Тема труда в фольклоре разных народов сказках легендах пословицах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: однк предмет в школе 5 класс. также вы можете бесплатно проконсультироваться

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Однк предмет в школе 5 класс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Образовательные организации согласно статьям 12, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) разрабатывают основные образовательные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом примерных основных образовательных программ.

Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей.
Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.

О книге «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс»

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69 и от 01.02.2012 N 74 утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Не забудьте оставить отзыв об ответе он очень важен для юриста. Для более подробной платной консультации,пишите на эл. почту.
Об экспертных заключениях о допустимости использования в школах выпущенных в 2010 году учебных пособий, а также о соответствии этих пособий заявленному культурологическому подходу к изучению основ религиозных культур и светской этики — см. ниже в разделе «Профессиональные рецензии».

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник.

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности.

Непосредственно к компетенции образовательной организации относится соблюдение нормы части 2 статьи 87 Федерального закона, устанавливающей право выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) духовно-нравственной воспитательной направленности исключительно родителями (законными представителями) детей, обучающихся в общеобразовательной организации.

Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально?
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства.

В центре его — феноменология российской цивилизации, общий контекст её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики. Целью курса является освоение школьником системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни.

Возможно ли на правовом уровне отказаться от предмета ОДНК в школе?

Равно как взаимная независимость органов государственной власти и местного самоуправления и религиозных организаций не препятствует их взаимодействию во всех сферах общественной жизни.

В связи с этим каждая школа проводит для родителей целый комплекс мероприятий по изучению ими основ курса, знакомства с педагогами, которые преподают предмет. Если родители против изучения детьми какого-либо курса, то школа может предоставить родителям альтернативный курс или предмет по духовно-нравственному воспитанию.

Следует иметь в виду, что приказы Минобрнауки России от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089″ и от 1 февраля 2012 г.

И возможно ли на правовом уровне отказаться от данного предмета? Если да, то как правильно это сделать?

N 1312» в части реализации предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.

Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни.

В школьную учебную программу 5 класса ввели новый предмет ОДНК — Основы Духовно-Нравственной Культуры.

По окончании обучения мы сразу же вышлем Вам электронный вариант документа об образовании и почтой отправим оригинал.

По окончании курса Вы получите печатное удостоверение о повышении квалификации установленного образца (доставка удостоверения бесплатна). Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.

Является ли обязательным посещение уроков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обучающимися?

Принцип светского характера государства закреплен в Конституции Российской Федерации: «Российское государство — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14).

Преподавание светской этики можно рассматривать как преподавание учебного предмета, альтернативного учебным предметам, направленным на получение обучающимися знаний «о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий)».

Нету такого сейчас, есть второй язык в сетке и есть Библейские сюжеты в мировой художественной культуре за сеткой обязаловка.

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

ОДНКНР в 5 классе — обязательный предмет?

Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана- Граф, 2012-2013.

Было собрание будущих 5классников. На собрании объявили, что с этого года в обязательную программу входят два предмета: ОДНКНР и проектная деятельность, но за счет 2го языка, его как раз выносят за «сетку» предельно-допустимой нагрузки 29ч, как внеурочку. Я аж места себе не нахожу…это на сомом деле теперь обязательные предметы или «просто так школа решила»?

В ОО созданы органы государственно-общественного управления образованием: Управляющие советы, Совет школы, которые также могут проводить просветительскую и разъяснительную работу среди родителей. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.

Что предусмотрено для 5 класса?

В разделе о предметных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования в части предметной области ОДНКНР (п. 11.6) указаны общие требования к результатам образования по предметной области, не дифференцированные по каким-либо учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в рамках предметной области.

В соответствии с учебным планом гимназии программа отводит на изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по 1 часу в первом полугодии 5 класса.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС. Основная цель — обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех ценностей – нравственность.

Похожие записи:

Инфоурок

Всеобщая история
ПрезентацииПавлов А.К. «Мораль в фольклоре разных народов». (Презентация)

Тема труда в фольклоре разных народов(сказках,легендах,пословицах).

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Тема труда в фольклоре разных народов(сказках,легендах,пословицах).

    Описание слайда:

    Тема труда в фольклоре разных народов(сказках,легендах,пословицах).

  • 2 слайд

    Продолжить знакомство учащихся с жанром пословицы. Выявить общие мотивы в пос

    Описание слайда:

    Продолжить знакомство учащихся с жанром пословицы.
    Выявить общие мотивы в пословицах народов мира.
    Развивать логическое мышление, память, творческие способности учащихся.
    Воспитывать интерес к УНТ.
    ЦЕЛИ УРОКА

  • 3 слайд

    1. «Напряги память» 2. «Как дальше» 3. «Об одном и том же по-разному» 4. «Зе

    Описание слайда:

    1. «Напряги память»
    2. «Как дальше»
    3. «Об одном и том же по-разному»
    4. «Зеркало»
    5. «Весь мир театр»
    6. «Что бы это значило»

  • 4 слайд

    Что такое пословица? Прочитайте подобранные дома пословицы так, чтобы было п

    Описание слайда:

    Что такое пословица?

    Прочитайте подобранные дома пословицы так, чтобы было понятно, что Вы советуете, рекомендуете, убеждаете:
    1 ряд – о книгах
    2 ряд – о языке
    3 ряд – об учении
    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  • 5 слайд

    «ПОСЛОВИЦА — краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афо

    Описание слайда:

    «ПОСЛОВИЦА — краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм» 
    (Словарь русского языка. Ожегов С.И.)
     
    «В них всё есть — издевка, насмешка, попрек, словом — всё шевелящее и задирающее за живое» 
    (Гоголь Н.В.)

    ПОСЛОВИЦА – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Без труда не вынешь и рыбку из пруда»)
    (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

  • 6 слайд

    ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ

    Описание слайда:

    ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ

  • 7 слайд

    Не спеши языком,

    Описание слайда:

    Не спеши языком,

  • 8 слайд

    Не рой яму другому,

    Описание слайда:

    Не рой яму другому,

  • 9 слайд

    Не за свое дело не берись, за своим делом...

    Описание слайда:

    Не за свое дело не берись,
    за своим делом…

  • 10 слайд

    Говорить не думая, что стрелять...

    Описание слайда:

    Говорить не думая,
    что стрелять…

  • 11 слайд

     За двумя зайцами погонишься,

    Описание слайда:

    За двумя зайцами
    погонишься,

  • 12 слайд

    Чего в другом не любишь, того...

    Описание слайда:

    Чего в другом
    не любишь, того…

  • 13 слайд

    Не красна изба углами,

    Описание слайда:

    Не красна изба
    углами,

  • 14 слайд

    Поменьше говори, побольше...

    Описание слайда:

    Поменьше говори,
    побольше…

  • 15 слайд

    Что посеешь,

    Описание слайда:

    Что посеешь,

  • 16 слайд

    ЧТО ОБЩЕГО В ЭТИХ ПОСЛОВИЦАХ?Язык беду приводит (кит.) Язык мой – враг мой (р

    Описание слайда:

    ЧТО ОБЩЕГО В ЭТИХ ПОСЛОВИЦАХ?
    Язык беду приводит (кит.)
    Язык мой – враг мой (рус.)

  • 17 слайд

    ЧТО ОБЩЕГО В ЭТИХ ПОСЛОВИЦАХ?Доверить ослу виноградники (инд.)Не позволяй л

    Описание слайда:

    ЧТО ОБЩЕГО В ЭТИХ ПОСЛОВИЦАХ?
    Доверить ослу виноградники (инд.)
    Не позволяй лисе сторожить
    гусей (анг.)
    Пустили тигра в горы. (кит.)

    Пустить козла в капусту (рус.)

  • 18 слайд

    ЧТО ОБЩЕГО В ЭТИХ ПОСЛОВИЦАХ?Добро творить – себя веселить (рус.). Добро тво

    Описание слайда:

    ЧТО ОБЩЕГО В ЭТИХ ПОСЛОВИЦАХ?
    Добро творить – себя веселить (рус.).
    Добро творишь – себя возвышаешь,
    зло творишь – себя унижаешь
    Не делай зла – не будешь в вечном страхе (шумер.).
    Дурной человек от дурных людей и мается (кит.).
    (бирманск.)

  • 19 слайд

    ЧТО ОБЩЕГО В ЭТИХ ПОСЛОВИЦАХ?В науку нет коротких путей (япон.). Кто хочет мн

    Описание слайда:

    ЧТО ОБЩЕГО В ЭТИХ ПОСЛОВИЦАХ?
    В науку нет коротких путей (япон.).
    Кто хочет много знать,
    тому надо мало спать (рус.).

  • 20 слайд

    ЧТО ОБЩЕГО В ЭТИХ ПОСЛОВИЦАХ?В бумагу огонь не завернешь (кит.).Шила в мешке

    Описание слайда:

    ЧТО ОБЩЕГО В ЭТИХ ПОСЛОВИЦАХ?
    В бумагу огонь не завернешь (кит.).
    Шила в мешке не утаишь (рус.).

  • 21 слайд

    Переведите пословицу, найдите ее "отражение" в русском языке(В случае затруд

    Описание слайда:

    Переведите пословицу, найдите ее
    «отражение» в русском языке
    (В случае затруднения воспользуйтесь подсказкой )

  • 22 слайд

    Fear has long legs

    Описание слайда:

    Fear has long legs

  • 23 слайд

    У страха длинные ноги

    Описание слайда:

    У страха длинные ноги

  • 24 слайд

    Score twice before you cut once

    Описание слайда:

    Score twice before you cut once

  • 25 слайд

    Дважды отмерь, прежде чем один раз отрезать

    Описание слайда:

    Дважды отмерь,
    прежде чем один раз отрезать

  • 26 слайд

    East or West, home is best

    Описание слайда:

    East or West, home is best

  • 27 слайд

    Восток ли, запад ли, а дома лучше

    Описание слайда:

    Восток ли, запад ли,
    а дома лучше

  • 28 слайд

    ИНСЦЕНИРУЙТЕ ЛЮБУЮ ПОСЛОВИЦУ (ПАНТОМИМА)ПО РЯДАМ:

    Описание слайда:

    ИНСЦЕНИРУЙТЕ ЛЮБУЮ ПОСЛОВИЦУ
    (ПАНТОМИМА)
    ПО РЯДАМ:

  • 29 слайд

    ПО ГРУППАМ:ПРЕДСТАВЬТЕ КАКУЮ-НИБУДЬ ПОСЛОВИЦУ В РИСУНКЕ

    Описание слайда:

    ПО ГРУППАМ:
    ПРЕДСТАВЬТЕ КАКУЮ-НИБУДЬ ПОСЛОВИЦУ
    В РИСУНКЕ

  • 30 слайд

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕПРОИЛЛЮСТРИРУЙТЕ 3 ЛЮБЫХ ПОСЛОВИЦЫПОДОБРАТЬ ПОСЛОВИЦЫ РАЗНЫ

    Описание слайда:

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    ПРОИЛЛЮСТРИРУЙТЕ
    3 ЛЮБЫХ ПОСЛОВИЦЫ
    ПОДОБРАТЬ ПОСЛОВИЦЫ
    РАЗНЫХ НАРОДОВ О ДРУЖБЕ

  • 31 слайд

    Тема труда в фольклоре разных народов сказках легендах пословицах

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Тема труда в фольклоре разных народов сказках легендах пословицах

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Тема труда в фольклоре разных народов сказках легендах пословицах

  • Сейчас обучается 232 человека из 58 регионов

Тема труда в фольклоре разных народов сказках легендах пословицах

  • Сейчас обучается 1070 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • История 6 класс. Тест по теме «В рыцарском замке»

  • История 6 класс. Тема урока: «Общественный строй и церковная организация на Руси».

  • Рабочая программа по географии 10 класс

  • История 6 класс. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

  • История 6 класс. Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни.

  • История 6 класс. Тест по теме «Формирование Средневековых городов».

  • История 6 класс. Тест по теме «Византия при Юстиниане»

  • История 6 класс. Тест «Как происходило объединение Франции».

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454651 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «История: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс повышения квалификации «Философия и история образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

http://standart.edu.ru/images/logo.gif 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Балабаново»

 Принято  на  
педагогическом   совете  

МОУ «СОШ №5  г.
Балабаново»

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ №5 г. Балабаново»

___________________ Андрейчикова О.Н.

Приказ №       

ПРОГРАММА  ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ОДНКНР»

5-9 класс

НА
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составители:
Островская С.А,  учитель ОДНКНР

Балабаново
2020 г.

Пояснительная записка

Программа
составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего
образования // Сборник нормативных документов.  

 
В основу планирования курса положена  авторская  программа: «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко, А.В. Поляков  из сборника
Система учебников «Алгоритм успеха» 2019 год.

Данная
рабочая программа составлена на основе образовательной программы школы и
является   ее приложением. Соответствует требованиям ФГОС ООО.

Данная
рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного
курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы:                                 Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков
 

Сроки реализации: 2020-2021 учебный год.

Нормативно
– правовая база

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от
29.12.2012г.);                         
Приказ
Минобрнауки России от 17.12.2010 года 
№ 1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;

Программы комплексного учебного курса « Основы
духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова
Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И.
Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф;

Актуальность изучения курса ОДНКНР

В
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования изучение новой обязательной предметной области «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и
пятом классах.          В  пятом  классе  продолжается  реализация  главной 
цели: «Формирование  первоначальных  представлений  о  светской  этике,  об 
отечественных традиционных  религиях,  их  роли  в  культуре,  истории  и 
современности  России». Результатом обучения за два года должно стать 
пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких
личностных качеств, как толерантность, способность                     к
равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.  В  процессе  изучения 
данного  курса  в  пятом  классе  у  обучающихся углубляется осознание  идеи, 
что  общечеловеческие  ценности  (добро,  справедливость,  милосердие,
честность  и  др.)  являются  продуктом  развития  двух  социальных  сфер: 
традиционной культуры  каждого  народа  и  различных  религиозных  культур, 
что  духовность  человека есть преобладание в нем нравственных,
интеллектуальных интересов над материальными, независимо  от  того,  из  какой 
социальной  сферы  (традиций,  обычаев,  веры)  они  были заимствованы и какому
народу изначально принадлежат.  В  пятом  классе  продолжается  реализация 
авторской  идеи,  что  основной  формой организации  обучения  является 
совместная,  коллективная  деятельность  школьников разных вероисповеданий по
ознакомлению с традиционными религиями России, а так же                      их
вкладом в духовную и материальную культуру общества.  Особое  значение  курса 
«Основы  духовно-нравственной культуры  народов  России»  заключается  в 
раскрытии  общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют)
светскость                         и религиозность. Особое значение изучения
данного предмета младшими подростками определяется их  возрастными  и 
познавательными  возможностями:  у  детей  10-12  лет  наблюдается большой 
интерес  к  социальному  миру, общественным  событиям,  они  открыты  для
общения  на  различные  темы,  включая  религиозные.  Школьники  этого 
возраста  уже располагают  сведениями  об  истории  нашего  государства, 
ориентируются  в  понятии «культура».  У  них  развиты  предпосылки
исторического  мышления,                       на  достаточном уровне 
представлено  логическое  мышление,  воображение,  что  позволяет  решать 
более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.
Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они
достаточно хорошо владеют  информационными  умениями  и  способны  работать  с 
информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма,
иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается
учебник. Вместе с тем,  увеличивается  доля  мини-лекций  учителя,  его 
объяснений,  рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:

– чтение текстов
учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в
иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию
диалога различных культур, раскрытие на конкретных
примерах                         (из реальной  жизни, истории России, 
религиозных  учений)  особенностей  взаимодействия и взаимовлияния  разных 
этнических  культур;  пятиклассники  продолжают  работать  с рубриками 
учебника  «Обсудим вместе»,  «Жил на свете человек»,  «Путешествие вглубь
веков», «По страницам священных книг»;

–  отражение 
основного  содержания  текстов  учебника  в  иллюстративном  ряде (рубрика
учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– 
последовательное  введение  новых  терминов  и  понятий,  культуроведческого                         
и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Общая
характеристика учебного предмета ОДНКНР

            Предмет
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование
первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их
роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал
учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой
российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются
основополагающими для нашей многонациональной страны. В федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный
предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как
курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской
этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний
обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям:
внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам
поведения и взаимоотношений в обществе.

Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван
обогатить процесс воспитания в гимназии не только новым содержанием
(ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым
пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных
традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии
общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и
религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками
определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет
наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они
открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого
возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства,
ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического
мышления, на достаточном уровне представленологическое мышление, воображение,
что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с
воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты,
исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями
и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст,
таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных
методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя,
работа              с информацией, представленной в иллюстрации и т.д.
обеспечивают: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных
примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей
взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники
продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете
человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; –
отражение основного содержания текстов
учебника                                      в иллюстративном ряде (рубрика
учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы); –
последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и
религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и
развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный
курс разбивается на следующие основные разделы: 1. Формирование понятия
«культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом
сообществе (раздел «В мире культуры»). 2. Характеристика общечеловеческих
ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в
чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности
российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных
религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и
культура»). Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно
связан с содержанием других предметных областей, прежде всего,
«Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства»
«Краеведения».

Принципы
организации обучения курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»

1.  Культуроведческий 
принцип
  определяет  возможность  широкого ознакомления                  
с  различными  сторонами  культуры  народов  России:    фольклором,
декоративно-прикладным  искусством,  архитектурой,  особенностями  быта, 
праздниками, обрядами  и  традициями.  Особое  место  в  курсе  занимает 
знакомство  с  культурой, рожденной  религией.  Все  это  позволяет  обеспечить 
благополучную  адаптацию

подрастающего 
поколения  в  обществе  и  воспитать  важнейшие  нравственные  качества
гражданина  многонационального  государства  –  толерантность, 
доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др. 

2. Принцип 
природосообразности.
  В  младшем  подростковом 
возрасте                                      у формирующейся личности
возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,  взаимоотношениям 
людей  и  т.  п.,  что  позволяет  приобщить  её  к  философской  стороне

жизни. Вместе с
тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт 
младших  подростков:  особенности  восприятия  ими  философских  идей, 
тягу                    к эмоциональным впечатлениям, стремление к  самоанализу
и  самостоятельности. Особую опасность  представляет  стремление  учителя 
расширить  объем  предлагаемых  знаний, углубиться  в  изучение  специфических 
идей  разных  религий,  что  может  привести  к формальному  заполнению 
памяти  школьника  без  осознания  сущности  изучаемого явления.  Материал, 
который  предоставляется  для  восприятия  пятиклассникам,  должен, прежде
всего, вызывать у них эмоциональную реакцию,                         а память
фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3.  Принцип
диалогичности.
Поскольку сама российская культура есть диалог различных
культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный
разговор                    о  ценностях,  представленных  как  в 
традиционной  народной  культуре,  так                                  и  в
религиозной  культуре. Более  того,  учитывая,  что  ведущей  деятельностью 
подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать
условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими
способами:  организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов,
обсуждением проблемных ситуаций,  обучением в парах, группах.

4. Принцип
краеведения.
При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным,
т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью 
которой  являются  быт,  традиции,  этические  нормы  и  нравственные  правила,
религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих
пластов                 в данном  крае,  городе,  деревне  может  стать 
основой  формирования  системы  ценностей, нравственных качеств личности,
позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая
родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого  Отечества, 
а  окружающая  его  культурная  среда  –  один                    из 
элементов  общероссийской культуры.

5. Принцип 
поступательности
  обеспечивает  постепенность,
последовательность                       и  перспективность  обучения.  При 
сохранении  общей  идеи  курса содержание  обучения  постепенно  углубляется 
и  расширяется,  школьники  начинают решать  более  серьезные  проблемные 
задачи.  Учитель  основной  школы  должен прослеживать преемственные линии как
в содержании, так и методике обучения между 4 и  5  классами:  хорошо  знать 
содержание  обучения  в  четвертом  классе,  использовать основные  методы 
обучения,  которые  применяются  в  начальной  школе, 
постепенно                             и достаточно осторожно вводить методику обучения,
типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения
данного предмета в 5 классе.

Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета
«ОДНКНР»

            Предмет 
«Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России»  не  решает задачи 
подробного  знакомства  с  разными  религиями.  Главное  назначение  предмета 
– развивать  общую  культуру  школьника,  формировать  гражданскую 
идентичность, осознание  своей  принадлежности  к  народу,  национальности, 
российской  общности; воспитывать уважение к представителям разных
национальностей и вероисповеданий.  Исходя из этого, главной особенностью этого
курса является  представление  культурообразующего  содержания 
духовно-нравственного  воспитания.  Именно  культурообразующее  «ядро»  отражает 
все  грани общекультурного,  этического,  религиозного  содержания, 
ориентированного  на потребности  как  религиозной,  так                и 
нерелигиозной  части  общества.  Речь идет о формировании у школьников
представлений о вкладе разных религий в  становление  культуры  общества,  о 
роли  различных  конфессий  в  воспитании  у подрастающего  поколения
нравственных ценностей.  Индивидуальная  культура  человека связывается  не 
только                                          с  принадлежностью  к 
определенному  этносу  и  конфессии,  а  с пониманием  величия  накопленного 
человечеством  культурного  наследия,  гордостью перед  умом,  честностью, 
порядочностью  предшествующих  поколений,  с  принятием ценностей,
сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Описание
места учебного  предмета
«ОДНКНР» в учебном плане

В соответствии с  
ФГОС и школьным  учебным  планом курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» изучается в 5 классе  в течение года,  один час              в
неделю, общее число часов 34 из них 2 часа отведены на резервные уроки. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

В  соответствии  с 
федеральным  государственным  стандартом  основного  общего образования
содержание данного предмета должно определять достижение личностных,
метапредметных  и  предметных  результатов  освоения  основной  образовательной
программы.

Личностные 
цели  представлены  двумя  группами
.  Первая 
отражает  изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения.
Это:

•  готовность к
нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;

•  достаточно
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

•  личностные 
качества,  позволяющие  успешно  осуществлять  различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.

Другая  группа 
целей  передает  социальную  позицию  школьника, сформированность его
ценностного взгляда на окружающий мир:

формирование 
основ  российской  гражданской  идентичности,  понимания особой  роли 
многонациональной  России  в  современном  мире;  воспитание  чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;

•  воспитание
уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей
семье, гуманного отношения, толерантности к людям,
независимо                    от их возраста, национальности, вероисповедания;

•  понимание  роли 
человека  в  обществе,  принятие  норм  нравственного поведения, правильного
взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

•   формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные 
результаты 
определяют  круг  универсальных  учебных
действий  разного  типа  (познавательные,  коммуникативные,  рефлексивные,
информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди
них:

•  владение 
коммуникативной  деятельностью,  активное  и  адекватное использование 
речевых  средств  для  решения  задач  общения  с  учетом особенностей 
собеседников                      и  ситуации  общения  (готовность  слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку 
зрения,  оценивать  события,  изложенные                         в  текстах 
разных  видов  и жанров);

•  овладение 
навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и жанров,  в  том 
числе  религиозного  характера;  способность  работать  с  информацией,
представленной в разном виде и разнообразной форме;

•  овладение 
методами  познания,  логическими  действиями  и  операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);

•  освоение 
способов  решения  проблем  творческого  и  поискового характера;

•  умение  строить 
совместную  деятельность  в  соответствии  с  учебной
задачей                            и культурой коллективного труда.

Предметные 
результаты 
обучения  нацелены  на  решение, прежде 
всего, образовательных задач: 

•  осознание 
целостности  окружающего  мира,  расширение  знаний  о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

•  использование 
полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность
к работе с информацией, представленной разными средствами;

•  расширение 
кругозора  и  культурного  опыта  школьника,  формирование умения воспринимать
мир не только рационально, но и образно.

Содержание учебного курса «ОДНКНР»

Раздел 1. В мире
культуры

Величие 
российской  культуры.  Российская  культура  –  плод  усилий  разных народов. 
Деятели  науки  и  культуры  –  представителей  разных  национальностей  (К. Брюллов, 
И.  Репин,  К.  Станиславский,  Ш.  Алейхем,  Г.  Уланова,  Д.  Шостакович,  Р.
Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).  Человек  –  творец  и 
носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности
в культуру зависит от ее таланта, способностей,  упорства. Законы
нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.

Раздел 2.
Нравственные ценности российского народа

«Береги  землю 
родимую,  как  мать  любимую».  Представления  о 
патриотизме                          в фольклоре разных народов. Герои
национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь  ратными  подвигами  полна.  Реальные  примеры  выражения патриотических 
чувств  в  истории  России  (Дмитрий  Донской,  Кузьма  Минин,  Иван Сусанин, 
Надежда  Дурова  и  др.).  Деятели  разных  конфессий  –  патриоты  (Сергий
Радонежский,  Рабби  Шнеур-Залман  и  др.).  Вклад  народов  нашей  страны  в 
победу  над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных
народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод  добрых  трудов  славен…». 
Буддизм,  ислам,  христианство  о  труде  и трудолюбии. Люди  труда.  Примеры 
самоотверженного  труда  людей  разной  национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное
отношение                     к природе. Одушевление природы нашими предками. 
Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте
России.  Семья – хранитель духовных ценностей.  Роль семьи в жизни человека.
Любовь, искренность,  симпатия,  взаимопомощь  и  поддержка  –  главные 
семейные  ценности.  О любви  и  милосердии      в  разных  религиях. 
Семейные  ценности  в  православии,  буддизме, исламе,  иудаизме. 
Взаимоотношения  членов семьи.  Отражение  ценностей  семьи  в фольклоре разных
народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3.
Религия и культура

Роль  религии  в 
развитии  культуры.  Вклад  религии  в  развитие  материальной                         и
духовной культуры общества.  Культурное  наследие  христианской  Руси. 
Принятие  христианства  на  Руси, влияние  Византии.  Христианская  вера  и 
образование                              в  Древней  Руси.  Великие  князья
Древней  Руси  и  их  влияние  на  развитие  образования.  Православный  храм 
(внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка. 
Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного
календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама
(VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки.
Вклад мусульманской литературы  в  сокровищницу  мировой  культуры.   
Декоративно-прикладное  искусство народов,  исповедующих  ислам.  Мечеть  – 
часть  исламской культуры.  Исламский календарь. Иудаизм  и  культура. 
Возникновение  иудаизма.  Тора  –  Пятикнижие  Моисея. Синагога  –  молельный 
дом иудеев.  Особенности  внутреннего  убранства  синагоги. Священная история
иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные  традиции 
буддизма.  Распространение  буддизма                        в  России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка.
Буддийский календарь.

Раздел 4. Как
сохранить духовные ценности

Забота 
государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии 
права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

        Хранить память
предков.                                                                                                                                   
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из
российской истории. Известные  меценаты России. 

Раздел 5. Твой
духовный мир.

Что  составляет 
твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения, 
симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  –  составляющие
духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных 
ситуациях. Нравственные качества человека. 

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Введение.

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста
учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем
сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и
оценка
информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли
рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение
докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося
деятеля культуры России»

2

В мире культуры

4 ч

Чтение и обсуждение текста учебника
«Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем:
«Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры». Восприятие и
оценка
информации, представленной в рассказе учителя

«Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания
Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение
значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил
на свете человек» и «Для любознательных»

3

Нравственные ценности

13 ч

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и
анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста
«Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение:
«Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки
К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли.»

Оживление
имеющегося опыта и знаний на тему
: «О каких
религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном
храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации,
представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки».

Обсуждение
вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла
христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло
христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах
учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.
Объяснение
значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических
чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление
словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета,
представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и
обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание
иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных  средств. Учебный
диалог
«Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. Работа с
информацией
, представленной в тексте. Выделение главной мысли
рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание
героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в
Великой отечественной войне представителей разных народов России.

4

Религия и культура

9 ч

 Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный
диалог
: «Золотой век исламской культуры».Анализ информации,
представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте
Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание
иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме .Чтение
и обсуждение
текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа:
нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей
иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий
Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий
признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации,
представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная
галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседы по
текстам. Обсуждение проблемы: какие народы России исповедуют буддизм. Анализ
информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление
плана пересказа. Практическая работа
с картой: нахождение Анализ и
оценка
информации, представленной в текстах учебника. Составление
плана пересказа
  текстов. Просмотр и обсуждение видеофильмов.

5

Как сохранить духовные ценности

4 ч

Оценка информации, представленной в рассказе
учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и
обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста
«Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется
государством». Конструирование вывода по теме.

Учебный
диалог:
обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память».
Оценка
информации, представленной в рассказе-объяснении учителя.
Выделение главной мысли
рассказа. Чтение и анализ текстов

6

Твой духовный мир

1 ч

Анализ информации, представленной в
объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая
работа
«Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим
вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в
группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах
К.Д.Ушинского.

7

Резерв

2 ч

Итого: 34 часа

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема
урока

Кол-во
часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

В
мире культуры

Величие
многонациональной российской культуры.

1

Человек
– творец и носитель культуры.

1

Нравственные
ценности российского народа

Нравственность-часть
культуры общества

1

В
труде красота человека

1

Деятели
разных конфессий – патриоты

1

«Плод
добрых трудов славен…».

1

Люди
труда.

1

Бережное
отношение к природе

1

Семья
– хранитель духовных ценностей.

1

Обобщающий
урок «Нравственные ценности российского народа».

1

Религия
и культура

Роль
религии вразвитии культуры.

1

Культурное
наследие христианской Руси. Храмы

1

Духовная
музыка. Библия. Христианские иконы.

1

Особенности
православного календаря и праздники. Сообщения учащихся

1

Культура
ислама. Образование и наука. Коран.

1

Литература
и искусство. Мусульманская архитектура. Мечеть.

1

Исламский
календарь. Сообщения учащихся.

1

Иудаизм
и культура. Священная книга иудеев – Тора.

1

Дом
окнами на восток. Иерусалим – культурная столица.

1

Еврейский
календарь. Обряды и праздники.

1

Игра-экскурсия
«Иудейская история в произведениях живописи»

1

Культурные
традиции буддизма.

1

Буддийский
монастырь. Буддийский календарь.

1

Как
сохранить духовные ценности

Забота
государства о сохранении духовных ценностей.

1

Храм
Христа Спасителя. Музеи России.

1

Благотворительность.

1

Творческие
проекты учащихся.

1

«Хранить
память предков».Творческие проекты учащихся.

1

Хранить
память предков. Практическая работа по проектам.

1

Презентация
проекта учащихся.

1

Твой
духовный мир

Что
составляет твой духовный мир.Творческие проекты учащихся.

1

Твоя
образованность.Творческие проекты учащихся.

1

Твои
интересы. Презентация проектов учащихся.

1

Твоя
культура поведения. Обобщающий, итоговый урок.

1

Приложение
1

Материально-техническое
и информационно-техническое обеспечение

Для изучения курса
должны быть в наличии следующие объекты и средства
материально-технического обеспечения
:

· оборудование: 
ученические  столы  и 
стулья  по количеству обучающихся учительский стол, шкафы для хранения учебников,
дидактических материалов,                  пособий  и пр., настенные доски для
вывешивания иллюстративного материала;

· технические
средства
обучения (предметы и устройства, которые выполняют
информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в
учебно-воспитательном процессе)

— классная доска с
набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

— демонстрационное
оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов
и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть
предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр,
включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD,
мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

— вспомогательное
оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной
техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной
организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото-                             и
видеотехника (по возможности) и др.;

· экранно-звуковые
пособия
, передающие содержание образования через изображение, звук,
анимацию и кинестетику;

— электронное
пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

— дополнительные
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи,
видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с
содержанием курса;

· библиотечный
фонд
(книгопечатная продукция)


учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа,
учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

— нормативные
документы, регламентирующие взаимоотношения государства                                и
религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения                                     в
учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской
этики;

— специальные
дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания
им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению,
культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой
художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

— научно-популярные
книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера
по различным темам курса;

— хрестоматийные
материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные
с содержанием курса;

— документальные
источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и
религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих
религий мира);

— энциклопедическая
и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по
теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий
и др.);

— религиозная
литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной
мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в
религиозной сфере жизни общества);

— художественные
альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

· печатные
пособия
, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы,
включая портреты выдающихся людей России.

Электронные
образовательные  ресурсы

Сайт Общественной
палаты — http://www.oprf.ru

2. Основы религиозных
культур и светской этики — http://orkce.apkpro.ru

3. Сайт Министерства
образования и науки РФ — http://www.mon.gov.ru

4. Сайт Рособразования
— http://www.ed.gov.ru

5. Федеральный портал
«Российское образование» — http://www.edu.ru

6. Российский
образовательный портал http://www.school.edu.ru

7. Официальный сайт
Московской Патриархии Русской Православной Церкви -www.patriarchia.ru

8. Официальный сайт
Белгородской и Старооскольской епархии — http://www.blagovest.bel.ru

9. Сайт Белгородского
института развития образования — www.ipkps.bsu.edu.ru

10. Каталог учебных
изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для
общего образования — http://www.ndce.edu.ru

11. Школьный портал —
http://www.portalschool.ru

12. Федеральный портал
«Информационно-коммуникационные технологии в образова-нии» —
http://www.ict.edu.ru

13. Российский портал
открытого образования — http://www.opennet.edu.ru

14. Учительская газета
— www.ug.ru

15. Сетевой класс
Белогорья — http://belclass.net

16. Центр поддержки
культурно-исторических традиций Отечества —
http://www.trad-center.ru/komplekt45.htm

1. Содержание
учебного предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов России»

Величие многонациональной российской культуры. Российская культура
— плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры — представители разных
национальностей (К. П. Брюллов, И. Е. Репин, К. С. Станиславский,
Шолом-Алейхем, Г. С. Уланова, Д. Д. Шостакович, Р. Г. Гамзатов, Д. С. Лихачѐв,
С. Д. Эрьзя, Ю. С. Рытхэу и др.). Человек — творец и носитель культуры. Вне
культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от еѐ
таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть культуры
общества. Источники, создающие нравственные установки. 

Раздел
2. Нравственные ценности российского народа (15 ч).

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о
патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Уралбатыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий
Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных
конфессий — патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад
народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде — красота человека. Тема
труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых
трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины
(землепроходцы, учѐные, путешественники и пр.).  Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных
объектов. Заповедники на карте России. Семья — хранитель духовных ценностей.
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, взаимопомощь и поддержка —
главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные
ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов
семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья — первый
трудовой коллектив.

Раздел
3. Религия и культура (11ч).

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие
материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской
Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и
образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на
развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее
убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама.
Первые столетия ислама (VII–XII века) — золотое время исламской культуры.
Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу
мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам.
Мечеть — часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора — Пятикнижие Моисея. Синагога — молельный дом
иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в
сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские
монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь. 

Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать  любую религию.
Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников,
связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду,
обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории.
Известные меценаты России. 

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека,
его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности —
составляющие духовного мира.

Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных
ситуациях. Нравственные качества человека.

2.Планируемые
результаты освоения учебного предмета «Основы духовно – нравственной культуры
народов России»

Личностные  цели  представлены  двумя  группами
Первая  отражает  изменения, которые должны произойти в личности субъекта
обучения. Это: 

    готовность
к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками; 

    достаточно
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; 

    личностные 
качества,  позволяющие  успешно  осуществлять  различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками. 

Другая  группа  целей  передает  социальную  позицию 
школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: 
формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  понимания особой 
роли  многонациональной  России  в  современном  мире;  воспитание  чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование
ценностей многонационального российского общества; 

    воспитание
уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей
семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо                    от
их возраста, национальности, вероисповедания; 

    понимание 
роли  человека  в  обществе,  принятие  норм  нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  •   формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств. 

Метапредметные  результаты  определяют  круг 
универсальных  учебных действий  разного  типа  (познавательные, 
коммуникативные,  рефлексивные, информационные), которые успешно формируются
средствами данного предмета. Среди них: 

    владение 
коммуникативной  деятельностью,  активное  и  адекватное использование 
речевых  средств  для  решения  задач  общения  с  учетом особенностей 
собеседников                 и  ситуации  общения  (готовность  слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку 
зрения,  оценивать  события,  изложенные                 в  текстах  разных 
видов  и жанров); 

    овладение 
навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и жанров,  в  том 
числе  религиозного  характера;  способность  работать  с  информацией,
представленной в разном виде и разнообразной форме; 

    овладение 
методами  познания,  логическими  действиями  и  операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений); 

    освоение 
способов  решения  проблем  творческого  и  поискового характера; 

    умение 
строить  совместную  деятельность  в  соответствии  с  учебной
задачей                 и культурой коллективного труда. 

Предметные
результаты:

1)  понимание вклада
представителей различных народов России в формирования ее цивилизационного
наследия;

2)  понимание ценности
многообразия культурных укладов народов, Российской Федерации;

3)  поддержку интереса к
традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской Федерации;

4)  знание исторических
примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации;

5)  формирование
уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным
чувствам народов Российской Федерации;

6)  осознание ценности
межнационального и межрелигиозного согласия;

7)  формирование
представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов
Российской Федерации.

Предметные результаты по предметной области «Основы
духовно- нравственной культуры народов России» конкретизируются Организацией с
учетом выбранного по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией, учебного
курса (учебного модуля) по указанной предметной области, предусматривающего
региональные, национальные и этнокультурные особенности региона.

Личностные результаты:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5.  Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты 

1.воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

2. знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

3.формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

4. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

5. формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

2.  Содержание учебного предмета

Раздел 1. В мире культуры.

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных

народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.).

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура.

Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Откуда на Русь пришло христианство ? Древняя Русь после принятия христианства. Христианская вера и образование в Древней Руси. Вклад православия в развитие материальной и духовной культуры общества. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Православные праздники.

Культурные и религиозные традиции мусульман России. Вклад мусульман в развитие культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Еврейские культурные и религиозные традиции. Иудаизм и культура. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Еврейский календарь. 

Буддийская культура в России.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

Музеи России. Восстановление  и сохранение памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. 

Хранить память предков.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов

№ п/п

Название разделов и тем

Всего часов

В мире культуры

3

1.

Величие многонациональной российской культуры

1

2-3

Человек – творец и носитель культуры

2

Нравственные ценности российского народа

15

4-5

«Береги землю родимую, как мать любимую».

2

6-7

Жизнь ратными подвигами полна.

2

8-9

В труде- красота человека.

2

10-11

 «Плод добрых трудов славен».

2

12-13

 Люди труда.

2

14-15

Бережное отношение к природе.

2

16-17-18

Семья — хранитель духовных ценностей.

3

Религия и культура

12

19-20-21

Роль религии в развитии культуры

3

22-23-24

Культурное наследие христианской Руси.

3

25-26

Культура ислама.

2

27-28

 Иудаизм и культура.

2

29-30

 Культурные традиции буддизма.

2

Как сохранить духовные ценности

2

 31

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

1

32

Хранить память предков.

1

Твой духовный мир

2

33

  Твой духовный мир.

1

34/35

Культура поведения человека

1/2

Итого

34/35

  • Тема футлярности в рассказах чехова
  • Тема трагической любви гранатовый браслет сочинение
  • Тема творчества в поэзии пушкина 10 класс сочинение
  • Тема сочинения кому на руси жить хорошо причины социальных пороков термины пороки причины социум
  • Тема сочинения по литературе калашников носитель лучших черт русского национального характера