Темы итогового сочинения 2022 по направлениям рустьюторс

Пушкин был прав: звезда пленительного счастья взошла, и на обломках самовластья мы видим направления итогового сочинения 2021-2022 года. не сахар,

Пушкин был прав: звезда пленительного счастья взошла, и на обломках самовластья мы видим направления итогового сочинения 2021-2022 года. Не сахар, но и не деготь в чистом виде, конечно. Многомудрый Литрекон рад представить Вашему вниманию не такие уж скверные темы для аргументов, какими они могли бы быть. В нашей копилке Вы можете найти литературные примеры по ним, варианты тем, списки литературы и образцы сочинений, проверенных экспертами из школ и вузов. А пока вот направления наших совместных усилий. Каждое из них снабжено комментарием, чтобы было понятнее, с чем мы имеем дело. Как говорится, «если бы мы знали, что это такое, мы бы знали, что это такое». Кстати, направления и темы итогового сочинения 2021-2022 Вы найдете в этом списке.

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

В рамках данного направления нужно будет продемонстрировать знание книг, в которых поднимается тема дороги. Задание не из простых! Зато тематика достаточно узкая, что позволяет абитуриенту сориентироваться и правильно организовать подготовку. Конкретные темы, понятные аргументы, известные книги — тут все прозрачно, а это главное. 

Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы все еще остаются непредсказуемыми и коварными. Помните, что каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые варианты тем и сочинений для подготовки, так что заходите к нему.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Считать цивилизацию трагедией может только пещерный человек, так что не совсем ясно, зачем это слово присутствует в формулировке. Если кто-то так думает, то может смело отказываться от смартфона, интернета, туалетной бумаги и других атрибутов цивилизации, которая столь трагична и безысходна. А если серьезно, то в рамках данного направления итогового сочинения 2021-2022 года нужно продемонстрировать знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу, человека, общество, планету, будущее. А их в школьной программе можно пересчитать по пальцам, так что мы опять будем креативить и искать аргументы в других источниках.

Конечно, на труды Руссо и Вальтера ссылаться совсем не обязательно. Проблему цивилизации затронул, например, М.А. Булгаков в книгах «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита». Она же поднимается на страницах романа Чернышевского «Что делать?». Интересен взгляд Шолохова на механизацию хозяйства в «Поднятой целине». Если покопаться, можно найти хороший материал и в пределах школьной программы. Но иностранные и отечественные антиутопии тоже нужно включить в свой список. Прослушайте их хотя в виде аудиокниг.

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.

Литрекон предполагает, что для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть все что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем не ясно, что может придти в голову тому, кто придумает по нему темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска. Пока оно кажется максимально провальным.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления. Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: «Портрет», «Анна Каренина», «Тапер», «Гранатовый браслет», «Лес», «На дне», «Господа Головлевы», «Чайка», «Ионыч» и т.д.

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Точно не выпускнику этого года! Но с данным направлением ему почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счет. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — все это будет на экзамене в том или ином виде.

Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти все), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.

Начнем подготовку вместе с Многомудрым Литреконом! Приятного просвещения!

     vse o dekabrskom sochinenii ege 2020 2021                                              

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему  с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Расписание проведения итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году

Основной срок

Дополнительные сроки

1 декабря 2021 года

2 февраля

2022 года

4 мая 2022 года

       Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

      В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

1568860822 kriterii

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

О сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения).

      Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание комиссией образовательной организации, на муниципальном и/или региональном уровне должна завершится не позднее чем через неделю с даты сканирования итогового сочинения (изложения). 
      Местом ознакомления участников итогового сочинения (изложения) является образовательное учреждение, в котором обучающиеся осваивают образовательные программы среднего (полного) общего образования не позднее трех рабочих дней со дня утверждения результатов. 

СРОКИ РЕГИСТРАЦИИ

для участия в итоговом сочинении (изложении) выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, в Краснодарском крае в 2021-2022 учебном году

      Согласно Федеральному Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, самостоятельно выбирают сроки написания итогового сочинения из числа установленных.            Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Сроки подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

Сроки подачи заявления Дата проведения сочинения (изложения)
до 17 ноября 2021 года 1 декабря 2021 года
до 19 января 2022 года 2 февраля 2022 года
до 20 апреля 2022 года 4 мая 2022 года

МЕСТА регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении) для участников ЕГЭ

№ п/п

Наименование учреждения

Адрес

Телефоны

для справок

1

2

3

4

1

МБОУ СОШ №23 им. Покрышкина А.И.

Кущевский район, с. Раздольное,   ул. Красная 63

(86168) 34-174

для участия в итоговом сочинении (изложении) выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, в Кущевском районе в 2021-2022 учебном году
 

п/п Наименование учреждения Адрес  Телефоны для справок
1

Управление образованием администрации муниципального

образования Кущевский район 

ст. Кущевская,

ул. Крупской, 4

(861-68) 542-34,

8(906) 436-55-41

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в сроки,

установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения): 

      • обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»); 
      • обучающиеся, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально); 
      • обучающиеся, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально). 
      Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

Режим работы телефонов «горячей линии» по вопросам организации и проведения итогового сочинения  в Краснодарском крае в 2021 — 2022 уч. году

Итоговое сочинение

+7(928) 421-99-38

8 (861) 683-41-74

С 8.00 до 16.00,

понедельник-пятница

С 8.00 до 21.00 в дни проведения экзаменов

Деулина Елена Александровна

директор МБОУ СОШ №23

им. Покрышкина А.И.

+7(960) 484-89-84

8 (861) 683-41-74

С 8.00 до 16.00,

понедельник-пятница

С 8.00 до 21.00 в дни проведения экзаменов

Харченко Ольга Васильевна

Заместитель директора по  УР

8(86168) 5 -42 -34

8 (906) 436 -55- 41

С 8.00 до 16.00, понедельник-пятница

С 8.00 до 21.00 в дни проведения экзаменов

Петрова Ольга Васильевна

Заместитель начальника управления образованием

Нормативная база проведения итогового сочинения (изложения):

  • Приказ № 01/2-122 от 18.11.2021г «Об организации подготовки и проведении итогового сочинения (изложения) в МБОУ СОШ № 23 им. Покрышкина А.И. 1 декабря 2021 года
     

  • Приказ № 1255 от 18.11.2021г «Об организации подготовки и проведении итогового сочинения (изложения) в Кущевском районе 1 декабря 2021 года»

  • Приказ № 1276 от 22.11.2021г «Об обеспечении информационной безопасности при проведении итогового сочинения (изложения) в Кущевском районе в 2021-2022 учебном году»
  • Приказ № 1277 от 22.11.2021г «О направлении независимых наблюдателей в ОУ Кущевского района на итоговое сочинение (изложение) в 2021-2022 учебном году«

  • Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году

  • Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 уч. году

  • Сборник отчетных форм сочинения (изложения) в 2021-2022 уч. году

  • О подготовке к проведению ИС
  • Обучение написанию ИС

logo

Сроки сдачи итогового школьного сочинения для допуска к ЕГЭ 2016

Автор:
Самый Зелёный
·

Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:

  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Что человек ищет на своем жизненном пути?
  • Куда ведет жизненный путь человека?
  • Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
  • Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
  • Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
  • Дорога к счастью — какая она?
  • Можно ли идти к цели «по головам»?
  • Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
  • Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
  • Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
  • Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
  • Как не сбиться с жизненного курса?
  • Что означает фраза «сбился с пути»?
  • Что направляет человека на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
  • Какие качества необходимы для первооткрывателя?
  • Какие качества необходимы для путешественника?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как определить свой путь в жизни?
  • Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
  • Как не потерять свою дорогу в жизни?
  • Для чего люди путешествуют?
  • Как путешествовать, не выходя из дома?
  • Что мешает человеку двигаться вперед?

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:

  • Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
  • Что такое технический прогресс?
  • Как развитие технологий влияет на общество?
  • Как развитие технологий влияет на человека?
  • Как развитие технологий влияет на экологию?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
  • Почему люди отстают от цивилизации?
  • Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
  • Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
  • В чем заключается опасность технократии?
  • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
  • Для чего необходим прогресс?
  • В чем заключается личностное развитие?
  • Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
  • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
  • Почему обществу необходим прогресс?
  • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
  • Какие люди способны стать двигателями прогресса?

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:

  • Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
  • Может ли преступление иметь законное основание?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Какое преступление никак нельзя оправдать?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
  • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
  • Может ли преступление быть справедливым?
  • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
  • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
  • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
  • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
  • Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Почему люди становятся преступниками?
  • Что мешает человеку преступить закон?
  • Какое наказание для преступника является самым страшным?
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • Можно ли оправдать убийство человека?
  • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
  • Может ли преступник исправиться?
  • Как бороться с преступностью в обществе?
  • Какие преступления нельзя прощать?
  • Может ли справедливость быть жестокой?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Что толкает людей на преступления?

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):

  • С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Способно ли искусство врачевать душевные раны?
  • Магия классической музыки — в чем она заключается?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Что лучше: книга или фильм?
  • В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Может ли кино заменить литературу?
  • Может ли кино заменить театр?
  • В чем разница между спектаклем и фильмом?
  • Может ли творчество помочь человеку найти себя?
  • Чему учит читателя классическая литература?
  • Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
  • Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
  • Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Может ли чтение быть опасным?
  • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
  • Какие качества помогает воспитать в себе литература?
  • Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
  • Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
  • Верно ли, что музыка — это язык чувств?
  • Почему люди в 21 веке не перестают читать?
  • Могут ли новые технологии заменить искусство?
  • Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Зачем человек читает книги?

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
  • Кому на Руси жить плохо и почему?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
  • Как научиться ценить свою Родину?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?
  • Кто виноват в бедах русского человека?
  • Почему люди на Руси страдают?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает нам найти счастье на Руси?
  • Какого человека можно назвать патриотом?
  • Что объединяет нас в одну страну?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • В чем польза и опасность патриотизма? 
  • В чем польза и опасность критики России?
  • Какими качествами обладает русский человек?

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС

Читайте также:

Итоговое сочинение. Подборка тем к новым направлениям 2021-2022 учебного года, которые могут быть на реальном сочинении у 11 класса 1 декабря 2021 года.

Список тем сочинения направления человек путешествующий: дорога в жизни человека

(дорога реальная, воображаемая, книжная).

1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?
2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?
3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?
4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?
5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?
6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?
7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?
8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?
9. Как путешествия помогают познавать себя?
10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Список тем сочинения направления цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

1. Согласны ли вы с высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь могут давать вам ответы»?
2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?
3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?
4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно-технического прогресса?
5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?
7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?
9. Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?
10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?

Список тем направления преступление и Наказание – вечная тема

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?
2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?
3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?
4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?
5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?
6. Почему люди становятся преступниками?
7. Что сильнее: закон или совесть?
8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?
9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»
10. Легко ли всегда поступать по совести?

Список тем направления Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

1. Какое произведение искусства повлияло на вашу систему ценностей?
2. Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
3. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
4. Почему людям нравится смотреть фильмы?
5. Как вы понимаете высказывание В. Гюго: «Книги – это друзья, бесстрастные, но верные»?
6. Как искусство может изменить человека?
7. Согласны ли вы с высказыванием М. Лютера: «Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека»?
8. Справедливо ли мнение о том, что смотреть фильмы и читать книги – это значит жить чужой жизнью?
9. Может ли человечество существовать без искусства?
10. Как книга может помочь человеку понять свой внутренний мир?

Список тем направления кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина 

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?
3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности?
4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»?
6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?
7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?
9. Что значит честно служить Родине?
10. Может ли человек обрести счастье на чужбине?

Смотрите также на нашем сайте:

Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы

Работы СТАТГРАД по математике задания и ответы

Метки: ЕГЭ 2022итоговое сочинение 2021литература 11 класс

Направление

Произведения

Аргумент

Человек
путешествующий: дорога в жизни человека
 (дорога реальная, воображаемая,
книжная)

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Дорога Петра Гринёва – это постоянное
преодоление героем враждебных обстоятельств, это дорога формирования
личности, путь чести. Но это еще и метафора пути человека в эпоху
исторических потрясений…

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Путешествие человека с мёртвой душой –
единственно ради наслаждений. Смерть героя – логическое завершение этого
пути. Символично движение героя: туда (как человек, на верхней палубе
корабля) и обратно (как тело, в трюме)…

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Путь исканий главных героев романа (Андрея и
Пьера) – это поиски себя и путь к простоте, добру и правде…

Цивилизация
и технологии – спасение, вызов или трагедия?
 (достижения и риски цивилизации,
надежды и страхи, с ней связанные)

С.Алексиевич «Чернобыльская молитва»

Человек, думая, что он всемогущ, выпустил
джина из бутылки… И случилась катастрофа, последствия которой необратимы.

Р.Брэдбери «И грянул гром»

Человек создал машину времени, но использует
для того, чтобы в прошлом охотиться на динозавров… А самонадеянность и эгоизм
человека (там, в прошлом) приводят к необратимым последствиям в настоящем
(«эффект бабочки»)

И.А.Гончаров «Обломов»

Противопоставление Обломова и Штольца – это не
только антитеза лени и деятельности, но и разных путей развития страны:
самобытного, основанного на традициях и европейского, основанного на
технологиях и достижениях цивилизации.

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Человек нового времени со старым сердцем…
Человек цивилизации создал гигантский корабль. Но название у этого корабля –
«Атлантида» и наблюдает за движением этого корабля Дьявол…

А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Паровозы в 20-30 г.г.  ХХ в. – прорыв
человеческой мысли, символ начала эпохи машин. Но прекрасный и яростный мир
вокруг жесток, ему нет дела до человека. И только человечность мы можем
противопоставить силам природы…

Преступление
и Наказание – вечная тема
 (преступление и наказание как явление социальное и
нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Трактовки произведения многочисленны, можно
посмотреть в любом источнике

Р.Брэдбери «И грянул гром»

Преступление: раздавить бабочку в доисторическом
прошлом. Наказание: изменилось настоящее

Р.Брэдбери «Наказание без преступления»

Не бывает обратимого преступления… Даже
сымитировав убийство жены, герой переступил черту. А государство бездушно.
Оно, как машина, наказывает неотвратимо.

А.Грин «Зеленая лампа»

Преступление: делать из людей игрушки.
Наказание: Стильтон разорен, морально раздавлен, физически искалечен. Его
оппонент, наоборот, через все невзгоды приходит к достижению своей цели…

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

Преступление: любовь к замужней женщине,
попытка совратить Алену Дмитриевну. Наказание: Кирибеевич сломлен и убит.

Преступление: Калашников убил Кирибеевича.
Наказание: похоронен «меж трех дорог».

Преступление: противостояние авторитарному
правителю (Ивану Васильевичу).

Наказание: казнь.

Н.В.Гоголь «Портрет»

Преступление: Чартков изменил себе, сделался
«модным художником». Деньги, слава – мало кто может устоять перед этими
соблазнами.

Наказание: смерть (сначала духовная, потом
физическая)

Книга
(музыка, спектакль, фильм) – про меня
 (высказывание о тексте, который
представляется личностно важным для 11-классника)

А.Грин «Зеленая лампа»

Джон Ив оказывается в безвыходных
обстоятельствах. Однако судьба даёт герою шанс, которым молодой человек смог воспользоваться.
Годы учебы и труда не прошли даром, он достиг своей цели…

О’Генри «Последний лист»

Две художницы приезжают в большой город, чтобы
найти себя и добиться жизненного успеха. Как непрост их путь, какие испытания
им выпали на долю… А пьяница Шелдон – в конце этого пути. Он думает, что еще
сможет написать свой шедевр. И написал – последний лист на каменной стене. Но
так он спас девушку от смерти. Правда, ценою собственной жизни…

Ю.М.Нагибин «Заброшенная дорога»

Дорога – метафора жизненного пути. И каждый
человек должен возделывать «свой сад». А еще – любая дорога проложена ради
чего-то. В известном фильме сказано: «Зачем эта дорога, если она не ведет к
храму?» все это понимает маленький мальчик, герой рассказа Нагибина. А
взрослый добавляет: только тогда можно осилить дорогу к другому человеку,
когда к другого конца пути этот кто-то движется к тебе…

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Ш.Бронте «Джен Эйр»

Образы княжны Марьи и Джен Эйр – это образы
самоотверженных, гордых девушек с чувством собственного достоинства и любовью
в сердце….

Н.В.Гоголь «Шинель»

В какой-то мере, целеустремленности Башмачкина
при достижении цели – новой шинели – можно позавидовать. Только вряд ли вещь
может быть достойной жизненной целью.

Кому
на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
 (социальные пороки и
общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей
совершенствования общества и государства)

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

НИКОМУ (В общем-то)

Н.С.Лесков «Левша»

Левша с его патриотической мыслью о том, как
нужно чистить ружья, не нужен своему отечеству…

Н.Е.Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух
генералов прокормил»

Мужик, спасший двух генералов от голодной
смерти, получил «рюмку водки да пятак серебра»

Н.В.Гоголь «Шинель»

Тема маленького человека

Н.Г.Чернышевский «Что делать?»

Социалистическая утопия с буржуазным оттенком
– как путь совершенствования общества и государства?

  • Темы итогового сочинения 20222
  • Темы итогового сочинения 2022 кому на руси жить хорошо
  • Темы итогового сочинения 2022 по направлениям примеры итогового сочинения по литературе
  • Темы итогового сочинения 2022 по направлениям и список литературы
  • Темы итогового сочинения 2022 по направлениям литература для итогового