Тематика рассказа уроки французского

Сочинения по литературе другие анализ рассказа уроки французского распутина известный русский писатель валентин григорьевич распутин, всегда писал про доброту и
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Уроки французского Распутина

Известный русский писатель Валентин Григорьевич Распутин, всегда писал про доброту и небольшую грусть. В своих произведениях автор описывал обычную деревенскую жизнь.

В своем рассказе «Уроки французского» затрагивает волнующую тему взаимоотношений ученика с преподавателем. В произведение раскрываются многие темы:

  • проблемы нравственный и аморальные,
  • жизнь сельского мальчика в городских условиях.

Главным героем является маленький мальчик лет одиннадцати, который приехал с деревни обучатся в городскую школу. Юноша был из бедной семьи, и постоянно мучило его чувство голода. Но учеником он был старательным и ему легко давалось обучение. Поэтому учительница французского всячески старалась ему помочь или накормить, но главный герой был человеком гордым и не принимал от нее помощи. И Лидии Михайловне приходит на ум нестандартное решение проблемы: «играть с учеником на деньги». С таким нестандартным поворотом событий связана основная суть произведения Валентина Распунита.

Правильно ли поступила учительница?

Суть рассказа получает двоякий смысл. Так как с первого взгляда учительница нарушает свои права. Но рассмотрев подробно автор показывает цель ее поступка. Что она от чистого сердца и доброты своей душевной хотела искренне помочь мальчишке. Из-за чего и пострадала ее репутация и она потеряла работу, после того как директор школы застал их за игрой «пристенок» на деньги. Но ее действия были не впустую так, как главный герой осознай что сделала Лидия Михайловна ради него. И становится чуточку добрее и лучше.

Автор не однократно возвращается к вопросу, был ли иной исход в рассказе? Рассуждая понимает, что нет директор не мог поступить иначе из-за установленных нормами морали в обществе.

Заключение.

Урок для мальчика стал познавательным. Так как он смог раскрыться перед своей учительницей, и осознал что же она сделала ради него. Произведение наполнено добротой и ностальгией. Читателю его легко и интересно читать, и делать выводы для себя. Как бы проступили они на месте добродушной и искренней преподавательницы. Смогли бы они так поступить как она, пожертвовав всем ради незнакомого мальчишки или нет. Распутин привлекал своих читателей тем, что писал в своих произведениях про духовные ценности героев и внутренний их мир, размышлял о жизни и природе.

История создания произведения

Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 г. в газете «Советская молодежь», которая выходила в Иркутске. Номер газеты был посвящен творчеству другого замечательного сибирского писателя – А. Вампилова, трагически погибшего в 1972 г в возрасте 37 лет. Мама А. Вампилова, Анастасия Прокопьевна Копылова, была учительницей, и В. Распутин посвятил этот рассказ ей.

Рассказ автобиографичен. Сам писатель говорил, что он описал свое голодное послевоенное детство. После публикации рассказа его главная героиня узнала себя и написала письмо своему бывшему ученику. Примечательно, что описанных в произведении событий она не помнила.

Сюжет:

Мальчика (его имя в рассказе не названо) отправляют в райцентр учиться. Его семья была очень бедной и не могла ему помогать. Когда матери удавалось передать мешок картошки, половину воровала хозяйка квартиры, которую он снимал. Чтобы хоть как-то справиться с постоянным чувством голода, мальчик начал играть в «чику» на деньги.

Учительница французского, Лидия Михайловна, узнав о бедственном положении мальчика, пыталась ему помочь, но он отвергал все попытки. Тогда учительница предложила ему играть в «чику» с ней.

Однажды за игрой их застал директор школы. Через три дня Лидия Михайловна уволилась и уехала на Кубань.

Вариант 3

Первый раз рассказ был напечатан в 1973 году. Он автобиографичен. Распутин рассказывает одну из историй из своей жизни. Дело было сразу после войны. В его родном посёлке была только начальная школа, и поэтому, Валентин продолжал учёбу в районном центре и жил на квартире. Наверное, интернатов тогда ещё не было. Было ему тогда 11 лет.

К этому времени он уже знал грамоту, читал, писал и умел заполнять денежные облигации. Но мальчик хотел учиться дальше. Поэтому, мать отвезла его далеко от дома, в райцентр. Из еды была одна лишь картошка, да и то не вдоволь. Она быстро заканчивалась. И тогда мальчик голодал.

Да ещё и выяснился тот факт, что к нему в мешок с картошкой повадился лазить сын хозяйки. Он потихоньку таскал оттуда картофелины, поэтому, мешок так быстро и заканчивался. Чтобы не умереть с голоду, мальчик решился на противозаконное по тем временам, дело. Он играл на деньги со старшими мальчишками. Для его ума не составило труда разгадать секрет выигрыша.

Кроме картошки мать присылала немного денег. Вот на них он и играл. А на выигранные деньги покупал молоко. Теперь он уже так остро не чувствовал голод. Но если он всё время выигрывал, значит, остальные – проигрывали. Им это не очень нравилось.

Один из мальчишек просто перевернул монетку. Естественно, мальчик ринулся в бой за правду. Один против всей компании и был сильно избит. Но всё равно продолжал твердить своё, что монетка была перевёрнута. Это повторилось и во второй раз.

Тут в дело вмешалась учительница французского языка Лидия Михайловна. Увидев в очередной раз избитое лицо мальчика, она решила действовать. Она решила прибегнуть к хитрости. Зная, что мальчик никогда не примет от неё денег, она сказала ему, что нужно дополнительно позаниматься у неё дома. Там она спокойно покормит мальчика ужином. Но мальчик и от ужина, и от посылки с яблоками и макаронами отказался.

Тогда она решила раззадорить мальчика и сказала, что запросто обыграет его, так она в детстве тоже играла в эту игру. Мальчик заглотил наживку, и игра началась. По ходу дела она рассказывала, как училась в институте, какие яблоки растут у неё на родине.

Один раз во время игры, они так вошли во вкус, что и забыли о соседях.  А соседом был сам директор школы. Мальчик обвинил учительницу в том, что она ему подыгрывает, поэтому, не правильно замеряет расстояние пальцами. Намеренно делает так, что палец не достаёт до монетки.

Привлечённый громкими криками за стеной, в комнату учительницы зашёл директор и увидел картину во всей красе. Учительница французского языка играет с учеником на деньги. Она взяла всю вину на себя и уволилась из школы. Мальчик продолжал учиться. Он на всю жизнь запомнил её тонкий аромат духов, доброту и смелость не бояться отвечать за свои поступки. А её слова о том, что человек стареет тогда, когда перестаёт быть ребёнком, он запомнил на всю жизнь.

Этот рассказ экранизирован. Замечательную учительницу играет  Татьяна Ташкова.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Уроки французского Распутина

Анализ рассказа Уроки французского Распутина

Популярные сегодня темы

  • Характеристика Мальвины из сказки Буратино

    Среди всех кукол театра сеньора Карабаса Барабаса наиболее примечательной является Мальвина – миловидная девочка с голубыми волосами и длинными ресницами

  • Характеристика и образ Вити из рассказа Астафьева Конь с розовой гривой сочинение

    Витя – это персонаж рассказа «Конь с розовой гривой». Мальчик, живущий где-то в Сибири. Обычный такой мальчуган своего времени. Родители у него нет. Воспитывают его старики: строгая бабушка и более добродушный дедушка. Автор хорошо знал о чём пишет

  • Сочинение Гармония в отношениях отцов и детей (итоговое декабрьское)

    На протяжении всего существования человечества, несмотря на поколение, существовала проблема отцов и детей. И столько же времени идет спор о том, возможна ли вообще гармония в отношениях между поколениями

  • Сочинение Я люблю тебя, Россия

    Россия… Как много в этом слове. Для кого-то это страна рек, озер, парков и бескрайних лесов, для некоторых это музеи, театры, архитектура и достопримечательности. А некоторые видят в ней большой научный и экономический потенциал

  • Сочинение на тему Радость жизни. Что такое радость жизни

    Говорят, что у абсолютно каждого человека есть своя радость жизни. У кого-то она большая, у кого-то маленькая, одни измеряют ее финансовым благополучием, другие – душевным комфортом и теплом.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Смысл рассказа Уроки французского Распутина

Пожалуй, читателю крайне легко и понятно была донесена мысль, что доброта и понимание являются самыми большими движущими силами в этом мире. Также, хочется отметить и то, что писатель специально ввел некоторые трудности для своих героев, ведь в реальной жизни, зачастую приходится жертвовать многими вещами, даже в вопросах, связанных с добродетелью. Поступок, который совершает молодая учительница, которая преподает своим ученикам французский язык, является основополагающим в данном произведении. С помощью него, читатель осознает то, что необходимость в помощи ближним людям, которые остро нуждаются в такого рода помощи. Когда преподаватель замечает, что мальчик испытывает языковые трудности, то решает ему помочь с ними справиться. Учительница тратит свои финансовые средства на то, чтобы обеспечить мальчика питанием, который является обделен им по той причине, что почти все продукты, которые присылает ему мама, забирает его родная тетя.

Когда она решает помогать мальчику, то понимает, что он не может просто так принять такие посылки, так как является достаточно скромным человеком, и считает, что такие подарки можно получать лишь заслуженно. Для учительницы данное поведение мальчика является очень понятным, и она уважает его выбор. Однако, несмотря на это она старается найти новые способы, которые позволят ей продолжать помогать своему ученику. И все же, в итоге, ее план сработает не в ее пользу. Когда она идет на такую уловку, при которой поддается мальчику в карточной игре на деньги, чтобы помочь ему финансово, их застает директор школы. Он решает, что учительница не должна более работать в его учреждении, и ей приходится уехать в другой город.

Тем не менее, она не забывает о своем подопечном, и время от времени, присылает ему различную еду. Она позволила главному персонажу понять, что в мире достаточно хороших людей, которые способны кардинальным образом оказывать влияние на жизни других, что остро нуждаются в помощи в определенные моменты времени. Можно сказать, что, обучая мальчика французскому языку, она параллельно научила его более важному уроку – уроку доброты и взаимопомощи. Мальчик запомнил учительницу на всю жизнь, и старался идти по ее пути, помогая ближним, ничего не требуя взамен. Ведь, она лишилась работы в хорошем месте, но тем не менее, думала лишь о том, как продолжать помогать мальчику. Этот поступок говорит о ней, как об очень добром и понимающем человеке.

2 вариант

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» повествует о сложной жизни в послевоенные годы, но его смысл актуален и сегодня.

Главный герой — одиннадцатилетний мальчик, ученик пятого класса. Он живет вдали от дома у знакомой. Его семья бедная, но мальчик получает скромные посылки с едой от матери. Однако пища у него пропадает. Вероятно, его соседи воровали у него еду. Но мальчик даже боялся об этом думать. В этом кроется один из смыслов рассказа. Мальчик был понимающим ребенком, знал, что всем живется непросто. Посыл заключается в том, что нужно быть тактичным и добрым, всегда сохранять в себе тепло.

Мальчик был находчив и не пропал. Он знал, что соседские ребята играют на деньги. Таким образом, пятиклассник зарабатывал себе на молоко. В этом раскрывается второй смысл. Важно быть находчивым, уметь находить выход из каждой ситуации, уметь контролировать себя.

Главная идея рассказа заключена в поведении Лидии Михайловны, учительницы французского языка. Она, как только поняла, что мальчик живет очень плохо, голодает, решила помочь ему. Совпадение, но как раз таки по французскому языку пятиклассник и не успевал. Учительница использовала это в качестве предлога индивидуальных занятий в ее квартире. Лидия Михайловна хотела помочь ему. Она пыталась всячески накормить его ужином, но гость не всегда соглашался. Один раз она и вовсе отправила ему анонимную посылку, но мальчик сразу понял, кто отправил ее. Лидии Михайловне пришлось потерять работу и вернуться на родину из-за мальчика. Она играла с ним на деньги, а это стало известно директору школы.

В этом кроется весь смысл рассказа. Учителя должны быть очень внимательны к своим ученикам, принимать участие не только в их образовании, но и становлении их личности. Нужно быть добрым и помогать нуждающимся. Лидия Михайловна не стала открывать директору правду, а спокойно смирилась со своей судьбой. Таким образом, она пожертвовала своей работой ради его здоровья.

Сочинение 3

Послевоенное время, время голода и тяжелого восстановления страны после нескольких лет страшной войны. В произведении Валентина Распутина нам показывается ужасное время, глазами мальчика 11 лет.

В начале рассказа становится не понятно, почему рассказ носит название «Уроки французского», ведь именно этот язык так не любит изучать главный герой произведения.

Не смотря на проблемы с изучением иностранного языка, маленький юноша очень умный и способный, проявляет большой интерес к учебе. К сожалению, та деревня, в которой он проживает, не может полностью удовлетворить его желание и стремление к учебе. Видя старания 11-летнего мальчика, мать принимает совет соседей отправить его учиться в райцентр. Ведь это единственный шанс ребенка на жизнь в более улучшенных условиях и возможностью дальше получать новые знания.

Проходя обучение в райцентре, главный герой делает большие успехи, но всю прекрасную картину обучения портит только плохие оценки по французскому языку.

Преподаватель французского языка, Лидия Михайловна, видя все старания будущего юноши, желает ему помочь. Но, читая рассказ, читатель начинает понимать, что это не только уроки французского языка, а еще и уроки доброты, человеческого отношения к людям, и помощь адаптации к жизни далеко от дома и семьи.

Видя насколько одинок главный герой, насколько он действительно добр, и как ему тяжело, Лидия Михайловна прописывает ему индивидуальные уроки французского языка. Несмотря на то, что мальчику совсем не нравится ходить на индивидуальные уроки домой к учительнице, он продолжает это делать, ведь обучение в райцентре ему очень важно. Спустя некоторое время их уроки приносят свои плоды, его произношение становится намного лучше. Во время уроков Лидия Михайловна всегда пыталась покормить мальчика.

Каждый урок с учительницей проходил очень легко, особенно главному герою запомнилось, что она делала все это бесплатно и бескорыстно. И всегда пыталась помочь, даже тогда, когда он попал под влияние дурной компании. Увидев синяки на теле и лице мальчика, она пытается ему помочь и отправляет посылку с запасами еды от лица его матери.

Маленький герой имеет гордость и отказывается от посылки, при этом соглашается на предложение Лидии выиграть деньги на еду, играя в «замеряшки».  К сожалению, помощь главному герою оборачивается ей увольнением с работы, ведь в один из дней их застает директор за игрой.

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» показывает читателям отношения людей и учит быть более добрыми, отзывчивыми и человечными к людям.

6 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл рассказа Уроки французского Распутина

Смысл рассказа Уроки французского Распутина

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине За чаепитием Морозова (Коваленко) 8 класс

    На картине мы можем узреть сцену чаепития, которая очень четко демонстрирует нам, весь русский дух и его культуру. Все детали на картине, повествуют нам, что-то безграничное, и доброе

  • Характеристика и образ и Фердыщенко в Истории одного города сочинение

    Действие рассказа «История одного города» развивается в городе Глупово, которого в действительности не существует. Его придумал автор произведения, Салтыков – Щедрин. Весь сюжет закручен вокруг градоначальников этого города

  • Отзыв о рассказе О чем плачут лошади Абрамова

    Произведение Абрамова рассказывает о тяжелой жизни лошадей. Вначале автор трогательно описывает свои детские воспоминания о деревенской природе и о прогулках на луг, где паслись животные.

  • Сочинение В чем противоречивость характера Печорина (рассуждение) 9 класс

    Лермонтов сделал своего Печорина очень противоречивым персонажем. С самого начала – ещё в описании говорится, что герой этот мерз, когда всем было жарко и наоборот. То есть у него даже с организмом что-то было не то. Что уж говорить о характере?!

  • Сочинение по картине Чехова Крестьянский мальчик. Ванька Жуков 6 класс

    Известный художник Николай Павлович Чехов написал картину “Крестьянский мальчик. Ванька Жуков” по рассказу своего брата Антона Павловича Чехова, знаменитого писателя.

«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина, написанный от лица мальчика-пятиклассника, имя которого в тексте ни разу не упоминается. Герою рассказа пришлось очень рано повзрослеть — окончив начальную школу, он вынужден продолжать учёбу в райцентре, вдали от своей семьи. За свой короткий век ему довелось пережить множество несчастий: бедность, разлуку с родными, унижения со стороны сверстников и голод, жуткий голод.

Герой рассказа — одарённый ребёнок, который всеми силами тянется к знаниям. Жители деревни, в которой жил мальчик, ценили его за пылкий ум и помощь с выигрышем денег на облигациях. Они и убедили маму отправить сына учиться в райцентр: «Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.»

Мальчик очень привязан к своей семье, к родной деревне. Он стойко переносит все тяготы бедности, обучение в школе даётся ему легко. Однако переезд из дорогого сердцу места ребёнок переживает очень тяжело: «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой». Тоска по дому мучает его сильнее, чем все те лишения, с которыми он вынужден мириться.

В свои одиннадцать лет герой рассказа обладает невероятной силой духа. Страдая от голода, он понимает, что жаловаться на это своей и без того несчастной матери нельзя: «Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду». В столь юном возрасте ребёнок осознаёт, что нужно справляться с неприятностями самому, а не ждать помощи от других.

Присуща мальчику и застенчивость, в которой он сам признаётся, говоря о себе как о человеке «от природы робком и стеснительном». Эта застенчивость не позволяла ему прикоснуться к еде в присутствии учительницы, заставляя забыть о чувстве голода: «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит.»

Но вместе со стеснительностью герою свойственны гордость и чувство собственного достоинства. Мальчик готов стоять за свою честь, даже если ему приходиться из-за этого пострадать. Так, повздорив с Вадиком, парнем, руководившим игрой на деньги, он стоял на своем, зная, что его за это будут бить: «Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел». Даже когда мальчика избивали двое других, он продолжал отстаивать свою правоту. После того, как ситуация стала известна классному руководителю, мальчик боялся исключения из школы во многом потому, что подвёл бы этим и близких, и себя самого: «Лучше бы сразу выгоняли. Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу… Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

О гордости мальчика говорит и то, что он не принимал помощь от своей классной руководительницы. Лидия Михайловна, достаточно обеспеченная молодая учительница, видела, что ребёнок голодает, и искренне желала помочь ему. Поскольку ученик отказывался есть у неё дома, она попыталась пойти на хитрость, передав ему коробку с едой. Но, догадавшись о том, что в коробке вовсе не переданные из дома продукты, герой отказывается в дальнейшем принимать такие «посылки». Тогда Лидия Михайловна решила играть с ним на деньги, тем самым давая ему возможность покупать себе еду. Это была единственная возможность помочь бедному, но гордому мальчику.

Главный герой рассказа «Уроки французского» — человек с тяжёлой судьбой. Но, несмотря на это, ему не чужды честь, достоинство, уважение к себе и окружающим. Будучи смышлёным не по годам, он способен нести ответственность за свои поступки и терпеливо переносить любые трудности на своём пути.

Характеристика главных героев из рассказа «Уроки французского»

Мать мальчика из рассказа «Уроки французского»

Женщина, воспитывающая троих детей, без мужа. Волевая, умная, но безграмотная. Благодаря ей автор смогла учиться, несмотря на голод и бедность. Она решает отдать сына в школу в райцентре, пожертвовала еду, а иногда и деньги.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая женщина лет 25. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косичку» в глазах, короткие черные волосы. Родом с Кубани. Она родилась и выросла в городе, она обеспечена, ей ничего не нужно. Ей удалось увидеть голодного и очень способного мальчика. Она призналась, что с детства вела себя не по правилам, доставляла родителям много проблем. По ее словам, человек стареет, когда перестает быть ребенком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой говорить громко. В школе его очень боялись дети. Виновный ученик в присутствии всех учеников был вынужден директором школы объяснить, что побудило его к плохому поступку. Обнаружив в «стене» учителя и автора, играющих на деньги, режиссер от возмущения не находит слов. Он не понимал сути поступка учителя, считая его преступлением.

Федька

Сын хозяина квартиры, в которой проживал главный герой. Федька познакомил его с компанией, разыгравшей Чика на деньги. Федька и его семья крадут еду у главного героя, когда он учится в школе.

Вадик

Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и оскорбляет тех, кто моложе и слабее. Он дружит с хулиганом Птахом. Главного героя несколько раз бьют за то, что он играет лучше всех.

Птаха

Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин

Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Русская литература советского периода известна читателям гораздо меньше, нежели литература девятнадцатого века. А между тем из неё можно подчеркнуть огромное количество ценной информации о нравах и быте советского народа, понять, что волновало писателей, живших в эти интересные и непростые времена.

Творчество Валентина Распутина может в полной мере удовлетворить этот интерес. Он, как никакой другой советский писатель, понимал свой народ, его надежды, его печаль и трудности, которые приходится ему преодолевать. В этом плане наибольший интерес представляет его рассказ «Уроки французского», разбор которого представляет Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания рассказа «Уроки французского» — это интересные факты, которые откроют читателю изнанку известного произведения:

  1. Идею для произведения Распутину дала сама жизнь. Будучи самым обычным выходцем из крестьянской семьи, жившей в далёкой Иркутской области, писатель мог с самого детства наблюдать жизнь простого народа из сибирской деревни. Этот опыт лёг в основу многих его будущих произведений.
  2. В основу сюжета произведения «Уроки французского» также легла его собственная биография. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, Распутин также, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый ему город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы – Лидии Михайловны, он смог пережить этот непростой период своей жизни.
  3. Прототип учительницы в рассказе «Уроки французского» — это Лидия Михайловна, преподавательница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
  4. Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.
  5. Впервые рассказ «Уроки французского» был опубликован в журнале «Советская молодежь». Выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова. Его матерью была учительница Анастасия Прокофьевна Копылова, которая и повлияла на своего одаренного сына. Именно поэтому произведение Распутина было опубликовано в этом издании. Сам он писал об этом так:

Тематика рассказа уроки французского

Направление и жанр

«Уроки французского» были созданы в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Его герои, их слова и действия, дышат натурализмом. Неоднократно упоминаются реальные места и события. Читатель может поверить в то, что описанные Распутиным события могли произойти на самом деле.

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Сюжет произведения охватывает незначительный промежуток времени и включает в себя малое количество действующих лиц. Повествование щедро снабжено многочисленными деталями, названиями реальных мест и явлений, которые помогают читателю глубже погружаться в атмосферу произведения.

Смысл названия

В качестве названия для своего рассказа «Уроки французского» Распутин взял наименование дополнительных занятий главного героя с учительницей. Это подчёркивает основную идею произведения, ведь именно эти дополнительные занятия становятся кульминацией отношений учительницы и ученика. Занимаясь французским языком после школы, они становятся настоящими друзьями. 

Эти уроки являются важной школой жизни для героя, которая способствует его становлению как человека. Название акцентирует внимание читателя на том, что французский язык, как и другие предметы, имеют второстепенное значение по сравнению с тем, какие ценности педагог прививает детям и какой пример он подает. Главная героиня научила мальчику чему-то более важному, чем иностранный язык — отзывчивости, пониманию и доброте.

Композиция и конфликт

Особенности композиции рассказа «Уроки французского» заключаются в том, что рассказ поделен на шесть логических частей, которые разделяют короткие временные отрезки. Структура произведения «Уроки французского» классическая: 

  1. Первая часть служит экспозицией, представляя нам главного героя и его предысторию. 
  2. Вторая часть служит завязкой, описывая лишения и трудности, которые приходится преодолевать главному герою в чужом городе.  
  3. Кульминация происходит в четвёртой части, когда голодающий герой отказывается принимать еду от своей учительницы – это становится поворотным моментом повести, выводящим отношения персонажей на новый уровень. 
  4. Трагическая развязка наступает в тот момент, когда директор школы из-за недоразумения увольняет учительницу. 
  5. Финал приводит сюжетную линию к логичному завершению, рассказывая о дальнейшей судьбе героев.

В основе конфликта произведения «Уроки французского» лежит постоянная борьба человека с несовершенством окружающего мира. Писатель показывает нам, как трудные времена могут губительно влиять на людей, принося им одни несчастья, и то, как человек может пережить их.

Суть: о чём произведение?

Основные события повествуют о том, как 1948 году одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому.

Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.

Однажды главный герой был избит другими мальчишками из-за игры в «чику», с помощью которой он добывал себе деньги на молоко, которое помогало ему от малокровия.

Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему.

Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души.

В итоге Лидия Михайловна нашла способ помочь мальчику, начав играть с ним на деньги в «пристенок». Выигранные таким образом деньги герой принимал, жизнь начала налаживаться, между героями сложились близкие отношения. К несчастью, однажды, увлекшись игрой, они были разоблачены директором школы, который понял всё превратно и уволил Лидию Михайловну.

Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев в рассказе «Уроки французского» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

главные герои рассказа «уроки французского» характеристика
главный герой

(образ распутина в рассказе)

безымянный мальчик, рассказчик. одарённый молодой человек, учится честно и на одни пятерки. он очень целеустремленный и талантливый. стремится помогать односельчанам бескорыстно. обладает твёрдыми моральными принципами и человеческим достоинством. не приемлет жалости к себе и отказывается принимать подарки, которые он не заслужил. ему свойственны робость, гордость и стеснительность. он очень любит семью и малую родину. сила духа и природная усидчивость помогают ему преодолевать трудности.
лидия михайловна учительница французского языка, добросовестная и сострадательная женщина. в начале повествования несколько отдалена от детей, не понимает их и не знает ничего об их жизни. она говорит с ними безразлично и отдаленно, но проникается участием к главному герою, когда узнает о его беде. со временем она находит подход к ребенку, оказывая ему значительную поддержку как моральную, так и материальную. героиню отличает неформальный подход к преподаванию: она понимает, что учитель не должен воспринимать себя слишком серьезно, ведь ему давно лишь немногому научить ребенка. женщина предана своей работе и охотно жертвует личным временем, чтобы позаниматься с учеником и помочь ему. в то же время она достаточно себя уважает, чтобы оправдываться перед директором и пытаться вернуть место.

директор школы, василий андреич холодный и прямолинейный человек, строго следующий предписаниям. не может и не хочет смотреть на жизнь глубже, вникать в жизненные ситуации и пытаться реально помочь детям. склонен к психологическому садизму: он выводит провинившихся детей на линейку и допрашивает, что побудило их заняться «грязным делом».

Темы

Тематика рассказа «Уроки французского» всегда актуальна для тех, кто пережил трудности в школьные годы. Если ее нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  1. Отзывчивость – по мнению Распутина, для человека жизненно важно сохранить в себе отзывчивость, способность к сопереживанию, а не превращаться в эгоистичное животное, готовое ради своего выживания на любую подлость, или бездушный механизм, слепо выполняющий свою работу.
  2. Доброта – Лидия Михайловна является образцом доброты в произведении. Ибо, увидев перед собой проблему, она не только не отмахнулась от неё, но и проявила недюжинное терпение и упорство, чтобы решить её.
  3. Любовь к профессии – на примере Лидии Михайловны Распутин показал, каким должен быть учитель, по-настоящему любящий свою профессию. Настоящий преподаватель должен не только следовать школьным правилам и учить детей, но и воспитывать их и помогать им в трудной ситуации.
  4. Сила духа – на примере своего героя писатель продемонстрировал читателю настоящую силу духа, которая, по его мнению, заключается в том, чтобы в даже самой трудной ситуации сохранять человеческое достоинство, пытаться не просто урвать от жизни самое лучшее, но честно заслужить своё счастье настоящим трудом.
  5. Скромность. Деревенский мальчик более робкий и интеллигентный, чем его городские сверстники. Он боится своего несоответствия городскому образу жизни и не может принять дорогих подарков, которые не заслужил.

Проблемы

Проблематика рассказа «Уроки французского» состоит из вечных проблем, которые всегда будут волновать читателей. Если и она нуждается в дополнении, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  • Одиночество – писатель показывает, насколько озлоблены, угнетенны и разобщены люди после четырёх лет жесточайшей войны. Также продемонстрировано традиционное противостояние города и деревни, когда деревенский мальчик просто не может понять безнравственность и пресыщенность своих городских сверстников.
  • Бедность – Распутин в своей повести показал царящую в стране послевоенную разруху и нищету. Люди с трудом сводят концы с концами, и такая жизнь, безусловно, накладывает тяжёлый отпечаток на их моральный облик. Знакомая, у которой живет ребенок, и ее дети воруют припасы у голодающего мальчика, и никто не может ему помочь, потому что самим питаться нечем.
  • Равнодушие – пожалуй, самое ужасное, что может быть в человеке, по мнению Распутина – это безразличие к судьбам других людей. Грубость мальчишек, которые жестоко избивают героя, или холодная безучастность директора школы, который уволил Лидию Михайловну, даже не попытавшись разобраться в ситуации. Всё это производило тяжелейшее впечатление на писателя.
  • Насилие среди детей. Главный герой становится жертвой избиения не один раз, и никто из школы, кроме учительницы, не попытался решить вопрос с другими учениками и выяснить, почему такое происходит. Никто не наказал настоящих виновников азартных игр и насилия, ведь директору важны только формальности, а не реальный порядок в школе и за ее пределами.

Тематика рассказа уроки французского

  • Жизнь советской деревни представлена непрерывным рабским трудом и голоданием. Чтобы купить ребенку обувь, нужно продавать швейную машинку, ведь денег за работу колхозники почти не получают. Вместо светлого будущего они получили нищету.

Тематика рассказа уроки французского

Главная мысль

Распутин отобразил непростую жизнь советских граждан в послевоенные годы, сопряжённую с постоянной борьбой за выживание и духовной деградацией людей, замыкающихся в себе и на себе. Даже дети были жестокими зверями в борьбе за выживание. Но смысл рассказа «Уроки французского» заключается в том, чтобы показать, что даже в такой ситуации можно и нужно оставаться добродетельным, стойким и хорошим человеком. Он показал нам, каким должен быть настоящий учитель и человек, и то, как порой жизнь несправедлива к таким людям.

Основная идея рассказа «Уроки французского» состоит в том, что исправить обстановку в стране один человек не может, но в его силах сделать хоть что-нибудь для того, чтобы всем жилось лучше. Выручая талантливого ученика, Лидия Михайловна вкладывала в будущее своей страны, чтобы такие, как он, чего-то добились в жизни и также помогали людям.

Чему учит?

Автор в рассказе «Уроки французского» осуждает лицемерие, грубость, равнодушие и эгоизм, которые порождают в людях жизненные трудности. Таковы нравственные уроки произведения. Даже несмотря на тяжелые обстоятельства, нужно сохранять человечность и отзывчивость.

Какова мораль произведения «Уроки французского» ? Писатель призывает своего читателя не отчаиваться даже в самой трудной ситуации, бороться с несовершенством мира с помощью честности, доброты и понимания. Его вывод прост: нужно не унывать, а бороться, и не упрекать, а помогать.

Автор: Михаил Щепин

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок – урок  по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Метод шести шляп – это психологическая ролевая игра.  Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме. Применение этой методики поможет нам всесторонне изучить тему урока.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается, лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп.

Класс заранее поделён на 6 групп.

https://4brain.ru/blog/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4-%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%88%D0%BB%D1%8F%D0%BF-%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Приветствуют учителя.

Называют шляпы в соответствии с их значениями.

Белая шляпа — объективные факты и цифры. 
Жёлтая шляпа – положительные стороны.

Красная шляпа – эмоции и чувства.

Чёрная шляпа – критическое исследование.

Зелёная шляпа – преодоление трудностей, надежда.

Синяя шляпа – подведение итогов.

Познавательные: выделение необходимой информации, умение систематизировать материал .

Коммуникативные: умение слушать

2.Актуализация знаний

Постановка целей урока

На проектор выведены пословицы и поговорки. – Ребята, о чём эти пословицы и поговорки, какая тема их объединяет? Подумайте и скажите, о чём сегодня пойдет речь. Запишите  тему урока.

Детей учить — не лясы точить.

Родители создают тело, учителя создают душу.

И груда книг не заменит хорошего учителя.

Высоко дело учительства, но и трудно оно.

Каждый великий учитель близок врачеванию и искусству.

Дерево и учитель познаются по плоду.

https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/poslovitsy-i-pogovorki-ob-uchitelyah/

Учащиеся отвечают, что приведённые пословицы об учителях, учительском труде, профессии учителя.

Записывают тему урока в тетради «Профессия учителя»

Регулятивные: умение регулировать речевое поведение

3. Обобщение и систематизация знаний

— Ребята, чтобы наш разговор получился предметным, доказательным и аргументированным, мы должны вспомнить произведение, в котором главным героем является учитель. Ответьте,  в каких литературных произведениях речь идёт о профессии учителя? В каком тексте главным героем является учитель?

— Ребята, перескажите вкратце текст.

http://www.serann.ru/text/uroki-frantsuzskogo-9306

— Ребята, давайте вспомним историю создания рассказа. Расскажите, когда был создан рассказ, кому он посвящён и кто является прототипом Лидии Михайловны, учительницы французского языка

Учащиеся перечисляют произведения об учителях( Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С.Пушкин «Капитанская дочка»,

В.П.Распутина «Уроки французского»)

Останавливают свой выбор на «Уроках французского», так как именно в этом тексте учитель – один из главных героев.

Учащиеся выполняют краткий пересказ.

Рассказ “Уроки французского” был написан в 1973 году.  Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

Рег: планировать устный ответ ,

Ком: понимать смысл текста

4. Применение знаний и  умений в новой ситуации.

— Обратите внимание на то, что у героини рассказа был прототип – учительница Копылова А. П.

Итак, приступим к работе с мыслительными шляпами. Каждая из групп получит шляпу определённого цвета и задание на карточке. В конце выступления каждая группа делает вывод о том, какой представлена профессия учителя «под шляпой» определённого цвета.

Учитель даёт учащимся  право выбрать шляпу соответствующего цвета.

http://souls-mind.ucoz.ru/Articles_1/4H14_white.jpg

Работа первой группы:

Белая шляпа —  объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. 

— Расскажите, кто такая Лидия Михайловна? Сколько ей лет? Учителем какого предмета она работает?  Где, в какой школе работает Лидия Михайловна? В какоё время происходит действие? Кто её ученики?

Работа второй группы.

Жёлтая шляпа  подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.Метод шести шляп мышления Эдварда дэ Боно

— Охарактеризуйте Лидию Михайловну с положительной стороны. В выводе отметьте, какие качества отличают профессию учителя.

Педагогические мастерские || НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ, ПРИЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ, СОЗДАННЫЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДА "ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ"

Работа третьей группы.

Чёрная шляпа. Мышление в чёрной шляпе должно быть логичным и правдивым, это критическое исследование.

На примере Лидии Михайловны докажите, что профессия учителя наряду с позитивной стороной имеет и существенные недостатки.

Какой тип учителя ещё представлен в тексте?

ROZETKA | Шляпа Seta Decor Цилиндр невысокий 18-282GR Зеленая (2000046496018). Цена, купить Шляпа Seta Decor Цилиндр невысокий 18-282GR Зеленая (2000046496018) в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Запорожье, Львове. Шляпа Seta Decor Цилиндр ...

Работа четвертой группы.

Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.

Главный вопрос «под Зеленой шляпой» — как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой. 

— Ребята, как сложилась жизнь Лидии Михайловны после увольнения? Какие уроки она извлекла? Изменилась ли сама?Шляпа федОра красная

Работа пятой группы. 

Красная шляпа — мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями).

Какие эмоции  вы испытали, рассматривая образ учительницы? Понравилась ли вам профессия учителя? Если понравилась, то чем? Если выявили недостатки, то какие?

Учащиеся заранее разделены на группы, каждая группа сидит за отдельным столом.

Учащиеся выбирают шляпы.

— Действие разворачивается в тяжёлые послевоенные годы. Лидия Михайловна работает учителем французского языка в сельской школе. Она молода, ей 25 лет. Её ученики – простые деревенские мальчишки и девчонки. Некоторые из них, такие как герой рассказа,  находятся в трудной  жизненной ситуации и нуждаются в помощи.

Вывод: учитель работает в самых непростых условиях, его профессия востребована всегда, даже в самые трудные времена.

Лидия Михайловна — хороший, небезразличный человек. Она не только преподает свой предмет, но и  следит за жизнью своих учеников. Лидия Михайловна добрая, понимающая, мудрая, несмотря на свой возраст. Она чуткий учитель, умеющий разглядеть проблемы детей. В душе она ребёнок.

Вывод: Учитель не должен быть скучным и слишком серьезным. Главные качества учителя – умение делать добро, не пройти мимо проблем своих воспитанников, способность пожертвовать собой ради чужого ребенка.

В рассказе директор увольняет учительницу французского за то, что та играла на деньги с учеником. Лидия Михайловна оказалась в непростом положении и не смогла доказать свою правоту. Она руководствовалась желанием оказать материальную помощь ученику и вполне могла бы объяснить свои мотивы. Директор не пожелал слушать.

Василий Андреевич поступает не как положено педагогу. Он не желает разобраться в ситуации. Его даже не заинтересовало, почему учительница поступила таким образом, хотя ее поведение, действительно, было совершенно нетипичным.

Вывод: в трудных жизненных ситуациях учитель, человек тактичный и воспитанный, не всегда может противостоять грубым нападкам со стороны  и становится жертвой.

К сожалению, есть ещё и другой тип учителя – учитель властный, наказывающий, грубый.

После увольнения Лидия Михайловна возвращается на свою родину, Кубань. Считаем, что родные места помогли учителю пережить увольнение и позор.

Но душа Лидии Михайловны не очерствела. Она даже на расстоянии помогает главному герою: отправляет посылку.

Вывод: по-настоящему чуткий и добрый учитель никогда не озлобится, он может противостоять трудностям, может, извлечёт уроки – станет мудрее, смелее, чтоб в любой ситуации отстоять свою позицию.

Учащиеся высказываются.

Позн:поиск и выделение необходимой информации,

Ком: умение работать в группах, планирование своего сотрудничества с  товарищами, умение выполнять при работе в группе различные роли,

Позн: построение логической цепочки рассуждения и доказательства

Ком: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Рег: планировать устный ответ ,

Рег: прогнозировать и оценивать поступки героев худ-го произведения в соответствии с ситуацией

Позн: Формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации,

Позн: классифицировать и сравнивать явления (черты характера героя), аргументировать

Ком: сотрудничать в совместном решении  проблемы

5.

Подведение итогов

— Ребята, опираясь на микровыводы, сделанные в группах, составьте психологический портрет учителя. Расскажите об особенностях профессии учителя, её необходимости.

Прониклись ли вы чувством уважения к профессии учителя, изучив произведение В.Распутина?

Учащиеся подводят итоги.

Вывод: профессия учителя сложная. Учитель – это призвание, ведь не каждый способен пожертвовать собой ради чужих детей. А сколько времени и сил требует эта работа.

Мы видим, насколько важна эта профессия. Ведь именно благодаря Лидии Михайловне главный герой сохранил человечность, не озлобился.

6.Рефлексия

Шляпы и колпаки - DivoShop - магазин приколов (радиоуправляемые вертолеты, маски и другие необычные подарки)</title><title>

Работа всего класса – рефлексия.

Мышление в какой шляпе оказалось для вас наиболее трудным и непривычным? В какой шляпе вам было наиболее приятно работать? Что, по вашему мнению, у вас получилось и что не получилось при работе над темой? 

https://trizway.com/art/form/shest-shliap-mishlenia.html

Учащиеся высказываются.

Личн: анализировать собственную деятельность

Личн:

оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи

  • Тема творчества и судьбы художника в лирике серебряного века сочинение
  • Тема творчества и судьбы поэта пророка в поэзии лермонтова сочинение 10 класс
  • Тема текста рассказа ответ
  • Тема человека в ранних рассказах горького сочинение
  • Тема социальной несправедливости в рассказе мальчик у христа на елке