Тема текста рассказа ответ

Моу средняя общеобразовательная школа с углублнным изучением отдельных предметов 18, республика мордовия, г. саранск урок литературного чтения 3 класс тема:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов №18»,

Республика Мордовия, г. Саранск

Урок литературного чтения

3 класс

Тема: О. Полонский «Муравьиное царство».

Особенности научно- популярного текста

учитель начальных классов : Долгова И.А.

                                                                                                         высшая категория

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тип урока: усвоение новых знаний.

Тема: О.Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно – популярного текста

Цель: Стимулировать желание читать произведения о насекомых.

Актуализировать умения: работать с текстом по алгоритму;

составлять подробный план текста.

Научить: определять тип, жанр текста и обосновывать своё мнение;

проводить исследование художественного и познавательного текстов;

пересказывать текст от лица главного героя;

оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице;

выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности.

УУД:

ЛичностныеУУД: проявлять желание читать произведения о насекомых.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные УУД: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

использовать речевыесредства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД: определять тип текста и обосновывать своё мнение; определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;

проводить исследование художественного и познавательного текстов.

Планируемые результаты: описывать героя произведения; составлять подробный план текста;

оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице.

Ресурсы и оборудование: Литературное чтение. Учебник. 3класс.1часть.

        Т.Коти. Творческая тетрадь. 3 класс.

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости!

Давайте улыбнёмся! Подарим друг другу заряд хорошего настроения!

Начинаем наш урок!

Литературное чтение- прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих-это будет сказка, рассказ?

Вы учите их- они учат вас!

-Чему бы вы хотели научиться на сегодняшнем уроке?

2.Проверка домашнего задания

-Посмотрите на экран. Я приготовила для вас задание, но налетел сильный ветер и слова рассыпались. Догадайтесь что же здесь было написано?

Shape1

-Какие слова получились? Знакомо ли вам такое сочетание слов?

Shape2

-Проверим домашнее задание в творческой тетради. (Три ученика зачитывают свои тексты с использованием слов словарной коробочки «Муравьишка и бабочка»)

3.Сообщение темы урока.

-Ребята, хотите пойти со мной в гости в один большой и красивый дом, где живёт огромная дружная семья? Вы, наверное, не раз видели этот дом, когда летом гуляли по лесу. Под ветками деревьев стоит высокий холмик из веточек и сосновых иголок, а из него во все стороны деловито выбегают маленькие юркие обитатели, а другие возвращаются, неся на себе тяжёлую добычу. Угадали, что это за дом? Ну, конечно же, это муравейник!

Shape3

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым рассказом, посвящённым этим замечательным насекомым.

-Откройте стр.— и прочитайте его название. (Вывешиваю табличку на доску)

О.Я. Полонский

МУРАВЬИНОЕ ЦАРСТВО

Shape4

Этот рассказ в 1859 году написал русский писатель Олег Яковлевич Полонский.

-Как вы думаете, о чём может говориться в тексте с таким названием?

4.Первичное знакомство с текстом.

-Сейчас вы прочитаете текст самостоятельно с заданием. Делайте пометки простым карандашом по ходу чтения.

Shape5

5.Работа с текстом после чтения.

А) -Итак, каких значков у вас больше?

-Что нового вы узнали? Зачитайте.

-Что не понятно?

-Какова же тема текста?(О муравьях)

-А основная мысль? (Жизнь муравьёв)

Б) Поработаем в группах. Займёмся вычитыванием информации.

Разделимся на 4 группы.

-Каждая группа внимательно читает по одному абзацу. (Дети читают)

-А теперь задание: найдите в вашем абзаце предложение, которое отвечает на вопрос СКОЛЬКО (Вешаю табличку)

-Составим кластер.

-Насчитывается в мире более 6000 видов

-Их дома возвышаются до одного метра

-Существует несколько семейств муравьёв

-Жизнь муравья в среднем около года.

-На дворе ноябрь, а так хочется окунуться в лето.

6.Физминутка для глаз.

Shape6

В)-Какие замечательные ромашки. Я для вас сорвала одну. Это необычная ромашка, это — «РОМАШКА ВОПРОСОВ». Она поможет выяснить кто в нашем классе самый внимательный читатель.

-Кто желает задать вопрос для одноклассников? (Отрывают по лепестку и задают вопрос)

-ИЗ ЧЕГО муравьи строят свои гнёзда?

-ГДЕ расселились муравьи? Или ГДЕ их нет?

-КАКУЮ пользу приносят муравьи?

-ПОЧЕМУ бродячие муравьи наводят ужас?

-ЧТО умеют делать муравьи?)

7.Сравнение художественного и научно-познавательного рассказа.

-Совсем недавно мы прочитали рассказ о муравье. Вспомните его название и фамилию автора. ( В. Бианки «Приключения муравьишки»)

-Давайте сравним эти тексты. Какой из них является художественным, а какой научно-познавательным?

-Какой рассказ можно поместить в энциклопедию? Почему?

-Может ли в таком рассказе быть вымысел или вся информация соответствует действительности и является правдой?

Поработаем в парах.

Заполните таблички

Критерии сравнения

В.Бианки «Приключения муравьишки»

О.Полонский «Муравьиное царство»

Жанр

Тема

Основная мысль

Слова для выбора: художественный рассказ, научно-познавательный рассказ, о муравье, о муравьях, испытания муравья, жизнь муравьёв.

Shape7

Проверка.

-Итак, вы сказали, что это научно-познавательный рассказ и всё в нём не вымысел, правда. А как же название? Ведь оно кажется сказочным.

-Обратимся к толковому словарю.

Shape8

-Так что и название этого рассказа вполне себе научное.

8.-А хотелось бы вам узнать, что-то ещё о муравьях?

-Давайте обратимся к нашей «Шкатулке знаний»

(Дети выходят и читают по одному листочку из шкатулки)

9. Домашнее задание.Дома я предлагаю вам пополнить нашу шкатулку знаний небольшими сообщениями, интересными фактами из жизни других насекомых, которые вы напишите на листочках.Shape9

10.Рефлексия

-Наш урок подошёл к концу.

-Что вы узнали на уроке? Какие открытия сделали?

-Кого из одноклассников вы бы отметили?

-Я тоже хочу отметить…

-Мы целый урок трудились как муравьи. Давайте оценим свою работу на уроке.

-У меня на доске МУРАВЕЙНИК, состоящий из трёх ярусов.

Сейчас каждый из вас получит своего муравьишку. Поместите его на тот ярус, который соответствует вашей работе на уроке.

Shape10

(Дети по рядам выходят, получают по одному муравью и прикрепляют на нужный им ярус)

-Спасибо за урок! Желаю вам всегда быть на высоте!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/470575-urok-literaturnogo-chtenija-3-klass-tema-o-po

Работа с аудиотекстом

Борисова Ольга Александровна, учитель английского языка,МБУ «Школа №70», Тольятти Самарская область

Проблема обучения восприятию аутентичной речи на слух представляет собой один из самых главных аспектов обучения иноязычному общению, и именно поэтому развитие и разработка технологий обучения аудированию, отвечающих запросам времени, крайне важны. Аудирование вызывает наибольшее количество трудностей у тех, кто начинает изучать иностранный язык. С другой стороны, этот вид речевой деятельности является мощным средством обучения английскому языку.

Прежде всего, определим, что такое аудирование. Этот термин был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи на слух. В английском языке употребляется термин Listening comprehesion (восприятие и понимание на слух), который, по мнению зарубежных специалистов наиболее точно передает сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности.

Аудирование — это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную, мыслительно-мнимическую деятельность, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. Аудирование составляет основу общения, с него, начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятное прогнозирование, и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. При этом процесс восприятия проходит в определенном нормальном темпе, свойственном для данного языка, из разных источников, при естественных помехах речевого и неречевого характера (не расслышал, у кого-то что-то упало, со двора послышался шум и т.д.).

Мы сталкиваемся с аудированием как самостоятельным видом речевой деятельности в различных ситуациях реального общения. Это происходит, когда мы слушаем:

  • различные объявления;

  • новости радио и телевидения;

  • различные инструкции и поручения;

  • лекции;

  • рассказы собеседников;

  • выступления актеров;

  • собеседника по телефонному разговору и т.д.

Цели обучения аудированию можно определить как следующие:

  • сформировать определенные навыки;

  • развить определенные речевые умения;

  • обучить умению общаться;

  • развить необходимые способности и психические функции;

  • запомнить речевой материал;

  • научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

  • научить учащихся выделять главное в потоке информации;

  • развить слуховую память;

  • развить слуховую реакцию.

При выполнении заданий на аудирование говорящий должен продемонстрировать следующие способности:

  • предсказание того, что люди будут говорить;

  • догадку незнакомых слов и фраз без паники;

  • использовать свои предыдущие знания как базу для понимания;

  • понимать отношение говорящего к предмету разговора;

  • уметь делать записи по время прослушивания;

  • понимать интонацию и ударения;

  • этическая сторона говорения, правила ведения дискуссии, дебатов и других видов споров.

Компоненты содержания обучению аудированию:

1) Лингвистический компонент, а именно языковой и речевой материал: единицы языка, включающие фонемы, морфемы, слова, фразеологические сочетания, микро -и макротексты, организованные по формально — семантическому признаку. В этом случае внимание сосредоточено на отработке элементов языка. Дети учатся различать звуки изолированно и в сочетаниях, слышать разницу, слышать долготу и краткость, ритм, ударение и интонацию и их смыслоразличительную функцию.

2) Психологический компонент— доведение восприятия и понимания звучащей английской речи до уровня навыка и умения. Непременным условием овладения аудированием является концентрация внимания учащегося на том, что он должен слышать. Необходимо формировать умение воспринимать, понимать и, следовательно, активно перерабатывать воспринимаемое, что связано с умением членить речевое сообщение на смысловые куски. Помимо умения членить речевое сообщение на смысловые куски не менее важным является формирование умения удерживать в памяти все более длинные звуковые цепочки, то есть развивать слуховую память. Следующее важное умение — это умение выделять, находить основную мысль сообщения, отделять основную информацию от второстепенной. Это достигается способностью различать коммуникативные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные и т.д.

3) Методологический подход — обучение учащихся, приемам учения по овладению восприятием английской речи на слух. Умение слушать является залогом успеха в изучении иностранного языка. В современной методике предлагается обучать учащихся извлекать информацию из аудитекста, формировать у них умение пользоваться определенным алгоритмом аудирования:

  • выделять название текста (рассказа) и лицо, от имени которого ведется повествование;

  • указывать действующие лица и события;

  • выражать собственное отношение к прослушанному.

При обучении аудированию возникают трудности, связанные с языковыми аспектами и трудности, связанные с особенностями речи.

I. Трудности, связанные с языковыми аспектами могут быть разделены на три группы:

1. Фонетические. Под этим предполагается отсутствие четкой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи. Необходимо отметить, что при обучении аудированию на аутентичных материалах нужно развивать именно речевой слух. Индивидуальная манера речи может быть очень разнообразной и представлять трудности для ее восприятия и понимания. Для того, чтобы преодолеть трудности, связанные с пониманием речи носителей языка, необходимо уже с начала обучения слушать их речь. Следует помнить и то, что чем больше носителей языка (мужчин, женщин, детей) будет слушать обучающийся, тем легче он адаптируется к индивидуальной манере речи. Поэтому необходимо широкое применение учебно-аутентичных и подлинно аутентичных записей.

2. Грамматические. Ряд грамматических трудностей связан, прежде всего, с наличием грамматических форм, не свойственных русскому языку. Воспринимая фразу, учащийся должен расчленить ее на отдельные элементы, то есть информативные признаки звучащей фразы, которые физически выражены соответствующими речевыми качествами.

3. Лексические. Именно на наличие многих незнакомых слов учащиеся указывают как на причину непонимания текста. Учащихся необходимо специально обучать умению понимать на слух речь, содержащую незнакомую лексику. Невоспринятые или неправильно воспринятые части речевого сообщения (слово, словосочетание, фраза) восстанавливаются учащимися благодаря действию вероятностного прогнозирования (способность предугадывать новое в опоре на уже известное), следовательно, нужно добиваться прогнозирования смысла высказывания, когда форма и содержание образуют полное единство.

II. Трудности второй группы заключаются в следующем.

Обучаясь на своей родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми знаниями об окружающем мире применительно к стране изучаемого языка, поэтому он интерпретирует речевое и неречевое поведение говорящего — носителя языка с позиции своей культуры и своих норм поведения в определенных ситуациях общения. Это может привести к неправильному пониманию воспринимаемой информации и нарушению контакта. Все это находит отражение в социолингвистическом и социокультурном компонентах коммуникативной компетенции.

Следовательно, обучающийся должен обладать умениями воспринимать и понимать устный текст с позиции межкультурной коммуникации, для чего ему необходимы фоновые знания. Только обладая этими знаниями, слушатель может правильно интерпретировать речевое и неречевое поведение носителя языка.

Аудирование в структуре урока может встречаться и в начале, и в центральной части, и на завершающем этапе. Место аудирования в структуре занятия будет, в первую очередь, зависеть от цели, которую поставил перед собой и учащимися преподаватель.

Материалы, предъявляемые для работы на уроках обучения аудированию должны быть в первую очередь аутентичными. Материал для обучения аудированию должен также соответствовать следующим требованиям:

  • Соответствие возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в родном и иностранном языках.

  • Содержание новой и интересной для учащихся информации.

  • Представление разных форм речи.

  • Наличие избыточных элементов информации.

  • Естественность представленной в нем ситуации, персонажей и обстоятельств.

  • Способность материала вызвать ответный эмоциональный отклик.

  • Желательно наличие воспитательной ценности.

Необходимо особо подчеркнуть, что обучение естественному, современному иностранному языку возможно лишь при условии использования материалов, взятых из жизни носителей языка или составленных с учетом особенностей их культуры и менталитета в соответствии с принятыми и используемыми речевыми нормами. Использование подобных аутентичных и учебно-аутентичных материалов, представляющих собой естественное речевое произведение, созданное в методических целях, позволит с большей эффективностью осуществлять обучение аудированию, имитировать погружение в естественную речевую среду на уроках иностранного языка.

Упражнения при работе с аудиотекстом можно разделить на следующие группы:

  1. Предтекстовые.

  2. Упражнения, которые выполняются во время прослушивания

  3. Послетекстовые упражнения.

  1. Предтекстовые(Before Listening) упражнения выполняются перед прослушиванием. Их целью является облегчение последующего прослушивания. Это могут быть упражнения на предсказание темы будущего прослушивания, по картинкам, диаграммам, названию текста.

Целью таких упражнений является активизация словарного запаса учащихся по теме, актуализация их социокультурных знаний и фоновых знаний по теме прослушивания. Снятие лексических и языковых трудностей а так же психологического напряжения перед прослушиванием.

  1. Упражнения, выполняемые во время прослушивания(While Listening), чаще всего бывают на извлечение какой то отдельно интересующей нас информации. Здесь чаще всего проверяется умение учащихся ориентироваться в тексте, понимать, в какой части текста искать интересующую его информацию. Соотносить печатную информацию и информацию звучащую. Быстро искать нужный отрывок, так как часто такого плана задания даются так, что в печатном виде часть информации пропущена. Это может быть заполнение таблицы, заполнение пропусков в тексте.

  2. Упражнения, выполняемые после прослушивания(Follow-Up Activities), часто носят контролирующий характер. Это часто ответы на вопросы. Упражнения типа верноневерно. Эти упражнения проверяют степень понимания учащимися информации, которая содержится в тексте, степень проникновения в общее содержание или детали. А так же упражнение на высказывание своего отношения к прослушанному.

Очень важно, приступая к работе над аудиотекстом, создать ситуацию успеха, предложитьучащимся то задание, которое они точно смогут выполнить. Слишком трудные тексты могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком легкие аудиотексты также нежелательны. Отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной и непривлекательной, она не может быть развивающим фактором в процессе обучения иностранному языку.

Необходимо сразу определить цель прослушивания и сказать, что основное задание не понимать весь текст полностью, а только извлечь интересующую учителя информацию.

Например: назовите предметы мебели, которые вы слышали, когда задание сформулировано таким образом, учащиеся не боятся выполнять задание до конца, а это является очень важным, так как они приучаются слушать запись от начала до конца.

Дальше задания следует усложнять. Чтобы извлечь необходимую информацию нужно всегда четко объяснять, что основная информация всегда содержится в словах, на которые падает ударение в предложении, поэтому работе по поиску ударных слов нужно уделить большое внимание.

Для этого можно предложить учащимся для прослушивания отдельно взятые предложения или разбить уже прослушанный текст на предложения, и предложить определить ударные слова. Эта работа обычно тоже не вызывает никаких трудностей, ученики легко справляются с этим видом заданий, что помогает совершенствовать навыки учащихся в аудировании.

На следующем этапе можно вводить более сложные упражнения по аудиотекстам. Это упражнения с извлечением более точной информации и определением деталей такие как ответы на конкретные вопросы, заполнение пропусков в предложениях, где пропущена информация, которую учащийся должен услышать и потом записать.

При работе над текстом большое внимание уделяется предтекстовым упражнениям, Если таковых нет в учебнике то их нужно подготовить и ввести самому. Перед тем, как предъявлять текст учащимся учитель должен прослушать его сам и определить наиболее трудные для понимания места.

Слова или словосочетания, которые, по мнению учителя, будут трудными для понимания надо выписать на доске. Значения некоторых можно записать, а о значении других можно предложить учащимся догадаться. Слова и словосочетания обязательно проговорить самому и несколько раз, чтобы они смогли услышать их в замедленном темпе и понять их фонетическое строение. Еще одним важным подготовительным упражнением является сообщение информации о предстоящем прослушивании – будет ли это интервью, или телепередача, или прогноз погоды. Кроме того, обязательно необходимо сообщить задачи прослушивания – прослушать и ответить на вопросы, прослушать и заполнить пропуски и т.д.

Обязательно нужно дать время для ознакомления с печатным заданием, если оно есть в учебнике или предоставлено учителем на отдельном листе. Обязательно нужно проверить – поняли ли учащиеся задание (что от них требуется, лексику), обязательно снять трудности, если они выявились.

Очень важной деталью является продолжительность текста. Если текст звучит больше одной минуты, то есть вероятность, что учащиеся не поймут его до конца, потому что обычно лучше всего понимается начальная часть текста, а ближе к концу внимание рассеивается, и они не успевают понять содержание текста в целом. Поэтому начинать работу на слух нужно с небольших по объему текстов, основанных на лексическом материале, которым учащиеся хорошо владеют.

Обычно текст для прослушивания предъявляется дважды. После первого прослушивания необходимо проверить степень понимания учащимися информации, содержащейся в тексте. Обычно это делается с помощью общих вопросов. Если в процессе опроса выясняется, что текст не понят учащимися, или понят частично, то во время второго прослушивания я обычно разбиваю текст на смысловые части и работаю с отдельными частями. Когда вы видите, что большинство учащихся поняли смысл услышанного, то можно переходить к следующим этапам работы. Это может быть суммирование информации, полученной в процессе прослушивания.

Это может быть составление рассказа по прослушанному тексту, может быть составление своего рассказа по заданной теме на основе прослушанного и с использованием лексических и грамматических единиц использованных в тексте.

Мы уже говорили, что разные учащиеся обладают различной слуховой памятью, поэтому разные люди извлекают и запоминают разную информацию. Прослушивая высказывания учащихся можно составить суммарный рассказ. И у каждого из них этот рассказ будет свой, в соответствии с его личным восприятием, словарным запасом и количеством информации, которую он или она запомнили.

И последнее упражнение – это комментарии, высказывание своего отношения к услышанному (к затронутой в тексте проблеме). Это наиболее сложный и одновременно самый ценный вид упражнений потому что здесь мы имеем дело почти со спонтанной речью.

Здесь чаще всего упражнения на высказывание своего мнения, то есть задание, которое подготавливает еще один вид заданий в Едином Государственном Экзамене – диалогу с целью обмена оценочной информацией.

Сложная задача обучения аудированию на иностранном языке состоит в том, чтобы научить осуществлять данный вид речевой деятельности, т.е. развить навыки и умения перерабатывать воспринимаемую на слух информацию в разных условиях общения.

Особое значение имеет контроль качества сформированности умений аудирования. Самыми распространенными приемами этого контроля являются следующие:

  • составление плана прослушанного рассказа;

  • выделение в прослушанном тексте смысловых частей;

  • передача основного содержания;

  • передача полного содержания;

  • ответы на вопросы;

  • выполнение тестов разного характера и др.

В заключение хотелось бы отметить, что аудирование – составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи. В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца, что является важным не только при разговоре на иностранном языке, но и при разговоре на родном.

Так же аудирование имеет первостепенное значение при изучении звуков, так как они все воспринимают на слух и важно, чтоб дети четко уловили звук, и при поддержке учителя, смогли воспроизвести его. Здесь они должны уловить разницу между тем, как произносит учитель, и как произносят они сами, учитель должен требовать от них долее верного произношения звука, как можно ближе к произношению учителя, корректировать сразу после воспроизведения звука. Неправильное произношение ведет к непониманию смысла сказанного. Нельзя недооценивать роль аудирования при обучении иностранному языку. Впрочем, как и роль других видов речевой деятельности, нельзя отделить аудирование от говорения, письма, или чтения. Коммуникативная особенность аудирования как вида речевой деятельности играет главную роль на всех этапах обучения иностранному языку и постоянно растущие требования к уровню владения иностранным языкам требует от современного учителя обязательного включения в учебный процесс заданий на аудирование.

Отличить стихотворение от рассказа несложно даже неискушенному читателю. Гораздо сложнее установить, в чем именно заключается это отличие.

Стихотворение является особой, поэтической формой, которую относят к лиро-эпическим жанрам художественной литературы. Ее основной признак — в ритмической организации текста, основанной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Такое чередование называется стихотворным размером. В силлабо-тонической системе стихосложения выделяют пять основных размеров: ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль.

Стихотворный текст чаще всего делится на относительно самостоятельные фрагменты — строфы с рифмующимися концовками строк. Однако стихотворение может быть написано и без деления на строфы, если, по замыслу автора, оно представляет собой единое концептуальное целое. Рифма также не является обязательной характерной чертой поэтического произведения: в белых стихах она отсутствует.

Стихотворение всегда отражает глубокие переживания лирического героя, даже если оно создано в повествовательной манере на историческую тему или относится к гражданской лирике. Личный мотив — один из способов передачи эмоционального состояния автора, благодаря которому стихотворение приобретает внутренний накал и способность воздействовать на читательское восприятие.

Пересказ стихотворения в прозаической форме искажает его содержание. Стихотворный текст четко упорядочен, и, к тому же, в нем используются стилистически оправданные средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, образные сравнения, имеющие дополнительную смысловую нагрузку. Эмоции, которые вызывает стихотворение, возникают именно потому, что автор находит наиболее точную форму словоупотребления, создает нужный ритм, использует различные приемы особой организации речи, включая инверсию и аллитерацию.

При пересказе все это утрачивает значение.

Рассказ обладает совсем другими жанровыми признаками. Он относится к эпическим произведениям, написанным в прозе: для них обязателен сюжет с точно определенной завязкой, кульминацией и развязкой. Авторская идея в рассказе реализуется через событийно-оценочную связь фрагментов повествования. Они выстраиваются вокруг важного для раскрытия этой идеи эпизода из жизни героя по принципу причины и следствия.

Разница между стихотворением и рассказом

Текст рассказа должен обладать динамичностью, точностью каждой детали, напряженностью ритма, который, в отличие от стихотворного, проявляется не на слоговом уровне, а в общей стилистике повествования. Ярким примером может служить известный «телеграфный» стиль рассказов Хемингуэя.

Содержание рассказа легко передать своими словами, если следовать логике авторского повествования.

Выводы TheDifference.ru

  1. Рассказ — одна из прозаических форм эпического жанра. Стихотворение относится к лиро-эпическим литературным жанрам.
  2. Ритмическая организация в рассказе проявляется на уровне авторского стиля. В стихотворении ритм является основой упорядоченного чередования ударных и безударных слогов, то есть, стихотворного размера.
  3. В рассказе не используется рифма. В большинстве стихотворных текстов рифма считается обязательным формообразующим элементом.
  4. Рассказ строится на сюжетной основе. В стихотворении чаще всего сюжетная линия отсутствует.
  5. Повествование в рассказе связано с необычным эпизодом из жизни главного героя. Стихотворение передает эмоциональное состояние лирического героя, вызванное какими-либо важными для него событиями.
  6. Содержание рассказа можно передать в краткой форме без искажения авторской идеи. Пересказать стихотворение своими словами невозможно.

«ЧЕМ СКАЗКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РАССКАЗА И СТИХОТВОРЕНИЯ». консультация (старшая группа) на тему

КОНСПЕКТ НА ТЕМУ: «ЧЕМ СКАЗКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РАССКАЗА И СТИХОТВОРЕНИЯ»

Программное содержание: формировать у детей общую ориентировку в звуковой системе языка, обучать звуковому анализу слов; протягивая гласные звуки; уточнять, систематизировать представления о жанровых особенностях сказки; развивать эмоциональный мир детей, чувство сопереживания героям; формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Ход:

— Ребята, я знаю, что вы любите сказки, рассказы и стихи. Герои этих произведений приглашают нас в гости.

Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза и повторяйте за мной:

Наш ковер лети-лети

В сказку двери отвори.

— Посмотрите на картинку, вы знаете эту сказку?

Перед детьми иллюстрация к венгерской сказке «Два жадных медвежонка».

— Что случилось в сказке? Расскажите. (Ответы детей).

— Пора лететь дальше.

Наш ковер лети-лети

Сказку помоги найти

— Эта сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». Как вы думаете волку было больно, когда его хвост замерз в проруби? Какие звуки он издавал? (у-у-у)

— В каком домике живет этот звук? (в красном) Почему? (ответы детей)

— Какие еще бывают звуки? (согласные) Чем они отличаются?

— Посмотрите, какую рыбу поймал волк. Помогите ему поселить звуки в домики.

Звуковой анализ слова «рыба»

— Какие же вы умники… и умницы!

— Пора лететь дальше.

Наш ковер лети-лети

И в стихи нас принеси

— А сейчас я расскажу стихотворение. Называется оно «Лошадка». Написала его Агния Барто.

Я люблю свою лошадку.

Шерстку ей гладко причешу.

Хвостик приглажу гребешком

И поеду верхом в гости.

Воспитатель выжидает реакцию детей. Если ее нет, спрашивает, хорошо ли прочитано стихотворение. Если говорят, что хорошо, просит прочитать это же стихотворение кого-то из детей. Спрашивает, одинаково ли оно прочитано, в чем разница. Выслушивает ответы детей, дополняет их. Делает вывод: есть стихи, а есть рассказы (проза — для старших детей). Стихотворения звучат складно, их можно петь, под них удобно ходить, прыгать, а с рассказами такого не бывает. Так получается потому, что в стихотворениях есть ритм и рифма — похожие слова (примеры), а в рассказах нет. Воспитатель предлагает детям походить под чтение вслух стихотворений и под чтение рассказов. Отмечает, что под стихотворения все ходят одинаково — в стихах есть ритм, а в рассказах ритма нет, и под них все ходят по-разному.

— Давайте устроим такую игру. Вы встанете на ковер, а я буду читать стихотворения и рассказы. Под стихотворения удобно ходить, поэтому, если вы слышите стихотворение, начинайте ходить, а если я читаю рассказ (прозу), стойте на месте.

Воспитатель читает несколько стихотворений А. Барто вперемешку с рассказами на те же и другие темы (по аналогии с «Лошадкой»). Закрепляет термины «стихотворение», «рассказ», термины «рифма», «проза», «поэзия».

— А как вы думаете, поэт пишет стихотворения или рассказы? Почему вы так думаете? А рассказы кто пишет? (Писатели.)

— А кто пишет сказки? Чем сказки отличаются от стихотворения? И чем сказки отличаются от рассказов?

Пора возвращаться.

Наш ковер лети-лети,

С песней нам легко в пути.

Пение песни Э. Чуриловой «В сказках — чудеса».

— Ну вот мы и дома. В каких сказках мы побывали? Чем сказка отличается от рассказа, стихотворения? (Ответы детей) Все верно. Прекрасное путешествие у нас получилось. И все потому, что вы дружные, отзывчивые, добрые. Спасибо вам.

2021-09-25T10:10:00+03:00

2021-09-27T09:50:53+03:00

2021-09-25T10:10:00+03:00

2021

https://inosmi.ru/science/20210925/250575458.html

Содом и Гоморру уничтожил взрыв больше десятка мегатонн

Содом и Гоморру уничтожил взрыв больше десятка мегатонн

Наука

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

ченые нашли доказательства того, что около 3600 лет назад один из древних городов, расположенных в долине реки Иордан, мог погибнуть, когда над ним взорвался метеорит или какое-то… ИНОСМИ, 25.09.2021

наука, сша и канада, сша, английский, израиль, археология, метеорит, тунгуска

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24929/18/249291823.jpg

1200

630

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24929/18/249291823.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24929/17/249291773.jpg

1920

1200

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24929/17/249291773.jpg

https://inosmi.ru/science/20170124/238591807.html

https://inosmi.ru/science/20160703/237058293.html

https://inosmi.ru/asia/20101119/164340123.html

https://inosmi.ru/science/20210316/249330112.html

https://inosmi.ru/science/20200523/247479264.html

https://inosmi.ru/video/20170601/239488862.html

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

ченые нашли доказательства того, что около 3600 лет назад один из древних городов, расположенных в долине реки Иордан, мог погибнуть, когда над ним взорвался метеорит или какое-то другое тело космического происхождения.

Считается, что древнее поселение Телль-эль-Хаммам стало прообразом библейского города Содома, а это означает, что в рассказах о разрушении этого ветхозаветного города вполне может быть отражен конкретный факт: взрыв некоего космического тела, то есть «воздушный взрыв».

В статье, опубликованной в Nature Scientific Reports, говорится, что взрыв над Телль-эль-Хаммамом был достаточно сильным, чтобы полностью сровнять с землей древний город, разрушить его дворец, все глинобитные строения и городскую стену, окружавшую город.

В статье проводится сравнение взрыва, который произошел около 1650 г. до н.э., с взрывом в бассейне реки Подкаменная Тунгуска в 1908 году, когда метеорит размерами от 183 до 196 футов пролетал в земной атмосфере над территорией Восточной Сибири со скоростью около 33,5 тысяч миль в час и взорвался.

В результате мощность взрыва составляла около 12 мегатонн, что примерно в тысячу раз превосходит мощность атомной бомбы, разрушившей Хиросиму.

Более того, авторы статьи, включая почетного профессора наук о Земле Джеймса Кеннета (James Kennett) Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, считают, что этот воздушный взрыв, имевший место в древности, мог быть даже более мощным, чем Тунгусский метеорит.

«Имеются свидетельства, опираясь на которые можно утверждать, что недалеко от города Телль-эль-Хаммам произошел мощный космический взрыв, — написал Кеннетт в пресс-релизе. — Данный факт имеет большое значение с культурно-исторической точки зрения, поскольку человечество на ранней стадии развивалось в основном именно в этой обширной зоне».

Вот почему данный регион пользуется большой популярностью у археологов. Правда, в культурных слоях, которые свидетельствуют о существовании здесь поселений, начиная с медного века (5000-3300 гг. до н.э.) и заканчивая бронзовым веком (3300-1200 гг. до н.э.), имеется несколько странный полутораметровый интервал.

На этом интервале археологи обнаружили находки, которые обычно связывают с разрушениями, вызванными войной или землетрясениями. Среди находок попадаются в том числе и остекленевшие черепки глиняной посуды, оплавившийся и будто покрытый пузырями сырцовый кирпич и даже расплавленные строительные материалы.

Все эти факты указывает на то, что в те времена подобные температуры человек еще не научился создавать. «У нас имеются доказательства того, что в тот раз [в момент взрыва] температура превышала две тысячи градусов по Цельсию», — утверждает Кеннетт.

Среди обугленных артефактов и разрушенных конструкций археологи находят останки человеческих скелетов, которые, как говорится в упомянутой статье, были фрагментированы.

Джеймсу Кеннету и его сотрудникам удалось определить, что именно представляют собой обугленные и расплавленные материальные находки, а также человеческие останки, для которых было характерно «крайнее расчленение на сегменты и фрагментация скелетов», поскольку эта группа ученых также участвовала в изучении аналогичного взрыва, произошедшего 12,8 тысяч лет назад.

В ходе дальнейшего анализа образцов почвы были выявлены небольшие шарики железа и кварца, а также расплавленных металлов. Кеннетт добавил, что основным доказательством взрыва, которое обнаружила его команда, являлись образцы так называемого шокового кварца.

«Он представляет собой песчинки, содержащие трещинки, которые образуются только под очень высоким давлением, — сказал исследователь. — Такой кварц мы обнаружили в указанных слоях, а это означает, что имело место невероятно высокое давление, чтобы деформировать кристаллам кварца. Кварц — это один из самых твердых минералов; его очень трудно деформировать».

Для данной области также характерен высокий уровень содержания солевых отложений, сформировавшихся в момент предполагаемого взрыва; эти отложения, по мнению авторов статьи, могли быть выброшены взрывом. Может быть это и есть, по мнению Джеймса Кеннетта, та причина, по которой Мертвое море так богато солью.

Благодаря соли, прослеживается связь между судьбой Телль-эль-Хаммана и библейской сказкой о Содоме: когда Лот с семьей бежал из города, его жена обернулась, чтобы посмотреть на разрушения, но Бог наказал ее, превратив в соляной столб.

В библейском сказании также описываются огонь, сера и камни, сыпавшиеся с небес в момент разрушения Содома. Земледелие в городе исчезло, а его жители были убиты.

Телль-эль-Хамман, который расположен к северо-востоку от Мертвого моря и представляет собой один из самых густонаселенных районов бронзового века с населением в десять раз превосходящим население Иерусалима, на протяжении многих лет связывался с городом Содом.

В 2015 году профессор библейских исследований и апологетики Юго-Западного университета Тринити доктор Стивен Коллинз (Steven Collins) сообщил сайту Popular Archeology, что Телль-эль-Хаммам по «всем критериям» напоминает Содом.

Описание взрыва метеорита, безусловно, напоминает всем известную библейскую катастрофу, но Кеннет проявляет осторожность.

«Все наблюдения, отраженные в Книге Бытия, согласуются с гипотезой о гигантском взрыве в воздухе, но нет никаких научных доказательств того, что этот разрушенный город действительно является ветхозаветным Содомом», — резюмирует ученый.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

На чтение 5 мин Просмотров 3.3к. Опубликовано

Данная тема и текст актуальны для ОГЭ 2022!

ЗАДАНИЕ 9.3

Как Вы понимаете значение слова БЕСКОРЫСТНОСТЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека бескорыстность?»

ПРОЧИТАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

(2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

(3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (9)Книга была дорогой.

(10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги.

(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.

(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.

(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21) Через минуту уже весь вагон помогал нам.

(22)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (23)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал:

– Ничего. (24)Поезд ещё долго будет идти. (25)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (26)Скажи мне, где ты живёшь?

(27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес. (29)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.

– (30)Достал?

– (31)Достал, – засмеялся отец.

(32)Это была та самая книга. (33)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

(34)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (35)В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её».

(36)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет. (37)А потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.

(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41) Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.

(По В.М. Пескову*)

*Песков Василий Михайлович (1930–2013) – советский писатель, журналист, путешественник.

СОЧИНЕНИЕ

Как характеризует человека бескорыстность?

          Бескорыстность – это способность делать людям добро от чистого сердца, без личной выгоды, не требуя за это никакого вознаграждения. Бескорыстность характеризует человека с положительной стороны, потому что обладатель этого качества щедр, добр, внимателен к окружающим. Он готов безвозмездно совершить добрый поступок, протянуть руку помощи тому, кто попал в беду. Рассмотрим данное утверждение на конкретных примерах.

          В тексте В. М. Пескова идёт речь об одном случае из детства рассказчика. Однажды в поезде совершенно случайно очень ценная для него книга упала между двойными окнами вагона. Достать её не удалось, хотя на помощь пришли все пассажиры, и герой расстроился до слёз. Чтобы как-то утешить ребёнка, неравнодушные взрослые пообещали достать книгу и вернуть по почте. На удивление рассказчика через несколько дней после происшествия почтальон стал приносить один за другим одинаковые пакеты. Оказалось, что добрые люди купили точно такую же книгу и выслали рассказчику по почте. Этот случай заставил мальчика понять, что на свете много бескорыстных людей, которые готовы помочь, не ожидая за это никакой награды.

          Вспоминается также история, описанная А. Платоновым в рассказе «Юшка». После смерти главного героя его земляки узнали, что на протяжении многих лет он бескорыстно помогал одной сироте. Сначала Юшка поместил девочку в московское семейство, а потом отдал в школу с пансионом. Каждое лето он приходил проведывать свою подопечную и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Благодаря Юшке сирота закончила университет и стала врачом. Так бескорыстный поступок героя А. Платонова показал людям, что на самом деле он был человеком добрым и щедрым, а не бесполезно проживающим жизнь, как они считали раньше.

          Таким образом, бескорыстность – это ценное нравственное качество, которое мы должны развивать в своём характере. (267 слов)

Читаем также:

Как завоевать авторитет?

Как можно прославиться?

Нужно ли уметь просить прощения?

Для чего человеку нужно воображение?

Блог в помощь!

  • Тема человека в ранних рассказах горького сочинение
  • Тема социальной несправедливости в рассказе мальчик у христа на елке
  • Тема ума и безумия в комедии горе от ума сочинение рассуждение
  • Тема царевны лебедь из оперы сказка о царе салтане слушать
  • Тема трагической любви в гранатовом браслете сочинение