Темы декабрьского сочинения 2018 2019

Чтобы получить зачет, надо ознакомиться с методическими и практическими рекомендациями, а также изучить список направлений, определяющих тематику работ в 2018-2019

Чтобы получить «зачет», надо ознакомиться с методическими и практическими рекомендациями, а также изучить список направлений, определяющих тематику работ в 2018-2019 году.

С какой целью пишут итоговое сочинение

Если раньше все ученики, прошедшие школьную программу, свободно могли приступать к сдаче ЕГЭ, то по новым правилам для допуска к аттестационным экзаменам придется написать итоговое сочинение. При этом не имеет значения, какое направление для поступления избрал будущий абитуриент – сочинение носит «надпредметный» характер, по словам специалистов ФИПИ.

А для тех школьников, которые намерены поступать на гуманитарные факультеты, есть еще одна причина написать его максимально хорошо.

Некоторые ВУЗы (по собственному усмотрению) оценивают написанное сочинение по определенным критериям, в итоге такой оценки абитуриент может заработать до 20 дополнительных баллов, которые прибавляются к результату ЕГЭ и существенно повышают шансы на поступление.

Определенные категории учащихся (с ограниченными возможностями, проходящие учебу дистанционно или в спецучреждениях) пишут облегченный вариант – изложение.

Какого числа пишут итоговое сочинение

Согласно утвержденному регламенту, дата, когда будет писаться итоговое сочинение – первая среда декабря 2018 года. Также определены дополнительные даты – первые среды в феврале и мае 2019 года. Дополнительные сроки предназначены:

  • для тех, кто не сумел участвовать в написании по уважительным причинам (болезнь, отъезд и др.),
  • для учеников, получивших «незачет»;
  • для школьников, которые были удалены с испытания за нарушения дисциплины (в основном за пользование «шпаргалками»).

Пересдавать неудовлетворительные результаты можно два раза. Важно помнить, что перед прохождением испытания необходимо написать заявление и подать его не позднее, чем за две недели до указанной даты.

Темы итогового сочинения 2018-2019 года

Как проводится написание итогового сочинения

Написание ИС проходит в школе, где учится испытуемый. Пускать участников в аудиторию начинают с 9 часов, а начало экзамена будет ровно в 10 часов.

Размещаются ученики в шахматном порядке, каждый сидит одни за партой. До начала надо пройти инструкции, ксерокопии которых должны лежать на каждом столе, и заполнить бланки.

Отведенное время составляет 3 часа 55 минут, специальные перерывы не предусмотрены.

Каждому будут выданы бланки для заполнения и регистрации, а также черновики. Предметы, которые могут находиться на столе:

  • напитки или еда, а также лекарственные препараты для тех учащихся, кому это необходимо;
  • черная ручка (обязательно гелевая либо капиллярная, не шариковая),
  • паспорт.

Никаких материалов использовать нельзя – ни художественную литературу, ни методические пособия. Для проверки правильности написания можно будет воспользоваться словарем, которые можно взять у членов комиссии. Нарушения этих правил повлекут удаление с экзамена без каких-либо предупреждений, поэтому не стоит лишний раз рисковать.

Объем сочинения

Рекомендуемый объем равняется 350 слов, минимум – 250 слов. Предлоги и союзы тоже входят в общее количество.

Работы с меньшим количеством слов автоматически получают «незачет», поэтому обязательно надо набрать необходимое количество, хотя бы за счет вводных слов.

Учитывая, что сочинение в ЕГЭ составляет 150-300 слов, а времени на эту часть отведено намного меньше, 350 слов вполне реальный объем для любого выпускника.

Алгоритм написания сочинения

Сочинение пишется по такому алгоритму:

  • вступление – около 75 слов: здесь можно обозначить актуальность темы (почему она важна и в наши дни), или рассказать о том, что к ней обращались многие авторы и сформулировать тезис;
  • основная часть – около 200 слов, желательно разделить на 2 или три абзаца; рассуждение должно строиться с опорой на литературный материал;
  • заключение – около 75 слов, подводятся итоги написанного, здесь можно высказать собственное мнение, но оно должно опираться на приведенные аргументы.

Тема сочинения и литература для подготовки

1 сентября 2018 года стали известны направления тем итогового сочинения. Всего подготовлено пять направлений, как и в прошлом году. Конкретные темы будут опубликованы в день испытания, их вышлют во все образовательные учреждения, учителя должны будут распечатать их либо написать на доске.

На каждое из представленных направлений будет дана одна тема, то есть можно будет выбрать любую из пяти предложенных. В прошлом году темы различались по Федеральным округам, но были общие для регионов, скорее всего, в этом году будет аналогичный порядок.

Отцы и дети

Представители ФИПИ комментируют, что эта тематика затрагивается во многих произведениях и раскрывается разным образом: в отношениях некоторых героев мы видим гармонию и преемственность, другие персонажи конфликтуют друг с другом.

Список литературы:

  • «Детство», «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» У. Шекспира.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
  • «Географ глобус пропил» А. Иванова.
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
  • «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Мечта и реальность

Разработчики направления акцентируют внимание на том, что эти понятия вытекают одно из другого, но иногда противостоят друг другу, а также на том, что мечта может подменить реальность или жизнь может погубить мечту.

Хрестоматийные произведения по этой тематике:

  • «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Два капитана» В. Каверина.
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
  • «Дон Кихот» М. Сервантеса.
  • «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
  • «Американская трагедия», «Сестра Керри» Т. Драйзера.
  • «Обломов» И.А. Гончарова.
  • «Судьба человека» М.А. Шолохова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Алые паруса» А. Грина.
  • «Три сестры» А.П. Чехова.

Месть и великодушие

Педагогами ФИПИ разъясняется, что ученики могут рассуждать на тему нравственного выбора и над тем, чем он обусловлен: личностные качества персонажей или свойства, навязанные средой (извне).

Литература:

  • «Дубровский», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
  • «Месть» А.П. Чехова.
  • «Судьба человека», «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Человек, который всегда смеется», «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.
  • «Сотников» В. Быкова.
  • «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Бесы», «Идиот» Ф.М. Достоевского.

Искусство и ремесло

Здесь можно как противопоставлять, так и связывать данные понятия, обращаясь к опыту литературных героев. Предлагается поразмышлять над природой таланта и важностью усердного обучения.

Литература:

  • «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
  • «Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехова.
  • «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Победитель» А. Грина.
  • «Слепой музыкант» В. Короленко.
  • «Последний лист» О. Генри.
  • «Улыбка» Р. Брэдбери.
  • «Картина» Л. Гранина.

Доброта и жестокость

Еще одно направление, которое затрагивает вечные проблемы двух нравственных «полюсов» – добра и гуманности, с одной стороны, агрессии и разрушения с другой стороны.

Литература:

  • «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
  • «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский» А.С. Пушкина.
  • «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
  • «Гроза» Н.А. Островского.
  • «Отверженные» В. Гюго.
  • «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
  • «Война и мир», «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
  • «Олеся», «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова. «Детство»,
  • «На дне» М. Горького.

Какая будет тема сочинения

Стали известны темы итоговых сочинений 2018/2019 учебного года

Прошло уже много времени, а в российском образовании до сих пор не поймут, в правильном ли мы направлении идём.  Темы итогового сочинения 2018-2019 годаВроде бы и ЕГЭ хорошо, но вот и в старых добрых экзаменах много чего было из того, что хорошо бы вернуть. В результате ЕГЭ не отменили, а вернули уже устную часть экзаменов по английскому, по русскому, теперь вот по истории. И сочинение вернули.

Мало кто, наверное, задумывается над тем, что всё это вместе создаёт двойную, а то и тройную нагрузку на ученика, который в старших классах ещё и не вылезает от репетиторов. Но это, похоже, мало кого волнует.

Итак, в конце календарного года учащиеся 11-х классов уже несколько лет пишут сочинение. Это не то что экзамен, а, так сказать, допуск к экзамену. И хотя оченивается сочинение не так, как прежде, а по системе “зачет – незачет”, подготовиться к нему за неделю невозможно.

Нужен большой читательский опыт, чего, к сожалению, у нынешних школьников и не хватает. Дети перестали читать. Причин тому много, в том числе и крен нашего образования в сторону ЕГЭ. Но не об этом теперь речь.

В этом году минпрос объявил пять открытых направлений, по которым выпускники будут писать итоговое сочинение.

Вот эти направления:

  • “Отцы и дети”,
  • “Мечта и реальность”,
  • “Месть и великодушие”,
  • “Искусство и ремесло”,
  • “Доброта и жестокость”.

В принципе, темы интересные, построены на противопоставлении, что свойственно юношескому характеру.

Формулировки их будут, конечно, другими, но направления даны.

Напомним, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации (ГИА). Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право и возможность выбрать вместо сочинения изложение.

Если выпускник получит за итоговое сочинение неуд, у него будет возможность пересдать экзамен, но не более двух раз, напоминает “Учительская газета”

Светлана Куприна

____________________Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Направления тем для итогового сочинения в 2018/2019 году

  • Статьи
  • Основное общее образование
  • Русский язык

Министром просвещения РФ Ольгой Васильевой были объявлены тематические направления итогового сочинения на 2018-2019 учебный год. Всего их пять: — Отцы и дети — Мечта и реальность — Искусство и ремесло — Месть и великодушие

— Доброта и жестокость.

07 сентября 2018

Итоговое сочинение — это допуск выпускников ГИА (государственной итоговой аттестации). Для учащихся с ограниченными возможностями предусмотрена замена написания сочинения на выполнение изложения по желанию.

Для каждого часового пояса России выделяются конкретные темы итогового сочинения в рамках открытых направлений тем.

Разработанные конкретные темы итогового сочинения и тексты изложений отправляются в органы управления образованием в день написания сочинений и изложений.

Комментарий к открытым направлениям тем для итогового сочинения на 2018-2019 учебный год, разработанный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети

Данная тема затрагивает вечную проблему человеческих отношений — когда одно поколение сменяет другое, когда сталкиваются мировоззрения разных эпох, когда люди, близкие друг другу, могут оказаться «по разные стороны баррикад».

Во многих литературных произведениях можно найти иллюстрации подобных отношений. Представители разных поколений то сталкиваются в своих взглядах, то приходят к полному взаимопониманию. Данная тема создаёт богатую почву для рассуждений.

Нужно не только подчеркнуть сами разногласия, но и выявить причины такого противоборства.

2. Мечта и реальность

С первого взгляда кажется, что указанные в теме понятия различны и даже противопоставлены по смыслу. Однако более глубокое осмысление порождает рассуждение о том, что мечта и реальность тесно связаны. Именно реальные события, окружение порождают мечту, а мечта «поднимает» над реальным стечением обстоятельств, побуждает к действиям.

В литературе, впрочем, как и в реальной жизни, находятся герои, по-разному относящиеся к мечте. Одни лелеют свои фантазии, готовы пойти на всё, чтобы достичь свою цель, достать звезду в небе. Другие же персонажи лишь мечтают, но боятся приступить к решительным целям. Однако есть и третий «сорт человека» — те, кто чужд высоким мечтаниям.

Это люди, подчиненные низменным целям, для них реальность — это всё, остальное — пустые мысли.

3. Месть и великодушие

Данный нравственный выбор затрагивает тему грандиозных масштабов, вечную для человечества — добро и зло, миролюбие и агрессивность, великодушие и жестокость. На чем основывается человеческий выбор и каковы причины такого решения? Практически любое литературное произведение затрагивает темы, вынесенные в название. Человек — существо противоречивое.

Люди могут твёрдо находиться на стороне добра или зла, но так же и один человек может в различных ситуациях проявлять черты характера по-разному, отдавая предпочтение то добрым, то злым поступкам. Недаром Ф.М. Достоевский говорил устами своих персонажей: «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Писатели часто исследуют поведение героев в своих произведениях, реакцию на жизненные трудности, их нравственный выбор.

4. Искусство и ремесло

Выпускникам предлагается порассуждать о миссии художника, поразмышлять на тему отличий ремесла от искусства.

Каково предназначение искусства вообще, чего стоит призвание и талант художника, кто такие гении и подражатели — серьёзные темы для рассуждений.

В литературных произведениях часто поднимается мотив созидательного труда, осмысление творчества как такового, роль художника в социуме, раскрытие внутреннего мира персонажа через его творческую натуру или, наоборот, неприятие искусства вообще.

5. Доброта и жестокость

Данная тема призвана побудить выпускников к размышлению о нравственных основах отношения людей друг к другу и ко всему живому вокруг.

Что такое гуманизм и каковы истоки антигуманных настроений, выраженных в попытках причинять боль окружающим и даже себе? Во многих литературных произведениях показаны герои, тяготеющие к добрым поступкам либо поражённые «вирусом» жестокости.

Многие персонажи испытывают переворот сознания и проходят путь нравственного перерождения — учащимся предлагается найти причины таких изменений и выявить безошибочность правильного выбора.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Впервые итоговое сочинение (изложение) было введено в качестве допуска выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, к единому государственному экзамену (ЕГЭ) в 2014-2015 учебном году по поручению Президента РФ. Цель написания итогового сочинения (изложения) — выявление у обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения с опорой на произведения отечественной и мировой литературы.

  1. Правом выбора написания изложения вместо сочинения обладают: — выпускники с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды; — обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  2. — обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
  3. Итоговое сочинение (изложение) вправе писать выпускники прошлых лет с возможностью последующего предоставления итогов при поступлении в высшие учебные заведения.
  4. Время написания сочинения (изложения) — 3 часа 55 минут.

В экзаменационный комплект входит 5 тем сочинений из закрытого списка. На каждое открытое тематическое направление приходится одна закрытая тема.

Темы для сочинения будут названы учащимся за 15 минут до начала экзамена.

Оценивается итоговое сочинение (изложение) по стандартам «зачет» или «незачет». Лишь выпускники, получившие «зачет», будут допущены к сдаче ЕГЭ и государственного выпускного экзамена.

  • Как уже упоминалось выше, темы будут отдельно определяться для каждого часового пояса.
  • Существует пять критериев оценки сочинения: сообразность теме; аргументация; обращение к литературному материалу и его актуальное использование; грамотность; композиция; качество речи.
  • Итоговые сочинения (изложения) оценивают комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Итоговое сочинение (изложение)

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской).

Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М.

Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Раскрыты темы итогового сочинения для выпускников 2018-2019 учебного года

Через несколько недель российские выпускники школ будут писать итоговое сочинение по русскому языку, которое необходимо для допуска к ЕГЭ в 2019 году.

5 декабря 2018 года пройдет экзамен во всех учебных учреждениях, который определит уровень знаний школьников.

Они покажут, как хорошо был освоен материал, как они могут приводить примеры из литературных произведений, а также писать текст на русском языке.

Итоговое сочинение по русскому языку в 2018-2019 учебном году

5 декабря 2018 года во всех учебных учреждениях России школьники будут писать итоговое сочинение по русскому языку. Именно от результата данного экзамена зависит, сможет ли выпускник написать ЕГЭ в конце учебного года. Пересдачи будут проходить 6 февраля и 8 мая 2019 года. Цель проведения итогового сочинения – проверить уровень полученных знаний школьников.

Итоговое сочинение принесет пользу и выпускникам. Благодаря нему они увидят, на что стоит обратить внимание, а также приблизительно поймут, что их ждет на ЕГЭ, которое не за горами.

Для тех, кто планирует поступать на гуманитарные факультеты, стоит особенно хорошо подготовиться.

В некоторых ВУЗах оценивают сочинение по нескольким критериях, в конце концов абитуриент может заработать дополнительные баллы, которые помогут ему поступить в желаемый университет.

На официальном сайте ФИПИ уже можно увидеть направления для написания сочинения в 2018-2019 учебном году, что дает возможность школьникам отлично подготовится к предстоящему экзамену.

Направления для итогового сочинения в 2018-2019 году:

  • «Доброта и жестокость»;
  • «Отцы и дети»;
  • «Месть и великодушие»;
  • «Искусство и ремесло»;
  • «Мечта и реальность».

Направления тем и рекомендуемая литература для итогового сочинения в 2018-2019 учебном году

В итоговом сочинение по русскому языку необходимо привести хотя бы один пример с литературного произведения. Если в сочинении будет отсутствовать опора на художественный материал, работа не будет засчитана. Можно использовать любое произведение русского или зарубежного писателя. Рекомендуется брать примеры из школьной программы. Точные темы станут известными за 15 минут до начала экзамена.

Отцы и дети – тема, которая не теряет актуальность уже на протяжении нескольких сотен лет. Молодое поколение пытается внести новизну в жизнь, яркие краски, у них свежие взгляды на жизнь.

Взрослое поколение настаивает на осторожности, не пытаются понять своих детей, они не живут мечтами, а смотрят реальности в глаза. Такое противостояние часто встречается во многих семьях.

Литературные произведения:

  • Л. Н. Толстой «Война и мир»;
  • У. Шекспир «Король Лир»;
  • М. А. Шолохов «Тихий Дон»;
  • А. С. Грибоедов «Горе от ума»;
  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка»;
  • Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

Мечта и реальность – данная тема требует раскрытия нескольких проблем: рассуждения о реальности, которая всех окружает; разрушается ли с возрастом мир мечтаний; помогает ли мечта достичь успеха. Литературные произведения:

  • А. И. Куприн «Гранатовый браслет»;
  • Н. В. Гоголь «Мертвые души»;
  • И. А. Гончаров «Обломов»;
  • А. П. Чехов «Три сестры»;
  • А. Грин «Алые паруса».

Месть и великодушие – тема над которой придется поразмышлять, ведь достаточно сложно рассуждать о двух крайностях человеческой души.

Кто-то считает, что месть – это единственный выход из ситуации, и что каждый обидчик должен получить по заслугам, а кто-то думает совсем иначе, и считают, что прощение – это показатель внутренней силы.

Не всегда месть приносит желаемое удовольствие, но и не каждый заслуживает прощения, школьникам придется проанализировать несколько ситуаций, чтобы прийти к выводу. Литературные произведения:

  • А. С. Пушкин «Дубровский»;
  • А. П. Чехов «Месть»;
  • Ф. М. Достоевский «Идиот»;
  • В. Гюго «Человек, который всегда смеется»;
  • М. А. Шолохов «Судьба человека».

В теме «Искусство и ремесло» нужно объяснить, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Во все времена жили люди, которые на протяжении долгих лет были обычными работягами, которые любили свое дело, не понимая, насколько ценен их талант. Школьникам предстоит рассказать об истинных талантах, которые либо развиваются, либо не раскрываются. Литературные произведения:

  • А. С. Пушкин «Евгений Онегин»;
  • А. П. Чехов «Чайка»;
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»;
  • О. Генри «Последний лист»;
  • М. Горький «На дне».

Доброта и жестокость – самая масштабная тема из всех вышеперечисленных. Школьникам придется подумать об отношение человека к окружающему миру, о желании беречь все живое, заботиться об окружающих или же приносить разрушение в свою жизнь и окружающих. Литературные произведения:

  • М. Горький «Детство»;
  • Н. А. Островский «Гроза»;
  • Л. Н. Толстой «Анна Каренина»;
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»;
  • А. И. Куприн «Олеся».

190 тем для итогового сочинения. Направления прошлых лет

190 тем для итогового сочинения. Направления прошлых лет.

«Время»

101.Какого человека можно назвать героем своего времени?
102.Зачем человеку заглядывать в будущее?
104.Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
105.Как судьба человека связана с историей народа?
106.Когда хочется остановить мгновение?
107.Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
108.Может ли человек влиять на ход истории?
109.Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
110.Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
111.Какие вопросы называют «вечными»?

113.Какую роль в становлении личности играют детство и юность?

  • «Дом»

201.Что значит в жизни человека родительский дом?
202.Что дом может рассказать о своём хозяине?
203.Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
204.Война и дом.
205.Дом – это место или люди?
206.Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
209.Может ли человек прожить без Дома?
210.Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
211.В какой дом хочется приходить снова и снова?
212.Какие нравственные ценности укрепляют семью?

213.Что в доме самое главное?

  1. «Любовь»

301.Какие качества раскрывает в человеке любовь?
303.Что такое «любовь к жизни»?
304.Почему в любви важно понимать и прощать?
305.Почему любовь не всегда приносит счастье?
306.Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
308.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
309.Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»? 310.Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
311.Светлые и трагические стороны любви.
312.Можно ли быть счастливым без любви?

313.Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?

  • «Путь»

401.Что значит идти дорогой чести?
402.Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
403.К чему может привести человека болезненное самолюбие?
405.На пути к благородной цели все ли средства хороши?
406.Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
407.Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
408.Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
409.Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
411.Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
412.Каким может быть путь к познанию самого себя?

413.Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?

  1. «Год литературы»

501.Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
502.Почему литературу часто называют «человековедением»?
503.Чтение литературного произведения – труд или отдых?
504.Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
506.Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
508.Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
509.Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
510.Какие произведения становятся классическими?
511.Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
512.Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

513.Почему некоторые книги люди перечитывают?

  • «Разум и чувства»

102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
105.Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
108.Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
110.Над какими чувствами разум может быть не властен?
109.Когда разум и чувство борются в человеке?
101.Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
104.Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
111.Когда нужно сдерживать душевные порывы?
113.Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

  1. «Честь и бесчестие»

213.Какими качествами должен обладать человек чести?
206.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
201.Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
205.Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
208.Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
212.Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
210.Почему человеку важно не запятнать свою честь?
211.Что может привести человека к бесчестному поступку?

207.Какой поступок можно назвать бесчестным?

  • «Победа и поражение»

304.Что значит достойно пережить поражение?
308.Какие уроки можно извлечь из поражения?
305.Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
310.Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
312.Только ли горечь несут человеку поражения?
306.Всегда ли победа возвышает победителя?
302.Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
309.Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
307.Можно ли добиваться победы любыми средствами?

313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?

  1. «Опыт и ошибки»

410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
404.Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
402.Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
407.В чём ценность исторического опыта?
412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
403.Что значит «учиться на горьком опыте»?
411.Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
408.Нужно ли анализировать свои ошибки?
409.В чём различие между ошибкой и преступлением?

401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

  • «Дружба и вражда»

501.Может ли дружба принести человеку разочарование?
510.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
503.Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
505.Почему человек стремится обрести друзей?
508.В чём причины вражды между людьми?
511.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
507.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
504.Какими качествами должен обладать настоящий друг?
513.Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

  1. «Верность и измена»

104.Кого можно назвать верным другом?
107.Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
112.Какие причины могут привести человека к измене?
102.Как и почему становятся изменниками?
110.Можно ли изменить мечте?
109.Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
101.Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
108.Что значит быть верным долгу?
113.Могут ли быть оправдания у измены?
111.Когда измену можно простить?

106.Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

  • «Равнодушие и отзывчивость»

211.Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
201.Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
209.Когда равнодушие бывает показным?
204.Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
205.Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
202.Какого человека называют отзывчивым?
206.Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
208.Равнодушие – вина человека или его беда?
210.Чем опасно равнодушие?
203.Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?

213.Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?

  1. «Цели и средства»

307.Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
312.Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
306.Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
303.Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
309.Что помогает людям достигать намеченных целей?
313.В чём разница между целью и мечтой?
304.Какие цели в жизни можно считать главными?
310.Какого человека называют целеустремленным?
311.Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
305.Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

308.Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?

  • «Смелость и трусость»

411.Что помогает человеку преодолеть страх?
403.Чем смелость отличается от безрассудства?
405.Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
402.Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
409.Как связаны трусость и слабость?
412.В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
407.Почему человек может бояться высказать свою позицию?
413.Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
404.Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
406.Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?

401.Что помогает человеку стать смелым?

  1. «Человек и общество»

505.Можно ли быть независимым от общественного мнения?
502.Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
506.Может ли человек ставить себя выше общества?
512.Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
510.Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
503.Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
504.Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
507.В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
511.Конфликт поколений как общественная проблема.
508.Бывает ли общественное мнение ошибочным?

513.Какого человека можно назвать сложившейся личностью?

  • «Отцы и дети»

105.Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
101.Когда родители могут гордиться детьми?
103.Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
107.Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
111.Что такое мудрая родительская любовь?
104.Неизбежен ли конфликт между поколениями?
102.Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
113.Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
106.Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
110.Что важнее для детей: советы родителей или их пример?

109.Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?

  1. «Мечта и реальность»

207.Без чего любые мечты бесплодны?
208.Всякая ли мечта достойна человека?
202.Какую мечту можно назвать благородной?
204.Как характеризует человека его мечта?
205.Может ли мечта изменить реальность?
213.Что помогает мечтам сбываться?
203.Всегда ли мечта возвышает человека?
209.Стоит ли мечтать о несбыточном?
211.Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
210.Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?

212.Что мешает человеку реализовать свою мечту?

  • «Месть и великодушие»

302.Важно ли уметь прощать?
304.Какого человека называют великодушным?
309.Месть – это уничтожение или умножение зла?
306.Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
301.Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
303.Как связаны великодушие и сострадание?
310.Почему желание мстить опустошает душу?
308.Почему месть не помогает искоренить зло?
312.Опасна ли месть для самого мстителя?
305.Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?

313.Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым изпод новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?

  1. «Искусство и ремесло»

411.Что такое вечная тема в искусстве?
409.Как искусство помогает понять действительность?
403.Почему нужно учиться понимать искусство?
410.Что важнее в книге – как она написана или о чём?
407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
412.Какова роль искусства в жизни общества?
406.Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»? 413.Какое искусство называют настоящим?
408.Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
405.Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?

404.Какое произведение искусства можно назвать великим?

  • «Доброта и жестокость»

501.Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
508.Что значит быть добрым?
509.Почему жестокость разрушительна?
504.Как связаны между собой любовь и доброта?
503.В чём заключается сила доброты?
507.Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
513.Какие времена можно назвать жестокими?
505.В каких поступках человека проявляется доброта?
502.Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
506.Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?

510.Есть ли разница между жестокостью и суровостью?

Источник: ОК ЕГЭ

Начало
» Олимпиади и състезания
» Олимпиади и национални състезания

Учебна 2021/2022 година

 
Заповед № РД09-1883/02.09.2021 г. за утвърждаване на графици за провеждане на ученическите олимпиади, на националните състезания и на националните състезания по професии през учебната 2021/2022 година (публ. 04.09.2021 г.)

  • Заповед № РД09-4364/11.11.2021 г. за изменение на Заповед № РД 09 — 1883/02.09.2021 г.  (публ. 16.11.2021 г.)
  • Заповед № РД09-3971/ 29.10.2021 г. за изменение на Заповед № РД09-1883/02.09.2021 г. за графика за провеждането на ученическите олимпиади и национални състезания за учебната 2021 – 2022 година (публ. 05.11.2021 г.)
  • Заповед № РД09-3386/ 15.10.2021 г. за допълване на графика на състезанията по професии и за изменение на Заповед № РД09-1883/02.09.2021 г. за утвърждаване на графици за провеждане на ученическите олимпиади, на националните състезания и на националните състезания по професии през учебната 2021/2022 година (публ. 22.10.2021 г.)
  • Изменение на Заповед № РД09-1883/02.09.2021 г. за утвърждаване на графици за провеждане на ученическите олимпиади, на националните състезания и на националните състезания по професии през учебната 2021/2022 година (публ. 30.09.2021 г., актуализирано с четим файл 11.10.2021 г.)

Правила за организиране и провеждане на ученическите игри за ученици от V до XII клас през учебната 2021/2022 година, утвърдени със Заповед № РД-09-854/20.10.2021 г. на министъра на младежта и спорта (публ. 08.11.2021 г.)

Правила за организиране и провеждане на ученическите игри за ученици с увреден слух, нарушено зрение, физически увреждания и увреждания на централната нервна система през учебната 2021/2022 година, утвърдени със Заповед № РД09-853/20.10.2021 г. на министъра на младежта и спорта (публ. 27.10.2021 г.)

Регламенти на национални олимпиади за учебната 2021/2022 година

Tехническо чертане (публ. 26.11.2021 г.)

Математика за възрастова група IV – VII клас (публ. 08.11.2021 г.)

Астрономия (публ. 28.10.2021 г.)

Информационни технологии (публ. 28.10.2021 г.)

Mатематика (ученици от VIII до XII клас) (публ. 27.10.2021 г.)

История и цивилизации (публ. 27.10.2021 г.)

Физика (публ. 26.10.2021 г.)

Информатика (публ. 20.10.2021 г.)

Български език и литература (публ. 19.10.2021 г.)

Химия и опазване на околната среда (публ. 19.10.2021 г.)

География и икономика (публ. 18.10.2021 г., акт. 19.10.2021 г.)

„Знам и мога“ за учениците от IV клас (публ. 18.10.2021 г.)

Лингвистика (публ. 15.10.2021 г.)

Философия (публ. 12.10.2021 г.)

Гражданско образование (публ. 12.10.2021 г.)

Биология и здравно образование (публ. 11.10.2021 г.)

Немски език (публ. 11.10.2021 г.)

Английски език (публ. 05.10.2021 г.)

Испански език (публ. 05.10.2021 г.)

Френски език (публ. 05.10.2021 г.)

Италиански език (публ. 05.10.2021 г.)

Руски език (публ. 05.10.2021 г.)

Регламенти на националните състезания за учебната 2021/2022 година

Национално математическо състезание “Европейско кенгуру“ (публ. 19.11.2021 г.)

  • Приложения (публ. 19.11.2021 г.)

Национално състезание по финансова грамотност (публ. 16.11.2021 г.)

  • Приложения (публ. 16.11.2021 г.)

Национално състезание по изобразително изкуство „Лаборатория за изкуство“ (публ. 11.11.2021 г.)

Пролетно математическо състезание за ученици от IV клас (публ. 03.11.2021 г.)

Пролетните математически състезания за ученици от V клас до VII клас (публ. 03.11.2021 г.)

Национален есенен турнир по информационни технологии “Джон Атанасов“ (публ. 28.10.2021 г.)

Национално състезание по компютърни мрежи (публ. 28.10.2021 г.)

Национално състезание по безопасност на движението по пътищата (публ. 28.10.2021 г.)

Състезание „Математика за всеки“ за ученици от IV клас (публ. 28.10.2021 г.)

Национално математическо състезание между профилирани гимназии и паралелки на средните училища с чуждоезиков профил (публ. 26.10.2021 г.)

Национално зимно математическо състезание „Атанас Радев“ и Пролетните математически състезания (възрастова група VIII – XII клас) (публ. 26.10.2021 г.)

Национално състезание „Практични финанси“ (публ. 22.10.2021 г.)

Национално състезание „Турнир на младите физици“ (публ. 21.10.2021 г.)

Компютърно моделиране (публ. 21.10.2021 г.)

Информатика (публ. 20.10.2021 г.)

Ключът на музиката (публ. 19.10.2021 г.)

Фолклорна плетеница (публ. 19.10.2021 г.)

Национално състезание по химия и опазване на околната среда „Тестови задачи за ученици в гимназиалния етап” (публ. 18.10.2021 г.)

Природни науки и екология (публ. 18.10.2021 г.)

  • Приложение „Проектите в обучението“ (публ. 18.10.2021 г.)

Есенно национално състезание по физика (публ. 15.10.2021 г.)

  • Програма за Есенното национално състезание по физика (публ. 15.10.2021 г.)

Пролетно национално състезание по физика (публ. 15.10.2021 г.)

  • Програма за Пролетно национално състезание по физика (публ. 15.10.2021 г.)

Националното състезание по лингвистика (публ. 15.10.2021 г.)

Национален конкурс „Бог е любов” (публ. 14.10.2021 г.)

Национално състезание за ключови компетентности по природни науки (публ. 12.10.2021 г.)

Национално състезание „Акад. Любомир Чакалов“ по природни науки (физика, химия, биология) и география за ученици от VII клас (публ. 12.10.2021 г.):

  • Програма по биология и здравно образование
  • Програма по физика и астрономия
  • Програма химия и опазване на околната среда
  • Програма география и икономика

Национално многоезично състезание по английски, испански, италиански, немски, руски и френски език (публ. 29.09.2021 г.)

Национално състезание за речеви и комуникативни умения на английски език (публ. 29.09.2021 г.) 

Регламенти на национални състезания по професии за учебната 2021/2022 година

Най-добър млад строител (публ. 16.12.2021 г.)

Най-добър млад автомонтьор и водач на моторно превозно средство (МПС) (публ. 15.12.2021 г.)

Най-добър млад заварчик (публ. 10.12.2021 г.)

Най-добър техник в машиностроенето (публ. 10.12.2021 г.)

Най-добър млад керамик (публ. 10.12.2021 г.)

Учебно-професионален конкурс „Най-добър млад инсталатор“ (публ. 02.12.2021 г.)

Национален преглед за млади изследователи „Енергетика, икономика и математическо моделиране” (публ. 02.12.2021 г.)

Национално състезание по приложна електроника „Мога и зная как“ (публ. 21.10.2021 г.)

Състезание по електроенергетика „Стани стипендиант на ЧЕЗ“ (публ. 21.10.2021 г.)

Шахты «Заречная» и «Алексиевская» в городе Полысаево уже несколько лет в центре внимания прессы из-за скандалов, сопровождающих разбирательства кемеровской налоговой с компаниями и бизнесменами, восстанавливавшими производство в 2017-2019 годах. «Алексиевская» названа в честь бывшего патриарха Алексия: ею и «Заречной» владел украинский бизнесмен Виктор Нусенкис, бросивший предприятия с долгами и теперь ведущий угольный бизнес в Кузбассе с чистого листа. Налоговики обложили претензиями тех, кто разгребал наследство Нусенкиса. В судах и идущих вокруг процессах много удивительного. Отзыв на исковое заявление, представленный в арбитраж новым конкурсным управляющим «Алексиевской», достоин отдельной номинации.

Алексей Антонов был назначен конкурсным управляющим АО «Шахта «Алексиевская»» в августе 2021 года. В отзыве, направленном в Арбитражный суд Кемеровской области по делу о взыскании убытков, Антонов соглашается с основаниями для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности, на чём настаивает налоговая Кузбасса. Ответчиков в деле 19. Это юридические и физические лица, причастные к выводу из кризиса шахт «Заречная» и «Алексиевская». Включая новосибирского бизнесмена Юрия Сазонова и его 5-летнюю дочь. Также ответчиком выступает новосибирская компания «УглеТранс» — крупнейший кредитор «Алексиевской». Цена иска — 1,755 млрд рублей.

Управляющий напоминает, что целью конкурсного производства является расчёт с кредиторами. В то же время, закон не запрещает предприятию в последней стадии банкротства вести хозяйственную деятельность. На «Алексиевской» кредиторы решили продолжать хозяйственную деятельность ввиду невозможности остановки ведения горных работ на предприятии. Остановка могла привести к технологической катастрофе, поставить под угрозу жизни людей. Антонов заверил суд, что сохранение производства — и рабочих мест — было, на его взгляд, ошибкой. «По мнению конкурсного управляющего, кредиторам и контролирующим должника лицам было необходимо осуществить следующие мероприятия: оценить стоимость выполнения работ, связанных с консервацией горных выработок (включая проектную документацию), подготовить план мероприятий по безопасному сохранению горных работ, а также в целях сохранения лицензии обратиться в Роснедра с заявлением о приостановлении действия лицензий, утвердив вышеуказанные мероприятия», — написано в отзыве.

В 2017 году администрация Кемеровской области обращалась ко всем крупным участникам угольного рынка с просьбой восстановить «Заречную» и «Алексиевскую», но никто не хотел браться за обанкроченные шахты. Исключением стал Сазонов, поддавшийся на уговоры руководства региона под обещание предоставить в разработку новые разрезы. В полысаевские шахты были вложены миллиарды. На «Заречной» к тому времени из-за эндогенного пожара часть шахты была затоплена. Шахтоучасток «Октябрьский» фактически тонул и подтапливал Полысаево. Обогатительная фабрика была в нерабочем состоянии. На «Алексиевской» производство стояло. Чтобы восстановить добычу, пришлось сначала разбираться с пожаром, осушать шахты, перезапускать полностью систему безопасности. Теперь в судах налоговая считает эти расходы необязательными. Ту же позицию поддержал Антонов.

Управляющий считает, что его предшественник Владимир Максимов вместе с кредиторами выбрали заведомо убыточную для предприятия стратегию, восстанавливая производство и сохраняя рабочие места. Консервация позволила бы упростить ситуацию, поскольку в данном случае расходы на ликвидацию предприятия-пользователя недр легли бы на государство. Закрытию шахты, по мнению управляющего, способствовал и кризис на угольном рынке 2019-2020 годов, обваливший цены. «Ответчики, имея информацию о падении рынка угля, анализ конъюнктуры рынка, намеренно продолжали осуществлять добычу и реализацию угля в спорный период, по сниженным ценам, тем самым увеличивая задолженность должника перед независимыми кредиторами», — сказано в отзыве.

Занижение отпускных цен на уголь с «Алексиевской» и «Заречной» — один из главных тезисов налоговой. В поддержку теории ФНС Антонов подробно расписывает договоры на отгрузку угля, убеждая суд в их невыгодности. Управляющий отметил, что на фоне роста добычи угля в 2018-2019 годах «Алексиевская» и «Заречная» продолжали накапливать убытки. При этом Антонов оставляет за кадром объяснения, почему шахты были вынуждены продавать необогащённый уголь, и лишились статуса экспортёров. Сложилось так, потому что конкурсное производство хоть и даёт возможность вести экономическую деятельность, но весьма её ограничивает. Поэтому обогащением угля и его поставками за границу «Алексиевская» заниматься не могла — это делали другие компании. А полученные за уголь авансы пришлось, в первую очередь, тратить на восстановление систем безопасности и производственного цикла. Без этих вложений шахта не смогла бы работать. Шахтёры сидели бы без денег, администрация города Полысаево — без налогов. Именно такой вариант Антонов считает оптимальным, судя по отзыву, направленному им в суд. Управляющий считает, что два десятка ответчиков причастны к сделкам, ухудшившим положение должника.

Восстановление производства на полысаевских шахтах дало шахтёрам стабильную работу и зарплату. На фоне преследования кредиторов со стороны ФНС перед работниками появились новые долги. В марте 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин в ходе визита в Кузбасс распорядился решить проблему долгов по зарплате перед шахтёрами «Алексиевской», достигших на тот момент 200 млн рублей. После нескольких лет в безуспешных попытках продать шахту, летом 2021 года кредиторы договорились отдать её за 35 млн рублей покупателю, гарантировавшему шахтёрам сохранение рабочих мест, а также погашение многомесячных долгов по заработной плате, которые существовали к тому моменту. Тогда ФНС выступила против: решение собрания кредиторов было обжаловано под соусом недопустимости продажи предприятия за бесценок. В суде налоговики уверяли, что есть покупатели, готовые дать гораздо больше.

По требованию ФНС торги вновь начали с цены более 600 млн. Постепенно цена снизилась до 235 миллионов, но покупателя так и не нашлось. Шли месяцы, на предприятии снова появились долги по зарплате, по этому поводу было возбуждено очередное уголовное дело, ответственность за которое светит уже Антонову. В начале декабря состоялось очередное собрание кредиторов шахты «Алексиевская», и теперь уже ФНС проголосовало за снижение цены продажи до 85 млн рублей. Этого должно хватить на погашение текущих долгов по зарплате, которую шахтёрам давно мог платить ответственный собственник. Но покупателя, готового заплатить и такую цену на сегодня нет, а социальные проблемы вокруг предприятия, которые можно было снять ещё летом, только растут.

Ситуация с продажей «Алексиевской» со стороны выглядит настолько странно, что теневые бенефициары процесса взялись наводить тень на плетень через разом появившиеся в разных СМИ и телеграмм-каналах статьи о сомнительных связях и инициативах, приписываемых Сазонову — и всё в контексте истории этой шахты. В комментарии для ЦДЖ предприниматель заявил, что понимает источник этой кампании. «Интерес кредиторов сейчас — сохранить шахтёрам «Алексиевской» рабочие места, обеспечить ликвидацию долгов и стабильную работу на будущее. Нам удалось восстановить предприятие, обеспечить задел для работы на перспективу. Нельзя допустить, чтобы «Алексиевская» вновь утратила работоспособность», — комментирует Сазонов. Однако именно такая перспектива может стать реальной.

На собрании кредиторов представитель ФНС заявил, что шахту, возможно, придётся продавать по частям. Это может привести к социальной катастрофе в Полысаево, поскольку тогда уже сохранить рабочие места не удастся. Однако из отзыва конкурсного управляющего следует, что ликвидация предприятия была предпочтительным сценарием ещё несколько лет назад. Антонов поддерживает позицию ФНС, вероятно, рассчитывая на ответную помощь в защите от претензий правоохранительных органов. Непонятно, в чём здесь интерес региональной власти, вроде как заинтересованной в сохранении рабочих мест со стабильной зарплатой для шахтёров и, в то же время, отказывающейся вникать в реальные причины проблем вокруг полысаевских шахт.

  • Темы второго направления итогового сочинения 2022
  • Темы для итого сочинения
  • Темы для декабрьского сочинения 2022 и произведения к ним
  • Темы декабрьского сочинения всех лет
  • Темы для итогового сочинения 2022 по всем направлениям