Темные аллеи сочинение про любовь

Многомудрый литрекон представляет итоговое сочинение на тему: любовь в жизни человека награда или наказание? аргументы, подтверждающие и ту, и

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Любовь в жизни человека — награда или наказание? Аргументы, подтверждающие и ту, и другую точку зрения, помогут выпускникам сформулировать свою позицию. Приятного просвещения!

Вариант 1

(404 слова) Принято считать, что любовь — это награда человека, источник его безмятежного счастья. Однако все чаще люди расходятся и живут в одиночестве, так и не оправившись от удара этого благословенного чувства. К сожалению, оно и лечит, и калечит по прихоти судьбы, и многие из нас пройдут именно испытание любовью, а не райские врата ее блаженства. Чтобы подтвердить свои выводы, приведу примеры из литературы.

О трагизме любви часто писал И.А. Бунин. Автор рассмотрел все грани этого чувства в сборнике рассказов «Темные аллеи», где каждый текст был посвящен отношениям мужчины и женщины. Например, в произведении «Чистый понедельник» писатель изобразил драму человека, пострадавшего от своей привязанности. Он долгое время ухаживал за очаровательной девушкой, которая не давала ему определенного ответа. С одной стороны, она проводила с ним много времени и не принимала никого другого. С другой стороны, она не подпускала его близко. Героя сжигала страсть, но он покорно ждал, пока избранница оценит все его достоинства и сможет довериться ему. Он очень сильно любил ее, и однажды она даже пригласила его к себе на ночь, чего никогда прежде не бывало. Он был счастлив! Наконец, его мечты о браке с ней сбудутся. Но не тут-то было. Героиня уехала в монастырь и простилась с кавалером письмом. Она приняла постриг. После этого ее избранник очень страдал и даже злоупотреблял спиртным. Его сердце было разбито, и вряди он смог оправиться от удара и вновь поверить в любовь.

Не менее трагической была история Надежды и Николая в рассказе того же автора «Темные аллеи». Барин и крестьянка полюбили друг друга, но их отношения не привели к созданию семьи. Николай бросил свою любовницу и решил жениться на девушке, которая была для него равноценной партией. А Надежда так и не смогла забыть своего избранника. Через всю жизнь она пронесла любовь к нему, но в то же время не могла простить предательство. Героиня так и не вышла замуж, ведь не хотела обманывать потенциального супруга заверениями в ответных чувствах. Да и сам Николай не получил того счастья, на которое рассчитывал. Жена ему изменила, а сын вырос «подлецом». Все его надежды были разбиты. Герои обрели в любви лишь страдание и разочарование. Какая уж тут награда, если вся жизнь загублена невозможностью родства душ?

Таким образом, любовь становится для многих людей настоящим наказанием за неведомые прегрешения. Они мучаются и страдают в отношениях, где не могут найти гармонии. Стоит ли удивляться, что больше половины браков в нашей стране распадаются? Видимо, сегодня трагическая природа великого чувства возобладала над ее положительной ролью в судьбах людей. 

Вариант 2

(407 слов) Далеко не всегда любовь несет в себе лишь положительные эмоции, однако ее роль в жизни человека всегда была главной и вовсе не отрицательной. Великое чувство пробуждает все самые хорошие качества личности. Оно создает семьи, обеспечивает надежный тыл, дарит самые приятные и яркие впечатления. Поэтому ее нельзя назвать наказанием. К ней больше подходит статус награды. Доказать это можно с помощью литературных примеров.

О сущности любви писал И.А. Гончаров в романе «Обломов». Агафья Пшеницына была скромной и добродетельной вдовой чиновника, но мужа своего она никогда не любила. Ее выдали замуж, как и многих девушек того времени, за первого состоятельного человека, который посватался. После его смерти Агафья осталась в бедственном положении, но смогла самостоятельно обеспечить себя и детей. Весь ее день был забит заботами, хлопотами, делами по хозяйству. Но вот в этой рутинной жизни забрезжил огонек подлинного чувства. К ней к дом приехал на постой барин Илья Ильич Обломов. Он покорил хозяйку дома добротой, мягкостью, обходительностью. Он же ощутил в ласке и опеке Агафьи родную атмосферу Обломовки. Они обвенчались. Ради мужа Агафья не жалела сил и сердечного пыла. Она создала ему идеальные условия для жизни. Героиня искренне любила Илью Ильича и наслаждалась семейным счастьем. Для этой трудолюбивой и многострадальной женщины любовь стала наградой за годы одиночества. Этот период был лучшим в ее биографии.

Эту тему затронул и А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет». «Да святится имя твое!» — именно так обратился к своей избраннице главный герой, который благодарил ее просто за то, что она есть. Вера никогда не отвечала взаимностью Георгию, она стеснялась его внимания к ней и хотела поскорее «закончить эту историю». А он долгие годы писал ей безответные письма и жил лишь безнадежным чувством к ней. Он ничего не просил и не требовал, смирился с судьбой, но не мог забыть свою музу. Ее светлый образ был главной и, похоже, единственной ценностью его жизни. Когда брат и муж Веры настояли на том, чтобы он перестал порочить имя честной женщины в своих посланиях, ему не оставалось ничего другого, кроме самоубийства. Несмотря на такой мрачный финал, Георгий ни в чем не винил героиню. Напротив, он благословлял ее за то, что она осветила его существование смыслом. Даже для Желткова любовь была наградой, а не наказанием.

Таким образом, даже те, кто пострадал от любви, считают ее своей величайшей ценностью, а не санкцией свыше. При всех своих эмоциональных качелях данное чувство заслуживает благодарности человека, а не его хулы. Любовь радует нас гораздо больше, чем печалит, ведь в ней мы обретаем счастье духовной близости.

Сочинение по произведению Темные аллеи Бунина

В русской литературе тема любви весьма популярна. И.Бунин в своих произведениях описывает это чувство довольно подробно и честно. По его мнению платонической любви не бывает. Физическая и духовная близость всегда идут рука об руку.

В рассказе «Темные аллеи» рассказывается история любви простой крепостной крестьянки и молоденького барина. Наденька, так звали девушку, пребывая в совсем ещё нежном возрасте, была безумно влюблена в барина Николая Алексеевича. Любовь её была настолько сильной, что оказалась единственной, она пронесла её через всю свою жизнь и не смогла от нее отказаться. По этой причине Надежда так и не вышла замуж, не создала семью, не нарожала детей. Барин женился, вырастил сына, но это, как он сам признается впоследствии, не сделало его счастливым.

Спустя много лет бывшие влюбленные случайно сталкиваются на принадлежавшем Надежде постоялом дворе. Николай Алексеевич ошарашен известием о том, что Наденька все эти годы любила только его, но до сих пор так и не простила его предательства.

Барин чувствует себя виноватым в неудавшейся жизни девушки, он испытывает досаду, что такое светлое и достойное чувство пролетело мимо, но одна мысль о том, что тогда, много лет назад, он мог жениться бы на крепостной крестьянке приводит его в ужас. Терзаемый чувством стыда и чувствуя нелепость и пошлость сложившейся ситуации, Николай Алексеевич спешно покидает постоялый двор.

Наденьку тоже взволновала эта встреча, в порыве откровенности она признается в своих чувствах, которые она свято хранила все это время, но заставить себя простить возлюбленного так и не смогла, хотя понимает, что барин никогда бы не связал свою жизнь с ней, обыкновенной крестьянкой.

Даже в наши дни бывают обстоятельства, мешающие соединиться влюбленным сердцам. А человек, живущий моральными и социальными устоями не только калечит другому жизнь, но сам себя лишает возможности предаться великому чувству любви. Люди, ни разу не испытавшие чувства влюбленности, никогда не узнают, что любовь – это огромное счастье, восторг, наслаждение, а не знавшие любви по праву могут считаться неполноценными существами, несчастными и обделенными.

2 вариант

Рассказ Бунина «Темные аллеи» описывает драматичную любовь двух героев, жизнь которых уже клонится к закату.

В начале рассказа автор описывает серый осенний день, кругом грязь и слякоть, черные дороги и сырость. К заезжему дому подъезжает такой же грязный тарантас, запряженный простыми лошадками. Далее идет описание кучера и тарантаса. Это старик офицер, чисто выбритый и аккуратно одетый в военную одежду. Фигура его стройна и моложава.

Когда военный заходит в горницу, начинается контраст с началом рассказа. В дом все по-другому, здесь тепло и сухо, кругом чистота и порядок, вкусно пахнет приготовленной едой. Заходит хозяйка постоялого двора, и офицер начинает задавать ей простые вопросы, похвалил за чистоту и уют. И только когда женщина назвала его по имени и отчеству, он вспомнил ее. Вспомнил, как лет тридцать назад он обманул и бросил молодую горничную. Внезапно генералу становится стыдно, он начинает оправдываться, говорит, что все в жизни проходит, а то, что было, это обыкновенная история, не заслуживающая внимания. В отличие от него, женщина ничего не забыла, она подтверждает, что может пройти молодость, но не любовь. Всю свою жизнь она любила только его, но так и не смогла простить его обмана. В свое оправдание старик говорит, что и он не был счастлив, его бросила любимая жена, сын вырос оболтусом и негодяем.

Старик отказывается от самовара, и приказывает подавать лошадей. Подали лошадей, и офицер поехал дальше. В дороге он думает, что любовь этой женщины была единственно настоящей, и он упустил самое главное. Но все равно, он не может представить простую крестьянку хозяйкой своего дома и матерью своих детей, слишком велика сила порицания окружающего общества.

Надежда пронесла свою любовь через всю жизнь, и, говоря о чистоте в ее горнице, автор показывает нравственную чистоту этой обманутой, но любящей женщины.

Николай Алексеевич же до сих пор подвержен предрассудкам, он не умел, и не умеет любить, и жизнь наказала его за это. Но Николай Алексеевич все принимает за должное, он же знает, что «все пройдет». Трагедия заключается в том, что прошла мимо жизнь, пусть он даже чего-то добился, стал генералом, но жизнь была несчастной, потому что он не захотел и не смог отстоять право на любовь.

Сочинение 3

Это всё-таки грустная история о воспоминаниях и результатах. Встретились два человека через тридцать лет. Один из них другого обидел когда-то, а теперь понимает, что виноват. Но ничего не изменить уже!

Только Николай Алексеевич руку Надежде поцеловал, чего делать не полагалось по статусу и традициям. И то жалеет об этом! Хорошо, что их никто не видел, так он думает. Конечно, это эмоции и чувство вины заставило его так поступить. И всё-таки слишком он закомплексованный. Думает о других – об их мнении. Ему бы сейчас, так как его жена давно сбежала с другим, попросить Надежду его простить, предложить брак. И стать счастливым, хотя бы на старости, как говорится, лет. Тем более, что она его ждала обратно всю жизнь, ни за кого не пошла. Плюс она не нищенка, наоборот. У неё свой постоялый двор, удивительно толковый и аккуратный, как Николай и заметил. Ей бы сделать свой бренд, по всей стране сеть! И с его связями в высшем обществе клиентов было бы много! Может быть, ещё родился у них ребенок, ведь Надежда моложе своих лет выглядит, бодрая и красивая… А сын у Николая Алексеевича вырос, по его словам, подлецом. Пожилой мужчина считает, что его так жизнь наказала… Наверное, он чувствовал свою вину, поэтому и «разрешил» жене сбежать, а сына считает подлецом.

Внутренние ограничения не позволяют Николаю остаться с Надеждой. И речь даже не о постоялом дворе и детях, а просто о том, чтобы старость коротать. Но, возможно, этот бодрый старик считает, что ещё рано ему о таких вещах думать. Он не может представить её хозяйкой своего дома в Петербурге…

И будет ещё встреча лет через двадцать. Тогда уж, я надеюсь, что после этой странной встречи, когда уже всё выяснили, Надежда вспомнит о себе и согласиться на одно из предложений. Она ведь не забыла о том, что женщина – в красивой одежде ходит хотя бы. А простить ей нужно всё-таки, ведь лишнее напряжение – помнить и злиться. Каждый раз испытывать негатив при воспоминании. Она ведь хотела совершить самоубийство, но хорошо, что отвлеклась на другое. Не простила, но и мстить не стала – яд не подмешала в чай!

Она не могла отдать ему всю свою красоту, как там написано… А ещё там написано, что он ей стихи читал про темные аллеи. Вот почему и название такое. Но оно наверняка символично… Темные, как прошлое героев.

По-моему, когда мы встречаемся с нашими обидчиками, хорошо, если мы их плохой поступок смогли повернуть себе на пользу!

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Темные аллеи

Популярные сегодня темы

Сейчас я живу в одной комнате со своей сестрой, и порой мне очень не хватает своего маленького гнездышка. Каждый человек мечтает о таком месте, где он может побыть в полном уюте и комфорте

Я считаю, что зря Чацкого кое-кто ругает, говорит, что он слишком гордый, злой, что он вносит смуту. Я считаю, что он всё делал правильно. Так и нужно! Слышал я, что он зря своё здоровье портит

Комедия в стихах «Горе от ума» Грибоедова А.С. написана в начале ХIХ века Произведение является вершиной русской поэзии и драматургии. Афоризмы, которыми изобилует текст пьесы, народ «растащил на цитаты

В сборнике Петербургские повести громко заявлена тема”маленького человека”. Таков Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой повести “Шинель”, входящей в цикл о Петербурге и мелких чиновниках, его населяющих.

Наступила первая послевоенная весна. Рассказчик истории направляется в станицу Буковскую, едет он на лошадях по бездорожью, на его пути оказывается река Еланка

Анализ «Тёмные аллеи» Бунин

analiz tyomnye allei bunin 50332

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1122.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1122.

Цикл рассказов Бунина “Тёмные аллеи” – лучшее, что написано автором за всю его творческую жизнь. Несмотря на простоту и доступность бунинского стиля, анализ произведения требует специальных знаний. Произведение изучается в 9 классе на уроках литературы, его подробный разбор будет полезен при подготовке к ЕГЭ, написании творческих работ, тестовых заданий, составлении плана рассказа. Предлагаем ознакомиться с нашим вариантом анализа “Темных аллей” по плану.

kuchmina nadegda 100

Краткий анализ

Год написания – 1938.

История создания – рассказ написан в эмиграции. Тоска по родине, светлые воспоминания, уход от реальности: войны и голода – послужили толчком к написанию рассказа.

Тема – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.

Композиция – традиционная для новеллы, рассказа. Состоит из трёх частей: приезда генерала, встречи с бывшей возлюбленной и поспешного отъезда.

Жанр – рассказ (новелла).

Направление – реализм.

История создания

Анализ “Темных аллей” будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ тёмных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.

Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937–1945 гг.), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силы автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческом пути Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – всё это стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.

В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

Композиция

Композиционно рассказ можно разделить на три части.

Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.

Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь: бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».

Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.

Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжета – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность: в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.

Художественные средства, которые использует автор, всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.

Анализ рассказа «Тёмные аллеи» (И. А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.11.2019 · Обновлено 25.11.2019

Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь.

История создания

История написания рассказа «Темные аллеи» — это интересные факты, которые проливают свет на замысел автора:

  • Рассказ «Тёмные аллеи» создавался Буниным как часть большого сборника рассказов. В этот период своей жизни Бунин жил в эмиграции, покинув Россию после событий семнадцатого года. Разочарование и потерянность писателя, которые он чувствовал после гибели привычного уклада жизни дореволюционной Российской империи, усугублённые непростой жизнью в чужой стране, нашли свой выход на страницах его сборника.
  • К работе над сборником Бунин приступил в 1937 году, а 1938 он написал и рассказ «Тёмные аллеи». Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании «Новая земля». Однако основной пласт работы был завершён только в 1945 году.
  • Эпиграфом к рассказу стала цитата Л.Н. Толстого: «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь». Каждая книга из цикла посвящена разным граням этого чувства.
  • Во время написания произведения автор страдал от одиночества и нищеты, ведь довоенное и военное время в Европе характеризовалось перебоями с питанием и повышением цен на самые необходимые продукты.

Направление и жанр

Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.

С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.

Композиция

Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.

  1. Первая часть содержит в себе экспозицию, которая показывает нам главных героев и рассказывает предысторию.
  2. Вторая часть отведена под завязку и кульминацию, герои начинают разговор, вспоминают прошлое, это оживляет в них, казалось бы, давно умершие чувства.
  3. В третий части происходит развязка, а за ней финал: герои прерывают разговор и прощаются навсегда.

Смысл названия

Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.

Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:

Кругом шиповник алый цвел
Стояла темных лип аллея…

Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.

Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент. Аллея — это отражение жизненного пути, темного и скрытого от посторонних глаз.

Суть: о чём рассказ?

Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.

Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.

Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице:

Николай Алексеевич мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд.
Надежда красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека.

Тематика рассказа «Тёмные аллеи» отражает содержание всего бунинского цикла. Многомудрый Литрекон дополнит этот раздел, если есть необходимость, о которой нужно написать в комментариях:

  1. Любовь в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего приносит ему только новые страдания и сожаления. Однако мгновения страсти — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно чувства.
  2. Судьба – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный краткосрочный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его.
  3. Нравственный выбор. Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно. Николай гонит от себя мысль о том, что было бы, если бы он женился на Надежде, потому что боится признать свою ошибку.
  4. Ностальгия. Герои сильно пострадали от любви, однако погружение в прошлое заставляет их обнаружить счастье, которого теперь нет. Оказалось, что те первые мгновения страсти и молодости были тем самым счастьем, которого так не хватало персонажам в дальнейшем.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тёмные аллеи» тоже может быть увеличена в объеме, если Вы напишите Литрекону, чего не хватает.

  1. Измена – фактически, Николай изменил любви, забыл свою возлюбленную, оставив её на произвол судьбы. Проявив эгоизм, герой сломал жизнь девушке, которая искренне любила его всю жизнь.
  2. Отчаяние – жизнь в творчестве Бунина показана тяжёлой и неприятной «аллеей», которая приносит человеку страдания и испытания. Никто из героев в итоге так и не стал счастливым. Николай разочаровался в семье, а Надежда — в любви.
  3. Социальное неравенство. Николай так и остался барином для Надежды, поэтому так легко оставил ее. С женщиной своего круга он не мог бы так поступить, потому что его осудило бы общество. Оно же помешало ему выбрать именно Надежду, ведь крестьянка — не пара барину.
  4. Месть и великодушие. Надежда так и не смогла простить своего обидчика. Его легкомыслие задевает ее и в разговоре. Он все это время даже не вспоминал о той, кого бросил, а она любила, мучалась и не могла отпустить воспоминания о разлуке.

Основная идея

Смысл в рассказе «Тёмные аллеи» прослеживается чётко: это тоска Бунина по прошлому, его рассуждения о своей судьбе, судьбе его поколения и судьбе самой России. Его мысли об упущенном счастье, о напрасно прожитой жизни и превратностях жестокой судьбы. Надежда — это отражение всего народного, русского, преданного и нравственно цельного, а Николай — это слабый и малодушный представитель правящего дворянского класса, который в образе возлюбленной бросил Россию, но не стал от этого ни счастливее, ни свободнее. Оказалось, что только она любила и принимала его таким, каков он есть. В образе Надежды Бунин воспел свою родину — терпеливую, кроткую, сильную, но истерзанную, оскорбленную предательством.

Также он показывает нам силу любви и то, как легкомыслие в отношениях может принести вред и самому человеку, и всем, кто его окружает. Главная мысль рассказа «Тёмные аллеи» — предостережение тем, кто все еще идет по темной аллее жизни в поисках счастья: оно, возможно, уже рядом, просто нужно разглядеть и не отпускать его.

Чему учит?

Рассказ «Тёмные аллеи» учит нас тому, как важно не изменять любви, не играть с ней, ведь обманутая любовь порождает отчаяние, ломает душевное здоровье человека, оставляя на его душе болезненную рану. Такова мораль произведения.

«Тёмные аллеи» заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере.

Критика

Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором.

Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия.

Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина:

В этой книге Т.В. Марченко (вслед за Л.В. Пумпянским) полагает, что искусство Бунина (в том числе и позднее) лишь родственно искусству модернизма, но в целом опирается на классику, поскольку стремится предельно точно и интенсивно воскресить (в другом контексте появляется более традиционное «отразить») реальный мир. Три десятилетия Бунин развивает в русской прозе «артистицизм» — направление, связанное с творчеством Г. Флобера, а затем движется параллельно поискам М. Пруста. Некоторые модернистские черты у Бунина наличествуют (прием фрагментарности повествования), а некоторые (ирония или игра) абсолютно чужды поэтике Бунина.

Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего.

«Жизнь Арсеньева» использует ряд более ранних текстов, несколько раз перерабатывается в процессе публикации, продолжается или не продолжается. Из набросков ко второму тому романа вырастает замысел «Темных аллей». Но и «Темные аллеи» разворачиваются в бунинском творчестве бесконечно, образуя большой круг рассказов, которые писатель то включает, то не включает в новое потенциальное издание.

Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторство Бунина:

«Темные аллеи» — начало движения Бунина от модернистской манеры письма в сторону усиления рефлексии и литературной игры. В первом «программном» рассказе, открывающем книгу и одноименном ей, сохраняется еще, хотя и в усложненном виде, прежний механизм рефлексирования. Герои встретились много лет спустя, пунктиром намечены их жизни за прошедшие годы, в финале герой мысленно рисует альтернативный сюжет: «“Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?”

Бунин Темные аллеи анализ рассказа 9 класс

Произведение создается в период эмиграции писателя, ощущающего тяжелую тоску по родине в качестве светлых воспоминаний ухода от голодной военной реальности. Произведение является составной частью одноименного сборника рассказов писателя.

Жанровая направленность произведения представляется в качестве рассказа, однако, по мнению некоторых исследователей творчества писателя, оно является новеллой.

Основной темой является любовная проблематика, которая с точки зрения писателя является сутью, началом и смыслом всей человеческой жизни вне зависимости от трагических либо счастливых обстоятельств.

Композиционная структура рассказа трехчастная, в первой из частей повествует о приезде героя на постоялый двор с преобладанием описанием окружающего пейзажа, во второй описывается встреча с бывшей любимой женщиной, характеризующаяся включением в повествование диалогов, а последняя часть представляет собой побег героя от нахлынувших воспоминаний и прошлого.

Сюжетная линия рассказа представляется, в основном, диалоги героев, построенных на абсолютно противоположных взглядах в отношении человеческого существования, поскольку героиня считает свою жизнь, заключающуюся в любви, утешением и радостью, храня прошлые воспоминания, а герой придерживается мнения о бессмысленности, пустом человеческом существовании, быстро проходящим.

Отличительной особенностью рассказа является его пронзительность, трогательность и красота.

Главным героем произведения является Николай Алексеевич, представленный в образе шестидесятилетнего, высокого, стройного мужчины генеральского ранга, отличающегося нерешительностью, усталостью от жизни, трусостью и незрелым поведением. В молодости генерал влюбляется в крепостную девушку, однако в брак вступает с женщиной своего сословия. Главной героиней рассказа является Надежда, представленная в образе простой, искренней, работящей, хозяйственной и умной женщины, достигшей сорока восьми лет, отличающейся силой воли, прямолинейностью, откровенностью.

В качестве второстепенных персонажей рассказа автор представляет жену главного героя, изменившую своему супругу, кучера Клима, местного работника, а также сына генерала, изображенного как транжира, бестолочь, неуважительный юноша.

Главной мыслью произведения является изображение трагизма человеческой судьбы.

Анализ 2

Отношение Бунина к теме любви было несколько своеобразным, если в начале произведения мы видим влюбленную пару, то в конце они неизменно расстаются или же один из них трагически умирает. По мнению писателя, любовь является свечой, которая рана или поздно все равно потухнет.

Главный герой рассказа «Темные аллеи», Николай Алексеевич, генерал русской армии, по сюжету приезжает в родной город, где встречает со своей давней любовью Надеждой. Женщина всегда помнила Николая, в ее сердце еще хранится любовь, однажды она даже хотела покончить с собой из-за неразделенной любви. Николай Алексеевич чувствует себя виноватым в том, что оставил героиню одну, поэтому решает попросить у нее прощения. Любые чувства, по его мнению, проходят.

Жизнь Николая трудна, у него была любимая супруга, которая ему изменяла, также у него есть сын, который, к сожалению, вырос плохим человеком. Покидая город, генерал понимает, что Надежда это единственный светлый лучик в его жизни. И он сильно жалеет, что связь между ними прервалась.

Надежда многие годы хранила чувства, но, увы, это не помогло ей в создании семьи, она осталась одинока. Она не желает прощать Николая, боль от расставания сильна даже спустя много лет. А Николай оказывается слабым человеком, который побоялся уйти из семьи. Он боится презрения со стороны общества.

Мы видим грустную историю двух людей, чья судьба так и не смогла сложиться в нужном русле. Герои побоялись противостоять устоям и морали общества, поэтому их жизнь незавидна. Но не стоит думать, что любовь оставила персонажам только плохое, нет, это великое чувство оставила в их жизни глубокий след, который никогда не сотрется.

Многие произведения Бунина, так или иначе, рассказывают о любви. «Темные аллеи» также не стали исключением. Автор, через рассказ, показывает читателю всю важность любви. И все же Бунин не дает своим персонажам шанс на счастье. Возможно, Николаю Алексеевичу, стоило перестать бояться мнения окружающих, плюнуть на общество и начать бороться за свою любовь. Воспоминания о счастливых днях с Надеждой греют его душу, но он, почему-то, не желает и подумать о том, что можно было все устроить иначе. Но он не был готов к изменениям. Если бы генерал отважился бросить свою нерадивую супругу, то на карьере военного можно было бы поставить крест. Очень много вещей бы поменялось, от многого пришлось бы отказаться.

У каждого из нас есть свои тайны, и, часто бывает, что они всплывают самым необычным образом. Любовь – это не результат случайных стечений обстоятельств. Она требует неустанного труда, решимости и уверенности в своих силах. Ради любви, своего счастья, нужно сражаться, вгрызаться зубами, не обращать внимания на подводные камни, и тогда, возможно, судьба нам улыбнется.

Вариант 3

«Темные аллеи» Бунина – это небольшой сборник рассказов о настоящей и искренней любви. Примечательным в этих небольших любовных новеллах является трагичность любовных отношений. У каждого рассказа из этого цикла печальный конец. Блок всегда считал, что любовь и разочарование неразрывно связаны друг с другом. Для него любовь – это яркая огненная искра, которая как быстро зажглась, так и быстро гаснет. Именно об этом он и писал во многих своих произведениях.

Основной сюжет рассказа «Темные аллеи» разворачивается вокруг встречи некогда влюбленных друг в друга людей преклонного возраста. Много лет назад еще, будучи молодыми, они страстно любили друг друга. Рассказ поделен на три основные части – приезд генерала Николая Алексеевича, его встреча с прошлой любовью и грустные воспоминания и размышления пожилого мужчины после того, как он покинул постоялый двор.

Первая часть любовной истории раскрывает перед читателем красоту природы, окружающую обстановку, внешние характеристики героев, их нравственный и социальный образ. Во второй части, которая является главной – автор описывает встречу мужчины и женщины, предает, насколько сильными были эмоции и чувства при встрече двух бывших влюбленных. В этот момент, в момент встречи их взглядов и общения уже не важно, кто из них выше по социальному статусу. Надежда, хотя так и не смогла простить своему любимому предательства, осталась до конца своих дней верной и преданной ему. Николай Алексеевич, хотя и стал взрослым и состоявшимся мужчиной, при встрече с Надеждой теряется, начинает оправдываться как мальчишка и в то же время подавить в себе муки совести. Стоило ему только взглянуть на некогда им любимую женщину, он сразу же понял, как пуста и однообразна его настоящая жизнь.

Третья, заключительная часть описывает события, произошедшие уже после отъезда генерала с постоялого двора. Он полностью погружен в свои мысли и постоянно рассуждает, как бы повернулась его жизнь, если бы он женился на Надежде? Какой бы она была хозяйкой в его доме? Но в то же время разница в социальном положении влияет на него больше, чем любовь, ему становится стыдно за влюбленность и пылкие чувства к женщине, которая не подходит ему по статусу.

В любовном цикле «Темные аллеи» Бунин раскрывает перед читателем нравственную и социальную сторону человека. Он показывает и то, что мужчина и женщина любят по-разному. Надежда была и, останется верна ему, несмотря ни на что, она искреннее любила и любит этого человека. А он же в свою очередь поступает как предатель, ему важнее мнение общества и социальные устои, чем счастливая жизнь рядом с любимым человеком. Каждый по-своему понимает и испытывает это чувство, но не каждому дано его сохранить.

Анализ произведения

«Темные аллеи» — это первый рассказ из одноименного сборника новелл Ивана Бунина. Этот рассказ описывает первую любовь и впечатления, которые она оставляет во взрослой жизни.

Смысл названия можно объяснить так, что в произведении освещаются темные стороны любви.

Николай Алексеевич оказывается на почтовой станции и встречает там Надежду, которую раньше очень любил. Мужчина является дворянином, а женщина работала в молодости у него горничной, а теперь стала хозяйкой постоялого двора. Они очень любили друг друга, но не могли быть вместе из-за сословных преград. Они встретились во взрослом возрасте и вспомнили свои чувства. Это была рядовая ситуация во времена, современные для автора, поэтому писатель и выбрал такой сюжет.

Этот рассказ описывает темные стороны любви. Николай Алексеевич был вынужден отказаться от любимой женщины. Он женился, и у него родился сын, но герой не был счастлив в браке. Его жена изменяла ему. Николай Алексеевич немного жалеет, что отказался от любви к Надежде, но у него не было другого выбора. Надежда сохранила свою любовь к нему и пронесла ее в течение всей своей жизни. Женщина не вышла замуж, но стала успешной в своей деятельности. Оба героя стали несчастными, так как отказались от любви из-за независящих от них причин.

Во время их короткой встречи между героями вспыхнули воспоминания о прошлых чувствах. Им было жалко, что так вышло, они не могут быть вместе. Но в этом и есть особенность рассказов Бунина. Любовь в них никогда не заканчивается счастливо, герои никогда не женятся. Любовь в понятии автора — это что-то нечто вспышки, которая проходит также резко, как и начинается. Любовь Бунина — всегда трагическое чувство. Это видно и в рассказе, ведь герои отказались от любви, но не перестали любить друг друга.

Первая любовь в понятии автора — это незабываемое чувство, нежное, страстное. Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга горячо, но недолго. Но несмотря на непродолжительность своих чувств, они сохранили свои чувства на всю свою жизнь. По мнению автора, такой и должна быть первая любовь — страстной, нежной, короткой, яркой. Она оставляет впечатление о себе в сердце человека на всю жизнь. Человек проносит воспоминания об этом событии в своем сердце с радостью, счастьем.

«Темные аллеи» — это прекрасный рассказ про первую любовь, чувства, трагические отношения, которые были прерваны не по воле влюбленных. Очень полезно молодым людям познакомиться с этим произведением.

Темные аллеи анализ рассказа

Популярные сочинения

На картине Исаака Израилевича Бродского «Летний сад осенью» изображена золотая осень. Автор очень любил это время года, поэтому у него очень много картин с изображением осенних пейзажей. Эта картина одна из его лучших работ.

Сострадание — чувство, которое присуще практически каждому человеку. Будь то переживания о судьбе бездомного котенка, детях из детского дома или же людях с ограниченными возможностями здоровья

Одна из самых классных картин! Мне очень нравится. Тут столько силы, движения… богатырства! Тут очень красивая русская природа. Закат (или рассвет) такой, что небо красивого цвета

Иван Бунин, «Темные аллеи»: анализ

Автор: Guru · Опубликовано 15.05.2017 · Обновлено 08.10.2017

И. А. Бунин – первый из русских писателей, получивших Нобелевскую премию, достигший популярности и известности на мировом уровне, имеющий поклонников и соратников, но… глубоко несчастный, ведь с 1920 года он был оторван от Родины и тосковал о ней. Все рассказы периода эмиграции проникнуты чувством тоски и ностальгии.

Смысл названия рассказа «Темные аллеи»

Вдохновившись строками стихотворения «Обыкновенная повесть» Н. Огарева: «Кругом шиповник алый цвел /Стояла тёмных лип аллея», Иван Бунин выносил в себе замысел написать цикл рассказов о любви о тонких человеческих чувствах. Любовь разная, но всегда это сильное чувство, меняющее жизнь героев.

Рассказ «Темные аллеи»: краткое содержание

Рассказ «Темные аллеи», одноименный циклу и являющийся главным, был опубликован 20 октября 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля». Главный герой, Николай Алексеевич, случайно встречается с Надеждой, которую он соблазнил и бросил много лет назад. Для героя тогда это была лишь интрижка с крепостной девушкой, зато героиня серьезно полюбила и пронесла это чувство через всю жизнь. После романа девушка получила вольную, стала зарабатывать себе на жизнь сама, в настоящем владеет постоялым двором и «дает деньги в рост». Николай Алексеевич разрушил жизнь Надежды, но был наказан: любимая жена бросила его также подло, как когда-то он сам поступил, а сын вырос подлецом. Герои расстаются, теперь уже навсегда, Николай Алексеевич понимает, какую любовь он упустил. Однако герой даже в мыслях не может преодолеть общественные условности и представить, что было бы, если бы он не бросил Надежду.

Бунин, «Темные аллеи» — аудиокнига

Слушать рассказ «Темные аллеи» необыкновенно приятно, ведь поэтичность языка автора проявляется и в прозе.

Образ и характеристика главного героя (Николая)

Образ Николая Алексеевича вызывает антипатию: этот человек не умеет любить, видит только себя и общественное мнение. Он боится себя, Надежду, как бы чего не вышло. Зато если будет все внешне пристойно, можно поступать как угодно, например, разбивать сердце девушке, за которую никто не заступится. Жизнь наказала героя, но не изменила его, не прибавила твердости духа. Его образ олицетворяет привычку, обыденность жизни.

Образ и характеристика главной героини (Надежды)

Гораздо сильнее Надежда, которая смогла пережить позор от романа с «барином» (хоть и хотела наложить на себя руки, но вышла из этого состояния), а также сумела научиться зарабатывать самостоятельно, причем честным путем. Кучер Клим отмечает ум и справедливость женщины, она «дает деньги в рост» и «богатеет», но не наживается на неимущих, а руководствуется справедливостью. Надежда, несмотря на трагичность своей любви, сохранила ее в сердце на много лет, простила своего обидчика, но не забыла. Ее образ – душа, возвышенность, которая не в происхождении, а в личности.

Главная идея и основная тема рассказа «Темные аллеи»

Любовь в «Темных аллеях» Бунина — трагичное, роковое, но от этого не менее важное и прекрасное чувство. Она становится вечной, ведь навсегда остается в памяти обоих героев, это было самое дорогое и светлое в их жизни, хоть и ушедшее безвозвратно. Если человек хоть раз любил так, как Надежда, он уже пережил счастье. Даже, если эта любовь кончилась трагически. Жизнь и судьба героев рассказа «Темные аллеи» были бы и вовсе пусты и серы без такого горького и больного, но все же потрясающего и яркого чувства, которое является своеобразной лакмусовой бумажкой, проверяющей человеческую личность на предмет силы духа и нравственной чистоты. Надежда эту проверку проходит, но Николай – нет. В этом и заключается идея произведения. Подробнее о теме любви в произведении Вы можете прочитать здесь: Сочинение на тему: Любовь в рассказе «Темные аллеи»

Тема любви соединяет российский и эмигрантский период. Как герои вспоминают ушедшей любви, так и автор тоскует об оставленной Родине, любит ее, но не может принять те перемены, которые в ней произошли.

Тема любви в рассказе «Темные аллеи» (И.А. Бунин)

temnye allei

Тема любви в рассказе Ивана Бунина «Темные аллеи» является центральной. Писатель очень любил эту тему и часто возвращался к ней в своих произведениях. Бунинская любовь – это вечное чувство, которое обычно что-то оставляет по себе: слезы, боль, радость, страдания, умиротворение, надежду, веру.

В рассказе «Темные аллеи» описание любви вызывает трепетные чувства. По сюжету Николай Алексеевич остановился в горнице, где повстречал свою старую знакомую Надежду. Когда-то между ними была огромная любовь, но они вынуждены были расстаться. Теперь же Николай Алексеевич – мужчина в годах, который, впрочем, не утратил прежней красоты.

Он все также подтянутый, стройный, несмотря на седовласый грубый волос над губами. Надежда же в свои сорок восемь лет все также прекрасна. Эта случайная встреча стала для них обоих большим потрясением. С их разговора становится ясно, что Николай Алексеевич не рискнул жениться на бедной девушке Надежде. Все-таки социальный статус дал о себе знать.

Тогда он решил, что лучшим выходом для их обоих будет расставание. Вскоре Николай Алексеевич женился на другой, которая родила ему сына, но не подарила настоящее счастье. Эта женщина изменила ему и бросила его. Сын также не стал самым прекрасным звеном, соединяющим цепь жизни. Он вырос в морально неполноценного человека, «негодяя», как выразился сам Николай Алексеевич. Какой же им видится та юношеская любовь по прошествии стольких лет?

Надежда – хозяйка горницы. Она не замужем, ведь всю жизнь любила одного человека – Николая Алексеевича. Она не смогла полюбить другого и пронесла это светлое чувство через все превратности строгой судьбы. После того, как любимый оставил ее, Надежде дали вольную и она отправилась устраивать свою жизнь. Теперь она богатая и почитаемая хозяйка. Женщина умеет вести дела, у нее всегда чисто и убрано. Именно этот факт отмечает Николай Алексеевич, когда появляется на пороге горницы.

Для Надежды любовь – это смысл жизни, это то чувство, на котором основываются все остальные. Когда «стройный старик-военный» спрашивает ее о замужестве, женщина в удивлении отвечает, что этого никак не могло быть. Как она могла даже подумать о браке с другим, если любила Николая Алексеевича? Для нее это абсолютно не допустимо, то есть становится понятно, что эта женщина никогда не согласилась бы на брак по расчету или любви со стороны мужчины.

Все эти тридцать лет, что они не виделись, Надежда носила в себе любовь к этому человеку и сохранила сильнейшее чувство до момента их встречи. Интересно, что имя героини отображает ее состояние души. Любовь, которая все это время жила в ней, наверняка позволяла надеяться, что в один прекрасный момент барин появится снова в ее жизни. И тогда, возможно, она получит еще один шанс на счастливое будущее. И пускай ей уже не пятнадцать и ему не двадцать, ведь главное не года, а чувства.

Для Надежды те юные ощущения до сих пор остаются реальностью. Да, молодость уже прошла, но не любовь. Женщина с обидой и горечью вспоминает, как любимый оставил ее: «Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем». Для него это все было словно игра, а для нее самые лучшие и одновременно самые страшные дни в ее жизни.

Он твердит, что все в нашей жизни временно и имеет свойство заканчиваться. И с этим женщина никак не может согласиться, ведь в ней до сих пор не погас тот огонек любви. Более того, он перерос в обиду. Ей больно от того, что любимый растоптал ее чувства одним крепким шагом вперед. Надежда так и не смогла ему простить, ведь он уничтожил не только их отношения, но вместе с ними и всю ее жизнь.

Теперь она хорошая хозяйка, красивая женщина, которая никак не может расстаться с лучшим другом молодости – горьким одиночеством. Отсюда и обида. Не обижается только тот человек, которому другой безразличен. Обида – последствие задетых чувств. И все же любовь в ней оказывается сильнее обиды. Ведь в конце рассказа Надежда переступает через все свои горестные тридцать лет одиночества, чтобы с вечной теплотой в сердце поцеловать руку любимому человеку.

Я думаю, что это тип идеальной женщины, которая тонко чувствует картину мира и умеет любить по-настоящему. Ее последний поступок является тому ярким доказательством. Надежда смогла переступить через себя и поцеловать руку человеку, который буквально испортил ей всю жизнь. Вот так выглядит настоящая любовь, это она прикоснулась устами женщины к руке уже старого Николеньки.

Николай Алексеевич имеет иные взгляды на всю эту ситуацию. Для него их любовь осталась приятным воспоминанием. Это тот момент, когда можно с теплой грустью вспомнить даже об ошибках молодости. Когда он узнает Надежду, то переменяется в лице: он сразу же краснеет. Возможно, нахлынувшие чувства были столь сильны, что он на минуту почувствовал себя тем молодым бравым Николенькой, который когда-то краснел даже при одном виде прекрасной любимой девушки.

С другой стороны, предположу, что он покраснел из-за того, что перед его взором стала картина их расставания. Я думаю, что Николай Алексеевич прекрасно понимал, как несправедливо обошелся с этой женщиной. И пускай уже прошло тридцать лет, даже воспоминания об этом вызывают такую реакцию. Барин относится к любви с некой ноткой философии. Он встречает Надежду, как старую знакомую. Расспрашивает ее о том, как она жила все это время, замужем ли. То есть ставит ей обычные вопросы, которые обязательно звучат в разговоре старых знакомых, не видевших друг друга много лет.

Тот факт, что Надежда до сих пор не замужем кажется ему странным. Он помнит её пленяющую красоту, ему даже становится жаль, что все это время она безвозвратно увядала. Если для Надежды все чувства реальны и до сих пор живы, то для Николая Алексеевича все обстоит совсем не так. Он думает, что все в нашей жизни имеет свойство заканчиваться. Он сравнивает любовь с молодостью. Для Николеньки это чувство не является особенным, оно такое же приходящее и уходящее, как и другие вещи в человеческой жизни.

Вот только старость смотрит на молодость не укоризненно, а с осознанием и легкой завистью. Теперь, по истечении стольких лет, любовь для барина – лишь воспоминание: «Все проходит. Мой друг, – забормотал он. – Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Но вдруг Надежда говорит о том, что «все проходит, но не все забывается». Интересно, что реакция его была «болезненной».

Он даже представить себе не мог, что эта женщина сможет любить его всю жизнь, даже не имея возможности быть рядом или же увидеть. Прошло столько лет, а она все также стоит перед ним с открытой душой. Возможно, он даже не ей говорил слова о том, что «все проходит и все забывается». По моему мнению, он себя успокаивал. Ведь в конце старик не выдержал, а отвернулся и попросил ее уйти.

Он понял, что проиграл. Николай Алексеевич рассказал Надежде о своей неудачной женитьбе для того, чтобы хоть как-то облегчить себе совесть. Впрочем, он даже задумался о том, сделал ли он тогда правильный выбор. Но барин не смог представить вот эту Надежду в образе его жены и матери его детей. Я думаю, это оттого, что он все-таки любил ту молодую красавицу, а с этой у него только общие воспоминания.

Какую же роль в этой печальной любовной истории играют темные аллеи? Надежда вспоминала, что когда-то Николай любил читать ей стихи. Одним из таких поэтических произведений был стих Огарева «Обыкновенная осень». Я думаю, что темные аллеи символизируют их несчастную любовь. Весь этот их совместный путь привел к тому, что они заблудились среди темных аллей. Красавец-аристократ оставил Надежду одну в этой темноте и ушел искать выход в одиночку. Женщина не захотела выходить из пленяющих объятий темных аллей, ведь она могла продолжать жить только там. Николай же думал, что нашел выход, но когда внезапно через столько лет увидел свою любимую снова, то понял, что он сам себя обманул.

Любовь – это сильное чувство, которое никогда не оставит человека холодным, даже после своего ухода. Все люди по-разному умеют любить. Кто-то живет только потому, что он любит, как Надежда, а кто-то может влюбляться несколько раз и рассматривать эти истории любви как лучшее, что было в его жизни. Николай Алексеевич был в полном смятении после этой встречи, потому что любящее сердце Надежды смогло сказать ему за эти совместные минуты намного больше, чем он сам понял за тридцать лет жизни без нее. Наверное, лучше жить с позицией барина, помнить, что все проходит, иначе можно на всю жизнь остаться несчастной чувственной Надеждой.

Готовые сочинения по литературе. 11 класс

cover

Дорогие друзья! В программу 11-го класса по русской литературе включено большое количество литературных произведений: стихотворения, драматические и прозаические произведения. Многие из них достаточно объёмны и представляют собой значительный по образовательному уровню материал. Программа знакомит вас с различными периодами в развитии и становлении русской литературы, с разными литературными направлениями. Вы познакомитесь с лирикой Серебряного века, прочитаете стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. Вас ждёт изучение рассказов и повестей И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, В. М. Шукшина, А. И. Солженицына, романов М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака. Все художественные тексты, которые вам предстоит изучить, необыкновенно глубоки и интересны. Для того чтобы получать удовольствие от чтения литературных произведений, необходимо многое узнать и осмыслить, погрузиться во время и обстановку описываемых событий. Вы познакомитесь с новыми литературными жанрами и художественными приёмами, научитесь понимать и чувствовать красоту авторского слова. После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в книге готовые сочинения помогут вам в этом. Используя план, который даётся к каждому сочинению, вы сможете выразить свои мысли, привести примеры из текста, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться прежде всего на хорошее знание содержания произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы в школе. Не торопитесь механически переписать готовое сочинение в свою тетрадь. Учитесь самостоятельно выражать мысли и чувства, формулировать собственное мнение. Пусть приведённые в нашей книге сочинения станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии вашей письменной речи. Желаем успехов!

Оглавление

  • Композиция рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
  • Социальный фон пьесы М. Горького «На дне»
  • Столкновение природы и цивилизации в повести А. И. Куприна «Олеся»
  • Цикл рассказов И. А. Бунина «Тёмные аллеи»
  • Символика в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Из серии: Средняя школа (Литера)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 11 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Цикл рассказов И. А. Бунина «Тёмные аллеи»

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели —

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели;

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвёл,

Стояла тёмных лип аллея.

«Тёмные аллеи» — цикл рассказов.

II. Основная часть.

Композиционное и содержательное единство цикла «Тёмные аллеи».

1. Композиция цикла.

2. Тематика рассказов.

3. Образы главных героев рассказов.

5. Особенности стиля рассказов.

Трагизм любви для И. А. Бунина.

«Тёмные аллеи» Ивана Алексеевича Бунина — книга прекрасных рассказов, посвящённых одной теме — теме любви. В цикл вошли произведения, над которыми писатель работал в эмиграции, в Париже, с 1937 по 1944 год.

Первое издание книги вышло в 1946 году и включало 37 рассказов. Разнообразные по настроению, тематике рассказы иллюстрируют размышления автора над самой важной и трепетной темой для человека — темой любви.

Бунин говорил, что в этой книге он хочет «исследовать тёмные аллеи любовного чувства». И действительно, любовь во всех её проявлениях изображена на страницах книги. Это и возвышенное нежное чувство («Руся»), и безоглядная страсть, толкающая на преступление («Пароход «Саратов»), и низменное физическое влечение («Ночлег»).

Открывает цикл рассказ, который называется так же, как и книга, — «Тёмные аллеи». Он проникнут лиризмом, грустью, вызванной воспоминаниями об ушедшей любви и молодости. Последний рассказ цикла — «Ночлег», — напротив, рисует не любовь, а животную страсть. Композиционным центром цикла становится рассказ «Натали», самый большой по объёму в книге, герой которого разрывается между телесным и духовным влечением к двум разным девушкам. Таким образом, «Тёмные аллеи» объединили совершенно разные, с одной стороны, произведения. Но, с другой стороны, все они посвящены единой теме — теме любви.

Первый рассказ цикла — типичное для Бунина произведение. Случайная встреча героев через тридцать лет пробуждает их воспоминания. Выясняется, что Надежда продолжала любить Николая Алексеевича всю жизнь, несмотря на то, что он в своё время оставил её. «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело», — говорит она.

И Николай Алексеевич признаётся, что, видимо, и он потерял в ней «самое дорогое, что имел в жизни». Судьба его сложилась не очень удачно: жена, которую он «без памяти любил», бросила его, любимый сын вырос негодяем, «без сердца, без чести, без совести». Сейчас Николай Алексеевич понимает, что именно Надежда подарила ему лучшие, волшебные минуты жизни. В то же время он реалист и знает, что никогда не смог бы жениться на ней. Слишком велика социальная пропасть между ними: он дворянин, барин, она крепостная, получившая вольную, хозяйка постоялого двора. «Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой гостиницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» — думает он.

В каждом рассказе Бунина два главных героя — он и она. Часто герои не имеют имён и фамилий, их характеры подробно не раскрываются. Очень тщательно Бунин описывает внешность главных персонажей, их лица, телосложение, одежду: «А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо… мягко блестящие, как чёрный соболий мех, брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза» («Чистый понедельник»). Иногда мы узнаём о прошлом героев и об их дальнейшей судьбе. Но это не главное для автора. Для Бунина важнее передать чувство, захватившее героев. Рассказы, как правило, невелики по объёму, но писателю удаётся зримо и выразительно поведать о любви, которую переживают персонажи его произведений. Для них любовь становится решающим событием в жизни, тем «солнечным ударом», который меняет душу и от которого никогда не оправиться. Герои вызывают у читателя разные чувства: интерес, сочувствие, любовь, ненависть и всегда — сопереживание. В этом великое мастерство автора.

Чаще всего именно герой не выдерживает испытания любовью, оказывается слабым, не способным бороться за неё, изменить своим привычкам и образу жизни во имя любви. Героиня же, как правило, вызывает восхищение своими душевными качествами; часто она хрупкая и уязвимая, но её чувство более глубокое и сильное. Бунин создал галерею притягательных женских образов. Таковы крестьянка Таня («Таня»), героиня рассказа «Чистый понедельник», Натали («Натали»), испанка из рассказа «Камарг». Их яркие и выразительные характеристики не могут оставить читателя равнодушным. В рассказах Бунина нет счастливых любовных историй. Как правило, любовь заканчивается расставанием, иногда гибелью одного из героев. Любовь становится недостижимым идеалом, который невозможен в реальном мире. В этом трагизм мироощущения писателя.

Объединяющим началом для всех рассказов, безусловно, является образ автора. Бунин прямо не выражает своё отношение к описываемым событиям, давая нам возможность самим делать выводы. Однако меткие описания, точные характеристики героев, их поступки указывают на авторскую позицию. Мы без труда угадываем его симпатии и антипатии. Бунин никогда не судит своих героев, считая, что человек не может противостоять такой стихии, как любовь.

Лаконизм, точность, образность языка являются отличительными чертами прозы И. А. Бунина. Нередко достаточно нескольких слов, чтобы нарисовать портрет героя. Часто автор акцентирует наше внимание на какой-то отдельной черте внешности персонажа. И эта черта оказывается самой яркой и запоминающейся. Средством характеристики героев является и прямая речь. Именно из реплик складываются их образы, формируется наше к ним отношение.

Для Бунина любовь является неуправляемой силой, с которой человек не может и не способен бороться. Любовь разрушает жизни героев, но в то же время оставляет неизгладимый след в душе.

  • Темные аллеи бунин о чем рассказ
  • Темные аллеи какие рассказы входили в сборник
  • Темные аллеи все рассказы краткое содержание
  • Темные аллеи бунин смысл рассказа
  • Темные аллеи бунин аудиокнига рассказ