Темы сочинений по преступлению и наказанию достоевского 10 класс

После того как наши репетиторы проверили несколько сочинений и дали свои критические, а порой даже строгие комментарии, к нам начали

После того как наши репетиторы проверили несколько сочинений и дали свои критические, а порой даже строгие комментарии, к нам начали приходить сочинения от учащихся из разных городов и образовательных проектов с просьбой проверить и прокомментировать их тексты. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике.

Владислав Шкиль, г. Таганрог; участник образовательного центра «Сириус» по программе «Литературное творчество. Классическая литература»

Темы сочинений по преступлению и наказанию достоевского 10 класс

Направление «Преступление и наказание — вечная тема»


Может ли преступление оказаться безнаказанным?

Может ли преступление оказаться безнаказанным? Нет. Можно, конечно, перечислить имена непойманных преступников, но самое страшное наказание — его отсутствие. Ведь наказание — это не только возмездие за содеянное, но еще и шанс на перерождение. И когда человек теряет его, то он обрекает себя на нравственную гибель. Неслучайно во многих произведениях русской литературы неоднократно освещалась тема преступления и наказания, в том числе и в романе Ф. М. Достоевского с созвучным названием «Преступление и наказание».

Вспомним судьбу Родиона Раскольникова. Герой Достоевского создает безнравственную, антихристианскую теорию о «тварях дрожащих» — тех, кто не более чем материал, который должен воспроизводить себе подобных — и «право имеющих» — тех, кто этим материалом может пользоваться, для кого не писаны никакие законы. Категоричное деление людей на разряды уже по своей сути является преступлением. Автор идет дальше и отправляет Раскольникова делать «пробу», в ходе которой тот убьет старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Достоевский делает это всё для того, чтобы показать нам, читателям, что и такой человек как главный герой его романа имеет шанс на перерождение. Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории — ряд наказаний и сон о трихинах делают его совсем другим человеком. Так, преступник не остается безнаказанным и более того — перерождается.

Однако в романе Ф. М. Достоевского есть еще один преступник, который, как кажется, толком не был наказан. Лужин — один из двойников Раскольникова. На самом же деле он наказан авторским забвеньем, а значит обречен на нравственную гибель. Ему не дают шанса на перерождение. Лужин совершил ряд нравственных преступлений. Он придерживался теории «о бедных женах» — её суть в том, чтобы взять в супруги бедную и настрадавшуюся девушку, брак для которой станет спасением, за что она должна по гроб жизни благодарить мужа. Одним словом, Лужин искал себе рабыню, а не спутницу жизни. Он придерживался и другой теории — «целого кафтана» или «разумного эгоизма» — её же суть в том, чтобы делать всё в своих интересах и не думать о благополучии других. Так, например, Достоевский раскрывает губительность этой теории, когда Лужин намеренно клевещет на Соню, чтобы подорвать авторитет Раскольникова. Он один из тех преступников, что действуют в рамках закона, но тем не менее, внедряются в чужие жизни и портят их. Такие, как Лужин, может и не наказываются прямо, но человеческого в них не остается — это и есть возмездие за их злодеяния без возможности переродиться.

Таким образом, опыт произведений художественной литературы позволяет нам утверждать, что преступление не может остаться безнаказанным. Я уверен, что нам, жителям 21 века, очень важно почаще обращаться к произведениям русских классиков, чтобы не видеть в наказании одно возмездие и верить в возрождение людей, совершивших злодеяния. Как не вспомнить слова Эмили Бронте: «Пусть Бог наказывает злых людей, мы должны учиться прощать». Этими словами известная писательница еще раз показала нам, насколько важно проявлять снисхождение даже к преступникам, чтобы ставить их на путь истинный.


Темы сочинений по преступлению и наказанию достоевского 10 класс

Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

Очень хорошее сочинение. Более того, сразу видно, что учащийся и материал знает хорошо, и умеет им пользоваться, но еще — знает, как понравиться экспертам: упоминание Эмили Бронте в заключении сразу заставляет растаять сердце, потому что сразу понятно, что учащийся смотрит на заявленную проблему многогранно. Тема раскрыта полно, опять же аргументы приводятся из одного произведения, но с разных позиций, что, безусловно, только плюс. Здесь, конечно, будет зачет.

Но все же есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание даже не в контексте итогового сочинения, а в контексте того, что этот этап нужно воспринимать как подготовку к более серьезному испытанию. Если учащийся собирается в дальнейшем сдавать ЕГЭ по литературе, то там уже такие недочеты могут повлиять на баллы:

  • «Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории» — здесь то ли само предложение составлено неверно, то ли учащийся немного перепутал последовательность событий и допустил фактическую ошибку: лихорадка и сон о трихинах случились уже на каторге после смерти матери, а не перед;
  • «почаще обращаться к произведениям русских классиков» — в заключении эта фраза нелогична, потому что сразу после нее автор обращается к цитате Эмили Бронте, а уж ее отнести к русским классикам уж точно не получится;
  • «по гроб жизни» — мысль ясна, но это разговорное выражение, которое скорее всего будет отмечено как стилистическая ошибка.

Урок-мастерская. Тема: «Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Строй Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы КГУ «Гимназия №6 г.Семей»

Цели:

Обобщить и систематизировать материал по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему;

Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать материал по теме, делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;

Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.

Оборудование: текст произведения, раздаточный материал-рекомендации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы попробуем составить макет вашего будущего сочинения.

Работать будем в группах, каждая группа получит свое задание. В конце работы все части должны сложиться в целое.

II. Индуктор.

Предметом исследования в группах будет сочинение, скачанное из Интернета: «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Подвергнув текст литературной правке, вы предложите свой вариант написания составляющих частей сочинения.

Задания для групп:

1.Вступление.

Проанализируйте вступление к сочинению: объем, содержание, соответствие теме, вид. Какое вступление написали бы вы?

2.Основная часть.

Используются ли в сочинении аргументы из текста, цитаты? Достаточно ли их? Добавьте эпизоды, помогающие раскрыть тему сочинения.

3. Основная часть.

Проанализируйте выводы, сделанные в основной части, соответствуют ли они теме? Что можете добавить вы?

4.План.

Есть ли план к сочинению? Составьте примерный план.

I. …

II. …

1)

2)

3)

III. …

4.Заключение.

Проанализируйте заключение. Предложите примерный вариант своего.

Представители от каждой группы вытягивают задания и получают листы с рекомендациями.

Результат работы оформляется на листе ватмана по схеме: ДО – ПОСЛЕ.

III. Погружение в текст. Анализ, выводы

IV. Выступление групп.

V. Взаимооценивание.

Зеленый — отличная работа (трудно улучшить)

Желтый — хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить)

Красный — слабая работа (многое нужно улучшить)

ДЗ. Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, поработали над структурой, осталось написать. Итак, тема сочинения — «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Приложение к уроку.

Интернет – ресурсы.

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Вступление. Соня и Раскольников — герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и несправедливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Основная часть 1. Но в то же время Соня и Раскольников — идейные антиподы. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня — путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответствен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль — не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры — она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а отчасти потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека). 2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольникова ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действительно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольникова в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонечка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек — не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие — нравственное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что никакой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольникова — «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» — Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

III. Заключение. Достоевский дает спорящим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а одна «правда» — с другой.

Дополнительный материал – рекомендации для работы в группах.

Состав сочинения:

введение (В)

основная часть (ОЧ)

заключение (З)

1 – 1,5 стр.

4 – 5 стр.

1 – 1,5 стр.

В + З = 1/3 Vсочинения

6 – 8 стр.

(3 – 4 листа)

Введение (вступление). Вступление — это тезис сочинения. Поэтому оно должно содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации, должно быть написано «выпукло», ярко. Для «надежности» можно повторить (несколько видоизменив) формулировку темы. Начинать с излюбленной всеми школьниками фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), — категорически нельзя. Это равносильно тому, чтобы исследование, скажем, почвы Нечерноземья начиналось с описания того, как «сначала Земля была огненным шаром»… Началу сочинения следует быть не просто точным и емким, но и нетривиальным.

Вариантами начала вступления могут быть

— цитата из анализируемого текста;

— высказывание критика, суждение которого автор сочинения «с текстом в руках» решил подтвердить или опровергнуть;

— вопрос, требующий разрешения;

— рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы;

— наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.

Аналитическое введение (анализирующее ключевое понятие темы) может быть дополнено литературным контекстом, именами авторов или названиями произведений, в которых затрагивается та же тема, в которых ставятся сходные проблемы. Как один из возможных вариантов, литературной ряд может заключаться именем того писателя, творчеству которого будет посвящено данное сочинение.

Основная часть. Если целью введения было подвести к теме, приоткрыть некий аспект, в котором тема будет раскрыта, то в основной части (в двух и более подпунктах центральной части составляемого плана) необходимо раскрыть тему, причем сделать это логично, аргументированно и динамично.

Если вступление в плане может быть озаглавлено по ключевому слову, выделенному в теме сочинения, то основная часть может иметь в качестве заголовка формулировку основной идеи сочинения, а ее подпунктами может стать совокупность тех аргументов (материала, фактов, эпизодов, мыслей и т. д.), из которых складывается (или на которые раскладывается) эта основная идея. В хорошо составленном плане, ориентированном на максимально полное и изящное раскрытие темы, подпункты основной части не могут быть свободно, без потерь для идеи сочинения, поменяны местами и заменены друг другом, так как каждый из аргументов — составляющая логической цепи развития мысли автора работы. Впрочем логика расположения аргументов (т. е. подпунктов основной части плана) может быть различной.

Иногда самый сильный аргумент уместно поставить первым, тогда последующие будут как бы углублять доказательство, освещать идею с новой стороны, придавать ей иные, дополнительные оттенки. А иногда, наоборот, интереснее самый важный аргумент поставить последним с тем, чтобы доказательства шли «по нарастающей».

Например, основная часть плана к теме «»Оружия любимейшего род» (сатира

В. Маяковского)» может выглядеть следующим образом:

Сатира В. Маяковского в борьбе:

— против мещанства («О дряни», «Маруся отравилась»);

— против бюрократизма («Прозаседавшиеся», «Бумажные ужасы»);

— против подхалимажа и сплетен («Общее руководство для начинающих подхалимов», «Подлиза», «Сплетник»).

Формулировки пунктов плана могут быть более обширными и развернутыми. В данном случае они представлены в кратком виде, во-первых, для наглядности, во-вторых, как пример того, как могут быть сформулированы пункты плана в «рабочей» экзаменационной обстановке в условиях ограниченного времени.

Работая над основной частью, следует также помнить о красных строках, грамотном цитировании текстов произведений, способах оформления поэтических и прозаических цитат. Вводные слова «я думаю» или «мне кажется» («Я думаю, что Л. Толстой — великий русский писатель») лучше заменить конструкциями типа «вероятно», «думается, что», «кажется», «возможно», «может быть» и другими. Постарайтесь уже в черновике устранить речевые недочеты и грамматические ошибки.

Заключение. Как уже говорилось, каждая часть сочинения, а следовательно, и составляемого плана выполняет особую, только ей присущую функцию. И, как явствует из названия, функция заключения — в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе рассуждений на заданную тему.

Традиционно выделяется два типа заключения: заключение-вывод и заключение-следствие, хотя на практике эти «чистые» виды нередко могут сливаться и соприсутствовать в сочинении.

Что касается заключения-вывода, то уже само название демонстрирует его главную черту: основная мысль, которая превалирует в данном заключении, выводится из тех аргументов, к которым прибегал экзаменующийся. Однако не следует под заключением-выводом понимать краткое повторение того, о чем шла речь в основной части. Окончательный вывод, содержащийся в заключении, должен нести в себе некую новизну и обобщение в сравнении с тем, о чем говорилось прежде. Так, например, если тема сочинения «»В мой жестокий век восславил я свободу» (А. С. Пушкин)» и аргументы основной части заключались рассмотрении свободолюбивых мотивов пушкинской лирики, то заключение-вывод может содержать мысль об органичности этой темы поэзии Пушкина в целом.

Заключение-следствие, как правило, выводит автора сочинения за рамки того материала, который анализировался в основной части сочинения. Заключение- следствие требует привлечения знаний экзаменующегося из сферы общественно-исторической или литературно-исторической. Например, это может быть разговор о влиянии данного произведения на общественную ситуацию, на развитие литературного процесса, на творчество отдельных представителей других видов искусств, а может быть, на последующее творчество того художника, о котором шла речь в сочинении, и т. д.

Как начать сочинение.

Примеры

Плюсы и минусы

названного варианта

1.Академический

«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества

стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»

«…Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости»

2. От «я»

«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами

своего времени и своего поколения…»

«Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции»

3. «Киношный»

«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла

стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»

«…Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания… надо владеть искусством композиции»

4. Дневниковый

«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»

Для тех, « кто может открыть перед чужими … людьми свою душу»

5. Цитатный

«Что вы, что вы над собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… — все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»

«Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные)… даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение»

Зачины «От я», «Киношный», «Дневниковый» требуют личностной позиции, поэтому их можно объединить.

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • По произведению Преступление и наказание

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — отличное поучительное произведение русского искусства, предназначенное для читателей любой возрастной категории.

В центре внимания в произведении Раскольников. Он – бедный студент, совершивший ужасный поступок – убийство старухи процентщицы. С одной стороны он сделала действительно ужасающий поступок, и прощения ему быть не может, так как сделал это не в целях самообороны, а преследуя корыстную цель. С другой же стороны автор наделил Родиона Раскольникова другими положительными качествами и красивой внешностью. Парень никогда не мог оставить в беде ближнего своего  и всегда помогал, чем мог. В частности, он отдал последние деньги на похороны нищего человека, не оставив ничего для себя, даже на пропитание.

Нелёгкая жизнь сводит Родиона с двумя бандитами: Свидригайловым и Лужиным. Один из них сказал Раскольникову « Мы одного поля ягоды». Родион прекрасно понял данную фразу, так как действительно, как и эти двое негодяев, переступил черту и совершил убийство. Однако он совсем другой, не похож на этих двух негодяев. Если они – воплощения сущего зла, тот этот парень по-своему добрый. Он никогда не бросает в беде человека, просящего о помощи. Он готов отдать последнюю копейку незнакомцу, если она ему действительно нужна.

Старуха процентщица – действительно гадкий и неприятный персонаж. Она никогда не учитывает жизненных обстоятельств своих должников и выбивает долги любой ценой. Для такого человека, как эта старуха нет ничего святого, есть только деньги и больше ничего. Она, не раздумывая выдаёт большие суммы взаймы бедным людям, не думая, как они будут их отдавать. Они же в свою очередь тратят их на самое необходимое, а потом не могут погасить долг из-за больших процентов, которые порою превышают сумму займа в много раз.

А почему же люди берут взаймы, если не могут отдать долг? Да потому что у них нет денег даже на самое необходимое: еду, одежду, лечение. Именно нищета служит причиной таких проблем с деньгами. А вот старуха этим активно пользуется. Она зарабатывает на тех, у кого почти ничего нет. Из-за неё люди совершают суицид, так как не могут заплатить ей. Отсюда следует вывод, что Раскольников убил очень плохого человека. При этом, однако, он сам стал убийцей, а, следовательно, поступил не по-человечески.

Раскольников скорее трагический герой, чем негативный, так как у него не было никакого выбора, когда он совершал преступление. Он просто не знал, что можно сделать вместо убийства данной старухи. Ведь она отравила жизнь ему и множеству других подобных Раскольникову людей, а её смерть освободила сотни людей от выплаты по долгам. Что позволило им зажить нормальной жизнью – жизнью без страха, нищеты и постоянных проблем с заработком денег для выплаты процентов. Также можно назвать Раскольникова жертвой, так как он не сможет жить спокойно после совершенного. Он – жертва обстоятельств, а также алчности и нежелания помогать со стороны старухи. Ей ведь уже не нужны ни деньги, ни долговые обязательства, а жизни её должников и жизнь Раскольникова в частности, рушились и их уже никак не вернуть.

2 вариант

Роман Достоевского «Преступление и наказание» считается одним из самых великих произведений мира, и самым популярным этого автора. Творение писателя, рассказывает нам о тяжелой судьбе, мужчины который из-за глупого поступка потерял смысл жизни. «Преступление и наказание» показывает нам, на что готов пойти человек из-за отчаяния, и что после происходит с его душой.

Главный героем романа Достоевского «Преступления и наказание» является Родион Раскольников. Именно через него автор, показывает читателям свои мысли об определенной теме, и рассказывает о тяжелой судьбе бедного человека.

Раскольников – красивый, умных человек, который владеет потрясающей харизмой и ловкостью, но, несмотря на большое количество положительных сторон, молодой человек очень бедный, ели платит деньги за аренду квартиры и постепенно бросает учебу. У Родиона довольно часто возникает мысль о величии одних людей над другими и именно из-за этой мысли он не может спать ночами. Несмотря на бедное существование, человек относит себя к высшей категории, которые правят мелкими людьми и окружающей серой массой. Именно из-за этой постоянной идеи, Раскольников решается на убийство бедной старушки, чтобы взять ее деньги и использовать для «полезных» вещей. Как сам мужчина считал, что он преобладает над женщиной, поэтому может делать с ней все что захочет.

Однако сам Достоевский показывает в произведении сильные сомнения героя и противоречия в его душе.

Раскольников долго думает над тем, убивать ли старушку или бросить эту глупую затею. Мужчина долго сомневается и даже пару раз отказывался от идеи, но как только узнал, что старушка будет сидеть дома целый день самой, решил все-таки пойти на этот ужасный поступок. Однако место одного убийства, Раскольников совершает два. Он убивает Алену Ивановну и не вовремя вернувшуюся беременную сестру старухи. Родион из-за сильного страха, хватает небольшое количество украшений и убегает от туда прочь.

Совершив этот ужасающий поступок, Родион позабыл о спокойной жизни. Он все время проводит дома в кровати, не спит, так как ему сняться ужасающие кошмары, а также его новым другом, стало одиночество. Раскольников, перестал общаться со старыми знакомыми, он отделил всех людей от себя и даже самого лучшего друга Размихина, свою сестру и мать. В конце концов, мужчина не выдерживает и идет в полицию, чтобы сдаться.

Но, казалось бы, даже пройдя этот ужасный и трудный путь, Раскольников должен поменять свою точку зрения о том, что он относиться к высшему классу. Но это не так. И только в самом конце герой осознает все свои ошибки, поэтому даже в тюрьме решает полностью изменить свою жизнь. Родион, начинает каяться и вновь стает на путь истинный.

По произведению

После прочтения романа «Преступление и наказание» я долго осмысливал судьбы его героев, и на душе как-то было неспокойно. Как бы поступил я, оказавшись на месте главного героя? Можно ли убить человека, чтобы совершить правосудие? Однозначно нет, что и пытался доказать автор романа.

Да, Раскольников оказался в трудной жизненной ситуации. Он ничем не мог помочь родным. Жизнь общества для него разделилась на нищету и богатство. Но особенно мучило его то, как достается богатство некоторым людям. Несправедливость, обман царили в обществе, где многие еле выживали и никто не мог им помочь. Не мог помочь и Раскольников, поэтому и придумал теорию борьбы со злом.

Почему же он не нашел другого выхода из сложившейся ситуации, ведь мог бы по-другому бороться, а не идти на убийство. Но вначале он был уверен в том, что убив наглую старуху процентщицу, которая отнимала у бедных последнее, он победит зло. Вот если бы он задумался над тем, что убив одну особу, он не спасет весь мир, ведь останутся такие же «старухи» и они будут продолжать грабить людей. Если бы он задумался, прежде чем идти на убийство, что это большой грех лишать человека жизни, то и судьба его бы сложилась иначе. Но он пошел на этот шаг уверенно, протестуя против зла и не ведая, что сам это зло совершает.

В чем-то мне жалко Раскольникова. Ведь молодой же он человек, благородный, искренне многим помогает, но я осуждаю его за опрометчивость и необдуманность его протеста. Хотя, с другой стороны, я одобряю его раскаяние. Ведь только сильный человек мог раскаяться в содеянном зле. Он постепенно понял, что так изменить мир невозможно, его начала терзать совесть, и он признается в содеянном Соне. А вот Сонечка Мармеладова вызвала у меня восхищение.

Именно Сонечка помогла Раскольникову понять его ошибку и сознаться властям в том, что он натворил. У нее очень добрая душа. Ради спасения близких, она принесла себя в жертву и стала проституткой, чтобы хоть как-то прокормить семью. Могла ли она не пойти на такой шаг? Конечно же, она могла жить сама по себе и остаться чистой и непорочной, но поступила так, как велело сердце. Такая хрупкая на вид девушка, а имеет сильную натуру. А еще она умеет прощать. Она простила Раскольникову его грех, ибо и себя считала грешницей. Она пожертвовала собой, отправившись с ним на каторгу и поддержав его.

Роман заставляет задуматься о том, нужно ли совершать преступление, и утверждает мысль о том, что насилие – не путь к освобождению из сложившейся ситуации.

Сочинение 4

Данное гениальное произведение, вошедшее в число лучших литературных творений мира, написано Федором Михайловичем Достоевским.

Главный герой – это бедный студент Родион Романович Раскольников. Живет он в Петербурге и еле сводит концы с концами. Потому он совершает преступление – убивает старушку и ее сводную сестру, которая не вовремя зашла в комнату, когда герой стирал кровь с топора.

Но почему на самом-то деле Раскольников совершил преступление, которое повлекло за собой цепь различных событий? Из-за бедности или причина другая? Не очевидно, но причина более глубока.

Раскольников хотел проверить теорию Ницше о сверхчеловеке. Сможет ли он убить человека и не испытывать за это чувств вины. И он думал, что спас людей, убив одного человека.

На протяжении всего романа герой пытается скрыться, обмануть всех, придумывает ложные теории, дает неправильные показания и вроде бы все хорошо, но кое-где он прокалывается.

Один из мотивов произведения – за преступлением всегда следует наказание. Оно может быть разных видов: психологическое, физическое, лишение свободы. Мне кажется, что самым тяжелым видом наказания можно считать психологическое наказание, каковое приходит к непсихопату или умалишенному человеку после совершения преступления. Человек начинает извечные самоанализ, самоедство и это хорошо, если этот процесс заканчивается раскаянием.

На Раскольников, вероятно, раскаялся под влиянием другого, оступившегося. Речь идет о Соне. Она занимается проституцией, но Федор Михайлович Достоевский по-прежнему считает ее чистой и невредимой. Под ее влиянием он раскаивается на площади. Его арестовываю и отправляют на каторгу. Верная Соня, которой нечего терять из-за смерти как отца, так и мачехи, отправляется вмести с ним в суровые места. Там они живут вместе. поступок раскаяния Раскольника на площади доказывает то, что он еще способен любить.

Тема в любви романе «Преступление и наказание» является средством душевного исцеления для Раскольникова. Любовь Сони и к Соне толкнула его на этот поступок. Можно считать, что любовь исцеляет всех.

Таким образом, по концепции Достоевского можно считать самым тяжким наказанием психологическое, а лучшим лекарством любовь. Мне кажется, что суть такова.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Преступление и наказание

По произведению Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Гордость — это хорошо или плохо 5 класс

    Характер человека складывается из множества качеств. Многие из них являются позитивными, а некоторые — негативными. Гордость — это положительное качество человека или отрицательное?

  • Анализ рассказа Певцы Тургенева

    В произведении Тургенева «Певцы» автору хочется раскрыть всю правду про русского человека, а также рассказать как он живет и чем дышит. Больше всего на свете к этим людям он чувствовал сострадание и горечь, но ничем помочь не мог.

  • Сочинение по рассказу Заячьи лапы Паустовского 5 класс рассуждение

    Одним из ярких произведений, в которых подчеркнута линия преданности и верности, является рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы». Как же можно благодарить зайца, трусливейшего лесного зверя?

  • Образ и характеристика Ольги Ивановны в рассказе Попрыгунья Чехова

    Ольга Ивановна представлена в рассказе воплощением поверхностности, тщеславия и легкомыслия. Ее образ служит контрастом ее мужу – незаметному, но хорошему и талантливому человеку.

  • Сочинение Анализ рассказа Куприна Allez!

    Рассказ Куприна повествует о судьбе цирковой акробатки Норы. Действие разворачивается в самом конце XIX века. Маленькая Нора живёт с бродячим цирком. С детства циркачи учат её выполнять акробатические трюки

Преступление и наказание сделало Достоевского популярным и известным писателем во всем мире.

Тема романа является шокирующей, открытой и настолько откровенной, что многие после прочтения главных моментов произведения испытывают неприятные ощущения. Но именно этим откровенным, жестоким и прозаичным повествованием автор и зацепил многих читателей.

Главный герой романа Родион Раскольников, обычный студент живет в тот период, когда все округ погибали от нищеты. Вот именно тогда он разработал теорию, согласно которой всех людей можно разделить на две половины одни это «твари дрожащие», вторые сильные и лучшие особи этого мира.

Согласно своей теории он решил совершить очищения рядов тварей дрожащих и убить злую процентщицу, которая столько крови попила с обычных людей. Но Родион не учел, что кроме своих высоких замыслов, он совершает убийство живого человека и это невозможно просто так забыть.

После осуществления своего плана, Родион понял, что зря он это сделал, теперь жить стало, сосем невозможно. До убийства, это были просто размышления, которые не приносили никаких действий, а после осуществления задуманного Раскольников готов был умереть, но ничего невозможно уже было исправить.

Только благодаря Соне Мармеладовой Родион смог покаяться, и признаться властям в содеянном противоправном действии. Теперь его отправили на каторгу, находясь там Раскольников, понял, зря он разделял людей на два слоя общества, что все люди одинаковы богатые и бедные.

У всех людей есть свой смысл жизни, обязанности и главное право человека, это право на жизнь и никто не имеет полномочий ее отнимать. Поэтому самым страшным преступлением является убийство. Это все понял Родион, общаясь с Соней, находясь в долгих одиноких раздумьях.

Но обрести покаяние, Родиону никак не получалось, он понял, что нельзя совершать таких действий, но уже стало поздно. Вот именно Соня Мармеладова и помогла ему разобраться во всех этих тонкостях.

Живя в семье, в которой мать не работала, отец стал выпивать, Соня поняла, что никто не сможет помочь. Ей нужно было еще кормить сестру и брата, вот эта нищета и безысходность толкнули девушку на путь продажных женщин.

Она продавала свои услуги за деньги, эти деньги приносила отцу и матери. Благодаря этому заработку, она смогла купить еду и одежду своим братьям и сестрам. Отец же умудрялся с этих денег покупать себе спиртные напитки.

Но Соня, работая на такой низкой работе не пала нравственно и духовно, она осталась верующей в Бога христианкой. При первой возможности бросила эту работу.

Главная мысль этого произведения, что человек из-за безысходности идет на преступление, но не стоит совершать убийство ближнего, ведь это самый страшный грех.

Сочинение №2

Известный во всем мире роман под названием «Преступление и наказание» написан русским писателем Федором Михайловичем Достоевским. В произведении поднято немало вопросов, касающихся морали, нравственности, наказания за содеянное и многие другие. Чего только стоит описание Петербурга, это мрачности и безысходности.

Главным героем является студент питерского университета по имени Родион Раскольников. Он живет достаточно бедно, не имеет денег и вообще очень депрессивный парень, но относительно умный и образованный.

Раскольников снимал комнатку у одной старушки. Та была очень ворчливой, злой, жадной и скверной. Ее звали Аленой Ивановной. В ходе сюжета произведения Родион Раскольников убивает эту злобную Алену Ивановну. Одобрительным сигналом к этому действию служит подслушанный им разговор в поезде двух студентов, которые также обсуждали, как было бы хорошо, чтобы Алены Ивановны не стало. Так было бы лучше десятерым, при условии устранения одного человека.

Тогда она пришел и убил старуху, а по случайности еще и не вовремя появившуюся ее сводную сестру, которая была вовсе ни в чем не виновата. Но так почему Раскольников пошел на преступление? Достиг ли он той цели, которой желал достигнуть? В своем романе Федор Михайлович дает нам, читателя, ответ на данный вопрос.

 Мне кажется, что Раскольников пошел на преступление не столько из-за бедности, сколько из-за упрямства мозга, собственных идей и гипотез.

Основная причина преступления, совершенного главным героем, — это желание проверить теорию Ницше о Сверхчеловеке. Родион считал, что он обладает тем самым правом человека, превосходящего всех по разуму и силе, что он может по совей воле и желанию лишать права жизни существ, которых он считает не полезными, а даже вредными. Так он и поступил со старухой.

Деньги ее он взял, но не использовал, а спрятал под камнем. в течении произведения, мы можем понять, что Раскольников все-таки беспокоится о том, что убил человека, ведь он даже начинает болеть физически.

Что толкнуло Родиона к такому поступку? Скорее всего, это безысходность бытия и ненасыщенность жизни в столице России.  Об этом всеми образными средствами повествует Федор Михайлович.

Вариант 3

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» речь идет о бедном студенте Родионе Раскольникове, о его действиях и мыслях. В какой-то момент молодой человек совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, которая является человеком добродушным и безобидным. Преступление, безусловно, страшное, но стоит ли воспринимать Раскольникова как отрицательного персонажа? Попробуем найти ответ на этот вопрос.

Родион это красивый молодой человек, в чьих словах и действиях мы видим внутреннее достоинство, благородство и бескорыстие. Молодой человек готов помочь каждому – он вытаскивает детей из пожара, делится последними крохами с отцом погибшего друга и дает деньги на похороны совершенно незнакомого ему человека. Раскольников ненавидит тех, кто способен пройти мимо страдающего человека. В герое таких черт нет. Но, внезапно, он совершает тяжкое преступление. Как же так? Достоевский показывает нам, что Родион, будучи человеком гуманным и радеющим за каждого, совершает свое злодеяние из-за некой своей идеи. А эта идея родилась в душе героя из-за жесточайшей несправедливости в обществе того времени. Состояние, в котором находился Раскольников, породила абсурдную теорию, которая, в конце концов, вылилась в преступление.

Раскольников желает следовать своей теории, где все дозволено, но вместе с тем, в его сердце находится огромная любовь к людям. Из этого вытекает жестокое противоречие. Раскольников всей душей ненавидит так называемых «хозяев жизни», но его идеи все больше и больше сближают героя с негодяями Лужиным и Свидригайловым. Оба этих персонажа искренне верят в то, что правда всегда за сильным, а значит сильному все дозволено.

Свидригайлов говорит Раскольникову о том, что они очень похожи, и Родион, с ужасом понимает, что это так, пусть их преступления и совершены по разным мотивам. Свидригайлов человек противоречивый: с одной стороны он добрый, ему не чужды честь и честность, он помогает детям Мармеладовых, совершает много добропорядочных поступков. Но, вместе с тем, не стоит забывать, что именно он оскорбил честь Дуни. Да и смерть супруги персонажа была весьма странная. Свидригайлова нельзя причислить ни к плохим, ни к хорошим. Но и серым назвать его также нельзя. Это персонаж, в котором борются добро и зло, но, в конце концов, победителем становится именно зло – Аркадий Иванович совершает самоубийство.

А вот Лужин намного более простой человек. Он ничтожество, которое мечтает унизить каждого, кто осмелится сказать ему хоть слово. Этого персонажа никак нельзя противопоставить Родиону.

Теория, которая должна была вывести Раскольникова из тупика, наоборот завела его в самый беспросветный тупик. Герой страдает, он не может находиться рядом с близкими людьми, его ничего не радует, он будто бы отрешен от всего, что происходит вокруг.

Достоевский, будучи тонким психологом, сумел раскрыть своего персонажа со всех сторон, обнажить все его помысли и мотивы. И мы жалеем Раскольникова, который желая помочь миру, сам оказался в таких глубинах, из которого уже не смог выбраться.

Преступление и наказание (4 вариант сочинение)

Действия в романе разворачиваются в Санкт-Петербурге. Основной герой Родион Раскольников совершает главное преступление в своей жизни. На Родиона обрушивается наказание, которое является основной идеей романа. Парень учится в Петербурге и испытывает настоящую нищету. Родион очень восприимчив. Он много гулял и видел мучения и жизнь простого народа. Раскольников видел бедность, алкоголизм, унижения, смерть и проституцию. Роман писателя стал жестоким вердиктом обществу. Знакомство с Мармеладовым и Соней подтолкнуло студента к бунту. Бедный студент решает отомстить за обездоленного и поруганного народа.

На преступление Родион идет из-за своего безвыходной ситуации. Нищенство подтолкнуло Раскольникова оставить обучение на юридическом факультете. Поскольку у студента не было денег на обучение. У героя повышается озлобленность. Он хочет учиться и радоваться жизни. Унижения и бедность подталкивают героя на преступление. Студент убил старуху-процентщицу ради завладения ее драгоценностями и деньгами. Несмотря на свою цель, Раскольников так и не воспользовался богатством умершей старухи.

Также герой идет на преступление ради своих близких. Его родственники, а именно сестра и мать проживали вдали от Петербурга. Родион получил послание от матери, в котором говорилось, что младшая сестра Дуня собиралась выйти замуж за Лужина ради спасения Родиона и матери. Раскольников не может принять такую жертву. Еще одной причиной убийства считается теория и идея самого героя. Его идея проявляется при размышлениях и спорах с Порфирием Петровичем. Его идея была основана на сословных разрядах. Низкое сословие проживало в настоящей нищете. Люди из низкого слоя считались обыкновенными. Необыкновенные люди относились к высшему обществу и были разрушителями. Богатые люди вправе нарушать закон и оставаться безнаказанными.

Родион использовал теорию в своей жизни и пытался найти свое место в обществе. Раскольников как Наполеон не собирается сдаваться и самоутвердиться. Основываясь на теории, герой пошел на преступление. Потом начались его страдания и мучения. Трагичность героя основана на его ложной теории. Ложная идея завела героя в тупик. Родион отгородился от общества и мира и перестал радоваться жизни. В кульминации романа Раскольников ради искупления признается следователю в преступлении. Перед самым признанием Родиона мучают сомнения. Он решил признаться в совершенном убийстве по совету Сони.

10, 11 класс

`

По роману Преступление и наказание

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой котенок Барсик

    Пушистый, мохнатый комочек, который вечно трется к ногам. Это мой котёнок. Его зовут Барсик, но месяцем ранее даже и подумать нельзя было, что такая радость совсем скоро такая радость появится в нашем доме.

  • Сочинения по картинам Тутунова

    Описания картин Тутунова

  • Сочинение Тема любви в рассказе Куст сирени Куприна

    Основной темой в рассказе Куприна А.И. является тема любви. С первых страниц произведения перед нами открывается семейная жизнь и отношения между супругами Алмазовыми.

  • Темы сочинений по повести капитанская дочка 8 класс перечень
  • Темы сочинений по островскому гроза 10 класс
  • Темы сочинений по очарованному страннику лескова 10 класс
  • Темы сочинений по повести пушкина станционный смотритель 7 класс
  • Темы сочинений по островскому гроза и бесприданница