Критерии оценивания
экзаменационной работы по русскому языку
в форме ГВЭ-9 (письменная форма)
Комплект
критериев оценки изложения и выполнения творческого задания к изложению.
Критерии оценки сжатого
изложения
Сжатое
изложение и выполнение творческого задания к изложению оцениваются по
критериям, представленным в таблицах 2–3.
Грамотность
письменной речи экзаменуемого и фактическая точность изложения и выполнения
творческого задания (сочинения) оцениваются по специальным критериям оценки грамотности
и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 4.1 для выполняющих варианты
с 400-ми и 600-ми номерами, таблица 4.2 для выполняющих варианты с 500-ми
номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих
варианты с 400-ми номерами).
При
оценке сжатого изложения следует учитывать его
объём. Экзаменуемым рекомендован объём от 70 слов. Если в изложении менее 50
слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая
работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Объём
изложения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выполняющих
экзаменационные работы с 500-ми номерами, может быть сокращён: изложение – от
40 слов (если в сочинении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в
том числе и служебные), то творческая работа оценивается 0 баллов).
Таблица
2
Критерии оценки сжатого изложения | Баллы | |
ИК1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему | 1 | |
Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения | ||
ИК2 | Сжатие исходного текста | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста | 1 | |
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста | ||
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, – допущено не более 1 логической ошибки, последовательность – в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | ||
Максимальное количество баллов за изложение | 4 |
Таблица
2.1
Критерии оценки подробного изложения | Баллы | |
ИК1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему | 1 | |
Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения | ||
ИК2 | Передача содержания исходного текста | |
Экзаменуемый подробно передал содержание текста | 1 | |
Экзаменуемый не смог подробно передать содержание текста | ||
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, – допущено не более 1 логической ошибки, последовательность – в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | ||
Максимальное количество баллов за изложение | 4 |
Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению
При оценке сочинения следует учитывать объём написанного
сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём от 200 слов. Если в сочинении менее
150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то
такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Объём сочинения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
выполняющих экзаменационные работы с 500-ми номерами, может быть сокращён:
сочинение – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов
включаются все слова, в том числе и служебные), то творческая работа
оценивается 0 баллов).
Таблица
3
Критерии оценки творческого задания | Баллы | |
КТ1 | Соответствие сочинения формулировке задания | |
Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос | 1 | |
Экзаменуемый не даёт ответа на вопрос * Такая работа по критериям КТ1–КТ3 | ||
КТ2 | Отражение собственного мнения | |
Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной | 1 | |
Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей | ||
КТ3 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения | |
Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее | 1 | |
Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение | ||
Максимальное количество баллов за | 3 |
3. Общие для всех видов работ критерии оценки грамотности и
фактической точности речи экзаменуемого.
Грамотность и фактическая точность речи экзаменуемого оцениваются
по критериям, представленным в таблицах 4.1 и 4.2. Таблица 4.1 для
выполняющих варианты с 100-ми, 300-ми, 400-ми и 600-ми номерами, таблица 4.2
для выполняющих варианты с 200-ми и 500-ми номерами, а также
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты
с 100-ми и 400-ми номерами).
Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных
работ по русскому языку даны в Приложении 1. При оценке грамотности следует
учитывать однотипные и негрубые ошибки (см. Приложение 1).
При оценке грамотности этой категории участников с ОВЗ следует
учитывать специфику их письменной речи, проявляющуюся в «аграмматизмах»
(пропуске предлогов, неправильном согласовании слов, использовании
«телеграфного стиля» и проч.), которые должны рассматриваться как однотипные
ошибки.
Таблица
4.1
№ | Критерии оценки грамотности и | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не | 2 | |
Допущено две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибок | ||
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не | 2 | |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | ||
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 | |
Допущено две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибки | ||
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух | 2 | |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | ||
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и | 2 | |
Допущена одна ошибка в изложении материала или в употреблении | 1 | |
Допущено две и более ошибки в изложении материала или в употреблении | ||
Максимальное количество баллов по критериям ГК1–ГК4, ФК1 | 10 |
Таблица
4.2
№ | Критерии оценки грамотности и | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не | 2 | |
Допущено три–пять ошибок | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | ||
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено | 2 | |
Допущено четыре-пять ошибок | 1 | |
Допущено шесть и более ошибок | ||
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущено три | 2 | |
Допущено четыре-пять ошибок | 1 | |
Допущено шесть и более ошибок | ||
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх | 2 | |
Допущено четыре-пять ошибок | 1 | |
Допущено шесть и более ошибок | ||
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и | 2 | |
Допущено две ошибки в изложении материала или | 1 | |
Допущено три и более ошибки в изложении материала или в | ||
Максимальное количество баллов по критериям ГК1–ГК4, ФК1 | 10 |
Пояснительная
записка
Рабочая
программа по русскому языку для 9 класса реализует основные идеи Федерального
образовательного государственного стандарта основного общего образования
(базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М.
Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 9 класс»
под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2017). Программа составлена
для учащихся 9 класса и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Учебник
соответствует требованиям общеобразовательного стандарта по русскому языку для
школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 9
класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации
основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её
характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского
языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях,
системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного
предмета «Русский язык».
Программа
обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе
и разработана на основе программы ОУ по русскому языку, созданной с учётом:
§
программы
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
§
фундаментального
ядра содержания общего образования по русскому языку;
§
требований
к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования;
§
программы
развития УУД.
Содержание
данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского
(родного) языка в основной общеобразовательной школе:
§
воспитание духовно
богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством
самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою
родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего
традиции и культуры других народов;
§
воспитание
уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к
явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения,
средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства
освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической
ценности родного языка;
§
овладение
русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам;
потребности в речевом самосовершенствовании;
§
овладение
навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования,
важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование
деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск,
анализ и преобразование информации из разных источников, информационная
переработка текста и др.);
§
освоение
первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её
закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного
языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой
устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами
использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять
приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и
повседневной деятельности.
Планируемые результаты изучения предмета
«Русский язык»
Личностные:
1) понимание
русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа;
2) осознание эстетической
ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость
за него;
3) достаточный
объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
1) владение
всеми видами речевой деятельности;
2) применение
приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам;
3) коммуникативно-целесообразное
взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного
выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
1) представление
о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве
межнационального общения;
2) понимание
определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности, при получении образования;
3) владение
всеми видами речевой деятельности;
4) усвоение
основ научных знаний о родном языке;
5) освоение
базовых понятий лингвистики;
6) проведение
различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и
предложения; анализ текста;
7) осознание
эстетической функции родного языка.
Содержание
программы
Речь и речевое
общение
1. Речевая
ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
2. Понимание
основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога
и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных
ситуациях общения.
Речевая
деятельность
1. Виды
речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
2. Овладение
основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или
прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения.
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических
высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст
1. Основные
признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и
частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание,
повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды
информационной переработки текста.
2. Анализ
текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к
функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля,
жанра.
Функциональные
разновидности языка
1. Разговорный
язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык
художественной литературы.
2. Создание
письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Общие
сведения о языке
1. Русский
язык – национальный язык русского народа, государственный язык
Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык
художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
2. Осознание
важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства,
выразительности русского языка.
Фонетика и
орфоэпия
1. Звук как
единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в
речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
2. Объяснение
с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания
слов. Нормативное произношение.
Графика
1. Соотношение
звука и буквы.
2. Совершенствование
навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и
словообразование
1. Морфема
как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие
морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях
слов. Основные способы образования слов.
2. Осмысление
морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов
словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология
и фразеология
1. Слово как
единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные
слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
2. Употребление
лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение
лексического разбора слов.
Морфология
1. Части речи
как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части
речи.
2. Распознавание
частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и
синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных
частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
1. Словосочетание
и предложение
как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений.
Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.
2. Проведение
синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ
разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание:
орфография и пунктуация
1. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные
написания. Знаки препинания и их функции.
2. Овладение орфографической
и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных
норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и
справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных
проблем.
Содержание
тем учебного курса
Раздел программы | Темы | Всего часов | В том числе | ||
изучение нового | р/р | к/р | |||
Введение | Чтение | 9 | 4 | 4 | 1 |
Сложное | Понятие | 4 | 2 | 2 | — |
Сложносочиненное | 15 | 10 | 4 | 1 | |
Сложноподчиненное | 30 | 23 | 6 | 1 | |
Бессоюзное | 18 | 13 | 4 | 1 | |
Сложное | 11 | 6 | 4 | 1 | |
Повторение | Повторение | 18 | 15 | 2 | 1 |
Итого | 105 | 73 | 26 | 6 |
Календарно-тематическое
планирование
№ | Дата | Тема | Количество | |
план | факт | |||
1 | Русский | 1 | ||
2 | Р/р | 1 | ||
3 | Официально-деловой | 1 | ||
4 | Русский | 1 | ||
5 | Р/р | 1 | ||
6 | Р/р | 1 | ||
8 | Р/р | 1 | ||
9-10 | Контрольный | 2 | ||
11-12 | Понятие | 2 | ||
12-13 | Р/р | 2 | ||
14-15 | Понятие | 2 | ||
16-17 | Р/р | 2 | ||
18-19 | Смысловые | 2 | ||
20-21 | Р/р | 2 | ||
22-23 | Знаки | 2 | ||
24-25 | Синтаксический | 2 | ||
26 | Повторение | 1 | ||
27-28 | Контрольная | 2 | ||
29 | Понятие | 1 | ||
30-31 | Союзы | 2 | ||
32-33 | Р/р | 2 | ||
34-35 | Классификация | 2 | ||
36-37 | Сложно-подчиненные | 2 | ||
38-39 | Р/р | 2 | ||
40-41 | Сложноподчиненные | 2 | ||
42-43 | Сложноподчиненные | 2 | ||
44-45 | Сложноподчиненные | 2 | ||
46-47 | Р/р | 2 | ||
48-49 | Сложноподчиненные | 2 | ||
50-51 | Сложноподчиненные | 2 | ||
52-53 | Сложноподчиненные | 2 | ||
54-55 | Сложноподчиненные | 2 | ||
57 | Синтаксический | 1 | ||
58 | Повторение | 1 | ||
59 | Контрольный | 1 | ||
60-61 | Понятие | 2 | ||
62-63 | Смысловые | 2 | ||
64-65 | Р/р | 2 | ||
66-67 | Бессоюзные | 2 | ||
68-69 | Бессоюзные | 2 | ||
70-71 | Р/р | 2 | ||
72-73 | Бессоюзные | 2 | ||
74-75 | Синтаксический | 2 | ||
76-77 | Повторение Тест | 2 | ||
78-80 | Сложное | 3 | ||
81-82 | Р/р | 2 | ||
83-84 | Синтаксический | 2 | ||
85-86 | Р/р | 2 | ||
87-88 | Контрольная | 2 | ||
89-92 | Р/р | 4 | ||
93-96 | Подготовка | 4 | ||
97-98 | Сочинение-рассуждение | 2 | ||
99-105 | Резервные уроки | 6 |
темы сочинений егэ 2021 по русскому языку 11 класс фипи
- О нас ЕГЭ ОГЭ ГВЭ Навигатор подготовки Методическая копилка Журнал ФИПИ Услуги
- О нас Направления деятельности Документы ФИПИ Структура ФИПИ в СМИ Новости Противодействие коррупции Отчёты Сотрудничество Контакты
- ЕГЭ Нормативно-правовые документы Демоверсии, спецификации, кодификаторы Перспективные модели Для предметных комиссий субъектов РФ Аналитические и методические материалы Видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ Открытый банк заданий ЕГЭ
- ОГЭ Нормативно-правовые документы Демоверсии, спецификации, кодификаторы Для предметных комиссий субъектов РФ Открытый банк заданий ОГЭ
- ГВЭ ГВЭ-11 ГВЭ-9 Тренировочные сборники для учащихся с ОВЗ (ГИА-11) Тренировочные сборники для учащихся с ОВЗ (ГИА-11 для незрячих и слабовидящих) Тренировочные сборники для учащихся с ОВЗ (ГИА-9)
- Навигатор подготовки Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ Навигатор самостоятельной подготовки к ОГЭ
- Методическая копилка Методические рекомендации для выпускников по самостоятельной подготовке к ЕГЭ Методические рекомендации для обучающихся по самостоятельной подготовке к ОГЭ Методические рекомендации для ОО с обучающимися с рисками учебной неуспешности Универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования
- Услуги Система сертификации Орган по сертификации Профобразование Экспертиза
- Открытый банк заданий ЕГЭ Открытый банк заданий ОГЭ Итоговое сочинение Итоговое собеседование ВПР 11
- Открытый банк оценочных средств по русскому языку Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
- О нас ЕГЭ ОГЭ ГВЭ Навигатор подготовки Методическая копилка Журнал ФИПИ Услуги
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Для оформления ответов на задания КИМ используются специальные бланки.
ЕГЭ по всем учебным предметам, кроме иностранных языков, проводится в письменной форме на русском языке. ЕГЭ по иностранным языкам проводится в устной и письменной форме.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
ЕГЭ проводится по 15 учебным предметам:
- Русский язык Математика Физика Химия История Обществознание Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Биология География Английский язык Немецкий язык Французский язык Испанский язык Китайский язык Литература
Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику. Другие предметы ЕГЭ участники сдают на добровольной основе.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
- О нас ЕГЭ ОГЭ ГВЭ Навигатор подготовки Методическая копилка Журнал ФИПИ Услуги
- О нас Направления деятельности Документы ФИПИ Структура ФИПИ в СМИ Новости Противодействие коррупции Отчёты Сотрудничество Контакты
- ЕГЭ Нормативно-правовые документы Демоверсии, спецификации, кодификаторы Перспективные модели Для предметных комиссий субъектов РФ Аналитические и методические материалы Видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ Открытый банк заданий ЕГЭ
- ОГЭ Нормативно-правовые документы Демоверсии, спецификации, кодификаторы Для предметных комиссий субъектов РФ Открытый банк заданий ОГЭ
- ГВЭ ГВЭ-11 ГВЭ-9 Тренировочные сборники для учащихся с ОВЗ (ГИА-11) Тренировочные сборники для учащихся с ОВЗ (ГИА-11 для незрячих и слабовидящих) Тренировочные сборники для учащихся с ОВЗ (ГИА-9)
- Навигатор подготовки Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ Навигатор самостоятельной подготовки к ОГЭ
- Методическая копилка Методические рекомендации для выпускников по самостоятельной подготовке к ЕГЭ Методические рекомендации для обучающихся по самостоятельной подготовке к ОГЭ Методические рекомендации для ОО с обучающимися с рисками учебной неуспешности Универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования
- Услуги Система сертификации Орган по сертификации Профобразование Экспертиза
- Открытый банк заданий ЕГЭ Открытый банк заданий ОГЭ Итоговое сочинение Итоговое собеседование ВПР 11
- Открытый банк оценочных средств по русскому языку Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
- О нас ЕГЭ ОГЭ ГВЭ Навигатор подготовки Методическая копилка Журнал ФИПИ Услуги
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Для оформления ответов на задания КИМ используются специальные бланки.
ЕГЭ по всем учебным предметам, кроме иностранных языков, проводится в письменной форме на русском языке. ЕГЭ по иностранным языкам проводится в устной и письменной форме.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
ЕГЭ проводится по 15 учебным предметам:
- Русский язык Математика Физика Химия История Обществознание Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Биология География Английский язык Немецкий язык Французский язык Испанский язык Китайский язык Литература
Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику. Другие предметы ЕГЭ участники сдают на добровольной основе.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
ЕГЭ по всем учебным предметам, кроме иностранных языков, проводится в письменной форме на русском языке.
Fipi. ru
06.08.2017 19:13:50
2017-08-06 19:13:50
В 11 классе один из обязательных предметов для сдачи итогового экзамена — русский язык. Без него аттестат получить невозможно. Поэтому его сдают все, но в разных вариантах.
Конкуренцию традиционной форме, Единому госэкзамену, составляет выпускной экзамен. Та же государственная итоговая аттестация, но в более лояльной форме. Эта лояльность объясняется просто: испытание проходят дети с определенными показаниями. Главное показание — особые возможности здоровья. Кроме того, ГВЭ пишут выпускники детских колоний, студенты техникумов, которые, в том числе, проходят и школьные программы.
В 2021 году к ним присоединятся одиннадцатиклассники обычных школ. Те, кто не нацелен на получение высшего образования. Еще одна особенность этого года — детям-инвалидам аттестат дадут после сдачи одного русского. Никаких других экзаменов не потребуется.
Получается, ГВЭ — это упрощенная форма аттестации. Как правило, у ребят при выполнении заданий проблем не возникает. Сам экзамен оценивается по пятибалльной шкале.
— Как постоянный член экспертной комиссии оценивания работ, могу сказать, что он вполне по силам выпускнику, — подчеркивает Учитель русского языка Ирина Трикозенко. — В моей практике не было случаев, чтобы кто-то не преодолел пороговый барьер. Минимальный балл вполне достижим».
В нем выпускникам предлагается порассуждать над одним из нравственных или философских аспектах:
- любовь к Родине, патриотизм;
противостояние добра и зла;
особенности развития современного языка;
влияние исторических событий на жизнь человека, уроки истории;
профессиональная ориентация, выбор жизненных приоритетов.
Сами темы могут быть представлены проблемным вопросом или утверждением, цитатой. Например, «Что значит быть добрым?», «Как вы понимаете значение слова «Родина»?», «Развязывание войны — страшнейшее из преступлений», «Как следует относиться к природе?». В сочинении нужно будет привести аргументы, опираясь на примеры художественных произведений или личный опыт.
Уровень сложности определяется возможностями здоровья ученика. Общепринятый критерий текста сочинения — от 300 слов. Для глухих, слабослышащих экзаменуемых, с тяжелыми нарушениями речи, участников ГВЭ с задержкой психического развития объем текста сокращается вдвое (от 150 слов). Для них же формулировки тем сочинений будут проще.
При сдаче ГВЭ-11 по русскому языку в таком формате ребятам предстоит прослушать небольшой текст. В изложении им нужно передать суть каждой микротемы, выполнить творческое задание. В нем предлагается привести собственное мнение на одну из проблем, которая раскрывается в тексте.
Объем изложения составляет 310-350 слов. При этом сжатое изложение — от 70 слов. Творческое задание — от 200 слов (для отдельных категорий — от 100 слов).
ГВЭ-11 по русскому языку в такой форме сдают дети с расстройствами аутистического спектра. Он представляет собой текст на 200-220 слов.
Ребята без особых возможностей здоровья, по традиции сдающих ГВЭ, могут самостоятельно решить: писать сочинение или работать над изложением с творческим заданием.
Выпускники 2020-2021 учебного года, кто не собирается учиться в вузе, в рамках ГВЭ по русскому языку должны выполнить 24 задания. Выбрать ответ, установить соответствие, расставить знаки препинания, поработать с текстом. Это базовые задания из контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2021 года по русскому языку.
На выполнение ГВЭ-11 по русскому языку дается 2 часа 30 минут (150 минут). На экзамене можно оперировать двумя словарями — орфографическим и толковым.
В день экзамена все материалы поступают в пункт проведения. Это происходит в 06.00 по местному времени, по защищенному каналу. Затем их доставят в аудиторию. Это схема проведения ЕГЭ, и по ней ГВЭ в 2021 году будут сдавать одиннадцатиклассники, которые не собираются связывать свою дальнейшую учебу с вузом.
Для тех ребят, которые традиционно сдают ГВЭ по русскому языку, действует иной механизм. На экзамене они получают не однотипный вариант, а задание в зависимости от состояния своего здоровья. Они различаются по нумерации.
Так, выпускники без особых возможностей здоровья, а также участники экзамена с нарушениями опорно-двигательного аппарата, те, кому нужно создать специальные условия из-за их заболевания, могут написать сочинение с 100-ми номерами, изложение с творческим заданием — с 400-ми номерами вариантов экзаменационных материалов.
Выпускники с серьезными нарушениями слуха или речи, с задержкой психического развития пишут сочинение из 200-х номеров вариантов, изложение — из 500-х. Слепые участники ГВЭ — из 300 и 600- соответственно. В таких заданиях в текстах отсутствуют визуальные образы.
Для диктанта берутся 700-е варианты экзаменационных материалов.
Поскольку ГВЭ по русскому языку в 11 классе в письменной форме может быть в разных вариантах, то и критерии оценки соответствуют определенному типу заданий. Единое в них одно. Максимальное количество баллов — 17. Пределы — 15-17 баллов в переводе в пятибалльную отметку — 5. Чтобы сдать экзамен, нужно получить «тройку». Ей соответствуют 5-10 первичных баллов. Соответственно, «четверка» — это 11-14 баллов.
Во всех работах больше всего ценится грамотность. Наравне с ней в сочинении основным аспектом оценивания выступает содержание. В изложении – точная передача сути текста, выполнение творческого задания. В диктанте – точность записи текста.
Ирина Трикозенко, учитель русского языка высшей квалификационной категории, кандидат филологических наук; профессиональный стаж работы 23 года:
— В связи со спецификой экзамена, ГВЭ по русскому языку в 11 классе сдают не так много детей. Считаю такой экзамен несложным вариантом государственной итоговой аттестации. Сами задания больше приближены к материалам 9 класса, значительно отличаются от заданий ЕГЭ по русскому языку.
В первую очередь, мы оцениваем содержание работы и грамотность. В ней не должно быть орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. Несмотря на особые возможности здоровья, ребята, отучившиеся одиннадцать классов в школе, могут успешно пройти ГВЭ по русскому языку. Уверена, что и обычные выпускники, которые будут сдавать такой вид экзамена вместо ЕГЭ, отлично с ним справятся.
Уровень сложности определяется возможностями здоровья ученика. Общепринятый критерий текста сочинения — от 300 слов. Для глухих, слабослышащих экзаменуемых, с тяжелыми нарушениями речи, участников ГВЭ с задержкой психического развития объем текста сокращается вдвое (от 150 слов). Для них же формулировки тем сочинений будут проще.
В 11 классе один из обязательных предметов для сдачи итогового экзамена — русский язык. Без него аттестат получить невозможно. Поэтому его сдают все, но в разных вариантах.
Конкуренцию традиционной форме, Единому госэкзамену, составляет выпускной экзамен. Та же государственная итоговая аттестация, но в более лояльной форме. Эта лояльность объясняется просто: испытание проходят дети с определенными показаниями. Главное показание — особые возможности здоровья. Кроме того, ГВЭ пишут выпускники детских колоний, студенты техникумов, которые, в том числе, проходят и школьные программы.
В 2021 году к ним присоединятся одиннадцатиклассники обычных школ. Те, кто не нацелен на получение высшего образования. Еще одна особенность этого года — детям-инвалидам аттестат дадут после сдачи одного русского. Никаких других экзаменов не потребуется.
Получается, ГВЭ — это упрощенная форма аттестации. Как правило, у ребят при выполнении заданий проблем не возникает. Сам экзамен оценивается по пятибалльной шкале.
— Как постоянный член экспертной комиссии оценивания работ, могу сказать, что он вполне по силам выпускнику, — подчеркивает Учитель русского языка Ирина Трикозенко. — В моей практике не было случаев, чтобы кто-то не преодолел пороговый барьер. Минимальный балл вполне достижим».
В нем выпускникам предлагается порассуждать над одним из нравственных или философских аспектах:
- любовь к Родине, патриотизм;
противостояние добра и зла;
особенности развития современного языка;
влияние исторических событий на жизнь человека, уроки истории;
профессиональная ориентация, выбор жизненных приоритетов.
Сами темы могут быть представлены проблемным вопросом или утверждением, цитатой. Например, «Что значит быть добрым?», «Как вы понимаете значение слова «Родина»?», «Развязывание войны — страшнейшее из преступлений», «Как следует относиться к природе?». В сочинении нужно будет привести аргументы, опираясь на примеры художественных произведений или личный опыт.
Уровень сложности определяется возможностями здоровья ученика. Общепринятый критерий текста сочинения — от 300 слов. Для глухих, слабослышащих экзаменуемых, с тяжелыми нарушениями речи, участников ГВЭ с задержкой психического развития объем текста сокращается вдвое (от 150 слов). Для них же формулировки тем сочинений будут проще.
При сдаче ГВЭ-11 по русскому языку в таком формате ребятам предстоит прослушать небольшой текст. В изложении им нужно передать суть каждой микротемы, выполнить творческое задание. В нем предлагается привести собственное мнение на одну из проблем, которая раскрывается в тексте.
Объем изложения составляет 310-350 слов. При этом сжатое изложение — от 70 слов. Творческое задание — от 200 слов (для отдельных категорий — от 100 слов).
ГВЭ-11 по русскому языку в такой форме сдают дети с расстройствами аутистического спектра. Он представляет собой текст на 200-220 слов.
Ребята без особых возможностей здоровья, по традиции сдающих ГВЭ, могут самостоятельно решить: писать сочинение или работать над изложением с творческим заданием.
Выпускники 2020-2021 учебного года, кто не собирается учиться в вузе, в рамках ГВЭ по русскому языку должны выполнить 24 задания. Выбрать ответ, установить соответствие, расставить знаки препинания, поработать с текстом. Это базовые задания из контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2021 года по русскому языку.
На выполнение ГВЭ-11 по русскому языку дается 2 часа 30 минут (150 минут). На экзамене можно оперировать двумя словарями — орфографическим и толковым.
В день экзамена все материалы поступают в пункт проведения. Это происходит в 06.00 по местному времени, по защищенному каналу. Затем их доставят в аудиторию. Это схема проведения ЕГЭ, и по ней ГВЭ в 2021 году будут сдавать одиннадцатиклассники, которые не собираются связывать свою дальнейшую учебу с вузом.
Для тех ребят, которые традиционно сдают ГВЭ по русскому языку, действует иной механизм. На экзамене они получают не однотипный вариант, а задание в зависимости от состояния своего здоровья. Они различаются по нумерации.
Так, выпускники без особых возможностей здоровья, а также участники экзамена с нарушениями опорно-двигательного аппарата, те, кому нужно создать специальные условия из-за их заболевания, могут написать сочинение с 100-ми номерами, изложение с творческим заданием — с 400-ми номерами вариантов экзаменационных материалов.
Выпускники с серьезными нарушениями слуха или речи, с задержкой психического развития пишут сочинение из 200-х номеров вариантов, изложение — из 500-х. Слепые участники ГВЭ — из 300 и 600- соответственно. В таких заданиях в текстах отсутствуют визуальные образы.
Для диктанта берутся 700-е варианты экзаменационных материалов.
Поскольку ГВЭ по русскому языку в 11 классе в письменной форме может быть в разных вариантах, то и критерии оценки соответствуют определенному типу заданий. Единое в них одно. Максимальное количество баллов — 17. Пределы — 15-17 баллов в переводе в пятибалльную отметку — 5. Чтобы сдать экзамен, нужно получить «тройку». Ей соответствуют 5-10 первичных баллов. Соответственно, «четверка» — это 11-14 баллов.
Во всех работах больше всего ценится грамотность. Наравне с ней в сочинении основным аспектом оценивания выступает содержание. В изложении – точная передача сути текста, выполнение творческого задания. В диктанте – точность записи текста.
Ирина Трикозенко, учитель русского языка высшей квалификационной категории, кандидат филологических наук; профессиональный стаж работы 23 года:
— В связи со спецификой экзамена, ГВЭ по русскому языку в 11 классе сдают не так много детей. Считаю такой экзамен несложным вариантом государственной итоговой аттестации. Сами задания больше приближены к материалам 9 класса, значительно отличаются от заданий ЕГЭ по русскому языку.
В первую очередь, мы оцениваем содержание работы и грамотность. В ней не должно быть орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. Несмотря на особые возможности здоровья, ребята, отучившиеся одиннадцать классов в школе, могут успешно пройти ГВЭ по русскому языку. Уверена, что и обычные выпускники, которые будут сдавать такой вид экзамена вместо ЕГЭ, отлично с ним справятся.
В 11 классе один из обязательных предметов для сдачи итогового экзамена — русский язык. Без него аттестат получить невозможно. Поэтому его сдают все, но в разных вариантах.
Например, Что значит быть добрым.
Www. kp. ru
14.10.2019 15:42:30
2019-10-14 15:42:30
Текст В. Быкова «Орфография как закон природы»
Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, — ставь тире». Не зря его так и называют — «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?
Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.
Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.
У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность — утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.
В. Быков
Пример сочинения ЕГЭ по этому тексту
В век компьютерных технологий мы стали необыкновенно ленивы – почти все за нас могут сделать умные машины. Компьютеризация добралась даже до орфографии. Сейчас без особого труда и маленький ребенок может составить текст, по грамотности не уступающий и тексту взрослого человека с высшим образованием. Так зачем человеку вообще знать правила орфографии и быть грамотным? Над этим вопросом рассуждает Дмитрий Быков в своем тексте.
Ни для кого не секрет, что тонкости родного языка бесчисленны, а порой и бессмысленны. Люди ленивы и любят пренебрегать в особенности запятыми. В 90-е их «ставили где попало, утверждая, что это авторский знак». Смысл сообщения это, может, и не меняло, но однозначно влияло на мнение о человеке, написавшем неграмотно. «Это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании» — пишет автор. Естественно, ни у кого не вызовет доверия филолог, приславший письмо с орфографическими ошибками.
Дополняя мысли о важности орфографической грамотности В. Быков приводит в пример интересный факт из истории. Автор повествует о том, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у работников специальную расписку. В ней было пара добрых слов в адрес хозяина, которые могли обеспечить ему снисхождение. Одно из таких писем, попавшее в руки солдат-освободителей, содержало огромное количество грубейших ошибок – это и указало на неискренность. Таких рабовладельцев сразу обличали во лжи и наказывали в разы жестче. Вот так обычная грамотность порой вершит правосудие. Русские люди, будучи грамотными, всегда смогут почувствовать подвох, ложь или обман, настроение писавшего.
На основании всего вышесказанного можно четко выделить позицию автора: чтобы понимать с кем имеешь дело, нужно обладать грамотностью – «утонченной формой вежливости». Действительно, у нас нет способов быстро понять, кто перед нами: «можно имитировать ум, коммуникабельность, интеллигентность». Но только соблюдение правил орфографии выведет любого на чистую воду.
Я согласна с мнением автора. Мне тоже кажется, что грамотное письмо может уберечь людей от мошенников, которые рассылают смс и письма по электронным адресам, поможет идентифицировать личность: грамотный друг не станет допускать ошибок в письме к вам. Да и в конце концов, грамотное письмо всегда приятно прочесть – оно говорит об уважении к вам.
Таким образом, орфографические умения позволяют нам выглядеть достойно в глазах других людей. То, насколько грамотен человек, показывает определенный характер и статус. Возможно сымитировать что угодно, но не уважение законов родного языка.
Текст по Б. Екипову
(1)Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (2)Потом — слякотный перрон. (З)Городские зимние угрюмые сумерки. (4)Людской поток несёт тебя ко входу в метро. (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6)В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река.
(7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь.
(8)Снова — метро, его подземелья. (9)Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню, Бога моля, чтобы не отменили. (10)Так и текла моя московская жизнь: за днём — день, за неделей — другая. (11)Затемно встанешь, затемно к дому прибьёшься. (12)Ничему не рад, даже зиме и снегу.
(13)Уже пошёл декабрь, спеша к новогодью.
(14)Однажды вечером мне повезло вдвойне: электричку не отменили и вагон оказался не больно набитым. (15)Уселся, газету развернул. (16)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили. (17)Вечерний поезд, усталые люди. (18)3има, теснота, из тамбура дует, кто-то ворчит.
(19)Глаза прикрыл, но задремать не успел: застрекотали рядом молоденькие девушки. (20)Хорошо, что обходились без убогого «короче», «прикольно». (21)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачёты —словом, учёба. (22)Потом Новый год вспомнили, ведь он недалеко.
(23)— Подарки пора покупать, — сказала одна из них. (24)— А чего дарить? (25)И всё дорого.
(26)— Ты ещё подарки не приготовила?! — ужаснулась другая девчушка. (27)— Когда же ты успеешь?!
(28)— А ты?
(29)— Ой, у меня почти всё готово. (30)Маме я ещё осенью, когда в Кимрах была, купила домашние тапочки на войлоке, старичок продавал. (31)Ручная работа, недорого. (32)У мамочки ноги болят. (33)А там — войлок. (34)Ой, как мама обрадуется! — голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.
(35)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. (36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит.
(37)— А папе. (38)У нас такой папа хороший, работящий. (39)И я ему подарю. (40)А дедушке. (41)А бабушке.
(42)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал счастливую повесть девушки о новогодних подарках. (43)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а проснулось, нахлынуло иное, ведь и вправду Новый год близок.
(44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих. (45)Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе вовсе тепло. (46)Спасибо той девочке, которую унесла электричка. (47)А в помощь ей — малиновый чистый закат над чёрными елями, бормочущая во тьме речушка под гибким деревянным мостком, говор вдали, детский смех и, конечно, надежда. (48)Так что шагай, человече.
(По Б. П. Екимову)
Пример сочинения ЕГЭ по этому тексту
Борис Екимов затрагивает в тексте проблему повседневной суеты, мешающей человеку радоваться жизни.
Автор описывает свою московскую жизнь: постоянная давка, толкотня в общественном транспорте, плохие известия в газетах, словом, бесконечная суета и сплошной негатив. Нет времени даже остановиться и посмотреть по сторонам, подумать о жизни, о приближающемся празднике («уже пошел декабрь, спеша к новогодью…»). О своем ежедневном графике рассказчик выражается так: «Затемно встанешь, затемно к дому прибьешься». Мало позитива видит такой суетливый человек. Он «ничему не рад, даже зиме и снегу». Действительно, как тут радоваться, когда суета вот так, день за днем убивает в тебе все жизнелюбие, отбирает моменты твоего счастья?!
Серости будних дней противопоставлен случайный эпизод. Однажды вечером в электричке рассказчик слышит разговор двух девушек-студенток о новогодних подарках. Одна из них так живо, так красочно и трепетно рассказывает о том, какие подарки и каким близким людям она будет дарить, что сам автор оживляется. Он слушает с полным вниманием это простое, но такое милое повествование, и вся его душа наполняется светом и теплом. Он выходит из электрички с настроением, абсолютно противоположным тому, с каким в нее заходил («я вышел из вагона с легким сердцем…»). Та девушка в электричке напомнила ему о всеми любимом празднике, о простых прелестях жизни, о которых он забыл в своей спешке.
Точка зрения Б. Екимова довольно ясна: ему надоели постоянная суета и его образ жизни, но, по-видимому, изменить он ничего не может. Из-за этого его, кажется, мало что интересует и радует, а повествование в самом начале даже преисполнено грусти.
Мне очень близка позиция автора, я его хорошо понимаю. Постоянная суета и однообразие однажды надоедают. Они отбирают у человека силы, убивают жизнерадостность и всякий интерес, превращают его в бездушного робота.
Таким образом, я прихожу к выводу, что суета – бич нашего времени, бомба замедленного действия, опустошающая человека изнутри постепенно. Я считаю, при обнаружении отсутствия интереса к жизни из-за суеты необходимо брать себя в руки и действовать, радоваться мелочам.
Дополняя мысли о важности орфографической грамотности В. Быков приводит в пример интересный факт из истории. Автор повествует о том, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у работников специальную расписку. В ней было пара добрых слов в адрес хозяина, которые могли обеспечить ему снисхождение. Одно из таких писем, попавшее в руки солдат-освободителей, содержало огромное количество грубейших ошибок – это и указало на неискренность. Таких рабовладельцев сразу обличали во лжи и наказывали в разы жестче. Вот так обычная грамотность порой вершит правосудие. Русские люди, будучи грамотными, всегда смогут почувствовать подвох, ложь или обман, настроение писавшего.
Текст В. Быкова «Орфография как закон природы»
Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, — ставь тире». Не зря его так и называют — «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?
Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.
Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.
У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность — утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.
В. Быков
Пример сочинения ЕГЭ по этому тексту
В век компьютерных технологий мы стали необыкновенно ленивы – почти все за нас могут сделать умные машины. Компьютеризация добралась даже до орфографии. Сейчас без особого труда и маленький ребенок может составить текст, по грамотности не уступающий и тексту взрослого человека с высшим образованием. Так зачем человеку вообще знать правила орфографии и быть грамотным? Над этим вопросом рассуждает Дмитрий Быков в своем тексте.
Ни для кого не секрет, что тонкости родного языка бесчисленны, а порой и бессмысленны. Люди ленивы и любят пренебрегать в особенности запятыми. В 90-е их «ставили где попало, утверждая, что это авторский знак». Смысл сообщения это, может, и не меняло, но однозначно влияло на мнение о человеке, написавшем неграмотно. «Это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании» — пишет автор. Естественно, ни у кого не вызовет доверия филолог, приславший письмо с орфографическими ошибками.
Дополняя мысли о важности орфографической грамотности В. Быков приводит в пример интересный факт из истории. Автор повествует о том, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у работников специальную расписку. В ней было пара добрых слов в адрес хозяина, которые могли обеспечить ему снисхождение. Одно из таких писем, попавшее в руки солдат-освободителей, содержало огромное количество грубейших ошибок – это и указало на неискренность. Таких рабовладельцев сразу обличали во лжи и наказывали в разы жестче. Вот так обычная грамотность порой вершит правосудие. Русские люди, будучи грамотными, всегда смогут почувствовать подвох, ложь или обман, настроение писавшего.
На основании всего вышесказанного можно четко выделить позицию автора: чтобы понимать с кем имеешь дело, нужно обладать грамотностью – «утонченной формой вежливости». Действительно, у нас нет способов быстро понять, кто перед нами: «можно имитировать ум, коммуникабельность, интеллигентность». Но только соблюдение правил орфографии выведет любого на чистую воду.
Я согласна с мнением автора. Мне тоже кажется, что грамотное письмо может уберечь людей от мошенников, которые рассылают смс и письма по электронным адресам, поможет идентифицировать личность: грамотный друг не станет допускать ошибок в письме к вам. Да и в конце концов, грамотное письмо всегда приятно прочесть – оно говорит об уважении к вам.
Таким образом, орфографические умения позволяют нам выглядеть достойно в глазах других людей. То, насколько грамотен человек, показывает определенный характер и статус. Возможно сымитировать что угодно, но не уважение законов родного языка.
Текст по Б. Екипову
(1)Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (2)Потом — слякотный перрон. (З)Городские зимние угрюмые сумерки. (4)Людской поток несёт тебя ко входу в метро. (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6)В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река.
(7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь.
(8)Снова — метро, его подземелья. (9)Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню, Бога моля, чтобы не отменили. (10)Так и текла моя московская жизнь: за днём — день, за неделей — другая. (11)Затемно встанешь, затемно к дому прибьёшься. (12)Ничему не рад, даже зиме и снегу.
(13)Уже пошёл декабрь, спеша к новогодью.
(14)Однажды вечером мне повезло вдвойне: электричку не отменили и вагон оказался не больно набитым. (15)Уселся, газету развернул. (16)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили. (17)Вечерний поезд, усталые люди. (18)3има, теснота, из тамбура дует, кто-то ворчит.
(19)Глаза прикрыл, но задремать не успел: застрекотали рядом молоденькие девушки. (20)Хорошо, что обходились без убогого «короче», «прикольно». (21)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачёты —словом, учёба. (22)Потом Новый год вспомнили, ведь он недалеко.
(23)— Подарки пора покупать, — сказала одна из них. (24)— А чего дарить? (25)И всё дорого.
(26)— Ты ещё подарки не приготовила?! — ужаснулась другая девчушка. (27)— Когда же ты успеешь?!
(28)— А ты?
(29)— Ой, у меня почти всё готово. (30)Маме я ещё осенью, когда в Кимрах была, купила домашние тапочки на войлоке, старичок продавал. (31)Ручная работа, недорого. (32)У мамочки ноги болят. (33)А там — войлок. (34)Ой, как мама обрадуется! — голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.
(35)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. (36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит.
(37)— А папе. (38)У нас такой папа хороший, работящий. (39)И я ему подарю. (40)А дедушке. (41)А бабушке.
(42)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал счастливую повесть девушки о новогодних подарках. (43)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а проснулось, нахлынуло иное, ведь и вправду Новый год близок.
(44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих. (45)Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе вовсе тепло. (46)Спасибо той девочке, которую унесла электричка. (47)А в помощь ей — малиновый чистый закат над чёрными елями, бормочущая во тьме речушка под гибким деревянным мостком, говор вдали, детский смех и, конечно, надежда. (48)Так что шагай, человече.
(По Б. П. Екимову)
Пример сочинения ЕГЭ по этому тексту
Борис Екимов затрагивает в тексте проблему повседневной суеты, мешающей человеку радоваться жизни.
Автор описывает свою московскую жизнь: постоянная давка, толкотня в общественном транспорте, плохие известия в газетах, словом, бесконечная суета и сплошной негатив. Нет времени даже остановиться и посмотреть по сторонам, подумать о жизни, о приближающемся празднике («уже пошел декабрь, спеша к новогодью…»). О своем ежедневном графике рассказчик выражается так: «Затемно встанешь, затемно к дому прибьешься». Мало позитива видит такой суетливый человек. Он «ничему не рад, даже зиме и снегу». Действительно, как тут радоваться, когда суета вот так, день за днем убивает в тебе все жизнелюбие, отбирает моменты твоего счастья?!
Серости будних дней противопоставлен случайный эпизод. Однажды вечером в электричке рассказчик слышит разговор двух девушек-студенток о новогодних подарках. Одна из них так живо, так красочно и трепетно рассказывает о том, какие подарки и каким близким людям она будет дарить, что сам автор оживляется. Он слушает с полным вниманием это простое, но такое милое повествование, и вся его душа наполняется светом и теплом. Он выходит из электрички с настроением, абсолютно противоположным тому, с каким в нее заходил («я вышел из вагона с легким сердцем…»). Та девушка в электричке напомнила ему о всеми любимом празднике, о простых прелестях жизни, о которых он забыл в своей спешке.
Точка зрения Б. Екимова довольно ясна: ему надоели постоянная суета и его образ жизни, но, по-видимому, изменить он ничего не может. Из-за этого его, кажется, мало что интересует и радует, а повествование в самом начале даже преисполнено грусти.
Мне очень близка позиция автора, я его хорошо понимаю. Постоянная суета и однообразие однажды надоедают. Они отбирают у человека силы, убивают жизнерадостность и всякий интерес, превращают его в бездушного робота.
Таким образом, я прихожу к выводу, что суета – бич нашего времени, бомба замедленного действия, опустошающая человека изнутри постепенно. Я считаю, при обнаружении отсутствия интереса к жизни из-за суеты необходимо брать себя в руки и действовать, радоваться мелочам.
(8)Снова — метро, его подземелья. (9)Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню, Бога моля, чтобы не отменили. (10)Так и текла моя московская жизнь: за днём — день, за неделей — другая. (11)Затемно встанешь, затемно к дому прибьёшься. (12)Ничему не рад, даже зиме и снегу.
Пример сочинения ЕГЭ по этому тексту
Это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании — пишет автор.
Examer. ru
18.05.2017 13:36:55
2017-05-18 13:36:55
Источники:
Https://ctege. info/ege-po-himii/
Https://ctege. info/knigi-po-matematike/30-variantov-ege-2021-po-bazovoy-matematike-yaschenko-otvetyi. html
Https://fipi. ru/ege
Https://www. kp. ru/putevoditel/obrazovanie/gve/russkij-yazyk-11-klass/
Https://examer. ru/ege_po_russkomu_yaziku/2021/sochinenie/primer