Тема судьбы в повести выстрел сочинение

910 слов рассмотрим коротко одно из известных творений а.с.пушкина, повесть выстрел. такой обзор поможет быстрее познакомиться с основными моментами сюжета

(910 слов) Рассмотрим коротко одно из известных творений А.С.Пушкина, повесть «Выстрел». Такой обзор поможет быстрее познакомиться с основными моментами сюжета произведения или воскресить в памяти давно прочитанную книгу.

Собственно, начинается повесть с того, что герой, от лица которого ведется повествование, углубляется в свои воспоминания, где находит эпизод, в котором он знакомится с неким Сильвио, 30-летним отставным офицером, жившим отшельником в далекой глуши. Знакомство с Сильвио произошло в среде офицеров, которые уважали его за отвагу и удаль, а кроме того – за особую точность. Отставной военный стрелял невероятно метко, он попадал в грушу, поставленную на голову коллеги, из дульнозарядного пистолета с 30 шагов. Но Сильвио был человеком закрытым, и редко его видели радостным, все больше мрачным.

Однако имел место быть инцидент, после которого репутация Сильвио несколько ухудшилась. А дело было так – во время ссоры в Сильвио бросил подсвечник особо вспыльчивый офицер и промахнулся за малым.  Свидетели этого происшествия ожидали, что Сильвио вызовет обидчика на дуэль, однако, этого не случилось. Более того, тот офицер помирился с Сильвио. С течением времени офицеры забыли об этом инциденте, но помнил рассказчик, который задался вопросом: а не является ли Сильвио трусом? А Сильвио, вероятно, почувствовал, о чем думает его товарищ, и поведал ему историю своей жизни лично.

В свое время Сильвио пользовался популярностью в своем полку благодаря удалому нраву. Он гулял и пил, будучи на службе в армии. Однако Сильвио превзошел один из офицеров, и превзошел он его храбростью, которая граничила с безрассудством. Сильвио завидовал этому офицеру и сделал так, что вскоре они оба оказались на дуэли.  Это было несложно, достаточно, оказалось, просто высказаться об офицере в нелестной форме.

Первым выпало стрелять офицеру, и он промахнулся. Но мужчина был по-прежнему равнодушен к своей гибели и всячески это выражал: он ел ягоды и бросал косточки в сторону Сильвио. И Сильвио приберег свое право выстрела для вдальидущей перспективы, то бишь, он придет и выстрелит позже, как он сам сказал – когда граф Б. перестанет относиться к своей жизни равнодушно.

Наконец, он получил весть о женитьбе того офицера, который был графом. Он решил использовать свое право выстрела.

После этого следует вторая глава, которая начинается с того, что рассказчик переехал на время в глушь, где скучал без привычного ему общества, но ему долго скучать не пришлось, поскольку вскоре приехала богатая чета. Он попал к ним в гости, они разговорились, и в ходе разговора рассказчик обращает внимание на две пули, всаженные друг в друга. После этого тема разговора перетекла в тему оружия и стрельбы, в ходе беседы выяснилось, что эти всаженные пули – дело рук Сильвио, а сам богач с женой – тот офицер с супругой.

Дело было так – граф в то время вместе с женой проводил медовый месяц, праздновал женитьбу. После одной из конных прогулок он встретил у себя дома Сильвио, который предложил новый жребий. И на этот раз первым стрелял граф, и второй раз он промахнулся. Настал черед Сильвио, он только начал целиться, как вбежала жена вызванного на дуэль графа. Граф хотел ее успокоить, отшутившись, но этот план провалил Сильвио, который признался, зачем шел. Жена графа бросилась ему в ноги, умоляя не убивать ее мужа. Граф же, видя такой позор, потребовал своего выстрела, однако, Сильвио не стал  его убивать. Он насытился унижением противника и ушел, а, выходя, выстрелил в картину и попал в пулю, которой по нему промахнулся граф.

Дальнейшая судьба Сильвио незавидна – он погиб при восстании Ипсиланти.

Отзыв

Мне повесть Пушкина пришлась по нраву, ведь она остросюжетная, в ней много переломных моментов в, казалось бы, такой короткой истории мести. Однако на ее примере можно увидеть, чем оканчивается одержимость эгоизмом и гордостью. И в этом показано равновесие зла и добра.

Сложилось мое мнение о повести так из-за фактов, которые имеют место быть в тексте. Так, Сильвио предстает перед нами редкостным эгоистом, который не гнушается убить человека, если тот его, хоть в чем-то превосходит. На это же указывает и его стремление убить человека, которое основано не на гневе, а непосредственно на ненависти за то, что тот лучше его в чем-то. Он годами вынашивал свою месть, что показывает, насколько он злой и хладнокровный. Он почти убил человека, ему оставалось всего лишь спустить курок, но он в последнее мгновение передумал.

У меня сложилось отрицательное впечатление об этом персонаже, но, нужно  отметить, что позиция автора несколько иная, хоть и слабо прослеживается – он не относится к герою негативно.  В повествовании истории поочередно участвуют 3 рассказчика.  Осуждает Сильвио центральный рассказчик, что проскальзывает в его же словах, но тоже не все время, его позиция меняется:  с осуждения переходит на самоуничижение.

Невольно задаешься вопросами – чему же учит писатель в этом произведении? Как он по-настоящему к нему относится с сочувствием или с осуждением? Я считаю, что поучительный смысл повести, ее  суть заключаются в неоднозначной характеристике персонажа. В нем уживаются как позитивные, так и негативные черты характера и качества. В Сильвио присутствуют положительные черты: храбрость, независимость, упорство. Также имеются и негативные – жестокость, мстительность, угрюмость.

Пушкин специально раскрывает перед читателями внутренний мир героя с 3 ракурсов, включая свое собственное видение героя, позицию главного рассказчика в отношении Сильвио и мнение о нем графа.  Основная мысль повести «Выстрел» заключается в стремлении автора показать разносторонность и многогранность характера человека,  противоречивость его внутреннего мира.  Пушкин обращает внимание читательской аудитории на относительность таких понятий как добро и зло, которые одновременно существуют в каждом человеке.

Завершая сказанное выше, я хочу добавить, что повесть «Выстрел» учит нас  не  делать поспешных однозначных выводов – хороший человек перед нами или плохой, а пытаться оценить человеческий поступок и его самого с разных позиций или сторон.  Человек не может быть только белым или только черным, у каждого из нас имеются и положительные, и отрицательные качества души.

В центре внимания пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» находятся судьбы людей в условиях «нового времени» — активно развивающегося капитализма. Драматург показывает, что новое время диктует новые ценности, новую мораль, в которой нет места чувствам, переживаниям, душе. Теперь все определяют деньги и люди, у которых эти деньги есть.
Островский убежден, что такой «стиль жизни» развращает человека изнутри, делает его циничным и глухим к настоящему, истинному. Образы дельцов новой формации в полной мере подтверждает это. Купцы Кнуров и Вожеватов считают, что все можно купить за деньги, даже нематериальное: любовь, привязанность, уважение. Они и на других людей смотрят с этой точки зрения — с точки зрения их стоимости.
Главная героиня пьесы — Лариса Огудалова — на себе испытала законы «нового времени». Эта красивая, но небогатая девушка («бесприданница») жаждет любви, красоты, легкой и веселой жизни, полной эмоций. Однако ее продают и покупают, как вещь. Сначала это делает родная маменька героини: стремясь выгодно выдать дочь замуж, она устраивает в своем доме «цыганский табор», вечные смотрины, унижающие ее дочь, оскорбляющие ее достоинство.
Далее, прельстясь красотой девушки, Ларису жестоко используют мужчины. Среди них женатый купец Кнуров, который предлагает Огудаловой стать его содержанкой. Это и «друг детства» Ларисы, Вожеватов, который тоже использует девушку в своих корыстных интересах, нисколько не интересуясь ее внутренним миром.
Получается, что героиня оказывается совершенно одна там, где все продается и покупается. Здесь каждый лишь стремится потребительски воспользоваться красотой героини, ее молодостью и прелестью, но, по сути, никому до нее нет дела. Даже «шикарный барин» Сергей Сергеич Паратов, который для Ларисы был идеалом мужчины, ее, как она думала, любовью, лишь использовал девушку. И, не задумываясь, променял ее на деньги, обручившись с богатой купчихой.
Жених Ларисы, жалкий Карандышев, и тот использует девушку для своего самоутверждения. Этот человечишка хочет доказать всему богатому окружению, что и он чего-то стоит, раз у него есть такая красивая жена.
Лариса прекрасно понимает все это. И от этого еще больше страдает из-за потребительского отношения к ней, из-за того, что она — «просто вещь», которой можно попользоваться и выкинуть.
После предательства Паратова героиня понимает это особенно отчетливо. Зачем ей жить? Она больше не видит в своем существовании никакого смысла. Именно поэтому, на мой взгляд, она благодарит Карандышева за его страшный поступок — выстрел в нее. Сама бы Лариса не решилась лишить себя жизни, поэтому выстрел Юлий Капитоновича она воспринимает как облегчение и освобождение, как шаг в новый мир, где все будет по-другому.

Как вычислять площадь дна минзурки
ри
Переведите следующие предложения:
1. Вчера погода была не такой хорошей, как сегодня. Вчера шел сильный снег, а сегодня тепло и светит солнце. 2. — Когда погода бывает такой же теплой, как в мае? — Иногда в сентябре бывает очень тепло. 3. — В Москве осенью дожди идут так же часто, как и в Петербурге ? — Да, хотя в Москве не так влажно. 4. — Вы встаете в воскресенье так же рано, как и в будни? — Нет, в воскресенье мы встаем в 9 часов утра. 5. — Вы говорите по-английски так же хорошо, как по-немецки? — Нет, я знаю английский не очень хорошо. 6. В субботу я возвращаюсь домой не так поздно, как в другие дни. Я кончаю работу в 3 часа дня. 7. Моя старая квартира не была такой большой, как новая. В ней была только одна комната, а в нашей новой квартире будет три комнаты.
возведите в степень:
a) ( x/2a)^2
b) (3a/b)^3
c) (2n^2/a^3)^2
В семье пятеро детей.Маша старше Кати,но младше Васи.Катя старше Валеры,а Вася младше Пети.Кто младше всех?
Мумий Тролль выловил из моря 6 белых жемчужин столько же черных Сколько всего жемчужина выловил муми-тролли из моря нужно условия
можно ли и как проверить слово жизнь
составьте из слов предложения и указать части речи во всех словах
подчеркни слова шипящие звуки корова, свекла, футбол, волейбол, вылить ,профиль ,профессия ,лифт” конверт ,конфета, нефть,
Отметь 2 слова, не подходящие к остальным по значению: республика,публика,народ,государство,рация,национальность,погода
Составьте из двух неравенств одно (двойное) неравенство и запишите его.
а) 100 > 95, 95 > 70________________
б)800 > 600, 600 > 300_______________
в)15

В центре внимания пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» находятся судьбы людей в условиях «нового времени» – активно развивающегося капитализма. Драматург показывает, что новое время диктует новые ценности, новую мораль, в которой нет места чувствам, переживаниям, душе. Теперь все определяют деньги и люди, у которых эти деньги есть.
Островский убежден, что такой «стиль жизни» развращает человека изнутри, делает его циничным и глухим к настоящему, истинному. Образы дельцов новой формации в полной мере подтверждает это. Купцы Кнуров и Вожеватов считают, что все можно купить за деньги, даже нематериальное: любовь, привязанность, уважение. Они и на других людей смотрят с этой точки зрения – с точки зрения их стоимости.
Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – на себе испытала законы «нового времени». Эта красивая, но небогатая девушка («бесприданница») жаждет любви, красоты, легкой и веселой жизни, полной эмоций. Однако ее продают и покупают, как вещь. Сначала это делает родная маменька героини: стремясь выгодно выдать дочь замуж, она устраивает в своем доме «цыганский табор», вечные смотрины, унижающие ее дочь, оскорбляющие ее достоинство.
Далее, прельстясь красотой девушки, Ларису жестоко используют мужчины. Среди них женатый купец Кнуров, который предлагает Огудаловой стать его содержанкой. Это и «друг детства» Ларисы, Вожеватов, который тоже использует девушку в своих корыстных интересах, нисколько не интересуясь ее внутренним миром.
Получается, что героиня оказывается совершенно одна там, где все продается и покупается. Здесь каждый лишь стремится потребительски воспользоваться красотой героини, ее молодостью и прелестью, но, по сути, никому до нее нет дела. Даже «шикарный барин» Сергей Сергеич Паратов, который для Ларисы был идеалом мужчины, ее, как она думала, любовью, лишь использовал девушку. И, не задумываясь, променял ее на деньги, обручившись с богатой купчихой.
Жених Ларисы, жалкий Карандышев, и тот использует девушку для своего самоутверждения. Этот человечишка хочет доказать всему богатому окружению, что и он чего-то стоит, раз у него есть такая красивая жена.
Лариса прекрасно понимает все это. И от этого еще больше страдает из-за потребительского отношения к ней, из-за того, что она – «просто вещь», которой можно попользоваться и выкинуть.
После предательства Паратова героиня понимает это особенно отчетливо. Зачем ей жить? Она больше не видит в своем существовании никакого смысла. Именно поэтому, на мой взгляд, она благодарит Карандышева за его страшный поступок – выстрел в нее. Сама бы Лариса не решилась лишить себя жизни, поэтому выстрел Юлий Капитоновича она воспринимает как облегчение и освобождение, как шаг в новый мир, где все будет по-другому.
Беру!

«Бесприданница» А.Н. Островского, прежде всего, драма о любви. Именно любовь стала основой сюжета этого произведения и источником внутренних противоречий главной героини – Ларисы Огудаловой.
На мой взгляд, любовь в «Бесприданнице» – символическое, многозначное понятие. «Я любви искала и не нашла» – такой горький вывод делает Лариса в финале пьесы. Я думаю, она имеет в виду любовь-сочувствие, любовь-понимание, любовь-жалость. В жизни Ларисы такую, настоящую, любовь вытеснила «любовь», выставленная на продажу, любовь-товар.
Важно, что торг в пьесе идет именно из-за Огудаловой. Купить такую «любовь» может только тот, у кого больше денег. Для «европеизированных» купцов Кнурова и Вожеватова любовь Ларисы – предмет роскоши, который покупается для того, чтобы с «европейским» шиком обставить свою жизнь. Мелочность и расчетливость этих «просвещенных» людей проявляется не в самозабвенной ругани из-за копейки, а именно в безобразном любовном торге.
«Облезлый барин» Сергей Сергеевич Паратов, самый экстравагантный и бесшабашный герой, – фигура пародийная. Это «купеческий Печорин», сердцеед со склонностью к мелодраматическим эффектам. Свои отношения с Ларисой Огудаловой он считает любовным экспериментом. «Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц», – откровенничает Паратов. Любовь, по его мнению, годится только «для домашнего обихода».
Собственная паратовская «езда в остров любви» с бесприданницей Ларисой была недолгой. Ее сменили шумные кутежи с цыганами и женитьба на богатой невесте, точнее, на ее приданом – золотых приисках. «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно», – таков жизненный принцип Паратова, нового «героя нашего времени».
Жених Ларисы, жалкий «чудак» Карандышев, ставший ее убийцей, – личность комичная и в то же время зловещая. В нем перемешаны, казалось бы, несовместимые черты. Это и окарикатуренный Отелло, пародийный «благородный» разбойник (на костюмированном вечере «оделся разбойником, взял топор в руки и бросал на всех зверские взгляды, особенно на Сергея Сёргеича») и одновременно «мещанин во дворянстве».
Его идеал – «экипаж с музыкой», роскошная квартира и обеды. Это амбициозный чиновник, попавший на разгульный купеческий пир, где ему достался незаслуженный приз – красавица Лариса. Любовь Карандышева, «запасного» жениха, -это любовь-тщеславие, любовь-покровительство. Для него Лариса тоже «вещь», которой он кичится, предъявляя всему городу. Сама героиня пьесы воспринимает любовь Карандышева как унижение, оскорбление: «Как вы мне противны, кабы вы знали!… Для меня самое тяжкое оскорбление – это ваше покровительство; ни от кого никаких других оскорблений мне не было».
Главная черта, проступающая в облике и поведении Карандышева, вполне «чеховская». Это пошлость. Именно она придает фигуре чиновника мрачный, зловещий колорит, несмотря на его заурядность по сравнению с другими участниками любовного торга. Ларису убивает не провинциальный «Отелло», жалкий комедиант, а воплощенная в нем пошлость, которая стала для героини единственной альтернативой любви.
А какова же сама Огудалова? На мой взгляд, ни одна психологическая черта в ней не достигла завершенности. Ее душа наполнена темными, смутными, не до конца понятными ей самой порывами и страстями. Лариса не способна сделать выбор, принять или проклясть тот мир, в котором живет. Думая о самоубийстве, Огудалова так и не смогла броситься в Волгу, как Катерина.
Однако и жить так, как она жила, героиня больше не могла. Именно поэтому она благодарит презираемого ею Карандышева за то, что тот совершил: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!… Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние…» Кажется, что только теперь, как это ни парадоксально и ни ужасно, Лариса почувствовала к Юлию Капитонычу какую-то нежность. Героиня осознала себя свободной от того мира пошлости и бездушности, избавиться от которого у нее не было сил и смелости.
Интересно, что именно пошлость, убившая Ларису, сделала ее в последние мгновения жизни героиней трагической, возвысившейся над всеми персонажами. Ее никто не полюбил так, как ей хотелось бы, она же умирает со словами прощения и любви тем людям, которые чуть было не заставили ее отречься от самого главного в ее жизни – от любви: «Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех… люблю».
Таким образом, Лариса, тонкая ранимая душа, волею судеб попавшая в губящий ее мир пошлости и обыденности, умирает. Она погибает от рук своего жениха и благодарит его за это – за избавление от той жизни, перенести которую она была не в состоянии.
Беру!

Проблема осознания жестокости войны. (Цыбулько И. П. — 2022. Вариант 5 из 36).

Как война влияет на судьбы людей? В чём состоит жестокость войны? Именно эти вопросы возникают при чтении текста В. Гроссмана.

Раскрывая проблему жестокости войны, автор изображает эпизод Сталинградской битвы. Застигнутые бомбёжкой, Климов и старик Поляков побежали в сторону ничейной земли и упали в глубокую воронку. В этот момент и молодой, и старый солдат думали только о том, как бы выжить, в них горел свет трогательной надежды, который горит не только в человечьих, но и в самых простых сердцах зверей и птиц. Этот пример подчёркивает противоестественность войны, которая отнимает у всего живого самую главную ценность – жизнь.
Неожиданно Климов увидел в воронке запылённого немца. Оказывается, оглушённый и ослеплённый, он спутал руку Полякова и руку немца. Два русских солдата и немец были беспомощны во время жестокой бомбёжки: их придавила одна и та же сила. Они вылезли из ямы и разошлись в разные стороны, не стали стрелять друг в друга. Это говорит о том, что война жестока тем, что существует необходимость убивать себе подобных. Оказавшись в одной и той же экстремальной ситуации, враги поняли бессмысленность убийства.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли об антигуманной сущности войны, о том, что жажда жизни объединяет всех жителей земли.

Авторская позиция заключается в следующем: война жестока, она отнимает жизни людей – самую большую ценность на земле. Желание жить свойственно всему живому на свете.

Мне близка позиция автора. Действительно, война – это противоположное человеку состояние. Мы не рождаемся со стремлением убивать всё живое. Жестокость войны заключается в том, что человек вынужден убивать врагов и может погибнуть сам.

В повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие» жестокость войны подчёркивается тем, что при выполнении боевого задания гибнут пять девушек — зенитчиц. Природой они предназначены для того, чтобы давать жизнь, быть матерями, но война заставила их взяться за оружие и сражаться с врагом, защищать Родину.

В заключение хочу подчеркнуть, что каждый на земле должен осознать жестокость и противоестественность войны и сделать всё, чтобы на земле был мир.


Текст


(1)В эту ночь генерал Паулюс отдал приказ о наступлении в районе Сталинградского тракторного завода. (2)Две пехотные дивизии должны были войти в проломленные авиацией, артиллерией и танками ворота. (З)Над заводскими цехами за полтора часа до рассвета загудели моторы «юнкерсов». (4)В начавшейся бомбёжке не было спадов и передышек: если на краткий миг в этом гремевшем сплошняке образовывалась щель, то она тотчас заполнялась свистом бомб, спешащих изо всех своих тяжёлых железных сил к земле. (б)Беспрерывный плотный грохот мог, казалось, как чугун, проломить человеку череп, сломать позвоночный столб.

(6) Стало светать, а над районом завода по-прежнему длилась ночь.

(7) Казалось, земля сама по себе извергала молнии, грохот, дым и чёрную пыль.

(8) 3астигнутые бомбёжкой, Климов и старик Поляков кинулись в сторону ничейной земли, где находились вырытые в конце сентября тонными бомбами воронки.

(9) Расстояние между немецкими и русскими окопами было так невелико, что часть удара пришлась на немецкий передний край, калеча солдат головной немецкой дивизии, выдвинувшейся для наступления.

(10)Несколько раз Поляков падал, забывал, на каком он свете, молод он или стар, где верх, где низ. (11)Но Климов всё тянул да тянул его: давай, давай, и они повалились в глубокую воронку, покатились на сырое, липкое дно. (12)3десь тьма была тройная, сплетённая из тьмы ночи, из дымовой и пыльной тьмы, из тьмы глубокого погреба.

(13)Они лежали рядом, и в старой, и в молодой голове жил желанный, милый свет, просьба о жизни. (14)Этот свет, эта трогательная надежда были такими, какие горят во всех головах, во всех сердцах не только человечьих, но и в самых простых сердцах зверей и птиц.

(15)Этот сплошной взрыв словно длился вечно. (16)Время шло, а ревущий грохот не ослабевал, и чёрная дымовая мгла, не светлея, а наливаясь, всё прочнее связывала землю и небо.

(17)Климов нащупал грубую рабочую руку старого ополченца и пожал её, и её ответное доброе движение на миг утешило Климова. (18)Обычно, идя в разведку, Климов не любил напарников, спешил поскорей уйти в темноту — так хладнокровный, опытный пловец спешит уйти от каменистого берега в угрюмую глубину открытого моря. (19)А здесь, в яме, он радовался лежавшему рядом Полякову.

(20)Люди в яме приподняли головы: над ними стоял мутный полусвет, дым и пыль уносило ветром, земля затихла. (21)Муторное изнеможение овладело душой; казалось, что все живые силы выдавлены из неё, осталась одна лишь тоска.

(22)Климов приподнялся, подле него лежал покрытый пылью, тёртый, жеванный войной от пилотки до сапог немец. (23)Климов не боялся немцев, но сейчас он растерялся, его поразило, что, оглушённый и ослеплённый, он утешался, чувствуя немца рядом, что руку немца он спутал с поляковской рукой. (24)Они смотрели друг на друга. (25)Обоих придавила одна и та же сила, оба они были беспомощны бороться с этой силой, и оказалось, она не защищала одного из них, а одинаково угрожала и одному, и другому.

(26)Они молчали, два военных жителя. (27)Совершенный и безошибочный автоматизм — убить, — которым оба они обладали, не сработал.

(28)А Поляков сидел поодаль и тоже смотрел на заросшего щетиной немца. (29)И хотя Поляков не любил долго молчать, сейчас он молчал.

(30) Жизнь была ужасна, а в глубине их глаз мелькнуло унылое прозрение, что и после войны сила, загнавшая их в эту яму, вдавившая мордами в землю, будет жать не только побеждённых.

(31) Они, словно договорившись, полезли из ямы, подставляя свои спины и черепа под лёгкий выстрел, непоколебимо уверенные в своей безопасности.

(32) Поляков поскользнулся и покатился вниз, ругая и проклиная белый свет, куда всё же снова упорно полез. (ЗЗ)Климов и немец вылезли на поверхность, и оба посмотрели: один — на восток, второй — на запад: не видит ли начальство что лезут они из одной ямы, не убивают друг друга. (34)Не оглянувшись, пошли каждый к своим окопам холмами и долинами перепаханной и ещё дымящейся земли.

(По В. С. Гроссману)

В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем.
Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.
Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.
Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.
Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.
Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.
Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.
Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.
В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.
А. С. Пушкин в своем произведении доносит до читателя какой бесправной и полной страданий и несправедливости является жизнь «маленьких» чинов.
Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.
6 класс, 7 класс

Сочинение чем запоминается рассказ Станционный смотритель Пушкина, что интересно

В рассказе «Станционный смотритель» Пушкина А.С. главными героями являются: служащий человек Самсон Вырин и его дочь Дуня. Это произведение очень поучительное. В нем рассматривается вечный конфликт между родителями и детьми. Дети хотят жить самостоятельно, родители же не желают отпускать их из семьи.
Самсон Вырин занимает должность станционного смотрителя. У него растет красавица дочь ? Дуня. Самсон воспитывает ее без матери. Работа у Вырина очень сложная. Ему надо угодить проезжающим гостям, которые часто бывают недовольны. Ведь лошадей не всегда хватает, а люди спешат по своим делам. Свое неудовольствие проезжающие высказывают смотрителю. Дуняша, разумная не по годам, помогает сглаживать отцу конфликты с приезжими. Ведь она наделена природной красотой и обаянием. А также она создает уют в доме, обслуживает клиентов. Гости часто дарят красивой девушке подарки. Мужчины делают комплименты.
Самсон Вырин очень сильно любит свою дочь. Она является главным его смыслом жизни. Юная девушка мечтает о любви. Конечно же она хочет, чтобы ее избранник был красивым и богатым.
Однажды в их семью заехал красавец гусар Минский. Молодые люди понравились друг другу. Минский решил увести Дуню с собой, тайно от отца. Судя по всему, Дуня была не против этого похищения.
Отъезд своей дочери из дома Самсон воспринял очень болезненно. Ему кажется, что его наивную Дуняшу гусар увез силой. Он считает, что молодой повеса натешится с его дочерью и бросит ее.
Он пускается на поиски беглянки. Ему удалось найти гусара в городе Санкт-Петербурге. Но тот не хочет отдавать ему дочку обратно. Он откупается от просьбы отца деньгами. Самсон видел и Дуню. Но она растерялась и не смогла разговаривать с отцом.
Самсон уезжает к себе домой в полной растерянности. Он не знает, что будет с его дочерью дальше. Забитый жизнью человек не верит, что бедная девушка будет счастлива с богатым гусаром. От горестных дум станционный смотритель начинает употреблять алкоголь.
Произведение запоминается своим трагическим концом. Постепенно, Вырин спивается и умирает. Повзрослевшая Дуня, видимо узнав о кончине отца, приезжает на могилу его. Конечно же она чувствует глубокую вину перед ним. Вероятно, она будет мучать ее всю жизнь. Дуня осуществила свою мечту. Судя по описанию конца произведения, она стала женой Минского.
Произведение учит нас любить своих близких и всегда находить общий язык с ними.

Станционный смотритель

Несколько интересных сочинений

Писателю Антону Павловичу Чехову всегда удавалось мелкими деталями передать сущность людей, их отрицательные качества. На его рассказах читатели учатся жизни, перед ними раскрываются ситуации различных героев
Поэма, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.
Мир лирики Лермонтова не менее сложен и противоречив, чем пушкинский. Каждое стихотворение требует при­стального внимания и изучения как само по себе, так и в ряду других, близких по теме
Закінчилася холодна зима. Поступово природа починає прокидатися. Першими прикметами початку весни – це горобці що плещуться в щойно калюжі, яка щойно розмерзлась. Вони весело цвірінькають та кумедно розмахують крилами
Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении очень ярко описал общение двух молодых товарищей. Но то, что происходило между этими двумя людьми, трудно назвать дружбой.

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:

  1. Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
  2. Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
  3. Учащийся получил «незачет».

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
  • Как выбрать свой жизненный путь?
  • Как не сбиться с жизненного курса?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Путешествие из Петербурга в Москву»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Джеймс Джойс «Эвелин»

Ч. Айтллатов «И дольше века длится день»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

Г. Уэллс «Машина-времени»

Д. Лондон «Любовь к жизни»

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Э. Форстера «По ту сторону изгороди»

А. Платонова «Неизвестный цветок»

К.Г. Паустовского «Телеграмма»

О. Генри «Мишурный блеск»

А. Платонова «Юшка»

Ф. Брауна «Приказ есть приказ»

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».

Чернышевский «Что делать?»

Шолохов «Поднятая целина»

Р. Брэдбери «Вельд»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ж. Верн «Вверх дном»

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»

Ч. Айтматов «Плаха»

А. Платонов «Котлован»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие

Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»

М. Замятин «Мы»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

В. Шукшина «Микроскоп»

М. Гелприна «Свеча горела»

Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Р. Брэдбери «И все-таки наш»

У. Эко «Оно»

Р. Шекли «Лавка миров»

Преступление и наказание — вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»

«Война и мир»

«Дубровский»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

«Песня про купца Калашникова»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Эдгар По «Сердце-обличитель»

А. Островский «Гроза»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

И. Тургенев «Муму»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

А.Н. Островский «Гроза»

А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Л. Андреева «Предстояла кража»

О. Генри «Родственные души»

А.П. Чехова «Злоумышленник»

Р. Матесона «Кнопка, кнопка»

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н.В. Гоголь «Портрет»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»

Островский «Лес»

А.М. Горький «На дне»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Юлия Кузнецова «Помощница ангела»

И.А. Гончаров «Обломов»

Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Шолохов «Судьба человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Грин «Алые паруса»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»

А. Н. Толстой «Русский характер»

А. С. Грин «Зелёная лампа»

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

М. Гелприна «Свеча Горела»

Н. Тэффи «Мой первый Толстой»

О. Генри «Последний лист»

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Большие произведения Короткие произведения
Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Шолохов «Тихий Дон»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В. Маяковский «Прозаседавшиеся»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»

И. Гончаров «Обломов»

А. Чехов «Человек в футляре»

М. Салтыков-Щедрин «История одного города»

А. Островский «Гроза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

Д. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков «Левша»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Л.Н. Толстого «Три вопроса»

М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добротели и пороки»

А. Платонова «Юшка»

А.П. Чехова «В аптеке»

А.П. Чехова «Размазня»

А.П. Чехова «Темнота»

В. Шукшина «Обида»

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

  • Требование №1. «Объём итогового сочинения»
  • Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Читайте также:

  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
  • Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ЕГЭ по литературе в 2022 году

  • Тема сказки щелкунчик и мышиный король
  • Тема сказки счастливый принц
  • Тема сказки финист ясный сокол
  • Тема сказки что это такое
  • Тема сказки что такое досуг