Тема творчества и судьбы поэта пророка в поэзии лермонтова сочинение 10 класс

Краткий анализ стихотворения лермонтова поэт по плану стихотворение поэт было написано в продолжение смерти поэта, уже в новом, следующем за

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» по плану

Стихотворение «Поэт» было написано в продолжение «Смерти поэта», уже в новом, следующем за годом смерти Пушкина, 1838 году. Читатели познакомились с произведением в 1839 году, в журнале «Отечественные записки».

Лермонтов побывал в кавказской ссылке, но не сломался, а, скорее, закалился духом, окончательно утвердился в своих убеждениях относительно особого предназначения поэта.

Образ кинжала, вынесенный из воинственной культуры Кавказа и личного опыта, полученного во время службы, явился для Лермонтова яркой метафорой силы и власти. Он считал слово мощным оружием и хорошо знал ему сцену.

2. Литературное направление

Стихотворение «Поэт» относится к романтическому направлению. Исключительная роль отдельной личности (поэта как проводника смыслов) противопоставлена участи других людей.

3. Род

Произведение «Поэт» — образец гражданской лирики. Также его можно отнести к философской лирике.

4. Жанр

Данное произведение тяготеет к жанру элегии, но, как это нередко бывает у Лермонтова, в лирический текст вкрадывается сатира.

5. Проблематика

Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта, выполняющего миссию их транслятора.

6. Тематика

Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что редкий дар поэзии потерял свою изначальную чистоту в глазах людей.

Стихи невозможно разменять на деньги или почести, и потому для многих поэзия стала пустым звуком.

8. Пафос

Пафос стихотворения – горечь и вопрошание. Поэта печалит человеческая любовь лишь к тому, что блестит, утрата истинных ценностей.

Он с печалью спрашивает, настанет ли время, когда новый певец вынет из ножен клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и в полную силу заговорит с миром на действительно важные темы.

9. Система образов

Образы поэта и поэзии соотнесены с образом кинжала. Автор сообщает, что его оружие блистает «отделкой золотой», что оно сокрыто от глаз и редко берётся в руки. Это иносказательное признание в том, что он – обладатель редкого и таинственного достояния.

Однако при всей своей красоте, кинжал бездействует. Он не участвует в битвах за правду и красоту, бездействует, не приносит пользы.

Наконец, Лермонтов сравнивает с кинжалом самого поэта, душа которого скрывается от внешних потрясений и перестаёт отзываться на потребности современников. Из-за этого люди теряют уважение к звучащему слову, забывают о духовных ценностях.

10. Центральные персонажи

Поэт – центральный персонаж стихотворения. Его дар сравнивается с кинжалом, прекрасным, но бесполезным.

Автор напоминает, какой мощью может обладать слово в умелых устах. Оно звучит, «как колокол на башне вечевой».

Лермонтова угнетает тот факт, что поэзия перестаёт играть ту исключительную роль, которую она имела во времена Пушкина.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении присутствует. Он заявляет о себе в первой строфе, рассказывая читателю о собственном кинжале, искусном оружии старинных мастеров, хранящем память о великих битвах. На эту деталь указывает местоимение «мой» (кинжал).

Далее предметом изображения становятся мысли лирического героя. Он больше не говорит о себе, но с глубоким трепетом произносит от первого лица слова о значимости поэта и поэзии.

12. Сюжет

Сюжет развивается из наблюдения за предметом – кинжалом, добытым на Кавказе. Автор любуется старинным оружием, гадает о том, какой была его участь, в чьих руках он побывал.

Первая часть стихотворения представляет собой подробное описание отделки кинжала, его истории и назначения.

Во второй части автор обращается к поэту. Он не имеет в виду конкретного литератора, и говорит, скорее, о самом себе, своих современниках – всех тех, на кого выпала эта миссия после смерти Пушкина.

Лермонтов пытается разбудить в поэте желание действовать, творить высокие образцы искусства, не прислушиваясь к мелочным требованиям житейских обстоятельств. Он называет поэта-современника «осмеянным пророком» и спрашивает, намерен ли он проснуться от временного забытья.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, двучастная. Развитие сюжета происходит от частного к общему.

В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о кинжале, который он внимательно рассматривает.

Следующая часть (со второго по шестое четверостишие) соответствует развитию действия (в данном случае – описания).

В седьмом четверостишии сюжет выходит на новый уровень. Автор переносит аналогию на поэта: «Не так ли ты, поэт. ».

Кульминация и развязка сосредоточены в конце произведения: в 10-11 строфах.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту добиться наглядности в изображении.

Лексический состав стихотворения демонстрирует преобладание книжной лексики, что продолжает трагический настрой стихотворения «Смерть поэта», выполненного в той же стилистике.

Синтаксис произведения отличается обилием вопросительных и восклицательных предложений, наличием обращений и других средств, выражающих интонацию побуждения.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано неравностопным ямбом (чередуются строки из шести и четырёх стоп). Такой «зазор» в ритмическом рисунке помогает удерживать внимание на каждой детали текста, акцентирует особо значимые моменты.

Используется перекрёстный способ рифмовки (АБАБ).

11 строф стихотворения представляют собой классические катрены.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в наш век изнеженный»; «в немом благоговенье», «струя светлей лазури», «ветхий мир», «осмеянный пророк»;
  • олицетворения: «наезднику служил», «забавы он делил» (о кинжале), «нас тешат блёстки и обманы», «мир привык морщины прятать под румяны»»;
  • сравнения: «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, // Как фимиам в часы молитвы», «как божий дух, носился над толпой», «Как ветхая краса, наш ветхий мир привык // Морщины прятать под румяны…»;
  • метафоры: «…была б ему богатая резьба // Нарядом чуждым и постыдным…», «Игрушкой золотой он блещет на стене…»;
  • антитезы: «прежде — теперь», «оружие – игрушка».

С помощью аллитераций на «с», «ж», «ч», «ш» поэт прорисовывает мужественный образ кинжала. Это холодное оружие, со свистом рассекающее воздух, словно блестит и переливается, когда его достают из ножен, чтобы полюбоваться.

Когда же Лермонтов обращается к поэту, на смену шипящим приходят соноры, речь звучит более плавно, лениво. Этот контраст подчёркивает изменившееся положение поэта: прежде он действовал, теперь – спит.

Ассонансы с «о», «и», «у» усиливают напряжённость звучания, передают драматизм действия.

17. Значение произведения

Стихотворение «Поэт» – не обычное размышление на тему поэзии. Это творческий манифест Лермонтова, его личное видение образа поэта, взгляд на проблему его предназначения.

Поэт, по Лермонтову, должен быть решительным, мужественным, активным. Его голос не должен затихать в пору бурь и потрясений.

18. Актуальность

Стихотворение не потеряло своей актуальности. Сегодня удручающая ситуация с поэзией только усугубилась. Поэзия ушла уже не на вторые роли, а далеко за пределы сцены, в подполье, стала уделом немногих. Мы почти не знаем поэтов-современников, не слышим тех, кто мог бы подать голос, объединяющий поколения и трезво рассуждающий о проблемах сегодняшнего дня.

Роль глашатаев взяли на себя блогеры и рок-певцы. Они тоже работают со словом, но относятся к нему совсем не так, как во времена Пушкина и Лермонтова. Мало кто помнит о чистоте душевного движения, которая должна сопутствовать созданию текста, от этого люди перестают читать стихи и прислушиваться к голосам поэтов.

19. Моё отношение

Стихотворение Лермонтова я считаю пророческим. Уже в 19 веке он озвучил важную проблему нашего времени: потерю веры в звучащее слово, неосторожность в обращении с ним самих поэтов. Я соглашаюсь с Лермонтовым в том, что слово – редкое и драгоценное оружие, а не игрушка. Оно может поранить или защитить.

20. Чему учит

Стихотворение «Поэт» учит бережности в отношении слов, которые мы произносим или пишем. Древняя сила, скрытая в каждом слове, очень велика. Нельзя забывать об этом, и тогда драгоценный кинжал сослужит нам добрую службу.

Анализ стихотворения «Поэт» (М.Ю. Лермонтов)

Анализ стихотворения «Поэт» (М.Ю. Лермонтов)

Анализ стихотворения «Поэт» (М.Ю. Лермонтов) поможет читателям полнее раскрыть внутренний мир одного из самых загадочный и талантливых русских поэтов.

Период расцвета творчества Лермонтова пришелся на тридцатые годы 19 века. Это годы духовного и нравственного упадка общества, а также годы позднего творчества Пушкина, которого боготворил молодой Лермонтов. Все это оказывает сильное влияние на становление его как поэта. А он не мог молчать, когда был убит Пушкин, не мог спокойно смотреть, как нравственно деградирует общество, в котором поэту приходится вращаться.

Стихотворение «Поэт» написано в 1838 году, напечатано через год в «Отечественных записках». Это одно из лучших философских произведений Лермонтова, наряду с такими, как «Смерть поэта» и «Пророк». А тема поэта и поэзии, раскрытая в анализируемом стихотворении, — одна из важнейших в его творчестве. Лермонтов видит предназначение поэта в служении народу и правде. Но к сожалению, он с горечью признает, что современные писатели забыли о своей настоящей миссии и продали дар, данный им свыше, за блестящую обертку славы и сытой жизни. Автор призывает всех поэтов вспомнить, чему и кому они должны служить несмотря на лишения и осуждения.

Стихотворение построено на основе тонкого сравнения поэта с кинжалом и антитезе прошлого настоящему. Благодаря этому, читателю видит четкое разделение композиции на две части. В первой поэт рассказывает нам историю кинжала. Когда-то, в прошлые времена, служил он верой и правдой «наезднику в горах» и за свою услугу никогда не брал платы.

Но волей судьбы оказался кинжал в руках «отважного казака» и с тех пор стал безвредной красивой игрушкой. Больше не порвет он ни одну кольчугу и оставит на груди врага след. Он стал безопасен, но и бесполезен.

Во второй части Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом. Автор воспевает поэтический дар, которым награжден писатель. Он обращается к прошлому, перечисляя заслуги поэта, говорит о силе поэтического слова, способного вдохновить воинов на подвиги, нужного народу:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Но к сожалению, современные поэты променяли власть слова над народом на «злато». Современному человеку больше не нужны его мудрые наставления, ведь гораздо приятнее услаждать слух красивыми рифмами.

Автор беспощадно бичует современных поэтов обвинениями в подкупности. И в то же время он призывает их опомниться и посвятить свою жизнь служению слову. Особенно пронзительно звучат последние строки стихотворения, в которых автор призывает проснуться поэтов. Здесь «золотые ножны» превращаются из ценности в плен для поэтического дара- клинка. Они красивы только снаружи, тогда как в действительности клинок покрыт «ржавчиной презренья».

«Поэт» написано шестистопным ямбом и звучит по-лермонтовски торжественно. Особую эмоциональность стихотворению придают разнообразные средства художественной выразительности. Самым ярким тропом является, конечно же, сравнение. Искусно сравнивает Лермонтов поэта с кинжалом, а уж автор, надо сказать, знал толк в хорошем оружии. Так поэт наделяет кинжал человеческими качествами. Он надежный и «без порока» — в этих олицетворениях кроется завуалированный упрек современным поэтам. Без порока – значит, честный, с незапятнанной совестью. Как кинжал служил своему хозяину «не зная платы за услугу», так и поэт должен трудиться во имя искусства и правды на земле, «глаголом жечь сердца людей», а не продавать свой талант в кабалу «золотых ножон». Поэту, чтобы жить, необходимо работать. Так же, как и кинжал, без работы по призванию, он покрывается ржавчиной, только кинжал для поэта же ржавчина – это презрение народа.

Рука об руку со сравнением идет и антитеза. Автор противопоставляет насыщенную, плодотворную и честную жизнь поэта в прошлом с пустой и безнравственной сегодня. Лермонтов, не жалея красок, показывает, насколько низко может пасть самый талантливый человек, если продаст свой дар.

Кроме сравнения и антитезы в стихотворении есть эпитеты: «таинственный закал», «надёжный клинок», «бесславная игрушка», «хладный труп», «могучие слова», «изнеженный век», «ветхая краса», «осмеянный пророк». Они делают стихотворение более эмоционально напряженным.

С помощью метафор «Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…», «золотых ножон», «ржавчина презренья» автор создает уникальный мир образов в своем стихотворении.

Сложно сказать, как какому жанру относится стихотворение «Поэт». Это и философская лирика, потому что Лермонтов затрагивает важные темы не только предназначения поэта, а и человека вообще. Он так и не смог понять и принять безликую толпу, погрязшую в бесчестии и пустых разговорах. Это и послание, о чем можно судить особенно по последним строкам, призывающим опомниться поэтов. Это и элегия, ведь душа автора по-настоящему болит за будущее своего народа. Как бы то ни было, стихотворение «Поэт» — это бесценный вклад в литературное наследие. Оно актуально во все времена, как актуальна проблема нравственности, духовного развития человека.

Анализ стихотворения Лермонтова Поэт 9 класс

В стихотворении Лермонтова «Поэт», очень хорошо раскрыта тема жизни поэта в обществе, его отношение к этому обществу, что делает его прочтение незабываемым, так как читатель может полностью понять этого молодого человека, который не может найти себе места в современном мире, который погряз в обмане и лжи.

К 1838 году, поэт уже был достаточно известной личностью, которая была широко представлена в определенных литературных кругах, но именно это стихотворение делает его еще известнее. Его можно смело отнести к гражданской лирике, которая была присуща молодому поэту. Этим стихом, он напрямую обращается к обществу, которое его окружает, и даже, его в чем-то высмеивает.

Главным героем в первой части этого стихотворения, выступает кинжал, который раньше просто выполнял свою миссию, но теперь он просто висит на стене, как украшение. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд, так как этим самым наш герой показывает, что нынешнее поколение остается безучастным к прошлым заслугам предков, которые сражались за свою Родину.

В этой истории наш герой показывает, раскрывает главное предназначение поэта: управлять народными массами, которые заблудились в гуще событий, событий, которые происходят в России.

Очень интересное сравнение приводит поэт, которое делает это произведение уникальным, неповторимым: в этом мире, поэт полностью забыл свое святое предназначение, он подобен кинжалу, который забыли. Все это звучит очень правдиво и символично, так как в этом обществе все происходит именно так.

Стихотворение, которое несет надежду, надежду на спасение, так как поэт верит, что когда ни будь случится чудо, и все вспомнят про поэта, который будто кинжал, пронзит заблудшие, сухие души людей. Это настоящее пророчество, которое не может остаться безучастным, так как сила поэзии и сила таланта очень велика. Стихотворение, которое заслуживает внимания, так как оно является пророчеством.

Анализ стиха Лермонтова Поэт

Михаил Юрьевич Лермонтов, создавая этот шедевр в 1838 году под названием «Поэт», был уже в то время довольно известным поэтом и хорошо разбирался в творчестве других литераторов. Писал понятно и доступно, чтобы донести свои переживания и душевное состояние до читателя. Создавая стихотворение «Поэт», он пытался изобразить идеал образа поэта, к которому стремился бы сам подражать. Это произведение можно отнести к гражданской лирике. Где автор его пишет с философской точки зрения и указывает глобальные проблемы того времени, на его усмотрение. Он противоречит современному высшему обществу и пытается своим протестом доказать правоту любым способом, где и употребляет не стандартные сравнения поэта и поэзии с острым и сильным кинжалом.

Проанализировав шедевр того времени – произведение «Поэт» на первый взгляд кажет не понятным и трудным для восприятия читателем, в котором идет сравнение поэта и поэзии с дорогим и золотым кинжалом. Который был долгое время актуален в сражениях на поле боя воинами, а после стал ненужным и повешенным на стену в образе « дорогой и ненужной игрушки». Так и Лермонтов сравнивает творчество поэтов с забытым и неактуальным в теперешнее время кинжалом. Так и творчество литераторов стало забытым и не интересным, указывая на их забытый гражданский долг. Это писать и доносить до людей главные и важные исторические события, в которых описываются тяжелые сражениях на поле боя и т.д. М.Ю. Лермонтов пытается достучаться до человечества с помощью обращения к высшим силам, то есть к Богу. И надеться, что хоть когда-нибудь его услышат и поймут. И он выполнить свой гражданский долг.

Стихотворение написано с помощью метафор и использованием шестистопных и четырехстопных ямбов. Автор данного произведения пытается донести, что в высшем обществе поэт потерял свое настоящее предназначение и променял свой дар на деньги. А поэзия не кому не нужна.

Заключение

Безусловно, написанное произведение М.Ю. Лермонтовым «Поэт», стало одним из актуальных примеров, где довольно глубоко и ярко раскрывается тема поэта и поэзии. В нем автор красочно озвучивает свой протест против положения поэтов в современном обществе. Которые, забыли о своем предназначение, как тот кинжал, повешенный на сиену. И таким образом осуждает их за забытый свой долг. Этот шедевр произведение не оставит равнодушным читателя, а даст массу тем для рассуждения. Ведь Лермонтов смог четко и понятно донести свои мысли и душевные переживания.

Вариант №3

Творчество, да и сама жизнь, Михаила Юрьевича Лермонтова припала на тяжелое время, это были 30-е годы XIX века. В это самое время был некий застой среди духовных и нравственных ценностей. Сам же писатель относил себя к настоящим поэтам, и переносил эти перемены смиренно и сдержанно. Именно в этот самый период Лермонтов написал достаточно большое количество произведений посвященных гражданской лирике. Многие его творения выводят на первый план нотки протеста, безысходности и горечи. В это время Михаил Юрьевич предпринимает действия по поводу создания нового идеала, к которому стремится и сам. Состояние смятения, в которое погрузился поэт, заставило его создать очередной замечательный шедевр, под названием «Поэт».

Лермонтов берется за работу над произведением в 1838 году, на этот момент писатель уже приобрел некую славу и стал известен во многих литературных кругах. Стихотворение по своему замыслу полностью посвящается происходящему в русской поэзии, захватывая тот отрезок времени после смерти Александра Сергеевича Пушкина. Сначала автор решает рассказать о клинке (кинжале). Данное оружие много времени назад верно служило своему хозяину, который был отличным наездником далеко в горах. Не один раз кинжал спасал от смерти своего хозяина, прорывая кольчуги врагов. Теперь же, когда-то грозное оружие превратилось в золотую игрушку, весящую на стене. Теперь кинжал никто не воспринимает защитником, им только все любуются. А он продолжает один висеть на стене на радость и умиление других.

Следующие строки своего произведения Лермонтов посвящает поэтам. Автор сожалеет, что прошли уже те годы, когда слова поэтов вдохновляли людей на подвиги и битвы, помогали прочувствовать боль и радость. Теперь поэтам не интересно писать об этом, они больше гоняться не за правдой, а за личной наживой и выгодой. Своих же современников Михаил Юрьевич приписывает не к поэтам, а к неким пустышкам. Своими словами он старается призвать поэтов утвердить четкую гражданскую позицию, с актуальной лирикой того времени. Он всем сердцем хочет чтобы, как и раньше поэзия продолжала влиять на поступки и мысли людей. Произведение «Поэт» можно смело отнести к философской лирике. Романтичный главный герой, словно назван самим пророком, он ведет за собой толпу, к его словам прислушиваются и вникают. Может быть, только ему получится изменить неприятные перемены в жизни. Главный герой, как и кинжал, о судьбе которого рассказано в начале, очень одинок. Их судьбы чем-то схожи. Герой продолжает корить современников и призывает их одуматься, и все же постараться возродить роль искусства в мире.

Картинка к стихотворению Поэт

Поэт Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Лирику Фета можно разделить на два периода. Первый приходится на юношество и молодость поэта. Тогдашние его стихи лёгкие, безоблачные, безмятежные. Второй период начинается с 1849 года. Стихи после него стали более мрачными,

Элегия «Золотая рыбка», была издана в 1903 г. Она не очень хорошо вписывалась в поэтическую тенденцию того времени. Хотя и сборник по названием «Только любовь» тоже не вписывался под современные жизненные взгляды.

Афанасий Фет создавал свои шедевры в период смены Золотого Века Серебряным. Стихотворения Афанасия Афанасьевича всегда выделялись высоким уровнем культуры, мастерством и литературными изумительными изображениями.

В стихотворении Бориса Пастернака «Рождественская звезда» говорится о том, как люди стали свидетелями рождения ребёнка у Марии. Вначале люди взошли на холм, чтобы посмотреть вдаль. На вершине холма дул сильный ветер,

Заболоцкий в данном стихотворении сравнивает могучий большой дуб с человеком. Он провел черту между природой и человеческой жизнью. С помощью природы он вскрыл социальные и политические проблемы общества. Заболоцкому

Анализ стихотворения «Поэт» М. Ю. Лермонтова

Каждого человека в определённый момент жизни начинает мучить вопрос своего предназначения, важности результатов проделанного труда для общества. Для творческих людей этот вопрос стоит еще острее, ведь, становясь кумирами миллионов, они чувствуют особую ответственность перед читателями. Исключением не стал Михаил Юрьевич Лермонтов, который в стихотворении «Поэт» представляет своё видение предназначения поэта и поэзии.

История создания

Ключевым этапом в творческой жизни Лермонтова становятся 1837-39 годы. В это время он пишет первое значимое произведение, открывшее ему двери в свет и сформировавшее вокруг него определённую литературную репутацию, — «Смерть поэта», приуроченное к гибели Пушкина. После литературного успеха на молодого поэта возлагаются огромные надежды, которые он с гордостью оправдывает, выпуская свои известнейшие произведения.

В это же время Михаил Юрьевич ищет своё предназначение в поэтической жизни, чему посвящает стихотворение «Поэт», написанное в 1838 году.

Жанр, направление и размер

Отнести данное произведение к какой-либо жанровой принадлежности сложно: можно рассматривать как послание (обращение к определённому лицу или группе лиц).

Стихотворение относится к философской лирике. Он излагает своё собственное мнение о предназначении поэта, и каждый сам решает, соглашаться с ним или нет.

Композиционно произведение делиться на две части с неким объединением в конце (первая состоит из шести четверостиший, вторая из пяти), написанные перекрёстной рифмой с чередованием шестистопного и четырёхстопного ямба.

Образы и символы

В произведении фигурирует два главных образа: грозный кинжал, ржавеющий в пыли, и поэт, утративший своё предназначение. Их на протяжении всего стихотворения сравнивает автор, показывая их схожую участь — уйти в забвение или висеть на потеху без практического применения.

Лирическим героем выступает сам Лермонтов, рассуждающий над важной для него темой – предназначения поэта. Каким в идеале должен он быть? Видимо, кинжалом в действии – разящим на смерть и обладающим грозной красотой.

Темы и настроение

  1. Назначение поэта и поэзии для общества – основная тема в стихотворении «Поэт» для Михаила Юрьевича. Автор показывает, что влияние мастеров слова на общество и их важность очень высоки.
  2. Так же он продолжает важную для себя мысль презрения к молодому поколению за безразличие ко всему, что происходит вокруг.
  3. Лермонтов огорчён тем, что мечта об истинной цели поэтического искусства становится более несбыточной. Финал стихотворения — это призыв к поэтическому пробуждению, ведь сила поэзии, как и сила кинжала, может сразить наповал.

Основная мысль стихотворения – утрата юными поэтами их истинного назначения. Тридцатые годы XIX века — время, когда общество находится в застое, для молодых людей отсутствуют духовные и нравственные идеалы, Лермонтов это чувствует и, как истинный творец, не принимает происходящего.

Стихотворение «Поэт» — протест инертному обществу, в нём красной нитью проходит главная мысль о высоком предназначении поэта, смысл деятельности которого сводится к борьбе с застоем умов и падением высоких нравов в обществе.

Средства художественной выразительности

В основу произведения положено развёрнутое сравнение: поэт и кинжал сопоставляются по своему прямому назначению. Язык настоящего стихотворца, как и остриё рабочего кинжала, способен наносить точные удары по проблемам общества. Однако бездействующий клинок и подкупный, равнодушный или же пустоголовый рифмоплет выполняют только декоративную функцию.

В стихотворении также использовано большое количество эпитетов (кинжал – золотой, надежный, таинственный, заброшенный, бесславный и безвредный). Поэт – мыслей благородных, осмеянный пророк, простой и гордый язык. Эти средства выразительности способствуют более острому восприятию сопоставляемых понятий.

В финале произведения Лермонтов использует метафору, сравнивая ветхий мир, прячущий морщины под румяна, со своим временем, в котором он жил и творил.

Среди других изобразительно-выразительных средств можно отметить аллитерацию (была б ему богатая резьба), инверсию (наезднику в горах служил он много лет) и риторические вопросы.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану

Стихотворение «Пророк» написано в мае — июне 1841 года, незадолго до гибели Лермонтова.

Это был тяжёлый период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и Польского восстания 1831 года Николай I создаёт тайную полицию, Третье отделение, агенты которого присутствовали в самых разных кругах общества.

Всякое инакомыслие безжалостно подавлялось, была введена жёсткая цензура. Лермонтов, выросший и творивший в атмосфере политических репрессий, по словам Белинского, стал ярким выразителем царивших в обществе настроений того времени.

Характер у Лермонтова был трудный, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было немало недоброжелателей, среди которых – сам царь, Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.

Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было напечатано в 32 томе «Отечественных записок» в 1844 году.

2. Литературное направление

Стихотворение «Пророк» относится к романтическому литературному направлению.

3. Род

Стихотворение можно отнести к философской лирике.

4. Жанр

Жанр – лирическая исповедь. Это лирическое стихотворение, в котором прослеживаются библейские мотивы.

5. Проблематика

Автор пытается проанализировать извечную проблему противостояния духовного и низменного в человеческой натуре.

6. Тематика

В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.

Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.

Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.

7. Идея

Лермонтов продолжает пушкинскую тему о роли и предназначении поэта, его признании обществом.

Также в противовес городу воспевается природа, как более комфортная среда для существования человека.

8. Пафос

Романтичные стихи Лермонтова чаще всего грустны и даже пессимистичны.

Здесь же эмоциональный фон произведения становится пафосно-трагическим. Невозможность выполнить свою миссию делает пророка глубоко несчастным.

Некоторые критики считали, что поэт предчувствовал свою скорую кончину и называли это стихотворение пророческим.

9. Система образов

Художественные образы представлены в классической традиции. Образ лирического героя произведения, одинокого пророка, противопоставляется образу враждебной толпы.

Образ природы передан описанием пустыни, которая более благосклонна к пророку, чем человеческое общество. Пустыня позволяет ему жить, и всякая тварь земная в ней покорна пророку, там даже звёзды слушают его проповеди, «лучами радостно играя».

10. Центральные персонажи

Лирический герой произведения – пророк, призванный обличать человеческие пороки. Он одинок и несчастен, поскольку его изгоняют из общества за то, что он говорит людям о тёмных сторонах их натуры.

Автор сочувствует своему герою, поскольку понимает значимость такой личности для оздоровления человеческой натуры и общества в целом.

Лирическому герою-одиночке противопоставляется собирательный образ его соплеменников – толпа, не признающая в нём пророка.

11. Лирический герой

Лирический герой – смертный, по воле Бога ставший пророком. Ему досталась неблагодарная роль, – роль человека, несущего людям правду, – за что подвергается насмешкам и преследованиям со стороны сообщества, которое не верит его пророчествам.

12. Сюжет

Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.

Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.

Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.

Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».

Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.

Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

13. Композиция

Произведение состоит из семи строф и композиционно делится на три части.

  • Из двух первых четверостиший читатель узнаёт о ниспосланном герою пророческом даре и о крайне негативной реакции толпы на его проповедь «любви и правды».
  • В двух следующих строфах показана его отшельническая жизнь в пустыне.
  • В трёх заключительных строфах описывается отношение толпы к пророку и то, как он выглядит в глазах своих современников.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано высоким стилем, который придаёт ему звучание библейской притчи. Чтобы добиться этого, поэт использует старославянскую и библейскую лексику: град, старцы, судия, всеведенье, уста, глава, очи, тварь земная, дар божий, пророк, завет и другие.

15. Размер, рифма, строфика

«Пророк» написан четырёхстопным ямбом и пиррихиями.

Поэт использует чередование мужской и женской рифм.

В шести строфах используется перекрёстная рифмовка (АБАБ), в заключительном четверостишии – опоясывающая (АББА).

16. Средства художественной выразительности

Эпитеты: “вечный судия”, “божья пища”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”, “нагой”.

Метафоры: “страницы злобы и порока”, “читать в очах”, “посыпать пеплом главу”.

Сравнение: “как птицы”

Олицетворение: «звёзды слушают…, лучами радостно играя”.

Антитеза: противопоставление поведения толпы и пророка.

Перифраза: “вечный судия”, “предвечный”.

В двух последних четверостишиях используется также инверсия.

Звукопись: использование взрывных согласных усиливает напряжённое звучание строф.

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в творческом багаже Лермонтова.

Невозможно не согласиться с его высокой оценкой стихотворения: «Какая глубина мысли, – писал критик, – какая страшная энергия выражения!»

18. Актуальность

Несомненна актуальность «Пророка» и в сегодняшнем мире.

Незаурядная личность, понимающая больше других, во все времена встречала если не враждебное, то холодное к себе отношение. Разным слоям населения, людям разных конфессий, или просто имеющим разный жизненный опыт порою нелегко находить общий язык. А непонимание часто порождает конфликты.

Многие и сейчас враждебно настроено к тем, кто, как лермонтовский пророк, имеет смелость говорить неприятную правду.

19. Моё отношение

Нельзя не восхищаться поэтом и его произведением. В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.

20. Чему учит произведение

«Пророк» учит нас прислушиваться к окружающим и пытаться их понять. Учит проявлять сочувствие и, в какой-то степени, учит также мужеству говорить правду, что не всегда удобно и легко.

Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

На вопрос, кто такой поэт, во все времена отвечали по-разному. Каждая эпоха имела свой представление и о том, какую роль сочинитель стихов играет в обществе. С романтическими воззрениями на автора виршей нас знакомит «Пророк» Лермонтова.

История создания

Стихотворение «Пророк» Михаил Юрьевич представил публике в 1841 году. К этому времени автором было написано уже немало произведений, и он хорошо мог представлять себе, что есть поэт для народа.

Примечательно, что это полное глубоких переживаний стихотворение было написано незадолго до смерти литератора. Здесь автор задумывается о своём жизненном пути, осмысляет его. Стоит вспомнить, что в 1841 году Лермонтов окончательно решил уйти в отставку и посвятить свою жизнь служению литературе. Такое намерение могло заставить писателя задуматься о роли поэта в жизни общества.

Жанр, направление и размер

Лермонтов ориентируется на библейский сюжет – книгу пророка Иеремии, потому стихотворение близко жанру легенды. Обращение к религиозному тексту не случайно: в эпоху романтизма поэтические способности рассматривались как дар свыше – от Бога.

Мотив пророка занимает одно из главных мест в русской лирике. Не секрет, что любимым поэтом Михаила Юрьевича был А.С. Пушкин. Своим стихотворением он продолжает линию, начатую кумиром. Но на этом «тандеме» тема не закончила: к ней обращались Розенгейм, Некрасов, Плещеев.

Стихосложение также отсылает к пушкинскому образцу: стихотворный размер — четырёхстопный ямб, а рифма – перекрестная.

Композиция

Стихотворение делится на строфы, что свойственно для позднего романтизма. Их в произведении семь. Шестое и седьмое четверостишия закольцовывают стихотворения. Они иллюстрируют собой то, о чём говорится в первых двух – злые слова людей в адрес поэта. Центральным же является четвертый катрен, в котором говорится о гармонии, что обрёл пророк.

Таким образом, композиция стройна и математически выверена: кульминация говорит о балансе, а обрамляющие её части сообщают читателю о конфликте.

Образы и символы

Возникновение образа пророка в творчестве Лермонтова оправдывается историей его рода. По легенде, предок Михаила Юрьевича, Томас Лермонт, живший в Шотландии в XIII веке, обладал даром ясновидения и славился искусным колдуном. В XVI веке его потомок, Георг Лермонт, попадает в Россию – так начинается род Лермонтовых.

Ярким примером образа поэта-пророка в творчестве Лермонтова является лирический герой юношеского стихотворения «Предсказание», где автор предугадывает события революции начала ХХ века. «Моя душа» — другое произведение подобного рода. Здесь Лермонтов угадывает собственную судьбу: «Я предузнал мой жребий, мой конец…»

Лирический герой в «Пророке» предстаёт зрелой и цельной личностью. Он не ропщет на людей или свою судьбу, но радуется обретению своего пристанища – пустыни. Она символизирует место, где нисходит божественное откровение. Образ пророка, созданный Лермонтовым, напоминает юродивого – нищего странника, отказавшегося ради служения Христу от всех земных благ.

Темы и настроение

  1. Одиночество. Поэт-пророк полностью осознаёт свою миссию – говорить людям правду. Но это далеко не всегда приятно публике. Поэтому он вынужден искать покой и уединение в пустыне, где его слушают звезды. Без лишения себя социума, герой не может в полной мере реализовывать свои способности, потому пророк совершает подвиг отшельничества. Когда автор говорит об изгнании – он полон отчаяния и сострадания к людям. Настроение сменяется радостным, когда речь идёт о природе и звёздах.
  2. Поэт и поэзия – основная тема. Творчество – это дар неба. И относиться к нему нужно с должной ответственностью. Терпеть непонимание, одиночество – идти на многие жертвы ради того, чтобы мир узнал божественные слова.
  3. Поэт и толпа. Народ не желает принимать поэта, люди противятся заветам любви и правды. Вместо того чтобы прислушаться к словам пророка, она изгоняют его. Так и правдивые, искренние стихи часто оказывались под гнётом критики, а их авторы – в ссылке.

Основная мысль стихотворения – стойко и мужественно следовать своему предназначению. Людям не приятно знать правду о себе, но всё же должен быть тот, кто её вещает. И это поэт-пророк. Он призван, чтобы научить алчных и завистливых людей жить в мире и согласии. Лирический герой понимает, что это будет не просто, но он готов к трудностям и лишениям. Ведь сам «вечный судия» призвал его на это служение.

Смысл стихотворения был выстрадан поэтом, ведь сам он нередко вынужден был драться на дуэлях, отстаивая свое право на прямолинейность и честность суждений. Один из таких поединков его и погубил.

Средства художественной выразительности

В первой строфе встречается метафора: «В очах людей читаю я// Страницы злобы и порока».

Намерения героя автор подчеркивает эпитетом «чистые», что говорит об искренности и бескорыстии пророка. Этому по определению противопоставлена «самолюбивая» улыбка старца, который воспитывает презрение в детях к таким, как этот поэт. Лирический герой рисует свой портрет через взгляд человека из толпы: «Как он угрюм, и худ, и бледен!»

В стихотворении противопоставляются пустыня и мир людей, а проводник между ними – пророк, ведающий истину.

Кроме того, автор использует фразеологический оборот, берущий своё начало в Ветхом завете, – «Посыпал пеплом я главу». Что говорит об отчаянии и сожалении пророка.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»

Prorok1 e1559579449968

Стихотворение «Пророк» было создано весной — в начале лета 1841 года. Оно было написано в записной книжке, подаренной Лермонтову Одоевским. В свете напутствия, сделанного Одоевским Лермонтову, это стихотворение звучит как ответ поэта князю.
Одоевский написал на титульном листе строки из послания Апостола Павла коринфянам, которое в современном переводе выглядит так:

Screenshot 7
В то же время произведение перекликается со стихотворением «Пророк» Пушкина. И не просто перекликается, оно словно продолжает тему, начатую Александром Сергеевичем. Последние строки Пушкина:

Screenshot 8

Лермонтов начинает так:

Screenshot 9

Это произведение написано в жанре философской лирики. Лермонтов, как и Пушкин, пишет от первого имени, связывая себя с пророком. В этом стихотворении поэт выразил собственное мироощущение, собственное отношение с людьми. Он говорит о переживаниях, о собственном одиночестве.
Приближение к Богу отдаляет поэта и пророка от людей, потому что пророки частенько говорят не то, что хотят слышать люди. Люди хотят слышать оправдание собственным порокам и слабостям. Если вспомнить Библейских пророков, жития святых христианской эпохи, то можно увидеть, что путь их был тернистым, нелегким, требовал самоотречения, подвижничества. Бог призвал пушкинского пророка к такому служению, но люди не были готовы его принять. Пророк Пушкин погиб. Та же участь ждала и пророка Лермонтова.

Композиция

По композиции стихотворение можно разделить на 3 части. В 1-й части поэт говорит о том, что как только Бог открылся ему, он учение Божье нес людям. 2-я часть о том, что люди не приняли его пророчеств и безжалостно швыряли в него камни. Во вторую часть встраивается часть 3-я, разбивая вторую часть. Таким образом, вторая часть имеет кольцевое строение.
Пророк был вынужден удалиться в пустыню, где он понимал зверей. Звери и птицы покорялись ему, понимали его.

9970

Когда в редкие дни пророк заходит в город, он старается пройти незаметно, не привлекая внимания, но слышит, как люди говорят о нем, показывая на него пальцем:

Screenshot 75

В стихотворении 7 строф. Наверное, это не случайно. В 7 дней Бог создал землю и жизнь на ней. Число 7 неоднократно упоминается в заповедях и законах, посланных Богом израильтянам. Рифма в стихотворении перекрестная, с чередованием мужских и женских стихов. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Средства художественной выразительности

В произведении поэт применил следующие средства художественной выразительности:

  • Архаизмы, церковнославянизмы: судия, в очах, каменья, главу, тварь, предвечного;
  • Эпитеты – ближние, нищий, земная, самолюбивой,
  • Метафоры – вечный судия, чистые (ученья), звезды слушают, лучами играя, страницы злобы, Божьей (пищи).
  • Сравнения. Поэт сравнивает жизнь пророка с жизнью птиц.
  • Эмоционально-оценочная лексика – глупец.

Во второй, третьей и четвертой строфах, где пророк оторван от людей, встречаются строки, начинающиеся союзом и. Точно также в Библии встречаются стихи, начинающиеся этим союзом. Тем самым поэт стремится подчеркнуть связь его пророка с Богом. Лермонтовские строки

Screenshot 86

Отсылают нас к Евангелию от Матфея 6:26:

Screenshot 87

В заключении анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк» стоит вспомнить слова известного русского критика.

Screenshot 76

Стихотворение «Пророк» впервые было опубликовано после смерти поэта в 1844 году.

Стихотворение и анализ «Пророк»

%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA

Данное произведение является исповедью страдающего человека, которого отвергает общество. Если лирический герой Пушкина, находясь среди пустынных песков, пребывает лишь на самом «старте» своего длинного творческого пути, то романтический герой Лермонтова пытается исполнить своё предназначение, в результате чего оказывается в пустыне: он убегает, спасаясь от травли своих современников.

Живя в обществе людей, пророк чувствует себя гораздо больше одиноким, нежели в пустыне. Дарованный ему талант никого не интересует. Люди не желают слушать и понимать его слова: они не готовы узнать истину ни о себе, ни об окружающем мире. В общественных глазах пророк замечает только «страницы злобы и порока». В него, за «правды чистые ученья», люди бросаются камнями.

Пророк чувствует абсолютное спокойствие только среди пустынных песков: там ему покоряется любая «тварь земли». Даже ночные светила в виде звёзд внимают его мудрым речам. Когда же пророку доводится вновь оказаться в городе, он в очередной раз слышит циничные высказывания и горькие укоры. Пророка, словно диковинную зверушку, показывают детям в качестве образца недостойного поведения.

История создания

Лермонтов написал это замечательное произведение в 1841 году. Случилось это незадолго до трагической гибели поэта. Таким образом, данное произведение является последним в творчестве великого стихотворца. Публикация стихотворения случилась через год после его написания на страницах журнала «Отечественные записки».

Ко времени создания данного стихотворения отношения Лермонтова с высшим столичным обществом стали существенно хуже: дело в том, что к сложному и неуживчивому нраву поэта, добавились сложности в личной жизни и в карьере. Всё это отразилось на общем смысловом и эмоциональном направлении произведений, созданных в 1841 г. Литературоведы полагают, что написание данного произведения — следствие многолетней дискуссии между Лермонтовым и В.Ф. Одоевским. В этих спорах основным камнем преткновения была единственная тема — «Поэт и его общественное признание». Большинство специалистов справедливо считают, что «Пророк» является одним из самых лучших стихов Лермонтова.

Жанр, направление, размер

Данное произведение относится к жанру лирической исповеди: в нём явно заметны библейские мотивы. Стихотворные строки можно смело отнести к романтическому направлению литературы.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб с пиррихиями. Происходит чередование женских/мужских рифм. При этом в шести строфах автор использует рифмовку перекрёстную, а в финальном четверостишии – опоясывающую.

Композиция

Стихотворение включает в себя семь строф. С композиционной точки зрения оно делится на три семантических сегмента:

  1. Два первых четверостишия – речь идёт о дарованном лирическому герою таланте прорицателя и резко отрицательном отношении общества на слова его проповеди.
  2. Два следующих четверостишия – речь идёт об отшельнической жизни прорицателя среди пустынных песков.
  3. Три заключительных четверостишия – речь идёт об отношении большинства людей к прорицателю, а также о том, как его воспринимают современники.

Образы и символы

Образная палитра произведения представлена Лермонтовым в классической традиции:

  • образ лирического героя/пророка – лирический герой – он и есть прорицатель, способный видеть и обличать пороки людей. Пророк страшно одинокий и глубоко несчастный человек: его прогоняют отовсюду из-за того, что он сообщает людям о неприглядных сторонах их натуры. Автор испытывает искреннее сочувствие к лирическому герою, так как понимает огромную ценность такой личности для оздоровления всего общества;
  • образ враждебной толпы – лирическому герою-одиночке в произведении противопоставлена людская толпа. Она не желает признавать пророка: толпу интересуют лишь материальные блага жизни, а вовсе не душа;
  • образ природы – он раскрывается посредством описания пустыни, которая проявляет более дружелюбное отношение к пророку, нежели люди. Пустыня становится домом для лирического героя. Любая земная тварь, живущая в пустынных песках, покорна пророку. Даже звёзды, сияющие над пустыней, готовы слушать его проповеди.

Темы и настроение

Основная тема произведения – одиночество нестандартной личности в условиях жестокого социума, противопоставление толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а лютая травля – вот та цена, которую готово платить общество пророку за то, что он несёт в мир идеи любви и добра. Настроение стихотворения характеризуется трагическим пафосом. Неспособность достойно исполнить свою гуманную миссию делает пророка глубоко несчастным человеком.

Основная идея

Главная идея произведения заключается в следующем: творческий человек всегда чувствует себя изгоем в обществе. Он изначально обречён на непонимание и одиночество. Творец может быть счастлив лишь наедине с Богом, вдали от людей. Лермонтов стремится продемонстрировать нам, насколько может быть несправедливым общество к тем людям, которые от рождения «поцелованы Богом».

Средства выразительности

В произведении Лермонтов использует следующие средства художественной выразительности:

На чтение 13 мин. Просмотров 29 Опубликовано

Proroki-Isajya-i-Mihej-300x190.jpg

Стихотворение «Пророк» является философским размышлением о роли поэзии в обществе и особой гражданской миссии, которая возложена на создателя поэтических текстов. Это своеобразный литературный манифест уже сложившегося, самоопределившегося поэта (читайте анализ этого произведения). «Пророк» был написан ссыльным поэтом в имении Михайловском в 1826 году. Считается, что основным толчком для создания стихотворения послужило глубокое душевное потрясение — незадолго до этого Пушкин узнал о казни пяти декабристов и ссылке в Сибирь некоторых своих друзей, принявших активное участие в восстании. Пушкин не на шутку обеспокоился и о своей судьбе, ведь он тоже находился в царской опале. Но в то же время он горячо поддерживал декабристов, скорбел о казненных. В это время Пушкин особенно усиленно читал Закон Божий, который прислал ему брат. Он всерьез увлекся библейскими сюжетами, один из которых и лег в основу этого стихотворения. В библейской легенде говорится о видении серафима, посланника Божьего, пророку Исайе. Под впечатлением от этой встречи Исайя стал проповедником, рассказывая неверующим о Законе Божьем. Александр Сергеевич даже писал, обращаясь к своему другу Плетневу: «Я — пророк, ей-богу, пророк!» Создатель стихотворения практически полностью сохранил сюжет легенды, но только в качестве пророка, которому явился серафим, выступил поэт, готовый переродиться для духовного служения обществу. Призвание поэта, как и пророка, духовно просвещать и направлять современников, нести им правду. Искусство свято и политике не подчинено. Разумеется, данное утверждение вызвало неблагоприятные толки в обществе. Пушкин подвергался риску, ведь ему предстояло встретиться с Николаем Первым. От решения нового царя зависела дальнейшая судьба опального поэта. Стихотворение написано в духе классицистов и изобилует торжественными оборотами. И действительно, находясь в ссылке Пушкин запоем читал Державина, Тредиаковского, Ломоносова. В 20-е годы Пушкин создал множество стихотворений-манифестов, в которых он стремился раскрыть свое видение окружающей действительности. Такие стихотворения как «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» повествуют о думах Пушкина о роли поэзии и литературы в целом в жизни современного ему общества.

Анализ стихотворения «Пророк» Александра Пушкина

Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 г. Оно сразу же приобрело широкую популярность. Для многих литераторов и последователей великого поэта произведение стало своеобразной программой для действия, руководством в жизни и творчестве.

«Пророк» создан в жанре оды, но его форма вступает в резкий контраст с содержанием. Оды писались с целью восхваления «великих мира сего». Авторы добивались их расположения в ожидании наград и высочайшей милости. «Народный» поэт Пушкин всегда с презрением отзывался о людской славе. Его не прельщали богатство и уважение общества. «Пророк» посвящен философскому осмыслению места и значения творца в мире. Библейская тематика лишь прикрывала истинный смысл стихотворения. Пророк в стихотворении символизирует поэта в реальной жизни. Настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям. Его удел – нести людям свет и стремление к познанию.

Пушкин все-таки был религиозным человеком, поэтому свой дар поэт-пророк получает от Бога через «шестикрылого серафима». Автор подчеркивает, что талант – удел немногих. Он дается случайно, но только тем, кто «духовной жаждою томим». Право называться поэтом может появиться исключительно через страдания и огромную душевную работу.

Пушкина обвиняли в том, что в возвышенном стиле он восхваляет самого себя. Это – поверхностный взгляд на произведение. Автор отмечает, через что ему пришлось пройти. Прошлая жизнь была подобна блужданию в пустыне без цели и смысла. Преображение поэта сопровождалось невыносимой мукой, которую не каждый смог бы выдержать. Только пройдя такое испытание, он смог четко понять различие добра и зла, проникнуть в главные тайны мироздания.

Пушкин не идеализирует положение пророка. Готовность отдать все силы на исправление людских пороков не будет вознаграждено при жизни. История учит нас, что «нет пророка в своем отечестве». К этому Пушкин готовит всех начинающих творцов.

Стих написан в возвышенном стиле. Для этого Пушкин использует устаревшие слова и выражения: «влачился», «перстами», «зеницы». Торжественность произведения наращивается многократным повторением союза «и»: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.

Стихотворение «Пророк» стало центральным в философских размышлениях Пушкина. Выраженная в нем идея дала мощный толчок многим последующим поколениям поэтов. В частности, пушкинскую тематику пророчества продолжил в одноименном произведении Лермонтов.

«Пророк» – хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль поэта, его умение вкладывать идею в метафоричные образы. Стихотворение изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Пророк» по плану.

analiz-stihotvoreniya-prorok-pushkina-46723.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.

История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайловское после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения – происхождение и предназначение поэта.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использовано все виды рифмовки.

Метафоры «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».

Эпитеты«шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».

Сравнения «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

История создания

История создания произведения связана с печальным событием – казнью друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.

Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 г. в «Московском вестнике». Критики неоднозначно восприняли пушкинское творение, так как считали, что им поэт пытался вознести себя над другими служителями пера.

Тема

В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для ее раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.

В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нем воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. «Шестикрылый серафим» оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.

Начал он с глаз. Через легкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что не скрыто от простых очей. После прикосновения Божественного посланца к ушам, мужчина услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменен на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.

После перевоплощения герой чувствовал себя трупом, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: «Глаголом жги сердца людей».

Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть все, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно – нужно уметь пропускать все сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых» слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь.

Жанр

Жанр – элегия, так как автор размышляет над вечной философской проблемой. В произведении есть признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал все виды рифмовки, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них четко проявляется библейская составляющая. Преобладают в стихотворении метафоры: «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Также в тексте есть эпитеты «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый», сравнения «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение А. Пушкина «Пророк»?</h3>

    • <label>1825 г.</label>
    • <label>1826 г.</label>
    • <label>1827 г.</label>
    • <label>1828 г.</label>

(новая вкладка)

Пророк
Жанр лирическое стихотворение
Автор Александр Сергеевич Пушкин
Язык оригинала русский
Дата написания 1826
Дата первой публикации 1828
Текст произведения в Викитеке

«Проро́к» — стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Первая публикация этого стихотворения состоялась в «Московском вестнике» (№ 3) за 1828 год. Предположительно, стихотворение первоначально представляло собою часть цикла из четырёх стихотворений, под заглавием «Пророк». По свидетельству М. П. Погодина «Должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано (Духовной жаждою томим etc.)»[1]. Остальные три стихотворения до нас не дошли.

Создание и тема стихотворения

Написание «Пророка» относится, вероятно, к лету 1826 года[2].

М. О. Гершензон отмечает: «Мицкевич несомненно был прав, когда назвал „Пророка“ Пушкина его автобиографическим признанием. Недаром в „Пророке“ рассказ ведется от первого лица; Пушкин никогда не обманывал. Очевидно, в жизни Пушкина был такой опыт внезапного преображения».

С. Булгаков писал: «В зависимости от того, как мы уразумеваем Пророка, мы понимаем и всего Пушкина. Если это есть только эстетическая выдумка, одна из тем, которых ищут литераторы, тогда нет великого Пушкина, и нам нечего ныне праздновать. <…> Таких строк нельзя сочинить, или взять в качестве литературной темы, переложения, да это и не есть переложение. Для пушкинского Пророка нет прямого оригинала в Библии. <…> Однако, и здесь мы имеем некое обрезание сердца, Божие призвание к пророческому служению. Тот, кому дано было сказать эти слова о Пророке, и сам ими призван был к пророческому служению»[3]. Эту точку зрения оспаривал Владислав Ходасевич, писавший: «Пушкин всегда конкретен и реален. Он никогда не прибегает к аллегориям. Его пророк есть именно пророк, каких видим в Библии»[4].

«Срединная» точка зрения состоит в восприятии «Пророка» не в качестве свидетельства глубоких религиозно-мистических переживаний самого поэта, но и не как просто талантливой стилизации под одну из религиозных книг: Библию или Коран, а в качестве духовного идеала, открывшегося поэту в момент, когда жизнь и история поставили его перед необходимостью выбора жизненного предназначения. Такая точка зрения на внерелигиозный характер пушкинского пророка согласуется и с позицией Владимира Соловьёва[5].

Тот утверждал, что «Пророк» воплощает в себе «идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании». Это произведение является хронологически первым в ряду пушкинских стихотворений, в которых Пушкин «открывает нам свои мысли или свои внутренние опыты относительно существенного характера и значения поэзии, художественного гения вообще и настоящего призвания поэта. Эти произведения — неодинакового характера и неравного художественного достоинства — внутренне связаны между собою и представляют в сущности лишь вариации одной главной темы». Это стихотворения «Поэт» («Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…»), «Эхо» («Ревёт ли зверь в лесу глухом…»), «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…»), «Чернь», «Памятник»; к этому же ряду примыкает «Моцарт и Сальери». «Пророк» перекликается и с написанными ранее «Подражаниями Корану». Далее Соловьёв приходит к выводу, что пушкинский Пророк «есть чистый носитель того безусловного идеального существа поэзии, которое было присуще всякому истинному поэту, и прежде всего самому Пушкину в зрелую эпоху его творчества и в лучшие минуты его вдохновения»[6].

Интертекстуальность

Очевидна тематическая соотнесённость «Пророка» с Книгой пророка Исайи, в особенности с шестой главой, а также с Кораном. На генезис поэтического текста повлияла лирика Г. Р. Державина, особенно прецедентным в этом отношении является текст оды «Властителям и судьям». На идейное содержание «Пророка» некоторое влияние оказала лирика декабристов; в качестве примера можно отметить стихотворение Ф. Н. Глинки «Призвание Исайи», а также стихотворение В. К. Кюхельбекера «Пророчество». Обращает на себя внимание монологичность стихотворения, в котором посредством торжественного ораторского стиля передаётся напряжённая драматичность универсального действия преображения.

Примечания

Литература

  • Вацуро В. Э.Пушкин. Пророк // Записки комментатора. — СПб.: Гуманит. агентство «Акад. проект», 1994. — С. 7-16. — 348 с. — 3600 экз. — ISBN 5-7331-0007-9.
  • Благой Д. Д.Творческий путь Пушкина (1826—1830). — М.: Советский писатель, 1967. — С. 172-180. — 723 с.
  • Седакова Т. В.Личность Пушкина в лирике // Проблемы современного пушкиноведения: Межвузовский сборник научных трудов / Цветкова Н. В. и др.. — Вологда: ВГПИ, 1989. — С. 19-28. — 168 с. — 1000 экз.
  • Есипов В. М.«К убийце гнусному явись…» // Московский пушкинист: Ежегод. сб.. — 1998. — Вып. V. — С. 112—134.

Эта страница в последний раз была отредактирована 11 февраля 2020 в 10:50. Используемые источники:

  • https://poetpushkin.ru/stihi/grazhdanskaya-lirika/istoriya-sozdaniya-stihotvoreniya-prorok.html
  • https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-prorok/
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/prorok.html
  • https://wiki2.org/ru/пророк_(стихотворение)

На чтение 5 мин. Просмотров 1. 5k. Обновлено 11 сентября, 2020Анализ стихотворения «Поэт» (М. Лермонтов) поможет читателям полнее раскрыть внутренний мир одного из самых загадочный и талантливых русских поэтов. Период расцвета творчества Лермонтова пришелся на тридцатые годы 19 века. Это годы духовного и нравственного упадка общества, а также годы позднего творчества Пушкина, которого боготворил молодой Лермонтов. Все это оказывает сильное влияние на становление его как поэта. А он не мог молчать, когда был убит Пушкин, не мог спокойно смотреть, как нравственно деградирует общество, в котором поэту приходится вращаться. Стихотворение «Поэт» написано в 1838 году, напечатано через год в «Отечественных записках». Это одно из лучших философских произведений Лермонтова, наряду с такими, как «Смерть поэта» и «Пророк». А тема поэта и поэзии, раскрытая в анализируемом стихотворении, – одна из важнейших в его творчестве. Лермонтов видит предназначение поэта в служении народу и правде. Но к сожалению, он с горечью признает, что современные писатели забыли о своей настоящей миссии и продали дар, данный им свыше, за блестящую обертку славы и сытой жизни. Автор призывает всех поэтов вспомнить, чему и кому они должны служить несмотря на лишения и осуждения. Стихотворение построено на основе тонкого сравнения поэта с кинжалом и антитезе прошлого настоящему. Благодаря этому, читателю видит четкое разделение композиции на две части. В первой поэт рассказывает нам историю кинжала. Когда-то, в прошлые времена, служил он верой и правдой «наезднику в горах» и за свою услугу никогда не брал платы. Но волей судьбы оказался кинжал в руках «отважного казака» и с тех пор стал безвредной красивой игрушкой. Больше не порвет он ни одну кольчугу и оставит на груди врага след. Он стал безопасен, но и бесполезен. Во второй части Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом. Автор воспевает поэтический дар, которым награжден писатель. Он обращается к прошлому, перечисляя заслуги поэта, говорит о силе поэтического слова, способного вдохновить воинов на подвиги, нужного народу:Бывало, мерный звук твоих могучих словВоспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Но к сожалению, современные поэты променяли власть слова над народом на «злато». Современному человеку больше не нужны его мудрые наставления, ведь гораздо приятнее услаждать слух красивыми рифмами. Автор беспощадно бичует современных поэтов обвинениями в подкупности. И в то же время он призывает их опомниться и посвятить свою жизнь служению слову. Особенно пронзительно звучат последние строки стихотворения, в которых автор призывает проснуться поэтов. Здесь «золотые ножны» превращаются из ценности в плен для поэтического дара- клинка. Они красивы только снаружи, тогда как в действительности клинок покрыт «ржавчиной презренья». «Поэт» написано шестистопным ямбом и звучит по-лермонтовски торжественно. Особую эмоциональность стихотворению придают разнообразные средства художественной выразительности. Самым ярким тропом является, конечно же, сравнение. Искусно сравнивает Лермонтов поэта с кинжалом, а уж автор, надо сказать, знал толк в хорошем оружии. Так поэт наделяет кинжал человеческими качествами. Он надежный и «без порока» – в этих олицетворениях кроется завуалированный упрек современным поэтам. Без порока – значит, честный, с незапятнанной совестью. Как кинжал служил своему хозяину «не зная платы за услугу», так и поэт должен трудиться во имя искусства и правды на земле, «глаголом жечь сердца людей», а не продавать свой талант в кабалу «золотых ножон». Поэту, чтобы жить, необходимо работать. Так же, как и кинжал, без работы по призванию, он покрывается ржавчиной, только кинжал для поэта же ржавчина – это презрение народа. Рука об руку со сравнением идет и антитеза. Автор противопоставляет насыщенную, плодотворную и честную жизнь поэта в прошлом с пустой и безнравственной сегодня. Лермонтов, не жалея красок, показывает, насколько низко может пасть самый талантливый человек, если продаст свой дар. Кроме сравнения и антитезы в стихотворении есть эпитеты: «таинственный закал», «надёжный клинок», «бесславная игрушка», «хладный труп», «могучие слова», «изнеженный век», «ветхая краса», «осмеянный пророк». Они делают стихотворение более эмоционально напряженным. С помощью метафор «Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…», «золотых ножон», «ржавчина презренья» автор создает уникальный мир образов в своем стихотворении. Сложно сказать, как какому жанру относится стихотворение «Поэт». Это и философская лирика, потому что Лермонтов затрагивает важные темы не только предназначения поэта, а и человека вообще. Он так и не смог понять и принять безликую толпу, погрязшую в бесчестии и пустых разговорах. Это и послание, о чем можно судить особенно по последним строкам, призывающим опомниться поэтов. Это и элегия, ведь душа автора по-настоящему болит за будущее своего народа. Как бы то ни было, стихотворение «Поэт» – это бесценный вклад в литературное наследие. Оно актуально во все времена, как актуальна проблема нравственности, духовного развития человека.

Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о еще одном важном произведении, в котором поэт рассматривал эту идею. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмыслением им многих своих постулатов.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт. История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.

Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.

Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.

Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.

Сравнение – “как пробудившийся орел”.

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И лишь во второй половине года, когда он уединился в своем имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чем состоит суть поэтического дара, он провел свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

Тема

Стихотворение посвящено “вечной” теме о миссии поэта в обществе, но на этот раз она была рассмотрена с неожиданной стороны. Пушкин высказывает идею о том, что поэтический дар – это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.

Композиция

Стихотворение разделено на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет свое основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтического обобщение того времени, которое он провел в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждет тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально изменяется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением. Таким образом Пушкин делает вывод о том, что без своего творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, дает ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.

Жанр

Это произведение – один из образцов пушкинской философской лирики. Александр Сергеевич в нем вновь рассматривает тему о своем предназначении как поэта, но открывает для себя и читателя ее новые, неожиданные грани. Емко и лаконично он говорит о том, что видит смысл своей жизни в том, чтобы пробуждать в читателях светлое начало, дарить им приятные эмоции.

Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырехстопный ямб. При этом рифма в нем используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заменить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрестные рифмы.

Средства выразительности

В этом стихотворение поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

С их помощью Пушкин создает яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

Тест по стихотворению

Доска почётаЧтобы попасть сюда — пройдите тест. Иброхим Мухаммад 5/7Людмила Лихачева 7/7Валерия Туровская 6/7Амина Адаева 6/7Денис Маркин 7/7Тарыгина Марина 7/7Лёша Алексеев 7/7

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4. 6. Всего получено оценок: 82.

Какие произведения русской поэзии затрагивают темы поэта и поэзии?

Темы поэта и поэзии одни из самых часто встречающихся в русской литературе. Я считаю, что это обусловлено тем, что практически каждый поэт задумывался о целях своего творчества и о предназначении поэзии в целом. Ранние стихотворения Маяковского, поэтические тексты А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова являются яркими примерами произведений, отображающих эту тему. В стихотворении В. В. Маяковского «А вы могли бы? » лирический герой – одинокий поэт, бунтарь. Он противопоставлен обществу, только творческий человек способен «смазать карту будня», изменить привычный порядок вещей, показать серую повседневность с новой, непривычной стороны. Для Маяковского роль поэта – расширить сознание общества, победить скуку и быт. М. Лермонтов придерживается подобной позиции и в стихотворении «Пророк» пишет о том, что поэт – высшее существо, пророк, помогающий людям и открывающий им глаза на правду. Он, как и лирический герой Маяковского, одинок. Однако исключительность «пророка» доведена до предела, он изгнан и высмеян обществом за то, что провозглашал истину, в него «бросали бешено каменья». Таким образом, можно сделать вывод, что лирические герои – поэты Маяковского и Лермонтова во многом схожи: их высшая цель – просветить и изменить общество. Оба автора уверены в том, что цена поэтического дара – одиночество, однако Михаил Юрьевич отмечает, что судьба поэта куда более печальна, он обречен на вечные скитания и непонимание.

А. Пушкин разделяет мнение В. Маяковского о тяжелой судьбе поэта, о чем пишет в стихотворении «Поэт». Он знает, что каждого творческого человека рано или поздно настигнет одиночество. Однако Пушкин убежден в том, что поэт не должен слушать мнения других людей, он – «царь», а уединение, на которое он обречен, это и есть сила поэта. Именно благодаря этой силе он свободен от навязанных мыслей и желаний, поэт и есть свой «высший суд», поэтому одиночество и непонимание общества для Александра Сергеевича – не трагедия. Из вышесказанного следует, что поэт – уникальный человек, резко отличающийся от других и не принимаемый ими. В то же время одиночество и отсутствие почитателей – не всегда что-то негативное, в этом есть свои плюсы. В заключение хотелось бы сказать, что поэты зачастую затрагивают тему собственного предназначения и всего творчества в целом для того, чтобы показать, что путь поэта труден и тернист, однако он должен, несмотря ни на что, вести людей к новым открытиям, светлому будущему.

Другие работы по этому разделу:

Сочинение «Дружба»Тема дружбы затрагивается во многих произведениях русской литературы. Именно через взаимодействие главного героя с приятелями, автор показывает отношение персонажа к людям, его поведение в обществе и способность к проявлению чувств.

Сочинение «Конфликт между поколениями»В каких произведениях отечественных авторов отображены идейные столкновения представителей разных поколений, и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Сочинение «Зима в произведениях русских поэтов»Образ зимы волновал многих поэтов Золотого и Серебряного веков русской литературы. Мне кажется, что это время года вызывает противоречивые и неоднозначные чувства практически у каждого, но нет человека, который относился бы к ней равнодушно. Ярче всего, по моему мнению, зима описана в стихотворениях А. Пушкина, С. А. Есенина и В. Я. Брюсова.

Сочинение «На что человек способен ради любви? «Любовь — одно из самых сильных чувств, которые способен испытать человек. Подобно вихрю, оно врывается в жизнь, раскрашивая привычные будни разноцветными красками. Для того, чтобы сохранить любовь, люди готовы на многое: посвятить возлюбленным своё время, оказать поддержку, а порой и рискнуть собственным комфортом и благополучием.

Сочинение «Лето»Лето — одно из любимых времён года русских писателей. Мне кажется, причина этому — тепло, спокойствие, тишина и умиротворение, с которыми обычно ассоциируется этот период.

Сочинение-описание картины «Снег»Перед нами картина Попова «Первый снег». На ней художник изобразил снег, медленно покрывающий городскую улицу. Пушистые снежинки летят, кружатся и одевают желто-коричневые дома в белые шапки, а землю застилают бело-розовым ковром. Снег искрится повсюду, подсвечивая все вокруг и даже небо приобрело сиреневый зимний оттенок.

Сочинение «Качества русского народа»Как русский народ ведет себя в критической ситуации? Какими качествами он обладает? Именно на эти вопросы отвечает М. Строганов, поднимая проблему поведения народа во время войны.

Сочинение «Кого можно назвать умным человеком? » Кого можно назвать умным человеком? В чем заключается трагичность судьбы этой «немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы»? На эти вопросы отвечает Дмитрий Быков в одном из своих текстов.

  • Тема текста рассказа ответ
  • Тема человека в ранних рассказах горького сочинение
  • Тема социальной несправедливости в рассказе мальчик у христа на елке
  • Тема ума и безумия в комедии горе от ума сочинение рассуждение
  • Тема царевны лебедь из оперы сказка о царе салтане слушать