Темы для сочинения по произведению отцы и дети

Многомудрый литрекон предлагает вам два сочинения на тему: дружба в романе отцы и дети и.с. тургенев. разные варианты помогут читателю

Многомудрый Литрекон предлагает Вам два сочинения на тему: Дружба в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев). Разные варианты помогут читателю вдохновиться на создания своего эссе. Приятного просвещения!

Вариант 1

(574 слова) Свой известный роман «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев написал незадолго до одного из самых важных для страны событий — отмены крепостного права. В этот период русская интеллигенция буквально разделилась на три части — на сторонников коренных преобразований, либералов и консерваторов. Как известно, сам автор принадлежал к либералам — людям умеренным и осторожным. Но это вовсе не мешало Тургеневу общаться с людьми, которые придерживались радикальных взглядов. И свое произведение автор посвятил памяти выдающегося литературного критика Белинского — того, кто являлся ярким представителем нового общественного сословия и новых взглядов на мир. Этим посвящением Тургенев доказал, что можно дружить, даже несмотря на разницу мировоззрений. Может, именно поэтому одной из центральных тем романа Тургенева «Отцы и дети» является тема дружбы.

Не секрет, что над проблемой взаимоотношений людей человечество рассуждало с древних времён. Многие поэты, философы, журналисты и писатели много раз стремились разгадать тайну возникновения ненависти, любви и, конечно же, дружбы. В романе «Отцы и дети» тема дружбы предстаёт в качестве основ сюжета. Данную тему русский писатель раскрыл на примере дружественных отношений Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова.

«Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень» — эту цитату Пушкина можно отнести и к главным героям романа Тургенева. Базаров прагматичен, сух, строг, очень умен и энергичен. Он интересуется естественными науками, а также является сторонником прогрессивных нигилистических убеждений. Сильная натура героя подчинила себе более слабого и ведомого Аркадия. По своим взглядам Кирсанов противоположен Базарову, но в начале романа он еще не понимает этого. В образе Аркадия Кирсанова Иван Сергеевич воплотил молодого романтика, который очень любит литературу, поэзию и музыку и безразличен к научному труду. Аркадий часто ленится, а ум его впитывает чужую мудрость. Но молодые люди, несмотря на всю разность своих интересов и убеждений, дружат. В этих отношениях Аркадий тянется к Евгению, который совсем не похож на тех людей, которые окружали его ранее. Объединяет их лишь общее увлечение нигилизмом. На первый взгляд может показаться, что между двумя главными героями сформировалась крепкая дружба. Однако дружественные отношения молодых людей оказались недолговечными, ведь герои воспитывались совершенно в разных условиях, и их жизненные пути должны были разойтись. Аркадий Кирсанов — выходец из богатой семьи помещиков, который вырос в родительской любви и заботе. Отец Аркадия потерял жену, и всю нежность посвятил сыну. Юный мальчик унаследовал его сентиментальность, стремление к творчеству, склонность к меланхолии, созерцанию природы и праздности. Поэтому, по мнению Кирсанова, семья является наивысшей ценностью в жизни. Евгений, в отличие от Аркадия, рос в простой семье бывшего военного. С детства герой понял, что ему нужно трудиться ради куска хлеба. Для поступления в университет ему пришлось стараться вдвое больше, ведь денег и протекции у него не было. Работая с юных лет, Евгений увидел изнанку мира помещиков и крестьян, поэтому был более непримирим в вопросах социальной политики. Не имея времени и ресурсов на отвлечения, Базаров отрицает всё, что относится к искусству, религии, любви. Поступки и поведение Евгения Базарова свидетельствуют о нежелании главного героя соблюдать основные правила, установленные в обществе. Почему? А потому, что он видел второе дно этого общества — мир, где никто не оставит в наследство усадьбу и крестьян. Видимо, поэтому Аркадий не в состоянии принять жизненную позицию Евгения, так как увлечение Кирсанова нигилизмом является временным явлением. Его место — в консервативной среде тех, кто получает выгоду от общественной, экономической и политической стагнации России.

Если в жизни дворянин (Тургенев) и разночинец (Белинский) смогли общаться и дружить, то в романе их пути разошлись. Дружба не выдержала огромного количества противоречий, которые разлучили героев. Однако само ее возникновение означает, что общество может жить в гармонии, даже если в нем будут конфликты интересов и теорий.

Вариант 2

(536 слов) Тема дружбы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является одной из центральных. Автор раскрыл это понятие на примере своих героев, чтобы показать значимость дружеских отношений в жизни человека и общества. Он полемизирует со своим главным героем, доказывая, что отрицать дружбу нельзя, впрочем, как и многие другие вечные ценности.

Роман начинается с нашего знакомства с двумя товарищами по университету. Аркадий Кирсанов — молодой дворянин, который тесно сошелся с разночинцем Базаровым и пригласил его к себе домой — погостить. Уже в первых главах очевидно, что молодые люди отличаются друг от друга. Евгений очень умен, деловит, трудолюбив и энергичен. Он редко выражает сильные эмоции, очень сдержан и даже высокомерен. Он игнорирует ненужные ритуалы и приличия, чтобы выкроить больше времени на работу. Праздные беседы обо всем и ни о чем ему не особенно интересны. Евгений стремится делом доказать миру свою правоту. А вот Аркадий — традиционный барин. Он любит рассуждать об общественном и личном благе, любит пожалеть народ и пожурить соседа-крепостника, но не может отказаться от коренных принципов и убеждений своей среды. Ведомость и неустойчивость мнений делают Аркадия невольным подражателем Евгения. Он перенимает его манеры и интересы, но не может разделить его образ жизни. «Аркадий сибаритствовал. Базаров работал» — в этой фразе автор проводит четкое разделение, которое показывает истинную сущность каждого героя. У Кирсанова за плечами имение, связи, деньги, и он может позволит себе лень и созерцание красот природы. Евгений же не имеет преференций по праву рождения. Он обязан работать и обеспечивать себя. В этом процессе он получил больше практического опыта, поэтому он — непримиримый враг сложившегося общественного уклада. А у Аркадия нет реальных причин идти против того, что приносит ему годовой доход. И принесет его сыну и внуку.

По сюжету молодые друзья приезжают к семейству Кирсановых в гости. Именно в родной обстановке Аркадий осознал, насколько они разные по своим взглядам и убеждениям. Пережив испытание любовью, ревностью, конфликтом с другом, Аркадий понял, что придерживается абсолютно иных взглядов, и нигилизм ему чужд. Спор по поводу интересов главных героев обостряется на фоне влюблённости Кирсанова. Евгений Базаров осуждает Аркадия, называя его неженкой и размазней. Базаров не может смириться с тем, что противоречит его взглядам и убеждениям. Главный герой не желает мириться со слабостью убеждений Аркадия Кирсанова. В итоге Аркадий Кирсанов влюбляется в прекрасную девушку Катю, на которой в дальнейшем женится. Он обретает долгожданное счастье, которое, по мнению героя, состоит в создании крепкой семьи. В этот момент герой приобрел психологическую зрелость и смог освободиться от влияния чуждой идеологии. В дальнейшем молодые люди стали все больше отдаляться друг от друга, поскольку оба осознали, что их взгляды на будущее сильно отличаются. В конце романа Евгений умирает в полном одиночестве, а Аркадий женится. При этом Кирсанов не проявил желания даже посетить могилу друга. Этот болезненный разрыв объясняется не только идеологическими разногласиями. Дело в том, что изначально связь между героями была подчинением, а не согласованием: Евгений был выше Аркадия, давил на него, и этого превосходства освободившийся от влияния Кирсанов не смог простить своему товарищу.

Можно утверждать, что, рассказывая о непростых дружественных отношениях главных героев, Тургенев подталкивает читателя к рассуждениям о месте дружбы в жизни человека и о том, какой эта дружба должна быть. Евгений и Аркадий не были равноценными и равнозначными товарищами, поэтому их общение не вышло за рамки университета. Взрослая и самостоятельная жизнь развела их по разные стороны баррикад.

Автор: Виктория Комарова

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

→ Направления ИС.
→ Примерные темы.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

Основная тематика произведения заключается в конфликте двух разных поколений, старшего и молодого, являющемся извечной мировой проблемой. Конфликт развивается в повествовании в одном семействе, в котором молодое поколение характеризуется наличием собственных ценностей и принципов, не желая существовать под влиянием старшего поколения.

Основными персонажами произведения являются представители молодого поколения в лице Базарова и Кирсанова, а также отец последнего в качестве представителя старшего поколения.

Базаров представляется в образе нескладного человека, имеющего высокий рост, худое лицо с широким сократовским лбом, заостренным хищным носом, круглыми зелеными глазами, рыжими бакенбардами и тонкими губами.

Герой, представленный в образе Евгения Базарова, является мрачным, отстраненным от мира человеком, ведущим свою собственную борьбу, придерживаясь нигилистических взглядов. Он является трудолюбивым, умным, независимым человеком, характеризуясь как сильная личность, которой чужды аристократические принципы и какое-либо подчинение. Базаров является выпускником медицинского факультета местного университета.

Аркадий Кирсанов же представляется в качестве положительного героя, педанта, старающегося иметь опрятный безупречный вид, являющегося истинным аристократом, не стремящимся к труду.

Молодые люди придерживаются различных принципов в отношении старшего поколения, хотя и являются друзьями, поэтому Аркадий встает на сторону отца., поддерживая его точку зрения.

Старшее поколение представляется в лице отца Аркадия, Николая Петровича Кирсанова, являющегося дворянином, проживающим в собственной усадьбе, и его брата Павла, офицера в отставке, для которого офицерский долг и честь – превыше всего. Они являются полной противоположностью Базарову, с которым и происходит конфликт поколений, проиллюстрированный также темой безответной любви главного героя, обусловившей трагический финал произведения, поскольку Базаров в отсутствие взаимных чувств ощущает депрессию, приводящую его к гибели.

Тема конфликта века нынешнего и века минувшего демонстрируется автором посредством споров и столкновений главных героев, которым присущ крайний максимализм собственных убеждений, отличающийся только стремлением одного к аристократизму, а другого – к натурализму.

Рассуждение 2

Книга «Отцы и дети» является самым выдающимся творением известного писателя И.С. Тургенева. Произведение является настоящей душераздирающей историей о жизни народа. Писатель показал жизнь и проблемы простого народа. Проблемы, описанные в творении, не теряют своей актуальности.

В романе автор написал о событиях, происходивших в 1859 год. Именно в указанном году народ России испытывал экономический крах. Кроме кризиса поэт затронул проблему крепостного права. В романе автор хотел показать вражду в сословиях. Например, Николай Кирсанов не умел господствовать над простыми крестьянами как Кирсанов старший. Крепостные совершенно не уважали его и не приветствовали соответствующим образом. Раньше крестьяне не возражали помещикам. Причиной ухудшения общественной обстановки стало начало восстания людей «третьего сословия». Ярким образцом является Базаров. Герой родился в семье простого лекаря. Павел Кирсанов считал его «простолюдином». В хозяйском имении Евгений ведет себя развязно и возражает старшему поколению и ведет себя вызывающе.

В романе автор показал разногласия между молодым и старшим поколением. Главным показателем такого конфликта является Павел Петрович. Кирсанов старший придерживается старого консервативного суждения и смотрит на вещи с объективной стороны. Базаров относится к молодому поколению, который придерживается своих принципов. Он не признает устоявшиеся принципы и авторитетов того периода. Евгений занимается научными исследованиями и продвижением философии нигилизма. Его философия сильно раздражала Павла Кирсанова. После первого знакомства Кирсанов начал испытывать к Евгению сильную неприязнь, а потом ненависть. Героя раздражало все, даже жизненные взгляды Базарова. Тем самым, автор желал показать, что страна еще не готова к разрешению противоречий в обществе. Писатель считал, что будущее зависит от молодого поколения.

Кроме экономической и общественной, автор затронул тему любви. В любви нет идеологических споров. В чувствах невозможно ничего предугадать.  Базаров считал любовь приземленным и примитивным явлением. Герой не смог контролировать чувства к Одинцовой. Теория Базарова рушится, когда он понимает, что влюблен в Одинцову. Его мимолетный роман длится некоторое время. Тем самым, автор описал Базарова как ловкого, умного и хитрого человека, который был сосредоточен на своих принципах. Аркадий является противоположностью Базарова. Несмотря на свои принципы, Аркадий смог открыть душу любви.

Сочинение 2

Всё произведение основывается на проблемах во взаимоотношениях молодого и взрослого поколения. Данный вопрос с каждым годом становится всё более серьёзным. Молодое поколение не хочет жить так, как диктуют взрослые. Молодёжь хочет познать всё самостоятельно, а не действовать под руководством старших. Молодёжь имеет собственные ценности, понимание жизни и принципы.

Старшее поколение привыкло указывать молодёжи как правильно жить. Взрослые упорно не хотят замечать, что дети давно выросли и у них имеется собственное мнение. Это вечное противостояние. Такое было и раньше. Но в современном мире всё уходит ещё дальше. Молодёжь, мало того, что не слушает старших, но и высмеивает их мнение и ни во что не ставит. Такое понятие, как уважение уходит.

Зачастую конфликты происходят на бытовой почве. Но всё осложняется, когда они происходят на уровне социальных и политических взглядов. В произведении примером этому служит молодого Базарова с дворянином Кирсановым. Они не являются родственниками, но находятся в разных возрастных категориях. Базаров является представителем молодого поколения, а Кирсанов – старшего. В этом случае мы наблюдаем борьбу дворянства и интеллигенции, построенной на демократии.

Вопрос непонимания между поколениями не ограничивается семьей или родственниками, данная проблема распространяется на всех. Старшее поколение консервативно. Оно придерживается старых уставов. В отличие от юного поколения, которое открыто для всего нового и желает двигаться вперёд, к новым свершениям и открытиям. Не стоит забывать, что молодежь имеет право жить так, как считает нужным, потому что это их жизнь.

Споры наших оппонентов основываются на политике, науке, искусстве и нравственных ценностях. Базаров отрицает чувства во всех проявлениях, в свою очередь, он сосредоточен на науке. Абсолютно не видит смысла в творчестве и искусстве. Кирсанов же не понимает, чем искусство заслужило такое отношение к себе, и вступает в спор с Евгением.

Всегда нужно помнить, что молодое поколение имеет право познавать мир самостоятельно, путём собственных ошибок и проб. Старшее поколение забыло, что тоже было юным. И тоже имело свои амбиции и понимания.

`

По произведению Отцы и дети

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Портрет Пушкина Тропинина 9 класс

    Наиболее узнаваемой картиной В.А. Тропинина можно по праву считать портрет А.С. Пушкина. Эта работа известна тем, что была выполнена по заказу самого поэта еще в 1827 году при его жизни.

  • Сочинение Приемная семья рассуждение

    В жизни каждого человека нет ничего важнее семьи. Именно она дарит нам любовь, добро и теплоту. В семье мы учимся нравственности, уважению к старшим. В ней можно почувствовать себя по-настоящему счастливым

  • Сочинение ко Дню Победы

    Самым знаменательным и важным праздником является День Победы. Отмечают его 9 мая. Именно эта дата-День Победы русского народа над фашистами. В это день вся страна ликует

russlit

Сила и слабость базаровского нигилизма. Тургенев «Отцы и дети».
«Отцы и дети» ( Тургенев И. С. )

Главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Базаров. Он называет себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и социальных норм. В России это общественное течение активизировалось в 60-70-ые годы XIX века, в переломную эпоху. Действие романа происходит в 1859 году, перед отменой крепостного права. Нигилизм в то время воспринимается правящими классами как социальная и культурная опасность. И.С.Тургенев дает объективную оценку этому явлению, показывая, что в мировоззрении Базарова есть сильные и слабые стороны. В известной статье «По поводу «Отцов и детей» писатель признается: «… вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, — я разделяю почти все его (Базарова) убеждения».
Прогрессивная сторона нигилизма – отрицание прогнившей самодержавно-крепостнической системы. Автор в романе не случайно показывает запущенное хозяйство в имении Кирсановых, художественными средствами утверждает, что в государстве существует социальное и экономическое неблагополучие. Тургенев осуждает образ жизни аристократа Павла Петровича Кирсанова. Этот человек обременяет землю, ничего не создает: ни духовных, ни материальных ценностей. Базаров открыто обвиняет старшего Кирсанова в том, что он сидит в деревне, сложа руки. Паразитизм господствующих классов очевиден. После публикации романа Тургенев в одном из писем К.К.Случевскому особо подчеркивал: «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса».
Базаров осуждает «искусство наживать деньги». Он не стремится к личному обогащению. Его кредо — бескорыстный труд во имя науки. Герой – человек дела. Это трудолюбие – источник воспитания и реализации теории. Базаровский нигилизм связан с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Поэтому можно считать плодотворным стремление нигилистов ничего не принимать на веру, все проверять экспериментальным путем, доходить до истины умом и упорным трудом.
Сильная сторона базаровской позиции – борьба против невежества, суеверий. Герой с болью переживает забитость и невежество народа. Он гневно замечает: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает». Базаров – демократ, поэтому он горячо выступает против покорности, долготерпения народа. Пробуждение самосознания русского крестьянина – часть нигилистической программы Базарова. И в этом, несомненно, заключается ее сильная сторона.
Наиболее уязвимыми являются эстетические взгляды Базарова. Герой отрицает искусство, любовь, природу. Он проповедует потребительское отношение к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров язвительно оценивает сам факт, что Николай Петрович играет на виолончели. Автор же подчеркивает прелесть музыки: «Медом разливалась по воздуху сладостная мелодия», говорит о красоте и тихой прелести русской природы. Все кажется прекрасным: и дальняя осиновая роща, озаренная заходящим солнцем, неподвижные поля, бледно-голубое небо.
Базаров насмешливо говорит о Пушкине. Он скептически судит о поэзии, хорошенько не зная сам предмет осуждения. Так, герой даже попадает впросак, записывая Пушкина в военные. Базаров в соответствии с теорией убежден, что читать следует только книги, приносящие практическую пользу. Для него порядочный химик лучше всякого поэта.
Отрицание прекрасного свидетельствует об отсутствии культуры. Нигилисты не принимают традиционные нормы поведения. Поэтому Базаров ведет себя вызывающе. Особенно это заметно в имении Кирсановых. Герой не считается с хозяевами, уже в первое утро опаздывает к завтраку, лишь «качнув головою», приветствует уже собравшуюся на террасе компанию, «поспешно пьет чай», отвечает небрежным тоном, позевывая… выражает презрение к среде, в которую попал, пренебрежительно относится к окружающим, совершает резкие выпады против отца и дяди Аркадия. Тургенев осуждает героя за нарушение норм общественного поведения.
Вульгарный материализм, который исповедует Базаров, сводит все к ощущениям. Человек поступает честно или бесчестно в силу ощущения. Одному приятно быть честным, другому наоборот. Воззрения Базарова отражаются и в его научной деятельности. Он считает, что все люди одинаковы, как березы в лесу, тем самым отвергая высшую нервную деятельность и не учитывая психических особенностей личности человека.
К женщинам нигилист относится цинично и потребительски. Он говорит Аркадию перед поездкой к Одинцовой: «Пожива есть». Базаров учит приятеля: «нравится тебе женщина – старайся добиться толку». Базаров испытывает отвращение к романтизму и к тем, кто ставит «всю свою жизнь на карту женской любви».
Базаров отрицает брак, семью, он не ценит родственные чувства. Так, герой не навещает своих родителей три года. Он не стремится иметь семью, наследников. Он отвергает вечные ценности, чем обедняет свою жизнь.
Таким образом, в романе Тургенев показал противоречия базаровского нигилизма. С одной стороны, герой стремится к прогрессу, осуждает «безобразное состояние общества», нищету, бесправие, невежество народа, продажность и никчемность господствующих классов. Но с крайностями нигилизма согласиться нельзя. Слабость взглядов Базарова заключается еще и в том, что он не выдвигает положительной программы действий. Базаров — разрушитель, он желает только расчистить место, площадку, но не предлагает ничего взамен.

          Еще сочинения по произведениям Тургенева

Подготовка к сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Подготовка к сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

    Описание слайда:

    Подготовка к сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  • 2 слайд

    Требования к итоговому сочинению: Требование № 1. «Объём итогового сочинения»

    Описание слайда:

    Требования к итоговому сочинению:
    Требование № 1. «Объём итогового сочинения»1 Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется.
    ЕГЭ по литературе: Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной
    и оценивается 0 баллов*.
    Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом.

  • 3 слайд

    Критерии итогового сочинения 2020-2021 «Соответствие теме»; «Аргументация. Пр

    Описание слайда:

    Критерии итогового сочинения 2020-2021
    «Соответствие теме»;
    «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
    «Композиция и логика рассуждения»;
    «Качество письменной речи»;
    «Грамотность».

  • 4 слайд

    Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содер

    Описание слайда:

    Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). «Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

  • 5 слайд

    Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный крите

    Описание слайда:

    Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст). «Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

  • 6 слайд

    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на

    Описание слайда:

    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

  • 7 слайд

    Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверк

    Описание слайда:

    Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

  • 8 слайд

    Критерий № 5 «Грамотность»2 Данный критерий позволяет оценить грамотность вып

    Описание слайда:

    Критерий № 5 «Грамотность»2 Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

  • 9 слайд

    ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Сочинение состоит из трех основных частей: Вступле

    Описание слайда:

    ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
    Сочинение состоит из трех основных частей:
    Вступление.
    II. Основная часть.
    Первый тезис+аргумент.
    2. Второй тезис+аргумент.
    3. Третий тезис+аргумент и т.д.
    III. Заключение.

    Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент!

  • 10 слайд

    Примерные темы итоговых сочинений , где в качестве аргументации можно исполь

    Описание слайда:

    Примерные темы итоговых сочинений , где в качестве аргументации можно использовать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
    ЕГЭ-2020
    Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
    Почему так важно сохранять связь между поколениями? Зачем человеку заглядывать в будущее? Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
    «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
    Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
    Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь? Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    Является ли вечным спор поколений?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Зинин С.А., Сахаров В.И.

Тема:
Роман «Отцы и дети»

Похожие материалы

  • Презентация по литературе «Карина Демина»

  • Урок литературы в 8 классе ТЕМА: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»

  • Конспект урока по литературе в 8-м классе на тему: В.П. Астафьев. Анализ содержания рассказа “Фотография, на которой меня нет”.

  • Презентация «Упражнения для развития чтения

  • Выступление учителя .Статья «Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

  • Рабочая программа по тлитературе 10-11 класс

  • Рабочая программа по литературе 5 -9 классы+

  • Презентация по литературе «Л.Н. Толстой»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455948 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Темы для сочинения капитанская дочка огэ
  • Темы для сочинения отцы и дети тургенев 10 класс
  • Темы для сочинения на дне горький
  • Темы для сочинения по роману гончарова обломов
  • Темы для сочинения по пьесе на дне