Темы сочинений по лирике блока есенина маяковского 11 класс

Сочиненияпо литературеесенинтема и образ природы в лирике сергея есенинасергей есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом
  • Сочинения
  • По литературе
  • Есенин
  • Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Природа у Есенина может отражать внутреннее состояние самого поэта. В стихотворении «Клен ты мой опавший…» поэт напрямую связывает себя с окружающим миром. Он обращается к клену, словно к давнему товарищу, рассказывает о своей жизни, делится проблемами. Есенин и сам себя сравнивает с кленом, но с молодым деревом, которое в самом расцвете жизненных сил.

В стихотворении «Черемуха душистая…» черемуха предстает в образе молодой девушки, которая к весне принарядилась и завила кудри. Здесь снова нет явного лирического героя. Читателю предлагается вместе с поэтом наблюдать за тем, как мир природы живет своей жизнью, которая так похожа на нашу. Вот стоит молодая девушка, ее кудри золотятся и переливаются на солнце, а рядом звенит ручей, который словно юноша играет и резвится под теплыми лучами, стряхивая с себя зимнее оцепенение. Еще сильнее мотив олицетворения проявляется в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…». В нем проселочная дорога спит и мечтает о зиме, а месяц сравнивается с рыжим жеребенком, который запрягается в сани.

Русская природа — источник неисчерпаемого вдохновения для Есенина. В стихотворении «Русь» он описывает бескрайние поля и леса, голубой купол неба над ними, деревянные хатки. Не обошлось здесь и без мистических мотивов. Ведь крестьянская природа для поэта наполнена мифами, легендами, преданиями. Это стихотворение написано в 1914 году, после начала Первой мировой войны. Есенин был далек от политики, но он смог показать, как природа реагирует на все происходящее. Словно предчувствуя беду сгущаются тучи, гремит гром, вокруг разносится карканье ворон. Это еще раз подтверждает, что крестьяне для Есенина живут в неразрывной связи с природой. Она реагирует на всеобщую беду и скорбит со всей Россией.

Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Золотая и прелестная роща – «отговорила», береза-березонька, словно девица «принакрылась» снегом, тополи невольно шепчут, а вербы плачут.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир — здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Человек и природа в лирике Сергея Есенина

Реферат по литературе на тему:

«Человек и природа в лирике Сергея Есенина»

      Реферат подготовила
      ученица 11 класса
      МОУ «СОШ»№4
      Брагина Елена
      Учитель:
      Штокман Людмила Аркадьевна

Природа в лирике Сергея Есенина.

Тема природы традиционная в русской литературе. Немало поэтов посвятили свои произведения ее красоте, поделились размышлениями, что навеяли ее картины. Но голос Сергея Есенина не только не теряется среди многих произведений на эту тему, но и выделяется в этом хоре своей самобытностью, его узнаешь сразу, он понятен и очень близок. Пожалуй, ни один из русских поэтов XX века не пользовался и не пользуется популярностью такого широкого круга читателей, таких разных по возрасту, образованию, жизненным опытом. Картины природы в его стихах трогают и завораживают читателя. Он как бы выражает то, что чувствует, но не может выразить читатель. И вместе с поэтом его читатели испытывают чувство своего единства с природой. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина. Она — душа есенинских стихов, без нее они не могут существовать, утрачивая всю свою неповторимость и очарование.

Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе — ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается перезвон белых берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана — таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть — о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже.

Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно есенинское стихотворение не обходится без картин природы. Вначале это были пейзажные зарисовки, в которых природа заслоняла и вытесняла человека, а позднее пейзажные зачины и природные образы в лирической исповеди поэта. Природа у Есенина никогда не перестает быть царством чудесных превращений и се больше впитывает в себя «половодье чувств»: «Плюйся, ветер, охапками листьев – Я такой же, как ты, хулиган»; «В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть»; « И золотеющая осень. В березах убавляя сок, За всех, кого любил и бросил, Листвою плачет на песок».

Природный мир Есенина включает в себя небосвод с луной, солнцем и звездами, зори и закаты, ветры и метели, росы и туманы; он заселен множеством «жителей» — от лопуха до крапивы до тополя и дуба, от мыши и лягушки до коровы и медведя, от воробья до орла. «Небесные» пейзажи Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, луна и месяц упоминается и описывается более 160 раз, небо и заря – по 90, звезды – почти 80. Но фантазия поэта неистощима, и месяц предстает то «рыжим гусем», то всадником унылым», то шапкой деда, то он «жеребенком запрягался в наши сани», то рогом облако бодает, в голубой купается пыли», то, « словно желтый ворон, кружит, вьется над землей». А «земные» пейзажи Есенина – это в основном среднерусская природа во всей ее не броской, скромной красоте: « буераки… пеньки…. косогоры опечалили русскую ширь». Лишь в «Персидских мотивах» и кавказских стихах природа южная, экзотическая («рать кипарисов», «розы, как светильники, горят», «запах моря в привкус дымно-горький») И все же главная особенность есенинской природы – не разнообразие многоликость, не очеловеченность и в то же время живописность, а деревенский, крестьянский облик. Русская природа и деревенский быт определяют тематику ранних стихов Есенина, и прелесть этого естественного мира сливается у Есенина с горячей любовью к Родине России.

Две основные темы — Родина и природа – переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина – понятие абстрактное. Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начинаем любить и страну, которая ею представлена. Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы. Природа, деревня и родина своеобразно объединяются в его стихах в едином чувстве прекрасного. Любовь к родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии. Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она и показана не созерцательно, а в действии. Вечер, «свесившись над речкою, полощет водою белой пальцы синих ног», трава «сбирает мед с обветренных ракит», «пляшет сумрак», сосна «словно белою косынкой повязался» и «понагнулась, как старушка», «теплый вечер грызет воровато луговые поемы и пни», « чистит месяц рога» и так далее. Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, месяц, поля, травы – все в стихах Есенина движется, приходит в поэтические соотношения с человеком, со всей жизнью. Болото «курит облаком». Ивы «вызывает в четки». Вся душевная жизнь у Есенина сливается с жизнью природы:

      Край любимый! Сердцу снятся
      Скирды солнца в водах лонных
      Я хотел бы затеряться
      В зеленях твоих стозвонных.

Есенин принес в литературу образы родных полей, язык народа, его песен.

Тема природы отражает и эволюцию поэта, его мировоззрения. Ранняя лирика поэта захватывает читателя гармоничностью мировосприятия, передает влюбленность поэта в жизнь, во все, что его окружает. Когда поэт приобретает жизненный опыт, меняется его восприятие природы: именно она, природа, символизирует мир красоты, гармонии, мудрости, а люди, их отношения нередко противостоят гармонии природы:

      Знать у нас такое участие,
      И, пожалуй, каждого спроси –
      Радуясь, свирепствуя и мучась,
      Хорошо живется на Руси.
      Свет луны, таинственный и длинный,
      Плачут вербы, шепчут тополя.
      Но никто под окрик журавлиный
      Не разлюбит отчие поля…

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам». Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна.

Природа у Есенина – не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она — любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

Поэзия Есенина близка и понятна не только российским читателям. Она раскрывает богатый духовный мир поэта, его влюбленность в природу родного края, передает тончайшие переживания, разнообразные оттенки чувств. Природа родного края дает поэту возможность размышлять о смысле жизни, свое назначение и судьбу. Он чувствует свою личную ответственность за все, что его окружает. В природе он черпает силы и вдохновение.

Список использованной литературы:

1

. Л.Л.Бельская «Песенное слово». Издательство «Просвещение» 1990г.

2.

С.А.Есенин «Стихотворения» Том первый. Государственное издательство художественной литературы 1955г. Примечания. К.Зелинский и П.Чагин.

3.

Б.С.Локшина «Поэзия А. Блока и С.Есенина». Издательство «Просвещение» Ленинградское отделение,1978г.

Образец 4

В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.

Рассматривая раннюю лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. В более поздних текстах человек становится главным образом. Привлекательно то, что в каждом его четверостишии есть упоминания о привычных всем животных, растениях, явлениях окружающего мира. Но в каждом из них Есенин видит необыкновенный источник радости. Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.

Наиболее часто встречаются описания небесных явлений («Месяц рогом облако бодает», «Загорелась зорька красная», «Гляну в поле, гляну в небо…» и др.). Таким образом, Есенин передает свои переживания на фоне небесного свода, заставляя читателя беспрестанно восхищаться их участием в жизни человека.

Очень гармонично вплетаются в строки образы животных, растений, символизируя те или иные качества, сопровождая человека повсюду («Бредет мой конь», «На раздробленной ноге приковыляла», «Рву я по грядкам зардевшийся мак»). Каждая травинка, любой ручеек живут, дышат, принимают участие во всех эпизодах наравне с человеком, они отражают настроение Есенина (например, «Зашумели над затоном тростники» — фраза, в которой сосредоточена душевная тоска; «крапива…шепчет шаловливо» — слова, которые передают бодрость духа, хорошее начало дня поэта). В лирике Есенина природа соткана из богатой палитры красок, многообразия звуков, внутренним ритмом и музыкальностью.

Таким образом, любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.

Популярные сочинения

  • Что такое Настоящая любовь сочинение
    Фраза: «В любимом человеке нравятся даже недостатки, а в нелюбимом раздражают даже достоинства» действительно правдива.
  • Сочинение-описание по картине Оттепель Васильева (4 класс)
    Картина Васильева «Оттепель» написана в 1871 году, но стала известной только через несколько десятков лет, после того, как умер автор картины.
  • Сочинение О себе
    Я родился в обычной российской семье, со средним достатком. Рос как подобает типичному пареньку, с умением вляпываться в различные истории и передряги

Тема природы в творчестве Сергея Есенина

Сергей Есенин является одним из самых популярных, самых читаемых русских поэтов. Его творчество отличается необыкновенной силой непосредственности, искренности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Стихи Есенина – это чистосердечный разговор с слушателем, читателем. Вместе с этим Есенин еще и глубокий мыслитель. Мир чувств, мыслей и страстей лирического героя его стихотворений сложен и противоречив. Патриот своей родины, поэт был кровно связан со своим народом, с его поэтическим творчеством, с родной землей.

Замечание 1

Природа – это главная, всеобъемлющая стихия творчества Сергея Есенина.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Русская природа в лирике Есенина 410 руб.
  • Реферат Русская природа в лирике Есенина 250 руб.
  • Контрольная работа Русская природа в лирике Есенина 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Лирический герой его произведений связан с ней врожденно и пожизненно:

«Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали».

Поэзия Есенина – важный этап в формировании национального пейзажа, в котором наряду с традиционными мотивами запустелости, грусти, нищеты, включены необычайно яркие и контрастные краски.

Есенин чаще, чем другие поэты, использует понятия «родина», «край», «Русь»:

  • «Гой ты, Русь, моя родная…»
  • «Русь»
  • «Край любимый! Сердцу снятся…»
  • «О верю, верю, счастье есть…»
  • «Запели тесаные дороги»
  • «О край дождей и непогоды…» и т.д.

По — другому поэт изображает атмосферные и небесные явления – более изобразительно, картинно, в описаниях используя антропоморфные и зооморфные сравнения. Например, ветер – «рыжий ласковый олененок», месяц – «теленок», «жеребенок» и т.д.

Из небесных светил у Есенина на первом месте образ месяца – луны, он встречается почти в каждом третьем произведении (в 41 произведении из 127). При этом в стихах раннего периода преобладает «месяц», а в произведениях после 1920 года – «луна». В месяце поэт подчеркивает в первую очередь фигуру, внешнюю форму, силуэт. А луна – это главным образом свет и настроение, вызванное им – «луна хохотала, как клон», «тонкий лимонный лунные свет», «неуютная жидкая лунность» и т.д. Месяц в творчестве Есенина ближе скорее к фольклору, он как сказочный персонаж, а луна вносит романсовые, элегические мотивы.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 2

Есенина можно назвать создателем «древесного романа», лирическим героем которого является клен, а героинями – ивы и березы.

Очеловеченные образы деревьев получают «портретные» подробности» (например, у клена – «нога», у березы – «бедра», «стан», «подол» и т.д. Во многом благодаря Сергею Есенину белая береза стала восприниматься как национальный поэтический символ России. Другими излюбленными растениями поэта являются черемуха, липа, рябина.

Образы животных тоже раскрыты более проникновенно и сочувственно. Они становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний. С животными у лирического героя стихотворений Есенина кровно-родственная близость, как с «братьями меньшими».

У Есенина пейзажные мотивы имеют тесную связь не только с круговоротом времени в природе, и но и с возрастным течением человеческой жизни – грустью о прошедшей юности, чувством увядания и старения. Излюбленным мотивом Есенина является разлука с родным домом и возвращение на «малую родину». В его творчестве образы природы окрашены чувством ностальгии и преломлены в призме воспоминаний.

Есенин с особенной остротой ставит проблему сложных взаимоотношений природы с побеждающей ее цивилизацией:

«…сдавили за шею деревню

Каменные руки шоссе».

В творчестве Есенина значительное место занимают космические и фантастические пейзажи, которые выдержаны в стиле библейских пророчеств, но имеют богоборческий и человекобожеский смысл:

«Ныне на пики звездные

Вздыбливаю тебя земля!»;

«Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром…».

По выражению М. Горького, поэзия природы Есенина выражает «любовь ко всему живому в мире и милосердие». Она замечательно еще и тем, что впервые поэт последовательно проводит принцип уподобления природы самой природе и раскрывает изнутри все богатств ее образных возможностей.

Образ Родины в творчестве русских поэтов

В произведениях многих русских классиков звучит тема Родины. Она проходит через их творчество красной линией. Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения для многих композиторов, художников, писателей и поэтов. Стремление сделать свою родную страну еще лучше, еще прекраснее является основой для их произведений. Родина вызывает в каждом человеке самые теплые чувства. И сложно назвать поэта или писателя, который бы не посвятил своей Родине строки, идущие от души, самые искренние, самые трепетные. Литературный материал, связанный с темой Родины, огромен. В данной статье анализируется образ Родины в творчестве таких поэтов, как:

  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Ф. И. Тютчев
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блока
  • В. А. Маяковского
  • С. Е. Есенина.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Образ Родины в русской поэзии 490 руб.
  • Реферат Образ Родины в русской поэзии 270 руб.
  • Контрольная работа Образ Родины в русской поэзии 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Вариант 2

Патриотическая лирика была популярна среди многих поэтов серебряного века, однако далеко не у всех была наполнена трагизмом, присущим произведениям А. А. Ахматовой. Теме Родины А.А. Ахматова посвятила более десятка произведений, каждое из которых отличается эмоциональностью и проникновенностью. Эти стихотворения увидели свет в годы революции и гражданской войны, которые потрясли Россию.

Впервые патриотическую тематику в своем творчестве А. А. Ахматова раскрыла в стихотворном сборнике “Белая стая”, написанном в 1917 году. Произведения, вошедшие в сборник, описывают положение в стране без политического подтекста. По мнению А. А. Ахматовой, революция стала настоящей катастрофой, которая привела Россию к возможной гибели.

Поэтесса в те годы, как и многие, задавалась вопросом, остаться на Родине или мигрировать за рубеж. Будучи патриоткой, А. А. Ахматова не решилась покинуть Россию. Об этом она размышляла в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”, противопоставляя себя многочисленным мигрантам, спасающимся за рубежом. Но делает она это без осуждения и агрессии. Поэтесса испытывает лишь жалость к несчастным беглецам.

Стихотворение «Ты отступник…» опубликованное в 1921 году является автобиографичным. Оно посвящено Б. Анрепе, покинувшему Россию в годы гражданской войны. В строках произведения читается упрек. Лирическая героиня негативно относится к человеку, предавшему не только ее, но и родную страну.

В своих произведениях А. А. Ахматова стремилась связать себя с простым народом. Наиболее сильна эта связь в поэме “Реквием”, в которой несчастье лирической героини перекликается с трагедией тысяч обреченных людей. Каждая строка произведения наполнена болью и отчаянием.

С годами тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой значительно видоизменяется и эволюционирует. Это связано с изменениями в душе поэтессы и ее восприятии окружающего мира. В юности своей родиной она считала Царское село, где провела детские годы, позже она прониклась Санкт-Петербургом, а в военные года она наконец ощутила себя частью огромного народа и прониклась любовью к необъятной России.

Она переживает за дальнейшую судьбу страны, но несмотря на все царившие в ней бедствия, ни капли не жалеет о том, что осталась на Родине. Более того, поэтесса не отреклась от страны даже после того, как ее муж и сын были репрессированы советской властью.

Образ Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Великий поэт М. Ю. Лермонтов испытывал к Родине огромную любовь. Он желал своей стране процветания и счастья, любил свой народ, любил природу своей Родины. По мнению поэта, любовь к Родине означает борьбу за ее свободу, и ненависть к тем, что держит страну в рабских цепях. Тема Родины затронута во многих его произведениях. Например, любовь к Родине является темой таких его стихотворений, как «Поле Бородина», «Бородино», «Жалобы турка», «Два великана». Однако с наиболее полной силой эта тема раскрывается в его стихотворении «Родина», которое Лермонтов написал за несколько месяцев до своей гибели. В этом стихотворении поэт говорит о неведомой великой силе, которая зовет его к родным местам. В произведении патриотизм поэта противопоставляется официальному патриотизму. Прежде всего, поэт говорит о кровной связи с родной природой, со свои народом, с горестями и радостями русского народа. При этом свою любовь к Родине поэт считает странной, так как любит он только природу, народ, а официальную Россию, с ее самодержавно-крепостническим строем – «страну господ», поэт ненавидит.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В стихотворении «Родина» отражается горячая любовь поэта к родной природе, в нем Лермонтов воссоздает великолепные картины родной природы, где и разливы рек, подобные морям, и молчание степей, которое поэт называет холодным, и «безбрежное колыханье» лесов. Он говорит о величии родной природы, о ее силе и необыкновенной красоте.

Жизнь простого народа для поэта близка и понятна. Лермонтову было дорого все то, что связано с жизнью русского крестьянина.

Тема патриотизма занимает важнейшее место в лирике Лермонтова. В 1830 году поэт написал стихотворение «Поле Бородина», которое является воплощением чувств и мыслей, живущих в душе Лермонтова. А «Бородино», написанное несколькими годами позже Лермонтовым, который достиг политической зрелости, является одним из самых любимых произведений поэта. Данное стихотворение – это рассказ простого солдата о Бородинском сражении. В нем отражается настоящий патриотизм русского народа, патриотизм, в котором нет места хвастовству, позерству.

Замечание 1

Драматические события в стране всегда отражались в творчестве поэтов. Люди, преданные своей Родине, не могут спокойно жить, глядя на то, как преследуется все лучшее.

Тема родины в русской поэзии

(0)

Тема родины в литературе раскрыта у многих поэтов, в том числе:

  1. В лирике М. Лермонтова. Поэт признаётся в любви к местам, где он родился («Я видел тень блаженства; но вполне». 1831), прославляет подвиги отцов («Бородино», 1837) и осуждает своих современников за бесславно прожитую жизнь («Дума», 1838). Он пишет о своей стране, где стонет человек от рабства и цепей («Жалобы турка», 1829). Его скорбь сменяется ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия». 1841). Люблю отчизну я, но странною любовью — признаётся поэт («Родина», 1841).
  2. В лирике С. Есенина. Его поэзия прежде всего выражает любовь к родной природе, стране берёзового ситца. «Чувство Родины — основное в моём творчестве». Он представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью: Не видать конца и края/ Только синь сосёт глаза. Поэт ощущает себя частью природы и готов отказаться от библейского рая во имя Родины («Гой ты, Русь, моя родная», 1914). Есенин воспевал русскую деревню («В хате», 1914), не любил городскую цивилизацию («Я последний поэт деревни», 1920) и стремился принять революционные перемены («Русь советская», 1924).
  3. В лирике Н. Некрасова. Народ и родная земля — главный источник вдохновения поэта: лишь возвращаясь домой, переживал творческий подъём («Дома — лучше!», 1868). Нищета крестьян, тяжёлая доля русской женщины, произвол властей — всё это волновало поэта. О родине Некрасов писал: Ты и убогая, Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная, Матушка-Русь («Кому на Руси жить хорошо», 1877), но страстно верил в её счастливое будущее («Что ни год — уменьшаются силы», 1861).
  4. В лирике А. Блока. Патриотическая тема пересекается с любовной лирикой, и образ родины часто предстаёт как образ прекрасной возлюбленной — это образ светлой жены в цикле «На поле Куликовом». Этот образ вместо Нерукотворного Спаса появляется на щите русского воина, он же охраняет спящих воинов. Иногда родина у Блока — женщина с разбойной красой («Новая Америка», 1913). Иногда он видит Россию нищей, убогой, с тоской острожной, но верит в её светлое будущее. Россия — это образ прекрасной женщины с.сильным характером и нелёгкой судьбой («Россия»,1908). Блок говорит о своей неразрывной связи с родиной («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», 1910).

Ярким примером темы родины в поэзии является стихотворение М. Лермонтова «Родина».

Общие сведения. Одно из последних произведений Лермонтова.

Тема. Поэт говорит о своём отношении к отчизне и о любви к ней.

Композиция. Состоит из двух частей. В 1-й части поэт отвергает казённый патриотизм, а во 2-й — признаётся в любви к России, к её природе и к русскому народу. В основе стихотворения — принцип антитезы. Разве не странно любить отчизну, в которой столько противоречий? Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала описывается восприятие родины (слава, купленная кровью; старины заветные преданья), затем — общее изображение родной природы (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, разливы рек), потом — деталей народного быта (изба, покрытая соломой, с резными ставнями окно).

Средства художественной выразительности. Эпитеты (печальные деревни, безбрежные леса), метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой), олицетворение (степей холодное молчанье), анафора (Её степей …Её лесов), аллитерация (Разливы рек её, подобные морям), ассонанс (полный гордого доверия покой).

Стихотворный размер и рифма. Разностопный ямб; перекрёстная, парная и кольцевая рифма.

0 / 5. 0

.

Образ Родины в творчестве Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева

Творчество Н. А. Некрасова пронизывает чувство пламенной любви к своей Родине. В своем стихотворении «Тишина» поэт заявляет об этой бесконечной любви. Образ Родины- матери проходит через все творчество Некрасова.

Замечание 2

Однако, любя Родину, поэт ненавидел существовавший строй царской России.

И в этой любви и ненависти одновременно заключается своеобразие патриотизма Некрасова.

Необходимо заметить, что поэты, отмечая талант народа, его трудолюбие, с ненавистью отзываются о равнодушных к народным нуждах властвующих слоях. Многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле русских крестьян.

Ф. И. Тютчева называют великим певцом красоты русского края. В стихотворениях поэта природа выступает как живая сила, способная переживать и чувствовать. Любовь к Родине в творчестве поэта выражается в его безграничной любви к родной природе, поэт, подобно художнику, видит то, что не способны увидеть другие.

История создания

Первые шаги в литературе М.Ю. Лермонтов сделал, будучи подростком, в 13-14 лет. Почти вся лирика Лермонтова наполнена грустью, дисгармонией с окружающей жизнью. Но, как истинный поэт, Лермонтов говорил в своих стихах не только о самом себе, своих чувствах и переживаниях, но и об окружавшем его мире. Автора, как и его лирических героев, не устраивает действительность, и они бросают ей вызов.

В своей лирике Лермонтов рассуждает о предназначении поэта и поэзии, описывает боль и тоску от неразделённой любви. Но главная любовь в жизни поэта ─ это любовь к родной земле.

Стихотворение «Родина» написано в последний год жизни Лермонтова. В марте 1841 года поэт вернулся с Кавказа и собирался подать в отставку и полностью посвятить себя литературе. В стихотворении «Родина» он признаётся в любви к своей стране. В нём поэт, по сути, подвёл итог своему творчеству и попрощался с Россией, сам не зная об этом. В красочном описании природы заметна радость автора от встречи с родной землёй. Долгое время он видел не леса и степи средней России, а горы Кавказа. В произведении он также косвенно намекнул о причине своей отставки — «слава, купленная кровью» ему чужда, поэтому он больше не собирался воевать и преумножать ее.

Жизнь в изгнании

  1. Вдали от родного дома мы всегда тоскуем. Не важно, по каким причинам человек может находиться не в своей стране, не важно, насколько хорошо он там живёт – тоска всё равно овладевает сердцем. Так, в произведении А. Никитина «Хождение за три моря» рассказывается об отважном русском путешественнике, который побывал в разных уголках планеты. От Кавказа до Индии. Купец увидел множество зарубежных красот, восхитился многими культурами и обычаями. Однако в этой среде он постоянно жил только воспоминаниями о родной земле и очень тосковал по своей родине.
  2. Чужая культура, другие обычаи, иной язык со временем приводят человека за границей к чувству ностальгии по своей родине. В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» автор воссоздаёт жизнь эмигрантов. Наши соотечественники вынуждены жить на чужбине без возможности вернуться обратно. Для них такое существование — это лишь «жизнь над бездной».
  3. Находясь в эмиграции, многие русские писатели и поэты признавались в своей любви к родине. Так, и И. А. Бунин с тоской вспоминает родные просторы. В стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» поэт пишет о своём крае, о доме, о месте где родился и вырос. Эти воспоминания переполняют произведение чувством ностальгии и помогают автору вернуться в те счастливые моменты.

Автор: Виктория Абросимова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любовь к родине

  1. Через всё творчество Сергея Есенина явно прослеживается тема любви к родине. Его стихи посвящены России. Сам поэт признавался, что без высокого чувства, испытываемого по отношению к своей стране, он не был бы поэтом. В тяжёлые времена Есенин пишет поэму «Русь», где показывает Россию с тёмной стороны и в то же время он пишет: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу». Поэт уверен, что отчизна – это то, что особенно важно в жизни человека. Все эти реки, поля, леса, дома, люди – это наш дом, наша семья.
  2. Оды М.В. Ломоносова, великого русского учёного, изобретателя и поэта, переполнены любовью к своей родине. Писатель всегда восхищался природой России, верил в умы народа, преклонялся перед величием и мудростью русских царей и императоров. Так, в оде, посвящённой восшествию на престол Елизаветы Петровны, Ломоносов показывает и убеждает императрицу в силе и мощи своего народа. Он с любовью изображает родные просторы и с гордостью заявляет: «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Темы сочинений 5 класс по русскому языку по программе ладыженской
  • Темы к итоговому сочинению по направлению кому на руси жить хорошо
  • Темы сочинений для начальной школы о нравственных понятиях
  • Темы образы и мотивы элегической лирики к н батюшкова литература 9 класс сочинение
  • Темы сочинений для 9 класса огэ