Темы для сочинения станционный смотритель 7 класс

Автор j.g. на чтение 5 мин обновлено 28 января, 2021 станционный смотритель план рассказа пушкина составить можно используя разные варианты:

На чтение 5 мин Обновлено

«Станционный смотритель» план рассказа Пушкина составить можно используя разные варианты: сюжетный, цитатный, краткий, сложный.

Пушкин «Станционный смотритель» план

  1. Вступление. Станционные смотрители.
  2. Первая встреча с Выриным и его дочерью Дуней.
  3. Повторный визит. Плачевное положение старого смотрителя.
  4. Рассказ Вырина о дочери.
  5. Гусар Минский. Мнимая болезнь.
  6. Побег девушки из дома отца.
  7. Поиски дочери. Встреча с Минским.
  8. Новая жизнь Дуни.
  9. Три года одиночества.
  10. Поездка в знакомые места.
  11. Знакомство с новыми жителями.
  12. Весть о смерти станционного смотрителя.
  13. Прекрасная барыня на могиле старика и ее горе.
  14. Могила станционного смотрителя.

«Станционный смотритель» план произведения

1. Приезд Минского на станцию и его»болезнь»

2. Бегство Дуни

3. Поездка Вырина в Петербург-поиск дочери

4. Минский выгоняет отца, дав ему денег

5. Короткая встреча с дочерью

6. Вырин возвращается обратно

7. Смерть смотрителя

Детальный план «Станционного смотрителя»

  • Рассуждения о станционных смотрителях
  • Знакомство автора с Выриным и его дочерью Дуней
  • Кокетство Дуни и поцелуй
  • Встреча, спустя несколько лет
  • Одиночество отца, оставшегося без дочери
  • Рассказ Вырина о побеге Дуне с почтовой станции
  • Заезжий гусар Минский и его притворная болезнь
  • Уход за больным и мечты о другой жизни
  • Дуня уезжает вместе с гусаром
  • Желание отца вернуть дочь, поездка в город и встреча с Минским
  • Новая жизнь Авдотьи Выриной, жестокость барина
  • Встреча дочери с отцом и обморок девушки
  • Продолжение Выриным службы смотрителем
  • Третье посещение знакомой станции
  • Новые жильцы домика смотрителя
  • Печальная судьба Самсона Вырина
  • Рассказ мальчишки о барыне, приезжавшей на станцию
  • Безутешное горе дочери
  • Посещение автором кладбища и могилы станционного смотрителя.

Цитатный план повести «Станционный смотритель»:

  1. «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса».
  2. «Есть у меня приятели из смотрителей. Память одного из них мне драгоценна».
  3. «Эй, Дуня! – закричал смотритель. Дочка-с, да такая разумная, такая проворная».
  4. «Я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель».
  5. «Лошади были давно готовы, а мне всё не хотелось расстаться с смотрителем и его дочкой».
  6. «Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт».
  7. «Дуня села в кибитку подле гусара, и лошади поскакали».
  8. «Старый смотритель с год как помер».
  9. «Летом проезжала барыня, спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу».

Вариант 2 цитатного плана:

1. «Жизнь смотрителя полна тревог и хлопот»
2. «В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию»
3. «Путешественник предложил Самсону Вырину и его дочери разделить с ним трапезу»
4. «Уже лошади были поданы, а путешественник все не хотел расстаться со своими новыми знакомыми. »
5. «Миновало несколько лет, и вновь довелось ему ехать этим трактом. »
6. «Вошед в комнату» , он узнал прежнюю обстановку, но «все кругом показывало ветхость и небрежение» .
7. «Постаревший смотритель был угрюм и неразговорчив»
8. «Путешественник услышал печальную историю исчезновения Дуни» .
9. «На станцию прибыл молодой офицер» .
10. « Офицер внезапно почувствовал сильное недомогание» .

11. «На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать» .
12. «День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви» .
13. «…ямщик, везший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции» .
14. «Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург» .
15. «Он (Минский) дал смотрителю денег и выпроводил на улицу» .
16. «Самсону очень хотелось еще раз увидеть дочь» .
16. «Заметив отца, Дуня вскрикнула и без памяти упала на ковер» .
17. «Разгневанный Минский вытолкал старика на лестницу» .
18. «Через некоторое время вновь случилось рассказчику проезжать этими местами» .
19. «Самсон «с год как помер» .
20. «Летом приезжала прекрасная барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя» .

О чем повесть «Станционный смотритель»?

Повесть «Станционный смотритель» — наиболее трагичная из цикла «Повестей Белкина» Пушкина. С другими повестями ее объединяет то, что герой и здесь тоже создает свой жизненный сценарий, а точнее, принимает тот, который видит у себя дома на немецких картинках, висящих на стене. В благопристойной форме они изображают притчу о блудном сыне. Именно с ними сверяет свою жизнь Самсон Вырин.

Эпизод на первой картинке сбывается: дочка сбежала с гусаром Минским. Подобно блудному сыну, она бросила родительский дом. Второй эпизод вроде тоже совпал: когда Вырин приезжает в город спасать дочку от Минского, то видит, что она не замужем, живет на содержании. Так сказать, «молоденькая дура» окружена ложными друзьями, в глазах Вырина стала распутной.

Следующим этапом Дуниного пути, согласно притче, должна быть жизнь среди свиней, в рубище. Вырин ждет этого и даже поневоле хочет смерти дочери, несмотря на то что страстно ее любит. Но для него лучше пережить смерть любимого человека, чем позор. Но тут оказывается, что Дуня живет у Минского на правах барыни, и, судя по всему, ее детей Минский считает своими.

Последний эпизод самый сложный в «Повестях Белкина», и с притчей он вообще не имеет ничего общего. Когда Дуня приезжает к отцу просить прощения, выясняется, что прощать уже некому, отца нет в живых. Дочь рыдает на его могиле. Получается, что жизнь не просто объемнее, а одновременно счастливее и трагичнее по сравнению с выдуманным сюжетом.

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» написано 14 сентября 1830 года и издано в 1831 году. Входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Эта история повествует о Самсоне Вырине — самом обыкновенном станционном смотрителе. Сочинение в 7 классе по повести А. С. Пушкина является обязательным для выполнения школьной программы по литературе.

Краткое содержание

Основная обязанность стационарного смотрителя — принимать лошадей от приезжающих людей и выдавать их им потом. А еще его работа — записывать все необходимые данные.

Начинается рассказ с того, что однажды к станции Вырина подъезжает гусар Минский. Влюблённый в дочь смотрителя, он, притворившись больным, остаётся у них в течение нескольких дней. Когда Минскому пришло время покидать станцию, гусар под предлогом отвезти Дуню (дочь Вырина) в церковь забирает её с собой в Петербург.

Самсон не дожидается своей кровинушки и отправляется на её поиски. Не найдя дочь в церкви, он понимает, что девушка уехала с Минским. Совсем разочарованный отец идёт к гусару, но тот отвечает, что Дуня останется с ним, так как они любят друг друга.

Автор доносит до читателя все страдания смотрителя. В течение нескольких лет главный герой убивается по дочери. Он стал хуже выглядеть, обзавелся морщинами по всему лицу, седыми волосами на голове, вид у него очень усталый. Герой вечно раскаивается и не может понять собственной оплошности. Самсона мучает вопрос: как он мог отпустить дочь? Как он так прогадал? Вырин боится, что гусар Минский вскоре наиграется Дуней и выгонит её на улицу. Отец не хочет для дочери такой судьбы.

Не выдерживая горя и страданий, герой спивается и скоропостижно умирает. В конце повести Пушкин описывает, как Дуня с тремя детьми возвращается навестить отца, но узнаёт о его смерти. Убитая горем дочь идёт на кладбище и долго плачет над могилой. Конечно же, она понимает, насколько грешна перед отцом. Вероятно, чувство вины будет преследовать ее всю жизнь.

Минский, как следует из рассказа, не бросил и не выгнал Дуню. Она осуществила свою мечту: стала женой гусара и родила ему детей. Семья была состоятельной и не бедствовала.

Если говорить кратко, то несмотря на счастливый конец, из текста произведения видно, как автор делает акцент на том, что необходимо любить своих близких и по возможности сразу решать все разногласия.

Главная мысль в повести «Станционный смотритель»

В повести «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин рассказывает о станционном смотрителе, имеющим чин самого последнего 14 класса. Пушкин описывает судьбу «маленького» человека, который работает на почтовой станции. Многие проезжающие на каретах люди останавливаются на ней. Но если же на улице плохая погода, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, то всё своё недовольство проезжающий вымещает на станционного смотрителя. Самого станционного смотрителя зовут Самсон Вырин. У него есть молодая дочка, зовут её Дуня. Автор упоминает украшающие дом смотрителя картинки, роль которых в повести не случайна, как может показаться на первый взгляд. На них изображена одна из притч, некогда рассказанных Иисусом — история о блудном сыне. Это евангельская притча о юноше, который вёл разгульную жизнь, впал в нищету и, раскаявшись, вернулся домой. И вот однажды в мае 1816 года Белкин проезжает как раз через его почтовую станцию. Дуня подает семье и гостю чай и начинается общая беседа, как будто век были знакомы. В это время лошади были готовы, и Белкин начал прощаться со смотрителем и его дочкой. Она проводила его до телеги и разрешила себя поцеловать. Этот поцелуй оставил в нём долгое и приятное воспоминание. Затем, через несколько лет повествователь снова проезжает эту станцию. Происшедшая перемена сразу бросается в глаза Белкину, хотя он еще не знает, что произошло. Он вошел в комнату и тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом, приезд Белкина разбудил его, он привстал. Это был тот самый Самсон Вырин, но как он постарел! Белкин удивился, что могло так быстро превратить бодрого мужчину в хилого старика. Смотритель рассказал всю историю своей беды, что Дуню, дочь смотрителя, увез в Петербург проезжий офицер Минский. Смотритель пытался найти и увидеть свою дочь, но Минский не дал ему такой возможности, а дал ему лишь деньги. Дочь тоже не приезжала к нему. В дальнейшем, когда Белкин снова попадает на эту станцию, то узнаёт, что Самсон уже давно спился и умер. Он очень грустил по своей дочери. Повествователь просит показать его могилу. Мальчишка-проводник рассказывает, что однажды на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые. Как мне кажется, главная мысль повести в том, что смотритель очень любил свою дочь и заботился о ней. А его дочь и офицер Минский глубоко обидели его. И только в конце, когда уже смотритель умер, дочь, видимо раскаявшись, приехала к нему на могилу. В этом просматривается связь между поступком дочери и евангельской притчей о блудном сыне.

История создания

Однажды в «болдинскую осень», в то время, когда в окрестностях разразилась эпидемия холеры, Пушкин явился в родовое имение Болдино, дабы скорее разрешить все свои финансовые трудности. Но быстро разобраться с проблемой не удалось, и писатель задержался на целый сезон. Ему казалось, что время будет проходить долго, и пребывание окажется скучным. Но вдохновение настигло автора внезапно, и истории писались одна за другой.

Таким образом, в течение этого времени Александр Сергеевич написал три произведения:

  • 9 сентября была закончена повесть «Гробовщик».
  • 14 числа того же месяца — «Станционный смотритель».
  • 20 сентября — «Барышня-крестьянка».

Повесть «Станционный смотритель» оказала огромное влияние на творчество отечественных авторов.

Образ героев

Так как Вырин является главным персонажем, его характеристика будет более обширной, чем у всех остальных персонажей. Основными чертами его характера являются:

  • терпение;
  • нерешительность, связанная со смирением;
  • трусость.

Мужчина работает не покладая рук, сносит любую непогоду. На него льются оскорбления, словесная грязь и унижения, но он терпит. Богатства не имеет, является типичным малоимущим человеком, признающим факт собственной бедности. Униженный всеми Самсон представляет в произведении образ «маленького человека».

Главному герою около 50 лет, он достаточно бодр и свеж для своих годов.

Герой смирился со всем, что происходит вокруг. Его жизнь протекает в крохотном уголке земли. Он знает своё место и не хочет никому перечить, боится нарваться на конфликт с приезжими, которые и без того относятся к нему как к собаке. Самсон абстрагирован от целого мира, живёт лишь своей тихой убогой жизнью. После того как дочь его покинула, он развесил на стенах картины, на которых была изображена история блудного сына. Они являются для героя неким символом того, что Дуня, оставившая отца, в скором времени вернется.

Единственной отдушиной в тяжёлой жизни человека была его дочь.

Дуня — девушка, обладающая необычайной красотой, умница, помощница, одним своим видом могла успокоить разъярённых приезжих, которые при виде её, будто по команде, становились смиреннее и начинали вежливо вести беседу.

Она является полной противоположностью отца. Не побоялась вырваться из того бренного мира, смело поехала за гусаром. Дуня более решительна, знает свою цель и следует за ней.

Ротмистр Минский представляет из себя складного молодого человека с «чёрными усиками», коварного и высокомерного. Временами он бывает заносчив и груб, ссылаясь на гусарскую честь.

Собственным недостойным отношением к «маленьким людям» он подчёркивает свой особый статус в обществе, ставит себя выше других, притворяется умнее, сильнее, богаче.

Сочинение по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» рассказывается про полную унижений безрадостную жизнь Самсона Вырина. Его чин станционного смотрителя не дает ему никаких привилегий, напротив, чуть ли не каждый проезжий так и норовит его обидеть, сорваться на нём из-за неудач, плохих дорог, мрачного настроения. Старик же смиренно сносит свою участь и примерно выполняет свои обязанности. Всякий зашедший путешественник получает у него отдых, еду и кров. Единственная отрада в жизни Самсона – это его дочь Дуня. Только она радует его и помогает обслуживать посетителей. Жилище старика – типичная изба бедного русского человека. Она обставлено бедно, но везде чувствуется рука его дочери, везде опрятно и чисто. Символично то, что стены избы украшает сюжет из библейской притчи про блудного сына. Эта картина как бы пророчит грустную судьбу Вырину. Однажды ему пришлось жестоко поплатиться за своё радушие и гостеприимство. Офицер Минский, будучи проездом на этой станции, нанёс Самсону удар, отняв его утешение в жизни — Дуню. Дерзкий офицер настолько самоуверен, что ему ничего не стоило так оскорбить старика. Обманом он увёз девушку, которая ему понравилась. Несчастный старик уверен, что как только Минскому надоест Дуня, она окажется на улице без средств к существованию, как многие глупенькие и наивные девушки до неё. Ведь для офицера она всего лишь очередное увлечение, уверен отец Дуни, и нет на белом свете никого, кто защитил бы её, кроме старика. Дуня не сумела оценить все то, что дал ей отец, при этом сам терпя лишения. Она едва ли осознавала, что пришлось пережить ему из-за неё. Самсон Вырин увидел, наконец, издалека свою дочь. Та от волнения лишилась чувств. Бедный старик прошёл пешком весь путь до Петербурга, чтобы увидеть её. Даже пройдя такую дорогу, Вырин был безжалостно вышвырнут из богатого дома Минского ни с чем. Он был окончательно сломлен, пока не нашёл покой в смерти. Много позже очевидцы рассказывали, что видели на могиле Самсона Вырина молодую состоятельную барыню с детьми, которая была безутешна. Только после смерти отца поняла Дуня, как огорчила его своим поступкам, человека, который и так видел в жизни только горести. Но для раскаяния было уже поздно. Автор подводит читателя к мысли, что жизнь маленького человека в России, такого, как станционный смотритель, бесправна и невыносима, и никто не встаёт на защиту его от произвола и несправедливости богачей и власть имущих.

Значение повести

В своем произведении Александр Сергеевич описывает, какой нечестной, полной горечи и страданий бывает жизнь простых людей.

Их унижают, над ними насмехаются. Автор сочувствует главному герою, жалеет его. Обладая состраданием, Пушкин пытается донести до читателя мысль о том, что, несмотря на звание человека, его нужно уважать. Чин не должен влиять на отношение к людям, ведь главное, чтобы они обладали искренностью, добротой и честностью.

В пушкинские времена главной ценностью являлось положение в обществе. Чин превосходил любые положительные духовные качества человека.

Даже самая подлая личность, имеющая высокий статус, становилась авторитетом. Деньги закрывали глаза остальных людей на пороки богачей.

Все школьные сочинения по литературе

Пушкин «Станционный смотритель» — сочинение на тему «Ответственность родителей и детей друг перед другом».

В повести «Станционный смотритель» А. Пушкин рассказывает историю бедного чиновника низшего класса — Самсона Вырина. В основу сюжета положена трагедия жизни этого «маленького» человека, который, несмотря на тяжелые жизненные условия и унизительный труд, вполне счастлив и не жалуется на судьбу, ведь он не привык получать от нее подарки. В этом произведении писатель поднимает вечную общечеловеческую проблему взаимоотношений родителей и их детей.

Вырин воспитывает четырнадцатилетнюю дочь и работает станционным смотрителем. Работа героя довольно сложная, ведь все жалобы, обиды и ругань проезжающих обрушиваются именно на него. Злость, накопленную в дороге, путники срывают на Самсоне, иногда избивая его. Единственной радостью в жизни смотрителя является его любимая дочка. Дуня при возможности помогает отцу, сглаживая конфликты с приезжими. Однажды в размеренную жизнь смотрителя врывается проезжавший мимо офицер Минский, который влюбился в Дуню и увез ее втайне от отца.

Девушка оказывается в Петербурге, а Вырин в это время не находит себе места и заболевает. Тоска по дочери и осознание вины перед ней не дает ему покоя. Самсон чувствует, что не уберег дочь. Тогда он решается найти ее и вернуть, но Минский дважды прогоняет его. Вырин увидел, что Дуня живет в хороших условиях, но от этого ему только больней за дочь — он уверен, что гусар рано или поздно бросит ее, ведь они принадлежат к разным социальным сословиям. Для Самсона любовь гусара к простой девушке не представляется возможной, поэтому он искренне жалеет дочь, изводя себя изо дня в день. Вырин от горя спивается и вскоре умирает. Писатель не осуждает героя за узость его взглядов, а лишь пытается понять и объяснить природу его поведения.

А. Пушкин воплотил в образе смотрителя жизнь «маленьких людей», бесправную и полную страданий. В повести глубоко раскрывается мотив вины родителя перед ребенком и ребенка перед родителем. Писатель не наделил главного героя каким-то определенным пороком, но наивный Самсон целиком сосредоточен на своем маленьком счастье. Он эгоистичен в своем желании избегать любых конфликтов, пользуясь привлекательностью дочери. Ему хочется жить в уюте и спокойствии, но герой забывает об ответственности перед дочкой. Вырин не пренебрегает возможностью использовать ее обаяние для смягчения гнева приезжих. Так Дуня привыкает ко лжи, к услужливости перед всеми, чей социальный статус выше ее. Конечно, вскоре это оборачивается против отца. Простодушный смотритель ждет возвращения своей дочери, он готов простить ее, ведь в ней заключается весь смысл его жизни. Но несчастный, обиженный отец остался в одиночестве. Счастливая жизнь Дуни с детьми не оправдывает ее поведения, а раскаяние приходит к ней с запозданием — решившись проведать отца, она застает лишь его могилу. Всю оставшуюся жизнь ее спутником будет чувство вины.

А. Пушкин поднимает тему благодарности и ответственности детей перед своими родителями. Трогательная любовь Самсона к своей единственной дочери и ее неблагодарное поведение в ответ стало для героя трагедией, погубившей его. Дуня любила отца и не забыла о нем, но все-таки уехала, оставив его одного и ни разу не проведав. Писатель призывает нас быть гуманными, не забывать о своих детях и родителях, ведь человеческий долг заключается в том, чтобы заботиться друг о друге независимо от обстоятельств.

Еще сочинения автора:

  • Сочинение Пушкин «Гробовщик» — особенности композиции
  • Сочинение на тему «Пушкин метель»
  • Сочинение «Повесть Выстрел»
  • Пушкин «Повести Белкина» — сочинение
  • Сочинение на тему: «Актуальность лирики А. С. Пушкина в современном мире»

Характеристика произведения

В девятнадцатом веке профессия «станционный смотритель» была такой же незначительной и вызывавшей долю иронии со стороны людей, как, например, сейчас сторож или кондуктор. Повесть учит ценить всякий труд. Автор показывает, что любая работа бывает полезной и имеющей смысл для людей. Роль Самсона Вырина — показать людям, какая может быть тяжёлая судьба у сотрудника низшего чина, терпящего унижения со стороны посторонних людей.

Таким образом, смотритель — это символ всех простейших должностей, какие только бывают. Лицо Самсона Вырина — это образ всех небольших чинов в глазах властных и меркантильных богачей.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Станционный смотритель

В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем. Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.

Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.

Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.

Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.

Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.

Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.

Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.

В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.

А. С. Пушкин в своем произведении доносит до читателя какой бесправной и полной страданий и несправедливости является жизнь «маленьких» чинов.

Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.

Краткий анализ

Год написания

– 1830 г.

История создания

– Повесть была создана в Болдинскую осень, этот период стал для писателя самым плодотворным.

Тема

– С этого произведения в русской литературе начинает раскрываться тема обездоленных людей.

Композиция

– Композиция повести выстроена с общепринятыми литературными канонами, постепенно действие достигает кульминации, и переходит к развязке.

Жанр

– Повесть.

Направление

– Сентиментализм и реализм.

Жанр

Сам писатель называет свое произведение повестью, хотя каждое творение из знаменитого цикла «Повести Белкина» можно отнести к жанру маленького романа, настолько глубоко их психологическое содержание. В сентиментальной повести «Станционный смотритель» четко просматриваются основные мотивы реализма, настолько правдоподобно выглядит главный герой, который мог встретиться и на самом деле.

Эта повесть является первым произведением, начинающим тему «маленьких людей» в русской литературе. Пушкин достоверно описывает жизнь и быт таких людей, нужных, но незаметных. Людей, которых безнаказанно можно оскорблять и унижать, совершенно не думая о том, что это живые люди, у которых есть сердце и душа, которые также, как и все, могут чувствовать и страдать.

Сочинение 3

Произведение «Станционный смотритель» знакомит нас с историей одного мужчины. Он жил и радовался, растил свою дочь, любил и уважал ее. И именно в этом заключается трагичность ситуации.

Автор пытался показать читателю не только семейные ценности, привязанность, социальную неравность. Он хотел научить читателя уважать своих родителей, беречь и ценить их, пока они живы и здоровы.

Смысл жизни Самсона Вырина заключался в воспитании своей дочери. Она создавала уют и покой в доме, радовала отца, делала его счастливым. Он был бесконечно горд за нее. Но этот милый мир резко рушится, когда Дуня, не объяснившись с отцом, бесследно исчезает с гусаром Минским.

Печаль и тревога от незнания и безысходности сводит с ума главного героя. Самсон Вырин принимает попытки встретиться с дочерью, его сердце обливается кровью и тоской. Сама же дочь не хочется видеться с отцом, либо она стыдится посмотреть ему в глаза за свой поступок. За некоторое время, измотанный нервами и переживаниями, здоровый мужчина превращается в старика. Он начинает спиваться, потеряв весь смысл в своей жизни. Оскорбительные провокации Минского, деньги, которые он сует главному герою – это очень низкий поступок. Это действия ради того, чтобы главный герой окончательно сошел с ума и спился. Самсон Вырин, как отец, имел полное право встретиться со своей дочерью.

Старик так и не дождался встречи со своей дочерью. Она приехала только спустя год на могилу своего отца. Нельзя сказать, что отец был зол на нее, он так же любил ее и ждал. Мысли об ее поступке не давали ему жить, которые теперь навсегда останутся в ее голове. Здесь раскрывается весь трагизм и безвыходность ситуации, показывая на невозможность что-то вернуть назад.

Родители – это самое родное и близкое, что нам дал Бог. Цените и уважайте их, разговаривайте и думайте об их чувствах тоже, любите их так же, как они любят вас.

7 класс

Другие сочинения: ← Сравнительная характеристика Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова↑ ПушкинИстория любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой →

Популярные сочинения

  • Конструктор Лего сочинение 5 класс
    Моя любимая игра — это конструктор Лего — LEGO, потому, что эта игра развивает мое воображение. К тому же, эта не только для детей, многие взрослые, оставаясь в душе детьми все же, продолжают этим увлекаться
  • Сочинение Выбор жизненного пути
    Каждый человек на своем жизненном пути постоянно стоит перед выбором. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством различных ситуаций, которые вынуждают нас делать выбор
  • Анализ произведения «Фауст» Гете (9 класс)
    Произведение создается автором в течение практически всей его жизни на протяжении шестидесяти лет, однако опубликованию подвергается уже после смерти поэта.

Идея произведения

Произведение А.С.Пушкина – не только рассказ о семейных ценностях, человеческой привязанности, уважении к родителям и социальном неравенстве. Это повесть учит уважать родителей, ценить их, пока они живы, быть благодарными.

Самсон Вырин видел смысл жизни в воспитании своей дочери Дуни. Она создавала уют, легко справлялась с хозяйством, была гордостью отца, его отрадой. Отец не скрывает гордости за свою дочь: она умна, красива, скромна и послушна.

Однако маленький мирок, созданный в доме станционного смотрителя рушится в один день, когда Дуня сбегает с гусаром Минским. Не попросив отцовского благословения, не простившись, не объяснившись, она исчезает из родного дома.

Судьба главного героя

Неопределённость и тревога за судьбу дочери сводит с ума Самсона Вырина. Он совершает несколько попыток встретиться с Дуней, его сердце разрывается от тоски и переживаний за её судьбу. Отцу так и не приходиться встретиться со своей дочерью, она не желает видеться с ним, либо стыдится своего поступка. За несколько лет бодрый и крепкий мужчина превращается в старика. Герой спивается, не найдя причины держаться за жизнь и не видя смысла в дальнейшем существовании. Унизительное отношение Минского к нему, деньги, которые он даёт Вырину – всё это низко и пошло, ведь Самсон, как отец имеет право встретиться с дочерью.

Долгожданная встреча так и не произошла при жизни, Дуня приехала на могилу отца спустя год после его смерти. Автор показывает безысходность и трагизм ситуации, подчёркивая невозможность исправить ошибку.

Статья будет полезна при подготовке к написанию сочинения “Чему учит “Станционный смотритель”.

Вариант 2

Повесть рассказывает о судьбе маленького человека — Самсона Вырина. Он служит станционным смотрителем на постоялом дворе. Вырину приходится в любое время суток и в непогоду встречать гостей. В этом ему помогает единственная дочка Дуня, которую Самсон воспитывает один. Он не может на неё нарадоваться. Девочка растёт умницей, красавицей и отличной хозяйкой в доме. Она способна своим очарованием и тактичностью смирить гнев самого капризного постояльца. Гости ей тоже отвечают добром, дарят дорогие подарки.

Однажды на постоялый двор приезжает офицер, который требует дать немедленно лошадей. Он устраивает скандал смотрителю, но увидев Дуню, сменяет гнев на милость. Позже гусар притворяется больным для того, чтобы задержаться на станции и принимать ухаживания от очаровательной дочери станционного смотрителя. В душе коварного офицера созревает план украсть понравившуюся девушку. В день своего отъезда он предлагает Дуне подвезти её до церкви. Ничего не подозревающий отец разрешает дочери прокатиться с гусаром. С этого времени Дуня бесследно исчезает из родного дома. Самсон не может простить себе такой оплошности. Отчаявшись ждать возвращения дочери, он предпринимает решительные действия и едет разыскивать Дуню в Петербург. Вырин находит свою дочь в северной столице. Она живёт на содержании ротмистра Минского в роскошном доме, прекрасно выглядит и производит впечатление, что довольна жизнью. Увидев отца, Дуня падает в обморок, а её возлюбленный совершенно не рад неожиданному гостю. Он вышвыривает несчастного смотрителя на улицу, откупившись от него крупной суммой денег, которую Вырин в сердцах выбрасывает. Ради несчастного отца Дуня не готова пожертвовать своей богатой и беспечной жизнью. Оскорблённый и униженный отец отказывается бороться за свои права и ни с чем уезжает домой. Он по-прежнему переживает за судьбу дочери, думая, что натешившись с красавицей, гусар прогонит её. От одиночества и душевных страданий Вырин спивается и умирает.

Впоследствии ротмистр Минский всё-таки женится на дочери станционного смотрителя. Став знатной дамой и мамой двоих детей, Дуня в полной мере осознает свою вину перед отцом. Она приезжает к нему, но слишком поздно раскаяние. Дочери остаётся только безутешно плакать на могиле отца.

Произведение Пушкина учит взрослых детей помнить о своих немолодых родителях, уделять им внимание и заботиться о них.

На примере Самсона Вырина автор показывает неравенство в обществе, пренебрежительное отношение высокопоставленных чиновников к людям ниже рангом. Он призывает быть справедливыми и ценить человека за его моральные качества.

6 класс, 7 класс

Композиция

События повести излагаются с точки зрения стороннего наблюдателя, узнавшего об этой истории от ее участников и свидетелей.

Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, об пренебрежительном отношении к ним. Далее, повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным, и его дочерью Дуней.

Во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнает от старика Вырина о судьбе его дочери. Используя различные художественные средства, в этом случае лубочные картинки, изображающие возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все его мысли и страдания, человека, которого покинула любимая дочь.

Третий приезд рассказчика является эпилогом этой истории, закончившейся трагической развязкой. Самсон Вырин не смог пережить предательства дочери, тревога за ее судьбу, постоянные переживания, слишком сильно подействовали на смотрителя. Он начал пить, и вскоре умер, не дождавшись возвращения дочери. Дуня приезжала, поплакала на могиле отца, и снова уехала.

История создания

В год написания «Станционного смотрителя», Пушкину необходимо было срочно решить свои финансовые вопросы, для чего он отправился в родовое поместье. В 1830 году началась эпидемия холеры, что задержало писателя на всю осень. Сам Пушкин считал, что это будет скучное и долгое времяпровождение, но внезапно к писателю снизошло вдохновение, и он приступил к написанию «Повестей Белкина». Так произошла история создания и «Станционного смотрителя», который был готов уже к середине сентября. Пора «болдинской осени» являлась для автора поистине золотой, повести выходили из-под пера одна за одной, и уже в следующем году они были опубликованы. Под подлинным именем автора, «Повести Белкина» были переизданы в 1834 году.

Смысл «Станционного смотрителя»

О чем заставляет задуматься повесть: нужно уважать труд каждого человека; любая профессия необходима для нормального функционирования всей системы. Если работа является низкооплачиваемой, мало востребованной, это не значит, что без нее вполне можно обойтись.

Для того чтобы были чистыми и уютными участки около домов, нужны дворники. Следить за тем, чтобы никто не проник в школы, больницы, магазины, должен сторож. Без помощи слесаря сантехника в квартире придет в негодность. Поможет найти необходимую, редкую книгу для дипломной работы библиотекарь. Этот список можно продолжать бесконечно. Труд каждого человека по-своему сложен. Все профессии важны для общества, иначе система даст сбой, если в ней пропадет или сломается какой-то винтик.

Воспитание человека проявляется в его социальном поведении. Важно отношение людей друг к другу. Если кто-то успешен, занимает видную должность в прибыльной компании, это не дает ему права унижать других людей, кичась своей профессией и хвастаясь уровнем заработной платы. Нельзя оценивать кого-то только по записи в его трудовой книжке, а также считать, много или мало денег он получает, работая, например, охранником в продуктовом магазине.

По-настоящему воспитанный, морально зрелый человек одинаково уважителен и к людям, занимающим высокий пост, и к дворнику, который каждое утро наводит порядок около его дома. Ценностные установки проявляются в манере общения с теми, кто взамен не может ничего противопоставить, а порой и ответить. Почтение к чужому труду — мерило нравственности человека.

Следующим моральным нравоучением является уважение к близким людям, трепетное отношение к их переживаниям и тревогам. Дети должны беречь своих родителей, заботиться о них и проявлять любовь к старикам. Каждый человек, имеющий ребенка, желает ему счастья, поэтому много трудится, забывает о личных желаниях ради своего чада. Как же больно и обидно бывает родителям, когда подросшие сын или дочь, заведя собственную семью, забывают о тех, кто воспитал их.

Безусловно, у Дуни есть право на личное счастье, но при этом не должен страдать отец. Необязательно было убегать тайно с любимым и скрываться. В ее новой жизни вполне нашлось бы место и родителю. Не случилось бы трагедии, если бы девушка откровенно поговорила с отцом, наладила бы отношения. Вырин простил бы и понял дочь.

Часто осознание тяжести своего поступка приходит к человеку далеко не сразу, а через какой-то период времени. К сожалению, иногда бывает слишком поздно. Так случилось и с Дуней. Когда совесть в ней проснулась и стала требовать успокоения, оказалось, что просить прощения уже не у кого: отец умер, не справившись с горем разлуки с дочерью.

Писатель говорит своему читателю, что необходимо ценить время, проведенное с родными людьми, ведь семья — это самое главное в жизни. Если вдруг человек обидел, задел кого-то из своих близких словом или поступком, стоит набраться мужества и извиниться. В этом случае гордость или стыд могут привести к множеству бед.

Лучше перебороть себя и сделать шаг навстречу, чем до конца жизни мучиться от осознания того, что все можно было исправить.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 892.

В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем. Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.

Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.

Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.

Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.

Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.

Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.

Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.

В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.

А. С. Пушкин в своем произведении доносит до читателя какой бесправной и полной страданий и несправедливости является жизнь «маленьких» чинов.

Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.

     Сочинение- рассуждение «Самая грустная повесть» 

(по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» )                       

                       План

  1. Тема «маленького человека» в русской литературе.
  2.     Самысон Вырин, жизнь и судьба

    1. «Что такое станционный смотритель?»

а) гнев и раздражение проезжающих

б) доброта и доверие к людям

  1. Солнце  маленького мира смотрителя

а) Дуня – хозяйка

б) побег с гусаром Минским

3. И померкла жизнь

а) болезнь и «путешествие» в Петербург

б) слезы негодования и беспомощности

4. И как же способно изменить человека горе!

а) обрюзгший старец

б) одиночество и безысходность

5. Позднее раскаяние

а) холмик на деревенском кладбище

б) повзрослевшая Дуня

в) осознание невозвратимости и безысходности

  1.   Так о чем же самая грустная повесть А.Пушкина «Станционный смотритель»?

              Сочинение- рассуждение «Самая грустная повесть» 

         (по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» )                       

                       План

  1. Тема «маленького человека» в русской литературе.

одним из первых   русских писателей  открыл миру  «маленького человека». Маленького, потому что ………..

Но жизнь каждого из них – это  ……

  1.   Так о чем же самая грустная повесть А.Пушкина «Станционный смотритель»?

О судьбе одного такого «маленького человека» рассказывает нам …..

  1.     Самысон Вырин, жизнь и судьба

    1. «Что такое станционный смотритель?»

а) гнев и раздражение проезжающих

б) доброта и доверие к людям

 «Что такое станционный смотритель?…….»

 Это человек, ………

Таков и Самсон Вырин — главный герой повести.

Долгие годы службы сделали его…..,    а неприятности и страдания не смогли …..

  1. Солнце  маленького мира смотрителя

а) Дуня – хозяйка

б) побег с гусаром Минским

Жена у него умерла, и всю свою любовь Самсон отда­вал …….

На Дуне не только «дом держался», но она ……

Дуня была солнцем в маленьком мире  станционного смотрителя. Но вряд ли она сама понимала это. Потому что…….  . Гусар увозит ее обманом, но Дуня ….

3. И померкла жизнь

а) болезнь и «путешествие» в Петербург

б) слезы негодования и беспомощности

  Занемог он, слег в постель. Потом все-таки …..

 Добрался до Петербурга, отыскал своего обидчика, …….

От горя и сознания собственной беспомощности ……..

4. И как же способно изменить человека горе!

а) обрюзгший старец

б) одиночество и безысходность

   из «свежего и бодрого» тот превратился в заброшенного, обрюзгшего старца, 

Одиночество и безысходность …..

Угасло  солнце, согревавшее жизнь старика. И угасла …..

5. Позднее раскаяние

а) холмик на деревенском кладбище

б) повзрослевшая Дуня

в) осознание невозвратимости и безысходности

Опустел дом, поселились в нем ….. О том, что в этом мире был маленький человек, ….

 Однажды сюда придет  повзрослевшая Дуня, и……

Может быть, и об этой безысходности, о ……….., а не только о судьбе маленького человека хотел нам поведать  А.С. Пушкин в своей  самой грустной повести «Станционный смотритель».

    Сочинение- рассуждение «Самая грустная повесть» 

        (по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» )                       

А. С. Пушкин одним из первых   русских писателей  открыл миру  «маленького человека». Маленького, потому что таких незаметных,  незначимых людей  миллионы по всей  России. Но жизнь каждого из них – это целый мир, с его радостями, печалями, мечтами и буднями.

 О судьбе одного такого «маленького человека» рассказывает нам в  повести «Станционный смот­ритель» А.Пушкин.  «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда…» Это человек, на котором каж­дый проезжающий считает своим долгом выместить гнев и раздражение от неприятностей, случившихся в дороге.

Таков и Самсон Вырин — главный герой повести. Долгие годы службы развили в нем терпе­ние и понимание, а неприятности и страдания не смогли вытеснить из его сердца доброту и доверие к лю­дям. Жена у него умерла, и всю свою любовь Самсон отда­вал подрастающей красавице дочери, с нею же связывал и свое счастье. На Дуне не только «дом держался», но она умела и успокоить сердитых и раздражительных посто­яльцев. Дуня была солнцем в маленьком мире  станционного смотрителя. Но вряд ли она сама понимала это. Потому что  однажды проезжающий через станцию гусар Минский влюбляется в девушку и обма­ном увозит ее из отцовского дома. Увозит обманом, но Дуня и не рвется  вернуться домой.

 И померкла жизнь для Вырина. Занемог он, слег в постель. Потом все-таки нашел в себе силы, «пешком отправился за своей дочерью». Добрался до Петербурга, отыскал своего обидчика, но тот выпроводил смотрителя из дома, сунув ему за обшлаг рукава деньги.  От горя и сознания собственной беспомощности Вырин тяжело заболевает.

 И как же способно изменить человека горе! Всего через несколько лет, проезжая по той же дороге, автор, остановившись на ночь у Самсона Вырина, не узнал его: из «свежего и бодрого» тот превратился в заброшенного, обрюзгшего старца, единственным утешением которому служила бутылка.  Одиночество и безысходность поселилось в доме  станционного смотрителя. Угасло  солнце, согревавшее жизнь старика. И угасла жизнь.

Опустел дом, поселились в нем другие люди. О том, что в этом мире был маленький человек, напоминает  холмик на деревенском кладбище. Однажды сюда придет  повзрослевшая Дуня, сама ставшая матерью  и потому осознавшая весь ужас своего поступка. Упадет на могилу, долго будет лежать, обняв  холодную землю. Поздно, слишком поздно пришло к ней понимание отцовского горя. Теперь безысходность станет и ее спутником жизни.

Может быть, и об этой безысходности, о вовремя сказанном спасительном слове, о  дочернем долге и любви к родителям, а не только о судьбе маленького человека хотел нам поведать  А.С. Пушкин в своей, пожалуй, смой грустной повести «Станционный смотритель».

          ( 400 слов)

Слайд 1

ЧОУ Немецкая гимназия «Петершуле» Урок по литературе в 7 классеТема «отцов» и «детей» в повести А.С.Пушкина

Текст слайда:

ЧОУ Немецкая гимназия «Петершуле»

Урок по литературе в 7 классе

Тема «отцов» и «детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Учитель русского языка и литературы
Рогова Татьяна Ивановна


Слайд 2

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Религиозные сюжетыПочитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.Пятая библейская заповедь.Теория

Текст слайда:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Религиозные сюжеты

Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы продлились дни твои на земле.
Пятая библейская заповедь.

Теория литературы. ЭПИГРАФ

Эпиграф (от греч. (от греч. — «надпись») — цитата, помещаемая во главе
сочинения или его части с целью указать его дух,
его смысл, отношение к нему автора

2


Слайд 3

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Религиозные сюжетыТеория литературы. ПРИТЧАПритча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого

Текст слайда:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Религиозные сюжеты

Теория литературы. ПРИТЧА

Притча — маленькая нравоучительная история
вроде басни, но без морали, без прямого поучения.
Мораль каждый должен извлечь из нее сам. 

Рембрандт (1606-1669).
Возвращение блудного сына, 1669

Великий голландский художник XVII в. Рембрандт
Пишет свою знаменитую картину по сюжету
евангельской притчи о «блудном сыне»

3


Слайд 4

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Из зарубежной литературыТеория литературы. ЯПОНСКОЕ ХОККУТиё, поэтесса XVIII в.«Вспоминаю умершего ребенка»Больше некому сталоДелать дырки в

Текст слайда:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Из зарубежной литературы

Теория литературы.
ЯПОНСКОЕ ХОККУ

Тиё,
поэтесса XVIII в.

«Вспоминаю
умершего
ребенка»

Больше некому стало
Делать дырки в бумаге окон.
Но как холодно в доме!

Традиционное японское жилище . Реконструкция

— Скажите, о чём это стихотворение? 
— Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах? 
— Странно, почему же, когда окна целы, стало вдруг очень холодно? 

Хокку (хайку) – трёхстишие,
лирическое стихотворение,
отличается предельной
краткостью и своеобразной
поэтикой

4


Слайд 5

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Из русской литературы XIX века Теория литературы. ПОВЕСТЬПовесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению

Текст слайда:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Из русской литературы XIX века

Теория литературы. ПОВЕСТЬ

Повесть – произведение эпической прозы,
тяготеющее к последовательному
изложению сюжета,
ограниченное минимумом сюжетных линий.

А.С. Пушкин (1799-1837)

5


Слайд 6

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА.«Почитай отца твоего и мать твою»Притча о блудном сынеЯпонское хокку ТиёПовесть «Станционный смотритель»Теория литературы. ПРОБЛЕМАПроблема

Текст слайда:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

«Почитай отца твоего и мать твою»

Притча о блудном сыне

Японское хокку Тиё

Повесть «Станционный смотритель»

Теория литературы. ПРОБЛЕМА

Проблема – сложный вопрос,
требующий исследования,
разрешения.

6


Слайд 7

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА.Проблема «отцов» и «детей»7

Текст слайда:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Проблема «отцов» и «детей»

7


Слайд 8

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА Тема нашего сегодняшнего урока:Проблема «отцов» и «детей» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». 8

Текст слайда:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Тема нашего сегодняшнего урока:

Проблема «отцов» и «детей» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». 

8


Слайд 9

УРОК ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Цель На примере повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» изучить нравственную проблему взаимоотношений «отцов и

Текст слайда:

УРОК ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Цель На примере повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» изучить нравственную проблему взаимоотношений «отцов и детей» XIX века, их образов и характеров в противоречивом воспитательном процессе.

Задачи
— проанализировать текст повести;
выявить основную идею литературного произведения, главную авторскую проблему;
сопоставить сюжет повести с библейской притчей о блудном сыне;
рассмотреть образы главных героев, проанализировать их характеры в сюжетной линии повествования;
на примере одного из сюжетов (Приезд Дуни) и фрагмента к/ф изучить и обсудить нравственную проблему ответственности детей за свои поступки;
рассмотреть образ «маленького человека» в повести, его положение в обществе, его морально-нравственный ориентир;
осмыслить актуальность рассмотренной темы взаимоотношений «отцов и детей» в современном жизненном пространстве.

9


Слайд 10

УРОК СООБЩЕНИЯ И УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ Планируемые результатыПредметные: Научиться понимать, выразительно читать текст и вы­полнять устное

Текст слайда:

УРОК СООБЩЕНИЯ И УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Планируемые результаты

Предметные: Научиться понимать, выразительно читать текст и вы­полнять устное ре­цензирование выразительного чтения. Научиться аргумен­тировать свою точку зрения. Обобщить и си­стематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. Закрепить знания по теории литературы и терминологическому ряду: эпиграф, притча, хокку, повесть, проблема, нравственность и др.

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления аргументированного ответа; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт; уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: Воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других, формирование понятий «ошибка», «раскаяние», способности признания своих ошибок; применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях родителей и детей.  Формирова­ние мотивации к обучению и самосовершенство­ванию. Выработка навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

10


Слайд 11

Нравственность: лексическое значение и двойственность подходовНравственность -это система правил поведения человека, в основе которой человеколюбие и бережное

Текст слайда:

Нравственность: лексическое значение
и двойственность подходов

Нравственность -это система правил поведения человека,
в основе которой человеколюбие и бережное отношение
к окружающему миру;

Нравственность — это компонент культуры, содержанием
которого выступают этические ценности, составляющие
основу сознания.

Нравственность- это способность человека действовать,
думать и чувствовать в соответствии со
своим духовным началом, это способы и приемы передачи
вовне своего внутреннего духовного мира.

Нравственность это понятие, которое является синонимом
морали, хотя в теории этики существуют
и различные трактовки этих терминов.

Светский подход

Религиозный подход

В православном, христианском
понимании нравственность синонимична
духовности. И, прежде всего ,
связана с понятием о Святом Духе.
Духовность – это способность жить так,
чтобы вся жизнь была пронизана
присутствием Святого Духа,
чтобы Святой Дух действовал в человеке.

2. Вера в бога приравнивает такого
человека к нравственному образу.

3. Десять заповедей – как морально-
нравственный Кодекс человека и его
отношения ко всем окружающим.

11


Слайд 12

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: содержание произведения Как вы понимаете смысл названия? Что такое станция во времена Пушкина? 

Текст слайда:

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: содержание произведения

Как вы понимаете смысл названия?

Что такое станция во времена Пушкина? 

станция

смотритель

Кого называли смотрителем ? 

Почему автор называет станционного
смотрителя «сущим мучеником»? 

Почему автор называет смотрителя
«..маленьким, бессильным человеком»? 

12


Слайд 13

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: содержание произведения 13

Текст слайда:

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: содержание произведения

13


Слайд 14

Расставьте картинки в хронологической последовательности 1283456791014

Текст слайда:

Расставьте картинки в хронологической последовательности

1

2

8

3

4

5

6

7

9

10

14


Слайд 15

Сюжет повести в хронологической последовательности 128345679101086529741315

Текст слайда:

Сюжет повести в хронологической последовательности

1

2

8

3

4

5

6

7

9

10

10

8

6

5

2

9

7

4

1

3

15


Слайд 16

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: развязка. фрагмент фильмаТрогательная история о святости родительской любви и обманутых надеждах: юная Дуняша

Текст слайда:

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: развязка. фрагмент фильма

Трогательная история о святости родительской
любви и обманутых надеждах: юная Дуняша
вопреки воле отца уезжает из дома с молодым
повесой. Жизнь старика разрушена, да и дочь,
ослушавшаяся родителя, несчастна…

В 1972 году на экраны вышел художественный
фильм киностудии «Мосфильм» режиссёра
С.Соловьёва с одноимённым названием
«Станционный смотритель» (его экранизация).
В кадрах фильма «оживают» главные герои.
Посмотрим финальный фрагмент этой работы.

РАЗВЯЗКА повести заставляет поразмыслить
и обсудить с Вами ряд вопросов

16


Слайд 17

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: развязка. Творческое задание №21. Почему А.С. Пушкин заканчивает повесть именно так?2. О чём,

Текст слайда:

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: развязка. Творческое задание №2

1. Почему А.С. Пушкин заканчивает повесть именно так?

2. О чём, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца?

3. Как, по-вашему, должна была поступить Дуня, чтобы отец не чувствовал
себя брошенным?

4. Виноваты ли герои А.С. Пушкина друг перед другом? Если да, то в чём?

5. Согласуется ли это с содержанием известной притчи? Как?

17


Слайд 18

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: творческое задание №3 Рембрандт «Возвращение блудного сына»Иллюстрация худ. Д. Шмаринова к повести Сопоставьте

Текст слайда:

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: творческое задание №3

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Иллюстрация худ. Д. Шмаринова к повести

Сопоставьте историю блудного сына и историю Дуни.
В предложенном задании заполните пропуски

18


Слайд 19

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: творческое задание Сопоставьте историю блудного сына и историю Дуни.В предложенном задании заполните пропуски

Текст слайда:

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: творческое задание

Сопоставьте историю блудного сына и историю Дуни.
В предложенном задании заполните пропуски

19


Слайд 20

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: творческое задание Сопоставьте историю блудного сына и историю Дуни.В предложенном задании заполните пропуски

Текст слайда:

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: творческое задание

Сопоставьте историю блудного сына и историю Дуни.
В предложенном задании заполните пропуски

20


Слайд 21

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: интересный факт. Ленинградская область, Гатчинский р-н, дер. Выра. 21

Текст слайда:

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: интересный факт.

Ленинградская область,
Гатчинский р-н,
дер. Выра.

21


Слайд 22

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: итоги урока Нравственная проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» выступает ключевойтемой повести А.С. Пушкина

Текст слайда:

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: итоги урока

Нравственная проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» выступает ключевой
темой повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (1831)

2. Сюжет повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» тесно связан с библейской
притчей о блудном сыне

3. Трогательная история о святости родительской любви и обманутых надеждах: юная
Дуняша вопреки воле отца уезжает из дома с молодым повесой. Жизнь старика разрушена,
да и дочь, ослушавшаяся родителя, несчастна…

4. Фрагмент х/фильма «Станционный смотритель» 1972 г. заставляет задуматься о
поступках детей по отношению к своим родителям. Нельзя допустить, чтобы они
оказались забытыми, без внимания и средств к существованию

5. Уроки повести полезны всем нам, современным читателям.

6. Образ станционного смотрителя Самсона Вырина увековечен в гатчинском р-оне,
Ленинградской области в деревне Выра в литературно-мемориальном музее.

22


Слайд 23

А.С. ПУШКИН «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»: РЕФЛЕКСИЯУрок заставил меня задуматься….Я понял(а), что……После этого урока мне захотелось…… В зависимости от того

Текст слайда:

А.С. ПУШКИН «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»: РЕФЛЕКСИЯ

Урок заставил меня задуматься….

Я понял(а), что……

После этого урока мне захотелось……
 
В зависимости от того на сколько вам сегодня было
комфортно на уроке, выберите соответствующего
смайлика.

РЕФЛЕКСИЯ

Продолжите предложения:

1

2

3

23


Слайд 24

Домашнее задание (дифференцированное) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?» (за основу взять Вам уже

Текст слайда:

Домашнее задание (дифференцированное)

Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?» 
(за основу взять Вам уже известную форму написания «Поучения»Владимира Мономаха
( см. стр. 54 учебника п.3.)

2. Написать рассказ – предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?» 

На выбор

24


Слайд 25

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕСпасибо за урок!

Текст слайда:

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Спасибо за урок!


  • Темы итогового сочинения 2022 примеры произведений
  • Темы итогового сочинения 2022 книга про меня
  • Темы итогового сочинения 2022 по направлениям рекомендуемая литература
  • Темы итогового сочинения 2022 и аргументы к ним
  • Темы итогового сочинения 2022 примеры сочинений