Для 11-ти классников (выпускников 2021 года) выложены официальные темы 2021-20212 учебного года. Итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года
Темы, аргументы и готовые сочинения по каждому направлению: Купить
Зона 1. Часовой пояс MSK UTC+2 (-1 час к Москве)
Калининградская область
111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?
Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Волгоградская область
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309.Когда слово становится преступлением?
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве)
Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве)
Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа
104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве)
Омская обл
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
Зона 6. Часовой пояс MSK UTC+7 (+4 часа к Москве)
Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве)
Республика Бурятия, Иркутская область
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край
106 Книга как путешествие в прошлое.
202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
Зона 9. Часовой пояс MSK UTC+10 (+7 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский районы), Приморский и Хабаровский край, Еврейская автономная область
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307.Что такое преступление против самого себя?
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область, Магаданская обл.
101 Как путешествия могут изменить человека?
212 Шаги цивилизации: обретения и потери.
305 Можно ли заставить человека раскаяться?
402 К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503 Является ли богатство необходимым условием счастья?
Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве)
Камчатский край, Чукотский автономный округ
102. В чём ценность путевых впечатлений?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502 . Что такое гражданский долг?
Готовые сочинения, темы и аргументы:
Итогового сочинение (темы, аргументы, готовые сочинения и литература)
* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР
Поделиться:
Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Что человек ищет на своем жизненном пути?
- Куда ведет жизненный путь человека?
- Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
- Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
- Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
- Дорога к счастью — какая она?
- Можно ли идти к цели «по головам»?
- Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
- Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
- Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
- Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
- Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
- Как не сбиться с жизненного курса?
- Что означает фраза «сбился с пути»?
- Что направляет человека на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
- Какие качества необходимы для первооткрывателя?
- Какие качества необходимы для путешественника?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как определить свой путь в жизни?
- Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
- Как не потерять свою дорогу в жизни?
- Для чего люди путешествуют?
- Как путешествовать, не выходя из дома?
- Что мешает человеку двигаться вперед?
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:
- Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
- Что такое технический прогресс?
- Как развитие технологий влияет на общество?
- Как развитие технологий влияет на человека?
- Как развитие технологий влияет на экологию?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
- Почему люди отстают от цивилизации?
- Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
- Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
- В чем заключается опасность технократии?
- Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
- Для чего необходим прогресс?
- В чем заключается личностное развитие?
- Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
- Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
- Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
- Почему обществу необходим прогресс?
- Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
- Какие люди способны стать двигателями прогресса?
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:
- Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
- Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
- Может ли преступление иметь законное основание?
- Можно ли оправдать преступление?
- Какое преступление никак нельзя оправдать?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
- Месть — это преступление или восстановление справедливости?
- Может ли преступление быть справедливым?
- Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
- Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
- Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
- Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
- Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Почему люди становятся преступниками?
- Что мешает человеку преступить закон?
- Какое наказание для преступника является самым страшным?
- Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
- Можно ли оправдать убийство человека?
- Жестокость по отношению к животным — это преступление?
- Может ли преступник исправиться?
- Как бороться с преступностью в обществе?
- Какие преступления нельзя прощать?
- Может ли справедливость быть жестокой?
- Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
- Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Чувство вины — это хорошо или плохо?
- Что толкает людей на преступления?
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):
- С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Способно ли искусство врачевать душевные раны?
- Магия классической музыки — в чем она заключается?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Что лучше: книга или фильм?
- В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
- Как музыка влияет на людей?
- Может ли кино заменить литературу?
- Может ли кино заменить театр?
- В чем разница между спектаклем и фильмом?
- Может ли творчество помочь человеку найти себя?
- Чему учит читателя классическая литература?
- Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
- Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
- Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Может ли чтение быть опасным?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
- Какие качества помогает воспитать в себе литература?
- Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
- Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
- Верно ли, что музыка — это язык чувств?
- Почему люди в 21 веке не перестают читать?
- Могут ли новые технологии заменить искусство?
- Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
- Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
- Зачем человек слушает музыку?
- Зачем человек читает книги?
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?
- Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
- Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
- Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
- Кому на Руси жить плохо и почему?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
- Что значит «любить Родину»?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
- Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
- Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
- Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
- Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
- Как научиться ценить свою Родину?
- Как сделать Россию лучше?
- Чего не хватает на Руси для полного счастья?
- Кто виноват в бедах русского человека?
- Почему люди на Руси страдают?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает нам найти счастье на Руси?
- Какого человека можно назвать патриотом?
- Что объединяет нас в одну страну?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- В чем польза и опасность критики России?
- Какими качествами обладает русский человек?
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС
Читайте также:
Итоговое сочинение. Подборка тем к новым направлениям 2021-2022 учебного года, которые могут быть на реальном сочинении у 11 класса 1 декабря 2021 года.
Список тем сочинения направления человек путешествующий: дорога в жизни человека
(дорога реальная, воображаемая, книжная).
1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?
2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?
3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?
4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?
5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?
6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?
7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?
8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?
9. Как путешествия помогают познавать себя?
10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
Список тем сочинения направления цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
1. Согласны ли вы с высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь могут давать вам ответы»?
2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?
3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?
4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно-технического прогресса?
5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?
7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?
9. Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?
10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?
Список тем направления преступление и Наказание – вечная тема
(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?
2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?
3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?
4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?
5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?
6. Почему люди становятся преступниками?
7. Что сильнее: закон или совесть?
8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?
9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»
10. Легко ли всегда поступать по совести?
Список тем направления Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
1. Какое произведение искусства повлияло на вашу систему ценностей?
2. Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
3. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
4. Почему людям нравится смотреть фильмы?
5. Как вы понимаете высказывание В. Гюго: «Книги – это друзья, бесстрастные, но верные»?
6. Как искусство может изменить человека?
7. Согласны ли вы с высказыванием М. Лютера: «Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека»?
8. Справедливо ли мнение о том, что смотреть фильмы и читать книги – это значит жить чужой жизнью?
9. Может ли человечество существовать без искусства?
10. Как книга может помочь человеку понять свой внутренний мир?
Список тем направления кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?
3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности?
4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»?
6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?
7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?
9. Что значит честно служить Родине?
10. Может ли человек обрести счастье на чужбине?
Смотрите также на нашем сайте:
Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы
Работы СТАТГРАД по математике задания и ответы
Метки: ЕГЭ 2022итоговое сочинение 2021литература 11 класс
Написать сочинение – само по себе нелегкое задание. Это нужно правильно выстроить повествование, чтобы одно не наслаивалось на другое, соблюсти четкую структуру и прочее и прочее и прочее. Развивать этот навык поможет наш телеграм-канал, а группа со скидками поможет подобрать выгодные предложения.
А мы расскажем об особенностях написания экзаменационного сочинения, а также перечислим, какие основные темы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году ждут учащихся.
В чем сложность сочинения по русскому языку?
Во второй части заданий по русскому языку учащемуся предлагают написать развернутое сочинение на предложенную тему. Причем темы к сочинению по русскому языку во время ЕГЭ не будут известны заранее.
Но кроме незнания темы появляется сразу несколько других проблем при написании сочинения:
- Ученику сложно быстро (в течение экзамена) сформировать и аргументировать свое отношение к предложенной теме.
- У ученика сложности с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.).
- Проблемы с определением темы сочинения. В тексте может содержаться от 3 до 10 проблем, из которых нужно выбрать самую важную или даже описать все сразу.
Определить проблематику сочинения – самый субъективный момент. В тексте проблема может «витать в воздухе», быть второстепенной или всплыть неожиданно, но при составлении списка проблем ее могли не увидеть/забыть/осознанно не включить.
Самая частая трудность при написании сочинения во время ЕГЭ – невозможность сформулировать тему. Даже если ученик будет интуитивно чувствовать, в чем заключается проблема, его словарного запаса и опыта может не хватить, чтобы грамотно сформулировать ее. И тогда проверяющий, даже если уловит ход мысли школьника, не сможет оценить его на высокий балл.
Чтобы этого не произошло, изучайте темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 и более ранних лет.
Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.
И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:
- проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
- проблемы отношений отцов и детей (поколений);
- проблемы культуры и искусства;
- проблемы чтения, языка и речи;
- проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
- проблемы войны, героизма и патриотизма;
- проблемы экологии, природы, животного мира;
- проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.
Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.
Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.
А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.
Возможные темы сочинений к ЕГЭ по русскому
Проблема | Темы |
Проблема человека и природы | Как деятельность человека влияет на природу? |
Проблема человека и животных | Почему человек должен заботиться о животных? |
Отношения в семье, детство | Как семья влияет на формирование личности ребенка? |
Красота и богатство русского языка | Что значит для человека родной язык? |
Школа, учителя, книги | Почему человеку важно получить хорошее образование? |
Внутренний мир, нравственные качества человека | О чем может сказать внешность человека? |
Дружба | Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться? |
Любовь | Какова настоящая любовь? |
Социальные проблемы | Как нужно относиться к бедным? |
Воспитание | Какого человека можно назвать воспитанным? |
Искусство в жизни человека | Всегда ли талантливого человека замечают? |
Военное время | Почему в военное время героизм был обычным делом? |
Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020
Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:
- жизненные ценности
- дружба
- любовь
- материнская любовь
- доброта
- взаимовыручка
- выбор
- нравственный выбор
- настоящее искусство
- драгоценные книги
- неуверенность в себе
- внутренний мир человека
- счастье
- сила духа
Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.
Автор:
Наталья
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
ÐÑоговое ÑоÑинение 2021 — 2022. ТемÑ
01.12.2021
ÐÑоговое ÑоÑинение 2021 — 2022. ТемÑ
Ðде ÑзнаÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ ÑоÑинений?
ÐÐ¾Ñ Ð·Ð´ÐµÑÑ http://topic.ege.edu.ru/
Уже наÑинаем ждаÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð£Ñала и ÑÑедней полоÑÑ.
Ðока Ð¼Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÐ¼ неÑколÑко набоÑов Ñем. ÐÑли вдÑÑг кÑо никогда не видел каÑÑÑ ÑÑÑанÑ, ÑÑо ÐалÑневоÑÑоÑнÑй ÑедеÑалÑнÑй окÑÑг.
ÐаÑинаем ÑобиÑаÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑÐ¸Ñ ÑÑого ÑÑебного года.
Ð¢ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ Ñегионам
ÐалинингÑадÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
111.Чем пÑÑеÑеÑÑвие Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑиÑÑ Ñеловека?
205.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑели, ÑазмÑÑлÑÑ Ð¾ пÑÑÑÑ
ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑивилизаÑии, обÑаÑалиÑÑ Ðº анÑиÑÑопиÑм?
308.Ðожно ли ÑÑиÑаÑÑ Ð¼Ñки ÑовеÑÑи доÑÑаÑоÑнÑм наказанием за пÑеÑÑÑпление?
410.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое оÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑÑÑ Ðº ÑамопознаниÑ.
501.ЧÑо знаÑÐ¸Ñ Ð±ÑÑÑ Ð³Ñажданином?
ÐÑÑÑÐ°Ñ Ð°Ð½ÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, СамаÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, СаÑаÑовÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, УдмÑÑÑÑÐºÐ°Ñ ÑеÑпÑблика, УлÑÑновÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
113.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова Ð. Ð¥. ÐндеÑÑена: «ÐÑÑеÑеÑÑвоваÑÑ â знаÑÐ¸Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ»?
207.ÐÑÑÑ Ð»Ð¸ ÑÑо-Ñо в ÑеловеÑеÑкой жизни, ÑÑо невозможно замениÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ ÑеÑ
нологиÑми?
303.ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸ ÑовеÑÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ ÑилÑнее, Ñем ÑÑд?
404.ÐбÑзаÑелÑно к пÑоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ (пÑоÑлÑÑиваниÑ, пÑоÑмоÑÑÑ)!
509.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð°ÐºÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÑажданÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ?
ЦФР(ÐелгоÑодÑкаÑ, ÐÑÑнÑкаÑ, ÐладимиÑÑкаÑ, ÐоÑонежÑкаÑ, ÐвановÑкаÑ, ÐалÑжÑкаÑ, ÐоÑÑÑомÑкаÑ, ÐÑÑÑкаÑ, ÐипеÑкаÑ, ÐоÑковÑкаÑ, ÐÑловÑкаÑ, Ð ÑзанÑкаÑ, СмоленÑкаÑ, ТамбовÑкаÑ, ТвеÑÑкаÑ, ТÑлÑÑкаÑ, ЯÑоÑлавÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑи), СÐФР(ÐенингÑадÑкаÑ, ÐÑÑманÑкаÑ, ÐÑÑ Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»ÑÑкаÑ, ÐологодÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑи ÐенеÑкий авÑ. окÑ., ÐÑковÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÑеÑпÑблика ÐаÑелиÑ, РеÑпÑблика Ðоми, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг), ЮФР(ÐолгогÑадÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐÑаÑнодаÑÑкий кÑай, ÑеÑпÑблика ÐдÑгеÑ, ÑеÑпÑблика ÐалмÑкиÑ, ÑеÑпÑблика ÐÑÑм, СеваÑÑополÑ), ÐиÑовÑкаÑ, ÐижегоÑодÑкаÑ, ÐензенÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑи, ÑеÑпÑблика ÐаÑий Ðл, ÑеÑпÑблика ÐоÑдовиÑ, ЧÑваÑÑÐºÐ°Ñ ÑеÑпÑблика, ÑеÑпÑблика ТаÑаÑÑÑан, СÐФР(ÐабаÑдино-ÐалкаÑÑÐºÐ°Ñ Ð ÐµÑпÑблика, ÐаÑаÑаево-ЧеÑкеÑÑÐºÐ°Ñ Ð ÐµÑпÑблика, РеÑпÑблика ÐагеÑÑан, РеÑпÑблика ÐнгÑÑеÑиÑ, РеÑпÑблика СевеÑÐ½Ð°Ñ ÐÑеÑиÑ-ÐланиÑ, СÑавÑополÑÑкий кÑай, ЧеÑенÑÐºÐ°Ñ Ð ÐµÑпÑблика)
110.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð»Ñдей пÑÐ¸Ð²Ð»ÐµÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑемени?
213.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñо Ñловами Ð.Ð. ÐознеÑенÑкого: «ÐÑе пÑогÑеÑÑÑ ÑеакÑионнÑ, еÑли ÑÑÑиÑÑÑ Ñеловек»?
309.Ðогда Ñлово ÑÑановиÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплением?
407.ÐÑоизведение какого пиÑаÑÐµÐ»Ñ (композиÑоÑа, ÑежиÑÑÑÑа) Ñ Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ñекомендовал Ñвоим дÑÑзÑÑм?
505.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ?
УÑалÑÑкий ФедеÑалÑнÑй окÑÑг (СвеÑдловÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐÑÑганÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ТÑменÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ХанÑÑ-ÐанÑийÑкий авÑ.окÑ., ЧелÑбинÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, Ямало-ÐенеÑкий авÑ.окÑ.), ÐÑенбÑÑгÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐеÑмÑкий кÑай, ÑеÑпÑблика ÐаÑкоÑÑоÑÑан
104.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе ÑÑвеÑждение: ÑоÑ, кÑо ÑеÑпеливо гоÑовиÑÑÑ Ð² пÑÑÑ, непÑеменно пÑиÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº Ñели?
206.Ðогда можно говоÑиÑÑ Ð¾ ÑазÑмном иÑполÑзовании доÑÑижений ÑивилизаÑии?
310.ÐÐ°Ñ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ Ð¤.Ð. ÐоÑÑоевÑкого: «Ðе загладиÑÑÑ Ð»Ð¸ одно, кÑоÑеÑное пÑеÑÑÑпленÑиÑе ÑÑÑÑÑами добÑÑÑ
дел?»
405.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) близко Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð½ÑÑÑÐµÐ½Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ?
508.Ðожно ли найÑи ÑÑаÑÑÑе в Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ Ð½ÐµÑÑаÑÑнÑм?
ÐмÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
108.С кем из лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ
геÑоев ÐÑ Ð±Ñ Ð¾ÑпÑавилиÑÑ Ð² пÑÑеÑеÑÑвие?
210.Ðакие возможноÑÑи Ñеловека ÑаÑÑиÑÑÐµÑ ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ?
301.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ внеÑние обÑÑоÑÑелÑÑÑва ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ñавданием пÑеÑÑÑплениÑ?
409.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾.
510.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ ÑÑвеÑждением Ð.Ð. ÐелинÑкого: «ÐÑо не пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ, ÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð¸ ÑеловеÑеÑÑвÑ»?
Ð¡Ð°Ñ Ð°Ð»Ð¸Ð½, Ðагадан
101.Ðак пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ñеловека?
212.Шаги ÑивилизаÑии: обÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ поÑеÑи.
305.Ðожно ли заÑÑавиÑÑ Ñеловека ÑаÑкаÑÑÑÑÑ?
402.Ð ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ (лиÑеÑаÑÑÑномÑ, мÑзÑкалÑномÑ, ÑеаÑÑалÑномÑ, кинемаÑогÑаÑиÑеÑкомÑ) Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑаÑаÑÑÑ Ñнова и Ñнова?
503.ЯвлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ богаÑÑÑво необÑ
одимÑм ÑÑловием ÑÑаÑÑÑÑ?
ÐмÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐабайкалÑÑкий кÑай, ЯкÑÑиÑ
106.Ðнига как пÑÑеÑеÑÑвие в пÑоÑлое.
202.Ð ÑÑм ÐÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñе полÑÐ·Ñ Ð¸ вÑед ÑеÑ
нологиÑеÑкого пÑогÑеÑÑа?
306.ÐаÑлÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð»Ð¸ пÑеÑÑÑпник ÑоÑÑвÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ поÑемÑ?
412.ÐÑиобÑаÑÑÑ Ðº кÑлÑÑÑÑе (ÑиÑаÑ, или ÑмоÑÑÑ, или ÑлÑÑаÑ), лÑÑÑе познаÑÑÑ Ð¼Ð¸Ñ…
507.Ðожно ли бÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм, когда вокÑÑг неÑÑаÑÑнÑе?
ÐÐÐ, ÐÑимоÑÑкий кÑай, ХабаÑовÑкий кÑай, некоÑоÑÑе Ñ-Ð½Ñ Ð¯ÐºÑÑии
105.Ðакие пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд на Ñеловека?
201.Ðеизбежен ли конÑÐ»Ð¸ÐºÑ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ ÑивилизаÑии?
307.ЧÑо Ñакое пÑеÑÑÑпление пÑоÑив Ñамого ÑебÑ?
413.Ðои лиÑнÑе оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð² миÑе кÑлÑÑÑÑÑ (ÑазмÑÑление о книге, или мÑзÑке, или ÑилÑме, или ÑпекÑакле).
511.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¤. ÐÑкандеÑа: «У Ñеловека еÑÑÑ ÐµÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° возможноÑÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм â ÑÑо Ñмение ÑадоваÑÑÑÑ ÑÑÐ¶Ð¾Ð¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ»?
ÐамÑаÑка, ЧÑкоÑка
102.Ð ÑÑм ÑенноÑÑÑ Ð¿ÑÑевÑÑ
впеÑаÑлений?
204.Ðолжен ли ÑÑÑнÑй дÑмаÑÑ Ð¾ поÑледÑÑвиÑÑ
ÑвоиÑ
оÑкÑÑÑий?
312.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ Ð²ÑÑказÑванием ÐолÑÑеÑа: «ТолÑко ÑлабÑе ÑовеÑÑаÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплениÑ: ÑилÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ ÑÑаÑÑÐ»Ð¸Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½Ð¸ не нÑжнÑ»?
411.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) даÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑÑий пÑоÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾ÐµÐ¹ ÑанÑазии?
502.ЧÑо Ñакое гÑажданÑкий долг?
ÐÑÑÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÐÑкÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
112.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑаÑÑказаÑÑ Ð´Ð¾ÑожнÑй дневник?
203.ÐÑегда ли можно ÑÑиÑаÑÑ Ð¿ÑогÑеÑÑом ÑазвиÑие ÑеÑ
нологий?
311.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова ЦиÑеÑона: «ÐелиÑайÑее пооÑÑение пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ â безнаказанноÑÑÑ»?
408.СпоÑобно ли Ñвление кÑлÑÑÑÑÑ (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) измениÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»ÑÐ´Ñ Ñеловека на жизнÑ?
513.Ðа какиÑ
пÑимеÑаÑ
можно воÑпиÑаÑÑ Ð´Ð¾ÑÑойнÑÑ
гÑаждан?
ÐлÑай, ÐемеÑовÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ТомÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐÑаÑноÑÑÑкий кÑай, ТÑва и ХакаÑиÑ.
109.СвидеÑелем какого иÑÑоÑиÑеÑкого ÑобÑÑÐ¸Ñ ÐÑ Ð±Ñ Ñ
оÑели оказаÑÑÑÑ, пÑÑеÑеÑÑвÑÑ Ð²Ð¾ вÑемени?
208.ÐÑ Ñего пÑедоÑÑеÑегаÑÑ ÑеловеÑеÑÑво анÑиÑÑопии?
302.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ благие намеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑивеÑÑи к пÑеÑÑÑпнÑм деÑниÑм?
406.Ðид иÑкÑÑÑÑва (лиÑеÑаÑÑÑа, мÑзÑка, ÑеаÑÑ, кино), коÑоÑÑй оÑобенно пÑивлекаÑелен Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ.
504.Ðозможно ли обÑеÑÑво, в коÑоÑом вÑе ÑÑаÑÑливÑ?
Ð¢ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ напÑавлениÑм
1. Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека (доÑога ÑеалÑнаÑ, вообÑажаемаÑ, книжнаÑ).
101.Ðак пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ñеловека?
102.Ð ÑÑм ÑенноÑÑÑ Ð¿ÑÑевÑÑ
впеÑаÑлений?
104.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе ÑÑвеÑждение: ÑоÑ, кÑо ÑеÑпеливо гоÑовиÑÑÑ Ð² пÑÑÑ, непÑеменно пÑиÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº Ñели?
105.Ðакие пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд на Ñеловека?
106.Ðнига как пÑÑеÑеÑÑвие в пÑоÑлое.
108.С кем из лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ
геÑоев ÐÑ Ð±Ñ Ð¾ÑпÑавилиÑÑ Ð² пÑÑеÑеÑÑвие?
109.СвидеÑелем какого иÑÑоÑиÑеÑкого ÑобÑÑÐ¸Ñ ÐÑ Ð±Ñ Ñ
оÑели оказаÑÑÑÑ, пÑÑеÑеÑÑвÑÑ Ð²Ð¾ вÑемени?
110.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð»Ñдей пÑÐ¸Ð²Ð»ÐµÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑемени?
111.Чем пÑÑеÑеÑÑвие Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑиÑÑ Ñеловека?
112.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑаÑÑказаÑÑ Ð´Ð¾ÑожнÑй дневник?
113.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова Ð. Ð¥. ÐндеÑÑена: «ÐÑÑеÑеÑÑвоваÑÑ â знаÑÐ¸Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ»?
ÐопÑеки ожиданиÑм, поÑÑи вÑе ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑого напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑвиÑ, а не жизненного пÑÑи. ÐÑо непÑиÑÑнÑй ÑÑÑпÑиз не ÑолÑко Ð´Ð»Ñ ÑÐµÑ , кÑо гоÑовилÑÑ Ðº пеÑÐ²Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ, но и Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð¾ÑÑалÑнÑÑ . ÐÑимеÑÑ Ðº ÑÑим Ñемам подобÑаÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð½Ðµ Ñак-Ñо легко.
2. ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ? (доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑиÑки ÑивилизаÑии, Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¸ ÑÑÑÐ°Ñ Ð¸, Ñ Ð½ÐµÐ¹ ÑвÑзаннÑе).
201.Ðеизбежен ли конÑÐ»Ð¸ÐºÑ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ ÑивилизаÑии?
202.Ð ÑÑм ÐÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñе полÑÐ·Ñ Ð¸ вÑед ÑеÑ
нологиÑеÑкого пÑогÑеÑÑа?
203.ÐÑегда ли можно ÑÑиÑаÑÑ Ð¿ÑогÑеÑÑом ÑазвиÑие ÑеÑ
нологий?
204.Ðолжен ли ÑÑÑнÑй дÑмаÑÑ Ð¾ поÑледÑÑвиÑÑ
ÑвоиÑ
оÑкÑÑÑий?
205.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑели, ÑазмÑÑлÑÑ Ð¾ пÑÑÑÑ
ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑивилизаÑии, обÑаÑалиÑÑ Ðº анÑиÑÑопиÑм?
206.Ðогда можно говоÑиÑÑ Ð¾ ÑазÑмном иÑполÑзовании доÑÑижений ÑивилизаÑии?
207.ÐÑÑÑ Ð»Ð¸ ÑÑо-Ñо в ÑеловеÑеÑкой жизни, ÑÑо невозможно замениÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ ÑеÑ
нологиÑми?
208.ÐÑ Ñего пÑедоÑÑеÑегаÑÑ ÑеловеÑеÑÑво анÑиÑÑопии?
210.Ðакие возможноÑÑи Ñеловека ÑаÑÑиÑÑÐµÑ ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ?
212.Шаги ÑивилизаÑии: обÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ поÑеÑи.
213.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñо Ñловами Ð.Ð. ÐознеÑенÑкого: «ÐÑе пÑогÑеÑÑÑ ÑеакÑионнÑ, еÑли ÑÑÑиÑÑÑ Ñеловек»?
ÐÑи ÑÐµÐ¼Ñ ÐµÑÑÑ Ð² наÑей ÑаблиÑе по напÑавлениÑ. То ли нам ÑдалоÑÑ ÑгадаÑÑ, Ñо ли ÑоÑÑавиÑели Ñем вÑÑ-Ñаки ÑпиÑÑваÑÑ :))) РлÑбом ÑлÑÑае ÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°ÐµÐ¼Ñе и доÑÑаÑоÑно ÑиÑокие, 202 и 212 пÑÑмо вÑоÑÑÑ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ.
3. ÐÑеÑÑÑпление и наказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема (пÑеÑÑÑпление и наказание как Ñвление ÑоÑиалÑное и нÑавÑÑвенное, ÑовеÑÑÑ Ð¸ ÑÑÑд, оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ, ÑаÑкаÑние).
301.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ внеÑние обÑÑоÑÑелÑÑÑва ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ñавданием пÑеÑÑÑплениÑ?
302.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ благие намеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑивеÑÑи к пÑеÑÑÑпнÑм деÑниÑм?
303.ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸ ÑовеÑÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ ÑилÑнее, Ñем ÑÑд?
305.Ðожно ли заÑÑавиÑÑ Ñеловека ÑаÑкаÑÑÑÑÑ?
306.ÐаÑлÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð»Ð¸ пÑеÑÑÑпник ÑоÑÑвÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ поÑемÑ?
309.Ðогда Ñлово ÑÑановиÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплением?
307.ЧÑо Ñакое пÑеÑÑÑпление пÑоÑив Ñамого ÑебÑ?
308.Ðожно ли ÑÑиÑаÑÑ Ð¼Ñки ÑовеÑÑи доÑÑаÑоÑнÑм наказанием за пÑеÑÑÑпление?
310.ÐÐ°Ñ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ Ð¤.Ð. ÐоÑÑоевÑкого: «Ðе загладиÑÑÑ Ð»Ð¸ одно, кÑоÑеÑное пÑеÑÑÑпленÑиÑе ÑÑÑÑÑами добÑÑÑ
дел?»
311.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова ЦиÑеÑона: «ÐелиÑайÑее пооÑÑение пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ â безнаказанноÑÑÑ»?
312.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ Ð²ÑÑказÑванием ÐолÑÑеÑа: «ТолÑко ÑлабÑе ÑовеÑÑаÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплениÑ: ÑилÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ ÑÑаÑÑÐ»Ð¸Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½Ð¸ не нÑжнÑ»?
Ðока в ÑÑом набоÑе виден ÑвнÑй акÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð° наказании, а не на пÑеÑÑÑплении. ÐÐ¾Ñ Ð²ÑÑ, ÑÑо бÑло в ÑкобкаÑ
, надо бÑло внимаÑелÑно ÑиÑаÑÑ. СовеÑÑÑ Ð¸ ÑÑÑд, оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ,
ÑаÑкаÑние и Ñ.п.
4. Ðнига (мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ, ÑилÑм) â пÑо Ð¼ÐµÐ½Ñ (вÑÑказÑвание о ÑекÑÑе, коÑоÑÑй пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑно важнÑм Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð½Ð°Ð´ÑаÑиклаÑÑника).
402.Ð ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ (лиÑеÑаÑÑÑномÑ, мÑзÑкалÑномÑ, ÑеаÑÑалÑномÑ, кинемаÑогÑаÑиÑеÑкомÑ) Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑаÑаÑÑÑ Ñнова и Ñнова?
404.ÐбÑзаÑелÑно к пÑоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ (пÑоÑлÑÑиваниÑ, пÑоÑмоÑÑÑ)!
405.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) близко Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð½ÑÑÑÐµÐ½Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ?
406.Ðид иÑкÑÑÑÑва (лиÑеÑаÑÑÑа, мÑзÑка, ÑеаÑÑ, кино), коÑоÑÑй оÑобенно пÑивлекаÑелен Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ.
407.ÐÑоизведение какого пиÑаÑÐµÐ»Ñ (композиÑоÑа, ÑежиÑÑÑÑа) Ñ Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ñекомендовал Ñвоим дÑÑзÑÑм?
408.СпоÑобно ли Ñвление кÑлÑÑÑÑÑ (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) измениÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»ÑÐ´Ñ Ñеловека на жизнÑ?
409.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾.
410.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое оÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑÑÑ Ðº ÑамопознаниÑ.
411.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) даÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑÑий пÑоÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾ÐµÐ¹ ÑанÑазии?
412.ÐÑиобÑаÑÑÑ Ðº кÑлÑÑÑÑе (ÑиÑаÑ, или ÑмоÑÑÑ, или ÑлÑÑаÑ), лÑÑÑе познаÑÑÑ Ð¼Ð¸Ñ…
413.Ðои лиÑнÑе оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð² миÑе кÑлÑÑÑÑÑ (ÑазмÑÑление о книге, или мÑзÑке, или ÑилÑме, или ÑпекÑакле).
ÐÑ, ÑÑÑ Ð½Ðµ книга (ÑилÑм, мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ) пÑо менÑ. ТÑÑ Ð¿Ñо Ñо, ÑÑо Ñ Ð´ÑÐ¼Ð°Ñ Ð¾Ð± ÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоизведениÑÑ Ð¸ об иÑкÑÑÑÑве вообÑе. Явно Ñполз акÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ. То ли напÑавление кÑиво бÑло ÑÑоÑмÑлиÑовано, Ñо ли ÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº-Ñо ÑилÑно Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ оÑÑÑÑпаÑÑ. ÐоÑмоÑÑим, какие еÑÑ Ð¿Ð¾ÑвÑÑÑÑ ÑоÑмÑлиÑовки, веÑеÑом обÑÑдим.
5. ÐÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð° Ð ÑÑи жиÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑо? â вопÑÐ¾Ñ Ð³Ñажданина (ÑоÑиалÑнÑе поÑоки и обÑеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑпÑаведливоÑÑÑ, поиÑк пÑÑей помоÑи Ñем, ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÑÑдно, пÑÑей ÑовеÑÑенÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва и гоÑÑдаÑÑÑва).
501.ЧÑо знаÑÐ¸Ñ Ð±ÑÑÑ Ð³Ñажданином?
502.ЧÑо Ñакое гÑажданÑкий долг?
503.ЯвлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ богаÑÑÑво необÑ
одимÑм ÑÑловием ÑÑаÑÑÑÑ?
504.Ðозможно ли обÑеÑÑво, в коÑоÑом вÑе ÑÑаÑÑливÑ?
505.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ?
507.Ðожно ли бÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм, когда вокÑÑг неÑÑаÑÑнÑе?
508.Ðожно ли найÑи ÑÑаÑÑÑе в Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ Ð½ÐµÑÑаÑÑнÑм?
509.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð°ÐºÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÑажданÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ?
510.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ ÑÑвеÑждением Ð.Ð. ÐелинÑкого: «ÐÑо не пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ, ÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð¸ ÑеловеÑеÑÑвÑ»?
511.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¤. ÐÑкандеÑа: «У Ñеловека еÑÑÑ ÐµÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° возможноÑÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм â ÑÑо Ñмение ÑадоваÑÑÑÑ ÑÑÐ¶Ð¾Ð¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ»?
513.Ðа какиÑ
пÑимеÑаÑ
можно воÑпиÑаÑÑ Ð´Ð¾ÑÑойнÑÑ
гÑаждан?
ХоÑÑ Ð¸ и ÑÑÑднÑе, заÑо ожидаемÑе ÑемÑ. Ðолг, нÑавÑÑвенноÑÑÑ, помоÑÑ Ð»ÑдÑм.