Темы президентского сочинения 2022

Для 11-ти классников выпускников 2021 года выложены официальные темы 2021-20212 учебного года. итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года

Официальные (реальные) темы итогового сочинения 2021-2022 учебный годДля 11-ти классников (выпускников 2021 года) выложены официальные темы 2021-20212 учебного года. Итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года

Темы, аргументы и готовые сочинения по каждому направлению: Купить

Зона 1. Часовой пояс MSK UTC+2 (-1 час к Москве)
Калининградская область
111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?


Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Волгоградская область

110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309.Когда слово становится преступлением?
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?


Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве)
Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область

113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?


Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве)
Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?


Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве)
Омская обл

108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?


Зона 6. Часовой пояс MSK UTC+7 (+4 часа к Москве)
Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?


Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве)
Республика Бурятия, Иркутская область

112.О чём может рассказать дорожный дневник?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?


Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

106 Книга как путешествие в прошлое.
202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?


Зона 9. Часовой пояс MSK UTC+10 (+7 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский районы), Приморский и Хабаровский край, Еврейская автономная область

105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307.Что такое преступление против самого себя?
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?


Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область, Магаданская обл.

101 Как путешествия могут изменить человека?
212 Шаги цивилизации: обретения и потери.
305 Можно ли заставить человека раскаяться?
402 К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503 Является ли богатство необходимым условием счастья?


Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве)
Камчатский край, Чукотский автономный округ

102. В чём ценность путевых впечатлений?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502 . Что такое гражданский долг?

Готовые сочинения, темы и аргументы:

Итогового сочинение (темы, аргументы, готовые сочинения и литература)


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

Автор:
Самый Зелёный
·

Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:

  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Что человек ищет на своем жизненном пути?
  • Куда ведет жизненный путь человека?
  • Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
  • Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
  • Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
  • Дорога к счастью — какая она?
  • Можно ли идти к цели «по головам»?
  • Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
  • Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
  • Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
  • Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
  • Как не сбиться с жизненного курса?
  • Что означает фраза «сбился с пути»?
  • Что направляет человека на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
  • Какие качества необходимы для первооткрывателя?
  • Какие качества необходимы для путешественника?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как определить свой путь в жизни?
  • Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
  • Как не потерять свою дорогу в жизни?
  • Для чего люди путешествуют?
  • Как путешествовать, не выходя из дома?
  • Что мешает человеку двигаться вперед?

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:

  • Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
  • Что такое технический прогресс?
  • Как развитие технологий влияет на общество?
  • Как развитие технологий влияет на человека?
  • Как развитие технологий влияет на экологию?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
  • Почему люди отстают от цивилизации?
  • Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
  • Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
  • В чем заключается опасность технократии?
  • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
  • Для чего необходим прогресс?
  • В чем заключается личностное развитие?
  • Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
  • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
  • Почему обществу необходим прогресс?
  • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
  • Какие люди способны стать двигателями прогресса?

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:

  • Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
  • Может ли преступление иметь законное основание?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Какое преступление никак нельзя оправдать?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
  • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
  • Может ли преступление быть справедливым?
  • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
  • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
  • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
  • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
  • Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Почему люди становятся преступниками?
  • Что мешает человеку преступить закон?
  • Какое наказание для преступника является самым страшным?
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • Можно ли оправдать убийство человека?
  • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
  • Может ли преступник исправиться?
  • Как бороться с преступностью в обществе?
  • Какие преступления нельзя прощать?
  • Может ли справедливость быть жестокой?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Что толкает людей на преступления?

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):

  • С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Способно ли искусство врачевать душевные раны?
  • Магия классической музыки — в чем она заключается?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Что лучше: книга или фильм?
  • В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Может ли кино заменить литературу?
  • Может ли кино заменить театр?
  • В чем разница между спектаклем и фильмом?
  • Может ли творчество помочь человеку найти себя?
  • Чему учит читателя классическая литература?
  • Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
  • Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
  • Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Может ли чтение быть опасным?
  • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
  • Какие качества помогает воспитать в себе литература?
  • Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
  • Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
  • Верно ли, что музыка — это язык чувств?
  • Почему люди в 21 веке не перестают читать?
  • Могут ли новые технологии заменить искусство?
  • Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Зачем человек читает книги?

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
  • Кому на Руси жить плохо и почему?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
  • Как научиться ценить свою Родину?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?
  • Кто виноват в бедах русского человека?
  • Почему люди на Руси страдают?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает нам найти счастье на Руси?
  • Какого человека можно назвать патриотом?
  • Что объединяет нас в одну страну?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • В чем польза и опасность патриотизма? 
  • В чем польза и опасность критики России?
  • Какими качествами обладает русский человек?

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС

Читайте также:

Итоговое сочинение. Подборка тем к новым направлениям 2021-2022 учебного года, которые могут быть на реальном сочинении у 11 класса 1 декабря 2021 года.

Список тем сочинения направления человек путешествующий: дорога в жизни человека

(дорога реальная, воображаемая, книжная).

1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?
2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?
3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?
4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?
5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?
6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?
7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?
8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?
9. Как путешествия помогают познавать себя?
10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Список тем сочинения направления цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

1. Согласны ли вы с высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь могут давать вам ответы»?
2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?
3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?
4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно-технического прогресса?
5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?
7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?
9. Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?
10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?

Список тем направления преступление и Наказание – вечная тема

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?
2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?
3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?
4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?
5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?
6. Почему люди становятся преступниками?
7. Что сильнее: закон или совесть?
8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?
9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»
10. Легко ли всегда поступать по совести?

Список тем направления Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

1. Какое произведение искусства повлияло на вашу систему ценностей?
2. Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
3. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
4. Почему людям нравится смотреть фильмы?
5. Как вы понимаете высказывание В. Гюго: «Книги – это друзья, бесстрастные, но верные»?
6. Как искусство может изменить человека?
7. Согласны ли вы с высказыванием М. Лютера: «Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека»?
8. Справедливо ли мнение о том, что смотреть фильмы и читать книги – это значит жить чужой жизнью?
9. Может ли человечество существовать без искусства?
10. Как книга может помочь человеку понять свой внутренний мир?

Список тем направления кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина 

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?
3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности?
4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»?
6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?
7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?
9. Что значит честно служить Родине?
10. Может ли человек обрести счастье на чужбине?

Смотрите также на нашем сайте:

Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы

Работы СТАТГРАД по математике задания и ответы

Метки: ЕГЭ 2022итоговое сочинение 2021литература 11 класс

Написать сочинение – само по себе нелегкое задание. Это нужно правильно выстроить повествование, чтобы одно не наслаивалось на другое, соблюсти четкую структуру и прочее и прочее и прочее. Развивать этот навык поможет наш телеграм-канал, а группа со скидками поможет подобрать выгодные предложения.

А мы расскажем об особенностях написания экзаменационного сочинения, а также перечислим, какие основные темы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году ждут учащихся.

Темы президентского сочинения 2022

В чем сложность сочинения по русскому языку?

Во второй части заданий по русскому языку учащемуся предлагают написать развернутое сочинение на предложенную тему. Причем темы к сочинению по русскому языку во время ЕГЭ не будут известны заранее.

Но кроме незнания темы появляется сразу несколько других проблем при написании сочинения:

  1. Ученику сложно быстро (в течение экзамена) сформировать и аргументировать свое отношение к предложенной теме.
  2. У ученика сложности с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.).
  3. Проблемы с определением темы сочинения. В тексте может содержаться от 3 до 10 проблем, из которых нужно выбрать самую важную или даже описать все сразу.

Определить проблематику сочинения – самый субъективный момент. В тексте проблема может «витать в воздухе», быть второстепенной или всплыть неожиданно, но при составлении списка проблем ее могли не увидеть/забыть/осознанно не включить.

Самая частая трудность при написании сочинения во время ЕГЭ – невозможность сформулировать тему. Даже если ученик будет интуитивно чувствовать, в чем заключается проблема, его словарного запаса и опыта может не хватить, чтобы грамотно сформулировать ее. И тогда проверяющий, даже если уловит ход мысли школьника, не сможет оценить его на высокий балл.

Темы президентского сочинения 2022

Чтобы этого не произошло, изучайте темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 и более ранних лет. 

Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.

И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:

  • проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
  • проблемы отношений отцов и детей (поколений);
  • проблемы культуры и искусства;
  • проблемы чтения, языка и речи;
  • проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
  • проблемы войны, героизма и патриотизма;
  • проблемы экологии, природы, животного мира;
  • проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.

Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.

Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.

А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.

Возможные темы сочинений к ЕГЭ по русскому

Проблема Темы
Проблема человека и природы

Как деятельность человека влияет на природу?
Как нужно относиться природе?
Почему природа важна для человека?
Должен ли человек беречь природу?
Как природа влияет на человека?
Чем плохо потребительское отношение к природе?
Зависит ли человек от природы?
Почему человек часто не видит в природе прекрасного?
Как природа может вдохновить человека?
Как проявляется разрушающая сила природы?
Почему нужно жить в гармонии с природой?
В чем проявляется красота природы?

Проблема человека и животных

Почему человек должен заботиться о животных?
Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?
Как люди должны относиться к своим питомцам?
Все ли люди любят животных?
Почему человек так часто жесток по отношению к животным?
Что заставляет человека убивать животных?
Может ли животное быть полезно человеку?
Всегда ли человек разумнее животного?

Отношения в семье, детство

Как семья влияет на формирование личности ребенка?
Есть ли что-то сильнее материнской любви?
Как проявляется забота родителей о своих детях?
Почему родители строги с детьми?
Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?
Всегда ли материнская любовь идет во благо?
Как воспитание отражается на будущем человека?
Должны ли дети бросать своих родителей?
Какая атмосфера должна быть в семье?
Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?
Почему родители должны быть честны с детьми?
Почему случаются конфликты «отцов» и «детей»?
Что значат для человека детские воспоминания?
Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?

Красота и богатство русского языка

Что значит для человека родной язык?
Почему нужно беречь русский язык?
К чему приводит безответственное отношение к родному языку?
Как сохранить красоту русского языка?
Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?
В чем состоит богатство русского языка?

Школа, учителя, книги

Почему человеку важно получить хорошее образование?
Как школа участвует в формировании личности ребенка?
Чем важны школьные уроки?
Почему нужно помнить своих учителей?
Каждого ли учителя можно назвать хорошим?
Каким должен быть настоящий учитель?
Почему человек должен стремиться к знаниям?
Чем плохо нежелание учиться?
Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?
Почему человек должен читать книги?
Как книги влияют на мировоззрение человека?
Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

Внутренний мир, нравственные качества человека

О чем может сказать внешность человека?
Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?
В каких ситуациях проявляется характер человека?
Какие внутренние качества человека можно считать правильными?
Каков по-настоящему богатый внутренний мир?
Почему люди совершают безнравственные поступки?
Можно ли чем-то оправдать предательство?
Почему люди встают на путь духовной деградации?
Как проявляется малодушие?
Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?
К чему приводит человеческая жестокость?
Почему происходят внутриличностные конфликты?
Может ли нравственный человек изменить своим принципам?

Дружба

Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?
Почему происходят ссоры между друзьями?
Почему дружба не терпит предательства?
Какого человека можно назвать настоящим другом?
Могут ли друзья быть соперниками?

Любовь

Какова настоящая любовь?
Как нужно относиться к человеку, которого любишь?
Всегда ли любовь бывает счастливой?
Что может совершить человек во имя любви?
Чем опасна безответная любовь?
Все ли можно простить любимому человеку?

Социальные проблемы

Как нужно относиться к бедным?
Почему следует помогать бездомным?
Всегда ли можно доверять власти?
Как проявляется проблема чинопочитания?
Почему богатые могут управлять судьбами бедных?
Почему процветает преступность?
Можно ли чем-то оправдать воровство?
Что может сделать человека пьяницей?
Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?

Воспитание

Какого человека можно назвать воспитанным?
Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?
Почему человек должен быть отзывчивым?
Кто дает человеку воспитание?
Почему важно уважать окружающих?
Должен ли человек быть вежливым?

Искусство в жизни человека

Всегда ли талантливого человека замечают?
Что дает человеку искусство?
Как музыка влияет на человека?
Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?
Что значила для людей музыка в военное время?
Всегда ли гениальные люди живут счастливо?
За что люди любят искусство?
Как искусство помогает человеку?

Военное время

Почему в военное время героизм был обычным делом?
На что готовы люди, любящие свою Родину?
Какого человека можно назвать патриотом?
Как проявляется ложный патриотизм?
Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?
Почему война — горе для каждой семьи?
Почему мы должны помнить героев войны?
Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?

Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020

Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:

  • жизненные ценности
  • дружба
  • любовь
  • материнская любовь
  • доброта
  • взаимовыручка
  • выбор
  • нравственный выбор
  • настоящее искусство
  • драгоценные книги
  • неуверенность в себе
  • внутренний мир человека
  • счастье
  • сила духа

Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.

Наталья

Автор:
Наталья

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Итоговое сочинение 2021 - 2022. Темы

Итоговое сочинение 2021 — 2022. Темы

01.12.2021

Итоговое сочинение 2021 — 2022. Темы

Где узнать темы сочинений?
Вот здесь http://topic.ege.edu.ru/
Уже начинаем ждать темы Урала и средней полосы.

Пока мы имеем несколько наборов тем. Если вдруг кто никогда не видел карту страны, это Дальневосточный федеральный округ.

Начинаем собирать коллекцию этого учебного года.

Темы итогового сочинения по регионам

Калининградская область 

111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?

Астраханская область, Самарская область, Саратовская область, Удмуртская республика, Ульяновская область

113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?

ЦФО (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области), СЗФО (Ленинградская, Мурманская, Архангельская, Вологодская области Ненецкий авт. окр., Псковская область, республика Карелия, Республика Коми, Санкт-Петербург), ЮФО (Волгоградская область, Краснодарский край, республика Адыгея, республика Калмыкия, республика Крым, Севастополь), Кировская, Нижегородская, Пензенская области, республика Марий Эл, республика Мордовия, Чувашская республика, Ñ€ÐµÑÐ¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ° Татарстан, СКФО (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика)

110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309.Когда слово становится преступлением?
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Уральский Федеральный округ (Свердловская область, Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский авт.окр., Челябинская область, Ямало-Ненецкий авт.окр.), Оренбургская область, Пермский край, республика Башкортостан

104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?

Омская область

108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

Сахалин, Магадан

101.Как путешествия могут изменить человека?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?

Амурская область, Забайкальский край, Якутия

106.Книга как путешествие в прошлое.
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

ЕАО, Приморский край, Хабаровский край, некоторые р-ны Якутии

105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307.Что такое преступление против самого себя?
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

Камчатка, Чукотка

102.В чём ценность путевых впечатлений?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502.Что такое гражданский долг?

Бурятия и Иркутская область

112.О чём может рассказать дорожный дневник?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Алтай, Кемеровская область, Томская область, Красноярский край, Тыва и Хакасия.

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Темы итогового сочинения по направлениям

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

101.Как путешествия могут изменить человека?
102.В чём ценность путевых впечатлений?
104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106.Книга как путешествие в прошлое.
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111.Чем путешествие может обогатить человека?
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

Вопреки ожиданиям, почти все темы этого направления касаются путешествия, а не жизненного пути. Это неприятный сюрприз не только для тех, кто готовился к первому направлению, но и для всех остальных. Примеры к этим темам подобрать будет не так-то легко.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

Эти темы есть в нашей таблице по направлению. То ли нам удалось угадать, то ли составители тем всё-таки списывают :))) В любом случае темы ожидаемые и достаточно широкие, 202 и 212 прямо вторят самому направлению.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
309.Когда слово становится преступлением?
307.Что такое преступление против самого себя?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

Пока в этом наборе виден явный акцент на наказании, а не на преступлении. Вот всё, что было в скобках, надо было внимательно читать. Совесть и стыд, ответственность,
раскаяние и т.п.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

Ну, тут не книга (фильм, музыка, спектакль) про меня. Тут про то, что я думаю об этих произведениях и об искусстве вообще. Явно сполз акцент направления. То ли направление криво было сформулировано, то ли темы как-то сильно от него отступают. Посмотрим, какие ещё появятся формулировки, вечером обсудим.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

501.Что значит быть гражданином?
502.Что такое гражданский долг?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Хоть и и трудные, зато ожидаемые темы. Долг, нравственность, помощь людям.

  • Темы прошлого года итоговое сочинение
  • Темы сочинений 11 класс 2019 2020
  • Темы сочинение итоговое сочинение 2019 2020
  • Темы итогового сочинения свердловская область
  • Темы к итоговому сочинению по направлению человек путешествующий