Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: все правила русского языка которые нужны на огэ в 2022 году.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все правила русского языка которые нужны на огэ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вы читаете прошлогодний материал, однако в 2022 году в ОГЭ не было НИКАКИХ изменений.

ФИПИ значительно расширил круг жанров, которые могут встретиться в первом задании (изложение). Это значит, что в аудио-формате могут предложить:

  • дневники;
  • очерки;
  • записки;
  • заметки;
  • и даже рецензии.

В 2022 году ОГЭ по русскому языку будет как и ранее состоять из двух частей:

  • Итоговое собеседование (устная часть ОГЭ по русскому языку), которое состоится в феврале 2022 года и станет для выпускников 9 классов допуском к ГИА.
  • Письменная часть (собственно, сам ОГЭ в досрочной или основной части).

Важно! К сдаче ОГЭ 2022 будут допущены только 9-классники, успешно сдавшие собеседование. Выпускникам будет предоставляться 3 попытки – в феврале, апреле и начале мая (точные даты собеседования и других экзаменов ОГЭ 2022 года будут озвучены позже).

На итоговом собеседовании 9-калссникам предстоит выполнить всего 4 задания:

  • задание №1 – чтение текста вслух (2 минуты на подготовку);
  • задание №2 – пересказ текста из задания №1 с привлечение дополнительной информации из КИМа (2 минуты на подготовку);
  • задание №3 – 3-минутный монолог на заданную тему (предоставляется выбор одной из 3-х предложенных тем);
  • задание №4 – диалог с экзаменатором на тему, выбранную экзаменуемым в задании №3.

Оценивание итогового сочинения на ОГЭ 2022 года будет следующим:

Задание Тип задания Макси2мальный бал
1 Чтение вслух 2
2 Пересказ текста 5
3 Монолог 3
4 Диалог 2
Владение русским зыком 8
Всего 20

В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Это непривычная система оценивания, ведь школьник привык к традиционным четверкам-пятеркам. Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет».

Чтобы сдать первый экзамен без проблем, рекомендуем обратить внимание на такие важные аспекты выполнения заданий КИМа.

№1 – чтение вслух:

  • интонация должна соответствовать знакам препинания. Паузы после точек, учет вопросительных и восклицательных знаков, изменение интонации после запятых, тире или двоеточий. Монотонное «бубнение» не принесет баллов по этому критерию, поэтому старайтесь читать с выражением;
  • темп чтения должен соответствовать поставленной перед учеником коммуникативной задаче. Нельзя «тараторить», но нужно уложиться в 2 минуты.

№2 – пересказ текста:

  • передача микротем исходного текста (нельзя упускать важные моменты или добавлять собственные микротемы, то есть «нести отсебятину»);
  • отсутствие фактических ошибок (к примеру, в задании из демоверсии о Гагарине нельзя путать даты или название космического корабля);
  • уместное использование дополнительного высказывания в исходный текст (в демоверсии дано высказывание Королева о Гагарине, которое должно быть логично интегрировано в пересказ);
  • правильность цитирования;
  • степень сжатия — за сжатый пересказ количество баллов снижается, поэтому исходный текст необходимо пересказывать подробно.

№3 – монолог:

  • в высказывании должна быть решена коммуникативная задача, то есть ответ необходимо строить в соответствии с исходным заданием (описание фотографии, рассказ об экскурсии или рассуждение на заданную тему);
  • монолог должен содержать не менее 10 фраз;
  • в высказывании не допускается наличие фактических ошибок;
  • участник должен учесть речевую ситуацию;
  • высказывание должно быть логически построено с последовательным изложением основных идей.

ФИПИ ОГЭ 2022 года по русскому языку

Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.

Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.

  • На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
  • Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
  • Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.

Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).

Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
  • на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.

Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Письменный ОГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать исходя из таких максимальных баллов, установленных ФИПИ:

Часть Задания Максимальный балл
I №1 7
II №2-7 7
III №9 9
За грамотность и точность речи 10
Всего 33

Для получения аттестата 9-классникам на ОГЭ 2022 года по русскому языку необходимо будет набрать минимум 15 баллов, но для поступления в классы филологического профиля или лицеи результат должен быть не ниже 26 баллов.
Результат ОГЭ 2022 года по русскому языку подлежит переводу в школьную оценку по такой таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:

Оценка Баллы
5 29-33
4 23-28
3 15-22
не сдал 0-14

Важно! Для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

В данной статье мы обсудим, что будет на ОГЭ по русскому языку 2022. Мы обсудим из чего состоит экзамен , что такое итоговое собеседование, далее мы пройдемся по основным заданиям. Это изложение, тестовая часть, сочинение. Кроме этого, обратим внимание на то что говорят эксперты то, есть что нравится экспертам, что не нравится, чтобы вы уже сейчас понимали на на что вам настраивается, на что надеется. Также мой обсудим выбор темы сочинения, ну и конечно самые популярные ошибки на экзамене.

Кроме математики и русского языка вам нужно выбрать два дополнительных предмета ОГЭ. Идеально, если вы уже знаете, куда будете поступать после школы: тогда логично готовиться к экзаменам по предметам, которые вы потом будете сдавать на ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаниях в вуз.

Если вы ещё не решили, кем хотите стать, нестрашно. Пока достаточно выбрать направление, на котором вы хотите учиться дальше, и готовиться по предметам, которые нужны для перехода в профильный класс или колледж.

Спланируйте подготовку на весь учебный год так, чтобы к апрелю успеть всё выучить и приступить к повторению. Большие темы из кодификатора разделите на подтемы и распределите их по неделям. Каждый день посвящайте подготовке только по одному предмету, чтобы темы не путались.

Старайтесь высыпаться и выделяйте время на отдых. Взбодриться и отвлечься от занятий помогают спорт и прогулки на свежем воздухе.

Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания, которая включает всего четыре задания:

  • 1 задание — после 2-минутной подготовки необходимо прочесть текст;
  • 2 задание — после 2-минутной подготовки ученик должен подробно пересказать текст из задания 1 с использованием дополнительной информации из контрольных измерительных материалов;
  • 3 задание — участник собеседования выбирает один из трех предложенных объектов обсуждения и после минутной подготовки произносит 3-минутный монолог на заданную тему;
  • 4 задание — экзаменатор задает вопросы по теме задания 3 и участник отвечает на них в режиме диалога.

Основная задача собеседования — проверка уровня владения государственным языком. Именно поэтому в программе этого испытания нет ни ловушек, ни заданий повышенной сложности. Вместе с тем, участники должны быть готовы к выполнению простых видов деятельности. Это особенно важно для ребят, которые сильно нервничают в стрессовых ситуациях и «теряют дар речи». Качественная подготовка устранит эту неуверенность, поможет сделать незнакомое знакомым. В таких условиях будет проще произнести монолог или ответить на вопросы.

При чтении текста вслух следует учесть следующие моменты:

  • интонация должна соответствовать знакам препинания. Паузы после точек, учет вопросительных и восклицательных знаков, изменение интонации после запятых, тире или двоеточий. Монотонное «бубнение» не принесет баллов по этому критерию, поэтому старайтесь читать с выражением;
  • темп чтения должен соответствовать поставленной перед учеником коммуникативной задаче. Нельзя «тараторить», но нужно уложиться в 2 минуты.

Устная часть ОГЭ по русскому языку 2022

Пересказ оценивается по следующим критериям:

  • передача микротем исходного текста (нельзя упускать важные моменты или добавлять собственные микротемы, то есть «нести отсебятину»);
  • отсутствие фактических ошибок (к примеру, в задании из демоверсии о Гагарине нельзя путать даты или название космического корабля);
  • уместное использование дополнительного высказывания в исходный текст (в демоверсии дано высказывание Королева о Гагарине, которое должно быть логично интегрировано в пересказ);
  • правильность цитирования;
  • степень сжатия — за сжатый пересказ количество баллов снижается, поэтому исходный текст необходимо пересказывать подробно.

1.1 Звуки и буквы

1.2 Фонетический анализ слова

2 Лексика и фразеология

2.1 Лексическое значение слова

2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы

2.3 Фразеологические обороты

2.4 Группы слов по происхождению и употреблению

2.5 Лексический анализ

3 Морфемика и словообразование

3.1 Значимые части слова (морфемы)

3.2 Морфемный анализ слова

3.3 Основные способы словообразования

3.4 Словообразовательный анализ слова

4.1 Самостоятельные части речи

4.2 Служебные части речи

4.3 Морфологический анализ слова

5 Грамматика. Синтаксис

5.1 Словосочетание

5.2 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

5.3 Второстепенные члены предложения

5.4 Двусоставные и односоставные предложения

5.5 Распространенные и нераспространенные предложения

5.6 Полные и неполные предложения

5.7 Осложненное простое предложение

5.8 Сложное предложение

5.9 Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения

5.10 Сложные предложения с разными видами связи между частями

5.11 Способы передачи чужой речи

5.12 Синтаксический анализ простого предложения

5.13 Синтаксический анализ сложного предложения

5.14 Синтаксический анализ (обобщение)

6.1 Орфограмма

6.2 Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

6.3 Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц

6.4 Употребление Ь и Ъ

6.5 Правописание корней

6.6 Правописание приставок

6.7 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

6.8 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

6.9 Правописание падежных и родовых окончаний

6.10 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

6.11 Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

6.12 Правописание отрицательных местоимений и наречий

6.13 Правописание НЕ и НИ

6.14 Правописание служебных слов

6.15 Правописание словарных слов

6.16 Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

6.17 Орфографический анализ

ОГЭ-2022: так ли сложны новые задания. Подробный разбор по всем предметам

8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

8.2 Средства связи предложений в тексте

8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи

8.4 Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

8.5 Анализ текста

8.6 Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи

В 2022 году смещать даты проведения ОГЭ не планируют. Экзамен пройдет в три этапа – досрочный, основной и сентябрьский. Допуском у ОГЭ останется устное собеседование, которое 9-классникам предстоит сдать в феврале.

Если эпидемиологическая ситуация позволит, то в 2022 году ОГЭ пройдет в такие даты:

  • досрочный период – с конца марта до середины апреля;
  • основной период – с конца мая до конца июня;
  • пересдачи – первая половина сентября.

Более детальный календарь ОГЭ на 2022 год будет утвержден ближе к ноябрю 2021 года. Но, учитывая практику прошлых лет, в случае очередных вспышек коронавируса, в график проведения экзаменов могут вносить существенные коррективы.

В последнее время ходит много слухов касательно добавления новых предметов в список обязательных для сдачи на ЕГЭ/ОГЭ. Особенно это касается ОГЭ по иностранному языку, который многие неофициальные сайты объявили обязательным с 2022 года. Но так ли это? В этом вопросе не стоит полагаться на слухи, которые зачастую вводят в заблуждение и повышают и так безмерное волнение выпускников.

Среди источников, информации которых можно доверять на 100% стоит отметить:

  • сайт ФИПИ;
  • портал Рособрнадзора;
  • сайт Минпросвещения России.

Ученики, которым предстоит сдавать ОГЭ 2022, задаются множеством вопросов о формате предстоящей проверки знаний и будущих изменениях. Частый вопрос, возникающий у школьников и их родителей: «Сколько же экзаменов будут сдавать девятиклассники в 2022 году?».

Интерес к тому, будут ли обязательны к сдаче четыре предмета, как раньше, или же формат останется таким же, как в 2021 году. Ведь сейчас девятиклассникам нужно сдать всего лишь два обязательных предмета.

Точно на этот вопрос ответить нельзя. Все зависит от эпидемиологической обстановки в регионах, однако в Министерстве есть надежда, что ситуация стабилизируется и выпускной экзамен вернется в прежний формат.

Результат ОГЭ и годовая отметка взаимосвязаны. Итоговая отметка рассчитывается по формуле: среднее арифметическое годовой оценки и оценки за экзамен, которые округляются в большую сторону.

Для получения удовлетворительной оценки за обязательные экзамены нужно набрать как минимум 15 баллов по русскому языку и 8 по математике.

  1. Изменения на ОГЭ в 2022 году
  2. Алгоритм подготовки к ОГЭ
  3. Как готовиться к отдельным предметам

ОГЭ (основной государственный экзамен) необходим для контроля знаний за 9 классов обучения. После экзамена ученик получает аттестат об основном общем образовании и может либо поступить в колледж, либо продолжать обучение в школе.

ОГЭ состоит из двух обязательных предметов и двух на выбор. Обязательными предметами являются русский язык (письменно и устно) и математика.

На выбор ученику предлагается 9 дисциплин: обществознание, физика, химия, биология, история, география, информатика, иностранные языки и литература.

Совет: выбирать предметы для ОГЭ следует исходя из поставленных целей. Например, если цель ученика — вуз, то желательно сдавать те дисциплины, которые потребуются для поступления. ОГЭ — некая репетиция перед более серьёзным ЕГЭ.

  • Количество заданий с кратким ответом сократилось до 13
  • Добавилось задание 5 с развёрнутым ответом на анализ визуальной информации
  • Максимальный первичный балл снизился до 35
  • Первая часть КИМ (контрольных измерительных материалов) по аудированию теперь состоит из 11 заданий с кратким ответом. Максимальное количество баллов за выполнение первой части — 15
  • В четвёртой части в задании 35 по письменной речи изменён вид и формат письменного сообщения. Критерии оценивания данного блока тоже изменились
  • Внесены изменения в разделы 2 «Задания по чтению» и 5 «Задания по говорению»
  • Количество вопросов сократилось до 29
  • В модели задания 24 расширился перечень объектов царств живой природы для установления их характеристик
  • Задание 26 теперь представлено задачей, которая проверяет умение прогнозировать результаты эксперимента, основываясь на знаниях из области физиологии клеток и организмов различных царств живой природы
  • Число заданий увеличилось с 4 до 5 за счёт новой задачи базового уровня сложности, в которой надо провести анализ фрагмента предложенного произведения
  • Появились критерии оценки практической грамотности
  • Максимальный первичный балл увеличился до 45

ОГЭ в 2022 году: изменения, обязательные предметы

  • В заданиях 2 (определение строения атома химического элемента и характеристика его положения в Периодической системе) и 3 (построение последовательности элементов с учётом закономерностей изменения свойств элементов по группам и периодам) теперь необходимо заносить в поле ответа цифровые значения, соответствующие условию задания
  • Изменены требования к выбору ответа в заданиях 5 (виды химической связи), 8 (химические свойства простых веществ и оксидов) и 16 (чистые вещества, смеси, правила работы с веществами в лаборатории и в быту). Теперь это множественный выбор
  • В заданиях 4 (валентность, степень окисления) и 12 (признаки химических реакций) предполагается установление соответствия между позициями двух множеств
  1. Выучить формулы на карточках
  2. Выучить терминологию
  3. Выучить общие алгоритмы: решения уравнений, неравенств, исследования функции, вычисления производной
  4. Отработать устно до автоматизма базовые навыки, например решение линейных, квадратных уравнений
  5. Решать всё по возможности устно. Запись использовать только в тех заданиях, где сложно решить всё сразу (например, можно записывать ответы промежуточных действий)

Собеседование проводится во вторую субботу последнего зимнего месяца. Так, в 2021 оно выпало на 10 февраля. Также предусматриваются два резервных дня для пересдач.

Сам экзамен состоит четырех заданий разных типов:

  1. Задания на работу с текстом — чтение и пересказ.
  2. Задания на речь — монолог и диалог.

При этом, больше всего баллов весит именно пересказ, поэтому важно понимать, что требуется от выпускника во втором задании экзамена. Также не стоит забывать о баллах за грамотность, которые можно получить за каждый из двух типов заданий.

Для подготовки к первому экзамену стоит развивать несколько навыков:

  • выразительное чтение,
  • подробный пересказ с цитированием,
  • построение логичного монолога,
  • ведение диалога с помощью подробных ответов на заданные вопросы.

Если последние два навыка можно развить в процессе общения и отрабатывания материалов прошлых лет, то угадать, что дадут для заданий на чтение и пересказ достаточно трудно. Нужно заранее научиться работать с материалами, то есть не только читать с соблюдением интонации, но и выделять основные микротемы для пересказа.

Для подготовки полезно использовать КИМ-ы прошлых лет: это поможет понять, что встречается на реальном экзамене и к чему стоит быть готовым. Так, например, с помощью карточек, которые раздаются в помощь при составлении монолога можно будет потренироваться в составлении связного устного рассказа, а тексты для итогового собеседования помогут научиться правильно читать и пересказывать публицистику.

Выпускник может использовать черновик для выполнения второго задания. На подготовку ему будут даны две минуты, за которые он должен сделать несколько важных шагов:

  • выделить общую тему, проблему и основную мысль,
  • разбить текст на микротемы и отметить каждую из них,
  • выписать важную для понимания идеи цитату,
  • соблюдая логику автора, построить связный рассказ, используя минимум одну цитату, затрагивая каждую микротему и раскрывая идею.

Сделать это поможет регулярная практика. Тексты для итогового собеседования выбираются делового стиля, поэтому в них легко запутаться, если не готовиться к экзамену заранее. При пересказе важно следить за логикой развития мысли: она должна развиваться плавно, в соответствии с авторской: нельзя прыгать с одной микротемы на другую, они должны идти в том же порядке, что и в оригинальном тексте.

Тексты для итогового собеседования — это вырезки из небольших статей, в которых чаще всего раскрывается чья-либо биография. Так, микротемами станут либо этапы жизни и творчества известного человека, либо различные аспекты его биографии. Обычно их количество соответствует количеству абзацев.

Так, в 2021 году давались тексты для итогового собеседования о Викторе Сороке-Росинском, П.П. Бажове, К.П. Брюллове, В.И. Баженове, А.А. Дейнеке. Каждая из биографий включала четыре абзаца, то есть делилась на четыре микротемы, которые нужно было детально раскрыть. В текстах встречались термины, относящиеся к полю деятельности этих людей, географические названия.

Однако одной из наиболее частых ошибок на экзамене стало отсутствие цитирования и искажение цитаты или имени ее автора, так что при работе с текстом стоит обязательно отметить то, что будет произнесено дословно.

Таким образом, тексты для итогового собеседования носят публицистический характер и могут содержать сложные слова (например, специальную терминологию), однако они все однотипны, а потому подготовиться к ним более чем реально.

  • Правление Ивана IV Грозного. 1533-1584. Внешняя политика. Конспект.
  • Правление Ивана IV Грозного. 1533-1584. КОНСПЕКТ. Внутренняя политика.
  • Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
  • Выделительные знаки препинания при обособленных определениях.
  • Знаки препинания при обобщающих словах при однородных членах.
  • История России. Объединение земель вокруг Москвы. Правление князей. Карты.
  • Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами.
  • Однородные и неоднородные определения.
  • Пунктуация при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией.
  • Тире между подлежащим и сказуемым.

В заявлении главы Рособрнадзора было сказано с твердой определенностью, что выпускные экзамены возвращаются к обычному режиму. Это означает, что ни сокращать количество обязательных и дополнительных предметов, ни убирать один из трех этапов никто не планирует. Пока точных дат нет из-за возможных ограничений в силу неблагоприятной эпидемиологической ситуации, но можно ориентироваться на примерные сроки:

  • проведение досрочного периода намечено в конце марта-середине апреля;
  • основной этап стартует с момента окончания школьных занятий (по обыкновению это конец мая) и продлится до конца первого летнего месяца;
  • время, когда можно исправить провальные результаты, наступит в первой половине сентября.

В ноябре 2021 года будут обнародованы точные даты и составлен детальный календарь проведения важного мероприятия. Его ежегодно утверждают на высшем уровне, но эксперты говорят о возможных корректировках в утвержденном расписании, ориентируясь на опыт двух лет пандемии.

На этот вопрос глава Рособрнадзора дал четкий ответ, но высказывается предположение, что тем, кто продолжит образование в школе, разрешат не сдавать ОГЭ, ограничив проверку знаний выпускными контрольными работами. Остальных ждут 4 экзамена – 2 основных и два дополнительных.

ОГЭ пройдет в два этапа – досрочный и основной. Тем, кто не пройдет тестирование, придется пересдавать в первой половине сентября. Все санитарно-гигиенические нормы будут соблюдаться в обязательном порядке.

Тексты для итогового собеседования в 2022 году — как подготовиться

Выбор двух дополнительных испытаний зависит от склонности выпускника к определенным отраслям знаний и его выбора будущей профессии: гуманитарии могут выбрать иностранный язык и литературу, естественники – географию, химию, биологию, из точных наук предлагается информатика и физика, для общественников есть обществознание и история.

Статистика отмечает, что популярнее всего среди девятиклассников обществознание, в тройку лидеров входят биология и география. Это не означает, что таковы приоритеты для поступления в лицеи и колледжи или для дальнейшего развития. Просто предметы считаются относительно легкими. Естественная предрасположенность и интерес к определенной отрасли облегчат ребенку усвоение знаний и прохождение тестовых заданий в дополнительных предметах.

На ОГЭ по русскому языку у вас будет 3 часа 55 минут. За это время нужно выполнить 9 заданий:

  • написать сжатое изложение,
  • выполнить 7 заданий на анализ слов, предложений, текстов и
  • дать письменный развёрнутый ответ на основе текста.

На этом экзамене разрешается пользоваться орфографическим словарём.

В третьем задании вы сами решаете, о чём вам интереснее рассуждать. Оценивается аргументированный комментарий выпускника к цитате, фрагменту или понятию из текста. Вам нужно будет минимум в 70 словах объяснить своё понимание и отношение к предложенной теме. В этой работе особенно важно подобрать примеры-иллюстрации в поддержку своей позиции. Полный перечень критериев вы найдёте во второй части демоверсии на сайте ФИПИ. За эту часть можно заработать до 9 баллов.

Если смотреть глобально, то серьезных изменений в формате самой экзаменационной работы или же форм ее проведения не планируется.

Экзамен сохранит свою очную форму, будет проводиться в конце учебного года и станет одним из условий получения аттестата за 9 классов.

Какие изменения ждут в 2022 году при сдаче экзаменов?

Основные перемены коснутся структуры работы и критерий ее оценки. Задания все больше направлены на практические умения ученика и позволяют учащемуся думать и находить новые пути разрешения проблемных задач и вопросов.

Русский язык – обязательный экзамен, который должен сдать каждый девятиклассник. Сначала необходимо пройти устное собеседование. Это простая часть экзамена, по результатам которой школьник получает доступ к письменным заданиям. Сама по себе она несложная, но из-за волнения многие с ней не справляются. Письменный экзамен подразделяется на 3 части:

  1. Изложение. Школьник 2 раза слушает текст, затем переписывает его в сжатом виде. Цель изложения – написать в кратной форме прослушанный отрывок так, чтобы не потерять его суть.
  2. Тестовая работа. В этой части 7 заданий, на которые нужно дать краткий ответ. Ученику предстоит показать знания в области орфографии, лексики, пунктуации и синтаксиса.
  3. Сочинение-рассуждение. Школьник может взять 1 из 3 тем на выбор и написать краткое сочинение с элементами рассуждения.

Еще один обязательный экзамен для девятиклассников-математиков. Состоит он из двух основных разделов:

  1. Первая часть. Тестовая работа с кратким ответом. Всего 20 заданий.
  2. Вторая часть. 6 заданий, требующих развернутого ответа. Здесь могут встречаться задачи или уравнения.

Цель проведения ОГЭ – проверить знания ученика по алгебре и геометрии за 7-9 класс. Максимальный балл за все правильно выполненные задания – 31. Оценка формируется так:

  • оценка «2» (неудовлетворительно) – от 0 до 7 баллов;
  • оценка «3» (удовлетворительно) – от 8 до 14 баллов;
  • оценка «4» (хорошо) – от 15 до 21 балла;
  • оценка «5» (отлично) – от 22 баллов.

Испытательный экзамен считают пройденным, если ученику удалось получить оценку «3». Для зачисления на профильный факультет требуется набрать не менее 18 баллов.

Экзамен по обществознанию выбирает большинство школьников в качестве дополнительно вступительного испытания. Его считают одним из самых легких. Структура экзамена по обществознанию выглядит следующим образом:

  1. Первая часть. 25 заданий, требующих кратких ответов.
  2. Вторая часть. 6 вопросов, на которые необходимо дать расширенный ответ.

Экзамен по биологии, так же как и по другим предметам, состоит из 2 частей:

  1. Первая включает 24 задания. 16 вопросов – в виде тестов, где требуется выбрать 1 правильный ответ из 4 представленных. Еще 8 вопросов требуют расширенных ответов.
  2. Вторая часть – усложненная. Ученику необходимо решить практические задачи, сделать анализ таблицы и научного метода, ответить на вопросы.

Всего экзамен по биологии состоит из 29 заданий. Если школьник не совершит ни одной ошибки, то он заработает максимально возможный балл – 29. Оценивают знания по такой шкале:

  • оценка «2» (неудовлетворительно) – до 12 баллов;
  • оценка «3» (удовлетворительно) от 13 до 24 баллов;
  • оценка «4» (хорошо) – от 25 до 35 баллов;
  • оценка «5» (отлично) – от 36 баллов.

Максимальный балл, который можно набрать за идеальное выполнение всех заданий – 45. Для перехода в профильный класс необходимо, чтобы ученик заработал не менее 33.

Один из самых сложных предметов для сдачи ОГЭ – химия. Однако знания и, соответственно, хорошая оценка по нему необходима, если по окончанию 11 класса школьник желает поступить в медицинский ВУЗ. Экзамен для девятиклассника состоит из 2 этапов:

  1. Первая часть включает 19 заданий в виде теста, где необходимо дать краткий ответ.
  2. Вторая часть состоит из 5 усложненных заданий. В нее входят задачи, химические формулы и уравнения.

Оценочная шкала экзамена по химии выглядит следующим образом:

  • оценка «2» (неудовлетворительно) – от 0 до 9 баллов;
  • оценка «3» (удовлетворительно) – от 10 до 20 баллов;
  • оценка «4» (хорошо) от 21 до 30 баллов;
  • оценка «5» (отлично) – от 31 балла.

Экзамен считают пройденным, если ученику во время его выполнения удалось заработать хотя бы 10 баллов, а для зачисления в училище, лицей или колледж необходимо 27. Максимально возможный балл за все правильные ответы – 40.

Похожие записи:

Демоверсия ОГЭ по русскому языку 2022 от ФИПИ. 

ЗАДАНИЕ 1. ИЗЛОЖЕНИЕ

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. 
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. 
Объём изложения – не менее 70 слов. 
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. 

Текст для прослушивания 

Путевые заметки 

Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры, которая представляла главную цель моего путешествия по северным окраинам России. Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни. 

В одно из сёл я приехал в праздничный день, тёплый и ясный. На празднике было много народа, красиво расположившегося отдельными группами: тут медленно вёлся хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шёлковых платьях; там виднелись толпы парней с девушками, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперёд и назад, распевая громкие песни. Вдали чернели избы и стройными силуэтами поднимались верхушки старинных деревянных церквей. Казалось, вся картина жила одним временем, и стройный вид её перебивался только толпами весёлых детей, сновавших то в ту, то в другую сторону. 

Чем запомнился этот праздник? Скромность людей, их красивые лица, полные жизни, и молчаливые низкие поклоны придавали событию какую-то важность, во всём этом чувствовались сердечность, сдержанность и уважение друг к другу. 

(По В.В. Суслову) 179 слов  

ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. 

Прочитайте текст. 

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны. 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

1) появление стало (предложение 1) 
2) проблема возникновения жизни (предложение 2) 
3) следы жизни обнаружены (предложение 3) 
4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4) 
5) они безжизненны (предложение 5) 

ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца. 

ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. 

ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 
2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной 
форме этого прилагательного. 
3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. 
4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется. 
5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И. 

Прочтите текст и выполните задания 6-9. 

(1)На маленькой пристани уже набился народ. 

– (2)Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих. (3)Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы. 

– (7)Матвей Капитоныч, здравствуй! 

– (8)Отойдите, не мешайте! – вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала. (9)Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10)Маленький 

перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой. 

– (11)Эй! – покрикивал он. – (12)Садись с левого борта. (13)А ты, с котелком, – туда… (14)Тихо… (15)Без паники. 

(16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. (17)Послышался звук, похожий на отдалённый гром. (18)Лёгким гулом он прошёл по реке. (19)И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. (20)В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке. 

– (21)Мотенька, что это? 

– (22)Ну что! – сказал он, не поворачивая головы. – (23)Ничего особенного. (24)Зенитки. 

(25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. 

(26)Ничего не скажу – было страшно. (27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28)Передо мной сидел мальчик. (29)Ни на один миг он не оставил вёсел. (30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31)Неужели он не боится? – подумал я. – (32)Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?.. (33)А впрочем, он ещё маленький, – подумалось мне. – (34)Не понимает, что такое смерть». 

(35)Дела, которые привели меня на Каменный остров, отняли у меня часа полтора-два. (36)В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный дождь. (37)Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел. 

– (38)Да, да… – сказал он, вытирая платком лицо. – (39)К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40)Но что же поделаешь! (41)Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42)Вот как раз недели три тому 

назад тут перевозчика осколком убило. 

– (43)Как перевозчика? – сказал я. – (44)Где? (45)Какого? 

– (46)Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали. (47)Хороший человек был. (48)Сорок два года работал на перевозе. 

– (49)А сейчас там какой-то мальчик, – сказал я. 

– (50)Матвей Капитоныч! (51)Это сынишка перевозчика, который погиб. (52)Я отчётливо представил во всех подробностях, как это случилось. (53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает 

теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54)Как же он может? – подумал я. – (55)Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? (56)Как может он спокойно сидеть на скамейке, 

на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57)Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. 

(58)Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь он улыбался. (60)Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от 

залпов зенитных орудий».  (По Л. Пантелееву*) 

* Леонид Пантелеев (1908–1987) – русский советский писатель, журналист. 

Сочинения 9.3. 

  • Как вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ?
  • Какого человека можно считать смелым?

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера  ответов. 

1) События, описанные в тексте, происходили на Неве. 
2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди. 
3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией. 
4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика. 
5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить вёсла и спрятаться, и это все хорошо понимали. 

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи 
является эпитет. 
1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? 
2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. 
3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. 
4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. 
5) Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий. 

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). 
Выпишите один из этих синонимов. 

ЗАДАНИЕ 9. СОЧИНЕНИЕ

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке  ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Сочинение 9. 1 
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Граник Генриетты Григорьевны: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов». 
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было 
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

Сочинение 9.2 
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался». 
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. 
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

Сочинение 9.3 
Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать смелым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Теория ОГЭ 
  • РЕШАТЬ ВАРИАНТЫ ОГЭ 
  • Изложения ОГЭ с аудиозаписями
  • Примеры сочинений ОГЭ 

Автор:
Самый Зелёный
·

Сила духа — это способность человека достойно преодолевать трудности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам аргументы из литературы и из жизни для сочинения 9.3 на тему: Сила духа. Приятного просвещения!

Из литературы

Примеры из литературы для сочинения 9.3 на тему «Сила духа» всегда дадут основу для рассуждения:

  1. М.А. Шолохов, «Судьба человека». Главный герой рассказа отличается силой духа, ведь совершает храбрые поступки и рискует собой ради спасения Родины. Андрей, как и большинство из нас, не хотел воевать, не любил оружия, но когда долг перед отечеством позвал его на передовую, он пошел в рядах добровольцев. Соколов отважно воевал, но в состоянии контузии был взят в плен. Даже невыносимые условия лагерной жизни не сломили его. Он все выдержал, чтобы отстоять свою страну. Эти подвиги — наглядная демонстрация силы духа.
  2. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Сила духа человека проявляется в самых разных ситуациях. Например, Татьяна Ларина проявила это качество, когда поставила семью выше своих потребностей. Она отказала Евгению, чтобы сохранить верность мужу. «Но я другому отдана и буду век ему верна» — в этих словах ощущается напряжение воли. Героиня выиграла борьбу с самой собой, оставшись принципиальной и стойкой женщиной, несмотря на все соблазны.
  3. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Сила духа — это качество, которое необходимо человеку, чтобы остаться самим собой. В этом мы убеждаемся, глядя на Петра Гринева. Сохраняя верность своим принципам, он был вынужден напрячь волю и проявить смелость, упорство, решительность. Так, он даже под угрозой смертной казни не нарушил присягу и не переметнулся в стан врага. Выдержать такое давление и сделать нравственный выбор может только тот, кто обладает силой духа.
  4. А.П. Чехов, «Размазня». Для чего человеку нужна сила духа? На этот вопрос весьма красноречиво ответил Чехов в рассказе «Размазня». Главная героиня не может защитить свои законные права и потребовать заработанные деньги от начальника. А он нарочно пользуется ее бессловесностью и беззащитностью, все больше и больше обкрадывая гувернантку. В финале оказалось, что он всего лишь проверял Юлию и учил ее жизни. Он убедил ее, что нельзя вести себя так. Бессилие духа приводит личность к рабской зависимости от окружающих.
  5. И.А. Бунин, «Лапти». Сила духа проявляется в подвигах, за которые люди, богатые духовно, когда не требуют награды и признания. Именно таким был Нефед. Чтобы поддержать больного мальчика и принести ему красные лапти, о которых он так просил в бреду, слуга отправляется в город, когда на дворе свирепствует вьюга. Герой так и не вернулся из того пути. Его поступок свидетельствует о колоссальной внутренней силе, которая заслуживает уважения.
  6. Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Героини повести отличаются силой духа, ведь они пожертвовали собой ради спасения Родины. Женя, Рита, Соня, Галя и Лиза отправились на передовую, чтобы защитить родные края. Каждая из них понимала, что идет на риск, что может и не вернуться. Но девушки ставили патриотизм выше страха за собственную жизнь. Их выбор требует стойкости и волевого напряжения, которые и представляют собой силу духа.

Из жизни

Примеры из жизни для сочинения 9.3 тоже помогут в написании работы.

  1. Пример из личного опыта. Моя подруга проявила силу духа, когда ей пришлось взять на себя все заботы о маленьком брате. Мама попала в больницу, а папа не мог уйти с работы, и девочка сама стала опекать малыша: стирать, убирать, готовить, ухаживать за ним. При этом она не забрасывала учебу и успевала делать все. Вот такое волевое поведение в сложной ситуации я и считаю проявлением силы духа.
  2. Пример из кино. В фильме Дмитрия Дьяченко «Последний богатырь: Посланник тьмы» (2021 года) силу духа проявил Иван, когда боролся с тьмой внутри себя. Соблазн был велик: зло обещало ему власть и почет. Но Иван искоренил его в себе и поставил общие интересы выше эгоистических. Он одолел свои страхи и пороки, чтобы нести в мир только свет. Ради всеобщего блага он рискнул всем, что у него было. И в результате одержал верх над собой. Для этой борьбы он мобилизовал все силы.
  3. Пример из истории. Сила духа была главным качеством Михаила Ломоносова (1711 г., — 1765 г). Обычный крестьянский мальчик преодолел огромный путь, чтобы добраться до университета. Ему пришлось многому научиться, многое побороть, многих убедить, дабы стать ученым с мировым именем. Никто не помогал ему, никто не прокладывал ему дорогу к научной карьере. Он сам всего добился, а это невозможно без внутреннего стержня.
  4. Пример из СМИ. Я читал историю становления Коко Шанель (1883 г. — 1971 г.) и ее знаменитого на весь мир бренда. Ей пришлось многое пережить и вынести, чтобы создать свою модную империю. Сначала ее новаторство никто не принимал и не мог оценить. Но настойчивость, решимость и волевой характер не дали Шанель сдаться и опустить руки. Она боролась за свое место под солнцем и одержала верх, вновь и вновь улучшая свои коллекции и выслушивая критику. Сила духа помогла ей добиться успеха и признания.
  5. Пример из личного опыта. Мой друг обладает силой духа, ведь идет к своей цели, преодолевая лень, трудности и новые рубежи. Он мечтает стать музыкантом и упорно учится, чтобы создавать нечто уникальное и востребованное. Днями напролет он изучает новые программы, инструменты, звуковые эффекты. Он часто жертвует досугом и отдыхом, чтобы успеть больше. Его заразительная целеустремленность вдохновляет окружающих и меня в том числе. Я считаю, что его отношение к делу — это лучшая демонстрация силы духа.
  6. Пример из истории. Весьма поучительным является для нас пример советского летчика Г.Ф. Гастелло. Этот человек отличался настойчивостью и решительностью в бою. Он служил летчиком на трех войнах и всегда успешно выполнял задания. Железная воля пилота подчиняла себе машину и обстоятельства. Его последний бой закончился огненным тараном, когда летчик направил подбитый самолет прямо на вражеские эшелоны с оружием. Этот подвиг говорит о незаурядной силе духа, которой можно гордиться.

Метки: 9 классаргумент из жизниаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из жизнипример из литературысила духасочинение 9.3

Читайте также:

25 августа на сайте ФИПИ появились демоверсии, спецификации и кофидикаторы по предметам, которые выпускникам предстоит сдавать на ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году. Серьезные ли там изменения? 

ОГЭ-2022

Как пишут на сайте ФИПИ, «изменения в КИМ ОГЭ 2022 года относительно КИМ ОГЭ 2021 года отсутствуют». Это означает, что экзамены не изменились и в следующем году выпускникам дадут те же задания, что предлагали девятиклассникам в этом году. Напомним, что включают в себя КИМ по каждому из предметов.

Начнем с итогового собеседования по русскому языку, которое является допуском ко всем экзаменам и обычно проводится зимой или весной. Испытание состоит из четырех заданий: чтения текста вслух, пересказа прочитанного текста, беседы (описание фотографии, монолог на основе жизненного опыта или рассуждение по сформулированной проблеме — на выбор ученика) и диалога по теме предыдущего задания. На ответ, включая подготовку к нему, отводится 15–16 минут, все это время в аудитории ведется аудиозапись. За экзамен можно набрать максимум 20 баллов, для получения «зачета» нужно заработать половину — 10 баллов.

Письменная часть экзамена по русскому языку, которая, как и все ОГЭ, проходит в конце мая или в начале июня включает в себя сжатое изложение, семь заданий с кратким ответом и сочинение. На выполнение работы отводится 235 минут (3 часа 55 минут), максимальный возможный балл — 33.

В экзамене по математике выпускникам предложат 19 вопросов с кратким ответом и 6 задач, к которым нужно привести развернутое решение. При верном выполнении всех заданий можно получить 31 балл. На выполнение работы тоже отводится 235 минут.

Что касается других технических предметов, в экзамене по физике 25 заданий: 18 с кратким ответом и 7 — с развернутым. На выполнение работы дают 180 минут, максимальный возможный балл — 45. В ОГЭ по информатике всего 15 заданий, из них 12 — с кратким ответом. На решение отводится всего 150 минут, набрать можно 19 баллов.

Переходим к химии и биологии. В первом экзамене по-прежнему 24 задачи: 19 в первой части и 5 — во второй. На выполнение работы дается 180 минут, высший возможный балл — 40. На ОГЭ по биологии отводится столько же времени, хотя в этом испытании больше вопросов: 24 — с кратким ответом и 5 — с подробным. Зато чуть выше максимальный балл — 45. Экзамен по географии короче: в нем 30 заданий (27 в первой части против 3 — во второй), на выполнение которых у девятиклассников есть 150 минут. Максимальный возможный результат ниже, чем в ОГЭ по химии или биологии, — 31.

Что насчет гуманитарных предметов? В экзамене по истории 17 тестовых заданий и 7 — с пояснением. В них просят ответить на вопросы по историческому документу, назвать предпосылки или последствия определенного события, исправить фактические ошибки, подтвердить или опровергнуть приведенную точку зрения и ответить на вопросы по описанной исторической ситуации. На выполнение работы дадут 180 минут. Если сделать все идеально, можно получить 37 баллов. Так же будут оценивать отличные работы по обществознанию. Кстати, на выполнение ОГЭ по этому предмету отводится также 180 минут. Заданий столько же: 24. Правда, с кратким ответом — 16, с развернутым — 8. Они проверяют умение раскрывать термины, описывать социальные явления, отраженные на фотографии, продумывать поведение в определенной ситуации, анализировать статические данные, работать с текстом, выражать и аргументировать свое мнение.

Намного меньше вопросов в экзамене по литературе: из 12 заданий девятикласснику нужно сделать только 5. При этом на них приходится 235 минут и максимум 45 баллов.

Последний блок предметов — иностранные языки. В 2022 выпускники смогут выбрать один из четырех языков: английский, немецкий, французский или испанский. Каждый экзамен состоит из письменной (120 минут) и устной (15 минут) части. Максимальный возможный балл тоже одинаковый — 68, количество заданий — 38. 

О том, как подготовиться к ОГЭ и сдать их на высокие баллы, мы рассказываем здесь. 

1629972061

https://fipi.ru/o-nas/novosti/proyekty-kim-oge-2022-goda

ЕГЭ-2022

А вот КИМ экзаменов, которые предстоит сдавать одиннадцатиклассникам, изменились довольно серьезно. Правда, эксперты и преподаватели говорят, что это было ожидаемо, мол, давно пора. Теперь в ЕГЭ по литературе есть зарубежные произведения. О. Бальзак, О. Генри, Ч. Диккенс, А. Камю, О. Уайльд — это далеко не полный список. (Его ищите тут). В экзамене по профильной математике убрали простую текстовую задачу, диаграммы и графики, зато добавили усложненную теорию вероятности (10 задание). 

Изучить новые демоверсии, спецификации и кодификаторы вы можете здесь. А мы в ближайшее время расскажем в рубрике “Абитур” обо всех изменениях в структуре ЕГЭ-2022 и поделимся секретами сдачи экзаменов на 90+. 

Обновлено

Как правильно писать итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ по русскому языку

Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Читайте также:

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Как писать итоговое сочинение

Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.

На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.

Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):

  1. Вступление (2-3 предложения).
  2. Комментарий вступления (4–6 предложений).
  3. Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
  4. Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
  5. Заключение (75 слов/3–5 предложений).

Критерии оценивания итогового сочинения

Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.

1. Соответствие теме направления.

Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.

Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):

«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

Читайте также:

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

2. Аргументация с привлечением литературного материала.

Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

 3. Композиция и логика рассуждения.

Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

4. Качество письменной речи.

В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.  

Из документов ФИПИ:

«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

Читайте также:

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

5. Грамотность

«Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.

При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:

  • две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
  • первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
  • две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.

Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.

Из документов ФИПИ:

«Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».

Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.

Направления и темы итогового сочинения

Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.

Тема может выглядеть по-разному:

  • как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
  • как вопрос, на который нужно ответить.

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи 

Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»

Читайте также:

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):

  • Направление 1: «Забвению не подлежит»

Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?

  • Направление 2: «Я и другие».

Тема: «Что мешает доверию между людьми?»

  • Направление 3: «Время перемен».

Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»

  • Направление 4: «Разговор с собой».

Тема: «Почему люди обманывают себя?»

  • Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»

В чем заключается разница между направлением и темой?

Критерии сравнения Направления Темы
Когда становятся известны? В начале учебного года Во время экзамена
Вариативность Общие для всех регионов Разные комплекты для каждого часового пояса

Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.

Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ 

  1. Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
  2. Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
  3. Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
  4. Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
  5. Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
  6. Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
  7. Проверяем написанное сочинение на ошибки:
    • орфографию (ошибки в написании слов);
    • пунктуацию (знаки препинания);
    • фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
    • лексические повторы (речь);
    • остальные речевые ошибки;
    • грамматические ошибки;
  8. Переписываем сочинение на чистовик.

Читайте также:

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Структура итогового сочинения 

  1. Вступление и раскрытие темы направления. 

Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять). 

Например:

  • Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
  • Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
  • Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.

Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:

  • В виде вопроса:

«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»

  • В виде утверждения:

«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»

  • По ключевым словам темы:

«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»

  1. Аргументация с привлечением литературного материала. 

Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента. 

Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой. 

Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст. 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.

  1. Тезис.

Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.

Пример тезиса:

  • «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».

Читайте также:

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

  1. Логический переход.

Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.

В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.

Пример подводки:

  • «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
  1. Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.

Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.

В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.

Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!

Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:

  • конкретную ситуацию;
  • конфликт между героями;
  • взгляды героя;
  • характер героя и его поступки.

Клише к эпизодам:

  • «Автор повествует о…»;
  • «Автор описывает…»;
  • «Писатель обращает наше внимание на…»;
  • «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
  1. Микровывод.

Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.

Клише к микровыводу:

  • «Писатель считает, что…»;
  • «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
  • «Писатель подводит нас к мысли…»

Читайте также:

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):

  • Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
  1. Общий вывод

В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.

Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Пример итогового сочинения

Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?

«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.

Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.

Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.

Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.

Читайте также:

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.

Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы

  • Формулировка проблемы – 1 б.
  • Комментарий к проблеме – 6 б.
  • Позиция автора по проблеме – 1 б.
  • ​Отношение к позиции автора – 1 б.
  • Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
  • Речевое оформление – 2 б.
  • Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
  • Этика – 1 б.
  • Фактическая точность – 1 б.

Всего – 25 баллов.

В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.

Структура сочинения

  1. Вступление (опционально).
  2. Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
  3. Комментарий к проблеме:
    • пример из текста с пояснением 1;
    • пример из текста с пояснением 2;
    • связь между примерами.
  4. Позиция автора.
  5. Отношение к позиции автора и его обоснование.
  6. Заключение

Формулировка проблемы

  1. Проблема проходит через весь текст.  
  2. Разбираем только одну проблему, а не несколько.
  3. Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.

Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ

  1. Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
  2. Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.

Читайте также:

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:

  1. Пример из текста →
  2. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  3. Пример из текста →
  4. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  5. Указание на тип связи между примерами →
  6. Комментарий к связи между примерами.

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.

Проблема:

  • В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.

Комментарий:

  • Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.

Связка

В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.

Связка должна содержать:

  1. Отсылку к информации из первого примера.
  2. Отсылку к информации из второго примера.
  3. Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)

Читайте также:

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Позиция автора

В сочинении на ЕГЭ:

  • формулируем одновременно с проблемой;
  • отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
  • часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
    • не высказываем собственное мнение.

Как сформулировать позицию автора:

  • Автор считает…
  • Цитата из текста.

Объем – 1-2 предложения. 

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Отношение к позиции автора и его обоснование

  1. Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
  2. Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
  3. Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.

Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.

Вывод

  1. Пересказ первого абзаца сочинения.
  2. Ответ на вопросы, если они были поставлены.
  3. В нем не должно быть новой информации.
  4. Служит для закольцовывания текста.

Читайте также:

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)

Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.

В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.

Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.

Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.

По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.

С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.

Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.

Разница между сочинениями 

Критерии сравнения

Итоговое сочинение

Сочинение ЕГЭ

Время написания

3 часа 55 минут только на сочинение

3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий

Период написания

Декабрь

Июнь

Объем (минимум)

250 слов

150 слов

Тема направления

На выбор

Предоставленная в тексте

Аргументация

Из литературы

Из текста

Количество критериев оценивания работы

5

12

Читайте также:

Темы сочинений огэ по русскому языку 2022 фипи

Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.

Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.

  • Темы сочинений мертвые души 9 класс с планом
  • Темы сочинений огэ литература 2022
  • Темы сочинений по бедной лизе 9 класс список
  • Темы сочинений о любви 11 класс итоговое сочинение
  • Темы сочинений кому на руси жить хорошо 10 класса