Тема социальной несправедливости в рассказе мальчик у христа на елке

Цели познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в

Цели

  1. познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;
  2. формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся;
  3. нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, классической музыке.

Оборудование: магнитофон, кассета с записью пьес “Декабрь. Святки” и “Январь. У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского; иллюстрация к рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, ёлка с игрушками.

Оформление доски:

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.

Чарльз Диккенс

Ход урока:

Звучит музыка П.И. Чайковского “Декабрь. Святки” (цикл “Времена года”).

1. Беседа по вопросам.

Учитель: 

— С каким событием связано Рождество, и что вы ощущаете в преддверии Нового года?

— Каково ваше настроение перед праздником?

Учитель:

Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время “милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами”.

В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.

Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник.

— Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Учитель: В XIX  веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

2. Анализ рассказа.

Учитель: Сегодня мы с вами поведём разговор о рождественском рассказе Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”. Анализируя рассказ, мы должны будем выяснить, чем рождественский рассказ отличается от сказки и в чём его жанровые особенности.

— Когда происходят события в рассказе “Мальчик у Христа на ёлке”?

— Из скольки частей состоит рассказ? О чём каждая из частей?

— Как изменился бы смысл рассказа, если бы автор не включил первую часть?

Какой литературный жанр он бы напомнил? Что изменилось бы – содержание или настроение?

— А почему автору так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

— Как описывается в первой части мир, в котором живут мальчишки? Выделите ключевые слова. (Ключевые слова фиксируются на доске).

— А как Ф.М.Достоевский рисует улицы города, на которые попадает мальчик? Какие образы, слова, характеризующие мир города, можно выделить? (Фиксируем на доске в другой столбик).

— Что мешало мальчику выбраться из подвала? Как вы думаете, почему автор вводит образ собаки, сидящей на границе двух миров (мира подвала и мира большого города)?

— Через что наблюдает мальчик жизнь людей большого города?

— Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир большого города?

— Становятся ли люди милосерднее, добрее накануне Рождества?

— Можно ли сказать, что в отношениях между людьми царит тот же холод, что и в природе?

— Почему так подробно описывается витрина магазина с куклами? Что чувствует мальчик, наблюдая за куклами?

— Какую ассоциацию вызывает это описание?

— Как мальчик оказывается у Христа на ёлке? (Зачитывается эпизод со слов: “Пойдём ко мне на ёлку, мальчик…” до слов: “А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика…”).

— Сон это или явь?

— Какие языковые средства использует автор для описания ёлки у Христа? Выделим ключевые слова, характеризующие настроение, атмосферу праздника.

— Зачем автор вводит эпизод “Мальчик у Христа на ёлке”?

— Что испытывает каждый из вас?

— Почему рассказ получил такое название?

3. Работа с иллюстрацией (рисунок Ю. Данилова).

Учитель: Какой момент рассказа изображён на иллюстрации? Какие цвета преобладают?

— Что бы вы нарисовали, изображая ёлку у Христа? Какие краски вы бы использовали?

4. Анализ рассказа.

Учитель: Чем заканчивается рассказ? Как? Каково настроение рассказа?

 Как писатель помогает нам сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?

5. Творческая работа учащихся.

Учитель: Вы отметили, что концовка рассказа грустная, а вам, наверное, хотелось бы, чтобы рассказ получился более весёлым, ведь сейчас канун Рождества, Нового года, когда особенно верится в добро, счастье, когда ждёшь приятных неожиданностей, чуда. Попробуйте придумать и написать счастливый конец к рассказу “Мальчик у Христа на ёлке”.

(Во время выполнения этого задания звучит пьеса Чайковского “Январь. У камелька” из цикла “Времена года”).

6. Прослушивание написанных учащимися концовок рассказа.

7. Подведение итогов урока.

Учитель: Как вы думаете, с какой целью русские писатели обращались к жанру рождественского (святочного) рассказа?

Писатели хотели напомнить людям о самом важном в жизни – о различении Добра и Зла, о милосердии, и при этом без скуки и назидательности.

— В чём особенность рождественского рассказа? Чем он отличается от сказки?

Чудо, происходящее в рассказе, не обусловлено вмешательством в действие каких-либо сказочных, волшебных сил. В рождественском рассказе большую роль играет авторский вымысел, но чаще всего писатель стремится так организовать повествование, чтобы мы поверили в реальность происходящих в рассказе событий.

Если кто-то из вас заинтересовался рождественскими рассказами, советую прочитать вам следующие произведения: “Ангелочек” Леонида Андреева, “Чудесный доктор” Александра Ивановича Куприна, Оксаны Иваненко “Про зелёную ёлку и золотой мандарин”, “Даня” Василия Белова.

Из творческих работ учащихся

…Мальчик замерзал. Мимо проходили люди. Одна семейная пара остановилась возле мальчика. Мужчина взял его на руки и понёс к себе домой. Дома мальчика накормили, одели в новую, красивую одежду.

Это был самый счастливый Новый год в жизни бедного мальчика. Рождество он встречал в кругу новой семьи. Добрые люди оставили мальчика жить у себя, и чудо свершилось – он обрёл заботливых и любящих родителей.

Гарипова Вита

… Когда мальчик проснулся, оказалось, что это сон. Он вновь пошёл любоваться куклами. Навстречу ему шла красивая женщина. Она сказала:

— Куда ты идёшь, мальчик?

— Любоваться куклами, — ответил мальчик.

— Пойдём со мной, я тебе ничего не сделаю.

Когда они пришли, женщина посадила мальчика у камина и дала ему тарелку супа. На другой день мальчик узнал, что у этой женщины есть дочка. Дети познакомились и очень сильно подружились.

— Мама, — спросила девочка, — можно ему остаться?

— М-да, наверное, я думаю, что он останется, — сказала женщина.

И с тех пор у девочки появился брат, а у мальчика – настоящая СЕМЬЯ.

Федор Михайлович Достоевский незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время писатель часто встречал на улице нищего мальчика. Предновогодние впечатления вскоре появились в виде рассказов в «Дневнике писателя». Один из них называется «Мальчик у Христа на елке».

Небольшое произведение критики приняли восторженно, некоторые даже назвали его шедевром. Любил этот рассказ и сам автор, не раз читал его на литературных вечерах. Пришлась по душе трагическая история про шестилетнего мальчика и читателям. С 1885 по 1901 год рассказ 22 раза выходил отдельным изданием.

Жанр произведения можно определить как «святочный рассказ», характерный для русской литературы. Его основные признаки: описание доброго и чудесного события, изменившего жизнь к лучшему, присутствие среди героев маленького мальчика – напоминание о новорожденном Иисусе. Время действия – Рождество или Святки. Рассказ должен иметь счастливый конец.

Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах о детях маленькие нищие попрошайничают на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.

По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.

В рождественские дни на Руси принято помогать бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.

Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.

Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.

Достоевский помогает нам взглянуть на мир глазами ребенка, прочувствовать его переживания. Для большего погружения в детский мир писатель использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «куколка», «скрипочка», «копеечка», «халатик» и т. д.

Композиционно «Мальчик у Христа на елке» построен на контрастах. Ужасный подвал с мертвой женщиной сменяется ярко освещенными предпраздничными улицами, где все богато, красиво и вызывает детский восторг. Но очень быстро ребенок понимает, что весь этот чудесный мир со сладкими пирогами, игрушками и нарядными елками спрятан от него за толстым стеклом. Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой.

Затем опять контраст – елка у Христа, где мальчик свой, его любят и принимают. Рядом такие же дети, его несчастная мать улыбается, а Христос очень добрый. Бедный мальчик не нашел сочувствия и любви на земле, а только во сне, в Царстве Небесном. Параллели с рождественской библейской историей заостряют внимание читателя на том факте, что люди так же холодны сердцем и жестоки, как и две тысячи лет назад.

Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.

  • «Преступление и наказание», анализ романа

  • «Идиот», анализ романа

  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»

  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского

  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского

  • «Белые ночи», анализ повести Достоевского

  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского

  • «Бедные люди», анализ романа Достоевского

  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского

  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского

  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского

  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского

  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского

  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского

  • «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского

По произведению: «Мальчик у Христа на елке»

По писателю: Достоевский Федор Михайлович

Роман Достоевского “Бедные люди” изучается на уроках литературы в 9 классе. Такое глубокое произведение требует серьёзного анализа и разностороннего подхода, а также грамотной подготовки перед прочтением и осмыслением. Информация, которую содержит наша статья поможет разобраться в тонкостях литературного анализа и авторского замысла. Полный и краткий анализ произведения представлен ниже.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедные люди.
Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо о истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – между романтизмом и реализмом (сентиментализм).

Проблемы

Как и подобает реалистическому роману, «Бедные люди» затрагивает целую вереницу социальных проблем эпохи, через них автор раскрывает вечные философские вопросы, которые делают это произведение глубоким и актуальным во все времена.

  1. Проблема нищеты
    , её сущности, причин и последствий – одна из ключевых в романе. «Бедность — не порок» — это известная всем поговорка звучит прямым текстом на страницах произведения. Героиня книги Варя живет по этому принципу. Но почему для общественности бедность таки оказывается пороком? – задается вопросом писатель. Окружающая действительность довлеет над главными героями, и в их лице Федор Михайлович воздает дань всем обездоленным Петербурга. Он показывает, что даже работая и отдаваясь труду всецело, невозможно обеспечить себе мало-мальски достойное существование. Макар – исправно служит, но при этом живет на коммунальной кухне за перегородкой. А девушке состояться в этом полном несправедливости города без помощи и поддержки сильных и влиятельных людей и вовсе не возможно. А каковы эти самые сильные и влиятельные? Они смотрят на бедняков свысока. Герой удостаивается лишь насмешек и неуважения, для окружающих он — ничто, пустое место, а героиня становится инструментом в руках других людей. Она бедна материально, но честна и бескорыстна, а, значит, её очень легко и удобно использовать в своих целях. И, к сожалению, эта ситуация характерна не только для времени, описанного Достоевским. Бедный человек становится рабом системы, из-за отсутствия денег проблемы и жизненные трудности разрастаются, как снежный ком, а стена, сквозь которую пытается достучаться неимущий человек, чтоб хоть как то поправить своё положение, становится всё более и более непробиваемой. Автор искренне негодует, обличая такой порядок вещей, и взывает к «человечности» по отношению ко всем людям.
  2. Проблема несправедливости и произвола
    напрямую связана с проблемой положения бедных людей. Бедному человеку нельзя рассчитывать на справедливость в этом мире. Тот, кто богат и влиятелен, как Быков, способен повернуть всё в своих интересах, и до других ему дела нет. Он бесчестно поступил с Варварой и вновь появился в её жизни с целью воспользоваться жизненной ситуацией девушки. А Варвара ничем не может ему ответить. Она слишком слаба в социальном смысле. К бедным людям относятся несправедливо, потому что они ничего не значат. Достоевский в своём произведении «переворачивает» этот очевидный тезис и стремится показать «обратную сторону» проблемы. Человек становится бедным именно потому, что к нему относятся несправедливо.
  3. Равнодушие окружающих
    — смежная с двумя предыдущими проблема. Кому есть дело до судьбы Варвары? Только Макару. Но Макар и сам находится в бедственном положении и помощи ему ждать неоткуда. Вокруг столько обездоленных, что чужая беда уже не вызывает сочувствия. А теми, кто действительно мог бы поддержать героиню, не достойную того, чтобы влачить жалкое существование, движет алчность и корысть. Анна Федоровна воспитала девушку, но ей абсолютно безразлично, как сложится её судьба. Стоит ли ждать сочувствия от посторонних людей, когда даже близкие способны на такие поступки?
  4. Пьянство
    – острая социальная проблема, стоявшая перед обществом в разные эпохи. А в чем её причина, почему человек пьет и ищет успокоения на дне бутылки? Пьяницы часто говорят «не мы такие, жизнь такая», за что общество и окружающие люди обвиняют их в безволии и неспособности решать проблемы. Федор Михайлович, однако, не делает Макара виновником своего пьянства, он стремиться показать, что это пагубное пристрастие — следствие безысходности. Да, этот человек слаб по характеру, но все люди разные. А жизнь и окружение не дают ему не единого шанса, таких мягкотелых людей легко втоптать в грязь. Осознание потерянной и никчемной жизни и невозможность что-либо исправить приводит человека к спиртному как утешению. Может быть, если бы мир вокруг стал чуть лучше, пьянство бы удалось победить? Вот над чем размышляет автор в своём произведении.
  5. Проблема одиночества
    неисчерпаема, и поднимается в мировой литературе регулярно. Она просматривается и в этом романе Достоевского. Почти все персонажи романа одиноки. Варвара и Девушкин есть друг у друга, ощущение одиночества в огромном городе, порожденное равнодушным отношением и несправедливостью окружающего мира, сближает их. В то же время причиной равнодушия, озлобленности и несправедливости людей по отношению к другим тоже может быть одиночество. Эта мысль показана на примере Быкова. Он одинок и состоятелен, а потому его окружили «охотники за наследством» из-за чего он и решает обзавестись семьей.
  6. Отсутствие социальных благ, недоступность медицины для бедных
    людей и ужасные условия проживания – это бытовая сторона социальной проблематики, которой Достоевский также уделяет внимание. Трагически складывается судьба студента, ставшего первой любовью Вари, он заболевает чахоткой и умирает, потому что не получает необходимой медицинской помощи. Макар в своих письмах Варе рассказывает о квартире, в которой он живет, описывается полная антисанитария, в жилище бедных царят неприятные запахи.

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике, начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей нуждающихся, бедных и голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3-4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Бедные люди»
  • для самых компанейских — Главные герои «Бедные люди»
  • для самых крутых — Читать «Бедные люди» полностью

Вариант 2

Произведение Достоевского «Бедные люди» — это роман, который был написан в виде писем. Главы романа ведутся от лица главного героя, в которых он выражает все свои эмоции, переживая, чувства.

Основная проблематика романа – это проблема « маленького человека», который был поставлен в просто невыносимые жизненные обстоятельства. Герой подвергается нищете, глубокому одиночеству, сталкивается с несправедливостью. Однако, он способен к любви и сочувствию.

Структура творения Достоевского, в принципе, как и сюжетна линия, была составлена в форме письма, в которых автор выносил на главный план не то, что происходило вокруг, а настоящее состояние внутреннего мира авторов этих писем, а именно Варвары и Макара.

Кроме главной темы в романе еще задеваются аспекты милосердия, привязанности к родителям, так же искусства и любви. Еще одной из ключевых тем произведения является противоречивые взаимоотношения деревни и города, в которых показываются проблемы в действительности: пьянство, нищета, голод, бедность, равнодушие людей, много одиночества и другое.

Главный герой произведения – Макар Девушкин. Он является писателем сорока семи лет, который служит титулярным советником. Так же, главным героем еще является Варвара Доброселова – это женщина, которая много горя испытала в своей жизни. Она стала жертвой насилия, однако, это не сломало ее. При всем при этом, женщина осталось доброй, добросовестной, трудолюбивой, увлекающейся литературой.

Как уже было сказано ранее, весь роман построен на письмах, которыми обменивались персонажи на протяжении всего произведения. Их было написано около 54 штук.

Безусловно, одним из самых ярких образов в романе «Бедные люди», является персонаж Петербурга, который представлен Достоевским в объемном масштабе данного тусклого города, который приносит лишь страдание и унижение.

Данное произведение – переворот в литературе того времени. Роман Достоевского « Бедные люди» был довольно высоко оценен литературным обществом того времени. Всем понравился он уже с первой публикации. В романе, конечно, присутствовали как трагические моменты, так и сентиментальные и светлые. Многих литераторов и критиков, безусловно, поразила особая чувствительность и проникновенность эмоций главных героев, их невинность и непорочность. Так же, в частности, глубокий внутренний мир персонажей, их история и судьба.

Тема

Достоевский раскрыл тему жизни людей, которые в силу обстоятельств, вынуждены ограничивать себя во всем. В русской литературе это тема “маленького человека” ( в данном случае – “маленьких людей”), которые несмотря на жалкую жизнь любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Анализ 2

«Бедные люди» является дебютным романом Федора Михайловича Достоевского. Это произведение имеет мало общего с книгами, которые принесли известность писателю, но в нем он обращается к темам, которые впоследствии будет развивать во всем своем творчестве.

Главный герой «Бедных людей» Макар Алексеевич Девушкин работает титулярным советником, и по сути занимается переписыванием бумаг за мизерную плату. Он живет в маленькой комнатке, а большую часть своей зарплаты он отдает на содержание своей дальней родственницы — Варвары Алексеевны Доброселовой. Он редко видится с родственницей, для того чтобы избежать слухов, но начинает с Варварой переписку. Именно интимные и полные нежных чувств письма между главными героями составляют текст романа. Тогда романы в письмах уже начали выходить из моды и, но Достоевский выбрал для себя такую форму для того чтобы с большей легкостью раскрыть внутренний мир героев.

Макар Девушкин является персонажем, на которого во многом вдохновил автора Николай Гоголь. Он отсылает к главному герою Гоголевской «Шинели». Эту книгу дает почитать Девушкина Варвара и она в отличие от «Станционного смотрителя» Пушкина вызывает у него недовольство. Хотя ничтожность и слабость персонажей Гоголя и Достоевского во многом похожа, но авторы задают совершенно разные причины и решения этой проблемы. Акакий Акакиевич страдает из-за своей бедности и видит решение всех своих бед в новой шинели. Макар Алексеевич не стесняется своей бедности, его больше оскорбляют насмешки людей, и он вечно чувствует себя хуже других. Амбиции заставляют Девушкина все время доказывать другим, что ничем не хуже них. Именно самопожертвование на которое идет герой ради своей родственницы делает его лучшим человеком в ее глазах. Банальный чиновник из-за своей мало, не библейской жертвы превращается в настоящего героя.

Варвара Алексеевна — жертва внешних обстоятельств и все на, что она может рассчитывать это доброта других. Она была дочерью управляющих в княжеском имении, но отец теряет место и вскоре умирает. Ее с матерью принимает у себя дальняя родственница Анна Федоровна. Она плохо относится к вдове и ее дочери. Скоро мать Вареньки болеет и умирает, оставляя ее на опекаемые Анны Федоровны. Несмотря на тяжелую судьбу в душе молодой девушки нет места для злобы. Под влиянием детства в деревне, и знаний которые она приобретает благодаря бывшему студенту Петра Покровского, живущего в том же доме Варвара становиться чистой душой.

Варенька это типичный для Достоевского — образ невинного ангела, жертвы окружающих обстоятельств. Этот персонаж отражал типичное положение женщины в тогдашнем обществе. Анна Федоровна пыталась выдать сироту за своего друга — богатого и подлого помещика Быкова, который бесчестит невинную девушку. Несмотря на побег Доброселовой и попытки Девушкина спасти свою «ясочку» в конце романа она соглашается на брак с Быковым, оставляя своего друга и покровителя. Катарсис в романе наступает с последним письмом Макара Алексеевича, в котором он демонстрирует то, что от напуганного, маленького чиновника не осталось и следа.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это письмо о истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его, как самобытного гениального писателя.

Краткое содержание

Макар Девушкин — чиновник, он переписывает бумаги в одной из контор Петербурга. У него есть дальняя родственница — Варенька Добросёлова. Он заботится о девушке и очень ей сочувствует: Варе выпала нелёгкая судьба. Варя родилась в деревне, но когда её отца, работавшего управляющим, уволили, семье Добросёловых пришлось переехать в Петербург. Отец умер, и матери Вари пришлось очень много работать. Сама Варя брала уроки у студента Покровского, пока тот не скончался от чахотки. Когда умерла мать девушки, её родственница Анна Фёдоровна заявила, что от Вари одни убытки, и продала девушку господину Быкову, который принудил Варю стать его любовницей. Макар Девушкин буквально спас свою родственницу, сняв ей квартиру (ему пришлось перебраться в дешёвую неудобную комнату).

Варя становится настоящим другом Макара Алексеевича. Она даёт Девушкину почитать «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина и «Шинель» Н. В. Гоголя, и Макар Алексеевич потрясён: «Станционный смотритель» ему очень понравился, а «Шинель» вызвала негодование. Макар Алексеевич и Варя вместе гуляют, ходят в театр.

Но у Девушкина не хватает средств на содержание себя и молодой родственницы. Варвару домогаются мужчины, которых присылает Анна Фёдоровна. Ситуация заходит в тупик: Девушкин начинает пить. Спасает Макара Алексеевича визит к начальству: увидев его нищенскую одежду, начальник велит выдать Девушкину 100 рублей.

К Вареньке приезжает господин Быков. Он хочет завести детей, и для этого ему подходит Варя. Девушка не видит другого выхода из сложившейся ситуации. Девушкин отговаривает Варю, но тщетно. После её отъезда Макар Алексеевич остаётся один. Он в отчаянии.

«Бедные люди», анализ романа Достоевского

Творчество Федора Михайловича Достоевского можно смело отнести к числу тех, что создает мировую славу русской литературе. Массовому читателю больше известен роман «Преступление и наказание», ставший мировым бестселлером, но далеко не все знают, что началась литературная слава Достоевского с другого произведения — романа «Бедные люди», анализ которого и будет представлен.

Литературным дебютом стал перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», появившийся в середине 1844 года в альманахе «Репертуар и пантеон». В том же году Достоевский начал увлеченно работать над своим первым романом «Бедные люди». Почти два года писатель продолжал работу: несколько раз переделывал рукопись, потом ее прочитал Григорович, который и передал ее Н. А. Некрасову, а тот — В. Г Белинскому. И вот уже 15 января 1846 года роман «Бедные люди» открыл «Петербургский сборник».

Годом раньше Достоевский испытал потрясение, которое впоследствии назвал «видением на Неве». Однажды он возвращался домой вдоль Невы и вдруг в морозно-мутной дали увидел совершенно иной новый мир и какие-то необычные фигуры, «вполне прозаические» — «вполне титулярные советники». И в воображении вдруг появилась «другая история, какое-то титулярное сердце, честное и чистое, а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная».

В душе будущего писателя произошел переворот: он точно прозрел и увидел мир глазами «маленьких людей» — бедного чиновника Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой, его дальней родственницы. Тогда и появился замысел оригинального романа — романа в письмах, в котором от лица самих героев и ведется повествование. Впоследствии Белинский назовет Достоевского «новым Гоголем», ведь, по словам начинающего писателя, тот затеял «тяжбу со всей литературой» и в первую очередь — с гоголевскою «Шинелью». Но у Гоголя человек уничтожен обстоятельствами, его окружавшими. А Достоевский позволяет своему герою, «маленькому человеку», обрести голос, чтобы судить не только окружающую его действительность, но и самого себя.

В самом начале романа писатель напоминает читателям известную христианскую заповедь о том, что надо больше заботиться о своей душе, нежели об одежде, потому что именно душа открывает все естество человека. Вот такая душа у главного героя Макара Девушкина — душа открытая, обнаженная. Если вчитаться в содержание романа, то можно ужаснуться тому, как душа героя изранена жизненными обстоятельствами. Но в отличие от Акакия Акакиевича из «Шинели» Гоголя, Макар Девушкин больше уязвлен не бедностью, а собственными амбициями, болезненной гордостью.

Больше всего «маленького человека» удручает, что он не просто беднее — он вообще хуже всех других, как ему кажется. И он слишком озабочен тем, как к нему относятся другие, стоящие выше его по социальному положению, что о нем говорят или думают эти самые «другие». Амбиции, заменившие для него чувство собственного достоинства, заставляют его доказывать всему миру, а прежде всего себе, что он не хуже других — он такой же, как те «другие».

Главный герой романа — титулярный советник Макар Девушкин сорока семи лет. За более чем скромное жалование он занимается переписыванием бумаг в одном из департаментов Петербурга. Узнав о трагедии семнадцатилетней сироты Вареньки Добросёловой, обесчещенной богатым помещиком Быковым, он берет ее под свою защиту, чтобы спасти от окончательной «гибели». Автор раскрывает историю их взаимоотношений в письмах. Хотя видятся они редко, так как боятся сплетен и пересудов, но их ежедневная переписка становится для обоих настоящим источником душевного тепла и сочувствия.

Читатель узнает, что бедная Варенька почти месяц была в беспамятстве, спасаясь от Быкова, а Девушкин, чтобы прокормить ее, был вынужден продать свой новый вицмундир. Из переписки можно узнать и о детстве девушки, и о том, как она осталась сиротой. Макар в ответ сетует, что в департаменте над ним издеваются, считая его предметом постоянных насмешек: «… до сапогов, до мундира, до волос, до фигуры моей добрались: все не по них, все переделать нужно!»

Именно Варенька, образованием которой когда-то занимался студент Покровский, знакомит чиновника с повестью Пушкина «Станционный смотритель» и «Шинелью» Гоголя. Пушкинская повесть возвышает Девушкина в собственных глазах, а гоголевская — обижает. Самоуважение к себе дает Варя: он по-прежнему чувствует себя значимым для девушки, защищая ее от недостойных претендентов на ее руку. Но девушка все-таки собирается замуж за своего обидчика — помещика Быкова, чтобы он вернул ей честное имя и отвратил от нее бедность.

Заканчивается переписка героев в день свадьбы — 30 сентября. Варя в прощальном письме называет героя «добрым, бесценным, единственным другом» и просит не забывать «бедную Вареньку». Девушкин же в ответ пишет, что это не может быть последнее письмо, призывает Варю и оттуда писать, чтобы и ему было, кому писать, ведь у него только формируется слог. Он сожалеет, что Быков женился не на купчихе, а для Вари он мил сделался лишь потому, что ей тряпок может накупить.

Такая эпистолярная форма больше была свойственна произведениям эпохи сентиментализма (роман Жан Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»). Однако Достоевскому такой формат романа позволяет достичь настоящего эпического охвата действительности. В письмах чиновника Девушкина и Вареньки заочно воскресают судьбы многих несчастных людей: и семья нищего чиновника Горшкова, которая живет в комнате, где даже «чижики мрут», и трагическая история студента Петра Покровского, и судьба мелкого литератора Ратазяева, и хозяйка-«ведьма».

По мысли автора, любовь к Вареньке возвращает Девушкину чувство уважения к себе самому: он теперь не просто по-иному смотрит на окружающий мир, но и видит порочность его внутреннего устройства. В глазах читателей Макар Девушкин из «маленького ничтожного человека» становится героем, достойным подлинного уважения и сочувствия.

  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • «Идиот», анализ романа
  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
  • «Белые ночи», анализ повести Достоевского
  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского

По произведению: «Бедные люди»

По писателю: Достоевский Федор Михайлович

Главные герои

Центральных персонажей в романе двое: одинокий Макар Девушкин и юная сирота Варенька Добросёлова. Раскрытие их характеров, особенностей и недостатков, взглядов на жизнь, мотивов поступков происходит постепенно, от письма к письму.

Макар Девушкин

Макару 47 лет, 30 из которых он занимается малозначительной работой за мизерное жалование. Служба не даёт ему ни морального удовлетворения, ни уважения коллег. У Девушкина высокие амбиции, он не уверен в себе и зависим от общественного мнения. Неудачные попытки создать престижный образ в глазах окружающих ещё больше понижают самооценку титулярного советника. Но под застенчивостью и неуверенностью главного героя скрывается большое сердце: встретив нуждающуюся девушку, он снимает для неё жильё, пытается помочь материально, делится душевным теплом. Принимая искреннее участие в судьбе Вари, ощущая свою значимость, Девушкин растёт в собственных глазах.

Подробнее: Макар Девушкин: характеристика и образ героя

Варвара Добросёлова

Варвара Добросёлова, потерявшая родных, столкнувшись с подлостью и предательством, также всей душой тянется к доброму человеку, посланному ей судьбой. Доверяя собеседнику подробности своей жизни, Варя, в свою очередь, с сочувствием и сердечностью относится к сетованиям чиновника, поддерживает его морально. Но, в отличие от Макара, девушка более прагматична, обладает целеустремленностью и внутренней силой.

Подробнее: Варвара Добросёлова: характеристика и образ героини

Популярные сочинения

  • Сочинение Чудный собор (8 класс — упр 102)
    Когда люди хотят поблагодарить Бога они строят соборы. Эти символы веры, увековеченные в камне, гордо держат свои купола рядом с облаками. Таким подарком Богу за победу
  • Сочинение Любовь в понимании Бунина (рассуждение)
    Творчество Бунина довольно разнообразное, но тема любви в нем преобладает, особенно в рассказах. Благодаря его произведением читатель узнает ближе творца-художника, писателя – психолога, а также лирика.
  • Сочинение на тему Нравственность. Что такое нравственность
    Нравственность — это человеческое качество, которое позволяет ему быть внутренне цельным, делать осознанный выбор и совершать осмысленные поступки. Нравственный человек внутренне ощущает

Исследовательская работа

«Мальчик у Христа на елке»

как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского

выполнила ученица 7класса «А»

средней школы № 4

Самсонова Анастасия.

Через все творчество Ф.М. Достоевского проходит мысль о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом:

 «Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними».

Актуальность

Среди «униженных и оскорбленных» героев Ф.М. Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке». В произведении образ детства скорбный — «дите плачет». Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых. И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии. В настоящее время прерванная традиция публиковать святочные рассказы активно возвращается, с чем связана актуальность нашего исследования.

Ф.М. Достоевский один из первых, кто заговорил о детях беспризорниках. В рассказе «Мальчик с ручкой», сопряженном с рассказом «Мальчик у Христа на елке» писатель заострил внимание на проблеме будущего таких детей. Здесь Ф.М. Достоевский проявил себя как пророк. Проблемы, обозначенные в двух произведениях, актуальны в настоящее время. Статистика выдает страшные цифры: в нынешней России два миллиона беспризорных детей, десятки тысяч малолетних преступников. Наркомания среди детей стала нормой. А ведь дети — будущее России.

Цель исследовательской работы

— рассмотреть рассказ «Мальчик у Христа на елке» как святочный рассказ.

Объектом исследования является рассказ «Мальчик у Христа на елке» и связанный с ним — «Мальчик с ручкой».

Предметом исследования является специфика проявления жанра святочного рассказа в исследуемом произведении.

 На основании объекта, предмета и цели курсовой работы нами были сформулированы следующие задачи:

выявить особенности истории возникновения жанра святочного рассказа, определить его жанровые особенности;

определить место рассказа в «святочной традиции» и контексте творчества Ф.М.Достоевского.

Рождественский рассказ (святочный рассказ) — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное — особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.

В святочном рассказе Лескова «Жемчужное ожерелье» герой-рассказчик рассуждает об особенностях этого жанра: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело». Исследователи добавляют, что последнее не всегда обязательно: есть рассказы с грустными и трагическими или драматическими концовками.    

Предтечей литературного святочного рассказа явились устные истории или былички, рассказываемые обычно в деревнях в святочные вечера — двенадцать дней после Рождества Христова до сочельника на праздник Богоявления. Святки считались одним из самых больших и шумных праздников крестьянского быта, сочетавших в себе буйное веселье и страх человека перед силами тьмы. По народным представлениям, злые духи приобретали в это время особую власть и свободно расхаживали по земле, вплоть до Крещения. Святочные рассказы обычно повествовали о происшествиях с гадальщицами (встрече с суженым) или о встречах с нечистой силой.

Культ Дома, культ Очага, так уютно пылающего в гостиной и противостоящего уличному ненастью, — все это было хорошо известно русскому читателю по произведениям Ч. Диккенса, по праву признанного родоначальником «рождественского» жанра. «Идеал уюта — идеал чисто английский; это идеал английского Рождества, но больше всего — идеал Диккенса». «Рождественские повести» («Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи») писателя были переведены в России почти сразу после своего появления. Важную роль сыграли «Повелитель блох» и «Щелкунчик» Гофмана, а также некоторые сказки Андерсена, особенно «Елка» и «Маленькая продавщица спичек».

Одним из главных мотивов в рождественском (святочном) рассказе является мотив, имеющий христианскую основу — это мотив «божественного дитя» — младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества.

Мотив «божественного дитя» явно прослеживается в рассказе Н.П.Вагнера «Христова детка» (1888). Подкидыш, найденный и спасенный, этот младенец в канун Рождества символизирует идею любви и милосердия.

Рождественский рассказ содержит в себе моменты, роднящие его со святочной традицией. Это роль сверхъестественного, чуда, которое происходит на Рождество — второй мотив рождественских (святочных) рассказов. Следует отметить здесь и роль беседы, которая часто служит обрамлением основного сюжета, а также тенденцию к внезапным повествовательным ходам, которые придают произведению занимательность.

Святочный рассказ всегда содержит некий нравственный урок, притчу, пробуждает надежду и любовь в сердцах читателей.

Третий мотив рождественского (святочного) рассказа — это мотив «нравственного перерождения». По мнению Диккенса, дети как нельзя лучше способствуют нравственному возрождению, перевоспитанию других персонажей.

В середине XIX в. появляется множество так называемых «ёлочных текстов». Сюжетно их можно классифицировать так:

1) Цикл рассказов, центром которых оказывается сама ёлка — героиня праздничного торжества. Здесь исследователи указывают на влияние сказки Г.Х. Андерсена «Ёлка», сюжетным центром в которой является идея семьи, милосердия, всепрощения.

2) Группа рассказов, восходящих к европейской традиции. В них явно влияние сюжета сказки Андерсена «Девочка с серными спичками» и стихотворения Ф. Рюккерта «Ёлка сироты». Это рассказы: М.Е. Салтыкова-Щедрина «Ёлка» (входит в «Губернские очерки), Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», К.М. Станюковича «Рождественская ночь», «Ёлка».

Таким образом, жанр святочного рассказа в России возник раньше рождественского. Предтечей первого явились устные истории или былички, рассказываемые в святочные вечера. Рождественский же рассказ теснее связан с Рождеством, первые рассказы этого типа появились в Европе. Родоначальником этого жанра признан английский писатель Ч. Диккенс. Непременным финалом в его рассказах была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев. Святочный рассказ можно распознать по следующим признакам:

хронологическая приуроченность;

наличие элемента чудесного;

наличие рассказчика;

наличие среди героев ребенка;

наличие нравственного урока, морали.

По свидетельству жены Ф.М. Достоевского, А.Г. Достоевской, «Мальчик у Христа на Елке» принадлежал к числу тех художественных произведений, которые в конце жизни писатель больше всего ценил.

          В рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» есть все вышеперечисленные признаки. Так, его действие происходит в канун Рождества. В образе главного героя отражается мотив «божественного дитя»: младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Мотив «божественного дитя» связывает исследуемый рассказ с другими рождественскими произведениями («Сверчок за очагом» Ч.Диккенса, «Христова детка» Вагнера), где ребенок символизирует идею добра и милосердия.

Рассказ «Мальчик у Христа на елке» содержит в себе все жанровые признаки святочного рассказа. Его действие происходит в двух временных пластах: в реальном и в фантастическом. И если реальность оборачивается для героя трагедией (ребенок замерзает в канун Рождества). Эта трагическая развязка роднит рассказ с другими рождественскими произведениями: Г.Х. Андерсена «Девочка с серными спичками» и Ф. Рюккерта «Елка сироты», в которых по сюжету дети-герои обретают счастье, тепло, уют в потустороннем мире.

Фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Мотив чудесного связан в рассказе с ирреальным, с предсмертным видением замерзающего мальчика. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа.

В одном из эпизодов из жизни уличных детей показано холодное равнодушие к ним окружающих. «Один из них, — указывает Достоевский, — ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал». Автор не случайно употребил несовершенный вид глагола «не замечал». «Не заметил» — действие однократное. Глагол несовершенного вида подчеркивает постоянство действия; «не замечал» выражает безразличие людей к судьбе ребенка как обыденный факт. Как считал Достоевский, преступное равнодушие является причиной преступлений детей. Об этом и говорит следующее предложение: «Само собою становятся воришками». Таким образом, преступления детей — следствие преступлений взрослых.  Такое общество ждет в будущем дикость, незнание того, что такое дом, семья, Родина, Бог, а ведь это то, чем скрепляется жизнь человечества, на чем она стоит.

В городе, в котором оказывается мальчик происходит взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, отъединенность всех друг от друга, поэтому чувство одиночества и ощущение суеты вокруг не покидает того, кто оказывается в этом огромном пространстве: «И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко…». Результатом всеобщей разъединенности является равнодушие к детскому страданию: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика».

Трагический финал выделяет исследуемый рассказ из контекста всей «святочной традиции», где добро, милосердие должны свершиться на земле. Нет в рассказе и мотива «нравственного перерождения героев», что также отделяет его от многих рождественских произведений. Здесь в образе героя никто не хочет узнать младенца Христа. Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. И только Христос готов распахнуть свои объятия для «униженного и оскорбленного» мальчика.

«Герои-дети Достоевского способны смягчить души черствые, преступные, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. По мысли писателя, дети живут как «некое указание нам», они — посланники Божии на земле. Эту идею воплощает автор, раскрывая удивительное влияние ребенка на взрослого. Дети напоминают о возможности возрождения». Подобного мотива возрождения черствой души в рассказе «Мальчик у Христа на елке» нет. Здесь герой встречается, как отмечалось ранее, с поразительным бездушием и равнодушием к нему со стороны взрослых. В этом произведение Достоевского расходится с традиционными рождественскими (святочными) рассказами, где образ ребенка напоминал взрослому о чем-то добром и вечном. Ф.М. Достоевский словно хочет сказать, что нельзя забывать о страданиях детей не только на земле, но и на небе.

Заключение

В рассказе создается особый психологизм, передающийся через изображаемый поток сознания героя.

Рассказ «Мальчик у Христа на елке» сопряжен, с одной стороны, с темой униженных и оскорбленных, а с другой — с философско-символической проблемой незаслуженных и не подлежащих оправданию, безвинных страданий детей в романе «Братья Карамазовы», где ни одна слезинка ребенка не может стоить счастья всего мира.

p17 knopka1 knopka4

«Мальчик у Христа на елке» как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского

Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте: когда-то для готовой родить Богоматери, приехавшей из другого города, не нашлось места в гостиницах и домах Вифлеема, Ее никто не принял; спустя почти две тысячи лет в христианском городе в канун великого праздника умирает приехавшая из чужого города и вдруг захворавшая мать и не находит помощи и пристанища ее мальчик.

Достоевский наглядно нам показывает – ничто не прошло, мы в своей жизни постоянно оказываемся перед событиями Евангельской истории, эта история длится и длится в веках, а мы оказываемся так же жестокосердны, неотзывчивы, неблагодарны, как большинство ее первоначальных участников. Господь постоянно надеется на нас – и мы столь же постоянно обманываем Его надежды [4].

Следует отметить, что автор прямо не называет, в каком городе происходит действие: «… это случилось в каком-то огромном городе и в ужасный мороз». Но исследователи указывают на то, что Достоевский на страницах рассказа воспроизводит «петербургский колорит», подчеркивая тем самым реальность происходящего. Он создается благодаря присутствию в произведении ряда типичных для русской жизни фигур («хозяйка углов», «халатник», «блюститель порядка», «барыня», «дворники»), благодаря контрастной характеристике уголка русской провинции, откуда приехал герой («деревянные низенькие домики» со ставнями, темнота, собаки) и столицы, описание которой близко описанию Петербурга с его фантастическими, миражными огнями в «Невском проспекте». «Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!» – замечает герой. Так, Достоевский с одной стороны создает образ Петербурга, с другой – выделяя слово какой-то курсивом, желает подчеркнуть универсальный характер происходящего: дети гибнут от холода и голода в любом российском городе. В этих целях писатель не дает и имя мальчику, желая заострить внимание на том, что события, описываемые в рассказе, могли произойти с любым брошенным и забытым ребенком.

В городе, в котором оказывается мальчик, находим, как отмечают исследователи, взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, отъединенность всех друг от друга, поэтому чувство одиночества и ощущение суеты вокруг не покидает того, кто оказывается в этом огромном пространстве: «И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко…» [11, с.460]. Результатом всеобщей разъединенности является равнодушие к детскому страданию: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика» [11, с.459]. Е. Душечкина в своих статьях указывает на то, что некоторые писатели XIX века считали Петербург самым несвяточным местом в России [1].И. И. Панов – большой любитель русских святок – жаловался: «Может быть, внутри России святки сохраняют ещё и теперь поэзию старины … но Петербург давно утратил её» [1].

Ю.В. Стерликова в своей статье пишет о том, что «герои-дети Достоевского способны смягчить души черствые, преступные, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. По мысли писателя, дети живут как «некое указание нам», они – посланники Божии на земле. Эту идею воплощает автор, раскрывая удивительное влияние ребенка на взрослого. Дети напоминают о возможности возрождения» [9, с.87]. Подобного мотива возрождения черствой души в рассказе «Мальчик у Христа на елке» нет. Здесь герой встречается, как отмечалось ранее, с поразительным бездушием и равнодушием к нему со стороны взрослых. В этом произведение Достоевского расходится с традиционными рождественскими (святочными) рассказами, где образ ребенка напоминал взрослому о чем-то добром и вечном.

Во встречах героя рассказа с блюстителем порядка, дамой, большим мальчиком людям предлагается узнать в мальчике Младенца-Христа и в себе – друга Христова. Это так легко – ведь на дворе Рождество, и все вот сейчас вспоминают события и образы двухтысячелетней давности. Но никто не оказывается способен увидеть их вновь вокруг себя. Никто не узнает Христа в «рабском виде». Снова и снова реализуется предсказанное в Евангелии: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» [4]. И когда спросят Его: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» [4].

В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке газета «Голос» сообщала: «26 декабря, в пятницу, в петербургском собрании художников назначен большой детский праздник «елка» с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горами, электрическим освещением и проч. и проч. Елки петербургского собрания художников много уже лет славятся своим прекрасным устройством. По сей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий. Не худо заблаговременно запастись входными билетами» [8, с.34].

Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе. Оно дается через описание елки, увиденной мальчиком лишь через большое стекло. «А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то» [11, с.460].

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, потому что его уют, его тепло создают особое переживание близости людей, собравшихся округ светящейся елки. Но этот праздник не приносит радости ребенку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием, от чего маленькому мальчику становится одиноко и страшно. Вспомним, что его дама вытолкнула за дверь, толпа напугала до смерти. «Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным» – , пишет Л.В. Кирякова в своей статье [5, с.37].

После описания детского праздника автор воспроизводит восхищение мальчика увиденными куколками, «маленьким, разодетыми в красные и зеленые платьица», которые были «совсем как живые». Достоевский неслучайно изображает этих куколок: они, «живые куколки», противопоставлены мертвым душой людям.

Автор также использует прием противопоставления, когда описывает сказочную елку у Христа. Если на земной елке мальчик встречается с бездушием и эгоизмом, то на елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле, – семью, дом, где его любят. «… о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, – но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его…» [11, с.461].

В рассказе Достоевского находим обилие вопросительных и восклицательных предложений, которые передают душевное состояние мальчика: то восхищение и радость, то боль и страх: «Вот и опять улица, – ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то» [11, с.460] ! Так, вопросительные предложения помогают ввести читателя в поток сознания героя. «Да что же это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые»! – любуется мальчик. Таким образом, как указывает С.В. Сергушева, создается впечатление, что читатель находится рядом с героем, видит и слышит его [8, с.34]. Исследовательница замечает, что эффект «присутствия» создают и однородные члены, которые делают описание более детальным, подробным, заставляют обратить внимание на скорбные подробности жизни мальчика. Как, например, в следующем отрывке: «Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят пальчики и на ножках, а на руках стали сосем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше». С.В. Сергушева отмечает, что мальчику холодно не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности, душевной мертвости [8, с.34]. А один из критиков XIX столетия писал, что в этом рассказе «сказалась вся могучесть дарования психолога-романиста, вся теплота чувств, которою такой мастер играть» Достоевский [10, с.324].

Г.М. Фридлендером был установлен тот литературный источник, который дал Достоевскому готовую рамку для задуманного святочного рассказа. Источником этим было популярное рождественское стихотворение немецкого поэта Фридриха Рюккерта «Елка сироты», повествующее о замерзающем ребенке в рождественскую ночь на улице и попадающем после смерти на «Христову ёлку». Исследователи отмечают, что эти два произведения художественно несоизмеримы: Достоевский создал оригинальный рассказ, глубоко национальный, петербургский по содержанию и очень далекий от стихотворения Рюккерта по тону и колориту, стилю и языку.

У Рюккерта дитя, обретши блаженство на небе, успокоилось и забыло о своих земных страданиях: «Ныне дитя-сирота вернулось к себе на родину, на елку к Христу. И то, что было уготовано ему на земле, оно легко там позабудет». Стихотворение призывает надеяться на будущее и уповать на божественную справедливость. У Достоевского, по мнению исследователей, картина нищеты и страданий ребенка написана слишком резкими и яркими красками, чтобы эти страдания могли быть прощены, могли бесследно изгладиться из памяти читателя [10, с.322-324]. Не случайно то, что мальчика встречают на Христовой елке не ангелы, но дети, такие же, как он. И у каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью, документальностью, история смерти, которую, как считал писатель, непростительно забыть: «И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду…» [11, c.461-462]. Достоевский не может позволить забыть о детских страданиях не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают покой и уют. Но с другой стороны, как отмечает В.Н. Захаров, в укор злобе этому миру возникает радость приглашенных на елку к Христу. Достоевский не случайно напоминает читателю об ином праздничном мире – справедливом мире радости и Христовой любви. В указании автора на этот идеал и заключается смысл рассказа [3].

Итак, рассказ «Мальчик у Христа на елке» содержит в себе все жанровые признаки святочного рассказа. Его действие происходит в двух временных пластах: в реальном и в фантастическом. И если реальность оборачивается для героя трагедией (ребенок замерзает в канун Рождества), то фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. Но фантастическое в рассказе не выходит за рамки реального, оно связано с предсмертным видением замерзающего мальчика. Реальность происходящего подчеркивает с одной стороны образ автора-рассказчика, обрамляющий все повествование, а с другой – воссозданный образ Санкт-Петербурга. Мотив реальности тесно связан с фантастическими элементами. Так, на райской елке у Христа у каждого ребенка своя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. Недаром В.А. Туниманов заметит, что Ф.М. Достоевский разработал в произведениях, помещенных в «Дневнике писателя», принцип реализма, доходящего до фантастического.

Заключение

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.

Жанр святочного рассказа в России возник раньше рождественского. Предтечей первого явились устные истории или былички, рассказываемые в святочные вечера от Рождества до Крещения. Оформляться жанр стал в рамках романтической прозы 20-30 гг. XIX в. с ее интересом к национальной старине и таинственному. Рождественский рассказ теснее связан с Рождеством, первые рассказы этого типа появились Европе. Родоначальником жанра по праву считается английский писатель Ч. Диккенс. Финалом в его рассказах была победа света над мраком, добра над злом. Святочный (рождественский) рассказ можно распознать по следующим признакам:

наличие элемента чудесного;

наличие среди героев ребенка;

наличие нравственного урока, морали.

Среди главных мотивов святочного (рождественского) рассказа выделяют следующие: мотив «нравственного перерождения героев», мотив «божественного дитя», мотив «рождественского чуда».

В рассказе «Мальчик у Христа на елке» мы находим все вышеперечисленные признаки. Так, его действие происходит в канун Рождества. В образе главного героя отражается мотив «божественного дитя»: младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Мотив «божественного дитя» связывает исследуемый рассказ с другими рождественскими произведениями («Сверчок за очагом» Ч. Диккенса, «Христова детка» Вагнера), где ребенок символизирует идею добра и милосердия.

В исследуемом нами рассказе прослеживается евангельская направленность, связанная с изображением подвала. Он напоминает образ разоренного вертепа, из которого все разбрелись, кроме умирающей старухи и мертво пьяного халатника. Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте: как когда-то для готовой родить Богоматери не нашлось места в гостиницах и домах Вифлеема, так и в исследуемом рассказе в канун великого праздника никто не оказал помощи больной матери, приехавшей из чужого города, и ее мальчику.

Мотив чудесного связан в рассказе с ирреальным, с предсмертным видением замерзающего мальчика. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. В реальном же пласте изображаемого чудо не происходит, совершается трагедия: ребенок замерзает. Эта трагическая развязка роднит рассказ с другими рождественскими произведениями: Г.Х. Андерсена «Девочка с серными спичками» и Ф. Рюккерта «Елка сироты», в которых по сюжету дети-герои обретают счастье, тепло, уют в потустороннем мире. Такой трагический финал выделяет исследуемый нами рассказ из контекста всей «святочной традиции», где добро, милосердие должны свершиться на земле. Нет в рассказе и мотива «нравственного перерождения героев», что также отделяет его от многих рождественских произведений. Здесь в образе героя никто не хочет узнать младенца Христа. Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. И только Христос готов распахнуть свои объятия для «униженного и оскорбленного» мальчика.

Реалистическое изображение в рассказе становится ведущей его чертой. На реальность происходящего постоянно указывают образ автора-рассказчика и воссозданный образ Санкт-Петербурга, считающийся одним из несвяточных мест России. Возможно, из-за такого хронотопа чудо на земле не происходит. Мотив трагического не покидает и изображаемую райскую елку у Христа, где у каждого ребенка соя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. Ф.М. Достоевский словно хочет сказать, что нельзя забывать о страданиях детей не только на земле, но и на небе.

В рассказе создается особый психологизм, передающийся через изображаемый поток сознания героя.

Рассказ «Мальчик у Христа на елке» сопряжен, с одной стороны, с темой униженных и оскорбленных, а с другой – с философско-символической проблемой незаслуженных и не подлежащих оправданию, безвинных страданий детей в романе «Братья Карамазовы», где ни одна слезинка ребенка не может стоить счастья всего мира.

Библиографический список

Безбородкина Е.С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов // http: // www. palomnic. org/bibl_lit/bibl/edu

Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М. Достоевского: Учебное пособие. – Тольятти: Развитие через образование, 1994. – 48 с.

Захаров В.Н. Учиться России // http: // www. portal – slovo. ru

Касаткина, Т. «Мальчик у Христа на елке» // http: // www. religare. ru/monitoring48204. htm

Кирякова Л.В. «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского и «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса. // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С.37.

Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» // Литература в школе – 2003. – № 5. – С.35-36.

Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; – М.: Дет. лит., 1996. – 223 с.: ил.

Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С.32-35.

Стерликова Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоеского // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: Научный сборник / Н.В. Анашкина, Н.П. Бахарев, А.А. Ильин, О.Г. Каменская и др.; Научный руководитель В.В. Рубцов. – Тольятти: ТГУ, 2002. – С.85-97.

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.22. – Л.: Наука, 1981. – 407 с.

Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 томах. Т.12. – М.: Правда, 1982. – 544 с.

Швачко М.В. Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века // http: // 64.233.183.104/search? q=cache: j3J5aD7Sm2IJ: tsu. tmb. ru/ru/ob_yniv/struct_podr/inst_filologii/dikkens/shvachko. doc

http: // ru. wikepedia. org/wiki/

Приложение

Приложение № 1

Фридрих Рюккерт (1788-1866)»Елка сироты».

В вечер накануне рождества дитя-сирота бегает по улицам города, чтобы полюбоваться на зажженные свечи.

Оно стоит подолгу перед каждым домом, заглядывает в освещенные комнаты, которые смотрятся в окно, видит украшенные свечами елки, и на сердце ребенка становится невыносимо тяжко.

Дитя, рыдая, говорит: «У каждого ребенка есть сегодня своя елка, свои свечи, они доставляют ему радость, только у меня, бедного, ее нет.

Прежде, когда дома я жил с братьями и сестрами, и для меня сиял свет рождества; ныне же, на чужбине, я всеми забыт.

Неужели не позовет меня к себе и не даст мне ничего, неужели о всех этих рядах домов нет для меня – пусть самого маленького – уголка?

Неужели никто не пустит меня внутрь? Мне ведь ничего не надо для себя, мне хочется лишь насладиться блеском рождественских подарков, которые предназначены другим!»

Дитя стучится двери и в ворота, в окна и в витрины, но никто не выходит, чтобы позвать его с собой; се нутрии глухи к его мольбам.

Каждый отец занят своими детьми; о них же думает и одаряет их мать; до чужого ребенка никому нет дела.

«О дорогой Христос-покровитель! Нет у меня ни отца, ни матери, кроме тебя. Будь же ты моим утешителем, раз все обо мне забыли!»

Дитя своим дыханием пытается согреть замерзшую руку, оно глубже прячется в одежду и, полное ожидания, замирает посреди улицы.

Но вот через улицу к нему приближается другое дитя в белом одеянии. В руке его светоч, и как чудно звучит его голос!

«Я – Христос, день рождения которого празднуют сегодня, я был некогда ребенком, – таким, как ты. И я не забуду о тебе, даже если се остальные позабыли.

Мое слово принадлежит одинаково всем. Я одаряю своими сокровищами здесь, на улицах, так же, как там, в комнатах.

Я заставлю твою елку сиять здесь, на открытом воздухе, такими яркими огнями, какими не сияет ни одна там, внутри».

Ребенок-Христос указал рукой на небо – там стояла елка, сверкающая звездами на бесчисленных ветвях.

О, как сверкали свечи, такие далекие и в то же время близкие! И как забилось сердце ребенка-сироты, увидевшего свою елку!

Он почувствовал себя как о сне, тогда с елки спустились ангелочки и увлекли его с собою наверх, к свету.

Ныне дитя-сирота вернулось к себе на родину, на елку к Христу. И то, что было уготовано ему на земле, оно легко там позабудет.

  • Тема царевны лебедь из оперы сказка о царе салтане слушать
  • Тема трагической любви в гранатовом браслете сочинение
  • Тема совести итоговое сочинение аргументы
  • Тема сказки чуковского 6 букв поле чудес ответ
  • Тема счастья в русской литературе сочинение