Темы для сочинения по роману обломов 10 класс

Дорогие друзья! школьная программа 10-го класса по русской литературе предполагает изучение большого количества произведений, обширных по объму и сложных по

cover

Дорогие друзья! Школьная программа 10-го класса по русской литературе предполагает изучение большого количества произведений, обширных по объёму и сложных по содержанию. Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы, познакомиться с величайшими произведениями реалистического направления. К ним относятся рассказы и романы И. С. Тургенева, пьесы А. Н. Островского и А. П. Чехова, романы И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, стихотворения Ф. И. Тютчева и поэмы Н. А. Некрасова. После разбора и обсуждения каждого литературного произведения в классе учитель обычно просит написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в нашей книге готовые сочинения помогут вам справиться с этой задачей. Пользуясь планом, который прилагается к каждому сочинению, вы сможете создать свой текст, дополнить его собственными мыслями и примерами из литературных произведений. Помните, что каждое сочинение – это индивидуальная творческая работа, в которой отражены ваши личные суждения и впечатления. При этом не забывайте, что ваше мнение должно опираться на содержание произведения и на теоретические знания, полученные на уроках литературы. Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно формулировать свои мысли, давать личную оценку героям, фактам и событиям. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи. Желаем успехов!

Оглавление

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

…пока умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс.

И. А. Гончаров

План

I. Вступление.

Способы характеристики персонажей.

II. Основная часть.

Обломов и Штольц: «поэт мечты» и «поэт труда».

1. Внешний облик героев.

2. Воспитание и образование героев.

3. Герои и Ольга Ильинская.

4. Дальнейшая судьба героев.

III. Заключение.

Надежда на будущее.

Литераторы прибегают к различным приёмам характеристики героев для того, чтобы полнее и многограннее изобразить их характер и внутренний мир. Это может быть подробное описание обстоятельств воспитания и образования персонажа, сформировавшие его личность. Сон главного героя – популярный приём описания внутреннего состояния персонажа, неоднократно использовавшийся многими русскими классиками. Ещё одним способом характеристики литературного героя является приём антитезы (противопоставления) двух совершенно непохожих действующих лиц произведения. Таковы антагонисты Онегин и Ленский из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов у И. С. Тургенева в романе «Отцы и дети», князь Мышкин и Парфён Рогожин из романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Именно непохожесть характеризует героев наиболее ярко и глубоко.

Герои романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» совершенно не похожи друг на друга. И внешнее различие только подчёркивает их антагонизм. Илья Ильич Обломов, главный герой произведения, изнежен и вальяжен. Его кожа белая, тело полное, руки, не знающие труда, пухлые и мягкие. Это настоящий русский барин, медлительный и неторопливый. Его любимая одежда — халат, уютный и вместительный, как нельзя лучше подходящий Обломову. Андрей Штольц, друг главного героя, подтянутый и стройный. Он весь словно состоит из одних мышц, находящихся в непрерывном движении. Его кожа загорела от постоянного пребывания на свежем воздухе.

Столь не похожие внешне герои — близкие друзья. В детстве они жили по соседству и вместе выросли. Имение Обломова — образец классической русской усадьбы, райский уголок, находящийся вдали от больших дорог, городов, событий, самой жизни. Жизнь в Обломовке протекает размеренно и подчиняется своим правилам: приём пищи является своеобразным ритуалом, а любой труд представляется наказанием. Маленького Илью Ильича всегда окружали любящие родители, многочисленные родственники, гости, няньки, которые следили за каждым его шагом. Илья, как любой ребёнок, был любопытным и наблюдательным. Однако постоянный контроль и излишняя опека со стороны взрослых притупили эти черты.

Штольц воспитывался в других условиях. Родители уделяли много внимания его образованию. И если мать занималась с сыном музыкой и литературой, то отца беспокоила практическая сторона жизни. Штольца одного отправляли по делам, а когда тот пропал, отец не отправился искать сына, надеясь на его самостоятельность. Штольца с детства приучали к труду, усердию, самостоятельности. И он вырос упорным, честолюбивым, умным, деловым человеком, многого достигшим в жизни. И всё же маленького Штольца непреодолимо влекло в сонную Обломовку. Возможно, той гармонии и любви, атмосферы покоя и уюта, в которой вырос Илья Ильич, не хватало его другу в родительском доме.

Штольца всегда тянуло к ленивому и безмятежному Обломову. Душевная теплота, нежность, благородство, искренность ценились Штольцем выше деловой хватки и упорства других людей. Штольц в сравнении с Обломовым несколько проигрывает. Его деловитость абстрактна. Читатель не видит плодов его деятельности. Он не располагает к себе с первого взгляда, как Обломов. Но герои, безусловно, дополняют друг друга.

Встреча с Ольгой Ильинской раскрыла характеры обоих друзей с новой стороны, и в первую очередь личность Обломова. Он оказался, в отличие от Штольца, способным на сильную искреннюю любовь, которая изменила и главную героиню. Ольга, прямая и естественная, после встречи с Ильёй Ильичём превратилась из наивной девушки в прекрасную молодую женщину, тонко и глубоко чувствующую. Она обогатилась внутренне и приобрела громадный жизненный опыт, возвысивший её даже над развитым Штольцем. Ольга сразу увидела и оценила душевную красоту Ильи Ильича, но даже она оказалась неспособной победить обломовщину. Штольц полюбил уже «новую» Ольгу, которая изменилась благодаря Обломову, которая много пережила, страдала, боролась, но проиграла.

После этого судьбы героев разошлись. Обломов обрёл счастье в своём понимании — нашёл Обломовку в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Он опустился, обрюзг и уже очень отдалённо напоминал прежнего обаятельного барина. Штольц создал семью с Ольгой Ильинской. Они как будто счастливы, только иногда на Ольгу находит непонятная грусть и тоска, посещают воспоминания об Илье Ильиче.

Сын Обломова Андрей становится своеобразным средоточием лучших качеств обоих героев. Наследник Обломова и воспитанник Штольца в будущем, возможно, станет во всех отношениях прекрасным человеком, деятельным и активным, но с нежной поэтической душой и золотым сердцем.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • По роману Гончарова Обломов

Гончаров И. А. создал не много произведений, и одним из лучших считается «Обломов». Роман вышел в издательство в 1859 году. В этом произведении можно отыскать ответы на многочисленные вопросы, так как автор описал практически все области жизни человека. В своей работе Гончаров показал существование общества своего времени. Писатель очень ярко продемонстрировал процесс дегенерации дворянского общества. После публикации романа его полюбили не сразу и не многие. Возможно, автор специально применил прием, в котором отсутствует интрига, действия, происходят затянуто и нудно, это касается первой части романа, что бы читатель понял, как может быть жизнь однообразной и бесцельной даже у хорошего человека.

Приступив к чтению произведения, читатель заостряет интерес на художественное описание интерьера и портретные характеристики героев, которые вместе дополняют друг друга. С первых строк произведения видно изображение комнаты Обломова дополняет его личный портрет. Отсюда перед нами и встает образ главного героя. Обломов Илья Ильич мужчина когда – то живший разумной жизнью, тревожившийся собой и всем что его окружало, предстает перед читателем никчемным лежебокой не способным даже управлять своими слугами. Детализируя все моменты Гончаров, делает свой роман более колоритным и красочным. Но не только это преследует автор в своем произведении. Таким образом, Гончаров специально затягивает действие первой части, которая в реальности происходит всего лишь один день, но складывается впечатление, что он ни когда не кончится. Так и в жизни Обломова дни, которые ни когда не заканчиваются, цепочка монотонных событий и действий, одно бледнее другого.

Итак, кто же этот Обломов? Главный персонаж произведения Гончарова Обломов Илья Ильич. Мужчина в тридцати двух – трех годах жизни, не очень высокий, достаточно симпатичный, проживающим в Петербурге. Образ героя представленного автором скорее удивляет, чем кажется противным и мерзким. Но это только первые впечатления от знакомства с героем. Далее как читатель близится к завершению романа Илья Ильич становится совершенно иным человеком. Он уважает не всех людей из высшего общества. По его мнению, многих из них из — за их образа жизни можно и за людей не считать. Отличающая мягкость характера Обломова делает его моральный мир идеальным. Таким как он, с его взглядами на жизнь, надо руководить государством, осуществлять всевозможные преобразования, а не покоиться на диване. Но герой поступил по-своему, так как не в состоянии найти в себе силы воплотить в жизнь свои мысли и мечты. Самой ужасное в портрете Обломова то, что он сам понимает свою обреченность.

Итак, знакомство с произведением Гончарова вызывает у читателей разнообразные эмоции касательно главного персонажа произведения. Через весь роман Обломов предстает и как лентяй и как философ, что бесспорно поднимает его в глазах читателей. В образе Обломова можно рассматривать многих людей. Многие только думают, но совсем не торопятся, что-то изменить.

Вариант 2

Для начала стоит напомнить год, в котором написание романа было завершено – 1859. В это время у государственного руля стоял уже Александр II. Будучи образованным и деятельным человеком, он прекрасно понимал ошибки правления своего отца Николая I, приведшие к следующим последствиям: разгул коррупции и бюрократизма, застой в экономике, жестокое подавление либеральных устремлений.

Заняв трон, Александр и ряд государственных деятелей приступили к реорганизации российского общества: готовились законы о местном самоуправлении, отмена крепостного права, ряд мер, направленных на развитие торговли.

Наконец, предприимчивые люди получили государственную поддержку для реализации своих проектов. Новый образ жизни не всем пришелся по душе. В особенности, тем самым «закоренелым» дворянам, которые считали беззаботный образ жизни своей привилегией. Не барское это дело – бегать, суетиться, зарабатывать. Их раздражало ускорившееся течение жизни.

Именно таким барином в несколько утрированном виде, предстает перед нами главный протагонист романа Илья Обломов. Живет он в городе, но ведет типичный провинциальный поместный образ жизни. Он не способен ни к какому систематическому труду и главное его занятие заключается в лежании на диване. Друг Обломова по имени Штольц — полная противоположность главного героя: он деятелен, занимается многими торговыми делами.

Еще в детстве они были соседями, но какие разные они были. Если Штольц рос в строгости, с ранних лет учился противостоять трудностям жизни, то Обломова же холили и лелеяли, не давая проявить свое мужское начало. Результат, как можно заметить, оказался виден в их взрослом возрасте.

Разные стили воспитания, разные люди впоследствии.

Навязанный родителями праздный образ жизни так укрепился в Обломове, что даже сильное чувство любви не способно заставить его действовать иначе. Эта заложенная программа «Обломовщины» неизменна, с ней же он и умирает. Эта невозможность измениться терзает как читателя, так и самого главного героя. В этом и состоит трагедия произведения.

Так называемая «Обломовщина» системное явление, которое возможно преодолеть лишь в следующем поколении.

Как уже было отмечено, произведение было написано в 1859 году, за два года до отмены крепостного права. После 1861 года дворянству, так или иначе, пришлось бы сбрасывать ярмо застойной поместной жизни и включиться в активную торговую и хозяйственную жизнь, поскольку оно лишалось дешевой рабочей силы.

Обломова же действительно жаль. Он стал заложником системы, взрастившей его. Сам по себе он был человеком высоких моральных принципов. Если бы ему удалось соединить деятельность и его положительные душевные качества, то ему бы не было цены в либеральной России 60-х годов XIX века.

Сочинение на тему «Образ Обломова в романе Гончарова»

Роман «Обломов» создавался И.А. Гончаровым в переходный момент истории. Содержание данного произведения намного глубже, чем многие привыкли считать. Главный герой не просто лентяй и лежебока. В образе Обломова писатель воплотил целое явление эпохи, которое получило название обломовщины.

В романе встречается два типа людей. К первому относятся дельцы, люди нового времени, которые отлично себя чувствуют в условиях разрушения дворянских гнёзд. Таким человеком показан Штольц – лучший друг Обломова, который добивается всего своими силами, ни на кого не надеясь. Противостоят этому лагерю герои, которых наступающая эпоха сломила, которые не нашли в себе сил приспособиться к новой жизни и тихо угасают. Таким является Обломов.

Образ Обломова ярко передаёт дворянина старых порядков. Он привык жить за чужой счёт, не умеет делать что-либо своими руками. Он не может работать, но требует прислуживать ему. Обломову стоило только пересмотреть взгляды на жизнь, дать своим стремлениям к труду материальное воплощение, и жизнь бы наладилась. Но он не хочет расставаться со старыми порядками: отказывается от государственной службы, помыкает таким же ленивым Захаром, мечтает о покое.

Более всего Обломов грезит о родительской деревне Обломовке, которая видится ему настоящим раем на земле. Он снова хочет очутиться в том времени, когда слуги ходили за ним по пятам, оберегая буквально от всего. В Обломовке нет никаких тревог, её обитатели преданы лености и умиротворению. Высшее удовольствие в их жизни – вкусно поесть и сладко поспать. Именно такой образ жизни и представляется Обломову единственно правильным. Поэтому его душа после недолгой встряски Ольгой стремится снова к покою и обретает его в доме Агафьи Пшеницыной, когда они вдвоём погружаются в мир спокойствия.

Таким образом, в образе Ильи Обломова автор воплотил главную проблему современного ему русского общества – недееспособность дворян в новых условиях жизни. Нежелание и неспособность работать, несамостоятельность, глупость и необразованность высшего слоя общества – всё это находит своё отражение в таком явлении, как обломовщина.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Образ Обломова в романе Гончарова» читают:

Сочинение на тему «Штольц и Обломов»

Популярные страницы

Сочинение «Как я провёл зимние каникулы?»

Мои зимние каникулы прошли очень интересно и весело, мне просто некогда было скучать! Когда зимние каникулы только начались, мне казалось, Читать далее…

Сочинение на тему «Будущее России»

Некоторые люди считают, что у нашей страны нет будущего. Я с ними категорически не согласен! Я оптимист, поэтому верю в Читать далее…

Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (кратко)

Петербург – город, воспетый поэтами и писателями разных лет. У него много лиц и имен, его называют «Северной Венецией», «Городом Читать далее…

Сочинение на тему: Образ Евгения Онегина (9 класс)

В этом романе описывается богатый дворянин из Петербурга времен XIX века. Во время прочтения возникает мысль, словно автор описал в Читать далее…

Сочинение по литературе на тему «Жилин и Дина»

В произведении Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» на фоне разворачивающейся войны прослеживается тема истинной дружбы, для которой нет ограничений ни по Читать далее…

Сочинение «Почему люди не понимают друг друга?»

Существует множество разных причин, почему люди не понимают друг друга. У каждого человека свой характер и свои взгляды на жизнь. Читать далее…

Сочинение по произведению Обломов

Описывая главного персонажа в своем одноименном романе, Гончаров утверждает, что лежание для Обломова было нормальным и обычным состоянием.

Как же так, почему физически здоровый и сравнительно адекватный мужчина все время лежит? Лежание — образ жизни главного персонажа шокирует читателей. Как можно все время лежать и предаваться мечтам, ничего при этом, не делая, многим из нас непонятно.

Но Обломову комфортно и привычно в подобном инертном состоянии, потому что этот барин чрезвычайно ленив. Он и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть что-то изменить или улучшить в своей жизни. Ему лень это делать, ведь гораздо проще мечтать, а повседневные обязанности скинуть на слуг, как скидывают с руки тесную перчатку. Лежать и мечтать — вот что «не тесно» для Обломова. Главный герой романа патологически ленив, и предпочитает не напрягаться. Виною этому тот факт, что он барин.

Обломов барин, у которого есть все для сносной жизни. Ему не нужно трудиться и думать о хлебе насущном. Он даже гордится тем, что никогда в жизни не работал. Иногда он мечтает о том, что все могло быть бы гораздо лучше, о богатстве и развитии своего поместья, но дальше рассуждений и мечтаний в своих стремлениях не заходит. Поэтому все остается, как и всегда, без изменений. И ему нравится размеренное рутинное существование. Ленивый барин даже против того, чтобы ездить в гости, настолько он закостенел в своей привычке лежать лёжмя.

Барин Илья Ильич не стар, и совсем не немощен. Это мужчина, которому от роду чуть более тридцати лет, в самом соку. Корни его инертности идут из детства, когда он, вместе с молоком маменьки, впитал основы бытия Обломовки. Матери удалось убедить его в том, что он барин, поэтому не должен напрягаться, ведь для работы есть слуги.

Однако наш герой не настолько глуп, чтобы не пытаться анализировать события свой жизни и особенности своего характера. Но этот процесс настолько утомляет его ленивый ум, что доморощенный «аналитик» засыпает прямо посреди процесса самоанализа. Обломова утомляет любое полезное занятие, даже чтение.

Создавая такой апатичный персонаж, каким является главный герой романа, Гончаров высмеивал тенденции к «обломовщине» у своих современников. Многие господа в ту пору жили, подобно Обломову. Писатель собрал в персонаже Ильи Ильича все недостатки барина того времени, и ненавязчиво и умело высмеял их. Однако Гончаров наделил своего героя добрым сердцем. Обломов никому за все время повествования не причинят вреда, но и не делает ничего хорошего — он вообще старается ничего не делать.

Темы сочинений по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Вариант 1. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Был ли Обломов счастлив перед смертью?

Вариант 2. Дайте ответ, опираясь на текст произведения и критические статьи. Что такое обломовщина?

Вариант 3. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Зачем Штольцу была нужна дружба с Обломовым?

Вариант 4. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какова авторская позиция в отношении Обломова?

Вариант 5. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как сложилась судьба всех окружающих после смерти Обломова? Какой символический смысл заложен в этих описаниях?

Вариант 6. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте особенность образа Ольги Ильинской для русской литературы.

Вариант 7. Дайте ответ, опираясь на текст произведения и критические статьи. Подход какого критика относительно личности Обломова вы поддерживаете? Почему?

Вариант 8. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как Штольц относился к обломовщине и Обломовке? Почему он сам не заразился обломовщиной?

Вариант 9. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Почему Ольга чувствовала свою вину перед Штольцем, который собирался сделать ей предложение? И почему Штольц не сердился на Ольгу после её признания?

Вариант 10. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. В чём заключён философский и политический смыслы романа?

Вариант 11. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Почему из двух типов любви Обломов делает выбор в пользу того, что представлен в романе Агафьей Пшеницыной?

Вариант 12. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте роль художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Вариант 13. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте значение главы «Сон Обломова» для всего романа.

Вариант 14. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте символику заглавия романа.

Вариант 15. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как отзываются об Обломове все герои романа?

Вариант 16. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Актуальна ли проблематика романа «Обломов» сегодня?

Вариант 17. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какова идея романа И.А. Гончарова «Обломов»?

Вариант 18. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Составьте развёрнутую характеристику образа Захара.

Вариант 19. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какой тип любви представлен в подробном описании брачной жизни Обломова и Штольца? Каковы их взаимоотношения? Счастливы ли они?

Вариант 20. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Совпадает ли символическое и фактическое время смерти Обломова? От чего он умирает на самом деле?

Вариант 21. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Гончаров и Обломов – тождественны ли эти личности в романе?

Вариант 4

Гончаров в своем произведении старался показать всю суть, всю подоплеку некой черты характера, называемой в народе «обломовщина». И нужно сказать это ему удалось олицетворить в главном герое.

Эти качества мы наблюдаем в каждом из нас, мы тоже немножечко Обломовы. Мы часто ленимся, пытаемся убежать от обыденных, повседневных забот и проблем. Порой бросаем начатые дела, едва начав их, бросая на полпути.

Оправдания этому, конечно же, нет, но мы стараемся его найти, сваливая ответственность на кого то другого, а тем временем ищем себе любую защиту и аргумент того или иного деяния. Но все же тем, ни менее осуждаем себя, полностью раскаиваясь, и сетуя на нелегкую жизнь и судьбу. Кроме того делаем вид, что сделали все что от нас зависело.

И никто здесь невиноват, так уж сложилось.

Но! Просто необходимо задуматься всем и каждому над своими поступками, над своим поведением. Делать добро и хорошие дела, чужими руками нельзя. И стараться не развивать в себе эти отрицательные качества.

И вбивать если хотите, в головы нашим детям, что так жить не стоит. Поскольку ни к чему хорошему это не приведет.

Понять и распознать во время в себе эти качества, дано не каждому. Необходимо приложить максимум усилий, сделать порой возможное и невозможное, чтобы достичь своей определенной цели.

Именно все это и старался довести до сознания людей автор. Чтобы люди сами осознали и переосмыслили всю суть данного вопроса, и сделали соответствующие выводы.

Наверняка, именно по этой причине роман «Обломов» введен в школьную программу, когда ученики могут понять и отвечать за свои действия, понять и взвесить все за и против, решив и определить для себя важные и жизненные вопросы и приоритеты для себя.

Нравится ли вам, отрицательные черты этого характера, хотя сам по себе, Обломов не плохой уж таки человек. Зла то он никому ни желает. Ведя философские беседы интеллигентного человека.

Жизнь Обломова с первого момента кажется заманчивой, но прозябать всю жизнь в этом образе, по крайней мере, бессмысленно, напрасно и бесполезно как для себя, так и для общества. Как вы считаете?

Согласитесь, самым уникальным в произведении считается то, что этот роман является актуальным, и по сей день. И был таковым в любые времена и в любой стране.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

« Любовь — претрудная
школа жизни»
(по роману А.И. Гончарова «Обломов»).
Работу выполнила учитель русского языка и литературы
Репина Екатерина Кирилловна

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Подготовка к сочинению по роману
И.А. Гончарова « Обломов»
Сочинение
«Любовь – претрудная школа
жизни»

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Рабочие материалы
к итоговому сочинению
по тематическому направлению
«ЛЮБОВЬ»

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Чтобы СОЧИНЕНИЕ было интересным,
вы должны показать свою эрудицию,
начитанность, умение анализировать текст,
высказывать свою точку зрения, умение
размышлять над прочитанным.
Задавайте интересные и нужные вопросы по теме
сочинения и давайте на них развёрнутые ответы
строго по теме, учитывая при этом ваше
собственное мнение.
НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ в работе никаких штампов!
Не отступайте от темы сочинения!

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

План сочинения (примерный)
1.Почему любовь можно назвать «Школой жизни»?
-Что такое любовь ?
-Чему она может научить?
2.Концепция любви в романе И.А. Гончарова.
-Почему Ольга полюбила Обломова?
-Что нашёл Обломов в Ольге?
-Какую любовь между Ольгой и Обломовым показывает Гончаров?
— Какие «претрудные уроки жизни» преподнесла героям ЛЮБОВЬ?
3.Какая любовь показана между Ольгой и
Штольцем
Кем является Штольц для Ольги?
Что их сближает?
Какая это любовь? Какие уроки жизни преподнесла любовь Ольге
и Штольцу?

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

План сочинения (продолжение)
4. Любовь между Обломовым и Агафьей
Матвеевной
-Что нашёл Обломов в Агафье?
-Как Агафья относилась к Обломову?
— В чём особенности этой любви?
5.Каким образом писателю удалось показать,
что «Любовь-претрудная школа жизни»?
6. Какой любви вы можете отдать
предпочтение? Почему?

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Какую роль играет любовь в жизни Ильи
Обломова и Ольги Ильинской?
Чем она является для героев?
Гончаров сотворил Ольгу такой женщиной,
которая не только любит Обломова, но и считает
очень важным для себя спасти мужчину от
катастрофической АПАТИИ.
Как называется такая любовь?(Самоотверженная).
Такая самоотверженная любовь может вывести
Илью Обломова из состояния равнодушия только
на некоторое время.
Вечная женственность НЕ СПАСЁТ Обломова.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

«Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей
нравилась эта
роль ПУТЕВОДНОЙ ЗВЕЗДЫ»-, пишет И. А. Гончаров.
Автор воспринял Ольгу Ильинскую как умную
женщину,
решительную, умеющую отстаивать право на
собственную
жизненную позицию.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Ольга разбудила не только душу Ильи
Обломова, но и любовь к себе.
Человеческие отношения очень сложные.
Каждый из нас нуждается в ЛЮБВИ.
Размышлять о любви, о человеческой
взаимности чрезвычайно трудно.
Но ,читая роман, мы ещё раз обращаем
внимание на то, что без любви жизнь
человеческая не является полной.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Как и чем же
наполнилась жизнь
героя?
Она окрылила
Обломова.
Лежание на диване
переросло в настоящую
жизнь.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Жизнь Обломова
наполнилась красотой,
радостными надеждами и
ожиданиями, наполнилась
ЛЮБОВЬЮ.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Любовь к Ольге-это сильное
чувство.
Герой способен на любовь: «От
слов, от звуков этого чистого
девичьего голоса билось сердце,
дрожали нервы, глаза искрились
и заливались слезами». Такая
перемена в Обломове не чудо, а
закономерность: впервые его
жизнь обрела смысл.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

ЛЮБВИ в
романе
И. А.
Гончарова?
Какие разновидности
ЛЮБВИ показывет
писатель?
?
?
?

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Обломов и Ольга
Ольга называет свою любовь к Илье Ильичу долгом.
Героиня заявляет, что любовь «Мне как будто Бог
послал её… и велел любить».
Они объездили все петербургские окрестности,
являлись на загородных концертах, на больших
праздниках. Сколько сил понадобилось Обломову
для этого! Какие трудные уроки жизни
преподнесла герою любовь!
Уроки любви заставили Обломова превозмочь
себя! Нельзя не согласиться с Гончаровым в
том,что «Любовь –претрудная школа жизни»

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Обломов рассуждает: «Нет,
жизнь трогает, сколько
нового движения вдруг
втеснилось в неё, занятий…
ЛЮБОВЬ-ПРЕТРУДНАЯ ШКОЛА ЖИЗНИ!»

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Но всё-таки любовь
заставила пробудить сознание
Обломова, пусть на короткое
время заставила ожить,
почувствовать ИНТЕРЕС к
жизни. Это и есть любовь как
«претрудная школа ЖИЗНИ».

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

О чём мечтает Обломов?
Герой размечтался о свадьбе, о
венчании в храме. Об этом он поведал
Ольге. А она сразу же напоминает ему
о необходимости оформления бумаг,
письма Штольцу и поисков квартиры.
Всё это требует от героя непомерных
усилий.
Реализовать в жизни нормы любви и
семьи Обломов не может. Поэтому он
всё реже посещает Ольгу, огонь-
фейерверк любви угасает , и герой
женится на Агафье Матвеевне.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Ольга,двадцатилетняя
девушка, не может найти
в Обломове того, что ищет
в любимом человеке.Она
заявляет Илье Ильичу: «Я
думала,что оживлю тебя,
что ты можешь ещё жить
для меня-, а ты давно уже
умер».

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

-Совсем другую любовь
между
Обломовым и Агафьей
Матвеевной показывает
Гончаров.
— Какая же это любовь?
-Каковы особенности этой
любви?
И снова тело и
душа в любимом
халате…

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Гончаров пишет: «Он каждый день
дружился с хозяйкою: о любви и в
ум ему не приходило, вернее, о
любви ,которую он испытывал к
Ольге.»
Спокойствие,
умиротворённость-вот чем
довольствовалась душа героя
при такой жизни…

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Агафья Пшеницына умеет
ЛЮБИТЬ тихо, без высоких слов,
без впечатляющих жестов. Любит
беззаветно, зыбыв саму себя.
«У неё нет никакой программы
спасения Обломова. Её любовь-
содержание её жизни. Эта любовь
преображает эту простую и
довольно заурядную женщину».

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Любовь Ольги и Штольца
Кем является Штольц для Ольги?
-Что их сближает?
-Почему Ольга начинает скучать в
обществе мужа?
-К чему она стремится?
-Какие трудные уроки жизни преподносит
Ольге любовь?
-Какова концепция этой любви?

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Самые сильные попытки поставить
Обломова на ноги делает Ольга
Ильинская.
ЛЮБОВЬ-слишком большое
испытание для Ильи Ильича. Трудные
уроки жизни, которые преподносит
герою ЛЮБОВЬ, он не выдерживает.
Возродиться может только
действующий человек. А одними
размышлениями невозможно
очиститься.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

«Какой должна быть
женщина в отношениях с
мужчиной, в семье?»- этот вопрос
мы задаём , читая роман И. А.
Гончарова «Обломов». НО
конкретного ответа мы не находим.
Этот вопрос ОТАЁТСЯ ОТКРЫТЫМ
и СЕГОДНЯ.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Домашнее задание
Напишите сочинение
«Любовь –претрудная школа жизни»
( по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Творческая работа в формате

«Итоговое сочинение – 2016»

по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Тематические направления:

1. «Разум и чувство» 2. «Честь и бесчестие»

3. «Победа и поражение» 4. «Опыт и ошибки»

5. «Дружба и вражда»

Подготовка к итоговому сочинению в 10 классе

Материалы подготовила учитель

русского языка и литературы МБОУ СШ № 4

г.Иваново Сыско Ирина Владимировна

Особенности этой письменной работы

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных.

Как писать это сочинение?

Сочинение

Тема № ??

Прочитайте комментарии
к каждому направлению, вычлените ключевые понятия.

Проанализируйте формулировку предложенной темы с учётом понятий, упомянутых в общем направлении, выберите материал для сочинения.

1. Анализ общих направлений.

2. Обдумайте конкретные темы,

предложенные для написания работы.

Проанализируйте тему перед написанием сочинения:

работа должна соответствовать теме.

Постройте ключевую фразу,

которая ляжет в основу замысла работы.

Раскройте тему с привлечением литературного материала.

Кто что почему делает?

(конкретный герой, его поступки, пояснение причин поступков)

К2. Даны общие слова без конкретного литературного материала.

Это пересказ или переписывание текста без комментирования.

НЕЗАЧЁТ

К1. Это работа на другую тему. Замысел не прослеживается.

Композиция сочинения
по выбранной теме

I.Заявленная во вступлении тема. Формулировка темы.

II. Раскрытие темы: аргументация + тезис.

Каждый аргумент замыкает

(или открывает) тезис по теме.

III. Выводы по теме.

Не теряй красную нить темы!

две важнейшие духовные составляющие внутреннего мира

 с этим связан внутренний конфликт или равновесие личности

Ключевые фразы для сочинения по теме

Умей пережить ту минуту, когда кажется,

что всё уже потеряно.

1. «Разум и чувство»

Герои литературных произведений нередко оказываются

перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Чувство: любовь, дружба, эгоизм, патриотизм, милосердие, самолюбие, трусость …. Насколько оно подчинено разуму и почему?

Этот герой прислушался к голосу разума, заглушив в своей душе высокое чувство (или низменную страсть).

На примере судеб этих героев автор изображает противостояние Р. и Ч.

2. «Честь и бесчестие»

В литературных произведениях изображаются разные варианты жизненного выбора: верность нравственным правилам или компромисс с совестью, глубокое моральное падение личности или высота духа.

 Моральные качества, полярные понятия, связанные с выбором: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия

Ключевые фразы для сочинения по теме

На примере судеб этих героев автор изображает разные проявления жизненного выбора.

Этот герой сумел сохранить честь, отказался от предательства и лжи. Не пошёл на компромисс со своей совестью. Он сохранил высоту духа, не уронив своё человеческое достоинство. (или наоборот)

«Не сильные лучшие, а честные» (Ф.М.Достоевский)

3. «Победа и поражение»

аспекты размышления: нравственно-философский, психологический результат жизненной ситуации

 связь жизненной ситуации с внешними конфликтными событиями в жизни человека или с внутренней борьбой человека с самим собой, причины и результаты этой борьбы

На примере судеб этих героев автор изображает жизненные искания и победу над собой (или поражение в поединке с…) .

Этот герой сумел одержать победу (или нет). Это было вот так (пересказ ситуации).

Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя.

4. «Опыт и ошибки»

 итог духовного и практического опыта личности, обретения жизненного опыта

 взаимосвязь опыта и ошибок: опыт, предотвращающий ошибки или ошибки, ставшие преградой на жизненном пути, ошибки непоправимые, трагические

цена ошибок на пути обретения жизненного опыта

Опыт есть совокупность наших разочарований.

На примере судьбы этого героя мы наблюдаем жизненный путь человека, которому пришлось ценой ошибок приобрести большой жизненный опыт (или нет). Как это случилось?

Этот герой сумел приобрести мудрость ценой ошибок (или нет). Это было вот так (пересказ ситуации).

способность или неспособность человека ценить дружбу, преодолевать конфликты или сеять вражду

5. «Дружба и вражда»

 Каковы истоки дружбы и последствия вражды;

теплота человеческих отношений или неприязнь к враждебности

На примере судеб этих героев мы наблюдаем пример настоящей дружбы. Вот в чём она заключалась.

Эти герои смогли стать настоящимидрузьями (или нет).

Это было вот так (пересказ ситуации).

На чём основана настоящая дружба?

Обратитесь к своему читательскому опыту!

Напишите сочинение на материале романа И.А. Гончарова «Обломов»

Источники

1. Итоговое сочинение (изложение) 2016-2017 учебный год

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17

http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

2. Примеры тем к итоговому сочинению

http//4ege.ru/sochinenie/53337-temy-k-itogovomu-sochineniyu.html

http://ya2017.com/edu/itogovoe-sochinenie-2017/

http://sochinika.ru/vypusknoe3.html

http://decsoch.ru/temy-itogovogo-sochineniya-2016-2017/

http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2017/

3. Афоризмы великих людей

http://www.wisdoms.ru/131_1.html

4. Иллюстрации из ресурсов Интернета.

На чтение 7 мин. Опубликовано

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1847 году, а издан в 1859. Произведение пришлось не по нраву многим представителем дворянского рода, ведь Обломов — собирательный образ, в котором многие увидели своё отражение, описание своего быта, хоть и слегка гиперболизировано. Современные десятиклассники не напрасно проходят произведение в школе, ведь оно не потеряло свою актуальность. Список тем для сочинений по роману «Обломов» поражает своей широтой.

Стиль жизни

Обломов — главный герой одноимённого романа. Описать его можно эпитетами:

Сочинение по обломову

  • спокойный;
  • безынициативный;
  • бездеятельный;
  • инертный.

Он плывёт по течению жизни, огибая камни судьбы, даже не пытаясь при этом грести. От старшего поколения до сих пор можно услышать прижившийся в народе термин «обломовщина». Так говорят про равнодушных к окружающему миру людей, желающих жить так, чтобы их не трогали.

Равнодушие и нелюбовь к труду

Показательным примером этой черты является отношение жителей Обломовки к найденному мертвецу из другой деревни. Они решили, что это их не касается. В романе хорошо описана равнодушная ленивая инертность общества, члены которого не

Обломов сочинение

пытаются добиться высокого положения или лучшей жизни для себя.

Всяческой физической работы обломовцы боятся как огня. Они, не привыкшие к труду, избегают её, перекладывая на плечи крепостных. Это говорит о деградации общества, ведь труд — двигатель эволюции. Обломов не в силах вести даже свой быт, поручая это Захару, а затем — Агафье Пшеницыной. С делами Обломову помогает Штольц.

Желание жить в покое

В детстве герой был активным любознательным мальчишкой, апатия и леность приходили к нему постепенно. Родители «бережно» ограждали чадо от самостоятельности, от любого труда: как физического, так и умственного. Надо сказать, что эти черты в разной степени присущи не только герою, но и всем жителям Обломовки. «Главная жизненная забота» здесь — приём пищи. После еды — дневной сон. Жить в полном покое — вот стремление всех обломовцев.

Гости Ильи Ильча

Сочинение по «Обломову» можно написать, описывая гостей. Чтобы показать, что такой образ жизни присущ не только герою, но и окружающим, автор «посылает в гости к Обломову» несколько человек. Более того, вокруг него создаётся целая деревня Обломовка.

Вот список его гостей:

Список тем для сочинений по роману обломов

  1. Волков.
  2. Судьбинский.
  3. Пенкин.
  4. Алексеев.
  5. Тарантьев.

Волков — первый посетитель — рассказывает о своей жизни, полной праздниками и торжествами. Обломову чужд такой образ жизни, он не разделяет взгляды Волкова, предпочитая праздникам и веселью спокойствие и размеренность.

Судьбинский приходит следующим. Это бывший сослуживец Обломова, карьерист, гордится своим положением. Обломов не понимает стремления Судьбинского, жалея его напрасно проводимую жизнь. Погоня за чинами портит человека — считает он.

Сочинение обломов

Затем приходит Пенкин — третий посетитель Обломова. Он графоман, пишущий денно и нощно обо всём подряд. Обломов считает, что такие произведения лишены чувств и оторваны от реальной жизни.

Алексеев — четвертый гость Обломова. Его можно описать как тихого, неприметного, совершенно не выдающегося человека, которого не всегда замечают и уж тем более не запоминают. Его называют то Васильевым, то Андреевым, и он привык к этому.

Тарантьев — пятый посетитель главного героя. Это грубый и недоброжелательный чиновник, любящий поскандалить с окружающими людьми. Тарантьев пользуется доверчивостью Обломова и пытается завладеть его деревней.

Портрет главного героя

Отличная тема для рассуждений — портретные характеристики героев произведения, ведь автор передаёт характер и особенности людей через их описание.

10 класс сочинение обломов

Сам Обломов — мужчина, недавно разменявший четвёртый десяток, однако «обрюзгший не по летам». В целом привлекательный на вид, среднего роста, с тёмно-серыми глазами. Во всём портрете героя основная черта — мягкость. Она была и в чертах лица, и в языке тела и даже в одежде. В лице читалось отсутствие всякой мысли и великой идеи. Позы его были исполнены беспечностью.

Слишком изнеженное для мужчины тело выдавало в нём человека, к труду не приученного. По мягким пухлым рукам его можно было сказать, что герой явно избегал физического труда. Даже сильные эмоции не могли согнать с лица Обломова присущей ему мягкости. Любой, кто видел Обломова, сказал бы, что он добряк и простота.

Описание одежды

Всё время Обломов проводит в домашней одежде, за своей внешностью особо не следит. Восточный халат его был из персидской материи, однако без всяческих украшений и излишеств. Простой, как и вся жизнь Обломова. Возможно, поэтому так и полюбился ему этот халат. Видно, что ходит он в нём давно, ткань уже местами поизносилась, начала лосниться, но Обломов не торопился расставаться с любимой вещью, как и не любил любые перемены в своей размеренной жизни.

Обломов и штольц

Тапочки у него были большие и мягкие. Вставая с дивана, он безошибочно мог попасть в них ногами. Эта простота, естественно, не могла не нравиться Обломову. Жилет с галстуком он дома не носил. Герой предстаёт перед читателями этаким провинциальным барином. Даже одежда его в романе описана так, будто это и не одежда вовсе, а верные слуги или даже рабы.

Обломов и Штольц в романе Гончарова

Андрей Иванович Штольц — лучший друг Обломова — является полной его противоположностью как по внешнему виду, так и по характеру. Если Илья — полный и обрюзгший, то Штольц, напротив, состоял, казалось, из одних лишь костей да мышц. Взгляд у Андрея был выразителен, сам он был твёрд, спокоен и несуетлив. Спокойствие присуще обоим персонажам, но оно было разным: инертность и безразличие Обломова и твёрдость и стойкость Штольца.

Трагедия человека и общества

Понятие «обломовщина» вошло в обиход и плотно закрепилось в нём неспроста. Обломов вызывает у читателя смешанные чувства: с одной стороны, с первых страниц произведения уже ясна судьба героя и она неутешительна, с другой — читатель невольно ассоциирует себя с Ильей, ведь всем присущи качества Обломова в той или иной степени.

Интересно, что вопросы лености и бездеятельности поднимались писателями давно. Однако надежда на «авось» до этого играла героям на руку, а здесь, в описании реального мира, она сыграла злую шутку.

Истоки «обломовщины»

Обломовщина

Фигуру Ильи Обломова можно считать отсылкой к персонажам русской народной литературы. Подобно Ивану Дураку, он лежит и ждёт чуда. Однако Обломов живёт в настоящем мире, так что волшебство к нему не является. Можно сказать, что «обломовщина» — попытка следовать прошлым, сказочным героям, находясь в современном реальном мире, неготовность встречать жизненные трудности, надеясь на чудо, которое не произойдёт и произойти не может.

В социальном плане «обломовщина» — приверженность к морально устаревшему мещанскому укладу жизни, не подразумевающему участие в жизни общества, труд и саморазвитие. В этой жизни нет места творчеству, овладеванию новыми навыками.

Отношение к миру

Обломов и гости

Вся жизнь и посещающие героя люди являются скорее декорацией, чем-то фоном. Обломов скорее сторонний наблюдатель, а не участник своей жизни. Он даже не встаёт с дивана, чтобы поприветствовать своих посетителей. Да и сами гости со своими рассказами не вызывают особого интереса Обломова.

Можно предположить, что подобное отношение к людям и к жизни сформировалось у Обломова на первой службе, в которой он разочаровался. Там ему было трудно и неинтересно. Он ожидал, что его там ждёт вторая семья, но на деле это оказалось не так. Малейшая неудача выбивала его из колеи, заставляла отступить.

Сравнение с Маниловым

Ещё одна тема для итогового сочинения — краткая сравнительная характеристика Манилова и Обломова. Это персонажи разных произведений разных авторов, но есть у них и схожие черты. Так оба помещики, не ведущие хозяйство и живущие в мире грёз. На этом сходства заканчиваются, теперь о различиях.

Манилов стремится выглядеть умным и начитанным молодым человеком, излишне выказывает уважение к чинам. В его мыслях замысловатые фантастические проекты, он оторван от земной жизни. Обломов же не стремится выглядеть лучше, чем он есть на деле. Одна из его главных черт — безразличие. Он строит планы и вполне реальные, но из-за отсутствия силы воли не воплощает их в жизнь.

При кажущемся сходстве это совершенно разные персонажи. Манилов активный и не хочет ничего менять, его всё устраивает в своей жизни. Обломов же хочет изменить своё положение, но не делает этого.

  • Темы для сочинения повествования
  • Темы для сочинения слово о полку игореве 9 класс
  • Темы для сочинения по рассказу горе от ума
  • Темы для сочинения по произведению гранатовый браслет
  • Темы для сочинения по повести олеся