Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Что человек ищет на своем жизненном пути?
- Куда ведет жизненный путь человека?
- Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
- Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
- Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
- Дорога к счастью — какая она?
- Можно ли идти к цели «по головам»?
- Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
- Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
- Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
- Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
- Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
- Как не сбиться с жизненного курса?
- Что означает фраза «сбился с пути»?
- Что направляет человека на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
- Какие качества необходимы для первооткрывателя?
- Какие качества необходимы для путешественника?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как определить свой путь в жизни?
- Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
- Как не потерять свою дорогу в жизни?
- Для чего люди путешествуют?
- Как путешествовать, не выходя из дома?
- Что мешает человеку двигаться вперед?
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:
- Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
- Что такое технический прогресс?
- Как развитие технологий влияет на общество?
- Как развитие технологий влияет на человека?
- Как развитие технологий влияет на экологию?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
- Почему люди отстают от цивилизации?
- Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
- Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
- В чем заключается опасность технократии?
- Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
- Для чего необходим прогресс?
- В чем заключается личностное развитие?
- Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
- Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
- Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
- Почему обществу необходим прогресс?
- Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
- Какие люди способны стать двигателями прогресса?
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:
- Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
- Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
- Может ли преступление иметь законное основание?
- Можно ли оправдать преступление?
- Какое преступление никак нельзя оправдать?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
- Месть — это преступление или восстановление справедливости?
- Может ли преступление быть справедливым?
- Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
- Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
- Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
- Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
- Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Почему люди становятся преступниками?
- Что мешает человеку преступить закон?
- Какое наказание для преступника является самым страшным?
- Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
- Можно ли оправдать убийство человека?
- Жестокость по отношению к животным — это преступление?
- Может ли преступник исправиться?
- Как бороться с преступностью в обществе?
- Какие преступления нельзя прощать?
- Может ли справедливость быть жестокой?
- Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
- Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Чувство вины — это хорошо или плохо?
- Что толкает людей на преступления?
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):
- С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Способно ли искусство врачевать душевные раны?
- Магия классической музыки — в чем она заключается?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Что лучше: книга или фильм?
- В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
- Как музыка влияет на людей?
- Может ли кино заменить литературу?
- Может ли кино заменить театр?
- В чем разница между спектаклем и фильмом?
- Может ли творчество помочь человеку найти себя?
- Чему учит читателя классическая литература?
- Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
- Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
- Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Может ли чтение быть опасным?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
- Какие качества помогает воспитать в себе литература?
- Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
- Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
- Верно ли, что музыка — это язык чувств?
- Почему люди в 21 веке не перестают читать?
- Могут ли новые технологии заменить искусство?
- Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
- Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
- Зачем человек слушает музыку?
- Зачем человек читает книги?
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?
- Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
- Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
- Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
- Кому на Руси жить плохо и почему?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
- Что значит «любить Родину»?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
- Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
- Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
- Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
- Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
- Как научиться ценить свою Родину?
- Как сделать Россию лучше?
- Чего не хватает на Руси для полного счастья?
- Кто виноват в бедах русского человека?
- Почему люди на Руси страдают?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает нам найти счастье на Руси?
- Какого человека можно назвать патриотом?
- Что объединяет нас в одну страну?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- В чем польза и опасность критики России?
- Какими качествами обладает русский человек?
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС
Читайте также:
Все реальные темы итогового сочинения по направлениям от 1 декабря 2021 года. 11 класс.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
101.Как путешествия могут изменить человека?
102.В чём ценность путевых впечатлений?104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106.Книга как путешествие в прошлое.
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111.Чем путешествие может обогатить человека?
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации? 207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307.Что такое преступление против самого себя?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309.Когда слово становится преступлением?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле)
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
501.Что значит быть гражданином?
502.Что такое гражданский долг?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru
Связанные страницы:
Пушкин был прав: звезда пленительного счастья взошла, и на обломках самовластья мы видим направления итогового сочинения 2021-2022 года. Не сахар, но и не деготь в чистом виде, конечно. Многомудрый Литрекон рад представить Вашему вниманию не такие уж скверные темы для аргументов, какими они могли бы быть. В нашей копилке Вы можете найти литературные примеры по ним, варианты тем, списки литературы и образцы сочинений, проверенных экспертами из школ и вузов. А пока вот направления наших совместных усилий. Каждое из них снабжено комментарием, чтобы было понятнее, с чем мы имеем дело. Как говорится, «если бы мы знали, что это такое, мы бы знали, что это такое». Кстати, направления и темы итогового сочинения 2021-2022 Вы найдете в этом списке.
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
В рамках данного направления нужно будет продемонстрировать знание книг, в которых поднимается тема дороги. Задание не из простых! Зато тематика достаточно узкая, что позволяет абитуриенту сориентироваться и правильно организовать подготовку. Конкретные темы, понятные аргументы, известные книги — тут все прозрачно, а это главное.
Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы все еще остаются непредсказуемыми и коварными. Помните, что каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые варианты тем и сочинений для подготовки, так что заходите к нему.
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Считать цивилизацию трагедией может только пещерный человек, так что не совсем ясно, зачем это слово присутствует в формулировке. Если кто-то так думает, то может смело отказываться от смартфона, интернета, туалетной бумаги и других атрибутов цивилизации, которая столь трагична и безысходна. А если серьезно, то в рамках данного направления итогового сочинения 2021-2022 года нужно продемонстрировать знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу, человека, общество, планету, будущее. А их в школьной программе можно пересчитать по пальцам, так что мы опять будем креативить и искать аргументы в других источниках.
Конечно, на труды Руссо и Вальтера ссылаться совсем не обязательно. Проблему цивилизации затронул, например, М.А. Булгаков в книгах «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита». Она же поднимается на страницах романа Чернышевского «Что делать?». Интересен взгляд Шолохова на механизацию хозяйства в «Поднятой целине». Если покопаться, можно найти хороший материал и в пределах школьной программы. Но иностранные и отечественные антиутопии тоже нужно включить в свой список. Прослушайте их хотя в виде аудиокниг.
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.
Литрекон предполагает, что для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть все что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем не ясно, что может придти в голову тому, кто придумает по нему темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска. Пока оно кажется максимально провальным.
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления. Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: «Портрет», «Анна Каренина», «Тапер», «Гранатовый браслет», «Лес», «На дне», «Господа Головлевы», «Чайка», «Ионыч» и т.д.
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Точно не выпускнику этого года! Но с данным направлением ему почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счет. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — все это будет на экзамене в том или ином виде.
Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти все), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.
Начнем подготовку вместе с Многомудрым Литреконом! Приятного просвещения!
После того как наши репетиторы проверили несколько сочинений и дали свои критические, а порой даже строгие комментарии, к нам начали приходить сочинения от учащихся из разных городов и образовательных проектов с просьбой проверить и прокомментировать их тексты. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике.
Владислав Шкиль, г. Таганрог; участник образовательного центра «Сириус» по программе «Литературное творчество. Классическая литература»
Направление «Преступление и наказание — вечная тема»
Может ли преступление оказаться безнаказанным?
Может ли преступление оказаться безнаказанным? Нет. Можно, конечно, перечислить имена непойманных преступников, но самое страшное наказание — его отсутствие. Ведь наказание — это не только возмездие за содеянное, но еще и шанс на перерождение. И когда человек теряет его, то он обрекает себя на нравственную гибель. Неслучайно во многих произведениях русской литературы неоднократно освещалась тема преступления и наказания, в том числе и в романе Ф. М. Достоевского с созвучным названием «Преступление и наказание».
Вспомним судьбу Родиона Раскольникова. Герой Достоевского создает безнравственную, антихристианскую теорию о «тварях дрожащих» — тех, кто не более чем материал, который должен воспроизводить себе подобных — и «право имеющих» — тех, кто этим материалом может пользоваться, для кого не писаны никакие законы. Категоричное деление людей на разряды уже по своей сути является преступлением. Автор идет дальше и отправляет Раскольникова делать «пробу», в ходе которой тот убьет старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Достоевский делает это всё для того, чтобы показать нам, читателям, что и такой человек как главный герой его романа имеет шанс на перерождение. Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории — ряд наказаний и сон о трихинах делают его совсем другим человеком. Так, преступник не остается безнаказанным и более того — перерождается.
Однако в романе Ф. М. Достоевского есть еще один преступник, который, как кажется, толком не был наказан. Лужин — один из двойников Раскольникова. На самом же деле он наказан авторским забвеньем, а значит обречен на нравственную гибель. Ему не дают шанса на перерождение. Лужин совершил ряд нравственных преступлений. Он придерживался теории «о бедных женах» — её суть в том, чтобы взять в супруги бедную и настрадавшуюся девушку, брак для которой станет спасением, за что она должна по гроб жизни благодарить мужа. Одним словом, Лужин искал себе рабыню, а не спутницу жизни. Он придерживался и другой теории — «целого кафтана» или «разумного эгоизма» — её же суть в том, чтобы делать всё в своих интересах и не думать о благополучии других. Так, например, Достоевский раскрывает губительность этой теории, когда Лужин намеренно клевещет на Соню, чтобы подорвать авторитет Раскольникова. Он один из тех преступников, что действуют в рамках закона, но тем не менее, внедряются в чужие жизни и портят их. Такие, как Лужин, может и не наказываются прямо, но человеческого в них не остается — это и есть возмездие за их злодеяния без возможности переродиться.
Таким образом, опыт произведений художественной литературы позволяет нам утверждать, что преступление не может остаться безнаказанным. Я уверен, что нам, жителям 21 века, очень важно почаще обращаться к произведениям русских классиков, чтобы не видеть в наказании одно возмездие и верить в возрождение людей, совершивших злодеяния. Как не вспомнить слова Эмили Бронте: «Пусть Бог наказывает злых людей, мы должны учиться прощать». Этими словами известная писательница еще раз показала нам, насколько важно проявлять снисхождение даже к преступникам, чтобы ставить их на путь истинный.
Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)
Очень хорошее сочинение. Более того, сразу видно, что учащийся и материал знает хорошо, и умеет им пользоваться, но еще — знает, как понравиться экспертам: упоминание Эмили Бронте в заключении сразу заставляет растаять сердце, потому что сразу понятно, что учащийся смотрит на заявленную проблему многогранно. Тема раскрыта полно, опять же аргументы приводятся из одного произведения, но с разных позиций, что, безусловно, только плюс. Здесь, конечно, будет зачет.
Но все же есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание даже не в контексте итогового сочинения, а в контексте того, что этот этап нужно воспринимать как подготовку к более серьезному испытанию. Если учащийся собирается в дальнейшем сдавать ЕГЭ по литературе, то там уже такие недочеты могут повлиять на баллы:
- «Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории» — здесь то ли само предложение составлено неверно, то ли учащийся немного перепутал последовательность событий и допустил фактическую ошибку: лихорадка и сон о трихинах случились уже на каторге после смерти матери, а не перед;
- «почаще обращаться к произведениям русских классиков» — в заключении эта фраза нелогична, потому что сразу после нее автор обращается к цитате Эмили Бронте, а уж ее отнести к русским классикам уж точно не получится;
- «по гроб жизни» — мысль ясна, но это разговорное выражение, которое скорее всего будет отмечено как стилистическая ошибка.
ÐÑоговое ÑоÑинение 2021 — 2022. ТемÑ
01.12.2021
ÐÑоговое ÑоÑинение 2021 — 2022. ТемÑ
Ðде ÑзнаÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ ÑоÑинений?
ÐÐ¾Ñ Ð·Ð´ÐµÑÑ http://topic.ege.edu.ru/
Уже наÑинаем ждаÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð£Ñала и ÑÑедней полоÑÑ.
Ðока Ð¼Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÐ¼ неÑколÑко набоÑов Ñем. ÐÑли вдÑÑг кÑо никогда не видел каÑÑÑ ÑÑÑанÑ, ÑÑо ÐалÑневоÑÑоÑнÑй ÑедеÑалÑнÑй окÑÑг.
ÐаÑинаем ÑобиÑаÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑÐ¸Ñ ÑÑого ÑÑебного года.
Ð¢ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ Ñегионам
ÐалинингÑадÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
111.Чем пÑÑеÑеÑÑвие Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑиÑÑ Ñеловека?
205.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑели, ÑазмÑÑлÑÑ Ð¾ пÑÑÑÑ
ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑивилизаÑии, обÑаÑалиÑÑ Ðº анÑиÑÑопиÑм?
308.Ðожно ли ÑÑиÑаÑÑ Ð¼Ñки ÑовеÑÑи доÑÑаÑоÑнÑм наказанием за пÑеÑÑÑпление?
410.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое оÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑÑÑ Ðº ÑамопознаниÑ.
501.ЧÑо знаÑÐ¸Ñ Ð±ÑÑÑ Ð³Ñажданином?
ÐÑÑÑÐ°Ñ Ð°Ð½ÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, СамаÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, СаÑаÑовÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, УдмÑÑÑÑÐºÐ°Ñ ÑеÑпÑблика, УлÑÑновÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
113.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова Ð. Ð¥. ÐндеÑÑена: «ÐÑÑеÑеÑÑвоваÑÑ â знаÑÐ¸Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ»?
207.ÐÑÑÑ Ð»Ð¸ ÑÑо-Ñо в ÑеловеÑеÑкой жизни, ÑÑо невозможно замениÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ ÑеÑ
нологиÑми?
303.ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸ ÑовеÑÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ ÑилÑнее, Ñем ÑÑд?
404.ÐбÑзаÑелÑно к пÑоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ (пÑоÑлÑÑиваниÑ, пÑоÑмоÑÑÑ)!
509.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð°ÐºÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÑажданÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ?
ЦФР(ÐелгоÑодÑкаÑ, ÐÑÑнÑкаÑ, ÐладимиÑÑкаÑ, ÐоÑонежÑкаÑ, ÐвановÑкаÑ, ÐалÑжÑкаÑ, ÐоÑÑÑомÑкаÑ, ÐÑÑÑкаÑ, ÐипеÑкаÑ, ÐоÑковÑкаÑ, ÐÑловÑкаÑ, Ð ÑзанÑкаÑ, СмоленÑкаÑ, ТамбовÑкаÑ, ТвеÑÑкаÑ, ТÑлÑÑкаÑ, ЯÑоÑлавÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑи), СÐФР(ÐенингÑадÑкаÑ, ÐÑÑманÑкаÑ, ÐÑÑ Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»ÑÑкаÑ, ÐологодÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑи ÐенеÑкий авÑ. окÑ., ÐÑковÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÑеÑпÑблика ÐаÑелиÑ, РеÑпÑблика Ðоми, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг), ЮФР(ÐолгогÑадÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐÑаÑнодаÑÑкий кÑай, ÑеÑпÑблика ÐдÑгеÑ, ÑеÑпÑблика ÐалмÑкиÑ, ÑеÑпÑблика ÐÑÑм, СеваÑÑополÑ), ÐиÑовÑкаÑ, ÐижегоÑодÑкаÑ, ÐензенÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑи, ÑеÑпÑблика ÐаÑий Ðл, ÑеÑпÑблика ÐоÑдовиÑ, ЧÑваÑÑÐºÐ°Ñ ÑеÑпÑблика, ÑеÑпÑблика ТаÑаÑÑÑан, СÐФР(ÐабаÑдино-ÐалкаÑÑÐºÐ°Ñ Ð ÐµÑпÑблика, ÐаÑаÑаево-ЧеÑкеÑÑÐºÐ°Ñ Ð ÐµÑпÑблика, РеÑпÑблика ÐагеÑÑан, РеÑпÑблика ÐнгÑÑеÑиÑ, РеÑпÑблика СевеÑÐ½Ð°Ñ ÐÑеÑиÑ-ÐланиÑ, СÑавÑополÑÑкий кÑай, ЧеÑенÑÐºÐ°Ñ Ð ÐµÑпÑблика)
110.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð»Ñдей пÑÐ¸Ð²Ð»ÐµÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑемени?
213.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñо Ñловами Ð.Ð. ÐознеÑенÑкого: «ÐÑе пÑогÑеÑÑÑ ÑеакÑионнÑ, еÑли ÑÑÑиÑÑÑ Ñеловек»?
309.Ðогда Ñлово ÑÑановиÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплением?
407.ÐÑоизведение какого пиÑаÑÐµÐ»Ñ (композиÑоÑа, ÑежиÑÑÑÑа) Ñ Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ñекомендовал Ñвоим дÑÑзÑÑм?
505.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ?
УÑалÑÑкий ФедеÑалÑнÑй окÑÑг (СвеÑдловÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐÑÑганÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ТÑменÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ХанÑÑ-ÐанÑийÑкий авÑ.окÑ., ЧелÑбинÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, Ямало-ÐенеÑкий авÑ.окÑ.), ÐÑенбÑÑгÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐеÑмÑкий кÑай, ÑеÑпÑблика ÐаÑкоÑÑоÑÑан
104.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе ÑÑвеÑждение: ÑоÑ, кÑо ÑеÑпеливо гоÑовиÑÑÑ Ð² пÑÑÑ, непÑеменно пÑиÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº Ñели?
206.Ðогда можно говоÑиÑÑ Ð¾ ÑазÑмном иÑполÑзовании доÑÑижений ÑивилизаÑии?
310.ÐÐ°Ñ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ Ð¤.Ð. ÐоÑÑоевÑкого: «Ðе загладиÑÑÑ Ð»Ð¸ одно, кÑоÑеÑное пÑеÑÑÑпленÑиÑе ÑÑÑÑÑами добÑÑÑ
дел?»
405.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) близко Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð½ÑÑÑÐµÐ½Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ?
508.Ðожно ли найÑи ÑÑаÑÑÑе в Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ Ð½ÐµÑÑаÑÑнÑм?
ÐмÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
108.С кем из лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ
геÑоев ÐÑ Ð±Ñ Ð¾ÑпÑавилиÑÑ Ð² пÑÑеÑеÑÑвие?
210.Ðакие возможноÑÑи Ñеловека ÑаÑÑиÑÑÐµÑ ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ?
301.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ внеÑние обÑÑоÑÑелÑÑÑва ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ñавданием пÑеÑÑÑплениÑ?
409.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾.
510.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ ÑÑвеÑждением Ð.Ð. ÐелинÑкого: «ÐÑо не пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ, ÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð¸ ÑеловеÑеÑÑвÑ»?
Ð¡Ð°Ñ Ð°Ð»Ð¸Ð½, Ðагадан
101.Ðак пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ñеловека?
212.Шаги ÑивилизаÑии: обÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ поÑеÑи.
305.Ðожно ли заÑÑавиÑÑ Ñеловека ÑаÑкаÑÑÑÑÑ?
402.Ð ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ (лиÑеÑаÑÑÑномÑ, мÑзÑкалÑномÑ, ÑеаÑÑалÑномÑ, кинемаÑогÑаÑиÑеÑкомÑ) Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑаÑаÑÑÑ Ñнова и Ñнова?
503.ЯвлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ богаÑÑÑво необÑ
одимÑм ÑÑловием ÑÑаÑÑÑÑ?
ÐмÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐабайкалÑÑкий кÑай, ЯкÑÑиÑ
106.Ðнига как пÑÑеÑеÑÑвие в пÑоÑлое.
202.Ð ÑÑм ÐÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñе полÑÐ·Ñ Ð¸ вÑед ÑеÑ
нологиÑеÑкого пÑогÑеÑÑа?
306.ÐаÑлÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð»Ð¸ пÑеÑÑÑпник ÑоÑÑвÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ поÑемÑ?
412.ÐÑиобÑаÑÑÑ Ðº кÑлÑÑÑÑе (ÑиÑаÑ, или ÑмоÑÑÑ, или ÑлÑÑаÑ), лÑÑÑе познаÑÑÑ Ð¼Ð¸Ñ…
507.Ðожно ли бÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм, когда вокÑÑг неÑÑаÑÑнÑе?
ÐÐÐ, ÐÑимоÑÑкий кÑай, ХабаÑовÑкий кÑай, некоÑоÑÑе Ñ-Ð½Ñ Ð¯ÐºÑÑии
105.Ðакие пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд на Ñеловека?
201.Ðеизбежен ли конÑÐ»Ð¸ÐºÑ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ ÑивилизаÑии?
307.ЧÑо Ñакое пÑеÑÑÑпление пÑоÑив Ñамого ÑебÑ?
413.Ðои лиÑнÑе оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð² миÑе кÑлÑÑÑÑÑ (ÑазмÑÑление о книге, или мÑзÑке, или ÑилÑме, или ÑпекÑакле).
511.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¤. ÐÑкандеÑа: «У Ñеловека еÑÑÑ ÐµÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° возможноÑÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм â ÑÑо Ñмение ÑадоваÑÑÑÑ ÑÑÐ¶Ð¾Ð¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ»?
ÐамÑаÑка, ЧÑкоÑка
102.Ð ÑÑм ÑенноÑÑÑ Ð¿ÑÑевÑÑ
впеÑаÑлений?
204.Ðолжен ли ÑÑÑнÑй дÑмаÑÑ Ð¾ поÑледÑÑвиÑÑ
ÑвоиÑ
оÑкÑÑÑий?
312.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ Ð²ÑÑказÑванием ÐолÑÑеÑа: «ТолÑко ÑлабÑе ÑовеÑÑаÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплениÑ: ÑилÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ ÑÑаÑÑÐ»Ð¸Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½Ð¸ не нÑжнÑ»?
411.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) даÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑÑий пÑоÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾ÐµÐ¹ ÑанÑазии?
502.ЧÑо Ñакое гÑажданÑкий долг?
ÐÑÑÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÐÑкÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
112.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑаÑÑказаÑÑ Ð´Ð¾ÑожнÑй дневник?
203.ÐÑегда ли можно ÑÑиÑаÑÑ Ð¿ÑогÑеÑÑом ÑазвиÑие ÑеÑ
нологий?
311.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова ЦиÑеÑона: «ÐелиÑайÑее пооÑÑение пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ â безнаказанноÑÑÑ»?
408.СпоÑобно ли Ñвление кÑлÑÑÑÑÑ (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) измениÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»ÑÐ´Ñ Ñеловека на жизнÑ?
513.Ðа какиÑ
пÑимеÑаÑ
можно воÑпиÑаÑÑ Ð´Ð¾ÑÑойнÑÑ
гÑаждан?
ÐлÑай, ÐемеÑовÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ТомÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐÑаÑноÑÑÑкий кÑай, ТÑва и ХакаÑиÑ.
109.СвидеÑелем какого иÑÑоÑиÑеÑкого ÑобÑÑÐ¸Ñ ÐÑ Ð±Ñ Ñ
оÑели оказаÑÑÑÑ, пÑÑеÑеÑÑвÑÑ Ð²Ð¾ вÑемени?
208.ÐÑ Ñего пÑедоÑÑеÑегаÑÑ ÑеловеÑеÑÑво анÑиÑÑопии?
302.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ благие намеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑивеÑÑи к пÑеÑÑÑпнÑм деÑниÑм?
406.Ðид иÑкÑÑÑÑва (лиÑеÑаÑÑÑа, мÑзÑка, ÑеаÑÑ, кино), коÑоÑÑй оÑобенно пÑивлекаÑелен Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ.
504.Ðозможно ли обÑеÑÑво, в коÑоÑом вÑе ÑÑаÑÑливÑ?
Ð¢ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ напÑавлениÑм
1. Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека (доÑога ÑеалÑнаÑ, вообÑажаемаÑ, книжнаÑ).
101.Ðак пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ñеловека?
102.Ð ÑÑм ÑенноÑÑÑ Ð¿ÑÑевÑÑ
впеÑаÑлений?
104.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе ÑÑвеÑждение: ÑоÑ, кÑо ÑеÑпеливо гоÑовиÑÑÑ Ð² пÑÑÑ, непÑеменно пÑиÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº Ñели?
105.Ðакие пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд на Ñеловека?
106.Ðнига как пÑÑеÑеÑÑвие в пÑоÑлое.
108.С кем из лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ
геÑоев ÐÑ Ð±Ñ Ð¾ÑпÑавилиÑÑ Ð² пÑÑеÑеÑÑвие?
109.СвидеÑелем какого иÑÑоÑиÑеÑкого ÑобÑÑÐ¸Ñ ÐÑ Ð±Ñ Ñ
оÑели оказаÑÑÑÑ, пÑÑеÑеÑÑвÑÑ Ð²Ð¾ вÑемени?
110.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð»Ñдей пÑÐ¸Ð²Ð»ÐµÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑемени?
111.Чем пÑÑеÑеÑÑвие Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑиÑÑ Ñеловека?
112.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑаÑÑказаÑÑ Ð´Ð¾ÑожнÑй дневник?
113.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова Ð. Ð¥. ÐндеÑÑена: «ÐÑÑеÑеÑÑвоваÑÑ â знаÑÐ¸Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ»?
ÐопÑеки ожиданиÑм, поÑÑи вÑе ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑого напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑвиÑ, а не жизненного пÑÑи. ÐÑо непÑиÑÑнÑй ÑÑÑпÑиз не ÑолÑко Ð´Ð»Ñ ÑÐµÑ , кÑо гоÑовилÑÑ Ðº пеÑÐ²Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ, но и Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð¾ÑÑалÑнÑÑ . ÐÑимеÑÑ Ðº ÑÑим Ñемам подобÑаÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð½Ðµ Ñак-Ñо легко.
2. ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ? (доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑиÑки ÑивилизаÑии, Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¸ ÑÑÑÐ°Ñ Ð¸, Ñ Ð½ÐµÐ¹ ÑвÑзаннÑе).
201.Ðеизбежен ли конÑÐ»Ð¸ÐºÑ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ ÑивилизаÑии?
202.Ð ÑÑм ÐÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñе полÑÐ·Ñ Ð¸ вÑед ÑеÑ
нологиÑеÑкого пÑогÑеÑÑа?
203.ÐÑегда ли можно ÑÑиÑаÑÑ Ð¿ÑогÑеÑÑом ÑазвиÑие ÑеÑ
нологий?
204.Ðолжен ли ÑÑÑнÑй дÑмаÑÑ Ð¾ поÑледÑÑвиÑÑ
ÑвоиÑ
оÑкÑÑÑий?
205.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑели, ÑазмÑÑлÑÑ Ð¾ пÑÑÑÑ
ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑивилизаÑии, обÑаÑалиÑÑ Ðº анÑиÑÑопиÑм?
206.Ðогда можно говоÑиÑÑ Ð¾ ÑазÑмном иÑполÑзовании доÑÑижений ÑивилизаÑии?
207.ÐÑÑÑ Ð»Ð¸ ÑÑо-Ñо в ÑеловеÑеÑкой жизни, ÑÑо невозможно замениÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ ÑеÑ
нологиÑми?
208.ÐÑ Ñего пÑедоÑÑеÑегаÑÑ ÑеловеÑеÑÑво анÑиÑÑопии?
210.Ðакие возможноÑÑи Ñеловека ÑаÑÑиÑÑÐµÑ ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ?
212.Шаги ÑивилизаÑии: обÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ поÑеÑи.
213.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñо Ñловами Ð.Ð. ÐознеÑенÑкого: «ÐÑе пÑогÑеÑÑÑ ÑеакÑионнÑ, еÑли ÑÑÑиÑÑÑ Ñеловек»?
ÐÑи ÑÐµÐ¼Ñ ÐµÑÑÑ Ð² наÑей ÑаблиÑе по напÑавлениÑ. То ли нам ÑдалоÑÑ ÑгадаÑÑ, Ñо ли ÑоÑÑавиÑели Ñем вÑÑ-Ñаки ÑпиÑÑваÑÑ :))) РлÑбом ÑлÑÑае ÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°ÐµÐ¼Ñе и доÑÑаÑоÑно ÑиÑокие, 202 и 212 пÑÑмо вÑоÑÑÑ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ.
3. ÐÑеÑÑÑпление и наказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема (пÑеÑÑÑпление и наказание как Ñвление ÑоÑиалÑное и нÑавÑÑвенное, ÑовеÑÑÑ Ð¸ ÑÑÑд, оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ, ÑаÑкаÑние).
301.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ внеÑние обÑÑоÑÑелÑÑÑва ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ñавданием пÑеÑÑÑплениÑ?
302.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ благие намеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑивеÑÑи к пÑеÑÑÑпнÑм деÑниÑм?
303.ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸ ÑовеÑÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ ÑилÑнее, Ñем ÑÑд?
305.Ðожно ли заÑÑавиÑÑ Ñеловека ÑаÑкаÑÑÑÑÑ?
306.ÐаÑлÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð»Ð¸ пÑеÑÑÑпник ÑоÑÑвÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ поÑемÑ?
309.Ðогда Ñлово ÑÑановиÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплением?
307.ЧÑо Ñакое пÑеÑÑÑпление пÑоÑив Ñамого ÑебÑ?
308.Ðожно ли ÑÑиÑаÑÑ Ð¼Ñки ÑовеÑÑи доÑÑаÑоÑнÑм наказанием за пÑеÑÑÑпление?
310.ÐÐ°Ñ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ Ð¤.Ð. ÐоÑÑоевÑкого: «Ðе загладиÑÑÑ Ð»Ð¸ одно, кÑоÑеÑное пÑеÑÑÑпленÑиÑе ÑÑÑÑÑами добÑÑÑ
дел?»
311.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова ЦиÑеÑона: «ÐелиÑайÑее пооÑÑение пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ â безнаказанноÑÑÑ»?
312.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ Ð²ÑÑказÑванием ÐолÑÑеÑа: «ТолÑко ÑлабÑе ÑовеÑÑаÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплениÑ: ÑилÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ ÑÑаÑÑÐ»Ð¸Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½Ð¸ не нÑжнÑ»?
Ðока в ÑÑом набоÑе виден ÑвнÑй акÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð° наказании, а не на пÑеÑÑÑплении. ÐÐ¾Ñ Ð²ÑÑ, ÑÑо бÑло в ÑкобкаÑ
, надо бÑло внимаÑелÑно ÑиÑаÑÑ. СовеÑÑÑ Ð¸ ÑÑÑд, оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ,
ÑаÑкаÑние и Ñ.п.
4. Ðнига (мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ, ÑилÑм) â пÑо Ð¼ÐµÐ½Ñ (вÑÑказÑвание о ÑекÑÑе, коÑоÑÑй пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑно важнÑм Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð½Ð°Ð´ÑаÑиклаÑÑника).
402.Ð ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ (лиÑеÑаÑÑÑномÑ, мÑзÑкалÑномÑ, ÑеаÑÑалÑномÑ, кинемаÑогÑаÑиÑеÑкомÑ) Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑаÑаÑÑÑ Ñнова и Ñнова?
404.ÐбÑзаÑелÑно к пÑоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ (пÑоÑлÑÑиваниÑ, пÑоÑмоÑÑÑ)!
405.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) близко Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð½ÑÑÑÐµÐ½Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ?
406.Ðид иÑкÑÑÑÑва (лиÑеÑаÑÑÑа, мÑзÑка, ÑеаÑÑ, кино), коÑоÑÑй оÑобенно пÑивлекаÑелен Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ.
407.ÐÑоизведение какого пиÑаÑÐµÐ»Ñ (композиÑоÑа, ÑежиÑÑÑÑа) Ñ Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ñекомендовал Ñвоим дÑÑзÑÑм?
408.СпоÑобно ли Ñвление кÑлÑÑÑÑÑ (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) измениÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»ÑÐ´Ñ Ñеловека на жизнÑ?
409.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾.
410.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое оÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑÑÑ Ðº ÑамопознаниÑ.
411.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) даÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑÑий пÑоÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾ÐµÐ¹ ÑанÑазии?
412.ÐÑиобÑаÑÑÑ Ðº кÑлÑÑÑÑе (ÑиÑаÑ, или ÑмоÑÑÑ, или ÑлÑÑаÑ), лÑÑÑе познаÑÑÑ Ð¼Ð¸Ñ…
413.Ðои лиÑнÑе оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð² миÑе кÑлÑÑÑÑÑ (ÑазмÑÑление о книге, или мÑзÑке, или ÑилÑме, или ÑпекÑакле).
ÐÑ, ÑÑÑ Ð½Ðµ книга (ÑилÑм, мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ) пÑо менÑ. ТÑÑ Ð¿Ñо Ñо, ÑÑо Ñ Ð´ÑÐ¼Ð°Ñ Ð¾Ð± ÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоизведениÑÑ Ð¸ об иÑкÑÑÑÑве вообÑе. Явно Ñполз акÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ. То ли напÑавление кÑиво бÑло ÑÑоÑмÑлиÑовано, Ñо ли ÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº-Ñо ÑилÑно Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ оÑÑÑÑпаÑÑ. ÐоÑмоÑÑим, какие еÑÑ Ð¿Ð¾ÑвÑÑÑÑ ÑоÑмÑлиÑовки, веÑеÑом обÑÑдим.
5. ÐÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð° Ð ÑÑи жиÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑо? â вопÑÐ¾Ñ Ð³Ñажданина (ÑоÑиалÑнÑе поÑоки и обÑеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑпÑаведливоÑÑÑ, поиÑк пÑÑей помоÑи Ñем, ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÑÑдно, пÑÑей ÑовеÑÑенÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва и гоÑÑдаÑÑÑва).
501.ЧÑо знаÑÐ¸Ñ Ð±ÑÑÑ Ð³Ñажданином?
502.ЧÑо Ñакое гÑажданÑкий долг?
503.ЯвлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ богаÑÑÑво необÑ
одимÑм ÑÑловием ÑÑаÑÑÑÑ?
504.Ðозможно ли обÑеÑÑво, в коÑоÑом вÑе ÑÑаÑÑливÑ?
505.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ?
507.Ðожно ли бÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм, когда вокÑÑг неÑÑаÑÑнÑе?
508.Ðожно ли найÑи ÑÑаÑÑÑе в Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ Ð½ÐµÑÑаÑÑнÑм?
509.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð°ÐºÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÑажданÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ?
510.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ ÑÑвеÑждением Ð.Ð. ÐелинÑкого: «ÐÑо не пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ, ÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð¸ ÑеловеÑеÑÑвÑ»?
511.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¤. ÐÑкандеÑа: «У Ñеловека еÑÑÑ ÐµÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° возможноÑÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм â ÑÑо Ñмение ÑадоваÑÑÑÑ ÑÑÐ¶Ð¾Ð¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ»?
513.Ðа какиÑ
пÑимеÑаÑ
можно воÑпиÑаÑÑ Ð´Ð¾ÑÑойнÑÑ
гÑаждан?
ХоÑÑ Ð¸ и ÑÑÑднÑе, заÑо ожидаемÑе ÑемÑ. Ðолг, нÑавÑÑвенноÑÑÑ, помоÑÑ Ð»ÑдÑм.