному смотрителю 7 класс по плану
  • Темы сочинений по творчеству гоголя 10 класс петербургские повести