Темы сочинений по творчеству гоголя 10 класс петербургские повести

Перед вами прекрасное сочинение, речь в котором идет о петербурге, каким его представлял гоголь. петербургские повести гоголя новый

Перед вами – прекрасное сочинение, речь в котором идет о Петербурге, каким его представлял Гоголь.

«Петербургские повести» Гоголя — новый взгляд на город.

Сегодняшнее писательское искусство признает Н.В. Гоголя своим наставником. Он был один из выдающихся деятелей русской прозы. Смех в его творчестве соединен с трагическими потрясениями. Хотя его произведения отличаются красочностью языка и простотой сюжета, сам Гоголь был человеком, постоянно удивляющим и немного таинственным. Его «Петербургские повести» оказали огромное влияние на развитие культуры в России. Русской литературе северная столица виделась «фантастическим» городом: в его едином образе совмещались и переходили друг в друга очень противоположные облики — величие и ничтожество, красота и блеск императорского окружения и темная жизнь бедняков. Мы видим, читая повести Гоголя, как это противоречие разрастается, получая все новые оттенки в красивых эпитетах и образных гиперболах.

«Записки сумасшедшего» — это единственное в творчестве Гоголя произведение, написанное как исповедь, как рассказ героя о себе. Он ведет свой внутренний монолог, «говорит сам в себе», во внешней же жизни он другой. Перед генералом и его дочкой, он хотел бы много сказать и спросить, но никак не мог. Это различие его внутреннего и внешнего мира сводит его с ума. Героя мучает вопрос о собственной самооценке. Так как никто за ним таковой не признает, он должен выяснить это для себя сам. Разглядывая свои достоинства и недостатки, Поприщин разговаривает сам с собой. Вот, например, его игривое замечание:

«Что это за бестия наш брат чиновник! Ей-богу, не уступит никакому офицеру, пройди какая-нибудь в шляпке, непременно зацепит».

Этот тон легкой пошлости, думает наш персонаж, должен показывать, что «все у меня в порядке, и я большой любитель до шуток«. Но это не настоящий Поприщин. Он только хотел бы быть таким. На самом же деле замечания его слишком резки, в них чувствуется неуверенность, которая его выдает. Многие мысли автора записок кажутся грубыми, но ведь таким и звучит для него тон независимого человека, которым пытается себя считать.

В отличие от других произведений Гоголя, в «Записках сумасшедшего» прямо слышится в каждом слове пошлость и трагизм — две краски петербургского мира. В попытке оценить себя Поприщин руководствуется только ценными для себя понятиями: чин и звание. Поэтому он стремится поближе «рассмотреть жизнь этих господ» и в сладкой мечте фантазирует, что «станем и мы полковником и заведем себе репутацию». Но его «бедное богатство» достается камер-юнкеру, и Поприщин пытается вдуматься глубже:

«Отчего происходят все эти разности? Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?».

Вмиг перепрыгнуты, все мечты о том, чтобы быть полковником. Для Поприщина теперь они мелки и незаметны. Герой ставит себя над теми, кто в жизни выше его. Его рассуждения об исполинских делах» и есть сумасшествие. Но именно поэтому на испанском короле записки и заканчиваются.

Заключительный монолог — уже не речь прежнего Поприщина, а лирика Гоголя. Сознание человеком своего несчастья рождает у Гоголя любимый образ дороги, тройки и колокольчика.

«Дорога мчит через весь свет, в каких-то космических далях; куда несет она человека? Взвейтесь кони и несите меня с этого света!».

Так разрешаются поиски бедным человеком своего места в мире: не титулярный советник, и не полковник, и не испанский король, а «ему нет места на свете!».

Все повести петербургского цикла составляют истинную художественную энциклопедию чиновничьей жизни и психологии. В них вырастает монументальный образ гоголевского Петербурга, где личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения. Здесь властвует сила чина, нивелирующая личность. Чин для Поприщина является некоей, великой ценностью, критерием справедливости и счастья. Освободившись от этой иллюзии, бедный Поприщин открывает новую истину:

«Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам».

Негодуя на такую несправед­ливость, больная душа героя рождает воображаемую месть с помощью воображаемого достижения власти (он становится королем Испании), месть виновникам всех несчастий и несправедливостей в мире, «чиновным отцам», «патриотам», которые «мать, отца, бога продадут за деньги, честолюбцы, христопро­давцы!».

Всеобщая обезличенность чинов для Гоголя — некий глобальный социальный закон. Он губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом хочет предупредить человечество Гоголь. Все страшные последствия этого явления показывает нам великий классик-реалист, изображая с критической беспощадностью героев петербургских повестей. Он «первый представил нас нам в настоящем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими” — этим, считал Чернышев­ский, Гоголь осуществлял великую художественную функцию литературы- двигать «вперед свою нацию».

Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на
хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького
человека» в «Петербургских повестях»

Уроки 27-28. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские
повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя.
«Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

УРОКИ 31-32
Развитие речи.
Контрольное сочинение

по творчеству Н. В. Гоголя

Цель:


учить работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу,
опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; воспитывать стремление
к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
портрет Н. В. Гоголя, черновые варианты сочинений, запись на доске, приложение.

Тип уроков:
урок развития речи; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных
произведений Н. В. Гоголя, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

«Под сенью дружных муз…»:

работа с портретами Н. В. Гоголя

и воспоминаниями современников о его внешности

У ч и т е л ь.

Чтобы понять душу Гоголя, а следовательно, и его произведения, давайте ещё раз обратим внимание на портреты этого уникального человека
и неординарного писателя. Что особенного заметили вы в нём, о каких свойствах души человека можно сказать, глядя на эти портреты? Сопоставьте их
с воспоминаниями современников о внешности Н. В. Гоголя (раздаточный материал; см. «Портреты Н. В. Гоголя»).

Карточка
«Его белокурые волосы… от висков падали прямо… от его покатого, гладкого, белого лба… так и веяло умом. В небольших карих глазах искрилась по
временам весёлость — именно весёлость, а не насмешливость; но вообще взгляд их казался усталым… Какое ты умное, и странное, и больное существо! — невольно
думалось, глядя на него» (И. С. Тургенев).

«Многим из читателей, не знавшим Гоголя лично, может показаться странным, что этот художник, заставлявший всю Россию смеяться по своему произволу, был
человек самого серьёзного характера, самого строгого настроения духа… Как на нравственный подвиг, требующий чистого деятеля, смотрел он на
свои литературные труды и неутомимо работал над личным нравственным усовершенствованием» (И. С. Аксаков).

«Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в тёмно-коричневое длинное пальто… Его длинные каштановые волосы
прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие тёмные шелковистые усики чуть прикрывали полные красивые губы, под которыми была
крохотная эспаньолка. Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-нибудь смешное.
Длинный сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам, осторожным глазам что-то птичье, наблюдающее и вместе добродушно-горделивое…»
(Г. П. Данилевский).

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели уроков

Слово учителя

— Нам с вами уготовано жить в удивительное и трудное время — время переоценки ценностей, время болезненных перемен в общественной жизни, время
мучительных поисков духовных ориентиров, время утверждения утраченного в значительной мере национального самосознания. Труды Гоголя — настоящий
кладезь духовной мудрости, до сих пор скрытый под спудом. Действительно, как справедливо заметил К. В. Мочульский, «В нравственной области Гоголь был
гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её с пути Пушкина на путь Достоевского.
Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно-нравственный строй, её гражданственность
и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы».

Какой величественный пример для назидания даёт нам жизнь и творчество Н. В. Гоголя с его несравненным художественным даром и с его стремлением
к правде и к преображению жизни! Не понять нам Руси, её пути, её исканий и трагедии, если не поймём мы тайну крестного пути Гоголя, муку его души!

Силой художественного слова Гоголь заставляет биться в унисон миллионы сердец, зажигает в душах читателей благородный огонь милосердия.
Перед смертью Гоголь сказал: «Будьте живые, а не мёртвые души!» Этот обращение не только к его современникам, но и к нам, его потомкам.

IV. Работа над темой уроков

1. Постановка и решение проблемного вопроса

с привлечением фотоиллюстраций памятников Н. В. Гоголю в Москве

Скульптор Н. А. Андреев. Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре (1909).

Открытка почтовая. Москва. Фирма «Шерер, Набгольц и К». 1909-1910.

Скульптор Н. В. Томский. Памятник Н. В. Гоголю на Гоголевском бульваре (1952).

Открытка почтовая. Москва. «Госкиноиздат». 1952 .

У ч и т е л ь. Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одному и тому же
лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один —
общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой — несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце
концов своё творческое бессилие»,— писал Ю. Пелевин.

ДВА ГОГОЛЯ

Два Гоголя соседствуют в Москве.
Один над облаками дымной гари
Стоит победоносно на бульваре,
И план романов новых в голове.
Другой неподалёку, за углом,
Набросив шаль старушечью на плечи,
Сутулится, душою искалечен,
Больною птицей прячась под крылом.
Переселён он с площади за дом,
Где в тяжких муках уходил от мира,
И гость столицы, пробегая мимо,
Его заметит, видимо, с трудом.
Два Гоголя соседствуют в Москве,
Похожи и как будто непохожи:
От одного — мороз дерёт по коже,
Другой — сияет бронзой в синеве.
Толпой народ выходит из кино,
А эти две несхожие скульптуры —
Два облика одной литературы,
Которым вместе слиться не дано.
(А. Городницкий)

• Как выражает своё отношение к памятникам автор стихотворения?
• Знаете ли вы, где установлены эти памятники Н. В. Гоголю? При каких обстоятельствах?
• Какое впечатление производит на вас каждый из этих памятников?
• Работа какого скульптора соответствует вашему представлению о Н. В. Гоголе?
• Составьте устное сочинение-рассуждение, выразите в нём свои мысли и чувства.

Подсказка.
Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве открыт 26 апреля 1909 г. Открытие было приурочено к 100-летию со дня рождения
писателя. Гоголь изображён в тяжёлой задумчивости. Для писателя настал последний, кризисный период жизни. Он разуверился в правоте и благе своего
творчества и уже отрешился от жизни. Скульптор представил Н. В. Гоголя отчуждённым, надломленным и глубоко несчастным человеком на грани отчаяния.
Мастер воплотил в скульптурном образе концепцию творчества как драмы. Его произведение стало не только лучшим памятником писателю, но и одной из
лучших городских скульптур Москвы.

В 1936 году было принято решение правительства «О сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве». В 1952 г., теперь уже к столетию со дня смерти
писателя, на месте старого памятника поставили новый «правительственный вариант» скульптора Н. В. Томского, с торжественной надписью на постаменте:
«Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года». Скульптор тоже был Николай
Васильевич.

2. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
(запись на доске)

Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя

1. «Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” — закономерность или развитие темы “маленького человека”?».
2. «Размышления над страницами “Выбранных мест из переписки с друзьями” Н. В. Гоголя».
3. «Горьким словом моим посмеются…» (по страницам произведений Н. В. Гоголя).
4. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою…» (Н. В. Гоголь «Портрет»).

Комментарий.
Темы учитель записывает на доске и организует обсуждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

3. Консультация учителя: обращение к записи на доске
(или раздаточный материал)

Вспомогательный материал для написания сочинений

«Горьким словом моим посмеются…» — слова надписи на надгробии Н. В. Гоголя взяты из книги пророка Иеремии (гл. 20, ст. 8) и в каноническом
переводе звучат так: «Ибо лишь только начну говорить я — кричу о насилии, воплю о разорении, потому что Слово Господне обратилось в поношение мне
и в повседневное посмеяние». Н. В. Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь, согласно христианскому идеалу: «Поэзия — это незримая ступень
к христианству».

Как совместить эту высокую цель со смехом, с его даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством? Писатель видит один путь — это путь
любви. В этом феномен творчества великого русского писателя-гуманиста. Убеждённостью Гоголя в возможность преображения и бессмертия человека через
веру, любовь, красоту, творчество должны проникнуться ученики, прикасаясь к творчеству великого мастера.

План к сочинению

«Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” — закономерность
или развитие темы “маленького человека”?»

I. Изображение «маленького человека» — одна из основных тем русской литературы XIX в.
II. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя — развитие или закономерность?
 1. Судьба «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина («Станционный смотритель», «Медный всадник»).
 2. «Шинель» Н. В. Гоголя — закономерность и развитие темы «маленького человека».
 3. «Бедные люди» Ф. М. Достоевского — продолжение традиций и новый аспект в изображении «маленького человека».
III. «Всемирность и человечность русской души».

Тезисный план сочинения
«Размышления над страницами
“Выбранных мест из переписки с друзьями” Н. В. Гоголя»

I. «Выбранные места…» — одно из самых загадочных творений Н. В. Гоголя.
 1. Причины, побудившие автора обратиться к этой книге. «Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?»
 2. «…И всякий, и все друг друга готовы съесть, и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала…»
II. «…Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей…»

 1. Темы и жанр «Переписки…». Сочетание публицистической страстности с высокой художественностью.

 2. Спор Белинского и Гоголя об истинном пути России:

 а) «Брожение внутри не исправить никакими конституциями…» (Н. В. Гоголь);

 б) человек — «вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства» (Н. В. Гоголь);

 в) «опровергайте чужие мнения, несогласные с вашими, но не преследуйте их с ожесточением» (В. Г. Белинский);

 г) «литератор… вносит в души мира высшую примиряющую истину, а не ожесточение или ненависть» (Н. В. Гоголь).

 3. «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» (Н. В. Гоголь).

 4. «Гоголю суждено было круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии» (К. В. Мочульский).

III. «…Сердце моё говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна» (Н. В. Гоголь).

Памятка

«Определение роли портрета

в литературном произведении»

Чтобы научиться определять художественную роль портрета в литературном произведении, необходимо соблюдать пять правил:

1) необходимо найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя;

2) объяснить наличие этих особенностей в описании внешности героя;

3) найти, охарактеризовать и объяснить все другие портретные характеристики одного и того же героя. Если характеристик несколько, то они, как правило,
показывают происходящие с героем изменения — динамику образа героя;

4) портрет способен передавать внутренний мир героя;

5) следует соотносить характеристику героя, выраженную в портрете, с общим смыслом произведения, авторской идеей.

4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

Прочитать роман И. А. Гончарова «Обломов».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец сочинения
«Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” – закономерность
или развитие темы “маленького человека”?»

В литературном энциклопедическом словаре термин «маленький человек» трактуется как «обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что
они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное положение» (приниженность,
соединяемую с ощущением несправедливости, уязвлённую гордость). Поэтому «маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, «значительному
лицу». Развитие сюжета строится как история какой-либо обиды, несчастья, оскорбления. «Маленький человек» — человек униженный, бесправный, беззащитный,
одинокий, забитый, жалкий.

В русской литературе XIX в. прослеживаются общие приёмы типизации «маленького человека»: имя, портрет, поступки, сопоставления и противопоставления жизни
героев произведений в определённых ситуациях, а также отношение автора к своему герою. Проза А. С. Пушкина оказалась предтечей Н. В. Гоголя,
Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других писателей русской литературы.

Каждый из них ставит вопросы бытия, представляя авторскую концепцию мира и положение в нём человека. У героев произведений есть свои достоинства: доброта,
кротость, протестующее и примиряющее начало, горечь раздумий о своей судьбе.

Повестью «Станционный смотритель» фактически начат в русской литературе путь «натуральной школы», продолженной Гоголем. По этому пути пошли
затем многие русские писатели, в том числе и Ф. М. Достоевский. Личная трагедия «маленького человека» приобретает социальный характер.

Горечь раздумий А. С. Пушкина, протестующие и примиряющие начала нашли своё отражение в творчестве Н. В. Гоголя.

Герои «Станционного смотрителя» и «Медного всадника», «Шинели» близки при всём различии их характеров и самих произведений. Интонация сострадания объединяет
произведения Пушкина и Гоголя, их «чувствительность» и «лелеющая душу гуманность». Обман, одиночество и беззащитность «маленького человека», его
трогательный и жалкий образ «перешли» со страниц произведений А. С. Пушкина на страницы Н. В. Гоголя.

В. Г. Белинский отметил, что повесть «Шинель» — «одно из глубочайших созданий Гоголя». В отличие от Пушкина, Гоголь увидел в А. А. Башмачкине
страдающего человека, достойного большого сочувствия и сожаления, в его повести звучит протест против угнетения человека, протест против тех общественных
порядков, которые порабощают человека морально, духовно и материально.

У Н. В. Гоголя незаметная жизнь «маленького человека» оказывается лицом к лицу со всем окружающим его миром и даже всемирной историей. В надгробном слове
Акакию Акакиевичу Гоголь утверждает, что несчастие обрушивается на Башмачкина, «как обрушивалось на царей и повелителей мира…»

Герой «Шинели» — человек, который, кажется, не занимает никакого места среди людей. Его унизительное положение начинается прямо с имени, которое
означает «незлобливый», не способный обидеть другого человека. Он родился «против ночи». «Ребёнка окрестили, причём он заплакал и сделал такую гримасу, как
будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник», «…родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». У него
и слов нет, чтобы заявить о себе, так как высказывается только предлогами и частицами; лишь на «невыносимые шутки» чиновников он произносил фразу:
«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

Незрелая, с точки зрения Белинского, «манера» Девушкина «говорить» была новаторским приёмом, позволявшим осветить изнутри процесс становления личности,
утвердить достоинство «маленького человека».

Однако Акакий Акакиевич обладает «внутренним голосом». Ведь усмехнулся Башмачкин, рассматривая игривую картинку в витрине: «Остановился с любопытством
перед освещённым окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак,
обнаживши, таким образом, всю ногу… Акакий Акакиевич покачнул головой и усмехнулся, и потом пошёл своею дорогою».

Гоголь даёт понять, что и в жизни «маленького человека» есть таинственная глубина, закрытая от внешнего мира, как закрыты друг от друга петербургский
внешний мир и неизвестный внутренний мир Башмачкина.

Гоголь нигде не хочет подтвердить или опровергнуть показания своих персонажей, что таинственный мертвец — это Акакий Акакиевич. Для автора важнее
показать, что в жизни зло будет всё равно наказано. «В жизни часто торжествует зло — это правда… Чтобы зло оказалось злом, начальник Акакия Акакиевича
должен хотя бы на минуту почувствовать, что он не прав. Накажи его Гоголь, вышла бы скучная, нравоучительная сказка. Заставь переродиться — вышла бы
ложь»,— отметил А. И. Герцен.

«Шинель» — крупная веха в творческом пути Н. В. Гоголя, вершина петербургского цикла. Раскрыв трагическую судьбу «маленького человека», повесть
эта указала тем самым дорогу последующим писателям в изображении «униженных и оскорблённых».

«Мы все вышли из гоголевской “Шинели”». Говорил ли действительно эти слова Достоевский, неизвестно. Но кто бы их ни сказал, не случайно они стали
«крылатыми». Очень многое важное «вышло» из «Шинели», из петербургских повестей Гоголя.

И сегодня, и в будущем проблемы, поднятые великими русскими гениями, тема «маленького человека» — всё это остаётся и будет волновать умы поколений, так
как отношения личности и государства всегда злободневны. Это закономерное развитие темы, основоположником которой был А. С. Пушкин, а продолжателями — все
русские писатели, в том числе и Н. В. Гоголь.

__________________

Места, связанные с именем

Николая Васильевича Гоголя

Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но всё-таки есть несколько мест
на земле, которые были для него не только временным отдыхом в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, Сорочинец, без Петербурга, где он
стал писателем, Рима, Москвы. В Сорочинцах он родился, в Москве умер и похоронен. В Риме Гоголь прожил с перерывами десять лет, там написал
«Мёртвые души».

Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребёнок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир. Это правда. Мир Гоголя — это
не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.

Имение Яновщина-Васильевка Миргородского уезда

Музей-заповедник Н. В. Гоголя в селе Гоголево

Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гоголя.

Быт родового имения Гоголь изобразил позднее в повести
«Старосветские помещики». Неподалёку от Васильевки находилась и кочубеевская Диканька, с именем которой в свою очередь связан цикл ранних повестей Гоголя.

Нежин

В XVIII–XIX вв. Нежин был одним из важнейших центров просвещения и науки в Украине. В 1820 г. И. Безбородько основал Нежинскую Гимназию высших наук,
которая по уставу приравнивалась к университету.

В ХIХ в. в этой Гимназии высших наук получили образование Н. Гоголь, Е. Гребинка и много
других выдающихся людей Украины и России. Сейчас это — один из корпусов педагогического института.

Санкт-Петербург

В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они делают великие дела, ведут
великую борьбу со злом — и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная меблированная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде
быстро опустошающегося кошелька, казавшегося в Нежине неистощимым!

С 1831 до 1836 гг. Гоголь почти всё время жил в Петербурге. Это был период его самой усиленной литературной деятельности. Не считая разных журнальных статей
и неоконченных повестей, в эти годы он выпустил 2 части «Вечеров
на хуторе…» и подарил нам такие произведения, как «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Портрет», «Женитьба», «Ревизор», первые главы «Мёртвых душ».

Москва

В статье «Петербургские записки 1836 года» Гоголь сказал о двух столицах Русского государства — новой и древней: «Москва нужна для России; для
Петербурга нужна Россия…». Петербург, по словам Гоголя,— «немец, Москва — русская борода».

Первым постоянным обиталищем Гоголя в Москве был дом Погодина на Девичьем поле. Место Погодин выбрал тихое, патриархальное — как раз то, что
любил Гоголь. В его доме Гоголь продолжал работать над первым томом «Мёртвых душ».

Кремль — любимое место прогулок Гоголя. Он бывает здесь один, бывает и в обществе Берга, Островского, Анненкова. Гоголь любит бывать на Кремлёвском холме
и в дни гуляний, праздников, когда можно лучше рассмотреть московскую толпу, и в ранние часы после заутрени, когда пустынны каменные
плиты на тесной площади, обнесённой соборами.

Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее пристанище в Москве на Никитском бульваре в семье близких ему людей
— графа Александра Петровича Толстого и его супруги Анны Георгиевны.

Сегодня этот дом памятен тем, что здесь жил и умер великий писатель. Гоголь занимал две комнаты первого этажа: одна служила приёмной, другая, выходившая
окнами на Никитский бульвар,— кабинетом, который сообщался дверью с людской. Поэт Николай Берг вспоминает: «Здесь за Гоголем ухаживали как
за ребёнком, предоставив ему полную свободу во всём. Он не заботился ровно ни о чём. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет». Сейчас
в доме находится библиотека-музей «Дом Гоголя».

Рим

В Риме Гоголь был счастлив. Он провёл в Италии почти десять лет.

Писал из Рима: «Никогда я не чувствовал себя так погружённым в такое спокойное блаженство. Что за небо! Что за дни! Лето — не лето, весна — не весна, но лучше
весны и лета, какие бывают в других углах мира. Что за воздух! Пью — не напьюсь, гляжу — не нагляжусь. В душе небо и рай! Никогда я не был так весел,
так доволен жизнью».

Годы жизни в Риме — это годы писания «Мёртвых душ».

Абрамцево, имение Аксаковых

Гостеприимный дом в Абрамцеве посещали многие замечательные представители русской культуры той поры, но чаще других здесь бывал Гоголь,
знакомство Аксакова с которым состоялось летом 1832 г.

Аксаков высоко ценил талант писателя и испытал на себе влияние его творчества. С этих пор Гоголь всей душой был привязан к семье Аксаковых. Дружба их продолжалась
двадцать лет, до конца его жизни. Впервые он приехал в Абрамцево 14 августа 1849 г. Оно полюбилось ему.

«Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по
которой я должен был возвращаться домой»,— рассказывает С. Т. Аксаков.

Следующий урок: 33. Обзор: основные проблемы, характеристика прозы, поэзии, журналистики. Мировое значение русской классической литературы >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

Николай Васильевич Гоголь большую часть собственной жизни провел в Петербурге. Впервые в своей жизни он оказался там в возрасте девятнадцати лет. В декабре месяце 1828 года он приехал туда, был малоизвестным и даже больше – все его ранние произведения в то время не сыскали никакой популярности, а критики оценили их крайне негативно. Молодой писатель не отчаялся и не сдался, а за восемь последующих лет он стал очень известным, знаменитым во многих кругах и в 1836 году покинул Петербург. В дальнейшем он снова посещал свой любимый город, но уже бывал здесь не так долго, как самому хотелось бы.

Знакомство Гоголя с Петербургом


Впервые, когда юный писатель только приехал в Санкт-Петербург он жил мечтами о большем, что когда-нибудь придет время, когда он позволит себе снять квартиру с видом на красавицу Неву. Он уверен в том, что здесь-то его жизнь кардинально изменится и мечтает об этом все больше. Тем не менее, пока ему это не удается, ему приходится поселиться в скромном районе дома аптекаря Трута, а потом он переехал на известную Мещанскую улицу. Как сам писатель отзывается о ней, она была: «Улица табачных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф».
Собственно, писатель не теряет возможности поделиться собственными мыслями и насчет дома, где он проживает – дома каретного мастера Йохима. В своих письмах он говорит, что дом этот содержит в себе людей совершено разных сословий, здесь есть: 2-е портных, одна маршанд де мод, мастерская сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду, декатировщика и красильщика, кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку и др. В мыслях Гоголя город всегда был каким-то уникальным, идеальным, таким, который обладал притягательной, особой душевной атмосферой. Впоследствии Рим смог заменить Гоголю Петербург, но только отчасти. Все-таки он снова и снова возвращался на Родину. Несмотря на кажущуюся красоту, после Украины, Петербург оказался для Гоголя каким-то серым, тяжелым и мрачным, но своей атмосферы он от этого не утерял. Можно сказать, что писателя гипнотизировало именно величие Петербурга, из-за чего он старается практически не замечать всех его недостатков.

Реальное и фантастическое в петербургских повестях Гоголя (стр. 5 из 5)

Судьба и реальность – вот основная мысль Гоголя в «Шинели».

В шуточной неправдоподобной повести Гоголя есть большое общественное содержание.

Человек превращен в автомат. Это — результат бесчеловечности. Акакий Акакиевич окружен равнодушием, холодными насмешками; он вполне одинок; ни к кому не ходит, у него тоже никто не бывает. Кроме канцелярской бумаги его ничто не занимает. «Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице». Акакий Акакиевич никого не способен обидеть, он тих, безответен, но он тоже страшен: для него существует не человек, а бумага. Если обратиться к Акакию Акакиевичу по делу, требующему внимательной человечности, он останется либо глухим и непроницательным, либо окажется беспомощным.

Ему нельзя поручить работы, где требуется хотя бы только намек на самостоятельность. Однажды предложили ему написать отношение с небольшой переменой слов, — он весь вспотел и, наконец, попросил дать ему переписать что-нибудь другое.

Шинель заслоняет собой человека, он уже кажется к ней придатком. Шинель занимает целиком все помыслы Акакия Акакиевича; она уже нечто космическое; благодаря шинели он стал привлекать внимание сослуживцев. Мало того: когда с Акакия Акакиевича громилы сдернули шинель, чиновники, недавно изводившие его насмешками, пожалели его, то-есть, пожалели шинель, предполагали даже сделать складчину, но собрали безделицу, потому что еще раньше потратились на портрет директору и на книгу по предложению начальства. Такова власть вещи над человеком. Немудрено, что Акакий Акакиевич, ограбленный, лишенный мечты, смысла жизни, помирает, причем в предсмертном бреду ему мерещится шинель. «Исчезло существо, ничем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нес — терпимо обрушилось несчастье».

К Петербургским повестям условно можно отнести и «Коляску»: действие происходит в уездном городке, но Чертокуцкий и его превосходительство легко могут быть перемещены в галерею столичных типов. Только скука и тоска в городе. Пожалуй, чисто захолустные. Скука и тоска такие, что только и остается развлекаться разговорами о необыкновенных колясках. Они и подобные им вещи занимают внимание, делаются источником разных анекдотических провинциальных происшествий. Об одном таком смешном происшествии с непринужденной живостью и рассказано в краткой повести, скорее в юмореске. Чертокуцкий — сочетание Пирогова с будущим Хлестаковым. Генерал напоминает «одно значительное лицо», а когда Чертокуцкого видишь в коляске, спрятавшимся и согнувшимся, то коляска как бы совсем заслоняет собою человека, и вся сцена приобретает даже символическое значение господства вещи над человеком.

«Мне подавайте человека! Я хочу видеть человека, и требую духовной пищи»[6, c.120]. Но вместо человека — беззащитное существо, почти животное, несчастное и тупое; вместо человека «одно значительное лицо», существователь Пирогов, немец Шиллер, майор Ковалев, Чертокуцкий, генералы и камер-юнкеры, завладевшие всем, нужным человеку, людские подобия, плененные низменной действительностью, оскорбляющие высокий нравственный и эстетический мир, духовные кастраты, либо беспочвенные мечтатели Пискаревы, сумасшедшие Поприщины.

Неужели художник отныне прикован только к ним, осужден изображать только их? А где же люди-герои, самоотверженные носители правды и истины, где подвижничество, напряженная духовная жизнь? Где идеал? Эти вопросы поставлены Гоголем в «Портрете». Кстати: какие все «вещественные» заглавия: «Невский проспект», «Шинель», «Коляска», «Нос», «Портрет».

В заключение можно отметить, что в Петербургских повестях с огромной силой раскрывалось обличительное направление творчества Гоголя. Возомнив себя испанским королем, Поприщин с презрением отзывается о всесильном директоре: «Он пробка, а не директор». Больше того, Поприщин считает себя ничуть не хуже самого Николая I. Встретив на Невском «государя-императора», он лишь для формы, чтобы соблюсти инкогнито, снял шапку.

Даже бессловесный Башмачкин в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова», которые непосредственно следовали за обращением «ваше превосходительство».

Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание».

Мы видели, что во всех Петербургских повестях реально-бытовой сюжет осложнен фантастическим элементом. Привидение, в котором был узнан недавно скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания». В один прекрасный день кара постигла и самое «значительное лицо». И хотя он отделался всего лишь потерей шинели, но потрясение его было столь велико, что он «чуть не умер».

Подобные решительные поступки совершаются в произведениях Гоголя не только сумасшедшими или в форме фантастического происшествия. Вспомним хотя бы знаменитую сцену избиения самодовольного поручика Пирогова мастеровыми. Любопытно, что много лет спустя Достоевский, перепуганный резким обострением социальных противоречий в России, сослался в «Дневнике писателя» на этот эпизод и назвал его «пророческим»: «Поручик Пирогов, сорок лет тому назад высеченный в Большой Мещанской слесарем Шиллером, — был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее…»[9, c.128].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение курсовой работы можно сделать выводы.

В Петербургских повестях Гоголя идет своеобразное переплетение фантастического и реального плана, причем реальный план воплощается в известной уже ранее форме слухов.

Многие критики отмечали, что повесть «Нос» — ярчайший образец гоголевской фантастики, пародия, прекрасная насмешка над всеми современными предрассудками и верой в сверхъестественные силы.

Таким образом, фантастические элементы в творчестве Н. В. Гоголя — это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни.

Фантастическое у Гоголя отнюдь не внешний прием, не случайное и не наносное. Удалить фантастичное — повести распадутся не только сюжетно, но и по своему смыслу, по своей идее. Злая, посторонняя сила, неведомо, со стороны откуда-то взявшаяся, разрушает тихий, безмятежный, стародавний уклад с помощью червонцев и всяких вещей, — вот в чем этот смысл. В богатстве, в деньгах, в кладах — что-то бесовское: они манят, завлекают, искушают, толкают на страшные преступления, превращают людей в жирных скотов, в плотоядных обжор, лишают образа и подобия человеческого. Вещи и деньги порой кажутся живыми, подвижными, а люди делаются похожими на мертвые вещи.

Резко критикуя дворянское общество, его паразитизм, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведения Гоголя объективно возбуждали мысль о необходимости иной жизни, иных социальных порядков. Как говорил в подцензурных условиях Белинский о Петербургских повестях, «грязная действительность» наводила читателей «на созерцание идеальной действительности».

Петербургские повести явились важным этапом в идейном и художественном развитии Гоголя. Вместе с «Миргородом» они свидетельствовали о зрелом мастерстве писателя и его решительном утверждении на позициях критического реализма.

В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии.

Особенность гоголевской фантастики в том, что она основана на сближении людских персонажей с «нечистой силой».

Петербургские повести знаменуют обращение писателя от мелко- и средне-поместной усадьбе к чиновному Петербургу. Мастерство Гоголя сделалось еще более зрелым и социально направленным, но в то же время и еще более мрачным. Усилились острота пера, сжатость, выразительность, общая экономность в средствах. Замысловатый и фантастический сюжет уступил место анекдоту, манера письма стала более прозаической.

Потерпели крушение мечтания о полезной государственной службе, о педагогической деятельности. Однако, многое, было и достигнуто. Гоголь выбился из безвестности, из «мертвого безмолвия», из миргородского и нежинского захолустья. Он на короткую ногу знаком с Пушкиным, с Жуковским, принят сановным Петербургом. У него восторженные почитатели. Не только известен, он прославлен. С.Т. Аскаков рассказывает: московские студенты приходили от Гоголя в восхищение и распространяли громкую молву о новом великом таланте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анненский И. О формах фантастического у Гоголя, — М.: Наука, 1979.с.22

2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, — М.: Академия наук СССР в 10 т., 1981г.

3. Бурков И.А. Николай Гоголь, — М.:Просвящение, 1989. – 549с.

4. Виноградов В.В., Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. «Материалы и исследования по истории русского литературного языка», М.:Просвящение, 1953, т. III.

5. Герцен А.И. Полное собрание сочинений и писем [Текст]. Т. 6. 1850-1851. н. 492 — 546 / А. И. Герцен. — Пг. : Литературно-Издательский Отдел Народного Комиссариата по Просвещению, 1919. — 723 с.

6. Гоголь Н.В. Избранное, — М.: Просвящение, 1988. – 384с.

7. Гоголь Н.В. Избранное, — СПб.:Питер, 2000. – 653с.

8. Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М.: Просвещение, 1982. – 976 с.

9. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. М., 1929, т. III.

10. Лочин Ю.В. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 2005. – 352 с.

11. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М.: Знание, 1980. – 198 с.

12. Мажинский С. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1971. – 437 с.

13. Малиновская И.Р. Слово классика, — Мн.: Вышэйшая школа, 2005. – 202с.

14. Машинский С. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современниках. М.: Просвещение, 2005. -367 с.

15. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. Л.: Эхо, 1984. – 158 с.

16. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество, — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. – 692с.

17. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. М.: Просвещение, — 580 с.

18. Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь, — М.: Высшая школа, 2000. – 197с.

19. Тихонравов Н., Заметки о словаре, составленном Гоголем. «Сборник Общества любителей российской словесности», М. 1891, стр. 113—114.

20. Храпченко М.Б. Творчество Гоголя.- М.: Академия наук, 1954. – 432 с.

21. Ящук И.П. Русская литература, — М.: Гардарика, 2000. – 596с.

Петербург и Гоголь

В творчестве Гоголя Петербург появляется регулярно. Это, пожалуй, один из самых ярких, важных мотивов в его произведениях. Николай Васильевич упоминает о Петербурге: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии «Ревизор», в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ», в цикле петербургских повестей. Неплохое впечатление писателя о Петербурге можно увидеть в произведении «Ночь перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, окна обратили на него свои бесчисленные очи…». Таким образом писатель как бы говорит нам о городе-сказке, обладающим неведанными чудесами, неповторимыми красотами, с дворцами и различными садами. Вместе с этой красотой писатель рассказывает о Петербурге, как о некоем призрачном городе, где все довольно зыбко, люди, не замечают друг друга.
Можно сказать, что этот город для него одновременно обладает какой-то притягательной красотой, но и безобразием, имеет в себе что-то величественное и в то же время низкое. Писатель совершенно уверен в том, что в этом городе с легкостью может происходить что-либо невероятное и удивительное, в частности, например, нос майора Ковалева, который живет своей жизнью, отдельно от своего владельца и чувствует себя вполне неплохо.

Писатель не упускает возможность рассказать читателям и о бюрократической «машине», но, конечно, использует для этого сугубо сатирическую форму. На секрет, что сам основатель Петербурга – Петр Первый предпринял первые шаги, создав табель о рангах. У Гоголя по красочным и шикарным улочкам Петербурга ходит несчастный, обделенный самой жизнью чиновник по имени Акакий Башмачкин. Именно бюрократия и чиновники доводят героя до состояния полнейшего отупления. Герой знакомится с оборотной стороной города, которая, как можно догадаться, совсем ему не по вкусу. Петербург – город контрастов, где каждому намного тяжелее будет голодать, нежели чем заработать себе денег на шинель. Башмачкин же и погибает от рук этой самой бюрократической машины, после встречи с неким значительным лицом. Таким образом писатель ставит окончательную точку над самым страшным, что происходит в Петербурге – здесь все его красоты выставлены на показ, зато вот его грязь скрыта далеко, но абсолютно каждый может с легкостью познакомиться с нею поближе и устрашиться от этого.


Собственно, тема контрастов Петербурга раскрывается и в другом произведении Гоголя – повести «Невский проспект». Этот аспект в повести рассказывается еще лучше, глубже. Писатель, в самом начале произведения восхищается величественностью Петербурга, его красотами. Он буквально восклицает, что нет ничего лучшего, нежели чем Невский проспект, как минимум в самом этом городе. Гоголь рассказывает, что герой повести видит только мелькающие усы, различные шляпки, рукава и сюртуки, зато за всем этим не заметно ни одного лица. Писатель пытается подчеркнуть отсутствие души в этом мире, в городе, что остались только те «шляпки», а сам живой человек где-то пропал, бесследно исчез.

Великолепие города, красота самих людей, все самое хорошее, что есть в городе – оно выставлено на показ и это заметит каждый, причем невооруженным глазом. За всем этим прячутся грязные дворы, подвалы, беднота, множество публичных домов. В конце произведения мысли героя изменяются на прямопротивоположные. Если раньше Невский проспект для него олицетворял нечто красивое, даже в какой-то мере благородное, о теперь он просто старается получше укутаться в собственном плаще, когда прогуливается по нему. Он старается не взирать даже глазком на окружающие его здесь предметы, ибо все, что есть вкруг – ложь, фарс, обман и обычная мечта, которая, скорее всего, никогда не сбудется. В произведении «Шинель» нам рассказывают о простом человеке, который имеет лишь одну, простую мечту и именно ради нее он идет наперекор самому себе – служит в департаменте. Конечно, ему удалось добиться своей мечты, благодаря своему терпению, но и порадоваться приобретению долго ему не получилось. Виноваты во всем те же чиновники – «люди с усами» отобрали его мечту и именно таким образом Петербург на своих беспредельных просторах погубил еще одного «маленького» человека.

Как ни было бы это странно, но Гоголь нашел свой «приют» далеко не в Петербурге. Он нашел его в Риме и именно здесь он понял, что вот – это город его мечта, тот, о котором он так много думал. В Риме же он проводит большую часть своего времени, начиная с 1836 года. Здесь же он по большей части пишет свои самые популярные и известные произведения. В Петербург же он возвращается лишь за тем, чтобы представит миру свои детища, и вновь понять то, как он был раньше не прав, что Петербург – иллюзия. Сам же Гоголь, после поездки в Рим, говорил: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось». Только в Риме он смог по-настоящему проснуться, нашел свою мечту и наконец-таки перестал гоняться за призраком.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

Уроки 54–55 Н. В. ГОГОЛЬ. «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ»

29.03.2013 24399 0

Уроки 54–55 Н. В. Гоголь. «Петербургские повести»

Цели:

расширить знания учащихся о творчестве Гоголя путем знакомства с произведениями из сборника «Арабески»; выделить основные темы, конфликты повестей «Невский проспект», «Шинель»; рассказать учащимся, что нового внес писатель в изображение Петербурга, как развивается тема «маленького человека» в произведениях Гоголя; сформировать представление о наиболее характерных художественных приемах, своеобразной писательской манере Гоголя.

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

В сборник Н. В. Гоголя «Арабески» (1835) наряду с критическими статьями по истории, литературе и искусству вошли произведения: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». Позже в журнале «Современник» появился рассказ «Нос» (1836). Повесть «Шинель» впервые была опубликована в собрании сочинений Гоголя в 1842 г.

Все эти произведения объединяются в одно целое общей темой, определенной писателем как «столкновение мечты с существенностью» (действительностью). События происходят в Петербурге – столице Российского государства.

На этом основании произведения Гоголя стали называться «Петербургскими повестями». (Такое название появилось в критике уже после смерти писателя.)

Гоголь жил в Петербурге с 1828 г. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал», – сообщал он матери. Гоголь вынужден был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов. «Жить здесь не по-свински… несравненно дороже, нежели предполагал», – писал он родным. Глубоко отрицательные впечатления, вызванные жизнью писателя на берегах Невы, в значительной мере сказались в «Петербургских повестях».

II. Беседа по повести «Невский проспект»

(1835).

А. С. Пушкин:

«Он [Гоголь] издал «Арабески», где находится его «Невский проспект», самое полное из его произведений… Гоголь идет… вперед».

В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) отметил художественную глубину «Невского проспекта», повести, «отразившей противоречия, контрасты и полярные противоположности русской жизни».

Вопросы:

1. Чем привлекает Невский проспект? Перечислите предметы и детали, с помощью которых определяется положение человека в обществе. (Невский проспект – это место, где «пахнет одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук…»

[3, с. 6–8]. Торжествует «овеществление человека». Бездуховный мир рассыпался на детали, на вещи.)

2. Какие контрасты можно наблюдать «здесь в течение суток»? («Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!»

«О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…»

[3, с. 39]. За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города.)

3. Расскажите о судьбах художника Пискарева и поручика Пирогова. Какие чувства вызывают эти герои? (Перед восторженным мечтателем Пискаревым предстала «вся низкая, вся презренная жизнь, – жизнь, исполненная пустоты и праздности…»)

4. Чем можно объяснить противоположность судеб Пискарева и Пирогова? Не представляет ли повесть «Невский проспект» соединение двух произведений?

Композиция повести, вероятно, должна выразить внутреннюю связь внешне разделенных сюжетных линий.

Петербург. В мире такой город единственный. Но как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.

Гоголь «вскрывает социальный контраст сюжетных линий, что и является идейной основой композиционного единства повести «Невский проспект»» [15, с. 609].

III. Рассказ о замысле «Шинели».

Замысел, по-видимому, возник в 1836 г. до отъезда Гоголя за границу. П. В. Анненков в своих воспоминаниях рассказал об истории, которая стала «зерном» будущей повести. «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни… Все смеялись анекдоту, …исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его «Шинель», и она заронилась в душу его в тот же самый вечер»*.

IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).

В. Г. Белинский:

«Шинель» – одно из глубочайших созданий Гоголя».

Ф. М. Достоевский:

«Мы все вышли из «Шинели» Гоголя».

Беседа по вопросам:

1. Расскажите о Башмачкине и его службе в канцелярии. (Гоголь в повести «Шинель» продолжает тему «маленького человека», расширяет и усиливает социальное звучание этой темы. Башмачкин – «вечный титулярный советник», готов всю жизнь переписывать бумаги. В «переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

«Молодые чиновники подсмеивались над ним… рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории… сыпали на голову ему бумажки…»

[15, с. 122].)

2. Как реагировал на насмешки и унижения Башмачкин? («Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

[15, с. 123].)

3. С какой целью Гоголь ввел в повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию?

(«Я брат твой…» Идея братства людей независимо от их социальной принадлежности – одна из чистых, светлых идей.)

4. Расскажите о мечте Башмачкина; о работе портного Петровича, еще одного «маленького человека».

5. Чтение эпизода ограбления Башмачкина. (Наивысшая радость жизни героя – шинель – оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.)

6. Почему Акакий Акакиевич не нашел помощи у частного пристава, у «значительного лица»? (Автор говорит о равнодушии и бесчеловечности, которые порождаются социальной системой. «Значительное лицо» – ничтожество, но оно может распоряжаться судьбами людей, а внимание и доброта – эти качества не предусмотрены служебными отношениями.)

7. Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?

8. Кто же такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный сочувствия и уважения?

Воссоздавая трагедию «маленького человека», Гоголь пробуждает к нему чувство сострадания. Автор призывает к человечности, к социальному гуманизму. По словам А. И. Ревякина, «дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего» Башмачкина [12].

Н. В. Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя.

Домашнее задание.

1. Чтение «Мертвых душ» (1-я глава).

2. По первой главе. Экскурсия по городу N.

3. Повторить материал из биографии Гоголя. Какие общественно-поли-тические события в России оказали влияние на Гоголя и его современников; взаимоотношения Пушкина и Гоголя.

поурочный план, 10 класс, русская литература

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Образ Петербурга в произведении Невский проспект

Гоголем большая часть жизни была проведена в таком замечательном городе, как Петербург. Вначале своего творчества, он считал и называл его местом своего вдохновения и рождения совершенно новых и необычных идей. Также, автор придерживался такого мнения, что для людей, которые хотели найти себя в роли писателя, данный город предлагал незабываемую и удивительную атмосферу. И все же, с течением времени, взгляды Гоголя кардинально поменялись и преобразились в сторону того, что в реальности, данный город не может предложить ничего более, из того, что предлагают и остальные города. Также, он подчеркивал, что в крупных городах совершаются преступления, которые могут наблюдать многие люди, однако, злоумышленников это совершенно не останавливает.

В данной повести Петербург показан таким местом, где происходили преступления, а в самом его центре царили такие пороки человеческой души, как стремление к лени и алчности. Жители данного города очень часто любят просто гулять по нему. Тем самым автор показывает всю бессмысленность их существования, ведь их даже не посещали различные мысли, которые свидетельствовали бы о их цели увидеть и распознать в данном месте что-то прекрасное или удивительное. Для них непонятна тонкая внутренняя материя этого места, они видят лишь оболочку Петербурга, что вполне им хватает для того, чтобы бродить по его закоулкам.

Автор показал, что в этом месте жили люди, которые мечтали лишь об удовлетворении собственных потребностей. Например, на фоне таких персонажей, как Пискарев и Пирогов, можно смело судить о том, что людям, которые мечтали жить достойно, честно и правильно, было не место в этом городе. Например, когда Пискарев влюбился в одну из девушек, и уже мечтал создать с ней семью, он понимает, что не может быть с ней, так как она занимается весьма постыдным для него делом. И тогда, он отчаивается, из-за чего переживает, и вскоре умирает. Герой не был понят ни окружающими людьми, ни даже собственным товарищем, который принял ситуацию совершенно иным образом. Пирогов вступил в отношения с замужней женщиной, и совершенно не переживал о последствиях, которые его могли ждать. Он показан весьма поверхностным человеком и другом, который не поддержал близкого человека в трудную минуту. Для него не важны семейные ценности, и он с радостью согласился разрушить жизнь понравившейся ему девушки. Произведение получилось очень интересным и ярким.  

2 вариант

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект» — одно из произведений цикла «Петербургские повести». В нём писатель раскрывает истинный облик Санкт-Петербурга — города, в котором он жил с девятнадцати лет и до самой смерти. Как и многие юные творцы, сначала Н. В. Гоголь идеализировал Северную столицу, однако спустя некоторое время она раскрылась ему с совершенно другой стороны. Эту сторону он и описывает в своей повести «Невский проспект».

Для Н. В. Гоголя в этом произведении Петербург — город без души, здесь часто нет личностей, только пустые оболочки. Описывая людей, проходящих по Невскому проспекту, автор пишет только о внешних признаках, показателях богатства и знатности: здесь вы встретите талии, усы, платья и даже дамские рукава. В разное время по проспекту проходят самые разные люди, но никому из них Гоголь не симпатизирует. Нет глубины и жизни ни в иностранных гувернёрах, ни в нарядных дворянах, ни в голодных чиновниках. Автор, восхваляя в начале Невский проспект, очевидно, иронизирует: он, конечно, не считает по-настоящему «чудными» усы и бакенбарды, которым уделены отдельные абзацы. Стоит также отметить, что писатель ничего не говорит о глазах, а ведь именно они суть зеркало души. Этим он ещё раз подчёркивает, что в жителях Петербурга есть только наружность и ничего больше.

Санкт-Петербург — это город-обман, которому опасно доверять. Один из главных героев произведения, художник Пискарёв, попадает в эту ловушку, влюбляясь в девушку, как выяснилось позже, из публичного дома. Это рушит его высокие мечты и приводит к самоубийству. Другой герой, поручик Пирогов, гораздо комфортнее чувствует себя в этом городе: пока Пискарёва хоронят, Пирогов заводит роман с женой сапожника. Эта деталь говорит о том, что в Петербурге нельзя доверять даже тому, кого считаешь другом. Позже, получив отказ и «глубокое оскорбление», Пирогов не испытывает сильных эмоций — его вполне успокаивают два слоёных пирожка. Потому и жить поручику в Петербурге легко — это поверхностный человек, неспособный на настоящие чувства.

В повести «Невский проспект» Петербург предстаёт перед читателем городом разврата и лжи, где нет места романтическим личностям, где «всё не то, чем кажется». Здесь человек умирает, оставляя от себя лишь красивую оболочку.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Петербурга в произведении Невский проспект

Образ Петербурга в произведении Невский проспект

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Жизнь в обществе

    Я понимаю так, что жизнь в обществе отличается от просто жизни тем, что вокруг люди, которые живут по определенным правилами.

  • Сочинение 4 июня День народного единства

    Ежегодный праздник День народного единства – что же сокрыто за таким гордым и внушительным названием? Какие же события произошли много лет назад, а память о них в наших календарях отмечена красной четверкой ноября?

  • Интересные факты о Крылове

    Крылов Иван Андреевич – самый известный баснописец в России. Множество крылатых выражений из его произведений до сих пор гуляют по нашей стране. Это очень интересная личность, в жизни которой было много любопытного.

  • Говорящие фамилии в рассказе Хамелеон Чехова сочинение

    В каждом юмористическом творении должны присутствовать элементы комического. Это, прежде всего, несоответствие, когда читатель понимает, к чему стремиться действие

  • Кто такой Владимир Дубровский? сочинение (6 класс)

    Этот герой произведения является дворянином, является сыном Владимира Дубровского. Его отец был помещиком и обеднел, воспитывал сына один. Он смелый, добрый, имеет довольно привлекательную внешность и прелестный звучный голос.

Вариант 1:

Оцените этот вариант сочинения: 

Хлестаков… Принято считать его мошенником и обманщиком. Но так ли это на самом деле? Человек всю жизнь свою куда-то опаздывает, не успевает, все у него нескладно, ничего-то он не умеет, во всем он неудачник… При этом он мечтает. И в мечтах своих он силен, умен, богат, властен и неотразим для женщин.

Реальность печальна – проигрался Хлестаков в пух и прах. Только чудо спасет нашего мечтателя от голодной смерти и долговой ямы.

Читать далее…

Ни одного читателя не оставит равнодушным повесть «Тарас Бульба». Главными героями этого знаменитого произведения являются два родных брата — Остап и Андрий. Уже с первых страниц мы понимаем, что это совершенно разные люди. И это несмотря на то, что росли они в одной семье и получили одинаковое образование.

Читать далее…

Повесть «Тарас Бульба» поэтизирует духовную связь личности с народом, который мечтает о национальной свободе. Гоголь так ярко и правдиво описал своего героя, что читатель все время ощущает, что на свете действительно был реальный Тарас Бульба либо его исторический прототип. 

Читать далее…

Гоголь был великим русским писателем, он умел подметить нелицеприятные стороны российского общества. 

Комедия «Ревизор» обнаруживает «русские характеры». В ней вскрываются социальные язвы и общественные пороки, являющиеся порождением самодержавия. Высмеиваются плуты, взяточники, казнокрады. Они  были показаны автором очень ярко и правдиво. В какой-то момент комедия превращается в обличающий документ, который критикует существующий строй.

Читать далее…

Чичиков – один из многих персонажей Н. В. Гоголя, образы которых являются собирательными. Гоголь сознательно нечетко определяет внешние черты своего героя, так как хотел показать, что он похож на многих подобных ему подлых людишек. К тому же его второй натурой стало приспособленчество, для достижения своих мошеннических целей он готов вести себя как угодно и подстраиваться к любому собеседнику.

Читать далее…

Вариант 1:

Оцените этот вариант сочинения: 

Иван Александрович Хлестаков — главное действующее лицо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Худенький молодой щеголь двадцати трех лет из Петербурга попадает в стечение обстоятельств, в которых как никогда лучше открывается его истинная суть.

Читать далее…

Н. В. Гоголь – истинно патриотичный русский писатель. В те времена, когда центральная Россия задыхалась под гнетом крепостничества, оплотом свободной воли православных людей оставалось казачество. Именно это сообщество простых и сильных людей воспел Гоголь.

Читать далее…

В своем «Ревизоре» Гоголь собрал все чиновничьи пороки в России в одну кучу. Произведение получилось острым, правдивым и полным сатиры. В нем автор описал свою эпоху со всеми ее недостатками. На этот сюжет, кстати, его вдохновил Пушкин.

Читать далее…

Каждое произведение Н. В. Гоголя остается актуальным в любое время. Не исключение и повесть писателя «Шинель», написанная Николаем Васильевичем в далеком 1842 году.

Главный герой повести — мелкий служащий, а точнее — писарь одного из петербургских департаментов, Акакий Акакиевич Башмачкин. Небольшого роста, совершенно неприметный человек, который год за годом усердно выполняет свою работу — является предметом насмешек коллег и людей высшего сословия.

Читать далее…

Творчество великого писателя Н. В. Гоголя выходит далеко за исторические и национальные рамки. Читателю открывается светлый и сказочный мир повестей в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», вольнолюбивые и смелые герои «Тараса Бульбы», загадочность русского человека в поэме «Мертвые души».

Читать далее…

Тарас Бульба – один из главных героев одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя. Несмотря на то, что действие повести происходит во второй половине XVII века, она до сих пор не потеряла своей актуальности.

Читать далее…

Гоголь иллюстрирует в своем произведении «Мертвые души» не только русский быт и жизненный уклад той эпохи, но и все человеческие пороки. Для этого автор создает образы помещиков провинциального городка, которые встречаются главному герою Павлу Чичикову на протяжении всей поэмы.

Читать далее…

Хлестаков – главный герой Гоголевской комедии «Ревизор». Это мелкий, ничего собой не представляющий человек. Он не имеет ни одной положительной черты, ни одного возвышенного чаяния. Нет в нем ни любви, ни чести, ни стремления к свободе, ни выдающегося интеллекта.

Читать далее…

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» является классикой русской литературы, которая сыграла огромную роль в ее становлении и развитии. Автор дает четкое представление жизни «маленького» человека в «большом» обществе и как это общество может подавлять человека морально и духовно.

Читать далее…

Тарас Бульба воплощает в себе все черты настоящего украинского казака. Он силен, честен, отважен, предан отчизне и братству, от всей души ненавидит поляков и готов положить свою жизнь на борьбу с захватчиками.

Читать далее…

  • Темы сочинений по роману тургенева отцы и дети 10 класс в формате итогового сочинения
  • Темы сочинений по творчеству гончарова обломов 10 класс
  • Темы сочинений по русскому языку 9 класс по гвэ
  • Темы сочинений по творчеству ахматовой 11 класс
  • Темы сочинений по творчеству блока маяковского есенина 11 класс