Темы сочинений по пьесе гроза 10 класс в формате итогового сочинения

Для 11-ти классников выпускников 2022 года подготовлены готовые сочинения по 250-ти темам по всем направлениям: человек путешествующий: дорога в жизни

Готовые темы и сочинения к итоговому сочинению Преступление и Наказание — вечная тема 2021-2022 учебного годаДля 11-ти классников (выпускников 2022 года) подготовлены готовые сочинения по 250-ти темам по всем направлениям: Человек путешествующий: дорога в жизни человека, Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?, Преступление и Наказание — вечная тема, Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня, Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Ниже представлены 10 готовых сочинений по данному направлению.

Купить полный сборник тем и готовых сочинений к ним по всем направлениям в формате PDF можно по ссылке: Купить

1. Что толкает людей на преступления?

Что толкает людей на преступления? Вопрос сложный и неоднозначный. И все же можно выделить наиболее частотную причину — алчность. Люди не могут честным способом получить большую сумму денег и идут на преступление. Только таким образом они и способны обогатиться. Литература знает множество подобных примеров, обратимся к ней. В качестве первого примера возьмем поэму Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Главный герой — махинатор, скупающий души несуществующих крестьян. По сути, он занимался скупкой имен, таких людей уже давно не существовало. Зачем же ему это было нужно? Все очень просто — Павлу Ивановичу необходимо заселить этими душами Херсонскую губернию, чтобы взять ссуду в государственной казне под залог имения. Если бы начались разбирательства, Чичиков остался бы чист, он просто потерял бы крестьян, которых итак на самом деле не было, а закона ушлый предприниматель не преступал. Но мы-то прекрасно понимаем, что это самое настоящее мошенничество с целью хищения государственных средств, которые были заложены в помощь вдовам и сиротам. Почему же герой, зная все это, так поступил? Он мечтал быть богатым, и для Чичикова совершенно не важно, каким способом достичь материального достатка, как говорится, все средства хороши. С малых лет отец давал наставления Павлу Ивановичу — беречь копейку. Вот герой и берег ее, как мог. Начало своему капиталу, которого у него никогда и не было, Чичиков решил получить на таможне, опять же незаконным путем. Из этой затеи ничего не вышло, прогорел. Стал искать новые способы. Вот так и получилось, что желание стать богатым повело героя по кривой дороге. После всех обозначенных событий он самый настоящий преступник. Еще один пример мы видим в рассказе Максима Горького «Челкаш». Вор Челкаш нашел себе нового напарника — простого паренька из крестьянской среды по имени Гаврила. Молодой человек с виду был скромным и даже робким. Подработать он решил потому, что хотел жениться на любимой девушке, а денег для этого не было. Челкаш долгие годы занимался контрабандой. Собираясь идти на дело в очередной раз, он хотел подстраховаться, поэтому и предложил Гавриле «работу». В деле крестьянин особой пользы не принес, даже доставил беспокойство вору, потому что струсил и чуть было их не выдал. Но все же Челкаш решил сдержать слово и отблагодарить Гаврилу. Крестьянин был опьянен такой легкой наживой, да еще и считал свою долю несправедливой. Под влиянием этих чувств он пошел на преступление — ударил Челкаша камнем по голове. Гаврила считал, что убийство преступника не ляжет на его плечи тяжким бременем, ведь в таком человеке нет толка. А вор оказался благородным — увидев подлую натуру своего напарника, отдал ему все деньги и ушел.
Таким образом, подводя итог сказанному, мы можем утверждать, что на преступление человека толкает желание наживы. Алчность застилает глаза настолько, что затмевает такие качества, как честность и порядочность. Преступники не в состоянии заработать деньги обычным способом, они предпочитают их отнять. И ради этого готовы на все.

2. Всегда ли за преступлением следует наказание?

Преступление — действие вне закона, поступок, противоречащий моральным принципам и устоям. Причиной ему обычно бывает частный конфликт интересов. Да только это деяние выходит далеко за рамки личного инцидента и вредит всему обществу в целом. Поэтому человек, показавший такой негативный пример, подвергается наказанию, чтобы понять ошибочность действий. Наказание — самый эффективный урок, поэтому оно обязательно следует за преступлением. Об этом рассуждают и многие авторы на страницах литературных произведений. Так, например, Антон Павлович Чехов в рассказе «Злоумышленник» изображает Дениса Григорьева, крестьянина, ворующего гайки с железной дороги. Герой глуп настолько, что даже не понимает, какую опасность таят его действия: расшатанные крепления железнодорожных полотен могут привести к гибели сотен людей. Оправдывая воровство, Григорьев прикрывается фразой: «Все так делают». Дениса ничем нельзя убедить. Он не осознает возможных последствий содеянного. Но незнание закона не освобождает от ответственности. Денис Григорьев несет наказание за кражу. Да, заточение в тюрьме — жестокое решение, но оно необходимо, чтобы дать понять остальным, что так делать нельзя. Это вынужденные меры, и они позволят ограничить число преступлений на железной дороге. Ведь пока мелких воришек жалеют и отпускают, ничего не изменится. Пусть наказание Дениса Григорьева станет уроком для него самого и для других, желающих поживиться. Преступление должно быть наказано, и не важно, насколько оно тяжело. Известны так же случаи не судебного, а общественного наказания. Не стоит думать, что эти санкции слабы в сравнении с устоявшимися, государственными. Преступник не захочет стать изгоем и быть объектом всеобщего презрения, даже если на другой чаше весов лежат блага, приобретенные им в результате противоправного деяния. Подобную ситуацию описывает в рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький. Главный герой, Ларра, убивший девушку, предстает перед народным судом. Община в те времена не располагала арсеналом средств для наказания преступника, но все же старейшины вынесли ему приговор — изгнание. Такое наказание сначала даже рассмешило молодого человека. Гордый и высокомерный, он думал, что общество людей ему совершенно не нужно. Но долгие годы отшельничества изменили мнение Ларры. Изгою настолько опостылела жизнь, что он мечтал о смерти, как об избавлении от своего наказания. Ларра стал живым укором для тех, кто хоть в мыслях подумал, что может лишить жизни другого человека. Этого права у людей нет, и не стоит ставить себя на одну планку с Богом.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что преступление касается не отдельно взятых людей, а всего общества в целом. Наказание в данном контексте — желание социума оградить себя от опасности, оборонительная позиция. Человек не имеет права нарушать закон. За его несоблюдение он и несет наказание, что является справедливым исходом. Что посеял, то и пожинай.

3. Что такое преступление?

В нормативных актах, регламентирующих нашу жизнь, определение преступления звучит так: противоправное деяние, которое наносит материальный ущерб или вредит здоровью других людей. Но нарушения закона могут быть как очевидными, так и скрытыми. В любом случае они вредны для общества и недопустимы. На примере литературных произведений раскроем понятие «преступление» более точно. Обратимся к пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова, алчная и жестокая женщина, узнав, что ее дальняя родственница Софья получила большое наследство, решила женить ее на своем сыне Митрофане. Никакие уговоры на девушку не действовали, она не видела в сыне Простаковых своего мужа. Тогда Простакова решилась на преступление — похищение Софьи. Милон и Правдин встали на защиту девушки и разоблачили ее притеснителей. Применение насилия, да и другие правонарушения не прошли бесследно для семьи Простаковых. В наказание они лишились своего имущества и богатства. Софья же не держала зла на мучителей и готовилась связать свою жизнь с Милоном. Пример из пьесы «Недоросль» помогает определить понятие «преступление» как несправедливое действие в отношении человека, нарушающее его права и приносящее вред. Похищение не только направлено на лишение свободы одного человека, оно создает социальную угрозу, вселяя в общество панику и тревогу. Преступление, показанное в пьесе Дениса Ивановича Фонвизина не вызывает сомнений, оно очевидно. Но иногда писатели показывают такие поступки, которые сложнее поддаются разоблачению. Возьмем, к примеру, роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Автор рассказывает о ссоре двух друзей, двух соседей, Троекурова и Дубровского. Кирила Петрович в порыве гнева желает показать свое превосходство, подкупает чиновников и отбирает имение у Андрея Гавриловича. Должностные лица с радостью откликнулись на предложение влиятельного барина, так как погрязли в коррупции и мечтали только о наживе. Суд вынес вердикт, шокирующий Дубровского: родовое имение, Кистеневку, у него отняли. Несправедливое решение сломило старого барина, Андрей Гаврилович заболел и вскоре умер. В наше время Троекурова можно было призвать к ответу за доведение до смерти, но в то далекое время их поступок так и остался безнаказанным. Никто бы даже не осмелился вызвать в суд самого Кирилу Петровича Троекурова. Хотя по всем признакам он, несомненно, совершил преступление и просто должен был понести наказание за содеянное, хотя бы за подкуп чиновников. Таким образом, подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод, что преступление — это деяние, нарушающее право людей, приводящее к материальному или моральному ущербу, а также оказывающее существенное давление на общество. Такой проступок опасен еще и тем, что может стать примером для подражания. Наказание и предание огласке должно существенно снизить этот риск. Люди должны знать провинившихся, чтобы не попасть под их влияние, не стать новой жертвой, защитить себя и своих близких.

4. Для чего человеку нужна совесть?

Совесть — нравственный ориентир, позволяющий человеку видеть границу между хорошим и плохим. Она помогает распознать совершенную ошибку и вовремя ее исправить. Без нее люди бы не стремились к нравственному самосовершенствованию, а, значит, мир бы уничтожил самого себя. Многие литературные произведения становятся подтверждением высказанной мысли. К примеру, главный герой романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского, Родион Раскольников, совершил преступление, но смог встать на путь исправления благодаря совести, ее постоянным уколам. Угнетенный своим бедственным положением студент вывел теорию, по которой всех людей делил на тех, кто имеет право, и тех, кто может лишь подчиняться. Первые, в понимании Раскольникова, могут проливать кровь, если это потребуется для достижения цели. Родин хотел доказать, что «имеет право» и отправился убивать старуху-процентщицу. Четко спланированное преступление дало сбой, поэтому пришлось лишить жизни еще и свидетельницу, сестру Лизавету. Совершив двойное убийство, герой не ощутил того радостного подъема, о котором грезил. Скорее, наоборот, он изводил себя, корил себя, находился в постоянном напряжении и буквально сходил с ума. В глубине души Раскольников чувствовал свою вину и раскаивался. Совесть вынесла приговор герою гораздо раньше, чем это сделал суд. Прислушавшись к мнению Сони, Родион сознался в содеянном и отправился на каторгу. Именно там он пришел к Богу, открыл свою душу навстречу чувствам, познал надежду. Совесть стала для героя тем спасительным кругом, который не дал ему утонуть в пучине своей порочности. В пьесе «Гроза» Александр Николаевич Островский также обращается к теме совести. Автор рисует образ честной молодой женщины, погрязшей под гнетом тирании и необоснованных ежедневных упреков. Катерина не может мириться с обстоятельствами, в которых она оказалась, выйдя замуж. Героиня понимает, что ее жизнь загублена. Сердце молодой женщины ждет любви, тепла и ласки, но деспотичная свекровь управляет всеми в доме, лишая Тихона, своего сына и мужа Катерины, возможности жить так, как ему хочется. Заступиться за жену он также не может, боится пойти против матери. Да и выше любви он ценит собственный комфорт и при удобном случае сбегает из дома. Поэтому нам совершенно не хочется обвинять Катерину, которая откликнулась на зов сердца и изменила мужу, полюбив Бориса. Но героиня не могла жить в грехе. Ее мучила совесть. Она изводила себя и не видела другого выхода, кроме как признаться во всем мужу. Не могла Катерина стать такой лживой и порочной, как окружающие ее люди, как семья Кабановых, поэтому женщина при всем честном народе призналась в содеянном.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что совесть помогает в развитии личности, она заставляет разобраться в себе, определить, какие поступки хорошие, а какие плохие. Совесть способствует искоренению порока, направляет на правильный путь. Благодаря ей человек становится чище, опытнее и мудрее.

5. За какие поступки человеку бывает стыдно?

Все мы хотя бы однажды в своей жизни совершали поступки, за которые было стыдно. Но ведь никто не застрахован от ошибок. Главное, как их исправить и хочет ли человек это делать. Литература знает множество примеров таких поступков, которые вызывают стыд. Обратимся к художественным произведениям.
В качестве первого примера возьмем роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Наиболее яркий эпизод, связанный с темой нашего сочинения, — тот момент, когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму денег, а ведь семья испытывает затрудненное материальное положение. Молодой человек прекрасно воспитан, он живет, руководствуясь нравственными ориентирами, ему знакомо понятие «мораль». Именно поэтому Ростову стыдно за свой поступок. В его душе борются два чувства: совесть и страх. Николай хочет сохранить свой проигрыш в тайне, но искренние и добрые побуждения в его душе берут верх: он признается родителям. Молодому человеку, действительно, стыдно, он осознает, насколько серьезную ошибку допустил. Мы четко понимаем это, видя, как растрогала Николая игра сестры на фортепиано. Музыка пробуждает в душе Ростова все те нравственные принципы, по которым он строит свою жизнь. Зачарованный звуками молодой человек вспоминает детство, семью, его душа наполняется теплыми чувствами. И совесть колет еще больнее. Под ее давлением он признается отцу. И это единственно верный выход из сложившейся ситуации. Отношения с родными налажены. Николай же снял груз со своей души. А вот в повести Александра Ивановича Кузьмина «Гранатовый браслет» главному герою стыдно не за поступки, а за чувства. Молодой человек по фамилии Желтков тайно и безнадежно влюблен в княгиню Веру Шеину. Он пишет ей письма, посылает открытки в праздничные дни: под Новый год, на Пасху и в день ее имени. И вот однажды осмеливается подарить подарок — фамильную драгоценность. Этот поступок разозлил окружение Веры, брат и муж решили призвать несчастного возлюбленного к ответу. Желтков, робкий и скромный молодой человек, в разговоре с князем Василием Шеиным и братом Веры, Николаем Николаевичем, теряется и не знает, что сказать, чтобы себя оправдать. Желтков не может жить без этих чувств. Они его отрада и надежда. Молодой человек не хотел навредить Вере, он лишь хотел сделать ей приятное, и даже не задумывался, как может быть расценен его подарок. Чтобы искупить все годы преследования, Желтков завершает жизнь самоубийством. Нет, он не винит княгиню, просто жизни без нее не представляет. Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что у каждого в жизни бывали моменты, в которые приходилось испытывать чувство стыда. Любой человек может совершить ошибку. Важно ее исправить, тем самым успокоив совесть, разъедающую изнутри. Ошибки не страшны сами по себе. Страшнее то, как человек к ним относится, делает ли выводы, становится ли на путь исправления. Ошибки — это опыт. И если нам стыдно за какие-то поступки, значит, у нас есть совесть, а это уже хорошо.

6. Почему нельзя преступать нравственный закон?

В современном мире остро стоит вопрос нарушения моральных принципов и устоев. Молодежь, не задумываясь о последствиях, преступает закон, зачастую даже считает себя имеющей право лишить жизни другого человека. Это недопустимо. Человек не может уподобиться Богу. Не он дал жизнь — не он может ее отбирать. Об этом рассуждали и многие авторы на страницах своих произведений.
Обратимся к известному роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой этого произведения, бедный студент, Родион Раскольников, убивает старуху-процентщицу, Алену Ивановну и ее сестру Лизавету. Молодой человек решается на убийство ради подтверждения собственной теории, а также для получения наживы. Разве мелочные желания способны оправдать убийство двух ни в чем не повинных старушек? Какая мораль способна оправдать это преступление? Раскольников четко планирует убийство, даже ни секунды не допуская мысли, что это деяние не приемлемо. Но ведь Алена Ивановна, какой бы уж она ни была по характеру и образу жизни, не виновата в том, что Родион терпит лишения, не имеет возможности учиться и живет в грязной неуютной каморке. В этом, по сути, не виноват никто, так сложились обстоятельства. Родион не хотел давать уроки и зарабатывать себе на жизнь, он предпочел убить. Но есть моральный запрет на преступление, существуют всеобщие моральные рамки, которые нельзя преступать, поэтому делать этого было ни в коем случае нельзя. Человек не вправе вершить чьи-то судьбы. Родион наказан, он наказан сам себя и тихо сходит с ума. Придя к богу, герой встает на путь спасения. Но крест этот придется нести ему до конца своих дней.
Но не всегда нарушение нравственных законов связано с преступлением. Деспотичное отношение тоже можно причислить к неправомерным деяниям. На эту тему рассуждает автор пьесы «Гроза», Александр Николаевич Островский. Жестокая и своенравная Кабаниха изводит сноху постоянными безосновательными упреками. Катерина, выросшая в любви и ласке, молча терпит такое отношение, не видя поддержки и защиты даже со стороны мужа. Тихон не перечит матери и при любом удобном случае сбегает из дома. Жестокое обращение приводит к тому, что Катерина решается на измену, а после и вовсе заканчивает жизнь самоубийством. Кабаниха перешла все мыслимые и немыслимые границы, забыла о простом человеческом отношении, и вот к чему это привело. Нравственный закон для всех один. И даже сильные мира сего должны жить, руководствуясь им.
Подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод о том, что человек должен придерживаться нравственных и моральных устоев. Преступив их единожды, ты уже не сможешь жить, как прежде. Этот проступок будет лежать на тебе тяжким бременем. И даже если получишь прощение, сам себя простить не сможешь. Совесть будет разъедать изнутри, не давая покоя. Лишь только совершенно безнравственные люди смогут заглушить ее голос и жить дальше. Нравственный закон один для всех, и мы должны его придерживаться.

7. Какого человека можно назвать опасным для общества?

Наше общество разнообразно: порой судьба сводит нас с такими интересными людьми, с которыми хочется встречаться снова и снова, а иногда попадаются такие люди, с которыми даже иметь дело неприятно. Последние своими поступками или рассуждениями отталкивают от себя, заставляют задуматься о том, какую опасность они несут для общества. Сегодня в рамках этого сочинения мы порассуждаем о том, какого человека следует считать опасным. Литература предлагает нам несколько примеров, обратимся к ней.
В качестве первого литературного примера возьмем роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В нем нас интересует главный герой, Григорий Александрович Печорин. Молодой человек дворянского происхождения обладает глубоким умом, смелый и находчивый, все же его характер слишком противоречив и неоднозначен. Печорин ставит перед собой цели, уверенно идет к ним, но когда достигает желаемого, разочаровывается и теряет интерес. Григорий Александрович неуважительно относится к окружающим, хотя и сам это прекрасно понимает, потому что постоянно занимается самоанализом, но никак не стремится что-то изменить в себе. Герой снова и снова причиняет людям страдания. К Бэле и Мери Печорин не испытывает никаких чувств, хотя и добивается их расположения, да только все это лишь для того, чтобы развеять скуку. Такие люди, которые ради самоутверждения, переступают через людей и ломают их судьбы, очень опасны для общества.
Пример другого героя, опасного и неприятного, мы находим в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Автор в красках изображает теорию студента Родиона Раскольникова, по которой все люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Вторым разрешается совершать преступления, они имеют на это моральное право, первые же являются для них лишь жертвами. Эта теория не входит ни в какие рамки, она попросту бесчеловечна. И автор дает яркий пример воплощения этой теории в одном из героев романа — Свидригайлове. Аркадий Иванович непристойно ведет себя с Дуней. Но это далеко не самая неприятная сторона его натуры. Свидригайлов подозревается в убийстве собственной жены. Такой человек, не имеющий прочных моральных принципов, безусловно, опасен. Но он, мучимый укорами совести, заканчивает жизнь самоубийством, избавляя общество от себя. Хотя казалось, что ему совершенно не знакомо раскаяние.
Подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод, что люди, относящиеся к окружающим без уважения, использующие их в достижении собственных целей, являются опасными представителями общества. Свои интересы и свой комфорт они ставят выше всего на свете. В литературных произведениях судьбы таких людей, как Григорий Александрович Печорин и Аркадий Иванович Свидригайлов, складываются драматически. Они наказывают себя сами. Они не могут жить в ладу с самими собой. Нам же остается лишь меньше контактировать с подобными людьми, тогда все будет хорошо и спокойно, никакого вреда нам они точно не принесут.

8. Какие границы переступать нельзя?

Человек живет, руководствуясь нравственными принципами и моральными устоями. Это те границы, которые ставит общество и он сам. И именно их он не имеет права переступать. Выходя за рамки дозволенного, мы совершаем преступление, которое неминуемо будет наказано. На эту тему размышляли многие писатели на страницах литературных произведений.
В качестве первого примера возьмем роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой этого произведения, бедный студент Родион Раскольников под гнетом обстоятельств совершает преступление, к которому долго и тщательно готовился. Молодой человек идет на этот шаг с целью доказать теорию об обыкновенных и необыкновенных людях. Себя он относит к числу последних и считает, что имеет право на убийство. Совершив задуманное, Родион переходит границы морали, нарушает все запреты. Герой не получает никакого удовлетворения, он даже не пользуется теми деньгами, которые украл из квартиры старухи-процентщицы. Родион обрекает себя на тихое сумасшествие, ведь совесть буквально разъедает его изнутри. Измучившись, он в конечном итоге признается в том, что совершил и несет заслуженное наказание. Раскольников пошел против общества, против тех нравственных законов, которые в нем приняты, и был наказан.
Еще с одним героем, позволяющим себе перейти границы морали, знакомит нас Максим Горький в своем рассказе «Челкаш». Главный герой, вор, занимается контрабандой, постоянно странствует по свету. Но его моральные принципы тверды, чего не скажешь о крестьянине Гавриле. Простой и добродушный с виду парень соглашается участвовать в деле, чтобы заработать на свадьбу. Гаврила мечтает соединиться узами брака с любимой девушкой и, чтобы уважить меркантильного тестя, отправляется на заработки в город. Гаврила чуть струсил настолько, что чуть не сорвал операцию, он доставил Челкашу больше беспокойства, чем помощи, но все же вор сдержал данное слово и отдал парню его долю. Гавриле этого показалось мало, и он решил убить Челкаша, кому нужен вор, пропащий человек, никто и не заметит, что его не стало. Ради наживы герой предал все, что было для него свято, перешел на сторону зла, переступил эту границу. А разве стоят эти деньги жизни человека, пусть вора, но человека? Разве стоят они такого тяжкого груза, который теперь придется всю жизнь нести Гавриле? Этот вопрос даже не требует ответа.
Таким образом, подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод о том, что жить нужно в соответствии с моральными принципами и нравственными законами. Их нельзя преступать, иначе, оказавшись по другую сторону, уже будет невозможно вернуться обратно. Человек, порой не задумываясь о последствиях, совершает бесчеловечные поступки, а ведь мораль для всех одна. Не следует ставить себя выше других и нарушать те правила, которые придуманы давным-давно, придуманы не нами. Только живя в согласии с нравственными законами, можно обрести гармонию с обществом и с самим собой. И остаться в границах дозволенного.

9. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Не способный к раскаянию неисцелим»

Я полностью согласен с высказыванием Аристотеля «Не способный к раскаянию неисцелим». Каждый из нас совершает ошибки, и это нормально. Но их нужно принимать, раскаиваться в содеянном и исправлять. В полной мере искупить свою вину может только тот человек, который искренне сожалеет о своем проступке. Умение раскаиваться — важная составляющая нашей жизни. Те, кто не захотели или не смогли принять своей ошибки, будут всю жизнь к ней возвращаться, не смогут вырвать ее из мыслей и сердца. Эту мысль подтверждают и литературные произведения.
Так, в романе Федора Михайловича Достоевского способность главного героя, Родиона Раскольникова, к раскаянию позволила молодому человеку искупить свою вину и обрести счастье. Студент преступил нравственный закон и совершил тяжкое преступление — убийство. Оправдания такому поступку нет и быть не может. И даже бедственное положение Родина не снимет с него вины, ведь в первую очередь, он шел на этот шаг, чтобы проверить теорию, а деньгами, украденными у старухи-процентщицы, даже не воспользовался. После убийства Раскольников отдалился от близких людей, врал на допросах, пытаясь отвести от себя подозрения. Но совесть изводила молодого человека. Он боялся, что кто-то узнает его секрет и хотел все рассказать, чтобы облегчить душу. Родион усомнился в правильности своего поступка, в том, насколько имел на это право. Не выдержав мук совести, молодой человек делится с тем, кто стал другом в это непростое для него время, — с Соней Мармеладовой. Эта девушка спасла героя, подтолкнула его к Богу, к раскаянию. Родион встал на путь исправления, так как понял, что именно он единственно верный. Раскаяние буквально излечило героя, ему стало легче, он перестал изводить себя.
Но классическая литература знает и другие, прямо противоположные примеры. Главный герой известного романа «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова, Григорий Александрович Печорин, не признал своих ошибок, не смог понять, что относится к окружающим с презрением и неуважительно. На мой взгляд, именно по этой причине он так и не нашел себя в жизни и не обрел счастье. Возможно, в глубине души герой и понимает, что сломал жизни двум влюбленным в него девушкам, но не хочет этого признавать. Удивителен тот факт, что Печорину, смелому и отважному человеку, не хватает решимости признаться в ошибках и встать на путь исправления. И до конца своих дней Григорий Александрович остается черствым, замыкается в себе, не желает себе помогать.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что раскаяние значит для человека куда больше, чем те ошибки, которые он допустил. Это и логично: раскаявшись, человек признает, что оступился, и стремится исправить ситуацию. В дальнейшем такие люди сто раз подумают, прежде чем решиться на какой-то не очень благородный поступок. Те же, кто не признают проступков, страдают всю жизнь, не находят спокойствия, мечутся, при этом продолжают причинять вред и себе, и окружающим людям.

10. Как вы понимаете слова Р. Раскольникова: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!»

Фраза «Я ведь не старушонку убил, я себя убил» из знаменитого романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» известна многим. В чем же ее смысл? Что хочет этим сказать герой? Будем разбираться.
Итак, фраза, обозначенная во вступлении нашего сочинения, принадлежит главному герою романа, Родиону Раскольникову, студенту, живущему в настоящей нищете и из-за этого не сумевшему окончить курс юридического факультета. В чем же трагедия этого героя? Все дело в том, что молодой человек возомнил себя выше Бога и посчитал, что имеет право убивать людей. Он даже разработал свою теорию, по которой делил всех людей на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие».
Чтобы доказать свои умозаключения, Родион решился на убийство старухи-процентщицы, Алены Ивановны. Таким образом он хотел к тому же еще и решить все свои проблемы. Но тщательно спланированное преступление было сорвано: молодой человек убил еще и сестру старухи Лизавету, которая не вовремя вернулась домой. Жестокое двойное убийство заставило героя усомниться в том, что он имеет право. Его настолько мучили уколы совести, что он не мог ни спать, ни есть, ни хоть с кем-то общаться. Молодой человек попросту сходил с ума. Так кого же он все-таки убил? Я считаю, что Раскольников таким страшным поступком убил себя, загубил свою душу. Это убийство навсегда изменило его. Пережить жестокость того, что он совершил, было слишком тяжело.
Этой фразой Родион Раскольников подчеркивает мысль автора о том, что наказание, в первую очередь, должно быть духовным. Молодой человек убил в себе и того человека, который бредил безумной идеей о пролитии крови ради высшей цели, и того, который был скромен и тих, любил мать и сестру, заводил знакомства, дружил. Раскольников погубил себя.
Подобная тема затрагивается и в другом произведении русской литературы. И фраза, сказанная главным героем романа «Преступление и наказание» подходит и к нему. Речь идет о рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Главный герой этого творения, дворник Герасим, убивает свою любимую собачку по приказанию своевольной и деспотичной барыни. Мужчина не мог представить своей жизни без Муму, она была самым близким и родным существом, ждала дома его возвращения. Утопить ее — жестокое приказание, но Герасим не мог ослушаться, не имел на это права. Лишив жизни свою питомицу, он будто убил себя. Гораздо легче было бы дворнику, если бы он себе набросил камень на шею и пошел на дно. Теперь с этим грузом ему придется жить до конца своих дней. Его душа умерла вместе с Муму.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что смысл фразы «Я ведь себя убил, а не старушонку», сказанной главным героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родионом Раскольниковым заключается в следующем: человек убивает в себе душу, совершая безнравственный и жестокий поступок. Он становится совершенно другим, и к прежнему возврата нет. Что бы ни толкнуло героя на преступление, итог один — загубленная душа.

Вам будет интересно:

Официальные темы итогового сочинения


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Трагедия Катерины в драме Гроза

Центральным лицом драмы А.Н. Островского «Гроза» — является Катерина. Именно на ее противостоянии «темному царству» и построено само произведение. В этом и есть основная трагедия Катерины

Чтобы читатель понял, почему возник конфликт между главной героиней и царством невежд и деспотов, нужно внимательно проанализировать представления героини о жизни. Катерина рассказывает о своих юных годах, о своей жизни. Она не знала проблем, ей нравилась ее жизнь, все было в гармонии, она жила в идеальном мире патриархальных отношений.

Катерина не задумывалась о том, чтобы противопоставить себя обществу, так как она не отделяла себя от этой общности. Катерина жила в своей маленьком мире, где царил безусловный нравственный идеал. Но, выйдя замуж за Тихона, Катерина переходит в другой мир, основанный на насилии, принуждении, мир, в котором царит обман и жестокость.

Героиня готова всем сердцем любить свою свекровь, верит, что муж станет для нее защитником и опорой. Однако, Тихон совсем не подходит на роль главы семейства, он не готов оказывать хоть какую-либо поддержку своей жене.

Даже посещение церкви уже не может спасти героиню, она уже не чувствует того восторга, который испытывала ранее. По мере развития сюжета, религиозное настроение героини только усиливается. Катерина не может молиться как раньше, ей мешает огромное несоответствие между требованиями религии и ее внутренним греховным состоянием.

Катерина ощущает страх перед своим стремлением к воле, ее мучают противоречия, жить по правилам она не может, а нарушить их также не хочет.

Жизнь героини стала тягостной, она полна тревожных мыслей. Катерина терпит и пытается найти утешение в своих мечтах, но жесткая реальность постоянно возвращает ее в мир страданий и насилия.

Катерина живет в такой обстановке, которая вынуждает ее врать и обманывать. Но героиня не может так жить. Именно то, что Борис не похож на остальных окружающих людей, и влечет ее к нему. Грех тяготит Катерину, именно поэтому она так боится грозу, ей кажется, что скоро придет расплата. И чтобы хоть как-то избавиться от этого, она выбирает покаяться за содеянное. Что остается героине? Только смириться, стать кроткой, быть рабыней, во всем соглашаться и так доживать свои дни. Но характер Катерины не таков. Для нее лучше смерть, нежели такая жизнь. Именно через смерть и освобождается Катерина от всей домашней тирании, от свекрови и мужа и от такого общества. И похоже жизнь и была трагедией Катерины, а смерть избавлением.

Вариант 2

Катерина является основной героиней драмы «Гроза». Она была супругой Тихона и невесткой Кабановой. Главная идея поэмы – это конфликт Катерины с представителями «темного царства». Причину конфликта автор указал в конце трагичной поэмы посредством жизненных представлений Катерины.

Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия. Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.

Героиня вышла замуж по воле родителей. Замужество девушка приняла как должное. Девушка была готова любить и почитать мужа, свекровь и других членов семьи. Свекровь она воспринимала как родную мать, а супруга господином. Но Тихон не был главой семьи. Жизнь девушки резко изменилась. Из радостного дома она попала в жестокую и лживую семью. Катерина не радовалась посещению церкви как раньше. Ее внутреннее греховное состояние мешало ей полноценно молиться. Она боялась себя и стремления к свободе. Девушка не могла любоваться красотой природы как прежде. Катя терпела и мечтала о лучшей жизни. Хотя ее мысли, и жестокая действительность мешали ей мечтать.

В имении Кабановых Катерине пришлось обманывать и притворяться. Девушку влекло к Борису, который был совсем другим. Однообразная жизнь, безразличие со стороны супруга, оскорбления толкали девушку на измену. Катя не хотела и не умела хитрить и лицемерничать. Прегрешение стало для нее тяжелым камнем на сердце. Девушка побаивалась грядущей грозы и посчитала свою жизнь тяжким возмездием за совершенные проступки. Катя не хочет жить с грехом на душе. Она решает покаяться в грехах. Девушка призналась Тихону и свекрови.

Кате остается покориться воле семьи и постоянно угождать Кабановой и стать рабыней супруга. Девушка была гордой и не хотела для себя такой жизни. Она приняла решение умереть, зная, что совершит грех. В своей участи Катерина никого не винила, но и не хотела так жить. В последние моменты жизни перед ее глазами промелькнули все домашние кошмары. Катерина не хочет больше быть жертвой жестокой свекрови и бездушного супруга. Она не желает жить взаперти ото всех. Единственным решением для нее стала смерть.

Сочинение на тему душевная драма катерины по пьесе островского гроза

Пьеса “Гроза” написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко вырисовывает социально-бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и постепенно достигает трагического накала центральный конфликт пьесы, конфликт вольной души главной героини с “самодурной силой” окружающей среды. В образе Катерины Кабановой – главной героини пьесы, автор запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души, ее тонкую чувствительность, глубокую совестливость религиозность. С первых сцен пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и сочуствием. Живя в тяжелой атмосфере Кабановского дома, она с тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь в родительском доме. Катерина была окружена материнской любовью да лаской, время проводила среди любимых цветов и за вышиванием. С детских лет она привыкла почитать Бога и следовать в жизни его великим заповедям. Религия для Катерины – это и любовь к красоте божьего мира, и глубокая внутренняя совесть, которая не позволяет ей притворяться и обманывать. С чистой и открытой душой, с сердцем, полным любви, Катерина ищет понимания и ответной любви в доме мужа. Она с кротостью терпит сварливые замечания свекрови, не держит обиды на слабого и покорного во всем своей матери Тихона, она искренна в своих побуждениях жить по совести и закону нравственному. Но в доме Кабанихи, где давно уже уклад жизни строится по принципу: “делай, что хочешь, лишь бы все шито-крыто было”, героиня со своей мечтательностью и хрупкой романтической душой становится чужой и одинокой. Тихон Кабанов – человек недалекий, без характера и воли. Он не умеет и не способен понять внутренние переживания жены, да ему и некогда их заметить: Тихон всегда занят поиском возможности выпить. Незнакомый с душевными порывами, томясь под давлением матери, не умея и не желая что-либо менять, скользит младший Кабанов по жизни, потихоньку спиваясь. Выслушать и понять жену ему некогда: он ослеплен счастливой возможностью вырваться из-под вездесущего ока матери. Катерине же остается “терпеть, пока терпится”. Поэтическая же, вольная натура ее томится неясными желаниями: “лезет в голову мечта какая-то”. Душа ее подсознательно ищет любви, возможности поделиться своей, переполняющей сердце и невостребованной мужем. Героиня всегда естественна и откровенна, в ней нет ни капли фальши: “обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Так в первом действии она признается Варваре, что любит Бориса. При этом Катерина полна смятения и ужаса: “…грех у меня на уме. Сколько я, бедная, плакала, что уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха!” Так начинается внутренний конфликт Катерины, затрагивающий ее нравственные устои и религиозные взгляды. Будучи по натуре смелой и реижгелъной (еще в детстве она не боялась одной уплыть ночью по Волге), Катерина не может побороть свою богобоязненность: “Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно”, – говорит она Варваре. В этом и состоит главная тема разлада героини с миром и с самой собой. Душевный конфликт Катерины, постепенно разрастаясь, определяет трагический накал и всей пьесы в целом. С помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, по мнению Добролюбова, выше людских предрассудков. Но такой выбор дается ей не легко. Ведь то, что для человека с убеждениями Добролюбова лишь “предрассудки”, для народной героини – нравственный закон, основа патриархальной морали. Нарушить этот закон, преступить свои жизненные принципы Катерине удается ценой тяжелых душевных мук и терзаний, ценой непреодолимой борьбы со стыдом и страхом. Жажда жизни и любви оказывается сильнее, и выбор сделан – она признается Борису в своем запретном чувстве. Кроткая и чистая душа Катерины не может смириться со своим грехопадением, она находится в мучительном разладе с совестью. Беспристанно плача, боится она каждого звука, йюроха, каждого взгляда в ее сторону. Катерина, не вынося страданий, жаждет покояния, стремится облегчить совесть признанием. Тонкая душа ее созвучна природе, и в тревожном приближении грозы улавливает героиня угрозы и грядущее наказание. Как страшное пророчество звучат слова, обращенные прямо к Катерине: “В омутлучше с красотой… Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь!” Не выдерживает Катерина и на коленях принародно признается мужу в своем грехе. Трагическая развязка конфликта обуславливается тем, что естественное чувство Катерины несовместимо с жизнью в обществе Кабановых и Диких, оно не выдерживает давления внешних обстоятельств и малодушия. Борис – заурядный обыватель города Калинова с мелочной и меркантильной душонкой, недостоин жертвенной любви Катерины. Струсив в последний момент, он бросает свою возлюбленную, уезжая из города, чтобы сохранить за собой наследство бабушки. Окруженная злобой Кабанихи, .всеобщим осуждением и презрением, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти. Как о чем-то неизъяснимо желанном, манящем и сулящем избавление, мечтает она о “могилушке” под деревцем. Очистив душу покаянием, Катерина уже не боится смерти, а пламенно желает ее. В трагическом финале пьесы Добролюбов видит проявление высшей формы протеста, победу героини над царством произвола и деспотизма, торжество света над тьмой, и в этом с ним можно согласиться. ?

Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.

Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.

Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.

В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.

Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.

Отличительная черта Катерины – честность. Не умея лицемерить и изворачиваться, она призналась в совершённом грехе. Ей, выросшей в свободе и любви, тяжело находиться в царстве лжи и лицемерия. В обществе, где вместо любви и уважения взамен предлагают бесконечные унижения, ей не нашлось места. Сделав выбор в пользу свободы, Катерина идёт на берег реки. Ей не страшна смерть. Она видит в ней своё полное освобождение от всего ненавистного.

Популярные сочинения

  • Традиции и новаторство в комедии Горе от ума
    Произведение «Горе от ума» — это эталон борьбы традиций и новаторства. Сначала комедия должна была писаться в форме классики, но затем задумка претерпела изменения.
  • Сочинение на тему Моя любимая вещь
    У каждого ребёнка дома есть множество игрушек, но только нескоторые из них являются любимыми. У меня всего одна любимая игрушка — это оловянный солдатик. Им ещё играл мой отец
  • Сочинение по картине Вербы в половодье Ромадина (описание 5 класс)
    Казалось бы, весна – одно из самых романтичных времен года. Однако картина Ромадина показывает нам обратное. Весна (особенно ранняя) также может быть и опасной – реки выходят из берегов

«Душевная трагедия Катерины» сочинение

Катерина Кабанова — ключевой образ в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Именно ее душевная трагедия, ее чувства и переживания, ее внутренняя борьба держат внимание читателя от первой до последней страницы.

Главная героиня не случайно названа Н. Добролюбовым «лучом света в темном царстве». Она действительно не вписывается в мир купеческого городка со своей любовью к природе, Богу, людям, со своим пытливым умом, со своей светлой душой, со своим внутренним достоинством. Что-то неземное в Катерине замечают люди, которых еще не успело

полностью поглотить «темное царство». Тот же Борис утверждает, что «у нее на лице улыбка ангельская». Контраст Катерины с окружающими ее персонажами настолько велик, что читатель практически сразу понимает: это произведение закончится трагедией.

Со стороны может показаться, что в жизни главной героини есть все, что ей нужно: она не имеет материальных проблем, замужем за мужчиной, который ее любит, живет в уважаемой в городе семье. Никто и не догадывается, насколько несчастлива Катерина. Она задыхается под постоянным контролем и неприязнью, источаемой властной и недалекой свекровью. Она страдает от того,

что отдана в жены слабому и нелюбимому мужчине, который не вызывает у нее никаких чувств, кроме жалости.

Шанс на спасение Катерина находит в любви к Борису. Она борется со своими чувствами, понимая, что измена законному мужу — грех. И все же сердце берет верх над разумом: главная героиня выбирает любовь. И именно это, казалось бы, светлое чувство, подталкивает ее к обрыву. Прилюдно признавшись в запретной любви к другому мужчине, она приближает свою кончину. Окружающие не простили Кате такой смелости, пересуды насмешки, давление преследовали ее повсюду. Любимый не может защитить от всего этого, проявляя слабость. Добавьте к этому душевные муки по поводу греховности собственного поступка, и становится понятно, почему главная героиня выбирает для себя такой трагичный финал.

Катерина считает себя виновной в страшном грехе и сама находит себе наказание, которое оказывается для нее одновременно и способом сбежать из этого «темного царства». Катя убеждена, что лишь в смерти она обретет покой: «Под деревцем могилушка. как хорошо. Солнышко ее греет, дождик мочит. «.

Катерина не просто падает с обрыва. Она — улетает. Пусть не вверх, как мечтала, а вниз, пусть и несколько секунд, но все же — парит над землей. Трагедия получила невероятно грустную, но ожидаемую развязку. Счастливый финал этой истории выглядел бы фальшиво, потому что один «луч света» не в состоянии прогнать мрак из «темного царства».

Слайд 1

Четырнадцатое октября Сочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Текст слайда:

Четырнадцатое октября
Сочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза»


Слайд 2

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная

Текст слайда:

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
 
Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:
Вступление.
Основная часть.
Первый тезис + аргумент.
Второй тезис + аргумент.
Третий тезис + аргумент.
Заключение.


Слайд 3

Может ли поражение стать победой? Победа – успех в битве, войне, полное поражение противникауспех в борьбе

Текст слайда:

Может ли поражение стать победой?

Победа –
успех в битве, войне, полное поражение противника
успех в борьбе за что-то, осуществление, достижение чего-то в результате борьбы, преодоления чего-то
Поражение – неудача в войне, битве, разгром


Слайд 4

Тема сочинения Что означает самоубийство Катерины - ее победу или поражение ?(по пьесе «Гроза» А.Н.Островского)

Текст слайда:

Тема сочинения

Что означает самоубийство Катерины — ее победу или поражение ?(по пьесе «Гроза» А.Н.Островского)


Слайд 5

(пример вступления) О победе мы говорим, когда наш противник повержен физически

Текст слайда:

(пример вступления)
О победе мы говорим, когда наш противник повержен физически или нравственно. А действие пьесы А.Н.Островского «Гроза» заканчивается самоубийством Катерины, главной героини. Победа ли это над силами «тёмного царства» или полная капитуляция? Ведь теперь Кабанова, свекровь Катерины, получила наконец доказательство ее вины. Критики и зрители по-разному оценивали это произведение. Н. А. Добролюбов назвал поступок Катерины проявлением протеста и «страшным вызовом самодурной силе». А В.Г.Белинский считал самоубийство проявлением слабости.


Слайд 6

Чтобы ответить на вопрос: «Что означает самоубийство Катерины — ее победу или поражение?»,

Текст слайда:

Чтобы ответить на вопрос: «Что означает самоубийство Катерины — ее победу или поражение?», надо изучить обстоятельства ее жизни, мотивы ее поступков.


Слайд 7

Примерный план Вступление.Основная часть.Характер Катерины, отличающий её от семьи КабановыхЖизнь в доме мужа, где деспотизм и унижение,

Текст слайда:

Примерный план
Вступление.
Основная часть.
Характер Катерины, отличающий её от семьи Кабановых
Жизнь в доме мужа, где деспотизм и унижение, требование «порядка».
Борьба в душе Катерины(подчинение или встреча с любимым)
Решение уйти из жизни
Заключение. Мои выводы


Слайд 8

Катерина росла и воспитывалась в купеческой семье, в религиозной атмосфере, но впитала в себя

Текст слайда:

Катерина росла и воспитывалась в купеческой семье, в религиозной атмосфере, но впитала в себя все самое лучшее, что мог дать патриархальный уклад жизни. У нее сложный и необыкновенно своеобразный характера.
Она обладает чувством собственного достоинства, чувством прекрасного, ей свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве.


Слайд 9

Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это

Текст слайда:

Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это была жизнь, в которой царит насилие, самодурство, унижение человеческого достоинства. Жизнь Катерины круто переменилась, и события приобрели трагический характер, но этого могло и не случится, если бы не деспотичный характер ее свекрови — Марфы Кабановой, которая считает основой «педагогики» — страх. Ее жизненная философия — пугать и держать в повиновении страхом.


Слайд 10

Кабаниха стремится подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит

Текст слайда:

Кабаниха стремится подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит ее «как ржа железо». Но Катерина, наделенная душевной мягкостью, трепетностью, способна в отдельных случаях проявить и твердость, и волевую решительность — она не желает мириться с таким положением.


Слайд 11

- Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - говорит она. - Конечно, не дай бог этому

Текст слайда:

— Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! — говорит она. — Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!


Слайд 12

Какая борьба происходит в душе Катерины?Сама того не осознавая, она признаётся , что не любит мужа («Я

Текст слайда:

Какая борьба происходит в душе Катерины?

Сама того не осознавая, она признаётся , что не любит мужа («Я буду мужа любить»). Пытается заставить себя относиться к нему так, как требует, по её понятиям, долг жены.
Катерина не упоминает о внешних препятствиях, которые её ждут, для неё важно победить себя внутренне.
Путь обмана, такой привычный в «тёмном царстве», неприемлем для Катерины.
Катерина не знает компромиссов.


Слайд 13

Анализ 10 явления Что вам кажется главным в монологе Катерины?Катерине ясно, что в её безвыходном положении виновата

Текст слайда:

Анализ 10 явления
Что вам кажется главным в монологе Катерины?

Катерине ясно, что в её безвыходном положении виновата Кабаниха.
Катерине никто не помог в борьбе с охватившим её чувством. Прощание с Тихоном показало, что её верность и преданность мужу не нужны.
Монолог с ключом полон разнообразных оттенков чувств и настроений. Отчаяние, ужас, страх, сомнения побеждаются непреодолимым стремлением к счастью.


Слайд 18

4 явление Как раскрывается Катерина в последнем монологе? Какое значение в понимании идеи всей пьесы имеет этот

Текст слайда:

4 явление
Как раскрывается Катерина в последнем монологе? Какое значение в понимании идеи всей пьесы имеет этот монолог?

Нравственная победа Катерины над «тёмным царством».
Смерть Катерины была не выражением трусости и страха, а ненависти к ужасному миру, смутным сознанием своих человеческих прав, выражением силы и смелости.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.


Слайд 19

Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и

Текст слайда:

Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии и потому избавилась от страданий единственным возможным в тех обстоятельствах способом.
И потому трагический финал драмы — самоубийство Катерины — не поражение, а утверждение силы свободного человека, — это протест против кабановских понятий о нравственности, это «страшный вызов самодурной силе». И в этом смысле самоубийство Катерины — ее победа. 


Слайд 20

Почему решительный характер у Островского является в женском образе?Самый сильный протест бывает тот, который поднимается из груди

Текст слайда:

Почему решительный характер у Островского является в женском образе?

Самый сильный протест бывает тот, который поднимается из груди самых слабых и терпеливых.


Слайд 21

Не случайно в произведении присутствует образ птицы, лишенной возможности жить на воле. Для Катерины лучше не жить

Текст слайда:

Не случайно в произведении присутствует образ птицы, лишенной возможности жить на воле. Для Катерины лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием», которое ей уготовано «в обмен на ее живую душу».


Темы сочинений по пьесе гроза 10 класс в формате итогового сочинения

Текст: Ольга Лапенкова

Где грань между злым умыслом и преступлением — и в какой момент человек, задумавший недоброе, проходит точку невозврата? Все мы не без греха: иногда мы осуждаем людей, совершивших глупые ошибки, и думаем, что нас-то точно не провести, — а спустя некоторое время оказываемся в положении намного худшем, чем те, над кем мы недавно смеялись. Или наоборот. Мы завидуем людям, у которых, кажется, всё идеально: прекрасные отношения с родителями, много друзей, отличные оценки в школе и крепкое здоровье… Как правило, потом мы выясняем, что у наших «кумиров» не всё так уж безоблачно — а порой именно нам приходится их утешать и успокаивать. Но чувствовать или думать что-то «неудобное», плохое — ещё не преступление… Или нет?

Согласно православному учению, у человека есть «помыслы» — искушения, или, простыми словами, дурные намерения. Помыслы могут появиться у кого угодно — даже у святого, и если человеку в голову пришла недобрая мысль, это ещё не делает его грешником. Всё дело в том, что решит подвергшийся искушению, что он выберет: добро или зло. Да-да, всё как в «Звёздных войнах»: есть светлая сторона Силы, есть тёмная, а третьего не дано.

Пусть так, спросит читатель, но как понять, какое решение — правильное? Если перед нами стоит простой и понятный выбор — потратить, например, полчаса свободного времени, чтобы помочь в учёбе отстающему однокласснику, или пройти мимо, — всё вроде бы понятно. С другой стороны, откуда мы знаем, в какой момент наша помощь начинает идти во вред? Условный троечник попросит позаниматься с ним раз, два, три… а потом привыкнет, что вы делаете домашнее задание вместе, — и, оставшись с учебником и тетрадкой наедине, не ударит пальцем о палец. А затем, когда он получит «два» за контрольную, виноватым окажетесь вы…

Здесь читатель наверняка запротестует и скажет: при чём же тут преступление? Плохая оценка — совсем не то же самое, что кража, или порча чужого имущества, или нанесение побоев. А если есть сомнения, что считается преступлением, а что нет, — нужно всего-навсего прочитать Уголовный кодекс.

Так-то оно так, но далеко не за все злодеяния сажают в тюрьму. Существуют и преступления против общественной морали — например, предательство. Представьте, что человек, которому вы с раннего детства доверяли сокровенные переживания, в один «прекрасный» день нашёл нового друга — и тут же перестал с вами разговаривать. Стали бы вы подавать в суд на неверного товарища? Разумеется, нет. Но смогли бы вы, как говорится, простить и отпустить?

Более того — если человек совершил некрасивый поступок раз, два, три, — не является ли это тревожным звоночком? Конечно, далеко не каждый человек, обидевший родственника или друга, станет «настоящим» преступником. Но вряд ли можно найти преступника, который безупречно вёл себя с окружающими, — если, конечно, речь не идёт о людях с психиатрическими диагнозами.

Кстати, вот ещё любопытный вопросец: как отличить человека, который пошёл на преступление осознанно, от «клинического» психопата? Даже профессионалы порой расходятся во мнениях, считать того или иного пациента невменяемым. Тогда как обезопасить себя и своих близких: не сидеть же сутками напролёт дома?

Однозначных ответов на все эти вопросы нет и быть не может — к такому выводу, нужно думать, вы и придёте в сочинении, если выберете направление «Преступление и наказание».

  • А вот и возможные темы:
  • • Где пролегает грань между моралью и законом?
  • • Что может помешать человеку совершить страшную ошибку?
  • • Кто виноват в том, что человек стал преступником: он сам или окружающее его общество?
  • • Может ли человек совершить преступление против своей воли?
  • • Существуют ли «благородные разбойники» не в легендах, а в реальной жизни?
  • • Можно ли совершить дурной поступок из хороших побуждений?
  • • Правда ли, что муки совести страшнее любого наказания?
  • • Существуют ли преступники, которых не мучает совесть?

ЦИТАТЫ

Предлагаем несколько вариантов фраз-эпиграфов (но в основной части приводить эти цитаты, разумеется, тоже можно):

  • • Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.
  • (Евангелие от Марка)
  • • Гораздо легче погасить в себе свет, чем рассеять тьму вокруг.
  • (С. В. Лукьяненко)
  • • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей!
  • (Ф. И. Тютчев)
  • • Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?
  • (М. А. Булгаков)
  • • На свете можно ли безгрешного найти?
  • (Омар Хайям)
  • • Мы живем, умереть не готовясь,
  • забываем поэтому стыд,
  • но мадонной невидимой совесть
  • на любых перекрестках стоит.
  • (Е. А. Евтушенко)
  • • Какие б ни грозили горести
  • И где бы ни ждала беда,
  • Не поступайся только совестью
  • Ни днем, ни ночью, никогда!
  • (Э. А. Асадов)
  • • Я всё простил, что испытал когда-то,
  • И ты прости, — взаимная расплата!
  • (У. Шекспир)

Напоминаем, что в основной части работы нужны аргументы, то есть примеры-иллюстрации к своим рассуждениям. Предлагаем две книги и один фильм: они наверняка подойдут вам, какая бы тема ни попалась.

КНИГИ

Темы сочинений по пьесе гроза 10 класс в формате итогового сочинения

Ф. М. Достоевский. «Кроткая» (1876)

Само название направления — «Преступление и наказание» — неприкрыто отсылает к знаменитому роману Фёдора Михайловича, так что в декабре школьники всей страны завалят экспертов почти одинаковыми (а то и вовсе списанными из интернета) работами о теории Раскольникова и его «двойниках» — Лужине и Свидригайлове. Ничего плохого в таком аргументе, разумеется, нет — но мы предлагаем вам пойти более оригинальным путём и обратиться к небольшому произведению Достоевского, которого нет в школьной программе, а именно к повести «Кроткая». Если в «Преступлении и наказании» Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, мол, никому в жизни не принесла никакой пользы, а вот вреда от неё было немало, — то в «Кроткой» главным героем выступает сам ростовщик, требующий с тех, кто закладывает у него вещи, огромные проценты.

Молодой человек, некогда служивший в «блестящем» полку, самовольно отправился в отставку; ушёл, как говорится, в никуда, но ему повезло — далёкая родственница упомянула его в завещании и оставила 3 000 рублей (по тем временам — солидный капитал). На эти-то деньги герой и открыл нечто вроде ломбарда, где и познакомился с будущей супругой:

«Меня прежде всего поразили её вещи: серебряные позолоченные серёжечки, дрянненький медальончик — вещи в двугривенный. Она и сама знала, что цена им гривенник, но я по лицу видел, что они для неё драгоценность, — и действительно, это всё, что оставалось у ней от папаши и мамаши, после узнал. Раз только я позволил себе усмехнуться на её вещи. То есть, видите ли, я этого себе никогда не позволяю, у меня с публикой тон джентльменский: мало слов, вежливо и строго. <…> Но она вдруг позволила себе принести остатки (то есть буквально) старой заячьей куцавейки, — и я не удержался и вдруг сказал ей что-то вроде как бы остроты. Батюшки, как вспыхнула! Глаза у ней голубые, большие, задумчивые, но — как загорелись! Но ни слова не выронила, взяла свои «остатки» и — вышла. Тут-то я и заметил её в первый раз особенно и подумал что-то о ней в этом роде, то есть именно что-то в особенном роде. Да; помню и ещё впечатление, то есть, если хотите, самое главное впечатление, синтез всего: именно что ужасно молода, так молода, что точно четырнадцать лет. А меж тем ей тогда уж было без трёх месяцев шестнадцать».

Итак, насмерть запуганная девушка, недавно похоронившая отца и мать, остаётся одна в бездушном городе. Где раздобыть денег на жильё и пропитание? Героиня не хочет идти по той же дорожке, что Соня Мармеладова из «Преступления и наказания», — и решает выйти замуж за надменного ростовщика. Человек этот на первый взгляд не такой уж плохой, но именно его ужасное обращение в конце концов становится причиной гибели несчастной. (И нет, это не спойлер: читатель видит девушку в гробу уже на второй странице.)

«Подслушивая» размышления и воспоминания главного героя, автор задаётся вопросом: можно ли назвать убийцей человека, который изводил другого не физически, а психологически? А если он делал это не вполне осознанно, но вследствие душевных травм, которые, судя по всему, «идут» из самого детства? Умеющий, когда нужно, быть жёстким и даже жестоким со своими героями, в этой повести Фёдор Михайлович по-своему жалеет и жертву, и палача — но жертву, конечно, больше.

Темы сочинений по пьесе гроза 10 класс в формате итогового сочинения

О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1890)

Переместимся из Российской Империи в викторианскую Англию: здесь проживает молодой аристократ удивительной красоты — Дориан Грей. Его семейство, некогда наделённое огромной властью и неизмеримыми богатствами, нынче вырождается: наш главный герой — последний потомок клана Девере. Его мама, неотразимая Маргарет, отклоняла одно предложение руки и сердца за другим, пока не сбежала с каким-то «ничтожеством». Разгневанный, отец Маргарет нанял человека, который под надуманным предлогом вызвал неугодного зятя на дуэль и убил. Изнемогая от горя и ненависти, девушка вернулась-таки под отчий кров — и спустя полгода умерла во время родов. Но не слишком долгой оказалась и жизнь дедушки Дориана, так что в свои двадцать этот молодой человек, которого никто толком не воспитывал, только и делает, что расхаживает по приёмам — и общается с такими же аристократами, как он сам.

Один из друзей мистера Грея — художник Бэзил Холлуорд: этот человек восхищён красотой юноши и готов потакать всем его капризам, лишь бы Дориан позировал ему в мастерской. Бэзил, в свою очередь, близок с опаснейшим человеком по имени Генри Уоттон. Генри, в общем-то, не злодей, — но его циничные шутки и «отеческие» наставления приводят к тому, что Дориан отвергает общественную мораль и решает «изучить жизнь», проще говоря — пуститься во все тяжкие. В судьбу юноши вмешиваются и сверхъестественные силы: один из портретов, написанных Бэзилом Холлуордом, стареет вместо своего натурщика, а Дориан может творить что угодно — и не терять своей изумительной красоты…

Дориан Грей, в начале романа невинный, разве что немного избалованный, ближе к развязке предстаёт воплощением всех смертных грехов. Сможет ли он вернуться на путь истинный? Раскается ли Генри Уоттон в том, что «отравил» душу Дориана, — и сумеет ли верный Бэзил помочь давнему другу?

Виртуозный стилист, Оскар Уайльд прописывает диалоги высокообразованных, но пустоватых аристократов так умело, что читатель, вслед за главным героем, охотно подпадает под обаяние острослова Уоттона. И только на последних страницах понимает: слова — оружие не менее опасное, чем нож или пистолет.

ФИЛЬМ

Темы сочинений по пьесе гроза 10 класс в формате итогового сочинения

«Матч-пойнт» (2005), реж. Вуди Аллен

Ирландский теннисист Крис Уилтон, понимая, что добиться высот в профессиональном спорте ему не под силу, устраивается тренером в частный клуб. Там он знакомится с молодым аристократом Томом Хьюитом, который, в свою очередь, сводит его со своей сестрой Хлоей. Хлоя твёрдо намерена выйти замуж за Криса, а ещё, используя возможности отца, «вылепить» из молодого человека преуспевающего дельца. Уилтон понимает, что такая возможность выпадает раз в жизни, но не может забыть о другой девушке — знающей себе цену актрисе-красавице Ноле Райс. Вот только Нола встречается с Томом…

Начинаясь как любовная драма, ко второму часу фильм классика американского кинематографа Вуди Аллена превращается в настоящий триллер. Уже женатый, Крис Уилтон не может избавиться от тяги к Ноле, и та начинает его шантажировать. Чем дальше заходит обманутая любовница, тем на более решительные меры готов пойти главный герой… Тут-то автор и спрашивает у зрителя: что такое преступление — и в какой момент Крис переходит черту, которая навсегда «отрезает» его ото всех людей мира?

Финал поражает зрителя, привыкшего, что в большинстве кинокартин с подобным набором персонажей — сомневающийся глава семейства, властная супруга, вольная как ветер любовница — всё заканчивается разоблачением незадачливого муженька и одним на троих «разбитым корытом». Вуди Аллен наглядно показывает: есть кое-что намного хуже, чем срыв покровов и неизбежно следующий за ним семейный скандал. Но не будем спойлерить — это было бы кощунственно: фильмы, оказывающие на зрителя настолько же сокрушающее воздействие, надо ещё поискать. Не случайно произведение Вуди Аллена номинировали на самую престижную кинопремию — «Оскар».

  • Темы сочинений по роману война и мир 10 класс
  • Темы сочинений по произведениям поэтов серебряного века 11 класс
  • Темы сочинений по произведению а с пушкина капитанская дочка 1 становление личности петра гринева
  • Темы сочинений по произведениям гоголя 10 класс
  • Темы сочинений по произведению на дне горького