Темы для сочинения по произведению дубровский

Роман а.с. пушкина дубровский был написан в 1832 году. в нем писатель показывает жизнь русского дворянства начала 19 века. в

Роман А.С. Пушкина «Дубровский» был написан в 1832 году. В нем писатель показывает жизнь русского дворянства начала 19 века. В центре повествования находится жизнь двух дворянских семей – Троекуровых и Дубровских.
Кирила Петрович Троекуров из-за глупой ссоры решил лишить своего давнего друга Андрея Гавриловича Дубровского его имения. Оба приятеля были страстными охотниками. Но Дубровский не мог позволить себе держать хорошую псарню. Как-то раз он не смог удержаться от завистливых слов: «…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». На эту фразу обиделся псарь Троекурова. Он сказал Дубровскому, что некоторые дворяне могут позавидовать житью собак его хозяина.
Это послужило поводом к серьезной ссоре, закончившейся судебным разбирательством. Из-за этой жестокой судебной тяжбы Андрей Гаврилович сильно заболел. Он слег. Няня, ходившая за ним, решила написать обо всем сыну помещика – Владимиру Дубровскому.
Этот молодой человек воспитывался в Кадетском корпусе и теперь служил в гвардейском полку в Петербурге. Отец баловал Владимира, ни в чем ему не отказывал. Молодой Дубровский кутил, влезал в долги и мечтал о богатой невесте.
Но, узнав о страшном известии, Владимир тут же бросился в Кистеневку. На его глазах отцу становилось все хуже и хуже. И однажды, встретившись с Кирилой Петровичем, Дубровский-старший не выдержал. С ним сделался удар, и он умер.
Владимир стал считать Троекурова своим кровным врагом. Да и тот, увидев дерзкого сына соседа, продолжал войну. Она закончилась тем, что Кистеневку вместе со всеми людьми отдали во владение Троекурова.
Последний вечер в имении был для Владимира полон печали и воспоминаний. Автор часто упоминает о том, что молодому Дубровскому не хватало семьи, домашнего уюта. У него рано умерла мать, он плохо знал своего отца, но испытывал к нему большую привязанность. После смерти родителя Владимир чувствовал глубокое одиночество. В последний вечер он сел перебирать отцовские бумаги и случайно нашел письма покойной матери. Зачитавшись этими письмами, он окунулся в атмосферу семейного уюта и позабыл про все на свете.
Для Владимира была невыносима мысль о том, что его родовое имение может отойти врагам. Поэтому он принял решение поджечь дом. Герой не хотел жертв, велел отпереть все двери перед поджогом, но крепостной Архип не послушался своего барина. Из-за него в пожаре сгорели и приказные.
Дубровский забрал своих верных крепостных крестьян, к которым относился по-отечески, и ушел с ними в лес. Этот герой сделался благородным, но жестоким разбойником. Удивительно было одно – он щадил поместья Троекурова, всегда обходил их стороной. Позже мы узнаем, что уже тогда Владимир полюбил Машу Троекурову и поэтому не трогал имение ее отца.
Почему Дубровский стал именно разбойником? Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписаным правилам – правилам силы и жестокости. Но его благородная натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником».
Я считаю, что симпатии автора на стороне Дубровского. Ведь это благородный, честный, добрый человек, умеющий любить и прощать. Он хорошо относится к своим крестьянам, видит в них не слуг, а людей. Это очень важно.
Владимир Дубровский смел и решителен. В критической ситуации он умеет быстро принимать решения и находить выход из любого положения. Вспомним хотя бы эпизод с «медвежьей комнатой», когда Дубровский пришел в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа. Оказавшись один на один с медведем, Владимир поборол страх и застрелил хищника. Тем самым он вызвал невольное уважение и у Троекурова.
Даже став разбойником, Владимир не преступал свои стойкие моральные принципы. В Дубровском оказалось достаточно мудрости, чтобы разглядеть в Маше Троекуровой ее самые лучшие качества, несмотря на то, что она дочь его злейшего врага. Недаром Пушкин подчеркивает все самое хорошее в Дубровском, называя его «благородным разбойником».
50822 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Дубровский / Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником? (по повести А.С. Пушкина “Дубровский”)

Смотрите также по произведению “Дубровский”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Благородный разбойник Владимир Дубровский (сочинение) Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть «Дубровский» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом.
И вот Пушкин пишет о некоем «Дубровском», молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими «бурями», человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла — его читал и знает наизусть каждый. Главный вопрос: «разбойник» ли Владимир Дубровский. Вопрос № 2: «может ли «разбойник» быть «благородным»?
Возьмем историю, лежащую на поверхности, с которой пушкинская повесть в известном смысле перекликается — о Робине Гуде. Известнейший персонаж англоязычного фольклора, якобы реально существовавший человек либо собирательный образ, символизирующий извечную тягу простого люда, угнетаемого и обираемого нещадно, к «защитнику» и «благодетелю». Чтобы отнимал у богачей, на чужом горе-несчастье жиреющих, и раздавал «по потребности».
Здесь, в тексте «Дубровского», в нескольких местах упоминаются мифические «ограбления» не бедствующих господ. А также — «выпускание на свободу» бедного сына после «прочтения письма его матери». Явные ассоциации, по-моему.
Хотелось бы сказать, что, по личному моему убеждению, «разбойник» благородным быть не может. Как и мошенник,бандит, насильник или убийца. Все они по определению не могут быть ни «благородными», ни добрыми, ни честными, ни справедливыми. Отнимая — не наведешь мира и гармонии. Возможно, исключением является Юрий Деточкин из чудесной комедии Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Ведь он тщательнейшим образом проверял данные о владельцах машин, нажитых нечестным путем… Но это, конечно, герой комедийный, до абсурда доведенный.
Итак, поскольку разбойники не бывают благородными, а Дубровский, несомненно, благороден, стало быть, он — вовсе не разбойник. Но тогда — кто же он? Ведь был поджог, в котором погорели приказчики. Отпущены на свободу слуги и работники. Совершены налеты, набеги и ограбления (доказательства которых, впрочем, довольно сомнительны). Для чего все это потомственному дворянину, господину рафинированному и столичному, достойных манер и чистых кровей?
Мне кажется, все это было сделано для того, чтобы запугать и впечатлить сытых и довольных собой помещиков, начиная от Троекурова и заканчивая последним соседом, чью фамилию автор не удостоился указать. Показать всем им (а заодно и нам, читателям, и цензурным органам, да и самому государю российскому, пожалуй), что и честного человека до преступления довести можно. Что дворянская беднота не будет до скончания веков несправедливость государственную терпеть. А также (вот и до главного добрались) — сам народ многомиллионный. Притеснения должны иметь предел. Иначе и крестьяне взбунтуются, все пережгут-переломают и в лес разбойничать отправятся. Как в воду глядел Александр Сергеевич…

Почему Дубровский стал разбойником (сочинение)

Посмотрите эти сочинения

Троекуров — старинный русский барин (сочинение)А.С. Пушкин – величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
Спицын в медвежьей комнате (сочинение)Об Антоне Пафнутьиче Спицыне мы узнаем ближе к середине повести. Он приезжает на храмовый праздник к Троекурову и производит, надо сказать, не самое благоприятное впечатление. Перед нами «толстый мужчина лет пятидесяти», имеющий круглое и рябое лицо с тройным подбородком. Подобострастно, с подхалимской улыбочкой «ввалился в столовую», извиняясь и кланяясь. Здесь же за столом мы узнаем, что храбростью он не отличается. Спицын боится разбойников, которые уже сожгли его амбар и подбираются к усадьбе. Страшиться […]
Почему Дубровский стал разбойником (сочинение)Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом. Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный […]
Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского (таблица)Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
Два помещика (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)В основе романа “Дубровский” Пушкиным был положен случай, очень характерный для взаимоотношений между помещиками, существовавшими в то время. Чем влиятельнее был помещик, тем сильнее он способен был притеснить более слабого, бедного своего соседа, не говоря уже и о том, чтобы отнять у него имение. Александр Сергеевич очень заботился о правдоподобности своего романа. Все действующие лица романа “Дубровский” поделены словно на социальные классы, каждый со своими признаками. К примеру, помещик Троекуров вначале […]
Описание действия или описание трудового процесса (сочинение)Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
Береги честь смолоду «Капитанская дочка» (сочинение)«Береги платье снову, а честь смолоду» — известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
Тема поэта и поэзии в лирике ПушкинаПисать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве. Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
Сравнительная характеристика Онегина и Ленского (таблица)Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение)А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
Жанр и композиция романа в стихах «Евгений Онегин»Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
Проблема «гения и злодейства» в «Моцарт и Сальери»Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). “Маленькие трагедии” – цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”. Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования – 2005 год). “Маленькие трагедии” – не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание “маленькие трагедии” употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
Нравственная красота Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»Маша Миронова – дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, “круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами”. По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: “Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? – частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
Мои размышления о повести «Пиковая дама»В основе повести Пушкина “Пиковая дама” лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести – Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]
Вольнолюбивая лирика Пушкина (сочинение)Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различияТема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и ЛермонтоваВведение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение)Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете “легкой поэзии” французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении “К студентам” поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного […]
Сочинение по поэме «Полтава»А.С. Пушкин написал поэму «Полтава» в 1828 году. В ней он отразил состояние России в час правления Петра I. Это был период укрепления Государства Российского. В поэме показаны исторические личности, которые были в то время. Это Петр I, Карл ХII, Кочубей, Мазепа. Они характеризуются своей самостоятельностью и в переломный период Полтавского сражения видна роль каждого героя. Поэма пронизана двумя соединенными жанрово-стилевыми линиями, это любовно-романтические отношения между Мазепой и Марией, а также […]
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение)Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых . хвалят все, питают — лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо. Их жизнь – ряд […]
2017 Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Все материалы на сайте в свободном распространении. Google Внимание, только СЕГОДНЯ!

Во многих произведениях Пушкина главной темой является именно любовь, которая может быть разной и взаимной и несчастной, поэтому его рассказы всегда очень интересные и не похожи друг на друга. Здесь каждый герой, даже тот, который играет второстепенную роль, значит многое и помогает раскрыть сущность той идеи, которую пытается показать автор своим читателям.
Но вот в произведении «Дубровский» Александр Сергеевич показывает, насколько он не любит несправедливость, которая присуща дворянству. Однако и здесь можно увидеть любовную линию, которая разгорается между двумя молодыми людьми. Но читателю становится сразу же понятно, что эти отношения являются обреченными. Эти люди не могут быть вместе, поскольку отец девушки – барин Троекуров – настолько деспотичен, что из-за его необдуманных выходок умирает его старый друг Дубровский. Поэтому его единственному сыну ничего не остается, как отомстить Троекурову. Но Владимир влюбляется в его дочь Марию.
Конечно же, эти фигуры являются центральными, и часто читатель не замечает второстепенных героев, которые, несомненно, играют тоже очень важную роль в романе. Так, Владимир бросает городскую жизнь и едет в деревню, где умер его отец и создает там свою банду, с помощью которой хочет отомстить Троекурову.
Второстепенную роль в романе играет Саша, который является сыном Троекурова. Он еще совсем маленький. Ему всего лишь 9 лет. Он был шалуном и проказником, но несмотря на это он очень любил свою старшую сестру Машу, которая воспользовалась этим и попросила его помочь ей с кольцом. И тут он впервые встречается с Митей, который является участником банды Дубровского, он обычный дворовой мальчик. Он на два года старше Саши.
Но, несмотря на это, он не теряется и угрожает Мите, чтобы тот не трогал кольцо иначе Саша проучит его. Однако сестра забывает то, что брат хоть и любит ее сильно, но все же он маленький мальчик, который в душе беззащитный, поэтому Саша под давлением отца, выдает ее секрет. Он рассказывает отцу, что подрался с дворовым мальчишкой и у него необходимо забрать кольцо сестры. В этот момент он не думает о судьбе своей сестры, ее очень расстраивают штаны, которые были порванные и замазанные в драке.
Кто же оказался сильнее в схватке Митя или Саша? Митя является старше своего соперника и он не такой красноречивый, зато сразу приступает к делу, поэтому он сразу бьет Сашу кулаком. Ему бы удалось убежать, но тут вмешался садовник. Но даже в неволе Митя не рассказывает важной информации, которую пытаются от него выведать. Он говорит только то, что безопасно. Мальчик является очень храбрым и тем, что называет себя дворовым Дубровского, делает вызов Троекурову. Митя не боится никого, он не реагирует ни на какие угрозы. И тем самым показывает насколько он смелый и преданный, чего нельзя сказать о Саше – маленьком, балованном мальчике, который под давлением отца, то есть практически при любом подходящем случае предает свою сестру.
В своем романе Пушкин раскрывает все особенности быта и нравов, которые присущи провинциальному дворянству. В «Дубровском» автор показывает насколько чиновничество бесполезное и трусливое. Здесь идет сопоставление, где честность сопоставляется с подлостью, щедрость с жадностью, любовь с ненавистью, а сдержанность с разгулами. Конечно же, добро всегда должно побеждать зло, поэтому Александр Сергеевич делает так, что банда, в конце концов, скрывается и этим он дает надежду, что через некоторое время, она опять станет спасать угнетенных, которые из-за несправедливости влиятельных людей, стали бедными и брошенными.

Судьба Владимира Дубровского непроста. Он сын поручика гвардии, рано оставшийся без матери. С детства воспитывался в кадетском училище. Однажды молодому корнету приходит известие о том, что отец его тяжко болен, а их родовое имение переходит во владение Троекурову, для которого крестьяне были всего лишь рабами, с которыми можно обходиться, как заблагорассудится. Владимир же, напротив, исполнен дворянской чести и достоинства, а к крепостным относится по-человечески.
Получив отпуск, молодой Дубровский мчится домой к отцу, однако вскоре после его приезда тот умирает. Чтобы родной дом не достался врагу, Владимир его поджигает. Крепостные, не пожелавшие переходить к Троекурову, уходят за Дубровским в лес. Чтобы их прокормить, дворянину приходится стать разбойником.
Неудивительно, что он мечтает о мести, но пока ждет удобного момента, влюбляется в Машу – дочку Троекурова. Любовь заставляет его отказаться от своих планов. Однако все усугубляется тем, что Машу насильно выдают замуж за пожилого князя. Дубровский всячески старается спасти девушку от этого замужества, но ему это не удается.
Люди Дубровского окружают Машину карету во время переезда в имение мужа, но она отказывается от его помощи, объясняя свое решение данной клятвой. Спустя какое-то время отряд Дубровского попытались окружить власти, но, к счастью, безуспешно. После этого он распускает банду и уезжает за границу.
Думаю, эта повесть заставляет задуматься, но не о любви, а о понимании чести, благородства, о справедливости и продажном правосудии. Ведь романтический налет в произведении скрывает под собой жестокую реальность тех времен. Богатый и необремененный честью дворянин мог с легкостью лишить неугодного человека всего. Он, как помещик, имел полную власть над крепостными, а также над менее влиятельными соседями.

Сын Троекурова – Саша – « шалун лет девяти », любимец Кирилы Петровича. Для него и нанят был учитель – француз. Маша знала привязанность к ней Саши и обрадовалась ему. Саша готов вопреки строгому запрету отца помочь сестре. « велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас всё сделаю ». Саша проворен : « пустился бежать во весь дух », « быстрее белки »; увёртлив, не труслив : он борется с незнакомым мальчишкой, хотя тот старше и сильнее. Саша чувствует свою защищённость, он – хозяин, его должны слушаться, он кричит рыжему мальчишке, почти повторяя интонации отца : « Оставь это кольцо, рыжий заяц, или я проучу тебя по – свойски !»
Предательство … Саша уверен в себе, даже самоуверен и не очень – то смышлён, поэтому он забывает, что надо хранить тайну, и поднимает шум, зовёт на помощь, а потом проговаривается отцу про кольцо. Угрозы Кирилы Петровича действуют на Сашу – он боится розог, постепенно уступает и, наконец, выдаёт Машу. Тон его в объяснении с отцом становится виноватым, просительным ; он сбивается, путается, смущается. Главным для него остаётся то, что он подрался с чужим мальчишкой и что надо отобрать у него кольцо. Он забывает о Маше и не думает о том, что предал её. Его больше беспокоят собственные шаровары, « разорванные и замаранные зеленью ».
Дворовый мальчик Дубровского. Второй мальчик двумя годами старше Саши, оборванный, рыжий и косой, « довольно слабой наружности », выполняет поручение Дубровского. Он поспешил – не выждал, пока у дуба никого не будет, и пришлось защищаться. Митя не говорит много, он действует : ударил кулаком по лицу Сашу, стараясь от него освободиться, поборол Сашу, и если бы не садовник, сумел бы убежать. Митя держит язык за зубами, говорит только то, что безопасно. На вопрос Троекурова назвался « дворовым человеком господ Дубровских ». В этом был определённый вызов – ведь все крепостные Дубровских официально перешли во владение Троекурова. Митя напускает на себя равнодушный вид, безразлично врёт : « Малину крал », прикидывается дурачком. Он не реагирует на посулы Троекурова, на его угрозы.

Сочинение на тему: «История жизни Владимира Дубровского»
План:
I.  Основная часть. История жизни Владимира Дубровского.
1. Известие о болезни отца заставило Владимира оставить военную службу.
2. Болезнь и смерть отца.
3. Отчаяние и нищета толкнули Дубровского на преступный путь.
4. Желание отомстить Троекурову .
5. Любовь к Маше и отказ от планов мести
6. Побег.
II. Заключение. Моё отношение к главному герою.
Автор  повести «Дубровский» А.С. Пушкин.
Дубровский-герой 19 века, человек, очень  храбрый, добрый. Готов сделать все  ради любви и правосудия. Получив  письмо от отца, едет к нему. Отец умирает у него на руках. Вскоре после смерти отца к Дубровскому приезжают чиновники с известием о том, что имение переходит в руки к Троекурову. Дубровский остается не с чем.  Жители Костеневки не хотят переходить к другому хозяину, и  Дубровский решает спалить дом и приказывает своему рабочему открыть двери, чтобы чиновники смогли выйти из дома пока он будет гореть. Но он его ослушался и запер двери. Чиновники сгорели и всю вину повесили, на Дубровского. Чтобы прокормить свой народ и восстановить правосудия, Дубровский становится разбойником. Ему приходится останавливать на дорогах богатых помещиков и грабить их. И вдруг Дубровскому везет, он перехватывает по случайности француза, который хочет быть учителем французского у Троекурова и, заплатив 10 000 рублей, берет паспорт учителя и направляется туда вместо него. Дубровский становится учителем. Троекуров решает потешиться над Дубровским и садит, его в клетку с медведем. Дубровский, будучи человеком, очень храбрым и смелым, убивает медведя. Удивлению и гневу  Троекурова нет  предела!  Дубровский ждет  удобного случая для мести, но вдруг в доме Троекурова он знакомится с его дочерью, Машей,  и влюбляется в нее. Однако любовь к Маше оказывается неудачной, потому что Маша выходит поневоле замуж за соседа. Дубровский  пытается спасти ее. Проследив за  Марией, он подстерегает ее с женихом с помолвки  и окружает карету. Владимир освобождает свою возлюбленную и  в этот момент в него стреляют. От ранения в плечо, он теряет силы и падает в обморок. Подельники  Дубровского отвозят его в шалаш, который находился в лесу. Там он приходит в себя.  Внезапно на него и его людей нападают солдаты, Дубровский одерживает победу.
Несколько дней спустя Дубровский собирает своих сподвижников и сообщает о своём намерении оставить их. Дубровский исчезает. Ходит слух, что он скрылся за границу.
Дубровский-это человек с очень сильным характером и очень тонкой душой, на мой взгляд «благородный разбойник».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 75

Исследовательский проект

по Литературе на тему:

«Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский»)

                                                                        Выполнил: ученик 6 «А» класса

                                                                        Тураев Иван

                                                                       Руководитель: Игнатенко О. Л.,

                                                                       учитель русского языка и

                                                                        литературы

Волгоград 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Паспорт проекта  (Актуальность темы;  цели, задачи работы; методы работы)………………………………………………………………… 3 Ст.
  2. Введение………………………………………………………………. 6 Ст.
  3. Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа  «Дубровский»)………………………………………………………… 8 Ст.
  1. Понятие о долге и чести А.Г. Дубровского……………… 12 Ст.
  2. Троекуров – антипод Дубровского……………………….. 13 Ст.
  3. Понятие о долге и чести Марии Троекуровой……………15 Ст.
  4. Понятия о долге и чести Владимира Дубровского……….15 Ст.

4. Роман в оценке критиков …………………………………………….18 Ст.

Заключение…………………………………………………………………………………………… 21 Ст.

Список литературы……………………………………………………………..………………… 22 Ст.

Приложение 1 ……………………………………….………………….  23 Ст.

1.1 Сочинение на тему: «Продолжение романа Дубровский» ………… 23 Ст.

1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский).

Автор: ученик 6 «А» класса, Тураев Иван

Руководитель: Игнатенко Оксана Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Объект исследования: Литературное произведение А.С. Пушкина «Дубровский».

Предмет исследования: Роман «Дубровский». Честь и долг.

Цели исследования:

  • Рассмотреть проблемы чести и долга в произведении Пушкина “Дубровский ” ;
  • Сформировать понятия «долг» и «честь»;
  • Чему можно поучиться нам у героев литературных произведений;
  • Воспитывать в себе лучшие человеческие качества.

Задачи  проекта:

  1. Изучить работы  литературоведов по проблеме чести и долга в художественном тексте, осуществить их обзор;
  2. Провести филологический анализ романа  Пушкина сквозь призму вышеуказанных категорий;
  3.  Сделать вывод об авторской позиции

Методы: 

  • Сравнительная характеристика
  • Анализ литературного произведения

Продукт проекта: проект и презентация

Актуальность проекта:  

Актуальность моего проекта заключается в том, что тема долга и чести является одной из важных составляющих современной жизни общества.

Конфликт, описанный Пушкиным в романе «Дубровский», представляет собой классический конфликт между благородным человеком и несправедливым обществом и негодяями, которые пользуются властью и деньгами ради своих корыстных интересов.

К тому же роман «Дубровский» учит нас тому, что нет ничего важнее, чем человеческое достоинство. Говорит о том, что в какой бы отвратительной ситуации ни оказался человек, он не должен опускаться до уровня животного.

А мораль Пушкина проста: нужно всегда помнить о милосердии, доброте и снисхождении — как в семье, так как в общественных отношениях.

В то же время это произведение учит нас тому, что месть не всегда является лучшим выбором для решения проблем. Насилие, пусть и порождённое стремлением к справедливости, остаётся насилием и приносит только страдания и тем, над кем оно совершается, и тем, кто его совершает. Таковы нравственные уроки и выводы из романа «Дубровский».

         Этапы работы:

  1. Выбор темы;
  2. Поиск информации;
  3. Обобщение и систематизация материала;
  4. Подготовка проекта и презентации;
  5. Защита проекта.

2.ВВЕДЕНИЕ 

Когда справедливость исчезает,

 то не остается ничего,

 что могло бы придать ценность жизни людей.


Иммануил Кант 

А. С. Пушкин вошёл в историю русской и мировой литературы, прежде всего, как великий национальный поэт. Однако прославился он и благодаря прозаическим произведениям, затрагивавшим важные проблемы, стоявшие перед обществом Российской империи первой половины девятнадцатого века.

Его роман «Дубровский» рассказывает нам несколько романтизированную историю, которая, однако, даёт нам довольно яркую и достоверную картину быта российского дворянства и русского крестьянства.

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» стал одним из его переломных творений, в которых он начал отходить от романтизма и склоняться к реализму.

Как результат, в «Дубровском» мы можем видеть черты реализма и романтизма:

1.От романтизма роман взял высокоморального главного героя, который без всяких шансов на победу противостоит глубоко порочному обществу. 

2.От реализма же роман приобрёл более глубокую проработку образов второстепенных персонажей, которые из карикатур превратились в полноценных личностей со своими достоинствами и недостатками. Исторический контекст тоже верен: изображение русского барства в «Дубровском» вышло до крайности правдоподобным.

Жанр «Дубровского» можно определить, как разбойничий роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество персонажей. Сюжет романа рассказывает о благородном человеке, который из-за несправедливости общества оказывается вне закона, но продолжает отстаивать добродетель и справедливость. 

А. С. Пушкин показывает, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может лишь рассчитывать на свои собственные силы.

3.ТЕМА ДОЛГА И ЧЕСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА (анализ романа «Дубровский)

Прежде всего, смысл романа «Дубровский» – это протест против царивших в России того времени несправедливых крепостнических порядков. Он изобличает коррупцию, кумовство и невежество. Наталкивает на мысли о необходимости в общественных реформах.

Также это произведение Пушкина интересным образом переосмысливает сам жанр разбойничьего романа. От примитивного противопоставления благородного героя и порочного общества, Пушкин постепенно начинает смещаться к более рациональным взглядам на мир, в котором ничего не делится только на чёрное и белое. Главная мысль романа «Дубровский» заключается в том, что любой бунт обречен на трагичный финал, и проблемы в стране нужно решать системно.

Тематика романа «Дубровский» является интересным поводом для размышления современного читателя, готового представить себя на месте героев совершенно другого времени:

1.        Бунт и протест Дубровского – основная тема. Пушкин во многом идеализирует своего героя. Дубровским руководят исключительно благородные мотивы, его методы максимально гуманны, а помысли чисты. Владимир восстаёт против несправедливого общества, однако Пушкин показывает, что, пойдя по этому пути, человек добровольно жертвует собственным счастьем, чтобы вступить в схватку, которую ему суждено рано или поздно проиграть.

2.        Семья – семейные отношения в романе занимают очень важное место. Дубровский становится на путь разбоя, чтобы отомстить за отца. Многие его черты являются продолжением Дубровского-старшего. Однако не во всех семьях дела идут так хорошо. Троекуров выдает свою дочь замуж за пожилого князя и не слушает ее, хоть и по-своему хочет ей добра. Но добро отец видит только в деньгах. Сама же Марья становится жертвой его извращенных понятий.

3.        Любовь – для Пушкина любовь обладает невероятной силой. Именно любовь позволяет Дубровскому исцелиться и сойти с дороги мщения. Но в то же время любовь способна причинить и ужасные страдания, как и произошло с героями. Марья не смогла нарушить клятву и последовать за любимым. Его сердце было разбито.

4.        Отношение к крестьянам – на примере самодура Троекурова мы можем наблюдать крепостничество в его худшем проявлении. У этого помещика крестьяне живут хуже собак, которых хозяин очень любит, а его жестоких издевательствах не только над крестьянами, но и всеми, кто стоит ниже, чем он, ходят легенды. С другой стороны, Дубровские относятся к своим крепостным с уважением, за что получают от них бескорыстную преданность и уважение.

5.        Дружба тоже является темой романа «Дубровский». Троекуров и его товарищ дополняли друг друга, общались на равных, но одна случайная ссора оттолкнула их друг от друга и навсегда развела по разные стороны баррикад. Автор показывает, как хрупок мир отношений, как нужно и важно его беречь.

Проблематика романа «Дубровский» очень серьезна и показательна для того времени:

1.        Месть – основная проблема. Пушкин показывает, что путь мести, пусть и порождённый самыми благородными стремлениями, ведёт в никуда и неизбежно приводит человека к краху.

2.        Несправедливость – русское общество, изображённое в романе, в высшей степени несправедливо к героям. Коррупция, кумовство, договорные браки – всё это вызывает резкое неприятие у Пушкина.

3.        Защита человеческой личности – в своём романе писатель протестует прежде всего против того положения вещей, при котором богачи могут навязывать свою волю окружающим, распоряжаясь их жизнями, как игрушками. В обществе того времени попытка защитить себя приравнивалась к преступлению. Слабому нужно было молчать и терпеть, ведь сильному закон был не писан.

4.        Русское барство – помещичье дворянство в большинстве своём представлено в романе в негативном ключе. Это упивающиеся властью самодуры, не приносящие никакой реальной пользе стране. Семья Дубровских показана, как феноменальное исключение из общей картины.

5.        Жестокость и человечность – мир, изображённый в произведении, кажется невероятно жестоким, однако в нём сохранились ещё доброта и человечность в лице Владимира и Марии. И даже самые низкие люди, вроде Троекурова, не являются полными чудовищами и способны на раскаяние и теплоту.

6.        Беззаконие — одна из главных проблем дворянской России. Общество сложилось таким образом, что реальными владыками губернии оказываются не чиновники, а богатые помещики. Они диктуют свою волю и попирают закон.

Проблема чести и долга широко раскрывается и в романе А.С.Пушкина «Дубровский». В первую очередь она затрагивает семью Дубровских, которых Троекуров лишил не только родового поместья, но и покусился на их дворянскую честь и достоинство. Здесь каждый из героев понимает понятие честь по-своему.

В своем рамане А. С. Пушкин показывает, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может лишь рассчитывать на свои собственные силы.

Понятия «долга « и «чести»  по словарю Ожегова:

ЧЕСТЬ:

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

3. Целомудрие, непорочность.

4. Почёт, уважение. 

ДОЛГ:

1. ДОЛГ1, а, предл. о долге, в долге, мн. нет, м. То же, что обязанность. Выполнить свой д. Гражданский д. По долгу службы. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства). Отдать последний д. кому-н. (перен.: почтить память умершего, прощаясь с ним при погребении).

• Первым долгом (разг.) в первую очередь, сначала, прежде всего.

2. ДОЛГ2, а (у), предл. о долге, в долгу, мн. и, ов, м. Взятое взаймы (преимущ. деньги). Взять в д. (взаймы, с последующей отдачей). Наделать долгов. Войти, влезть в долги (сделать много долгов). Жить в д. (на занятые в долг деньги). По уши в долгах (очень много должен). Не выходит (не вылезает) из долгов (постоянно кому-н. должен). Д. платежом красен (посл.).

  • В долгу перед кем или у кого обязан кому-н. чем-н.
  • В долгу как в шелку кто шутл. погов. о том, кто кругом должен.
  •  В неоплатном долгу кто у кого о том, кто кому-н. чем-н. обязан, бесконечно благодарен.
  •  Не остаться в долгу у кого отплатить тем же самым.

В “Толковом словаре живого великорусского языка”  В. Даль сформулировал эти понятия следующим образом:

Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Долг – все должное, что нужно исполнить, обязанность.

 Эти понятия тесно взаимосвязаны. Долг перед отечеством, перед родителями, детьми с давних пор считается непременным элементом чести и достоинства личности и остается актуальным и в наше время.

3.1.  Понятие о долге и чести А.Г. Дубровского

Андрей Гаврилович Дубровский – отставной офицер, бедный, но честный, благородный и независимый помещик, обладающий гордым, решительным, нетерпеливым нравом.

 По характеру Андрей Гаврилович человек прямой, нетерпеливый, гордый и решительный. Имел собственное мнение, не боялся его прямо высказывать. Будучи бедным, отказался от покровительства богатого товарища, сохранив свою независимость. Он рано овдовев, обожал сына. Заботясь о его будущем, ничего не жалел для приличного его содержания. Видел в сыне свою опору в старости.

Троекуров ценит дружбу Дубровского, потому что они старые товарищи, сходны характерами и наклонностями. Троекуров понимает, что Дубровский не будет лебезить перед ним, как другие. Ему в какой-то степени нравится гордость Дубровского.

А.Г.Дубровский считает, что честь – это незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. А. С. Пушкин говорит о нём — “беден и независим”. Бесчестие для него — терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать своё человеческое достоинство. Андрею Гавриловичу  присущи такие черты, как независимость, смелость, нетерпеливость, решительность.

3.2.  Троекуров – антипод Дубровского

Кирилл Петрович Троекуров – богатый, влиятельный помещик со скверным, жестоким характером, самодур, властный, капризный человек

Троекуров принадлежал к знатному дворянскому роду. Дослужился до чина генерал-аншефа. Выйдя в отставку, поселился в селе Покровском. Физически был необыкновенно силён. Имел пороки человека необразованного. Пылкий нрав его не позволял вести размеренную жизнь. Каждый вечер был навеселе. Отличался хлебосольством.

 Дом его никогда не пустовал, а собирал людей самого высокого звания. Невзирая на лица и должности, Троекуров вёл себя надменно. Никто не имел права не явиться в назначенный час, а тем более, отказаться от приглашения. Одно только имя его заставляло окружающих трепетать.

 С крестьянами и дворовыми обращался своенравно. В порыве гнева двух учителей засёк до смерти.

Любимое занятие – охота. Гордостью Троекурова была псарня, где более пятисот гончих и борзых собак «жили в довольстве и тепле».

Кирил Петрович не был корыстолюбив. Человеческие чувства ещё сохранялись в его душе и иногда прорывались наружу. Когда суд вынес решение о передаче Кистенёвки в его полное владение, сердце его не возрадовалось. Он сочувствовал своему бывшему товарищу, решив помириться. К сожалению, этот порыв души привёл к трагическому исходу. Такова характеристика Троекурова.

Кирила Петрович Троекуров под словом честь понимает почёт и уважение, которые имеет человек благодаря богатству, а моральные качества в расчёт не принимаются.

Бесчестье для него – это когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почёта и уважения; бесчестие — стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.

К.П. Троекуров представлен в произведении самым богатым помещиком в округе. Его можно характеризовать как самодура и невежду, гордеца и циника, а т. ж. вспыльчивого человека, считающего себя выше окружающих. Видит в окружающих только игрушки для удовлетворения своих прихотей, никого не уважает. Известен своими жестокими забавами. Несмотря на все свои недостатки, не лишён и благородных черт. Испытывает тёплые чувства к своей дочери. Запоздало раскаялся в том, как он поступил с Дубровским, и попытался исправить ситуацию, но ничего изменить уже и не смог.

Таким образом, перед нами два человека (А.Г. Дубровский и К.П. Троекуров), которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство. Сам Пушкин считал, что есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона.

3.3. Понятие о долге и чести Марии Троекуровой

А. С. Пушкин показывает нам Марию как, красивую, искреннюю и утончённую молодую девушку, которая любит читать и мечтать, хочет большой и настоящей любви с равным ей человеком. Ведет замкнутый и уединенный образ жизни. Боится отца и не может наладить с ним доверительные отношения. Искренне верующий человек.

Мария Троекурова имеет свое представление  о чести и долге. Она считает, что обратиться за помощью к Дубровскому, разбойнику — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. А брак с Верейским — личная трагедия Марии, но зато её доброе имя сохранится. После венчания Маша отказывается бежать с Дубровским, потому что она дала клятву перед Богом, она — жена Верейского. Нарушить слово — значит отступить от строгой морали. Она подчиняется судьбе, убив в себе чувства: как раньше замирал её голос в мольбе, так теперь замерла её душа. Но зато она сохранила свою честь.

3.4. Понятие о долге и чести Владимира Дубровского

Владимир Дубровский  – сын Андрея Дубровского, юноша двадцати трех лет, гвардейский офицер, смелый, решительный, принципиальный человек.

Несмотря на внешнюю  беспечность, Владимир Дубровский очень  похож на своего отца. Многие его черты являются продолжением Дубровского — старшего. Он независим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь. Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и приводит к печальному исходу.

У Владимира, как и у Петра Гринева, главный аспект  чести  — это долг. В первую очередь, конечно, долг перед отцом заставляет его мстить Троекурову.

Дубровский становится на путь разбоя, чтобы отомстить за отца.  Волею случая он стал во главе крестьянского движения, чтобы «вершить свой суд».

 Я понимаю Владимира Дубровского, который стал разбойником. А что ему еще оставалось делать?

Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписанным правилам – правилам силы и жестокости. Но его благородная, чистая и искренняя натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником».

 Владимир был справедлив, милосерден и с самого начала не согласен с методами борьбы против помещиков. Его можно назвать «Робин Гудом», справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий, кроме богачей.

Позднее злое и недостойное чувство мести гасится возникшим чувством любви к дочери богатого соседа. Тогда долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви — Марии.

Молодая горячность Владимира  Дубровского  позволяет его мести разрастаться практически до уровня бандитизма, а любовь заставляет его, в конце концов, свернуть с этой дороги грабежей, разбоев и варварства. И в этой перемене, как мне видится, ведущую роль играет совесть, пробужденная именно его новой любовью.

  1. РОМАН В ОЦЕНКЕ КРИТЕКОВ

  Что же думали критики о романе «Дубровский»?

Роман Пушкина был воспринят литературной критикой по-разному. Так, реакционные рецензенты оценили его как «восхваление преступлений», уверенные в том, что это одна из причин, почему Пушкин не стал печатать произведение после его завершения. Другая причина заключалась в том, что «Дубровский» — пародийная копия «разбойничьих и авантюрных» книг, столь популярных за рубежом. Всё вместе давало повод усомниться в художественном совершенстве романа, освобождая его от злободневного социального содержания.

Анализ произведения помог нам понять, что Пушкин написал довольно злободневную книгу. Однако Белинский, например, назвал ее мелодраматичною, а Дубровского героем, который не вызывает сочувствия. С другой стороны, критик высоко оценил достоверность, с какой Пушкин изобразил Троекурова и помещичий быт своего времени.

П. Анненков отмечал, что роман имеет романтический конец, несообразный с его содержанием, но описанные характеры отличаются особой психологичностью и достоверностью. Также он отмечал, что роман был написан в рекордно сжатые сроки, и этим можно извинить его недочеты:

«…вся повесть была написана с небольшим в три месяца, и притом еще карандашом для скорости. Эта быстрота сочинения объясняет некоторые перерывы и отчасти романический конец ее, который разноречит с сущностью всего остального содержания, замечательного строгой верностью с действительным бытом и нравами описываемого общества. 

Были и негативные отзывы, обличающие искусственность поставленного конфликта и самого главного героя:

«Молодой Дубровский кажется нам лицом не русской природы. Это… русский офицер, который из мщения и ненависти делается атаманом разбойников, потом под личиной гувернера-француза скрывается в доме Троекурова, смертельного врага своего; ловкий и хитрый удалец, который, будучи преследуем полицией, в этом самом доме, без важной побудительной причины, грабит ночью одного гостя и открывает ему свое имя; в одно время проказничает на больших дорогах и заводит интригу с дочерью Троекурова, — все это не весьма естественно… не в Пушкинском духе.» (анонимный критик, «Санкт-Петербургские ведомости», 1841 г.).

А вот историк Ключевский, напротив, находил массу соответствий Дубровского с реальным моральным обликом молодых людей того времени:

«Дубровский-сын — другой полюс века и вместе его отрицание. В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романтически протестующего и горько обманутого судьбой александровца, члена Союза Благоденствия.» (В. О. Ключевской, «Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину)

То же самое говорил писатель и критик Н.Г. Чернышевский:

«…трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен» в начале… повести «Дубровский». (Н. Г. Чернышевский, «Статьи о русской литературе (сборник)»)

Спустя много лет Максим Горький, рассуждая творчестве Пушкина, заметил, что именно с романа «Дубровский» начал формироваться самостоятельный русский литературный язык, а русская литература, окончательно уйдя от сентиментализма, начала свой переход к романтизму и реализму.

А. Григорьев также подчеркивал жизненность описанной ситуации и реалистичность персонажей.

И. С. Тургенев восторгался «эпическими силами» поэта в создании образа Троекурова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем романе А. С. Пушкин говорит о вечных ценностях, которые остаются актуальными и на сегодняшний день. Такие понятия как верность своему слову, незапятнанная репутация, доброе имя всегда были в цене, а безмерное честолюбие и властность всегда вызывали неприязнь.

Сам А. С. Пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Однако бесконечно оставаться в таком положении, по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество.

Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым – вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. В этом заключается идея романа – стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

2. А. С. Пушкин роман «Дубровский»

4. “Толковом словаре живого великорусского языка” В. Даль

5. Н. Г. Чернышевский, «Статьи о русской литературе (сборник)»

Интернет ресурсы:

1. https://www.referat911.ru/Literatura/problema-chesti-i-dolga-v/216722-2415680-place2.html

2. https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/dubrovskij-pushkin/

3. https://literaguru.ru/analiz-romana-a-s-pushkina-dubrovskij/

4. https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/dubrovskiy.html

5. https://fb.ru/article/285183/dubrovskiy-analiz-proizvedeniya-i-ego-soderjanie

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.1 Сочинение на тему: «Продолжение романа Дубровский»

После венчания Мария переехала в поместье князя. Князь старался радовать молодую супругу, но ни какие развлечения не могут одолеть печаль девушки. Она испытывала огромную тоску по Владимиру Дубровскому. Ситуацию спасал лишь младший брат Саша, который по субботам приезжал к сестре и веселил её смешными рассказами.

Владимир в это время, распустил своих сообщников и оставив одного Гришку, никуда не уехал, так как находился в розыске. Не желая рисковать, Владимир тайно поселился в развалинах сгоревшего имения отца, где провел осень, зиму и весну. Каждый день Гришка под видом дворового Троекурова наблюдал за Машей и приносил вести Владимиру. Узнав, что его любимая заболела, Владимир задумался о мести Троекурову, но тут же вспомнил о своем обещании Маше никого не трогать. Владимир впал в отчаяние и долго не выбирался из разваленного имения.

Однажды, догадываясь о местоположении Владимира, Кирилл Петрович приехал в Кистенёвку, где среди обломков спал «благородный разбойник». Троекуров просил прощение за смерть Андрея Гавриловича и умолял Владимира помочь Маше, сообщив о смерти князя. Мужчины сели в коляску и поехали к Маше.

Увидев Владимира, Маша сразу его узнала и обрадовалась. После выздоровления Марии Владимир признался исправнику во всех грабежах, за которые было назначено большое денежное взыскание. Маша продала имение покойного супруга. Этих денег хватило на оплату штрафа и восстановление имения Дубровского. Через несколько месяцев Владимир и Маша поженились и переехали жить в Кистенёвку.

  • Темы для сочинения по произведению горе от ума
  • Темы для сочинения по литературе отцы и дети
  • Темы для сочинения по литературе обломов
  • Темы для сочинения по произведению на дне 11 класс
  • Темы для сочинения по гранатовому браслету