Темы для сочинения по блоку

25 августа фипи опубликовал перспективные модели егэ-2022. изменения коснулись многих предметов, в том числе и литературы.из основного: вместо 17 заданий

25 августа ФИПИ опубликовал перспективные модели ЕГЭ-2022. Изменения коснулись многих предметов, в том числе и литературы.

Из основного: вместо 17 заданий осталось 12, время на их выполнение прежнее — 3 часа 55 минут. Это, конечно, радует: выпускники теряют много баллов именно из-за нехватки времени. Но, вопреки ожиданиям сдающих, сократили количество не сочинений, а тестовых вопросов: из 12 их осталось только семь. 

Количество заданий с развернутым ответом прежнее: четыре мини-сочинения, два из которых — анализ прозаического или лирического произведения, оставшиеся — вопросы на сопоставление. Но появилось преимущество: в заданиях 5 и 10 (бывших 8 и 15) выпускникам предлагают две темы на выбор. Теперь можно найти для себя более легкий вопрос и ответить на него.

Задания 6 и 11 (бывшие 9 и 16) также упростили. Вместо привычных двух произведений на сопоставление необходимо привести только одно. Более того, можно расписать на выбор или сходство, или различие и даже использовать зарубежную литературу! Последнее, правда, как радует, так и пугает многих выпускников, потому что возможность приводить произведения не только отечественных авторов влечет за собой и увеличение списка обязательной литературы в кодификаторе. Теперь в нем появился отдельный раздел с творчеством Чарльза Диккенса, Джорджа Оруэлла, Эриха Марии Ремарка и других известных писателей. Во втором блоке первой части можно увидеть поэзию Уильяма Шекспира или Джорджа Байрона.

Что касается второй части, то структура 12 (бывшего 17) сочинения осталась прежней. Изменилось только количество тем: к привычным четырем на выбор добавилась еще одна. Номера 12.1–12.4 все так же соответствуют различным временным промежуткам и включают в себя произведения определенного периода, а 12.5 теперь посвящен, по словам руководителя комиссии по разработке КИМ ЕГЭ С. А. Зинина, «диалогу искусств». Специфика этой темы в том, что экзаменуемый должен рассмотреть предложенный текст с точки зрения связи литературы с другими видами искусства, указанными в формулировке задания. Также повышены требования к объему сочинения, минимальное количество слов теперь — 200.

В требованиях тоже появились некоторые изменения. С 2022 начнут оценивать грамотность выпускников. По этому критерию суммарно во всех сочинениях можно набрать от 0 до 5 баллов. Также один первичный балл добавился в 12 сочинении за терминологию.

Вилия Эйтутис, преподаватель онлайн-школы подготовки к ЕГЭ по литературе, прокомментировала такие масштабные изменения в экзамене:

— ЕГЭ по литературе не менялся с 2018 года, если не считать преображение седьмого задания в 2021. Но тогда добавили только несколько первичных баллов и ввели пару дополнительных критериев. Выходит, с прежним форматом мы жили давно, а с кодификатором, который был, еще дольше. Я приемлю изменения, потому что они влекут за собой развитие. Соответственно, если меняются экзамены, это значит, что над их сутью, по крайней мере, думают, пытаются ее улучшить. Вот неактуальность — самое страшное, что может быть.

Как отразятся такие изменения на результатах выпускников, мы не узнаем, пока не пройдут первые проверки работ: хотя бы пробников или «досрока». Кажется, что баллы должны возрасти, ведь заданий стало меньше, но количество убавилось за счет самых легких тестовых вопросов, на которых многие ученики и «вывозили» экзамен. Также пока неясно, как эксперты будут оценивать новый формат сочинений, насколько лояльно будут относиться к грамотности.

Что касается самих заданий, самое крутое, что здесь появилось, — выбор. Раньше никто не спрашивал у выпускника, на какую тему он предпочтет поразмышлять и что хочет проанализировать в маленьких сочинениях. Сейчас же экзаменуемый сам может решить, где он комфортнее и увереннее себя чувствует, в разборе смысла текста или поиске средств художественной выразительности, и работать в этом направлении. 

Далее: в сочинениях на сопоставление теперь можно приводить не два произведения, а одно. И снова это значительно облегчает жизнь выпускнику. Однако, с другой стороны, критерии по сопоставлению этих произведений и привлечению текста из них становятся жестче. То есть создатели ЕГЭ начинают смотреть не на количество написанного, а на качество, и это здорово.

Если говорить о второй части, то там и так, на мой взгляд, было достаточно много тем на выбор. Сейчас к ним добавили еще и пятую, которая связана с «диалогом искусств». То есть теперь выпускник не должен ограничиваться только литературой, у него есть возможность обратиться к театру, кинематографии, живописи. Такие темы подойдут для будущих режиссеров, художников, танцовщиков — тех, кто хочет реализовать свой творческий потенциал.

Когда что-то меняется и заставляет человека выходить из зоны комфорта, это всегда не очень приятно, где-то даже страшновато. Но нужно обязательно научиться видеть в этом положительные стороны. Я склоняюсь к тому, что ЕГЭ-2022 по литературе — это такой всплеск творчества, больше свободы и возможностей.

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

Направление №1 «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»: список тем и произведений

(дорога реальная, воображаемая, книжная)

Первое направление — «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». В пояснении сказано, что в этом направлении будут темы, посвящённые «дороге реальной, воображаемой, книжной». Тема благодатная для тех, кто всерьёз интересуется литературой и даже, может быть, собирается связать свою жизнь с филологией.

Разумеется, речь может идти и о какой-то реальной дороге. Тогда, скорее всего, тема старшеклассников ожидает очень лёгкая, более подходящая для семи-восьмиклассника, что-то типа таких:

  • Зачем человек путешествует?
  • Самое интересное путешествие: какое оно?
  • Куда я хотел бы поехать?
  • Правда ли, что путешествие расширяет кругозор человека?

И тому подобное.

Что касается воображаемой дороги, то это в первую очередь тема, связанная с жизненным путем. Жизнь человека традиционно сравнивается с дорогой, и произведений, в которых рассматривается жизнь именно с этой точки зрения, огромное множество. Кроме того, предполагается, что школьники обратят внимание на те произведения, которым свойственен хронотоп «дорога». Их очень много, в том числе и поэма Некрасова — юбиляра этого года —«Кому на Руси жить хорошо?».

В названном произведении мы встречаем именно этот хронотоп, поскольку все события «нанизаны» на путешествие мужиков-правдоискателей, которые вознамерились узнать,«кому живется весело, вольготно на Руси».

К произведениям, построенным таким же образом, можно отнести «Мертвые души» Гоголя, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Очарованный странник» Н. С. Лескова. Из более поздних произведений литературы это, разумеется, «Москва-Петушки» В. Ерофеева, «Жёлтая стрела» В. Пелевина, «Кто услышит коноплянку» В. Лихачева и другие.

Можно обратиться и к каким-то произведениям, прочитанным старшеклассниками самостоятельно, ведь это действительно интереснейшая тема для тех, кто много читает и интересуется особенностями построения литературных произведений.

Примерные темы, которые могут быть предложены в рамках этого направления, кроме тех, что уже были названы:

  • Как определиться с выбором жизненного пути?
  • Река жизни — что это значит?
  • Что помогает не заблудиться на жизненном пути?
  • «Жизнь прожить —не поле перейти». Согласны ли вы с этим утверждением?
  • Правда ли, что все мы в этом мире странники?

В третьем понимании направления, где дорога рассматривается как хронотоп, могут быть предложены темы, связанные с вышеуказанными произведениями, — темы, имеющие некоторый крен в литературоведение:

  • Зачем автор показывает своего героя как путешественника?
  • Согласны ли вы, что жизненный путь героя — это своего рода путешествие?
  • Какой путь проходит герой произведения, совершив путешествие?
  • Особенности пути героя.

Произведения, которые можно порекомендовать, — те, которые связаны, может быть, с профессией, выбранной старшеклассниками, или произведения, в которых поднимается проблема выбора.Их огромное множество, трудно даже что-то назвать, но, чтобы свести количество тех книг, которые стоит перечитать при подготовке к сочинению, к минимуму, хотелось бы назвать следующие:

«Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина. В этом произведении каждый из героев делает свой выбор, который и определяет его дальнейший жизненный путь: один для Тамары Ивановны, другие — для её мужа, дочери или сына.

Разумеется, можно обратиться также и к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где выбор, сделанный Раскольниковым, определяет и его судьбу, и судьбы других героев.

Из современных произведений, не изучаемых в школе, можно было бы порекомендовать книгу Эдуарда Веркина«Герда», в которой каждому герою приходится совершить какой-то выбор, и это очень тяжело, и за ошибки приходится платить очень дорого.

Направление №2 «Цивилизация и технологии– спасение, вызов или трагедия?»: список тем и произведений

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные)

Второе направление формулируется так: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» И в пояснение сказано: «Достижения ириски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные». В этом пояснении как раз очерчен круг проблем, которые могут быть подняты в темах. Нам видится это направление одним из самых интересных и удобных для проработки, но в тоже время и очень дискуссионных. Это позволяет, с одной стороны, школьникам выразить свои мысли, поделиться какими-то переживаниями, а с другой — продемонстрировать способность вести полемику с воображаемым собеседником.

При этом надо иметь в виду, что при проверке итогового сочинения оценивается неправильность мыслей выпускника, а способность в принципе иметь какие-то мысли, как-то их формулировать и аргументировать. Поэтому не надо бояться, если точка зрения, которую решит отстаивать выпускник, будет отличаться от общепринятой.

Впрочем, мнения по поставленной проблеме могут быть диаметрально противоположными: от восхищения цивилизацией, технологиями до их неприятия. Однако не забываем, что требуется не только аргументированное мнение, но и его этичное выражение. То есть надо избегать каких-то резких, неуважительных замечаний в адрес своих оппонентов, в том числе воображаемых.

Сразу надо отметить, что на основании художественной литературы будет намного проще аргументировать мнение, которое не несёт в себе восхищения благами цивилизации. Как можно предположить по формулировке направления, темы будут формулироваться тоже дискуссионно и диалектически (то есть «с одной стороны» — «с другой стороны»).

Приведем примеры возможных тем сочинений:

  • Всегда ли цивилизация — это благо?
  • Могут ли технологии решить проблемы человека?
  • Всегда ли технический прогресс приносит счастье?
  • Как вы думаете, есть ли будущее у человечества в мире технического прогресса?
  • Что принесла в наше общество пандемия? И т.п.

То есть собственно вопрос будет касаться как каких-то достижений, так и того, что технологии дать не могут, и того, что мы считаем негативными последствиями прогресса: экологические проблемы, эпидемии, техногенные катастрофы, компьютерная зависимость, оружие массового поражения и т.п.

В качестве литературного материала нам оптимально подходят антиутопии и фантастика.

  • Это могут быть произведения Сергея Лукьяненко, у которого есть целый цикл рассказов «Прекрасное далёко». И это название ироничное: в рассказах, изображающих наше «далёко», ничего прекрасного нет.
  • Интересно можно построить рассуждения, обратившись к произведениям А. и Б. Стругацких (например, «Хищные вещи века»).
  • Можно обратиться к многочисленным антиутопиям:«Кысь» Татьяны Толстой, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «О дивный новый мир!» О.Хаксли и тому подобное.
  • Если тема будет касаться коронавируса, то можно порекомендовать книги Е. Водолазкина «Сестра четырёх» и Я. Вагнер «Вонгозеро» (и вторая часть дилогии —«Живые люди»).
  • Из произведений, традиционно входящих в школьную программу, можно порекомендовать «Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина и «Прощание с Матёрой» того же автора.
  • Возможно, кого-то заинтересует роман нобелевского лауреата в области литературы Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня». Это тоже своего рода антиутопия.
  • Может быть, если кто-то предпочитает зарубежную литературу, стоит обратиться к роману «Цветы для Элджернона» Д. Киза.

Направление №3 «Преступление и наказание – вечная тема»: список тем и произведений

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)

Третье направление, которое, скорее всего, и будет лидером среди выбранных выпускниками тем, — это «Преступление и наказание — вечная тема». В качестве объяснения тут сказано, что речь пойдёт про «Преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние». То есть очевидно, что произведение, которое в первую очередь должен быть затронуто, — это «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. А все темы, которые подняты в этом романе, ещё несколько расширены.

Формулировки, возможно, будут указаны конкретно, но, возможно, мы увидим темы, которые сталкивают понятия уголовного и нравственного порядка, или речь пойдёт о внешнем и внутреннем преступлении(преступление против самого себя, своих убеждений), может быть, будут затронуты проблемы вины, которая не подлежит уголовному преследованию, но мучает совесть человека и т.д.

Темы сочинений, возможно, будут вроде таких:

  • Согласны ли вы с утверждением, что совесть — самый строгий судья?
  • Может ли быть оправдано убийство?
  • Как вы понимаете выражение «Закон — костыли для морали»?
  • В чем заключается наказание Раскольникова?
  • Совесть — это горе или благо для человека?
  • Почему равнодушие иногда называют худшим из преступлений?
  • Можно ли считать эгоизм преступлением?

Если речь идёт всё-таки об ответственности уголовной, о действиях, противоречащих закону, то можно обратиться романам Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

Стоит обратить внимание на уже названную выше повесть Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Это произведение в значительной степени полемизирует с книгами Достоевского.

Разумеется, можно выбрать и какие-нибудь ещё произведения детективной литературы («Приз» Полины Дашковой, «Восторженный вор» или «Перстень прелюбодеев» Г. К. Честертона, «Десять негритят» Агаты Кристи и другие классические детективные произведения.

Если предложенная тема будет касаться именно нравственных переживаний, то есть наказания как мук совести, то все вышеназванные произведения тоже годятся: и в повести Распутина, и вроманах Достоевского герои не только подлежат уголовному суду, но и так или иначе решают свои отношения с собственной совестью.

Если же речь идет о вине, так сказать, вообще не уголовной, а об ответственности за нехороший, бесчестный, безжалостный поступок, то такого рода мотивы можно найти почти в любом произведении. Например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, главный герой себя наказывают за убийство Ленского. Или в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова Понтий Пилат не может самому себе простить то, что он отправил на казнь невиновного. Можно опираться также на какие-то произведения малой формы.

Направление №4 «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»: список тем и произведений

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника)

Четвёртое направление формулируется немного неожиданно: «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня». В качестве пояснения сказано, что это высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника. Пояснение не очень раскрывает смысл формулировки направления. Всё-таки думается, что речь идёт о об интерпретации в сочинении какого-то текста или основанного на тексте представления(фильма, спектакля), который для автора сочинения является важным.

При кажущейся легкости подготовки направление может содержать в себе самые разнообразные темы. И, если они, действительно, окажутся ориентированы на личностную важность, то будет недостаточно рассказать о какой-то книге, спектакле или фильме, которые понравились и запомнились. Они должны быть каким-то образом связаны с представлениями автора о собственной личности. В этом случае едва ли темы будут простые и лёгкие для раскрытия, поскольку трудно даже представить себе, как это может выглядеть.

Все же рискнем предположить что-нибудь:

  • Фильм (книга, спектакль), который заставил меня задуматься о будущем.
  • Книга (и т.д.), которая перевернула моё мировоззрение.
  • Как театральное представление обращается к сердцу человека?
  • Какими качествами должна обладать книга, чтобы стать для человека самой главной?
  • Согласны ли вы с мнением, что читатель — соавтор писателя?

Или что-то в этом духе.

И рассуждать на эту тему, скорее всего, будет очень непросто, потому что необходимо не только высказать какие-то мысли об этом произведении, но и связать с какими-то особенностями своей собственной личности. Кроме того, это тема явно будет предполагать значительное самораскрытие, что не всегда удобно и не всегда хорошо удаётся старшеклассникам.

Едва ли получится предположить, какие книги здесь могут помочь. Очевидно, что в принципе можно взять абсолютно любое произведение, утверждать, что оно-то как раз и помогло тебе сформироваться как личности. Проблема только в том, что надо будет объяснить, каким образом этот процесс произошёл и почему именно эта книга, а не какая-то другая. Во всяком случае, необходимо выбрать книгу, которая нравится и которую хорошо помнишь.

Направление №5. «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»: список тем и произведений

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства)

Наконец, пятое направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». В качестве пояснения здесь сказано: «Социальные пороки общественной справедливости, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства».

Очевидно, что тема эта ближе к публицистической. Формулироваться темы могут, видимо, с опорой на то, что и сказано в пояснении. При этом, весьма возможно, они будут связаны с поэмой Некрасова и в качестве аргументов надо будет опираться на примеры именно из нее. Можно предположить что-то такое:

  • Должен ли гражданин разоблачать пороки обществ?
  • Что такое гражданин?
  • Как вы понимаете выражение «общественная справедливость» (или «общественное благо», например)?
  • Как вы думаете, соотносятся ли понятия «милосердие» и «гражданственность»?
  • Может ли каждый гражданин внести свой вклад в улучшение жизни общества?
  • Как вы понимаете выражение «Государство — это мы»?

Первое, что приходит в голову, — это использование для аргументации собственно творческого наследия Некрасова. Это поэма «Кому на Руси жить хорошо» и соответствующей направленности его стихи (допустим,«Поэт и гражданин»). В зависимости от того, какую точку зрения будет отстаивать автор сочинения, можно привлекать и другие произведения, изученные в десятом классе.

Например, «Обломов» И. А. Гончарова. Работа с этим романом может оказаться очень интересной, ведь у главного героя и его друга Штольца разные и оригинальные взгляды на обязанности человека и гражданина.

Можно обратиться к роману Льва Толстого «Война и мир» и рассмотреть диалоги Пьера и князя Андрея, затрагивающие вопросы общественного блага. Можно обратиться также к эпилогу этого произведения и порассуждать о споре Пьера и Николая Ростова.

Если выпускник предпочитает литературу XX века, там тоже можно найти материал для аргументов, скажем, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» или в его повести «Собачье сердце», в пьесе «Дни Турбиных».

Обратившись к более поздним произведениям, можно посмотреть на повесть Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» или обратиться к романам Виктора Астафьева «Царь-рыба» или «Печальный детектив».

Наконец, интересный материал может быть взят из каких-либо антиутопий в зависимости от того, как будет сформулирована тема. Возможно, выпускником покажется увлекательным на материале романа Е. Замятина «Мы» порассуждать о том, может ли обезличенное существо являться гражданином или номера это не личности и поэтому не граждане, а просто винтики в огромной машине.

В какой день пройдет итоговое сочинение в 2022 г.?

В текущем учебном году итоговое сочинение пройдет 1 декабря.

Напомним, что выпускникам будет предложено пять тем, каждая тема принадлежит к одному из вышеперечисленных направлений.

Сколько времени будет дано на итоговое сочинение в 2022 г.?

Если правила не изменятся в 2022 году, то на выполнение работы выпускникам будет дано 3 часа 55 минут (ребятам с ОВЗ — на полтора часа больше). За это время выпускник обязан написать сочинение-рассуждение на выбранную им тему. Объём сочинения должен быть не менее 250 слов, рекомендуемый объем — 350 слов.

Даты повторной сдачи

В том случае, если выпускник не смог с первого раза набрать необходимое количество баллов, он может сдать сочинение ещё дважды: 2 февраля и 4 мая (в этот день написать сочинение могут также выпускники прошлых лет).

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.




На чтение 16 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Творчество А.А. Блока связано с серебряным веком русской литературы. В это период создавали свои произведения такие замечательные поэты, как Гумилев, Ахматова, Северянин, Маяковский, Есенин и многие другие.

В литературу А. Блок входит с любовной лирикой. Первый сборник стихотворений – «Стихи о Прекрасной Даме». Источник вдохновения этого цикла сам поэт определяет как «острые мистические и романтические переживания». Мистические переживания – это увлечение философией В. Соловьева, в основе которой представление женского начала мира, а романтические – любовь к Л.Д. Менделеевой. Возлюбленная в его стихотворениях предстает в образе Величественной Вечной Жены. Лирический сюжет этого цикла стихов строится на мотиве ожидания встречи с Прекрасной Дамой («…предчувствую тебя…»). Душа лирического героя страстно томится в преддверии этой встречи. Мир воспринимается с позиции идеала. Лирический герой – рыцарь, давший обет вечного служения идеалу. Ему страшно, что Прекрасная Дама обернется земной женщиной («И страшно мне: изменишь облик ты…»). В стихотворении «Незнакомка» появляется женщина-тайна, женщина-мечта. Образ Незнакомки нарисован воображением поэта, его творческой фантазией.

Постепенно в поэзии Блока появляется тема города («Фабрика», «Сытые»). Поэт показывает мир социального неравенства: мир сытых, с одной стороны, и мир нищих – с другой. Блок использует при описании «страшного мира» мертвые цвета – желтый и черный. По Блоку, быть богатым и сытым неприлично, потому что это делает тебя глухим к нуждам бедных. В стихотворении «Ангел-хранитель» звучит отношение поэта к миру нищих: «…О нищих и бедных скорблю». Новое узнавание мира заявляет Блок в стихотворении «На железной дороге». Это мир унижений и душевных страданий. Поругание женщины, женской судьбы им воспринимается как трагедия. Отношение лирического героя к происходящему выражено словом «больно».

В цикле стихов о России помогают нам осмыслить отношение к ней уже знакомые художественные образы: образ-идеал Вечной Женственности и образ пути, движения к идеалу как осознание своей миссии, своего назначения. В стихотворении «Русь» поэт изображает Русь как нечто святое, заколдованное. В цикле «На поле Куликовом» звучит тревога поэта за будущее страны. Но он верит, что Россию ожидает великое будущее. В стихотворении «Россия» поэт говорит о единстве своего пути и своей судьбы с единством пути и судьбы России.

Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя не все в ней понимал. В статье «Интеллигенция и революция» он призывает слушать музыку революции. В поэме «Двенадцать» Блок сопоставляет два мира, и старый мир показан жестоким. Образ Христа рожден в сознании поэта, это символ нового мира. В своей поэме Блок утверждал высокий смысл шествия двенадцати и благословил этот путь.

Творчество Блока

Писатель по фамилии Блок довольно интересная личность. Этот человек был не просто обычным обывателем, который хотел заработать на литературе и на продаже своих произведений. Блок преследовал цель гораздо большую, чем просто материальные блага общества и человека. Современники называли его человеком чести, и говорили о том, что для Блока не было ничего важнее, чем, правда, в истинном её проявлении.  Он был человеком, который не терпел лжи, и старался добиться правды в любом деле, при любых обстоятельствах, что также очень заметно по его произведениям. Всё его мировоззрение вылилось через его многочисленные произведения, которые были тепло, восприняты публикой.

В своих произведениях автор затрагивал темы, которые были близки каждому человеку его времени. Он старался достучаться до души своего читателя, выявить те проблемы, которые царят в обществе, и вместе с читателем найти их решение. Он говорил о том, что хоть и очень сложно создать связь с читателем через произведение, но ему всё равно удаётся это на ура, и потому он продолжает заниматься тем, чем занимается. Творчество для Блока было некоторым способом высказаться, сказать, что он думает, раскритиковать то, что он не мог раскритиковать в обычном разговоре. И таким образом, он также доносил свою точку зрения до читателя, заставляя его тем самым размышлять на данную тему, и попытаться найти решение или логический вывод оной.

Автор также очень часто говорил о темах связанных с политикой, и потому также отражал это в своих произведениях. Он отнюдь не всегда был доволен правящей властью, и потому ему приходилось высказывать своё недовольство в произведениях, так как сказать об этом напрямую, не через большое количество человек он не мог, так как просто опасался за свою жизнь. В начале своего творческого пути Блок хоть особо и не презирал правительство, однако он довольно критично относился ко всем видам власти, говоря о том, что на данный момент она имеет множество недочётов и недостатков. Подобным образом автор выражал своё неприятие установленных порядков, и готовность пойти на борьбу с ними же.

Таким образом, мы видим, что на творчество Блока очень сильно повлияло его мировоззрение, которое впоследствии и изменило мировоззрение множества его читателей. С помощью своих уникальных произведений он мотивировал людей на протест, мотивировал на несогласие с тем, что уже есть.

Язык иносказаний в лирике А. БлокаЭволюция темы Родины в лирикеШкольные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока.Художественное своеобразие и вечные образы поэмы «Двенадцать»Тема святости и греховности в поэме «Двенадцать»Тема революцииТема дороги и пути в поэме «Двенадцать» А. Блок.Тема греха и покаяния в поэме «Двенадцать»Тема «страшного мира» поэзии Александра Александровича БлокаСтихи детям о природеСовременен ли Александр Блок?Смысл названияСимволика цветаСимволика поэмы «Двенадцать»Символизм в творчестве и поэзииСвоеобразие финала поэмы «Двенадцать», появление ХристаСвоеобразие поэзииСвоеобразие конфликта в поэме «Двенадцать». Образ революции в поэме «Двенадцать».Роль цветовой детали в поэме «Двенадцать». Какие цвета представлены в поэме «Двенадцать»?Роль символовРодина Россия в поэзии и творчествеРеволюция в творчестве и поэзииРеволюцияпоэма «Двенадцать»: образы и символыПоэзия А.А. Блока как отражение его душиПонимание и анализ финалаПодробный анализ стихотворения Незнакомка по плануПодробный анализ произведенияПатриотическая лирика На поле Куликовом анализ стихотворенияОтветы на вопросы стихи о Прекрасной Даме поэма Двенадцать799127991179910799097990879907799067990579904799037990279901799007989979898798977989679895798947989379892798917989079889798887988779886798857988479883

<legend>Tags</legend>

Автор: · Опубликовано 09.08.2020 · Обновлено 09.08.2020

(476 слов) Александр Блок был ярким представителем поэзии серебряного века, совмещая в своих произведениях ставшую классической лирику и обилие образов-символов.

Любовь ко всему новому была привита Блоку с раннего детства огромным количеством творческих гостей в доме матери будущего поэта. Он родился в семье, где литература и образование стояли на первом месте, поэтому будущий поэт поступил в тот университет, где является ректором его дедушка. Хотя поблажек молодому представителю династии не было, он был грамотен и образован в достаточной мере, чтобы закончить обучение без поддержки семьи. Вся жизнь Блока — путь его становления, как поэта. Он начинал писать с раннего детства, и с тех пор каждый его жизненный этап становится текстом, о каждом периоде жизни можно найти строки в его творчестве. Смотря на все пережитое поэтом, нельзя сказать, что его жизнь была полна трудностей, хотя последние годы жизни Блока были действительно нелегкими. Однако, несмотря на довольно свободную жизнь без претензий со стороны властей, у поэта все же есть произведения, в которых действующая власть осуждается, пусть и не напрямую. Например, в стихотворении «Фабрика» он осуждает представителей буржуазии за те условия, в которых приходится работать людям. Он был яркой личностью, люди тянулись к нему за помощью, поддержкой и пониманием. Именно поэтому каждый раз, когда в конце жизни у него возникали проблемы с властями, находились друзья, старавшиеся поддержать его не только морально, но и практически.

Быть поэтом серебряного века означало быть голосом новой эры в искусстве. И не просто тем, кто идет против системы или действующих норм и правил, а говорить с людьми обо всем: в его лирике мы найдем серьезные политические поэмы («Двенадцать», «Скифы»), любовную лирику («В ресторане», «Стихи о прекрасной даме»), философскую лирику («Окна во двор», «Русский бред»), стихи о родине («Русь», «Сны») и множество других образчиков творчества поэта-символиста. У Блока это получалось, он был любим и читателями, и критиками. Ему, как и многим современникам, в поэзии свойственны яркость образов и обилие символов, а в жизни у него преобладали обилие эмоций и вспыльчивость характера. Так же, как и многим поэтам, Блоку доставалось огромное количество внимания и, несмотря на единственный брак, многие романы были двигателями его творчества.

Вспоминая жизненный путь поэта и его творчество, мы понимаем, как он был восприимчив к влиянию людей, которые ему нравились и вызывали восхищение. Можно буквально физически ощутить влияние некоторых поэтов, знакомых с автором (таких как Ахматова и Луначарский). И дело здесь не в заимствованиях приемов или идей — Блок вдохновлялся образами, которые дарили ему разные люди.

Именно в образах — сильных, ярких, запоминающихся — присутствует Блок и по сей день в своих стихотворениях. Именно они — сам автор.

Он умер в 40 лет, но, в отличии от Цветаевой или Есенина, не закончил жизнь самоубийством. Блок любил жизнь, ему нравилось жить, узнавать что-то новое, искать это новое в путешествиях, книгах, людях. Он родился во время правления императора, а умер с Советском Союзе, пережил революцию и даже поддержал ее. С его смертью многие исследователи связывают конец эпохи серебряного века, ведь Блок был его символом.

Автор: Елена Ковальчук

Символизм – одно из художественных течений серебряного века, которого придерживались многие поэты. Говоря о символизме, необходимо отметить, что он обратился к вечным идеям, важным для человека. Из всех поэтов-символистов ближе всего мне творчество Александра Блока. Я считаю его одним из ярчайших представителей Серебряного века.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Блок — выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов-символистов. От символизма он не отступал никогда: ни в юношеских стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях. Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий, понять прошлое.

Как утверждал сам поэт, его лирика во всем ее многообразии представляет собой единое произведение. Это произведение, создававшееся всю жизнь, является отражением его творческого пути. “Собрание стихотворений” в трех томах составлялось Блоком многие годы. По этому сборнику нетрудно проследить становление Блока как поэта, постепенный переход от мечтаний к действительности. Переход, конечно, весьма условный, но заметный.

Стихи юного Блока поражают своей чистотой и нежностью. Безусловно, он не свободен от влияния предшественников и современников, но это не мешает ему создавать свое, неповторимое. Поэт вошел в мир людей с любовью и верой в светлый и чистый мир. Влюбленность — один из главных мотивов его лирики. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви. И именно это прослеживается в “Стихах о Прекрасной Даме”. Блок находится в поисках идеала, Вечной Женственности.

Предчувствую Тебя.

Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя.

Он в своих посвящениях Прекрасной Даме уходит от окружающей действительности, запирается в свои думы.

Из более позднего творчества Блока мне нравится стихотворение «Незнакомка». При первом прочтении просто поражаешься красоте и магнетизму созданного поэтом образа таинственной незнакомки:

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Но мечты о Прекрасной Даме не могут оградить Блока от реальной жизни.

Действительность все же проникает в его мир. Появляются стихи “Фабрика”, “Сытые”, “На железной дороге” и эти строки:

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагических страстей

Повествовать еще не жившим.

Решающее влияние на пересмотр им жизненных ценностей оказали события начала двадцатого века.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Блок отходит от мечтаний и все чаще смотрит в глаза реальности. На смену юношеской мечтательности приходит сознание своего гражданского долга, понимание ответственности перед своей страной. Александр Блок испытывает к Родине, с одной стороны, чувство любви, тоски по ней, сострадания, а с другой — веру в прекрасное ее будущее и желание изменить к лучшему жизнь своего народа. Именно это волнение за будущее Родины переполняет лирического героя в поэме “Двенадцать”. Поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: “Черный вечер. Белый снег”. Черный цвет — зло, буря, стихийность, непредсказуемость, белый — чистота, духовность, свет. В поэме встречается и красный цвет. Это не только цвет флагов и лозунгов, это — цвет крови.

У Блока существует цикл стихотворений “На поле Куликовом”, где в каждом слове чувствуется огромная любовь к Родине. “О, Русь моя! Жена моя!” — так обращается к ней поэт, то есть не только как к живому, но как к самому близкому существу на свете. Образ России все время незаметно переплетается с женским образом. Для Блока Родина — женщина; она подобна “прекрасной незнакомке”, к которой поэт обращается в своих ранних стихах. Любовь к Родине и любовь к женщине для Блока — понятия неразделимые и одинаково значимые.

Несмотря на то, что творчество Александра Блока пришлось на довольно трудный период в жизни России, его искания и заблуждения в поисках светлой, прекрасной жизни, жизни во имя человека, человечества и любви остаются актуальными и по сей день. Его ранние мечтания о Прекрасной Даме, о поисках Вечной Женственности дают повод для размышления нынешнему молодому поколению. Истинная любовь является и по сей день одной из движущих сил в жизни человечества. Блок рано ушел из жизни но стихи его волнуют людей, они помогают нам жить.

</span> (3)

Короткая жизнь Александра Александровича Блока (1880-1921) отделена от нас уже десятилетиями. И каждое из этих десятилетий наполнена событиями большого исторического значения.

Но, чем дальше уходим мы во времени от Блока, тем ближе к нам основное, главное в его творчестве, которое освобождено от всего временного, внезапного, наносного, тем яснее чувствуешь его живую связь с духовной жизнью человека нашего времени.

Настоящее искусство живет вечно. Его сила и значение в том, что создавая образы людей и картины действительности, оно включает нас в бесконечно разный и сложный процесс жизни, превращает нас в его участников, помогая выйти за пределы своего непосредственного опыта.

Это правда жизни, эта человечность, которая заключается в произведениях искусства, сохраняют силу действия далеко за пределами тех эпох, в которые они создаются, перерастая воззрения самих художников, которые связаны и ограничены во взглядах на мир предрассудками своего класса и своего времени.

Поэтому и живет для нас творчество Александра Блока.

У него есть стихотворение, которое могло быть эпиграфом ко всему  его творчеству:

О, я хочу безумно жить!

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне;

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простым угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!

5 февраля 1914 г.

Но мечта о счастливом и свободном человеке столкнулась с неизжитой и безжалостной реальностью, и это нерешенное противоречие определяло трагическую контрастность творчества Блока; образ веселого парня вытеснялся в его поэзии образом мертвеца, который ходит среди людей.

Через всю лирику проходит образ одинокого, умирающего человека, и за этим трагическим характером читатель видит склад жизни, который привел человека к падению и гибели в старом мире.

Я пригвожден к трактирной стойке.

Я пьян давно. Мне все — равно.

Вон счастие мое — на тройке

В серебристый дым внесены …

26 октября 1908 г.

Но Блок не был бы великим поэтом, если бы он остался в стороне от мощного подъема освободительной борьбы в России. Тема Родины все большей полнотой входит в его творчество, его стихи о России звучат с некрасовской силой и простотой.

В голодной и больной неволе

И день не в день, и год не в год.

Когда же всколосится поле,

Вздохнет Униженные народ?

15 февраля 1915 г.

Какие бы не были прочные связи с его старым миром (семья, среда, воспитание, литературные связи), он рвался вперед, к другому, новому миру человеческих отношений.

«Прошлое смотрит в будущее», — так говорил он о смысле поэтического творчества, и это вернее всего определяет его поэзию.

Вот почему Блок сразу стал на сторону Октябрьской революции и создал поэму «Двенадцать», которая стоит в начале советской поэзии.

Конфликт Блока с жизнью, с окружающим его общественным укладом, со всей его средой был глубоко трагическим. Издалека, ошибаясь, шел к народу, к родине, к революции. Но человеческая трагедия, но смерть человека может быть гарантией будущей победы, если смерть эта свидетельствует о повышении других величин человеческого духа.

Это величие и сближает Блока, его творчество с нашим временем. Лирический герой его поэзии — это человек в полном смысле этого слова. Константин Федин сохранил слова М.Горького о Блоке: «Особенно советую познакомиться с Александром Блоком. Обязательно познакомьтесь. Это … Это …

Горький молчит, ища правильное слово. Но слово не находится. Он с нетерпением, но почти безмолвно барабанит пальцами по столу. Вдруг поднимается и выпрямляется — очень высокий, худой — медленно проводит рукой сверху вниз, от головы до ног.

— Человек, — произнес он тихо и на мгновение стоит не двигаясь «.

Величие Блока как художника состоит в том, что он сумел почувствовать основные противоречия своей эпохи и с большой художественной силой перевести их на язык лирики, то есть показать, как отображались они в самых глубинах человеческого сознания.

В эпоху бурь и тревог, — говорил он, — нежнешие и интимнишие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой «.

Вот почему история души поэта, росказана в его стихах, с откровенностью выступает перед нами как история его эпохи.

Используемые источники:

  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/blok
  • https://my-soch.ru/category/blok-aleksandr
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/blok-poet-serebryanogo-veka/
  • https://nauchniestati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-moj-lyubimyj-pisatel-aleksandr-aleksandrovich-blok/
  • https://info-shkola.ru/tvorchestvo-bloka-sochinenie/

В рамках ЕГЭ 2021 года планируете сдавать экзамен по обществознанию – мы расскажем, на что обратить внимание в ходе подготовки, какой должна быть правильная структура эссе, а также предложим клише, которые можно будет применить при написании мини-сочинения.

Каким будет ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Обществознание – самый популярный предмет из числа дисциплин по выбору. В прошлом году, несмотря на все сложности экзаменационной кампании, 48% экзаменуемых сдавали именно обществознание (это около 375 000 человек).

В 2021 году кардинальных изменений в структуре ЕГЭ по обществу не ожидается. Масштабные реформы системы контроля качества знаний завершены и все КИМы соответствуют ФГОС, поэтому Министерство просвещения берет курс на стабильность требований к выпускникам 11-х классов, что должно дать возможность будущим абитуриентам как можно лучше подготовиться к экзаменам и продемонстрировать более высокие результаты.

Эссе по обществознанию 2021 года - структура, клише, советы репетиторов

На экзамене по обществу в 2021 году экзаменуемым предложат за  3 часа 55 минут выполнить 29 заданий, из которых:

  • 20 – с кратким ответом;
  • 9 – с развернутым (включая задание №29 – эссе).

Естественно, что многие выпускники волнуются больше всего именно за последнее 29-е задание, в котором необходимо написать мини-сочинение, сформулировав идеи затронутой автором высказывания темы.

Эссе – задание №29

В 2021 году содержание и саму формулировку задания №29 менять не планируют.

Задание №29 ЕГЭ по обществознанию 2021 - эссе

Задание №29 носит вариативный характер.

Экзаменуемым на выбор будет предложено 5 высказываний, каждое из которых находится в рамках одного из тематических блоков, входящих в дисциплину «обществознание»:

  • философия;
  • экономика;
  • социология;
  • психология;
  • право.

В демонстрационном варианте были представлены такие высказывания:

Высказывания к заданию №29 ЕГЭ демо по обществознанию 2021 - эссе

В 1 варианте КИМа досрочного ЕГЭ 2020 года выпускникам были предложены на выбор такие 5 высказываний:

Высказывания к заданию №29 досрочного ЕГЭ 2020 по обществознанию - эссе

При этом для выпускников 2021 года, сдающих ЕГЭ по обществознанию, будут актуальны такие требования к заданию №29:

  • объем – 300-400 слов;
  • наличие формулировки основной идеи;
  • применение терминов и понятий, актуальных для выбранной тематики и проблемы;
  • привлечение разнообразных (не однотипных) примеров из жизни общества, истории народов, литературных произведений или же личного опыта.

Критерии оценивнаия мини-сочинения

За правильное выполнение 29-го задания выпускник может получить 6 первичных баллов (максимальный первичный балл за всю работу – 64).

Распределение задания ЕГЭ по обществознанию в 2021 году по уровням

Оценивать эссе будут 2 независимых эксперта согласно таблице критериев, разработанной ФИПИ:

Критерий Балл
1 Полностью раскрыт смысл высказывания 1 б.
2 Присутствуют понятия и термины с объяснениями 2 б.
3 Рассуждения связанные и логичные 1 б.
4 Приведены качественные примеры

2 б.

Также важно помнить, что даже если структура вашего эссе по обществознанию на ЕГЭ 2021 будет правильной, но текст окажется менее 150 слов, эксперты не будут его проверять и выставят 0 за задание №29. Также нулевой результат получат те, кто не раскроет тему высказывания, поэтому стоит выбирать из 5 предложенных вариантов ту тему, которая вам полностью понятна.

Понять, как именно вас будут оценивать проверяющие и на что в первую очередь обратят внимание можно, ознакомившись с рекомендациями для предметных комиссий, которые доступны на официальном сайте ФИПИ.

Структура сочинения

Прежде чем приступить к написанию тренировочных эссе по обществознанию,  необходимо детально разобраться и понять, какой должна быть структура мини-сочинения в 2021 году. Эксперты рекомендуют придерживаться такого плана:

  1. Цитата (с указанием автора).
  2. Формулировка основной проблемы, о которой говорит автор цитаты.
  3. Смысл высказывания (максимально полное раскрытие).
  4. Ваше отношение к проблеме (согласен или нет с автором).
  5. Аргумент + пример + мини-вывод для каждого аргумента (их может быть 2 и более).
  6. Общий заключительный вывод.

Как писать эссе по обществознанию в 2021 году

Таким образом, у вас должно получиться 5 абзацев:

  1. введение;
  2. теоретическая аргументация;
  3. фактическая аргументация (1 пример);
  4. фактическая аргументация (2 пример);
  5. вывод.

А как же актуальность, спросят многие? На протяжении нескольких лет педагоги акцентировали внимание выпускников на том, что в начале эссе необходимо описать актуальность проблемы. Сегодня в структуре эссе по обществознанию этот пункт отсутствует, ведь, по мнению экспертов, все темы, предложенные выпускникам на ЕГЭ 2021 года, априори являются актуальными. Конечно, при желании вы можете кратко указать актуальность, но баллов вам этот абзац не прибавит (также и отсутствие данного блока не снизит результат).

Также стоит заблаговременно запомнить несколько клише, которые будут актуальны для формирования логического перехода от блока к блоку.

Клише

Клише – это короткие универсальные фразы, с помощью которых может быть легко сформирована правильная структура эссе на ЕГЭ по обществознанию. В 2021 году вы можете взять на вооружение такие клише:

В качестве альтернативы набору клише некоторые школьники рассматривают шаблоны сочинений. Например, вот такой универсальный шаблон для эссе по обществознанию, предлагают в сети для ЕГЭ 2021 года.

Шаблон эссе по обществознанию для ЕГЭ 2021

Но, важно помнить, что нет 100% универсальных шаблонов, ведь фразы могут быть разными в зависимости от темы, вашей позиции и приводимых примеров.

Важно! Категорически нельзя надеяться на готовые сочинения, ведь из года в год высказывания и темы меняются, а значит, вы рискуете получить 0 баллов за эссе. Чаще всего эксперты расценивают такие работы, как не раскрывающие тему.

Полезные советы

В ходе подготовки стоит прислушаться к таким полезным советам опытных педагогов:

  • на выполнение задания №29 необходимо тратить 30-40 минут (тренируйтесь укладываться в эти временные рамки);
  • максимального порога слов для эссе нет, но лучше не писать слишком много;
  • главное – не уйти от основной проблемы, углубившись в философские размышления;
  • полезные клише лучше всего запомнить (их не так уж и много);
  • в качестве примеров лучше всего приводить исторические факты и реальные события, повлиявшие на общество (к личному опыту стоит обращаться в крайнем случае);
  • тщательно продумывайте выборе примеров (не привлекайте факты, которые могут быть истолкованы двузначно);
  • еще до ЕГЭ определите два направления для эссе, это упросит подготовку.

Большинство выпускников для написания эссе на ЕГЭ по обществознанию выбирают темы, связанные с экономикой и социологией, и 2021 год вероятнее всего, не станет исключением. Право и политология – для тех, кто увлекается соответствующим направлением. Самым сложным направлением по обществу выпускники считают философию ввиду сложности и глубины затрагиваемых проблем.

Больше информации о том, какие еще задания будут представлены в КИМах и каким будет формат экзамена в 2021 году читайте в статье, посвященной ЕГЭ по обществознанию.

Также предлагаем ознакомиться с рекомендациями онлайн-репетиторов по выполнению задания №29 по обществу.

Читайте также:

  • Как будет проходить 2020-2021 учебный год
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2021 по всем предметам
  • Пересдача ЕГЭ в 2021 году

Комментировать

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (11 оценок, среднее: 3,45 из 5)

loading Загрузка…

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

  • Темы для сочинения дубровский 6 класс по литературе
  • Темы для сочинения вишневый сад
  • Темы для сочинения по комедии грибоедова горе от ума 9 класс
  • Темы для сочинений по произведению обломов
  • Темы для сочинений по дубровскому 6 класс с ответами