Темы сочинений по бедной лизе 9 класс список

Я иду на урок наталия плавинская изучение повести карамзина в 9-м классе вызывает трудности, связанные с тем, что она создана

Я иду на урок

Наталия ПЛАВИНСКАЯ


Изучение
повести Карамзина в 9-м классе вызывает
трудности, связанные с тем, что она создана более
двухсот лет назад и потому, несмотря на
прозрачную сюжетную линию, по языку кажется
школьникам сложной. Вот почему первая задача
учителя — вызвать интерес к повести у своих
учеников и донести до них проблемы, в ней
поднятые, неподвластные времени. Анализ повести
может быть связан с выполнением ряда письменных
работ. Некоторые из них можно предлагать всем
учащимся, какие-то — отдельным ученикам, одни
работы следует выполнять в классе, другие —
лучше в виде домашней работы. Как правило, в
процессе изучения повести «Бедной Лизы» я
предлагаю своим ученикам две-три письменные
работы.

Сочинение-стилизацию «Прогулка
в парке» хорошо дать в качестве домашней работы
после анализа экспозиции повести. На уроке мы
уделяем большое внимание образу рассказчика —
человеку образованному, эмоциональному,
способному тонко чувствовать природу и
сострадать окружающим; литератору, обладающему
способностью пробуждать в читателе лучшие
чувства. Обсуждая образ рассказчика, следует
отметить, что, проявляя интерес к жизни обычных
людей, автор сострадает и Лизе, и Эрасту. Внимание
учащихся заостряется на субъективности
повествования, что является важной особенностью
сентиментализма.

Особенно пристально мы работаем
над стилистическими особенностями прозы
Карамзина: отмечаем конструкцию сложных
распространённых предложений, инверсию,
многочисленные восклицания. Обязательно
обращаем внимание на лексику повести:
употребление архаизмов, прилагательных в
превосходной степени, необычных эпитетов.

Обсуждая экспозицию, обращаем
внимание и на то, что в ней описываются различные
состояния природы, соотносимые с духовной жизнью
человека, рассказывается о картинах
монастырской жизни, возникающих в воображении
рассказчика. Авторские размышления о юном монахе
позволяют вспомнить сюжет лермонтовского
«Мцыри», и ученики делают маленькое “открытие”:
а может, сюжет поэмы навеян повестью Карамзина?
Заканчивается экспозиция суждениями об истории
отечества, где встречается образ Москвы-вдовицы
— и вновь радость ассоциации, на этот раз с
пушкинскими строками из «Медного Всадника». Эти
подробности позволяют обсудить то впечатление,
которое произвела повесть на читателей, влияние
творчества Карамзина на последующее развитие
литературы.

На композиционные особенности
следует обратить внимание учеников и для того,
чтобы они понимали, что их стилизация должна
передать не только лингвистические особенности,
но и сохранить интонацию и логику повествования.

На первом же уроке
желателен разговор о прозаических жанрах,
разрабатываемых писателями-сентименталистами:
повесть, дневник, эпистолярный жанр.

Тогда в качестве варианта
домашней работы можно предложить написать
сочинение-стилизацию в жанре письма от имени
человека XVIII века, который рекомендует прочитать
повесть Карамзина своему другу и рассказывает,
какое впечатление произвело это произведение в
Москве. В этом случае важно напомнить о правилах
оформления письма: в начале его должна быть
проставлена дата; обращаться к адресату следует,
соблюдая нормы того времени; письмо
соответствующим образом подписывается (возможно
пожелание “Vale”) и может иметь постскриптум.

Ещё один вариант — это сочинение
в жанре дневника. Оно сложнее по своему
содержанию. Наряду с описанием прогулок можно
предложить учащимся сделать несколько записей:
человек узнаёт о том, что вышла новая книга,
которую все расхваливают; он покупает её или
получает в подарок рукописный вариант; медленно
и вдумчиво читает, записывая свои размышления о
прочитанном. Ежедневные записи могут быть
неравны по объёму. При оформлении дневника
следует проставить даты. Предлагая это задание,
напоминаю, что дневник — это личные записи.

В XVIII–XIX веках были
распространены также альбомы, куда наряду с
рисунками и стихами заносились и размышления о
жизни и о прочитанном. Как ещё один вариант
стилизации можно предложить придумать запись в
альбом, выполненную в стиле Карамзина, которая
будет содержать размышления о жизни, навеянные
повестью. В этом случае следует продумать
обращение к владелице альбома, а в конце не
забыть поставить подпись.

Повесть Карамзина предлагается
для изучения в 9-м классе, заканчивая который
учащиеся должны написать изложение с элементами
сочинения. В качестве подготовки на уроках по
развитию речи
иногда я даю изложение по
экспозиции и предлагаю следующие вопросы.

— Каким видится вам
рассказчик, от лица которого ведётся
повествование?

— Какие художественные
приёмы встречаются в предложенном отрывке и
какова их роль?

Если экспозиция была подробно
проанализирована, ученики с удовольствием пишут
и изложение и творческую часть.

Практика работы в школе
показывает, что обучение умению писать
сочинение, создавать свой текст — дело
длительное, кропотливое. И первые шаги — это
умение составить и написать характеристику
героя. Следующая по сложности работа — это
сравнительная характеристика двух или
нескольких персонажей. Эти виды сочинения лучше
проводить в классе.

Тема «Новизна образа героини
повести “Бедная Лиза”» предполагает, что на
уроке были обсуждены вопросы социального
происхождения героини, отличительных черт её
характера, отношения с матерью, осложнившиеся
после встречи с Эрастом, причём доверительность
была нарушена самой Лизой. Как проявляется
сложная внутренняя жизнь героини? В чём
проявляется неоднозначность её характера? Какие
значения заложены в слове “бедная”? Эти и другие
вопросы также помогают ученикам в написании
работы.

Тема «Неоднозначность образа
Эраста в повести Карамзина», также, по сути,
представляет собой развёрнутую характеристику
героя. Важными представляются вопросы о том,
искренно ли Эраст любит Лизу, что он увидел в этой
простой “поселянке”, как он ведёт себя после
разлуки, почему даёт деньги, какие чувства
испытывает он после гибели девушки, от кого
узнаёт историю бедной Лизы рассказчик.

В ходе уроков учащиеся ведут
записи в тетради по литературе, которые ложатся в
основу их письменных работ. Важно, чтобы в
тетрадях было записано как можно больше
синонимичных слов и выражений. Примером таких
записей могут быть материалы для сравнительной
характеристики героев
.

  Лиза Эраст
Социальное положение поселянка, крестьянка, простая девушка дворянин, знатный господин
Отношение к богатству бедна, зарабатывает на жизнь,
отказывается от предложенных денег
довольно богат, проматывает деньги,
вступает в брак по расчёту, покоряясь
обстоятельствам и сообразно нравам того времени
Качества характера чиста душой, доверчива, открыта по
отношению к миру и людям, наивна; нежная,
заботливая,  любящая, внимательная дочь,
трудолюбива (работящая), некорыстна
(бескорыстна), глубоко, искренне, беззаветно
любит, хранит верность своей любви, крах в любви
стал крахом всей жизни
“изрядный разум, доброе от природы
сердце”, но слабый, ветреный, легкомысленный
человек, ведёт рассеянную светскую жизнь, любовь
становится воплощением его мечты об иной жизни,
думает только о себе, совестлив

Общие черты героев. Оба
искренно любят и глубоко страдают, что позволяет
рассказчику выразить надежду на то, что “теперь,
может быть, они уже примирились”.

Общий вывод. Новизна и
неоднозначность созданных Карамзиным образов
обычных, простых людей, рассказ об истории их
сложных чувств и мыслей явились своеобразным
художественным открытием, определившим
дальнейшее развитие литературного процесса.

Иногда
непосредственно на уроках сразу после
обсуждения предлагаю темы для небольших по
объёму письменных ответов: «Смысл названия
повести Карамзина», «Композиция повести “Бедная
Лиза”», «Мотив денег в повести». Обычно на это
отводится 10–15 минут в конце урока.

Отдельный вид письменных
работ на уроках литературы — составление
конспекта по лекции учителя
.
Этот вид работы
представляется мне целесообразным в 9–11-х
классах, он учит выявлять главное, устанавливать
логику чужого устного повествования, готовит
школьников к будущей студенческой жизни. В
качестве начальных этапов этой работы можно
предлагать ученикам составить простой или
тезисный план лекции. Содержанием лекции может
стать обобщение материала по классицизму и
сентиментализму, с привлечением фрагментов
разных произведений.

В классах
естественно-математического профиля я
предпочитаю читать такую вводную лекцию. Какие
общественные причины сделали актуальным то или
иное литературное направление? Какие
художественные задачи оно решало: что
отвергалось, что было привнесено нового?
Обязательно записываем в тетрадь
разрабатываемые писателями жанры; имена и
произведения классиков зарубежной литературы,
имена и произведения русских авторов. Каждая
вводная лекция (по классицизму, сентиментализму
и другим направлениям) строится по одной
логической схеме. Такая общая для всех
направлений схема расположения материала
позволяет ученикам запомнить их сущность и
особенности, проводить сравнение.

В гуманитарных классах
предпочтительно завершать изучение темы
обобщающей лекцией. Сама лекция может быть
гораздо более информативна и композиционно
свободна. В конце урока я оставляю около десяти
минут для вопросов и размышлений учеников.

Ещё один из вариантов письменных
заданий — конспектирование литературоведческих
статей. Эту работу я предлагаю своим ученикам в
качестве домашней. Можно сориентировать их на
какой-нибудь один вопрос, если статья
многоаспектна и велика по объёму. Интересный
материал для конспектирования можно найти в
книге А.Гениса и П.Вайля «Русская речь», в эссе,
посвящённом повести Карамзина.

Подобного типа записи помогают
ученикам подготовиться к письменной работе.

Если класс слабый и у
школьников нет стабильных навыков в написании
сочинений, то подготовительной работе отвожу
отдельный урок, на котором показываю, как
составляется план сочинения. Его записываем на
доске и в тетрадях. По мере составления плана
учащиеся отвечают на все его пункты, за что им
выставляются оценки. Сочинение по созданному
плану учащиеся пишут дома.

Сочинения, связанные с темой,
проблемой, идеей, требуют особенного внимания со
стороны учителя, так как учащиеся нередко плохо
различают литературоведческие понятия, поэтому
при изучении каждого произведения (повести
«Бедная Лиза» в частности) необходимо выяснять,
какова его тема, проблема, основная идея. Каждый
раз мы обращаемся к словарю литературоведческих
терминов (или к выписанным определениям этих
понятий в тетради по литературе). Обсудив
тематику повести, в качестве письменной работы
можно предложить сочинение «Тема любви и
ответственности за любимого человека (по повести
Карамзина “Бедная Лиза”)».

«Новизна идеи повести
Карамзина», «Авторская позиция в повести
“Бедная Лиза”», «Элементы психологизма в
обрисовке характера героини» — эти темы
предлагаю в качестве итоговой работы, которую
учащиеся пишут по завершении изучения повести
Карамзина. Конечно, все эти вопросы
предварительно мы обсуждаем на уроках.

В сильном классе можно
предложить ученикам темы сочинений-размышлений
по повести Карамзина «Слог, фигура, метафора,
образы, выражения — всё сие трогает, когда
одушевляется чувством» (Н.М. Карамзин);
«Речевая характеристика героев повести». На
уроках мы обсуждаем (и довольно подробно) стиль
Карамзина, поэтому всегда находятся два-три
человека из класса, которые берутся за эту тему.

Сочинение-интервью в качестве
самостоятельной творческой работы предлагаю
иногда как итоговое отдельным учащимся. Они
создают воображаемый диалог с современником и
почитателем Карамзина. Какие вопросы, касающиеся
повести, можно было бы задать человеку другой
эпохи? Какие ответы мы могли бы получить? Важно,
чтобы эти ответы были стилистически соотнесены с
эпохой. Это задание требует от ученика
некоторого воображения и хороших филологических
знаний, тогда получается по-настоящему
интересное сочинение.

Письменные работы в жанрах
газетной статьи или рефератов лучше предлагать
тем, кто, углублённо занимаясь литературой,
посещает факультатив. Интересным может
получиться «Заочное путешествие в Москву XVIII
века» (по повести «Бедная Лиза»). Это творческое
задание предполагает интеграцию знаний по
истории, литературе и искусству.

Поскольку внеурочные занятия
предоставляют большую свободу в выборе
материала, я иногда предлагаю прочитать повесть
Карамзина «Наталья — боярская дочь». Обсудив её,
ученики создают рефераты на темы: «Своеобразие
героев повестей Карамзина», «Стилистические
особенности прозы Карамзина». Интересная работа
может получиться на тему «Роль пейзажа в повести
Карамзина». Ученики могут её написать с опорой на
одно или несколько произведений по своему
выбору.

Важным представляется
презентация этих ученических работ. Их можно
опубликовать в школьной газете или предложить в
виде докладов на классной или школьной
конференции, но они обязательно должны быть
представлены публично.

На уроках литературы учащиеся
готовятся к итоговому сочинению в 11-м классе. Но
школьникам предъявляются также требования по
умению создавать письменные работы других
жанров (на олимпиадах, например), а значит, нельзя
забывать и о рецензии, отзыве, аннотации.

Можно написать рецензию на
спектакль, созданный на основе сюжета «Бедной
Лизы», москвичи и жители Подмосковья могут его
посмотреть в «Театре у Никитских ворот».

Предлагая эту форму письменной
работы, следует напомнить, что наряду с
объективным анализом рецензия допускает
субъективный взгляд, личные пристрастия
рецензента, важно только, чтобы они были
обоснованны и доказательны.

Иногда я предлагаю учащимся дома
прочитать любую другую повесть Карамзина и на
уроке написать на неё рецензию. Эта работа
проводится уже после изучения повести «Бедная
Лиза», и ученики могут пользоваться всеми
материалами тетради по литературе.

Любопытные рецензии могут
получиться на сочинение по повести «Бедная
Лиза», распечатанное учителем из Интернета или
взятое из “золотых” сборников. В начале этой
работы нужно ещё раз сказать о критериях, которые
следует учитывать при рецензировании:
соответствие теме, полнота ответа, его логика и
другие. Эта работа помогает учащимся видеть
чужие ошибки, значительно повышает культуру их
письменной речи.

Особый вид работы — составление
аннотации, которая адресована потенциальным
покупателям и читателям книги (повести) и потому
должна быть написана кратко, но ёмко и вызывать
интерес и желание подробнее познакомиться с
произведением. Я предлагаю её на занятиях
факультатива, предварительно прочитав и обсудив
аннотации к различным книгам.

Ещё раз хотелось бы оговорить,
что во время изучения повести Карамзина я даю
отнюдь не все перечисленные работы, а, как
правило, две-три, выбирая тот вид, который, как мне
кажется, заинтересует учеников и будет им по
силам.

Нельзя научиться писать, не
создавая самостоятельные письменные работы. Ни
одно пособие, ни один даже самый подробный
рассказ о том, как надо писать, не помогут, если у
школьника нет умений и навыков по созданию
собственного текста.

Практика, практика и практика.
Если хотим, чтобы наши ученики свободно писали,
мы должны предлагать им как можно больше
разнообразных письменных работ.

Наверное, нет такого человека, который бы не читал Карамзина. Он начал писать еще в эпоху сентиментализма. Но больше всего восхищение приходит после прочтения повести «Бедная Лиза». Здесь словно описываются все события, которые творились в это время. И на первый план выставлены чувства обычных людей, а потом уже разум. Кроме этого автор подчеркивает, что у каждого из героев имеется богатый внутренний мир.

Главными героями стала обычная девушка по имени Лиза и молодой и очень красивый дворянин по имени Эраст. Карамзин никогда не признавал любовь между дворянином и крестьянкой. И здесь затрагивается момент выбора между чувствами, которые вспыхнули между людьми и материальными ценностями, которых он мог лишиться, выбрав неправильный путь. Также автор старается объяснить, что независимо от сословий и чинов, если вы совершили ошибку, то будьте любезны, ее самостоятельно исправить и при этом никому не навредить. А вот Эраст решил, что жить в достатке и богатстве намного лучше, чем жить с любимой девушкой. Сначала он некоторое время пользовался девушкой, пока она ему была нужна, а потом в нужный момент решил бросить ее и жить дальше. А что будет с ней, он не подумал.

У Лизы большое и доброе сердце. Она никому никогда не сделала плохо, и даже если кому-то потребуется помощь, то девушка первая готова пойти и помочь всем, чем только сможет. Кроме этого она даже не ожидала, что мир так быстро поменяется и станет совсем другим и чужим для нее. А ведь к такому миру она оказалась не готова. И тогда она решает просто жить по зову своего сердца и что оно ей подскажет, то и будет делать. А когда встретила Эраста, то забыла про все на свете, ведь сразу же в него влюбилась. И верила, что любовь взаимна, а ведь ее очень легко обмануть. Вот эта доверчивость и сгубила девушку.

А ведь у Эраста имеются совсем другие ценности и они никак не схожи с ценностями девушки. Постепенно он разрушает ее. Сначала он дает ложные обещания, в которые девушка сразу же поверила, а потом просто ни одно из них не выполнил. От любви девушка не знает что делает и как поступает и совсем перестает слушать свое сердце. И в итоге девушка больше не хочет жить с такой обидой и горечью, да к тому же это была ее первая любовь.

Мир становится жестоким и несет людям только одни несчастья и беды.

Произведение построено на любви двух человек, вот только любила, по сути, здесь только одна Лиза, а мужчина этим умело пользовался и играл на ее чувствах.

Вариант 2

Николай Михайлович Карамзин внес выдающийся вклад в литературное развитие своей родины конца 18 века. После путешествий за границу, писатель приезжает в Россию, и во время отдыха на даче у своего друга начинает воплощать в жизнь свое новое произведение. Природа для писателя имела колоссальную ценность, он искренне любил ее и часто выезжал на природу, чтобы почитать любимые книги и окунуться в размышления.

В 1792 году повесть «Бедная Лиза» была выпущена в «Московском журнале». Данное произведение принесло автору безмерную знаменитость. Главными персонажами являются бедная девушка Лизы и дворянина Эраста, которые по-разному относятся к чувству любви.

Лиза — простая сельская девушка. Отец умер, когда она была еще ребенком, мать болеет и чтобы прокормить семью соглашалась на любую работу. Видит в людях только хорошее и позитивное, действует по зову сердца. Чувства Лизы вполне понятны для читателя, для нее счастье это любовь и она слепо верит в это чувство.

Мать Лизы — хорошая и мудрая женщина, которая мучительно перенесла смерть мужа. Однако ее радостью осталась дочь, которую она хотела выдать замуж за порядочного молодого человека.

Эраст — безбедный дворянин. Сначала Эраст хотел влюбиться так же как герои романов, однако впоследствии понял, что не способен жить любовью. Жизнь в городе, полна роскоши и разврата уничтожает напрочь духовную любовь в нем, тем самым открыв только плотское влечение. У него порочный образ жизни, он очень непостоянный и избалованный. Влюбляется в Лизу, даже не думаю о том, что она из бедной семьи, однако, ему не удалось преодолеть трудности в этой любви.

Как выразился сам автор, данная повесть это — «сказка довольна нехитрая». Сюжет действительно очень прост. Это история любви небогатой девушки из провинции и богатого парня из высшего общества. Молодые люди познакомились на базаре, где Лиза продавала ландыши, она сразу приглянулась Эрасту и он подошел купить цветы и познакомиться. Уже скоро они начали встречаться, но недолго юноша увлекался красотой своей девушки и быстро нашел ей замену. Узнав об этом, Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись. Эраст считает это своей виной и жалеет о своем поступке всю жизнь.

Следовательно, ведущая идея повести заключается в том, что не нужно бояться чувств, а нужно любить, сочувствовать. Повесть дает возможность научиться чему-то на чужих ошибках, быть чуткими по отношению к другим людям. Конфликт любви и эгоизма — актуальная тема, так как каждый по крайней мере раз в жизни испытывал неразделенные чувства, или пережил измену.

Рассуждение

Николай Михайлович Карамзин — не обычный писатель, а великий. Литератор заслуживающий внимание читателя. На его счету множество замечательных и интересных работ, но сегодня мы рассмотрим только одну, а именно «Бедная Лиза».

Это первое русское психологическое произведение, и оно достойно внимания. Повесть была опубликована в 1792 году и стала примером для сентиментализма. Это небольшая повесть, которую можно прочесть всего за один день и меньше, но чувств у вас будет много.

История начинается с девушки из бедной семьи. Многие скажут, что большинство произведений так и начинаются, но необходимо помнить, что заканчиваются они все по-разному. Поэтому не стоит бросать книгу на полпути, а прочитать до конца. Девушку зовут Лиза. Она ходит в город продавать цветы, и однажды встречает там красивого юношу, в которого сразу влюбляется. Через пару встреч, они начинают встречаться. Оба узнают, что влюблены друг в друга еще с первого дня. Их роман бурно развивается. Сначала это был маленьких уголек, но этот уголек быстро разгорелся и превратился в пламя. Они проводят ночи вместе, прячась под деревьями, боясь, что их кто-то увидит. Им хорошо вместе, они счастливы. Как бы хотелось, чтобы история закончилась именно на этом моменте. Чтобы мы не узнали, что будет дальше.

А дальше как правило огонь затихает и превращается в сажу, в пепел, в дым. Любовь проходит также быстро, как и началась. И только для девушки она продолжает жить. Мужчина же к ней полностью охладел. Такое часто встречается у молодых пар, которые подаются страсти, а потом понимают, что это не была любовь. Это был всего лишь порыв. Но для юной и молодой особы — это первая любовь. И она в нее верит. Поэтому после того, как узнает о женитьбе своего возлюбленного решает пойти на самоубийство. Это отчаянный и страшный поступок, а также глупый. Девушка погубила себя, даже не подумав, что в будущем может встретить свою вторую половинку. Нет, это не утверждение, это всего лишь догадка. Я не могу знать, чтобы с ней случилось будь она жива. Но мне искренне ее жаль.

Это произведение, возможно, о любви: взаимной или безответственной. Оно должно нас научить, что чувствами играть нельзя. Для кого-то отношения — это игра или развлечение, а для другого — преданность и вечная любовь. Поэтому стоит быть аккуратным в своих действиях и словах, ведь они могут ранить. Не будьте безответственны как главный герой, и отчаянны как Лиза.

`

По произведению Бедная Лиза

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание картины Дети, бегущие от грозы Маковского

    Рассмотрим картину К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». В центре нам видны дети, которые бегут по полю от предстоящей грозы.

  • Сочинение на тему Примеры дружбы из жизни рассуждение

    Часто дружбу называют высшим даром. Я полностью согласна с этим утверждением, ведь друг — это опора и поддержка, он всегда придёт на помощь в трудную минуту, поможет справиться с различными трудностями.

  • Сочинение После бала по рассказу Толстого (8 класс)

    В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» описана проблема дворянского сословия и бесправие низшего общества, нравственность людей.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. По повести Бедная Лиза Карамзина

Н.М.Карамзин стал одним из крупнейших русских литераторов в эпоху сентиментализма. Одним из первых его произведений этого направления стала «Бедная Лиза», в которой на первый план автор ставит человеческие чувства, а не разум, их совершенствование, внимание писателя направлено на богатый внутренний мир человека.

Главные персонажи – простая девушка Лиза и молодой дворянин Эраст. Сюжет основан на истории любви представителей разных слоев общества. Карамзин не признает брак между крестьянкой и дворянином. В произведении остро стоит вопрос выбора между человеческими чувствами и материальными ценностями. В то же время автор подчеркивает, что к какому сословию бы не принадлежал человек, он должен отвечать за свои поступки. Эраст променял высокие чувства на желание жить в достатке. Он попросту воспользовался девушкой, а потом бросил её, не испытав при этом угрызения совести.

Лиза – скромная девушка с доброй душой. Попав в другой «мир», она оказывается беззащитна. Она доверяет своему сердцу, полностью отдается чувствам, что в итоге и приводит её к гибели.

Эраст принадлежит высшему обществу, признаёт совсем другие ценности, различные с героиней. Он разрушительно влияет на девушку, ранит её сердце, одаривает пустыми обещаниями, вскружив голову. Воспользовавшись её наивностью, он разбивает ей сердце и подрывает эмоциональное состояние «пастушки». Конечно, девушка не смогла перенести такой удар, ведь для неё это было впервые. Её честь поругана, жизнь больше не имеет смысла. Эраст был её смыслом.

Жестокий мир, в котором оказались герои, лишает их счастья, несет постоянные страдания и муки. Лизу губит наивность, а Эраста – искушенность.

«Бедная Лиза» — история трагичной любви, драма двух сердец и игра чувств. Она наполнена невероятным психологизмом и трагизмом, трогает сердце и заставляет проливать слезы нежной скорби.

Любовь – это то, что переворачивает тебя и внутри, и снаружи. Это великое чувство распространяется и на богатых и бедных, она живет в каждом из нас, просто не все способны открыться ему. Не всякому дано познать истинную любовь. Человек, познавший и сохранивший её на долгие годы, по-настоящему счастлив.

Вариант 2

История о бедной Лизе, которую рассказывает Н.М. Карамзин, является по существу трагедией, поскольку заканчивается она смертью одного из главных героев. Произведение наполнено сентиментальностью, благодаря чему и привлекает к себе внимание читателя, поддерживает в нем интерес и захватывает своей чувственностью.

Любовь, возникшая между Лизой и Эрастом, не могла быть долговечной. Дело даже не в материальных ценностях, ведь молодой человек готов был отказаться от них в пользу чувств к девушке. Камнем преткновения стали законы, общие для всех дворян, к коим и принадлежал Эраст. Государственная служба в то время стояла на первом месте у людей дворянского происхождения, и привилегия погибнуть за отечество находилась выше любых чувств. Молодой человек попросту был не в состоянии изменить своему титулу, поскольку такое решение обесчестит его, сделает предателем в глазах публики. Ни один дворянин не смог бы простить себе позор дезертирства, и именно поэтому Эраст отправился на фронт.

Нет сомнения в том, что Лиза искренне любила этого молодого человека, однако она была не в силах противостоять велению судьбы и уберечь Эраста от его роковой ошибки. Он, будучи на фронте, поддался соблазну азарта и проиграл огромную сумму денег в карты. Пожалуй, здесь действительно сыграло роль его материальное положение, ведь Эраст, обладая положенным дворянину имуществом, стремился приумножить свое богатство, однако потерял все, в том числе и свою любовь. В этом и заключается его порок.

Поступок, совершенный Эрастом, ни в коем случае не может быть оправдан, однако говорить о том, что у него не было чувств к Лизе, а также о его предательстве, в корне неверно. В конце повести автор указывает, что эту историю ему рассказал именно Эраст, который все эти годы переживал из-за случившегося и раскаивался в содеянном. Также нельзя говорить о том, что совершенно невинной оказалась сама Лиза, поскольку, погубив себя, она погубила и свою мать, которая долгое время оплакивала смерть своего мужа, то есть отца Лизы. Такой трагичный финал произошел в том числе из-за того, что молодая девушка усомнилась в любви Эраста, решив, что он предал ее.

Таким образом, проблема любви в произведении «Бедная Лиза» раскрывается весьма двояко. Нет никаких сомнений в том, что оба героя любили друг друга искренне, однако им не суждено было остаться вместе. Отчасти здесь сыграла большую роль судьба, проявляющая в государственных законах, запрещающих дворянам вступать в брак с людьми из крестьянской среды. Но также большую ошибку совершил и Эраст, когда поддался карточному азарту. Так или иначе, сам автор не относится к персонажам односторонне. Он показывает, что вина лежит здесь на обоих, в том числе и на Лизе, которая, совершив самоубийство, заставила сердце ее матери остановиться, а также обрекла Эраста на вечное раскаяние и муки совести.

Сочинение по произведению Бедная Лиза

Русская литература богата на лирические и сентиментальные произведения. Одним из таких произведений является повесть «Бедная Лиза», которая была написана в 1792 году замечательным писателем Карамзиным. Эта повесть пробуждает многие чувства, а также заставляет читателя вспомнить о гуманности и уважении к людям.

В произведении ведется описание трагедии, причем все написанное воспринимается читателем как реальная история. Это связанно с тем, что рассказчик был знаком с героем, который показал ему могилу Лизы. Многих людей данная повесть заинтересовала благодаря образам людей, которые создал автор. Герои наполнены многими чувствами. Некоторые люди добрые, некоторые совершают зло, а кто-то делает множество ошибок и согласен с ними.

Автор очень красиво описывает пейзажи и красоту природы. Красивые и трогательные слова свидетельствуют о том, что Карамзин имел очень глубокую душу. Поэт сравнивает городскую местность и деревню. Замечательно описывает лето в Москве, а также мастерски переходит на осеннюю пору и тем самым готовит читателя к более тревожным чувствам.

Центральными героями повести являются Лиза и Эраст. Автор описывал Эраста как состоятельного человека, который обладает добротой и открытым сердцем, но с другой стороны слабым и легкомысленным человеком. Данный герой любил разгульную жизнь и не пропускал светских мероприятий, на которых искал и надеялся получить удовольствие. Но в большинстве случаях он не находил что и искал.

Лиза при первой встрече с Эрастом удивила его своей красотой. У Эраста было довольно развитое воображение, поскольку он читал много романов, в которых пары целовались и проживали жизнь только в романтических чувствах. Герой был теперь рад, ведь у него сложилось впечатление того, что он наконец-то отыскал ту самую девушку, которую так долго искал.

Молодые люди встречались, и изначально Лиза для Эраста была чем-то новым, ранее не виданым. Эраст уже не мог себя удовлетворить поцелуем с Лизой или ласками. Девушка со временем стала для Эраста уже не той, которую он так долго искал. Вскоре главный герой покинет Лизу, напоследок искренне поцеловав её, что девушке казалось, как будто весь мир полыхает. Герой потерял чувства к Лизе, и причиной тому было то, что Эраст не привык к такой жизни. Его избаловал город своими вечеринками и поведением людей. Герою сложно общаться с обычными людьми из простых мест.

9 класс

Другие сочинения: ← Основные темы и мотивы лирики Тютчева↑ ДругиеО чём заставляет задуматься роман Преступление и наказание Достоевского →

Обобщение опыта по изучению произведений Н.М.Карамзина в школе : повесть «Бедная Лиза » в 9 классе

Изучение повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9 классе

Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), имевшую необыкновенный успех у читателей, затем «Письма русского путешественника» (1791—92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям.

В основу повести «Бедная Лиза»положена просветительская идея внесословной ценности человеческой личности.

Крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры каждого из них раскрываются в любовном сюжете.

осталась после отца пятнадцати лет,- одна Лиза, не щадя своей нежной

молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала

холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве.

довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от

природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем

удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и

жаловался на судьбу свою.

Психологически точно показывает Карамзин взаимоотношения героев: влюбленная Лиза принимает Эраста не за того, кем он является на самом деле, она говорит возлюбленному: «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!..» – «Почему же?» – «Я крестьянка…». Эраст отвечает : «»Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная невинная душа,- и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».Это не решение вопроса, но Лиза этого не почувствовала, потому что надежда на то, что она останется с Эрастом, будет жить в сердце до последней минуты, пока Эраст не выставит девушку за дверь. И когда Лизины иллюзии рухнут, ей ничего не останется, кроме смерти.

Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. «Что принадлежит до Лизы, – пишет Карамзин, – то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала… и в удовольствии его полагала свое счастие». Она отказывает сыну богатого крестьянина из соседней деревни ,потому что любит Эраста, не задумываясь о последствиях своей страсти — это скорее уже романтическая героиня, которая становится сильной и решительной. Лиза готова ждать, верит в скорейшее счастливое возвращение Эраста назад, к ней.

Она готова бороться за свою любовь: в последнюю их встречу « Эраст вышел и хотел уже идти на крыльцо огромного дома, как вдруг почувствовал себя в Лизиных объятиях».

Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем, это герой сентиментальной повести, Эраст, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным… Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии…», он был наказан тем, что после смерти Лизы всю жизни был несчастлив и вскоре умер. Именно он рассказал повествователю историю бедной Лизы.

Таким образом, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков.

Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Первоначально он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою, как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть… одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог».

Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Следует заметить, что образу Эраста в повести сопутствует весьма прозаический лейтмотив. Это – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывают к себе, в большей или меньшей степени, осудительное отношение.

Искренняя, настоящая помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках, в непосредственном участии в судьбе страдальцев. Что касается денег, то они создают лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений.

Показательна сцена в кабинете: Эраст побледнел — потом, не отвечая ни слова на ее восклицания, взял ее за руку, привел в свой кабинет, запер дверь и сказал ей: «Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня, Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра, Вот сто рублей — возьми их,- он положил ей деньги в карман,- позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и поди домой».

Прежде нежели Лиза могла опомниться ,он вывел ее из кабинета и сказал слуге: «Проводи эту девушку со двора». Пройдёт время, и в «Станционном смотрителе» Пушкина граф Минский точно также, вручив деньги, выставит за дверь Самсона Вырина, который придёт защитить свою любимую дочь.

Лиза в какой-то степени является «заблудшей овечкой»,не оправдавшей надежды своей матери, которая приглашает уезжающего Эраста по возвращении прийти на будущую свадьбу и даже на крестины будущих Лизиных детей- «Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на нее. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту». Для Лизы потеря Эраста равноценна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки.

Трагический финал повести свидетельствует о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего благополучной развязкой унизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы.

Там, где большое, сильное чувство вступает в противоречие с социальными барьерами, идиллии быть не может.

Материалы к урокам по «Бедной Лизе Карамзина».

«Бедная Лиза»О. А. Кипренский ,1827

Как и мои уважаемые коллеги ,к работе над уроками по «Бедной Лизе Карамзина »я выбираю именно эту картину художника Кипренского.

Вопросы и задания на уроке:

-Создайте портрет Лизы как героини повести Карамзина и сравните его с портретом кисти Кипренского.

-Сравните, как относится к Лизе автор-повествователь и как относится к своей героине художник.

— В какой момент показал бедную Лизу художник(подобрать цитаты).

Варианты, предложенные учениками:

«Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! Она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою…»

«Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?»

«Наконец пришла она, но так невесела, что он испугался; глаза ее

от слез покраснели. «Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» — «Ах, Эраст! Я

плакала!» — «О чем? Что такое?» — «Я должна сказать тебе все. За меня

сватается жених, сын богатого крестьянина из соседней деревни; матушка

хочет, чтобы я за него вышла».— «И ты соглашаешься?»- «Жестокий! Можешь ли об этом спрашивать?»

«Она пришла в себя — и свет показался ей уныл и печален. Все приятности

натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу. «Ах! — думала она.-Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом?»

«Мне нельзя жить,- думала Лиза,- нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!»

Удивительным образом показал Кипренский бедную Лизу –чувствительную героиню Карамзина-любая из цитат подходит к портрету, и мои ученики это убедительно доказывают: Лизе до слёз жалко мать, ей не страшно отдать своё сердце другому, страшна жизнь без возлюбленного Эраста .

Но всё же ребята приходят к общему выводу, что самое большое потрясение- это осознание того, что Эраст её больше не любит и незачем ей жить. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит в пустоту: в ее дрожащей руке красный цветок, лепестки которого как бы опалены печалью, горестным вздохом героини— это символ любви, но любви уже нет, и жизнь потеряла смысл.

-Подготовьте презентации с видами (репродукции,фото) Симонова монастыря, а также видами старой Москвы,московских святынь.

Симонов монастырь в Москве. Из акв. альбома «Виды Москвы», 1846 г. Л.П.А. Бишбуа (1801–1850)

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Повести. – М., 1976.

2. Карамзин Н.М. Избранное. – М., 1991.

3. Косулина А.Г. Подвиг честного человека. // «Литература в школе», № 6, 1995.

4. Писатели нашего края 18–19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 5–17.

5. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 12–15.

6.Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.

7. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 88.

9. Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 72.

10. Писатели нашего края 18–19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 65–76.

  • Темы сочинений о любви 11 класс итоговое сочинение
  • Темы сочинений кому на руси жить хорошо 10 класса
  • Темы сочинений на морально этическую тему 9 класс
  • Темы сочинений для 5 класса по русскому языку 1 четверть
  • Темы сочинений 4 класс по русскому языку школа россии