Темы сочинений по произведениям поэтов серебряного века 11 класс

Мне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. периода, обозначенного в истории русской литературы серебряным веком.этот

Мне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. – периода, обозначенного в истории русской литературы «серебряным веком».Этот период отмечен именами таких поэтов, как А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, Н.Гумилёв, А.Ахматова, М.Цветаева и др.
Главное, что объединяло творчество этих поэтов и особенно привлекает наше внимание их произведениям ,- это глубокая любовь к Родине, к Росси и неизменная вера в её великое будущее.
Различна судьба названных поэтов, по-разному пережившие трагический период в истории России. Но каждому из них пришлось испить из чаши сираданий, выпавших в то время на долю Родины и народа.
Талантливые стихи М.Цветаевой долго не публиковались. А когда увидели свет, стало ясно, как горько переживала поэтесса судьбу своей родины и народа, втянутых в кровавую и бессмысленную войну. Жалость и печаль переполняли её сердце.
Бессонница меня толкнула в путь.
О,как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой !-
Сегодня ночью я целую в грудь-
Всю круглую воюющую землю!…
Бедствия народа- вот что пронзило её душу.
Чем прогневали тебя эти серые хаты,-
Господи!-и для чего стольким простреливать грудь!
Поезд прошёл, и завыли, завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий в путь…
В годы народного горя, ещё не вполне понимала причины и маштабы его, поэтесса всем сердцем откликнулась на этот плач народный.
М.Цветаева внимательно присматривалась к тем переменам , которые принесла стране революция. Ей всегда был чужд мир «сытых»; душа болела за врага.
Два на миру у меня врага,
Два близнеца- неразрывно -слитых:
Голод -голодных – и сытость сытых!
Оказавшись в 1922 г. в эмиграции, М.Цветаева оставалась верной своей любви к родной Москве, к России, к русскому народу, к русской культуре. На всю жизньсохранила она острое ощущение, «что зарей в Кремле Легче дышится- чем на всей земле!»
Щемящей тоской проникнуты стихи, посвящённые разлуке с родиной, со многими близкими, с которыми «расстояние: версты, мили… рас — ставили, рас -судили… по двум разным концам земли…»
В 1925г. с какой грустью пишет она:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится.
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Мотив «Россия, родина моя!», ностальгически окрашенный, звучит и в стихотворении «Родина»(1932г.) Здесь горькое сознание «разъединенности неразъединимого»: «родина моя» и одновременно «чужбине». А дальше признание:
Настолько родина и сталь
Рок, что повсюду, через всю
Даль – всю ее с собой несу!
Тема родины звучит и в последним цикле стихов- антифашистских стихов, тема родины и в «Стихах к Пушкину», и в «Стихах к сыну» с настойчивым советом : «Езжай, мой сын, в свою страну…»
Марина Цветаева вернулась в Россию, но в 1939г., в самый разгар репрессий, что трагически сказалось и на ее судьбе…
Естественно, что в поэзии А.Блока, поэтический дар которого так высоко ценила М.Цветаева, тема родины раскрывается иначе.
Первым воплощением этой темы в творчестве Блока стало стихотворение «Осенняя воля» (1905г.). Здесь высказано самое дорогое- убеждение, что в любви к родине – спасения человека, что невозможно представить свою судьбу в отрыве от судьбы родины: «Как жить и плакать без тебя!»
Вершиной патриотической лирики Блока явился цикл «На поле Куликовом»(1908г.)
Хотя Блок обращается к прошлому России, оно всегда перекликается с настоящим. Мрачная обстановка в России накануне первой мировой войны отождествляется с татарским нашествием:
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Предчувствие грядущих событий выражено поэтом в строчках, ставших крылатыми:»И вечный бой! Покой нам только снится…»
Через все творчество Блока красной нитью проходят его размышления об исторических судьбах России, о будущем его «роковой, родной страны!»
Революцию Блок принял как избавление от «старого мира», «страшного мира».
Двенадцать апостолов революции в поэме «Двенадцать»(1918г.) символизируют новый мир. И как символ рождения нового мира «в белом венчике из роз – впереди -Иисус Христос». Блок верил в очистительную представлялось поэту как «великое возрождение под знаком мужественности и воли.
Сказанным не исчерпывается тема родины в лирике Блока. Ведь им написана прекрасная ода «Скифы»,в которой поэт снова,уже после революции, размышляет об исторических судьбах и задачах России. Ему принадлежит прекрасные образцы пейзажной лирики, где снова–о родине.
А Есенин, как бы перекликающийся в своём признании с другим великим поэтом- с Лермонтовым:
Но люблю тебя, родина кроткая
А за что- разгадать не могу.
Выходец из народной среды, Есенин отдал своё сердце поэта русской деревне, русской природе: «Всё равно останусь я поэтом золотой, бревенчатой избы». Горько было осознать ему, что время революционных перемен не принесло доброго, светлого в жизнь деревне, не получилось «мужицкого рая».
Но голос Есенина, воспевающего «Русь, малиновое поле», «нескончаемое синее, нежное», «голубую Русь» с её зелёными лугами, золотистыми осенними лесами, был подхвачен одним из самых талантливых поэтов нашего времени.
Эта муза не пришлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу,
писал Н.Рубцов о Музе Есенина.
Творчество Рубцова – это искренняя песнь о любви к Родине, к России, продолжающая святые традиции поэтов «Серебряного века» воспитывающих в нас любовь к нашей дорогой, страдающей, но прекрасной Родине.

Конспект урока по литературному чтению

УМК «Школа России»

4 класс

Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по поэтическим произведениям, изученным в разделе «Поэтическая тетрадь».

Задачи:

  • вспомнить изученные литературные произведения и их авторов (Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!, «Где сладкий шёпот»; А.Н. Плещеев «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»; И.А. Бунин «Листопад»);

  • вспомнить значение слов «строфа», «рифма», уметь находить их в тексте;

  • понимать значение понятий «пейзаж», «лирика», «пейзажная лирика»;

  • развивать читательские и речевые умения учащихся;

  • знать определение и видеть в тексте средство художественной выразительности (олицетворение);

  • развивать и обогащать устную речь учащихся;

  • формировать умение работать в группах;

  • развивать память, мышление, творческие способности учащихся.

Тип урока:

  • урок-обобщение.

Оборудование:

  • учебник;

  • компьютер, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и постановка цели.

— Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?

(поэтическая тетрадь).

— С творчеством каких писателей мы познакомились?

— Какие произведения прочитали?

(Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»;

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»;

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!, «Где сладкий шёпот»;

Алексей Николаевич. Плещеев «Дети и птичка»;

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»;

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»;

И.А. Бунин «Листопад»).

— Вы догадываетесь, что объединяет стихи этих поэтов?

— О чем все эти стихотворения? (о природе)

— Давайте подумаем, только ли о природе говорят эти стихи?

— Что даёт нам понять поэт через описание пейзажа? (передает настроение, чувства, мысли человека).

— Что такое пейзаж? (слайд 1)

Пейзаж  — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная (не тронутая рукой человека) человеком природа.

— Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Через описание природы поэты показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.

— Вы знаете, как называется жанр, показывающий отношение автора к природе?

Пейзажная лирика — это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

— Что такое лирика?

Лирика — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.

— Сегодня мы вспомним и обобщим ваши знания по поэтическим произведениям, изученным в разделе «Поэтическая тетрадь» и попробуем увидеть и почувствовать природу глазами поэтов. Для этого выполним задания.

ΙΙΙ.  Работа по разделу.

  1. Кто автор этих строчек?

— На слайде будет появляться отрывок из стихотворения, вы должны сказать из какого это произведения и кто автор этих строк. (слайд 2)

— Ну, пошёл же ради Бога!

Небо, ельник и песок-

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

(Н.А. Некрасов «Школьник»).

— Объясните выражение, «невеселая дорога»? (Невеселая дорога — значит, на пути много трудностей. Оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту).

(слайд 3)

— Весна! Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

(«Весна» Е.А. Баратынский)

(слайд 4)

— Что значит лазурию слепит? (Лазурит – это минерал, блеск и мерцание на свету всех небесных оттенков).

(слайд 5)

— Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым мгновеньем –

Лишь два крыла.

(«Бабочка» А.А. Фет)

(слайд 6)

— Что такое бархат? (Бархат – это шелковая ткань с коротким мягким ворсом на одной из сторон).

(слайд 7)

— В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями

Чуть заметен над лесом туман

Тёплый вечер прозрачно румян…

( И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»).

  1. Литературные исследователи.

Класс делится на три команды.  Один человек из каждой команды вытягивает карточку с заданием, заранее подготовленным учителем. Даётся время на подготовку. Затем каждая команда, по очереди, отвечает на свои вопросы.

Карточка 1.

Что такое олицетворение?

Прочитайте стихотворения И. А. Бунина «Листопад», И. С. Никитина «В синем небе…».

Выпишите из этих стихотворений олицетворение.

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.(слайд 8)

  • Лес стоит над светлою поляной.

Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

  • В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Вопросы всему классу:

— Зачем поэты используют олицетворение в стихотворениях?

— Что нам помогает почувствовать и понять, олицетворение?

— Еще поэты древности замечали, что разнообразные явления природы, их характер, особенности имеют очень много общего с человеческим поведением, явлениями и атрибутами жизни людей.

 Олицетворение помогает нам понять, что самые разные явления имеют отношение к нам, людям, что все, нас окружающее, живет своей особой жизнью. Благодаря олицетворению мы не только видим живую картину, но и испытываем вместе с писателем радостное чувство родства и единения со всем миром.

Карточка 2.

Прочитайте стихотворения  

Н. А. Некрасова “В зимние сумерки…”, А. А. Фета “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчева “Как неожиданно и ярко…. .

Приведите примеры рифм.

Рифма–созвучие концов стихотворных строк.(слайд 9)

Карточка 3.

Что такое строфы?

Найдите и выпишите примеры таких стихотворений.

Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в

каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью.(слайд 10)

Примеры таких стихотворений. (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки…” (стр. 148), А. А. Фет “Весенний дождь” (стр. 141), Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко…” (стр. 139).

Вопросы всему классу:

— Как вы думаете, для чего поэт делит стихотворения на строфы? (Каждая строфа имеет свой смысл, придает отрезку завершенность).

  1. Игра «Акростих».

Акростих — это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово.(слайд 11)

— Представим себя поэтами. Группы остаются те же.

На слайде по вертикали написано слово (природа). Каждая группа пишет свой акростих. Даётся время на подготовку. Затем каждая группа зачитывает свое стихотворение.

— Мы изучили стихотворения поэтов 19 века. Это была любимая игра в России в XIX в.

  1. Нарисовать картину. (слайд 12)

— Представим себя художниками. На слайде будут появляться строки, знакомого вам стихотворения Ивана Саввича Никитина «В синем небе плывут над полями…», а вы, по очереди, выходите к доске и рисуете по одному предмету. В результате у нас получится картина, которой мы закончим изучение раздела «Поэтическая тетрадь».

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

ΙV.  Итог урока.

Что такое великодушие? сочинение

Великодушие является высоким нравственным качеством. Этот термин состоит из двух слов: великая душа. Великая душа способна вместить в себя других людей, сочувствовать и участвовать в нуждах других людей.

В сегодняшние дни великодушных людей достаточно сложно найти. Несколько десятилетий назад большинство обладало данным качеством и это было нормой. Эгоизм и самовлюбленность порицались, и на первое место выходили коллективные ценности. Каждый старался сделать так, чтобы всем было хорошо.

Великодушие – это умение жертвовать своими интересами и планами ради других. Быть заинтересованным в благе своего ближнего. Когда человек заботится о других ему самому становится хорошо. В противном случае что бы человек не делал для себя, в его душе всё равно остаётся пустота. Пустоту эту можно заполнить только, если научишься заботиться о ком-то, кроме себя.

Великодушный человек способен сопереживать и проживать проблемы своего собеседника. В своих мыслях он легко становится на место этого человека и оценивает его поведение с позиции, в которой оказался другой человек.

Такой человек никогда не обойдёт вниманием пожилых людей. Он не только обеспечит их продуктами и лекарствами, но и уделит внимание, которого так не хватает старикам. Великодушный человек не сможет спокойно пройти мимо плачущего ребёнка, мимо больного человека, даже мимо маленького и беззащитного животного. Сердца великодушной личности способно вместить каждого и не позволит пройти мимо чужой беды.

Великодушие противоположно равнодушию и безразличию, которые в наше время стали распространятся с огромной скоростью. Для большинства молодых людей чуждо великодушие, милосердие и уважение к окружающим. Новое поколение отличается эгоизмом, расчётливостью, поиском выгоды. Мы потеряли мораль и нравственность, а это свидетельствует о деградации общества.

Только любовь, милость и великодушие спасут человечество от уничтожения друг друга ради собственной выгоды. Современная эпоха учит нас жить только на себя, не думая ни о ком. Мораль учит обратному -заботится о других, не думая о себе. Люди, которые посвящали себя другим, всегда были любимы и уважаемы окружающими. Не ради почёта и уважения они так поступали, но потому что имели большое сердце.

Мать Тереза уехала в нищую страну и помогала детям. Она никого не чуралась. Доктор Джузеппе Москати всю жизнь посвятил служению людям. Он никогда не мог пройти мимо чужой беды. Готов был отдать всё до последнего, потому что великой ценностью для него были другие люди.

Вариант 2

Что такое великодушие? На эту тему рассуждают многие люди. Я думаю, что великодушие это особая черта характера человека, которая помогает относиться к людям с добротой и с некоторой снисходительностью.

Чтобы доказать свою точку зрения давайте обратимся к нескольким литературным произведениям, которые помогут более широко раскрыть суть данной темы.

В произведении Пушкина «Капитанская дочка» можно легко найти ответ на данный вопрос. В этой повести рассказывается о главном герое, который отправляется на службу в Оренбург. По дороге в Оренбург Петр Гринев попал в большую метель, надеяться уже было не на что, как вдруг он увидел вдали черное пятнышко. И когда ямщик подъехал ближе — это оказался человек. Гринев попросил довести их до ночлега. Когда они прибыли на постоялый двор, Петр решил отблагодарить вожатого. Он попросил Савельича дать вожатому полтину, но тот отказал Гриневу. В итоге Главный герой отдал путнику свой заячий тулуп.

В данном случае Петр Гринев отнесся к вожатому с добротой, несмотря на то, что Савельич был этим не доволен.

Давайте рассмотрим еще один эпизод в этом произведении. Когда Петр Гринев оказался на волоске от смерти, Пугачев его пощадил и не стал вешать. Он вспомнил про тот случай, когда Петр отнесся к нему по-доброму.

Тем самым автор показал, что человек, который обладает этим качеством, действительно, может делать добрые дела.

Давайте рассмотрим еще один пример из литературы.

В произведении Тургенева «Му-Му»

главный герой не остается равнодушным по отношению к животным. Герасим совершает добрый поступок и спасает брошенного щенка, который барахтается у берега в тине. В данном случае Герасим поступает человечно и его можно назвать великодушным человеком. Также в данном рассказе есть своего рода противоположность главному герою произведения — это барыня. Она поступает бесчеловечно и приказывает Герасиму утопить собачку.

Таким образом, можно сделать общий вывод для всех аргументов. Великодушие- это самое наилучшее качество, которое может быть у человека. Благодаря такому качеству человек может совершать добрые дела, поступки и многое другое по отношению к другим людям.

Что такое великодушие?

Несколько интересных сочинений

В подвале дома одного местного купца проживала семья. Муж и жена Орловы. Григорий муж занимался ремонтом сапог. Он был мастером своего дела

Всемирная паутина окутала уже миллионы людей по всей планеты, все они уже просто не представляют свою жизнь без интернета. Сейчас почти каждый дом может позволить себе услугу интернета, я в том числе являюсь активным пользователем

Произведение относится к философской лирической прозе писателя и в качестве основной тематики рассматривает вопрос о падении нравственности и деградации личности, описывая жестокую действительную реальность.

Конфликты в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» являются основной движущей силой повествования. Можно даже сказать, что конфликт в его разнообразных проявлениях выполняет в ней смыслообразующую функцию.

Сказка замечательного французского сказочника Шарля Перро рассказывает о том, как сообразительный и находчивый кот сделал своего хозяина успешным и богатым человеком.

Сочинение Что такое великодушие?

Великодушие – это возможность человека проявлять к другим щедрость и доброту. Такой человек думает не только о собственной выгоде, но и об окружающих его людях. Великодушные люди способы на многие поступки, порой даже вопреки своим интересам.

Великодушие должно исходить из сердца человека. К милосердному отношению человек должен прийти сам осознанно. Никто не может заставить или настоять на этом. Ведь самое важное в великодушном человеке – это чистота его намерений. Лживость намерений очень легко увидеть и заподозрить: такие люди делают всё «для галочки», не нарушая свои интересы.

Очень часто люди делают вид, то готовы помочь. Но на самом деле за их действиями скрываются лживые намерения. Таких людей видно сразу. Ведь они не спешат помочь, никогда не будут жертвовать своими интересами. Для них собственная выгода – самое главное в жизни. Но пытаясь это скрыть, они выдают себя сразу.

А тот, кто готов отдать всего себя во имя спасения других, светиться при каждом шаге. К такому человеку тянутся люди, он никогда не откажет или нагрубит. Этот человек похож на ангела.

В пример хотелось бы привести рассказ Максима Шолохова «Судьба человека». Ведь в данном рассказе главный герой во время военных действий потерял всю свою семью вместе с родным домом. Андрей обратил своё внимание на нелёгкую судьбу маленького Ванюши. Его родители погибли на войне, но мальчик всё равно ждал их каждый день. Он до последнего надеялся. Это очень тронуло сердце былого военного. Именно поэтому Андрей Соколов решил помочь этому мальчику, взяв его жить к себе под свою опеку. Благодаря этому мальчик смог вырасти по-настоящему счастливым человеком. Это был большой шаг для главного героя: после потери своей семьи взять ответственность за чужую маленькую жизнь – много стоит, на самом деле. Этот поступок как раз и характеризует Андрея как великодушного человека, ведь он проявил и человечность, и доброту по отношению к этому мальчику.

Таким образом, великодушие – это отзывчивость и милосердие по отношению к совершенно чужим людям. Порой нужно жертвовать своими интересами и комфортом, чтобы помочь другим. Но только тот человек, чьи действия идут из души, является действительно великодушным.

2 вариант

Великодушие — это безусловно положительное качество, подразумевающее проявление человечности и доброты к другим людям, причем даже если они этого не заслуживают.

Великодушие — «великая душа», то есть душа широкая, благородная, щедрая.

Великодушный человек не склонен к манипуляциям, к злоупотреблением властью, он никогда не станет выискивать недостатки в других. А если чужие недостатки сами бросаются в глаза, великодушный человек просто не заметит их, а значит, никогда никого не будет осуждать.

Благородное великодушие проявляется еще и в том, что наделенный им человек никогда не предъявит претензий к тому, кто его подвел или обманул. Он испытает разве что легкое сожаление и оставит обманщика наедине с его мелочным эгоизмом. То, что не присуще великодушному человеку, не может его задеть, унизить или оскорбить. Зато тому, кто сделал это, придется плохо вдвойне: таков закон человеческих взаимоотношений.

Кому именно присуще великодушие, можно ли его в себе развить или это качество дается от рождения?

Прежде всего, великодушие — это отсутствие излишней требовательности к окружающим, а в идеале и вовсе отсутствие какой-либо требовательности. Напрасное ожидание от людей определенных слов, действий или обещаний напрягает душевные силы, вызывает разочарование и обиду. А если подразумевать, что никто не обязан оправдывать чужие ожидания, то великодушному человеку живется намного легче.

Великодушие — это неизменное проявление доброты к людям. Быть добрым — значит быть полезным. Задумавшись о том, какую пользу человек приносит своим ближним прямо здесь и сейчас, он делает большой шаг к развитию в себе великодушия.

Жизнь полна огорчений, никто не идеален. Постоянно сталкиваясь с негативными проявлениями в свой адрес, важно не обнажать копье в ответ. Если учиться прощать, со всеми без исключения общаться ровно, никого не обижая и не унижая, то это еще один шаг к душевной щедрости и благородству, а значит и к великодушию.

Рассуждение 3

Великодушие– это нравственное понятие. Оно обозначает качество человеческой личности, проявляющееся в подлинном добром отношении к людям и окружающему миру.

Великодушие – это доброта, проявленная в действиях, поступках человека. Например: чтобы заслужить славу просто доброго человека, надо демонстрировать доброжелательное отношение к окружающему; иметь добрые, мягкие черты лица, приятную улыбку, вежливую речь; никого не обижать – и этого достаточно.

Великодушнымже делает человека, помимо всего перечисленного, деятельное участие в судьбах тех, кому нужна поддержка и помощь. При этом подразумевается, что доброе дело совершается бескорыстно и не дозированно.

Великодушие – это такая же константа в облике человека, как цвет глаз. Нельзя побыть некоторое время великодушным человеком, а потом обычным мещанином, чья хата с краю и кому своя рубашка ближе к телу.

Великодушие, очевидно, редко бывает врождённым качеством. Оно приобретается человеком по мере постижения смысла жизни и обретения мудрости. К такой внутренней работе способны люди, наделённые пытливым умом и изначально готовые брать на себя ответственность за всё происходящее. При этом им чуждо стремление кого-то осуждать, а тем более ненавидеть.

Великодушие сопряжено с невозможностью держать обиду на кого бы то ни было. Напротив, оно предполагает способность понять и простить неблаговидные поступки окружающих, признать за ними право на ошибки и заблуждения.

Главное же для великодушного человека – сострадание к попавшим в беду, жертвование ради них своими интересами, бескорыстный труд на благо других.

Образцом в высшей степени великодушного человека может, к примеру, быть назван Иван Андреевич Духин. Уже 15 лет, как он ушёл из жизни, а сотни людей помнят о его участии в их судьбах, бесценной помощи и поддержке.

Это был настоящий мастер на все руки: жестянщик и кровельщик, талантливый реставратор, уникальный специалист по колокольному делу, а ещё краевед, знаток поэзии – и вообще феноменально образованный человек.

Его детство прошло в 9-метровой комнатушке при школе, в которой мать работала уборщицей. Свою жизнь он посвятил не наживанию добра и денег, а самообразованию и интересной работе, плоды которой бескорыстно отдавал людям. Отреставрированные колокола он дарил храмам. Заложенный Иваном Андреевичем Духов сад продолжает зеленеть и радовать людей. А водосточные трубы, созданные мастером, были так изящны, что на них впору было играть.

Великодушный человек – это всегда красивый человек. Ему, как никому другому, открывается красота и гармония мира.

Также читают:

Картинка к сочинению Что такое великодушие?

Популярные сегодня темы

11 декабря 1918 гг. — день рождения Александра Исаевича Солженицына

Поэзия серебряного века мне нравится своей новизной и мистицизмом. В это время появляется много новых имен. У всех свой фаворит, мне же нравится Валерий Брюсов.

Сейчас двадцать первый век. Если лет так пятнадцать назад компьютер или телефон были недосягаемой мечтой даже для человека со средними доходами, то сегодня эти уникальные изобретения имеются почти у каждого.

Сказка В. Гаршина «то, чего не было» признана одной из лучших сказок русских писателей. Она вошла в антологию. Это собрание литературных текстов преимущественно небольшого объёма. В антологию могут входить не только сказки

Произведение относится к военной прозе писателя, относящейся по жанровой направленности к стилистике в виде реализма, повествующей о реальных фактах тяжелого военного времени, называемых впоследствии суровым героизмом и драматизмом.

3935. Что такое великодушие? сочинение Русский язык

Сочинение — Что такое великодушие?. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Великодушие является высоким нравственным качеством. Этот термин состоит из двух слов: великая душа. Великая душа способна вместить в себя других людей, сочувствовать и участвовать в нуждах других людей.

В сегодняшние дни великодушных людей достаточно сложно найти. Несколько десятилетий назад большинство обладало данным качеством и это было нормой. Эгоизм и самовлюбленность порицались, и на первое место выходили коллективные ценности. Каждый старался сделать так, чтобы всем было хорошо.

Великодушие – это умение жертвовать своими интересами и планами ради других. Быть заинтересованным в благе своего ближнего. Когда человек заботится о других ему самому становится хорошо. В противном случае что бы человек не делал для себя, в его душе всё равно остаётся пустота. Пустоту эту можно заполнить только, если научишься заботиться о ком-то, кроме себя.

Великодушный человек способен сопереживать и проживать проблемы своего собеседника. В своих мыслях он легко становится на место этого человека и оценивает его поведение с позиции, в которой оказался другой человек.

Такой человек никогда не обойдёт вниманием пожилых людей. Он не только обеспечит их продуктами и лекарствами, но и уделит внимание, которого так не хватает старикам. Великодушный человек не сможет спокойно пройти мимо плачущего ребёнка, мимо больного человека, даже мимо маленького и беззащитного животного. Сердца великодушной личности способно вместить каждого и не позволит пройти мимо чужой беды.

Великодушие противоположно равнодушию и безразличию, которые в наше время стали распространятся с огромной скоростью. Для большинства молодых людей чуждо великодушие, милосердие и уважение к окружающим. Новое поколение отличается эгоизмом, расчётливостью, поиском выгоды. Мы потеряли мораль и нравственность, а это свидетельствует о деградации общества.

Только любовь, милость и великодушие спасут человечество от уничтожения друг друга ради собственной выгоды. Современная эпоха учит нас жить только на себя, не думая ни о ком. Мораль учит обратному -заботится о других, не думая о себе. Люди, которые посвящали себя другим, всегда были любимы и уважаемы окружающими. Не ради почёта и уважения они так поступали, но потому что имели большое сердце.

Мать Тереза уехала в нищую страну и помогала детям. Она никого не чуралась. Доктор Джузеппе Москати всю жизнь посвятил служению людям. Он никогда не мог пройти мимо чужой беды. Готов был отдать всё до последнего, потому что великой ценностью для него были другие люди.

Вариант 2

Что такое великодушие? На эту тему рассуждают многие люди. Я думаю, что великодушие это особая черта характера человека, которая помогает относиться к людям с добротой и с некоторой снисходительностью.

Чтобы доказать свою точку зрения давайте обратимся к нескольким литературным произведениям, которые помогут более широко раскрыть суть данной темы.

В произведении Пушкина «Капитанская дочка» можно легко найти ответ на данный вопрос. В этой повести рассказывается о главном герое, который отправляется на службу в Оренбург. По дороге в Оренбург Петр Гринев попал в большую метель, надеяться уже было не на что, как вдруг он увидел вдали черное пятнышко. И когда ямщик подъехал ближе — это оказался человек. Гринев попросил довести их до ночлега. Когда они прибыли на постоялый двор, Петр решил отблагодарить вожатого. Он попросил Савельича дать вожатому полтину, но тот отказал Гриневу. В итоге Главный герой отдал путнику свой заячий тулуп.

В данном случае Петр Гринев отнесся к вожатому с добротой, несмотря на то, что Савельич был этим не доволен.

Давайте рассмотрим еще один эпизод в этом произведении. Когда Петр Гринев оказался на волоске от смерти, Пугачев его пощадил и не стал вешать. Он вспомнил про тот случай, когда Петр отнесся к нему по-доброму.

Тем самым автор показал, что человек, который обладает этим качеством, действительно, может делать добрые дела.

Давайте рассмотрим еще один пример из литературы.

В произведении Тургенева «Му-Му»

главный герой не остается равнодушным по отношению к животным. Герасим совершает добрый поступок и спасает брошенного щенка, который барахтается у берега в тине. В данном случае Герасим поступает человечно и его можно назвать великодушным человеком. Также в данном рассказе есть своего рода противоположность главному герою произведения — это барыня. Она поступает бесчеловечно и приказывает Герасиму утопить собачку.

Таким образом, можно сделать общий вывод для всех аргументов. Великодушие- это самое наилучшее качество, которое может быть у человека. Благодаря такому качеству человек может совершать добрые дела, поступки и многое другое по отношению к другим людям.

После того как наши репетиторы проверили несколько сочинений и дали свои критические, а порой даже строгие комментарии, к нам начали приходить сочинения от учащихся из разных городов и образовательных проектов с просьбой проверить и прокомментировать их тексты. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике.

Владислав Шкиль, г. Таганрог; участник образовательного центра «Сириус» по программе «Литературное творчество. Классическая литература»

Темы сочинений по произведениям поэтов серебряного века 11 класс

Направление «Преступление и наказание — вечная тема»


Может ли преступление оказаться безнаказанным?

Может ли преступление оказаться безнаказанным? Нет. Можно, конечно, перечислить имена непойманных преступников, но самое страшное наказание — его отсутствие. Ведь наказание — это не только возмездие за содеянное, но еще и шанс на перерождение. И когда человек теряет его, то он обрекает себя на нравственную гибель. Неслучайно во многих произведениях русской литературы неоднократно освещалась тема преступления и наказания, в том числе и в романе Ф. М. Достоевского с созвучным названием «Преступление и наказание».

Вспомним судьбу Родиона Раскольникова. Герой Достоевского создает безнравственную, антихристианскую теорию о «тварях дрожащих» — тех, кто не более чем материал, который должен воспроизводить себе подобных — и «право имеющих» — тех, кто этим материалом может пользоваться, для кого не писаны никакие законы. Категоричное деление людей на разряды уже по своей сути является преступлением. Автор идет дальше и отправляет Раскольникова делать «пробу», в ходе которой тот убьет старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Достоевский делает это всё для того, чтобы показать нам, читателям, что и такой человек как главный герой его романа имеет шанс на перерождение. Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории — ряд наказаний и сон о трихинах делают его совсем другим человеком. Так, преступник не остается безнаказанным и более того — перерождается.

Однако в романе Ф. М. Достоевского есть еще один преступник, который, как кажется, толком не был наказан. Лужин — один из двойников Раскольникова. На самом же деле он наказан авторским забвеньем, а значит обречен на нравственную гибель. Ему не дают шанса на перерождение. Лужин совершил ряд нравственных преступлений. Он придерживался теории «о бедных женах» — её суть в том, чтобы взять в супруги бедную и настрадавшуюся девушку, брак для которой станет спасением, за что она должна по гроб жизни благодарить мужа. Одним словом, Лужин искал себе рабыню, а не спутницу жизни. Он придерживался и другой теории — «целого кафтана» или «разумного эгоизма» — её же суть в том, чтобы делать всё в своих интересах и не думать о благополучии других. Так, например, Достоевский раскрывает губительность этой теории, когда Лужин намеренно клевещет на Соню, чтобы подорвать авторитет Раскольникова. Он один из тех преступников, что действуют в рамках закона, но тем не менее, внедряются в чужие жизни и портят их. Такие, как Лужин, может и не наказываются прямо, но человеческого в них не остается — это и есть возмездие за их злодеяния без возможности переродиться.

Таким образом, опыт произведений художественной литературы позволяет нам утверждать, что преступление не может остаться безнаказанным. Я уверен, что нам, жителям 21 века, очень важно почаще обращаться к произведениям русских классиков, чтобы не видеть в наказании одно возмездие и верить в возрождение людей, совершивших злодеяния. Как не вспомнить слова Эмили Бронте: «Пусть Бог наказывает злых людей, мы должны учиться прощать». Этими словами известная писательница еще раз показала нам, насколько важно проявлять снисхождение даже к преступникам, чтобы ставить их на путь истинный.


Темы сочинений по произведениям поэтов серебряного века 11 класс

Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

Очень хорошее сочинение. Более того, сразу видно, что учащийся и материал знает хорошо, и умеет им пользоваться, но еще — знает, как понравиться экспертам: упоминание Эмили Бронте в заключении сразу заставляет растаять сердце, потому что сразу понятно, что учащийся смотрит на заявленную проблему многогранно. Тема раскрыта полно, опять же аргументы приводятся из одного произведения, но с разных позиций, что, безусловно, только плюс. Здесь, конечно, будет зачет.

Но все же есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание даже не в контексте итогового сочинения, а в контексте того, что этот этап нужно воспринимать как подготовку к более серьезному испытанию. Если учащийся собирается в дальнейшем сдавать ЕГЭ по литературе, то там уже такие недочеты могут повлиять на баллы:

  • «Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории» — здесь то ли само предложение составлено неверно, то ли учащийся немного перепутал последовательность событий и допустил фактическую ошибку: лихорадка и сон о трихинах случились уже на каторге после смерти матери, а не перед;
  • «почаще обращаться к произведениям русских классиков» — в заключении эта фраза нелогична, потому что сразу после нее автор обращается к цитате Эмили Бронте, а уж ее отнести к русским классикам уж точно не получится;
  • «по гроб жизни» — мысль ясна, но это разговорное выражение, которое скорее всего будет отмечено как стилистическая ошибка.

На чтение 5 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Появление символизма

История появления названия “Серебряный век” неизвестна. Он больше символизирует духовный и художественный рост начала 20 века. Необычайный подъем произошел во всех областях, касающихся духовной жизни России, а также в науке и технике. Поэзия очень тонко уловила противоречия духовного роста и предчувствие приближающейся катастрофы.

Основой всех литературных направлений был модернизм, целью которого было преобразование мира и духовное возрождение человека. Самым значимым был символизм, ставший общественным явлением. Поэты Серебряного века пытались проникнуть в тайны мироздания через символы, которые сами создавали и которые имели многозначный смысл. Существующий мир признавался ими как вторичный, который являлся искаженным отражением божественного начала. Они искали пути объединения этих миров через символы.

Серебряный век

Говоря о поэтах 20 века, невозможно не упомянуть такое литературное явление, как Серебряный век. Это период в истории русской литературы, охватывающий конец 19 – начала 20 вв.

На рубеже веков в России появилось множество поэтов и множество литературных направлений.

К течениям Серебряного века относятся символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм.

literatura-132717-serebryanyy-vek.jpg

Рис. 1. Серебряный век.

В рамках символизма работали А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, И. Ф. Анненский, Ф. Сологуб, В. Иванов, З. Гиппиус.

Самыми известными акмеистами принято считать А. А. Ахматову, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. В рамках данного направления работали и С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут, Г. Иванов.

Ярким представителем футуризма является В. В. Маяковский. В этом направлении творили и другие поэты: В. В. Хлебников, Б. Л. Пастернак, Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский, А. Е. Крученых, И. Северянин, В. Г. Шершеневич, С. М. Третьяков.

К имажинизму относятся С. А. Есенин (его раннее творчество), А. Б. Мариенгоф.

Советский период

К советским писателям относятся: А. А. Ахматова, В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский, В. А. Солоухин, Б. А. Ахмадулина, О. Ф. Берггольц, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, Н. М. Рубцов, К. М. Симонов, В. Т. Шаламов, Э. А. Асадов, И. А. Бродский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, В. С. Высоцкий, Ю. В. Друнина, В. М. Инбер, Р. Г. Гамзатов, Б. Ш. Окуджава, Б. Ю. Поплавский, М. И. Алигер, П. Г. Антокольский, К. Я. Ваншенкин, Е. М. Винокуров, С. П. Гудзенко, М. В. Исаковский, А. С. Кушнер, В. А. Лившиц, С. В. Михалков, Ю. П. Мориц, Н. М. Олейников, Н. К. Отрада, Л. И. Ошанин, К. Прутков, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, Н. С. Тихонов.

Термин «советские поэты» не несет в себе идеологической окраски, он означает, что поэты писали во времена развития Советского Союза.

Поэты символизма

Александр Блок внес существенный вклад в развитие символизма. В юности он считал основой мира женское начало, вознося его до верхнего предела совершенства. В дальнейшем он расширил направление символизма, перешагнув за его пределы. Творчество Блока – это не только дореволюционная лирика, но и начало новой советской поэзии. Ощутив соприкосновение мечты с реальностью, поэт почувствовал резкое противоречие между ними. С одной стороны, он вторгся в мир иллюзий и мистики, но это не привело его к истине, к которой он так стремился.

Испытав любовные разочарования, Блок не отошел от романтизма, приняв революцию как вспышку народной стихии. Уходя от символизма к реализму, Блок снова возвращался назад, понимая, что только через искусство можно приблизиться к истине:

Дмитрий Мережковский постоянно искал духовные основы жизни, пытаясь дать свою новую оценку классике. Как зачинатель символизма, он развивал темы безысходности, одиночества и раздвоенности личности:

510788.jpg

Зинаида Гиппиус искала пути к развитию русской художественной культуры через философские идеи и символизм, выступая против реализма.

Направленность к символизму имело творчество Владимира Соловьева, представляющего существующий мир как безнадежный отблеск мира идей:

Идеализмом и утопией бредили все поэты Серебряного века, которые поддерживали символизм. Вячеслав Иванов искал способы преодоления разобщенности людей посредством идей по спасению мира красотой и искусством:

Иннокентий Анненский не был символистом, но его поэзия находилась в русле разлада с действительностью. Никто другой не смог так высокохудожественно описать страдания одинокой и болезненной души.

Федор Сологуб был одним из самых активных участников движения символистов. В его стихах звучит отчаяние. Поэзия Сологуба очень проста, но изысканна и выразительна:

Я – бог та­инс­твен­но­го ми­ра,Весь мир в од­них мо­их меч­тах.Не сот­во­рю се­бе ку­мираНи на зем­ле, ни в не­бесах.

509587.jpg

Границы серебряного века русской поэзии

Принято определять границы «серебряного века» всего лишь четвертью столетия: 1890-1913 годы. Однако с обеих сторон эти границы весьма спорны.

В научных трудах за начало обычно принимается середина 1890-го – Мережковский и ранний Брюсов. Антологии – начиная со времён знаменитых антологий Ежова и Шамурина – обычно начинают с Вл. Соловьёва, чья поэтика сформировалась ещё в 1870-е годы. Сборник «Сонет серебряного века» открывается Плещеевым. В начале века к предшественникам модернизма относили Гоголя, Тупгенева, Достоевского.

Символисты помещали у истоков своей школы то Случевского и Фофанова, то Эсхила – и чуть ли не поэзию Атлантиды.

На вопрос: «Когда был конец серебряного века»? нормальный средний интеллигентный человек ответит: «25 октября 1917 года». Многие назовут 1921-й – отмеченный гибелью Блока и Гумилёва. Но к поэтам «серебряного века» относят Ахматову, Мандельштама, Пастернака, Цветаеву, которые создавали свои стихи и после 1920-го, и после 1930-го годов.

  • Темы сочинений по произведению а с пушкина капитанская дочка 1 становление личности петра гринева
  • Темы сочинений по произведениям гоголя 10 класс
  • Темы сочинений по произведению на дне горького
  • Темы сочинений по роману гончарова обломов в формате итогового сочинения
  • Темы сочинений по повести дубровский 6 класс по литературе