Темы сочинений по творчеству блока есенина маяковского в 11 классе

Сочинение 1 этот текст для анализа и сочинения представляет собой панегирик профессору московского университета виктору дмитриевичу дувакину. благодарный ученик, автор

Duvakin

СОЧИНЕНИЕ 1

Этот
текст для анализа и сочинения представляет собой панегирик профессору
Московского университета Виктору Дмитриевичу Дувакину. Благодарный ученик,
автор данного текста, вспоминает своего учителя.

Думаю, что ключевой вопрос, который, безусловно,
ставит автор, можно сформулировать так: проблема соответствия, или когда не
стыдно за прожитую жизнь.

Фигура
Дувакина складывается для читателя из нескольких ярких, запоминающихся черт.
Во-первых, Дувакин — настоящий профессор: массивный, медлительный, рассеянный; удачи
записных остроумцев «он принимал без видимого огорчения — снисходительно и
добродушно — а то и с откровенным удовольствием»
, — радуется автор текста.

Больше
всего, отмечает автор, профессор Дувакин любил предвоенное присловье Литмузея,
сочиненное про него: «Дувакин вспомнил то, что забыл, и тут же забыл, что
вспомнил».

И
это не случайно.

Виктор
Дмитриевич Дувакин мог перепутать место рождения студента, но любимого
Маяковского и Своих учеников он помнил и никогда не забывал
: «память — это
страсть»
, — подчеркивает автор. Поэтому полтора десятка неизвестных статей
Маяковского Дувакин изучал так ревностно и, только убедившись в их подлинности,
принял.

Профессор
Дувакин бесконечно предан любимому Маяковскому и бесконечно предан своим
ученикам: «память — это страсть». Эта его «бесконечность» (иначе говоря –
способность оставаться человеком) стала очевидна в феврале 1966, когда
вызванный на суд по делу Синявского — Даниэля в качестве свидетеля профессор
Дувакин рассказывал про любимого Андрюшу (Синявский) так, как сказал бы у себя
дома или на кафедре. «Для этого мрачного места больше подходили другие слова»,
— замечает автор.
Профессору хватило духа быть верным себе, он смог не
испугаться, не предать.

Жизнь
и поступки профессора Дувакина открывают перед читателем удивительного
человека: милого, доброго и в то же время твердого в убеждениях и бесконечно,
со всей страстью преданного высшим человеческим ценностям.

Кульминацией
рассказа о профессоре Дувакине становится эпизод о заседании кафедры, когда Дувакина
осудили и потребовали уволить за несоответствие занимаемой должности. Наиболее
полно
авторское отношение к нему выражено в словах Зины Новлянской (всё
заседание кафедры студенты томились под дверью): «Для нас вы
соответствуете»
.

На
окончание университета профессор Дувакин каждому Своему студенту подарил по
книге Маяковского с указанием страницы и строчки; автору текста досталось
«Смотрите на жизнь без оков и шор».

«И
я стараюсь. Правда, когда снимаю очки, почти ничего не вижу»
, — так
самоиронично заканчивает свой рассказ о человеке, давшем образец
профессиональной страсти и образец человечности, Владимир Владимирович
Радзишевский, литературовед, литературный критик, журналист.

Мне,
к счастью, тоже повезло встречать в жизни таких людей, как профессор Дувакин. И
хотя у меня нет напутственной строчки от них, я часто спрашиваю себя, как бы
поступил в той или иной ситуации человек, ставший для меня ориентиром
.

 403 слова

Duvakin%2BVD%2B1

СОЧИНЕНИЕ 2

Текст Владимира Радзишевского – панегирик
профессору Московского университета Виктору Дмитриевичу Дувакину. Благодарный
ученик, автор данного текста, вспоминает своего учителя. Можно сказать, что в
тексте Радзишевского поднимается 
проблема верности себе, своим принципам, автор ставит вопрос о
том, когда не стыдно за прожитую жизнь.

Комментируя текст, следует привести первый
пример-иллюстрацию
, важную для понимания проблемы. Автор восхищается преданностью
любимого профессора своему делу. 

Виктор Дмитриевич Дувакин мог перепутать
место рождения студента, но любимого Маяковского он помнил и никогда не
забывал: «память — это страсть», — подчеркивает автор. Поэтому полтора
десятка неизвестных статей Маяковского Дувакин изучал так ревностно и, только
убедившись в их подлинности, принял. Виктор Дмитриевич всю жизнь занимался
Маяковским – «разбирал строчку за строчкой, отыскивал источники и реалии,
толковал, комментировал.
..»

Продолжая комментировать текст, нельзя не
привести в качестве 
второго примера-иллюстрации, важной для понимания
проблемы, эпизод, когда  Профессор Дувакин не предал своего ученика. 
Эта его способность оставаться человеком  стала очевидна в феврале
1966, когда вызванный на суд
по делу Синявского — Даниэля в качестве
свидетеля профессор Дувакин рассказывал про любимого Андрюшу (Синявский) так,
как сказал бы у себя дома или на кафедре. «Для этого мрачного места больше
подходили другие слова», — замечает автор. Профессору хватило духа быть верным
себе, он смог не испугаться, не предать.

Эти примеры преданности делу и
верности ученикам 
с разных сторон показывают мужество и человечность
профессора. Жизнь и поступки профессора Дувакина открывают перед читателем
удивительного человека: милого, доброго и в то же время твердого в убеждениях и
со всей страстью преданного высшим человеческим ценностям.

Наиболее полно авторское отношение к
проблеме верности своим убеждениям и принципам выражено в словах
 Зины Новлянской.
Когда Дувакина осудили и потребовали уволить за несоответствие занимаемой
должности, всё заседание кафедры студенты томились под дверью. И вот когда
Виктор Дмитриевич вышел, она упрямо замотался головой«Для
нас вы соответствуете».

На окончание университета профессор
Дувакин каждому своему студенту подарил по книге Маяковского с указанием
страницы и строчки; автору текста досталось «Смотрите на жизнь без оков
и шор».

«И я стараюсь. 

Правда, когда снимаю очки, почти ничего не
вижу»
, — так самоиронично заканчивает свой рассказ о человеке, давшем образец
профессиональной страсти и образец человечности
, Владимир Владимирович
Радзишевский, литературовед, литературный критик, журналист.

Многим людям в жизни нужен нравственный
камертон
. На рубеже 19-20 веков таким нравственным ориентиром был Лев Толстой
В 80-90 годы 20 века – академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, два
десятилетия ранее – академик Сахаров. Мне, к счастью, тоже повезло
встречать в жизни таких людей, как профессор Дувакин. Я был на лекциях Бибихина,
слушал и продолжаю читать Ольгу Седакову, был знаком со многими
другими прекрасными людьми
. Это такая порода людей – с ними воздух чище
и дышится легко и свободно
. И хотя у меня нет напутственной строчки от них,
я часто спрашиваю себя,
как бы поступил в той или иной ситуации человек,
ставший для меня ориентиром
.

 450 слов

ИСХОДНЫЙ
ТЕКСТ

(1)Полжизни Виктор Дмитриевич Дувакин проработал на
филологическом факультете Московского университета. (2)Нам, его последним
дипломникам, он казался в нашу студенческую пору старым
престарым.(3)Ещё бы: он был на похоронах Есенина, дважды
видел Маяковского…

(4)Массивный, медлительный, попрофессорски
рассеянный, Виктор 
Дмитриевич
никак не мог избежать внимания записных остроумцев. (5)Их 
удачи
он принимал без видимого огорчения
снисходительно
и добродушно, а то и с откровенным удовольствием. (6)«Уж полночь близится
Дувакина всё нет!..» пели,
изображая отчаяние, заждавшиеся студенты в университетском капустнике.

(7)«Виктор Ду, Виктор
Дувакин, где я вас найду?»
импровизировали в
самодеятельной бригаде, объединившей энтузиастов поэзии Маяковского.

(8)Но из обширного фольклора о себе Виктор Дмитриевич больше
всего любил присловье, сочинённое ещё в недрах предвоенного Литмузея: 
«Дувакин
вспомнил то, что он забыл, и тут же забыл то, что вспомнил».

(9)Первое время его собеседования со мной начинались одним и
тем же загадочным вопросом:

Вы,
кажется, родом из Козлова?

(10)Нет,
отвечаю для краткости, я изпод Винницы.

(11)Всем было видно, что каждый раз это было ему как
подарок. (12)Его лицо тотчас озарялось счастливой улыбкой, и он с видом
заговорщика смаковал пикантную фразу из арсенала Маяковского: «Как плюются в
Виннице». (13)Память

это страсть, и Дувакин мог забыть что угодно, только не
строку своего поэта.

(14)При случае Виктор Дмитриевич готов был прорычать чтонибудь из Державина,
выхватить клок у Алексея Константиновича Толстого, спародировать Игоря
Северянина, погудеть Пастернаком… (15)Но Маяковского читал постоянно, с
аппетитом

как в яблоко вгрызался. (16)Его Дувакин любил безоговорочно
и потому помнил вдоль и поперёк. (17)И только потому, что любил и помнил, им
занимался

разбирал строчку за строчкой, отыскивал источники и реалии,
толковал, комментировал…

(18)На пятом курсе я принёс Виктору Дмитриевичу полтора
десятка 
неизвестных
статей Маяковского, подписанных разными псевдонимами.
(19)На
полках уже стояли три полных собрания сочинений поэта, и поздняя 
студенческая
находка выглядела слишком неправдоподобно. (20)Виктор 
Дмитриевич
вызвал Варвару Аветовну Арутчеву, долгие годы работавшую 
с
рукописями Маяковского, и они вдвоём, проверяя на прочность, стали 
терзать
меня так, как потом уже не терзал никто. (21)Когда я позже 
рассказывал
об этом Рудольфу Дуганову, он хмыкнул: «Ну как же!
(22)Дувакин
знает всего Маяковского наизусть. (23)И если соглашается на
новые
тексты, то для порядка должен будет их выучить». (24)А тут не стихи, 
а
проза, и не строчками, а погонными метрами. (25)Через два года нашу 
общую
публикацию Рудик надписал: «Бесконечному Виктору Дмитриевичу…»

(26)«Бесконечность» Виктора Дмитриевича стала очевидной для
многих в феврале 1966 года, когда судили Андрея Синявского, его бывшего
студента из семинара по Маяковскому. (27)Дувакина вызвали в суд свидетелем. (28)И
он сказал там то, что сказал бы у себя дома, на кафедре или в студенческой
аудитории. (29)Он помнил Андрюшу с первых занятий, когда тот выглядел ещё
классическим гадким утенком. (30)Но время шло, и гадкий утёнок на глазах
превратился в прекрасного белого лебедя… (31)Судья вынужден был остановить
свидетеля. (32)Для этого мрачного места больше подходили другие слова,
которыми, кстати, вовсю осыпали Синявского и Даниэля в газетах:
подонки, оборотни, пасквилянты, нравственные уроды, наследники
Смердякова
… (33)Если бы Дувакин ими
воспользовался, если бы подтолкнул своего воспитанника за решётку, он выполнил
бы долг советского преподавателя и коллеги по филфаку гордились бы им. (34)А
так на учёном совете они скопом осудили его и потребовали уволить за несоответствие
занимаемой должности. (35)Всё это заседание мы протомились за дверью. (36)Когда
вышел Виктор Дмитриевич, Зина Новлянская упрямо замотала головой: «Для нас вы
соответствуете».

(37)…На окончание университета Виктор Дмитриевич всем нам
подарил по книге Маяковского со своими комментариями, а на титуле каждому указал
его страницу и строчки. (38)Вале Мартыновой досталось:

«Послушайте!
(39)Ведь, если звёзды зажигают
значит это комунибудь нужно?»
(40)Марине: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по
своему лошадь». ( 41)А мне: « Ищите свой корень и свой глагол,
во тьму 
филологии
влазьте. (42)Смотрите на жизнь без очков и шор».

(43)И я стараюсь. (44)Правда, когда снимаю очки, почти
ничего не вижу.

(По
В.В. Радзишевскому
*)

* Владимир Владимирович Радзишевский (род. в 1942 г.) литературовед, литературный критик,
журналист.


Тема любви в творчестве С.Есенина, А.Блока и В.Маяковского

Тема любви в творчестве С.Есенина, А.Блока и В.Маяковского


Любовь - это удивительное явление, это тайна, которую в разные эпохи пытались разгадать и поэты,ученые, и философы. . Поэты придавали особенное значение чувству любви начиная со времени античности. Любовь не только нравственно обогащала их, в ней они черпали вдохновение. На священных чувствах любви и дружбы практически целиком основывалось такое направление в литературе, как сентиментализм, огромное место любовь занимала в творчестве романтиков.Тема любви присутствует и в стихах поэтов Серебряного века – С.Есенина,А.Блока,В.Маяковского.

Любовь — это удивительное явление, это тайна, которую в разные эпохи пытались разгадать и поэты,ученые, и философы. .

Поэты придавали особенное значение чувству любви начиная со времени античности. Любовь не только нравственно обогащала их, в ней они черпали вдохновение. На священных чувствах любви и дружбы практически целиком основывалось такое направление в литературе, как сентиментализм, огромное место любовь занимала в творчестве романтиков.Тема любви присутствует и в стихах поэтов Серебряного века – С.Есенина,А.Блока,В.Маяковского.


 С.А.Есенин С . А. Есенин известен как поэт, воспевший красоту русской природы и любовь к женщине. Тема любви звучит у него очень ярко, завораживающе и, в большинстве случаев, печально. Особенность любовной лирики Есенина в том, что она показывает две стороны чувства: счастье и следующие за ним грусть и разочарование. Любвеобильный поэт посвящал стихи многим женщинам. Каждая из них была для него неповторимой, поэтому по-особому звучит и каждое стихотворение.

С.А.Есенин

С . А. Есенин известен как поэт, воспевший красоту русской природы и любовь к женщине. Тема любви звучит у него очень ярко, завораживающе и, в большинстве случаев, печально. Особенность любовной лирики Есенина в том, что она показывает две стороны чувства: счастье и следующие за ним грусть и разочарование. Любвеобильный поэт посвящал стихи многим женщинам. Каждая из них была для него неповторимой, поэтому по-особому звучит и каждое стихотворение.


В «доме с голубыми ставнями» Есенин встретил свою первую любовь — озорную черноглазую смуглянку Анюту Сардановскую. Ей он посвятил такие строки: В пятнадцать лет Взлюбил я до печенок И сладко думал, Лишь уединюсь, Что я на этой Лучшей из девчонок, Достигнув возраста, женюсь.

В «доме с голубыми ставнями» Есенин встретил свою первую любовь — озорную черноглазую смуглянку Анюту Сардановскую. Ей он посвятил такие строки:

В пятнадцать лет

Взлюбил я до печенок

И сладко думал,

Лишь уединюсь,

Что я на этой

Лучшей из девчонок,

Достигнув возраста, женюсь.


Я положил к твоей постели… Я положил к твоей постели Полузавядшие цветы, И с лепестками помертвели Мои усталые мечты. Я нашептал моим левкоям Об угасающей любви, И ты к оплаканным покоям Меня уж больше не зови. Мы не живем, а мы тоскуем. Для нас мгновенье красота, Но не зажжешь ты поцелуем Мои холодные уста. И пусть в мечтах я все читаю: «Ты не любил, тебе не жаль», Зато я лучше понимаю Твою любовную печаль.

Я положил к твоей постели…

Я положил к твоей постели

Полузавядшие цветы,

И с лепестками помертвели

Мои усталые мечты.

Я нашептал моим левкоям

Об угасающей любви,

И ты к оплаканным покоям

Меня уж больше не зови.

Мы не живем, а мы тоскуем.

Для нас мгновенье красота,

Но не зажжешь ты поцелуем

Мои холодные уста.

И пусть в мечтах я все читаю:

«Ты не любил, тебе не жаль»,

Зато я лучше понимаю

Твою любовную печаль.


Анна Изряднова была гражданской супругой Есенина, у них родился сын, однако вскоре Есенин уехал в Санкт-Петербург, и эта поездка перевернула всю его жизнь. По возвращении поэт считал себя свободным от каких-либо обязательств перед Анной. Однако, Есенин испытывал глубокое чувство вины перед женщиной, которую так внезапно, окончательно и бесповоротно, разлюбил. В стихотворении «Я положил к твоей постели…» автор просит прощения у Изрядновой и пытается объяснить ей свое внезапное решение о разрыве отношений.

Анна Изряднова была гражданской супругой Есенина, у них родился сын, однако вскоре Есенин уехал в Санкт-Петербург, и эта поездка перевернула всю его жизнь. По возвращении поэт считал себя свободным от каких-либо обязательств перед Анной. Однако, Есенин испытывал глубокое чувство вины перед женщиной, которую так внезапно, окончательно и бесповоротно, разлюбил. В стихотворении «Я положил к твоей постели…» автор просит прощения у Изрядновой и пытается объяснить ей свое внезапное решение о разрыве отношений.


Я помню, любимая, помню… Я помню, любимая, помню Сиянье твоих волос... Не радостно и не легко мне Покинуть тебя привелось. Я помню осенние ночи, Березовый шорох теней... Пусть дни тогда были короче, Луна нам светила длинней. Я помню, ты мне говорила: «Пройдут голубые года, И ты позабудешь, мой милый, С другою меня навсегда». Сегодня цветущая липа Напомнила чувствам опять, Как нежно тогда я сыпал Цветы на кудрявую прядь. И сердце, остыть не готовясь И грустно другую любя, Как будто любимую повесть С другой вспоминает тебя.

Я помню, любимая, помню…

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос…

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,

Березовый шорох теней…

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:

«Пройдут голубые года,

И ты позабудешь, мой милый,

С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа

Напомнила чувствам опять,

Как нежно тогда я сыпал

Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь

И грустно другую любя,

Как будто любимую повесть

С другой вспоминает тебя.


Это стихотворение Есенин посвятил актрисе Августе Миклашевской. В нем поэт рассказывает о первых днях знакомства с актрисой, в которую безумно влюбился. Обращаясь в стихотворении «Я помню, любимая, помню…» к Миклашевской, поэт испытывает сожаление, что судьба развела его с женщиной, вызвавшей столь сильные чувства.

Это стихотворение Есенин посвятил актрисе Августе Миклашевской. В нем поэт рассказывает о первых днях знакомства с актрисой, в которую безумно влюбился. Обращаясь в стихотворении «Я помню, любимая, помню…» к Миклашевской, поэт испытывает сожаление, что судьба развела его с женщиной, вызвавшей столь сильные чувства.


 Ты меня не любишь, не жалеешь… Ты меня не любишь, не жалеешь, Разве я немного не красив? Не смотря в лицо, от страсти млеешь, Мне на плечи руки опустив. Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб. Расскажи мне, скольких ты ласкала? Сколько рук ты помнишь? Сколько губ? Знаю я — они прошли, как тени, Не коснувшись твоего огня, Многим ты садилась на колени, А теперь сидишь вот у меня.

Ты меня не любишь, не жалеешь…

Ты меня не любишь, не жалеешь,

Разве я немного не красив?

Не смотря в лицо, от страсти млеешь,

Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,

Я с тобой не нежен и не груб.

Расскажи мне, скольких ты ласкала?

Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я — они прошли, как тени,

Не коснувшись твоего огня,

Многим ты садилась на колени,

А теперь сидишь вот у меня.


 Есенин написал стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…», в котором в полной мере отражено ощущение одиночества, горькое сознание оторванности от жизни. Он уехал от своей супруги, не находя с ней взаимопонимания. В данном стихотворении поэт делится с читателями безрадостными мыслями. Лирический герой обращается к некой героине, ярко вырисовывая образ чувственной, но бездушной женщины. Главной темой произведения становится несостоявшаяся любовь героя и героини, полное одиночество поэта, пришедшего к определённой черте в отношениях с женщинами и в жизни вообще.

Есенин написал стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…», в котором в полной мере отражено ощущение одиночества, горькое сознание оторванности от жизни. Он уехал от своей супруги, не находя с ней взаимопонимания. В данном стихотворении поэт делится с читателями безрадостными мыслями. Лирический герой обращается к некой героине, ярко вырисовывая образ чувственной, но бездушной женщины. Главной темой произведения становится несостоявшаяся любовь героя и героини, полное одиночество поэта, пришедшего к определённой черте в отношениях с женщинами и в жизни вообще.


Голубая кофта. Синие глаза… Голубая кофта. Синие глаза. Никакой я правды милой не сказал. Милая спросила: «Крутит ли метель? Затопить бы печку, постелить постель». Я ответил милой: «Нынче с высоты Кто-то осыпает белые цветы. Затопи ты печку, постели постель, У меня на сердце без тебя метель».

Голубая кофта. Синие глаза…

Голубая кофта. Синие глаза.

Никакой я правды милой не сказал.

Милая спросила: «Крутит ли метель?

Затопить бы печку, постелить постель».

Я ответил милой: «Нынче с высоты

Кто-то осыпает белые цветы.

Затопи ты печку, постели постель,

У меня на сердце без тебя метель».


Это стихотворение посвящено Софье Андреевне Толстой, третьей и последней супруге Есенина. Он увлекся созданием небольших стихотворений. В итоге на свет появились около десятка коротких произведений, состоящих из шести или восьми строк. Среди них – «Голубая кофта. Синие глаза…». Скорей всего, текст связан с отношениями Сергея Александровича с новой женой.

Это стихотворение посвящено Софье Андреевне Толстой, третьей и последней супруге Есенина. Он увлекся созданием небольших стихотворений. В итоге на свет появились около десятка коротких произведений, состоящих из шести или восьми строк. Среди них – «Голубая кофта. Синие глаза…». Скорей всего, текст связан с отношениями Сергея Александровича с новой женой.


А.А.Блок А.А. Блок, бесспорно, – первый лирик своего времени. Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота – это ранний А.А. Блок.

А.А.Блок

А.А. Блок, бесспорно, – первый лирик своего времени. Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота – это ранний А.А. Блок.


Мы встречались с тобой на закате Мы встречались с тобой на закате. Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Были странны безмолвные встречи. Впереди - на песчаной косе Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе. Приближений, сближений, сгораний - Где у берега рябь и камыш. Ни тоски, ни любви, ни обиды, Всё померкло, прошло, отошло.. Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.

Мы встречались с тобой на закате

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди — на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний —

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло..

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.


История создания стихотворения «Мы встречались с тобой на закате...» связано с любовью А.Блока к Любови Менделеевой. Поэт проводил лето в родовом имении под Петербургом, и у него завязался роман с шестнадцатилетней Любой, дочерью его соседей. Однако эти отношения не получили серьезного продолжения: юная барышня не разделяла чувств поэта, и Блок написал об этом стихотворение.

История создания стихотворения «Мы встречались с тобой на закате…» связано с любовью А.Блока к Любови Менделеевой. Поэт проводил лето в родовом имении под Петербургом, и у него завязался роман с шестнадцатилетней Любой, дочерью его соседей. Однако эти отношения не получили серьезного продолжения: юная барышня не разделяла чувств поэта, и Блок написал об этом стихотворение.


Мне страшно с Тобой встречаться Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал всему удивляться, На всем уловил печать. По улице ходят тени, Не пойму — живут, или спят. Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад. Кладут мне на плечи руки, Но я не помню имен. В ушах раздаются звуки Недавних больших похорон. А хмурое небо низко — Покрыло и самый храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты — там.

Мне страшно с Тобой встречаться

Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать.

Я стал всему удивляться,

На всем уловил печать.

По улице ходят тени,

Не пойму — живут, или спят.

Прильнув к церковной ступени,

Боюсь оглянуться назад.

Кладут мне на плечи руки,

Но я не помню имен.

В ушах раздаются звуки

Недавних больших похорон.

А хмурое небо низко —

Покрыло и самый храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты — там.


«Мне страшно с Тобой встречаться…» - еше одно стихотворение, посвященное Любови Менделеевой, вошедшее в дебютную книгу Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

«Мне страшно с Тобой встречаться…» — еше одно стихотворение, посвященное Любови Менделеевой, вошедшее в дебютную книгу Блока «Стихи о Прекрасной Даме».


Как день, светла, но непонятна… Как день, светла, но непонятна, Вся — явь, но — как обрывок сна, Она приходит с речью внятной И вслед за ней — всегда весна. Вот здесь садится и болтает. Ей нравится дразнить меня И намекать, что всякий знает Про тайный вихрь ее огня. Но я, не вслушиваясь строго В ее порывистую речь, Слежу, как ширится тревога В сияньи глаз и в дрожи плеч. Когда ж дойдут до сердца речи, И опьянят ее духи, И я влюблюсь в глаза и в плечи, Как в вешний ветер, как в стихи,- Сверкнет холодное запястье, И, речь прервав, она сама Уже твердит, что сила страсти — Ничто пред холодом ума!..

Как день, светла, но непонятна…

Как день, светла, но непонятна,

Вся — явь, но — как обрывок сна,

Она приходит с речью внятной

И вслед за ней — всегда весна.

Вот здесь садится и болтает.

Ей нравится дразнить меня

И намекать, что всякий знает

Про тайный вихрь ее огня.

Но я, не вслушиваясь строго

В ее порывистую речь,

Слежу, как ширится тревога

В сияньи глаз и в дрожи плеч.

Когда ж дойдут до сердца речи,

И опьянят ее духи,

И я влюблюсь в глаза и в плечи,

Как в вешний ветер, как в стихи,-

Сверкнет холодное запястье,

И, речь прервав, она сама

Уже твердит, что сила страсти —

Ничто пред холодом ума!..


Любовь Александровна Андреева-Дельмас сыграла важную роль в жизни Блока. Оперная певица, обладавшая красивым голосом и яркой внешностью, очаровала поэта. Сильнейшее впечатление на Александра Александровича произвел созданный ею образ Кармен в знаменитой опере Жоржа Бизе, и он написал стихотворение «Как день, светла, но непонятна…», в котором упомянул о некоторых чертах Кармен, характерных для его лирики.

Любовь Александровна Андреева-Дельмас сыграла важную роль в жизни Блока. Оперная певица, обладавшая красивым голосом и яркой внешностью, очаровала поэта. Сильнейшее впечатление на Александра Александровича произвел созданный ею образ Кармен в знаменитой опере Жоржа Бизе, и он написал стихотворение «Как день, светла, но непонятна…», в котором упомянул о некоторых чертах Кармен, характерных для его лирики.


В.В.Маяковский Несмотря на мужественную внешность, Маяковский был нежным и заботливым человеком. Энергичный, стремительный, он умел покорить окружающих. Н.А. Луначарская писала:

В.В.Маяковский

Несмотря на мужественную внешность, Маяковский был нежным и заботливым человеком. Энергичный, стремительный, он умел покорить окружающих. Н.А. Луначарская писала: «Он вдруг улыбался как-то очень молодо и по- мальчишески застенчиво. И от этой улыбки у его собеседников сразу исчезала всякая скованность». В его кипучей, творческой жизни всё было на виду, и даже взаимоотношения с женщинами. А женщины в его жизни и творчестве играли далеко не последнюю роль: это и Мария Александровна Денисова, и Лилия Юрьевна Брик, и Татьяна Яковлева, и Вероника Витольдовна Полонская.


Что вышло Больше чем можно, больше чем надо — будто поэтовым бредом во сне навис — комок сердечный разросся громадой: громада любовь, громада ненависть. Под ношей ноги шагали шатко — ты знаешь, я же ладно слажен,— и всё же тащусь сердечным придатком, плеч подгибая косую сажень. Взбухаю стихов молоком — и не вылиться — некуда, кажется — полнится заново. Я вытомлен лирикой — мира кормилица, гипербола праобраза Мопассанова.

Что вышло

Больше чем можно,

больше чем надо —

будто

поэтовым бредом во сне навис —

комок сердечный разросся громадой:

громада любовь,

громада ненависть.

Под ношей

ноги

шагали шатко —

ты знаешь,

я же

ладно слажен,—

и всё же

тащусь сердечным придатком,

плеч подгибая косую сажень.

Взбухаю стихов молоком

и не вылиться —

некуда, кажется — полнится заново.

Я вытомлен лирикой —

мира кормилица,

гипербола

праобраза Мопассанова.


 Единственной женщиной, с которой Маяковского связывали длительные отношения, являлась Лиля Брик. Она – его самая сильная и «больная» любовь. Их роман развивался довольно странно, то угасая, то вновь разгораясь. Но своенравная и независимая девушка каждый раз на предложение руки и сердца со стороны поэта неизменно отвечала отказом.

Единственной женщиной, с которой Маяковского связывали длительные отношения, являлась Лиля Брик. Она – его самая сильная и «больная» любовь. Их роман развивался довольно странно, то угасая, то вновь разгораясь. Но своенравная и независимая девушка каждый раз на предложение руки и сердца со стороны поэта неизменно отвечала отказом.


Военно-морская любовь По морям, играя, носится с миноносцем миноносица. Льнет, как будто к меду осочка, к миноносцу миноносочка. И конца б не довелось ему, благодушью миноносьему. Вдруг прожектор, вздев на нос очки, впился в спину миноносочки. Как взревет медноголосина:

Военно-морская любовь

По морям, играя, носится

с миноносцем миноносица.

Льнет, как будто к меду осочка,

к миноносцу миноносочка.

И конца б не довелось ему,

благодушью миноносьему.

Вдруг прожектор, вздев на нос очки,

впился в спину миноносочки.

Как взревет медноголосина:

«Р-р-р-астакая миноносина!»

Прямо ль, влево ль, вправо ль бросится,

а сбежала миноносица.

Но ударить удалось ему

по ребру по миноносьему.

Плач и вой морями носится:

овдовела миноносица.

И чего это несносен нам

мир в семействе миноносином?


Пришла — деловито, за рыком, за ростом, взглянув, разглядела просто мальчика. Взяла, отобрала сердце и просто пошла играть — как девочка мячиком. И каждая — чудо будто видится — где дама вкопалась, а где девица. «Такого любить? Да этакий ринется! Должно, укротительница. Должно, из зверинца!» А я ликую. Нет его — ига! От радости себя не помня, скакал, индейцем свадебным прыгал, так было весело, было легко мне. ТЫ

Пришла —

деловито,

за рыком,

за ростом,

взглянув,

разглядела просто мальчика.

Взяла,

отобрала сердце

и просто

пошла играть —

как девочка мячиком.

И каждая —

чудо будто видится —

где дама вкопалась,

а где девица.

«Такого любить?

Да этакий ринется!

Должно, укротительница.

Должно, из зверинца!»

А я ликую.

Нет его —

ига!

От радости себя не помня,

скакал,

индейцем свадебным прыгал,

так было весело,

было легко мне.

ТЫ


 Кто из нас не согласится с тем, что лирика – это прежде всего стихи о любви. Лучшее из того, что создано в поэзии, вызвано к жизни этим чувством, прекрасным и вечным. И подтверждением этих мыслей является любовная лирика гениальных поэтов-современников С.Есенина,А.Блока и В.Маяковского.

Кто из нас не согласится с тем, что лирика – это прежде всего стихи о любви. Лучшее из того, что создано в поэзии, вызвано к жизни этим чувством, прекрасным и вечным. И подтверждением этих мыслей является любовная лирика гениальных поэтов-современников С.Есенина,А.Блока и

В.Маяковского.

Образ Родины в творчестве русских поэтов

В произведениях многих русских классиков звучит тема Родины. Она проходит через их творчество красной линией. Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения для многих композиторов, художников, писателей и поэтов. Стремление сделать свою родную страну еще лучше, еще прекраснее является основой для их произведений. Родина вызывает в каждом человеке самые теплые чувства. И сложно назвать поэта или писателя, который бы не посвятил своей Родине строки, идущие от души, самые искренние, самые трепетные. Литературный материал, связанный с темой Родины, огромен. В данной статье анализируется образ Родины в творчестве таких поэтов, как:

  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Ф. И. Тютчев
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блока
  • В. А. Маяковского
  • С. Е. Есенина.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Образ Родины в русской поэзии 490 руб.
  • Реферат Образ Родины в русской поэзии 270 руб.
  • Контрольная работа Образ Родины в русской поэзии 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Вариант 2

Патриотическая лирика была популярна среди многих поэтов серебряного века, однако далеко не у всех была наполнена трагизмом, присущим произведениям А. А. Ахматовой. Теме Родины А.А. Ахматова посвятила более десятка произведений, каждое из которых отличается эмоциональностью и проникновенностью. Эти стихотворения увидели свет в годы революции и гражданской войны, которые потрясли Россию.

Впервые патриотическую тематику в своем творчестве А. А. Ахматова раскрыла в стихотворном сборнике “Белая стая”, написанном в 1917 году. Произведения, вошедшие в сборник, описывают положение в стране без политического подтекста. По мнению А. А. Ахматовой, революция стала настоящей катастрофой, которая привела Россию к возможной гибели.

Поэтесса в те годы, как и многие, задавалась вопросом, остаться на Родине или мигрировать за рубеж. Будучи патриоткой, А. А. Ахматова не решилась покинуть Россию. Об этом она размышляла в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”, противопоставляя себя многочисленным мигрантам, спасающимся за рубежом. Но делает она это без осуждения и агрессии. Поэтесса испытывает лишь жалость к несчастным беглецам.

Стихотворение «Ты отступник…» опубликованное в 1921 году является автобиографичным. Оно посвящено Б. Анрепе, покинувшему Россию в годы гражданской войны. В строках произведения читается упрек. Лирическая героиня негативно относится к человеку, предавшему не только ее, но и родную страну.

В своих произведениях А. А. Ахматова стремилась связать себя с простым народом. Наиболее сильна эта связь в поэме “Реквием”, в которой несчастье лирической героини перекликается с трагедией тысяч обреченных людей. Каждая строка произведения наполнена болью и отчаянием.

С годами тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой значительно видоизменяется и эволюционирует. Это связано с изменениями в душе поэтессы и ее восприятии окружающего мира. В юности своей родиной она считала Царское село, где провела детские годы, позже она прониклась Санкт-Петербургом, а в военные года она наконец ощутила себя частью огромного народа и прониклась любовью к необъятной России.

Она переживает за дальнейшую судьбу страны, но несмотря на все царившие в ней бедствия, ни капли не жалеет о том, что осталась на Родине. Более того, поэтесса не отреклась от страны даже после того, как ее муж и сын были репрессированы советской властью.

Образ Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Великий поэт М. Ю. Лермонтов испытывал к Родине огромную любовь. Он желал своей стране процветания и счастья, любил свой народ, любил природу своей Родины. По мнению поэта, любовь к Родине означает борьбу за ее свободу, и ненависть к тем, что держит страну в рабских цепях. Тема Родины затронута во многих его произведениях. Например, любовь к Родине является темой таких его стихотворений, как «Поле Бородина», «Бородино», «Жалобы турка», «Два великана». Однако с наиболее полной силой эта тема раскрывается в его стихотворении «Родина», которое Лермонтов написал за несколько месяцев до своей гибели. В этом стихотворении поэт говорит о неведомой великой силе, которая зовет его к родным местам. В произведении патриотизм поэта противопоставляется официальному патриотизму. Прежде всего, поэт говорит о кровной связи с родной природой, со свои народом, с горестями и радостями русского народа. При этом свою любовь к Родине поэт считает странной, так как любит он только природу, народ, а официальную Россию, с ее самодержавно-крепостническим строем – «страну господ», поэт ненавидит.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В стихотворении «Родина» отражается горячая любовь поэта к родной природе, в нем Лермонтов воссоздает великолепные картины родной природы, где и разливы рек, подобные морям, и молчание степей, которое поэт называет холодным, и «безбрежное колыханье» лесов. Он говорит о величии родной природы, о ее силе и необыкновенной красоте.

Жизнь простого народа для поэта близка и понятна. Лермонтову было дорого все то, что связано с жизнью русского крестьянина.

Тема патриотизма занимает важнейшее место в лирике Лермонтова. В 1830 году поэт написал стихотворение «Поле Бородина», которое является воплощением чувств и мыслей, живущих в душе Лермонтова. А «Бородино», написанное несколькими годами позже Лермонтовым, который достиг политической зрелости, является одним из самых любимых произведений поэта. Данное стихотворение – это рассказ простого солдата о Бородинском сражении. В нем отражается настоящий патриотизм русского народа, патриотизм, в котором нет места хвастовству, позерству.

Замечание 1

Драматические события в стране всегда отражались в творчестве поэтов. Люди, преданные своей Родине, не могут спокойно жить, глядя на то, как преследуется все лучшее.

Тема родины в русской поэзии

(0)

Тема родины в литературе раскрыта у многих поэтов, в том числе:

  1. В лирике М. Лермонтова. Поэт признаётся в любви к местам, где он родился («Я видел тень блаженства; но вполне». 1831), прославляет подвиги отцов («Бородино», 1837) и осуждает своих современников за бесславно прожитую жизнь («Дума», 1838). Он пишет о своей стране, где стонет человек от рабства и цепей («Жалобы турка», 1829). Его скорбь сменяется ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия». 1841). Люблю отчизну я, но странною любовью — признаётся поэт («Родина», 1841).
  2. В лирике С. Есенина. Его поэзия прежде всего выражает любовь к родной природе, стране берёзового ситца. «Чувство Родины — основное в моём творчестве». Он представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью: Не видать конца и края/ Только синь сосёт глаза. Поэт ощущает себя частью природы и готов отказаться от библейского рая во имя Родины («Гой ты, Русь, моя родная», 1914). Есенин воспевал русскую деревню («В хате», 1914), не любил городскую цивилизацию («Я последний поэт деревни», 1920) и стремился принять революционные перемены («Русь советская», 1924).
  3. В лирике Н. Некрасова. Народ и родная земля — главный источник вдохновения поэта: лишь возвращаясь домой, переживал творческий подъём («Дома — лучше!», 1868). Нищета крестьян, тяжёлая доля русской женщины, произвол властей — всё это волновало поэта. О родине Некрасов писал: Ты и убогая, Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная, Матушка-Русь («Кому на Руси жить хорошо», 1877), но страстно верил в её счастливое будущее («Что ни год — уменьшаются силы», 1861).
  4. В лирике А. Блока. Патриотическая тема пересекается с любовной лирикой, и образ родины часто предстаёт как образ прекрасной возлюбленной — это образ светлой жены в цикле «На поле Куликовом». Этот образ вместо Нерукотворного Спаса появляется на щите русского воина, он же охраняет спящих воинов. Иногда родина у Блока — женщина с разбойной красой («Новая Америка», 1913). Иногда он видит Россию нищей, убогой, с тоской острожной, но верит в её светлое будущее. Россия — это образ прекрасной женщины с.сильным характером и нелёгкой судьбой («Россия»,1908). Блок говорит о своей неразрывной связи с родиной («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», 1910).

Ярким примером темы родины в поэзии является стихотворение М. Лермонтова «Родина».

Общие сведения. Одно из последних произведений Лермонтова.

Тема. Поэт говорит о своём отношении к отчизне и о любви к ней.

Композиция. Состоит из двух частей. В 1-й части поэт отвергает казённый патриотизм, а во 2-й — признаётся в любви к России, к её природе и к русскому народу. В основе стихотворения — принцип антитезы. Разве не странно любить отчизну, в которой столько противоречий? Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала описывается восприятие родины (слава, купленная кровью; старины заветные преданья), затем — общее изображение родной природы (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, разливы рек), потом — деталей народного быта (изба, покрытая соломой, с резными ставнями окно).

Средства художественной выразительности. Эпитеты (печальные деревни, безбрежные леса), метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой), олицетворение (степей холодное молчанье), анафора (Её степей …Её лесов), аллитерация (Разливы рек её, подобные морям), ассонанс (полный гордого доверия покой).

Стихотворный размер и рифма. Разностопный ямб; перекрёстная, парная и кольцевая рифма.

0 / 5. 0

.

Образ Родины в творчестве Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева

Творчество Н. А. Некрасова пронизывает чувство пламенной любви к своей Родине. В своем стихотворении «Тишина» поэт заявляет об этой бесконечной любви. Образ Родины- матери проходит через все творчество Некрасова.

Замечание 2

Однако, любя Родину, поэт ненавидел существовавший строй царской России.

И в этой любви и ненависти одновременно заключается своеобразие патриотизма Некрасова.

Необходимо заметить, что поэты, отмечая талант народа, его трудолюбие, с ненавистью отзываются о равнодушных к народным нуждах властвующих слоях. Многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле русских крестьян.

Ф. И. Тютчева называют великим певцом красоты русского края. В стихотворениях поэта природа выступает как живая сила, способная переживать и чувствовать. Любовь к Родине в творчестве поэта выражается в его безграничной любви к родной природе, поэт, подобно художнику, видит то, что не способны увидеть другие.

История создания

Первые шаги в литературе М.Ю. Лермонтов сделал, будучи подростком, в 13-14 лет. Почти вся лирика Лермонтова наполнена грустью, дисгармонией с окружающей жизнью. Но, как истинный поэт, Лермонтов говорил в своих стихах не только о самом себе, своих чувствах и переживаниях, но и об окружавшем его мире. Автора, как и его лирических героев, не устраивает действительность, и они бросают ей вызов.

В своей лирике Лермонтов рассуждает о предназначении поэта и поэзии, описывает боль и тоску от неразделённой любви. Но главная любовь в жизни поэта ─ это любовь к родной земле.

Стихотворение «Родина» написано в последний год жизни Лермонтова. В марте 1841 года поэт вернулся с Кавказа и собирался подать в отставку и полностью посвятить себя литературе. В стихотворении «Родина» он признаётся в любви к своей стране. В нём поэт, по сути, подвёл итог своему творчеству и попрощался с Россией, сам не зная об этом. В красочном описании природы заметна радость автора от встречи с родной землёй. Долгое время он видел не леса и степи средней России, а горы Кавказа. В произведении он также косвенно намекнул о причине своей отставки — «слава, купленная кровью» ему чужда, поэтому он больше не собирался воевать и преумножать ее.

Жизнь в изгнании

  1. Вдали от родного дома мы всегда тоскуем. Не важно, по каким причинам человек может находиться не в своей стране, не важно, насколько хорошо он там живёт – тоска всё равно овладевает сердцем. Так, в произведении А. Никитина «Хождение за три моря» рассказывается об отважном русском путешественнике, который побывал в разных уголках планеты. От Кавказа до Индии. Купец увидел множество зарубежных красот, восхитился многими культурами и обычаями. Однако в этой среде он постоянно жил только воспоминаниями о родной земле и очень тосковал по своей родине.
  2. Чужая культура, другие обычаи, иной язык со временем приводят человека за границей к чувству ностальгии по своей родине. В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» автор воссоздаёт жизнь эмигрантов. Наши соотечественники вынуждены жить на чужбине без возможности вернуться обратно. Для них такое существование — это лишь «жизнь над бездной».
  3. Находясь в эмиграции, многие русские писатели и поэты признавались в своей любви к родине. Так, и И. А. Бунин с тоской вспоминает родные просторы. В стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» поэт пишет о своём крае, о доме, о месте где родился и вырос. Эти воспоминания переполняют произведение чувством ностальгии и помогают автору вернуться в те счастливые моменты.

Автор: Виктория Абросимова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любовь к родине

  1. Через всё творчество Сергея Есенина явно прослеживается тема любви к родине. Его стихи посвящены России. Сам поэт признавался, что без высокого чувства, испытываемого по отношению к своей стране, он не был бы поэтом. В тяжёлые времена Есенин пишет поэму «Русь», где показывает Россию с тёмной стороны и в то же время он пишет: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу». Поэт уверен, что отчизна – это то, что особенно важно в жизни человека. Все эти реки, поля, леса, дома, люди – это наш дом, наша семья.
  2. Оды М.В. Ломоносова, великого русского учёного, изобретателя и поэта, переполнены любовью к своей родине. Писатель всегда восхищался природой России, верил в умы народа, преклонялся перед величием и мудростью русских царей и императоров. Так, в оде, посвящённой восшествию на престол Елизаветы Петровны, Ломоносов показывает и убеждает императрицу в силе и мощи своего народа. Он с любовью изображает родные просторы и с гордостью заявляет: «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Цели:

Предметные УУД: формирование умения писать сочинения в форме сравнительной характеристики, развитие умения формулировать проблему и строить логическое рассуждение по ней, формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе. Метапредметные УУД: формирование умения составлять монологический ответ, обобщать, систематизировать изученный материал, развитие познавательных интересов учащихся и их самостоятельности через работу: с текстом стихов, учебником, критическими статьями. Личностные УУД: воспитание стоицизма учащихся в разных жизненных ситуациях через судьбу поэтов, воспитание через стихи поэтов патриотизма и гуманизма по отношению к людям.

Ход урока:

Учитель: Мы закончили изучение литературы периода 1917-20 г.г. – периода гражданской войны. Самые острые отношения были у Маяковского с Есениным. Есенин заочно был знаком с творчеством Маяковского еще в 1914 г., благодаря публикации стихотворений «Война объявлена» и «Мама и убитый немцами вечер». В начале 1915 года их имена впервые появились рядом на страницах московского ежемесячного журнала «Млечный путь»: стихи С. Есенина соседствовали с опубликованной там же положительной рецензией о творчестве В. Маяковского. Два талантливых поэта делили литературный пьедестал, постоянно вступали в полемику. При этом трезво оценивали значимость друг друга. Маяковский не раз говорил, что из всех имажинистов в истории останется один Есенин. Есенин же выделял Маяковского из ЛЕФовцев и завидовал его «политической хватке». Это был поединок равных. Есенин утверждал, что не хочет делить Россию с такими, как Маяковский, Маяковский остроумно отвечал «Возьмите её себе. Ешьте её с хлебом». Поэты спорили как в стихах, так и в жизни. Но чём же заключались причины таких споров и такой борьбы? В чём именно расходились взгляды двух этих великих людей? Ответы на эти вопросы нам нужно найти сегодня на уроке, а в качестве итога нашего обсуждения вам нужно будет написать домашнее сочинение по одной из предложенных тем.

Сегодня на уроке вам понадобятся все ваши знания, так как мы с вами уже знакомились с творчеством Сергея Есенина несколькими уроками ранее, а изучению творчества Владимира Маяковского посвящены наши последние уроки. Также дома вам нужно было ознакомиться с рядом стихотворений обоих поэтов или перечитать их, потому что при ответах на вопросы вам нужно будет приводить примеры из этих стихотворений. Эти цитаты помогут вам в написании домашнего сочинения.Для начала давайте запишем тему нашего урока “С. Есенин и В. Маяковский — два лика одного времени”. Наша подготовка к написанию сочинения пройдет в форме коллоквиума. Каково лексическое значение этого слова?

Учащиеся: Коллоквиум – беседа с целью выяснения знаний учащихся.

Учитель: Эпиграфом к уроку служит высказывание известной поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой: «Поэт – невольник своего дара и своего времени”. Определите цели нашего урока, исходя из темы и эпиграфа.

Учащиеся: Обобщить, расширить и углубить приобретенные знания о мировоззрении, судьбе и творчестве поэтов, сравнить две поэтические судьбы, найти точки соприкосновения и различия, составить план сочинения-сравнения.

Учитель: Перед нами две славные и жестокие судьбы, две открытые души, два поэта, вошедших в литературу и историю нашей страны. Б.Пастернак в статье “Люди и положения” пишет, что С.Есенин был соперником В.Маяковского “на арене народной революции и в сердцах людей”, и добавляет: “Ставлю их рядом, потому что они сами в эпохе, во главе угла эпохи рядом стали и останутся”. Почему авторы программы поставили их рядом?

Учащиеся: Сверстники, пришли в литературу одновременно. Дети своей эпохи, которая нашла отражение в их творчестве. Они представители разных направлений поэзии “Серебряного века”, имеющие разные “Я – концепции” творчества поэтов. Любовь к Родине, человечеству проходит через их творчество. Их ждала судьба того поколения: самоубийство, разочарование в своих политических взглядах, двойственность, сомнения в правильности линии партии.

Заголовки плана появляются на экране

Учитель: Составив план основной части сочинения, мы видим, что В. Маяковский и С. Есенин являются 2 ликами одного времени, отразившие в своем жизненном и творческом пути сложности начала эпохи ХХ века.

Учитель: Это два совершенно разных человека по темпераменту, поведению, но они, как вы уже правильно сказали, – 2 судьбы одного времени. Докажите.

Учащиеся: Родились почти в одно время : В.Маяковский в 1893г., С.Есенин в 1895г. – сверстники. Пришли в литературу почти одновременно: В.Маяковский был объявлен Д.Бурлюком поэтом осенью 1912 года, тогда же появилось его стихотворения “Ночь”, “Утро”. С.Есенин в 1913 г. стал посещать кружок М.Бауэра, где ему было сказано “ твои стихи похожи на песни жаворонка”. С 1914 г. начал печататься. Участвовали в революционной борьбе: В. Маяковский рано услышал разговоры родителей о неправильном устройстве мира, о власти богатых, рано увидел негативность буржуазной действительности. Учеником II класса принимал участие в революционных выступлениях в 1905г. С. Есенин знал беды крестьян, когда работал в типографии, приобщился к революционной борьбе. Оба свидетели двух войн, трёх революций, которые приветствовали, т.к. считали, что они улучшат жизнь России, верили в построение рая для народа.

Учитель: И у С. Есенина, и у В. Маяковского была своя философия жизни. Расскажите об особенностях их мировоззрения, как их взгляды проявлялись в творчестве?

Учащиеся: 1) В.Маяковский как поэт – футурист отрицает все в современной ему действительности: «Долой ваш строй! Долой вашу любовь! Долой вашу религию! Долой вашу поэзию!» Предлагая всё старое “скинуть с парохода современности”, он провозглашает: «Даешь общество людей братьев, // Основанное на любви, гуманности».

2) Ранний В.Маяковский противопоставляет лирического героя толпе:…А если мне сегодня грязному гунну // кривляться перед вами не захочется – и вот // я захохочу и радостно плюну, // плюну в лицо вам // я – бесценных слов транжир и мот. Его плевок в лицо зрителей – это попытка “расшевелить” в людях что-то человеческое, стыд. Бунтующему герою хочется встряхнуть общество, заставить почувствовать себя людьми. Образ героя-бунтаря обнаруживает стремление к новой жизни, для которой поэт готов пожертвовать собой.

3) С.Есенину присуща специфическая религиозность и народных представлений о двухмерности бытия. В статье “Ключи Марии” он пишет “Всё от дерева – вот религиозные мысли нашего народа…”

а) Изба крестьянская. // Хомутный запах дегтя, // Божница старая, // Лампады кроткий свет. // Как хорошо, // Что я сберег те // Все ощущенья детских лет.

б) Город – нечто неживое, не питающееся корнями единого дерева: «Веселым парнем, // До костей весь пропахший // Степной травой, // Я пришел в этот город с пустыми руками, // Но зато с полным сердцем // И не пустой головой».

в) По Есенину, человек должен жить в гармонии с окружающим миром: «Я учусь, я учусь моим сердцем // Цвет черемух в глазах беречь».

Учитель: У Есенина мировоззрение связано с крестьянским миром, которым он воспитан, а у Маяковского – с футуризмом, поэтому каждый из них нашёл свой стиль в литературе, поэтому в их стихах появились 2 различные поэтические души. Расскажите об особенностях стиля поэтов и облике лирического героя их стихов.

Учащиеся: 1) Маяковский, когда искал свой путь в литературе, отмечал: “Перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни, Попробовал сам писать также хорошо, но про другое, оказалось, также про другое нельзя. Вышло ходульно и ревплаксиво”. У Есенина в первых стихах не было ничего специфически “деревенского”. Его стихи были подобны стихам провинциальных “выходцев из низов”.

2) В. Маяковский показывает, как в мире грубой прозы человеческому чувству пробиться трудно: “Я знаю – солнце померкло б, увидев, наших душ золотые россыпи”, а С. Есенин заявляет: “Старый клен головою на меня похож”.

3) Маяковский считал, что нужно “Укутать душу от осмотров”. Троцкий подчёркивал: “Грубостью он прикрывается от сурового времени”. А стих С. Есенина – “… сплошное настроение. Слова, рифма подчинены чувствам”. Его бунт, хулиганство – тоже защитная реакция, поэтому стихи этих поэтов – лиричны.

4) Оба поэта – лирики, хотя у В. Маяковского – декларация и пересказ его чувств: “Опять перед уличной пылью ступенями строк ввысь поведя! До краёв полное сердце вылью в исповеди”, – у С. Есенина – одни чувства: “Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег”.

5) Б. Пастернак замечал, что С. Есенин и В. Маяковский были соперниками “на арене революции и в сердцах людей”, соперниками они были и на поэтических турнирах. В. Маяковский на сцене был великолепен, вспоминает Ю. Олеша, он был остроумен, его замечания вызывали аплодисменты, а мощные высказывания вызывали тишину.

С.Есенин читал громко, уверенно. Бухарин говорил, что он обращался “к живым людям, с особой психологией”. А Твардовский отмечал, что он покорял “искренностью выражения человеческих чувств”, а Виноградов добавляет: “сверхискренностью”

Учитель: При всей несхожести, житейской и творческой, у них обнаружились общие черты: влияние, оказываемое на читателей; массовый интерес к ним, споры вокруг них; тяга к ЛЕФовцам.

Учитель: Каково же было их представление о будущем России?

Учащиеся: 1) “Революцией мобилизованный и призванный”, горлан, главарь”, “ассенизатор и водовоз” принял революцию и стал работать. В его стихах нарисованы образы героев того времени. Лирический герой поэмы “Хорошо”– “свидетель счастливый” и участник грандиозных исторических событий, один из многих представителей народа – творца истории:

«Это было с бойцами, // или страной, // или в сердце // было в моём».

2) Маяковский гордится тем, что он советский (“Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье”), возмущался “совмещанинами”, людьми совмещающими в себе “красную”, лояльную форму и антисоветскую суть. Они: бюрократы, мещане, советская буржуазии, мешали строить город — сад. Город — сад – вот идеальное государство, по Маяковскому.

3) Октябрьскую революцию Есенин встретил восторженно: «Радуюсь песней я смерти твоей», — бросает он старому миру. Но ожидал он идиллического «земного рая» для мужиков (стихотворение «Иорданская голубица»). Новый мир предстает в стихах С.Есенина и в виде романтического “града Инонии”, “где живет божество живых” и господствует “революционная” вера. Инония – иная страна, подразумевается новая Россия, с которой происходит, должно произойти преображение.

Учитель: Основой творчества поэтов является любовь к родине, человеку. Оба они мечтали о новой жизни, которая будет после революции, но мечта у них была утопической. Почему?

Учащиеся: 1) Маяковский – глашатай октября всматривается в жизнь и видит: “коммунизм канарейками… побит”. Он славит “Отечество, которое будет”, а оно не могло наступить: «Вред – мечта // И бесполезно грезить // Надо нести служебную груду. // Но бывает – // Жизнь встаёт в другом разрезе. // И большое понимаешь // Через ерунду». Маяковский – “романтик, поверив утопии, воспел её и, подобно миллионам тех, к кому обращался, как к единомышленникам, отдал всего себя ради её утверждения”, – пишет Ю.Олеша.

2) Есенин считал, что революция несет с собой Новый Назарет, который сойдёт на Землю с Новым Спасом. Напоив будни молоком, он преобразует чудесный мир “Инонии”, где огромный “ урожай над страной”. Но потом Есенин пишет поэму “Страна негодяев”, где руководящая сила творит разбой и устилает дорогу в светлое будущее миллионами (90 000 000) человеческих жизней. А затем Есенин стал представлять себе, что деревню населили фабриками, заводами, подначивают жителей рублем и свистом машин. В стихотворениях периода 1924-25 годов поэт пытается преодолеть внутренний конфликт, обращаясь к злободневным темам времени, пытаясь принять “коммуной вздыбленную Русь”: «Я буду воспевать // Всем существом в поэте // Шестую часть земли // С названьем кратким «Русь»».

Учитель: От воспевания героев страны, показа трудностей жизни, показа нового в жизни строителей “города – сада”, от воспевания Отечества, “которое трижды будет” и гордости, что он “гражданин Советского Союза” до сатирических стихотворений и пьес – такова эволюция темы Родины в лирике В.Маяковского. Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о «мужицком рае», неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть «Русь советскую», чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце «любовь к родному краю» — такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина. 2 мечты, оказавшись утопией, привели поэтов к трагедии, личной и общественной.

Учитель: Как вы можете это доказать?

Учащиеся: 1) У Маяковского произошла катастрофа мировоззрения, идеалов, которым он следовал с присущим ему максимализмом (“Левой!”), к которым он так призывал и крах которых предчувствовал (о чём говорят сатирические стихи и пьесы 20-хг.), поэтому он пишет: “У меня выходов нет”,

3) С.Есенин — человек двойственный, подверженный различным настроениям, человек чувств, поэтому он колеблется между реакцией и революцией, пролетариатом и буржуазией. Он говорит о том, что “человеческая душа слишком сложна для того, чтобы заковать её в определённый круг звуков какой-нибудь одной жизненной мелодии или сонаты” (Есенин), поэтому – “Нет никогда я с собой не полажу”.

4) С.Есенин твердил, что жить надо легче, жить надо проще, но сам этого не смог, как не смог и В.Маяковский, поэтому их жизни закончились самоубийством. Оба поэта были одинокими в среде литераторов. Одиночество, сомнения, преувеличение мелочей, жизненные неурядицы, не-умение взять себя в руки – вот то, что довело их до отчаяния и самоубийства.

Учитель: В.Маяковский и С.Есенин не смогли жить в удушливой атмосфере “страны героев, страны мечтателей, страны учёных”, они видели обман жизни. М.Цветаева всегда считала, что “поэт – это товарищ своего мира, он противостоит окружающей жизни, сохраняя верность тому высшему, что он несёт в себе”. Поэт – “странная особь человеческая”, он живёт и чувствует всё по-другому, не как простые люди, поэтому он быстрее всех улавливают фальшь, не может жить нечестно, но хотят только одного: “…хочу быть понят моей страной”. В.Высоцкий утверждал: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа // И ранят в кровь свои босые души». Рана кровоточит и у Маяковского, и у Есенина. Но футурист – Маяковский заявляет: “А не буду понят, что ж, // По родной стране пройду стороной, // Как проходит косой дождь”. Народный поэт, исходя из патриархального всепрощения, говорит: “… и простим, где нас горько обидели по чужой и по нашей вине”. М.Цветаева в стихотворении “Есенин и Маяковский” по – своему объяснила их трагедию. В какой строке звучит её определение этой трагедии?

Учащиеся: Трагедия произошла, считает М.Цветаева потому, что “Мост новый заложен, Да смыт половодьем!” – Она понимает, находясь в эмиграции, что поэты Маяковский, Есенин, Пастернак, Гумилёв и другие не вписывались в политику нового государства, взрывали своим творчеством храмы веры, поэтому их и уничтожили.

Учитель: Подводя итог разговора, вернемся к эпиграфу нашего урока. Почему взят такой эпиграф – “Поэт – очевидец всех времён и невольник своего дара и времени”. ( М.Цветаева)

Учащиеся: Истинный поэт в стихах отражает своё время и своё видение этого времени, исходя из своих литературных взглядов и предпочтений. Маяковский и Есенин показали радость строителей новой жизни, одному лучше “ в буче, боевой и кипучей”, а другой “ счастлив в сонме бурь”, когда “вихрь нарядил мою судьбу в золототканое цветенье. Но оба попали под колесо антидемократической жизни и закончили жизнь самоубийством. Они 2 лика своего времени, в судьбе которых отразилось героическое и трагичное время.

Учитель: Маяковский и Есенин – это 2 открытые души, вошедшие в литературу в период модернизма, жившие в период революционных потрясений в нашей стране и период 20-х годов. Это 2 поэта разных литературных направлений, которые пытались повлиять на создание человека новой формации. 2 поэта –патриота, разделившие тяготы времени с интеллигенцией России. Маяковский и Есенин – 2 лика своего времени. “Россия каждым полна и дана до краёв, и не только Россия, но и сама поэзия” (М.Цветаева)

Учитель: Дома вам предстоит написать сочинение по одной из тем, что вы видите на экране. С чего нужно начинать при написании сочинения?

Учащиеся: С составления плана сочинения.

Учитель: Верно. Поэтому давайте сейчас составим образец сложного плана сочинения по теме “Вам я душу вытащу, растопчу, чтоб большая! – и окровавленную дам, как знамя…”. Как вы думаете, о чём нужно сказать в сочинении, чтобы раскрыть эту мысль?

Ученики: Эта строчка говорит о назначении поэта как глашатая эпохи, как человека, который своими словами поведёт за собой народ, сподвигнет его на духовное преображение, на реформы или даже революцию.

Учитель: С чего, как вы думаете, нужно начать?

Ученики: С введения. Здесь можно раскрыть сущность творчества поэтов в русле литературных течений начала 20 века — футуризма и имажинизма и место Есенина и Маяковского в это время.

Учитель: Верно. После введения вам нужно раскрыть основную мысль. С чего можно начать вторую часть, как сконструировать её?

Ученики: Можно начать с того, каким мировоззрением обладал каждый из этих поэтов, каким они видели идеальный мир, а после сравнить эти взгляды и найти общее. После можно сказать о стиле поэтов и о стихах, в которых выражаются их взгляды.

Учитель: Нужно ли говорить о том, смогли ли эти мечты реализоваться?

Ученики: Конечно, обязательно.

Учитель: Какой вывод на основании этого можно сделать в конце?

Учащиеся: В творчестве Есенина и Маяковского стремление служить своей родине выражено по-разному. Но этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции и верили в лучшее будущее для России. Каждый из поэтов переживал за судьбу своей страны, пытался увидеть, что ждет Россию, что несут ей глобальные перемены, свершившиеся в начале 20 века.

Учитель: Таким образом, у нас получился следующий план (на слайде):

  • Введение:
  • Сущность творчества поэтов в русле литературных течений начала 20 века — футуризма и имажинизма и место Есенина и Маяковского в это время.
  • Основная часть:
  • 1) Особенности мировоззрения и мечты о будущем России:
  • У Есенина;
  • У Маяковского;
  • В чём заключаются сходство и различия?;
  • 2) Способы раскрытия темы служения и стихи, посвященные этой теме:
  • a)У Есенина;b)У Маяковского;c)В чём заключаются сходство и различия?;
  • 3) Сбылись ли мечты о будущем и почему:

a)У Есенина;

b)У Маяковского;

c)В чём заключаются сходство и различия?;

Вывод:

В творчестве Есенина и Маяковского стремление служить своей родине выражено по-разному. Но этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции и верили в лучшее будущее для России. Каждый из поэтов переживал за судьбу своей страны, пытался увидеть, что ждет Россию, что несут ей глобальные перемены, свершившиеся в начале 20 века.

Учитель: Урок коллоквиум показал ваши хорошие знания по данной теме. На листочке напишите имена 5-7 учеников класса, которые лучше всех, на ваш взгляд, работали на уроке, оцените их деятельность и знания из 10 баллов, оцените свою работу, обоснуйте свою оценку. На следующем уроке будут поставлены оценки, которые будут складываться из ваших мнений и оценки учителя.

Написать сочинение по одной из трех тем:

  • “Это я сердце флагом поднял…”(по творчеству С.Есенина и В.Маяковского),
  • “Вам я душу вытащу, растопчу, чтоб большая! – и окровавленную дам, как знамя…” ( по творчеству С.Есенина и В.Маяковского),
  • “Жизнь в предельном проявлении…”в творчестве В.Маяковского и С.Есенина

Контрольная работа по творчеству С.Есенина, А. Блока, В. Маяковского 9 класс

1. Кто из поэтов «пережил» увлечение имажинизмом

А. А.А.Блок

В. С.А.Есенин

С. В.В.Маяковский

2. Плакатная живопись и поэзия. Для кого из поэтов характерно это сочетание

А. А.А.Блок

В. С.А.Есенин

С. В.В.Маяковский

3. Соотнесите даты и поэтов

Дата Поэты

А 1893-1930 1) А.А.Блок

В 1895-1925 2) С.А.Есенин

С 1880-1921 3) В.В.Маяковский

А-З, В-2, С-1

4. Соотнесите направления и поэтов

Направление Поэты

А Футуризм 1) А.А.Блок

В Символизм 2) С.А.Есенин

С Имажинизм 3) В.В.Маяковский

А-3, В-1, С-2

5. Соотнесите место рождения и поэта

Родился Поэт

А в селе Константинове 1) А.А.Блок

В в Петербурге 2) С.А.Есенин

С в селе Багдади 3) В.В.Маяковский

А-2, В-1, С-3

6. Кто из поэтов был арестован за участие в революционных событиях?

А. А.А.Блок

В. С.А.Есенин

С. В.В.Маяковский

7. Какой поэт в один из моментов жизни сблизился с участниками Суриковского литературно-музыкального кружка?

А. А.А.Блок

В. С.А.Есенин

С. В.В.Маяковский

8. В ком А.Блок видел воплощение идеала Вечной Женственности и позднее- разочарование в этом идеале?

А. Л. Д.Менделеева

В. Н.Н.Волохова

С. Л.А.Дельмас

9.Кому принадлежат слова:

«Лицом к лицу

лица не увидать,

большое видится на расстоянье»?

а ) Блок б) Есенин в)Маяковский

10.Кто писал киносценарии и сам снимался в немом кино?

а) Блок

б) Есенин

в) Маяковский

11. Кто является адресатом стихотворения «Письмо к женщине»?

а) Айседора Дункан

б) Анна Изряднова

в) Зинаида Райх

г) Галина Бениславская

12. Лирический герой стихотворения «Россия» Блока

1. мечтает покинуть «нищую Россию»;

2. «бережно» несет «свой крест»; свое предназначение,

3. постоянно борется с судьбой;

4. боится изменений в жизни.

13.Укажите вариант ответа, в котором названы произведения, принадлежащие перу С. А. Есенина:

1) «Гой ты, Русь моя родная…»; «Берёза»;

2) «Двенадцать», «О, я хочу безумно жить…»

3) «Отговорила роща золотая…»; «О, весна без конца и без краю…»

14. Установите соответствие между поэтами и фактами их творческой биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Поэты

A) А. А. Блок

Б) С. А. Есенин

B) В. В. Маяковский

Г) И. А. Бунин

Факты творческой биографии

1) В соответствии с тремя периодами творческого пути все произведения разделил на 3 книги, назвав их «трилогией вочеловечения».

2) В годы Гражданской войны работал в «Окнах РОСТА» — рисовал плакаты, сочинял подписи к ним; особенностью его поэтического стиля является необычайная активность по отношению к слову, т. е. словотворчество.

3) Стихи начал писать в раннем детстве; «толчками» к собственному сочинительству послужили Священная история и Библия, которые пересказывал дед, сказки, которые он узнавал от бабки, и в целом вся деревенская обстановка, в которой он жил; в первый сборник «Радуница» вошли стихи о крестьянской России, которой поэт остался верен до конца жизни.

4) Начал творческий путь как поэт и продолжал писать стихи, хотя прославился своей прозой, особенностью которой стало присутствие в ней лирического начала; в 1933 году ему — первому среди русских писателей — присуждена Нобелевская премия.

А – 1, Б – 3, В – 2, Г — 4

2 часть

Анализ стихотворений

Не жалею, не зову, не плачу…”

  1. К какой лирике (пейзажная, философская и т. д. ) можно отнести стихотворение?

Стихотворение относится к философской лирике

  1. О чем размышляет поэт? (Проследить за развитием мысли, выделить не менее 3-х моментов)

 Поэт размышляет о прошедшей жизни и о том, что былое уже не вернуть. Хоть лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовет, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение. Сергей Александрович Есенин в этом произведении размышляет о быстротечности жизни и скоропостижности смерти. Поэт с горечью понимает, что в этом мире нет ничего вечного, и жизнь каждого из нас рано или поздно подходит к концу. Старость неизбежна, а юность так коротка и неуловима, что стоит наслаждаться и ценить каждую секунду беззаботного веселья.

Композиция линейная, трехчастная:

  • в первом четверостишии поэт говорит о молодости, о ее безвозвратном и таком неожиданном уходе.

  • Затем следуют размышления об увядании, старости, неизбежной смерти.

  • Наконец, в последнем, пятом, катрене читателя ждет вывод о том, что все живое – тленно, но потому оно и достойно благословления и любви. Ценить нужно каждый миг, ибо все они безвозвратны.

3. В стихотворении использовано много различных художественных средств.

Определить каких.

· “золото увяданья” — метафора

· “розовый конь” — эпитет

· “как с белых яблонь дым” — метафора, инверсия

— Какую особенность художественного стиля поэта подтверждают эти цитаты?

В этом замечательном стихотворении автор применяет такое художественное средство, как антитеза. Например, в произведении «белых яблонь дым» противопоставляется «осеннему увяданию». В результате старость сопоставляется с молодостью, а мечты юности — разочарованию зрелости. 

— Какой вид тропа преобладает в этом стихотворении?

  • Главную роль в произведении играют метафоры: «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь», «буйство глаз и половодье чувств», «белых яблонь дым», «сердце, тронутое холодком».

  • Много эпитетов: «белые яблони», «дух бродяжий», «утраченная свежесть».

  • Поэт очень любил риторические обращения и вопросы, и тут они тоже встречаются: «ты теперь не так уж будешь биться, сердце…», «жизнь моя? иль ты приснилась мне?», «будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».

В стихотворении очень удачно использован пятистопный хорей с перекрестной рифмой (АВАВ) и чередованием мужских и женских слогов.

4. Как понять следующие строки?

“сердце, тронутое холодком” — проникающее в поэта-героя безразличие,- сердце ещё не превратилось в лёд, оно только тронуто холодком.

“страна березового ситца” – поэт использует метафоры, с целью обрисовать свою юность, это выражение – символ молодости.

“Я теперь скупее стал в желаньях” — проблема равнодушия и холодности не дает покоя поэту в последние годы его жизни. Под влиянием увядания он изменился: стал менее эмоциональным, «скупым в желаньях». Лирический герой обращается к жизни, желать стал значительно меньше, чем раньше.

5. Настроение стихотворения грустное. Какие слова создают грусть?

Чтобы передать тоскливое настроение, Сергей Есенин использует большое количество эпитетов: «утраченная свежесть», «тленны», «бродяжий», «скупее» и так далее. 

Шаганэ ты моя, Шаганэ. ”

  1. Стихотворение относится к любовной лирике. Какую еще тему затрагивает поэт?

В стихотворении отражается не только любовная лирика и симпатия к женщине, но и затрагивается тема безмерной любви к родине.

  1. Тема любви поэта к южанке уже звучала в русской лирике. С каким стихотворением Пушкина перекликается строчка “Не буди только память во мне…”?

А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне»

3) Для создания образа родины используются различные художественные средства ? Определить какие.

· “луна там огромней в сто раз…” — гипербола

· “волнистая рожь” – эпитет

· “Эти волосы взял я у ржи…” — метонимия

Объясните, как понимать эти строки.

Гипербола «луна там огромней в сто раз» свидетельствует о силе привязанности поэта к «рязанским раздольям».

Образ родины в словах » луна там огромней в сто раз» и » волнистая рожь». Есенину так дорого все русское, что и луна кажется больше и бескрайние русские поля с » волнистой рожью», как предмет ностальгии по родине.

 А страдает он потому, что невыносимо скучает по родине, которая, собственно, и сделала его таким, каков он есть («…эти волосы взял я у ржи», – звучат его слова). Ярким символом в стихотворении становятся волосы лирического героя  «взятые» им у ржи. Это удивительно обозначает единство человека и его Родины. И даже несмотря на то, что местные красоты его также восхищают, отчий край Сергею все же милей.

4) Какую роль играет многоточие.

Как и во всех поэтических произведениях, многоточие подразумевает недосказанность, возможность продолжения темы ли образного ряда.

5) Стихотворение написано в виде обращения к Шаганэ. Какие слова и выражения относятся к разговорному стилю?

Признаки разговорного стиля – частицы, бессоюзная связь, лексические повторы, обращения

1) «Потому, что я с севера, что ли»

2)“Я готов рассказать тебе поле”

3) «Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли«.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»

4) «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

  • Темы сочинений по творчеству гоголя 10 класс петербургские повести
  • Темы сочинений по слову о полку игореве 9 класс с планами
  • Темы сочинений по серебряному веку русской поэзии 11 класс
  • Темы сочинений по роману тургенева отцы и дети 10 класс в формате итогового сочинения
  • Темы сочинений по творчеству гончарова обломов 10 класс