Темы для сочинения по произведению гроза островского 10 класс

Урок 38. а. н. островский: судьба, личность, литературно-театральное творчествоурок 39. а. н. островский. гроза: история создания, смысл названия, своеобразие конфликтаурок

Урок 38. А. Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество

Урок 39. А. Н. Островский. «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта

Урок 40. Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза»

Урок 41. А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства»

Урок 42. А. Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы

Урок 43. Споры литературных критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза»

УРОК 43
СПОРЫ

ЛИТЕРАТУРНЫХ КРИТИКОВ

ВОКРУГ ДРАМЫ «ГРОЗА»

Цель:


ознакомить учащихся с противоположными мнениями Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева о драме А. Н. Островского «Гроза», сопоставить их; осмыслить
отдельные положения критических статей Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева; совершенствовать
умения делать выводы и обобщения на основе работы с несколькими источниками информации; формировать мировоззрение учащихся; воспитывать культуру читательского
восприятия.

Оборудование:
раздаточный материал, тексты критических статей Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о противоречивых мнениях о драме А. Н. Островского «Гроза»; делают выводы и обобщения на
основе работы с несколькими источниками информации (критическими статьями); принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ



(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Вводная беседа: «погружение» в тему урока

• Чем вызван интерес читателей, зрителей, режиссеров, актёров разных эпох к драме А. Н. Островского «Гроза»?

• Как вы думаете, какова роль литературной критики?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Творчество А. Н. Островского стало предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX вв. В XIX в. о нём с противоположных позиций писали
Н. А. Добролюбов (статьи «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве»), Д. И. Писарев («Мотивы русской драмы»), А. А. Григорьев («После “Грозы”
Островского»). В XX в. — М. П. Лобанов, М. А. Булгаков и В. Я. Лакшин.

Ни одно по-настоящему талантливое произведение не оставляет никого равнодушным: одни восхищаются им, другие высказывают критические суждения.

Так произошло и с драмой А. Н. Островского «Гроза», премьера которой состоялась 2 декабря 1859 г. Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление
и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой. Среди критиков мнения относительно
Катерины также разделились. Обратимся же к статьям Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, А. А. Григорьева.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя (устный журнал)

Страница первая.
Николай Александрович Добролюбов (1836–1861)

[2]

— Этот человек сыграл ключевую роль в творческой судьбе А. Н. Островского. Его анализ и трактовки произведений драматурга, в том числе и драмы
«Гроза» во многом повели за собой общественную мысль того времени. Обозначенное критиком «тёмное царство», населённое противоборствующими сторонами —
богатыми и бедными, старшими и младшими, своевольными и безответными, стало одним из главных полюсов литературного восприятия драмы «Гроза».

Верной оказывается расхожая фраза о том, что литературу создают не писатели, а читатели. Именно от их восприятия зависит дальнейшая судьба произведения.

В 1860 г. Добролюбов откликается на постановку «Грозы» статьёй «Луч света в тёмном царстве». Он продолжает размышления о «глубоком понимании
русской жизни и великом умении изображать резко и живо самые существенные её стороны».

Добролюбов услышал ободряющие нотки в общей канве произведения: «В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это “что-то” и есть, по
нашему мнению, фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства». По мнению критика, эпоха Кабаних и Диких, пусть медленно и болезненно, уходит
в прошлое. Да, позиции тиранов и самодуров пока крепки, но они сами уже чувствуют приближение кончины.

Особого внимания в статье Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» удостоилась личность (характер) Катерины. По мнению критика, главная героиня стала
воплощением обновлённых энергичных и деятельных людских натур, которые должны были прийти на смену угнетённому сословию и установить
справедливые порядки. Катерина — это русский характер, поражающий читателя своим сильным противостоянием самодурству. Основная ценность такой натуры —
сосредоточенность и решительность. Цельность личности заключается в результате выбора — ничтожно пресмыкаться или умереть? Ответ: умереть, но
не быть сломленным. Добролюбов называет это типичным русским характером.

Именно за терпение, принципиальность и решимость критик называет Катерину «лучом света». Эта женщина готова идти до конца, восстав против угнетения и произвола.

Страница вторая.
Аполлон Александрович Григорьев (1822–1864)
[3]

— В посланиях Ивану Сергеевичу Тургеневу А. А. Григорьев восторженно писал: «Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал
тут!». Стоит отметить, что Григорьев в своих отзывах о пьесе упоминает имя Добролюбова. Он не спорит с ним, а как бы поправляет его суждения. Григорьев уверен,
что нельзя уделять так много внимания пресловутому самодурству в пьесе. Сам термин критик заменяет на довольно обширное и, по его же мнению,
загадочное явление — «народность». Что же такое «народность» в понимании Григорьева? Это некая органика жизни обычных людей. Естественность общественных процессов,
происходящих в общине крестьян и купечества. Близость к земле, духовное единство людей — это те натуральные ценности, которые стоит класть в основу искусства.
По словам Григорьева, произведения Островского создали народный театр и, во многом, изменили взгляд общественности на русский быт. «Литература бывает народна в
обширном смысле, когда она в своём миросозерцании отражает взгляд на жизнь, свойственный всему народу…».

В ходе рассуждений критик проводит параллели между понятиями «народный» и «национальный». Из чего можно сделать вывод, что все человеческие пороки
и добродетели, подмеченные Григорьевым в «Грозе», он считает типичной характеристикой русского человека. И, завершая свою мысль о понятии «народности», Аполлон
Григорьев признаётся, что вопрос этот «чрезвычайно мудрый и, как сама жизнь,— иронический».

Страница третья.
Дмитрий Иванович Писарев (1840–1868)
[4]

— В своей статье «Мотивы русской драмы» критик решительно отверг вывод Добролюбова о том, что Катерина — подлинная героиня нового исторического
периода. Его анализ окарикатурил и «Грозу», и Добролюбова. По мнению Писарева, Добролюбов увлёкся симпатией к характеру Катерины и принял её за личность,
за светлое явление. Ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сформироваться в условиях «тёмного царства» патриархальной русской семьи,
выведенной на сцену в драме Островского.

Писарев открыто и явно полемизирует с Добролюбовым. В своей статье он заявляет: «Добролюбов ошибся в оценке женского характера». Писарев остаётся
глух к духовной трагедии Катерины, он подходит к этому образу с откровенно прагматических позиций. Он не видит того, что увидел Добролюбов — пронзительной
совестливости и бескомпромиссности Катерины. Критик, исходя из собственного понимания конкретных проблем новой поры, наступившей после
крушения революционной ситуации, полагает, что главный признак по-настоящему светлого явления — сильный и развитый ум. А поскольку ума у Катерины
нет, то она — не луч света, а всего лишь «привлекательная иллюзия».

2. «Постигаем глубину литературно-критической мысли»:

самостоятельное ознакомление учащихся с отрывками из литературно-критических статей
Н. А. Добролюбова, А. А. Григорьева, Д. И. Писарева


(раздаточный материал)

Карточка № 1

…Уже и в прежних пьесах Островского мы замечали, что это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название
«пьес жизни»… Мы хотим сказать, что у него на первом плане всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни.

…Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего
серьёзного значения. Поприще, на котором Островский наблюдает и показывает нам русскую жизнь, не касается отношений чисто общественных и государственных, а
ограничивается семейством; в семействе же кто более всего выдерживает на себе весь гнёт самодурства, как не женщина?

…Женщина, которая хочет идти до конца в своём восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического
самоотвержения, должна на всё решиться и ко всему быть готова.

…Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу
созидающий, любящий, идеальный. Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих; но это потому, что она никак не может принять
в себя их воззрения и наклонностей… Она не будет более жертвою бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей
мужем. Она освобождена!

Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный
выход. В том и сила её характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее, как мы сказали выше…

В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и под домашней пыткой и над
бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен на её живую душу…
(Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»)

Карточка № 2

…Островский явился перед публикой совершенно неожиданно обличителем и карателем самодурства. Оно ведь и так. Изображая жизнь, в которой самодурство играет
такую важную, трагическую в принципе своём и последствиях и комическую в своих проявлениях роль, Островский не относится же к самодурству
с любовью и нежностью. Не относится с любовью и нежностью — следственно, относится с обличением и карою,— заключение прямое для всех, любящих подводить
мгновенные итоги под всякую полосу жизни, освещённую светом художества, для всех теоретиков, мало уважающих жизнь и её безграничные тайны,
мило вникающих в её иронические выходки.

Прекрасно! Слово Островского — обличение самодурства нашей жизни.

В этом его значение, его заслуга как художника; в этом сила его, сила его действия на массу, на эту последнюю для него как для драматурга инстанцию.
…Самодурство — это только накипь, пена, комический отсадок; оно, разумеется, изображается поэтом комически,— да как же иначе его и изображать? —
но не оно — ключ к его созданиям!

Для выражения смысла всех этих, изображаемых художником с глубиною и сочувствием, странных, затерявшихся где-то и когда-то, жизненных
отношений,— слово самодурство слишком узко, и имя сатирика, обличителя, писателя отрицательного, весьма мало идёт к поэту, который играет на всех тонах, на
всех ладах народной жизни…

Имя для этого писателя, для такого большого, несмотря на его недостатки, писателя — не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности
не самодурство, а народность. Только это слово может быть ключом к пониманию его произведений.
(А. А. Григорьев «После “Грозы” Островского»)

Карточка № 3

…В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ,
увидел вследствие этого «луч света в тёмном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина
и поэта. Если бы он не поддался этой радости, если бы он на одну минуту попробовал взглянуть спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его
уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который немедленно привёл бы за собою полное разрушение привлекательной иллюзии. Добролюбов спросил бы самого себя:
как мог сложиться этот светлый образ? Чтобы ответить себе на этот вопрос, он проследил бы жизнь Катерины с самого детства, тем более что Островский
даёт на это некоторые материалы; он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума; тогда он ещё раз взглянул
бы на те факты, в которых ему бросилась в глаза одна привлекательная сторона, и тут вся личность Катерины представилась бы ему в совершенно другом свете…

Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается
в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она
на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшиеся
узлы самым глупым средством — самоубийством… которое является совершенно неожиданно для неё самой.
(Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»)

3. Аналитическая беседа

• Как вы думаете, почему пьеса А. Н. Островского «Гроза» вызвала бурные и неоднозначные отзывы в современной драматургу критике?

• Назовите ключевое понятие, рассматриваемое в статьях Н. А. Добролюбова и А. А. Григорьева. Как каждый из критиков подходит к трактовке этого понятия?

• Как вы понимаете название статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»? Подтвердите свой ответ цитатами из статьи.

• Определите ваше отношение к добролюбовской трактовке образа Катерины, подтверждая свою точку зрения анализом ключевых эпизодов драмы «Гроза».

• В чём своеобразие взглядов А. А. Григорьева и Д. И. Писарева?

4. Постановка и решение проблемного вопроса

• Чья точка зрения в оценке пьесы Островского ближе именно вам? Аргументируйте свой ответ.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Любую критическую статью вряд ли надо считать истиной в последней инстанции. Критическая работа, даже самая многосторонняя — всё-таки односторонность.
Самый гениальный критик не может сказать о произведении всего.

Но лучшие, подобно художественным произведениям, становятся памятниками эпохи. Статья Н. А. Добролюбова — одно из высших достижений русской
критики XIX века. Она задаёт тенденцию в истолковании «Грозы» и поныне.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабановой?».

2. Опережающее творческое задания (2–3 учащихся)

Подготовить «Литературную визитку» о жизни и творчестве И. С. Тургенева.

Следующий урок: И. С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для
105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с.

Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса
образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах
с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

2. Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – литературный критик, поэт, публицист.
Представитель «революционной демократии».

С 1857 года руководил критико-библиографическим отделом «Современника», с 1859 вел сатирический отдел «Свисток». В 1857 году блестяще окончил институт, но
за вольнодумство его лишили золотой медали.

Короткая жизнь Добролюбова (умер от туберкулёза в 25 лет) сопровождалась большой литературной активностью. Печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник»
с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский. За один 1858 год он
напечатал 75 статей и рецензий.

Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», содержали в себе острые общественно-политические высказывания, в том числе
касающиеся Николая I. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали
образцом демократически-реалистического толкования литературы. Первым употребил термин реализм как обозначение художественного стиля.

Он считал равенство людей «естественным состоянием» человеческой природы, а угнетение — следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено.

Автор нескольких педагогических трудов. Выступал против применения средств, унижающих человеческое достоинство. Решительно осуждал физические наказания.
Считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России. (вернуться)

3. Григорьев, Аполлон Александрович (1822-1864) – поэт, писатель и литературный критик,
оказавший важнейшее влияние на Ф. М. Достоевского. Разночинец-консерватор.

За пять лет работы в «Москвитянине» с 1851 по 1856 гг. Григорьев написал более 80 статей (среди них «Русская литература в 1851 году», «Современные лирики,
романисты и драматурги», 1852; «Русская изящная литература в 1852 году», 1853; «Проспер Мериме», «Искусство и правда», 1854; «О комедиях Островского и их
значении в литературе и на сцене», «Замечания об отношении современной критики к искусству», 1855; «О правде и искренности в искусстве», 1856 и др.).

С января 1861 года Григорьев начал работать в журнале Достоевских «Время», став генератором идей и душой журнала. Его основные статьи этого времени:
«Западничество в русской литературе», «Явления современной литературы, пропущенные критикой», «Белинский и отрицательный
взгляд в литературе».

Письма Григорьева И. С. Тургеневу «После “Грозы” Островского» впервые были напечатаны в газете «Русский мир», 1860, No 5, 16 янв., с. 20.

Толкование народности у Добролюбова и Григорьева было различное: Добролюбов понимал под народностью искусства отражение интересов трудящихся масс,
Григорьев стремился возвести народность в общенациональную категорию, лишенную сословных и иных социальных различий. (вернуться)

4. Пи́сарев Дмитрий Иванович (1840-1868) – русский публицист и литературный критик, переводчик,
революционер-демократ. Считается третьим, после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником.

Писарев погиб, не достигнув двадцати восьми лет. Его литературная деятельность началась рано, когда ему было всего восемнадцать лет, и продолжалась недолго —
около восьми лет, если не считать вынужденных перерывов. Но она оставила глубокий и яркий след в истории русской общественной мысли.

В судьбе Писарева есть много общего с судьбой Добролюбова. Их деятельность началась рано и преждевременно оборвалась, оба они были властителями дум передовой
демократической молодежи своего времени.

Писарев отрицал значение творчества Пушкина: Пушкин, Лермонтов и Гоголь были для Писарева пройденной ступенью.

В 1867—1868 годах сотрудничал с журналом «Дело» и «Отечественными записками». В статьях о художественной литературе в развитие «реальной критики»
Н. А. Добролюбова трактовал художественные образы как объективное изображение социальных типов (статья «Базаров» о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», 1862;
«Борьба за жизнь» о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», 1867, и другие). (вернуться)

cover

Сборник содержит сочинения по русской литературе XIX века на темы, связанные с творчеством А.Н. Островского, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Пособие предназначено родителям, чьи дети испытывают трудности в написании сочинений, а также учащимся 10-х классов, занимающихся по любому из действующих учебников по литературе.

Оглавление

А. Н. Островский

1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.

«Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.

«Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изменяться… — обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни — наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Страшна и тяжела для каждого попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы. Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. В своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу прихотям, ни во что не ставя всякие законы и логику, «самодуры» жизни начинают ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь кулигина: но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут… Они не хотят уступать, хлопочут только о том, как бы на их век стало…

Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила, говоря о крахе устоявшегося мира: «И хуже этого, милая, будет», и в ответ на слова странницы: «Нам бы только не дожить до этого». Кабаниха веско бросает: «Может, и доживем». Она только тем и утешается, что еще как-нибудь с ее помощью простоят старые порядки до ее смерти.

Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.

Образ Катерины — важнейшее открытие Островского — открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Отношения Катерины и Кабанихи в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта. В душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины рождается новое отношение к миру, чувство, еще не ясное самой героине: «Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю». Проснувшуюся любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознав свою любовь а Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, так как она почувствовала над собой власть грешной страсти. Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: «Все равно уж душу свою погубила». Полная невозможность примирить свою любовь с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивают Катерину.

Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

2. Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Катерина — главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения — конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.

Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины — безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», — роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.

Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» — говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.

Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины — она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть — ее освобождение.

3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой — Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти — страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из-под неволи».

В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда — суда совести — будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины — это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что-то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

«Гроза» — не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины — акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

4. «Маленький человек» в мире Островского (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)

Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, — Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него — это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником.

Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Паратовым. Ему все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Даже будучи почти официальным женихом, Карандышев воспринимается Огудаловыми как «запасной вариант» на тот случай, если не подвернется богатый и красивый, «идеал мужчины», и это его унижает, лишает чувства победы.

Карандышев отвергает тот путь к подлинному обладанию, который ему предписывает Лариса: «Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите минуты, не пропустите их!», т. е. путь смирения, возможность заслужить любовь кротостью и преданностью. Он, как и Лариса, находится в плену иллюзии величия и блеска Паратова. Его раздраженное, болезненное самолюбие берет верх над любовью, желание выглядеть соперником Паратова оказывается выше стремления быть любимым. На просьбы Ларисы уехать в глушь от городской жизни он отвечает: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий…»

Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для него это не путь к «самостоянью человека», к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив — лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей.

Это особенно ясно в финальной сцене. Когда Карандышев бросается на колени и кричит: «Люблю, люблю», — оказывается слишком поздно, ситуация уже непоправима и возможность победить Ларису силой страсти потеряна. За этим признанием следует поступок, невозможный для человека любящего — убийство. «Не доставайся же ты никому» — это картинный жест, поза маленького человека, самоутверждающегося в обладании женщиной, которая ему «не пара». Карандышев не может обладать этой женщиной и утверждает свою власть над ее смертью.

Совершаемое им убийство не возмездие за поруганные представления о добродетели, но акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими во всем. «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». И именно в этом он особенно смешон и жалок.

5. Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах.

Главная героиня пьесы — Лариса Огудалова — бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в ее избраннике. Она выбирает амплуа бедной невесты, являющейся предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувство или руку. Как и всегда, такой героине предоставлен достаточно мнимый выбор, она выбирает только в сердце, тогда как права совершить поступок на самом деле лишена.

Лариса любит Паратова, она «больна» им, с ним в ее сознании раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом мире, который непременно существует, но не доступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Ларисы это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле. Элементами этого мира в ее собственной жизни являются любимые ею стихи, романсы, мечты, которые сообщают его образу привлекательность.

Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Тем более она не может простить его личного унижения, его неудач в попытках сравняться с Паратовым, для нее все более и более очевидной становится разница между ними: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!» Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым причудам, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда…»

В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности, желание иной жизни побуждают Ларису решить свою судьбу. Кажется, что путь в романтический мир лежит через романтический, безрассудный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели. Он совершается в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов..

Так же, как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы. Поездка на мужской пикник, которую она ощущает как акт собственного выбора, открывает Ларисе глаза на ее подлинное положение: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…я вещь!» Умирая, она благодарит своего убийцу — Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она не чувствует себя человеком: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда и никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете… нечего искать».

На чтение 8 мин. Опубликовано

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» представляет собой не только литературную, но и историческую ценность. В книге автор описал быт купеческого общества, консервативность и незыблемость устаревших традиций. Чтобы хорошо подготовиться к итоговой работе, необходимо изучить список тем сочинений по произведению «Гроза» и обязательно прочитать саму пьесу.

Общие темы

Драма «Гроза» была написана в 1859 г. В тот же год начались первые постановки на лучших сценах Москвы и Санкт-Петербурга. Пьеса (не роман, не поэма и не рассказ) состоит из 5 действий, но сильно растянута по времени. Между 3 и 4 действиями проходит 10 дней, что не совсем типично для театральных постановок того времени.

Название произведения можно рассматривать буквально — гроза как природное явление пугает главную героиню, усиливает ее психоэмоциональное состояние. Но правильнее будет видеть здесь аллегорию. Городишко Калинов погряз в невежестве, здесь царят нравственная духота и застой, как перед грозой. Самоубийство Катерины становится громом, поразившим маленькое общество. Список общих тем для сочинений на тему «Гроза» Островского для 10 класса выглядит следующим образом:

Список тем сочинений по произведению гроза

Сочинение гроза

  1. «Какой жанр присвоил произведению автор». Александр Николаевич считал, что написанное им произведение по жанру относится к драме, но в полной мере ни трагедией, ни драмой «Гроза» не является. Критики того времени дали ей определение «бытовая трагедия». Но и на сегодняшний день этот вопрос остается открытым.
  2. «Анализ произведения». Главной темой становится конфликт двух поколений, давление старших и разное восприятие младших: Тихон молча терпит деспотию, Катерина пытается бороться.
  3. «История написания пьесы». Перед работой Островский совершил путешествие по Волге, заезжал в небольшие города, изучал нравы и обычаи.
  4. «Характеристика главных героев». В сочинении нужно описать образы Катерины, Кабановой и ее сына Тихона.
  5. «Характеристика второстепенных персонажей». Здесь нужно проанализировать образы Варвары, Кудряша, Кулигина, Дикого, Бориса, Феклуши, Глаши.
  6. «Женская доля вначале XIX в.». Деспотизм и домострой, бесправность тех, кто решил пойти наперекор сложившимся устоям.
  7. «Описание русского купеческого быта и нравов». Консервативность семейных понятий и ценностей, полная бесправность молодых женщин перед старшим поколением, малообразованность, тихое и размеренное существование.
  8. «Сохранение человеческого достоинства». Чтобы выжить молодым в городе, нужно быть тихими и покорными, как Тихон, или хитрыми и равнодушными, как Варвара и Борис. Нельзя быть искренней, свободной и порядочной, как Катерина.
  9. «Авторское видение и средства его выражения». Свое мнение Островский отображает в придуманных именах, противопоставлении свекрови и невестки, а также в монологах Кулигина.

Конфликты между поколениями существовали всегда. Основная проблема — «отцы и дети» не хотят слышать и слушать друг друга. Родители считают, что только с помощью диктатуры и полного подчинения детей можно вырастить достойного человека.

Трагедия главной героини

При написании сочинения по «Грозе» Островского необходимо знать, что в списке обязательно присутствуют темы про главную героиню Катерину. До того как она вышла замуж, жизнь ее была спокойной. Девушка росла в любящей семье, где каждый уважал мнение другого и признавал свободу выбора.

Картины безусловной деспотичности невежественной Кабанихи повергают Катерину в ужас. Она никак не может смириться с существующей ситуацией, постоянно вспоминает прошлую жизнь: «Такая ли я была? Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле!».

Многие рассуждения о главной героине основаны на противопоставлениях: слабая ли она или сильная, можно ли было бороться в сложившихся обстоятельствах или самоубийство — единственный выход и т. д. Возможные сочинения на тему «Гроза»:

Сочинение на тему гроза

Гроза сочинение

  1. «Любовь, грех и покаяние в пьесе». Мораль, принятая в обществе, благожелательно относится к любви «приличной», ведущей к браку и рождению детей. Любовь вне брака греховна, она порицается. Катерина испытывает страшные муки совести, она кается перед мужем, но это не спасает ее, что в итоге приводит к гибели.
  2. «Отчего люди не летают, как птицы». Этой теме не один десяток лет. Ее раскрывают через рассуждения о душевной свободе, о вдохновении, которое приходит к человеку, когда на него никто не давит. Что может сделать человек, чтобы его жизнь стала лучше, каков должен быть первый шаг — это вечные темы, актуальные по сегодняшний день.
  3. «Победила или проиграла Катерина». Самоубийство — грех, никто не имеет права отказываться от Божьего дара. Но могла ли героиня поступить по-другому, был ли выход в ее ситуации? Лишить себя жизни — это решительный шаг или все-таки малодушие и нежелание бороться?
  4. «Прощание Катерины с Борисом». Сцена описана в третьем явлении пятого действия. Она является решающей в принятом героиней решении. Большая любовь разбивается о слабоволие недостойного мужчины. Сцена раскрывает скрытый характер героев, поднимает проблему неравных отношений, когда возвышенный искренний пылкий характер сталкивается с трусостью, мелочностью и эгоизмом.
  5. «Сравнительная характеристика Катерины и Варвары». Кто из героинь поступает правильно в сложившихся обстоятельствах? Катерина честная, прямая, искренняя, но она приняла смерть как единственный выход. Варвара хитрит и обманывает, но живет так, как хочет, и никаких угрызений совести по этому поводу не испытывает.

В творчестве Островского пьеса «Гроза» является выдающимся произведением наравне с «Бесприданницей».

Общественные нравы маленького городка

Калинов — типичный русский городишко конца XVIII — начала XIX вв. Общество давно остановилось в своем развитии, парализованное крепостным правом. Это настоящее «темное царство», где все мрачно, а самодуры с деньгами творят что хотят. Они не обращают внимания на христианские постулаты и общепризнанную мораль. Темы о мещанской жизни провинциального городка:

Сочинение по произведению гроза

Островский гроза герои

  1. «Темное царство». Это закостенелое общество, погрязшее в темноте, невежестве и пороках. Его основные представители — Кабаниха и Дикой.
  2. «Луч света в темном царстве». Так называлась статья Н. Добролюбова, известного критика того времени. На сегодняшний день это тема для сочинения, в котором необходимо дать описание общества и его деспотичных нравов, противопоставить ему светлую и искреннюю Катерину. В работе нужно показать деспотизм Кабанихи, основанный на искаженных понятиях «Домостроя», и стремление героини вырваться из этих тисков, обрести свободу, хоть и ценой собственной жизни.
  3. «Быт и нравы города Калинова». Невежество и духовная убогость Кабанихи, Дикого и Феклуши. Лицемерие в семейной жизни: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Обогащение купечества за счет рабочего народа: «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются». Все это норма для общества, где правят глупые и недалекие люди, развивающие в себе только пороки.
  4. «Кабаниха и Дикой — самодуры русского общества». Островский в своей пьесе создал определенную типичную модель общества того времени. В работе необходимо раскрыть тему через описание характера героев.
  5. «Молодое поколение в пьесе Островского». Деспотизм старших давно подавил любую самостоятельность, стремление к свободе и желание как-то противостоять «темному царству». Молодые герои втайне лишь мечтают хоть ненадолго вырваться, глотнуть свежего воздуха. И даже Борис, живущий далеко от своего дяди и имеющий определенную свободу, не имеет ни сил, ни желания противостоять ему.

Знакомство с общественными нравами начинается с первых актов пьесы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Самодурство, жульничество, моральное насилие, а также раболепие, полное подчинение, изворотливость и лицемерие — все это купеческое общество маленького городка.

Характеры и персонажи

Помимо главных героев картину общественных нравов дополняют второстепенные персонажи. Раскрытие этих образов в сочинении — задача довольно сложная и требующая прочтения произведения в полном объеме. Возможные дополнительные темы для письменных работ по литературе:

Островский гроза герои

Островский гроза

  1. «Роль „маленького человека“ Кулигина».
  2. «Характеристика Бориса».
  3. «Покорный муж Тихон».
  4. «Невежество Феклуши».
  5. «Варвара и Катерина: сравнительная характеристика».
  6. «Говорящие фамилии в пьесе».
  7. «Иван Кудряш — представитель национального характера».
  8. «Символика, используемая в пьесе».
  9. «Тихон и Кабаниха — пример деспотичного воспитания».
  10. «Символизм образа грозы в пьесе».
  11. «Образ Катерины — вызов мещанству и всему купеческому обществу».
  12. «Женские образы в пьесе Островского: сравнительная характеристика»
  13. «Ушло ли в прошлое темное царство?».
  14. «Образ природы в переживании героев».
  15. «Неотвратимость возмездия в пьесе».

Долгое время общество не могло понять, почему Варваре разрешено было почти открыто встречаться с Кудряшом, а Катерина за подобное поведение подвергалась злобным оскорблениям. Считалось, что Кабаниха просто ненавидела невестку и многое позволяла Варваре только потому, что она ее дочь.

На самом деле это не совсем так. Все расставляет на свои места фраза Кудряша о местных нравах: «У нас насчет этого свободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». В большинстве случаев литература описывает образ жизни дворян, а купеческая мораль в отношении девушек была куда свободнее. В пьесе показано, что даже деспотичная Кабаниха ничего не может сделать с собственной дочерью.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Островский

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» показывает быт людей в эпоху раннего капитализма. Главная тема и идея произведения — это конфликт между двумя поколениями. Семья госпожи Кабановой типичная для того времени. Кабаниха является главой семьи, поэтому держит всех домочадцев под своей властью, навязывает им свои взгляды. Кабанова живёт согласно старым традициям, которые прививает и остальным героям, и совершенно не воспринимает ничего нового, не стремится к развитию, совершенствованию. Хотя в пьесе и описываются события девятнадцатого века, проблема между поколениями актуальна и на сегодняшний день. Часто родители не воспринимают своих детей, как самостоятельных личностей, поэтому навязывают им свои взгляды, решают за них определённые вопросы.

При прочтении пьесы «Гроза» испытываешь неоднозначные чувства. С одной стороны, автор подробно описывает современную ему эпоху. Пожалуй, самой яркой героиней является Кабаниха — религиозная женщина, которая даже помогает нуждающимся. Однако, дома героиня совершенно другая: она изживает своих домочадцев, унижает оскорбляет их. Кабанова оказывает подавляющее влияние на своего сына Тихона, в результате чего он становится «маменькиным сыночком» и не может самостоятельно принимать решения. Тихон — жертва «тёмного царства», он жалок и беспомощен.

Но с другой стороны, читателя потрясает Катерина — единственная положительная героиня этого произведения. Героиня противопоставлена всем окружающим, она словно «луч света в этом тёмном царстве». Девушка умна, светла, добра. Она жила счастливо до того момента, пока не вышла замуж и не переехала в дом Кабанихи. Её муж слабохарактерный, он не может заступиться за Катерину и пойти против воли матери. Читая это произведение, испытываешь жалость к главной героине.

Произведение показывает кризисную ситуацию в обществе, когда сторонники консервативных взглядов выступали против любых новшеств и старались сломить, прекратить развитие.

Я считаю, что в конечном итоге «тёмное царство» должно погибнуть, потому что остановить прогресс невозможно. Обязательно грянет Гроза, которая сметет все, что на первый взгляд кажется незыблемым. Мир обязательно изменится в лучшую сторону, и в этом есть заслуга Катерины, ведь она первая, кто не побоялся показать протест «тёмному царству».

Другие темы: ← Бедность не порок по пьесе↑ ОстровскийХарактеристика героев пьесы Гроза →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Журавли летят Степанова
    Великий русский художник В. С. Степанов в 1891 году подарил миру свое творение — картину «Журавли летят» При первом взгляде на полотно зритель видит всю красоту русской природы, ее девственное великолепие.
  • Образ и характеристика Кати Локтевой в романе Отцы и дети сочинение
    Катя Локтева – молодая небогатая дворянка, скромная, добрая и тихая девушка, образ которой является одним из самых приятных в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
  • Сочинение Онегин и Ленский (сравнительная характеристика 9 класс)
    В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин писал больше чем о просто персонажах, писал больше чем просто интересный сюжет, и писал больше чем о насущных проблемах. Каждое произведения Пушкина

«Гроза» Островский

Александр Николаевич Островский – русский драматург девятнадцатого века. Высшим художественным достижением писателя стала пьеса «Гроза». Через это произведение автор показал читателю русское купечество со всеми его недостатками.

События пьесы происходят в вымышленном городе Калинов. Он расположен на берегу Волги, где открывается необыкновенный вид. Но большинство его обитателей не понимают этой красоты и пренебрегают ей.

Здесь ничего не знают о том, что происходит в мире. Литературный критик Добролюбов называет Калинов тёмным царством. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а именно купцам Дикому и Кабановой. Оба персонажа оскорбляют родных, лгут и лицемерят. Они являются яркими представителями старого уклада жизни. Для них характерны жестокость, грубость, глупость, неприятие всего нового. Кабанова и Дикой вынуждены сдавать позиции, но они не представляют будущее, в котором будут забыты их порядки. Окружающие купцов люди еще не понимают их бессилия, поэтому вынуждены приспосабливаться к ним. Нужно отметить, что фамилия Дикого и прозвище Кабанихи показывают их дикие, животные жизни.

Персонажи Глаша и Феклуша – это простые жители города, которые прислуживают своим господам. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Они говорят, что в Москве сейчас содом, потому что там иная жизнь. Поэтому героини расхваливают Кабаниху за сохранение патриархального строя, ведь в других местах без него всё погрязло в разврате и невоспитанности.

Тихон, сын Кабанихи, является добрым человеком, который смирился со своим положением. В присутствии матери он выполняет ее указания, но, уезжая из города, он живет как хочет. Его сестра Варвара другая. Она смелее и самостоятельнее брата, но также не сопротивляется притеснениям матери, а лишь приспособилась к ним.

Кулигин является своеобразным экскурсоводом в пьесе. В первом действии он рассказывает о нравах и семьях города, о его социальной обстановке, ведь он знает всё обо всех. Он дает точные оценки жителям города. Сам Кулигин добрый человек, привыкший жить по устоявшимся правилам. Он мечтает о честном труде и благе для всех.

Катерина – «луч света в темном царстве». Главная героиня не похожа ни на одного жителя Калинова. Она очень религиозна, полна любви и доброты. В родительском доме девушка жила, точно птица на воле, ни о чем не тужила. Она любила ходить в церковь, молиться и гулять в саду, словом, наслаждалась жизнью. Выйдя замуж за Тихона на Катерину начинает оказывать давление свекровь. Кабаниха учит ее жить по законам Домостроя: быть покорной мужу и во всем слушать его. Героиня задыхается в новой семье и мечтает покинуть это ужасное место. Неожиданно она влюбляется в Бориса и позже это приводит к трагическому финалу. В пьесе Катерина противостоит не конкретному человеку, а существующему патриархальному строю. Но так как все жители Калинова привыкли жить по законам города, и никто не может их изменить, то тот, кто не смог приспособиться к такой жизни, будет обречен на гибель.

В пьесе «Гроза» Александр Островский изобразил разрушение устаревшего образа жизни, когда появляются более просвещенные люди, но их стремятся подавить представители старого времени. В конце концов новое сознание, как и гроза, которая постепенно нарастает, разрушит все и откроет лучшую жизнь.

Полезный материал по теме:

  1. Конфликт Гроза и Бесприданница
  2. Проблемы в драме «Гроза»
  3. Символика названия «Гроза»
  4. Конфликт в пьесе «Гроза»
  5. Анализ пьесы Гроза

Критика

Обстоятельному исследованию пьесу подверг критик Добролюбов. Его статьи – классическая трактовка произведения, хотя они и имели явно выраженный социальный уклон. Позже точку зрения Добролюбова частично опроверг другой литературовед, заявив, что Катерина не является представителем нового поколения. Подобным литературным героем может быть лишь тургеневский Базаров. Добролюбов не смог выступить в защиту своей точки зрения, поскольку его уже на тот момент не было в живых. Но все-таки, чтобы написать полноценное сочинение на тему «Гроза» Островского, следует хотя бы поверхностно ознакомиться с трудом русского критика.

Школьное сочинение

По произведению на тему «Гроза» в школьной программе имеются стандартные темы для обсуждений. Но при выполнении творческого задания все-таки следует развивать способность мыслить, высказывать собственное мнение, каким бы оригинальным оно ни было. При чтении классического произведения, независимо от того, в каком веке оно было создано, следует помнить, что это не что иное, как отражение действительности.

Как писать сочинения по произведению «Гроза» (Островский А. Н.)? Для начала автору стоит вспомнить, не доводилось ли ему в реальной жизни встречать глупую, но властную Кабанову, которая абсолютно безосновательно держала в страхе окружающих. И кто в этом случае был виноват? Та, которая навязывала свою точку зрения, или те, что принимали ее, не имея собственной? И если пример из реальной жизни найдется, то проблема выбора темы исчезнет сама собой.

Всеобщее повиновение

У персонажей пьесы свободолюбие напрочь отсутствует. Катерина становится единственной, кто не желает повиноваться судьбе. Героиня нарушает привычное течение событий, за что ее ждет жестокое наказание. Тема самодурства является одной из главных в произведении Островского. В городе преобладают глупость и невежество, которые являются хотя и косвенной, но все же причиной трагедии. Жители пребывают в каком-то суеверном страхе, который сковывает их. И никто из горожан не способен сделать хотя бы малейший шаг в сторону от заведенного устаревшего порядка.

Сочинение на тему продолжение грозы

Продолжение пьесы Островского ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ Те же и К у л и г и н. Кулигин. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.) Кабанов (бросается к Катерине). Катя! Катя! Кабанова. Полно! Об ней плакать-то грех! Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы… Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь? Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы! Кабанова (сыну). Ну, я с тобой дома поговорю. (Низко кланяется народу.) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу! Все кланяются. Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я-то, зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены.) ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ Кабанов и Кабаниха по приходу назад домой. Сидят за столом. Кабанов. И все-таки маменька это вы погубили Катерину! Вы! И я никак не откажусь от своего мнения. (Слезы проступают на глазах.) Кабанова. Да как ты смеешь так разговаривать со своей родной матерью! (С большим удивлением.) Я тебя растила, воспитывала со всей, что есть на свете любовью. А ты, негодник, так меня ещё и осуждаешь. Я тебе ничего плохого и вовсе не желала. Вот на самом деле, каково почтение родителям то стало!) Ужас! И на что мне всё это?! (Глубоко вздыхает.) Кабанов. Перестаньте, маменька! Мне до этого то и дело каждый раз приходилось вам прислуживаться, как маленькой собачке её хозяйке. Полно уже! Добру вы меня никогда не учили, только лишь всегда своё недовольство выражали, что бы я ни сделал. У вас всё только на словах! Вы… вы всегда только собой заняты, вас не волнует моя жизнь… моя дальнейшая судьба… (Еле-еле проговаривая, запинаясь.) Кабанова. Замолчи, я тебе сказала! (Грозно воскликнула.) Кабанов. Нет уж, маменька, теперь я более не могу сохранять то ложное спокойствие и повиновение, как было ранее. Я уже сыт этим по горло! (Перебивая речь матери, уже вышедшей из себя как никогда.) Кабанова. Хватит! Мне надоело! (Истерически вскрикивая.) Кабанов. А мне, думаете, не надоело!? Ваши постоянные нарекания по поводу неправильного обращения с женой моей. То вы до этого всё желали, чтобы наконец-таки у меня сложилась личная жизнь, и я стал семьянином. То теперь уже, после, как вы считаете несостоявшейся, свадьбы, вам всё не нравиться… все наши отношения для вас – есть ничто… Вы во всём выражаете свое недовольство! Так невозможно далее Кабанова. Женился на грешнице, так и сам ещё грешишь! Кому велено со своим уважаемым родителем так беседу вести. Нашёл, кого учить! Стыдно! И кого я вырастила! Позор! Только бы остальной народ не узнал… Кабанов. (Перебивает мать.) Вот вам что только и надобно! Слухи напустить, да от себя все грешки замять. Какая же вы мать, если невестку свою не признаёте… да упокой её Господь! (Заплакавши, встал на колени и начал молиться.) Кабанова. Да когда же ты прекратишь!? (Стукнула ладонью по столу) Повинно молиться самоубийце! Покарает тебя Всевышний, покарает! Сгинь, сила ты нечистая! Кабанов. (Набравшись храбрости, через слёзы вскрикивает) Это ВЫ убийца! Кабанова. Ах ты… ты… (Растерявшись, проговаривала мать в недоумении) Кабанов. После такого…! Я вам больше не сын! В вас и души нет! Да пускай вас осудят по праву, коль не народ так Бог! Живите, сами по себе, а я ухожу! Прощайте! Не поминайте лихом… Едва лишь сжалившись над матерью, вспомнив, как он её почитал, Тихон задумался, и после понял для себя, что ничего хорошего от матери своей не стоит ожидать. Одно зло и коварство. Очень сильно скучал он по Катерине, мучался. Собрал он все свои пожитки и отправился в путь, куда глаза глядят. Казалось ему, что не найти более счастья в жизни, нет смысла такому существованию. »crosslinked«

Анализ

Образ героини, который совсем не соответствует традициям провинциального купечества, не случайный. Судьба Катерины, мечтающей об искреннем счастье, является следствием устаревших явлений, которые подтачивают основу жизненного уклада. Основным фоном в произведении стали воспоминания о добрых былых временах. Сочинение на тему «Гроза» Островского предполагает сравнительный анализ образа Катерины с другими героями. «Гроза» является символической пьесой, однако в ней присутствуют фольклорные мотивы. В пьесе также имеется аллюзия на сказочный сюжет о принцессе, заточенной страшной ведьмой в каменном замке. Однако героиню принц не в силах вызволить. Борис – чужеземец, который приехал из более оживленного города. Его Островский наделил качествами человека мыслящего, но не способного на поступки. Пробудить «спящую красавицу» Борис смог, но забрать с собой в дальние края не решился. Сочинение на тему «Гроза» Островского можно посвятить символике и мотивам, которые присутствуют в произведении.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Слайд 1

Четырнадцатое октября Сочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Текст слайда:

Четырнадцатое октября
Сочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза»


Слайд 2

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная

Текст слайда:

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
 
Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:
Вступление.
Основная часть.
Первый тезис + аргумент.
Второй тезис + аргумент.
Третий тезис + аргумент.
Заключение.


Слайд 3

Может ли поражение стать победой? Победа – успех в битве, войне, полное поражение противникауспех в борьбе

Текст слайда:

Может ли поражение стать победой?

Победа –
успех в битве, войне, полное поражение противника
успех в борьбе за что-то, осуществление, достижение чего-то в результате борьбы, преодоления чего-то
Поражение – неудача в войне, битве, разгром


Слайд 4

Тема сочинения Что означает самоубийство Катерины - ее победу или поражение ?(по пьесе «Гроза» А.Н.Островского)

Текст слайда:

Тема сочинения

Что означает самоубийство Катерины — ее победу или поражение ?(по пьесе «Гроза» А.Н.Островского)


Слайд 5

(пример вступления) О победе мы говорим, когда наш противник повержен физически

Текст слайда:

(пример вступления)
О победе мы говорим, когда наш противник повержен физически или нравственно. А действие пьесы А.Н.Островского «Гроза» заканчивается самоубийством Катерины, главной героини. Победа ли это над силами «тёмного царства» или полная капитуляция? Ведь теперь Кабанова, свекровь Катерины, получила наконец доказательство ее вины. Критики и зрители по-разному оценивали это произведение. Н. А. Добролюбов назвал поступок Катерины проявлением протеста и «страшным вызовом самодурной силе». А В.Г.Белинский считал самоубийство проявлением слабости.


Слайд 6

Чтобы ответить на вопрос: «Что означает самоубийство Катерины — ее победу или поражение?»,

Текст слайда:

Чтобы ответить на вопрос: «Что означает самоубийство Катерины — ее победу или поражение?», надо изучить обстоятельства ее жизни, мотивы ее поступков.


Слайд 7

Примерный план Вступление.Основная часть.Характер Катерины, отличающий её от семьи КабановыхЖизнь в доме мужа, где деспотизм и унижение,

Текст слайда:

Примерный план
Вступление.
Основная часть.
Характер Катерины, отличающий её от семьи Кабановых
Жизнь в доме мужа, где деспотизм и унижение, требование «порядка».
Борьба в душе Катерины(подчинение или встреча с любимым)
Решение уйти из жизни
Заключение. Мои выводы


Слайд 8

Катерина росла и воспитывалась в купеческой семье, в религиозной атмосфере, но впитала в себя

Текст слайда:

Катерина росла и воспитывалась в купеческой семье, в религиозной атмосфере, но впитала в себя все самое лучшее, что мог дать патриархальный уклад жизни. У нее сложный и необыкновенно своеобразный характера.
Она обладает чувством собственного достоинства, чувством прекрасного, ей свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве.


Слайд 9

Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это

Текст слайда:

Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это была жизнь, в которой царит насилие, самодурство, унижение человеческого достоинства. Жизнь Катерины круто переменилась, и события приобрели трагический характер, но этого могло и не случится, если бы не деспотичный характер ее свекрови — Марфы Кабановой, которая считает основой «педагогики» — страх. Ее жизненная философия — пугать и держать в повиновении страхом.


Слайд 10

Кабаниха стремится подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит

Текст слайда:

Кабаниха стремится подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит ее «как ржа железо». Но Катерина, наделенная душевной мягкостью, трепетностью, способна в отдельных случаях проявить и твердость, и волевую решительность — она не желает мириться с таким положением.


Слайд 11

- Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - говорит она. - Конечно, не дай бог этому

Текст слайда:

— Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! — говорит она. — Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!


Слайд 12

Какая борьба происходит в душе Катерины?Сама того не осознавая, она признаётся , что не любит мужа («Я

Текст слайда:

Какая борьба происходит в душе Катерины?

Сама того не осознавая, она признаётся , что не любит мужа («Я буду мужа любить»). Пытается заставить себя относиться к нему так, как требует, по её понятиям, долг жены.
Катерина не упоминает о внешних препятствиях, которые её ждут, для неё важно победить себя внутренне.
Путь обмана, такой привычный в «тёмном царстве», неприемлем для Катерины.
Катерина не знает компромиссов.


Слайд 13

Анализ 10 явления Что вам кажется главным в монологе Катерины?Катерине ясно, что в её безвыходном положении виновата

Текст слайда:

Анализ 10 явления
Что вам кажется главным в монологе Катерины?

Катерине ясно, что в её безвыходном положении виновата Кабаниха.
Катерине никто не помог в борьбе с охватившим её чувством. Прощание с Тихоном показало, что её верность и преданность мужу не нужны.
Монолог с ключом полон разнообразных оттенков чувств и настроений. Отчаяние, ужас, страх, сомнения побеждаются непреодолимым стремлением к счастью.


Слайд 18

4 явление Как раскрывается Катерина в последнем монологе? Какое значение в понимании идеи всей пьесы имеет этот

Текст слайда:

4 явление
Как раскрывается Катерина в последнем монологе? Какое значение в понимании идеи всей пьесы имеет этот монолог?

Нравственная победа Катерины над «тёмным царством».
Смерть Катерины была не выражением трусости и страха, а ненависти к ужасному миру, смутным сознанием своих человеческих прав, выражением силы и смелости.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.


Слайд 19

Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и

Текст слайда:

Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии и потому избавилась от страданий единственным возможным в тех обстоятельствах способом.
И потому трагический финал драмы — самоубийство Катерины — не поражение, а утверждение силы свободного человека, — это протест против кабановских понятий о нравственности, это «страшный вызов самодурной силе». И в этом смысле самоубийство Катерины — ее победа. 


Слайд 20

Почему решительный характер у Островского является в женском образе?Самый сильный протест бывает тот, который поднимается из груди

Текст слайда:

Почему решительный характер у Островского является в женском образе?

Самый сильный протест бывает тот, который поднимается из груди самых слабых и терпеливых.


Слайд 21

Не случайно в произведении присутствует образ птицы, лишенной возможности жить на воле. Для Катерины лучше не жить

Текст слайда:

Не случайно в произведении присутствует образ птицы, лишенной возможности жить на воле. Для Катерины лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием», которое ей уготовано «в обмен на ее живую душу».


  • Темы для сочинения герой нашего времени
  • Темы для сочинения по произведению отцы и дети
  • Темы для сочинения капитанская дочка огэ
  • Темы для сочинения отцы и дети тургенев 10 класс
  • Темы для сочинения на дне горький