Тема сказки лисичка со скалочкой

Автор: букина марина алексеевна организация: мбоу атамановская сош населенный пункт: кемеровская область, с. атаманово литературное чтение 2 класс конспект урока

Автор: Букина Марина Алексеевна

Организация: МБОУ «Атамановская СОШ»

Населенный пункт: Кемеровская область, с. Атаманово

Литературное чтение 2 класс

Конспект урока «Лисичка со скалочкой»

Тема: Лисичка со скалочкой (русская народная сказка)

Цели: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой».

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса и учащихся к уроку, настрой на хорошую работу.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Начнем урок с загадок.

1.Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора

Но зато красавица-

Всем ребятам нравятся!

2.У кого из зверей

Хвост пушистей и длинней

3.Не любит семечки из шишек

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она-краса!

Плутовка рыжая…

Учитель: Молодцы, ребята! О ком сегодня пойдет речь?

Ответы детей: О лисе.

Учитель: Сегодня познакомимся с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой»

Учитель: Какие вы знаете сказки про лису?

А помогут вам мои вопросы

Вопросы:

  1. «…Как выскочу, как выпрыгну («Заюшкина избушка»)
  2. «…Несет меня лиса за синие леса, за широкие горы…» («Кот, петух и лиса»)
  3. «…Ловись рыбка мала и велика…» («Лисичка сестричка и серы волк»)
  4. «…Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу» («Лиса и журавль»)
  5. «…Стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче» («Колобок»)
  6. «…Это ложка простая-Петина, эта ложка простая-Котова, а эта ложка не простая точеная, ручка золоченая, эту я себе возьму…» («Жихарка»)

3. Актуализация знаний.

Учитель: Какой представлена лиса в сказках

Ответы детей: Хитрая, красивая, лукавая, ловка, умная

Учитель: Почему во многих сказках главная героиня лиса?

Ответы детей: Сказки писал народ и через главную героиню, хотели показать, что обманывать, хитрить-это плохие поступки. Хитрость, лесть-это плохие качества.

4. Открытие новых знаний.

А) работа с текстом.

Учитель: У вас на партах текст сказки и таблица « Интонационная выразительность»

Что такое интонация? Что мы можем ее показать?

Ответы детей: Это разные оттенки голоса, с помощью которых говорящий передает свои чувства и настроение.

Таблица

весело

хитро

печально

удивленно

грустная

ласково

доброжелательно

приветливо

радостно

Эта таблица поможет нам правильно подобрать интонацию.

Чтение сказки. Учитель начинает читать сказку, показывает какую правильно использовать интонацию. Чтение по цепочке.

Учитель: Ребята, а это действительно сказка? Назовите признаки сказки.

Ответы детей: повторение троекратное, лиса разговаривает, как человек поет песенку.

Учитель: В тексте встречается слово «скалка»

Кто знает, что это? Для чего она нужна?

Ответы детей:

Можно показать скалку или показать картинку данного предмета

Учитель: С чего начинается обмен у лисички?

Ответы детей: со скалочки

Учитель: Как встретили хозяева лисичку со скалочкой?

Ответы детей: Неприветливо.

Учитель: Почему пустили переночевать?

Ответы детей: Лисичка просила ласково, хитреньким голосом, скромно.

Учитель: Ребята, давайте найдем в тексте этот отрывок и прочитаем с правильной интонацией, обратимся к таблице «Интонационная выразительность».

Чтение отрывка (1 -2 ребёнок)

Учитель: Что делает лиса ночью?

Ответы детей: Сжигала скалку, съедала курочку, гусочку и взамен просила что-то другое.

Учитель: Найдите в тексте отрывок, где лисичка просит что-то взамен. Выберите в таблице, с какой интонацией можно прочитать этот отрывок.

Ответы детей: зачитывают 1-2 ребенка, если выбрали разную интонацию.

Физкультминутка:

У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик)

У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост»)

Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам

Несказанной красоты.

Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь)

Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам

Я — охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)

Кур ловить я мастерица!

Как увижу — подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком»)

И тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок)

После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)

Деткам в норку отнесу. (побежали на месте)

Учитель: Как заканчивается первая часть сказки?

Ответы детей: Лисичка идет по дороге во вторую деревню и поет песенку.

Учитель: Найдите в тексте слова песенки, как поет лисичка, с какой интонацией? Выберите в таблице нужную интонацию и прочитайте.

Ответы детей: читают 2-3 ребенка

Учитель: Почему лисичка поет песенку? (Если затрудняются ответить: Когда мы поем песенки?)

Ответы детей: У нее хорошее настроение, у нее все прошло удачно.

Учитель: Хорошо поступила главная героиня?

Ответы детей:

Учитель: Кто перехитрил лисичку? Как это произошло? Найдите в тексте

Ответы детей: Мужик, он посадил в мешок большую собаку.

Учитель: Чем закончилась сказка? Зачитайте отрывок.

Ответы детей:

Учитель: Понравилась сказка? Чему учит сказка?

Ответы детей: Не надо обманывать. Быть хитрым это плохо. Обман раскроется и будет наказание.

Б) Работа с пословицами.

Учитель: Как вы думаете, какой пословицей можно закончить сказку?

У вас на партах пословицы, выберите ту, которая на ваш взгляд подходит. Обоснуйте свой выбор

1.Ложь дружбу губит.

2. На обмане далеко не уедешь.

3. Кто правдой живет, то добра наживет.

4. Делу время, потехе — час.

5.Один за всех и все за одного.

5. Подведем итог нашего урока, в этом нам поможет синквейн.

В конце урока предлагаем ребятам составить «синквейн»

Напоминаем, что это пятистрочная стихотворная форма, которая быстро позволяет получить результат, в данном случае характеристику главной героини

1 существительное

Лисичка

2 прилагательных по теме

Хитрая, лукавая, умная

3 глагола

Говорит, поет, бежит

1 предложение, отношение к теме

Отвечать за поступки

1 слово-резюме, синоним к теме

Поплатилась

Дом.работа: нарисовать главную героиню сказки.

Список литературы:

1.Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой», Издательство «Малыш», 1984г.

2. https://detsadclub.ru/metodicheskaya-kopilka/zaryadki-i-fizkultminutki/fizkultminutka-lisicza/

Опубликовано: 28.02.2021

Предмет: Литературное чтение

УМК: « Гармония»

Тема: Лисичка со скалочкой (русская народная сказка)

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой»

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Предметные умения:

— формирование способа анализа сказки (событие, персонаж, автор, язык);

— формирование способов интерпретации сказки (выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование);

— развитие речевого «чутья» (особенности повествования, определение настроений персонажей);

Метапредметные умения:

Регулятивные:

— формирование умения корректировать ошибки, неточности;

— формирование контрольно-оценочных действий;

Познавательные:

— формирование способов поиска новой информации;

— формирование умения пояснять незнакомые по смыслу слова;

Коммуникативные:

— формирование умений отвечать на вопросы по тексту сказки;

Личностные умения:

— проявлять желание читать произведения устного народного творчества;

— проявлять эмоциональное отношение к герою произведения;

— развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс, ч.3, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2012г

Приёмы работы: «удивляй», технология критического мышления, обращение к личному опыту.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Улыбнемся, детвора!
Заниматься нам пора.
Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

У каждого из вас лежит маршрутный лист, на котором отражены все этапы урока. На уроке мы будем оценивать себя сигнальными карточками (зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – надо подтянуться).

  1. Актуализация знаний.

— А сейчас в маршрутном листе вам нужно соединить название животного и его сказочное прозвище. Если вы справитесь с заданием, то узнаете, кому из животных не хватило прозвища. Этот персонаж станет главным героем сегодняшнего урока.
(Работа с таблицей)

— Назовите, как вы соединили название животного и его сказочное прозвище.

— Какое животное осталось без прозвища? (Лиса)

— Проверьте правильность выполнения работы по таблице.

— Оцените свою работу.

(Показ таблицы на доске.)

— Героиней нового произведения на уроке будет Лиса. Вспомните, как Лису называют в литературных произведениях. (Лисичка-сестричка; плутовка; Патрикеевна)

— А кто знает, что обозначает слово ЛИСА? (слово лиса произошло от слова лисый – желтоватый, рыжий цвет)

— Какой по характеру бывает лиса в произведениях? (хитрая, лживая, изворотливая)

— В произведениях какого жанра можно встретить эту героиню? (В сказках)

— Давайте вспомним названия сказок, где героиней была лиса. («Лиса и заяц», «Лиса и медведь», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Кот, лиса и петух»)

— Почему же в сказках так часто главной героиней оказывается лиса? (Наверное, народ осуждает хитрость, обман, лесть и заставляет задуматься, что нельзя вести себя так, как лиса)

— Подумайте, могут ли в этой книге быть произведения о лисе? Как об этом можно догадаться?

hello_html_1dc8cc07.jpg

— Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Лисичка со скалочкой». Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? (Познакомиться с произведением «Лисичка со скалочкой»; научиться бегло и грамотно читать произведение; узнать, какой по характеру проявила себя лиса; выяснить, чему учит сказка.)

— Перед вами солнышко. Посмотрите на него и попытайтесь выбрать, чем бы вы хотели заняться на этом уроке?

(На доске солнышко, в центре которого размещено слово «хочу» и ряд слов)

*читать

*слушать

*играть

*отвечать на вопросы

*обсуждать

*инсценировать

*петь

*прыгать

*спать

— А теперь я заменю слово ХОЧУ на слово МОГУ.

— Что произошло с вашим выбором? Он изменился?

— На уроке постараемся работать дружно, помогая друг другу и, тогда у нас получится выполнить все виды работ, отмеченные вами.

  1. Осмысление: первичное восприятие и усвоение нового материала.

— Послушайте произведение и определите его жанр. Подумайте, как можно доказать ваш выбор.

(Показ учителем презентации: иллюстраций к сказке и чтение текста)

— В маршрутных листах отметьте жанр произведения.

-Докажите ваш выбор жанра произведения. (Троекратное повторение; лиса разговаривает как человек и общается с людьми на равных; добро побеждает зло; используется приём повтора песни)

— Проверьте правильность выполнения работы по таблице.

(Показ таблицы на доске.)

— Оцените правильность выполнения работы.

— Откройте учебник страница 93, назовите автора произведения.

— Как вы понимаете: «русская народная сказка»?

— О ком рассказала нам сказка?

— С чего начался обмен у лисички? (Со скалочки)

— Как встретили хозяева лисичку со скалочкой? (Неприветливо)

— Почему же лисичку пустили переночевать? (Просила скромно, ласково, хитрым голоском — убедила хозяев в том, что не потеснит их.)

— Что лиса говорила людям, чтобы ей поверили?

— С какой интонацией голоса нужно читать, произносить эти слова? Выберите в таблице слова и назовите. (Таблица со слова на доске: радостно, любезно, решительно, вежливо, требовательно, ласково, скромно, удивлённо.)

— Произнесём эти слова так, как должна произнести лиса, чтобы ей поверили. (Выразительное чтение слов учащимися)

— Как лиса обманывала людей? (Ночью сжигала скалку, съедала курочку, гусочку и взамен просила что – то другое)

— Что говорила лиса, когда просила что-то взамен?

— С какой интонацией голоса она это произносила? Выберите в таблице слова и назовите. (Таблица со слова на доске: радостно, любезно, решительно, вежливо, требовательно, ласково, скромно, удивлённо.)

— Произнесём эти слова так, как должна произнести лиса. (Выразительное чтение слов учащимися)

— В тексте вам встретились мало употребляемые слова в нашей речи. Каким способом можно узнать значение этих слов?

— В маршрутных листах прочитайте слова в первой колонке, найдите значение этих слов во второй колонке и соедините.

(проверка выполнения работы учащимися)

— Назовите, как соединили слово со значением.

— Проверьте правильность выполнения работы по таблице и оцените себя.

(Показ таблицы на доске.)

  1. Физминутка для глаз: упражнение для глаз «Тренажёр»

  1. Вторичное закрепление учебного материала

— Какие виды работ на уроке уже выполнили? (Слушали, отвечали на вопросы, учились выразительно читать слова лисички.)

— Переходим к следующему виду работы: чтение. Прочитайте сказку «в парах» по предложению и проверьте, какого события нет среди перечисленных пунктов плана. Допишите этот пункт плана.

Лисичка с курочкой.

Лисичка с гусочкой.

Лисичка с девочкой.

Лисичка и собачка.

— Какого события нет среди перечисленных пунктов плана?

— Что узнали в этой части текста?

— Как озаглавили эту часть?

— Проверьте правильность выполнения задания по таблице.

(Показ таблицы на доске.)

— Оцените правильность выполнения работы.

— Я предлагаю вам поиграть в игру «Мозаика»: каждая группа (класс поделить на 5 групп) получает пакет с карточками. На карточках находится текст одной из частей сказки. Ваша задача: прочитать текст каждой карточки и соединить в нужной последовательности; проверить правильность выполнения работы по учебнику; подготовить группой выразительное чтение данной части сказки.

— Назовите заголовок части сказки.

— Вспомните критерии оценивания выразительного чтения.

(проверка выполнения детьми работ)

— Оцените правильность выполнения работы.

— Как заканчивается первая часть сказки? (Лисичка идёт по дороге во вторую деревню и поёт песенку.)

— Прочитайте слова песенки так, как должна петь их лисичка.

— Как заканчивается вторая часть сказки? (Лисичка идёт по дороге в третью деревню и поёт песенку.)

— Прочитайте слова песенки так, как должна петь их лисичка.

— Для чего в сказке используют приём повторения? (Хотели показать, как удачно лиса обманула людей и довольная собой она направлялась в следующую деревню.)

— Закройте глаза, представьте, как выглядит лисичка в сказке.

— Опишите лисичку, как вы её представляете. (В красивом рыжем меховом наряде, хитрые глазки блестят от удачного обмана, довольная собой)

— Этот образ довольной лисички сохраняется в сказке от начала и до конца сказки? Докажите свой выбор.

  1. Физминутка

Ой, ты, лисонька-лиса,

Пройдись по лесу, краса,

Ты зверушкам улыбнись,

Низко в пояс поклонись.

С зайцами попрыгай вместе,

С волком покружись на месте,

С белкой спрячь ты урожай,

Никого не обижай!

— Как перехитрили лису? Прочитайте в тексте предложения, где об этом говорится.

— Как была наказана лиса?

— Давайте составим характеристику главной героини. В маршрутных листах отметьте слова, характеризующие поведение лисы в сказке.

— Назовите слова, которые вы отметили. Докажите свой выбор.

— Проверьте правильность выполнения работы и оцените себя.

(Показ таблицы на доске.)

— Ребята, кому из вас понравилась сказка, поднимите руку.

— Что понравилось в сказке?

— Что не понравилось в сказке?

— Чему учит нас сказка? (Обманывать нехорошо; на чужом горе своё счастье не построишь.)

— В маршрутном листе прочитайте пословицы. Выберите и подчеркните пословицу, которая не подходит к теме сказки «Лисичка со скалочкой». Докажите свой выбор.

Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.

Дружба — великая сила.

На обмане далеко не уедешь.

— Назовите пословицу, которая не подходит к теме сказки «Лисичка со скалочкой». Докажите свой выбор.

— Подумайте, к кому из героев подходит эта пословица. Почему?

— Проверьте правильность выполнения работы.

(Показ таблицы на доске.)

— Оцените правильность выполнения работы.

— На нашем «солнышке» остался ещё один лепесток: инсценирование. Обсудите с товарищем по парте как нужно подготовиться к инсценировке эпизода сказки?

  • Определить количество героев в тексте (части текста)

  • Распределить роли;

  • Обозначить границы реплик героев, автора;

  • Отработка выразительности чтения реплик героев;

(распределение по группам заданий для инсценировки: 1 группа — «Лисичка со скалочкой», 2 группа – «Лисичка с курочкой», 3 группа – «Лисичка с гусочкой».)

— Оценивать работу будем по критериям:

  • Умение передать образ героя;

  • Техника речи: внятность, выразительность

— На подготовку к инсценировке вам предоставлено 4 минут.

(Проверка выполнения работы учащимися)

  1. Рефлексия

— Сегодня на уроке вы все молодцы: рассуждали, слушали, играли. Какие задачи поставили в начале урока?

— Удалось ли нам выполнить их?

— Оцените свою работу на уроке:

  • Старался, у меня всё получилось.

  • Старался, но были ошибки.

  • У меня не получилось, но я буду стараться.

  1. Домашнее задание

— Каждому из вас хочу предложить буклет с домашним заданием: выберете понравившиеся задания и выполните к следующему уроку.

  1. Найди и прочитай русские народные сказки

с главной героиней лисичкой.

  1. Найди и запиши пословицы,

которые подходят к теме сказки:

  1. Нарисуй главную героиню сказки:

Спасибо дети за урок

Сегодня каждый мне помог.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Путешествие по русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Путешествие по русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».

Шрайнер Александра Ивановна, Лубошникова Анна Николаевна

воспитатели Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Цент развития ребёнка – детский сад «Колокольчик»

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое.

Цель: создание социальной ситуации для комплексного развития познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Учить детей понимать образное содержание сказки. Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Лисичка со скалочкой», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова (плутовка, рыжая, тесно, скалочка), активизация – коварная, хитрая, обманщица.
  2. Развивать связную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать коммуникативные навыки общения и творческие способности детей при поделке к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».
  3. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, умение слушать друг друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища.

Оборудование: фигурка сороки, книга, волшебный клубок, картинки с иллюстрациями из сказки «Лисичка со скалочкой» и одна – из сказки «Репка», разные по цвету и по размеру круги, цветная бумага оранжевого цвета на каждого ребёнка для оригами.

Предварительная работа: чтение сказки «Лисичка со скалочкой», беседа по сказке, рассматривание иллюстраций к сказке, драматизация сказки, игры с загадками: «Узнай по описанию», «Сказочный сундучок».

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями! А теперь давайте встанем в круг, и все вместе скажем:

— Здравствуй, солнце золотое!

— Здравствуй, небо голубое!

— Здравствуй, вольный ветерок!

— Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю – всех я вас приветствую!

Воспитатель: А сейчас подойдите все ко мне. Ребята. Я рада вас видеть в хорошем настроении, и чтобы такое настроение сохранилось на весь день, необходимо не обижать друг друга и чаще улыбаться.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это прилетел к нам, вы узнали, кто это? (Сорока)

Воспитатель: Ребята, Сорока принесла нам книгу, но подул сильный ветер и разбросал все листы. Давайте поможем Сороке собрать страницы по порядку и рассказать сказку. А для того, чтобы собрать эту сказку, она предлагает отгадать загадки и узнать, из какой русской народной сказки эти герои:

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Раскатаем тонко тесто

До конца с мукою вместе.

Формой нужной нарезаем

И начинкой наполняем. (Скалка)

Я пеструшка, я хохлатка

«Куд-куда!» — кричу я кратко.

Кричу, и слышит улица:

Снесла яичко … (Курица)

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет.

Я иду и не боюсь.

Кто же это? (Гусь)

В будке живет, кости грызёт.

Лает и кусается – как называется? (Собака)

Воспитатель: Ребята, вы догадались из какой сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Лисичка со скалочкой».)

II. Основная часть

Воспитатель: А теперь, ребята, совершим небольшое путешествие по нашей сказке. У меня есть волшебный клубок, и он нам сегодня поможет оказаться в сказке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и сказка нас встречает. Подойдите и посмотрите внимательно. (Все картинки со сказки «Лисичка со скалочкой», а одна – из сказки «Репка».)

Воспитатель: Подумайте и скажите, какая сказка здесь живет? ( «Лисичка со скалочкой»).

Воспитатель: Почему вы решили, что именно эта сказка? (Ответы детей)

Воспитатель: Все картинки подходят к этой сказке? (Дети находят картинку со сказки «Репка»)

Воспитатель: Значит, одна картинка какая? (Лишняя)

Воспитатель: Из какой сказки пришла эта картинка? (Репка)

Физ. минутка:

У лисицы острый нос,

У неё пушистый хвост.

Я – охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица.

Как увижу, подкрадусь,

И тихонько затаюсь.

После – прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

Воспитатель: Отдохнули? А сейчас садитесь на стульчики, и мы вспомним сказку «Лисичка со скалочкой».

А помогут нам волшебные круги (По ходу рассказа, дети раскладывают круги в правильной последовательности).

— Выберите, какая будет лиса? (Дети выбирают большой оранжевый круг)

— Какая – курочка? (Жёлтый маленький круг)

— Какая – гусочка? (Белый маленький круг)

— А собачка какая? (Серый большой круг)

— Девочку мы изобразим как треугольник – туловище и круг – голова.

Воспитатель: Давайте подойдем к доске и начнем с главного героя сказки.

— Расскажите, с чего все началось? Найди начало сказки.

— Что было дальше?

— Что произошло потом?

— Кто продолжит?

— За что лиса была наказана?

(Дети выкладывают на доске круги по ходу сказки.)

— Как вы думаете, обманывать — хорошо? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! А вот я вам еще предлагаю сделать из оригами фигуру нашего главного героя (лису).

III. Конструирование в технике оригами.

Дети изготавливают игрушку Лиса в технике оригами.

Воспитатель: Посмотрите, какую красивую лисичку мы с вами сделали!

IV. Итог занятия

Воспитатель: Вот и пришло время прощаться со сказкой, и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте я возьму наш клубок и мы вернемся в наш детский сад.

Новая работа вписывается в контекст событий «Года Стравинского», заявленного Валерием Гергиевым. Маэстро отмечает 50 лет с момента смерти композитора и одновременно готовится к его грядущему 140-летию в следующем году.

На второй сцене Мариинского театра есть фойе имени Стравинского, где развернута небольшая инсталляция – реконструирован кабинет отца, знаменитого баса Федора Стравинского. Сквозь панорамные окна фойе открывается вид на дом, где жила семья, – в таком мощном контексте спектакль воспринимается еще объемнее. Впечатлениями о премьере обменялись Евгения Кривицкая (ЕК) и Ольга Русанова (ОР).

ЕК Довольно необычно, что  вечер одноактных постановок посвящен только сочинениям Стравинского. Даже у Дягилева в «Русских сезонах» все новые балеты Стравинского шли в сочетании с премьерами других композиторов. Возможно, потому что тогда это было слишком ново, и Дягилев уравновешивал музыку молодого композитора с классикой. Например, в 1911 году премьера «Петрушки» шла в один вечер с балетом «Призрак розы» на музыку К.М. фон Вебера.

Впрочем, припоминаю, что на Дягилевском фестивале в Перми в 2017 году была показана программа из трех балетов Стравинского. Свои версии «Жар-птицы», «Петрушки» и «Поцелуя феи» предложили хореографы Владимир Варнава, Алексей Мирошниченко и Вячеслав Самодуров. В Мариинском театре придумали другой ход, взяв не только балетные партитуры. «Байка про лису, петуха, кота да барана» – это «веселое представление с пением и музыкой», как обозначил сам автор. «Мавра» – одноактная комическая опера. И лишь уже упоминавшийся «Поцелуй феи» – балет в чистом виде.

Благодаря таким разным жанрам получились три ярких и достаточно контрастных постановки. И, как декларируется в буклете, сложился портрет композитора в эволюции от русского периода в неоклассический. В отличие от Перми все три спектакля делал один хореограф – Максим Петров, который придумал общую постановочную концепцию и ввел балет и в оперу, и в «Байку», прочертил линию, показывающую развитие композитора на стыке двух периодов.

ОР Хочу поздравить Максима Петрова, который до сей поры ставил короткие одноактные балеты, с первой большой работой. Действительно, Максим блеснул сразу в двух ипостасях – хореографа и режиссера, причем это его первая режиссерская работа. Он достаточно молодой человек, представитель петербургской школы, выпускник Вагановского училища, и отсюда тянется нить к Брониславе Нижинской и вообще к «Русским сезонам». Спектакль, который он сделал, мне кажется очень петербургским, и структура вечера в этом смысле более чем гармонична. В центре – «Мавра» по «Домику в Коломне» Пушкина, – сюжет не просто петербургский, а прямо «из этого района» – Коломны, где находится Мариинский театр. Здесь постановщик обыграл все, что только мог, даже саму архитектуру Мариинки-2, а точнее, ту ее стену, что выходит на Крюков канал. Она воспроизводит аркады торговых рядов находившегося на этом месте Литовского рынка (архитектор Кваренги, конец XVIII века).  В 1920 году рынок сгорел, но в детстве и юности композитор ежедневно смотрел на него – ведь дом Стравинских находится по диагонали напротив, на другом берегу Крюкова канала, буквально в нескольких метрах. Все это обыграно как декорация к «Мавре», и возникает то, что называется «гением места», а Стравинский и его семья, прежде всего отец – знаменитый бас Мариинского театра, – это и есть «гении места», именно этого конкретного места. Подобные вещи, конечно, встречались  в мировом театре: например, в одном из лучших байройтских спектаклей XXI века – вагнеровском «Парсифале» – режиссер Штефан Херхайм главной декорацией сделал виллу Вагнера «Ванфрид» в Байройте. Впрочем, это совсем другая история.

Новая трилогия по Стравинскому, кстати, не первая постановка в Мариинском, когда дыхание города буквально врывается на сцену и создает атмосферу спектакля. Такова галибинская «Пиковая дама» с ее завывающими питерскими ветрами и осознанием того, что буквально в нескольких кварталах, на Малой Морской улице – особняк старой графини (княгини Н.П.Голицыной), а напротив – дом, где умер Чайковский. Такой же атмосферной получилась и постановка оперы Вайнберга «Идиот» (режиссер А.Степанюк) –  герои Достоевского, кажется, зашли в Концертный зал Мариинского театра прямо с городских улиц и принесли его мистические образы с собой. Такие вещи сразу ложатся на подкорку, ощущаются «нутром», и зрителю кажется, что он в центре реальных событий.

Тема сказки лисичка со скалочкой

«Байка» и «Мавра» – сочинения более ранние (представлены в 1922 году), «Поцелуй феи» создан позднее – в 1928-м, но объединение их в один вечер более чем логично: все три поставлены Брониславой Нижинской, и, на мой взгляд, они буквально пронизаны петербургским духом. Хотя, казалось бы, что в «Поцелуе феи» петербургского? Напомню: в основе балета – сказка «Ледяная дева» Андерсена, как бы другая ипостась «Снежной королевы», только без хеппи-энда. Но промозглый холод врывается на сцену в первой же мизансцене в виде ледяного тумана-облака и зависает над ней, и он так похож на здешнюю сырую зиму, с испарениями замерзающих рек и каналов, с «паром изо рта» на холодном воздухе. На этом выразительном фоне еще более щемящим и пронзительным смотрится финал: герой («юноша») одинок, и его подталкивает к бездне «четвертая фея» – на самом деле то ли старец, то ли седовласый странный человек вне времени и пространства. Юноша уходит в это облако, в белое холодное небытие. А может быть, в петербургскую зиму, когда не только холодно, но и темно, мглисто, неуютно, тоскливо… Менее всего петербургской кажется «Байка», но только на первый взгляд. Благодаря тому, что Максим Петров ввел в этот опус персонажей в лице самих Стравинского и Дягилева, история обрела столичные нотки. Игра в фольклор стала еще более интеллектуальной и изощренной – не забудем, это же «Русские сезоны», фольклор «понарошку», игра фантазии петербургских интеллектуалов.

ЕК Игра в «Байке», я бы сказала, действительно возведена в куб, и  в ней несколько уровней. Есть одно окошко (а всего их на сцене четыре, в каждом происходит свое, отдельное действие), которое воспроизводит компьютерную игру. Только герои не ниндзя, не киллеры и не сверхчеловеки, а кот, лиса, баран и петух, то есть наши сказочные персонажи. Периодически появляются надписи «level 1», «level 2» – то есть первый уровень пройден, второй… Интересно обыграна репризность: там, где композитор вновь повторяет начальный музыкальный материал, герои снова попадают на первый уровень, и игра как бы запускается сначала. Сделано все довольно остроумно.

ОР При этом анимация для этой компьютерной игры создана в стиле советских сказочных мультиков или книжных иллюстраций. Понятные, узнаваемые картинки.

ЕК В нижнем правом окне, где появляются Стравинский и Дягилев, идет другая игра. Напомню: «Байка» была написана по заказу княгини Эдмон де Полиньяк для ее вечеров в домашнем салоне, но там так и не случилось постановки. И в какой-то степени этот великосветский салон воспроизведен здесь, в комнате-окне с роялем. Между тем в левом верхнем окне располагаются певцы: тут интерьер современной студии, они в наушниках, перед микрофонами как бы озвучивают действие, словно на записи дубляжа звука в кино. Внизу слева мы видим танцоров. И если мультик вверху дает конкретную картинку, то танец – абстрактный образ. Вышло затейливо, но при этом избыточно. Уследить сразу за всеми четырьмя окнами и четырьмя линиями действия сложно. А ведь есть еще пятый слой – текст, бегущая строка…. Постановщик на это может возразить, что, мол, зритель волен выбрать  что-то свое, и тогда каждый увидит «свою» постановку, со своего ракурса. Момент дискуссионный, но в любом случае сделано лихо, в духе парадоксальности и иронии, свойственной Стравинскому.

ОР Для меня главным «окном» стала четверка танцующих дворников, сменяющая мизансцену Стравинского с Дягилевым. Это замечательная находка, изюминка спектакля. С одной стороны, дворник – герой из народа. С другой – городская фигура, опять же петербургская. Кроме того, режиссер сделал из них гротескных персонажей: да, они в форме – белых фартуках, сапогах и жилетках,  но и в «рокерских» темных очках  с длинными черными бородами, похожие то ли на правоверных иудеев, то ли на «Битлз» на знаменитой обложке альбома Abbey Road (там все, кроме Маккартни, с бородами). Кстати, облик дворников рифмуется с огромным портретом Стравинского в темных очках, который периодически появляется на заднике сцены в течение всего спектакля.  А выходят они то с медными духовыми инструментами в руках, то с советскими транзисторными приемниками. И как при этом потешно танцуют, словно говоря залу: «Ребята, улыбнитесь!» (так и хочется продолжить словами барона Мюнхгаузена из фильма Марка Захарова: «Улыбайтесь, господа! Серьезное лицо – еще не признак ума…»).

Тема сказки лисичка со скалочкой

ЕК Да, и танцуют в дискотечной манере…

ОР Все вместе я бы сравнила с многослойным пирогом с разными смысловыми уровнями. То, как вкусно его «испек» Максим Петров, говорит о широкой эрудиции. Кстати, дворники потомпоявятся и в «Мавре» вместе с гусаром Василием. Напомню сюжет «Мавры» («Домика в Коломне»): Василий, переодетый кухаркой – чтобы быть поближе к возлюбленной Параше, накануне встречи с ней решает побриться. В этот момент его застает маменька Параши. У Пушкина в этой кульминационной точке изумительный текст. Параша интересуется у маменьки: «Да где ж Мавруша?» – «Ах, она разбойник! Она здесь брилась!.. точно мой покойник!» В либретто этого нет, зато в спектакле в этот момент появляются бородатые девушки – будто срисованные с Кончиты Вурст. Остроумная придумка постановщика!

Вообще, тут много ассоциаций. Текст, например, прямиком отсылает к Гоголю – помните, в «Женитьбе» Яичница бросает сватье: «А невесте скажи, что она подлец!»? Здесь тоже о женщине говорится в мужском роде («она разбойник»). И вообще, «Домик в Коломне», как, собственно, и «Мавра», – это очень гоголевский сюжет, абсурдный и анекдотичный. Чем, например, не «Нос»? Кстати, и тема бритья есть и тут, и там (нос майора Ковалева, как мы помним, нашел цирюльник, который его брил). Да и дворников, не исключено, Максим Петров позаимствовал именно оттуда (как не вспомнить Октет дворников в опере «Нос» Шостаковича?).

ЕК Подход Петрова к танцевальному рисунку вызвал ассоциации с  первыми революционными прорывами «Русских сезонов». Сохранились воспоминания Стравинского о том, как Вацлав Нижинский готовил постановку «Весны священной»: «Артисты балета репетировали месяцами и знали, что они делают, хотя то, что они делали, часто не имело ничего общего с музыкой. “Я буду считать до сорока, пока вы играете, – говорил мне Нижинский, – и мы увидим, где мы разошлись”. Он не мог понять, что если мы и разошлись в каком-то месте, это не означало, что во все остальное время мы были вместе. Танцовщики следовали скорее за счетом, который отбивал Нижинский, нежели за музыкальным размером». В своем интервью Максим Петров рассказал, что в постановке пришлось столкнуться со сложностью счета для артистов. «Приходилось высчитывать буквально каждый такт, чтобы артисты понимали, на какую музыку им надо танцевать, что в ней ловить, с какого акцента начинать делать», – признался Петров. Так что история повторяется спустя столетие… И хореографу хотелось отразить нерегулярную ритмику Стравинского в пластическом рисунке. Мы видели, что артистам в «Байке» и в «Мавре» приходилось укладывать несинхронность движений, считать, чтобы попадать в нужные доли. Я внимательно наблюдала за квартетами танцующих, там каждому был задан определенный ритмический алгоритм. А ведь это сложно, когда рядом с тобой партнер танцует «поперек» твоего ритма.

Кстати, вокальная линия в «Байке» и в «Мавре» тоже вызывает интересные аллюзии, только не с прошлым, а с нашим сегодняшним днем. Можно сказать, что Стравинский опередил свое время и сочинил вокальные партии в стиле рэп. Во многих случаях тут важен не смысл слов, а их фонизм, скороговорка слогов.

ОР Я попыталась найти в словаре значение некоторых слов. Например, «ладыга». И выяснилось, что это слово существует в значении «лодыжка», но оно явно в этом  контексте тут не подходит. И получается, что Стравинский  действительно брал слова, которые ему просто нравились по звучанию. Они фольклорообразные –  кажется, что что-то означают, но смысла в них нет. Привет обэриутам и лично Хармсу.

ЕК Конечно, в таких случаях важно, чтобы эти слоги артикулировались очень четко, звонко – тогда достигается задуманный эффект. К сожалению, вокальный ансамбль был сыроват, в некоторых моментах он расползался и между собой, и с оркестром.

ОР У меня тоже возникло ощущение, что певцы немного потерялись на фоне пластики, хореографии, сценографии. И еще – мне жаль, что Стравинский не персонифицировал вокалистов: они поют сразу за всех персонажей, им тяжело конкурировать с ярко театральными образами лисы, барана, дворников etc.

Тема сказки лисичка со скалочкой

ЕК Мне кажется, Стравинский обратился к старинным традициям площадного театра, причем не столько русского, сколько европейского. Была же в эпоху Возрождения «мадригальная опера», где не было персонификации, и хор озвучивал всех героев оперы. Стравинский, прекрасно знавший музыку того времени, сделал такой микст, воспроизводя то ли ярмарочный балаган, то ли комедию дель арте. И мы вновь возвращаемся к тезису о многослойности замысла композитора и получившегося спектакля: потяни ниточку – и размотается необычный сюжет.

ОР Интересно, как Максим Петров придумал связать «Байку» и «Мавру», подчеркнуть их общность с помощью персонажей, которые «проникают» из первой истории во вторую. И не только дворников, но и героев-животных. Лиса и вовсе в какой-то момент в «Мавре» выходит на первый план: то на «лафете» выкатывают гроб, и внезапно из гроба вылезает она – бодра и весела, ну полный сюр! А в самом конце «Мавры» она бежит со скалкой, прогоняя всех героев со сцены.  И опять  двусмысленность: с одной стороны, реверанс  русской сказке про «Лису со скалочкой», с другой – сварливая женщина, которая скалкой и побить может, если что…

ЕК Да, Лиса – яркий персонаж, как бы «оживший» из иллюстраций к русским народным сказкам и советским мультикам. Колоритная фигура с хвостом, в кафтане – словно ростовая кукла. Она, как «черт из табакерки», выскакивает в кульминационные моменты действия.

ОР Хотелось сказать о работе дирижера и оркестра Мариинского театра. Дирижер-постановщик спектакля – Валерий Гергиев, но мы слушали вторую премьеру, где за дирижерский пульт встал Арсений Шупляков. Вообще-то, он ударник в оркестре, я так часто видела его в оркестровой яме…  И вдруг он выступает в роли дирижера и, надо сказать, весьма успешно. Для меня лично это открытие. Да, у него немного просел баланс вокалистов и оркестра в «Байке»  – четверку певцов не всегда хорошо было слышно, но в остальном он хорошо справился с партитурами Стравинского.

ЕК Мы часто используем слово «картинка».  Кроме сценографии эту картинку «делают» костюмы  художницы Юлдус Бахтиозиной.

ОР Костюмы действительно стильные, это костюмы-образы. Например, в «Мавре» на сцене «бабы с чайника», причем в кокошниках, но это не реалити – нет никаких фольклорных орнаментов, кричащих красно-зеленых тонов: доминирует чистый голубой цвет, что переводит всю историю в плоскость иронии, игры.

ЕК Мои ассоциации, скорее, ведут к эпохе модерна, где вроде есть отсылка к конкретному времени, но нет реализма. Это реплика, диалог со стилем, как, собственно, и музыка Стравинского. Есть тут и призрачность, работающая на твою  идею Петербурга, и в то же время нечто зимнее, ледяное, что перекидывает мостик к «Поцелую феи».

ОР Но уж если о  костюмах, то они  особенно разнообразны, изобретательны и хороши в «Поцелуе феи». Элегантное черное платье первой феи, зеленые кикиморы во главе со второйфеей – смешные, пародийные, ассоциирующиеся с разными сказочными чудищами.

ЕК Может быть и иная версия: зеленые феи – это материальные, земные тела, а темные и серебристые костюмы третьей феи и ее свиты указывают на потусторонний характер героев.

ОР Отмечу и яркие балетные работы. Юноша – Александр Сергеев, в очередь с ним танцует Филипп Степин, – это два ведущих солиста Мариинки. Хороша Рената Шакирова – третья фея. И необычное решение образа четвертой «феи», как я уже говорила, –  в мужском обличье (не танцевальная, но очень выразительная роль Дмитрия Пыхачова) – это как судьба, постучавшаяся в дверь. Он с самого начала безучастно, недвижимо сидит на стуле, как бы наблюдая за происходящим, и только потом вторгается в ход событий.

ЕК Возможно, это Петр Ильич Чайковский? Ведь музыка «Поцелуя феи» – это тонкая переработка и коллаж из многих его сочинений, и интересно, что в балетной лексике переплетаются классические па времен Мариуса Петипа и вполне современные угловатые жесты и позы.

ОР Как знать, может быть… Во всяком случае, Стравинский предпослал партитуре такие слова: «Посвящаю этот балет памяти Петра Ильича Чайковского. Балет имеет аллегорический смысл – ведь Муза Чайковского сродни той фее. Подобно фее, Муза  отметила Чайковского своим  поцелуем, печать которого лежит на всех творениях великого художника».  А возвращаясь к Максиму Петрову, хочу поаплодировать дебютанту, сумевшему  найти неординарные решения и воплотить их с большим вкусом и фантазией.

ЕК Присоединяюсь. В этот вечер состоялось открытие незаурядной личности, будущие работы которой я бы с интересом посмотрела.

Авторские развивающие логические игры от автора Попадейкиной Л. А. для детей 5,6,7 лет «В мире сказок». Игры пригодятся педагогам подготовительных и старших групп для улучшения логического мышления детей.

Задачи:

  • прививать любовь к книге, воспитывать любовь к сказкам;
  • развивать сообразительность и смекалку, логическое мышление, умение подбирать определения, расширять словарный запас;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Ход занятия «Развивающие логические игры»

Ведущая: «Сказка — ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам — урок.» Все мы любим читать и слушать сказки. И сказок в мире великое множество.
А знаете ли вы сказки? Это мы сегодня и узнаем. Приготовьтесь, мы отправляемся в приключение по сказкам.

Игра «Отгадай сказку»

(нужно отгадать название сказки)

— Он от бабушки ушёл
И от дедушки ушёл,
А лиса перехитрила
И на носик посадила ( Колобок)

— Кто-то в домик к ним пришёл
Беспорядок в нём навел.
Съел из миски,
Стул сломал
И в кроватке полежал (Три медведя)

— Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной
Он сам того не ведая несёт её домой.
Хотел присесть он на пенёк и скушать вкусный пирожок,
Но Маша в коробе сидит и тихо — тихо говорит:
«Не садись ты на пенёк, и не кушай пирожок.
Неси бабушке, неси дедушке» (Маша и медведь)

— Рыбкой кто не поделился —
Мёртвым зверем притворился.
Рыбку кто ловил хвостом,
Битый был потом ведром.
Догадайтесь, я о ком ( Лиса и волк)

— Мышка там зерно толчёт,
Лягушка пироги печёт —
А лиса с колючим ёжиком
Режут сало острым ножиком ( Теремок)

— Кто не слушался сестрицу,
Воду выпил из копытца.
Кто кого потом искал?
Из озёрной тины звал.
Отвечайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Ведущая: Что ж загадки отгадали и героев вы узнали. Но в сказке не один герой, вы немножко поищите — всех героев покажите. У меня на столе лежат картинки персонажей сказок — нужно для каждой сказки подобрать своих героев.

Игра «Покажи сказку»

( детям даётся название сказки и они должны на магнитную доску выставить из общего набора персонажей тех, кто подходит для их сказки)

Например:

  • для сказки «Колобок» — колобок, бабка, дед, заяц, медведь, волк, лиса;
  • для сказки «Репка» — репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка;
  • для сказки «Заюшкина избушка» — лиса, заяц, волк, медведь, петух и т. д.

Ведущая: Ну, ребята, молодцы! Все герои — хороши! А сейчас давайте представим, что вы — актёры театра. И вам необходимо приготовиться к выступлению.

Игра «Одень сказочного героя»

( выбираем четырёх детей: из них двое будут сказочными героями, а двое будут помогать им наряжаться)

Ведущая: Вот здесь у нас костюмы сказочных героев, но к сожалению, из-за частого переезда театра, они перемешались. Вам нужно найти костюм именно вашего сказочного героя. В каждом костюме по 5 предметов.( даётся название сказочного героя)

Например:

  • дед — парик, усы, шляпа, рубаха, шаровары;
  • баба — платок, юбка, блузка, лапти, корзина;
  • волк — уши, жилет, шаровары, хвост, игрушечный заяц;
  • лиса — уши, жилетка, юбочка, хвост, игрушечная рыбка.

Ведущая: Молодцы, ребята! Хоть сейчас на сцену! Если присмотреться к нашим сказочным персонажам — про них можно многое рассказать.

Игра — развлечение для старших дошкольников «В мире сказок» (по сюжетам русских народных сказок)

Игра «Какие они?»

  1. Крошечка — хаврошечка. Какая она? (добрая, трудолюбивая, ласковая, сострадательная, работящая…)
  2. Лиса в сказках. Какая она? (рыжая, хитрая, изворотливая, жадная, лживая…)
  3. Машенька из сказки «Машенька и медведь». Какая она? (добрая, любящая, трудолюбивая, смекалистая…)
  4. Волк в сказках. Какой он?(серый, злой, грубый, жадный, голодный…)
  5. Петушок из сказки «Петушок — золотой гребешок». Какой он? (глупый, непослушный, крикливый, беспомощный…)
  6. Снегурочка. Какая она? (снежная, ледяная, любящая, боязливая…)

Ведущая: Вот теперь, благодаря вам, ребята, мы знаем, какие они — сказочные персонажи. Вы, конечно, знаете, что у каждой сказки есть начало и есть конец. Давайте с вами попробуем по началу и концу сказки отгадать её название.

Игра «Отгадай сказку»

  1. Эта сказка начинается со снежной бабы, а заканчивается белым облачком (Снегурочка).
  2. Эта сказка начинается со стрелы, а заканчивается смертью Кощея (Царевна — лягушка).
  3. Эта сказка начинается с посадки овоща, а заканчивается помощью мышки (Репка).
  4. Эта сказка начинается с запретного питья из копытца, а заканчивается гибелью ведьмы (сестрица Аленушка и братец Иванушка).
  5. Эта сказка начинается с выпечки, а заканчивается на кончике носа лисы (Колобок).
  6. Эта сказка начинается с рыбки, а заканчивается поездкой на битом волке (Лисичка — сестричка и волк).
  7. Эта сказка начинается со скалочки, а заканчивается оторванным хвостом (Лисичка со скалочкой).

Ведущая: Молодцы, ребята, отгадали названия сказок. Но какая бы не была сказка, в ней добро всегда побеждает зло. Читайте сказки и вырастайте добрыми, умными, честными. А наше приключение в мире сказок закончилось и за ваше невероятное знание сказок вы получаете медали «Сказочные знатоки».

Живёт в каждой сказке какой — то герой,
Мечтает герой подружиться с тобой
Ты руку ему протяни поскорей
И в сказочный мир шагни посмелей.

Автор: Попадейкина Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Д/С КВ № 27 «Ёлочка»
Месторасположение: город Северск, Томская область, Россия.

Дата изменения: 17.02.2021
Дата публикации: 19.06.2014

  • Тема сказки лиса и журавль для читательского дневника
  • Тема сказки королевство кривых зеркал
  • Тема сказки лиса и тетерев
  • Тема сказки колобок кратко
  • Тема сказки конек горбунок ершова