Темы для сочинения по литературе гроза

Сочинения по литературе островский рассуждение по пьесе островского гроза пьесу александар николаевча островского гроза можно считать не только литературным, но
  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Рассуждение по пьесе Островского Гроза

Пьесу Александар Николаевча Островского «Гроза» можно считать не только литературным, но и историческим произведением. Пьеса несет в себе нотки революционных настроений, о чем говорит и символичное название. Она отражает быт и нравы городских жителей имперской России во второй половине позапрошлого века.

Главная идея произведения — возникший и разразившийся между двумя поколениями конфликт. Кабаниха и ее семья — типичный собирательный образ купечества, которое консервативно, оно старается придерживаться старых нравов и традиций, не желая понимать интересы и порывы молодежи. Гроза бушует не только в окружающей природе, но и душе каждого из героев пьесы.

Социальные противоречия, описываемые Александром Николаевичем Островским, остаются актуальными и в наши дни. Например, родители и сейчас не всегда прислушиваются мнения детей в вопросах, где должны учитываться интересы каждого члена семьи.

Островский невероятно точно смог показать читателям человеческие образы той эпохи. Кабаниха — весьма харизматичная и злая женщина, главным пороком которой является лицемерие. На людях она весьма набожна, готова протянуть руку помощи, а в бытовых условиях Кабаниха предстает настоящим тираном. Она эмоционально уничтожает своего сына Тихона, показывая его беспомощным, жалким героем.

С другой стороны, роль Екатерины тоже незавидна. Добрая, сентиментальная женщина, воспитанная, отнюдь, не в духе традиций города Калинова. Она оказывается в печальной и незавидной ситуации. Автор противопоставляет ее обществу и традициям, которые устоялись здесь за долгие десятилетия. У Екатерины не самый лучший супруг. Между ними нет любви.

Пьеса Островского показала обострившийся кризис общества, сквозь который начинают пробиваться побеги просвещенного сознания. Старые принципы и нравы все еще царствуют над описываемым автором обществом, однако, век их скоротечен и недолог.

«Гроза» является символом безудержной стихии, которая смоет весь негатив прошлой эпохи. Мир изменится, но, к сожалению, Екатерине этого не увидеть. Ее душа не вынесла проявившихся противоречий, заставивших бедную женщину совершить страшный грех.

2 вариант

Пьеса “Гроза” была написана Островским в 1859 году. Перед её написанием Островский путешествовал по Волге, с целью узнать быт и нравы местных жителей. Интересно, что уже в 1861 году крепостное право было отменено. Очевидно, писатель видел жалкое положение крестьян, а конфликт между ними и барином был показан, как борьба застоя общества и свободы.

Для выражения свободных идей Островскому нужен был сильный персонаж, отличающийся от остальных. В его пьесе им становится Катерина. Она как бы несёт свет, стараясь следовать не обязанностям, раболепного поклонения перед старшими, а рассуждает здраво, по -христиански.  Она религиозна, что видно из её монологов, когда она восхищается куполом церкви и говорит о том, что видит ангелов. Она хочет помогать бедным и растить детей.

Для Марфы Игнатьевны Катерина, это не просто, невестка, это угроза. Она боится, что та может повлиять на её сына и вывезти его из состояния подчинения матери. Она говорит своему сыну Тихону, что женившись, он перестал любить её (свою мать), но что она, и только она, знает, как должна вести себя молодая жена.

Поэтому она требует от Кати, встать на колени, когда Тихон уезжает, и укоряет её, когда та не льёт слёзы от разлуки с мужем.

Казалось бы, Катерина должны была покориться такому авторитету и остаться безропотным существом, но всё происходит иначе. Она указывает Тихону, на то, что мать его неправа, но делает это мягко и деликатно. Так может разговаривать только действительно сильный и ответственный человек.

Весь сюжет пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове. Автор как бы намекает, что такие события могут произойти в любом русском городе, а такие персонажи, как Дикой и Марфа Игнатьевна, весьма типичны. О порядках этого города мы узнаём в самом начале пьесы. Кулигин заводит о природе и ему хочется петь, в тоже время, его друга ничего не радует, он словно отгородился от остального мира забором. Далее Кулигин, с друзьями, рассуждает о купечестве, о его ярких представителях Диком и Марфе Кабанове.

Дикой предстаёт перед нами в образе самодура, который груб и невоспитан, да, к тому же, нажил свой капитал обманным путём. Марфа Кабанова так же груба и невежественна. Она привыкла унижать всех кто её окружает, полагаясь в этом только на своё богатство. Даже её сын, рад уехать из — под её гнёта.

Таким предстаёт перед нами город Калинов в пьесе “Гроза”.

Вариант 3

Пьеса под названием «Гроза» написана Константином Островским. Его считают основателем театральной жизни в России. В своем произведении «Гроза» Константин Островский поднимает насущные проблемы, которые актуальны и сегодня. Это касается вопросов семейной жизни, любовных отношений, крепостного права и других моральных и этических отношений.

Главными героями данного произведения являются Катерина, Тихон, Дикой, Кабаниха, Варвара, Кудряш, Борис и есть второстепенные персонажи.

Самой главной героиней является Катерина. Она замужем за слабохарактерным Тихоном, которого вдобавок можно назвать «маменькиным сынком».  Он не может постоять за свою жену перед матерью, которая травит ее постоянно. Она унижает ее женское достоинство, напускает клевету и вообще считает пустым местом. Потому главная героиня – это несчастная женщина, которая страдает от извечной нехватки любви и угнетений. Неудивительно, что такая при любой возможности ответит взаимности каждому встречному, с кем почувствует себя счастливой.

Скоро муж Тихон уезжает в какую-то рабочую командировку и Катерина, если можно тау выразиться, бросается «во все тяжкие». она, являясь достаточно набожной и религиозной женщиной, она начинает ходить на свидания с Борисом. Борис – это приехавший в деревню наследник умирающего дяди. Тут он начинает встречаться с бедной несчастной женщиной Катериной. С подачки Варвары, которая поощряет эти встречи и живет по принципу: «если никто не узнает, то будет хорошо».

Длительное время Борис и Катерина встречаются в садике, ключ от которого дает им сестра Тихона. Женщина признается в любви Борису и тот отвечает ей взаимностью. Скоро он получает наследство и уезжает из деревни, попрощавшись с Катериной. Женщина в горе. Она ему доверила свою судьбу, а он ее предал и в какой-то степени посмеялся над нею. Такого она не вынесла. Кроме того, что Кабаниха постоянно унижала ее и перед мужем, и перед другими окружающими. Она считала ее женщиной безнравственной. Катерина, которая, кстати, жила по законам совести и морали, была набожной, не смогла скрывать свой грех. Потому она прилюдно призналась в том, что изменяла Тихону, пока тот был в отъезде. Лично ее мужа этот факт не сильно смутил, а вот его матери дал еще больше поводов для того, чтобы ее гнобить.

Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и она совершает самоубийство – прыгает в отчаянии в Волгу.

Сочинение рассуждение по драме Гроза

В 1859 году А.Н. Островский создал пьесу «Гроза» в 5-ти действиях. Островского ещё при жизни начали называть «Колумб Замоскворечья». Он описывал своё окружение, что видел и как жил. Одной из главных заслуг стало создание Национального театра. Он создал 47 пьес, был режиссёром постановок в Александрийском и Малом театрах, расширил их репертуар. Автор открыл для читателя завесу патриархального мира купечества со своими обычаями и устоями, нравственными нормами и моралью. Большинство произведений драматурга посвящены этой теме. Одной из таких пьес была «Гроза».

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. «Тёмным царством» являются Кабановы, Кулигин, Дикой. Катерина же является «лучиком света в тёмном царстве» по определению Добролюбова. Она является жертвой царства самодуров и не может ему противостоять. Внутренний конфликт старых нравов и желанием изменить мир в Катерине также мешает ей действовать. Ей чужда жизнь и брак ради выгоды, она хочет дарить любовь и быть любимой. Но в то же время она требует власти над собой, чтоб муж взял с неё клятву перед поездкой. В этом они с Кабановой похожи, обе верят в Домострой. Катерина не может жить в мире, где её окружают лицемеры и самодуры. Она видит выход только в самоубийстве.

Ещё одной проблемой произведения является жестокость патриархального мира. Брак зачастую был не по любви, счастливых семей было мало. Общение главы семейства с супругой напоминало дрессировку, при непослушании позволялось даже поднять на неё руку. Во всём произведении женщина играет роль прислуги, которая может только любить и пресмыкаться. Кабанова, как представительница этого самого царства считает, что во всём нужно слушаться мужчину: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?»

Сам город Калинов — забытый, с жестокими нравами. Отношения между людьми больше похожи на вражду: люди строят кляузы на ближних, судятся без конца, завидуют. Помещики недоплачивают рабочим, наживаются на этом. Все отношения держатся на корысти. Внутри семей обыденны побои, унижение, угнетение женщин и детей. Жители города привыкли верить сочинённым рассказам странников, это единственный источник новостей.

Из-за этого жители города воспринимают грозу по-разному: Тихон называет «грозой» властную мать, Дикой считает, что это кара божья за все грехи, Кулигин же, как единственный образованный человек, понимает, что гроза — обычное явление природы и бояться нечего.

Таким образом, можно сделать вывод, что пьеса Островского «Гроза» раскрывает важные проблемы 60-х годов.

10 класс

Произведение по своей жанровой направленности относится к театральной пьесе, основная тематика которой заключается в изображении постоянно возникающего конфликта двух поколений людей, в невозможности преодоления разногласий и взаимных претензий.

Представители старого, отжившего свой век поколения изображаются автором в лице Кабанихи и ее семьи, которые являются типичным собирательным купеческим образом, консервативным, не понимающим интересы и стремления молодых людей, придерживающимся прежних традиций и нравов.

Кабаниха представляется в пьесе в качестве весьма харизматичной и жестокой женщины, главный порок которой заключается в лицемерии. При этом перед окружающими людьми женщина представляется весьма набожной, готовой к оказанию любой поддержки, а в быту Кабаниха проявляет свой тиранизм, эмоционально уничтожающий собственного сына, беспомощного и жалкого человека.

Представителем молодого поколения в пьесе является Екатерина, представленная в образе доброй, сентиментальной, воспитанной женщины. У Екатерины складывается непростая и печальная жизненная ситуация, поскольку она замужем не за самым лучшим супругом, а ее воспитание не соответствует традициям провинциального городка, в котором она вынуждена проживать.

Смысл сюжетного повествования заключается в изображении противопоставления позиции Екатерины окружающему ее обществу и его традиционному укладу, устоявшемуся многие годы.

Образ Екатерины в пьесе является символом долгожданной свободы, света, здравой религии, сострадания и милосердия.

Автору удается раскрыть существующие социальные противоречия и продемонстрировать существующий в обществе и обострившийся кризис, в котором пробивается просвещенное массовое сознание. Существующие отжившие принципы и нравы, с точки зрения писателя, в скором времени исчезнут, поскольку их век является скоротечным и недолгим.

Образ грозы в пьесе представляет собой олицетворение безудержной стихии, способствующей исключению всего негатива предыдущей эпохи и изменению общественного состояния и мировоззрения. Однако главной героине пьесы не суждено дожить до указанных изменений, поскольку ее душевное состояние не может выдержать возникших противоречий, и она совершает самоубийство.

Смысловая нагрузка произведения заключается в необходимости преодоления старых, изживших себя устоев, нравов, моральных принципов в целях и ради дальнейшего развития общественной жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по пьесе Островского Гроза

Рассуждение по пьесе Островского Гроза

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Мцыри в поэме Мцыри Лермонтова 8 класс сочинение

    Поэма «Мцыри» как и все творчество М.Ю. Лермонтова – это мир, полный романтизма, драмы, сомнений мятущейся души и поисков себя. Главный герой до самого сердца потрясен той несправедливостью, что царит в мире

  • Способы юмористического повествования в рассказе Толстый и тонкий Чехова

    В своем широко известном произведении «Толстый и тонкий» Антон Павлович Чехов задействовал следующие приемы юмористического повествования: неожиданность, различие, преувеличение, преуменьшение.

  • Сочинение по картине Первый снег Попова 7 класс

    Широкая улица медленно, но уверенно покрывается чистым первым снегом. Уже и крыши, и дома, и деревья укутались в белое покрывало. Хотя снег и первый, но его довольно много: хватит и чтобы снеговика слепить

  • Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина сочинение по рассказу Капитанская дочка Пушкина 8 класс

    В произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочь» события, которые проходят в 18 веке. Событие разворачивается в России, где идут восстание, и проходит активная деятельность бунтовщиков.

  • Сочинение на тему Если бы я был взрослым

    В детстве, наверное, каждый из нас мечтает стать поскорее взрослым. А что значит быть взрослым? Может быть независимым? Ведь любимая фраза любого малыша – «Я сам!»

На чтение 13 мин. Опубликовано

Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” — спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы.

Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим нравственным максимализмом. Варвара убеждена, что можно делать все, что душа пожелает, лишь бы все “шито да крыто” было. Катерине же скрыть свою любовь к Борису не позволяют угрызения совести, и она прилюдно признается во всем своему мужу. И даже Борис, которого Катерина полюбила именно за то, что, как она думала, он не такой, как остальные, признает над собой законы “темного царства” и не пытается ему противостоять. Он безропотно терпит издевательства Дикого ради получения наследства, хотя прекрасно понимает, что тот сначала “надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость”.

Помимо внешнего конфликта существует еще конфликт внутренний, конфликт между страстью и долгом. Особенно ярко он проявляется в сцене с ключом, когда Катерина произносит свой монолог. Она разрывается между необходимостью бросить ключ и сильнейшим желанием не делать этого. Почти с самого начала пьесы становится ясно, что героиня обречена на гибель. Мотив смерти звучит на протяжении всего действия. Катерина говорит Варваре: “Я умру скоро”.

Катарсис также связан с образом Катерины, причем ее гибель потрясает не только зрителя, она заставляет иначе заговорить и героев, которые доселе избегали конфликтов с сильными мира сего.

По силе и масштабности личности с Катериной может сравниться только Кабаниха. Она — главный антагонист героини. Кабаниха все силы кладет на отстаивание старого уклада жизни. Внешний конфликт выходит за рамки бытового и принимает форму общественного конфликта. Судьбу Катерины определило столкновение двух эпох — эпохи устойчивого патриархального уклада и новой эпохи. Так конфликт предстает в своем трагическом обличье.

Читайте также:  3 памятника «Носу майора Ковалева» в Петербурге — история с исчезновением

Но в пьесе присутствуют черты и драмы. Точность социальных характеристик: общественное положение каждого героя точно определено, во многом объясняет характер и поведение героя в разных ситуациях. Можно вслед за Добролюбовым разделить персонажей пьесы на самодуров и их жертв. Каждое лицо в пьесе получает долю значимости и участия в событиях, даже если оно не связано напрямую с центральной любовной интригой. Подробно описана ежедневная жизнь маленького приволжского городка. “На первом плане у меня всегда обстановка жизни”, — говорил Островский.

Таким образом, можно сделать вывод, что авторское определение жанра пьесы Островского “Гроза” — это в большой степени дань традиции.

«Гроза» — драма или трагедия?

Сразу хочу сказать, что однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Безусловно, в произведении » Гроза » присутствуют как элементы драматического, так и трагического; таким образом, надо определить, каких больше. Я предлагаю разбить всю пьесу на пять частей , для каждой определить преобладающее начало путем сравнения с определениями, затем сравнить получившийся результат с общим впечатлением от «Грозы» и постараться дать какой-либо ответ на вопрос о принадлежности произведения » Гроза » к драматическому или трагическому жанру. Определения такие: Трагедия — это жанровая форма, для которой характерны острый конфликт, непримиримые столкновения действующих лиц, их поступков и стремлений, затягивающийся узел противоречий, разрешаемых лишь роковым усилием героев, разрубающих затянувшийся узел.

Драма — это пьеса с острым конфликтом, который, однако, в отличие от трагического не столь возвышен, обычен и так или иначе разрешим. Итак, первое действие. Думаю, никто не будет спорить с тем, что в нем элементов драмы куда больше, чем элементов трагедии, которых, возможно, нет совсем. Например, мне кажется, что все-таки уже появляется тонкий оттенок трагизма в седьмом и десятом явлениях, когда Катерина говорит о своем предчувствии близкой смерти.

Еще можно отметить элемент комического, что больше характерно для драмы, нежели для трагедии. Вообще же первое действие во многом играет роль экспозиции, в нем ни одно из начал еще не выражено ярко. Мы еще не знаем, как дальше будет развиваться личная Драма у героев, но ясно можем увидеть, что столкновение просто неизбежно. Мне кажется, Катерина в этом действии ведет себя пассивно.

Но ее молчание как-то настораживает, у читателей возникает предчувствие какой-то беды. Но первое представление о Катерине мы получаем раньше, чем она появляется на сцене. Борис Григорьевич признается Кулигину в любви к Катерине. В следующей сцене мы видим Катерину рядом с Кабанихой, Тихоном и Варварой: ее молчаливая реакция на «урок» Кабанихи детям говорит о полнейшей психологической несовместимости ее со своим мужем и свекровью.

Мне кажется, она не может любить мужа: в ее молчании при наставлений Кабанихи Тихону мы вместе с ней переживаем досаду и жалость к Тихону. Мы чувствуем: быть беде, если Катерина ответит на любовь Бориса Григорьевича. Во втором действии очень хорошо видны черты драмы.

Глубоко драматичны сцена прощания Катерины с Тихоном й заключительный монолог Катерины. Уже велико напряжение внутренней жизни героев, события сгущаются. Определяется любовный конфликт, теперь ему быть непременно. Все это потому, что второе действие приходится на «развитие действия».

Но пока еще драматургом даны лишь предпосылки к столкновению, а прямого повода пока нет, то есть мы пока не видим такого события, которое бы обострило отношения героев и дало бы новое направление жизни в доме Кабановых. Центральной сценой этого действия является прощание Катерины с своим мужем перед его отъездом. Тихон не соглашается взять Катерину вместе с собой, а на ее вопрос: «Да неужели же ты разлюбил меня?» — Тихон обрушивает на нее, желающую любви и сочувствия, все свои обиды и недовольство на жизнь. Эта сцена и история с ключом является завязкой конфликта, суть которого заключается в том, что напряжение сил души Катерины, обреченной в доме Кабановых на полнеешее одиночество, на унизительное положение человека, достоинство которого грубо принижается, достигло предела, «Будь что будет, а я Бориса увижу!

Ах, кабы ночь поскорее!..» Следующее действие — Драма в чистом виде. На него приходится, так сказать, «первая кульминация» — свидание Катерины с Борисам, Но нет еще столкновения между героями, нет препятствия, мешающего осуществлению заветного желания Катерины. То есть нет и элементов трагедии. Действие четвертое, на мой взгляд, уже трагично .

Возможно, это не безусловно, но, во всяком случае, уже появляется неразрешимое противоречие между страстным желанием и невозможностью его осуществления. Кроме того, поднимаются внутренние противоречия, и все это до того мучительно, что главная героиня не в силах это вынести . Душевное сомнения Катерины, собственная оценка Катериной своего поступка как «преступления» — причины, побудившие ее к признанию.

В те дни, когда Тихон был в отъезде, Катерина жила без оглядки, не боясь ни чьего суда: ни людского, ни божьего. С приездом Тихона внешне ничего не поменялось в ее положении: на замок ее не заперли, как она боялась, возможность увидется с Борисом осталась. Но она больше не ищет этих встреч, даже боится их. Катерина переживает сильное душевное сомнение, расценив свой поступок как преступление. Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина страшного суда, которую она видит на стенах галереи,- все это доводит ее до отчаяния.

И в таком состоянии она прилюдно признается своему мужу в совершонном ею грехе. И трагическое пятое действие. Узел неразрешимых противоречий героиня разрубает своим роковым поступком. Но, однако, все выглядит иначе, если считать Катерину слабохарактерной.

Тогда получается, что несчастная женщина, не имея сил противостоять обстоятельствам и не будучи в состоянии выносить удары судьбы, кончает жизнь самоубийством, тем самым отказываясь от борьбы за свое счастье. Это, конечно, печально, но не трагично — нет высокой идеи. Вот так я постарался подвести к следующей мысли: определение произведения » Гроза » как драмы или трагедии зависит от того, считать Катерину с сильным или слабым характером. Ведь » Гроза » больше Трагедия, чем Драма, в случае, если последние ее действия трагичны. А для трагедии, по определению, требуется сильный характер.

То есть допустим, по Добролюбову, «Грозу» можно назвать трагедией, а вот, по Писареву,- совершенно невозможно. И еще один момент, не менее значительный. Если признать Катерину сильной личностью, то определение жанровой принадлежности произведения » Гроза » зависит и от того, насколько трагичной считать развязку. Что она трагична, это понятно, но вопрос: «Насколько?» — требует ответа.

Читайте также:  «Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова

Еще неизвестно, было бы лучше Катерине остаться живой, и еще: если Катерина — светлое явление, которое принесло пользу, осветив, пусть на короткое время, «темное царство» и дав импульс к изменению окружающей жизни, то и развязка оказывается не столь безысходной.

«Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия?

“… Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби” изображает драматург, воплощая его события и характеры в образах персонажей драмы “Гроза”, и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определение произведения. “… Мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия…” — но целый мир, а не фрагмент его, — мир, взятый во всей полноте своих проблем и коллизий. Драма, давно неподвластная законам классицизма, все же не претендует на всеохватность; в ней есть известная толика типичности, но не всеобщности. Трагедия — схватка сердец, кланов, поколений, эпох. “Ни света, ни тепла, ни простора…” — мир-тюрьма, темное царство. Известно, что замоскворецкие купцы с поклоном выходили иногда на сцену Малого театра, благодаря актеров за их сценический портрет, меж тем как драмы Островского, в том числе и “Гроза”, — воспроизведение не только социального пласта жизни, но и психологического. Главным образом для драматурга было воссоздание картины нравов и психологических типов, определителем которых является принадлежность не к той или иной социальной страте (купец, крестьянин, дворянин), а к специфической нравственной группе. “Жестокие ругатели” были отнюдь не только среди купцов, но и среди, скажем, офицерства (столкновение Савела Прокофьича с гусаром), да и вечная женская забитость не помешала Марфе Игнатьевне Кабановой превратиться в деспотичную хозяйку, о которой наиболее точно отзывается Кулигин: “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Очевидно, что Островский на примере известных ему замоскворецких купцов выводит на сцену жителей Калинова не как портретную галерею русского купечества, а как панораму нравов всего общества, где человек зависит не от раз и навсегда предустановленной классовой принадлежности, а скорее от богатства, дающего силу, — будь он купец или дворянин. В этом — надвигающийся стук лопахинских топоров и звон “господина купона” Глеба Успенского. Это предвосхищение уже не может уложиться в рамки драмы, ибо одно дело — драма Катерины, драма ее жизни, и совсем другое — всемирная трагедия, типичным воплощением которой явились нравы жителей Калинова. “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану — хоть ты меня режь”, — таково жизненное кредо главной героини, пророчески намекающее на ее судьбу. И — не менее судьбоносное утверждение Варвары: “А по-моему, делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. Третья позиция — безвольный Тихон, лишь над трупом жены поднимающийся до обличительных слов, брошенных в лицо матери. Четвертая — любящий Катерину, но слабовольный Борис, племянник Дикого, — нет здесь не только воли, но и порядочности. Эти линии можно продолжать, но они вполне укладываются в типы коллизий и общественных столкновений, обозначенных Добролюбовым: младших со старшими, бедных с богатыми, безответных со своевольными. Это общественная трагедия. “… В ней теплится по временам только искра того священного пламени, которое пылает в каждой груди человеческой, пока не будет залито наплывами житейской грязи”. Мир — “темное царство”, Катерина — “луч света” в нем. Этим подчеркивается всемирность значения происходящего в Калинове, типичность коллизий, приводящих человека к гибели. И когда Катерина завершает своей “протест, доведенный до отчаяния”, тем самым она заставляет обратить внимание на такое же отчаяние других. Ее личная драма, обусловленная социально и нравственно, перерастает в общечеловеческую трагедию, и потому бесполезны споры о том, где именно разместит Островский свой Калинов: мир, думающий, понимающий и сочувствующий, сконцентрировался до образа этого города, и проблемы этого мира обрели в нем художественную типизацию. На это указывает еще и постоянное движение чисто географического рода, пронизывающее пьесу: Феклуша рассказывает о далеких странах, где люди “за неверность” “с песьими головами”, уезжают на свободу Тихон, Борис. Перемещение во времени — воспоминания Катерины, исполненные поэтической романтики. Как временной, так и пространственный охват в пьесе огромен, что тоже позволяет считать “Грозу” трагедией.

Сразу хочу сказать, что однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Безусловно, в произведении ” Гроза ” присутствуют как элементы драматического, так и трагического; таким образом, надо определить, каких больше. Я предлагаю разбить всю пьесу на пять частей (по действиям), для каждой определить преобладающее начало путем сравнения с определениями, затем сравнить получившийся результат с общим впечатлением от “Грозы” и постараться дать какой-либо ответ на вопрос о принадлежности произведения ” Гроза ” к драматическому или трагическому жанру.

Борис Григорьевич признается Кулигину в любви к Катерине. В следующей сцене мы видим Катерину рядом с Кабанихой, Тихоном и Варварой: ее молчаливая реакция на “урок” Кабанихи детям говорит о полнейшей психологической несовместимости ее со своим мужем и свекровью. Мне кажется, она не может любить мужа: в ее молчании при наставлений Кабанихи Тихону мы вместе с ней переживаем досаду и жалость к Тихону.

Но она больше не ищет этих встреч, даже боится их. Катерина переживает сильное душевное сомнение, расценив свой поступок как преступление. Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина страшного суда, которую она видит на стенах галереи,- все это доводит ее до отчаяния.

Еще неизвестно, было бы лучше Катерине остаться живой, и еще: если Катерина – светлое явление, которое принесло пользу, осветив, пусть на короткое время, “темное царство” и дав импульс к изменению окружающей жизни, то и развязка оказывается не столь безысходной.

“Гроза” – драма или трагедия?« Сочинение на тему: “Здоровые дети – здоровая нация”“Гендерное равенство” »

Уварова ВераПо моему мнению, эта пьеса названа драмой, а не трагедией, потому что Катерина, утонув в Волге, обрела покой, какой она себе и желала. Для нее умереть было вовсе не страшно. Он об этом сама грезила в своих мечтах. Она мечтала о ее собственных похоронах, цветочках на ее гробе. Кабаниха не давала ей никакой жизни, да ещё Катерина не любила Тихона, который тоже был на привязи у Кабанихи, как собачонка. В том имении никому не было житья. Борис ее тоже бросил, не найдя выхода из ситуации.ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/pesa-groza-eto-drama-ili-tragediya.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/groza-drama-ili-tragediya/
  • https://vashurok.ru/questions/pochemu-ostrovskiy-nazval-pesu-groza-dramoy-a-ne-tragediey

Чмиль Маргарита Александровна

Предварительный просмотр:

Дата

Сочинение по творчеству А.Н. Островского

Тема (слово «тема» не пишем, указываем номер номе и ее содержание)

  1. Чем творчество А.Н. Островского может быть интересно современному читателю?
  2. Какие проблемы в творчестве А.Н. Островского наиболее интересны для Вас?
  3. Какими должны быть взаимоотношения в семье? (по твворчеству А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)
  4. Что Вам близко (или чуждо) в героях А.Н. Островского?
  5. Есть ли среди героев А.Н. Островского те, кто Вам особенно близок?
  6. Как противостоять ударам судьбы? (по пьесам А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)
  7. Важно ли понимание души другого человека? (по пьесам А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)
  8. Тема семьи и личного счастья в творчестве А.Н. Островского («Гроза» и «Бесприданница»)
  9. Кто из героев А.Н. Островского вам особенно близок и почему?
  10. Что есть зло? Что есть добро? (по пьесам А.Н. Островского «Гроза»,т«Бесприданница», «Свои люди — сочтемся»).
  11. Внутренняя красота человека в творчестве А.Н. Островского.
  12. Что такое вечные ценности в понимании героев пьес Ф.А. Островского?
  13. В чем конфликт «отцов» и «детей» в творчестве А.Н. Островского?
  14. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир (по пьесам А.Н. Островского)?
  15. Что помогает человеку справиться с отчаянием?
  16. Последствия отчаянных поступков (по пьесам А.Н. Островского)
  17. В чем проявляется отчаяние?
  18. Может ли жестокостью заслужить уважение?
  19. Может ли по-настоящему добрый человек совершить зло?
  20. Всегда ли зло совершается намеренно?
  21. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
  22. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
  23. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
  24. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
  25. Когда можно ли простить измену в любви?
  26. Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
  27. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
  28. Кого можно считать сильным человеком?
  29. Какие причины могут привести человека к измене?
  30. Какие обязанности должен исполнять мужчина в семье?
  31. Какие обязанности должна исполнять женщина в семье?
  32. Зачем человеку нужна любовь?
  33. Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов»?
  34. Почему мужчин называют «сильным полом», а женщин – «слабым полом»?
  35. Должны ли женщины быть сильными?

Дата

Сочинение по творчеству А.Н. Островского

Тема (слово «тема» не пишем, указываем номер номе и ее содержание)

  1. Чем творчество А.Н. Островского может быть интересно современному читателю?
  2. Какие проблемы в творчестве А.Н. Островского наиболее интересны для Вас?
  3. Какими должны быть взаимоотношения в семье? (по пьесам А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)
  4. Что Вам близко (или чуждо) в героях А.Н. Островского?
  5. Есть ли среди героев А.Н. Островского те, кто Вам особенно близок?
  6. Как противостоять ударам судьбы? (по пьесам А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)
  7. Важно ли понимание души другого человека? (по пьесам А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)
  8. Тема семьи и личного счастья в творчестве А.Н. Островского («Гроза» и «Бесприданница»)
  9. Кто из героев А.Н. Островского вам особенно близок и почему?
  10. Что есть зло? Что есть добро? (по пьесам А.Н. Островского «Гроза»,т«Бесприданница», «Свои люди — сочтемся»).
  11. Внутренняя красота человека в творчестве А.Н. Островского.
  12. Что такое вечные ценности в понимании героев пьес Ф.А. Островского?
  13. В чем конфликт «отцов» и «детей» в творчестве А.Н. Островского?
  14. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир (по пьесам А.Н. Островского)?
  15. Что помогает человеку справиться с отчаянием?
  16. Последствия отчаянных поступков (по пьесам А.Н. Островского)
  17. В чем проявляется отчаяние?
  18. Может ли жестокостью заслужить уважение?
  19. Может ли по-настоящему добрый человек совершить зло?
  20. Всегда ли зло совершается намеренно?
  21. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
  22. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
  23. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
  24. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
  25. Когда можно ли простить измену в любви?
  26. Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
  27. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
  28. Кого можно считать сильным человеком?
  29. Какие причины могут привести человека к измене?
  30. Какие обязанности должен исполнять мужчина в семье?
  31. Какие обязанности должна исполнять женщина в семье?
  32. Зачем человеку нужна любовь?
  33. Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов»?
  34. Почему мужчин называют «сильным полом», а женщин – «слабым полом»?
  35. Должны ли женщины быть сильными?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится  (1)

На чтение 8 мин. Опубликовано

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» представляет собой не только литературную, но и историческую ценность. В книге автор описал быт купеческого общества, консервативность и незыблемость устаревших традиций. Чтобы хорошо подготовиться к итоговой работе, необходимо изучить список тем сочинений по произведению «Гроза» и обязательно прочитать саму пьесу.

Общие темы

Драма «Гроза» была написана в 1859 г. В тот же год начались первые постановки на лучших сценах Москвы и Санкт-Петербурга. Пьеса (не роман, не поэма и не рассказ) состоит из 5 действий, но сильно растянута по времени. Между 3 и 4 действиями проходит 10 дней, что не совсем типично для театральных постановок того времени.

Название произведения можно рассматривать буквально — гроза как природное явление пугает главную героиню, усиливает ее психоэмоциональное состояние. Но правильнее будет видеть здесь аллегорию. Городишко Калинов погряз в невежестве, здесь царят нравственная духота и застой, как перед грозой. Самоубийство Катерины становится громом, поразившим маленькое общество. Список общих тем для сочинений на тему «Гроза» Островского для 10 класса выглядит следующим образом:

Список тем сочинений по произведению гроза

Сочинение гроза

  1. «Какой жанр присвоил произведению автор». Александр Николаевич считал, что написанное им произведение по жанру относится к драме, но в полной мере ни трагедией, ни драмой «Гроза» не является. Критики того времени дали ей определение «бытовая трагедия». Но и на сегодняшний день этот вопрос остается открытым.
  2. «Анализ произведения». Главной темой становится конфликт двух поколений, давление старших и разное восприятие младших: Тихон молча терпит деспотию, Катерина пытается бороться.
  3. «История написания пьесы». Перед работой Островский совершил путешествие по Волге, заезжал в небольшие города, изучал нравы и обычаи.
  4. «Характеристика главных героев». В сочинении нужно описать образы Катерины, Кабановой и ее сына Тихона.
  5. «Характеристика второстепенных персонажей». Здесь нужно проанализировать образы Варвары, Кудряша, Кулигина, Дикого, Бориса, Феклуши, Глаши.
  6. «Женская доля вначале XIX в.». Деспотизм и домострой, бесправность тех, кто решил пойти наперекор сложившимся устоям.
  7. «Описание русского купеческого быта и нравов». Консервативность семейных понятий и ценностей, полная бесправность молодых женщин перед старшим поколением, малообразованность, тихое и размеренное существование.
  8. «Сохранение человеческого достоинства». Чтобы выжить молодым в городе, нужно быть тихими и покорными, как Тихон, или хитрыми и равнодушными, как Варвара и Борис. Нельзя быть искренней, свободной и порядочной, как Катерина.
  9. «Авторское видение и средства его выражения». Свое мнение Островский отображает в придуманных именах, противопоставлении свекрови и невестки, а также в монологах Кулигина.

Конфликты между поколениями существовали всегда. Основная проблема — «отцы и дети» не хотят слышать и слушать друг друга. Родители считают, что только с помощью диктатуры и полного подчинения детей можно вырастить достойного человека.

Трагедия главной героини

При написании сочинения по «Грозе» Островского необходимо знать, что в списке обязательно присутствуют темы про главную героиню Катерину. До того как она вышла замуж, жизнь ее была спокойной. Девушка росла в любящей семье, где каждый уважал мнение другого и признавал свободу выбора.

Картины безусловной деспотичности невежественной Кабанихи повергают Катерину в ужас. Она никак не может смириться с существующей ситуацией, постоянно вспоминает прошлую жизнь: «Такая ли я была? Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле!».

Многие рассуждения о главной героине основаны на противопоставлениях: слабая ли она или сильная, можно ли было бороться в сложившихся обстоятельствах или самоубийство — единственный выход и т. д. Возможные сочинения на тему «Гроза»:

Сочинение на тему гроза

Гроза сочинение

  1. «Любовь, грех и покаяние в пьесе». Мораль, принятая в обществе, благожелательно относится к любви «приличной», ведущей к браку и рождению детей. Любовь вне брака греховна, она порицается. Катерина испытывает страшные муки совести, она кается перед мужем, но это не спасает ее, что в итоге приводит к гибели.
  2. «Отчего люди не летают, как птицы». Этой теме не один десяток лет. Ее раскрывают через рассуждения о душевной свободе, о вдохновении, которое приходит к человеку, когда на него никто не давит. Что может сделать человек, чтобы его жизнь стала лучше, каков должен быть первый шаг — это вечные темы, актуальные по сегодняшний день.
  3. «Победила или проиграла Катерина». Самоубийство — грех, никто не имеет права отказываться от Божьего дара. Но могла ли героиня поступить по-другому, был ли выход в ее ситуации? Лишить себя жизни — это решительный шаг или все-таки малодушие и нежелание бороться?
  4. «Прощание Катерины с Борисом». Сцена описана в третьем явлении пятого действия. Она является решающей в принятом героиней решении. Большая любовь разбивается о слабоволие недостойного мужчины. Сцена раскрывает скрытый характер героев, поднимает проблему неравных отношений, когда возвышенный искренний пылкий характер сталкивается с трусостью, мелочностью и эгоизмом.
  5. «Сравнительная характеристика Катерины и Варвары». Кто из героинь поступает правильно в сложившихся обстоятельствах? Катерина честная, прямая, искренняя, но она приняла смерть как единственный выход. Варвара хитрит и обманывает, но живет так, как хочет, и никаких угрызений совести по этому поводу не испытывает.

В творчестве Островского пьеса «Гроза» является выдающимся произведением наравне с «Бесприданницей».

Общественные нравы маленького городка

Калинов — типичный русский городишко конца XVIII — начала XIX вв. Общество давно остановилось в своем развитии, парализованное крепостным правом. Это настоящее «темное царство», где все мрачно, а самодуры с деньгами творят что хотят. Они не обращают внимания на христианские постулаты и общепризнанную мораль. Темы о мещанской жизни провинциального городка:

Сочинение по произведению гроза

Островский гроза герои

  1. «Темное царство». Это закостенелое общество, погрязшее в темноте, невежестве и пороках. Его основные представители — Кабаниха и Дикой.
  2. «Луч света в темном царстве». Так называлась статья Н. Добролюбова, известного критика того времени. На сегодняшний день это тема для сочинения, в котором необходимо дать описание общества и его деспотичных нравов, противопоставить ему светлую и искреннюю Катерину. В работе нужно показать деспотизм Кабанихи, основанный на искаженных понятиях «Домостроя», и стремление героини вырваться из этих тисков, обрести свободу, хоть и ценой собственной жизни.
  3. «Быт и нравы города Калинова». Невежество и духовная убогость Кабанихи, Дикого и Феклуши. Лицемерие в семейной жизни: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Обогащение купечества за счет рабочего народа: «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются». Все это норма для общества, где правят глупые и недалекие люди, развивающие в себе только пороки.
  4. «Кабаниха и Дикой — самодуры русского общества». Островский в своей пьесе создал определенную типичную модель общества того времени. В работе необходимо раскрыть тему через описание характера героев.
  5. «Молодое поколение в пьесе Островского». Деспотизм старших давно подавил любую самостоятельность, стремление к свободе и желание как-то противостоять «темному царству». Молодые герои втайне лишь мечтают хоть ненадолго вырваться, глотнуть свежего воздуха. И даже Борис, живущий далеко от своего дяди и имеющий определенную свободу, не имеет ни сил, ни желания противостоять ему.

Знакомство с общественными нравами начинается с первых актов пьесы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Самодурство, жульничество, моральное насилие, а также раболепие, полное подчинение, изворотливость и лицемерие — все это купеческое общество маленького городка.

Характеры и персонажи

Помимо главных героев картину общественных нравов дополняют второстепенные персонажи. Раскрытие этих образов в сочинении — задача довольно сложная и требующая прочтения произведения в полном объеме. Возможные дополнительные темы для письменных работ по литературе:

Островский гроза герои

Островский гроза

  1. «Роль „маленького человека“ Кулигина».
  2. «Характеристика Бориса».
  3. «Покорный муж Тихон».
  4. «Невежество Феклуши».
  5. «Варвара и Катерина: сравнительная характеристика».
  6. «Говорящие фамилии в пьесе».
  7. «Иван Кудряш — представитель национального характера».
  8. «Символика, используемая в пьесе».
  9. «Тихон и Кабаниха — пример деспотичного воспитания».
  10. «Символизм образа грозы в пьесе».
  11. «Образ Катерины — вызов мещанству и всему купеческому обществу».
  12. «Женские образы в пьесе Островского: сравнительная характеристика»
  13. «Ушло ли в прошлое темное царство?».
  14. «Образ природы в переживании героев».
  15. «Неотвратимость возмездия в пьесе».

Долгое время общество не могло понять, почему Варваре разрешено было почти открыто встречаться с Кудряшом, а Катерина за подобное поведение подвергалась злобным оскорблениям. Считалось, что Кабаниха просто ненавидела невестку и многое позволяла Варваре только потому, что она ее дочь.

На самом деле это не совсем так. Все расставляет на свои места фраза Кудряша о местных нравах: «У нас насчет этого свободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». В большинстве случаев литература описывает образ жизни дворян, а купеческая мораль в отношении девушек была куда свободнее. В пьесе показано, что даже деспотичная Кабаниха ничего не может сделать с собственной дочерью.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Олимпиада по литературе 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания муниципального этапа 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ для Республики Татарстан, официальная дата проведения олимпиады 11 ноября 2021 год.

Задания 7 класс | критерии 7 класс

Задания 8 класс | критерии 8 класс

Задания 9 класс | критерии 9 класс

Задания 10 класс | критерии 10 класс

Задания 11 класс | критерии 11 класс

Олимпиада по литературе 7 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 8 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 9 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 10 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 11 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

1)Внимательно прочитайте задания. Распределите время, чтобы успеть выполнить оба задания. ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте рассказ Маши Вайсман «Лучший друг медуз». Напишите целостный анализ рассказа, отвечая при этом на вопросы (можно отвечать на вопросы в любом порядке): 1. Какую роль играет образ моря в рассказе? 2. Как вы понимаете название рассказа? 3. Почему повествование ведется от первого лица и почему эта история важна для повествователя? 4. Как построена система образов рассказа?

2)В рассказе, который вы только что анализировали, море показано словно живое («Если море нежных оттенков — голубого, розового и зелёного, значит, оно сонное и играть с нами сегодня не будет. Если краски более яркие, значит, настроение у моря хорошее, игривое, скоро появятся волны и — верхом на них – барашки».) Как называется такой прием в литературе? Приведите примеры произведений, в которых явления природы (море, горы, вьюги, грозы и пр.) показаны с помощью такого же приема. Назовите произведение и автора, поясните, о каком фрагменте текста идет речь и коротко поясните, какую роль этот фрагмент играет в произведении.

3)Напишите целостный анализ рассказа Фазиля Искандера «Рассказ о море». Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1. Как Вы понимаете название рассказа? 2. Какую роль играет образ моря в рассказе? 3. Почему события, о которых рассказывается, важны для повествователя? 4. Как в рассказе соединяется драматическое и комическое?

4)Вспомните, что такое классицизм как литературное направление. Классицизм каноничен по своей природе. Интересно, что даже в пейзаже он устанавливает свои законы. Например, правило «трех цветов»: первый план пейзажного полотна должен быть коричневато-зеленым или золотистым, теплых оттенков, второй — зеленым, холодных тонов, третий — голубые небеса, обрамленные зеленью или строениями по бокам, как театральными кулисами. Часто возникают другие «действующие лица» — море, берег, античные руины, кроны деревьев, облака — не менее талантливо разыгрывают великолепный спектакль, предстающий перед нашим взором. Представьте, что вы путешественник 18 века и в своем письме Другу создаете словесный морской пейзаж в духе классицизма (около 100 слов). Как вы думаете, почему классицисты не очень любили морские пейзажи?

5)Напишите целостный анализ рассказа писателя Нины Катерли «Все что угодно». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Максимальный балл — 70 баллов. Опорные вопросы: 1. Какую роль в рассказе играет Петербург как место действия? 2. Как Вы понимаете название рассказа? 3. Что открыл для себя (или в себе) главный герой? 4. Как современный обычный человек связан с историей?

6)Вспомните, что такое романтизм как литературное направление. Что такое двоемирие? Вы прочитали рассказ, в котором герой словно оказался в другом мире. Во многих романтических произведениях герои оказываются в параллельном мире. Можно ли считать этот рассказ романтическим? Вспомните и назовите романтические произведения (автор и название), герои которых во сне или в особом состоянии оказывались словно в другом мире, какую роль играет такой «переход» в произведениях?

7)Напишите целостный анализ рассказа Владимира Набокова «Круг». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать свой путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1.Какую роль играет тема памяти в рассказе? Как меняется мироощущение человека на протяжении его жизни? 2.Какую роль играют вещи в рассказе? 3.Как можно объяснить смысл названия рассказа? 4. Сопоставьте этот рассказ с другими произведениями, в которых поднимается данная проблематика.

Другие ответы для муниципального этапа 2021-2022:

Муниципальный этап 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников задания и ответы

  • Темы для сочинения по произведению гроза островского 10 класс
  • Темы для сочинения по комедии горе от ума 9 класс по литературе
  • Темы для сочинения герой нашего времени
  • Темы для сочинения по произведению отцы и дети
  • Темы для сочинения капитанская дочка огэ