Темы сочинений по капитанской дочке 8 класс с планом презентация

Капитанская дочка сочинение по произведению кратко 8 классповесть капитанская дочка была опубликована в 1836 году. ее смело можно назвать

Капитанская дочка — сочинение по произведению кратко 8 класс

Повесть «Капитанская дочка» была опубликована в 1836 году. Ее смело можно назвать исторической, так как автором введены не только вымышленные герои, но и реальные личности, такие как Емельян Пугачев и императрица Екатерина II.

История происходит во второй половине XVIII века. Повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринева. В годы своей молодости он был отправлен строгим отцом служить в Оренбург. И хотя молодой человек должен был отправится в Семеновский полк в Петербурге, строгий отец решил, что вместо развлечений в столице, ему следует пожить настоящей жизнью в провинции. Пробираясь во время бурана со своим провожатым к ночлегу, он принимает помощь от постороннего мужчины и в благодарность дарит ему заячий тулуп. Это, казалось бы, незначительное событие в дальнейшем спасло его жизнь.

В Оренбурге Петр влюбляется в юную Марию Миронову. Единственным близким по духу человеком для него становится Алексей Швабрин: он также молод и образован. Однако тот высмеивает стихотворение, сочиненное Петром для Марии и всячески намекает на неподобающее поведение девушки. В итоге Швабрин оказывается гадким человеком, клеветником, не способным на хорошие поступки.

Когда Пугачев входит в город кажется, что Гринев обречен. Но Емельян узнал молодого дворянина, вспомнил его доброе дело и решил помиловать. однако Петр отказывается присягать на верность бунтарю. Этот поступок восхищает Пугачева, и он отпускает Петра. поведение Гринева говорит о том, что он вырос настоящим мужчиной, способным постоять за себя и свою Родину. Гринев своим поведением подтверждает эпиграф к повести, в котором говорится, что честь необходимо беречь смолоду. Главный герой не испугался смерти, но не изменил своим идеалам. Его честность и преданность покорили Пугачева, который впоследствии помог ему еще раз.

Маша Миронова – дочь местного капитана,предстает перед читателем скромной девушкой. Родители ее довольно бедны и мечтают, что какой-нибудь добрый человек сжалился над ней и взял ее замуж. Но за время развития сюжета становится понятно, что у девушке есть стержень и внутренняя сила. Она отказывается от ухаживаний Швабрина, так как этот человек ей неприятен. Даже когда он силой удерживает и обещает выдать ее людям Пугачева, она не соглашается выйти за него замуж. Петю Гринева она любит самоотверженно и готова на все ради него. Благодаря Маше, которая отправилась в Петербург к императрице просить помиловать своего любимого, Петр Гринев остался жив.

Фигура Пугачева изображается здесь не только в виде жестокого и кровожадного бунтаря, но также показываются его положительные стороны. Он ценить хорошие поступки и готов отвечать добром на добро. Пугачев представлен умным человеком, понимающим, что его ждет впереди. Он также осознает, что среди его команды есть предатели.

В данном произведении много внимания уделяется рассуждению о нравственном выборе человека, о долге, чести и любви.

Сочинение на тему капитанская дочка 8 класс по плану

Сочинения по русской литературе, зарубежной литературе и на свободную тему для учеников 8 класса. СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова(По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Действие повести “Капитанская дочка” происходит во время восстания Емельяна Пугачева. Конечно же, штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения, однако о героях повести вполне можно говорить как о людях подвига. Семья коменданта-Белогорской крепости капитана Миронова дана автором через восприятие Петра Гринева. Членов семьи всего трое: сам комендант, его жена Василиса Егоровна и их дочь Маша. Быт Мироновых налажен в течение ряда лет. Крепки и моральные устои семьи. Капитан Миронов большую часть своей жизни провел на военной службе, но не стал солдафоном. Он простодушный и забавный немолодой человек, в обязанности которого входит обучение солдат премудростям строевой службы. Еще Иван Кузьмич Миронов умеет хорошо держать нитки, когда жена сматывает их в клубок. Действительная хозяйка Белогорской крепости – Василиса Егоровна Миронова. Она держит мягкосердечного супруга под каблуком. Василиса Егоровна строга, ко всем делам подходит основательно. Она хитроумна и любопытна: так, например, капитанша Миронова сумела выведать у мужа военную тайну — известие о пугачевском бунте. Марья Ивановна Миронова – это “девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши”. По выражению автора, Маша — “благоразумная и чувствительная” девушка. И вот в мирное семейство Мироновых проникает весть о смертельной опасности, грозящей всем обитателям крепости. Характеры членов семьи коменданта раскрываются здесь с особенной силой. Василиса Егоровна, проявляя настоящее мужество, отказывается оставить мужа и укрыться с дочерью в Оренбурге. Иван Кузьмич, этот тихий и добрый человек, ведет себя достойно звания российского офицера. Стоя во главе обреченного гарнизона, он приказывает отстреливаться от бунтовщиков из пушки, пытается поднять солдат в атаку, нанести пусть слабый, но удар по врагу. Истекая кровью, комендант отказывается признать самозванца императором и с достоинством принимает смерть, Василиса Егоровна тоже попадает на виселицу, перед смертью называет Пугачева “беглым каторжником”. Таким образом, честь и долг для супругов Мироновых остаются наивысшими в жизни понятиями. Пушкин с любовью и состраданием изображает своих героев — патриархальных, чистых, старинного уклада людей. Маша — достойная дочь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Внешне застенчивая и слабая, Маша проявляет силу характера, отказывая Швабрину в его домогательствах. Девушка хранит верность своему любимому человеку — Грине-ву. Машу пугает не смерть, а возможность насилия над ней со стороны Щвабрина. И в дальнейшем дочь капитана Миронова проявляет себя только с лучшей стороны. Когда Гри-нева арестовали по подозрению в измене отечеству, Маша доходит до самой императрицы, — очень сложное по тем временам дело. Ей удается отстоять свою любовь: Екатерина Великая милует Гринева. Машу Миронову можно считать воплощением всего лучшего, что есть в характере русской женщины. Одной из главных проблем повести Пушкина “Капитанская дочка” является отношение к долгу в разных его проявлениях. Дух высокой порядочности, свойственный всем членам семьи Мироновых, позволил Ивану Кузьмичу, Василисе Егоровне и Маше при любых обстоятельствах оставаться честными и достойными людьми, то есть полностью исполнить свой моральный долг. Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Повесть А. С. Пушкина называется “Капитанская дочка”, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и Пугачева, который своими поступками стал своеобразным “проявителем” подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших — Гринева. Пугачев в “Капитанской дочке” похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют. Он — то ли беглый каторжник, то ли пропойца (“заложил тулуп у целовальника”, то есть за водку). Но “огненные глаза”, притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души — обо всем этом мы узнаем после). Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе. Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. С истинно царской, сказочной широтой души он говорит: “Казнить так казнить, миловать так миловать”. И отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области. Пугачев, однако, лукав и умен, он знает своих людей и часто “работает на публику”, как бы играя роль царя, как его представляют себе простые люди. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным — это и расчет, и радостная игра во власть. Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым. Пугачев Пушкина — отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа. Русская история полна легенд о “подлинном царе”, о царе, спасшемся от смерти, настоящем, “правильном” царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель. Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до Казни плененного бунтовщика. В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. “Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу”. Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: “Еме-ля! Бмеля1 — думал я с досады, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать”. Пугачев – разбойник или освободитель? (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) А. С. Пушкин обращался к личности Пугачева дважды: когда работал над документальной “Историей пугачевского бунта” и когда писал “Капитанскую дочку”. Повесть была написана в 1836 году, а “Историю” Пушкин закончил на два года раньше. Поэт работал по высочайшему разрешению в закрытых архивах, внимательно изучил документы, относящиеся к пугачевскому бунту. Емельян Пугачев в “Капитанской дочке” — человек неоднозначный, но, несомненно, неординарный. Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова (“Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”) стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету. Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений: отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием. Таков пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки; он насмешливо отвечает: “Разве пушки на царей льются?” Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего — мечтой о свободе. Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим — жестокость, массовые казни, часто бессмысленные. “Вором и разбойником” называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста. Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем, А Гриневу, который глубже всех его понял, говорит: “Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал”. От волжского разбойника у Пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том “мундире”, в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание: прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не “питаясь мертвечиной”, а “напившись живой крови”. Реальный Пугачев был страшнее. Он мог приказать повесить “поближе к звездам” мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры. Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил: “Я не ворон, я вороненок; ворон еще летает”. Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. А Пугачев… опустился на колени и стал просить о помиловании. В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили: они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ. Пугачев — предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны “История Петра” и материалы о пугачевщине. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна — знаменитой повести “Капитанская дочка”. Пушкина необычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавившего народное восстание во второй половине XVIII века. Емельян Пугачев — донской казак, ветеран двух войн — Семилетней и русско-турецкой 1768—1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте. Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздираемого внутренними противоречиями. Обращает насебя внимание жестокость Пугачева, который склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. “Узка моя улица”, – говорит Пугачев Гриневу. Предчувствия не обманули предводителя — он был выдан его же соратниками. Пугачев у Пушкина живет по легенде об орле и вороне, то есть выбирает кровавый путь. Кто же он — предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее всего, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности. Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емель-яна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен. Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин – единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой “императорский” суд, то есть безжалостно расправляется с безоружными людьми. Именно этот момент в повести является ключевым для сравнительной характеристики двух героев “Капитанской дочки” – Гринева и Швабрина. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером, Петруша — мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого благополучия — служба в гвардии. Однако сама жизнь рассеивает его иллюзии. После карточного проигрыша Зурину Гринев испытывает стыд. Последовавшая вскоре встреча с вожатым показывает, что Петруша — хороший человек. Несмотря на увещевание Савельича, Гринев дарит вожатому заячий тулупчик со своего плеча. Служба в Белогорской крепости оказалась необременительной, Петруша влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Влюбленность делает Гринева поэтом. Своими стихотворными пробами Петруша делится с Алексеем Швабриным — молодым офицером, сосланным в крепость за участие в дуэли. Оказывается, Шваб-рин тоже был влюблен в Машу, но получил отказ. Швабрин пытается очернить девушку в глазах Гринева, и тот вызывает его на дуэль. Петруша получает от своего бывшего друга легкую рану. Но даже и после этого Швабрин продолжает завидовать Гриневу, ведь Маша и ее родители заботливо ухаживают за раненым юношей. Однако вскоре Швабрин получает возможность отомстить. Пугачев звал всех желающих присоединиться к своему мятежному войску. Швабрин с радостью соглашается: он присягает на верность самозванцу. Гринев же, невзирая на смертельную опасность, не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви и противники на дуэли встают по разные стороны баррикад. Положение Швабрина все-таки менее выгодно: присоединившись к Пугачеву, он тем самым раз и навсегда поставил себя вне закона. Гринев, которого Пугачев помнит по встрече в пути, рассказывает самозванцу правду о своей возлюбленной, надеясь на снисхождение со стороны предводителя. Этот психологический бой Гринев выигрывает, спасая себя и Машу. Два офицера российской армии — Петр Гринев и Алексей Швабрин ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести “Капитанская дочка”. Низость и двоедушие Алексея Швабрина (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Алексей Швабрин — один из героев повести “Капитанская дочка”. В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы “увидеть наконец человеческое лицо”. Однако не только высокомерием определяется характер этого героя. Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его. Список дальнейших поступков Алексея венчают, сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь, верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: “Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака”. Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе. Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведения – поэмы “Полтава” – мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Первому. Однако Алексей Швабрин – прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был безжалостен и суров. Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление доверием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться муками совести до конца своей жизни. Испытал ли их Алексей Швабрин, этот низкий и двоедушный герой, оказавшийся между цельными и верными себе персонажами повести “Капитанская дочка”?

Капитанская дочка — сочинение по произведению кратко 8 класс

Повесть «Капитанская дочка» была опубликована в 1836 году. Ее смело можно назвать исторической, так как автором введены не только вымышленные герои, но и реальные личности, такие как Емельян Пугачев и императрица Екатерина II.

История происходит во второй половине XVIII века. Повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринева. В годы своей молодости он был отправлен строгим отцом служить в Оренбург. И хотя молодой человек должен был отправится в Семеновский полк в Петербурге, строгий отец решил, что вместо развлечений в столице, ему следует пожить настоящей жизнью в провинции. Пробираясь во время бурана со своим провожатым к ночлегу, он принимает помощь от постороннего мужчины и в благодарность дарит ему заячий тулуп. Это, казалось бы, незначительное событие в дальнейшем спасло его жизнь.

В Оренбурге Петр влюбляется в юную Марию Миронову. Единственным близким по духу человеком для него становится Алексей Швабрин: он также молод и образован. Однако тот высмеивает стихотворение, сочиненное Петром для Марии и всячески намекает на неподобающее поведение девушки. В итоге Швабрин оказывается гадким человеком, клеветником, не способным на хорошие поступки.

Когда Пугачев входит в город кажется, что Гринев обречен. Но Емельян узнал молодого дворянина, вспомнил его доброе дело и решил помиловать. однако Петр отказывается присягать на верность бунтарю. Этот поступок восхищает Пугачева, и он отпускает Петра. поведение Гринева говорит о том, что он вырос настоящим мужчиной, способным постоять за себя и свою Родину. Гринев своим поведением подтверждает эпиграф к повести, в котором говорится, что честь необходимо беречь смолоду. Главный герой не испугался смерти, но не изменил своим идеалам. Его честность и преданность покорили Пугачева, который впоследствии помог ему еще раз.

Маша Миронова – дочь местного капитана,предстает перед читателем скромной девушкой. Родители ее довольно бедны и мечтают, что какой-нибудь добрый человек сжалился над ней и взял ее замуж. Но за время развития сюжета становится понятно, что у девушке есть стержень и внутренняя сила. Она отказывается от ухаживаний Швабрина, так как этот человек ей неприятен. Даже когда он силой удерживает и обещает выдать ее людям Пугачева, она не соглашается выйти за него замуж. Петю Гринева она любит самоотверженно и готова на все ради него. Благодаря Маше, которая отправилась в Петербург к императрице просить помиловать своего любимого, Петр Гринев остался жив.

Фигура Пугачева изображается здесь не только в виде жестокого и кровожадного бунтаря, но также показываются его положительные стороны. Он ценить хорошие поступки и готов отвечать добром на добро. Пугачев представлен умным человеком, понимающим, что его ждет впереди. Он также осознает, что среди его команды есть предатели.

В данном произведении много внимания уделяется рассуждению о нравственном выборе человека, о долге, чести и любви.

“Капитанская дочка” положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков. Роман “Капитанская дочка” повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия. Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро, помогающий Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина. Пушкин стремится объективно показать эту историческую личность, сыгравшую огромную роль в судьбе России. Перед нами предстает человек плоть от плоти народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян Пугачев старается помочь, кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению К Гриневу, Маше, Швабрину… Расправа же над непокорными офицерами — вынужденная мера военного времени. Так почему же все-таки исторический роман назван “Капитанская дочка”? Мне кажется, что это название наиболее полно отражает суть его. Произведение, помимо описанной темы, повествует о данной и искренней любви, ради которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Марья Ивановна Миронова едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное — утвердить справедливость. Она смогла доказать невиновность Гринева, верность его данной присяге. Постепенно главной героиней романа становится Марья Ивановна — капитанская дочка. Из робкой “трусихи” она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости. Название романа “Капитанская дочка”, как мне кажется, отражает суть произведения. Мое впечатление от повести А.С.Пушкина <<�Капитанская дочка>> Не так давно я прочел книгу А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В ней рассказывалось о молодом человеке Петре Андреевиче Гриневе, которого отец сначала хотел отправить служить в Петербург, а потом передумал и отправил его в Белогорскую крепость. Первые впечатления Гринева от Белогорской крепости сразу были не лучшими. Гарнизонная жизнь совсем не привлекала Гринева, как служба в Санкт-Петербурге. Капитан Миронов представлялся ему сердитым и строгим старикашкой, который полностью отдан своей службе. Репутация Белогорской крепости у Гринева еще более испортилась, когда вместо грозных башен и бастионов, он увидел деревушку, окруженную бревенчатым забором. В дальнейшем отношение Гринева к Белогорской крепости очень изменилось. Оно стало лучше. Жизнь для молодого человека в крепости стала «не только сносною, но и приятною». Представление о коменданте оказалось ошибочным — в его доме Гринев был принят, как родной. И его дочка, Маша Миронова, сначала не понравилась Гриневу, а потом показалась ему очень недурной. Почти сразу, как Гринев приехал в крепость, он познакомился с культурным и образованным человеком — со Швабриным. И Гринев и Швабрин очень обрадовались, что в этой захолустной деревушке есть хоть одна культурная и грамотная душа. Но в дальнейшем их отношение друг к другу начало резко портиться. С самого начала их дружбы Швабрин льстил Гриневу, говоря, что Маша Миронова полная дурочка, потому что сам был по уши влюблен в нее. Однажды Гринев сочинил стихи про свою возлюбленную и показал их Швабрину. Эти стихи, как он сказал, показались полной глупостью, на самом же деле сказал он это не потому, что они ему не понравились, а от ревности к Гриневу. Потом Швабрин начал «немилосердно» разбирать каждую строчку стиха. Наконец Гринев рассвирепел и начал кидаться на Швабрина, а тот, возненавидев Гринева, предложил ему дуэль на шпагах, на что молодой человек с радостью согласился, потому что в данный момент он готов был растерзать Швабрина, вследствие чего был очень сильно ранен им «в грудь, пониже правого плеча». Когда Гринев очнулся после ранения, оказалось, что он лежит «на кровати, в незнакомой горнице». Потом отварилась дверь. «Что? Каков?» — произнес голос, от которого герой сразу затрепетал. Это была Марья Ивановна. Она подошла к кровати и наклонилась. Петр был еще очень слаб, поэтому не должен был много разговаривать. На следующий день Гринев, проснувшись, вместо Савельича увидел Машу. Потом она поцеловала Петра. Так развивалась любовь между дочерью капитана Миронова и приехавшим издалека молодым человеком. С этого момента Гринев пошел на поправку. И вот однажды он сказал Марье Ивановне: «Милая, добрая Марья Ивановна, будь моею женою». Ответ был удовлетворительный, но немного позже Маша добавила, что без согласия родителей Гринева она замуж не пойдет. «В нежности матушкиной я не сомневался; но, зная нрав и образ мыслей отца, я чувствовал, что любовь моя не слишком его тронет и что он будет на нее смотреть как на блажь молодого человека», — с такими мрачными мыслями Петр писал письмо, с прошением о родительском благословении, к себе домой. Показал его Маше, которая сказала, что это письмо разжалобит даже самого сурового человека, и у них не было сомнения в его успехе. Через несколько дней пришел ответ. Он был отрицательным. Бывает так, что ты веришь во что-нибудь на все сто процентов, а результат оказывается полной противоположностью, тогда ты готов рвать и метать. У Гринева было такое же ощущение после того, как он прочел ответ отца. Петруша был полностью разбит отцовской грубостью. Немного времени спустя пришли звать Гринева от имени коменданта. Когда Петр пришел, комендант сказал: «Господа офицеры, важная новость! Слушайте, что нам пишет генерал». Он надел очки и начал читать письмо. В нем говорилось, что из-под караула убежал донской казак и раскольник Емельян Пугачев, и уже взял и разорил несколько крепостей, везде производя грабежи и смертные казни; генерал приказывал коменданту принять надлежащие меры. Еще через несколько дней был схвачен башкирец «с возмутительными листами». По этому поводу комендант опять собрал офицеров. Они решили башкирца пытать. Комендант дал указание принести плети, а через несколько минут привели невольника. Башкирец шагнул через порог. По всем признакам он был очень стар, но глаза его еще сверкали огнем. Комендант узнал в нем того еще бунтовщика, побывавшего в их капканах. Наконец, капитан Миронов сказал ему: «Говори, кто тебя подослал». В ответ башкирец ничего не, сказал. Потом помощник коменданта Юлай повторил вопрос на татарском языке. Реакция была такой же, как и в первом случае. Тогда комендант приказал начинать хлестать его плетями. Башкирец начал беспокоиться, и когда Юлай замахнулся, он издал жалобный протяжный звук и открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок. Гринев и все были поражены этим случаем. Через несколько дней пугачевцы напали на крепость. Гринев бился с ними очень упорно, но что могла сделать армия, состоящая всего из ста тридцати солдат, против многочисленной армии пугачевцев. В итоге солдаты «лже-царя» без особых усилий взяли крепость. Когда Гринева привели к Пугачеву, он узнал в нем их вожатого, который проводил их-с Савельичем до постоялого двора в ночь бурана. Пугачев тоже узнал Гринева, и я считаю, что именно поэтому Пугачев помиловал Петра. В дальнейшем отношение Гринева к Пугачеву изменилось к лучшему. В результате всех этих событий, происходивших в Бе-логорской крепости, Петр Гринев узнал, что нежелательно играть в азартные игры, усвоил для себя опасность дуэлей и еще многое и многое другое. Но самым большим познанием стало то, что он познал настоящую любовь. Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина <<�Капитанская дочка>> В конце двадцатых — начале тридцатых годов А. С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства, а также вопрос, кто или что движет историю: массы или личность. Именно это заставляет писателя обратиться к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения — «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник». Историческая повесть «Капитанская дочка» была написана А. С. Пушкиным в 1833-1836 годы. В основе сюжета — жестокое столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьян во главе с Емельяном Пугачевым. На фоне этих событий и повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева к дочери коменданта Бело-горской крепости Маше Мироновой. Центральной проблемой произведения является проблема чести и долга, о чем свидетельствует эпиграф: «Береги честь смолоду», который, как мы увидим дальше, повсюду будет определять жизнь главного героя. Петр Андреевич с самого детства жил в обстановке чрезвычайной нравственности. Автор устами старого слуги Савельича раскрывает моральные устои семьи Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами поучает преданный слуга своего молодого барина, впервые напившегося и показавшего себя не с лучшей стороны. Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Как окажется позднее, этот поступок спас ему и его слуге жизнь. Здесь Пушкин проводит мысль о том, что истинное добро никогда не останется неоцененным; добрым и честным людям гораздо легче существовать, нежели злым и корыстным. Приезд в Белогорскую крепость также ознаменовался многими изменениями в миропонимании Петра Андреевича. Здесь он встречается с Машей Мироновой, здесь между ними вспыхивает нежное чувство. Гринев поступил как истинный офицер и дворянин, вступившись за честь любимой девушки и вызвав на поединок Швабрина. Образ Щвабрина прямо противоположный образу Гринева. По своему положению он относится к гвардейскому офицерству. Блестяще образованный светский человек, тем не менее, по своему характеру очень беспринципный. Мы мало знаем о его прошлом: карьера его сломлена в результате «смертоубийства», надежд на возвращение в Петербург нет. Швабрин примкнул к восстанию исключительно ради собственной выгоды, потому что иначе его бы ждала виселица. Поступившись таким образом дворянской честью, Швабрин влился в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания ему были абсолютно чужды. Во время самого бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников. Чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Петр Андреевич, чем вызвал уважение со стороны Пугачева. Постепенно раскрывая образ предводителя крестьянского восстания, Пушкин дает нам понять, что и Пугачеву не чужды понятия чести и долга. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниям Пугачева Петр Андреевич и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. В этом состоит главное отличие Гринева-сына от старика Гринева, для которого важнее всего были честь и долг офицера-дворянина. Гринев-младший сумел расширить эти понятия до их общечеловеческого значения и не отказал в человечности такому, казалось бы, чуждому ему человеку, как Пугачев. Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовятся отправить на эшафот вслед за Пугачевым. Однако дело решает Маша Миронова, которая считает своим долгом поехать в Петербург и рассказать императрице, как было дело на самом деле, надеясь на «милость» монаршую, а не на «правосудие». Чудесная встреча девушки с дамой, впоследствии оказавшейся самой императрицей, и помилование Гринева еще раз показывают, что в обществе, живущем по законам чести и долга, гораздо легче добиться правды.

Похожие материалы:

  • «Капитанская дочка» сочинение про Машу Миронову — —
  • «Капитанская дочка» сочинение рассуждение — —
  • Сочинение на тему Гринев и Пугачев — —
  • Сочинение про Гринева и Швабрина из Капитанскй дочки — —
  • «Капитанская дочка» сочинение про Гринева — —

Сочинения

Пушкин — автор многих произведений классической литературы. Однако, когда затрагивается тема благородства и любви, то невольно вспоминается его Капитанская дочка, по которой нам предстоит написать школьное сочинение.

Капитанская дочка краткое сочинение

Роман Капитанская дочка переносит нас в историческое прошлое. Это семидесятые годы восемнадцатого века. В те времена крестьяне устали от непосильного ярма крепостного права, и их недовольство выливается в восстание под предводительством Пугачева. Однако это не основная мысль произведения, ведь Пушкин хотел показать не столько народную войну, сколько пытался раскрыть тему патриотизма, достоинства человека, тему верности. Помимо прочего, в романе затронуты такие важные аспекты человеческих отношений, как тема семьи и любви.

Писатель создает сложные образы, которые оживают на листе бумаги и попадают в происходящие события. Мы же, как читатели, следуем за ними и увлекаемся драматичностью сюжета, его развязкой и счастливым финалом.

Один из главных героев Петр Гринев рассказывает о событиях из своей жизни. О том, как ему пришлось ехать на службу в Оренбург, и благодаря отцу, который захотел сделать из сына настоящего мужчину, Петр попадает в Белогорскую крепость. Уже по дороге на службу молодой человек проявил свой характер, расплатившись с долгом и отдав в знак благодарности за помощь свой тулуп. Как оказалось позже, человеком который помог Гриневу добраться до трактира был Пугачев, и эта встреча впоследствии сыграет огромную роль в жизни Петра.

Знакомясь с произведением Капитанская дочка, и работая над нашим сочинением-рассуждением на тему чести, хочется упомянуть напутственные слова отца сыну, которого тот отправлял в дальнюю дорогу. А дал он ценнейший совет беречь платье снову, а честь свою смолоду. И Петр не отступил от этого ни на шаг. Гринев предстает перед нами честным человеком, порядочным, добрым, смелым мужчиной. Даже подвергаясь смерти, он не роняет своей чести и не переходит на сторону врага.

Тут же мы видим Пугачева, который был временами жесток, был злодеем и преступником, но и ему было не чуждо понятие великодушия и справедливости. Пугачев не только не убивает Гринева, но и отпускает его. А все потому, что Пугачев не забывал и хорошее к себе отношение, стараясь отплатить людям тем же.

Прекрасно раскрывается в Капитанской дочке и тема любви, где перед читателем возникают образы Петра, Маши и Швабрина. Благодаря классическому любовному треугольнику в романе появляются острые нотки переживаний. Ведь Швабрин делал все, чтобы Петр и Маша не были вместе. Однако их любовь была настолько большой и чистой, что влюбленные преодолевают все преграды и остаются вместе.

Мой любимый герой

Прочтя произведение Пушкина Капитанская дочка, невозможно не заметить в романе сразу нескольких ярких героев. Однако, лишь один персонаж заинтересовал меня больше всего. Именно этот герой, а вернее героиня, оказалась мне ближе всего по духу. Это Маша Миронова — капитанская дочка, дочка коменданта крепости, куда попадает на службу Петр Гринев.

Поначалу Маша кажется застенчивой и трусливой. Такой же трусливой видели Машу и ее родители. Но, как часто бывает, первое впечатление было обманчиво, и это доказывают дальнейшие события. Девушка с ангельским голосом и хрупким станом оказалась сильной личностью, которая противостояла Швабрину, и даже испытание голодом и темница не сумели ее сломить. Маша ни при каких обстоятельствах не соглашалась выходить замуж за нелюбимого человека, и это вызывает настоящее восхищение. Вызывает восхищение и то, что Маша не побоялась явиться даже к императрице с целью добиться милости государыни, и освобождения Петра.

Прочитав Капитанскую дочку, мы увидели добрую, сильную девушку, которая умеет любить по-настоящему и не предает свои чувства. Благодаря силе ее характера, наши герои все же воссоединяются, и это прекрасное окончание романа.

Сочинение на тему: Капитанская дочка

А какую оценку поставите вы?

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 4.20 [814 Голоса (ов)]

Эта повесть является самым известным произведением А. С. Пушкина в прозе. Считается, что идея создания исторического романа появилась у многих писателей девятнадцатого века под влиянием В. Скотта.

Пушкин написал свою повесть не на пустом месте, а на основе реальных событий восемнадцатого века в России – войны правительственных войск с Е. Пугачевым. Автор с позволения царя имел доступ к архивам, ездил по Уралу в поисках живых свидетелей тех событий. Пушкин был человеком независимым и честным, поэтому он не смог написать книгу, где люди однозначно делились бы на плохих и хороших. Видимо, живое общение со стариками, ровесниками его героев, помогло ему составить реальный образ Е. Пугачева, который был не просто бунтовщиком, а, как минимум, крайне незаурядным человеком — сильным, умным, умеющим ладить с людьми, по-своему справедливым и порядочным. Пугачев предстает перед нами как простой человек, с которым можно наладить отношения, с которым можно дружить. Он не выглядит сказочным злодеем или недоступным полководцем.

И Екатерина II также показана в быту, а не на парадном приеме. Она – не небожительница, не императрица, а женщина, способная внимательно выслушать собеседника, сочувствовать чужому горю, судить справедливо.

Главные герои этого повести – молодые люди, которых сначала мы видим как очень юных людей, не успевших себя проявить и поэтому кажущихся слишком простыми и наивными. Но они были правильно воспитаны, родители примером всей своей праведной жизни привили им четкие представления о добре и зле, о правде, об ответственности. Поэтому мы не удивляемся, когда, оказавшись в жизни перед трудным выбором, они принимают верные решения, за которые могут себя уважать. И читатель тоже не остается равнодушным. Ведь в жизни каждого из нас могут встретиться серьезные препятствия, преодолевая которые важно оставаться человеком.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

  • Маша Миронова – воплощение русского национального характера
  • Сочинение на тему «Гринев и Пугачев, история их отношений»
  • Сочинение «Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина»
  • «Береги платье снову, а честь смолоду» — сочинение
  • Сочинение-рецензия на книгу

Цели: развитие связной речи
учащихся,  совершенствование навыка написания
сочинения на заданную тему.

ЗУН: учащиеся должны знать содержание
и проблематику изученного произведения;
уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить
план к теме, сформулировать идею, подобрать
цитатный материал, аргументировать свою точку
зрения; редактировать написанное.

Оборудование: компьютер, мультимедиа,
экран, карточки для групповой работы, распечатки
плана для каждого ученика, 2 буклета  на
каждого ученика: «Пугачев в истории и повести
Пушкина» (как результат проектной работы) и «Как
писать сочинение».

Опережающие задания: проектная работа
«Пугачев в исторических документах и повести
А.С.Пушкина «Капитанская дочка», сообщение на
тему «Неизвестные портреты Пугачева».

Зрительный ряд (Приложение 1).

Деятельность
учителя и учащихся

Слайд 1
«Учимся писать сочинение».

Что кажется вам
трудным в написании сочинения?

Вступительное слово учителя.
Добрый день! Сегодня последний урок по повести
А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мы прочитали
текст произведения, много работали над
содержанием и формой, композицией  и
выразительными средствами.
Сегодня мы подошли к новому виду деятельности –
к сочинению.  Тема нашего урока: «Учимся писать
сочинение».
Как вам кажется, сочинение – это творчество? 
Написать сочинение легко?
Рефлексия: Возьмите маленькие листочки и
напишите, что вам кажется трудным в написании
сочинения (очень кратко: составить план, сделать
правку, подобрать материал)
Слайд 2 Внутренняя мотивация: ребята, над
чем надо поработать, чтобы написать хорошее
сочинение. Формулировка целей урока.
Слайд 3
Китайская мудрость
Эпиграфом к уроку я взяла слова
из китайской мудрости: «Когда я слышу – я
забываю, когда я смотрю – вижу, когда я делаю – я
понимаю»
Слайд 4
размышление над темой сочинения
Итак, начинаем работать. Первое
условие хорошего текста (сочинения, доклада,
выступления) – подчиненность определенной
мысли. Для этого необходимо вдумываться в
формулировку темы сочинения.  Давайте сравним
три темы, на первый взгляд, очень похожие. 
Чтобы удобнее было их сравнивать, попробуем
переформулировать тему в вопрос.
Одинаковые ли темы?  Какими оттенками они
отличаются, на что необходимо обратить внимание?
Следует обдумать формулировку темы. Что в ней:
вопрос, или утверждение, или упор на ваше личное
отношение?
(В этих темах главное действующее лицо – Пугачев.
В первой теме надо раскрыть роль Пугачева в
истории и повести.
Во второй теме надо сопоставить героев повести,
посмотреть, какую роль они играют в судьбах друг
друга.
Третья тема – личное восприятие.)
Слайд 5
ПРОЕКТ
«Пугачев в исторических документах и повести
А.С.Пушкина»

Слайд 6

Тема  «Пугачев в истории и
повести Пушкина» заинтересовала группу ребят.
Они выбрали эту тему для своей проектной
деятельности. Презентация проекта (Приложение
2
). Выступление учащихся.
Задание: подумайте, к каким темам
можно использовать материал, который вы
услышали?   (к 1и 3 темам).

Учащиеся,
работавшие над проектом, раздают буклеты
«Пугачев в истории и повести Пушкина».

Слайд 7 Выводы по композиции
произведения и роли Пугачева (по слайду)
Слайд 8 Формулировка темы для написания
сочинения: «Каким мне представляется Пугачев
после прочтения повести «Капитанская дочка»?»
Слайд 9 В сочинениях очень многое
зависит от индивидуальных особенностей автора.
Но существуют определенные правила, которые
необходимо соблюдать и нарушение которых сразу
сказывается на качестве работы.
Как построить сочинение?
Наиболее просто требования к композиции
(построению сочинения) можно сформулировать так.

1.
Вступление. Начало вводит в тему,
заинтересовывает читателя.
2. В основной части следует раскрыть тему. Основа,
в свою очередь, делится на несколько более мелких
частей. Каждая часть обычно начинается с абзаца.
3. Заключение – это краткое подведение итогов,
или просто свое пожелание, надежда. Для концовки
можно использовать какую-нибудь важную (ударную)
мысль или подходящую цитату.

  Ребята, скажите, как легче писать
сочинение: как «само придет» или по
определенному плану?
Почему легче по плану? Для чего нам нужен план?
(План дисциплинирует мысль, определяет круг
вопросов и позволяет отобрать нужный
материал.  “Кто ясно мыслит – ясно
излагает”, – сказано давно. Если вы в состоянии
составить план в уме – прекрасно. Но часто план
необходим уже потому, что нужно расставить мысли
в определенной последовательности и по степени
важности. Наша цель – составление, разработка
плана, подбор материала к каждой части.)
Слайд 10
вступление, виды вступлений
Какой вид вступления подходит
для нашей темы?
Слайд 12
Основная часть
Основная часть сочинения также
имеет собственную композицию. Она зависит от
особенностей темы и избранной вами формы.
  Проблемная ситуация для работы в
группах: выбор плана из двух возможных.
Задание: выбрать из двух планов тот, который
подходит к теме.
Объяснить недостатки другого плана.
Может ли план №1 быть составной частью плана №2?

План №1.

1. Вступление.
2. Основная часть. Как изображен Пугачев в
повести?

– Гринев и Пугачев;
– Швабрин и Пугачев;
– роль Пугачева в судьбе Маши Мироновой.

3. Заключение. Как я отношусь к Пугачеву?

План №2.

1. Вступление.
2. Основная часть. Как изображен  Пугачев в
повести?

1) Портрет героя  («наружность его
показалась мне замечательна»);
2) Пугачев – талантливый руководитель военных
действий, народный герой;
3) Речь Пугачева (пословицы, поговорки); калмыцкая
сказка;
4) Сопоставление: царь–царица, преобразование
образа героя;
5) Отношения героя с другими действующими лицами
повести (роль Пугачева в судьбе Гринева и Маши
Мироновой);
6) Черты характера Пугачева-человека.

3. Заключение. Мои мысли по поводу
характера Пугачева, его образа жизни.

  Учитель раздает подробный план
сочинения всем учащимся. В ходе урока дети вносят
дополнения, комментарий к плану.

Беседа.
Коллективная работа

План сочинения

Возможный комментарий к
плану

1. Вступление.
2. Основная часть. Как изображен  Пугачев в
повести?
1) Портрет героя  («наружность его показалась
мне замечательна»);
 

Портрет героя – косвенная
характеристика. По описанию мы можем сделать
вывод, как относится рассказчик к герою? (С
симпатией и сочувствием).

2)  Пугачев – талантливый
руководитель военных действий, народный герой;
Приведите примеры (жители встречают с
хлебом-солью, присягают лжецарю).
3) Речь Пугачева (пословицы,
поговорки);
Речь яркая, образная и чисто народная, в
ней много поговорок: «В огород летал, конопли
клевал, швырнула бабушка камушком – да мимо»,
«Стали было к вечерни звонить, да попадья не
велит: поп в гостях, черти на погосте». – «Молчи,
дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик,
будут и грибки, а будут грибки, будет и кузов. А
теперь заткни топор за спину: лесничий ходит» 
 Диалог Гринева и Пугачева: «Долг платежом
красен», «Казнить, так казнить, миловать, так
миловать». Они выражают размах, широту его
богатой натуры.
Калмыцкая сказка
Слайд 13
Выразительное чтение наизусть,
объяснение символики сказки.
Сказка объясняет жизненную позицию самозванца:
орел не может жить по законам ворона.  Сказка
имеет иносказательный смысл, это разговор о
возможности выбора жизненного пути: долгого,
размеренного, небогатого яркими событиями, и
другого: яркого, насыщенного, но краткого.
Символика: орел – птица царственная; ворон –
птица мудрая, но прозаичная, земная.
Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь.
Сказка показывает обреченность Пугачева. Так
жить долго и счастливо нельзя.
Гриневу отвратителен разбой и злодейство, он
создан для мирной жизни среди дорогих людей.
Поэтому Гринев отвечает Пугачеву: «Но жить
убийством и разбоем значит, по мне, клевать
мертвечину.»
Пушкин: «Не приведи Бог видеть русский бунт,
бессмысленный и беспощадный!»
4) Сопоставление: царь – царица,
преобразование образа героя;
В Пугачеве одновременно живут и Гришка
Отрепьев, пример которого вдохновляет и
обнадеживает («Как знать? Авось и удастся! Гришка
Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвой»), и
Борис Годунов с его попыткой утвердить добро
злодейством! В нем и укоры совести, знакомые
крестьянскому «царю».

Доклад на тему
«Неизвестные портреты Пугачева» Слайды 16–18

5) Отношения героя с другими
действующими лицами повести (роль Пугачева в
судьбе Гринева и Маши Мироновой);
Отношение к герою других действующих
лиц – тоже характеристика героя.
Гринев: «присягать не могу».
Маша Миронова: «отомщу за сироту».
Для Савельича: «проходимец»
6) Черты характера
Пугачева-человека.
Задание по группам:
1) подобрать определения для характеристики
Пугачева (мятежный, смелый, героический, добрый,
щедрый, великодушный, милосердный)
2) подобрать существительные для характеристики
Пугачева (мятежник, народный герой, бунтовщик,
бунтарь, спаситель, лжецарь, государственный
преступник)
Слайд 20
3. Заключение. Мои мысли по поводу характера
Пугачева, его образа жизни.
Иногда в теме сочинения прямо заложен
вопрос, как в данном случае. Тогда в конце
сочинения должен быть прямой ответ на него. Иначе
сочинение не раскроет главной своей мысли.
Хорошо бы, написав все необходимое, в конце
поставить тот же вопрос, что был в заголовке темы.
А потом сформулировать краткий ответ.
Концовка сочинения должна быть не менее
эффектной, чем начало. Эффектной по форме и очень
четкой и выразительной по содержанию. Это может
быть сжатый в несколько строк итог всего
сочинения (концовка–вывод). В конце сочинения
можно использовать яркую цитату.
Я думаю,
Мне кажется,
Интересно отметить,
Я согласен с …
Каким мне показался Пугачев? (Ответ)
Слайд 21
редактирование
(обработка информации, правка)
Работа над ошибками. Задание:
замените повторяющиеся слова синонимами.

Текст для правки (карточки): Пушкин рассказывает
нам историю семьи Гриневых. Пушкин рассказывает
о судьбе Пугачева. Пушкин  показывает, что
Пугачев спас Гринева и Машу.
Слайд 22 Подведем итоги. Что сегодня на
уроке было интересным?
Чему вы научились? Удалось ли нам выполнить
поставленные задачи?
Слайд 23 Итог урока в
художественной форме – синквейн.  
Пугачев.  Пример синквейна.
Пугачев,
Бунтующий, страдающий,
Разбойничает, казнит или милует.
Спасает Машу и Гринева.
Мятежник.

Пугачев,
Загадочный, двойственный,
Казнит, защищает, может спасти,
Выдает себя за государя.
Обреченный.

Пугачев.
Страшный, кровавый,
Рушит, сражается, губит народ,
Бунт бессмысленный, беспощадный страшен.
Хаос.

Слайд 24 Домашнее задание: написать
сочинение. Для того, чтобы Ваша работа была
интересной и продуктивной, предлагаю вам буклеты
«Как писать сочинение» (раздать всем учащимся в
качестве памятки).

Урок 25 Р/Р. ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ ПО РОМАНУ ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»


25.01.2013


42731


2409



Урок 25 Р/Р.
ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ  ПО
РОМАНУ ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Цели урока: тренировать
в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход
рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские
переживания; учить вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки.

Ход
урока

I.
Организационный момент.

II.
Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение с последующим обоснованием своего выбора
любимых пушкинских страниц.

III. Подготовка
к сочинению.

1. Вступительное слово учителя.

Марина Ивановна Цветаева
прочитала «Капитанскую дочку» в 7-летнем возрасте, и книга стала для нее
«вечной»: хотелось перечитывать ее постоянно. Появилась потребность поделиться
с другими своими мыслями и переживаниями, вызванными произведением Пушкина. Так
родился очерк «Пушкин и Пугачев».

Для нас же, нечего греха
таить, чтение часто кончается с последней перевернутой страницей. И наши
непроясненные впечатления, недодуманные мысли стираются и пропадают почти
бесследно. А если поступить иначе? Погрузившись в книгу, обдумав, записать свои
мысли, свои впечатления для себя. Это важно для того, чтобы научиться
размышлять и писать. Наконец, это просто интересно! Когда-то обратишься к своим
записям, перечитаешь книгу и вдруг поймешь, как изменился ты сам. Эти записи –
живые свидетельства твоей духовной жизни, как бы ее фотографии в различные
временные отрезки.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня, готовясь к
сочинению, мы будем учиться, тренироваться в умении обдумывать тему, ставить
перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения. Научиться этому нелегко.
Дело это тонкое и творческое, но совершенно необходимое: ведь всем нам надо
уметь размышлять, рассуждать, обосновывать свою точку зрения, убеждать, строить
развернутое высказывание.

3. Составление плана сочинения, формулировка темы.

Итак, начинаем. Первое
условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то
доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, – его стройность,
подчиненность единой теме и мысли. А для этого нужно вдуматься в формулировки
тем, различать их оттенки.

Выберем на первый взгляд
две похожие темы: «Гринев в Белогорской крепости» и «Белогорская крепость в
жизни Гринева». Как будто одни и те же слова, но стоят они в разной
последовательности и в разных связях друг с другом.

Попытайтесь представить
проспекты (программу, план предстоящей работы) сочинений.

4. Слушание с последующим анализом 2–3 проспектов на каждую тему.

Надеюсь, вы уже
разобрались, что если работа на первую тему – больше изложение, то на вторую –
рассуждение.

Чтобы определить основную
мысль сочинения, можно воспользоваться простым приемом: переформулировать
каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет
тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать
в сочинении.

Обратимся к первой теме.
Какой из вопросов полнее выражает ее суть: «Какие события произошли с Гриневым
в Белогорской крепости?» или «Что он пережил в Белогорской крепости?»

Перечитаем «белогорские»
главы: III – «Крепость», IV – «Поединок», V – «Любовь», VI – «Пугачевщина», VII
– «Приступ», VIII – «Незваный гость», XIX – «Разлука»,  XII – «Сирота».

Нужно ли опираться на
главу «Мятежная слобода»? Действие в ней непосредственно не связано с
Белогорской крепостью, но из нее становится ясно, как и почему Гринев вторично
направляется туда. Кроме того, глава важна для понимания взаимоотношений
Гринева с Пугачевым. Поэтому мы поступим правильно, если обратимся и к этой
главе. Кстати, этот же материал станет основой для размышлений и по второй
теме. Объясните, почему.

Так как первая тема в
значительной мере предусматривает изложение текста, пересказ, обратимся к вашим
цитатным планам, которые станут канвой ваших сочинений.

Гринев в Белогорской крепости

(образец)

1. «И вот в
какой стороне осужден я проводить мою молодость!» (Первые впечатления Гринева о
Белогорской крепости.)

2. «…Жизнь моя в
Белогорской крепости сделалась не только сносною, но даже приятною»:

а) «Незаметным образом
привязался я к доброму семейству…»;

б) «Марья Ивановна
нравилась мне…».

3. «Присутствие Швабрина
было мне несносно»:

а) «Час от часу беседа его
становилась для меня менее приятною»;

б) «Мы условились
драться…».

4. «Счастье воскресило
меня. Она будет моя, она меня любит!»:

а) «Я … решился писать к
батюшке, прося родительского благословления»;

б) «Будучи от природы
незлопамятен, я искренно простил ему (Швабрину) и нашу ссору и рану, мною от
него полученную».

5. «Чтение письма
возбудило во мне разные чувствования»:

а) «Я негодовал на
Савельича», но «Савельич передо мною был прав и я напрасно оскорбил его упреком
и подозрением»;

б) «Подозрения мои
остановились на Швабрине».

6. «С той поры положение
мое переменилось».

7. «Вскоре все заговорили
о Пугачеве».

8. «Неожиданная весть
сильно меня поразила» («Того и гляди, злодеи будут сюда».)

9. «Я чувствовал в себе
великую перемену … с грустью разлуки (с Машей) сливались во мне и …
надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного
честолюбия».

10. «Теперь стойте крепко
… будет приступ»; «…Нас представили Пугачеву»:

а) «Несколько казаков
подхватили старого капитана и потащили к виселице»;

б) «Я глядел смело на
Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей»;

в) «Тогда… увидел я
среди мятежных старшин Швабрина…»;

г) «Пугачев протянул мне
жилистую свою руку… Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому
унижению».

11. «Неизвестность о
судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила».

12. «Чувство долга
восторжествовало во мне над слабостию человеческой» (Разговор с Пугачевым).

13. «Народ пошел провожать
Пугачева».

14. «Мрачные мысли
волновали меня»:

а) «Состояние бедной,
беззащитной сироты, собственное мое бессилие устрашали меня»;

б) «Швабрин пуще всего
терзал мое воображение»;

в) «…Я решился тот час
же отправиться в Оренбург».

15. «Я ехал в Белогорскую
крепость избавить сироту, которую там обижают»:

а) «Швабрин виноватый…»;

б) «Я офицер и дворянин
… и счастье всей моей жизни зависит от тебя» (разговор с Пугачевым по дороге
в Белогорскую крепость);

в) «…жить убийством и разбоем значит по мне
клевать мертвечину» (ответ на калмыцкую сказку).

16. «Сердце мое заныло,
когда очутились мы в давно знакомой комнате»:

а) «Он (Швабрин) трусил
перед ним (Пугачевым), а на меня поглядывал с недоверчивостью»;

б) «В эту минуту презрение
заглушило во мне все чувства ненависти и гнева» (отношение к Швабрину);

в) «Казалось, суровая душа
Пугачева была тронута»;

г) «Милая Марья
Ивановна!… Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно…»

17. «Не могу изъяснить то,
что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для
всех, кроме одного меня»:

а) «Мы расстались
дружески» (с Пугачевым);

б) «Я не хотел
торжествовать над уничтоженным врагом…»

Вчитываясь в записи, вы
поймете, что речь в этих главах идет не просто о событиях в жизни Гринева, но
главным образом о его переживаниях в связи с этими событиями. Поэтому, конечно,
правы те, кто расшифровал тему «Гринев в Белогорской крепости» так: «Что
переживал Гринев в Белогорской крепости»? Теперь тема нам ясна, ясны ее
границы. Но приступать к сочинению еще рано. Нужен план, по которому поведем
рассказ. Вот несколько планов, составленных учениками. (На доску
проецируются планы.)

План  1

1. Исторические
предпосылки написания романа.

2. Появление Гринева в
Белогорской крепости.

3. Знакомство Гринева с
обитателями крепости.

4. Встреча с Пугачевым.

5. Значение Белогорской
крепости в жизни Гринева.

План  2

1. Жизнь Гринева в
Белогорской крепости:

а) семья Мироновых;

б) любовь к Маше;

в) ссора со Швабриным.

2. Отношение генерала к
горю Гринева.

3. Отношение Пугачева к
Маше и Гриневу.

4. Мое отношение к любви
Маши и Гринева.

План  3

1. Гринев в детстве.

2. Каким человеком был
Гринев, когда приехал в Белогорскую крепость?

3. Любовь Гринева к Маше.

4. Ссора и дуэль Гринева
со Швабриным.

5. Помощь Пугачева.

6. Каким стал Гринев,
когда уезжал из крепости навсегда?

План  4

1. Каковы первые
впечатления Гринева о Белогорской крепости?

2. Как и почему изменилось
отношение Гринева к своему пребыванию в Белогорской крепости?

3. История отношений
Гринева со Швабриным:

а) почему Швабрин делался
Гриневу все неприятнее;

б) почему Гринев принял
вызов на дуэль и настоял на ней.

4. Как углублялось чувство
Гринева к Маше Мироновой?

5. Какую роль в душевной
жизни героя сыграло письмо отца?

6. Что пережил Гринев,
воочию столкнувшись с восстанием:

а) встреча с башкирцем;

б) Гринев на защите
Белогорской крепости;

в) Гринев перед Пугачевым;

г) изменение отношения
Гринева к Пугачеву.

7. Почему наступление пугачевцев
и встречи с Пугачевым Гринев расценил для себя как «сильное и благое
потрясение»?

8. Как изменили Гринева
события, пережитые им в Белогорской крепости?

– Сопоставьте
предложенные вам планы. Какой бы вы избрали за основу? Почему?

– Какой из планов представляется
вам недостаточно полным? Что пропущено?

– Какой из планов
допускает отклонения от темы? В чем?

План может быть не таким
подробным, как четвертый из приведенных, но обязательно должен отвечать на
вопрос: что пережил Гринев в Белогорской крепости?

Вообще план не самоцель, а
своеобразные леса для возведения здания. В ходе работы можно перестраивать
составленный ранее план, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот,
сокращать некоторые его пункты. «План необходим, – писал К. Г. Паустовский, –
но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий
изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению.

5. Обращение ко второй теме.

Правы были те ребята,
которые заметили, что на вторую тему писать труднее, потому что при этом нужно
не пересказывать, а рассуждать. Тема «Белогорская крепость в жизни Гринева» с
легкостью превращается в вопрос: какую роль в жизни Гринева сыграла Белогорская
крепость? Но поможет ли такая формулировка вопроса? Можно спросить более
целенаправленно и по существу точнее: какое значение для формирования
характера, личности Гринева имели события, происшедшие с ним в Белогорской
крепости?

В своем сочинении мы
должны показать, как из неопытного юноши Гринев превращается в молодого
человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего
здраво судить о людях.

План сочинения на вторую
тему может быть таким:

I. Вступление. Каким приехал Гринев в
Белогорскую крепость и каким оставил ее навсегда?

II. Основная часть. Под влиянием каких встреч
и событий в Белогорской крепости произошли изменения в Гриневе?

1. Любовь
Гринева к Маше Мироновой и его борьба за любимую:

а) зарождение и укрепление
чувства;

б) испытания, через
которые пронес Гринев свое чувство; качества характера, проявленные при этом
(столкновение со Швабриным, письмо отца, обращение за помощью к Пугачеву).

2. История отношений
Гринева со Швабриным:

а) как и почему менялось
отношение Гринева к Швабрину;

б) Гринев и Швабрин в
ответственные моменты жизни (отношение к Маше, Пугачеву и пугачевцам);

в) какие качества
Гринева оттеняет его сопоставление со Швабриным?

3. Сильное и благое
потрясение в жизни Гринева:

а) как и почему менялось
отношение Гринева к Пугачеву;

б) что понял и чего не
понял Гринев в пугачевском восстании? Гуманные чувства Гринева.

III. Заключение. Почему рассказ о жизни в
Белогорской крепости занял основное место в записках Петра Андреевича Гринева?

6. Заключительное слово учителя по планам сочинения.

При всем различии тем, о
которых мы говорили, они все-таки очень близки. Эта близость обусловлена тем,
что мы обращаемся к одному и тому же материалу. Да и в наших рассуждениях по обеим
темам есть точки пересечения. Заключение в первой теме: «Как изменили Гринева
события, пережитые им в Белогорской крепости?» – становится основной частью
сочинения на вторую тему. Одни и те же события: любовь к Маше, столкновение со
Швабриным, встречи с Пугачевым – мы поворачиваем разными гранями. В сочинении
на первую тему, рассказывая об этих событиях, показываем, какие переживания они
вызвали у Гринева. В сочинении на вторую тему говорим о том, как изменялся
Гринев под влиянием событий и многочисленных встреч с разными людьми.

Но и после большой
подготовительной работы написать сочинение непросто.

До сих пор мы обращали
внимание на понимание темы сочинения, на формулировки основной мысли,
составление плана. Но есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над
сочинением-рассуждением – выбор точных, емких, нестертых слов, их наиболее
целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности
нашей речи.

7. Работа над словом.

Трудно овладеть искусством
чтения. Но не менее трудно научиться хорошо писать. Вы, наверное, удивитесь,
когда узнаете, что для некоторых стилистов 1 (см. Примечание), ученых и даже
писателей писать, то есть излагать письменно свои мысли и словами рисовать
какую-то картину, описывать место действия, предметы, письменно рассказывать о
человеке или событиях, в свое время было проблемой. Но они ставили перед собой
цель – научиться писать. Открывали для себя приемы и выстраивали свою систему
овладения этим искусством.

Достоинства пушкинского
романа, с которым мы познакомились, общепризнанны в русской литературе. Это
классический образец, о котором Гоголь писал: «… Здесь нет … никакого
наружного блеска, все просто, все исполнено внутреннего блеска, который
раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что означают все». Сам
Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые
достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ни к чему
не служат».

И хотя мы с вами пишем не
повести и романы, а чаще всего письма, доклады, сообщения, сочинения, понять,
что такое точность, ясность, емкость слова, мы можем, вчитываясь в пушкинский
текст.

Сравните два описания
(тексты проецируются на доску).

«…Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись
за горой последние бледные лучи закатившегося солнца – уже огромная снеговая
туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя нежный снежный прах:
уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач
младенца, а иногда вой голодного волка. (…) Снеговая белая туча, огромная,
как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней
зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… наступил буран со
всей яростью, со всеми ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл
снеговые степи, как пух лебяжий вскинул их до небес… Все одел белый мрак,
непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось:
земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который
слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел
со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни
попадалось».

Из очерка С. Т.
Аксакова 2 (см. Примечание) «Буран».

«Лошади бежали дружно.
Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую
тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий
снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно
мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, –
закричал ямщик, – беда: буран!»…

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой
выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича;
лошади шли шагом – и скоро стали».

«Капитанская
дочка»

Вот как ответили ученики одной из школ:

«Я считаю, что описание у
Аксакова более яркое. У Пушкина оно более сухое и сжатое. Мне кажется, что он
подражает Аксакову. Когда я читаю Аксакова, мне представляется картина ужасного
бурана в степи. Кругом темнота, ничего не видно. Свистит ветер. Все слилось,
смешалось, превратилось в пучину. Мне кажется, что, когда кончится этот буран,
на земле не останется ничего живого.

А у Пушкина скорее не
буран, просто сильный ветер, который сметает все на своем пути. Да и ветер
непродолжительный.

У Аксакова слышатся ужасные звуки, плач младенца, вой голодного волка.
Пушкинское описание бледнее, хотя тоже наполнено чувствами».

И другое мнение:

«Мне больше понравилось
описание бурана у Пушкина. Оно ясно, понятно, кратко. В описании Аксакова фразы
длинные, трудно читать. Я считаю, что, чем яснее и проще фраза, тем легче ее
воспринять и тем отчетливее представляется картина. Читая Пушкина, я вижу
надвигающийся буран, который идет на тебя и сносит все на своем пути. Пушкин
нарисовал краткую, но совершенно живую картину. Буран как бы окружает меня
своей белой пеленой и старается изо всех сил задушить меня. Ветер воет волчьим
воем, с каждым мигом становится крепче, буран усиливается. Даже мурашки по коже
бегут. После этого даже на улицу не хочется выходить. Может быть, в жизни буран
чуть слабее, а может быть, и посильнее, я не знаю, но Пушкину веришь: он
описывает все это с поразительной точностью. Пусть описание сухое и сжатое, но
это дает простор твоей фантазии: ты можешь представить себе все, как позволяет
твоя фантазия».

– А каково ваше мнение? Какое из описаний произвело на вас
большее впечатление? Почему? (Ответы учащихся.)

– Может быть, прийти к определенному решению поможет
следующее упражнение, которое, конечно, не научит вас сразу точно оценивать
художественное слово и выразительно писать, но все же это будет первая ягодка в
ваш кузовок, – вы хотя бы немного станете зорче и поймете, что значит точно
найти и поставить на место нужное слово.

Итак, еще раз внимательно перечитайте пушкинское описание
бурана.

8. Письмо по
памяти отрывка
из романа «Капитанская дочка» с последующим
сопоставительным анализом.

(Обращаем внимание
учащихся, насколько наглядно, впечатляюще, страшно дано появление тучи, которая
«тяжело подымалась, росла», и вдруг «В одно мгновение темное небо смешалось со
снежным морем. Все исчезло». Пушкинское «снежное море» очень зримое –
безграничное, подвижное, подавляющее. Самим построением предложений Пушкин
нагнетает события, показывает их быструю смену, создает напряжение, крещендо 3 (см. Примечание): «Пошел мелкий снег – и вдруг
повалил хлопьями»; «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»; «… лошади
шли шагом – и скоро стали». Сколько напряженности, энергичности!)

IV.
Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Каждый человек
неповторим в своей индивидуальности. Как своеобразны его внешность, характер,
восприятие жизни и людей, манера говорить, так своеобразна и его письменная
речь. Эту индивидуальность надо не подавлять, а раскрывать. Учась у мастеров
слова, ищите тех, кто вам ближе, но сохраняйте «свое» лицо в письменной речи.

Ищите, вырабатывайте свою
манеру письма, свой язык!

Домашнее
задание:
с учетом всего сказанного попробуйте написать сочинение на тему
«Береги честь смолоду (Гринев в жизненных испытаниях)».



Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

  • Темы сочинений по произведению бедная лиза 9 класс
  • Темным темно как пишется
  • Темы для басен собственного сочинения
  • Темносиний как правильно пишется
  • Темы для сочинений по английскому языку