Темы сочинений по комедии грибоедова горе от ума 9 класс с планом

627 слов комедия горе от ума является одним из самых выдающихся произведений отечественной литературы, став уникальным и новаторским произведением своего

(627 слов) Комедия «Горе от ума» является одним из самых выдающихся произведений отечественной литературы, став уникальным и новаторским произведением своего времени. Изначально автор планировал создать книгу в направлении «классицизм». Однако он все же преодолел привычные рамки и представил читателю новую литературную тенденцию — реализм. «Горе от ума» — первая пьеса, находящаяся на распутье между двумя направлениями. В ней Грибоедов отразил реальные социально-политические проблемы жизни русских людей. А в чем же еще заключается новаторство в произведении «Горе от ума»? И каких традиций придерживался автор, создавая свою комедию?

Первая новаторская черта состоит в изменении времени действия. Если в классицизме было принято переносить действие во времена античности или средневековья, то Грибоедов описал современную (для него) Москву. Соответственно, проблемы и темы книги стали злободневными.

Вторая новаторская черта состоит в создании внесценических персонажей. Произведение «Горе от ума» смело можно назвать сатирой на московское дворянство начала девятнадцатого столетия. Чтобы подробно и детально изобразить общество, писатель использовал немало внесценических персонажей. Этот приём поистине можно считать новаторским. Он позволил писателю показать все происходящие события в произведении более реально и обобщенно. Автор расширил рамки своего повествования.

Третья новаторская черта — остросоциальное содержание пьесы. Писатель стремился донести мысль, что, на самом деле, не всё является таким, как кажется. Автор утверждает, что под маской благонамеренности порою прячутся отвратительные и нелепые явления. Он впервые открыто осудил такие традиционные явления русской жизни, как крепостное право, подражание иностранной культуре, блат в высших политических сферах, казнокрадство.

Особое внимание нужно обратить на характер персонажей известного произведения. Герои данной комедии значительно отличаются от типичных персонажей классицизма. Александр Грибоедов создал очень многогранных и неоднозначных персонажей, ведь автор отказался от привычного для классицизма деления на положительных и отрицательных героев. Писатель показал своих персонажей интересными и живыми, со своими слабостями и сильными сторонами. В качестве примера можно рассмотреть образ Чацкого. Так, главный герой отличается умом и сообразительностью. Он является олицетворением новаторских и передовых идей общества. Но тот же Чацкий бывает грубым и резким. Герой может оскорбить других людей в их же собственном доме. 

Интересной новаторской чертой является и изображение «простых» героев, которые не относятся к знати. В классицизме было совсем не принято изображать простолюдинов в серьезных ролях. Их описывали лишь в комедиях и то на заднем плане. А Грибоедов изобразил только одну положительную героиню — это служанка Лиза. Кстати, новаторской является и жанровая природа произведения. Это не легкомысленная комедия традиционного классицизма. «Горе от ума» — это, скорее, трагикомедия, ведь в ней затронуты серьезные проблемы, которые так и нашли решения ни в пьесе, ни в жизни.

Александр Грибоедов оказался настоящим новатором в своём роде еще и потому, что создал комедию в стихотворной форме. Для России это было открытием. Свою комедию Александр Грибоедов написал в размере вольного ямба. Известно, что этот стихотворный размер также не типичен. Его автор использовал неспроста. Благодаря данному размеру писатель хотел «оживить» происходящие события. Грибоедов придал диалогам героев динамичность, а также интонацию реального разговора.

Однако, несмотря на такое обилие новаторских приёмов, использованных в произведении, Александр Грибоедов все же сохранил некоторые традиционные признаки классицизма. Так, автор не забыл соблюсти одно из важных правил классицизма — правило трёх единств. Оно выражается в том, что действие происходит в течение одного дня, в одном месте, а сюжетная линия одна. На классицизм в пьесе указывает и присутствие говорящих фамилий. Также это направление подразумевает любовный конфликт.

В своём произведении автор поднял традиционную проблему конфликта поколений. Безусловно, этот конфликт будет существовать в любое время, ведь всегда возникают разногласия между младшим и старшим поколением. Александр Грибоедов поднимает эту проблему в своём произведении, надеясь на то, что люди задумаются над ней и всеми силами постараются ее исправить хоть в какой-то мере. 

Можно утверждать, что мастерски сочетая новаторские черты с традиционными, Александр Грибоедов создал уникальное произведение, которое отображает насущные проблемы того периода. Актуальность данной комедии подтверждается тем, что люди до сих пор вспоминают цитаты и афоризмы из диалогов персонажей, которые глубоко укоренились в русском языке. Произведение «Горе от ума» поистине достойно внимания читателя.

Автор: Виктория Комарова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • По комедии Горе от ума

Эта пьеса поражает своим новаторством. Ведь здесь целых два конфликта, а не один, как это было ранее. Затрагивается и социальный конфликт, и любовный. К тому же, эти конфликты взаимосвязаны и идут один из другого.

Но социальный конфликт все же будет первостепенным, а из него вытекает и любовная интрига. Хотя, на первый взгляд может показаться иначе. Ведь пьеса начинается именно с любовного конфликта. Встречи во мраке ночи Молчалина и Софьи дают любовную завязку. И добавляется немного смуты в этих искренних чувствах, когда служанка Лиза обращается к воспоминаниям, когда Софья любила Чацкого. Так и образуется настоящий любовный треугольник. Но стоит появиться на пороге дома Фамусова самому Чацкому, то начинает прорисовываться социальный конфликт.

Для пущей абсурдности ситуации автор добавляет еще несколько любовных треугольников. Как любовь Молчалина к служанке Лизе, когда Софья влюблена в него и строит надежды на совместное будущее. И любовь самой служанки Лизы к буфетчику Петруше, о чем она и боится признаться. Все эти линии тесно переплетаются друг с другом.

Социальный конфликт берет свое начало из борьбы между прогрессивным дворянством, то есть нынешним современным поколением и теми, кто еще придерживается консерваторских взглядов. Сторонником прогрессивных взглядов оказался как раз Чацкий. Он поддерживает и восхищается достижения науки, наслаждается искусством. Ему не чужды идеи Просвещения, и он придерживается мысли, что главное – нравственные идеалы, своя верность делу. Все это далеко и безумно сильно отличается от жизненных ценностей любого из консерваторов в пьесе. К примеру, сам Фамусов. Ради получения чина или любого другого значимого блага он готов даже выслуживаться перед вышестоящими по положению в обществе. Этого человека беспокоит мнение других, он зависим от него.

Фамусов хотел бы сосватать Софью полковнику Скалозубову. Это совсем глупый человек, но у него есть деньги, и он признан обществом. Скоро он получит чин генерала и лучше жениха для дочери не найти. Взгляды Чацкого ему чужды, он бежит от них в страхе. Ему проще быть, как его дядя, который падал перед императрицей забавы ради, чтобы той услужить. Именно этот случай в жизни своих родных вызывает у него неподдельную гордость.

Не стоит думать, что здесь имеет быть место конфликту отцов и детей. Представители более младшего поколения все равно придерживаются таких же глупых и наивных взглядов. Тот же Молчалин прислуживает Фамусову и свято верит в его ценности, что только чины и деньги важны в нынешнем обществе. Он даже принимает любовь Софьи только, чтобы получить выгоду перед ее отцом.

Саму Софью нельзя отнести ни к одним взглядам. Ее противоборство с отцом всего лишь из-за ее нежных чувств к Молчалину. При этом взгляды на общество отличаются прогрессивностью. Фамусов, заигрывая со служанкой Лизой, вряд ли подает хороший пример своей дочери. Но Софья и против Чацкого, ведь это она распускала про него слухи, а впоследствии и она произнесла его изгнание из столь опротивевшего ему общества. А все это было из-за страха девушки, что он способен помешать ее любви.

Именно благодаря образовавшемуся любовному конфликту созрел и социальный. Из-за первого происходит столкновение Чацкого и консерваторских взглядов многих представителей. Но социальный все равно остается главенствующим.

Вариант 2

Комедия Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» раскрывает пороки общества позапрошлого века. Герои и проблемы, которые раскрывает произведение, остаются актуальными и на сегодняшний день. Герои комедии, это общество Москвы позапрошлого века.

Одним из главных героев картины «Горе от ума» можно назвать Фамусова Павла Афанасьевича. Это пожилой мужчина, но он еще полон энергии и сил. Чиновник, который служит в государственном учреждении. Фамусов – вдовец, занимает высокий пост на рабочем месте. Считает, что бедные женихи не подходят для его дочери Софьи. Он неугомонный дворянин, который часто ругается без причины. В свою работу особо не вникает, служит только для получения необходимых связей и благ. Умеет быть вежливым в нужном месте и с нужными людьми.

С такой же политикой жизни живут Скалозуб и Молчалин.

Скалозуб Сергей Сергеевич не образованный, и к тому же грубый. Но зато богатый и очень доволен самим собой. Фамусов считает его идеальным женихом для своей дочери, но он не мил сердцу девушки.

Молчанин Алексей Степанович, был секретарем Фамусова, в комедии он второстепенный герой. Он очень увлечен построением карьеры, аккуратный, внимательный. Он знает, как правильно прислужить, может поладить с любыми людьми, а также приспособиться к любым условиям труда.

Все эти образы можно назвать отрицательными, а вот образ главного героя вовсе другой. И следует обратить внимание, что он один такой среди всего общества того времени.

Чацкий Александр Андреевич единственный положительный персонаж комедии «Горе от ума». Без него это произведение не было бы комедией. Огромную роль играет его остроумие. Александр Андреевич дворянин, умный и холостой мужчина. Он рано остался без родителей, а воспитывал его друг отца – Фамусов. Он с детства дружит с Софьей Фамусовой и давно влюблен в нее. Чадский хочет служить только Родине, выполнять великие дела, и не желает слышать мнение других людей. Он не одобряет, что многие люди восхищаются иностранцами и их культурой. Но он один такой в этом произведении. У него совсем нет друзей, которые могли бы разделить с ним его взгляды. Вокруг него те люди, которые создают иллюзию работы, не желают получать образование, а книги, по их мнению, следует сжечь. Главным конфликтом всей комедии «Горе от ума» является противостояние Чадского против всех остальных персонажей. К сожалению, этот бой Чадский проигрывает, так как не легко воевать одному против всех. Для него идеальная жизнь – это свобода от рабства, нежелание себя ограничивать чиновничьей и военной службой.

Чадский очень серьезно относиться к браку. К сожалению, его возлюбленная не ответила ему взаимностью. Молчанин, стал человеком, которого она полюбила. И вообще ей близок тот мир, который чужд Чадскому. Вышло так, что они стали абсолютно разными людьми. Софья стала частью общества, которое Чадский не понимает и не принимает. С неразделенным чувством любви и огромным горем, он решает уехать из Москвы.

Сочинение 3

Может ли один человек с мнением, отличным от общественного, противостоять этому самому обществу? Эту проблему поднимает Александр Грибоедов в комедии «Горе от ума».

Александр Чацкий, приехавший в Россию из-за границы в дом своего воспитателя, приходит в ужас. Все кажется ему чужим. Он не может найти своих единомышленников среди людей. Александр Чацкий понимает значимость образования и любит учиться. Он знает, что от этого зависит будущее. Его ужасает преклонение перед чинами, с которым он встречается в Москве.

Павел Фамусов, герой, в доме которого происходит действие, не злой человек. Однако, дворянин не принимает образование и книги. Он считает это лишним делом. Фамусов, как представитель старого поколение, никак не может признать, что время поменялось. Он все еще придерживается старых традиций и пропагандирует их.

В его доме живет его слуга Алексей Молчалин. Он мечтает продвинуться по карьерной лестнице, женившись на Софье, дочери Фамусова. Молчалин — трусливый, тщеславный, эгоистичный человек. Для него не имеют значения чувства и переживания Софьи. Она для него лишь инструмент для достижения своих целей.

Софья обиделась на Чацкого, который признался ей в чувствах и уехал за границу. Ей казалось, что молодой человек бросил ее. Софья не глупа, однако, ей не хватает моральных сил, чтобы противостоять тем устоям, которые приняты в обществе. Ей не нравится Молчалин, но она принимает его ухаживания.

Чацкий, попав в такое общество, чувствует себя очень неуютно. Это человек, привыкший не скрывать своих эмоций, чувствующий ярко и страстно. Ему не комфортно в окружении тех, кто не искренен и не показывает свою настоящую душу. Чацкий, как натура пылкая, стремится вступать в спор с Фамусовым, Молчалиным и другими. Соперники не могут дать достойного ответа, однако, побеждают количеством. Это выводит Чацкого из себя. Ему неприятно, что злое и неправильное, держит верх за счет своего объема.

К концу комедии молодой человек полностью расстраивается и разочаровывается в том обществе, где он оказался. Александр Чацкий понимает, что один человек не может противостоять группе. Еще очень рано для наступления перемен, думает автор и отражает это в своем герое. Чацкий покидает Москву.

Таким образом, автор приходит к выводу, что общество выталкивает тех, кто думает иначе. Одному человеку, мыслящему прогрессивно, не справиться в такой ситуации.

Также читают:

Картинка к сочинению По комедии Горе от ума

По комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ доктора Борменталь в рассказе Собачье сердце Булгакова сочинение

    Повесть советского писателя Булгакова М.А. «Собачье сердце» была написана в 1925 году. Сюжет произведения полностью вымышлен. Реальным является только описание московского быта и произошедших в обществе перемен после революции.

  • Лирический герой в поэзии Блока сочинение 11 класс

    Образ лирического героя в творчестве поэта особенно ярко отражает особенности символистского направления в произведениях автора

  • Образ и характеристика Кутузова в романе Война и мир Толстого сочинение

    Кутузов — один из персонажей в романе Война и мир Л.Н. Толстого. В истории он является русским главнокомандующим в Отечественной войне 1812 года.

  • О чем заставляет задуматься сказ «Левша»?

    Писатель в данном произведении раскрывает крайне острую проблему, которая существовала в то время, так как иногда очень талантливые люди не имели возможности проявить свой талант так, как это бы им хотелось сделать

  • План рассказа Три охотника Носова

    Отправились как-то охотники в лес. Одного звали дядя Ваня, другого – дядя Федя, а третьего — дядя Кузьма. Долго блуждали они по лесу, но дичи не было. Сделали охотники привал. Расположились на лужайке и начали рассказывать невероятные истории.

(646 слов) Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» является одним из наиболее поучительных и актуальных произведений отечественной литературы. Оно принесло небывалую славу писателю. В нем автор подверг осмеянию устои и нравы светского общества той эпохи. Известно, что Грибоедов задумал написать произведение ещё в 1816 году, однако работу над его созданием он завершил лишь в 1824 году, ведь задача была непростой. Уникальность данного произведения обусловлена тем, что оно совмещает в себе признаки сразу трех литературных направлений. Кроме того, своеобразие пьесы обусловлено наличием в ней двух конфликтов: социального и любовного. Социальный конфликт выражен в противостоянии двух разных мировоззрений. Главным героем данного произведения является Александр Чацкий. Он выступает за прогресс, в отличие от окружающих. Рассмотрим поподробнее, каким предстаёт общество в комедии Грибоедова «Горе от ума». 

Автор наглядно изобразил борьбу представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Консерватизм представителей «века минувшего» заключается в закостенелости взглядов, невежестве, предрассудках и ограниченности. Особое значение писатель придаёт описанию «старого общества». События разворачиваются в доме богатого чиновника, которого звали Павел Фамусов. Именно фамусовское общество олицетворяет в произведении «век минувший». 

В образе Павла Фамусова Грибоедов воплотил малообразованного человека. К собственной работе герой относился пренебрежительно, несмотря на то, что он занимал высокое положение в обществе. Свои обязанности Фамусов выполнял спустя рукава, зато старательно пристраивал своих родственников.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну, как не порадеть родному человечку? 

Павел Фамусов является жадным и корыстным человеком. Героя интересуют лишь те вещи, которые ему могут принести выгоду. Также Фамусов был очень зависимым от общественного мнения. Для него было главным, чтобы окружающие одобрили его поступки. На людях герой «монашеским известен поведением», зато он проявляет свою истинную сущность, пока никто не видит. Так, он пристает к служанке и грубо ругает крепостных, а для дочери ищет мужа не по заслугам, а по размеру кошелька. Поэтому весьма не удивительно, что Фамусов старается держать вокруг себя людей, которые похожи на него самого. 

Полковник Скалозуб входит в окружение Павла Фамусова. Это очень ограниченный и глупый человек. Однако в представлении Фамусова Скалозуб является достойным женихом, ведь он богат, а его движение по карьерной лестнице успешно. Скалозуб проявляет знаки внимания дочери Фамусова. В данном союзе Фамусов видит выгоду, и это главное для него. Чувства для Фамусова не имеют никакого значения: «Кто беден, тот тебе не пара» — вот что он говорит Софье.

Молчалин также входит в окружение Павла Фамусова. Этот персонаж имеет низкий чин. Но ради достижения своих целей он готов прислуживать людям, которые занимают более высокое положение. Молчалин начинает ухаживать за Софьей из-за корыстных намерений. Он не питает к девушке никаких чувств. Молчалин является очень хитрым и лицемерным человеком. Но его поведение — это применение морали Фамусова в действии. Павел и его семья оказываются жертвами этой хищнической идеологии.

Старуха Хлестова — тоже яркий персонаж из фамусовского общества. Богатая дворянка не видит разницы между арапкой и собачкой. Для нее крепостные и людьми то не являются. Перед ней лебезят такие люди, как Молчалин, ведь она влиятельна.

Репетилов — достойное продолжение фамусовского общества. Он лишь повторяет модные сентенции о прогрессе, не понимая их. Сам же он женат на богатой девушке и живет за счет того, что так ругает.

Даже Софья является органичной частью фамусовского общества, ведь она беспринципно оклеветала человека, пытаясь ему отомстить. Она еще не завершила трансформацию, но уверенно идет по стопам своего отца.

Александр Чацкий является лишним человеком в этом обществе. Взгляды и убеждения этого персонажа существенно отличались от идеалов фамусовского общества. В образе Чацкого перед читателем предстаёт умный, рассудительный и порядочный человек. Обучение Александр проходил за границей. Когда герой вернулся на Родину, то столкнулся с представителями консервативного дворянства, которые не признавали прогресс и развитие. Разочаровавшись в окружении, главный герой решает покинуть дом Павла Фамусова. 

Образы помещиков олицетворяют в произведении испорченное общество, для которого выгода является главной жизненной ценностью. Читатель презирает фамусовское общество из-за его нечеловеческого отношения к крестьянам, галломании, невежества, подлости. Александр Грибоедов наглядно продемонстрировал картину дворянского общества в своем произведении. Автор высмеял ложные человеческие ценности, продемонстрировал борьбу, которая происходит между новым и старым поколением. Именно такому бездушному обществу бросает вызов Александр Чацкий.

Автор: Виктория Комарова

  • Ничуть не лучше Фамусова Скалозуб и Молчалин, для которых карьера и положение в обществе превыше всего. Чтобы красиво жить они готовы на подхалимство. Чацкий же представляет передовых людей того времени, которым противно невежество, жестокость, карьеризм и чинопочитание. В качестве своих жизненных приоритетов они берут гуманность, уважение ко всем, и прежде всего, к простому человеку. Эти люди знают, что за просвещением и наукой будущее. И без сомнения Чацкий выделяется среди фамусовсого общества. Он, как тот воин в поле, что один среди врагов. Другие его не принимают и даже не пытаются понять, ведь проще всего назвать его сумасшедшим. В наше время о таких людях говорят белая ворона, и разве их нет среди нас?
    Перечитывая строки комедии, в который раз убеждаешься, что работа писателя с созданными в ней образами бессмертна. Мы ежедневно видим скалозубов, фамусовых и молчалиных. Как и прежде, представители прогрессивной молодежи, подобно Чацкому, вынуждены испытывать горе от ума. Нам же остается лишь верить и надеяться, что таких людей, как Чацкий станет со временем больше. А это значит, что фамусовское окружение быстрее потерпит поражение. Ну а пока Фамусовым живется неплохо, тогда как честные и совестливые люди страдают, пытаясь изменить существующее общество. В этом наверное и заключается настоящее бессмертие произведения Грибоедова горе от ума.

  • Проанализировав всех героем, получается, что глупцы живут счастливой и довольной жизнью, а умные люди несчастны. Ум приносит только непонимание со стороны общества, разочарование и страдания. Все действия, мысли, и поступки Чацкого разбиваются о стену непонимания и насмешек. Он понимает, что в обществе совершенно не ценится ум, благородство и честь. Цениться способность прислужить, покориться. Но сам жить по-таким правилам он не может и не хочет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Эта его фраза означает то, что он готов служить делу, но ни в коем случае не чиновникам и другим людям.
    Полностью разочаровавшись в высшем обществе, в любви, он не желает более оставаться в Москве и в спешке уезжает. Его умственный способности и здравость мышления не принесли ему счастья. И скорее всего Чацкий обречен на одиночество.
    Проблема, описанная в «Горе от ума» остается актуальна и в наше время. Человек, который пытается принести, что-то новое в массы, подвергается насмешкам и непониманию. И судя по многолетнему опыту человечества, признание такие гениальные люди, к сожалению, получают только после своей смерти.

    Вариант 2

    Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ  – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.
    Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.
    В произведении есть классовое разделение – это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.

  • Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество. В этом обществе отрицательно относятся ко всему новому, свежему. О людях судят соответственно их социальному и материальному положению. Фамусов, княжна Тугоуховская, Скалозуб – вот одни из многих представителей века минувшего.
    Наиболее интересным представителем молодого поколения является Чацкий.
    Чацкий, будучи личностью незаурядной, отличается от большинства окружающих его людей силой характера, благородством, остроумием. Он ни от кого, ни в чем не зависит, в отличие от Фамусова, представителя века минувшего. Фамусов – человек глупый, поддающийся во всем чужому влиянию, его всегда волнует мнение окружающих его людей. Чацкий отвергал все норма жизни фамусовской Москвы. Ему не нравилось то, что русские дворяне отдали «все в обмен на новый лад – и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую… » Он не может понять для какой цели великолепную русскую речь дворяне переделали в какой-то смешной язык, который представляет собой «смешенье языков французского с нижегородским. »
    Чацкий не хочет быть похожим ни на кого из старшего поколения. Фамусов же считает, что жизнь надо строить так, как строили ее отцы.
    Смотрели бы, как делали отцы,
    Учились бы, на старших глядя!
    На все советовать и перестать блажить и служить.
    Чацкий отвечает, что ни в состоянии прислуживаться, а служить честно нет возможности. Но не все молодые люди разделяют взгляды Чацкого на жизнь. И один из них Молчалин. Этот человек полная противоположность Чацкому. Молчалин рад прислуживать, он не представляет без этого своей жизни. Чацкий пророчит ему блестящую карьеру, говоря, что «нынче любят бессловесных. » Молчалин готов на все, лишь бы продвинуться вверх по служебной лестнице. Он хороший психолог и знает, что для того, чтобы добиться расположения Фамусова и ему подобных, надо держать свое мнение при себе. Молчалин ведет себя в обществе очень скромно, он внимателен ко всем.
    Там моську вовремя погладит,
    Тут в пору карточку вотрет.
    Карьера любыми средствами – девиз Молчалина. Молчалин страшен по своей сути, так как ищет во всем выгоду. Если таким людям как Молчалин, для достижения цели потребуется перемахнуть через кого-то или что-то, то они сделают это без раздумий. Для Молчалина даже любовь – средство получить чин, заработать деньги. Он использует Софью, играет ее чувствами. Чацкий же любит ее по-настоящему. Он испытывает к ней особое возвышенное чувство, неужели Софья не понимает, кто есть кто? Она видит хорошее только в мнение своего отца:
    … уступчив, скромен, тих,
    В лице ни тени беспокойства,
    И на душе проступков никаких,
    Чужих он вкривь и вкось не рубит –
    Вот я за что его люблю.
    Но нельзя сказа, что Софья ослеплена любовью. Она способна оценить своего избранника здраво и критически:
    Конечно, нет в нем этого ума,
    Что гений для иных, а для иных чума,
    Который скор, блестящ и скоро опротивеет…
    Чацкий же думает, высказывает свое мнение прямо в глаза, он никогда не будет подхалимничать, словом, он обладает всеми качествами, которых нет многих и которых не хочет видеть в своем избраннике Софья.
    Молчалины и Чацкие живы и по сей день. Молчалины жили и будут жить только для себя. Они всегда достигнут своей цели любыми способами, не чувствуя при этом угрызения совести. «Молчалины блаженствуют на свете! » А Чацкие до сих пор упорно борются за честность, справедливость, правду. Они стремятся изменить жизнь в лучшую сторону.

  • III. Заключение.
    Общественно-политическое и литературное значение комедии.
    “Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и
    вечно острая, жгучая сатира”. Огромная заслуга А.С. Грибоедова
    заключается в том, что ему удалось создать широкую сатирическую картину
    жизни и деятельности реакционного дворянского общества. В своей комедии
    автор коснулся множества серьезных вопросов морали, быта и культуры
    общества, имевших в декабристскую эпоху самое злободневное значение.
    Недаром критики того времени утверждали, что “Горе от ума” – первая в
    русской литературе “комедия политическая”. Грибоедов затронул вопрос о
    положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о
    свободе и независимости человеческого общества, вопрос, полностью
    отвечающий исторической действительности. Все это находит свое
    отражение в пьесе, содержание которой – столкновение умного, передового
    человека с обществом дворян-крепостников. В своей комедии драматург
    рассказал о том, что произошло в фамусовском доме в течение одного дня,
    наложившего отпечаток на каждого героя пьесы.
    Грибоедов в “Горе от ума” разоблачил широкий круг конкретных явлений
    общественного быта крепостнической России, противопоставил два лагеря,
    два мировоззрения. Все представители фамусовского общества – рьяные
    защитники самодержавно-крепостнических порядков, восхищающиеся этими
    порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям
    жизни. Они борются с передовыми людьми, которые посягают на этот
    крепостнический строй, ибо этот строй является основой их благополучия,
    обезвреживают их любыми методами, не скупясь даже на гнусную клевету.
    Что Фамусов, что Хлестова, “властная барыня”, – все они не признают в
    крепостных людях человеческого достоинства, очень грубо и фамильярно
    разговаривают с ними, не считаясь с возрастом человека, распоряжаются
    своими слугами, как им заблагорассудится. Против таких крепостников и
    направляет Чацкий свой удар в обличительном монологе “А судьи кто?…”,
    гневно обрушиваясь на помещика, променявшего преданных ему слуг на
    борзых собак, хотя эти слуги спасали его жизнь и честь.
    В комедии непрестанно звучит осуждение безделья и пустого
    времяпрепровождения московских дворян-реакционеров, ведущих праздный
    образ жизни, чинопочитания. Больше всего эти помещики боятся
    общественного мнения. Так, например, смешон Фамусов в паническом страхе
    перед тем, “что станет говорить княгиня Марья Алексеевна”, когда вдруг
    ей станет известно о событиях, происшедших в доме Фамусова. Из
    разговора Софьи с Лизой выясняется, что Фамусов ценит в людях лишь чины
    и богатство, да и сам он говорит, что хочет быть “тузом”, “есть на
    серебре и золоте”, “ездить цугом”, “весь в орденах”, “быть богатым и
    видеть детей богатыми”, – и все это только потому, что он
    подписывает бумаги, не читая и боясь одного, “чтоб множество не
    накоплялось их”. Скалозуб стремится к чинам. Он говорит: “Мне только бы
    досталось в генералы”. А к этому, по его словам, ведут “многие каналы”.
    Даже если путь его будет усеян трупами его же товарищей, все равно он
    пойдет к строго намеченной цели.
    В своей комедии Грибоедов устами Чацкого резко критикует воспитание
    молодежи в духе презрения к национальной культуре русского народа, к
    русскому языку, обличает “пустое, рабское, слепое подражанье”. Чацкий
    восклицает: “Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, добрый
    наш народ. Хотя по языку нас не считал за немцев.”. Поклонникам всего
    иностранного чуждо просвещение, они – ярые враги защитников науки.
    Скалозуб, “олицетворение тупой аракчеевской военщины”, с удовольствием
    говорит: “Ученостью меня не обморочишь”. Хлестова так отзывается об
    образовании: “И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних. От пансионов,
    школ, лицеев…”. Фамусов причину сумасшествия Чацкого видит в науке и
    просвещении:

  • Горе от ума сочинение рассуждение 9 класс
    План
    1. Введение
    2.Основные действующие лица
    3.Проблема комедии заявлена в самом названии
    4.Заключение
    Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.
    Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.
    Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.
    Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.
    Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.
    Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.
    Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.
    Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.

  • «Горе от ума» – комедия в стихах, написанная А. С. Грибоедовым в тысяча восемьсот двадцать втором – тысяча восемьсот двадцать четвертом годах. В ней описано светское общество времен крепостного права.
    События в произведении разворачиваются в доме дворянина Павла Афанасьевича Фамусова, типичного представителя светского общества тех дней, который ценит в людях лишь чины да звания. Воинскую службу Фамусов считает показателем состоятельности человека в жизни. Своим родственникам он всячески способствует продвижению по службе, независимо от их способностей и образованности. А мнение светского общества имеет для Павла Афанасьевича большое значение.
    Одним из главных героев пьесы является Александр Андреевич Чацкий. Этот персонаж представлен автором, как молодой человек, который весьма умен и образован, способен думать и размышлять, однако обладает своеобразными взглядами на жизнь в родной стране, которые резко отличаются от взглядов и старшего поколения, и значительной части молодого. В детстве он жил в доме Фамусова, проводя много времени с его дочерью Софьей, поскольку отцы детей дружили. Чацкий и Софья были влюблены друг в друга, но Александр Андреевич покинул дом и отправился в чужие края.
    По возвращении мировоззрение Чацкого и его отношение к Москве изменилось. Во время своего путешествия он изучал науки, тем самым повышая свое образование, глядел на жизнь на чужбине своими глазами. Побывал и на службе, но покинул ее, поняв, что там остались прежние порядки, что все, ради чего приходится служить – это лишь очередной чин. Высокий чин имел значимое место в те времена, и добивались его любыми путями, а добившись, очень гордились, ведь чиновный человек имел очень большой вес в обществе. Однако Чацкий не был заинтересован в прислуживании ради продвижения по службе. Он считал, что главное – это посвятить себя новым познаниям и искусству, развивать свою личность, а не жить лишь ради получения очередного звания. Чацкий категорически не признает крепостного права, веря в то, что все люди равны, и одни не должны безоговорочно подчиняться другим. Он душой болеет за простой русский народ. Во всем этом просматривается патриотизм персонажа. Он понимает, что дворянское общество в своем развитии застыло на месте. Ведь там по-прежнему процветает «кумовство», корысть, подхалимство и обман. Не боясь осуждения, он яростно отстаивает свою точку зрения. Поэтому Чацкий не находит понимания в доме, где прошло его детство.
    Александр Андреевич возвращался в родной город ради встречи с любимой Софьей, чувств к которой он не растерял за долгие годы разлуки. Это придает образу Чацкого романтизма и нежности. Однако девушка успела охладеть к нему, а место в ее сердце уже было занято другим. Соперником Чацкого оказался Алексей Степанович Молчалин. Молчалин – секретарь Фамусова, живущий в его доме. На мой взгляд, он является полной противоположностью Чацкого. Этот человек молчалив, чем полностью оправдывает свою фамилию, лжив, корыстен. Он умеет вовремя подольститься и услужить. Мне он показался большим подхалимом и крайне неприятным человеком. Удивление Чацкого выбору Софьи возрастало по мере того, как он узнавал Алексея Степановича.
    Бал в доме Фамусова, устроенный тем же вечером, собрал верхушку дворянского общества. Все гости были очень похожи друг на друга – надменные дамы, их избалованные дочери и чиновные мужья. Рассуждения Чацкого настолько не пришлись по вкусу собравшимся, что запущенный обиженной Софьей слух о его сумасшествии тут же приняли за правду.
    В окончании пьесы Чацкий принимает решение покинуть Москву. Имея в душе лишь прекрасные порывы изменить жизнь своих соотечественников к лучшему, он наткнулся на стену непонимания, озлобленности и жестокой критики. Чацкий понял, что никому вовсе и не хочется что-либо менять, а его здравые суждения никому не нужны. Он любил этот дом ранее, но теперь он в нем абсолютно чужой. Он стал неугоден дворянскому обществу. Нелегко сломить устоявшиеся стереотипы, даже если перемены приведут к долгожданному светлому будущему. Но я думаю, что Чацкий, имея доброе и справедливое сердце, имея лишь чистые помыслы, обязательно найдет отклик в сердцах людей, которые поймут и примут его жизненные убеждения.

  • Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
    Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?
    Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
    Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    С чем борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Художественные особенности комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Характеристика “фамусовского общества” в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Фамусов и Чацкий в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Один в поле воин? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Сравнительная характеристика “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    За что Чацкому достается “мильон терзаний”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Молчалин и Софья – представители одного века? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чем заключается бессмертие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума?
    Образ Фамусова в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Почему, по Вашему мнению, “Молчалины блаженствуют на свете”? ”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Личность А.С.Грибоедова в бессмертной комедии “Горе от ума”.
    Чацкий и Софья: возможен ли их союз? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Почему Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Идеи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

  • Фамусов занимает высокий пост и не скрывает того, что служит лишь для получения чинов и всяких благ, не вникая при этом в суть подписываемых бумаг. Он составляет протекцию родне, разводя на службе «кумовство» и бюрократию. А людей меряет по уровню доходов и учит этому свою дочь Софью.
    Также мыслят Молчалин и Скалозуб. Их главной целью является достижение красивой жизни через подхалимство и низкопоклонство. Они выслуживаются перед начальством, получая карьерный рост и положение в обществе. Молчалин – циник без каких-либо нравственных ценностей, который пойдет «по головам». А Скалозуб – закостенелый, самовлюбленный невежа, он, как и остальные, гоняется за чинами.
    Однако в противовес отрицательным героям Грибоедов создал образ Чацкого, который противится чинопочитанию, крепостному праву, карьеризму и жестокости. Этот герой стремится донести людям идеи служения делу, взаимного уважения, труда, процветания искусства и наук. Он выступает как человек неординарный, не вписывающийся в фамусовское общество. За это его считают сумасшедшим.
    К сожалению, в наше время тоже достаточно таких людей, как Фамусов, Скалозуб и Молчалин. На них держится бюрократия и коррупция. Живется таким людям не в пример лучше, чем умным, честным и совестливым. Мне кажется, что пока у власти будут такие персонажи, построить по-настоящему демократическое общество не удастся.

  • Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

    Темы школьных сочинений

    Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.
    Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:
    «Век нынешний и век минувший».
    «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
    «Фамусовская Москва».
    «Автор и его герой».
    «Герой и эпоха».
    «Чацкий и Софья».
    «Смысл названия комедии».
    «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».
    Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.

  • Какие мировоззренческие проблемы поднимает А.С. Грибоедов в комедии «Горе от Ума»?
    Чтобы начать рассуждать на эту тему, необходимо понять, что такое «мировоззрение» и «мировоззренческие проблемы».
    Мировоззрение – это не только содержание, но и осознание действительности, а так же принципы жизни, определяющие характер деятельности.
    В свою очередь, мировоззренческие проблемы – это проблемы мировоззрения людей, у каждого оно свое, свое понимание этого мира: религии, жизненных приоритетов или тех же жизненных принципов.
    Однако, самой существенной преградой на пути к совершенному мировоззрению является слово. Как говориться: «Сколько людей, столько и мнений» – каждый пытается выдать свое мировоззрение за основное, под которое все должны подстроиться, так и возникают мировоззренческие проблемы.
    В комедии «Горе от Ума», в качестве мировоззренческой проблемы можно взять «век нынешний» и «века минувший». Самая основная проблема между этими «веками» – отношение к богатству и чинам. Главным принципом Чацкого является не прислуживание перед чиновниками, а служба во благо России. А позиция Фамусова и его «Фамусовского общества» склоняется к службе из поколения в поколение, заключающейся в прислуге вышестоящим, как выражался Чацкий век – страха и покорности.
    Люди «минувшего века» ориентируются лишь на личную выгоду и общественное мнение, когда в свою очередь Чацкий – за развитие российской культуры.
    «…Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты…» – Чацкий.
    «…Не служит, то есть в том он пользы не находит,
    Но захоти – так был бы деловой.
    Жаль, очень жаль, он малый с головой,
    И славно пишет, переводит…» (Фамусов о Чацком)
    Так же они не сошлись в понимании воспитания.
    Фамусов считает, что образование ни к чему, сравнивает учение с чумой, ему не нравятся образованные люди. Ведь их труднее обмануть, напугать и заставить что-то делать для себя. Чацкий, конечно же, за образованную и просвещённую Россию. Поэтому, умного и образованного Чацкого объявили сумасшедшим, чтобы было легче манипулировать и настроить против него всё «Фамусовское общество».
    «…Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений…» – Фамусов.
    «…Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?… нам каждого велят признать историком и географом. ..» – Чацкий.
    Следующее и последнее разногласие между «веками», которое я бы хотела затронуть – отношение к крепостному праву. Чацкий с негодованием рассказывает о том, что крепостных могут, как вещь продать, обменять, проиграть в карты, высечь на конюшне, сослать в Сибирь. Для Фамусова и «его общества» это в порядке вещей.
    «…Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!…» – Чацкий.
    «…Отношение к народу и крепостному праву
    Будь плохенький, да если наберется
    Душ тысячки две родовых, –
    Тот и жених…» – Фамусов.
    Таким образом А.С.Грибоедов показывает нам расслоение общества и извечную проблему конфликта мировоззрения, актуальную в наше время.

  • Урок литературы  в 9 классе

    Тема урока: «Кто же
    Чацкий – победитель или побеждённый?» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
    И.А. Гончаров  « Мильон терзаний»

    Цели урока:

    образовательные: закрепить знания, полученные
    учениками; сформировать общее представление о комедии; продолжить
    формирование навыков анализа художественного произведения;

    развивающие: 
    развивать навыки делового партнерского общения; умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и
     одноклассниками – вступать в диалог, задавать вопросы,  выдвигать и
    отстаивать свою точку зрения;   навыки делового партнерского общения,
    монологической и диалогической речи.

    воспитательные: способствовать
    воспитанию духовно развитой личности, формированию толерантности; воспитывать
    умение слушать других;

    Методы
    обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового
    обобщения.

    I. Работа с
    раздаточным материалом «Полемика вокруг Чацкого».

    Раздаточный
    материал.

    Полемика вокруг
    Чацкого         

    Задание: Образ
    Чацкого вызвал целую полемику в критике. Познакомьтесь с высказываниями русских
    писателей и критиков о главном герое комедии «Горя от ума». Какая точка зрения,
    на ваш взгляд, близка авторской позиции? Докажите это, пользуясь текстом
    произведения. Запишите выбранную вами цитату в тетрадь.

    А.С. Пушкин:
     «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен… В комедии
    «Горе от ума» кто умное действующее лицо?  Ответ:  Грибоедов. А
    знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший
    несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и 
    напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что
    говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На
    бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного
    человека — с первого взгляду звать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед
    Репетиловыми…»

    П.А. Катенин:
     «…в Чацком все достоинства и нет порока, но, по мнению моему, он
    говорит много, бранит все и проповедует некстати».

    П.А Вяземский:
     «Сам герой комедии, молодой Чацкий, похож на Стародума. Благородство
    правил его почтенно; но способность, с которою он ех-аЬгuрtо проповедует на
    каждый попавшийся ему текст, нередко утомительна. Слушающие его речи точно
    могут применить к себе название комедии, говоря: «Горе от ума»! Ум, каков у
    Чацкого, не есть завидный ни для себя, ни для других. В этом главный порок
    автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека,
    да и то бешеного и скучного».

    М.А. Дмитриев:
    «Г-н Грибоедов хотел представить умного и образованного человека, который не
    нравится обществу людей не образованных… Но мы видим в Чацком человека,
    который злословит и говорит все, что ни придет в голову; естественно, что такой
    человек наскучит во всяком обществе… Чацкий… есть не что иное, как
    сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но
    необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее…
    Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы… представлен менее всех
    рассудительным».

    О.М. Сомов:
    «Грибоедов долженствовал бы сделать из Чацкого то, что французы называют un
    raisonneur,  самое скучное и тяжелое лицо в комедии… Г. Грибоедов вовсе
    не имел намерения выставлять в Чацком лицо идеальное… Он представил в лице
    Чацкого умного и доброго молодого человека, но вовсе не свободного от слабостей:
    их в нем две… заносчивость и нетерпеливость. Чацкий сам очень хорошо
    понимает.., что, говоря невеждам о невежестве и предрассудках и порочным о их
    пороках, он только напрасно теряет речи; но в ту минуту, когда предрассудки
    трогают его, так сказать, за живое, он не в силах владеть своим молчанием:
    негодование против воли вызывает у него поток слов, колких, но справедливых…
    Таков вообще характер людей пылких, и сей характер схвачен г. Грибоедовым с
    удивительной верностию».

    В.Г. Белинский:
    «Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все
    святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в
    глаза дураками и скотами — значит быть глубоким человеком?.. Глубоко верно
    оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе — только не от ума, а от
    умничанья… мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал
    глубокого человека, в противоречии с обществом, и вышло Бог знает что».

    А.П. Григорьев:
    «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей
    литературы.., честная и деятельная натура, при том еще натура борца».

    А.М. Скабичевский:
    «Чацкий — это яркое олицетворение современников Грибоедова… Чацкий был именно
    из тех безрассудных проповедников, которые являлись первыми провозвестниками
    новых идей, готовы бывают проповедовать даже и тогда, когда их никто не
    слушает, как это и вышло с Чацким на балу у Фамусова».

    II. Выступление
    учащегося на тему «Кто же Чацкий — победитель или побежденный?»

    (Проверка
    домашнего задания.)

    ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ

    С точки зрения
    общественного конфликта невозможно дать однозначного ответа на вопрос,
    победитель Чацкий или побежденный.

    С одной стороны,
    Чацкий побежденный: он объявлен в обществе сумасшедшим.

    С другой стороны,
    Чацкого можно считать в какой-то степени победителем:

    — он нарушает
    покой фамусовского мира, его благопристойность, ведь «все слова Чацкого
    разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю»

    — сдернута маска
    Молчалина; его судьба пока неопределенна, но на какое-то время этот герой тоже потерял
    равновесие;

    — наступило
    «прозрение» Софии;

    — некогда
    монолитное фамусовское общество «века минувшего» обнаружило «среди своих»
    непримиримого  противника, отличающегося от них не только «инакомыслием»
    но и «инакоповедением»;

    — победа Чацкого
    уже в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового
    века (деталь Лиза переводит стрелки часов в доме Фамусова — с появлением
    Чацкого начинается отсчет нового времени в комедии).

    На сцене Чацкий
    одинок, однако есть внесценические персонажи, свидетельствующие о наличии у
    главного героя единомышленников (двоюродный брат Скалозуба, племянник
    Тугоуховской, профессора педагогического университета), так раскрывается
    авторская позиция: уверенность Грибоедова в грядущей победе Чацкого.

    III. Слово
    учителя.

    «Мильон терзаний»
    — так назвал И.А. Гончаров критический этюд о комедии «Горе от ума». Свой
    «мильон терзаний» получают главные герои пьесы Грибоедова: Чацкий и София…
    Кому более сочувствует автор, о чьей судьбе сокрушается читатель — все это спорно
    и будет спорно всегда, пока будет волновать умы и сердца удивительная,
    загадочная комедия, где столько же смешного, сколько и горестного. А Чацкому
    снова остается в утешение только дорога.

    Что принесет
    дорога? Новую любовь? Новое разочарование? Гибель? Неведомо. Каждый читатель
    волен по-своему представить будущее Чацкого. Одно, пожалуй, несомненно: финал
    комедии предрекал новые странствия и герою, и автору. Это редкое, загадочное
    свойство высокой литературы — предсказывать события истории.

    IV. Домашнее
    задание.

    1.Написать 
    сочинение

    ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

    1. Анализ эпизода
    «Бал в доме Фамусова»

    2. «Век нынешний»
    и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

    З. Два патриотизма
    в комедии (спор Чацкого и Фамусова о Москве).

    4. «София
    начертана не ясно…» (А.С. Пушкин)

    5. Любовь в
    понимании Чацкого и Софии.

    6. Смешон или
    страшен Молчалин?

    7. «..Вечно
    острая, жгучая сатира» (И.А. Гончаров)

    8. «Горе от ума» —
    комедия или драма?

    9. Читая комедию
    Грибоедова… (эссе)

    2. Повторить
    выученные ранее наизусть стихотворения А.С. Пушкина ( «Пущину», «Зимнее утро»,
    отрывки из поэм и сказок)

  • Темы сочинений по горе от ума 9 класс с планом презентация
  • Темы сочинений по грибоедову горе от ума 9 класс по литературе
  • Темы сочинений по горе от ума в 9 классе с планом
  • Темы сочинений по грибоедову в 9 классе
  • Темы сочинений по вишневому саду в формате итогового сочинения