Описание презентации Подготовка к сочинению по комедии А. С. Грибоедова по слайдам
Подготовка к сочинению по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Как работать над сочинением на литературную тему • Тема сочинения – это то, о чём говорится в сочинении. • Идея сочинения – его главная мысль. • Объём темы – это тот круг фактов, предметов или явлений, которые она охватывает. • Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, составляющих объём данной темы.
Предупреждение орфографических ошибок Ча. . . кий, Фамусов, Ск. . . л. . . зуб, . . . амусо. . . ское общество, . . . амусо. . . ская . . . осква, обществ е. . . о. . . п. . литич. . ский к. . . нфликт, любовный к. . . нфликт, нра. . . ств е. . . ые принц. . . пы, ид. . . алы све. . . ского общ. . . ства, против. . . ст. . . яние, б. . . рьба «века нын. . . шнего» с веком «м. . . нувшим» , ст. . . лкновение взглядов, уб. . . ждений, об. . . вить сума. . . едшим, ( не) н а в. . . сть к просв. . . щению, чуждый предра. . . удкам.
Проверьте себя Ча ц кий, Фамусов, Ск а л о зуб, ф амусо в ское общество, ф амусо в ская М осква, обществ енн о — п о литич е ский к о нфликт, любовный к о нфликт, нра в ств енн ые принц и пы, ид е алы све т ского общ е ства, против о ст о яние, б о рьба «века нын е шнего» с веком «м и нувшим» , ст о лкновение взглядов, уб е ждений, об ъя вить сума сш едшим, не н а в и сть к просв е щению, чуждый предра сс удкам.
Предупреждение грамматических ошибок Жажда ( чего? ) борьбы, сознание ( чего? ) долга, надежда ( на что? ) на успех, мнение ( о ком? ) о Фамусове, ( о чём? ) о взглядах, призвание ( к чему? ) к деятельности, любовь ( к кому? ) к Софье, вера ( во что? ) в успех, уверенность ( в чём? ) в успехе, рад ( чему ? ) встрече, верен ( чему ? ) идеям, чист ( чем ? ) душой, прав ( в чём ? ) в споре, несчастлив ( в чём ? ) в любви, доволен ( кем ? ) Молчалиным, дорог ( кому? ) Чацкому.
Запомните • играть роль • иметь значение • уделять внимание возглавить ( что? ) борьбу, руководить ( чем? ) борьбой, упрекать ( в чём? ) в безволии, порицать ( за что? ) за безволие, беспокоиться ( о ком? о чём? ) о жизни, о Софье, тревожиться ( за что? за кого? ) за жизнь, за Софью, изменить ( кому? чему? ) Чацкому, долгу, предать ( кого? что? ) друзей, интересы
Алгоритм работы над сочинением 1. Внимательно прочитайте тему сочинения, выделите в ней ключевые слова, прокомментируйте их. 2. Сформулируйте тему в виде проблемного вопроса. 3. Определите основную мысль сочинения, подберите эпиграф, в котором отразится основная мысль сочинения. 4. Составьте план сочинения. 5. Подберите цитаты, которые помогут доказать высказанную точку зрения, проиллюстрировать написанное. 6. Напишите черновой вариант сочинения. 7. Отредактируйте написанное, исправь ошибки.
Темы сочинений 1. Чацкий и Молчалин 2. Кто Чацкий: победитель или побеждённый? 3. Чем опасны Молчалины? 4. Жизненные идеалы фамусовского общества 5. Современное звучание комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Чацкий и Молчалин • В чём особенность этой темы сочинения? • Какую роль здесь играет союз «и» : соединение или противопоставление? • Как можно сформулировать тему в виде проблемного вопроса? • Как определите идею сочинения? • Определите объём темы и её содержание.
Развёрнутый план сочинения I. Вступление. Характеристика исторической эпохи, отражённой в комедии (начало XIX века): а) зарождение прогрессивных декабристских идей; б) назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми; в) Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей
Развёрнутый план сочинения II. Основная часть. Чацкий и Молчалин – люди противоположных жизненных позиций: 1. Общие черты : а) молоды, имеют определённые взгляды на жизнь; б) образованны, умны; в) Чацкий –воспитывался в доме Фамусова; Молчалин – живёт в доме Фамусова
Развёрнутый план сочинения 2. Различия : а) положение в обществе (Чацкий – дворянин, отличается независимостью взглядов; Молчалин – «безродный» , секретарь в доме Фамусова, подчиняет свои суждения тому, что принято в обществе); б) цель жизни (Чацкий – служение Родине; Молчалин – «дойти до степеней известных» ); д) отношение с окружающими (Чацкий – благородство и порядочность; Молчалин – способность на подлость и предательство);
Развёрнутый план сочинения в) достижение цели (Чацкий – стремление честно служить; Молчалин – достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством); г) жизненная позиция (Чацкий – надежда на себя, свои возможности и знания; Молчалин – расчёт на поддержку и покровительство «сильных мира сего» ); е) отношение к Софье (Чацкий – искренность, Молчалин – игра в любовь «по должности» );
Развёрнутый план сочинения ж) личные качества (Чацкий – эмоционален, открыт, потому не защищён; Молчалин – скрытен, расчётлив до мелочей, во всём придерживается «умеренности» ); з) отношение в обществе (Чацкий – резкое неприятие существующих порядков, что порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин – незаменимый представитель фамусовского общества).
Развёрнутый план сочинения III. Вывод. Создание А. С. Грибоедовым типичных характеров : Чацкий – тип борца, Молчалин – тип льстеца, услужливого малого. А. С. Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.
Домашнее задание Напишите сочинение на одну из предложенных тем.
Агафонова Галина Вячеславна
Обобщающий урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Подготовка к контрольному домашнему сочинению №1
Ц е л ь: продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему; соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам
Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Противопоставление коварства, жестокости, хитрости великодушию, бескорыстию, честности. Развитие морального сознания и
Компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам.
З н а т ь: содержание и проблематику изученного произведения.
У м е т ь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П).
Чацкий до сих пор
единственное
героическое лицо нашей
литературы, честная и деятельная
натура борца, то есть натура
в высшей степени страстная.
Критик А.Григорьев
Чацкий – образ декабриста,
защитник
передовых идей,
обличитель крепостнических нравов.
И.А.Гончаров
1. Мотивация.
2. Формулирование темы. Мы заканчиваем изучение комедии А.С. Грибоедова и должны написать итоговую работу по произведению. Как вы думаете, какова тема нашего урока.
3. Запись темы, целеполагание.
4. Терминологический диктант на соответствие
Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене. | Новаторство |
Высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев. | Пафос |
Один из основных жанров драмы как литературного рода, наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей. Но главная ее цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. | Конфликт |
Противоречия, возникающие между отдельными персонажами, персонажем и социально-бытовой средой, между группами персонажей, сословиями, классами. Эти противоречия развиваются и в конце концов, как правило, разрешаются в сюжете произведения. | Драма |
Совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей. | Реализм |
Открытие новых путей в том или ином виде деятельности, отказ от устаревших традиций и создание новых. | Литературный тип |
Художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. | Сатира |
Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность. | Комедия |
5. Беседа. Лагерю крепостников, защитников феодальной старины, врагам просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени. Этот образ воплощает в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. См. эпиграф. Автор неоднократно в комедии подчёркивает ум Чацкого. Для современников-друзей и врагов – ум Чацкого означал, что он был не просто умным человеком, а вольнодумцем, принадлежащим к передовому кругу. Вольнолюбие Чацкого сформировалось в тех условиях, что и у декабристов. Его биография типична для представителей передовой дворянской молодёжи 1810-1820-х гг.
-
Что вы знаете о детстве Чацкого? (прочитать слова Софьи – д. 1, явл.5 «Послушай, вольности ты лишней не бери»).
Итак, детство Чацкого прошло в барском доме Фамусова. В годы, когда юное сердце егоостро реагирует на впечатления от быта московского барства, дух «века минувшего», низкопоклонничество и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает дом Фамусовых, начинается самостоятельная жизнь.
Как вы думаете, почему охота странствовать напала на него?
Он хотел обогатить свой разум современными передовыми идеями. Мы знаем, что к этому стремился и сам Грибоедов, и декабристы. Пестель говорил о том, что «без этих сведений нельзя быть полезным ни себе, ни обществу, ни Отечеству». Чацкий отправился «ума искать» с возвышенной патриотической целью. Он переживает то, о чем рассказывал Раевский: «Эта высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в душу мою, я как будто получил особенное значение в собственных глазах, стал внимательно смотреть на жизнь во всех проявлениях буйной молодости».
-
Где был Чацкий? (В Петербурге, в деревне, за границей).
Чацкий попадает в Петербург в ту пору, когда там зарождалось движение либералистов, полное вольнолюбивых надежд, свободомыслия. В этой обстановке сложились взгляды, стремление и ум Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже в Москве до Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет», «славно переводит». Чацкий увлекается общественной деятельностью, у него возникает «с министром связь» Потом разрыв.
В деревне Чацкий, вероятно, стремится помочь крепостным.
Чацкий возвращается в Москву, полный надежд и мечтаний. В чужих краях он стосковался по родине. «..и дым Отечества» ему «сладок и приятен».
-
Что же нового показала ему Москва? («Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах.
Всё тот же мост и те ж стихи в альбомах».)
-
Изменилось ли что-либо за время отсутствия Чацкого?
-
Что или кто влечёт его в дом Фамусова? (Софья).
-
Как относится она к приезду друга детства?
-
Что говорит Софья о Молчалине? (д.3. явл.1).
«Я не стараюсь, Бог нас свёл». Софья при всех своих задатках целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который с кладом своего ума и души противопоставлен этому миру.
-
Прочитать монолог Чацкого «Не образумлюсь…виноват» (действие 4, явл.14).
6. Приговор фамусовскому обществу звучит в монологе Чацкого «А судьи кто?». Выразительное чтение наизусть.
7. Оформление таблицы
Что вызывает гнев Чацкого? | Что провозглашает Чацкий? |
|
|
-
Беседа В глазах современников Грибоедова, Чацкий – вольнодумец. В сознании Чацкий чаще всего связывается с декабристами. См.эпиграф 2. Герцен писал: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования и преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I. Это декабрист, это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I.
-
Что вы можете сказать о Чацком? Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимой личности. Рабство, крепостничество вызывает в нём резкий протест. В своей речи против судей он разоблачает крепостничество. Особенно гнев грибоедовского героя вызывают издевательства над личностью крестьянина. Как просветитель Чацкий отстаивает права разума, верит в его силу, силу человека. Одну из примет вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных предрассудках, он обличает тех, кто «сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма». Огромное значение Чацкий придавал проблеме воспитания. В разуме, в воспитании он видел могучее средство преобразования общества, изменения жизни.
-
Есть ли у Чацкого единомышленники? (двоюродный брат Скалозуба, Фёдор – химик, ботаник, который не хочет знать и чуждается пустой, светской среды).
-
Что говорит Скалозуб о своём брате? (д.2, явл.5)
«Но крепко набрался каких-то новых правил, чем следовал ему:
Он службу вдруг оставил
В деревне книги стал читать».
Чацкий терпит горе от своего ума. В общественной драме Чацкого отразилась слабость дворянского освободительного движения.
Пафос комедии оптимистичен: Горе от ума испытывает не только Чацкий, который наносит удар своими обличительными речами фамусовым, молчалиным. Спокойной и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильныостановить развитие просвещения и передовых идей.
-
Анализ статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»
В 1872 году появилась знаменитая статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Гончаров называет комедию общественной драмой, а столкновение Чацкого с фамусовским обществом как «борьбу, важную, серьёзную, целую битву». Он не останавливается на связях Чацкого с движением декабристов, но ставит героя Грибоедова очень высоко. Глубоко проникая в текст комедии, Гончаров прослеживает связь общественного конфликта и личной драмы Чацкого.
Запишем основные положения статьи Гончарова в тетрадь (презентация группы). Класс соглашается или опровергает этим положения.
-
Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе, отличается моложавостью, свежестью. Вся пьеса представляется кругом знакомых читателю лиц, и кругом притом определённым и замкнутым.
-
«Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира. В картине нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука.
-
Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное.
-
Чацкого роль – роль страдательная. Она в то же время и всегда победительная.
-
Чацкие не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – в этом их главное страдание.
-
Чацкого возмущает безобразное проявление крепостного права, безумная роскошь.
-
Чацкий сломлен количеством старой силы, но он нанес ей в свою очередь удар качеством силы свежей.
-
Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.
-
Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.
-
Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. Вот почему не состарился до сих пор Чацкий, а с ним и вся комедия.
-
Групповая работа.
Делимся на группы, составляем план сочинения по темам
« К вам Александр Андреич Чацкий» (образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Презентация и обсуждение планов
-
Беседа
Начиная разговор о жизни и творчестве Грибоедова, мы сказали, что Грибоедов наряду с Пушкиным, был основоположником реализма. Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Охарактеризуйте реализм как литературное направление.
-
Что же являлось социальной почвой для его появления?
-
Обращение передовых кругов русского общества к национальной жизни, к положению народа.
-
Обострение классовых противоречий в стране, усиление крепостнического гнёта.
-
Рост антикрепостнических настроений.
-
Докажите, что комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — реалистическое произведение.
Грибоедов в своей комедии раскрыл типические черты диких барских нравов и бесправия, страдания и горя крепостного крестьянства. Сочувствие закрепощённым народным массам – основа грибоедовского изображения жизни. Грибоедов пытается показать своих героев в развитии. Если в произведениях литературы 18 века (например, «Недоросль» Фонвизина) герои уже со сложившимися характерами, которые не меняются до конца в произведении, то Грибоедов показал своих герое как реальных людей.
-
Характеры каких персонажей пьесы и каким образом меняются? (обогащается мировоззрение Чацкого, меняется характер Софьи, Горича).
Персонажи «Горя от ума» раскрываются не односторонне. Фамусов не только реакционер, он и барин, и любящий отец, покровитель своих родственников. Софья сентиментальна, но вместе с тем состоятельна, упряма. Это еще раз подтверждает жизненность персонажей.
В 1830 гг. журнал «Московский телеграф» писал: «Все действующие лица пьесы кажутся нам будто знакомыми, в них мы видим такую выразительность, что каждый из нас …старается угадать, с кем они схожи». И не случайно современники, исследователи отыскивают прототипы грибоедовских персонажей в барской Москве его времени.
Сообщение. В образе Фамусова угадываем черты дяди Грибоедова. Прототипом Хлестовой является властная и влиятельная в Москве» дворянка Офросимова. Современные исследователи пытались установить прототип и Чацкого. В образе Чацкого они видели Чаадаева. Это был выдающийся человек: умный, с твердым характером, бурным красноречием. Несомненно, когда Грибоедов создавал образ Чацкого, он вспоминал Чаадаева. Но конкретизация персонажей не снимает типичности.
-
Мини-исследование. Грибоедов стал новатором и в области литературного языка. Можно сказать, что наряду с Крыловым, Пушкиным, Грибоедов был создателем литературного языка. Один из его современников писал: « У одного Грибоедова мы находим непринуждённый, легкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществах, у него в слоге находим мы колорит русских». Еще Пушкин предсказывал, что половина стихов «Горе от ума» войдет в пословицы.
Заранее подготовленный ученик презентует сообщение «Афоризмы и пословицы в «Горе от ума»).
Грибоедов широко и обильно использует живую разговорную речь.
-
Анализ речи Скалозуба (д.3, явл.5 «Избавь, учёностью…»). Речь Скалозуба полна военной терминологии, фразы похожи на военные приказы.
-
Анализ речи Молчалина (д.3, явл.3). Молчалин деликатен, вкрадчив, немногословен, любит поучительные слова).
-
Анализ речи Чацкого(д.4, явл3 « Ну вот и день прошёл…»). Печальные размышления похожи на романтическую элегию. Но эти речи сменяются словами, бичующими пороки фамусовского общества).
-
Речь Чацкого полна афоризмов. Докажите это. «И дым Отечества нам сладок и приятен», «Дойдёт до степеней известных, ведь ныне любят бессловесных», «Свежо преданье, а верится с трудом», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Пустое, рабское, слепое подражанье», «Послушай, ври, да знай же меру».
-
Групповая работа.
Класс по группам составляет план сочинения на тему «Афористический язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Презентация и обсуждение планов
15.
Подведение итогов.
Закончите наш урок афоризмом из комедии.
Выставление отметок.
-
Домашнее задание. Написать сочинение на одну из предложенных тем.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
-
Соедините определение с соответсвующим литературным термином
Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене.
Новаторство
Высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.
Пафос
Один из основных жанров драмы как литературного рода, наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей. Но главная ее цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.
Конфликт
Противоречия, возникающие между отдельными персонажами, персонажем и социально-бытовой средой, между группами персонажей, сословиями, классами. Эти противоречия развиваются и в конце концов, как правило, разрешаются в сюжете произведения.
Драма
Совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей.
Реализм
Открытие новых путей в том или ином виде деятельности, отказ от устаревших традиций и создание новых.
Литературный тип
Художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
Сатира
Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность.
Комедия
-
Гончаров И.А. «Мильон терзаний»
-
Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе, отличается моложавостью, свежестью. Вся пьеса представляется кругом знакомых читателю лиц, и кругом притом определённым и замкнутым.
-
«Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира. В картине нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука.
-
Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное.
-
Чацкого роль – роль страдательная. Она в то же время и всегда победительная.
-
Чацкие не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – в этом их главное страдание.
-
Чацкого возмущает безобразное проявление крепостного права, безумная роскошь.
-
Чацкий сломлен количеством старой силы, но он нанес ей в свою очередь удар качеством силы свежей.
-
Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.
-
Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.
-
Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. Вот почему не состарился до сих пор Чацкий, а с ним и вся комедия.
1
Первый слайд презентации
Обучение сочинению по пьесе А.Грибоедова «Горе от ума». 9-й класс
Изображение слайда
Процесс создания своего текста
1. О чём будет моё сочинение? (тема)
О любовном конфликте в пьесе Грибоедова.
2. Каков мой замысел? (идея, тезис сочинения)
В комедии « Горе от ума », по мнению И.Гончарова, два конфликта: любовный и общественный. В центре любовного конфликта София Фамусова и Александр Чацкий. В течение невероятно длинного дня главный герой пытается понять, кто избранник Софьи. Он, Скалозуб, Молчалин …
Мне кажется, что в пьесе Грибоедова только два человека умеют любить по-настоящему: Софья выбирает Алексея Молчалина, Чацкий же любит её. Так возникает фальшивый любовный треугольник.
Изображение слайда
3. Какой тип речи моего сочинения?
Рассуждение – это подтверждение основной мысли. Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.
Изображение слайда
4. Какова схема рассуждения?
I. Тезис (основная мысль сочинения)
Почему?
Потому что, так как.
II. Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста
Что из этого следует?
Поэтому, следовательно, итак, таким образом.
III. Вывод
Перекликается с тезисом.
Изображение слайда
Примерные правила создания сочинения (своего текста)
Заголовок (название) соответствует содержанию текста.
Сочинение должно быть завершённым.
Наличие всех необходимых частей сочинения.
Выражение собственной позиции.
Наличие авторитетного мнения: точка зрения литературного критика (историка, философа, психолога, известного современника и т.п.).
Взаимосвязь между частями текста: конец и начало симметричны (зеркало), логичные переходы (мостики).
Неплохо придумать адресата сочинения и мысленно обращаться к нему.
Литературная обработанность: отсутствие речевых, грамматических, логических и других ошибок.
Изображение слайда
Примерный план сочинения
Вступление. А) Зачин. Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения, с которой я (не) согласен.
Основная часть. А) Что такое любовь? Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста.
Заключение.
Вывод.
Изображение слайда
Словарная работа
Грибоедов, Александр Сергеевич, драматург, комедиограф, писатель, автор, создатель, творец, мастер.
Герой, персонаж, он (она), имя, фамилия,
« Горе от ума », произведение, пьеса, комедия, творение.
Точка зрения, по моему мнению, мне кажется, по мнению критика, мне (не) близка позиция.
Изображение слайда
Варианты эпиграфа
Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Эрих Фромм « Искусство любить »
Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить. Эрих Фромм « Искусство любить »
Любовь к кому-либо – это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок. Эрих Фромм « Искусство любить »
Изображение слайда
Вступление
Примерные варианты зачина сочинения
О писателе
В конце 18 века родился знаменитый русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это был очень образованный и талантливый человек. В 1824 он создал выдающуюся комедию « Горе от ума ».
О книге
В 1824 году появилась знаменитая русская комедия « Горе от ума ». Её создателем является выдающийся драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это пьеса до сих пор популярна среди зрителей и читателей.
О себе
Я совершенно сознательно (не случайно) выбрал (а) именно эту тему сочинения. Любовный конфликт, мне кажется, является главным в пьесе Грибоедова. О нём я и хотел (а) бы поразмышлять
Изображение слайда
Основная часть
Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?
Изображение слайда
Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это:
желание отдавать, а не брать,
забота,
ответственность,
заинтересованность в жизни и развитии любимого,
уважение.
Изображение слайда
Поиск доказательств в пьесе « Горе от ума »
Действие I, явление 4: Софья обманывает отца, сочиняет сон. Забота о любимом и ответственность за него.
Действие I, явление 7: Чацкий встречается с Софьей, видит в ней человека близкого по духу. Уважение, заинтересованность в развитии любимой.
Действие II, явления 7-11: падение Молчалина с лошади, реакция Софьи, затем – поведение Александра. Забота, желание отдавать, заинтересованность в жизни любимого (любимой).
Действие III, явление 1: высказывания Софьи о Молчалине, Чацкий не верит ей словам. Софья уважает своего избранника. Чацкий уважает Софью, видит в ней человека близкого по духу.
Действие III, явления 13-14: Софья стала источником слуха о сумасшествии Александра. Забота о Молчалине, ответственность за него.
Действие IV, явления 12-14: все покровы сорваны, Софья и Александр потрясены открывшейся правдой (у каждого – своя).
Изображение слайда
13
Последний слайд презентации: Обучение сочинению по пьесе А.Грибоедова «Горе от ума». 9-й класс
Заключение
Примерный вывод
В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Александр Чацкий умеют любить сильно и страстно, они, по словам академика М. Нечкиной, « под пару » друг другу. Но судьба лишила их счастья. « Горе от ума » — пьеса о трагической любви.
Изображение слайда
Комедия А.С.Грибоедова
«Горе от ума»
(анализ)
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
Г.Реж
Отзывы о комедии
«…комедия г. Грибоедова «Горе от ума» — феномен, какого не видали мы от времен «Недоросля». Толпа характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного русского языка в стихах. Все это завлекает, поражает, приковывает внимание….»
(А. А. Бестужев-Марлинский в журнале «Полярная звезда», 1825 г.)
Отзывы о комедии
- «Характеры «Горя от ума» были настолько живы и убедительны, что современники стали сразу же узнавать в них живых людей»
- Д.И.Завалишин «Записки декабриста».
- Комедия воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров.
Признаки классицистической и реалистической комедии:
Признаки комедии классицизма Правила трех единств: • Единство времени (действие происходит в течение одних суток). • Единство места (действие происходит в доме Фамусова). • Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву). | Признаки комедии реализма Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма. |
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др. | Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова. |
Условное деление героев на 2 лагеря
Фамусовское общество: Павел Афанасьевич Фамусов Софья Павловна, его дочь Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова Полковник Скалозуб, Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка Антон Антонович Загорецкий Старуха Хлестова, Репетилов | Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений: Александр Андреевич Чацкий Двоюродный брат Скалозуба Племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник» |
Александр Андреевич Чацкий
И. А. Гончаров:
«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.«
Лиза: «…так чувствителен, и весел, и остер…»
Софья: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…»
Краткая характеристика героя
Ум Чацкого — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом.
В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодумный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов.
Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм.
Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливости века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси».
Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского.
Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхождению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.
Павел Афанасьевич
Фамусов
Фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамоус» — знаменитый, известный. |
Краткая характеристика героя
- Богатый барин-помещик и крупный чиновник, известный человек в кругу московского дворянства; в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем.
- По своим взглядам он ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, прогрессивного.
- Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства.
- Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец, но властный барин.
- Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит.
- Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения.
- У него грубо-пренебрежительное отношение к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье.
Конфликты пьесы
- Любовный
- Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев:
Чацкий — Софья
Софья — Молчалин
Молчалин — Лиза
Лиза — буфетчик Петрушка - Социальный
- Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) — Чацкий и внесценические персонажи.
Чацкий | Фамусовское общество |
Типичный образ положительного героя — патриот, человек новых взглядов и высокой морали, искренний, честный, бескомпромиссный. | Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и моралью. |
Идеалы и ценности
Чацкий Фамусов
«Служить бы рад, прислуживаться тошно». «Кто служит делу, а не лицам». | Монолог Фамусова (Д.1, Я.5): рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (удовлетворение материальных потребностей и запросов (званый обед), смерть с почестями: «Мир ему! — что за тузы в Москве живут и умирают». « Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь». |
Чацкий о фамусовском обществе
- Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле.
- Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!! - О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык?
- Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят
- Ни годы их, ни моды, ни пожары.
- Как платья, волосы, так и умы коротки!…
- Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья.
Чацкий Молчалин
Ум с сердцем не в ладу. | Два таланта — «умеренность и аккуратность». |
Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь — путь борца за справедливость (декабрист). | Софья о Молчалине: Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. А он безмолвием обезоружит… От старичков не ступит за порог… …Молчит, когда его бранят… ? Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких. |
Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь
- Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
- Надеждами я мало избалован
- Когда в делах, я от веселий прячусь,
- Когда дурачиться: дурачусь;
А смешивать два эти ремесла – - Есть тьма искусников, я не из их числа.
Молчалин о своих принципах и взглядах
…частенько там мы покровительство находим, где не метим..
И награжденья брать и весело пожить…
В мои лета не должно сметь свои суждения иметь…
Ведь надобно ж зависеть от других…
- «Мне завещал отец:
- Во-первых угождать всем людям без изъятья:
- Хозяину, где доведется жить,
- Начальнику, с кем буду я служить,
- Слуге его, который чистит платья,
- Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
- Собаке дворника, чтоб ласкова была…»
Чацкий о Молчалине
- Ума в нем только мало.
- Услужлив, скромненький.
- И не богат словами.
- Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
Критики о роли Чацкого
- А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.)
- «В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки… У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться».
- О. М. Сомов 1825 г.
- «…он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две. ..заносчивость и нетерпимость».
Домашнее задание
- Чем комедия «Горе от ума» привлекает современного зрителя и читателя?
- Почему пьесу можно назвать актуальной и в 21 веке?
- Ответить на один из вопросов письменно.
Автор шаблона:
Автор шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицея №21 г. Иванова
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Источники
http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1003205572.jpg
http://www.literaturus.ru/2015/08/kritika-gore-ot-uma-griboedov-otzyvy.html
http://fb.ru/misc/i/gallery/26550/675825.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/62/941/62941254_1282285746_pic.jpg
http://purplehaze.ru/wp-content/uploads/2015/11/—Gore-ot-uma—Aleksandr-Griboedov-Russkiy-trolling-bessmyislennyiy-i-besposhhadnyiy-2.jpg
http://edufuture.biz/images/3/35/Gore_ot_uma-02.JPG
http://teaps.s3.amazonaws.com/images/harakteristika_chackogo_a_sudi_kto_-4.jpg
http://a4format.ru/index_pic.php?data=photos/42179fea.jpg&percenta=
http://5litra.ru/table_lit/689-komediya-as-griboedova-gore-ot-uma-v-tablicah.html
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации»
Образование»
Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Подготовка к сочинению
по комедии
А.С. Грибоедова
«Горе от ума»
Слайд 2
Описание слайда:
Как работать над сочинением на литературную тему
Тема сочинения – это то, о чём говорится в сочинении.
Идея сочинения – его главная мысль.
Объём темы – это тот круг фактов, предметов или явлений, которые она охватывает.
Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, составляющих объём данной темы.
Слайд 3
Описание слайда:
Предупреждение орфографических ошибок
Ча…кий, Фамусов, Ск…л…зуб, …амусо…ское общество, …амусо…ская …осква, обществе…о…п….литич….ский к…нфликт, любовный к…нфликт, нра…стве…ые принц…пы, ид…алы све…ского общ…ства, против…ст…яние, б…рьба «века нын…шнего» с веком «м…нувшим», ст…лкновение взглядов, уб…ждений, об…вить сума…едшим, (не)нав…сть к просв…щению, чуждый предра…удкам.
Слайд 4
Описание слайда:
Проверьте себя
Чацкий, Фамусов, Скалозуб, фамусовское общество, фамусовская Москва, общественно-политический конфликт, любовный конфликт, нравственные принципы, идеалы светского общества, противостояние, борьба «века нынешнего» с веком «минувшим», столкновение взглядов, убеждений, объявить сумасшедшим, ненависть к просвещению, чуждый предрассудкам.
Слайд 5
Описание слайда:
Предупреждение грамматических ошибок
Жажда (чего?) борьбы, сознание (чего?) долга, надежда (на что?) на успех, мнение (о ком?) о Фамусове, (о чём?) о взглядах, призвание (к чему?) к деятельности, любовь (к кому?) к Софье, вера (во что?) в успех, уверенность (в чём?) в успехе, рад (чему?) встрече, верен (чему?) идеям, чист (чем?) душой, прав (в чём?) в споре, несчастлив (в чём?) в любви, доволен (кем?) Молчалиным, дорог (кому?) Чацкому.
Слайд 6
Описание слайда:
Запомните
играть роль
иметь значение
уделять внимание
Слайд 7
Описание слайда:
Алгоритм работы над сочинением
Внимательно прочитайте тему сочинения, выделите в ней ключевые слова, прокомментируйте их.
Сформулируйте тему в виде проблемного вопроса.
Определите основную мысль сочинения, подберите эпиграф, в котором отразится основная мысль сочинения.
Составьте план сочинения.
Подберите цитаты, которые помогут доказать высказанную точку зрения, проиллюстрировать написанное.
Напишите черновой вариант сочинения.
Отредактируйте написанное, исправь ошибки.
Слайд 8
Описание слайда:
Темы сочинений
Чацкий и Молчалин
Кто Чацкий: победитель или побеждённый?
Чем опасны Молчалины?
Жизненные идеалы фамусовского общества
Современное звучание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Слайд 9
Описание слайда:
Чацкий и Молчалин
В чём особенность этой темы сочинения?
Какую роль здесь играет союз «и»: соединение или противопоставление?
Как можно сформулировать тему в виде проблемного вопроса?
Как определите идею сочинения?
Определите объём темы и её содержание.
Слайд 10
Описание слайда:
Развёрнутый план сочинения
I. Вступление. Характеристика исторической эпохи, отражённой в комедии (начало XIX века): а) зарождение прогрессивных декабристских идей; б) назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми; в) Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей
Слайд 11
Описание слайда:
Развёрнутый план сочинения
II. Основная часть.
Чацкий и Молчалин – люди противоположных жизненных позиций:
1. Общие черты: а) молоды, имеют определённые взгляды на жизнь; б) образованны, умны; в) Чацкий –воспитывался в доме Фамусова; Молчалин – живёт в доме Фамусова
Слайд 12
Описание слайда:
Развёрнутый план сочинения
2. Различия: а) положение в обществе (Чацкий – дворянин, отличается независимостью взглядов; Молчалин – «безродный», секретарь в доме Фамусова, подчиняет свои суждения тому, что принято в обществе); б) цель жизни (Чацкий – служение Родине; Молчалин – «дойти до степеней известных»); д) отношение с окружающими (Чацкий – благородство и порядочность; Молчалин – способность на подлость и предательство);
Слайд 13
Описание слайда:
Развёрнутый план сочинения
в) достижение цели (Чацкий – стремление честно служить; Молчалин – достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством); г) жизненная позиция (Чацкий – надежда на себя, свои возможности и знания; Молчалин – расчёт на поддержку и покровительство «сильных мира сего»); е)отношение к Софье (Чацкий – искренность, Молчалин – игра в любовь «по должности»);
Слайд 14
Описание слайда:
Развёрнутый план сочинения
ж) личные качества (Чацкий – эмоционален, открыт, потому не защищён; Молчалин – скрытен, расчётлив до мелочей, во всём придерживается «умеренности»); з) отношение в обществе (Чацкий – резкое неприятие существующих порядков, что порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин – незаменимый представитель фамусовского общества).
Слайд 15
Описание слайда:
Развёрнутый план сочинения
III. Вывод.
Создание А.С. Грибоедовым типичных характеров: Чацкий – тип борца, Молчалин – тип льстеца, услужливого малого. А.С. Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.
Слайд 16
Описание слайда:
Домашнее задание
Напишите сочинение на одну из предложенных тем.
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!