Темы для сочинение гвэ

Методические рекомендации учителя-логопеда по подготовке к гвэ . написание сочинения-рассуждения государственная итоговая аттестация по русскому языку - это итог изучения

Методические
рекомендации учителя-логопеда по подготовке к ГВЭ . Написание
сочинения-рассуждения

Государственная итоговая
аттестация по русскому языку — это итог изучения предмета в течение всех девяти
лет учебы в основной образовательной школе.

При подготовке к ГВЭ  в 8- 9
классе в первую очередь нужно изучить КИМы по русскому языку.

Начинаем с ознакомления с
содержанием заданий по русскому языку, которые приведены в кодификаторе
элементов содержания и требований для проведения ГВЭ. Потом мы знакомимся с
демоверсией, анализируем задания, уточняем изменения.

Часть 3 — сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему, направленное на содержательный анализ текста, дает
выпускникам возможность выбора одного из трех вариантов.

Написание сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему по предложенному высказыванию – одно из наиболее сложных
заданий, которое проверяет коммуникативную компетенцию. Выпускники с опорой на
курс лингвистики должны раскрыть смысл высказывания, доказать его; должны
оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать свои суждения
с помощью аргументов из исходного текста.

Если выпускник осознает, что не
может написать сочинение на лингвистическую тему, он может выбирать из заданий
15.2 и 15.3. Это, как правило, сочинения на морально-этическую тему по анализу
прочитанного текста. Для успешного написания одного из этих сочинений учащиеся
должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное
письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам;
устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста
и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать
свою точку зрения.

Для того чтобы определиться с
выбором темы написания сочинения, выпускник должен внимательно прочитать оба
задания и проанализировать их: как сформулирован вопрос к заданию, какое слово
ключевое? Надо сравнить вопросы, продумать ответы и определить, какой ответ
получается более полным, развёрнутым и аргументированным. И только после всего
этого можно начинать работу над выбранным заданием.

Выполняя задание 15.2, учащиеся
в своем сочинении должны привести толкование анализируемого отрывка – это и
будет тезис. Для аргументации нужно использовать только материал прочитанного
текста. Очень важно, чтобы учащиеся хорошо знали, что от них требуется при
выполнении задания 15.2. Для этого в самом начале подготовительной работы к ОГЭ
необходимо проанализировать критерии оценивания. В дальнейшей работе при
написании сочинения необходимо обязательно сопоставлять написанное сочинение в
соответствии с критериями. Анализ сочинения в соответствии с критериями весьма
важен, потому что в дальнейшем учащиеся сами могут определять, насколько их
сочинение соответствует требованиям.

К 9 классу учащиеся уже умеют
писать сочинения-рассуждения, надо только ещё раз напомнить структуру
(алгоритм) написания:

1. Вступление — тезис.

2. Основная часть —
доказательства (аргументы).

3. Заключение – вывод.

Учащиеся должны хорошо усвоить
последовательность написания сочинения. От этого зависит правильность
выполнения задания 15.2.

Во вступлении учащиеся должны
объяснить, как они понимают смысл фрагмента текста. Обычно в этом фрагменте
заключается основная мысль автора текста, которую надо обосновать, доказать или
опровергнуть (это и будет тезис). Для выделения тезиса надо внимательно
прочитать текст, разделить его на структурные части (микротемы); в каждой части
выделить (подчеркнуть карандашом) предложение или часть предложения, выражающее
главное суждение (часть тезиса). Может показаться, что автор выдвигает
несколько тезисов, но на самом деле рассматриваются отдельные стороны главной
идеи. Затем выделенное надо соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) и
сформулировать тезис. Необходимо показать свое понимание смысла указанного
фрагмента.

Для оформления вступления
учащиеся могут использовать речевые клише:

В этом фрагменте автор говорит о
том, что…

Смысл финала текста говорит нам
о том, что…

Я думаю, в указанном фрагменте
выражена главная мысль текста:…

Я считаю, что мысль автора
данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…

В данной фразе автор выражает
мысль о том, что…

Основная часть по объёму должна
быть больше, чем вступление и выводы. В ней учащиеся должны доказать
правильность выраженной в тезисе мысли при помощи аргументов из анализируемого
текста. Для этого повторно читают текст и выделяют (карандашом) слова или
предложения, в которых заключена важная информация, дают ответы на вопросы: о
чем текст? какую мысль автор хочет донести до читателя? с какой целью был
написан текст? Ответив на эти вопросы, учащиеся смогут сформулировать идею
текста и искать аргументы, подтверждающие их мысль.

Выбранные предложения можно
цитировать полностью, можно использовать часть предложения, а можно заменить
косвенной речью. Учащиеся должны помнить, что они должны анализировать и
рассуждать, а не пересказывать текст.

Для оформления приведенных
аргументов также можно использовать речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся
к предложению…

Эту мысль можно подтвердить
примером из … предложения текста.

Предложение №…подтверждает
мысль о том, что…

Обратимся к предложению …,
чтобы доказать справедливость этого высказывания.

В последней части сочинения
учащиеся должны обобщить сказанное и сделать вывод. Важно проверить, чтобы
вывод не противоречил тезису и аргументам.

Оформить заключение учащимся
помогут клише:

Мы пришли к выводу о том, что…

Делая выводы из выбранных нами
доказательств…

Подводя итог вышесказанному,
можно сказать…

Те аргументы, которые мы
привели, являются неоспоримым доказательством…

Итак,….

Таким образом, можно … и др.

Начиная работу по подготовке к
написанию сочинения-рассуждения из задания 15.3, нужно внимательно прочитать
само задание, определить задачи: сформулировать и прокомментировать значение
данного слова, затем написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса
данное нами определение. Опять повторить алгоритм написания
сочинения-рассуждения. Обратить внимание, что задание 15.3 отличается от
заданий 15.1 и 15.2: учащиеся должны привести один аргумент из жизненного
опыта. После этого следует приступить к работе над каждым элементом нашего
алгоритма.

При написании вступления надо
дать определение какого-либо нравственного понятия. Для этого учащиеся должны
ответить на вопрос: как я это понимаю? Определение надо постараться дать
одним-двумя предложением, а затем его прокомментировать. Эта задача оказалась
для учащихся довольно сложной: кажется, что все понимают, а сформулировать и
записать определение не получается. Чтобы помочь решить эту проблему, следует
выполнить словарную работу: попробовать различными способами определить
лексическое значение понятий «дружба», «верность», «храбрость», «честность»,
«самооценка» и др. Затем внимательно перечитать и проанализировать записанные
определения.

Следующим этапом нашей словарной
работы должен быть подбор синонимов к данному слову, например: «дружба» —
дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство,
побратимство…Затем подбираем эпитеты, которые можно употреблять с данными
понятиями. Например: «дружба» бывает какая? Ответы: настоящая, крепкая,
безграничная, близкая, бескорыстная, искренняя, многолетняя, давняя и т.д.
Далее, возможно, следует подобрать антонимы и вспомнить высказывания, афоризмы,
слова стихотворений и песен с анализируемыми словами. После проделанной работы
учащиеся должны сформулировать свое определение понятия и записать его.

Затем мы приступаем к написанию
основной части. Аргумент из текста учащиеся находят путем анализа текста. С
этим заданием обычно справиться несложно, потому что мы регулярно на уроках
анализировали тексты, выделяли основную мысль. А вот с аргументами из
жизненного опыта будет гораздо сложнее: опыта у ребят ещё слишком мало. Поэтому
можно обратиться к художественной литературе и к историческим примерам. К
выполнению этого задания мы готовились и на уроках литературы.

Методические рекомендации учителя-логопеда

по написанию изложения и сочинения.

Изложение как вид орфографического упражнения
характеризуется

чётко выраженной направленностью на развитие
речи учащихся на основе

образца, письменный пересказ прослушанного или
прочитанного произведения.

Требования к изложению:

 самостоятельность учащихся при изложении
текста (образец не

должен зазубриваться и полностью
копироваться);

 использование в тексте изложения лексики,
оборотов речи,

синтаксических конструкций, взятых из образца;

 полнота передачи существенных моментов –
соблюдение

последовательности изложения,
причинно-следственной

зависимости, основных фактов.

Методика проведения изложения

1. Знакомство с текстом. Учитель читает текст,
учащиеся внимательно

слушают его, следят за сюжетной линией.
Основные части текста

учитель выделяет паузами. Излагаемый текст
может быть прочитан не

учителем, а самими учащимися.

2. Беседа, краткий разбор содержания по
вопросам учителя. Ставится

3-4 вопроса по содержанию текста с целью
определения, все ли

правильно поняли, осознали прочитанное,
установили причинноследственные связи.

3. Повторное прочтение текста. Текст,
предназначенный для

изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы
учащиеся не

заучивали его наизусть.

4. Составление плана (можно совместить с
беседой). Логическое и

композиционное разделение текста, их озаглавливание.
План

изложения записывается на доске.

5. Орфографическая подготовка,
словарно-лексическая работа.

Анализ значений слов и их написания,
наблюдение за использованием

в тексте изобразительных средств языка,
построение наиболее важных

синтаксических конструкций. Запись на доске
слов и

словосочетаний, требующих особого внимания
учащихся.

6. Предварительный пересказ фрагментов текста.
Выделение

опорных слов. Учитель предлагает пересказать
определенные

фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал
об этом?», «Как эта

мысль выражена, как об этом сказано в тексте
писателя?». Такие

вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное
изложение мысли.

На данном этапе работы коллективно
составляются отдельные

предложения, при необходимости – фрагменты
текста. На доске

записываются опорные слова для каждого пункта
плана.

7. Устный пересказ текста. Несколько учеников
устно пересказывают

текст по плану и опорным словам.

8. Анализ устного пересказа и его
совершенствование. Коллективное

исправление недостатков, уточнение отдельных
моментов. При

необходимости текст прочитывается еще раз.

9. Самостоятельное написания изложения.
Оказание индивидуальной

помощи.

10. Самопроверка и совершенствование текста
учащимися.

Аккуратно сделанные исправления учеников не
учитываются при

выставлении отметки.

11. Проверка изложения учителем –логопедом  .
Проверка осуществляется в

соответствии с Инструкцией о порядке
формирования культуры

устной и письменной речи в общеобразовательных
учреждениях

Республики Беларусь, выставление отметки – на
основании норм

оценки результатов учебной деятельности
младших школьников по

русскому языку.

Для проведения работы над ошибками учитель-логопед
анализирует изложения и

классифицирует их с учетом:

а) точности и последовательности передачи
содержания текста;

б) ошибок в построении предложений;

в) неправильного употребления слов;

г) наиболее грубых и типичных орфографических
и пунктационных

ошибок.

12. Работа над ошибками (проводится на
следующем уроке).

Работа организуется следующем образом:

1) учитель-логопед зачитывает первоначальный
текст изложения;

2) учитель-логопед зачитывает одну или две-три
работы с нарушениями

последовательности содержания текста;
коллективно устанавливается,

какие эпизоды упущены, перемещены, неточно
изложены; как

следовало бы написать и т.д.;

3) учитель-логопед  записывает на доске или
зачитывает неправильно написанные

предложения, ошибки коллективно исправляются;

4) учитель-логопед выписывает на доске или
читает неудачно употреблённые в

изложении слова, вместе с детьми определяет,
почему данное слово

следует считать неудачным, какое слово было бы
лучше употребить

вместо него;

5) осуществляется орфографический разбор слов
с типичными или

грубыми ошибками;

6) организуется индивидуальная работа учащихся
над ошибками.

Сочинение как вид орфографического упражнения
предусматривает

самостоятельное построение текста, выражение
собственных мыслей в

письменной форме.

Для написания сочинения учащиеся должны
владеть следующими

обобщенными умениями:

 понять и раскрыть тему сочинения;

 подчинить свое сочинение определенной мысли;

 собрать материал, систематизировать и
расположить в нужной

последовательности;

 определить границы сочинения;

 составить план и писать по плану;

 создать текст и записать его;

 использовать средства языка в соответствии с
замыслом и

речевыми ситуациями;

 совершенствовать написанное, находить и
исправлять ошибки и

недочеты.

Классификация сочинений по источникам
материала:

1) на основе личного опыта учащихся:

 сочинение о пережитом, виденном, слышанном
самими

учениками;

 сочинение на материале экскурсий,
наблюдений,

походов, игр и другого опыта;

2) на основе опосредованных источников
информации:

 сочинения по картинам делятся на три
основных вида:

а) повествовательные сочинения по серии картин
или по

картинному плану;

б) повествовательные сочинения по одной
картине, где

даётся один момент сюжета;

в) описание картины;

 сочинение на основе прочитанного;

 сочинение по просмотренному фильму,
спектаклю;

 сочинение по рассказам учителя и другим
источникам

опосредованного опыта;

3) на материале разных источников – книжные
сведения и

материал собственного опыта, собственных
наблюдений;

4) на основе творческого воображения – по
данному началу или

концу, импровизация сказок и т.п.(при этом
собственный опыт

и книжные сведения творчески
перерабатываются).

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

1. Накопление материала: наблюдение,
экскурсии, походы,

прогулки, рассматривание картин, просмотр
фильмов, спектаклей.

Чтение художественной или иной литературы.

2. Отбор и систематизация материала в
соответствии и темой и

замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение,
выделение

существенного, составление плана, отдельные
записи, подготовка

лексики и т.п.

3. Словесное, речевое оформление сочинения,
т.е. составление

самого текста, его запись, совершенствование,
исправление ошибок

самими учащимися, проверка.

Методика проведения урока написания сочинения

1. Сообщение темы и задач предстоящего
сочинения, обсуждение

их с учащимися. На данном этапе необходимо
вызвать интерес,

восстановить мотивы, желание выразить свои
мысли, создать

хорошее настроение.

2. Беседа с целью упорядочения материала, если
он накоплен

заранее (в ходе наблюдений и др.), или его
накопления

(рассматривание картины). Необходимо
активизировать всех

учащихся, восстановить в памяти учащихся
накопленный материал

или обеспечить его получение.

3. Составление плана или его уточнение, если
план был составлен

заранее. В начальных рекомендуется простой
план из 3-5 пунктов

(без подпунктов). План сочинения должен быть
записан на доске.

4. Речевая подготовка текста: составление
отдельных

словосочетаний, предложений или отдельных
фрагментов текста по

вопросам учителя. Лучшие варианты можно
записать на доске в

качестве опоры.

5. Устное составление, рассказывание и
обсуждение вариантов

текста предстоящего сочинения (при
необходимости) –

коллективное или индивидуальное (1-2 ученика).
Учитель может в

качестве образца предъявить своё сочинение.

6. Орфографическая подготовка к написанию
трудных слов. Запись

на доске и орфографический разбор отдельных
слов. Особое

внимание уделяется словам на изучаемое
правило.

7. Самостоятельное письмо сочинения – основная
часть урока.

Самая продолжительная по времени. Учитель
наблюдает, оказывает

индивидуальную помощь.

8. Самопроверка. Совершенствование написанного
текста,

исправление ошибок. Исправления не должны
вести к снижению

отметки за сочинения, наоборот, удачную замену
слова, улучшение

построения предложения следует поощрять.
Учащиеся проверяют

написание слов на изучаемое правило, устно
осуществляют

проверку всех орфограмм (можно подчеркнуть).

Памятка для редактирования текста сочинения

Проверь!

1. Ясно ли передал свою мысль?

2. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов
речи?

3. Все ли слова употреблены удачно?

4. Правильно ли записаны безударные гласные,
все трудные слова,

расставлены знаки препинания?

9. Проверка сочинений учителем-логопедом.
Анализ и классификация

сочинений по недочётам (для организации работы
над ошибками):

а) несоответствие содержания сочинения его
теме;

б) нарушение композиции построения текста,
неправильная связь

между отдельными частями целого рассказа или
отсутствие такой

связи;

в) неудачное построение отдельных предложений,
неудачная связь

между отдельными предложениями или отсутствие
такой связи;

г) неправильная связь между отдельными словами
в предложении,

неудачный или неправильный порядок слов в предложении;

д) лексические (речевые) недочёты: неудачное
или неправильное

употребление слов и выражений;

е) грубые и типичные орфографические и
пунктуационные ошибки.

10. Работа над ошибками (проводится на
следующем уроке):

— зачитываются лучшие сочинения;

— коллективный анализ сочинений:

 содержания

 построение целого текста и связи его частей

 построения отдельных предложений и способов
связи

предложений в целое

 порядка слов в предложении

 связи между словами в предложении

 употребление отдельных слов и предложений.

— коллективная работа над ошибками
(орфографическими,

пунктуационными, речевыми, логическими,
содержательными и

т.п.);

— индивидуальная работа над ошибками

Одиннадцатиклассники смогут подать заявку до 1 февраля включительно, а ученики девятых классов — до 1 марта.

С 1 октября на mos.ru открывается запись на участие в государственной итоговой аттестации (ГИА): едином государственном экзамене (ЕГЭ), основном государственном экзамене (ОГЭ) и государственном выпускном экзамене (ГВЭ), а также в итоговом сочинении (изложении) и итоговом собеседовании по русскому языку.

«Зарегистрироваться на экзамены могут школьники, студенты учреждений среднего профессионального образования и иностранных образовательных организаций, а также выпускники прошлых лет. Заявление на участие в ГИА-11 можно подать до 1 февраля включительно. На участие в ГИА-9 регистрация продлится до 1 марта», — сообщил руководитель Регионального центра обработки информации города Москвы (РЦОИ) Оксана Карклина.

Для регистрации на экзамены на портале mos.ru нужно воспользоваться услугой «Запись на участие в ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), итоговом сочинении (изложении), итоговом собеседовании по русскому языку для 9-х классов», расположенной в разделе «Образование» в каталоге услуг. Учащиеся и выпускники в возрасте 14 лет и старше могут подать заявление самостоятельно, или это могут сделать их родители (законные представители). Если школьнику не исполнилось 14 лет, заявление подают только родители (законные представители). Воспользоваться услугой на mos.ru могут только зарегистрированные пользователи, у которых в личном кабинете указан СНИЛС (это стандартная учетная запись).

При необходимости заявители смогут внести изменения в ранее поданное заявление или отозвать его также в электронном виде. Внести изменения в заявление на участие в ГИА-11 участники могут до 1 февраля включительно, на участие в ГИА-9 — до 1 марта включительно, итоговом сочинении (изложении) и итоговом собеседовании по русскому языку — не позднее чем за две недели до даты проведения. О дополнительных сроках сдачи итогового собеседования для девятиклассников и итогового сочинения для одиннадцатиклассников и выпускников прошлых лет можно ознакомиться на сайте РЦОИ.

Выпускные экзамены в 2022 году планируется провести в досрочный, основной и дополнительный периоды. Проекты экзаменационных материалов ЕГЭ и ОГЭ в 2022 году опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Как получить аттестат

Чтобы получить аттестат об основном общем образовании, выпускники девятых классов должны сдать два обязательных предмета (русский язык и математику) и два предмета по выбору. Одним из условий допуска к ОГЭ является успешное прохождение итогового собеседования по русскому языку, которое направлено на проверку навыков спонтанной речи. Каждому участнику предлагается выполнить четыре задания: чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации (цитаты или высказывания), монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором. Оценивается итоговое собеседование по системе «зачет/незачет». Для тех, кто получит незачет, будут предусмотрены дополнительные сроки для пересдачи.

11-классникам, чтобы получить аттестат о среднем общем образовании, нужно успешно сдать ЕГЭ по двум предметам: русскому языку и математике базового или профильного уровня. Остальные предметы участники экзаменов сдают по своему выбору для поступления в вуз. Это зависит от того, по какой специальности или направлению намерен продолжить обучение участник ЕГЭ и какие предметы вуз будет засчитывать в качестве вступительных испытаний.

Чтобы получить допуск к прохождению аттестации, выпускники 11-х классов должны успешно написать итоговое сочинение (изложение). На сайте ФИПИ уже опубликовано пять тем для итогового сочинения в 2021/2022 учебном году. Его будут оценивать так же, как и итоговое собеседование по русскому языку для девятиклассников, — по системе «зачет/незачет». По желанию итоговое сочинение могут написать и выпускники прошлых лет, чтобы затем представить его результаты в вузы при поступлении. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Как подготовиться к экзаменам

Подготовиться к успешной сдаче экзаменов учащимся московских школ могут помочь на базе центра независимой диагностики Московского центра качества образования (МЦКО). Выпускники смогут принять участие в тренировочных экзаменах по общеобразовательным предметам в формате ОГЭ и ЕГЭ.  Кроме того, при подготовке к экзаменам школьники могут воспользоваться контентом библиотеки «Московской электронной школы» («МЭШ»). Это онлайн-тренажеры и тесты по всем школьным предметам, более 11 тысяч видеоуроков, виртуальные лаборатории по физике, информатике, математике и другим предметам. С этого года в библиотеке «МЭШ» появится дополнительно 45 тысяч новых материалов и инструментов — интерактивных презентаций, проектных и исследовательских задач, виртуальных лабораторий и тестов по разным предметам.

Электронная услуга, позволяющая записаться на выпускные экзамены онлайн, разработана Департаментом информационных технологий совместно с Департаментом образования и науки города Москвы.

Узнать больше о государственной итоговой аттестации можно на сайте РЦОИ. Также можно обратиться по телефону информационно-консультационного центра: +7 499 653-94-50.

  • Темы сочинений 21 год итогового сочинения
  • Темы блока декабрьского сочинения
  • Темнозеленый или темно зеленый как пишется
  • Темно фиолетовый как пишется
  • Темно бордовый как пишется