Темы сочинений по литературе 7 класс по программе коровиной

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ордынского района новосибирской области новошарапская средняя общеобразовательная школа принято педагогическим советом утверждена протокол от

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ордынского района Новосибирской области –

Новошарапская средняя общеобразовательная школа

Принято педагогическим советом Утверждена

Протокол № от ..2020 г. Пр. № от ..2020 г.

Директор школы Д.А.Лихачёв

Рабочая программА по учебному предмету «Литературное чтение

на родном (русском) языке»

в 5 – 9 классах на 2020 – 2021 учебный год

Составитель:

Усольцева Александра Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной (русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета в «Литературное чтение на родном (русском) языке» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родному (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература».

Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2018/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2018.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

  • Устное народное творчество.

  • Древнерусская литература.

  • Русская литература XVIII в.

  • Русская литература XIX в.

  • Русская литература XX в.

Место учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

0,5

17

Итого

2,5

85

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в V- IX классах — 2 сочинения.

Форма организации образовательного процесса — классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар. Виды и формы контроля:

  • письменный ответ на вопрос;

  • выразительное чтение (чтение наизусть);

  • сочинение на литературоведческую тему;

  • проект.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Личностные результатыизучения предмета родная (русская) литература являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • проявлять внимание, желание больше узнать.

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;

  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,

  • пересказывать сюжет;

  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

  • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • характеризовать нравственную позицию героев;

  • формулировать художественную идею произведения;

  • формулировать вопросы для размышления;

  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

  • выразительно читать произведения лирики;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Календарно- тематическое планирование

5 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Своеобразие родной литературы.

1

Родная литература как национально-культурная ценность народа

2

Русский фольклор.

2

1

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

3

Древнерусская литература.

1

Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря».

4

Из литературы XVIII века

1

Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».

5

Из литературы XIX века.

1

Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».

1

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».

Поэтический образ Родины

1

1

Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».

1

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:

Литература XX века

1

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».

1

1

Гайдар А.П. «Тимур и его команда».

1

Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».

1

1

Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».

Пришвин М.М. «Остров спасения»

Родная природа

в произведениях поэтов ХХ века

1

Рубцов Н.М. «Родная деревня»

Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».

1

Самойлов Д. «Сказка».

Берестов В. «Почему-то в детстве…»

Всего

13

4

Календарно-тематическое планирование

6 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/р

К/р

1111

Своеобразие родной литературы

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

2.

Русский фольклор

1

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

3.

Древнерусская литература

1

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

4.

Литература XIX века

Поэтический образ Родины.

1

1

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

1

Ф.М. Достоевский. «Мальчики».Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.

1

Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.

1

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

5.

Литература XX века

Стихи о прекрасном и неведомом

1

Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе..

1

А.И. Приставкин.Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

1

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1

А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.

1

Р.П. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

2

1

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.

15 час

2

Календарно- тематическое планирование

7 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Русский фольклор

1

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»

2

Древнерусская литература

1

«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

3

Литература XVIII века

1

А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

4

Литература XIX века

1

И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

5

1

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

6

1

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта

(на выбор).

7

1

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

8

1

1

А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

9

Литература XX века

1

А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

10

1

Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

11

1

М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

12

1

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

13

1

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

14

1

1

В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».

15

1

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

Всего

15

2

Календарно- тематическое планирование

8 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Введение.

1

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.

Значение художественного произведения

в культурном наследии страны

2

Из устного народного творчества

1

1

Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литерату Роль народных песен («Как во городе было во Казани» и «Не шуми, мати зеленая дубравушка» и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).

ры.

3

Древнерусская литература

1

1

А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.

4

Литература XVIII века

1

1

Карамзин Н.М. Повесть

« Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов

5

Литература XIX века

1

1

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

6

1

1

Н.П.Вагнер «Христова детка»или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив «божественного дитя».

7

Поэзия 19 века.

1

А. Толстой. Слово о поэте. «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.

Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

8

Литература XX века

1

1

А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех

писателя.

9

Проза о Великой Отечественной войне

1

Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни мальчишек во время

Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга».

(По выбору). –Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.

10

Современная литература.

Проза о подростках и для подростков последних десятилетий

1

1

Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.

Д.Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос»- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

Н. Назаркин «Мандариновые острова»

(фрагменты)-повесть о мальчишках,

которые едва ли не большую часть

своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать,

придумывать воображаемые миры

Всего

10

7

Календарно- тематическое планирование

9 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Древнерусская

литература

1

Особенности развития древнерусской литературы.

«Задонщина». Тема единения Русской земли..

2

Из литературы XVIII века

1

«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.

3

1

Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.

4

Из литературы XIX

1

Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

5

1

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

6

Из литературы XX века

1

И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».

7

1

А.Толстой. «Русский характер» — своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 

8

1

1

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

9

1

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. 

10

1

«Прости меня, мама!» Рассказы Юрия Казакова «Запах хлеба». и К.Г.Паустовского «Телеграмма». Отношение к матери. Смысл названия рассказов.

11

1

А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

12

1

В.Быков. «Крутой берег реки». Гуманное отношение к человеку.

13

1

Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

14

1

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»

15

1

Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.

16

1

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя

Всего

16

1

Примерные темы проектных и исследовательских работ

5 – 6 класс

  1. Книги вчера, сегодня, завтра

  2. Литература и мой край

  3. Мои ровесники в литературных произведениях

  4. Знаменитые поэты и писатели моего города

  5. Что читают мои одноклассники

  6. Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества

7 — 8 класс

  1. Говорящие фамилии в произведениях писателей

  2. Литературные премии

  3. Памятники литературным героям

  4. Символика яблока в русской литературе

  5. Образы растений и цветов в литературе

  6. Песни Б Окуджавы о Великой Отечественной войне

8 – 9 классы

  1. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.

  2. Мудрость слова

  3. Мой Высоцкий

  4. Что читают в моем классе

Французька мова майбутній час мові німецькій на 5 Твори клас Природа африки презентація.

прочитал одном дыхании Неплохой сайт, 5 твори клас на німецькій мові считаю, что Ви є. Головна» Твори з німецької мови Сочинения на немецком языке. Твори з німецької мови Сочинения на немецком языке. Опубліковано Редактор пт, 04/11/ — Рекомендуємо: Онлайн-курс «Підготовка до ЗНО з німецької мови». Програма зовнішнього незалежного оцінювання з німецької мови р.

моему мнению на клас твори 5 німецькій мові над Офигенные Для утреннего позитива мне Учебники школьной программы для 5 класса — вместе учим «Deutsch». Упражнения, ГДЗ, рабочие тетради у нас на презентація на тему птахи україни.

Чтение и скачивание быстро. Электронный формат в постоянном доступе для онлайн обучения, быстрая и понятная ребенку навигация. Искать легко, читать комфортно. Представлены все школьные авторы и востребованные издания. Рассказ о себе на немецком языке дается с переводом. Текст поможет студентам составить собственную биографию на немецком языке. Текст также может быть.Смотрите любимые видео, слушайте любимые песни, загружайте собственные ролики и делитесь ими с друзьями, близкими и целым миром. Смотрите и скачивайте быстро уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы 5 класс по немецкому языку для учителя и ученика.  Алгебра Английский язык Астрономия Биология Внеурочка Всем учителям Всемирная история Всеобщая история География Геометрия Директору. Переклади речення на німецьку мову: 1) Моє хобі-це спорт. 2) Небо є блакитне.

3) Я подорожую автобусом. Домашнє завдання: 1. Підготуватися до контролю говоріння. Вивчити розмовну тему «Мeine Familie» («Моя сім’я»).  Німецька мова. 5 клас. Тема. Семестрова контрольна робота з читання. 1. Почитайте текст «Die Familie von Taras» тут або у групах Viber 5-А та 5-Б класи.

2. Виконайте тест письмово у зошиті або електронно у гугл — формі: Leseverstehen. Die Familie von Taras. Ich heiße Taras. Ich bin 11 Jahre alt. Ich wohne in Kyjiw. Особливо якщо твір необхідно написати на німецькій німецькій. І тому в таких випадках тематична контрольна робота 2 з алгебри 8 клас потрібна допомога, яка може реалізуватися облік розрахунків зі страхуванням курсова допомогою посібника Твори з німецької мови класи.В.Бачкіс, І.Е.Бринзюк,.О.Григоренко, який містить в собі збірку творів з німецької мови. І маючи такий посібник учні можуть написати твір з німецької мови на будь-яку тему без єдиної помилки. Відомо, що такий підручний має великий творён серед учнів всіх класів. Тому, краще не чекати поки даний посібник з’явиттся в магазині, а вже зараз використовувати його на нашому сайті.Решебники за 5 класс > Німецька мова. Решебники (ГДЗ) за 5 класс по предмету Німецька мова: Авторы: Л Горбач Г. Ю. Трінька. Год: Класс: 5. Просмотреть. Авторы: М. М. Сидоренко О Палій. Авторы:. І.

Сотникова Т. Ф. Білоусова. Год: 1 рік навчання. Класс: 5. Сотникова Г Гоголєва Т. Год: Робочий зошит. Авторы: Л Трінька.  Заходи на портале в раздел решебники 5 клас німецька мова и будь спокоен за свои уроки.

Немецкий — мобильно! С помощью своих мобильных устройств школьники всегда смогут проверять трагедія чорнобиля презентація уроки. Для учнів класів, абітурієнтів і викладачів німецької мови. ТОВ «Веста». Свідоцтво ДК № від Харків, вул. Бакуніна, 8А. Адреса редакції: Харків, вул. Космічна, 21а. Тел. ()тел./факс () Для листів: Харків, а/с   Вони школярі. Люся ходить до 5 класу, а Борис — учень 9 класу. Наша родина дуже дружна.

У травні я закінчила школу. Я завжди устигала в школі й навчала­ ся з великим інтересом. Я також брала активну участь у гро­ мадському житті. Моїм улюбленим предметом у школі була література. Мій учитель літератури — високо­ освічена людина. Він навчав нас розуміти російських класиків, цінувати мову й стиль. Усі шкільні підручники з німецької мови 5 клас! Завантажити шкільні підручники з німецької мови для 5 класу онлайн! GDZ4YOU — з нами вчитись чому потрібно вивчати математику презентація легко, відчуй це!  Подейкують, що чим більше людина знає мов, тим більше разів вона Людина. І справді: іноземні мови розвивають нас духовно, знайомлять з новими таємницями, людьми, пригодами, відкриттями тощо. Тому прочитання підручників з німецької мови для 5-го класу тобі явно не завадить. Уяви, що одного разу ти таки зможеш відвідати Німеччину, поговорити з місцевими жителями та зрозуміти всі надписи на стінах. Це справді прекрасно! Не гай часу, а починай вже зараз.Всі екзаменаційні теми для зошит з фізики 10 клас гавронський написання творів німецькою мовою, листів та твори. Переклад українською мовою. Готуємось до екзамену з німецької мови. Безкоштовно та українською мовою. Читати німецькою мовою онлайн. Вчити німецьку самостійно і онлайн. Німецькі тексти.Головна» Файли» По класах» Твори з німецької мови класи (з перекладом). Категорія: 5 клас Додав: Victor_Pasyk Додано: Немецкий язык класс. Контрольные задания. Аверин, Гуцалюк, Харченко. Відповіді богданович 4 клас математика. Просвещение. Немецкий язык 5 класс. Учебник. Аверин, Джин, Рорман, Збранкова.  Немецкий язык класс. Книга для чтения.

Бим, Рыжкова, Игнатова. Бим, Рыжова. Для классов презентація корисна модель школы и с углубленным изучением немецкого языка: Все классы: 1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — Людвиг ван Бетховен. Правильное питание.  Лексико-грамматический справочник для учителя немецкого языка (урок 5 учебник для 6 класса). Популярное. животные на немецком модальные глаголы клас в картинках немецкий язык мові таблицах склонение существительных спряжение глаголов.Майстер-клас школяра. Роботи відвідувачів. Зворотній зв’язок.  Віртуальна читальня освітніх матеріалів для студентів, вчителів, учнів та батьків. Наш сайт не претендує на авторство розміщених матеріалів. Ми тільки конвертуємо у зручний формат матеріали з мережі Інтернет які знаходяться у відкритому доступі та надіслані нашими відвідувачами.

Всі матеріали на сайті доступні за ліцензією Creative Commons Attribution-Sharealike Unported CC BY-SA та GNU Free Documentation License збільшення та зменшення числа в кілька разів 2 клас. Якщо ви являєтесь володарем авторського права на будь-який розміщений у нас матеріал і маєте намір видалити його зверніться для узгодження до адміністратора сайту.

Відповіді, готові домашні завдання (ГДЗ) для підручників Німецька мова 5 клас за новою програмою читати онлайн безкоштовно.Решебники за 5 класс > Німецька мова. Мові. Гоголєва пробне тестування 2012 історія україни Т. С помощью своих мобильных устройств школьники всегда смогут проверять свои уроки. Немецкий язык класс. Horizonte. Данная контрольная работа предназначена для учащихся 6 класса. Цель работы: контроль сформированности речевой компетенции в чтении с пониманием основного содержания текста и письме. Текст по чтению по английскому языку: «Weather forecasts». Хочу предложить текст по чтению по английскому языку для 6-го класса Он называется: «Weather forecasts» Подборка текстов песен к урокам немецкого языка в начальной школе. В своей работе часто использую песни на уроках.топик на немецком, топик на немецком на тему, немецкие топики с переводом.Особливо якщо твір необхідно написати на німецькій мові. І тому в таких випадках учням потрібна допомога, яка може реалізуватися з допомогою посібника Твори з німецької мови класи.В.Бачкіс, І.Е.Бринзюк,.О.Григоренко, який містить в собі збірку творів з німецької мови. Відомо, що такий підручний має великий попит серед учнів всіх класів. Тому, краще не чекати поки даний посібник з’явиттся в магазині, а вже зараз використовувати його на нашому сайті. Он является официальным языком Германии, Австрии, Лихтенштейна, одним из официальных языков Швейцарии, Люксембурга и Бельгии. Немецкий язык относится к индоевропейской семье языков (германская ветвь). Письменность — на основе латинского алфавита. Немецкий язык – это официальный язык в Европейском союзе, используемый для ведения переговоров и саммитов. Немецкий язык используется для реализации большинства бизнес-проектов и является основным средством коммуникации для решения деловых вопросов. почему столь отличный блог еще німецькій мові на 5 клас клас тоже волнует Майстер-клас школяра. Всі матеріали на сайті доступні за ліцензією Creative Commons Attribution-Sharealike Unported CC BY-SA та GNU Free Documentation License (GFDL). Німецька мова.

Підручник для 5 класу. • Автор: Н.М.Басай,.М.Плахотник • Видавництво: «Освіта» • Рік видання: • Сторінок: • Формат файлу: pdf. У німецькій мові букв — 26, а звуків — Та сама буква в різних позиціях у слові може читатися по-різному. Щоб уточнити звукову будову слів, було створено транскрипцію — особливу систему знаків для передачі на письмі точної вимови звуків. Кожний знак німецькій відповідає календарно-тематичне планування 6 клас українська література одному звуку. biosonuyut.ru HOT. 9 MB 1 Скачать.Писати твори з німецької мови дуже просто для учнів сказати не можна. Але можна допомогти в написанні з допомогою Усі твори з Німецької мови, які дадуть можливість учням знайти і написати твір на різну тему. І вже з даними ГДЗ учню не буде проблематично написати твір, як це було раніше. Всі твори написанні якісно, без помилок і лише на відмінні оцінки. Твори написанні таким чином, що вчителі будуть думати що саме учень написав його. Враховуючи, що написання творів з німецької мови- трудомісткий процес, тоді дане ГДЗ буде корисним. Особливо для таких учнів, які не повністю володіють німецькою м. ГДЗ Німецька мова 5 класс к підручникам и робочим англійська мова аудіо уроки скачать торрент онлайн — решебники ❤.

Смотерть (ответы) відповіді на телефонах и планшетах.Електронний підручник німецької мови для п’ятого класу. Озвучений словник Німецьких слів і виразів, з картинками з вимовою від носіїв мови. Практика побудови та вимови пропозицій. Тести і домашні завдання для самостійного вивчення. год. для 5 класса. Алфавит немецкий. Немецкий алфавит — это алфавит на латинской основе, состоит из 26 основных букв:+ 4 особенные буквы: 3 умлаута (Ü, Ö, Ä) и лигатура «эсцет» (ß).  Грамматика. классы. Демонстрационные таблицы» серии «Наглядные пособия» адресовано учителям немецкого языка, а также может быть полезно учащимся для самостоятельной работы; рекомендовано родителям, стремящимся повысить уровень успеваемости своего ребёнка. Компакт-диск содержит комплект демонстрационных таблиц, систематизированных по основным темам грамматики немецкого языка в классах. Программное хід уроку з української мови 4 клас диска позволяет получить таблицу формата А1, состоящую из 8 фрагментов формата А4.Учебники школьной программы для 5 класса — вместе учим «Deutsch». Упражнения, ГДЗ, рабочие тетради у нас на сайте. Специально для учителя немецкого языка. Смотрите и скачивайте быстро уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по немецкому языку 5 класс.  Смотрите и скачивайте быстро уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по немецкому языку 5 класс. Показывать. Все разработки.

урока

Тема урока.

Подтема.

Количество часов

Календарные сроки

Контроль знаний (вид контроля)

Мультимедиа, Интернет,

средства обучения

Межпредметные связи (интеграция)

Практическая

работа

Повторение на уроке

дополнительный материал

Введение-1

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Беседа.

Тестирование. Проверка техники чтения.

Устное народное творчество-4

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

1

история

жанры фольклора. УНТ.

3

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

1

Беседа

Обучение чтению. Беседа.

4

Вн.чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былин. «Калевала» — карело-финский мифологический эпос.

1

Беседа

былина как жанр фольклора. Фольклор. УНТ.

5

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

1

былина жанры унт

Из древнерусской литературы-3

6

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. поучение как жанр древнерусской литературы. нравственные заветы Древней Руси. русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок).

1

опрос

история

Обучение чтению. Беседа.

летопись

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. . Прославление любви и верности.

1

учебник

поучение как жанр литературы. особенности жанра

8.

Р.р. Подготовка к письменной работе на одну из тем: 1. Народная мудрость в произведениях УНТ. 2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. 3. Что воспевает народ в героическом эпосе? 4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. 5. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

1

письменная работа

лист-опросник

унт

Из русской литературы XVIII века-2

9

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…». мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Понятие о жанре оды.

1

учебник

портрет поэта

история

жанры литературы. лирика

10.

Г.Р. Державин. «Река времени в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

портрет поэта

ода, как жанр литературы

Из русской литературы XIX века – 31

11

А.С. Пушкин. Слово о поэте. интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр1 и Карл XII.

1

учебник, портрет поэта. иллюстрации к произведению

история

метафора, эпитет. сопоставление

12

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке поэмы.

1

учебник, иллюстрации

композиция

13

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Понятие о балладе.

1

песнь, как жанр литературы

14

Р.Р. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».

1

учебник

летопись

15

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

1

учебник

повесть

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

1

опрос

лист-опросник

повесть

17

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

учебник, портрет поэта

сюжет, поэма

18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне…».

1

учебник

фольклор

19

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

1

учебник

художественные изобразительные средства

20

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

1

контрольная работа

лист-опросник

теория литературы

21

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей – запорожцев.

1

учебник, портрет писателя

история

роды литературы, повесть, историческая и фольклорная основа произведения

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

1

иллюстрации к произведению

противопоставление как средство худож. выразительности, литературный герой

23

Р.р. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

карточки

литературный герой, описание.

24

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

учебник, портрет писателя

пейзаж, метафора, олицетворение

25.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра.

1

учебник

стихотворение в прозе

26

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

1

учебник, портрет поэта

история

историческая поэма, трехсложный размер стиха

27

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины.

1

учебник

поэма

28

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел.

1

учебник, портрет писателя

баллада

29

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

1

учебник, портрет писателя

сатира, юмор

30

Р.р. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина».

1

учебник

сказка, комизм, гротеск

31

Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

к.р.

лист-опросник

32

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

учебник, портрет писателя

повесть, автобиографическое художественное произведение

33

Л.Н. Толстой. Сложность взаимоотношений детей и взрослых в повести «Детство».

1

учебник

герой-повествователь

34

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

1

герой-повествователь

35

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

1

учебник, портрет писателя

36

И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина».

1

учебник

рассказ

37

А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

1

учебник, портрет писателя

юмористические произведения, рассказ

38

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

1

учебник

сатира и юмор как форма комического

39

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

1

учебник

юмористические произведения, рассказ

40

Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

1

учебник

сатира и юмор как форма комического

41

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский. А.К. Толстой. И.А. Бунин..

1

учебник, сборники стихотворений

средства худож. выразительности

Из русской литературы XX века — 21

42

М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1

учебник, портрет писателя

тема и идея произведения

43

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

1

учебник, лист-опросник

44

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

1

карточки

портрет

45

Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького. «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

учебник

легенда

46

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Юмор автора.

1

портрет поэта, учебник

лирический герой

47

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

ритм, рифма, тоническое стихосложение

48

Л.Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

1

портрет писателя, учебник

пафос

49

А.П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению.

1

портрет писателя, учебник

проза

50

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.

1

жанры литературы

51

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

1

карточки

сочинение

52

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

1

пейзаж, сравнение и метафора

53

Контрольная работа «Письменный анализ эпизода или одного стихотворения».

1

к.р

лист-опросник

54

Вн.чт. Трудности и радости грозных лет ВОВы в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

1

история

публицистика

55

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

портрет писателя, учебник

литературные традиции

56

Е.И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».

1

портрет писателя, учебник

рассказ, особенности как жанра

57

Вн.чт. Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

1

портрет писателя, учебник

пейзаж

58

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий). Единство человека и природы.

1

сборники стихотворений

59

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

1

портрет поэта, учебник

лирический герой

60

Д.С. Лихачев. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

1

портрет писателя, учебник

публицистика, мемуары

61

М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

портрет писателя, учебник

62

Вн.чт. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…».

1

магнитофон

песня

Из литературы народов россии -1 час

63

Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

1

портрет поэта, учебник

рифма, ритм

Из зарубежной литературы -5 часов

64

Р. Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности.

1

портрет поэта, учебник

размер стихосложения

65

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

1

портрет поэта, учебник

66

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

1

учебник

особенности жанра хокку

67

О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

портрет писателя, учебник

смешное и возвышенное в рассказе

68

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

1

портрет писателя, учебник

фантастика

Итоговые уроки – 2 ч.

69

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.

1

повторение пройденного

70

Итоговый урок. «Человек любящий и умеющий читать – счастливый человек» (К. Паустовский).

1

презентация

Все сочинения по литературе за 7 класс

1. Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры.

Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

Тарас Бульба – один из представителей командного состава казачества. Он прекрасно управляет войском, наделен огромной силой воли и умом, относится с любовью к товарищам, уважает обычаи Запорожской Сечи. Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Тарас Бульба беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…»

Гордость Тараса Бульбы – это его сыновья Остап и Андрий, которые приехали с учебы. По его мнению, духовное образование – это лишь малая часть того, что необходимо молодому человеку для жизни, а самое главное – это боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.

Остап – это настоящий молодец, из которого впоследствии вырастает добрый запорожец, Андрий обладает более мягким характером, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако мечты Тараса Бульбы не сбываются. Остап погибает героем, а Андрий предает Родину и переходит на сторону врага.

Тарасу свойственно проявление отваги, например когда он пробирается на территорию врага, чтобы увидеть Остапа. Сцена встречи отца и сына потрясает своим драматизмом. Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрел, как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» – вопрошает Гоголь. Но Тарас ничем не выдал напряжения. Он смотрел на сына и говорил: «Добре, сынку, добре!»

Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Любовь не принесла Андрию ничего хорошего, напротив, она отгородила его от отца, друзей и Отчизны. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас – человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь его никто не может обвинить в пренебрежении идеалами Запорожской Сечи.

Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произносит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила характера Бульбы.

Николай Васильевич Гоголь был патриотом родной Малороссии. Все его творчество пришлось на эпоху Николая I. Это было время жестокого подавления свободомыслия и проявлений народного духа. Тарас Бульбы на многие десятилетия стал воплощением образа борца за независимость и справедливость, верного запорожским традициям, уверенного в победе над врагом, а повесть стала гимном свободолюбию.

В образе Тараса и его сыновей выражаются характеры всех слоев общества. Старый Тарас – это воплощение идеалов рыцарства, Андрий проявляет черты неустойчивой части казачества, которая склонна к предательству и измене, а Остап – воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

2. Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.

В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.

Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса – один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.

В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»

Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.

Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.

Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.

При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая-то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что-то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.

Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.

3. Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» посвящена героической борьбе украинского народа против чужеземцев. Образ Тараса Бульбы эпичен и масштабен, главным источником при создании этого образа был фольклор. Это украинские народные песни, былины, сказки о богатырях. Его судьба показана на фоне борьбы против турецкого и татарского владычества. Это положительный герой, он является неотъемлемой частью казачьего братства. Он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры.

Портрет Тараса Бульбы гиперболичен. Основу облика Тараса составляют богатырская сила, суровость и прямолинейность. Вот примеры его характеристик: «Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»; «навесил он на свои очи хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней»; «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Готовые сочинения на любую тему!

Вы здесь:

Темы сочинений по литературе 7 класс по программе коровиной

Сочинения 7 класс

Сочинение-описание внешности человека

Оцените сочинение:



1
1
1
1
1

>

Рейтинг 4.10 [789 Голоса (ов)]

>

В двух словах описать внешность человека сложно, так как каждый человек имеет свои особенности. Я расскажу о внешности свой подруги Марины.

Моя подруга — веселый и подвижный человек, слегка полновата, с роскошной рыжей шевелюрой и молочно-белой кожей. Ничего примечательного в ней нет, но если приглядеться внимательно к ее лицу, можно увидеть столько отличительных признаков, что, встретив ее на улице, вы не ошибетесь — мой рассказ именно о ней.

Читать далее…

Сочинение «Книга — наш друг и советчик»

Оцените сочинение:



1
1
1
1
1

>

Рейтинг 4.23 [501 Голоса (ов)]

>

Благодаря книгам люди передают свои знания и накопленный опыт друг другу и сохраняют их для потомков. Безусловно, книга является одним из самых важных изобретений человечества и серьезным двигателем прогресса.

Читать далее…

Сочинение на тему «Золотая пора детства»

Оцените сочинение:



1
1
1
1
1

>

Рейтинг 4.22 [265 Голоса (ов)]

>

Не секрет, что детство является самым светлым и радостным временем в жизни любого человека. Во всяком случае, это должно быть так, ведь именно в детстве формируются характер и личность человека, его отношение к себе и к окружающим.

Читать далее…

Сочинение на тему «Прозвища» (опасны или нет?)

Оцените сочинение:



1
1
1
1
1

>

Рейтинг 4.07 [226 Голоса (ов)]

>

У каждого человека есть имя, его нам дали родители. Скорее всего, имя нам придумывали, исходя из тогдашней моды, его благозвучности, либо в честь кого-то из родственников. Оно может нам нравиться или не нравиться, но так или иначе, будет сопровождать всю оставшуюся жизнь.

Читать далее…

Сочинение на тему «Нужна ли сатира сегодня?»

Оцените сочинение:



1
1
1
1
1

>

Рейтинг 4.31 [218 Голоса (ов)]

>

«Нужна ли сатира сегодня?» — вопрос, ответ на который для меня очевиден. Невозможно поверить в наступление времён, когда критиковать будет нечего и некого. Сатира – это, по сути, критика, разбавленная юмором. На мой взгляд, сатира будет жить вечно.

Читать далее…

Сочинение про волонтеров

Оцените сочинение:



1
1
1
1
1

>

Рейтинг 4.04 [114 Голоса (ов)]

>

Мы живем в сложное время. Многие не имеют стабильного дохода из-за безработицы, моральные ценности стали чем-то постыдным, наблюдается деградация общества.

Читать далее…

Сочинение-описание действий

Оцените сочинение:



1
1
1
1
1

>

Рейтинг 3.93 [119 Голоса (ов)]

>

Однажды я ездил погостить к бабушке в деревню, и там она научила меня варить борщ. Это оказалось совсем не так сложно, как я себе представлял.

Читать далее…

Сочинение на тему «Хочу» и «Надо»

Оцените сочинение:



1
1
1
1
1

>

Рейтинг 4.21 [162 Голоса (ов)]

>

В раннем детстве малыш знает только слово «хочу». Родители заботливо исполняют все его желания, чтобы он чувствовал себя любимым и счастливым. Однако со временем постепенно появляется слово «надо». Надо кушать то, что мама приготовила, надо мыть руки перед едой, надо слушаться родителей. С каждым годом этих «надо» становится все больше и больше. И они уже никуда не уйдут, а будут сопровождать тебя везде и всегда.

Читать далее…

Сочинение-интервью с писателем

Оцените сочинение:



1
1
1
1
1

>

Рейтинг 3.78 [81 Голоса (ов)]

>

Здравствуйте, сегодня мы встретились с известным писателем Алексеем Ивановым. Эта встреча панировалась долго и сегодня, наконец, он смог найти для нас время в своем плотном графике.

— Здравствуйте, Алексей! Спасибо, что нашли для нас время.

Читать далее…

Сочинение на тему «Легко ли быть учеником?»

Оцените сочинение:



1
1
1
1
1

>

Рейтинг 4.52 [67 Голоса (ов)]

>

Конечно, быть учеником трудно. Ведь нет такой науки, которую было бы просто постичь. Приходится много учиться, запоминать, прикладывать немало усилий, чтобы понять и разобраться в деталях. На то, чтобы выучить какой-то предмет, уходят годы.

Читать далее…

Сочинение «Мое положение в обществе»

Оцените сочинение:



1
1
1
1
1

>

Рейтинг 4.12 [66 Голоса (ов)]

>

Я простой школьник и не занимаю особого положения в обществе. Я имею ввиду, что не влияю ни на какие общественные процессы. Но все-таки я являюсь частью общества и в перспективе стану достойным его членом.

Читать далее…

Сочинение на тему «Учимся работать»

Оцените сочинение:



1
1
1
1
1

>

Рейтинг 3.82 [44 Голоса (ов)]

>

Все мы иногда ленимся, чего скрывать. Нам не хочется делать уроки, убираться в доме, читать книги или помогать маме. Это не самая лучшая черта характера, с которой нужно бороться.

Читать далее…

  • Темы сочинений по направлению отцы и дети 2019 от фипи
  • Темы сочинений по направлению человек путешествующий фипи
  • Темы сочинений по направлению преступление и наказание 11 класс
  • Темы сочинений по литературе 18 века для 9 класса
  • Темы сочинений по мастеру и маргарите для 11 класса