Тема сказки малахитовая шкатулка

На урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной

На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.

Автор-разработчик: Старкова Юлия Анатольевна

Тип урока: урок комбинированного типа.

Цель: на примере сказа П. П. Бажова осознать ценностное отношение к труду и творчеству русского народа.

Задачи:

обучающая:

формировать умение выделять характерные черты литературных героев и давать им оценку;

развивающая:

совершенствовать и развивать умение творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста и прогнозирования его содержания; обогащать словарный запас;

воспитательная:

воспитывать гражданина, уважающего труд мастеров, творчество русского народа.

Прогнозируемые результаты:

-личностные:

умение вести диалог на основе взаимного уважения; актуализация личностного опыта; развитие способности к самооценке учебной деятельности;

-метапредметные:

умение работать с разными источниками; определять цели учебной деятельности; преобразование и структурирование информации и полученных знаний; извлечение информации; выдвигать гипотезу и обосновывать её; соотносить информацию с собственными знаниями, умениями, потребностями; умение слушать и воспринимать информацию в соответствии с целевой установкой; умение соотносить полученную информацию со знаниями и умениями;

-предметные:

умение определять тематику сказа, знание особенностей сказа, умение анализировать литературных героев, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: текст сказа, блок-схемы (модель поведения), карта России, ролик «Гора самоцветов. Урал».

Методы и приемы: беседа, работа с картой, работа с блок-схемой, работа с текстом, создание страницы литературной социальной сети, выбор пословицы.

УМК: Меркин Г. С. «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2» Русское слово, 2016-2017 гг.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, сегодня на уроке вам будет интересно, никто не останется в стороне, и мы вместе плодотворно поработаем.

  1. Актуализация знаний. Просмотр видеоролика «Гора самоцветов. Урал» 1 мин.

Ребята, перед вами карта России. Покажите, пожалуйста, Уральские горы.

В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал? (малахит)

Правильно.  Упоминание об этом камне есть в названии сказа, который вы прочитали к сегодняшнему уроку.

-Как называется это произведение? («Малахитовая шкатулка»)

-Что объединяет ролик, карту и произведение? (Они об Урале, о людях, там живущих, о богатствах края.

Русские люди называли эти места Седой Урал, Урал-батюшка.

-С каким чувством люди произносят эти слова? Почему? (с уважением, потому что все, что человек имеет, он берет у природы)

-Что дает нам природа? Все верно, мы не хозяева, а гости и друзья для нее.

Постановка учебной задачи.

На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле. Прочтите слова Д. Бедного: «Найдут чему здесь поучиться любого дела мастера».

-О чем мы будем с вами говорить на уроке? (Опираясь на то, что мы уже сказали и эти слова, сформулируйте вопрос урока) (Какое важное открытие мы сегодня должны сделать на уроке?)

Чему мы можем научиться у героев сказа Бажова? Это и будет нашей целью урока. Что вы знаете о малахите? Из него вырезали детские амулеты, которые защищали от опасностей маленьких детей. Работая на уроке, вы будете получать малахитовые бляшки, и чем больше у вас их будет, тем выше ваша оценка.

  1. Модель поведения, блок-схема. Работа в парах. У каждого человека и литературного героя, в том числе, есть определенная модель поведения. Что человек хочет, какие он усилия прикладывает и что получает. Перед вами модели поведения и имена героев сказа Бажова. Соотнесите их и объясните свой выбор.

-Чью модель поведения вы назовете положительной (продуктивной)? Почему? (Танюшки, потому что она трудится и приносит пользу.)

-Кому принадлежит непродуктивная, отрицательная модель? (Барину и Пароте, потому что они ничего не делают, только пользуются другими.)

Физкультминутка. Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. И мы с вами немного поиграем.

Как живешь? Вот так!

Как идешь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Как летишь? Вот так!

Как плывешь? Вот так!

Как шалишь? Вот так!

Как сидишь? Вот так!

  1. Авторская методика. Литературная социальная сеть.

Любая модель поведения человека или литературного героя строится на общении. Где вы общаетесь? (Дома, в школе, с друзьями на улице, в социальных сетях.)

Я предлагаю вам создать литературную социальную сеть, обращаясь к героям сказа Бажова. 

Мы начнем с разработки странички в социальных сетях. Работаем в группах. На каждое задание 2 минуты. 1. Выбор имени. Прочитайте отрывок.  Назовите имя героя для страницы литературной сети, не нарушая авторского замысла. (ответы учащихся).

2.У многих из нас на странице есть статус, то есть фраза, определяющая наши мысли, чувства, характер. Определите статус героя, выбрав, на ваш взгляд, точную пословицу или поговорку. (ответы учащихся)

Обратите внимание на карту, что необычное вы видите? Что отмечено этими флажками? Города, знаменитые своими промыслами: село Городец, село Палех, село Жостово, село Хохлома, город Гжель, г. Курск и многие другие. Какой вывод мы сделаем? (Как богата наша страна промыслами и мастерами).

3.Каждый литературный герой имеет свою жизненную позицию. Прочитайте отрывок и отметьте, к чему стремится главный герой, что видит главным в себе и в других. Сравните эту позицию с промыслами, отмеченными на карте. Нами созданы странички соц. сети. Мы можем выразить свое отношение к этим героям.

5.Итоги урока. Рефлексия. Вы хорошо поработали. Вы довольны своим результатом? Кого бы вы отметили в своей группе?

Можем ли мы сказать, что результат труда согревает нас и нашу душу? Оценки за урок.

Кто из героев сказа помог нам убедиться в этом? (Танюшка)

Так как же мы ответим на вопрос урока. Чему мы можем научиться у героев сказа Бажова? (ответы учащихся)

Закончите фразу:

Какое счастье…

Перед вами заветная малахитовая шкатулка, и я тоже думала над этими словами и хотела с вами поделиться: какое счастье быть независимым, уметь трудиться, чувствовать красоту во всем: в природе и в людях.

Запишите домашнее задание.

На выбор:

  1. Проиллюстрируйте эпизод сказа «Малахитовая шкатулка».
  2. Письменно ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с тем, что сказы П. П. Бажова можно считать учебником? Обоснуйте свое мнение».
  1. Подберите для литературной социальной сети героев, которые могли бы быть друзьями героев сказа. Объясните свой выбор.

Информационно-методическое обеспечение

  1. Меркин Г. С. «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2» Русское слово, 2016-2017 гг.
  2. «Гора самоцветов. Урал» https://www.youtube.com/watch?v=sQU5cVB34_U

Презентация к уроку

Материалы к уроку

Цели урока:

  • Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова «Серебряное копытце».
  • Совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; закрепить понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
  • Воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование:

  • Сказка П.П.Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф.Климановой.
  • Вырезанные из бумаги «камешки» разных цветов.
  • портрет П.П.Бажова
  • иллюстрации к сказке, рисунки учащихся

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Ну, ребята, чур молчок, начинается урок.

— Сегодня мы начнем урок с разгадывания кроссворда.

img1

1. Имя прилагательное, образованное от названия благородного металла, который идет на изготовление посуды, украшений. Это слово используется как лесть или ласка.

2.

Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши.

Часто спит, а после сна умывается она.

3. Вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у некоторых животных. Маленькие.

4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

5. Синоним слова «наблюдать», «приглядывать», «смотреть», «ходить».

— Прочитайте ключевое слово. Назовите полное имя писателя. (Павел Петрович Бажов)

— Из какого произведения взяты слова — отгадки? («Серебряное копытце»)

2. Постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с замечательным сказом «Серебряное копытце» уральского сказочника Павла Петровича Бажова,

выделим жанровые особенности произведения, и, думаю, сформулируем главную идею этого произведения.

3. Проверка домашнего задания

— Что вы запомнили о жизни писателя?

  • Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего
  • Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык
  • Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, работал журналистом
  • Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
  • Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем.
  • Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов «Малахитовая шкатулка»

— Домашнее задание вы готовили по группам. Интересные факты из жизни писателя нашли наши «Исследователи». Слово 1 группе.

— Наша группа изучала биографию писателя. И вот что мы узнали.

  • Знаменитая «Малахитовая шкатулка» сначала называлась «Сказы старого Урала», была опубликована в 1939 году, объединила 14 произведений. Затем из года в год пополнялась всё новыми и новыми сказами.
  • В 1944 году «Малахитовая шкатулка» переведена на английский и вышла в Лондоне, Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже, переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, — на 100 языков мира;
  • Бажов стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу, всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.

— С названиями некоторых произведений нас познакомит 2 группа «Библиотекари».

Наша группа побывала в библиотеке и мы узнали названия других произведений Бажова. Это:

  • «Огневушка — Поскакушка»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хозяйка медной горы»
  • «Про великого Полоза»
  • «Каменный цветок»
  • «Горный мастер»
  • «Хрупкая веточка»
  • «Голубая змейка»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Иванко Крылатко» и т.д.

4. Сравнение сказки и сказа

— В каком жанре писал свои произведения Бажов? ( Бажов писал сказы)

— Чем отличается сказка от сказа?

— Сказка — вымысел о необыкновенных событиях и приключениях, в сказке добро побеждает зло.

— Сказ — основан на реальных событиях, опирается на народные предания и легенды.

— Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.

5. Словарно-лексическая работа

— При чтении нам встретились непонятные слова, над которыми работали наши «Языковеды». Слово 3 группе.

— Наша группа работала над следующими словми:

  • барская рукодельня — ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). Стр.182.
  • взъесться — невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Стр.182.
  • голбчик — приступка для выхода на печь. Стр.184.
  • пожитки — мелкое имущество, домашние вещи. Стр.185.
  • похлёбка — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.Стр.186.
  • несподручно — неудобно, неловко. Стр.182.
  • пособник — помощник в делах. Стр.182.
  • покосные ложки — широкие, пологие овраги, покрытые травой. Стр.188.
  • статочное ли дело — (устар.) хорошее ли дело.Стр.188.

6. Характеристика главных героев

— Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце)

— Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)

— А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и «кошку драную» подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)

— Что объединяет Кокованю и Даренку?

(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые — именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).

— Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка? (Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)

— Дайте характеристику герою — рассказчику, как он относится к главным героям произведения.

(Герой-рассказчик в этом произведении простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Он переживает за Даренку, уважительно относится к Коковане. Речь героя-рассказчика своеобразная, простая. Именно так может рассказать только человек, который был свидетелем этой истории. Возможно, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение.)

— Ребята, вы убедились в том, что реальный быт людей присутствует в произведении, тем самым, напоминая рассказ.

— Назовите сказочных героев. (Муренка и Серебряное копытце).

— Прочитай описание козлика. Стр.186,187.

— Какую роль играла Муренка в сказе? (Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)

— Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

— Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Стр.186 (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)

— Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?

(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.)

Посмотрите на иллюстрацию, подберите строчки из текста. Стр.193.

7.Обобщение

— Почему всё-таки «чудо» произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

(Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)

-Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.

— Что же хотел донести до нас автор?

— Мудрый сказочник Бажов писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

8. Рефлексия

— Ребята, на ваших столах три хризолита. Если тебе понравился урок, покажи красный камень, если тебе было трудно, то зеленый, а если ты хочешь узнать еще что-то новое о творчестве П.П.Бажова, то желтый.

Домашнее задание

— Предлагаю вам домашнее задание на выбор:

  • Составь кроссворд по тексту;
  • Прочитать другой сказ П.П.Бажова.
  • Пересказать понравившийся отрывок

5. Итог урока

— А завершить урок мне хочется словами русской пословицы: «С добром жить хорошо. А в добре хорошо жить». Как понимаете? (Связать с семьей, с классом).

— Спасибо за урок.

Малахитовая шкатулка

Художник: Баюскин Василий
Возрастная группа: 12+
Объем: 592 (544+48)
Год издания: 2016
Формат: 210*270
Тип переплета: Твердый с картонной суперобложкой
Тираж: 5000
ISBN: 978-5-9268-1942-4

3e27b410673ccb652dbe7a31175fd84a
4d7ffe30c188e39d4b71bc5e3ea7e3e3
edc34ec6e517a89b15876b0594607c02
3040ff8da96e661dd73e8e0d209f82c8
26330e39c09b3db9b7374717ad1e196e
2d2845ded18423ec9a0ee3ebee1d5b87
62a0719e41c369ab9a092aab492db52e
af6b2c93603b61673ba144ed1a90e7ff
fd441698a783bc945cea600b88edc6d0
517b04f44c6e8656dc710248d6e1c744
abd5af9a20cefff7829390eefc0823a8
fa9ad94bfe9f9377ad65e286ac7f8cee
d417deb895f242fa565e40960343bb8f
03a1f781e29f62d549f1c23f6db7f1df
8107ce875e4c41ac9f84eebf812cab7f

Каких только историй не знал дедушка Слышко, бывший старатель, балагур и «подковыра»! Детям из уральского рабочего посёлка он рассказывал и «тайные сказы» — «по серьёзному делу, которое не каждому и сообщить можно», и «побывальщины» — об обычных рудничных и заводских людях. Спустя несколько десятилетий Павел Бажов, когда-то слушавший предания из уст дедушки Слышко, написал собственную историю заводского Урала, в которой тесно переплёл фантастику и реальность. В бажовских уральских сказах уживаются Хозяйка Медной горы и металлург П. П. Аносов, Огневушка-Поскакушка и художник-самоучка В. Ф. Торокин, Великий Полоз и барыня Колтовчиха (Н. А. Колтовская). Здесь сосуществуют волшебные предметы — шкатулки, зеркала, серьги и кольца — и простые каёлки, блёнды и другой «струментишко». А мистическое описание пространства под Горой не противоречит реальным рассказам о развитии художественного литья, возрождении способа варки булата, о крестьянских бунтах и отмене крепостного права. В некоторых сказах упоминается и более современная для автора история страны периода первых пятилеток, Великой Отечественной войны. Однако уральские сказы посвящены не Истории, а Мастеру — человеку-творцу, который способен чувствовать красоту окружающего мира, поэтому ему помогают все сказочные существа, олицетворяющие этот мир. Таким мастером был и сам уральский сказочник Павел Петрович Бажов.

В 1948 году художник Василий Баюскин создал иллюстрации к юбилейному сборнику Бажова — приближалось 70-летие автора и 10-летие первого издания книги уральских сказов. Прошло почти семьдесят лет — и подарочная книга с иллюстрациями В. Баюскина возвращается к читателю.

Текст печатается по изданию: П. Бажов. Малахитовая шкатулка. — Москва: ОГИЗ, 1948.

Содержание

У караулки на Думной горе. Вместо предисловия

Сказы-легенды

Дорогое имячко

Ермаковы лебеди

Золотой Волос

Старательские сказы

Синюшкин колодец

Ключ земли

Серебряное копытце

Золотые дайки

Про Великого Полоза

Змеиный след

Голубая змейка

Огневушка-Поскакушка

Жабреев ходок

Сказы о Хозяйке Медной горы

Медной горы Хозяйка

Приказчиковы подошвы

Сочневы камешки

Малахитовая шкатулка

Две ящерки

Таюткино зеркальце

Травяная западёнка   

Каменный цветок

Горный мастер

Хрупкая веточка

Сказ о Ленине

Богатырёва рукавица

Сказы о немцах

Иванко Крылатко

Алмазная спичка

Тараканье мыло

Чугунная бабушка

Хрустальный лак

Веселухин ложок

Сказы-поучения

Живинка в деле

Васина гора

Далевое глядельце

Круговой фонарь

Сказы-были

Кошачьи уши

Железковы покрышки

Коренная тайность

Старых гор подаренье

Демидовские кафтаны

Надпись на камне

Тяжёлая витушка

Марков камень

Объяснения понятий и выражений, встречающихся в сказах П. П. Бажова

Светлана

20 Сентября 2019 09:47

Здравствуйте! Очень люблю Бажова. Хотела бы приобрести подарочное издание именно этого формата. И я здесь, как видно, не одна такая желающая. Очень просим переиздать книгу именно в этом формате! Заранее спасибо!

Оксана

25 Марта 2019 15:30

Уважаемое издательство! Услышьте нас, пожалуйста! Не всем подходит формат «Малая классика Речи». Серия действительно отличная, но только из-за размера приходиться отказываться от покупок. Может быть, все-таки, доптираж? Очень просим!!!

Сергей

19 Марта 2019 17:29

Здравствуйте, будет ли допечатка или новый выпуск издания такого формата, серия Малая классика речи очень неудобна из-за маленького формата, особенно при чтении с детьми!!! Спасибо заранее за ответ!

Екатерина

28 Ноября 2018 12:43

Здравствуйте! Издательство планирует переиздавать эту книгу? Ответьте, пожалуйста, хоть что то)

Ответ администрации:

В ближайшее время доптиража этой книги именно в этом варианте не планируется.
Вы можете приобрести вариант этого издания в серии «Малая классика Речи»
С уважением, ИД «Речь»

Виталий

25 Октября 2018 16:59

Скажите, будет дополнительный тираж или нет? Покупать упращённое издание или подождать.

Ответ администрации:

В ближайшее время доптиража этой книги именно в этом варианте не планируется.

Вы можете приобрести вариант этого издания в серии «Малая классика Речи»

С уважением, ИД «Речь»

Наталья

18 Октября 2018 20:43

Здравствуйте! Будет ли дополнительный тираж этой книги? Невозможно нигде купить, а она так хороша, что просто мечтаю иметь в своей библиотеке.

Ответ администрации:

В ближайшее время доптиража этой книги именно в этом варианте не планируется.

Вы можете приобрести вариант этого издания в серии «Малая классика Речи»

С уважением, ИД «Речь»

Оксана

30 Июля 2018 10:15

Здравствуйте! Хотела спросить,будет ли переиздание этой книги?
Книга очень хорошая,хотела преобрести ,но последний экземпляр оказался бракованный ,и магазин ,. Лабиринт.. отказал в покупке.

Ответ администрации:

В ближайшее время доптиража этой книги именно в этом варианте не планируется.

Вы можете приобрести вариант этого издания в серии «Малая классика Речи»

С уважением, ИД «Речь»

Виктория

12 Июля 2018 16:16

Уважаемые руководители и редакторы! Многие читатели были бы рады видеть у себя дома такую великолепную книгу. Пожалуйста, выпустите для нас книголюбов ещё тираж. Заранее спасибо.

Ответ администрации:

В ближайшее время доптиража этой книги именно в этом варианте не планируется.
Вы можете приобрести вариант этого издания в серии «Малая классика Речи»
С уважением, ИД «Речь»

Татьяна

23 Апреля 2018 13:30

Павел Бажов  Малахитовая шкатулка. Замечательная книга. Огромное спасибо всем, кто трудился над созданием этого великолепия! Советую тем, кто любит хорошую детскую книгу.
Много узнаешь из жизни крепостных крестьян Урала 18 века. Вот они  — причины Пугачевского бунта.

Елена

09 Апреля 2018 20:01

Дорогая Речь, когда мы вновь увидим данную великолепную книгу в продаже? Очень-очень ждём! Пожалуйста, услышьте нас!!!

Ответ администрации:

В ближайшее время доптиража этой книги именно в этом варианте не планируется.
Вы можете приобрести вариант этого издания в серии «Малая классика Речи»
С уважением, ИД «Речь»

Валентина

10 Февраля 2018 04:03

Дорогая Речь, когда мы вновь увидем данную великолепную книгу в продаже?

Наталья

01 Июля 2016 13:50

У Вас замечательные серии: Любимая мамина  книжка, Ребята с нашего двора, Вот как это было. Спасибо. Переиздайте книги Галины Карпенко, особенно Тамбу-ламба. Три звонка. Многие Вам будут благодарны.

Игорь

08 Марта 2016 22:42

Спасибо большое за ваш труд, за любимые книги моего детства,  обязательно куплю это издание Бажова. У меня вопрос. в 1977 г.  «Малахитовая шкатулка» выходила с илл. Диодорова, в 1978 г. с илл. А. И. Белюкина — нет в планах издать эти книги?
И еще мне никогда  забыть свое детское впечатление от илл. В.Панова к сказам Бажова….

Светлана

03 Декабря 2015 18:46

Просто невероятная книга, вы молодцы, это чистая красота, спасибо вам!!!

Елена

21 Ноября 2015 09:37

Очень рада! Но… опять увеличенный формат. И огромные поля. Когда же будут издаваться книги, удобные для чтения?

Ответ администрации:

На удобство чтения влияет множество факторов: не только размер шрифта, но и межстрочное расстояние, а также поля вокруг текстового блока — то есть все, что «собирает» удобочитаемую полосу для чтения. Если вы визуально попробуете сильно уменьшить поля, то как раз заметите, насколько неудобно стало читать текст.

С уважением, ИД «Речь»

Ольга

20 Ноября 2015 22:46

Любимое издательство Речь, огромное спасибо за такой замечательный подарок. Можно ли надеяться увидеть эту красоту к Новому году?

Алина

20 Ноября 2015 21:17

Я в восторге! Обожаемые мной сказки, да еще в таком потрясающем исполнении. Такого старого издания у меня нет, поэтому с огромным удовольствием приобрету новое.

Вдова Степана Настасья осталась с тремя детьми. Два мальчика были похожи на родителей, а девочка Танюшка ни на одного из них. Танюша была красавица, черная и с зелеными глазами, характер у нее тоже был особенный: ни подруг, ни женихов не было

Старшие сыновья уже могут помогать матери, а Танюшка еще слишком мала для этого. Как ни было трудно Настасье, малахитовую шкатулку она не продавала. Танюшка особенно тянулась к этой отцовской памяти и просила мать ее не продавать. Она любила играть с драгоценностями и они ей очень шли, в отличие от матери.

Испугавшись, что дело может кончиться тем, что шкатулку выкрадут, Настасья прячет ее от дочери. Но та находит материнский тайник и продолжает втайне примерять украшения, уверяя, что камни несут ей добро. За этим занятием ее и застает нищая побирушка, зашедшая в избу водички попросить. Утолив жажду, нищенка решает задержаться на некоторое время в гостеприимном доме, в качестве платы за постой обещая научить Танюшку вышивать дивные гобелены шелком и бисером. Слово свое она сдержала и даже снабдила свою ученицу необходимыми для работы материалами. Вскоре странница отправилась дальше, оставив на память Танюшке ценный артефакт – пуговку, посредством которой могла общаться с нею.

Теперь семья не бедствовала, рукоделие приносило доход, но вскоре у них сгорело все имущество. И Настасья решает продать шкатулку. Шкатулку покупает местный приказчик Паротя, точнее, его жена и бывшая любовница молодого барина Турчанинова. Но и приказчиковой жене украшения оказались не по размеру. Между тем Турчанинов увидев покупку своей бывшей возлюбленной и захотел поговорить с прежней владелицей. Увидев Танюшку он предложил ей руку и сердце. В качестве доказательства своей порядочности он преподносит ей в подарок выкупленные у бывшей любовницы украшения.

Девушка согласилась подумать в ответ на исполнение ее желания: увидеть царицу в той палате, в которой добытый ее отцом малахит есть. Турчанинов соглашается и отправляется в столицу, чтобы подготовить все к ее визиту.

В Петербурге он рассказывал всем, что скоро женится на ослепительной красавице и приглашает девушку в Петербург. Договорившись, что жених встретит ее на ступенях дворца, Татьяна надела все драгоценности из шкатулки и отправилась на встречу. Чтобы прохожие не ослепли от блеска самоцветов, она их прикрыла старенькой шубкой. Барин, увидев Танюшку во дворце в бедной шубке, застыдился и сбежал.

Танюшка же легко проникла на территорию дворца, предъявив в качестве пропуска охранникам свои украшения. Сдав шубку челяди, она направилась в малахитовые палаты, но там ее никто не ждал, так как императрица назначила аудиенцию в другом зале. Поняв, что жених ее нагло обманул, она шагнула в ближайшую малахитовую колонну и растворилась в ней.

Турчанинов остался и без невесты, и без содержимого малахитовой шкатулки: украшения хоть и не вошли в камень вслед за Танюшкой, оставшись на поверхности, но собрать их не получилось.

Сборник рассказов «Малахитовая шкатулка» был написан Павлом Бажовым, который создал его на основе историй Уральского горнозаводского фольклора. Ими любил баловать своих слушателей горняцкий сказитель Василий Хмелинин. «Уральские сказы», как их иначе называли, стали выходить в периодическую печать с 1936 по 1945 год, а потом их перевели на разные языки мира.

Много наград и премий за свою жизнь получил П. Бажов. «Малахитовая шкатулка» (краткое содержание которой будет представлено немного ниже) — это уникальная литературная сокровищница, которая вошла в школьную программу для внеклассного чтения. Это тот народный фольклор, который, как настоящий самородок, по-своему ярко и изысканно представляет русскую культуру.

«Малахитовая шкатулка»: краткое содержание для читательского дневника

В перечень сборника «Малахитовая шкатулка» входит много увлекательных рассказов, среди которых: «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер» и т. д. Наверно, у каждого из нас в детстве была такая книга. Рассказ «Малахитовая шкатулка» стал продолжением произведения «Медной горы хозяйка». Это нашло свое одобрение у юных читателей.

Приступая к теме «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание для читательского дневника», мы опишем только самые важные события и линии сюжета.

Итак, все началось с того, что после смерти каменных дел мастера Степана малахитовая шкатулка, которой его одарила Хозяйка Медной горы, досталась в наследство его жене Настасье и детям. Еще при муже она надевала на себя все эти драгоценности, но носить не могла, так как они начинали мучить ее. То мочки тянули, и они распухали, то кольцо сдавливалось, и палец синел, а когда однажды бусы примерила, то ощутила, будто бы холодный лед приложили к ее шее.

Бажов, «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание

Настасья хотела продать эти украшения и даже приценивалась. Знающий в этих вопросах толк человек подсказал ей, что немалых денег стоит эта малахитовая шкатулка. Краткое содержание дальше повествует о том, что Настасья поначалу долго не хотела продавать ее, и все думала про черный день. А тем временем покупателей было много: кто сто рублей давал, а кто и двести — каждый хотел малограмотную вдову обмануть, но она не торопилась.

942763

А все потому, что у них со Степаном родилось двое сыновей и младшенькая дочка Танюшка. Она очень сильно оплакивала смерть отца. Единственным утешением для нее стала шкатулка с драгоценностями, «тятина памятка», которую мать стала давать ей поиграть. После всей работы по дому она бралась примерять на себя кольца и сережки из шкатулки. От них она чувствовала утешение, радость и тепло.

Вор

Как-то раз сидела Татьяна дома, одна без матери и братьев, и после уборки как всегда принялась заниматься любимым делом — примерять и рассматривать украшения. Интригой продолжается «Малахитовая шкатулка». Краткое содержание дальше рассказывает, что в этот момент к ним в дом вдруг зашел незнакомый мужик, у которого в руках был топор. Танюшка повернулась к нему, а он, увидев ее, как закричит, глаза начал тереть и буквально ослеп от необыкновенного блеска ее камней. Девочка испугалась, выпрыгнула в окно и побежала звать соседей. Никто потом так и не понял, то ли это вор был, то ли просто человек милостыню пришел просить, как он сам и утверждал.

Странница

Без хозяина семье жилось туго, и Настасья часто стала думать о том, что ее может спасти от нищеты малахитовая шкатулка. Краткое содержание продолжается тем, что однажды в их доме появилась убогого вида женщина, которая попросилась переночевать. Хозяйка возражать не стала и пригласила ее в дом. А странница оказалась совсем непростой, и за короткое время Танюшка к ней очень привязалась. Женщина научила девочку вышивать шелком и бисером.

942759

Матери это занятие было не по душе, так как ни золотых нитей, ни бисера у них не было. Но странница сказала, что на первое время она даст Татьяне все необходимое, а остальное девушка сама себе потом заработает. Тогда-то мать и успокоилась.

Секрет

Потом Танюшка, дождавшись, когда в доме родных никого не осталось, решила показать страннице подарок ее отца — малахитовую шкатулку. Они вместе спустились в погреб, и там девушка открыла заветную коробочку. Краткое содержание сказки «Малахитовая шкатулка» дальше продолжается тем, что старушка сразу попросила ее примерить драгоценности. Когда девушка все на себя надела, то странница подправила ей камни так, что они заблестели еще ярче. Затем она сказала, чтобы Танюшка смотрела вперед и не оглядывалась не нее. И вдруг та видит, что стоит посреди малахитовой царской палаты молодая девушка необыкновенной красоты вся в драгоценных украшениях, а рядом с ней мужчина с раскосыми глазами, похожий на зайца, а она на него почти не смотрит. Странница сказала, что эти комнаты украшены малахитом, который ее отец добыл, а кто эта красавица, она потом поймет, и заулыбалась.

942755

И вот теперь женщина засобиралась в дорогу. Она оставила на память о себе пуговку и сказала, что если возникнут вопросы по работе, пусть девушка в нее заглядывает. Там она сразу увидит все ответы.

Пожар

И тут случилось несчастье — дом их сгорел. Поджигатели, наверное, рассчитывали на то, что Настасья, в конце концов, шкатулку продаст, так как нужда ее заставит.

Выставила она цену в две тысячи рублей. Сначала покупателя не было, но потом приказчик новый Паротя с женой приехал, и ей уж очень приглянулись эти украшения, а так как она была любовницей барина Турчанинова, то и деньги у нее такие нашлись. Однако украшения она носить так и не смогла.

Портрет

Но вскоре приехал Турчанинов на рудники, чтобы и денег нарыть, и возлюбленную вернуть. Паротя знал это и решил опередить события. Был у него с собой портрет Танюшки золотом вышитый, который он попросил ее же и вышить. Его он и показал барину. Тот, увидев там красавицу, так и обомлел и приказал немедленно показать ее ему. С этой минуты он забыл про всех женщин на свете и шкатулку малахитовую выкупил у приказчика для Танюшки. А потом сразу попросил девушку надеть украшения и следом сделал ей предложение. Но она поставила условия, чтобы он показал ей царскую малахитовую комнату из «тятиной добычи».

Турчанинов тотчас отдает приказ запрягать лошадей, но Татьяна сама пообещала приехать на конях. К этому времени весь Петербург уже «стоял на ушах» от слухов о невесте Турчанинова и о шкатулке. Танюшка наказала своему жениху ждать ее возле крыльца. Но когда тот увидел, что она шла пешком, укутанная в платок и шубку, постеснялся и спрятался. Дворцовые лакеи не хотели пропускать ее. Но когда она скинула свою верхнюю одежду, то на ней было такое платье, которого у самой царицы не было.

942762

Царские малахиты

Царица же, войдя в комнату для приемов, никого не обнаружила и тоже от удивления поспешила выяснить, где эта своевольница. Танюшка совсем рассердилась на барина и сказала ему, что это она царицу велела ей показать, а не ее царице нужно показывать. После этих слов прислонилась она к малахитовой стене и растаяла навечно. Только камни остались сверкать, да пуговка на полу валялась. Турчанинов поднял ту пуговку, а в ней сама Танюшка смеялась над ним и называла его полоумным зайцем.

942761

Больше про нее никто ничего не слышал, только поговаривали потом люди, что Хозяйка Медной горы двоиться начала — в одинаковых нарядах сразу двух девушек видели.

Так закончился рассказ «Малахитовая шкатулка». Краткое содержание, однако, не заменит оригинала. Поэтому лучше прочитать его самостоятельно.

Как почти все сказы Бажова, «Малахитовая шкатулка» представляет собой «предание гор Уральских». Она входит в одноименный сборник вместе с такими известными произведениями, как: «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец», «Золотой волос», «Серебряное копытце» и проч.

Сказ «Малахитовая шкатулка» является продолжением рассказа «Медной горы хозяйка», так как в нем речь идет о дочери Степана и Настасьи — Танюшке. Эти сказы создавались в 1936-1938 годах, и позже были объединены ним в сборник «Малахитовая шкатулка». Сквозным персонажем во всех рассказах сборника выступает сама Хозяйка. Причем во многих рассказах она сама и не появляется, а действует опосредованно. Сам рассказ не очень большой, но мы постараемся еще больше сократить его, предоставив вашему вниманию краткий пересказ.

«Малахитовая шкатулка»

Бажов не сразу дал рассказу такое название, сначала он назывался «Тятино подаренье», но перед самым выходом его в печать автор решил поменять название. Как мы можем судить сейчас, оно оказалось на редкость удачным. Но это не совсем относится к теме нашего разговора, мы же обещали вам пересказать то, что написал Павел Петрович Бажов. «Малахитовая шкатулка» (краткое содержание сказа мы изложим ниже) повествует нам о событиях, которые развиваются через несколько лет после приключений героев, описанных в сказе «Медной горы хозяйка».

Удачной семейной жизни у Степана с Настасьей не получилось – она овдовела, оставшись с двумя детьми. Старшие сыновья уже могут помогать матери, а Танюшка еще слишком мала для этого. Чтобы занять дочь, Настасья дает ей поиграться своим свадебным подарком от самой Хозяйки в конце предыдущего сказа — развитие чудесных событий и решил продолжить Бажов. «Малахитовая шкатулка», краткое содержание которой вы сейчас читаете, не зря носит такое название. Она полна ювелирных изделий, сработанных горными мастерами из местных самоцветов. Настасье эти украшения не подошли: стоило ей вдеть в уши серьги, нанизать кольца и украсить себя ожерельем, как дело заканчивалось тем, что мочки начинали опухать, пальцы отекали, а шею охватывал тяжелый и холодный ошейник.

277745

Вот и дала она по доброте душевной маленькой Танюшке поиграть с драгоценностями. Девчушка пришла в полный восторг! Моментально сообразив, что кольца предназначены для пальцев, а серьги положено вдевать в уши, она начала примерять на себя гарнитуры, глядя на которые императрицам впору было почувствовать себя нищенками.

Испугавшись, что дело может кончиться тем, что шкатулку выкрадут, Настасья прячет ее от дочери. Но та находит материнский тайник и продолжает втайне примерять украшения, уверяя, что камни несут ей добро. За этим занятием ее и застает нищая побирушка, зашедшая в избу водички попросить. Утолив жажду, нищенка решает задержаться на некоторое время в гостеприимном доме, в качестве платы за постой обещая научить Танюшку вышивать дивные гобелены шелком и бисером. Слово свое она сдержала и даже снабдила свою ученицу необходимыми для работы материалами. Вскоре странница отправилась дальше, оставив на память Танюшке ценный артефакт – пуговку, посредством которой могла общаться с нею. Этот прием позаимствовал из старинных русских сказок Бажов.

«Малахитовая шкатулка»: краткое содержание. Развитие событий

Семья бедствовать перестала, так как рукоделие приносило неплохой доход, но тут судьба наносит семейству очередной удар – пожар. Сгорело все, нажитое непосильным трудом. Чтобы выжить, Настасья принимает решение продать шкатулку, и покупатель находится моментально. Им оказывается местный приказчик Паротя, точнее, его жена и бывшая любовница молодого барина Турчанинова. Но и приказчиковой жене украшения оказались не по размеру.

Между тем Турчанинов, решив осмотреть свое уральское имущество, покинул Петербург и появился в Полевой. Посмотрел приобретение своей бывшей возлюбленной и захотел поговорить с прежней владелицей. Увидев Танюшку, он моментально воспылал высокими чувствами и, не сходя с места, предложил ей свою руку, сердце и состояние. В качестве доказательства своей порядочности он преподносит ей в подарок выкупленные у бывшей любовницы украшения.

Танюшка не отказала напрямую, но поставила условие, что ответ даст после того, как ее познакомят с императрицей. Причем церемония знакомства должна произойти в палатах, украшенных малахитом, который добыл покойный Степан, а пока она считает себя условной невестой и временной хранительницей содержимого шкатулки. Несколько опешив от таких требований, Турчанинов соглашается и отправляется в столицу, чтобы подготовить все к визиту невесты.

277738

Бажов «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание – окончание

В Петербурге он начал хвастаться тем, что скоро женится на ослепительной красавице. Такая новость взволновала весь столичный бомонд, и сама императрица пожелала увидеть это уральское чудо красоты. Турчанинов моментально извещает Танюшку о том, что она должна прибыть в Петербург. Договорившись, что жених встретит ее на ступенях дворца, Татьяна Степановна надела на себя все драгоценности из шкатулки и пешочком отправилась на встречу. Чтобы прохожие не ослепли от блеска самоцветов, она их прикрыла старенькой шубкой. Завидев столь скромно одетую невесту, жених со стыда готов был провалиться сквозь мраморный пол, и позорно ретировался с места встречи. Танюшка же легко проникла на территорию дворца, предъявив в качестве пропуска охранникам свои украшения. Сдав шубку челяди, она направилась в малахитовые палаты, но там ее никто не ждал, так как императрица назначила аудиенцию в другом зале. Поняв, что жених ее нагло обманул, она высказала ему все, что думает, а потом шагнула в ближайшую малахитовую колонну и растворилась в ней. Турчанинов остался не только без невесты, но и без содержимого малахитовой шкатулки: украшения хоть и не вошли в камень вслед за Танюшкой, оставшись на поверхности, но собрать их не получилось. А на Урале с тех пор стали являться народу две Хозяйки…

Сказка «Малахитовая шкатулка» П. Бажова была написана в 1938 году. Это одно из лучших произведений писателя, вошедших в сборник под названием «Уральские сказы». Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Малахитовая шкатулка» на нашем сайте. Книга является продолжением сказки Бажова «Медной горы Хозяйка».

Основные персонажи сказки

Малахитовая шкатулка главные герои:

  • Настасья – вдова Степана, добрая, простая, трудолюбивая женщина.
  • Танюшка – дочь Настасьи и Степана, очень красивая, но своенравная девушка.
  • Женщина-странница, она же Хозяйка Медной горы – волшебница, которая видела в Танюшке свою приспешницу.

Другие персонажи:

  • Паротя – слабохарактерный, жадный приказчик, который влюбился в Танюшку.
  • Турчанинов – молодой богатый барин, невежественный, недалекий, некрасивый молодой человек.

Бажов «Малахитовая шкатулка» очень кратко

«Малахитовая шкатулка» краткое содержание для читательского дневника:

У Настасьи, была шкатулка, подаренная мужем. Ему шкатулка досталась от Хозяйки Медной Горы. Украшения из ней женщина не могла носить, испытывала большую боль, когда надевала. Купцы хотели купить драгоценности, но Настасья всем отказывала. Один знакомый мастер оценил ее в 1000 рублей.

Танюша, дочь Настасьи играла украшениями, надевая их ощущала тепло. Одна странница научила ее шить необычным шелком, который удивительно светился. Также она дала ей канал связи при помощи пуговицы и показала видение комнаты с малахитом. Когда сгорел дом, семья решила, что прокормить себя можно продажей малахитовой шкатулки.

Купившая украшения жена приказчика не сумела их носить. В итоге молодой барин Турчанинов стал новым хозяином. Он решил жениться на прекрасной Татьяне. Она согласилась, с условием, что он представит ее царице. Но оказалось, что царица сама хотела посмотреть на нее. Войдя в ту же комнату, что в видении, девушка разочарована барином исчезает, а камни оказываются каплями.

Смысл сказа кроется в чистой и неприкосновенной совести многих уральских женщин. Это произведение Бажова наставляет будущее поколение жить верой и правдой. А ложь, непременно вылезет наружу. Честь и достоинство человека в этом произведении оказалось превыше всего.

Это интересно: Сказка «Медной горы хозяйка» была написана в 1936 году. Для лучшей подготовки к уроку по литературе в 5 классе рекомендуем прочитать на нашем сайте. Центральным персонажем в этом поучительном рассказе стала мифическая владычица Уральских гор, популярный персонаж легенд и поверий местных горняков.

Короткий пересказ «Малахитовой шкатулки»

Девушка получает в наследство от отца малахитовую шкатулку. Драгоценности в шкатулке оказываются волшебными, они превращают девушку в ещё одну Хозяйку Медной Горы.

Начало истории — в сказе «Медной горы Хозяйка»

После смерти мужа у Настасьи осталась шкатулка, сделанная из малахита, которую подарила им на свадьбу Хозяйка Медной горы.

В этой шкатулке хранилось много женских украшений. Ещё при жизни мужа Настасья несколько раз надевала их, но ходить в них не смогла: и жмут они, и давят. Тогда сняла она их и спрятала в дальний угол сундука. Многие хотели купить шкатулку, большие деньги предлагали, но Настасья отказывалась — время не пришло.

Было у Настасьи трое детей: два сына и маленькая дочь Танюшка. Темноволосая и зеленоглазая девочка, как подкидыш, ни на кого из семьи не была похожа.

В кого только зародилась! Сама чёрненька да басенька, и глазки зелёненьки. На наших девчонок будто и вовсе не походит.

Очень она отца любила, плакала часто. Чтобы её утешить, мать дала ей со шкатулкой поиграть. Примерила девочка украшения, а они как будто для неё изготовлены — так ей от них тепло.

Выросла Танюшка, часто стала сама доставать шкатулку и любоваться украшениями. Однажды, когда Настасья в очередной раз отлучилась, надела на себя Танюшка каменья, любуется, а в это время в избу забрался вор. Глянул он на украшения, и словно ослепило его что-то, а девочка успела сбежать.

Рассказала Танюшка об этом матери, та поняла, что вор за шкатулкой приходил, и тайком от детей зарыла её под печью. Только шкатулка Танюшке сама показалась — засияла ярким светом из-под пола. С тех пор девочка тайком с украшениями играла.

Несколько следующих лет Настасье тяжело жилось, но она выдержала, шкатулку не продала. А потом сыновья подрабатывать начали, и Танюшка научилась вышивать шёлком и бисером. Вышло это случайно. Зашла к ним однажды странница, попросилась пожить, а в благодарность научила девушку узорам диковинным.

Танюшка к страннице потянулась, как к родной матери, и рассказала ей про шкатулку. Странница попросила её каменья на себя надеть, а потом показала ей красивую, зеленоглазую девушку точно в таких же украшениях. Стояла эта зеленоглазая в отделанной малахитом комнате, а рядом с ней какой-то белобры­сенький вертелся. Странница объяснила, что это — комната в царском дворце, малахит для которой Танюшкин отец добывал.

В тот же день странница собралась уходить. На прощание она оставила Танюшке шёлковых ниток и пуговицу стеклянную. Ничего в той пуговице ценного не было, а всмотрится в неё девушка, и перед ней любой узор вырисовывается. Очень это помогало Танюшке в её работе. Лучшей мастерицей в округе стала. Парни вокруг Танюшиного дома все тропинки истоптали, но она ни на кого не смотрела.

Танюшкино рукоделье на моду пошло. Не то что в заводе аль в нашем городе, по другим местам про него узнали, заказы посылают и деньги платят немалые. Доброму мужику впору столько-то заробить.

Тут-то беда их и настигла. Случился как-то пожар, сгорела Настасьина изба дотла, только шкатулка и уцелела. Пришлось её продать жене нового управляющего заводом. Женщина эта была любовницей молодого барина — сына владельца всех окрестных рудников. Старый барин перед смертью решил выгодно женить сына, а любовницу его выдал замуж за иностранца, бывшего учителя музыки, и отправил его управляющим на дальний завод.

По-русски управляющий хорошо выговаривал только одно слово — «пароть», за что и прозвали его Паротей, но человек был неплохой, зря не наказывал.

Украшения жене управляющего не подошли — и давят, и жмут, и колятся. Местные мастера отказались украшения исправлять — «на одного кого тот мастер подгоняет, другому не подойдёт, что хошь делай». Тем временем помер старый барин. Его сын, не успевший жениться, сразу же отправился к любовнице.

А Паротя между тем успел увидеть Татьяну, запал на неё и заказал ей вышить золотом её же собственный портрет. Танюшка согласилась, но сказала, что изобразит не себя, а другую девушку — «зеленоглазую», которая ей в пуговице узоры показывала. Посмотрел Паротя на портрет и изумился: это же вылитая Танюшка, только в иноземном платье. Портрет этот Паротя показал молодому барину и рассказал ему о малахитовой шкатулке.

Он, слышь-ко, малоумненький был, мотоватый. Однем словом, наследник. К камням-то сильное пристрастие имел. Щегольнуть ему было нечем, — как говорится, ни росту, ни голосу, — так хоть каменьями.

Шкатулку барин перекупил, потом вызвал к себе Танюшку. Та сразу узнала в нём того белобры­сенького, который возле зеленоглазой вертелся, а барин покой потерял, даже выйти за него замуж предложил. Девушка вроде согласилась, но условие поставила. Пусть барин ей царицу покажет и малахитовую комнату, для которой отец камень добывал.

В назначенное время приехала Танюша во дворец, а её никто не встретил. Барин увидел её в платке и деревенской шубке и за колонну спрятался. Тогда она сама во дворец вошла и шубу сняла. А на ней платье краше, чем у самой царицы, и украшения из малахитовой шкатулки, которую она у барина на временное пользование взяла, переливаются. Все её красотой залюбовались.

Тут барин к ней подскочил и своей невестой назвал. Девушка его остановила и велела вести в малахитовую комнату. Барин испугался: что царица скажет на такое своеволие. Но Танюшка и слушать его не стала, сама эту комнату нашла, к стене малахитовой подошла. Тут и царица явилась, требовать стала, чтобы ей невесту барина показали.

Обидно Танюшке стало, что жених её царице показывать собирался, а не наоборот, отказала ему. Потом прижалась Танюшка к малахитовой стене и исчезла. Остались от неё только драгоценные камни и стеклянная пуговица. Камни барин собрать не смог — они у него в руках каплями растеклись. А в пуговице увидел барин зеленоглазую и «последний умишко потерял».

С тех пор никто Танюшку не видел. Только люди поговаривать стали, что у горы теперь две хозяйки в одинаковых платьях появляться стали.

Другая сказка Бажова «Синюшкин колодец» – история, написанная в 1939 году, которая учит жить честно, по совести, трудиться в радость. Помнить, что злоба и жадность всегда наказываются. для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения и подготовиться к уроку литературы.

Содержание «Малахитовой шкатулки» с цитатами

П. Бажов «Малахитовая шкатулка» краткое содержание с цитатами из произведения:

После смерти мужа – известного в округе горняка Степана – у Настасьи осталась малахитовая шкатулка с богатыми украшениями, которая досталась им в подарок от самой Хозяйки Медной горы. Она знала истинную цену этим драгоценностям, и даже в самое тяжелое время отказывалась продавать их местным торгашам.

У Настасьи было трое детей: двое парнишек и младшенькая, Танюшка. Девочка с ранних лет привлекала к себе внимание непривычной для здешних мест красотой – «сама черненька да басенька, а глазки зелененьки
». Танюшка с детства привыкла играть украшениями из малахитовой шкатулки, а когда подросла, то стала носить их – они подходили ей, как никакой другой красавице.

К тому времени Танюшка «научилась шелками да бисером шить
», да так, что даже самые опытные мастерицы диву давались. Научила же Танюшку рукоделию нищая странница, что попросилась у Настасьи немного пожить, передохнуть с дальней дороги.

И что интересно – Танюшка и со своими близкими была не очень ласковой, «а к этой женщине так и льнет, так и льнет
», а та в ответ ее «доченькой
» называет. На прощанье женщина подарила Танюшке маленькую пуговичку, и наказала поглядеть на нее, как забудет что-то по рукоделию или «либо трудный случай подойдет
».

Как повзрослела Татьяна – краше ее невесты не сыскать. Многие парни пытались с ней заговорить, вот только девушка была со всеми холодна. Вскоре семью настигла беда, и полностью сгорел дом, скотина, все хозяйство. Только малахитовую шкатулку и успели спасти, которую пришлось продать. Танюшке было очень горько, но волшебная пуговичка дала свое согласие.

Однажды приезжий приказчик Паротя, сраженный красотой Татьяны, попросил, чтобы она вышила ему свой портрет. Во время застолья, будучи под хмельком, она показал вышитый шелком портрет молодому богатому барину Турчанинову, который тут же влюбился в зеленоглазую красавицу. Он выкупил ее украшения, и предложил выйти за него замуж. Танюшка согласилась, но поставила условие – барин должен был показать ей царицу в дворцовой комнате, украшенной малахитом, что добыл Степан.

Турчанинов тут же отправился в Санкт-Петербург, где всем стал рассказывать о своей прекрасной невесте. Эти разговоры достигли ушей самой императрицы, которой захотелось взглянуть на уральскую красавицу.

Когда Татьяна появилась во дворце, она быстро разоблачила нечистые намерения барина, который устыдился ее скромного платья. Татьяна же у всех на глазах прислонилась к малахитовой стене, и будто растворилась в ней. С тех пор сказывали, «будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали
».

Заключение

Сказка учит уважать чужой труд, не лениться и не опускать руки даже в самой сложной жизненной ситуации. Истинная красота и богатство не в драгоценных камнях, а в самом человеке.

Другая сказка «Серебряное копытце» Бажов написал в 1938 году. В рассказе автор описал жизнь маленькой сиротки Даренки и старика Коковани, которым посчастливилось увидеть волшебного козла по прозвищу Серебряное копытце. Рекомендуем прочитать , которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы во 2 классе.

Видео сказка «Малахитовая шкатулка» Бажов

В сказке «Малахитовая шкатулка» повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков. В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина. Автор выразил свой восторг и восхищение теми людьми, которые не продадут свою совесть и душу ни за какие богатства. Человеческая честь – неподкупна!

1. Павел Петрович Бажов;

2. «Малахитовая шкатулка»;

3. 5 класс;

4. Жанр: сказ;

5. Год написания: 1938. В этом году, как и годом ранее, в Советском Союзе проходили массовые аресты и репрессии.

6. Эпоха, которая описывает в произведении – это конец XVIII — первая половинаXIX, когда на Урале активно развивалась горнодобывающая промышленность. Эпоха крепостного права.

7. Главные действующие лица:

Танюшка- дочь Степана, Настасья – вдова Степана, мать ТанюшкаМедной горы Хозяйка.

8. Сюжет произведения:

После смерти Степана у Настасьи осталась малахитовая шкатулка с женскими украшениями.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Танюшка очень любила играть «тятиным подарением» и была против продажи шкатулки. Настасья сама украшения носить не могла, а Танюшке в них было очень хорошо.

Однажды к ним пришла странница (судя по всему Хозяйка), попросилась на ночлег и научила Танюшку вышивать шелком и бисером. Танюшка рассказала ей про малахитовую шкатулку, та попросила посмотреть, предложила Танюшке надеть всё это на себя. После чего попросила повернуться лицом к стене и молча смотреть: перед ними появилась огромная комната с малахитовыми столбами с нарядно одетыми людьми, а среди них одна зеленоглазая в украшениях из малахитовой шкатулки. Танюшка сказала об этом и всё исчезло. Перед уходом странница подарила Танюшке пуговку, в которой маячила та зеленоглазая девушка и сказала, что во всём эта пуговица будет ей помогать.

Вскоре дом Настасьи сгорел, пришлось продать шкатулку. Танюшка зарабатывала деньги вышивкой. За ней начал ухаживатьприказчик по прозвищу Паротя. Он обещал привезти ее в Петербург и показать ей императрицу. Однако не сдержал обещания: Танюшка сама приехала в Петербург, а когда ее стали показывать царице, рассердилась, подошла к стене и растворилась. С тех пор, говорят, в рудниках стали видеть двух Хозяек.

9. Личное мнение.

Данное произведение мне понравилось прежде всего своим интересным сюжетом. Кроме того, у него язык сказа очень образен, выразителен, передает говор местности, в которой происходит действие – уральской деревни. Герои сказа живые, со своими достоинствами и недостатками. Им сопереживаешь, разделяя или нет их решения. Читая сказ «Малахитовая шкатулка», хочется перенестись туда, где происходят события, познакомится с главными героями, возможно, помочь советом.

Отзыв о сказке Бажова «Малахитовая шкатулка»Главная героиня сказки Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» — дочь камнерезного мастера Степана, которую звали Танюшка. Когда-то отец ее услугу оказал Медной горы Хозяйке, и та подарила Степану малахитовую шкатулку с украшениями. Но невеста Степана, Настасья, те украшения носить не смогла. Во-первых, они были слишком роскошны для простой деревенской девушки. А во-вторых, когда Настасья их надевала, то начинала себя плохо чувствовать в этих украшениях. Так шкатулка и лежала в сундуке без дела.

После смерти Степана осталось у Настасьи трое детей. Младшая, Танюшка, очень по отцу горевала, вот мать и дала ей малахитовую шкатулку, чтобы утешить. А Танюшке украшения из шкатулки по душе пришлись, она говорила матери, что от них тепло идет.

Танюшка часто играла с теми украшениями, но однажды в их дом пробрался вор. Но украсть дорогую шкатулку он не смог, потому что внезапно ослеп. После того случая мать убрала шкатулку в погреб. Однако Танюшка сумела найти, где спрятаны дорогие ее сердцу украшения и любовалась ими тайком от матери.

Когда Танюшка подросла, она пристрастилась вышивать, и у нее это хорошо получалось. А тут еще к ним на постой попросилась странница, которая была мастерицей вышивать. Она Танюшку многому научила. А Танюшка возьми да и расскажи страннице про малахитовую шкатулку.

Спустились они в погреб, и странница попросила Танюшку примерить украшения, а потом предложила ей повернуться. Танюшка повернулась и вместо погреба увидела большой зал с малахитовыми стенами, богато одетых людей, а среди них бросилась ей в глаза красавица с зелеными глазами в царском платье, на котором блестели украшения из драгоценных камней. Рядом с красавицей стоял невзрачный, но по виду богатый человек, и Танюшка решила, что он из заводчиков. А потом она пригляделась и поняла, что на красавице надеты украшения из отцовской шкатулки.

Об этом она сказала страннице, а та ответила, что Танюшка не все доглядела. Не поняла тогда Танюшка, что видела она свое будущее, а странница – это сама Медной горы Хозяйка.

После того случая странница засобиралась в дорогу, а на прощание подарила она Танюшке пуговицу из невзрачного камня, и сказала, что в пуговице любую подсказку по рукоделию Танюшка найти сможет, надо лишь посмотреть на нее.

Прошло время. Танюшка стала настоящей мастерицей в рукоделии. От этого мастерства ей и слава была, и достаток в доме появился.

Но случилась беда – пожар оставил всю семью без дома и имущества. Только шкатулку удалось из огня вынести. Решила тогда мать Танюшки, Настасья, продать дорогую вещь, да за настоящую ее цену. Понимала она, что украшения из шкатулки были не хуже царских.

Местные купцы настоящую цену не давали, а вот жена нового управляющего, увидев драгоценности, сразу поняла, чего они стоят, и уплатила Настасье цену, которую та спрашивала.

Вот только носить те украшения она, почему-то не смогла, а подогнать их в размер не брался ни один местный мастер. Стоило любому из них только взглянуть на шкатулку, и сразу становилось ясно, что вещь эта принадлежит Хозяйке горы.

Решила жена управляющего перепродать шкатулку с драгоценностями, но так вышло, что о шкатулке узнал молодой владелец завода Турчанинов, который после смерти отца приехал в гости к управляющему. Молодой барин, увидев драгоценности, тут же выкупил их за большую цену, а потом велел позвать Танюшку и попросил ее примерить украшения.

Танюшка просьбу это выполнила, а барин, глянув на нее, сразу сделал ей предложение выйти за него замуж. А Танюшка на это возьми и скажи, что согласится она только в том случае, если барин покажет ей малахитовую комнату в царском дворце и саму царицу. Молодой барин на это условие тут же согласился.

Вот только ехать в Петербург с барином Танюшка отказалась и сказала ему, что к Покрову сама доберется. И когда пришел срок, явилась она ко дворцу в роскошном платье и в украшениях из отцовской шкатулки. Дворцовый народ ее принял за неизвестную царицу, а Танюшка велела молодому барину отвести ее в малахитовую комнату. Там ее и нашла царица, которая была недовольна тем, что не в назначенном месте она будет на невесту Турчанинова смотреть.

Танюшка, услышав, что это ее царице показывают, а не наоборот, рассердилась и заявила Турчанинову, что тот может забирать обратно свои камни. После этого она прислонилась к малахитовой стене и пропала, а камни из шкатулки так на стене и прилипли. А когда их собрать попытались, они в капельки превратились. Осталась от Танюшки только невзрачная стеклянная пуговица.

Эту пуговицу подобрал молодой барин, и в ней он увидел зеленоглазую красавицу, которая смеялась над ним и говорила, что он ей не пара. С горя Турчанинов стал пить, и чуть имущество свое не пропил.

А Танюшку никто после этого не видел. Вот только люди стали говорить, что Хозяйка Медной горы двоиться стала, двух девушек в малахитовых платьях люди встречать стали.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки Бажова «Малахитовая шкатулка» состоит в том, что не всякий подарок радость приносит. Подарила Хозяйка горы невесте Степана малахитовую шкатулку с богатыми украшениями, а той они не в пору пришлись. Да и дочь Степанова, Танюшка, через ту шкатулку пропала, так, что больше никто ее и не видел.

Сказка Бажова «Малахитовая шкатулка» учит всего добиваться самому, и не надеяться на подсказки. Приняла Танюшка в подарок от странницы волшебную пуговицу, что ей советы давала, да не на ту дорожку этот подарок ее завел. Попала Танюшка к Хозяйке медной горы, да так у нее и осталась.

Какие пословицы подходят к сказке Бажова «Малахитовая шкатулка»?

Жизнь прожить — не поле перейти.
Подарки глаза запорашивают.
От добра добра не ищут.

  • Тема сказки петушок и бобовое зернышко
  • Тема сказки морской царь и василиса премудрая
  • Тема сказки пропала совесть салтыков щедрин
  • Тема сказки вершки и корешки
  • Тема сказки зимовье зверей