Темы сочинений по творчеству блока 11 класс с ответами

Урок 41. в. в. маяковский: жизнь, творчество. художественный мир, характер ранней лирики. маяковский и футуризмурок 42. в. в.

Урок № 41. В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм

Урок № 42. В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики

Урок № 43. В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике

Урок № 44. Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

Урок № 45. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока,
С. А. Есенина, В. В. Маяковского

УРОК № 45
Тема.
Контрольное сочинение по творчеству
А. А. Блока,
С. А. Есенина, В. В. Маяковского

Цель:

учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой,
опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных
особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: иллюстративный материал, черновые варианты сочинений, запись на доске.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания,
идейно-художественных особенностей изученных по этических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать
собственную точку зрения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• В чём необычность, самобытность лирического героя поэзии А. А. Блока? Что сближает его с романтическим героем?
• В чём уникальность, самобытность художественного мира С. А. Есенина? Каковы наиболее характерные приметы этого мира?
• Что в творческом наследии В. В. Маяковского представляется вам особенно интересным?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Поэты «Серебряного века». Поэты 20-х гг. XX в. Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский… Разное видение мира, разные, чаще всего трагические судьбы.
Не всё в их творчестве понятно нам, но бесспорны их талантливость, неординарность.

Безусловно, нельзя ограничить их творчество рамками какого-то одного литературного направления — символизма, акмеизма или футуризма. Глубина мысли, мастерство
слова, умение осмыслить жизнь духа, движение души, историко-литературная и общественно-гражданская проблематика их произведений, переводческая деятельность
характеризуют их гораздо шире, глубже. Для нас, читателей XXI в., их творчество, несомненно,— большая поэзия, которая пришла к нам как радость, как новое
открытие мира, утверждающее неисчерпаемость, величие и «дум высокое стремленье» русской поэзии.

Поэзия 20-х гг. XX в. изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. Знать, судьба поэтов такова: мучиться и мучить, страдать и искать,
совершенствовать своё творчество и кристаллизовать душу. И при каждом новом прочтении их произведений появляются всё новые и новые мысли, вызванные поэтом,
и перо тянется к бумаге.

Для многих современных школьников написать сочинение — большая проблема. И причина, как это ни банально звучит, в отсутствии навыков письма.
Из жизни общества ушли письма как попытка высказаться, пообщаться, наши своеобразные «божества» — телевизор, компьютер — прививают терпимое отношение к
бескультурной речи, небрежным высказываниям. Это напрямую отражается в языке и влияет на наше восприятие мира, жизни, людей, на умение и неумение говорить ясно,
точно, содержательно. Соответственно и школьные сочинения будут на уровне «жестов и междометий».

Если вы не умеете письменно выражать свои мысли, то в первую очередь прививайте себе любовь к чтению, к слову. Обращайте внимание на использование в речи слов
классического русского языка. Побуждайте сами себя к говорению, обсуждайте в кругу семьи и друзей проведённый день, прочитанную книгу, просмотренный фильм,
волнующие вас темы, учитесь слушать собеседника, аргументированно возражать. Параллельно с уроками говорения изучите и проанализируйте основные правила
написания сочинений.

IV. Работа над темой урока

1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
Запись на доске

1) «Он весь дитя добра и света…» (по творчеству А. А. Блока);
2) «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (тема Родины в поэзии С. А. Есенина);
3) Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина;
4) «Светить всегда, светить везде до дней последних донца…» (тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского);
5) «Оружия любимейшего род…» (объекты сатиры и приёмы сатирического осмеяния в творчестве В. В. Маяковского).

Комментарий.
Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

2. Консультация учителя

Тысячелетняя история нашей литературы — это та река, в которую вливались малые и большие произведения, малые и большие писатели и поэты. Среди
них — Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский.

Они были не только поэтами. Они были властителями дум, теми, кто ставил самые острые вопросы и искал на них ответы. Они были теми, для кого совесть, честь
и достоинство были не простыми словами. Они были теми, кто хорошо знал Россию и самозабвенно любил её. Они были теми, кто, описывая Родину своего времени,
мог создать произведение «навсегда», предсказать будущее. И читая строки их стихотворений, давайте внимательно вслушаемся в каждую строку: каждая
из них подобна чуду, а тайна поэтического слова открывается только внимательному читателю.

Вот теперь, когда вы в определённой мере овладели теоретико-литературной подготовкой, воспользуйтесь некоторыми советами и рекомендациями:

• ещё раз прочитайте стихотворение;
• создайте в вашем воображении те картины, которые рисует автор;
• определите основную мысль и подумайте, как удалось поэту передать свои чувства и воздействовать на ваши эмоции;
• какие языковые средства избрал поэт, чтобы донести до нас живую авторскую мысль.

Постарайтесь передать это в своей творческой работе. Каждый вид творческой работы имеет свои особенности, нюансы, без которых невозможно получение
отличного бала за сочинение.

3. Самостоятельная работа
с раздаточным материалом (работа в парах)
Как написать сочинение

Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
(С. И. Ожегов)

Композиция сочинения

• Вступление;
• основная часть;
• заключение.

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения
должна быть продуманной и чёткой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

Вступление — вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Во вступлении может:
• содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
• быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («Как вы понимаете смысл названия…»);
• содержаться факт из биографии автора или характеризоваться исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего
анализа текста;
• быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов,
если они использованы в названии темы («Тема судьбы…», «Образ героя…»).

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать:
• пересказа литературного произведения;
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать
свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько правильно понята тема.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.

Заключительная часть должна быть:
• короткой, но ёмкой;
• органически связанной с предыдущим изложением.

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без
чрезмерных восторженных оценок, иметь чётко выраженный определённый смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго
соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие
недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопечённый пирог.

4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

Опережающее задание. Прочитать роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
_____________

Приложение
Образец сочинения
«МОЯ ЛИРИКА ЖИВА ОДНОЙ БОЛЬШОЙ ЛЮБОВЬЮ, ЛЮБОВЬЮ
К РОДИНЕ…»
(ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА)

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве».
И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к Родине, а Родина для него неотделима от русской природы и деревни.
В этом сплаве Родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.

В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую Родину, за этот «заброшенный край». В стихотворениях «Запели тёсаные дроги…», «Гой
ты, Русь, моя родная…» поэт говорит, что любит до «радости и боли» «озёрную тоску» своей Родины. «Но не любить тебя я научиться не могу!» — восклицает
он, обращаясь к Руси. Любовь поэта к Родине родила и такие проникновенные строки:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Октябрьскую революцию Есенин встретил радостно, но с определёнными сомнениями и колебаниями; как он сам говорил: «Принимал всё по-своему,
с крестьянским уклоном».

А в стране не угасал огонь Гражданской войны, терзали Родину интервенты, разруха и голод делали своё дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные
поля, чёрные паутины трещин на опалённой засухой земле, и сердце его сжималось от боли. Видя всё это, Есенин с горечью восклицал:

Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли!

Испытывая острое разочарование, Есенин начинает проклинать «железного
коня» — город с его индустрией, который несёт гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь. Тревожные размышления
поэта, которому казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении «Сорокоуст».

Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжёлая душевная
драма, о которой писал поэт в стихотворении «Русь уходящая». Старая деревня доживала свои последние дни. Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало
казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он.

Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить всё, что в ней происходит. Посетив родное Константиново
в 1924 г., после возвращения из-за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении «Русь советская».

Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал её. Ему казалось, что гибель ждёт деревню, жизнь кончается, но видит там совсем иное: мужики обсуждают
свою «жись». Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, её уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо
заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы. Он принимает эту жизнь и прославляет её.

Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, но
эта обида уже на самого себя. Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь,
и всё-таки благословляет её независимо от своей личной судьбы. Появляются и уходят врéменные ориентиры и идеи, но вечное всегда остаётся вечным.
Об этом и сказал Есенин в стихотворении «Русь советская»:

Но тогда,
Когда во всей планете.
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Таким образом, тема Родины проходит через всё творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался
со своей Родиной и её красотами. Есенин пропел свою песнь о России, без своего народа он не мыслил жизни, творчества.

Следующие уроки: Урок № 46. Русская литература 30-х гг. XX в. (обзор) >>>

Творчество А.А. Блока связано с серебряным веком русской литературы. В это период создавали свои произведения такие замечательные поэты, как Гумилев, Ахматова, Северянин, Маяковский, Есенин и многие другие.

В литературу А. Блок входит с любовной лирикой. Первый сборник стихотворений – «Стихи о Прекрасной Даме». Источник вдохновения этого цикла сам поэт определяет как «острые мистические и романтические переживания». Мистические переживания – это увлечение философией В. Соловьева, в основе которой представление женского начала мира, а романтические – любовь к Л.Д. Менделеевой. Возлюбленная в его стихотворениях предстает в образе Величественной Вечной Жены. Лирический сюжет этого цикла стихов строится на мотиве ожидания встречи с Прекрасной Дамой («…предчувствую тебя…»). Душа лирического героя страстно томится в преддверии этой встречи. Мир воспринимается с позиции идеала. Лирический герой – рыцарь, давший обет вечного служения идеалу. Ему страшно, что Прекрасная Дама обернется земной женщиной («И страшно мне: изменишь облик ты…»). В стихотворении «Незнакомка» появляется женщина-тайна, женщина-мечта. Образ Незнакомки нарисован воображением поэта, его творческой фантазией.

Постепенно в поэзии Блока появляется тема города («Фабрика», «Сытые»). Поэт показывает мир социального неравенства: мир сытых, с одной стороны, и мир нищих – с другой. Блок использует при описании «страшного мира» мертвые цвета – желтый и черный. По Блоку, быть богатым и сытым неприлично, потому что это делает тебя глухим к нуждам бедных. В стихотворении «Ангел-хранитель» звучит отношение поэта к миру нищих: «…О нищих и бедных скорблю». Новое узнавание мира заявляет Блок в стихотворении «На железной дороге». Это мир унижений и душевных страданий. Поругание женщины, женской судьбы им воспринимается как трагедия. Отношение лирического героя к происходящему выражено словом «больно».

В цикле стихов о России помогают нам осмыслить отношение к ней уже знакомые художественные образы: образ-идеал Вечной Женственности и образ пути, движения к идеалу как осознание своей миссии, своего назначения. В стихотворении «Русь» поэт изображает Русь как нечто святое, заколдованное. В цикле «На поле Куликовом» звучит тревога поэта за будущее страны. Но он верит, что Россию ожидает великое будущее. В стихотворении «Россия» поэт говорит о единстве своего пути и своей судьбы с единством пути и судьбы России.

Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя не все в ней понимал. В статье «Интеллигенция и революция» он призывает слушать музыку революции. В поэме «Двенадцать» Блок сопоставляет два мира, и старый мир показан жестоким. Образ Христа рожден в сознании поэта, это символ нового мира. В своей поэме Блок утверждал высокий смысл шествия двенадцати и благословил этот путь.

Творчество Блока

Писатель по фамилии Блок довольно интересная личность. Этот человек был не просто обычным обывателем, который хотел заработать на литературе и на продаже своих произведений. Блок преследовал цель гораздо большую, чем просто материальные блага общества и человека. Современники называли его человеком чести, и говорили о том, что для Блока не было ничего важнее, чем, правда, в истинном её проявлении.  Он был человеком, который не терпел лжи, и старался добиться правды в любом деле, при любых обстоятельствах, что также очень заметно по его произведениям. Всё его мировоззрение вылилось через его многочисленные произведения, которые были тепло, восприняты публикой.

В своих произведениях автор затрагивал темы, которые были близки каждому человеку его времени. Он старался достучаться до души своего читателя, выявить те проблемы, которые царят в обществе, и вместе с читателем найти их решение. Он говорил о том, что хоть и очень сложно создать связь с читателем через произведение, но ему всё равно удаётся это на ура, и потому он продолжает заниматься тем, чем занимается. Творчество для Блока было некоторым способом высказаться, сказать, что он думает, раскритиковать то, что он не мог раскритиковать в обычном разговоре. И таким образом, он также доносил свою точку зрения до читателя, заставляя его тем самым размышлять на данную тему, и попытаться найти решение или логический вывод оной.

Автор также очень часто говорил о темах связанных с политикой, и потому также отражал это в своих произведениях. Он отнюдь не всегда был доволен правящей властью, и потому ему приходилось высказывать своё недовольство в произведениях, так как сказать об этом напрямую, не через большое количество человек он не мог, так как просто опасался за свою жизнь. В начале своего творческого пути Блок хоть особо и не презирал правительство, однако он довольно критично относился ко всем видам власти, говоря о том, что на данный момент она имеет множество недочётов и недостатков. Подобным образом автор выражал своё неприятие установленных порядков, и готовность пойти на борьбу с ними же.

Таким образом, мы видим, что на творчество Блока очень сильно повлияло его мировоззрение, которое впоследствии и изменило мировоззрение множества его читателей. С помощью своих уникальных произведений он мотивировал людей на протест, мотивировал на несогласие с тем, что уже есть.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Тема Родины в творчестве Блока

Поэт из-за своей тонкой душевной натуры и сострадания к любимой отчизне всегда упоминал и писал в своих произведениях о родине. Много работ посвящено любимой стране.

В стихах раннего творчества Блок пишет о красивой мощной Росси, а после первых событий которые привели к революции автор долго переживал их и все свои мысли и чувства оставил в творчестве.

Когда прошла волна революционных событий и страна вновь обрела былую мощь. Автор знал, что это еще не все страдания на пути его любимой и родной страны. Поэтому когда пришла вторая волна данных событий, автор был шокирован тем, как ведет себя каждый житель страны.

Блок всегда хотел, чтобы его родина была могущественной, свободной и процветающей страной. Но когда в ходе бунтарств и восстаний народа, было много событий, которые привели к убийствам хаосу. Блок все равно был на стороне России, он истинный патриот, любит свою страну такой какая она есть без прикрас.

Но все же в своих стихотворениях всю грязь и последствия революций автор не обнажает, а показывает все в белом цвете. Благодаря чему многие почитатели его творчества осуждают его за это. Хотя многие при этом благодарят его за это освещение в более выгодном свете для всей страны и участников данного конфликта.

Блок всегда верил в светлое и престижное будущее своей страны, поэтому все стихотворения пронизаны верой во все хорошее и доброе. Поэтому он признан самыми строгими критиками лучшим поэтом светлого и доброго стихотворения за всю историю России.

Блок первым их русских поэтов отошел от стандартного образа изображения родины в роли матери. Он изображает Русь матушку в образе юной красивой девушки. И любовь к родине он выражает в стихах через признание и восхищение красотой этой юной красавицы.

Но не всегда он восхваляет свою страну в произведениях, он пишет о ее силе и слабостях. Во многих стихах он пишет точные слабые стороны своей отчизны, это плохие дороги, нищета, ветхие жилища людей.

И тут же не дает читателю осуждать ее, мягко переходит на ее сильные стороны и напоминает о могуществе, свободе и величии на широких просторах своей страны. Также поэт часто пишет произведения, в которых говориться о других темах, но не забывает внести немного слов и упоминаний о своей отчизне.

Автор много произведений, таких как битва, на Куликовом поле, осенняя воля. Эти произведения он целиком и полностью посвятил родине, в которых точно и правдиво, описал все свои мысли и чувства. А также степень значимости данных событий на будущее и настоящее страны в целом.

Читая произведения автора, невольно стаешь поклонником его родины и самой России в целом, даже если не являешься ее гражданином.

Благодаря искусно описанным просторам и рекам, деревенским сюжетом и бескрайним просторам страны. Читателю хочется оказаться там на этом луге или в лесу и многие под влиянием творчества Блока посетили России, чтобы увидеть родину их любимого поэта.

Поэтому Блок и остается одним из самых известных и читаемых поэтов России. И многие читатели невольно начинают любить нашу страну, благодаря ее творческим талантам  и величию русских поэтов.

Вариант 2

Серебряный век — смутное, темное и противоречивое время в русской поэзии. Людям, воспитанным на творчестве таких великих поэтов как Пушкин и Лермонтов, трудно понять идеи писателей-модернистов, которые проповедовали культ красоты и самовыражения. Однако именно в это время приходит одно из самых интересных литературных направлений – символизм. Одним из самых ярких поэтом серебряного века можно считать представителя младшего символизма Александра Блока.

Александр Блок жил в тяжелый период времени и это не могло не отразиться в его произведениях, но вместе с этим в них обязательно присутствуют символы. Блок пишет стихотворения на разные темы: любви, войны, философские темы, но самой главной в его творчестве является тема Родины. Стихотворение «На железной дороге» начинается с осмысления судьбы родины через женскую судьбу:

Железная дорога выступает символом пути и судьбы, а тему дороги и жизненного пути автор задает через вереницу вагонов.

Тема родины также широко отражена в стихотворении Александра Блока «Россия», включенном в цикл стихов «Родина» (1907-1916), центральной темой здесь является судьба России, которая также как и в стихотворении «На железной дороге» осмысливается через женскую трагическую судьбу.

Герой «России» признается ей в огромной, великой любви. Позже Блок преодолевает символизм, но реалистические символы остаются в его произведениях: Блок остается верен самому себе и стремится к совершенствованию.

Еще одно стихотворение – «Русь», написанное в 1906 году, пронизано духом древности. Автор уносит нас в прошлое. Лирический герой произведения видит в Руси особенную загадку.

Здесь Русь предстает не только как волшебная, загадочная страна, вместе с тем она еще и нищая, печальная, но лирический герой искренне влюблен в нее. Имея особые отношения с Родиной, он довольно часто называет её женой, ведь именно с ней человек проходит свой жизненный путь.

Именно в стихотворениях Александра Блока тема Родины прослеживается наиболее ярко. Для его произведений характерно осмысление значения России, его исторического пути. В них можно предугадать будущее страны. Его произведения, посвященные теме Родины, насыщены теплотой, сопереживанием и верой в самое лучшее будущее любимой страны, несмотря на то, что он замечает её недостатки, определенные трудности и рассказывает об этом читателям, Александр Блок также искренне сострадает его самой любимой и родной стране.

Сочинение Родина в лирике Блока

Кто из людей не думал на тему Родины, что это земля где ты живешь или это страна, в которой ты родился это вечный вопрос. Тему Родины затрагивали и поэты, но каждый по-своему. Каждый из них переживал за страну по-своему кто в серьез кто просто ради приличия все по-разному. Кто-то любил Родину за природу, кто-то переживал за страну и народ. У всех Родина одна, но видели, они ее по-разному.

А.Блок, прежде чем преступить к написанию произведений про Родину попробовал много других направлений. Но про Россию, про Родину он начал писать, после того как увлекся окружающим миром вокруг себя.

В глазах поэта Родина выглядела по-разному как две стороны одной медали. Вроде бы все хорошо и все всем довольны с другой бедность и нищета простых людей. Он как можно лучше раскрыл тему многогранности и величии России развитие экономики и промышленности и безработицу на улицах.

В итоге главное, что видим мы во всех его произведениях,  – это бесконечная любовь поэта и вера в силу и возможности России. Он полон уверенности в том, что, сколько бы не пришлось пережить страданий и падений, она все равно выстоит, и будет идти, вперед, развиваться и становиться более сильной. Все испытания, которые выпали на ее пути это все мелочи, они делают ее только совершеннее и могущественней.

А. Блок видит не только современную любимую ему Родину. Он показывает все ее внутренние богатства и путь дальнейшего развития своей страны. Он представляет ее в своих произведениях во всей красе, рисуя разные ее образы. То он описывает ее, как волшебную страну, населенную тайной, то предстает она в образе молодой и сильной женщины.

Для поэта Россия выглядит, словно многодетная мать, выращивающая кучу детей и которая хочет успеть помочь всем и сразу. Эта женщина, которая отдала все свои силы и теперь ждет от своих сыновей и дочерей тепла и ласки. она ждет ответной любви от своих чад..

Но есть и противоречия где поэт наоборот видит ее юной и дерзкой девушкой. Которая пытается все делать по своему, ей не кто не указ, что захотела, сделала, захотела пошла вперед не спрашивая не у кого разрешения. Вот такой он видит свою Родину Россию матушку.

Для 11 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Родины в творчестве Блока

Тема Родины в творчестве Блока

Популярные сегодня темы

  • Смысл рассказа Толстый и тонкий Чехова чочинение

    Произведение Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий» наталкивает на мысль проблеме почитания чинов в обществе. Писатель с иронией иллюстрирует то, как не должно происходить.

  • Жизнь среди людей — сочинение 4 класс

    На земном шаре живет очень много людей. А все остальные живые существа и растения живут среди людей. Среди людей живут домашние цветы. Они тоже живые. Их надо поливать, мыть и опрыскивать.

  • Анализ романа Грина Алые паруса

    Повесть-феерию «Алые паруса» исследователи относят к ранним произведениям Грина. Произведение было создано в 1923 году и посвящено Нине, жене писателя. Феерия является театральным жанром, это сказочное

  • Про Родину

    Сочинения на тему Родина

  • Тема любви в творчестве Блока

    Любовь — это одно из таких чувств, которому многие поэты посвящали огромнейшее количество своих стихотворений. Даже в настоящее время, время технологий, умной техники, никто не может объяснить – что же это за чувство

Тема родины в лирике А.А. Блока

Вступительное слово учителя.

В 1911 -1912 годах Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное “Собрание сочинений”. С тех пор поэзия Блока в сознании читателей существует как единая лирическая трилогия, а по словам поэта, “трилогия вочеловечения”. Собирательным образом всех книг становится Родина. На одном из литературных вечеров Блок читал стихи из разных циклов. Его спросили, нельзя ли что-нибудь из темы Россия. Блок сдержанно ответил: “Это — всё о России”. Действительно, какое бы стихотворение он ни написал, это радость, боль, тревога, восхищение -это всё о России. Кто может поспорить, что “Прекрасная Дама”, “Снежная маска”, “Фаина”, “Страшный мир”, “Скифы”, “Возмездие”, “Двенадцать” не о России. Но объять необъятное на одном уроке невозможно. Существует у Блока цикл стихов “Родина”. На уроке прочитаем несколько стихотворений из этого цикла.

Ещё в 1006 году Блок писал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении — как стрела, прямой…”. (Слайд №1, №2, №3).

Беседа о целях и задачах урока.

Вопрос к классу: Тема Родины новая в литературе?

Ответ: Нет.

Учитель: Следовательно, какие задачи урока мы поставим перед собой.

Ответ учащихся: Найти традиционные мотивы и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.

Учитель: В конце урока вы должны будете к уроку подобрать эпиграф. Это будет вашим пониманием темы урока. (Слайд №4)

Первое задание.

Учитель: Я предлагаю вам послушать стихотворение “Русь”. (Слайд №5)

С какой интонацией я читала?

Ответы учащихся: Интонация молитвы.

Учитель: Это не Россия – это Русь.

Какая она? Подобрать эпитеты. Найти излюбленные мотивы Блока.

Ответы учащихся: Древняя, дикая, колдовская. Русь, опоясана реками / И дебрями окружена,/ С болотами и журавлями, / И смутным взором колдуна Здесь и ночные хороводы, и ведуны, и ведьмы. Русь сказочная и непредсказуемая. Излюбленный мотив вьюги сопровождает колдовской образ девушки, придаёт особую поэзию древнего мира.

Учитель: Каково состояние лирического героя?

Ответы учащихся: Душевные метания, заблуждения и глубокая любовь к родине. Именно Русь спасает человека от потери духовной чистоты.

Живую душу укачала,

 Русь на своих просторах ты,

 И вот – она не запятнала

 Первоначальной чистоты.

Учитель: В композиции стихотворения какую особенность можно увидеть?

Ответ учащихся: Кольцевая композиция. С каким светлым молитвенным чувством начинается стихотворение, таким и заканчивается.

Учитель: То, что встречалось на пути, поэт часто узнавал по врубелевским картинам. — День спустя после похорон Михаила Александровича Врубеля Блок.А.А напишет: “С Врубелем я связан жизненно и похож на него лицом”. Обратимся к репродукциям картин Врубеля, найдём символические образы, ассоциативные ряды. (Слайд №6).

Стихотворение из цикла Родина. “Россия”

(Слайд №7 прослушивание стихотворения “Россия”)

Второе задание. (Слайд №8).

Учитель: Найти общие черты изображения России с братьями по перу золотого века.

1 ряд сравнивает стихотворение Лермонтова “Россия и стихотворение Блока “Россия”.

2 ряд-стихотворение Пушкина “ Зимняя дорога” и стихотворение Блока “Россия”.

3 ряд — отрывок из поэмы Гоголя “Мёртвые души” и стихотворение .Блока “Россия”.

Какие традиции русской классической литературы отчётливо прослеживаются в стихотворении “Россия”.1908 г.

Ответы учащихся: Образ дороги со всеми ее приметами проходит через все произведение. Он возникает в первой строфе:

Опять, как в годы золотые,

 Три стертых треплются шлеи,

 И вязнут спицы расписные

 В расхлябанные колеи.

Эти емкие художественные детали: “три стертых… шлеи”, “спицы росписные”, “расхлябанные колеи” — опора для воображения читателя, дорисовывающего общую картину.

Образ мчащейся тройки возникает перед мысленным взором.

И на него ложатся пронзительные по силе чувства признания в любви к России:

Россия, нищая Россия,

 Мне избы серые твои,

 Твои мне песни ветровые-

 Как слёзы первые любви.

 Образ человека — патриота.

Крест любви, веры, преданности и самопожертвования художника во имя спасения родины, быть верным долгу.

Образ женщины-труженицы, “с тоской острожной”.

Но здесь уже не колдуны и ворожеи, а русская женщина – крестьянка.

Анализ некоторых стихотворений из цикла “На поле Куликовом”. 1908 г. (Слайд №9, №10)

Учитель: Бесспорно, лучшее, что написал Блок о Родине, о её истории и современности, о подвиге служения своей стране – это цикл “ На поле Куликовом”. Цикл “На поле Куликовом” включает 5 стихотворений, связанных своим содержанием с известным историческим событием — Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая. “На поле Куликовом” — цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.”.[1].

Именно в этом стихотворении звучит “О, Русь моя! Жена моя!”. Это совсем звучит по – новому. Никогда ещё в литературе так лично, предельно откровенно не была любима родина. Думается, что поэт – символист образ родины видит как любимую жену, мать, Божью Матерь-всё светлое, не запятнанное ничем. Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно: это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени:

Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма. В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем — прошлому. “Куликовская битва, — писал он в примечании к циклу,- принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение, Разгадка их еще впереди”. И, по его убеждению, время “возвращения” наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, “частушечного” четырехстопного хорея (первый черновой набросок), Блок обращается к более “строгому” классическому четырехстопному ямбу:

Но узнаю тебя, начало

 Высоких и мятежных дней!

 Не может сердце жить покоем,

 Недаром тучи собрались.

 Доспех тяжел, как перед боем.

 Теперь твой час настал.

 Молись!

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

Задание третье.

Учитель: Выписать образы символы Родины.

Ответы учащихся: Скудная глина. О, Русь моя! Жена моя, тоска безбрежная, и вечный бой, степная кобылица, закат в крови, покоя нет. Ты сошла в одежде свет струящей. Белый конь. лик нерукотворный, лебеди, всегда символизирующих верность, чистоту, преданность, в стихах Блока они в тревоге, в смятении, образ неба, идут, идут испуганные тучи, красный, кровавый цвет, поле Куликово и так далее.

Из сердца кровь струится – так мог сказать только поэт, осознавший свою жизнь, свою долю, кровно связанной с трагической судьбой родины. Поле Куликово – символ Родины, как в те далёкие времена, опять перед битвой.

Задание четвертое. (Слайд №12).

5

Учитель: Прочитаем ещё одно стихотворение Блока. “На железной дороге” 1910 год. Это стихотворение также их цикла “Родина”. Как вы считаете, почему А.А.Блок включил это стихотворение в цикл “ Родина”? Россия — это прежде всего люди. Какие они?

Ответы учащихся: Всеобщее безразличие людей порождает пустоту души, обессмысливает жизнь. Вот это и есть “тоска, дорожная, железная”. В такой мертвящей атмосфере человек может быть только жертвой. Если счастье невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь. Не подходите к ней с вопросами. Автор отказывается объяснить причины гибели молодой женщины. Мы не знаем, “любовью, грязью, иль колёсами она раздавлена”. Если были при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие. Весь трагизм передаётся кольцевой композицией. (Слайд 13).

Другое стихотворение “Грешить бесстыдно, непробудно” 1914 год. (Слайд 14).

Учитель: Какое сословие предстаёт в стихотворении?

Ответы учащихся: Попы – ничтожество. Но и от такой России не откажется поэт, хотя стыдно, очень больно, что такие люди есть.

Итоги урока. (Слайд 15).

Мы прослушали стихи Блока о Родине, отметили классические мотивы в его стихах, нашли отличительные черты. Какой эпиграф вы бы подобрали к уроку? Ответы учащихся могут быть разнообразные, но следует обратить внимание учащихся, что поэт к судьбе России подходит с интимной любовью. Родина для него жена. Надежда и утешение. С ней и невозможное возможно, она ведёт на вечный бой, покой нам только снится, заставляет человека самосовершенствоваться.. Она так любима, как слёзы первой любви.

Рожденный в семье дворян-интеллигентов Александр Блок провел свои детские годы в атмосфере литературных интересов, что и привело его к поэтическому творчеству. Пятилетний Саша уже рифмовал. Серьезно же к поэзии обратился в гимназические годы. Многообразная по темам и средствам выражения уникальная лирика Блока – это единое целое, отражение того пути, который […]

Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться […]

Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть одинписатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест не занимала бы темародины. Не вобрав в себя всю красоту, всю прелесть родных мест, не проникнувшись всем сердцем важнейшими событиями и вехами в истории отчизны, невозможно стать по-настоящему национальным, народным поэтом, способным затронуть глубинные струны […]

А. А. Блок со всей присущей его поэтическому соз­нанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Фев­ральская революция дала поэту свежие силы, надеж­ды на новое, светлое будущее России, что нашло отра­жение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо […]

Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы «Двенадцать», которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Блока. Поэт считал, что любое событие предопределено, сначала оно совершается […]

Цикл «Город» входит во второй том лирической трилогии Блока. Стихи этого цикла наполнены реалистическими чертами жизни горожан и такими же реалистическими пейзажами. Блок описывал Петербург – этот город-призрак с особой атмосферой, о которой писали в своих произведениях многие русские писатели. Открывается цикл стихотворением «Петр». Речь в нем идет о русском […]

По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл «Родина» ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества […]

Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле «На поле Куликовом», написанном в 1908 году, в неоконченной поэме «Возмездие» и в стихотворении «Скифы». Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле «На поле Куликовом». Куликовскую битву поэт […]

В третью книгу автобиографической трилогии «вочеловечения» Александра Блока входят циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Арфы и скрипки», «О чем поет ветер», «Итальянские стихи», «Кармен», «На поле Куликовом», «Соловьиный сад», «Родина». На данном этапе художественного развития Блок разрабатывает идею и тему пути человеческой души в мире. Конечно, творчество Блока в этот […]

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене […]

Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию «вочеловечения». Главный герой трилогии – лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль […]

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви!   Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь. У поэта с […]

  • Темы сочинений по направлению отцы и дети итоговое сочинение
  • Темы сочинений по медному всаднику пушкина 7 класс
  • Темы сочинений по капитанской дочке в 8 классе с планом
  • Темы сочинений по горькому на дне 11 класс
  • Темы сочинений по обломову 10 кл в формате итогового сочинения 2022