Темы блока декабрьского сочинения

Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к гиа, узнав актуальные направления 2022

Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к ГИА, узнав актуальные направления 2022 года и заготовив правильные аргументы к итоговому сочинению. Мы расскажем, какой должна быть хорошая работа и на что стоит обратить особое внимание, как на этапе подготовки так во время написания итогового сочинения в декабре 2021 года.

Основная информация

Итоговое сочинение в 2022 года станет допуском к ЕГЭ для всех 11-калссников, а значит это испытание тоже будет обязательным и для тех, кто планирует поступать в ВУЗы, и для школьников, которые хотят завершить сове образование.

Важно! Без оценки «зачет» по декабрьскому сочинению выпускник не будет допущен до ЕГЭ в 2022 году, а значит, не сможет получить аттестат.

Аргументы к итоговому сочинению в 2022 году | направления

В 2022 году 11-классники будут писать итоговое сочинение чуть раньше чем обычно – 01.12.21. В случае неудачи школьникам будет предложено еще 2 попытки – 02.02.22 и 04.05.22.

Также школьникам и их родителям стоит знать, что 11-классники, имеющие определенные проблемы со здоровьем, вместо итогового сочинения могу сдавать упрощенный вариант – изложение.

Тематические направления

В 2022 году заготавливать аргументы к итоговому сочинению стоит с учетом таких основных направлений:

Направления итогового сочинения 2022 года, как найти аргументы

Предлагаем разобраться более подробно в том, какую тему писать легче и как подобрать аргументы к разным направлениям итогового сочинения в 2022 года.

Тема №1 – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Направление подталкивает к рассуждениям о дороге в разных вариантах понимания и восприятия – реальном пути, жизненном, воображаемом, достижении целей, литературных аналогиях.

Аргументы к итоговому сочинению 2022 года по данному направлению  можно искать в:

  • дорожных приключениях литературных героев;
  • тематике дорог в разных видах искусства;
  • дорогах в их символических значениях, духовном опыте, пути к поставленной цели;
  • путешествиях как способе познания действительности или внутреннего мира человека;
  • личном опыте путешествий.

Это одно из самых простых направлений. Если вам сложно аргументы к более глубокому по тематике декабрьскому сочинению 2022 года, смело выбирайте тематику дороги.

Больше о том, как писать сочинение о дороге и путешествиях, смотрите в подробном видео-разборе:

Тема №2 – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Вторая тематика итогового сочинения 2022 года сложнее, ведь рассуждать придется о технологиях, их роли в становлении и развитии общества, а также опасностях, которые, так или иначе, таят в себе их плоды.

Если вы решитесь в 2021-2022 учебном году писать работу на эту тематику, стоит поискать аргументы к итоговому сочинению в таких направлениях, как:

  • экологические проблемы человечества;
  • технологические инновации и их опасность;
  • вызовы пандемии;
  • баланс технологий и духовных ценностей;
  • роль технологий в литературных произведениях.

Подробный разбор направления, а также список литературных произведений, в которых можно подобрать хорошие аргументы для сочинений, вы найдете в видео уроке:

Тема №3 – «Преступление и наказание — вечная тема»

Направление приурочено к 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского, который во всем мире будут отмечать в конце 2021 года. Естественно, что большинство 11-классников, выбирающих тематику бессмертного романа, рассчитывают в первую очередь опираться на его сюжетную линию. Но, тематика значительно более широка и педагоги рекомендуют в 2022 году привлекать к итоговому сочинению также аргументы из других, не менее актуальных произведений.

В описании направления, приведенном на сайте ФИПИ, экзаменуемым предлагается:

  • рассматривать основные понятия – закон, ответственность и раскаяние, совесть и стыд;
  • анализировать поступки с разных точек зрения – правовой и этической;
  • привлекать источники, в которых проблема рассматривается с различных сторон – юридической, социальной, психологической, философской.

На что стоит обратить особенное внимание, если вы приняли решение писать работу по направлению «Преступление и наказание», какими могут быть темы сочинений и какие произведения выбрать для аргументации, смотрите в обучающем видео:

Тема №4 – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

В данном направлении можно рассказать, какую роль в вашей жизни сыграло то или иное литературное или музыкальное произведение, театральная постановка или кино (художественное, документальное).

Педагоги рекомендуют рассказать с опорой на собственный опыт о влиянии искусства на становление личности, осмысление жизни, выбор собственного пути.

В качестве источников для аргументации для данного направления декабрьского сочинения 2022 года можно брать:

  • художественные тексты (в том числе и сценарии);
  • дневники и мемуары;
  • искусствоведческие труды критиков и различных ученых.

Подробнее про особенности сочинения на тему искусства смотрите в видео уроке:

Тема №5 – «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Формулировка названия направления отсылает нас к бессмертной поэме Н. А. Некрасова. Выбор не случаен, ведь в конце 2021 года мир будет отмечать 200-летний юбилей великого писателя.

В зависимости от темы тут можно рассуждать о разном:

  • самом понятии «гражданин»;
  • личной ответственности человека;
  • общественной справедливости;
  • понятии счастья и его составляющих;
  • понятии долга;
  • взаимопомощи и взаимовыручке;
  • государственном устройстве и путях его совершенствования.

Помимо аргументов из литературных произведений, экзаменуемые могут привлекать и исторические факты, а также собственный опыт социально-значимой деятельности.

Онлайн-педагоги еще не успели снять подробный разбор для данного направления, поэтому предлагаем посмотреть видео, в котором представлены универсальные и что важно короткие произведения для аргументации сочинений по разным направлениям:

Структура сочинения

Итак, вы уже знаете, какими будут направления итогового сочинения на первом экзамене 2021-2022 года, а значит пора разобраться, какими должны быть аргументы и вообще сама структура работы.

План к итоговому сочинению 2022 года универсален и каких-либо весомых изменений в его пунктах не произошло:

  1. Вступление (Постановка проблемы).
  2. Основная часть (Комментарий и аргументация)
  3. Заключение (Вывод).

Клише

Шаг 1. В самом начале работы важно сформулировать тезис. На итоговом сочинении 2022 года в этом вам помогут готовые клише:

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вступление

Шаг 2. Между вступлением и основной частью стоит сделать красивый переход. Вот фразы, которые помогут объединить две части вашего сочинения.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - переход к основной части

Шаг 3. Формулируем тезис.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - формулировка тезиса

Шаг 4. Далее привлекаем аргументы, используя выводные слова и красивые конструкции.

Темы блока декабрьского сочинения

Шаг 5. Для формулировки позиции автора, рекомендуем использовать в сочинении 2022 года такие готовые клише:

Темы блока декабрьского сочинения

Шаг 6. Заключение. Совет педагогов – старайтесь сделать финальный абзац не просто красивым, а и наполненным глубоким смыслом, опираясь на такие фразы-клише.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вывод

Заключение

Надеемся, что теперь вам будет значительно проще написать декабрьское сочинение в 2022 году, а советы педагогов подскажут, как подобрать аргументы к темам и написать красивый и грамотный текст.

Предлагаем также посмотреть видео урок о том, как быстро научиться писать сочинения, ведь дата экзамена приближается стремительно и времени на подготовку осталось очень мало.

Читайте также:

  • Изложение ОГЭ в 2022 году
  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года

Автор:
Самый Зелёный
·

Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:

  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Что человек ищет на своем жизненном пути?
  • Куда ведет жизненный путь человека?
  • Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
  • Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
  • Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
  • Дорога к счастью — какая она?
  • Можно ли идти к цели «по головам»?
  • Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
  • Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
  • Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
  • Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
  • Как не сбиться с жизненного курса?
  • Что означает фраза «сбился с пути»?
  • Что направляет человека на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
  • Какие качества необходимы для первооткрывателя?
  • Какие качества необходимы для путешественника?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как определить свой путь в жизни?
  • Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
  • Как не потерять свою дорогу в жизни?
  • Для чего люди путешествуют?
  • Как путешествовать, не выходя из дома?
  • Что мешает человеку двигаться вперед?

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:

  • Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
  • Что такое технический прогресс?
  • Как развитие технологий влияет на общество?
  • Как развитие технологий влияет на человека?
  • Как развитие технологий влияет на экологию?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
  • Почему люди отстают от цивилизации?
  • Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
  • Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
  • В чем заключается опасность технократии?
  • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
  • Для чего необходим прогресс?
  • В чем заключается личностное развитие?
  • Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
  • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
  • Почему обществу необходим прогресс?
  • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
  • Какие люди способны стать двигателями прогресса?

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:

  • Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
  • Может ли преступление иметь законное основание?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Какое преступление никак нельзя оправдать?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
  • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
  • Может ли преступление быть справедливым?
  • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
  • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
  • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
  • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
  • Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Почему люди становятся преступниками?
  • Что мешает человеку преступить закон?
  • Какое наказание для преступника является самым страшным?
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • Можно ли оправдать убийство человека?
  • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
  • Может ли преступник исправиться?
  • Как бороться с преступностью в обществе?
  • Какие преступления нельзя прощать?
  • Может ли справедливость быть жестокой?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Что толкает людей на преступления?

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):

  • С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Способно ли искусство врачевать душевные раны?
  • Магия классической музыки — в чем она заключается?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Что лучше: книга или фильм?
  • В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Может ли кино заменить литературу?
  • Может ли кино заменить театр?
  • В чем разница между спектаклем и фильмом?
  • Может ли творчество помочь человеку найти себя?
  • Чему учит читателя классическая литература?
  • Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
  • Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
  • Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Может ли чтение быть опасным?
  • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
  • Какие качества помогает воспитать в себе литература?
  • Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
  • Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
  • Верно ли, что музыка — это язык чувств?
  • Почему люди в 21 веке не перестают читать?
  • Могут ли новые технологии заменить искусство?
  • Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Зачем человек читает книги?

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
  • Кому на Руси жить плохо и почему?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
  • Как научиться ценить свою Родину?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?
  • Кто виноват в бедах русского человека?
  • Почему люди на Руси страдают?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает нам найти счастье на Руси?
  • Какого человека можно назвать патриотом?
  • Что объединяет нас в одну страну?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • В чем польза и опасность патриотизма? 
  • В чем польза и опасность критики России?
  • Какими качествами обладает русский человек?

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС

Читайте также:

Итоговое сочинение 2021-2022: точная дата проведения, как будет проходить? Темы сочинения, критерии оценки

В Роспотребнадзоре опубликовали официальную информацию о порядке написания итогового сочинения в 2021 году. Так, школьникам предоставят несколько дней, чтобы выполнить работу. Основным днем написания считается 1 декабря 2021 года. Помимо этого будет два дополнительных дня в 2022 году – 2 февраля и 4 мая.

Какая тематика итоговых сочинений? И как будет проходить его написание для учеников школ в 2021 году?

Как будет проходить декабрьское итоговое сочинение в 2021 году

Учащимся школьных учреждений предоставляется 3 часа и 55 минут для написания развернутого и структурированного итогового сочинения. В 2021 году оно состоится 1 декабря. Школьник имеет право самостоятельно выбрать понравившуюся тему из всех предложенных.

К важным правилам написания следует отнести:

  • соблюдение объема – в сочинении должно быть не меньше 250 слов, иначе ученику поставят «незачет»;
  • работа должна быть написана самостоятельно;
  • в сочинении должны быть указаны аргументы, которыми руководствуется автор.

Также у учеников есть еще два дополнительных дня, когда они смогут сдать сочинение. В 2022 году это 2 февраля и 4 мая.

Какие темы предоставляются ученикам для написания декабрьского сочинения в 2021 году

Обычно тематика предоставляется ученикам на выбор. Школьники заранее знают список литературы, который поможет им как следует подготовиться к аттестации.

На выбор предоставляются следующие темы:

  • преступление и наказание;
  • цивилизация и технологии;
  • книга обо мне;
  • кому на Руси жить хорошо;
  • дорога в жизни человека.

Ученик должен в полном объеме раскрыть свою точку зрения. Помимо этого необходимо аргументировать свой ответ примерами из литературы. Каждый школьник в зависимости от своих интересов может выбрать ту тему, которая ему ближе.

Основные критерии оценивания итогового сочинения в 2021-2022 году

Итоговое сочинение оценивается по пяти основным критериям. За каждый из них учащийся может получить как «зачет» (1), так и «незачет» (0). Есть два самых главных критерия, если по ним получить 0, то дальше нет смысла проверять сочинение, и школьник получает «незачет».

Основные критерии выглядят следующим образом:

  • Соответствие теме – важно не отклоняться от основной тематики сочинения. Ученики должны следить за тем, чтобы не было подмены понятий, а доказательства и вывод совпадали с тезисом.
  • Использование литературы – для того, чтобы сдать сочинение хорошо, надо привести в качестве аргумента хотя бы один пример из литературы. Можно использовать не только русских классиков, но и мировых авторов. Главное, дать развернутый ответ.
  • Композиция и логика – важно придерживаться основных правил структурирования текста. Он должен содержать вступление, затем основную часть — главное мнение, которое будет доказываться аргументами, доказательства, контраргумент и сам вывод.
  • Письменная речь – если мысль четко прослеживается, то проблем с зачетом не будет.
  • Грамотность – если в сумме на 100 слов будет больше 5 ошибок (пунктуационных, грамматических и т.д.), то будет «незачет». Ученикам разрешено пользоваться орфографическим словарем во время написания сочинения.

Также необходимо следить за тем, чтобы не было много исправлений. Опрятный внешний вид работы будет иметь значение в оценивании.

Читайте также: Локдаун и нерабочие дни с 29 ноября 2021 в регионах России: объявят ли карантин и самоизоляцию до Но

Источник ftimes.ru

Темы блока декабрьского сочинения

Читайте также


Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания …


17.11.2021, 21:17

2 551

просмотр

Подробнее


Итоговое Сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …


19.11.2021, 23:02

2 185

просмотров

Подробнее


Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе.


19.11.2021, 22:40

1 084

просмотрa

Подробнее


Итоговое сочинение в 11-х классах пройдет 1 декабря, заявили в пресс-службе …


17.11.2021, 15:53

555

просмотров

Подробнее


Появилась информация, что Федеральная служба по надзору в сфере образования …


17.11.2021, 16:42

726

просмотров

Подробнее


Итоговое сочинение ежегодно пишут ученики 11 классов, так как оно является …


04.09.2021, 16:34

391

просмотр

Подробнее


Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …


17.11.2021, 20:25

1 334

просмотрa

Подробнее


Выпускникам с первого дня последнего для них учебного года педагоги говорят …


06.09.2021, 17:30

1 363

просмотрa

Подробнее


Основными изменениями введены современные стандарты, когда выпускники нынешнего …


24.11.2021, 15:41

1 263

просмотрa

Подробнее


Необходимость принять изменения в процедуре проведения ГИА для 9 и 11 классов обсуждается уже не один год,…


28.01.2021, 10:49

2 013

просмотров

Подробнее


В конце августа 2021-го Федеральный институт педагогических измерений обнародовал …


05.10.2021, 07:32

142

просмотрa

Подробнее


В Государственной Думе России приняли проект государственного бюджета на 2022 год, а также …


25.11.2021, 22:03

133

просмотрa

Подробнее


Процедура прохождения ЕГЭ в 2022 году будет изменена: обязательные предметы …


24.11.2021, 14:44

108

просмотров

Подробнее


Сергей Кравцов объявил пять тем для сочинений, которые школьники будут писать в конце 2021 года.


30.08.2021, 18:49

60

просмотров

Подробнее

Сможете найти в тексте литоту и отличить синтаксический параллелизм от инверсии? А надо бы, потому что на ЕГЭ по литературе это умение пригодится.

На нашем телеграм-канале мы уже сделали много материалов про ЕГЭ по другим предметам. Кстати, в группе можно выгодно подготовиться к какому-то из них. Сейчас же наша цель – рассказать, какие темы сочинений ЕГЭ по литературе в 2020 году и какую лирику (стихи) лучше начать читать заранее.

Во время тестирования учащемуся предложено выполнить 17 заданий на знание теории, произведений, начитанность и свое литературное мастерство. 

Для его успешного прохождения нужно хорошо разбираться в литературных жанрах, стилях, направлениях и средствах.

Первая часть тестирования – анализ литературных фрагментов. В задании 8 и 9 предлагают написать развернутый комментарий до 10 предложений.

Больше всего проблем вызывает вторая часть тестирования. Здесь нужно проявить все свое мастерство письменного выражения мыслей, а также четкой аргументации из литературы. Тут 6 заданий, среди которых – литературный анализ художественного произведения и развернутые ответы на вопросы и эссе по предложенной теме.

Сочинение оценивают по нескольким критериям: степень раскрытия темы, последовательность мысли, грамотность, владение терминологией и литературным материалом.

Далее представим вам основные темы ЕГЭ по литературе с базовыми произведениями, по которым могут встретиться вопросы.

Ниже – реальные и часто встречаемые темы сочинение на ЕГЭ по литературе, которые могут встретиться и в 2020 году:

«Слово о полку Игореве»

Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?

Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?

Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?

Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?

Почему автор «Слова…» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?

Г. Р. Державин

В чем, по мысли Державина, заключается истинная награда поэтического таланта, и какие русские поэты разрабатывали эту же тему в своём творчестве?

Как понимает лирический герой стихотворения бессмертную славу поэта?

Какова основная мысль стихотворения Державина «Памятник»?

В.А. Жуковский

Почему в поэзии Жуковского часто звучит тема потустороннего мира, и какие русские поэты обращались к подобной тематике?

Какие черты устного народного творчества нашли отражение в балладе «Светлана»?

Какую интерпретацию получает традиционный балладный мотив судьбы в «Светлане»?

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

В каких произведениях русских писателей отражены нравы дворян и что сближает эти произведения с пьесой Фонвизина

Почему Д.И. Фонвизин так много места в данном фрагменте уделяет рассуждениям о «великом государе» и какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?

Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным?

Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»?

Почему комедию, обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?

Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличения в комедии?

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Какие чувства испытывает Фамусов по отношению к Кузьме Петровичу?

Как, с вашей точки зрения, автор относится к Фамусову?

С какой целью Софья выдумывает и рассказывает свой сон?

Какую роль в комедии играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

В чем противоречивость образа Софьи и какие героини русской классической литературы схожи с ней?

Что мешает отнести Софью к «фамусовскому обществу?

Если Чацкий олицетворяет в комедии «век нынешний», то к какому «веку» следует отнести Софью?

В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?

Является ли Чацкий романтическим героем?

В каких произведениях русской литературы развивается тема любовного соперничества и в чем их герои сопоставимы с персонажами грибоедовской комедии?

Видит ли автор в Чацком идеального героя?

Почему в комедии много внесценических и эпизодических персонажей?

Софья – главная виновница «мильона терзаний» Чацкого или ей достался свой «мильон терзаний»?

В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова?

Почему нельзя безоговорочно согласиться с оценкой Молчалина Чацким («ума в нем только мало»)? В чем заключается ум Молчалина?

Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой?

Почему Чацкий не поверил Софье, когда она призналась, что ей нравится Молчалин?

Кто, по-вашему, Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества?

Что скрывается за фразой Гончарова «Чацкие живут и не переводятся в обществе»

Как вы понимаете слова: Чацкий – фигура универсально-типологическая?

Н. В. Гоголь «Ревизор»

В чем причина визита городничего к Хлестакову?

Почему в пьесе город назван условно (город N) и в каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения?

В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Гоголя?

В чем главная причина временного воцарения Хлестакова в уездном городе?

Как в речи Осипа проявляется отношение к Хлестакову и в каких произведениях классической литературы созданы образы слуг, помогающие раскрытию авторского замысла?

Каково реальное состояние богоугодных заведений и как он характеризует городское начальство?

Как и в чем различные произведения русской классики перекликаются с гоголевским «Ревизором»?

В чем заключается символический смысл «немой сцены» в комедии?

Каковы главные особенности сатиры Гоголя и кто из русских писателей является продолжателем его традиций?

Н. В. Гоголь «Шинель»

К какому известному типу литературных героев можно отнести Акакия Акакиевича?

Почему судьба так жестоко обошлась с Акакием Акакиевичем после того, как он обрел свою мечту?

Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Случайны ли смысловые ассоциации между капитаном Копейкиным и «рыцарем копейки» Чичиковым?

Почему Чичикову тик и не удалось разбогатеть?

Почему Гоголь помещает историю жизни Чичикова только в последнюю главу?

Можно ли считать Ноздрёва «мёртвой душой»?

Манилов – вредный или безвредный человек?

Почему Гоголь открывает галерею образов помещиков Маниловым и заканчивает Плюшкиным?

Зачем Гоголь включил в текст поэмы историю жизни «трудолюбивого хозяина» Плюшкина?

Почему автор в качестве главного героя решил «припрячь подлеца»?

Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?

Какой «горизонт ожиданий» несет в себе название «Мертвые души»?

А. С. Пушкин

Что символизирует собой «печальная звезда» в стихотворении Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…» и в каких произведениях русской литературы «звёздная» тема?

Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные таинственные картины природы? (по стихотворению «Редеет облаков летучая гряда…»)

Какие произведения русской лирики тематически перекликаются со стихотворением «Редеет облаков летучая гряда…»?

Как различные поэтические средства помогают выразит идею стихотворения «К Чаадаеву»?

В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?

Что дало основание В.Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»? (На примере одного или нескольких произведений)

Что имеет в виду лирический герой стихотворения Пушкина «Поэт», когда призывает поэта «не дорожить любовию народной»

Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чем эти произведения созвучны пушкинскому «Поэту»?

Как в стихотворении «И.И. Пущину» передана мысль о бесценности подлинной дружбы?

Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением Пушкина?

Что давало основание современникам Пушкина считать его «певцом дружбы»?

На какие темы откликается поэт в стихотворении «Туча»?

Охарактеризуйте эмоциональный тон стихотворения «Туча»

Каков философский смысл стихотворения «Туча», и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?

В ст. «Разговор книгопродавца с поэтом» в лице двух антагонистов – пламенного романтика и трезвого, рассудительного книгопродавца – показано столкновение мечты и действительности, поэзии и прозы жизни. Почему в финале произведения поэт, не сдавая своих основных позиций, признает правоту своего оппонента?

Каковы ведущие темы или основные мотивы стихотворения «Зимняя дорога»?

В чем особенность восприятия мира и природы в пейзажной лирике Пушкина, и какие русские поэты обращались в своём творчестве к теме природы?

Согласны ли вы с мнением литературоведа Эткинда, что композиция стихотворения «Бесы» «симметрическая»?

Согласны ли вы с мнением Д.И. Писарева, что «Онегин – не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде 1820 годов?

Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина Вторая, простившая Гринёва, или Пугачев, пощадивший его?

Почему роман Пушкина, главным событием которого явилось Пугачёвское восстание, называется «Капитанская дочка»?

Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?

Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа?

Почему автор «Евгения Онегина» стремился отобразить «низкую природу», жертвуя «высоким слогом»?

Что даёт основание автору считать Татьяну «милым идеалом»?

Почему Татьяна отвергла Онегина, несмотря на любовь к нему?

Как раскрывается внутренний мир Татьяны в сценах объяснения с Онегиным?

Почему автор так внезапно расстается с героем в конце романа?

Является ли одинокий и разочарованный Евгений Онегин романтическим героем?

Тоска Онегина – это дано моде или глубокое внутреннее переживание?

Докажите, что роман строится по принципу «зеркальной» (Лотман) композиции?

Почему две незаурядные личности – Онегин и Татьяна – не смогли обрести счастье в любви?

С какой целью Пушкин в 1825 году предварил первую главу романа стихотворением «Разговор книгопродавца с поэтом»?

Почему именно в финале 6-й главы романа звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?

Почему ВГ. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни»?

М.Ю. Лермонтов

Как в лирике Лермонтова воплотился романтический идеал поэта?

Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?

Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем эти стихотворения сопоставимы со стихотворением Лермонтова «Монолог»?

Какие философские проблемы нашли отражение в стихотворении «Ангел»?

Каковы основные мотивы лирики Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продолжателями его традиций?

Как композиция и поэтические средства стихотворения «Нищий» помогают автору выразить главную поэтическую мысль?

В чем своеобразие романтического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?

Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе?

С какой целью Лермонтов нарушил хронологический порядок глав?

Каковы основные способы изображения характера героя в романе и кто из русских писателей 19 века продолжил эту традицию?

В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?

Почему автор постоянно меняет рассказчиков?

Почему роман состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей?

Почему Печорина относят к типу «лишних людей»?

Какие качества Печорина раскрываются в сцене дуэли и герои каких произведений русской классики проходят испытание дуэлью?

Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман?

Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе?

Какие русские писатели испытывали своих героев дружбой? Чем эти герои близки Печорину? Как слова Печорина о дружбе объясняют его взаимоотношения с окружающими людьми?

В каких произведениях русской литературы 19 века герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью?

В чем, по-вашему, истинная причина взаимной неприязни Печорина и Грушницкого?

Какую роль дневниковые записи играют в композиции романа?

Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенностью «государственного» закона и нравственностью закона «частного» человека?

Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович и Тихон Иванович («Гроза»)

В чем смысл эпиграфа к поэме «Мцыри» «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»?

С какой целью Лермонтов в поэме «Мцыри» лишил главного героя личного имени?

Докажите, что одной из особенностей поэтики стихотворения «Валерик» является смешение жанров.

В чем оригинальность проблемы «война и человечество» у Лермонтова и в каких произведениях русской литературы его знаменитое философское раздумье по этому поводу получило дальнейшее развитие?

А. Н. Островский «Гроза»

Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабанова?

Что сближает и что разнит Тихона и Бориса?

Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких?

Какую идейную нагрузку несут финальные сцены пьесы?

Почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими?

Можно ли назвать жестокие нравы города Калинова «домостроевскими»?

Кто из русских писателей обращался к изображению быта и нравов купечества?

Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе? Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы?

Согласны ли вы с трактовкой образа Катерины, предложенной Добролюбовым?

Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»?

Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «тёмного царства»?

Пьеса «Гроза» — история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?

Чем вызван протест Катерины и в каких произведениях русской литературы 19 века изображаются герои-бунтари?

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Кто победил в идейной схватке между Кирсановым и Базаровым?

В чем, по Тургеневу, проявляется сложность диалога «отцов и детей» и в каких произведениях русской классики изображаются взаимоотношения поколений?

Почему у Базарова не нашлось других последователей, кроме Кукшиной и Ситникова?

Как воспринимают искусство, природу представители двух поколений в романе, и в каких произведениях русской литературы 19 века нашли идейные разногласия «отцов и детей»?

Что заставляет читателя усомниться в базаровском отрицании любви как высокого романтического чувства?

Есть ли, по мнению автора, в нигилизме Базарова положительные черты?

Как автор относится к нигилизму Базарова?

Зачем Базаров, знакомясь с Николаем Петровичем, произнёс свое имя на простонародный лад и как это связано с дальнейшей линией его поведения в романе?

В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?

А. Гончаров «Обломов»

Как сочетаются в характере И.И. Обломова «нравственное барство» и рабство?

Как вы понимаете явление «обломовщина»?

Какими причинами вызвано лежание героя?

Какую черту героя подчеркивает автор, окружая героя красивыми ширмами…

Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова?

Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал?

Штольц так охарактеризовал Обломова: «Это хрустальная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» Согласны ли вы с мнением героя?

Какой смысл заключен в конфликтах, характерах романа: социальный и временный или непреходящий и общечеловеческий?

В чем своеобразие пары «Обломов – Захар»? Кто из русских писателей 19 века создавал пары «господин-слуга»?

Кто из героев русской классики близок Обломову и как можно объяснить их общность?

Почему активный и целеустремлённый Штольц дружит с апатичным Обломовым?

Почему своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными людьми»?

Особенности жанра и композиции романа «Обломов».

Л. Н. Толстой «Война и мир»

В чем неоднозначность характера Долохова и какие герои русской литературы проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?

Почему пребывание Пьера в плену — самое мучительное и трудное и одновременно самое счастливое время его жизни?

Как вы понимаете слова Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

Почему Пьер разочаровался в идеях масонства?

Почему Толстой избегает героизации образа Кутузова?

В чем причины антипатии Толстого к Наполеону?

Толстой утверждал: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Как эта идея выражена в образе Наташи Ростовой?

Почему дуэль с Долоховым стала причиной произошедшего в сознании Пьера Безухова нравственного переворота?

Что сближает роман с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленного, жестокого предрассудка – дуэли?

На какие два «полюса» можно разделить героев романа и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому полюсу?

Объясните значение слова «война» и «мир» с точки зрения Толстого, которую он высказал, назвав именно так роман.

В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Толстого?

Согласны ли вы со словами Толстого, сказанными о Н. Ростовой: сущность её жизни – любовь»?

Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого?

Можно ли сказать, что заглавие романа – это «компенсированное, нераскрытое содержание текста»?

По какому принципу герои Толстого делятся на «любимых» и «нелюбимых»?

Какую роль в судьбах своих детей сыграл старый князь Болконский?

Ф.М. Достоевский

Почему судьбы героев романа чаще всего складываются трагически?

Можно ли считать Лужина двойником Раскольникова?

Кто из героев романа и почему играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова?

Какую роль в романе играет евангельский сюжет о воскрешении Лазаря?

Достоин ли Мармеладов сострадания?

Кто из героев романа не заслуживает, на ваш взгляд, авторского снисхождения?

Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?

Какие детали постоянно повторяются при описании Петербурга? Какова их роль в создании образа города в романе?

Согласны ли вы с утверждением, что история Раскольникова – это история интеллекта, заблудившегося во мраке безверия»?

Н. А. Некрасов

Какие темы затронуты в стихотворении «Я не люблю иронии твоей»?

На каком противоречии строится лирический сюжет стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?

В чем драматизм звучания любовной темы в стихотворении «Я не люблю иронии твоей»
и кто из русских поэтов близок к Некрасову в её решении?

Что является главной темой некрасовской «Несжатой полосы» и в каких произведениях русских писателей звучат подобные мотивы?

Чем объясняется карикатурность в изображении помещиков в поэме Некрасова?

Почему так трагична тема русского богатырства в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

В чем своеобразие звучания «русского бунта» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Что страшней для автора поэмы: помещичий деспотизм или добровольное холопство?

«Народ освобождён, но счастлив ли народ?» по поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Как вы понимаете смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

Какой предстает жизнь крестьянина-труженика в стихотворении «Несжатая полоса»?

Что представляет главную тему некрасовской «Несжатой полосы» и какие произведения русских писателей созвучны некрасовскому стихотворению?

Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

В чем противоречивость изображения Некрасовым крестьянской Руси?

Какие события в жизни Матрены Тимофеевны предваряет «любимая» песня?

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего смыслового и сюжетно-композиционного компонента используются народные песни?

Как изображен Петербург в произведениях Некрасова?

А. А. Фет

К какой тематической разновидности лирики можно отнести стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом…»?

Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чем их произведения созвучны стихотворению Фета

Какой образ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» символизирует ту красоту мира, которую «избранный поэт» стремится почувствовать, ощутить и, насладившись ею, воспроизвести?

Каково соотношение традиций и новаторства в концепции образа «избранного поэта» у Фета?

Как вы понимаете слова Толстого, отмечавшего «лирическую дерзость» Фета?

Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад.»?

В чем особенность поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

В каких образах стихотворения «Заря прощается с землёю…» воплощены представления Фета о бесконечности бытия?

Ф. И. Тютчев

Какая тема в стихотворении «Silentium» является ведущей?

Каким настроением окрашено стихотворение «Silentium»?

Какая идея утверждается в стихотворении «Silentium»?

Какую философскую проблему пытается решить лирический герой в стихотворении «Silentium»?

В каких произведениях русских поэтов затрагивается проблема разрушительного влияния окружающей действительности на внутренний мир лирического героя?

Почему Тютчев стихотворении «Silentium» призывает к молчанию и какие русские поэты 19 века обращались к теме «невыразимого»?

Можно ли стихотворение «Есть в осени первоначальной» отнести к философской лирике?

Почему Тютчева называют поэтом-философом и какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?

Каким пафосом проникнуто стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?

Каковы особенности композиции стихотворения «О, как убийственно мы любим…»?

Как вы понимаете слова Тютчева «О, как убийственно мы любим…» и в каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?

Почему многие стихотворения Тютчева, представляющие собой своеобразные «пейзажи в стихах», традиционно относят к философской лирике?

Почему поздний поэтический манифест «Природа – сфинкс,,,» звучит столь трагично?

В каких образах стихотворения «Еще майская ночь» воплощено представление лирического героя

М.Е. Салтыков-Щедрин

Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире Салтыкова – Щедрина? 

Какова тематика «Повести о том, как один мужик…» 

Каков смысл финала «Повести…», и в творчестве каких авторов нашли продолжение традиции щедринской сатиры? 

А. П. Чехов

Почему чеховский «Вишневый сад» называли пьесой-предупреждением?

Согласны ли вы с тем, что «Вишневый сад» — комедия?

Почему литературоведы до сих пор спорят, является ли пьеса «Вишневый сад» комедией?

Как, с вашей точки зрения, автор относится к Лопахину?

Что мешает Лопахина считать подлинным спасителем вишневого сада и кто из русских писателей изображал героев-предпринимателей?

Чем объясняется обилие «случайных» персонажей в пьесе?

Петя Трофимов называет себя «вечным студентом», безымянная баба-попутчица говорит о нём «облезлый барин». Как соотносятся между собой эти характеристики?

Что нового внёс Чехов в развитие русской усадебной культуры?

В чем смысл финального обобщающего сравнения героев рассказа «Дама с собачкой» с перелётными птицами?

Прокомментируйте содержание философских раздумий Гурова и объясните, какую роль они играют в дальнейшем развитии сюжета («…думал он о том, как, в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве»).

В каких произведениях русской литературы любовь становится причиной переоценки героями всех жизненных ценностей?

Чем похожи все герои Чехова «Вишневый сад»? Почему Старцев превращается в Ионыча?

Можно ли согласиться с литературоведами, называющими произведение «Ионыч» романом?

О чем предупреждает Чехов в «Ионыче»?

И.Бунин

Как выражена авторская позиция в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

Каковы нравственные уроки рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

В чем, по-вашему, трагедия главного героя рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

В чем проявляется авторское отношение к господину из Сан-Франциско и пассажирам «Атлантиды»?

Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско и кто из писателей 20 века обращался к теме «сытых»?

Почему любовь в рассказах Бунина чаще всего трагическое чувство?

Понятие «бунинские женщины» предполагает наличие у героинь определенных типологических черт (особая одухотворенность, загадочность, самобытность…). Можно ли отнести к этому типу героиню «Чистого понедельника»?

А.А. Блок

Из каких созвучий складывается «музыка революции « в поэме «Двенадцать»

Какова роль числа 12 в символике поэмы?

С какой целью Блок даёт одному из красноармейцев имя апостола Петра?

Что даёт основание отнести стихотворение «На поле Куликовом» к философской лирике?

Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чем их стихотворения сопоставимы со стих. «На поле Куликовом»?

Каковы характерные особенности поэтики Блока?

Что для Блока является главным в характеристике Руси и в каких произведениях русских поэтов звучит тема России?

Что определяет драматизм звучания стихов Блока о России?

В чем смысл отождествления Руси с образом женщины («О Русь моя! Жена моя!») ?

Воспел или отпел пролетарскую революцию Блок?

В чем сходство и в чем различие образа Родины в лирике Блока и Есенина?

Расскажите об основных и любимы приёмах, которые употреблял Блок в своих произведениях.

Как изобразительно-выразительные средства позволили Блоку в стихотворении «О доблестях, о подвиге, о славе…» отразить духовную опустошенность лирического героя, его усталость от жизни?

Какими вам видятся основные мысли и чувства лирического героя ст. «Ветер принес издалёка…»?

М.Горький

В чем смысл противопоставления гордость и гордыня в рассказе Горького «Старуха Изергиль»?

О чем заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе «Старуха Изергиль» и каким героям литературы было присуще чувство превосходства над другими?

В чем, на ваш взгляд, заключается конфликт Ларры с племенем людей?

Можно ли считать, что повествователь – «единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького». (По рассказу «Старуха Изергиль»)

Кто из русских писателей 19 века обращался к теме противостояния героя и общества и в чем проявилось это противостояние?

Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука?

В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чем эти произведения можно сравнить с пьесой Горького?

Чем близки жизненные позиции Сатина и Луки и в каких произведениях русской литературы 19 в. герои ведут философские споры?

Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема?

Каким образом повлияли на судьбы ночлежников проповеди странника Луки?

В чем смысл сопоставления жизненных позиций Луки, Сатина и Бубнова в пьесе?

Какими героями представлены обитатели дна в пьесе?

Почему столь трагичен финал драмы?

Почему к финалу драмы сближаются жизненные позиции столь далёких друг от друга героев, как Лука и Сатин? //

Чтосближает жизненные философии Луки и Сатина // Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками?

Сатин-герой – идеолог или герой –резонёр?

Кому из литературных предшественников Горького был свойственен социальный критинизм по отношению к действительности?

Что в характере и поведении Ларры было настолько отвратительно, что племя изгнало его?

Каково авторское отношение к Данко?

В чем, по — вашему, героизм Данко и в каких героях русской литературы воплощено активное преобразующее начало?

Почему Горький сделал «босяка» главным героем своих произведений?

В чем, по-вашему, смысл высказывания Сатина «Человек – вот правда!»

Чем особенно отвратителен автору мир Костылёвых?

В. Маяковский

В чем своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?

Какие жизненные явления представляют наибольший интерес для Маяковского-сатирика и почему?

Какие характерные особенности присущи поэтике раннего Маяковского?

Почему чувства и переживания лирического героя ранних произведений Маяковского всегда драматичны?

В чем проявляется внутренняя двойственность лирического героя раннего творчества Маяковского и в каких произведениях русских поэтов мы встречаем схожий тип героя?

Можно ли утверждать, что поэзии Маяковского чужда философская проблематика?

Что определяет драму лирического героя в ранних произведениях Маяковского?

Какие различные поэтические приёмы помогают автору передать главную мысль стихотворения «Послушайте!»

В каких произведениях отечественной лирики звучит звездная тема и в чем она близка тематике стихотворения «Послушайте!»

В чем своеобразие любовной лирики Маяковского?

Почему герою стихотворения «Послушайте!» так важно избавить человечество от беззвездной муки» Как различные поэтические приёмы помогают создать образ лирического героя в стихотворении «Лиличка!»?

С. Есенин

В чем секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения «Клён ты мой опавший»?

Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чем их произведения созвучны стихотворению Есенина?

Как вы понимаете слова Н.Тихонова: «Есенин – это вечное»?

Какие различные поэтические приёмы помогают выразить пафос стихотворения «Песнь о собаке»?

Как в стихотворении «Песнь о собаке» рассматривается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?

С помощью каких художественных средств С.Есенин раскрывает перед нами мир природы в Спит ковыль. Равнина дорогая…»?

В каких образах стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» воплощены представления поэта о Родине и какие особенности лирики Есенина позволяют называть его «поэтом истинно русским»?

Какими чувствами наполнено стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» и каким русским поэтам удалось создать в своих произведениях образ России – Руси?

М. Цветаева

Что символизирует в стихотворении М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» куст рябины, и у кого из поэтов серебряного века звучит ностальгическая тема?

Какова проблематика стихотворения «Тоска по родине! Давно…»?

Почему так трагичен внутренний облик лирической героини Марины Цветаевой?

В чем, по-вашему, особенность мироощущений лирической героини Цветаевой?

Кто из русских писателей обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению Цветаевой «Родина»?

В чем особенность эмоционального строя стихотворения «Тоска по родине! Давно…»?

Почему так трагически одинока лирическая героиня Цветаевой?

В каких произведениях 19 века лирические герои так же остро ощущают своё родство с морской стихией и в чем новизна этого мотива у Цветаевой?

А.А. Ахматова

Как вы понимаете слова Ахматовой «Я научила женщин говорить»?

Почему стихотворение «Песня последней встречи» литературоведы называют «рассказом в стихах»?

У каких известных вам поэтов есть подобные «рассказы в стихах» о любви?

Каким настроением пронизано стихотворение «Песня последней встречи»?

В чем смысл финальной строфы стихотворения «Песня последней встречи»?

На примере стихотворения «Песня последней встречи»? докажите справедливость утверждения Чуковского: Ахматова «первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».

Стихотворения Ахматовой часто называют лирикой обманутой женской любви. В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чем его отличие от «женской» версии Ахматовой?

Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении «Мне голос был…»

Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением «Мне голос был…»

Как развивается тема материнского страдания в поэме «Реквием» (заупокойное католическое богослужение)?

Почему Ахматова выбрала для своей поэмы название «Реквием»?

В чем своеобразие звучания патриотической темы в лирике Ахматовой?

Почему Ахматову называют «Ярославной 20 века?»

Б. Пастернак

Какие художественные образы стихотворений Пастернака вам кажутся необычными и какие русские поэты 20 века стремились к обновлению поэтических форм?

Какой смысл вложил поэт в заключительные строки» стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»

Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чем их произведения созвучны стихотворению Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»?

Как развивается лирический сюжет стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…?

Перечислите основные темы лирического высказывания в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…?

Кто из русских поэтов близок Пастернаку в его видении окружающего мира и почему?

Каков смысл центральных символов стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…?

Какое место занимает «Гамлет» в «Стихотворениях Юрия Живаго» и почему?

Почему стихотворение называется «Гамлет» и какие русские писатели в своих произведениях обращались к «вечным образам» мировой литературы?

В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Пастернака?

Какие параллели можно провести между образом Гамлета и образом лирического героя стихотворения Пастернака?

В чем видит Пастернак трагедию лирического героя?

М. Шолохов

Почему автор отказывается от героизации образа Андрея Соколова?

Какой смысл заключен в названии рассказа «Судьба человека»?

Что даёт основание считать поступок героя «Судьбы человека» подвигом?

В каких произведениях русских писателей отображены русские характеры и что сближает их с «Судьбой человека»?

В каких произведениях русской классики нашла отражение тема «отцов и детей» и в чем эти произведения перекликаются шолоховским «Тихим Доном»?

Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых и в каких произведениях русской классики показывается история семьи?

В чем проявляется гуманизм «жестокой прозы Шолохова»? («Тихий Дон», «Поднятая целина»).

Какова главная функция описаний природы в романе «Тихий Дон».?

В каких литературных произведениях судьбы героев развиваются на фоне масштабных исторических событий, продолжателем каких традиций русской литературы выступил Шолохов, создав роман-эпопею?

Почему принимая воинскую присягу, Григорий Мелехов думает не о воинском долге, а о семье и какое развитие получает эта тема в романе?

Сопоставьте «Тихий Дон» с произведениями русской классической литературы, в которых соотносятся темы семьи и служения Отечеству.

Здесь рассмотрим сопоставление тем прозы к лирике для ЕГЭ по литературе.

Тема назначения поэта. Тема поэта и поэзии: Державин «Памятник», Пушкин «Поэт», «Разговор  книгопродавца  с  поэтом», «Я  памятник  себе  воздвиг  нерукотворный…», Лермонтов «Пророк», Некрасов «Поэт и Гражданин», Блок «Поэты», Ахматова «Мне ни к чему одические рати», Пастернак «Быть знаменитым некрасиво», Маяковский «Нате», Бунин «В горах». Тема дружбы Твардовский «Когда идёшь путём колонн…», Пушкин «Пущину», «К Чаадаеву», Лермонтов «Один, среди людского шума», «К другу» Тема любви Блок «Вхожу я в темные храмы…», Маяковский «Лиличка!», Пастернак «Любить иных – тяжелый крест…», Пушкин «Я помню чудное мгновенье», Лермонтов «Нищий», Фет «шепот, робкое дыханье…», Симонов «Жди меня». Тема связи человека и природы Есенин «Клён ты мой опавший», «Песнь о собаке», Вашненкин «Зимний лес! От края и до края», Заболоцкий «Сентябрь», Пушкин «Анчар», Лермонтов «Тучи» Тема моря Лермонтов «Парус», Пушкин «К морю», Фет «Море и звезды» Тема неба Лермонтов «Небо и звёзды» ,«К другу», Тютчев «Люблю грозу в начале мая», Мандельштам «Я вижу каменное небо» Тема звёзд Фет «Море и звезды», Маяковский «Послушайте», Лермонтов «Небо и звёзды» Тема зимы Вашненкин «Зимний лес! От края и до края», Фет «На пажитях немых люблю в мороз трескучий…», Пастенак «Февраль. Достать чернил и плакать», «Зимняя ночь». Тема весны Мандельштам «На меня нацелилась груша да черёмуха»,  Тютчев «Люблю грозу в начале мая», Жуковский «Весеннее чувство», Фет «Ещё майская ночь…» Тема лета Пастернак «Июль», «Летний день», Жуковский «Летний вечер», Гумилев «Лето» Тема осени Заболоцкий «Сентябрь», Тютчев «Есть в осени первоначальной», Пушкин «Осень», «Унылая пора, очей очарованье», «Осеннее утро». Тема столкновения мечты и реальности Пушкин «К морю», Лермонтов «Из под таинственной, холодной полумаски», «Узник», Блок «Незнакомка», «Возмездие». Тема быстротечности жизни (жизни и смерти) Пушкин «Пора, мой друг, пора…», Есенин «Мы теперь уходим понемногу», «Не жалею, не зову, не плачу…», Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «Смерть» Патриотическая тема Блок «Россия», «Русь»,  Ахматова «Мне голос был. Он звал утешно…», Цветаева «Родина», Рубцов «Ночь на Родине», Симонов «Родина», Казакова «Любить Россию нелегко», Тютчев «Умом Россию не понять», Ахматова «Мужество». Военная тема Твардовский «Когда идёшь путём колонн…», Визбор «Военные фотографии», Симонов «Жди меня», Лермонтов «Бородино», Ахматова «Мужество» Тема матери Твардовский «Памяти матери», Есенин «Письмо матери», Некрасов «Мать», Цветаева «Маме». Тема смысла жизни (философская тема) Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…», Блок «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…», «О, я хочу безумно жить», Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», Пушкин «Памятник» Тема истории Блок «На поле Куликовом», Кузнецов «Знамя с Куликова», Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», Лермонтов «Бородино» Тема одиночества, героя одиночки Пастернак «Гамлет», Лермонтов «Тучи», «Парус», Тютчев «Одиночество», Пушкин «Осеннее утро» Тема своего поколения Блок «Рожденные в года глухие…», Лермонтов «Дума», Пушкин «Вновь я посетил..» Тема разлуки Ахматова «Я научилась просто, мудро жить», «Сжала руки под тёмной вуалью», Пушкин «Я вас любил. Любовь ещё, быть может…», Лермонтов «Расстались мы. Но твой портрет…», Некрасов «О, письма женщины, нам милой…», Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Если на экзамене вдруг попалось произведение, которое вы по каким-то причинам не прочитали, не опускайте руки. Есть несколько хитростей при подготовке к тестированию:

В последнем задании по использованию цитат вовсе не обязательно читать весь шедевр. Просто найдите в интернете и выучите цитаты хотя бы по нескольким для ЕГЭ по литературе по темам. Это может принести несколько дополнительных баллов.

Если читать и слушать – вообще не вариант, найдите фильмы, снятые по классическим произведениям. Но не в иностранной интерпретации: там может быть слишком много расхождений, а иногда – и совсем другая концовка.

А тем, кто все же хочет по максимуму подготовиться к тестированию, советуем почитать:

И, конечно же, обращайтесь за помощью в студенческий сервис, специалисты которого сделают все, чтобы помочь вам преодолеть вам все трудности и при поступлении, и в дальнейшей учебе.

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

  • Темнозеленый или темно зеленый как пишется
  • Темно фиолетовый как пишется
  • Темно бордовый как пишется
  • Тематическая неделя сказки во второй младшей группе
  • Тема сказки спящая царевна жуковский 5 класс