Темные аллеи итоговое сочинение преступление и наказание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: итоговое сочинение 2021 преступление и наказание. также вы можете бесплатно проконсультироваться

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Итоговое Сочинение 2021 преступление и наказание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Совокупность факторов, которые влияют на данное решение, говорит о том, что человеком движет совесть, и то, насколько она развита, отодвигает принятие решения в сторону человечности и доброты. Стоит заметить, что не всегда только логически правильные решения говорят о том, что человек поступает правильно.

Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к итоговому сочинению по третьему тематическому направлению.

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.

Итоговое сочинение 2021/2022

Почему люди нарушают ее? Всегда ли причиной преступления являются социальные условия? Роман Ф. М. Достоевского исследует одну из причин — разрешение человеком «крови по совести». По мнению автора, это одно из самых страшных преступлений, потому что разрешение на любое убийство оправдывается теорией Раскольникова. Главный герой романа унижен, беден и горд.

Молодых, активных людей. А тут — злая и вредная старушонка, «заедающая чужой век». Так Раскольников убеждает себя в том, что «крошечное преступленьице» может загладиться «тысячей добрых дел». Проверяя, способен ли он на убийство, герой хочет доказать самому себе, что принадлежит к разряду властителей, меняющих историю мира.

Седьмой год мы объединяем преподавателей страны для создания бесплатного курса подготовки к Итоговому сочинению. Мы рады, что к нашему проекту постоянно присоединяются новые лекторы, эксперты по проверке сочинений, учёные, методисты, психологи.

В. Гоголя переступили черту дозволенного. Они безответственно относятся к своим служебным обязанностям, стремятся уйти от наказания, от проверки ревизора, используя свой способ — взятки. А ведь именно им доверена судьба горожан.

В рамках данного направления выпускник может поразмышлять над тем, что собой представляет преступление, достоин ли преступник сочувствия и снисхождения? Кроме того, школьник может проанализировать существенные отличия между преступлением и ошибкой. Какие именно поступки порождают чувство вины у человека? Можно ли оправдать преступление?

Направление итогового сочинения «Преступление и наказание – вечная тема»

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить.

Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.

Подсознательно герой понимал, что сломал жизни сразу нескольких людей, но он не хочет до конца осознавать это. Печорин является очень храбрым человеком, но храбрости ему недостаточно даже для раскаяния перед самим собой. Именно поэтому, на мой взгляд, герой до самого конца своей жизни остаётся замкнутым в себе, чёрствым человеком.

С. Моэм, «Дождь». Порой своими гонениями и неприятием мы лишь усугубляем состояние преступника и отрезаем ему дорогу к добродетели.

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Может ли преступник вызывать сострадание? Это ещё один вопрос, на который отвечает писатель своим романом. В нем есть не только убийца Раскольников, создавший бесчеловечную теорию, но и другие герои, окружающие его. Важная роль среди них принадлежит Соне Мармеладовой.

М. Достоевский «Преступление и наказание» n- Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»n- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»n- А.С. Пушкин «Дубровский»n- М.Ю. Способность к раскаянию Родиона Раскольникова, героя произведения Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», помогла ему понять самого себя и обрести своё счастье. Герой совершил очень серьёзное преступление — убийство, оправдание которому найти практически невозможно. Родион вынужден был скрывать своё преступление, врать не только полиции, но и близким ему людям.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Валек стал вором не потому, что был порочным мальчиком, а потому, что жил на улице и не мог прокормить себя и сестру иначе.

Однако он пересилил себя и все-таки признался графу в проигрыше. Эти страдания очистили душу юноши и научили его быть более ответственным. Николай твердо запомнил этот урок и постарался тратить меньше денег, чтобы когда-нибудь отдать отцу долг.

Между свободой и ответственностью связь лежит самая прямая и непосредственная: последнее является следствием первого. Если человек волен делать свободный выбор, то и отвечать за него — тоже его обязанность.

Однако он пересилил себя и все-таки признался графу в проигрыше. Эти страдания очистили душу юноши и научили его быть более ответственным. Николай твердо запомнил этот урок и постарался тратить меньше денег, чтобы когда-нибудь отдать отцу долг.

Конечно, существует ряд ситуаций, когда поступить по совести не получается. Это может быть связано со служебным долгом, или профессией, которая не терпит поблажек и смягчений. Однако, стоит учитывать и такие ситуации, и по возможности, до конца оставаться человечным и добрым. В процессе воспитания важным шагом является то, чтобы привить ребенку чувство ответственности за свои поступки.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М.

Даты проведения итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Наказание Лужина в том, что не осуществилось его желание жениться на Дуне, что его разоблачили с мнимым воровством Сони, презрение окружающих. Хотя на данном этапе жизни Лужин вряд ли расстроился из-за этих неудач.

Раскольников думает, что «против себя преступила» Соня — но это не так. Он тоже, преступив нравственный закон и убив человека, совершил преступление против себя. Достоевский показывает, как страдает герой и до, и после убийства. Раскольников заболевает физически и нравственно, в горячечном бреду ему является убитая им старушонка, смеющаяся над ним.

Готовимся к сочинению по литературе в декабре. Направление: «Преступление и наказание — вечная тема». АРГУМЕНТЫ.

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание — вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Требования к итоговому сочинению (изложению)

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие».
Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому сочинению по третьему тематическому направлению «Преступление и наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Personalized content and ads can be based on those things and your activity like Google searches and videos you watch on YouTube.

Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Если в «Преступлении и наказании» Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, мол, никому в жизни не принесла никакой пользы, а вот вреда от неё было немало, — то в «Кроткой» главным героем выступает сам ростовщик, требующий с тех, кто закладывает у него вещи, огромные проценты.

И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.

Далеко не всем людям нравится испытывать чувство совести, но только благодаря совести можно стать достойным человеком. Она помогает человеку понять свою нравственную сущность. Если человек совершил плохой поступок, угрызение совести заставить его исправить ситуацию, для того чтобы в глазах других людей остаться хорошим человеком.

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Милосердие по отношению к себе преступники часто путают с безнаказанностью, и у них создается иллюзия того, что можно и дальше идти по кривой дорожке. Примером может послужить Аркадий Свидригайлов. Герой сидел в долговой яме, ведь растратил все деньги и остался должен. Он был сладострастным человеком и ни в чем не мог себе отказать.

Более того — если человек совершил некрасивый поступок раз, два, три, — не является ли это тревожным звоночком? Конечно, далеко не каждый человек, обидевший родственника или друга, станет «настоящим» преступником. Но вряд ли можно найти преступника, который безупречно вёл себя с окружающими, — если, конечно, речь не идёт о людях с психиатрическими диагнозами.

Преступлением нужно назвать тот поступок, который нарушает права и свободы личности. Например, в молодости Игнатьич изнасиловал девушку в лесу лишь на том основании, что она предпочла другого.
Так-то оно так, но далеко не за все злодеяния сажают в тюрьму. Существуют и преступления против общественной морали — например, предательство. Представьте, что человек, которому вы с раннего детства доверяли сокровенные переживания, в один «прекрасный» день нашёл нового друга — и тут же перестал с вами разговаривать. Стали бы вы подавать в суд на неверного товарища? Разумеется, нет.

Материалы для подготовки к сочинению

Люди не всегда задумываются о совершенных действиях, но каждый из нас хотя бы раз чувствовал, как его «мучает» совесть. Люди очень часто стараются добиться успеха разными способами, не обращая внимания на свою жестокость. И только когда человек начинает осознавать свою вину, к нему приходит чувство совести.

Жить по совести – значить быть честным, добрым, отзывчивым и справедливым. Человек, у которого есть совесть, никогда не будет ставить себя выше других. Он никогда не причинит никому вреда. Совестливый человек всегда задумывается о последствиях его поступков и о влиянии их на окружающих.

Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? История, рассказанная Пушкиным в трагедии, — отзвук реально бытовавшей в его время легенды о гибели Моцарта от рук другого великого музыканта Сальери. Однако автора интересует не столько интерпретация легенды, сколько причина убийства. Он рисует двух композиторов как две противоположности. Моцарт — легок и беспечен, как дух музыки.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете.

Преступление и наказание итоговое сочинение 2021

ЕГЭ-2022. Готовимся к сочинению по литературе в декабре. Направление: «Преступление и наказание — вечная тема». АРГУМЕНТЫ.

Согласно православному учению, у человека есть «помыслы» — искушения, или, простыми словами, дурные намерения. Помыслы могут появиться у кого угодно — даже у святого, и если человеку в голову пришла недобрая мысль, это ещё не делает его грешником. Всё дело в том, что решит подвергшийся искушению, что он выберет: добро или зло.

И.С. Тургенев, «Ася». Настоящая ответственность — это умение добросовестно выполнять свой нравственный долг. Например, Гагин услышал от отца его предсмертную просьбу: позаботиться о девочке, которая была его дочерью, но не имела законного статуса. Анна воспитывалась у матери в крестьянской среде до восьми лет, а после ее смерти перешла к отцу — барину.

Похожие записи:

Автор:
Самый Зелёный
·

«Унылая пора! Очей очарованье!» — думает выпускник, возвращаясь с уроков в осеннюю пору, но «отдаленные седой зимы угрозы» все ближе и явственнее: грядет Итоговое сочинение, и пора что-то решать, пока оно нас не порешило. Подготовиться без лишних нервов и драм помогут аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для итогового сочинения 2021-2022 года. Список литературных примеров пособит в трудную минуту творческого застоя и настроит ученика на нужную волну книжных ассоциаций. Если в этой подборке Вы не отыскали нужный аргумент, сам он Вас не найдет. Напишите нам в комментарии, и Многомудрый Литрекон добавит то, что нужно.

  1. Как бороться с преступностью? Зачастую главной причиной преступления является безвыходное положение человека. Загнанный в угол, он готов на все, чтобы вырваться из нищеты, угнетения или иной западни. Поэтому каждому человеку, оказавшемуся в трудном положении, необходима моральная и материальная поддержка. Так, сострадание и милосердие доктора Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» спасли жизнь семьи Мерцаловых и предотвратили преступление главного героя против себя самого и своих близких. Глава семьи находился в таком состоянии, что собрался вешаться: дочка серьезно болела, с работы выгнали, семья голодает. От отчаяния он рассказал о своей беде случайному прохожему, который и оказался доктором. Пирогов сразу послал старших детей за едой и дровами, осмотрел больную, выписал бесплатный рецепт, оставил денег. Он стал для Мерцаловых настоящим ангелом, ведь после его посещения их жизнь постепенно стала улучшаться. Пирогов проявил сострадание — отложил свои планы и пожертвовал деньгами, чтобы бескорыстно помочь другим. Милосердие героя вызывает уважение у читателей, ведь один такой поступок спас несколько человек и предотвратил самоубийство одного из них. Именно поддержка общества может переубедить преступника и направить его на путь истинный.
  2. Достоин ли преступник сочувствия? Нередко мы слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою жертву и не раскаялись в содеянном. Вот жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее жизнь неплоха: поклонники, интересные знакомства, скорая свадьба. Однако на самом деле мать практически продает девушку каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка влюбилась в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив пренебрежения. Все перечисленные мужчины являются преступниками, ведь своими действиями или бездействием вовлекают беззащитную девушку в проституцию и доводят ее до трагической гибели. Однако никто из них не признает своей вины, никто не видит в унижении женщины ничего преступного. Поэтому сочувствия герои не вызывают, они же его не проявили.
  3. Какие поступки вызывают у человека чувство вины? Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь. Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе. Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором прогнали. С той поры жизнь Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла и лишь рыдала на могиле.
  4. Можно ли оправдать преступление? Когда человека к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать. Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу. Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное, отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с чистого листа.
  5. Нужно ли прощать преступление? Порой люди оказываются в таких условиях, когда преступление является единственным выходом из тупика и возможностью хоть как-то свести концы с концами. В этом случае их можно и понять и простить, ведь не они виноваты в безнадежности и безвыходности обстоятельств. Но Алексей Иванов, герой рассказа А. П. Платонова «Возвращение», принял это далеко не сразу. Он вернулся с фронта домой, пережил ужас войны. Но семья героя, жена Любовь, дети Петруша и Настя, также были в сложнейших обстоятельствах. Любовь работала не покладая рук, чинила соседям обувь, чтобы получить каких-нибудь продуктов и накормить детей. Женщина заслужила сострадание и милосердие. Она изменила мужу, когда уже «ее душа умирала». И хоть сам Иванов изменил, он собрался уходить, не мог простить измену. Но вовремя одумался, остановило его сострадание к детям, которые побежали его останавливать. Алексей понял, что хотя бы ради них нужно попытаться построить новую жизнь и простить то, что даже преступлением назвать нельзя. Он не имел морального права покидать семью в такое сложное время.
  6. Самый жестокий обвинитель — это совесть: так ли это? Даже если преступник не наказан за свое деяние, совесть всегда произнесет свой жестокий приговор, и от него никуда не деться. Это доказывает пример из литературы. Главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» влюбилась в дворянина Эраста. Тот вроде бы тоже полюбил ее, но пойти против сословных предрассудков не смог, женился на другой, а Лизой просто поиграл, приятно провел с ней время. Однако для девушки это было настоящее чувство, без которого она не смогла жить, поэтому покончила с собой. Ее история вызывает сострадание, а поведение Эраста – порицание, ведь он виноват в произошедшем. И сам герой винил себя в гибели девушки, хоть и не получил формального наказания. Он всю жизнь чувствовал себя убийцей и прожил годы в мучениях, пытаясь заглушить боль. Совесть стала его единственным, но пожизненным обвинителем, который не отменил своего приговора даже спустя долгие годы.
  7. Какое преступление никак нельзя оправдать? Один из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал, что трусость является самым главным пороком. Именно преступление, связанное с ним, никак нельзя оправдать, ведь от трусости берут свое начало многие беды. Иешуа, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», переживает предательство, пытки, несправедливый приговор, и все эти несправедливости происходят от трусости людской. Иешуа с состраданием относится к своему обвинителю, Понтию Пилату. А тот понимает, что за Иешуа правда, но ничего не может сделать. Почему? Потому что боится лишиться своего статуса, боится бунта в Иерусалиме, боится признать правоту того, за кем не стоит общепризнанный авторитет. Из-за трусливого отступничества Пилата от истины пленника казнили, причем мучительным и изощрённым способом. И прокуратор винил себя в этой смерти, пытался искупить грех, но тщетно. Все потому, что его преступление нельзя оправдать: страшась за свою судьбу, человек предал самого себя, истину и призвание. А это самое страшное, что может случиться с личностью. Оправдывая ее, мы поощряем куда более серьезные преступления, на которые такой человек пойдет в будущем, не имея никакой моральной опоры.
  8. Как убедить преступника раскаяться в содеянном? Самым страшным наказанием для преступника является изгнание. Бойкот всех людей очень сложно перенести, ведь человек — существо социальное. Это доказывает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку, которая отказалась ему подчиниться. Соплеменники предлагали разные варианты наказания, но старейшины остановились на наиболее действенном. Ларру прогнали из общины. Теперь с ним никто не общался и никак не контактировал. Сначала Ларра не испытывал неудобств, ведь был одержим гордыней. Он воровал скот и уводил насильно женщин. Но со временем одиночество стало сильно давить на него. Он уже и сам просил о смерти, но Бог покарал его бессмертием. В результате Ларра потерял человеческий облик и стал тенью среди людей. Без сомнения, тяжелая кара вынудила его не раз пожалеть о содеянном, раз он призывал смерть. Оказавшись вне социума, личность осознает свои ошибки и делает все возможное, чтобы вернуться.
  9. Месть — это преступление или восстановление справедливости? Очень часто люди думают, что месть обидчику решит все проблемы и восстановит справедливость, но это не так. Л.Н. Толстой романе-эпопее «Война и мир» доказал это. Андрей Болконский был обманут невестой: она не дождалась его и едва не убежала с другим мужчиной из дома. Герой не смог простить ни Наташу, ни ее соблазнителя. Он решил отомстить Анатолю. Болконский искал его везде, но начавшаяся война отвлекла его от поисков и заставила заняться более полезными делами. Однако эта мысль о мести сжимала душу героя и не давала ему вернуть радость жизни. Он жил этой идеей. Но на Бородинском поле судьба сама свела счеты: Анатоль потерял ногу, а Андрей получил серьезное ранение. И в госпитале Болконский смог простить Курагина. Увидев его мучения, он вдруг осознал, что не может испытывать злость к этому человеку. Пережитое испытание помогло князю простить и свою невесту. Он убедился, что месть не восстанавливает справедливость, а преумножает горе. Только прощение помогает человеку забыть обиду и жить дальше.
  10. Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»? М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показал, что равнодушие является источником всех преступлений. Так, Григорий Печорин безразличен к судьбе людей, которые встречаются на его пути, поэтому позволяет себе манипулировать ими и даже разрушает их жизни, чтобы развлечься. Он губит Бэлу, вырвав ее из родной среды. Когда девушка полюбила его, он остыл и заставил ее страдать. Он обманул и использовал Мери, разбил ей сердце просто от скуки. Он мучил Веру своей эгоистичной любовью, которая лишь требовала, но ничего не давала взамен. Он убил Грушницкого просто потому, что он не извинился за подмену оружия. Наконец, он шутки ради напугал и прогнал прочь «честных контрабандистов». Сколько дурных поступков, причиной которых стало безразличие! Григорий не думает о людях, поэтому совершает преступления и не даже не чувствует своей вины.
  11. Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»? М. Горький в повести «Детство» показал преемственность преступлений, а не поколений. Василий Васильевич прошел суровую школу жизни, и все мрачные впечатления перенес в свою семью. Он был плохим отцом: бил и унижал детей, а дочь даже намеревался выдать замуж против воли ради денег. К чему привело это домашнее насилие? К тому, что сыновья Каширина выросли такими же порочными и жестокими. Один из них до смерти избил жену, другой едва не покушался на жизнь отца. Варвара бежала из такой семьи, и второй брак оказался неудачным: муж бил ее беременную. Одно преступление за закрытыми ставнями породило десятки других, даже более ужасных, так как зло размножается спорами: из одной жестокости быстро выходят другие.
  12. Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его? Н.В. Гоголь в повести «Шинель» подтвердил это. Улицы Петербурга кишели преступниками, потому что они были уверены в своей безнаказанности. «Значительные лица» столицы халатно относились к своим обязанностям и смотрели на зло сквозь пальцы. Поэтому когда Акакия Акакиевича ограбили на улице, а он не смог найти справедливости и защиты. Кража шинели ночью ни у кого не вызывала удивления, правоохранители лишь пожимали плечами: ничего не поделаешь. «Значительное лицо» и вовсе выгнало просителя вон, чтобы порисоваться перед приятелем. Поэтому можно смело сказать, что именно генерал поощряет грабителей. Он тоже оказывается на месте жертвы в финале. А как иначе? Поддерживая преступников, мы сами становимся потерпевшими рано или поздно.
  13. Почему люди совершают преступления? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» показал мотивы преступления ребенка. Валек воровал еду, но только потому, что был голоден, как и его умирающая от болезни сестра. Мальчик понимает, что воровать — это плохо, но что ему остается делать? Родителей у него нет, родственников — тоже, а обыватели городка считают его бродягой и сторонятся вместо того, чтобы помочь. В те времена дети не могли рассчитывать даже на отправку в приют. Валек оказывается совершенно один наедине с миром, который безразличен к его горю. Поэтому он превращается в малолетнего преступника только из-за голода и холода. 
  14. Какие преступления нельзя простить? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показал преступление, которое никак нельзя простить. Аксинью изнасиловал родной отец. Девушка была связана ремнями и не могла защитить себя. Ее криков никто не услышал. Более того, после инцидента отец угрожал дочери расправой за донос. Но Аксинья рассказала о насилии матери и брату. Те не стали даже ждать суда и сами расправились с преступником. Родной сын убил отца, а мать ему помогала. Его поступок просто нельзя простить и понять. Насилие над несовершеннолетней девушкой, еще и над родной дочерью, должно быть наказано самыми строгими мерами, ведь нельзя допустить его распространения и реабилитации.
  15. Что мешает человеку преступить закон? Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал, что больше всего преступник боится огласки. Так, Чичиков скупает крестьян на бумаге, пока о его делах в городе почти никто не знает. Помещики не говорят о сделке, дабы сбросить налоговое бремя тихо и без последствий. А сам Чичиков упивается всеобщим уважением и своей безнаказанностью. Его повсюду приглашают и принимают, как равного члена высшего общества. Пока никто не догадывается об афере, Павлу Ивановичу нечего опасаться. Преступление любит тень. Но как только в обществе становится известно об его махинациях с покупкой мертвых душ, Чичиков сворачивает свою аферу и спасается бегством. Ему стыдно и неприятно находиться среди людей, которые его осуждают. Всеобщее порицание и мешает человеку преступить закон. Поэтому все маргиналы скрывают свой образ жизни и свои деяния. Как только другие узнают об этом, продолжать противоправные действия уже невозможно, ведь человеку стыдно за себя и страшно оказаться в изоляции.

Метки: 11 классаргумент из литературыВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкаПреступление и наказаниепример из литературысписок

Читайте также:

2 февраля 2022 года предусмотрен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) для участников, которые получили «незачёт» или не смогли принять участие в нем в основной срок (1 декабря 2021 года) по уважительным причинам (например, по причине болезни).

Как «подтянуться» за оставшееся время, что повторить и на что обратить внимание – рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.

Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма) – последняя часто содержит метафору, предполагает неоднозначность суждения и требует перевода на общеупотребительную лексику, чтобы была понятна проблема, по которой будет развернуто рассуждение.

Пример названия-утверждения – «Путешествовать – это значит изменяться». Оно является законченным суждением, и автор сочинения должен высказать свое согласие или несогласие с тезисом. Эта формулировка требует аргументированного подтверждения или опровержения заключенной в названии позиции.

Вопросный тип формулировки названия – «Технический прогресс – это надежда или опасность для человечества?» – требует самостоятельного ответа на вопрос и его доказательства.

Самым, пожалуй, сложным является вариант названия в форме цитаты, например «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский). В цитате содержится метафора, которую нужно понять и объяснить, в данном случае – что означает «рушится человек».

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, что будет частью композиционного фрагмента «я-высказывание». Можно порассуждать о том, что такое дорога, человек путешествующий, жизненный путь, новые технологии, риски цивилизации, экологические проблемы, преступление, совесть, раскаяние, вечные темы, шедевры литературы, гражданин, долг, личная ответственность, социальная справедливость и другое. Автор должен изложить свое понимание основного понятия, и в этом случае ученику поможет обращение к толковому словарю. Можно рассмотреть родо-видовые характеристики понятия, противопоставление к нему, понаблюдать за тем, как оно представлено в малых фольклорных жанрах (пословицах, поговорках), в повседневной речи, что позволит глубже и полнее раскрыть значение ключевого слова в своем рассуждении.

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Аргументация вначале может включать собственные доводы, а уже потом примеры из литературных произведений. Важно при доказательстве своего мнения не ограничиваться общими суждениями или пересказом произведения, а анализировать конкретный эпизод, ситуацию, конкретного героя, которые имеют отношение к проблеме сочинения и делают приведенные доводы убедительными.

Примеры аргументации:

По направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно обратиться к таким произведениям, как:

  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,
  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова,
  • «Вишневый сад», «Степь» А.П. Чехова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохова и др.

В сочинениях направления «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» могут быть использованы:

  • «Гроза» А.Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М.А. Булгакова,
  • «Песчаная учительница» А.П. Платонова,
  • «Мы» Е.М. Замятина,
  • «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина,
  • «Кысь» Т.Н. Толстой,
  • «1984» Дж. Оруэлла,
  • «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери и др.

Приводя аргументацию по направлению «Преступление и наказание – вечная тема», можно привлечь:

  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского,
  • «Войну и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Темные аллеи» И.А. Бунина,
  • «Олесю» А.И. Куприна,
  • «Старуху Изергиль» М. Горького,
  • «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова,
  • «Гамлета» У. Шекспира и так далее.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня». Это тематическое направление предполагает рассуждение о произведениях искусства, наиболее близких ученику, и размышления о том, почему они стали для него таковыми. Темы в рамках этого направления позволяют лучше понять себя, разобраться со своими внутренними проблемами. Важно помнить, что, обращаясь к фильму, спектаклю, музыкальному произведению или живописи, нужно говорить о литературе, которая стала основой для их создания.

В сочинениях направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» при доказательстве своего суждения можно опираться на такие произведения, как:

  • «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова,
  • «Недоросль» Д.И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,

«Историю одного города», сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.

Советую обращаться при аргументации своей позиции не только к объемным произведениям (романам, повестям, драмам), но и к малым жанрам художественной литературы, публицистическим произведениям, в том числе современным. Например, можно использовать цикл миниатюр в прозе А.И. Солженицына «Крохотки», краткие по форме и выразительные по содержанию литературно-философские эссе Ю.В. Бондарева «Мгновения», короткие рассказы В.П. Астафьева «Затеси», В.М. Пескова «Окно в природу», «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, в которых авторы обращают читателя к темам и проблемам, волнующим человека. Писатели размышляют о цели и смысле жизни, времени, выборе, совести, тайнах природы, отношении к родине, сложных человеческих отношениях, нравственных ценностях.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщается тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (свои доводы и примеры из литературных произведений). В этой части (или во вступлении) можно раскрыть значение ключевых понятий. Заключение – это подведение итога, выводы по своим рассуждениям. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

Таким образом, для успешного написания итогового сочинения учащимся нужно развивать свои аналитические умения, хорошо изучить литературный материал и научиться ясно выражать свои мысли в письменной форме.

Источник: «Вести образования»

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Любовь в жизни человека — награда или наказание? Аргументы, подтверждающие и ту, и другую точку зрения, помогут выпускникам сформулировать свою позицию. Приятного просвещения!

Вариант 1

(404 слова) Принято считать, что любовь — это награда человека, источник его безмятежного счастья. Однако все чаще люди расходятся и живут в одиночестве, так и не оправившись от удара этого благословенного чувства. К сожалению, оно и лечит, и калечит по прихоти судьбы, и многие из нас пройдут именно испытание любовью, а не райские врата ее блаженства. Чтобы подтвердить свои выводы, приведу примеры из литературы.

О трагизме любви часто писал И.А. Бунин. Автор рассмотрел все грани этого чувства в сборнике рассказов «Темные аллеи», где каждый текст был посвящен отношениям мужчины и женщины. Например, в произведении «Чистый понедельник» писатель изобразил драму человека, пострадавшего от своей привязанности. Он долгое время ухаживал за очаровательной девушкой, которая не давала ему определенного ответа. С одной стороны, она проводила с ним много времени и не принимала никого другого. С другой стороны, она не подпускала его близко. Героя сжигала страсть, но он покорно ждал, пока избранница оценит все его достоинства и сможет довериться ему. Он очень сильно любил ее, и однажды она даже пригласила его к себе на ночь, чего никогда прежде не бывало. Он был счастлив! Наконец, его мечты о браке с ней сбудутся. Но не тут-то было. Героиня уехала в монастырь и простилась с кавалером письмом. Она приняла постриг. После этого ее избранник очень страдал и даже злоупотреблял спиртным. Его сердце было разбито, и вряди он смог оправиться от удара и вновь поверить в любовь.

Не менее трагической была история Надежды и Николая в рассказе того же автора «Темные аллеи». Барин и крестьянка полюбили друг друга, но их отношения не привели к созданию семьи. Николай бросил свою любовницу и решил жениться на девушке, которая была для него равноценной партией. А Надежда так и не смогла забыть своего избранника. Через всю жизнь она пронесла любовь к нему, но в то же время не могла простить предательство. Героиня так и не вышла замуж, ведь не хотела обманывать потенциального супруга заверениями в ответных чувствах. Да и сам Николай не получил того счастья, на которое рассчитывал. Жена ему изменила, а сын вырос «подлецом». Все его надежды были разбиты. Герои обрели в любви лишь страдание и разочарование. Какая уж тут награда, если вся жизнь загублена невозможностью родства душ?

Таким образом, любовь становится для многих людей настоящим наказанием за неведомые прегрешения. Они мучаются и страдают в отношениях, где не могут найти гармонии. Стоит ли удивляться, что больше половины браков в нашей стране распадаются? Видимо, сегодня трагическая природа великого чувства возобладала над ее положительной ролью в судьбах людей. 

Вариант 2

(407 слов) Далеко не всегда любовь несет в себе лишь положительные эмоции, однако ее роль в жизни человека всегда была главной и вовсе не отрицательной. Великое чувство пробуждает все самые хорошие качества личности. Оно создает семьи, обеспечивает надежный тыл, дарит самые приятные и яркие впечатления. Поэтому ее нельзя назвать наказанием. К ней больше подходит статус награды. Доказать это можно с помощью литературных примеров.

О сущности любви писал И.А. Гончаров в романе «Обломов». Агафья Пшеницына была скромной и добродетельной вдовой чиновника, но мужа своего она никогда не любила. Ее выдали замуж, как и многих девушек того времени, за первого состоятельного человека, который посватался. После его смерти Агафья осталась в бедственном положении, но смогла самостоятельно обеспечить себя и детей. Весь ее день был забит заботами, хлопотами, делами по хозяйству. Но вот в этой рутинной жизни забрезжил огонек подлинного чувства. К ней к дом приехал на постой барин Илья Ильич Обломов. Он покорил хозяйку дома добротой, мягкостью, обходительностью. Он же ощутил в ласке и опеке Агафьи родную атмосферу Обломовки. Они обвенчались. Ради мужа Агафья не жалела сил и сердечного пыла. Она создала ему идеальные условия для жизни. Героиня искренне любила Илью Ильича и наслаждалась семейным счастьем. Для этой трудолюбивой и многострадальной женщины любовь стала наградой за годы одиночества. Этот период был лучшим в ее биографии.

Эту тему затронул и А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет». «Да святится имя твое!» — именно так обратился к своей избраннице главный герой, который благодарил ее просто за то, что она есть. Вера никогда не отвечала взаимностью Георгию, она стеснялась его внимания к ней и хотела поскорее «закончить эту историю». А он долгие годы писал ей безответные письма и жил лишь безнадежным чувством к ней. Он ничего не просил и не требовал, смирился с судьбой, но не мог забыть свою музу. Ее светлый образ был главной и, похоже, единственной ценностью его жизни. Когда брат и муж Веры настояли на том, чтобы он перестал порочить имя честной женщины в своих посланиях, ему не оставалось ничего другого, кроме самоубийства. Несмотря на такой мрачный финал, Георгий ни в чем не винил героиню. Напротив, он благословлял ее за то, что она осветила его существование смыслом. Даже для Желткова любовь была наградой, а не наказанием.

Таким образом, даже те, кто пострадал от любви, считают ее своей величайшей ценностью, а не санкцией свыше. При всех своих эмоциональных качелях данное чувство заслуживает благодарности человека, а не его хулы. Любовь радует нас гораздо больше, чем печалит, ведь в ней мы обретаем счастье духовной близости.

Преступление и наказание —
вечная тема.

Что такое преступление? Каким должно быть
наказание? Каковы причины преступности? Эти вопросы волновали людей во все
времена. Важно понять, что преступлением признается только то  деяние, которое
является общественно опасным и запрещенным законом. А значит, и наказывать его
должен закон. А как   оценивать поступки человека, нарушившего нравственные
нормы? Я думаю, для такого человека единственное
наказание — муки совести, общественное порицание и неприятие его как личности.
А, может, нужно постараться понять  причины проступка и простить?

Простить, мне кажется, можно героя повести
В.Г. Короленко «Дети подземелья» — Валека.

Мальчик воспитывался в неблагоприятной среде, среди бродяг. Валек не знал
другой жизни, он  воровал, чтобы накормить и порадовать больную сестру.  Вася,
сын судьи, подружился с «детьми подземелья» и понял трагизм их положения. Он
оправдывал противозаконные действия Валека, глубоко сочувствовал ему и Соне,
пытался им помочь. Деяния бездомного мальчика – социальная проблема, которую не
могло решить общество 19 века.

Чтобы оценить проступок человека, важно
понять и историческую эпоху. Так, мы не можем осуждать Соню Мармеладову,
героиню романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Девушка вынуждена была пойти по желтому билету, чтобы прокормить семью.
Женщинам в 19 веке было очень сложно найти работу, и Соня по настоянию Катерины
Ивановны, переступив через себя, стала торговать телом, но душой осталась
чистой, искренней и милосердной.
Она
осознавала свой безнравственный поступок. Девушка становится жертвой
обстоятельств.

Если деяние Сони мы можем понять и
оправдать, то преступление Родиона Раскольникова  понять и простить невозможно
.
Он был студентом юридического факультета и прекрасно понимал, на что идет.  Еще
за полгода до совершения преступления он написал статью под названием «О
преступлении», в которой, увлекшись личностью Наполеона, описал
психологическое состояние преступника в ходе преступления, а также излодил свою
теорию о двух разрядах людей. По мнению Раскольникова, люди делятся на два
разряда  — на «обыкновенных людей»  и «право имеющих, которые
могут  позволить себе переступить через кровь при достижении своих целей.
Именно эта теория становится основной причиной преступления Раскольникова.
Конечно,  у преступления есть и социальные и гуманные истоки: безысходное
положение семьи, сострадание к человеческому горю.
Также
герой хотел испытать себя, стать «право имеющим», он надеялся, что является
исключительной и необыкновенной личностью. Но его потерпела крах, потому что
она  противоречила законодательным  и моральным принципам:ни у кого нет  права
отбирать  человеческую жизнь. Он понес заслуженное наказание – юыл отправлен на
каторгу. Раскаяние к нему пришло лишь на каторге, где  он видит сон, который
помогает ему осознать  безнравственность идеи, опасной для человечества. Но
самым  страшным наказанием для гордого  индивидуалиста Раскольникова стали
душевные муки и страдания. По мысли Достоевского,  герой через страдания,
раскаяние и осознание библейской любви перерождается для новой жизни.

Другой
причиной совершения преступления  является  отсутствие достойного воспитания,
развращенность нравов.
Так, герой
р
омана А.С.Пушкина «Дубровский», Кирила Петрович Троекуров, отсудил имение
Кистеневку у своего друга Андрея Гавриловича Дубровского лишь потому, что
захотелось наказать соседа за гордость и непреклонность.  Понимая
неправомерность своих деяний, он не может остановиться в своей алчности и
жестокости. Впоследствии Троекуров раскаялся и готов был просить у друга
прощение, но было уже поздно: Дубровский умер, потому что  не вынес  осознания
несправедливости, испытав сильнейшие психологические, душевные  страдания.

Простить
поступок  Троекурова нельзя,  потому что  тщеславие и эгоизм помещика привели  к
смерти человека.

На
мой взгляд, можно оправдать проступок героя рассказа К.Г.Паустовского «Старый
повар».

 На
окраине Вены, в маленьком старом домике умирает старик. Всю свою жизнь он
работал в доме богатого аристократа поваром. Старик осознавал, что близится
смерть, но священников он не любил, а исповедаться ему было необходимо. Тогда
он попросил свою дочку, которой было 18 лет, выйти на улицу и привести к ним в
дом первого прохожего, который попадется ей на глаза. Девушка пригласила
молодого человека, проходившего мимо. Старик  рассказал, что когда-то давно
украл в доме графини золотое блюдо, а затем его продал, так как  нужны были
деньги для лечения больной жены. Старик глубоко всю жизнь раскаивался в
содеянном  и  воспитывал дочь Марию быть честной и никогда не брать чужого. Выслушав
историю, молодой человек сказал, что этот грех не принес никому вреда, а
наоборот, зачтется старику, как подвиг во имя любви.

(для
дополнительной информации: Услышанная история  поразила юношу,  и он сочинил
мелодию, которая впоследствии стала музыкальным шедевром.. Мелодия пришла юноше
в голову после того, как он выслушал рассказ старого повара. Она была написана
на эмоциях, полученных от  рассказа старого повара. Молодой человек играл на
клавесине, а старый повар вспоминал  свою молодую жену Марту, как наяву видел их
счастливые дни. Старик испытал счастье от услышанного произведения. Затем он
прошептал, что хочет узнать имя этого юноши. Им был Вольфганг Амадей Моцарт,
еще никому не известный музыкант.)

Ради
любимой девушки совершает противозаконный поступок Петр Гринев, герой романа
А.С.Пушкина  «Капитанская дочка».
Он,
офицер царской армии, обращается к  Пугачеву, врагу,  за помощью. Он просит
самозванца помочь освободить Машу Миронову из плена. Она оказалась в руках 
малодушного и трусливого Алексея Швабрина, ставшего комендантом Белогорской
крепости и вынуждавшего Машу выйти за него замуж. Алексей Швабрин не только
бесчестный дворянин.
Когда
крепость оказалась в руках Пугачева, Швабрин  предал  честь офицера, встав на
сторону бунтовщика. Совесть, честь, достоинство –эти качества чужды Швабрину, в
то время как Петр Гринев всю жизнь следует  нравственным законам. Он
отказывается перейти на сторону Пугачева, открыто заявив ему об этом, не боясь
казни. Офицер говорит о том, что он присягал императрице, и долг велит ему служить
честно и преданно.Когда Петр Андреевич, оклеветанный Швабриным,  оказывается
под арестом, он  мог бы объяснить свои отношения с Пугачевым, но тогда он
вынужден будет назвать имя Маши. Ради доброго имени девушки он  готов понести
наказание.

Но
справедливость восторжествовала: Швабрин понес наказание за предательство, а
Гриневу наказание смягчили  за преданность Императрице, честность и
благородство.

Можно
оправдать преступления, совершенные ради освобождения от крепостнической
зависимости, как это сделал
 Савелий-
богатырь, герой поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Это
крепостной крестьянин, у него сильный характер. Он горд и смел.
Он  любит и ценит свободу. Когда жизнь
крестьян оказалась во власти  жестокого управляющего Фогеля, который всегда был
недоволен их трудом и требовал большего,  они решили больше не терпеть 
жестокость и несправедливость со стороны немца.  Они решились на преступление, 
на убийство управляющего.  Крестьяне, чувствуя себя  абсолютно бесправными и
безвольными, осознали, что над человеком нельзя издеваться совершенно
безнаказанно. Убив немца,  крестьяне оказались на каторге, но это их не
сломило. Савелий  не потерял надежды на свободу. Он считал, что с рабством
нужно бороться и укорял молодых, говоря про себя:  «Клейменный, да не раб!».

Таким
образом, за каждое преступление должно следовать наказание. Но я верю в то, что
в современном, цивилизованном мире люди будут следовать законам, сохраняя в
себе человечность и мораль.

  • Темные аллеи бунин о чем рассказ
  • Темные аллеи какие рассказы входили в сборник
  • Темные аллеи все рассказы краткое содержание
  • Темные аллеи бунин смысл рассказа
  • Темные аллеи бунин аудиокнига рассказ