Темы для сочинения герой нашего времени

Пожалуй, полнее образ главного героя раскрывается в повести княжна мери. именно здесь печорин высказывает свои взгляды на любовь, дружбу, смысл

Пожалуй, полнее образ главного героя раскрывается в повести «Княжна Мери». Именно здесь Печорин высказывает свои взгляды на любовь, дружбу, смысл жизни; здесь он объясняет каждый свой поступок, причем не пристрастно, а объективно. «Во мне душа испорчена светом», – говорит Печорин. Это и есть объяснение характера «героя нашего времени» как «лишнего человека». Доктор Вернер Печорину не друг, а приятель – потому, что у них много общего; оба тяготятся светом, у обоих нестандартные взгляды на жизнь. Зато Грушницкий не может быть нашему герою даже приятелем – очень уж он зауряден. Неизбежна и дуэль героев – законный финал столкновения обывательского романтизма в лице Грушницкого и незаурядного характера Печорина. Печорин заявляет, что «презирает женщин, чтобы не любить их», но это ложь. Они играют большую роль в его жизни, взять хотя бы тот факт, что он рыдал от бессилия и неспособности помочь Вере (после письма ей), или его исповедь княжне Мэри: он настолько глубоко «впустил» ее в свою душу, как не впустил никого, объяснив причину и суть своих поступков. Но это была уловка: он возбудил сострадание в душе девушки, а через это – и любовь. А зачем?! От скуки! Он ее не любил. Печорин всем приносит несчастье: умирает Бэла, убит Грушницкий, страдают Мери и Вера, оставляют свой дом контрабандисты. Но при этом он и сам страдает.
Печорин  –  сильная, яркая и в то же время трагическая личность. Автор полностью уверен в том, что такой человек слишком неординарен, чтобы жить в общей «могиле». Поэтому Лермонтову ничего не оставалось, кроме как «убить» Печорина.

Сочинение 3

Михаил Юрьевич Лермонтов – ослепляющая звезда на небосклоне отечественной литературы. Его произведения поднимают проблемы смысла жизни, одиночества и любви. Не исключение и роман «Герой нашего времени», главный персонаж которого Печорин с удивительной точностью своим образом отражает авторские философские раздумья о жизни. Но что же самое западающее в душу читателя после прочтения романа? На этот вопрос я отвечу в своем сочинении.
Печорин – это персонаж, в котором собраны все пороки общества Николаевской эпохи. Он безжалостен, равнодушен, злобен и язвителен. Но почему же у читателя появляется теплое душевное сочувствие к Григорию Александровичу. Все, как не странно, просто. Каждый из нас видит в Печорине частичку себя, именно поэтому явно отрицательный персонаж видится читателям в какой-то мере даже героем. Его решения с объективной точки зрения настолько нелепые, вызывают одобрение у читающей публики, хотя бы его отношение к Вере.
Любя ее и имея возможность быть с ней, Печорин теряет единственно к чему он был не равнодушен. Почему? На этот вопрос можно ответить двояко: мотив вечного одиночества и душевной пустоты – вот основные мотивы творчества Лермонтова, а взглянуть в саму глубь произведения? Печорин не может быть с Верой по той причине, что он настоящий эгоист. Именно эгоист, и своим эгоистом и холодным отношением к ней, он доставляет ей боль, и его решение не быть с ней есть благородный поступок, ведь он всегда мог ее позвать, и он бы пришла – так говорила сама Вера.
Но в то же время Печорин любит веру. Как такое может происходить? Это ведь явное противоречие. Но ведь книга отражает жизнь, а жизнь полна двоякости и противоречий как внутренних, так и внешних, и раз Лермонтов смог отразить эту паршивую, но в то же время чудесную суть мира, то он по праву считается классиком!
Каждая страница романа меня потрясла, невообразимо глубокое знание человеческой души запечатлено на каждой странице произведения, и чем ближе к концу книги, тем больше можно восхищаться тем образом, который создал Лермонтов.

Сочинение Образ Печорина

Михаил Юрьевич Лермонтов – ярчайшая звезда российской поэзии 19 века, его произведения наполнены такими мотивами как одиночество, судьба и неразделенная любовь. Произведения Лермонтова очень хорошо отражали дух времени. Одним из таких является роман «Герой нашего времени», ключевой персонаж которого есть сбор основных, выделяющихся людей николаевской эпохи.
Григорий Александрович Печорин – молодой офицер, странствующий по Российской Империи по долгу службы. В первый раз перед читателем он предстает как герой рассказа Максима Максимовича, а после из собственных записок о жизненном пути. Лермонтов наделил Печорина непреодолимо сильным равнодушием к жизни и холодностью ко всему происходящему вокруг. Одним из его основных жизненных убеждений является фатализм. Особенно хорошо это проявляется в решении Печорина поехать на войну в Персию и в согласии пойти на заведомо нечестную дуэль с Грушницким.
Наплевательское отношение к собственной судьбе – вот один из ярчайших порок Печорина. Также Печорину недоступно чувство любви: он не только не может кого-то любить крепкой человеческой любовью, но и иметь к чему-либо долгосрочный интерес. Испытывая определенно положительные чувства к Верочке, Печорин не может позволить себе остаться с ней надолго, хотя читателю кажется, что Григорий Александрович желает быть с Верой. Но почему так происходит? Дело все в том, что Григорий Александрович Печорин является неприкрытым олицетворением одиночества, не судьба делает его одиноким, а он своими осознанными решениям предпочитает оставаться один.
Закрытость собственной души от внешнего мира и есть та самая часть себя, которую Лермонтов заложил в своем главном герое. Такой вывод можно сделать, прочитав такие стихотворения Лермонтова как «Выхожу один я на дорогу», «Парус», «Гляжу на будущность с боязнью», «И скучно, и грустно».
Но кто же такой Печорин? Почему роман называется «Герой нашего времени»? Лермонтов, видя откровенные, неприкрытые ничем пороки общества, нещадно закладывает их в Печорина. Именно в эпоху духовного вымирания, процветания эгоизма и николаевской тирании зародился роман. Именно поэтому многие критики положительно оценили Печорина, они увидел в нем не только общество, но и себя. Также в Печорине видит себя и каждый обыкновенный человека нашего общества, что свидетельствует о том, что с ростом технологий, изменением структуры общества, человеческие отношения и сам человек не меняются.

Вариант 5

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» одним из основных персонажей является Печорин Григорий Александрович. Изучая текст, мы узнаем, что он приехал из Петербурга. О его внешности известно лишь то, что у него карие глаза, белокурые волосы и темные усы и брови. Человек среднего роста, широкоплечий. Он привлекателен, нравится женщинам. Их Печорин знает особенно хорошо, что, пожалуй, уже наскучило. Лермонтов позволяет познакомиться своему герою с Бэлой и Княжной Мери. Его судьба оказывается довольно сложной. В своем журнале персонаж описывает события и чувства на момент пребывания на Кавказе.
Григорий Александрович имеет как положительные качества, так и отрицательные. Мы видим, что он образованный, но не очень любит читать книги.
В главе «Княжна Мери» он встречает свою старую возлюбленную. Он поддается чувствам, а также, ради забавы влюбляет княжну Лиговскую. Сначала он хотел это сделать лишь из-за своего самолюбия, а также, это вызвало бы ревность его «приятеля». Он сделал больно ни в чем не виноватой Мери. Наказанием за этот поступок стал уезд Веры из Пятигорска. Печорин уже не смог ее догнать. С другой стороны, на дуэли он дал шанс Грушницкому отказаться от своих слов. Мы видим, что герой осознает последствия.
После всех событий с Лиговскими и Грушницким в главе «Бэла» Григорий обменивает княжну на лошадь. Для него она словно вещь. Мало того, что он разрушает семью, так еще и оценивает ее жизнь в лошадь. Жизнь человека бесценна, а он делает такой шаг. Герой любил ее, хотя, возможно, это была лишь влюбленность, а вскоре это наскучило ему. Он понимает, что исправить уже ничего не возможно и все чаще оставляет ее одну. Итогом оказалась трагичная смерть Бэлы. К счастью, он дал последний стакан воды умирающей героине. Эта ситуация сильно потрясла его.
Григорий Александрович страдал от того, что приносил несчастье окружающим его людям. Он искал свою радость, но никак не смог ее обрести. С одной стороны, мы ругаем его за все произошедшее, но с другой, он и сам понимает это и мучается. На его примере можно увидеть человека, который не смог достичь своего счастья. Он путался, терзал себя мыслями. В одних ситуациях его характер слабый, в других – сильный. Однако Григорий старался любым способом достичь своего внутреннего удовлетворения. Жаль только, что из-за этого пострадали невинные девушки. Читателю остается лишь понять его и, возможно, простить.

Образец 6

Выход в свет произведения «Герой нашего времени» получил  различные мнения среди читающей публики.
Образ Печорина для них был непривычен. Автор поставил для себя основную цель -раскрыть этот образ. И хотя повести расположены в романе не по определенному порядку, в них точно и ярко показаны всевозможные  черты печоринского характера. Так,  в   «Максим  Максимыче» Печорин показан в исходном  положении, им все испробовано  и исчерпано.  В «Бэле» же раскрыты все отрицательные черты характера нашего героя. Помещая персонаж в разные условия, Лермонтов хочет раскрыть нам отчужденность Печорина. Молодой человек, отщепенец общества  не подчинялся моральным устоям  того круга, откуда он вышел. Он жаждет   приключения и опасности, так как  полон необыкновенной энергией.
И все же наш герой – натура богато одаренная. Оценивая здраво свои поступки и действия других, он обладает умом аналитика.  Его дневник-это саморазоблачение. Печорин имеет горячее сердце, которое способно горячо любить, скрывая правда его под маской равнодушия. Особенно это проявляется в эпизодах смерти Бэлы и встречи с Верой. Наш персонаж все-таки является волевым и активным человеком, и он способен к действиям. Но все его действия носят разрушительный характер. Во всех новеллах  Печорин выступает разрушителем судеб. Он виновен в  произошедших случаях   со многими людьми, которые встретились на его пути. Но, нельзя упрекать Печорина в том, что он стал таким безнравственным человеком. Здесь виноваты окружающие его люди и мир, где невозможно было достойно применить лучшие качества.
Так, он научился обманывать, начал все скрывать, а  свои чувства он давно похоронил в своем сердце.
Мне кажется, что если бы Печорин родился совершенно в ином времени, он смог бы использовать  свои возможности на благо себя и окружающих людей. Поэтому-  то этот герой и занимает основное место  среди  литературных персонажей «лишних людей». Ведь для того, чтобы эти люди не потеряли себя в этом мире, надо их пытаться понять и помочь им.
Для 9 класса

1. Выберите правильный ответ. «Герой нашего времени» был написан:
а) 1900-1903
б) 1838—1840+
в) 1812 – 1837

2. Автор романа:
а) М. Ю. Лермонтова+
б) Л.Н. Толстой
в) М.А. Булгаков

3. Как звали Печорина?
а) Максим Максимыч
б) Григорий Александрович +
в) Александр Григорьевич

4. Кому из героев принадлежит кольцо с именем княжны Мери?
а) Грушницкий +
б) доктор Вернер
в) Печорин

5. Укажите сколько повествователей в романе?
а) 1
б) 2
в) 3 +

6. Звание Печорина:
а) Капитан
б) Штабс-капитан
в) Прапорщик +

7. Укажите возраст Печорина, когда он впервые приезжает на Кавказ.
а) 18
б) 25 +
в) 30

8. Сколько частей в романе?
а) 5 +
б) 3
в) 4

9. Какому литературному жанру соответствует повесть «Бела»?
а) фантастическая проза
б) светская повесть
в) романтическая новелла о любви +

10. Какому литературному жанру соответствует повесть «Тамань»?
а) фантастическая проза
б) светская повесть
в) авантюрная новелла+

11. Какому литературному жанру соответствует повесть «княжна Мери»?
а) светская повесть+
б) романтическая новелла о любви
в) авантюрная новелла

12. Какому литературному жанру соответствует повесть «Фаталист»?
а) фантастическая проза+
б) романтическая новелла о любви
в) авантюрная новелла

13. Какой из героинь соответствует описание «Высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны», «молча отталкивала подарки», «всё грустила, напевала свои песни вполголоса», «уж какая, бывало, весёлая, всё надо мной, проказница, подшучивала»?
а) Княжна Мери
б) Бэла +
в) Вера

14. Какой из героинь соответствует описание «закрытое платье, лёгкая шёлковая косынка», «ботинки стягивали у щиколотки её сухощавую ножку так мило», «легкая благородная походка», «бархатные глаза»?
а) Княжна Мери +
б) Бэла
в) Вера

15. Какой из героинь соответствует описание «блондинка с правильными чертами,.. лицо поразило меня своей выразительностью», «в соломенной шляпке, окутанная чёрной вуалью», «посмотрела… глубокими и спокойными глазами»?
а) Княжна Мери
б) Бэла
в) Вера +

16. Кем является Вернер?
а) друг Грушницкого
б) муж Веры
в) приятель Печорина +

17. Выберите, какие события составляют основу сюжета романа:
а) столкновение с контрабандистами; +
б) возвращение в Петербург;
в) поездка за границу;

18. Выберите, какие события составляют основу сюжета романа:
а) борьба с пятигорским «водяным обществом»;
б) маскарадный бал в Благородном собрании;
в) поиск приключений в отдаленной крепости, в казачьей стани­це, в горном ауле; +

19. Кому из героев соответствует описание внешности «Носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой ».
а) Грушницкому +
б) доктор Вернер
в) Печорин

20. Кому из героев соответствует описание внешности «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой… был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок… Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли».
а) Максим Максимычу +
б) доктор Вернер
в) Печорин

21. Кому из героев соответствует описание внешности «Наружность… отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждающая на губах его, — все это будто согласовывалось для того, чтобы придать ему вид существа особенного…».
а) Грушницкому
б) Максим Максимычу
в) Печорин +

22. Кому из героев соответствует описание внешности «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение… не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными… ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека… перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке…он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера… В его улыбке было что-то детское… бледный, благородный лоб… Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке… Карие глаза… не смеялись, когда он смеялся!..».
а) Грушницкому
б) Максим Максимычу
в) доктор Вернер +

23. Когда у Лермонтова родилась идея романа «Герой нашего времени»?
а) На отдыхе в Крыму
б) Во время ссылки на Кавказ +
в) В Середникове, подмосковном поместье

24. Укажите причину гибели Бэлы:
а) Бела от тоски покончила жизнь самоубийством
б) Девушку смертельно ранил Казбич +
в) Девушка сильно простудилась и умерла от болезни

25. По какой причине Азамат отдал Бэлу Печорину?
а) Печорин пообещал отдать Азамату коня Казбича +
б) Печорин пообещал Азамату крупный денежный выкуп за девушку
в) Печорин пообещал убить Казбича

26. Выберите рассказчика истории Бэлы:
а) Максим Максимыч +
б) Автор
в) Печорин

27. Кто сказал:
«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?
а) Вера
б) Печорин +
в) Максим Максимыч

28. Как погиб Вулич?
а) Он застрелил себя
б) его зарубил шашкой пьяный казак +
в) Его застрелил Печорин

29. Выберите ответ с героями повести «Фаталист»:
а) Бэла, Грушницкий
б) Княжна Мери, Максим Максимыч
в) Печорин, Вулич +

30. Выберите ответ с героями повести «Княжна Мери»:
а) Бэла, княжна Мери
б) Княжна Мери, Грушницкий +
в) Печорин, Вулич

Автор:
Самый Зелёный
·

«Унылая пора! Очей очарованье!» — думает выпускник, возвращаясь с уроков в осеннюю пору, но «отдаленные седой зимы угрозы» все ближе и явственнее: грядет Итоговое сочинение, и пора что-то решать, пока оно нас не порешило. Подготовиться без лишних нервов и драм помогут аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для итогового сочинения 2021-2022 года. Список литературных примеров пособит в трудную минуту творческого застоя и настроит ученика на нужную волну книжных ассоциаций. Если в этой подборке Вы не отыскали нужный аргумент, сам он Вас не найдет. Напишите нам в комментарии, и Многомудрый Литрекон добавит то, что нужно.

  1. Как бороться с преступностью? Зачастую главной причиной преступления является безвыходное положение человека. Загнанный в угол, он готов на все, чтобы вырваться из нищеты, угнетения или иной западни. Поэтому каждому человеку, оказавшемуся в трудном положении, необходима моральная и материальная поддержка. Так, сострадание и милосердие доктора Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» спасли жизнь семьи Мерцаловых и предотвратили преступление главного героя против себя самого и своих близких. Глава семьи находился в таком состоянии, что собрался вешаться: дочка серьезно болела, с работы выгнали, семья голодает. От отчаяния он рассказал о своей беде случайному прохожему, который и оказался доктором. Пирогов сразу послал старших детей за едой и дровами, осмотрел больную, выписал бесплатный рецепт, оставил денег. Он стал для Мерцаловых настоящим ангелом, ведь после его посещения их жизнь постепенно стала улучшаться. Пирогов проявил сострадание — отложил свои планы и пожертвовал деньгами, чтобы бескорыстно помочь другим. Милосердие героя вызывает уважение у читателей, ведь один такой поступок спас несколько человек и предотвратил самоубийство одного из них. Именно поддержка общества может переубедить преступника и направить его на путь истинный.
  2. Достоин ли преступник сочувствия? Нередко мы слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою жертву и не раскаялись в содеянном. Вот жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее жизнь неплоха: поклонники, интересные знакомства, скорая свадьба. Однако на самом деле мать практически продает девушку каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка влюбилась в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив пренебрежения. Все перечисленные мужчины являются преступниками, ведь своими действиями или бездействием вовлекают беззащитную девушку в проституцию и доводят ее до трагической гибели. Однако никто из них не признает своей вины, никто не видит в унижении женщины ничего преступного. Поэтому сочувствия герои не вызывают, они же его не проявили.
  3. Какие поступки вызывают у человека чувство вины? Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь. Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе. Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором прогнали. С той поры жизнь Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла и лишь рыдала на могиле.
  4. Можно ли оправдать преступление? Когда человека к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать. Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу. Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное, отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с чистого листа.
  5. Нужно ли прощать преступление? Порой люди оказываются в таких условиях, когда преступление является единственным выходом из тупика и возможностью хоть как-то свести концы с концами. В этом случае их можно и понять и простить, ведь не они виноваты в безнадежности и безвыходности обстоятельств. Но Алексей Иванов, герой рассказа А. П. Платонова «Возвращение», принял это далеко не сразу. Он вернулся с фронта домой, пережил ужас войны. Но семья героя, жена Любовь, дети Петруша и Настя, также были в сложнейших обстоятельствах. Любовь работала не покладая рук, чинила соседям обувь, чтобы получить каких-нибудь продуктов и накормить детей. Женщина заслужила сострадание и милосердие. Она изменила мужу, когда уже «ее душа умирала». И хоть сам Иванов изменил, он собрался уходить, не мог простить измену. Но вовремя одумался, остановило его сострадание к детям, которые побежали его останавливать. Алексей понял, что хотя бы ради них нужно попытаться построить новую жизнь и простить то, что даже преступлением назвать нельзя. Он не имел морального права покидать семью в такое сложное время.
  6. Самый жестокий обвинитель — это совесть: так ли это? Даже если преступник не наказан за свое деяние, совесть всегда произнесет свой жестокий приговор, и от него никуда не деться. Это доказывает пример из литературы. Главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» влюбилась в дворянина Эраста. Тот вроде бы тоже полюбил ее, но пойти против сословных предрассудков не смог, женился на другой, а Лизой просто поиграл, приятно провел с ней время. Однако для девушки это было настоящее чувство, без которого она не смогла жить, поэтому покончила с собой. Ее история вызывает сострадание, а поведение Эраста – порицание, ведь он виноват в произошедшем. И сам герой винил себя в гибели девушки, хоть и не получил формального наказания. Он всю жизнь чувствовал себя убийцей и прожил годы в мучениях, пытаясь заглушить боль. Совесть стала его единственным, но пожизненным обвинителем, который не отменил своего приговора даже спустя долгие годы.
  7. Какое преступление никак нельзя оправдать? Один из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал, что трусость является самым главным пороком. Именно преступление, связанное с ним, никак нельзя оправдать, ведь от трусости берут свое начало многие беды. Иешуа, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», переживает предательство, пытки, несправедливый приговор, и все эти несправедливости происходят от трусости людской. Иешуа с состраданием относится к своему обвинителю, Понтию Пилату. А тот понимает, что за Иешуа правда, но ничего не может сделать. Почему? Потому что боится лишиться своего статуса, боится бунта в Иерусалиме, боится признать правоту того, за кем не стоит общепризнанный авторитет. Из-за трусливого отступничества Пилата от истины пленника казнили, причем мучительным и изощрённым способом. И прокуратор винил себя в этой смерти, пытался искупить грех, но тщетно. Все потому, что его преступление нельзя оправдать: страшась за свою судьбу, человек предал самого себя, истину и призвание. А это самое страшное, что может случиться с личностью. Оправдывая ее, мы поощряем куда более серьезные преступления, на которые такой человек пойдет в будущем, не имея никакой моральной опоры.
  8. Как убедить преступника раскаяться в содеянном? Самым страшным наказанием для преступника является изгнание. Бойкот всех людей очень сложно перенести, ведь человек — существо социальное. Это доказывает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку, которая отказалась ему подчиниться. Соплеменники предлагали разные варианты наказания, но старейшины остановились на наиболее действенном. Ларру прогнали из общины. Теперь с ним никто не общался и никак не контактировал. Сначала Ларра не испытывал неудобств, ведь был одержим гордыней. Он воровал скот и уводил насильно женщин. Но со временем одиночество стало сильно давить на него. Он уже и сам просил о смерти, но Бог покарал его бессмертием. В результате Ларра потерял человеческий облик и стал тенью среди людей. Без сомнения, тяжелая кара вынудила его не раз пожалеть о содеянном, раз он призывал смерть. Оказавшись вне социума, личность осознает свои ошибки и делает все возможное, чтобы вернуться.
  9. Месть — это преступление или восстановление справедливости? Очень часто люди думают, что месть обидчику решит все проблемы и восстановит справедливость, но это не так. Л.Н. Толстой романе-эпопее «Война и мир» доказал это. Андрей Болконский был обманут невестой: она не дождалась его и едва не убежала с другим мужчиной из дома. Герой не смог простить ни Наташу, ни ее соблазнителя. Он решил отомстить Анатолю. Болконский искал его везде, но начавшаяся война отвлекла его от поисков и заставила заняться более полезными делами. Однако эта мысль о мести сжимала душу героя и не давала ему вернуть радость жизни. Он жил этой идеей. Но на Бородинском поле судьба сама свела счеты: Анатоль потерял ногу, а Андрей получил серьезное ранение. И в госпитале Болконский смог простить Курагина. Увидев его мучения, он вдруг осознал, что не может испытывать злость к этому человеку. Пережитое испытание помогло князю простить и свою невесту. Он убедился, что месть не восстанавливает справедливость, а преумножает горе. Только прощение помогает человеку забыть обиду и жить дальше.
  10. Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»? М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показал, что равнодушие является источником всех преступлений. Так, Григорий Печорин безразличен к судьбе людей, которые встречаются на его пути, поэтому позволяет себе манипулировать ими и даже разрушает их жизни, чтобы развлечься. Он губит Бэлу, вырвав ее из родной среды. Когда девушка полюбила его, он остыл и заставил ее страдать. Он обманул и использовал Мери, разбил ей сердце просто от скуки. Он мучил Веру своей эгоистичной любовью, которая лишь требовала, но ничего не давала взамен. Он убил Грушницкого просто потому, что он не извинился за подмену оружия. Наконец, он шутки ради напугал и прогнал прочь «честных контрабандистов». Сколько дурных поступков, причиной которых стало безразличие! Григорий не думает о людях, поэтому совершает преступления и не даже не чувствует своей вины.
  11. Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»? М. Горький в повести «Детство» показал преемственность преступлений, а не поколений. Василий Васильевич прошел суровую школу жизни, и все мрачные впечатления перенес в свою семью. Он был плохим отцом: бил и унижал детей, а дочь даже намеревался выдать замуж против воли ради денег. К чему привело это домашнее насилие? К тому, что сыновья Каширина выросли такими же порочными и жестокими. Один из них до смерти избил жену, другой едва не покушался на жизнь отца. Варвара бежала из такой семьи, и второй брак оказался неудачным: муж бил ее беременную. Одно преступление за закрытыми ставнями породило десятки других, даже более ужасных, так как зло размножается спорами: из одной жестокости быстро выходят другие.
  12. Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его? Н.В. Гоголь в повести «Шинель» подтвердил это. Улицы Петербурга кишели преступниками, потому что они были уверены в своей безнаказанности. «Значительные лица» столицы халатно относились к своим обязанностям и смотрели на зло сквозь пальцы. Поэтому когда Акакия Акакиевича ограбили на улице, а он не смог найти справедливости и защиты. Кража шинели ночью ни у кого не вызывала удивления, правоохранители лишь пожимали плечами: ничего не поделаешь. «Значительное лицо» и вовсе выгнало просителя вон, чтобы порисоваться перед приятелем. Поэтому можно смело сказать, что именно генерал поощряет грабителей. Он тоже оказывается на месте жертвы в финале. А как иначе? Поддерживая преступников, мы сами становимся потерпевшими рано или поздно.
  13. Почему люди совершают преступления? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» показал мотивы преступления ребенка. Валек воровал еду, но только потому, что был голоден, как и его умирающая от болезни сестра. Мальчик понимает, что воровать — это плохо, но что ему остается делать? Родителей у него нет, родственников — тоже, а обыватели городка считают его бродягой и сторонятся вместо того, чтобы помочь. В те времена дети не могли рассчитывать даже на отправку в приют. Валек оказывается совершенно один наедине с миром, который безразличен к его горю. Поэтому он превращается в малолетнего преступника только из-за голода и холода. 
  14. Какие преступления нельзя простить? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показал преступление, которое никак нельзя простить. Аксинью изнасиловал родной отец. Девушка была связана ремнями и не могла защитить себя. Ее криков никто не услышал. Более того, после инцидента отец угрожал дочери расправой за донос. Но Аксинья рассказала о насилии матери и брату. Те не стали даже ждать суда и сами расправились с преступником. Родной сын убил отца, а мать ему помогала. Его поступок просто нельзя простить и понять. Насилие над несовершеннолетней девушкой, еще и над родной дочерью, должно быть наказано самыми строгими мерами, ведь нельзя допустить его распространения и реабилитации.
  15. Что мешает человеку преступить закон? Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал, что больше всего преступник боится огласки. Так, Чичиков скупает крестьян на бумаге, пока о его делах в городе почти никто не знает. Помещики не говорят о сделке, дабы сбросить налоговое бремя тихо и без последствий. А сам Чичиков упивается всеобщим уважением и своей безнаказанностью. Его повсюду приглашают и принимают, как равного члена высшего общества. Пока никто не догадывается об афере, Павлу Ивановичу нечего опасаться. Преступление любит тень. Но как только в обществе становится известно об его махинациях с покупкой мертвых душ, Чичиков сворачивает свою аферу и спасается бегством. Ему стыдно и неприятно находиться среди людей, которые его осуждают. Всеобщее порицание и мешает человеку преступить закон. Поэтому все маргиналы скрывают свой образ жизни и свои деяния. Как только другие узнают об этом, продолжать противоправные действия уже невозможно, ведь человеку стыдно за себя и страшно оказаться в изоляции.

Метки: 11 классаргумент из литературыВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкаПреступление и наказаниепример из литературысписок

Читайте также:

Урок литературы в 9 «А» классе.

Тема: «Для какой цели я родился?» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цель: с помощью организации диалога в классе рассмотреть особенности психологического романа и своеобразие образа Печорина в системе других образов.

Задачи:

1.В процессе урока учащиеся, выступая с проектами, анализируя главы романа, рассмотрят причины двойственности натуры Печорина, его душевного одиночества, скептицизма, постепенного «истощения жара души», зафиксируют это в цитатах из текста и комментариях к нему.

2.Работая в группе, разовьют навыки анализа пс. р-на, навыки классификации при внесении дополнений в сравнительную таблицу; синтезируют изученный материал в эссе « Какие советы я дал бы Печорину?».

3. В процессе групповой работы при подготовке и защите проекта учащиеся разовьют организованность, наблюдательность при работе с текстом, таблицей, навыки самоконтроля и способность оценивать результаты своих достижений на этапах рефлексии после каждого вида заданий, коммуникативные навыки в групповой работе, отстаивать собственную точку зрения, аргументировать при написании эссе.

Оборудование: мультимедиа: презентация (Приложение 1), лист оценивания (Приложение 2), таблица(Приложение 3), отрывки из фильма.

Проблема урока. А надо ли задумываться над смыслом жизни?

1.Активизирующий

Психологический настрой.

  • Тема урока

  • Целеполагание учащихся: Слайд 1.

– На предыдущих уроках мы знакомились с темой, идеей, композицией романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Проанализировали первые главы романа. Сегодня, продолжая работу над романом, мы постараемся проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, а также ответим на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

– Откройте тетради, запишите тему урока.

– Сегодня у нас с вами необычная форма работы –защита проектов. Группы предварительно получили задание по одной из глав романа.. Каждый ученик будет оценен в конце урока: на столах лежит лист оценивания (Приложение 2), который заполняет ответственный в данной группе.

II. Блиц-опрос по содержанию романа. Создание мотивации. Слайд 2-10

– Итак, прежде чем перейдем к работе по группам, давайте вспомним события и героев произведения.

– Предлагаются фрагменты из романа с пропусками на месте географических названий.

Надо заполнить пробелы.

– По отрывкам из романа нужно отгадать персонажа, о котором идёт речь.

– Каждому предмету нужно найти хозяина.

III. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового.

Слайд 11

– Когда был написан роман?

– Какова проблематика произведения?

(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).

2. Конструирующий

1. Поиски ответов на вопрос ( фронтальный вопрос):

— Какой жанр может отобразить такие размышления человека?

1. Композиция

– Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке).

Т.е. фабула не совпадает с сюжетом. Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА? Слайд 12

– Назовите главы в сюжетном и хронологическом порядке. Слайд 13-14

– Почему в романе сюжет и фабула не совпадают? Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

(Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица – Максима Максимыча; от 2-ого лица – офицера-повествователя, а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица– самого Печорина). Все другие персонажи тоже объясняют так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)

Юрий Михайлович Лотман, литературовед, культуролог, пишет:

«Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя». Слайд 15

– Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя?

(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин.)

2. Психологический портрет Печорина. Фронтальная беседа с обращением к тексту.

– Давайте обратимся к главам романа, чтобы проследить, как раскрывается внутренний мир героя.

Защита 1 группы. Глава «Максим Максимович»

Герой в оценке второго рассказчика – странствующего офицера.

– Кто нам представляет Печорина в главе «Максим Максимыч»? (Продолжает повествование условный автор, «публикатор» дневника Печорина.)

– Что увидел странствующий офицер в облике Печорина? Приведите примеры из текста.

(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека).

– Таким мы видим Печорина глазами Максима Максимыча и странствующего офицера. Т.о., Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе.

3. Работа с термином

– А что значит психологический портрет? Слайд 16. Запись в тетрадь

– Какова его роль?

(Психологический портрет даёт нам представление о внутренней сущности героя. Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя).

– Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера? Слайд 17

(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)

– Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?

(Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие повести – это дневник Печорина – «Журнал Печорина», объясняющий загадки его характера.

1. Работа с термином «дневник». Слайд 18

– Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании.

– Из каких частей состоит «Журнал Печорина»?

– Кто нам представляет героя? (Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)

Защита 2 группы. Глава «Тамань». Слайд 19

1. Работа с таблицей:

– В ходе работы по группам отвечаем на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя? Результаты наблюдений заносим в таблицу по ходу обсуждения. (Приложение 3).

– Почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» (Активность героя направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)

Вывод:

– Какие особенности характера героя раскрываются в повести “Тамань”?

(Показывает себя как человек действияРешителен, смел, но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминали бы, для которых Печорин чувствует в себе силы. Он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье).

– Что записали в таблицу?

В таблицу: решительность, смелость, интерес к новому кругу людей, умение сострадать, надежда на романтическое приключение, авантюризм.

3ащита 3 группы. Анализ повести «Княжна Мэри». Слайд 20

– В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина? (Повести « Княжна Мери».)

– Как это характеризует Печорина?

(Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм, даже жестокость. Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)

– Но так ли его душа черства? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Как вы думаете, способен ли Печорин любить?

(В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у Мери. Чувство Печорина к Вере сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. И все же для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Но есть и разница: в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца и любви, не только берет, он и отдает часть самого себя).

– Особенно это качество проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. Зачитайте его.

– Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

– К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

(Конечно же, к одиночеству).

Просмотр эпизода дуэли. – Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?

(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения.

– Испытывает ли герой торжество победителя?

(Печорину тяжело: “У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…”).

– С какой целью автор вводит образ Грушницкого?

(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя. Грушницкий – карикатура на Печорина, он отличается большим сходством с ним, но одновременно является его полной противоположностью. У Грушницкого все отрицательные свойства Печорина – эгоизм, отсутствие простоты, любование собой. Дуэль Печорина с Грушницким – попытка Печорина убить в себе мелкую сторону собственной души).

– Итак, какие черты Печорина раскрываются в главе «Княжна Мери»?Что записали в таблицу?

В таблицу: эгоизм, жестокость, отсутствие простоты, любование собой, мужественность, проницательность, демонстрирует возможность любить.

– Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия. Обратимся к главе «Фаталист».

4.Защита 4 группы. Глава «Фаталист».

Работа с термином

– Что такое фатализм и кто такой фаталист? Слайд 21

Проблема судьбы, предопределения, волновала современников Лермонтова, да и людей предыдущего поколения волнует сегодня и нас. Печорина тоже волновала эта проблема. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека? Слайд 22

У Печорина нет готовых ответов на вопросы, связанных с существованием или отсутствием заранее предначертанной человеческой судьбы, предопределения, но он понимает, что характер имеет немалое значение в судьбе человека. В характере героя есть стремление активно вмешиваться в жизнь встречающихся на его пути людей. Из всех событий, изображенных в повести, герой приходит к мыслипри любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость).

(Печорин совершает героический поступок: он впервые жертвует собой ради других. Эгоистическая воля, ранее творившая зло, теперь становится доброй, лишенной корысти. Она наполняется общественным смыслом. Т.о., поступок Печорина в финале романа открывает возможное направление его духовного развития).

– Почему повесть оказывается в романе последней, несмотря на то, что хронологически ее место иное?

(Подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина. Герой испытывает в первый и последний раз доверие к судьбе, и судьба на этот раз не только щадит его, но и возвышает. Фатальная предопределенность человеческой судьбы рушится, но остается трагическая социальная предопределенность (невозможность найти свое место в жизни).

В таблицу: способен жертвовать собой ради других, способен духовно развиваться.

3.Констатирующий.

Систематизация знаний. Слайд 23

– Проанализируйте содержание таблицы и сделайте вывод: каким предстает перед нами Печорин в «Журнале»?

Глава «Тамань»

Глава «Княжна Мери»

Глава «Фаталист»

+

+

+

Решительность, смелость, интерес к новому кругу людей, умение сострадать, надежда на романтическое приключение

авантюризм

мужественность, проницательность, демонстрирует возможность

любить

Эгоизм, жестокость,

отсутствие простоты,

любование собой

способен жертвовать собой ради других, способен духовно развиваться

Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.

1. Возвращение к проблеме и поиски ответа на проблемный вопрос (фронтальный вид работы)

– Почему Печорин не может найти смысла в жизни?

(Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)

5.Сопоставление доводов учащихся с доводами П. в сцене«П и размышления о цели»

– За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

Чтение учеником наизусть отрывка («… зачем я жил? Для какой цели я родился? …)

– Благородные стремления, по мнению героя, – самое значительное в жизни человека.

2.Рефлексия ученика

– Ребята, а могли бы мы сегодня, с позиции человека 21 века, познакомившись с судьбой, внутренним миром Георгия Печорина, дать ему какие-нибудь советы, рекомендации? (Ответы детей). Чтение на авторском стуле желающих.

Саморефлексия учителя.

– Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет нам:

«Вы живёте среди людей… Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

Д/З Слайд 25

– Это герой того времени. Что бы мы взяли в наше время?

Сочинение на тему: «Какие черты характера необходимы герою нашего времени? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)».

Оценки.

– Отметить работу активных учащихся, проанализировать лист оценивания.

На чтение 20 мин. Просмотров 3 Опубликовано

ub2015_86-e1565523482706.jpg

Роман «Герой нашего времени», написанный М. Ю. Лермонтовым, считается первым лирико-психологическим романом в русской литературе. Читатели того времени считали, что в образе Печорина воплощены черты характера самого Лермонтова. Но автор стремился создать портрет современника, как он сам признается, «просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

Структура романа

Композиция романа далека от классической. Классическая структура литературного произведения состоит из пролога (предисловия), экспозиции, завязки, основных действий, кульминации, развязки и эпилога. Соблюдается также хронологическая последовательность. В романе «Герой нашего времени» композиция многокомпонентная, то есть имеет несколько завязок, экспозиций, кульминаций и развязок. Нарушена и хронология событий. Пролог в романе присутствует. В нем Лермонтов пытается объяснить цель написания своего романа. Это своеобразный диалог с читателем. Роман разделен на 5 частей.

Часть первая

В 1-й части 3 главы. Связующим является повествование о поездке автора и знакомство его с Максимом Максимычем. Наряду с Печориным – это ключевая фигура, помогающая понять образ главного героя романа.

Глава 1. Бэла.

В этой части Лермонтов начинает рассказ от своего имени, повествует о поездке по Военно-Грузинской дороге, о своем знакомстве со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Эта часть повествования – экспозиция. А потом передает слово этому старому служаке, и тот рассказывает о своем знакомстве с Печориным и историю его любви с Белой. С рассказа Максима Максимыча о Печорине начинается завязка этой главы и всего романа. Действие главы приобретает свое развитие с момента похищения Бэлы и появления ее в доме Печорина. Кульминация — похищение Бэлы Казбичем, ее ранение и гибель. Печорин переживал гибель девушки, вероятно, винил себя в случившемся.

Развязка главы – расставание автора с Максимом Максимычем.

Глава 2. Максим Максимыч

Экспозиция – автор прибывает во Владикавказ и узнает, что ему предстоит здесь пробыть 3 дня в ожидании оказии. Он решает записать рассказ о Бэле. Завязка – на другой день прибывает повозка с Максим Максимычем. Развитие действия – Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет его. Автор видит Печорина, описывает его противоречивую внешность. Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, обида. Развязка – автор получает тетради Печорина и в этот же день уезжает, расставшись с огорченным Максимом Максимычем.

Журнал Печорина

Главу «Журнал Печорина» Лермонтов не пронумеровал, как первые 2 главы. Лермонтов выделил Печоринские записки. Таким образом, журнал Печорина представляет собой книгу в книге. Эту новую книгу, начатую в первой части романа, предваряет предисловие, в котором Лермонтов объясняет причину своего стремление опубликовать Печоринские записи. «Журнал Печорина» начинается первой главой, что только подчеркивает вложенность одного произведения в другое.

В «Журнале» повествование ведется от лица Печорина. Хронологически оно возвращается назад.

Глава 1. Тамань

Глава повествует о приключениях главного героя в Тамани. Здесь судьба свела его с контрабандистами. Экспозиция – приезд Печорина в Тамань и поиск квартиры. Завязка сюжета с момента его знакомства со Слепым. События начинают развиваться с появлением девушки на крыше. Кульминация — момент, когда девушка заманила Печорина и пыталась его утопить. Но мужчина оказался сильнее. За бортом оказалась Ундина. Дитя моря не утонула. Развязка – Печорин оставляет городок контрабандистов – Тамань. На этом первая часть заканчивается.

Часть вторая

Продолжение журнала Печорина, а точнее, его окончание – во второй части романа. Часть вторая начинается второй главой, продолжая «Журнал Печорина» которая называется «Княжна Мери».

Княжна Мери

Эта часть повествования полна драматизма. Повесть о княжне Мери можно считать кульминационной в романе. Главные герои этой повести: Печорин, Грушницкий, Княжна Мери. Герои второго плана – Вера, Доктор Вернер, капитан. Герои третьего плана – мать Мери, муж Веры, поклонники Мери, товарищи капитана.

Экспозиция романа – приезд Печорина в Пятигорск, и утренний выход в город. Завязка сюжета начинается со встречи с Грушницким, который представляет Печорину княгиню и княжну Лиговских.

События начинают развиваться с момента, когда Печорин защищает княжну Мери от пьяного капитана. Капитан озлился на Печорина и решает отомстить ему, но отомстить руками Грушницкого. Дуэль, болезнь Мери и признание Веры мужу — кульминация повести. Развязка тоже наполнена драматизма. Вера уезжает, а Печорин загоняет коня, пытаясь догнать ее. Княгиня Лиговская предлагает Печорину жениться на его дочери, в чем он отказывает, и признается Мери, что никогда не любил ее.

Повесть о княжне Мери записывалась в крепости, следовательно, ее события произошли раньше, чем Печорин встретил Бэлу.

Фаталист

Fatalist-e1565523255860.jpg

И наконец, третья глава журнала «Фаталист» События этого повествования развивались тоже до встречи с Бэлой, но когда Печорин служил с Максимом Максимычем. В заключение романа читатель еще раз встречается с этим замечательным и простодушным штабс-капитаном. В этой повести Печорин не является главным героем. Он оказывается на втором плане, хотя участвует в споре с Вуличем, одним из офицеров, становится свидетелем его гибели и потом обезоруживает казака. На первом плане в этой повести – серб Вулич и пьяный казак. Кульминацией этой главы романа является выстрел Вулича и осечка. Но развитие действия продолжается до ареста казака, зарубившего серба. Развязка – возвращение Печорина в крепость и разговор с Максимом Максимычем о предопределении.

Заключение

Таким образом, композиция романа «Герой нашего времени» имеет несколько характерных особенностей:

  • нарушение хронологии;
  • вложение одного повествования в другое;
  • несколько рассказчиков: автор, Максим Максимыч и сам Печорин.

Композиция романа подчинена задаче наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира главного героя. После прочтения романа нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, который считал, что «это не собрание нескольких рассказов и повестей, а роман, в котором один главный герой и одна основная идея”.

Особенности композиции романа «Герой нашего времени» исходят из того обстоятельства, что роман М.Ю. Лермонтова стал передовым произведением своего времени: в нем автор использовал новый жанр психолого-ориентированного романа, новый образ главного героя и, соответственно, новое композиционное членение произведения.

Сам автор уже после публикации своего романа в законченном виде признавался, что ни одно слово, ни одна строчка в нем не возникли случайно, все написанное было подчинено одной главной цели – показать читателям их современника – человека с благородными и дурными наклонностями, который, повинуясь чувству себялюбия, смог реализовать в жизни только свои пороки, а его достоинства так и остались лишь благими желаниями.

Когда роман только вышел в свет у критиков и у простых читателей возникло множество вопросов, которые касались композиционного членения этого произведения. Постараемся рассмотреть основные из этих вопросов.

Особенности композиции «Героя нашего времени» связаны с тем, что мы узнаем о жизни главного героя весьма непоследовательно. Первая часть романа повествует о том, как Печорин похитил у родного отца черкешенку Бэлу, сделал ее своей любовницей, а позже потерял интерес к этой девушке. Бэлу в результате трагической случайности убил влюбленный в нее черкес Казбич.

Во второй части под названием «Максим Максимович» читатели узнают, что со дня смерти Бэлы прошло уже несколько лет, Печорин решил отправиться в Персию и умер по дороге туда. Из дневника Печорина становятся известно о событиях, которые произошли с главным героем до знакомства с Бэлой: Печорин попал в забавное приключение с контрабандистами на Тамани и в городе Кисловодске познакомился с молодой княжной Мери Лиговской, которую, сам того не желая, влюбил в себя, а потом отказался разделить ее чувства. Там же произошла дуэль между Печориным и Грушницким, в результате которой последний был убит.

Роман «Герой нашего времени» заканчивается частью «Фаталист», повествующей о частном эпизоде из жизни Печорина.

Изучая сюжет и композицию «Героя нашего времени», литературоведы сходятся во мнении, что автор нарушил хронологическое изложение жизни главного героя, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть сумбурность жизни Печорина, его неумение подчинить свою судьбу одной главной идеи, с другой стороны, Лермонтов постарался раскрыть образ своего главного героя постепенно: сначала читатели увидели его со стороны глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера, а потом только познакомились с личным дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.

Как соотносятся сюжет и фабула в романе?

Новаторство Лермонтова-прозаика способствовало тому, что сюжет и фабула романа «Герой нашего времени» не совпадают друг с другом. Это приводит к тому, что читатель уделяет больше внимания не внешней канве событий из жизни главного героя, а его внутренним переживаниям. Литературоведы окрестили такой способ построения произведения «напряженной композицией», когда читатели видят героев романа в пиковые моменты их судьбы.

Поэтому композиция «Героя нашего времени» Лермонтова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы: автор рассказывает о ключевых эпизодах из жизни своего героя, давая ему характеристику именно в моменты наивысших жизненных испытаний: это любовные переживания Печорина, его дуэль с Грушницким, его стычка с пьяным казаком, его опасное приключение с контрабандистами на Тамани.

Кроме того, Лермонтов прибегает к приему кольцевой композиции: впервые мы встречаем Печорина в крепости, в которой он служит с Максимом Максимовичем, последний раз мы видим героя в той же крепости, перед тем, как он уедет в Персию.

Как композиционное членение произведение помогает раскрыть образ главного героя?

Во второй части «Максим Максимович» мы встречаем более детальное описание личности главного героя. Печорин описывается глазами рассказчика. Читатели получают представление о внешности героя и о его поведении. Романтический ореол вокруг Григория Александровича развевается окончательно.

Далее в частях «Тамань» и «Княжна Мери» читатели знакомятся с дневником Печорина, в котором герой характеризует самого себя. При этом в этих в двух частях также есть элементы реалистического жанра.

В «Тамани» Лермонтов опровергает миф о романтической любви между девушкой, занимающейся контрабандисткой деятельностью, и молодым офицером. Молодая контрабандистка с романтическим именем Ундина ведет себя вовсе не возвышенно, она готова убить Печорина лишь за то, что тот оказался невольным свидетелем ее преступления. Печорин также характеризуется в этой части как человек авантюрного склада, готовый на все ради удовлетворения собственных желаний.

Часть «Княжна Мери» построена по принципу светской повести: в ней есть любовная история и конфликт между двумя офицерами за обладание сердцем девушки, который заканчивается трагически. В этой части образ Печорина получает полную реалистическую характеристику: читатели видят все внешние поступки героя и тайные движения его души.

В последний части романа «Фаталист» Лермонтов ставит важнейшие для него вопросы смысла жизни человека на земле: является ли человек хозяином своей судьбы или его ведет какой-то злой рок; можно ли обмануть свою судьбу или это невозможно и т.д.? В последний части Печорин предстает перед нами в образе человека, который готов бороться с судьбой. Однако читатели понимают, что эта борьба приведет его в итоге к ранней смерти.

Роль композиции в романе «Герой нашего времени» очень важна. Именно благодаря необычному композиционному членению произведения автору удается добиться полного воплощения своего творческого замысла – создания нового психолого-ориентированного жанра романа.

Представленные композиционны особенности произведения могут быть использованы учениками 9 классов при подготовке материала для сочинения на тему «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»».Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каких годах был написан роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?</h3>

    • <label>1837 – 1841;</label>
    • <label>1838 – 1840;</label>
    • <label>1839 – 1842;</label>
    • <label>1839 – 1843.</label>

(новая вкладка)

Композиция романа «Герой нашего времени» является довольно необычной и сложной. Почему? Во-первых, главы в романе расположены в «неправильной» последовательности. Во-вторых, повестование ведется от имени трех рассказчиков: автора, Печорина и Максима Максимыча. В этой статье представлен анализ композиции романа «Герой нашего времени»: хронология глав (порядок повестей).Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по «Герою нашего времени»

Композиция романа «Герой нашего времени» Лермонтова

Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, каждая из которых посвящена отдельному периоду в жизни главного героя, Григория Печорина. Всего в повести 5 глав и 2 предисловия. Повествование в романе ведется от лица трех персонажей — автора, Печорина и Максима Максимыча:

  • Повесть «Бэла»: рассказчик — Максим Максимыч
  • Повесть «Максим Максимыч»: рассказчик — автор
  • Повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» — рассказчик Григорий Печорин

Хронология повестей в романе «Герой нашего времени»

Главы в романе «Герой нашего времени» расположены в «неправильном» порядке. И эта особенность романа вызывает много вопросов у читателей. К счастью, внимательный читатель сам может восстановить «правильный» хронологический порядок. Ниже представлена таблица с «неправильным» и «правильным» порядком повестей «Героя нашего времени»:

<o>  «Правильный»  порядок повестей (хронологический)<o>
«Бэла»<o> 4<o>
«Максим Максимыч»<o> 5<o>
Предисловие к «Журналу Печорина»<o> 6<o>
«Тамань»<o> 1<o>
«Княжна Мери»<o> 2<o>
«Фаталист»<o> 3<o>

Хронологический порядок глав «Герой нашего времени»

Итак, настоящий, хронологический порядок глав «Героя нашего времени» выглядит так:

  1. «Тамань» (начало путешествия Печорина на Кавказ; по пути герой останавливается в Тамани)
  2. «Княжна Мери» (после участия в военной экспедиции Печорин едет на воды и живет в Пятигорске и Кисловодске)
  3. «Фаталист» (после дуэли Печорина ссылают в крепость к Максиму Максимычу; служа в крепости, Григорий отлучается в казачью станицу, где знакомится с Вуличем)
  4. «Бэла» (служа в крепости, Печорин крадет красавицу Бэлу из семьи; их роман длится несколько месяцев)
  5. «Максим Максимыч» (спустя 5 лет; уйдя в отставку, Печорин едет из Петербурга в Персию; по пути во Владикавказе он встречает старого знакомого Максима Максимыча)
  6. Предисловие к «Журналу Печорина» (смерть Печорина по дороге из Персии)

В таком порядке происходят события в жизни Григория Печорина, в частности по мнению таких исследователей, как В. А. Мнуйлов, Б. Т. Удотов и др.«Фаталист» или «Бэла» — что случается раньше? Важно понимать, что действие обеих глав — «Фаталист» и «Бэла» — пересекается между собой по времени: в обеих главах Печорин служит в крепости под начальством Максима Максимыча. Разногласие среди исследователей заключается в том, какая из этих двух глав идет первой в хронологическом порядке. Некоторые литераторы ставят главу «Бэла» перед главой «Фаталист», то есть Печорин знакомится с Вуличем уже после гибели Бэлы. Данная версия имеет право на существование, но, на наш взгляд, она не является достаточно аргументированной. В пользу другой версии есть куда больше аргументов.Почему сначала «Фаталист», потом «Бэла»? Учитывая детали из текста, мы смеем утверждать, что хронологически глава «Фаталист» идет перед главой «Бэла». Вот какие аргументы на этот счет приводит профессор Б. Т. Удодов:1. Состояние Печорина после смерти Бэли«…Смерть Бэлы произвела на Печорина очень сильное впечатление, по свидетельству Максима Максимыча, он долго был нездоров, исхудал. Трудно поверить, что вскоре, оказавшись в казачьей станице, он утешался любовью хорошенькой дочки урядника Насти («Она по обыкновению дожидалась меня у калитки»).»2. Совпадение времени года«Судя по целому ряду деталей, похищение Бэлы произошло где-то в апреле — мае. Печорин прибыл в крепость осенью предыдущего года. Следовательно, наиболее вероятное пребывание Печорина в станице — зима, конец одного, начало другого года. О зиме (южной, разумеется) говорят и некоторые детали. Настя дожидается Печорина у калитки, «завернувшись в шубку, луна освещала ее милые губки, посиневшие от ночного холода».»3. Настроение Печорина в дневнике«…«Фаталист» был записан [Печориным в дневник], очевидно, раньше истории с Бэлой. Об этом косвенно, но убедительно свидетельствует характер записей в «Фаталисте». В нем у Печорина есть еще искры надежды, он полон энергии и способен бросить дерзкий вызов жизни, бороться и страдать («еще не осушил чаши страданий»), не сдаваясь ни скуке, ни судьбе («Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает»). <…>Совершенно иная тональность в «исповеди» Печорина Максиму Максимычу в конце истории с Бэлой. Именно здесь духовно хоронит себя Печорин: «Мне осталось одно средство: путешествовать… авось где-нибудь умру на дороге!»…»4. Внимание Лермонтова к деталям «Принимая во внимание заботу Лермонтова о тщательности всех реально-психологических мотивировок и деталей в романе, можно подумать, что все это не могло не учитываться писателем в его композиционно-хронологических построениях.»(Источник: Б. Т. Удодов, «»Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Книга для учителя»», Москва, изд-во «Просвещение», 1989 г.; http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/udo/udo-001-.htm?cmd=p)  

Почему нарушена хронология в романе «Герой нашего времени»?

Хронология в романе «Герой нашего времени» нарушена не случайно. Зачем же автор делает это?Поверхностное знакомство с Печориным В первых главах романа («Бэла» и «Максим Максимыч») Лермонтов знакомит читателя с Печориным. Мы видим образ главного героя глазами Максима Максимка и наши знания пока поверхностны. Со слов Максима Максимыча у читателей формируется не самое лестное мнение о Печорине.Близкое знакомство с Печориным В следующих главах («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») читатели узнают внутренний мир Печорина через его дневники. Здесь сам Григорий откровенно рассказывает о себе, своих недостатках, страхах и печалях. Эта откровенность подкупает и располагает к себе читателей. Характер Печорина со своими плюсами и минусами становится ближе и понятней, и мнение о герое несколько меняется. В результате у читателей формируются сложные, противоречивые чувства к Печорину: его хочется уважать за откровенность, глубину и острый ум, но нельзя не осуждать за дерзость, циничность и жестокость.  Это были материалы о композиции романа «Герой нашего времени», хронологии и порядке повестей (глав) в романе. Смотрите: Все о романе » Герой нашего времени»

Перед вами сочинение на тему «Композиционные особенности романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Давайте, прежде чем приступить к написанию сочинения, вспомним и назовем композиционные особенности  романа «Герой нашего времени».

Вспомнили? Отлично! давайте приступим к написанию сочинения.

Сочинение  КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА  «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”.

«Желания? Что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят, — все лучшие годы.»

М. Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени» — одна из первых попыток создания в русской литературе психологического реалистического романа. Цель, замысел М.Ю. Лермонтова — показать современного ему человека, его психологию, как сам автор отмечает, «портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии».

Для того, чтобы воплотить свой замысел, раскрыть характер героя наиболее полно, объективно, писатель использует необычное композиционное построение романа: здесь нарушена хронологическая последовательность событий. Необычна не только композиция романа. Это произведение представляет собой уникальный жанровый сплав- соединение различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь использованы и путевые записки, и светская повесть, и излюбленный романтиками дневник-иcповедь.

Роман Лермонтова — социально-психологический и нравственно­-философский. «В основной идее романа лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке», — пишет Белинский. Стремление автора достигнуть максимальной объективности и многогранности в изображении главного героя вынуждает его прибегнуть к нестандартной структуре повествования: автор как бы передоверяет рассказ о своем герое то странствующему офицеру, то Максиму Максимычу, то самому Печорину.

Если мы захотим восстановить хронологию событий, описываемых в романе, то начать следует с происшествия в Тамани, через которую проходит путь героя на Кавказ. В Пятигорске и Кисловодске Печорин пробудет около месяца («Княжна Мери»), откуда будет сослан за дуэль с Грушницким в крепость. Из крепости Печорин отлучается в казачью станицу («Фаталист»). По возвращении его в крепость и разыгрывается история с похищением Бэлы. Затем происходит последняя встреча читателя с Печориным, уже не военным, а светским человеком, отъезжающим в Персию («Максим Максимыч»). А из предисловия офицера-повествователя мы узнаем о смерти героя. Таковы события жизни Григория Александровича Печорина в их хронологической последовательности. Но Лермонтов определил порядок расположения частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий, потому что каждая из повестей играла свою особую значимую роль в системе всего произведения.

Читая повесть «Максим Максимыч», мы знакомимся с портретом Печорина, так психологически тонко и глубоко написанным образованным и знакомым с писательским трудом офицером-повествователем. Он замечает и белизну кожи Печорина, и несмеющиеся, полные грусти глаза, и «благородный лоб», и «породистую» красоту, и холодность Печорина. Все это одновременно привлекает и отталкивает читателя. Непосредственный взгляд на портрет героя делает его несравненно ближе к читателю, нежели та система повествователей, через, которую мы знакомимся с Печориным в главе «Бэла». Максим Максимыч рассказывает историю путешественнику-офицеру, тот ведет путевые заметки, и уже из них обо всем узнает читатель.

Затем автор открывает перед нами исповедальные страницы «Журнала Печорина». Мы видим героя опять в новом ракурсе — такого, каким он был наедине с самим собой, каким мог предстать только в своем дневнике, но никогда бы не открылся перед людьми. Это подтверждается и словами из предисловия к «Журналу Печорина», из которых ясно видно, что он не предназначался для чужого глаза, а тем более для печати. Это было «следствие наблюдения ума зрелого над самим собой», и написан он «без тщеславного желания возбудить, участие или удивление». Так Лермонтов, используя подобную «расстановку» глав своего романа, максимально приближает главного героя к читателю, позволяет заглянуть в самую глубину его внутреннего мира.

Внимательно перелистывая страницы «Тамани», «Княжны Мэри» и «Фаталиста», мы, наконец, постигаем характер Печорина в его неизбежной раздвоенности. И, узнавая причины этой «болезни», вникаем в «историю души человеческой» и задумываемся над характером времени. «Фаталистом» заканчивается роман, эта повесть играет роль, эпилога. И так замечательно, что Лермонтов именно так построил свой роман! Он завершается оптимистически. Читатель узнает о смерти Печорина в середине романа и к заключению успевает избавиться от тягостного ощущения смерти или конца. Такая особенность в композиции романа дала возможность автору закончить произведение «мажорной интонацией»: «роман заканчивается перспективой в будущее — выходом героя из трагического  состояния бездейственной обреченности. Вместо траурного марша звучат поздравления с победой над смертью».

Создавая роман «Герой нашего времени», М. Ю. Лермонтов нашел новые художественные средства, каких не знала литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого.

Используемые источники:

  • https://lermontovm.ru/proza/geroj-nashego-vremeni/osobennosti-kompozitsii-romana-geroj-nashego-vremeni
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/osobennosti-kompozicii-romana.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/10/kompozicija-geroj-nashego-vremeni-hronologija-porjadok-povestej.html
  • https://sochinenie-rus.ru/kompozitsionnyie-osobennosti-romana-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni/

  • Темы для сочинения капитанская дочка огэ
  • Темы для сочинения отцы и дети тургенев 10 класс
  • Темы для сочинения на дне горький
  • Темы для сочинения по роману гончарова обломов
  • Темы для сочинения по пьесе на дне