Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021-2022 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Информация официального сайта ФИПИ
URL: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021-2022 учебного года
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Информация об открытых направлениях тем итогового сочинения в 2021-2022 учебном году также размещена на официальном портале Администрации города Екатеринбурга в разделе «Актуальные вопросы по ЕГЭ, ОГЭ» (http://екатеринбург.рф/жителям/образование/егэ/актуальные-вопросы-по-егэ-оге).
Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.
Итоговое сочинение 2022
Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.
Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.
ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:
- 1 декабря 2021 года – основной поток;
- 2 февраля 2021 года – первый резерв;
- 4 мая 2022 года – второй резерв.
Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ
Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:
- Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
- Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
- Учащийся получил «незачет».
Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.
Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году
Направления и темы 2022 года
Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.
Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.
В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Преступление и наказание — вечная тема
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Критерии оценивания
Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).
К работе предъявляются два основных требования:
- Требование №1. «Объём итогового сочинения»
- Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Читайте также: Акция «Елка желаний» 2022: как пройти регистрацию и подать заявку? Заполнение анкеты на официальном
Источник 2022-god.com
5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.
→ Направления ИС.
→ Примерные темы.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.
Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.
Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.
В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться
придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.
Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.
Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.
В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Почему люди становятся преступниками?
Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.
Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог
воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.
Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.
Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,
провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.
Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.
Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.
Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.
Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё
предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.
Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.
ÐÑоговое ÑоÑинение 2021 — 2022. ТемÑ
01.12.2021
ÐÑоговое ÑоÑинение 2021 — 2022. ТемÑ
Ðде ÑзнаÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ ÑоÑинений?
ÐÐ¾Ñ Ð·Ð´ÐµÑÑ http://topic.ege.edu.ru/
Уже наÑинаем ждаÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð£Ñала и ÑÑедней полоÑÑ.
Ðока Ð¼Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÐ¼ неÑколÑко набоÑов Ñем. ÐÑли вдÑÑг кÑо никогда не видел каÑÑÑ ÑÑÑанÑ, ÑÑо ÐалÑневоÑÑоÑнÑй ÑедеÑалÑнÑй окÑÑг.
ÐаÑинаем ÑобиÑаÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑÐ¸Ñ ÑÑого ÑÑебного года.
Ð¢ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ Ñегионам
ÐалинингÑадÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
111.Чем пÑÑеÑеÑÑвие Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑиÑÑ Ñеловека?
205.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑели, ÑазмÑÑлÑÑ Ð¾ пÑÑÑÑ
ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑивилизаÑии, обÑаÑалиÑÑ Ðº анÑиÑÑопиÑм?
308.Ðожно ли ÑÑиÑаÑÑ Ð¼Ñки ÑовеÑÑи доÑÑаÑоÑнÑм наказанием за пÑеÑÑÑпление?
410.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое оÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑÑÑ Ðº ÑамопознаниÑ.
501.ЧÑо знаÑÐ¸Ñ Ð±ÑÑÑ Ð³Ñажданином?
ÐÑÑÑÐ°Ñ Ð°Ð½ÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, СамаÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, СаÑаÑовÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, УдмÑÑÑÑÐºÐ°Ñ ÑеÑпÑблика, УлÑÑновÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
113.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова Ð. Ð¥. ÐндеÑÑена: «ÐÑÑеÑеÑÑвоваÑÑ â знаÑÐ¸Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ»?
207.ÐÑÑÑ Ð»Ð¸ ÑÑо-Ñо в ÑеловеÑеÑкой жизни, ÑÑо невозможно замениÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ ÑеÑ
нологиÑми?
303.ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸ ÑовеÑÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ ÑилÑнее, Ñем ÑÑд?
404.ÐбÑзаÑелÑно к пÑоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ (пÑоÑлÑÑиваниÑ, пÑоÑмоÑÑÑ)!
509.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð°ÐºÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÑажданÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ?
ЦФР(ÐелгоÑодÑкаÑ, ÐÑÑнÑкаÑ, ÐладимиÑÑкаÑ, ÐоÑонежÑкаÑ, ÐвановÑкаÑ, ÐалÑжÑкаÑ, ÐоÑÑÑомÑкаÑ, ÐÑÑÑкаÑ, ÐипеÑкаÑ, ÐоÑковÑкаÑ, ÐÑловÑкаÑ, Ð ÑзанÑкаÑ, СмоленÑкаÑ, ТамбовÑкаÑ, ТвеÑÑкаÑ, ТÑлÑÑкаÑ, ЯÑоÑлавÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑи), СÐФР(ÐенингÑадÑкаÑ, ÐÑÑманÑкаÑ, ÐÑÑ Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»ÑÑкаÑ, ÐологодÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑи ÐенеÑкий авÑ. окÑ., ÐÑковÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÑеÑпÑблика ÐаÑелиÑ, РеÑпÑблика Ðоми, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг), ЮФР(ÐолгогÑадÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐÑаÑнодаÑÑкий кÑай, ÑеÑпÑблика ÐдÑгеÑ, ÑеÑпÑблика ÐалмÑкиÑ, ÑеÑпÑблика ÐÑÑм, СеваÑÑополÑ), ÐиÑовÑкаÑ, ÐижегоÑодÑкаÑ, ÐензенÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑи, ÑеÑпÑблика ÐаÑий Ðл, ÑеÑпÑблика ÐоÑдовиÑ, ЧÑваÑÑÐºÐ°Ñ ÑеÑпÑблика, ÑеÑпÑблика ТаÑаÑÑÑан, СÐФР(ÐабаÑдино-ÐалкаÑÑÐºÐ°Ñ Ð ÐµÑпÑблика, ÐаÑаÑаево-ЧеÑкеÑÑÐºÐ°Ñ Ð ÐµÑпÑблика, РеÑпÑблика ÐагеÑÑан, РеÑпÑблика ÐнгÑÑеÑиÑ, РеÑпÑблика СевеÑÐ½Ð°Ñ ÐÑеÑиÑ-ÐланиÑ, СÑавÑополÑÑкий кÑай, ЧеÑенÑÐºÐ°Ñ Ð ÐµÑпÑблика)
110.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð»Ñдей пÑÐ¸Ð²Ð»ÐµÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑемени?
213.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñо Ñловами Ð.Ð. ÐознеÑенÑкого: «ÐÑе пÑогÑеÑÑÑ ÑеакÑионнÑ, еÑли ÑÑÑиÑÑÑ Ñеловек»?
309.Ðогда Ñлово ÑÑановиÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплением?
407.ÐÑоизведение какого пиÑаÑÐµÐ»Ñ (композиÑоÑа, ÑежиÑÑÑÑа) Ñ Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ñекомендовал Ñвоим дÑÑзÑÑм?
505.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ?
УÑалÑÑкий ФедеÑалÑнÑй окÑÑг (СвеÑдловÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐÑÑганÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ТÑменÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ХанÑÑ-ÐанÑийÑкий авÑ.окÑ., ЧелÑбинÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, Ямало-ÐенеÑкий авÑ.окÑ.), ÐÑенбÑÑгÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐеÑмÑкий кÑай, ÑеÑпÑблика ÐаÑкоÑÑоÑÑан
104.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе ÑÑвеÑждение: ÑоÑ, кÑо ÑеÑпеливо гоÑовиÑÑÑ Ð² пÑÑÑ, непÑеменно пÑиÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº Ñели?
206.Ðогда можно говоÑиÑÑ Ð¾ ÑазÑмном иÑполÑзовании доÑÑижений ÑивилизаÑии?
310.ÐÐ°Ñ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ Ð¤.Ð. ÐоÑÑоевÑкого: «Ðе загладиÑÑÑ Ð»Ð¸ одно, кÑоÑеÑное пÑеÑÑÑпленÑиÑе ÑÑÑÑÑами добÑÑÑ
дел?»
405.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) близко Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð½ÑÑÑÐµÐ½Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ?
508.Ðожно ли найÑи ÑÑаÑÑÑе в Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ Ð½ÐµÑÑаÑÑнÑм?
ÐмÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
108.С кем из лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ
геÑоев ÐÑ Ð±Ñ Ð¾ÑпÑавилиÑÑ Ð² пÑÑеÑеÑÑвие?
210.Ðакие возможноÑÑи Ñеловека ÑаÑÑиÑÑÐµÑ ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ?
301.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ внеÑние обÑÑоÑÑелÑÑÑва ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ñавданием пÑеÑÑÑплениÑ?
409.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾.
510.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ ÑÑвеÑждением Ð.Ð. ÐелинÑкого: «ÐÑо не пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ, ÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð¸ ÑеловеÑеÑÑвÑ»?
Ð¡Ð°Ñ Ð°Ð»Ð¸Ð½, Ðагадан
101.Ðак пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ñеловека?
212.Шаги ÑивилизаÑии: обÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ поÑеÑи.
305.Ðожно ли заÑÑавиÑÑ Ñеловека ÑаÑкаÑÑÑÑÑ?
402.Ð ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ (лиÑеÑаÑÑÑномÑ, мÑзÑкалÑномÑ, ÑеаÑÑалÑномÑ, кинемаÑогÑаÑиÑеÑкомÑ) Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑаÑаÑÑÑ Ñнова и Ñнова?
503.ЯвлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ богаÑÑÑво необÑ
одимÑм ÑÑловием ÑÑаÑÑÑÑ?
ÐмÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐабайкалÑÑкий кÑай, ЯкÑÑиÑ
106.Ðнига как пÑÑеÑеÑÑвие в пÑоÑлое.
202.Ð ÑÑм ÐÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñе полÑÐ·Ñ Ð¸ вÑед ÑеÑ
нологиÑеÑкого пÑогÑеÑÑа?
306.ÐаÑлÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð»Ð¸ пÑеÑÑÑпник ÑоÑÑвÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ поÑемÑ?
412.ÐÑиобÑаÑÑÑ Ðº кÑлÑÑÑÑе (ÑиÑаÑ, или ÑмоÑÑÑ, или ÑлÑÑаÑ), лÑÑÑе познаÑÑÑ Ð¼Ð¸Ñ…
507.Ðожно ли бÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм, когда вокÑÑг неÑÑаÑÑнÑе?
ÐÐÐ, ÐÑимоÑÑкий кÑай, ХабаÑовÑкий кÑай, некоÑоÑÑе Ñ-Ð½Ñ Ð¯ÐºÑÑии
105.Ðакие пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд на Ñеловека?
201.Ðеизбежен ли конÑÐ»Ð¸ÐºÑ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ ÑивилизаÑии?
307.ЧÑо Ñакое пÑеÑÑÑпление пÑоÑив Ñамого ÑебÑ?
413.Ðои лиÑнÑе оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð² миÑе кÑлÑÑÑÑÑ (ÑазмÑÑление о книге, или мÑзÑке, или ÑилÑме, или ÑпекÑакле).
511.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¤. ÐÑкандеÑа: «У Ñеловека еÑÑÑ ÐµÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° возможноÑÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм â ÑÑо Ñмение ÑадоваÑÑÑÑ ÑÑÐ¶Ð¾Ð¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ»?
ÐамÑаÑка, ЧÑкоÑка
102.Ð ÑÑм ÑенноÑÑÑ Ð¿ÑÑевÑÑ
впеÑаÑлений?
204.Ðолжен ли ÑÑÑнÑй дÑмаÑÑ Ð¾ поÑледÑÑвиÑÑ
ÑвоиÑ
оÑкÑÑÑий?
312.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ Ð²ÑÑказÑванием ÐолÑÑеÑа: «ТолÑко ÑлабÑе ÑовеÑÑаÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплениÑ: ÑилÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ ÑÑаÑÑÐ»Ð¸Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½Ð¸ не нÑжнÑ»?
411.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) даÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑÑий пÑоÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾ÐµÐ¹ ÑанÑазии?
502.ЧÑо Ñакое гÑажданÑкий долг?
ÐÑÑÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÐÑкÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
112.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑаÑÑказаÑÑ Ð´Ð¾ÑожнÑй дневник?
203.ÐÑегда ли можно ÑÑиÑаÑÑ Ð¿ÑогÑеÑÑом ÑазвиÑие ÑеÑ
нологий?
311.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова ЦиÑеÑона: «ÐелиÑайÑее пооÑÑение пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ â безнаказанноÑÑÑ»?
408.СпоÑобно ли Ñвление кÑлÑÑÑÑÑ (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) измениÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»ÑÐ´Ñ Ñеловека на жизнÑ?
513.Ðа какиÑ
пÑимеÑаÑ
можно воÑпиÑаÑÑ Ð´Ð¾ÑÑойнÑÑ
гÑаждан?
ÐлÑай, ÐемеÑовÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ТомÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐÑаÑноÑÑÑкий кÑай, ТÑва и ХакаÑиÑ.
109.СвидеÑелем какого иÑÑоÑиÑеÑкого ÑобÑÑÐ¸Ñ ÐÑ Ð±Ñ Ñ
оÑели оказаÑÑÑÑ, пÑÑеÑеÑÑвÑÑ Ð²Ð¾ вÑемени?
208.ÐÑ Ñего пÑедоÑÑеÑегаÑÑ ÑеловеÑеÑÑво анÑиÑÑопии?
302.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ благие намеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑивеÑÑи к пÑеÑÑÑпнÑм деÑниÑм?
406.Ðид иÑкÑÑÑÑва (лиÑеÑаÑÑÑа, мÑзÑка, ÑеаÑÑ, кино), коÑоÑÑй оÑобенно пÑивлекаÑелен Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ.
504.Ðозможно ли обÑеÑÑво, в коÑоÑом вÑе ÑÑаÑÑливÑ?
Ð¢ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ напÑавлениÑм
1. Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека (доÑога ÑеалÑнаÑ, вообÑажаемаÑ, книжнаÑ).
101.Ðак пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ñеловека?
102.Ð ÑÑм ÑенноÑÑÑ Ð¿ÑÑевÑÑ
впеÑаÑлений?
104.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе ÑÑвеÑждение: ÑоÑ, кÑо ÑеÑпеливо гоÑовиÑÑÑ Ð² пÑÑÑ, непÑеменно пÑиÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº Ñели?
105.Ðакие пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд на Ñеловека?
106.Ðнига как пÑÑеÑеÑÑвие в пÑоÑлое.
108.С кем из лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ
геÑоев ÐÑ Ð±Ñ Ð¾ÑпÑавилиÑÑ Ð² пÑÑеÑеÑÑвие?
109.СвидеÑелем какого иÑÑоÑиÑеÑкого ÑобÑÑÐ¸Ñ ÐÑ Ð±Ñ Ñ
оÑели оказаÑÑÑÑ, пÑÑеÑеÑÑвÑÑ Ð²Ð¾ вÑемени?
110.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð»Ñдей пÑÐ¸Ð²Ð»ÐµÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑемени?
111.Чем пÑÑеÑеÑÑвие Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑиÑÑ Ñеловека?
112.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑаÑÑказаÑÑ Ð´Ð¾ÑожнÑй дневник?
113.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова Ð. Ð¥. ÐндеÑÑена: «ÐÑÑеÑеÑÑвоваÑÑ â знаÑÐ¸Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ»?
ÐопÑеки ожиданиÑм, поÑÑи вÑе ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑого напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑвиÑ, а не жизненного пÑÑи. ÐÑо непÑиÑÑнÑй ÑÑÑпÑиз не ÑолÑко Ð´Ð»Ñ ÑÐµÑ , кÑо гоÑовилÑÑ Ðº пеÑÐ²Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ, но и Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð¾ÑÑалÑнÑÑ . ÐÑимеÑÑ Ðº ÑÑим Ñемам подобÑаÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð½Ðµ Ñак-Ñо легко.
2. ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ? (доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑиÑки ÑивилизаÑии, Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¸ ÑÑÑÐ°Ñ Ð¸, Ñ Ð½ÐµÐ¹ ÑвÑзаннÑе).
201.Ðеизбежен ли конÑÐ»Ð¸ÐºÑ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ ÑивилизаÑии?
202.Ð ÑÑм ÐÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñе полÑÐ·Ñ Ð¸ вÑед ÑеÑ
нологиÑеÑкого пÑогÑеÑÑа?
203.ÐÑегда ли можно ÑÑиÑаÑÑ Ð¿ÑогÑеÑÑом ÑазвиÑие ÑеÑ
нологий?
204.Ðолжен ли ÑÑÑнÑй дÑмаÑÑ Ð¾ поÑледÑÑвиÑÑ
ÑвоиÑ
оÑкÑÑÑий?
205.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑели, ÑазмÑÑлÑÑ Ð¾ пÑÑÑÑ
ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑивилизаÑии, обÑаÑалиÑÑ Ðº анÑиÑÑопиÑм?
206.Ðогда можно говоÑиÑÑ Ð¾ ÑазÑмном иÑполÑзовании доÑÑижений ÑивилизаÑии?
207.ÐÑÑÑ Ð»Ð¸ ÑÑо-Ñо в ÑеловеÑеÑкой жизни, ÑÑо невозможно замениÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ ÑеÑ
нологиÑми?
208.ÐÑ Ñего пÑедоÑÑеÑегаÑÑ ÑеловеÑеÑÑво анÑиÑÑопии?
210.Ðакие возможноÑÑи Ñеловека ÑаÑÑиÑÑÐµÑ ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ?
212.Шаги ÑивилизаÑии: обÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ поÑеÑи.
213.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñо Ñловами Ð.Ð. ÐознеÑенÑкого: «ÐÑе пÑогÑеÑÑÑ ÑеакÑионнÑ, еÑли ÑÑÑиÑÑÑ Ñеловек»?
ÐÑи ÑÐµÐ¼Ñ ÐµÑÑÑ Ð² наÑей ÑаблиÑе по напÑавлениÑ. То ли нам ÑдалоÑÑ ÑгадаÑÑ, Ñо ли ÑоÑÑавиÑели Ñем вÑÑ-Ñаки ÑпиÑÑваÑÑ :))) РлÑбом ÑлÑÑае ÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°ÐµÐ¼Ñе и доÑÑаÑоÑно ÑиÑокие, 202 и 212 пÑÑмо вÑоÑÑÑ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ.
3. ÐÑеÑÑÑпление и наказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема (пÑеÑÑÑпление и наказание как Ñвление ÑоÑиалÑное и нÑавÑÑвенное, ÑовеÑÑÑ Ð¸ ÑÑÑд, оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ, ÑаÑкаÑние).
301.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ внеÑние обÑÑоÑÑелÑÑÑва ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ñавданием пÑеÑÑÑплениÑ?
302.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ благие намеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑивеÑÑи к пÑеÑÑÑпнÑм деÑниÑм?
303.ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸ ÑовеÑÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ ÑилÑнее, Ñем ÑÑд?
305.Ðожно ли заÑÑавиÑÑ Ñеловека ÑаÑкаÑÑÑÑÑ?
306.ÐаÑлÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð»Ð¸ пÑеÑÑÑпник ÑоÑÑвÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ поÑемÑ?
309.Ðогда Ñлово ÑÑановиÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплением?
307.ЧÑо Ñакое пÑеÑÑÑпление пÑоÑив Ñамого ÑебÑ?
308.Ðожно ли ÑÑиÑаÑÑ Ð¼Ñки ÑовеÑÑи доÑÑаÑоÑнÑм наказанием за пÑеÑÑÑпление?
310.ÐÐ°Ñ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ Ð¤.Ð. ÐоÑÑоевÑкого: «Ðе загладиÑÑÑ Ð»Ð¸ одно, кÑоÑеÑное пÑеÑÑÑпленÑиÑе ÑÑÑÑÑами добÑÑÑ
дел?»
311.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова ЦиÑеÑона: «ÐелиÑайÑее пооÑÑение пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ â безнаказанноÑÑÑ»?
312.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ Ð²ÑÑказÑванием ÐолÑÑеÑа: «ТолÑко ÑлабÑе ÑовеÑÑаÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплениÑ: ÑилÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ ÑÑаÑÑÐ»Ð¸Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½Ð¸ не нÑжнÑ»?
Ðока в ÑÑом набоÑе виден ÑвнÑй акÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð° наказании, а не на пÑеÑÑÑплении. ÐÐ¾Ñ Ð²ÑÑ, ÑÑо бÑло в ÑкобкаÑ
, надо бÑло внимаÑелÑно ÑиÑаÑÑ. СовеÑÑÑ Ð¸ ÑÑÑд, оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ,
ÑаÑкаÑние и Ñ.п.
4. Ðнига (мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ, ÑилÑм) â пÑо Ð¼ÐµÐ½Ñ (вÑÑказÑвание о ÑекÑÑе, коÑоÑÑй пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑно важнÑм Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð½Ð°Ð´ÑаÑиклаÑÑника).
402.Ð ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ (лиÑеÑаÑÑÑномÑ, мÑзÑкалÑномÑ, ÑеаÑÑалÑномÑ, кинемаÑогÑаÑиÑеÑкомÑ) Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑаÑаÑÑÑ Ñнова и Ñнова?
404.ÐбÑзаÑелÑно к пÑоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ (пÑоÑлÑÑиваниÑ, пÑоÑмоÑÑÑ)!
405.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) близко Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð½ÑÑÑÐµÐ½Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ?
406.Ðид иÑкÑÑÑÑва (лиÑеÑаÑÑÑа, мÑзÑка, ÑеаÑÑ, кино), коÑоÑÑй оÑобенно пÑивлекаÑелен Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ.
407.ÐÑоизведение какого пиÑаÑÐµÐ»Ñ (композиÑоÑа, ÑежиÑÑÑÑа) Ñ Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ñекомендовал Ñвоим дÑÑзÑÑм?
408.СпоÑобно ли Ñвление кÑлÑÑÑÑÑ (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) измениÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»ÑÐ´Ñ Ñеловека на жизнÑ?
409.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾.
410.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое оÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑÑÑ Ðº ÑамопознаниÑ.
411.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) даÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑÑий пÑоÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾ÐµÐ¹ ÑанÑазии?
412.ÐÑиобÑаÑÑÑ Ðº кÑлÑÑÑÑе (ÑиÑаÑ, или ÑмоÑÑÑ, или ÑлÑÑаÑ), лÑÑÑе познаÑÑÑ Ð¼Ð¸Ñ…
413.Ðои лиÑнÑе оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð² миÑе кÑлÑÑÑÑÑ (ÑазмÑÑление о книге, или мÑзÑке, или ÑилÑме, или ÑпекÑакле).
ÐÑ, ÑÑÑ Ð½Ðµ книга (ÑилÑм, мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ) пÑо менÑ. ТÑÑ Ð¿Ñо Ñо, ÑÑо Ñ Ð´ÑÐ¼Ð°Ñ Ð¾Ð± ÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоизведениÑÑ Ð¸ об иÑкÑÑÑÑве вообÑе. Явно Ñполз акÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ. То ли напÑавление кÑиво бÑло ÑÑоÑмÑлиÑовано, Ñо ли ÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº-Ñо ÑилÑно Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ оÑÑÑÑпаÑÑ. ÐоÑмоÑÑим, какие еÑÑ Ð¿Ð¾ÑвÑÑÑÑ ÑоÑмÑлиÑовки, веÑеÑом обÑÑдим.
5. ÐÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð° Ð ÑÑи жиÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑо? â вопÑÐ¾Ñ Ð³Ñажданина (ÑоÑиалÑнÑе поÑоки и обÑеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑпÑаведливоÑÑÑ, поиÑк пÑÑей помоÑи Ñем, ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÑÑдно, пÑÑей ÑовеÑÑенÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва и гоÑÑдаÑÑÑва).
501.ЧÑо знаÑÐ¸Ñ Ð±ÑÑÑ Ð³Ñажданином?
502.ЧÑо Ñакое гÑажданÑкий долг?
503.ЯвлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ богаÑÑÑво необÑ
одимÑм ÑÑловием ÑÑаÑÑÑÑ?
504.Ðозможно ли обÑеÑÑво, в коÑоÑом вÑе ÑÑаÑÑливÑ?
505.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ?
507.Ðожно ли бÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм, когда вокÑÑг неÑÑаÑÑнÑе?
508.Ðожно ли найÑи ÑÑаÑÑÑе в Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ Ð½ÐµÑÑаÑÑнÑм?
509.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð°ÐºÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÑажданÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ?
510.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ ÑÑвеÑждением Ð.Ð. ÐелинÑкого: «ÐÑо не пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ, ÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð¸ ÑеловеÑеÑÑвÑ»?
511.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¤. ÐÑкандеÑа: «У Ñеловека еÑÑÑ ÐµÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° возможноÑÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм â ÑÑо Ñмение ÑадоваÑÑÑÑ ÑÑÐ¶Ð¾Ð¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ»?
513.Ðа какиÑ
пÑимеÑаÑ
можно воÑпиÑаÑÑ Ð´Ð¾ÑÑойнÑÑ
гÑаждан?
ХоÑÑ Ð¸ и ÑÑÑднÑе, заÑо ожидаемÑе ÑемÑ. Ðолг, нÑавÑÑвенноÑÑÑ, помоÑÑ Ð»ÑдÑм.