Темы сочинений по литературе 10 класс островский гроза

Автор на чтение 13 мин. просмотров 70 опубликовано 19.03.2021 гроза в творчестве александра островского стала одним из первых произведений эпохи,

На чтение 13 мин. Просмотров 70 Опубликовано

«Гроза» в творчестве Александра Островского стала одним из первых произведений эпохи, которое раскрывало не только уже известные проблемы в виде противостояния добра и зла, но и поднимало вопрос об актуальности общепринятых норм и правил. Так, именно главная героиня здесь — символ нового, настоящего и будущего. Однако является ли само самоубийство Екатерины протестом против «темного царства»?

Я считаю, что самоубийство действительно представляет собой яркий протест борьбы против общества, которое сильно устарело в собственных взглядах. Мир в пьесе делится на чистый и искренний — Катерина, лицемерный — Кабаниха, Дикой и Тихон. Самоубийство и символ нового — главная героиня — объединяются как бы одно целое, заставляя общество меняться.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Катерина — центральный персонаж — выросла в любящей семье. Родители много позволяли девушке, что позволяло ей заниматься любимыми делами. После замужества девушка переезжает в дом супруга, где также становится хозяйкой. Тем не менее, она так и не смогла почувствовать себя любимой в новой семье, ведь Тихон оказался слабовольным и во многом бесхарактерным человеком, полностью подчиняющимся воле матери. Уже на этом этапе Катерина предстаёт пред читателем как «луч света в темном царстве».

Искренняя и добрая девушка не смогла не поддаться соблазну. Она изменяет с Борисом не без вмешательства Вареньки — родной сестры Тихона, которая также не может стать счастливой из-за давления матери. Катерина искренне раскаивается в поступке, пытается объяснить окружению, что ее грех — результат халатного и бесчувственного отношения в семье. Кабаниха и Тихон критикуют и унижают героиню, хотя сами грешны не меньше: Тихон уезжает еженедельно в город для «работы», а сам проводит время в компании других женщин, а Кабаниха постоянно лицемерит и осуждает даже хороших людей, чувствуя себя барыней. Катерина не смогла справиться с давлением общества, Борис отказался от нее ради счастливой и безмятежной жизни. Теперь она видит только один выход — самоубийство.

Самоубийство действительно стало протестом в пьесе Александра Островского «Гроза», что доказывает последняя сцена. Тихон и Варенька — единственные, кто жалеют Катерину, а ее муж даже не побоялся впервые возразить матери. Это протест не только для героев произведения, но и общества, которому пришло время перестать заключать браки только ради выгоды и прислушиваться к мнению «авторитетных» личностей.

Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях?

Действительно, Катерина – сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей ” темного царства”. Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни.

Первый ее протест – это любовь к Борису, а второй – самоубийство.

Н. А. Добролюбов, автор статьи “Луч света в темном царстве”, утверждает, что в образе Катерины отражается та скрытая сила, которая выражена в стремлении народа к свободе и не может пробудиться в обществе, подобному ” темному царству” . Самый сильный протест исходит от слабых личностей, долгому терпению которых рано или поздно приходит конец.

Особенно остро эта проблема поставлена в произведении Островского “Бесприданница”. Личная жизнь не имела существования, поскольку общество вечно давало указания к жизни. Убийство Ларисы является душевным протестом против безразличия к интересам.

Таким образом, протест обществу возникает при долгой борьбе с образом жизни пагубно влияющих на личность людей.

Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость? по пьесе Гроза (Островский А. Н.)« Сочинение на тему “Образы Чацкого и Молчалина”Лирика И. Бродского Бродский И. А »

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Островский А. Н. » Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость? Островский А. Н. все сочиненияОстровский А. Н. краткие содержания

Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях ?

Действительно, Катерина- сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей “ тёмного царства”. Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни. Первый её протест- это любовь к Борису, а второй — самоубийство.

Н.А.Добролюбов, автор статьи “Луч света в тёмном царстве”, утверждает, что в образе Катерины отражается та скрытая сила, которая выражена в стремлении народа к свободе и не может пробудиться в обществе, подобному “ тёмному царству” .

Самый сильный протест исходит от слабых личностей, долгому терпению которых рано или поздно приходит конец.

Особенно остро эта проблема поставлена в произведении Островского «Бесприданница». Личная жизнь не имела существования, поскольку общество вечно давало указания к жизни.Убийство Ларисы является душевным протестом против безразличия к интересам.

Таким образом, протест обществу возникает при долгой борьбе с образом жизни пагубно влияющих на личность людей.

Полезный материал по теме: Скачать Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость?

<legend>Tags</legend>СмертьКатериныпротестилисмирение?Силавнейилислабость?

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

Вообще, вопрос о том, чем же является суицид — проявлением силы или слабости — достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление — гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины — сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов — это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати — личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» — сила или слабость?». Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

Гибелью главной героини завершается пьеса Островского «Гроза», жанр которой смело можно было бы обозначить как трагедия. Смерть Катерины в «Грозе» является развязкой произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Сцена самоубийства Катерины породила много вопросов и трактовок такого сюжетного поворота. Например, Добролюбов считал этот поступок благородным, а Писарев придерживался точки зрения о том, что такой исход явился «совершенно неожиданным для неё (Катерины) самой». Достоевский де полагал, что смерть Катерины в пьесе «Гроза» произошла бы и без деспотизма: «это жертва собственной чистоты и своих верований». Легко заметить, что мнения критиков разнятся, но при этом каждое отчасти истинно. Что же заставило девушку принять такое решение, совершить стол отчаянный шаг? Что означает смерть Катерины — героини пьесы «Гроза»?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробно изучить текст произведения. Читатель знакомится с Катериной уже в первом действии. Изначально мы наблюдаем Катю как немого свидетеля ссоры Кабанихи и Тихона. Этот эпизод позволяет понять нездоровую обстановку несвободы и угнетения, в которой приходится выживать Кате. Ежедневно она убеждается в том, что прежней жизни, такой, как была до замужества, уже никогда не будет. Вся власть в доме, несмотря на патриархальный уклад жизни, сосредоточена в руках лицемерной Марфы Игнатьевны. Муж Кати, Тихон, не в состоянии защитить жену от истерик и лжи. Его безвольное подчинение матери показывает Катерине, что в этом доме и в этой семье рассчитывать на помощь нельзя.

С детства Катю учили любить жизнь: ходить в церковь, петь, любоваться природой, мечтать. Девочка «дышала полной грудью», ощущая себя в безопасности. Её учили жить по правилам Домостроя: уважать слово старших, не перечить им, слушаться мужа и любить его. И вот Катерину выдают замуж, обстановка радикально меняется. Между ожиданиями и реальностью оказывается огромная, непреодолимая пропасть. Самодурство Кабанихи не знает границ, её ограниченность в понимании христианских законов ужасает верующую Катерину. А что Тихон? Он вовсе не тот мужчина, который достоин уважения или хотя бы сострадания. К часто выпивающему Тихону Катя чувствует только жалость. Девушка признаётся, что как бы она ни старалась полюбить мужа, ничего не получается.

Ни в какой сфере девушка не может реализовать себя: ни как хозяйка дома, ни как любящая жена, ни как заботливая мать. Появление Бориса девушка расценивает как шанс на спасение. Во-первых, Борис непохож на остальных жителей Калинова, и ему так же, как и Кате, не нравятся неписаные законы тёмного царства. Во-вторых, Катю посещали мысли о том, чтобы добиться развода и после этого жить с Борисом честно, не боясь осуждения со стороны общества или церкви. Отношения с Борисом развиваются стремительно. Одной встречи хватило двум молодым людям, чтобы влюбиться друг в друга. Даже не имея возможности поговорить, Борис мечтает о Кате. Девушка сильно переживает возникшие чувства: она иначе воспитана, не может Катя гулять с другим тайно; чистота и честность «мешают» Кате скрывать любовь, делать вид, будто всё «шито крыто» и другие не догадываются.

Очень долго девушка решалась на свидание с Борисом, и всё же пошла ночью в сад. Автор не даёт описание тем десяти дням, когда Катерина виделась с возлюбленным. Это, собственно, и не нужно. Легко представить их досуг и растущее ощущение теплоты, которое было в Катерине. Сам Борис говорил «только те десять деньков и пожил». Приезд Тихона Кабанова выявил новые стороны в характерах персонажей. Оказалось, что Борис вовсе не хочет огласки, он лучше откажется от Кати, чем вовлечёт себя в интриги и скандалы. Катя же, в отличие от молодого человека, хочет рассказать о сложившейся ситуации и мужу, и свекрови. Будучи несколько мнительным и впечатлительным человеком, Катя, подгоняемая раскатами грома и словами полоумной барыни, признаётся во всём Кабановым.

Сцена обрывается. Далее мы узнаём, что Марфа Игнатьевна стала ещё жёстче и требовательней. Она унижает, оскорбляет девушку намного сильнее, чем прежде. Катя понимает, что виновата не так сильно, как хочет убедить её свекровь, ведь такая тирания нужна Кабанихе лишь для самоутверждения и контроля. Именно свекровь становится главным катализатором трагедии. Тихон, скорее всего, простил бы Катю, но он может только подчиняться матери и уходить пить к Дикому.

Представьте себя на месте героини. Представьте всё то, с чем ей ежедневно приходилось справляться. То, как поменялось к ней отношение после признания. Муж, который не может перечить матери, но при любой удобной возможности находит утешение в алкоголе. Свекровь, олицетворяющее всю ту грязь и мерзость, от которой чистый и честный человек хочет держаться как можно дальше. Сестру мужа, единственную, кто интересуется твоей жизнью, но при этом не может до конца понять. И любимого человека, для которого общественное мнение и возможность получения наследства оказались гораздо важнее, чем чувства к девушке.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://sochinyalka.ru/2020/12/yavlyaetsya-li-samoubijstvo-ekateriny-protestom-protiv-temnogo-tsarstva.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/smert-kateriny-protest-ili-smirenie-sila-v-nej-ili-slabost-po-pese-groza-ostrovskij-a-n/
  • https://my-soch.ru/sochinenie/smert-kateriny-protest-ili-smirenie-sila-v-nej-ili-slabost
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/samoubiystvo-kateriny-sila-ili-slabost.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/smert-kateriny-v-groze.html

Автор: Островский Александр Николаевич, родился в 1823г, умер в 1886г. Драматург, один из основоположников современного русского театра, основатель Артистического кружка. Автор более пятидесяти литературных произведений. Самые известные пьесы – «Гроза», «Бесприданница», «Лес».

Название: «Гроза»

Жанр произведения: пьеса.

Тема произведения: конфликт поколений и ценностей

     Число страниц: 64

Годы написания пьесы «Гроза» — 1859, постановка в театре – спустя месяц. Прототипом главной героини пьесы стала актриса Любовь Косицкая, она же первой исполнила роль Катерины. Царствование Александра II. В России острый кризис крепостнической системы, общественная активность, нарастание протестных настроений, формируется предреволюционная ситуация.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Катерина – молодая женщина, жена Тихона. Скромная, порядочная, честная. Эмоциональная, ранимая. Не любит мужа, но понимает долг перед ним и его семьей. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».
  2. Марфа Игнатьевна Кабанова – свекровь Катерины. Властная, сильная женщина, глава семьи. Вдова, богатая купчиха. «Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?».
  3. Тихов Кабанов – муж Катерины. Слабый человек, полностью зависимый от матери. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»
  4. Борис – молодой человек, заезжий в Калинове. Влюблен в Катерину.«Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

В пьесе «Гроза» — два резко отрицательных героя, это Дикой и Кабаниха. Остальные герои могут быть условно отнесены к положительным, но исследователи трактуют их, как «смирившихся» или «приспособившихся» к «темному царству».

Время и место действия пьесы «Гроза» — Россия, середина XIX века, вымышленный город Калинов на Волге.

Краткое содержание пьесы «Гроза»

  1. Молодая женщина Катерина живет в семье мужа с властной, деспотичной свекровью. Она страдает от одиночества и непонимания. Свекровь Кабаниха третирует Катерину, муж не заступается за нее, находясь под влиянием матери.
  2. Катерина влюбляется в Бориса, племянника жадного самодура, купца Дикого. Ее чувство взаимно. Когда муж уезжает, Катерина решается на измену. Встречам помогает сестра Тихона Варвара.
  3. Когда муж возвращается, Катерина, не в силах жить во лжи, признается в измене. Тихон по слабости характера готов простить жену, но свекровь изводит ее упреками, муж пьет. Катерина рассказывает о своем горе Борису.
  4. Борис сообщает, что дядя отправляет его в Сибирь. Взять с собой Катерину он не может.
  5. В отчаянии во время сильной грозы Катерина бросается в Волгу и погибает. Тихон говорит матери, что это она погубила Катерину. 

Главная мысль пьесы «Гроза».

Основное смысловое и эмоциональное содержание пьесы «Гроза» — конфликт светлого, поэтического духовного начала и косности, авторитарности, грубости. Это конфликт касается не только любовной сферы, но и общего уклада жизни провинциального города, который типичен для этой эпохи.

Отзыв о пьесе «Гроза».

На первый взгляд, пьеса отражает типичную любовно-бытовую историю, характерную для любой эпохи. Конфликт невестки и свекрови, супружеская измена – эти явления всегда были и есть в нашей жизни. Именно поэтому пьеса «Гроза» легко актуализируется и переносится на современный материал. Самоубийство Катерины – жест отчаявшейся, опозоренной женщины, которую впереди не ждало ничего хорошего. И в то же время это протест, последняя воля, которую она может выразить самостоятельно, независимо от всех. Это ее отказ жить по нечеловеческим правилам, жить в том мире, куда она попала из любящего материнского дома. Легкий, разговорный язык пьесы, динамичный сюжет, узнаваемые типажи характеров делают ее еще ближе к читателю любой эпохи.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего в пьесе «Гроза» мне запомнилось второе явление пятого действия – монолог Катерины. Он пронизан болью и отчаянием женщины, ее одиночеством, страхом перед будущим. Она явственно задумывается о смерти, но пока еще не готова убить себя, ей было бы проще принять казнь и тем самым искупить свою вину. «Прежде, говорят, убивали. Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была». Этот эпизод готовит читателя к грядущей трагической развязке, нагнетает напряжение. Несмотря на то, что ее жизнь рушится, Катерина тоскует по Борису, изнывает от любви к нему. В этом выражается вся цельность ее натуры, готовность к любви и самопожертвованию. «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя!».

 Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

Пьеса написала «бытовым» языком, практически не содержит непонятных слов и выражений.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Знай свое дело – молчи, коли уж лучше ничего не умеешь. (Варвара)
  • Чужая душа потемки. (Кабанова)
  • Чего сама-то боится, тем и других пугает. (Варвара)
  •  Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. (Катерина)
  • Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Тихон)
  • Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это. (Катерина)
  • Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно (Борис)

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Читаем на каникулах роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», а также «Сказки для детей изрядного возраста»:

«Дикий помещик»

«Премудрый пискарь»

«Самоотверженный заяц»

«Медведь на воеводстве»

«Вяленая вобла»

«Орел-меценат»

«Карась-идеалист»

3 декабря

Тест по творчеству И.С.Тургенева

Дорогие десятиклассники, вам необходимо скачать файл по ссылке, заполнить его и прислать мне на почту в течение дня проведения урока. Не забудьте сохранить изменения в файле.

Ссылка

2 декабря

Вопросы для размышления:

  1. Прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?
  2. Каковы философские итоги романа?
  3. Какая связь существует между заглавием и романа и его философскими
    итогами?
  4. Какой же выход предлагает писатель?

Ссылка на интернет-доску «Образ Базарова»

25 ноября

              План анализа эпизода       

     Эпизод –
(греч. вставка)- относительно самостоятельная единица действия произведения,
отрывок, фрагмент, в котором говорится о законченном событии,
происшествии. 

1.    Какое место занимает эпизод в контексте произведения (
раскрывает идею      произведения,
характер героя, обстановку, время действия и т. п.)

2.    Границы эпизода (в тексте, во времени, в
пространстве), его название (если это требуется).

3.    Место данного эпизода в сюжете и композиции ( является
ли частью экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки,
эпилога). Что предшествует эпизоду , что следует за ним. 

4.    Аналитический пересказ эпизода с наблюдениями над
способами выражения авторской позиции через художественные детали: портрет
героя( лицо, фигура, одежда, привычки, манеры), интерьер, монолог, диалог, с
наблюдениями над динамикой мысли или действия, сменой настроения, развитием
состояния, характера героев и их отношений.

5.    Особенность построения (композиции) эпизода. 

6.    Художественные особенности
(изобразительно-выразительные средства) и их роль.

7.    Взаимосвязь эпизода с произведением в целом, в
частности то новое, что он несет для понимания целого.

8.    Дополнительные свободные наблюдения.

21 октября

Обломов и Ольга. История любви

1. Знакомство, пение Ольги, восторг Обломова (часть 2, глава 5)

2. Признание в любви (часть 2, глава 5)

3. Встреча в парке, ветка сирени. Повторное признание в любви и прощение Ольги. (часть 2, главы 6-8)

4. свидание на горе (часть 2, глава 9)

5. Письмо (часть 2, глава 10)

6. Свидание в летнем саду (часть 3, глава 5)

7. Разлив Невы, снятые мосты — препятствие, причина отложить визиты к Ольге (часть 3, глава 6)

8. приезд Ольги на квартиру к Обломову (часть 3, глава 7)

9. Разрыв между Обломовым и Ольгой (часть 3, глава 11)

16 сентября

1. Прочитайте поэму М.Ю.Лермонтова «Демон».

2. Подумайте над вопросами:

— Каким вы увидели Демона в начале поэмы? Отметьте его положительные и отрицательные черты.

— Можем ли мы сказать: положительного или отрицательного больше в поступках и характере героя?

— Почему Демон счастлив только в воспоминаниях?

— Каково состояние Демона, увидевшего Тамару?

— Виновен ли Демон в смерти жениха Тамары?

— Почему Тамара уходит в монастырь? Почему Бог прощает Тамару?

— Искренна ли исповедь Демона? Или это лишь способ завладеть сердцем Тамары? Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

— Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

3. Письменно ответьте на вопрос: «За что наказан Демон?»

NB: К субботе вам предстоит прочитать повести Н.В.Гоголя «Портрет» и «Нос».

18 сентября

1 урок

Повесть Н.В.Гоголя «Нос»

Подумайте над вопросами:

1.  Кто такой Ковалев? С какой целью Ковалев приехал в Петербург?

2. Каков портрет Ковалева?

3. Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил
визиты своим знакомым?

4. Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?

5. Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего. 

6. Изменилось ли поведение Ковалёва после утраты носа и после его возвращения?

7. Зачем
понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего? 

8.Зачем Гоголь в вполне реалистическое повествование ввёл фантастический сюжет? Для чего  создаёт гротескную ситуацию? 

9.Что
делает автор, чтобы разрушить маску “приличия” изображаемого им общества? 

Сделайте вывод по прочитанной повести на тему «О чём предупреждает нас Гоголь?» и запишите его в тетрадь.

2 урок

Повесть «Портрет»

1. В чем проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал
в жизни художника Чарткова?

2.  О чем предупреждал Чарткова профессор живописи?

3. О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в
раме портрета? какой путь выбрал художник?

4. Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство? 

5. Понимал ли это сам художник? 

6. Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к
золоту?

7. Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

8. Как закончил жизнь Чартков?

9. Какие слова в повести можно назвать гимном жизни, не только для гениев, но и
для  обыкновенных людей?

10. Какова же главная тема в повести «Портрет»? Какие проблемы затрагивает автор?

NB: следующее произведение для изучения — пьеса А. . Островского «Гроза»

Готовимся к контрольной работе по литературе (14.05.21)

1.     Соотнесите 
названия произведений и авторов

1)А.Пушкин        

А) «Ранние журавли»

2) Ч.Диккенс 

Б) «Тамань»

3) М.Лермонтов    

В) «Невский проспект»

4) А.Островский     

Г) 
«Приключения Оливера Твиста»

 5)
Н. Гоголь        

Д) «Сотников»

6) И.С. Тургенев

Е) «Белые ночи»

7) Ф.М. Достоевский

Ж) «Живые мощи»

8) В. Быков

З) «Гроза»

9)Ч.Айтматов

И) «Зимнее утро»

     
Соотнесите  названия произведений
и авторов

1) И. Гончаров

А) «Ранние журавли»

2)В. 
Кондратьев

Б) «Фаталист»

3) М.Лермонтов    

В) «Портрет»

4) В.Гюго  

Г) 
«Сашка»

 5)
Н. Гоголь        

Д) «Альпийская баллада»

6) И.С. Тургенев

Е) «Бесы»

7) Ф.Достоевский

Ж) «Живые мощи»

8) В. Быков

З) «Собор Парижской Богоматери»

9)Ч.Айтматов

И) «Обыкновенная история»

2.     Установите соответствие: чем
являются выделенные слова?

1) Нет, не пошла Москва моя                  

  К нему с повинной головою.

А)
метонимия

2) Над садами высоко плавал коршун.   

Б) сравнение

3)
Что может
собственных Платонов  

И быстрых разумом Невтонов…

В) олицетворение

4)
То крылом
касаясь тучи,

 то стрелой взмывая в небо…               

Г) эпитет

5) Сон золотой, выстрел

 беспечный
,говорливая гармоника

Д) метафора

6)
Лазурь
небесная смеётся,                    

ночной  омытая грозой…                                                              

Е)
синекдоха

Установите соответствие: чем
являются выделенные слова?

1) Мы все глядим в Наполеоны.

А)
метонимия

2) Я
навел на нее лорнет и заметил, что мой дерзкий лорнет рассердил ее не на шутку

Б) сравнение

3)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…

В)
олицетворение

4)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит…

Г)
эпитет

5) Выткался на озере алый цвет
зари.

Д)
метафора

6)
Буря воет
в саду,

Буря ломится в
дом…

Е)
синекдоха

3.      Как
называются обороты речи, слова или выражения, употреблённые в переносном
значении?

4.     
 Укажите, какая из перечисленных
композиционных частей не является обязательной?

А)
пролог         Б) кульминация           
В)
завязка                  Г) развязка

Укажите, какая из перечисленных
композиционных частей не является обязательной?

А)
кульминация          Б) эпилог          
В)
завязка                  Г) развязка

5.     
  Какое литературное направление господствовало
в литературе второй половины 19 века?

А)
романтизм           Б)
сентиментализм      В
)
классицизм                  Г)
реализм

 Какое литературное направление господствовало
в литературе  18 века?

А)
романтизм           Б)
сентиментализм      В
)
классицизм                  Г)
реализм

6.     
   Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат
Паллада»?

  А) Л.Н.Толстой        Б)
И.А.Гончаров         В) А.П. Чехов       Г) Ф.М. Достоевский

7.      Герой какого
произведения говорил, что «природа не храм, а мастерская…»?

А)
Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей              

Б)
И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

В) А.Н.Островский,
«Гроза»,Катерина Кабанова                          

Г)
Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин

Герой какого произведения говорил, что нравы в городе «жестокие»?

А)
Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей              

Б)
И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

В) А.Н.Островский,
«Гроза»,Кулигин                          

Г)
Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин

8.     
Укажите, кто из русских критиков
назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве»?

А)
В.Г.Белинский     Б) Н.Г.Чернышевский      В
)Н.А.Добролюбов       Г)
Д.И.Писарев 

           Укажите, кто из русских
критиков написал статью «Что такое обломовщина?»?

А)
В.Г.Белинский     Б) Н.Г.Чернышевский      В
)
Н.А.Добролюбов       Г) Д.И.Писарев 

9.     
Перед вами
синтаксические/стилистические/ приемы. Выпиши названия средств, не являющихся
таковыми.

  Анафора, гипербола,
градация, парцелляция, антитеза, метонимия, риторический вопрос, оксюморон

10.  
Агафья Пшеницына – это героиня:

  А) романа
И.С.Тургенева «Отцы и дети»       

Б) романа
Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание»        

В) романа
И.А.Гончарова «Обломов»            Г)
романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Укажите, каков социальный статус Марфы
Игнатьевны Кабановой (А.Н.Островский «Гроза»)

А)
мещанка          Б)
крестьянка
             В)
дворянка                         Г)
купчиха

11.  
Соотнесите название произведения и тематику

1.
«Медный всадник»

а)
тема человеческого достоинства, свободы, сохранения  личности в условиях деспотизма и
самодурства, честности, справедливости, нравственного выбора

2.
«Обломов»

б)
Преемственность поколений, духовный конфликт человека,  «новый человек», испытание любовью

3.
«Преступление и наказание»

в)
Личность и государство, тема «маленького человека», роль Петра в истории
России и судьбах людей

4.
«Гроза»

г)  символический образ Петербурга, всей
России, мир и человек, видимое и реальное, тема обезличивания

5.
«Невский проспект»

д)
духовная деградация. Противоречивость внутреннего мира, тема воспитания

6)
«Отцы и дети»

е)
Тема «маленького человека»,  духовное
богатство личности, ответственность за содеянное, гуманизм, протест против
бесчеловечности общества, христианские ценности

Соотнесите название произведения и
тематику

1. «Белый
пароход»

а)
тема человеческого достоинства, свободы, сохранения  личности в условиях деспотизма и
самодурства, честности, справедливости, нравственного выбора

2«Портрет»

б)
самопожертвование,  поддержка и
взаимовыручка, стремление к свободе, вечная тема любви

3«Альпийская
баллада»

в)
добро и зло, моральные и духовные ценности, взаимодействие человека и
природы, влияние цивилизации на человека, ребёнок и взрослый мир

4. «Гроза»

г)  тема страдания, духовная красота человека,
тема смирения, покорности обстоятельствам, кротости, заботы о других, тема
подвижничества, святости

5. «Живые мощи»

д)
разоблачение романтизма, поиска идеала, нормы жизни, смысл жизни, тема
«духовной биографии», взросление и разочарование в собственных идеалах

6) «Обыкновенная
история»

е) проблема истинного искусства и места художника в
современном мире, мужество и стойкость творческого человека, умение
отстаивать свои произведения, проблема таланта

12.  
Укажите автора и название
произведения, в «котором дан психологический отчёт одного преступления»?

 
А) А.Н. Островский  «Бешеные
деньги»        Б) 
Ф.М. Достоевский  «Преступление и
наказание»

 
В)  Л.Н. Толстой  «Живой труп»                    Г)  Н.С. Лесков 
«Леди Макбет Мценского уезда»

Кто из героев «Грозы» произносит монолог?

«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

А)
Кабаниха                        Б)
Варвара                     В)
Катерина                     Г) Феклуша

13.    Какой художественный приём использовал
автор  в данном произведении?

Блажен незлобивый поэт,

             В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства…

Но нет пощады у судьбы.

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Её страстей и заблуждений.

 
А)  аллегория            Б) 
антитеза               В)  метафора                    Г)  гипербола

Какой
художественный приём использовал автор  в
данном произведении?

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет

 
А)  аллегория            Б) 
эпитет              В)  метафора                    Г)  гипербола

14.   Какой
литературный тип изображён в образе Дикого (А.Н. Островский, «Гроза»)?

 
А) тип «маленького человека»                     Б) тип «лишнего человека»

 
В) самодур                                    Г)
романтический герой

Какой
литературный тип изображён в образе Печорина ?

 
А) тип «маленького человека»                     Б) тип «лишнего человека»

 
В) самодур                        
                           Г) романтический герой

15.  
Дать развернутый ответ на вопрос (5 —
10 предложений): Кто из героев русской литературы вам понравился больше всего и
почему?

 Итоговая контрольная работа (проект)

Работу сдать 29-30 апреля.

Проект выбираете самостоятельно (1 на выбор).

Предлагаю 3 темы проекта.

1. Доклад «Символическая поэзия» (оформление в виде доклада — соблюдать все требования к оформлению доклада, обязательно наличие фотографий или иллюстраций). В докладе опираться на произведения Поля Валери, Ин. Анненского, А. Блока, Вяч. Иванова.

2. Подготовить публичное выступление на тему «Художественная литература и мы». Обязательное высказывание своего мнения, в качестве аргументации привести 2-3 примера. К выступлению (напечатанное) прилагается презентация.

3. Работа с рассказом К.Ушинского «Слепая лошадь». На примере данного рассказа продемонстрировать 2 стратегии чтения. Оформление — в виде презентации или в форме таблицы, схемы. Можно предложить свою форму изложения.

2 февраля 2022 года предусмотрен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) для участников, которые получили «незачёт» или не смогли принять участие в нем в основной срок (1 декабря 2021 года) по уважительным причинам (например, по причине болезни).

Как «подтянуться» за оставшееся время, что повторить и на что обратить внимание – рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.

Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма) – последняя часто содержит метафору, предполагает неоднозначность суждения и требует перевода на общеупотребительную лексику, чтобы была понятна проблема, по которой будет развернуто рассуждение.

Пример названия-утверждения – «Путешествовать – это значит изменяться». Оно является законченным суждением, и автор сочинения должен высказать свое согласие или несогласие с тезисом. Эта формулировка требует аргументированного подтверждения или опровержения заключенной в названии позиции.

Вопросный тип формулировки названия – «Технический прогресс – это надежда или опасность для человечества?» – требует самостоятельного ответа на вопрос и его доказательства.

Самым, пожалуй, сложным является вариант названия в форме цитаты, например «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский). В цитате содержится метафора, которую нужно понять и объяснить, в данном случае – что означает «рушится человек».

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, что будет частью композиционного фрагмента «я-высказывание». Можно порассуждать о том, что такое дорога, человек путешествующий, жизненный путь, новые технологии, риски цивилизации, экологические проблемы, преступление, совесть, раскаяние, вечные темы, шедевры литературы, гражданин, долг, личная ответственность, социальная справедливость и другое. Автор должен изложить свое понимание основного понятия, и в этом случае ученику поможет обращение к толковому словарю. Можно рассмотреть родо-видовые характеристики понятия, противопоставление к нему, понаблюдать за тем, как оно представлено в малых фольклорных жанрах (пословицах, поговорках), в повседневной речи, что позволит глубже и полнее раскрыть значение ключевого слова в своем рассуждении.

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Аргументация вначале может включать собственные доводы, а уже потом примеры из литературных произведений. Важно при доказательстве своего мнения не ограничиваться общими суждениями или пересказом произведения, а анализировать конкретный эпизод, ситуацию, конкретного героя, которые имеют отношение к проблеме сочинения и делают приведенные доводы убедительными.

Примеры аргументации:

По направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно обратиться к таким произведениям, как:

  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,
  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова,
  • «Вишневый сад», «Степь» А.П. Чехова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохова и др.

В сочинениях направления «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» могут быть использованы:

  • «Гроза» А.Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М.А. Булгакова,
  • «Песчаная учительница» А.П. Платонова,
  • «Мы» Е.М. Замятина,
  • «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина,
  • «Кысь» Т.Н. Толстой,
  • «1984» Дж. Оруэлла,
  • «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери и др.

Приводя аргументацию по направлению «Преступление и наказание – вечная тема», можно привлечь:

  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского,
  • «Войну и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Темные аллеи» И.А. Бунина,
  • «Олесю» А.И. Куприна,
  • «Старуху Изергиль» М. Горького,
  • «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова,
  • «Гамлета» У. Шекспира и так далее.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня». Это тематическое направление предполагает рассуждение о произведениях искусства, наиболее близких ученику, и размышления о том, почему они стали для него таковыми. Темы в рамках этого направления позволяют лучше понять себя, разобраться со своими внутренними проблемами. Важно помнить, что, обращаясь к фильму, спектаклю, музыкальному произведению или живописи, нужно говорить о литературе, которая стала основой для их создания.

В сочинениях направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» при доказательстве своего суждения можно опираться на такие произведения, как:

  • «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова,
  • «Недоросль» Д.И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,

«Историю одного города», сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.

Советую обращаться при аргументации своей позиции не только к объемным произведениям (романам, повестям, драмам), но и к малым жанрам художественной литературы, публицистическим произведениям, в том числе современным. Например, можно использовать цикл миниатюр в прозе А.И. Солженицына «Крохотки», краткие по форме и выразительные по содержанию литературно-философские эссе Ю.В. Бондарева «Мгновения», короткие рассказы В.П. Астафьева «Затеси», В.М. Пескова «Окно в природу», «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, в которых авторы обращают читателя к темам и проблемам, волнующим человека. Писатели размышляют о цели и смысле жизни, времени, выборе, совести, тайнах природы, отношении к родине, сложных человеческих отношениях, нравственных ценностях.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщается тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (свои доводы и примеры из литературных произведений). В этой части (или во вступлении) можно раскрыть значение ключевых понятий. Заключение – это подведение итога, выводы по своим рассуждениям. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

Таким образом, для успешного написания итогового сочинения учащимся нужно развивать свои аналитические умения, хорошо изучить литературный материал и научиться ясно выражать свои мысли в письменной форме.

Источник: «Вести образования»

  • Темы сочинений по комедии горе от ума 9 класс перечень
  • Темы сочинений по драме гроза 10 класс в формате итогового сочинения
  • Темы сочинений по дубровскому 6 класс с планом презентация
  • Темы сочинений по комедии фонвизина недоросль для 8 класса
  • Темы сочинений по дубровскому 6 класс фгос