Тема сказки голубая змейка

Краткое содержание карлик нос для читательского дневникафио автора: вильгельм гауфназвание: карлик носчисло страниц: 96. вильгельм гауф. карлик нос. издательство аст.

Краткое содержание «Карлик Нос» для читательского дневника

ФИО автора: Вильгельм Гауф

Название: Карлик Нос

Число страниц: 96. Вильгельм Гауф. «Карлик Нос». Издательство «АСТ». 2015 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1826 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

О произведении

Сказка «Карлик Нос» Гауфа написана в 1826 году. Это одно из лучших произведений немецкого сказочника, наполненное магией, злыми чарами, превращениями.

В сказке писатель изобразил дружбу и взаимопомощь, сострадание к ближнему, любовь, оптимистическое отношение к жизни. С помощью этих качеств можно преодолеть любые жизненные трудности.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Карлик Нос» на нашем сайте. Пересказ сказки пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Главные герои

Якоб (Карлик Нос) – весёлый, бойкий мальчик, превращённый злой колдуньей в карлика.

Колдунья – злая, уродливая старуха.

Мими – дочь волшебника, превращённая в гусыню, добрая и отзывчивая.

Родители Якоба – сапожник Фридрих и торговка зеленью Ханна, простые, добрые, любящие люди.

Герцог – богатый дворянин, самодовольный, большой любитель вкусно поесть.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Карлик Нос»

«Карлик Нос» — краткое содержание для читательского дневника

«Карлик Нос» — произведение известного немецкого сказочника Вильгельма Гауфа, повествующее о приключениях мальчика по имени Якоб, превращенного злой колдуньей в страшного карлика.

Жанр произведения

— сказка.

Тема произведения.

Тема сказки «Карлик Нос» В. Гауфа — волшебство.

Идея произведения.

Идея сказки «Карлик Нос» состоит в следующем — богатство души гораздо важнее внешности.

Проблематика произведения.

Вильгельм Гауф на страницах своего произведения поднимает проблему значимости внутреннего мира, его приоритета над внешним. А также затрагивает проблему верности и преданности.

Основные герои произведения.

Якоб (Карлик Нос) – добрый и красивый мальчишка, во всем помогающий своим родителям. Превращен злой колдуньей в безобразного карлика с длинным носом.

Колдунья – злая волшебница с обезображенным обликом.

Мими – добрая и заботливая девушка, превращенная в гусыню. Ее отец — известный волшебник.

Отец Якоба — Фридрих — сапожник, ставящий заплатки на обувь.

Мама Якоба — Ханна — торговка зеленью и овощами, добрая и сердечная женщина.

Герцог – богач, любитель вкусно поесть.

Сюжет произведения.

У сапожника Фридриха и его жены Ханны, торговки зеленью, был единственный сын Якоб — красивый и смышленый парнишка, гордость родителей. Он весело зазывал покупателей. И вот в один из обычных дней к матери подошла безобразная старуха, которая стала небрежно перебирать пучки зелени. Своим поведением женщина очень рассердила маленького Якоба, и он, не выдержав, сказал женщине, как она уродлива. Старуха в ответ пригрозила сделать его внешность похожей со своей.

Наконец, злая покупательница выбрала кочаны капусты, да только они были так тяжелы, что сама старуха их до дома донести не могла и попросила помочь Якоба. Мама часто отправляла мальчишку с такими поручениями. Так же было и в этот раз. Старуха пригласила Якоба войти в дом и накормила необыкновенным супом, от которого мальчик крепко заснул. И его посетили странные сновидения: в них Якоб был прислугой страшной старухи и даже стал искусным поваром.

Пробудившись, Якоб испугался, что надолго задержался, и побежал на рынок к матери. Только вот мама его не узнала. Оказалось, что с того момента, когда он пошел помогать старухе, прошло семь лет. Сам же он был мало похож на того красивого паренька, каким был раньше. Якоб изменился до неузнаваемости, став маленьким карликом с безобразным длинным носом.

Мальчишке ничего не оставалось, как отправиться, куда глаза глядят, ведь даже родители отказались от него, не признав в нем сына. Вспомнив, что умеет отлично готовить, Якоб устроился на кухню к герцогу. Этот дворянин любил вкусно поесть.

Мастерство Якоба пришлось по душе герцогу. И Карлик Нос остался работать в его доме. Однажды, выбирая на рынке гусей, повар выбрал гусыню, заколдованную дочь волшебника. За подаренную жизнь Мими отблагодарила Якоба: помогла найти траву, которая вернула ему прежнюю внешность.

Якоб отнес Мими отцу, который щедро отблагодарил его за помощь своей дочери. Мальчишка вернулся в родной дом, обрадовав родителей, которые уже и не надеялись увидеть его живым.

Чему учит произведение?

Сказка «Карлик Нос» учить бороться за свое счастье, никогда не опускать руки и идти к своей цели. А еще произведение учит помогать тем, кто в этом нуждается.

Отзыв о произведении.

Меня восхитило то, что обычный мальчишка Якоб, пострадав от рук злой колдуньи, не озлобился душой, остался таким же добрым, каким был раньше. Именно благодаря этому, а также огромному труду и упорству он смог вернуть прежнее обличье.

Сюжет

У сапожника Фридриха и его жены Ханны был единственный сын – бойкий, умный мальчик по имени Якоб. Он помогал матери торговать на рынке свежими овощами, весело зазывая покупателей. Однажды к лавке подошла уродливая старуха, которая принялась долго копошиться в овощах. Этим она очень рассердила мальчика, который сделал нелестные замечания о её внешности. Старуха сказала, что и он может стать таким же безобразным, как она.

Выбрав наконец овощи, старуха попросила Якоба донести ей их домой. В качестве благодарности она угостила мальчика волшебным супом, и тот уснул крепким сном. Во сне Якобу казалось, будто он прислуживал в доме старухи семь лет, и за это время в совершенстве освоил поварское искусство.

Проснувшись, Якоб тут же отправился на рынок, но родная мать не узнала его. Оказалось, что с момента их расставания и в самом деле прошло семь лет, к тому же Якоб изменился до неузнаваемости: он стал безобразным карликом с огромным носом. Он отправился куда глаза глядят, и вскоре ему удалось устроиться на кухню к герцогу – большому ценителю вкусной еды.

Благодаря своему огромному носу с тонким обонянием Карлик Нос мог настолько виртуозно сочетать компоненты в блюде, что герцог был в полном восторге от нового повара. Как-то раз, отправившись на рынок, Карлик Нос купил белоснежную гусыню, которая оказалась заколдованной дочерью волшебника. Карлик пожалел её и не стал готовить из неё жаркое. Гусыня не осталась в долгу: она помогла карлику найти волшебную травку, понюхав которую он вернул свой прежний облик.

Якоб отнёс свою верную подругу Мими отцу – могущественному волшебнику, и тот в благодарность щедро одарил юношу деньгами. Якоб вернулся домой, несказанно обрадовав своих родителей.

«Карлик Нос» — читательский дневник по сказке В. Гауфа

Якоб (Карлик Нос) – веселый, бойкий мальчик, превращенный злой колдуньей в карлика.

Колдунья – злая, уродливая старуха.

Мими – дочь волшебника, превращенная в гусыню, добрая и отзывчивая.

Родители Якоба – сапожник Фридрих и торговка зеленью Ханна, простые, добрые, любящие люди.

Герцог – богатый дворянин, самодовольный, большой любитель вкусно поесть.

Краткое содержание и сюжет

У сапожника Фридриха и его жены Ханны был единственный сын – бойкий, умный мальчик по имени Якоб. Он помогал матери торговать на рынке свежими овощами, весело зазывая покупателей. Однажды к лавке подошла уродливая старуха, которая принялась долго копошиться в овощах. Этим она очень рассердила мальчика, который сделал нелестные замечания о ее внешности. Старуха сказала, что и он может стать таким же безобразным, как она.

Выбрав, наконец, овощи, старуха попросила Якоба донести их домой. В качестве благодарности она угостила мальчика волшебным супом, и тот уснул крепким сном. Во сне Якобу казалось, будто он прислуживал в доме старухи семь лет, и за это время в совершенстве освоил поварское искусство.

Проснувшись, Якоб тут же отправился на рынок, но родная мать не узнала его. Оказалось, что с момента их расставания и в самом деле прошло семь лет, к тому же Якоб изменился до неузнаваемости – он стал безобразным карликом с огромным носом. Он отправился, куда глаза глядят, и вскоре ему удалось устроиться на кухню к герцогу – большому ценителю вкусной еды.

Благодаря своему огромному носу с тонким обонянием Карлик Нос мог настолько виртуозно сочетать компоненты в блюде, что герцог был в полном восторге от нового повара. Как-то раз, отправившись на рынок, Карлик Нос купил белоснежную гусыню, которая оказалась заколдованной дочерью волшебника. Карлик пожалел ее и не стал готовить из нее жаркое. Гусыня не осталась в долгу – она помогла карлику найти волшебную травку, понюхав которую, он вернул свой прежний облик.

Якоб отнес свою верную подругу Мими отцу – могущественному волшебнику, и тот в благодарность щедро одарил юношу деньгами. Якоб вернулся домой, несказанно обрадовав своих родителей.

План пересказа

  • Семья Якоба.
  • Уродливая старуха.
  • Якоб попадает в дом колдуньи.
  • Волшебный суп.
  • Семь лет в заточении.
  • Родители не признают Якоба.
  • Карлик Нос.
  • Лучший повар герцога.
  • Гусыня Мими.
  • Поиск волшебной травки.
  • Якоб возвращает свое прежнее обличье.
  • Спасение Мими.
  • Возвращение домой.

Основная мысль

Доброе сердце и чистая душа гораздо важнее внешности.

Чему учит

Учит никогда не сдаваться, не отчаиваться, уметь приспосабливаться к разным жизненным обстоятельствам. Сказка учит бороться за свое счастье и настойчиво идти к намеченной цели. Также учит быть добрым, отзывчивым и помогать тем, кто оказался в беде.

Отзыв

Несмотря на то, что Якоб был обычным мальчишкой, он достойно выдержал все испытания, которые ему пришлось пережить из-за вмешательства злой колдуньи. Он не ожесточился, не озлобился на весь мир, и благодаря доброму сердцу вернул свой прежний облик.

Пословицы

  • Красота до вечера, а доброта навек.
  • Жизнь прожить – не поле перейти.
  • Отвяжись худая жизнь, привяжись хорошая.

Что понравилось

Понравилось, как Карлик Нос пожалел гусыню и спас ее от верной смерти. Благодаря этому поступку он смог вернуться к родителям.

Вывод и мое мнение

Как и во всех волшебных сказках, герои должны доказать, что они достойны счастья. А это можно сделать, только не изменив себе и своему слову, быть честным, добрым и ясно видеть цель, к которой стремишься.

Отзыв

Несмотря на то, что Якоб был обычным мальчишкой, он достойно выдержал все испытания, которые ему пришлось пережить из-за вмешательства злой колдуньи. Он не ожесточился, не озлобился на весь мир и благодаря доброму сердцу вернул свой прежний облик.

Рисунок-иллюстрация к сказке Карлик Нос.

Краткое содержание сказки

Якоб, двенадцатилетний мальчишка, помогал матери торговать овощами на рынке. Не подумав, он оскорбил покупательницу. Это была старая колдунья. Она превратила Якоба в белку. Прослужил мальчик у старухи поваром семь лет, освоил ремесло повара. Домой вернулся в обличье карлика с длинным носом. Мать и отец его не узнали. Пришлось Якобу наниматься поваром к герцогу. Тот был гурманом, но Якоб умел готовить самые изысканные блюда. К званому обеду Якоб на рынке купил гусыню. Она разговаривала человеческим голосом, потому что это была заколдованная принцесса Мими. Якоб подружился с ней. Для важного гостя хозяин потребовал приготовить особый паштет. Мими помогла Якобу найти нужную для приправы травку. Понюхав ее, карлик все вспомнил и снова стал Якобом. Он с гусыней отправляется на остров Веттербок к ее отцу, чтобы тот расколдовал дочь. Получив много денег и подарков, возвращается Якоб к родителям. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Карлик Нос

Сказка с глубоким смыслом раскрывает темы, которые всегда были актуальными – «Поступок — расплата», «Толерантное отношение к физическим недостаткам людей», «Признание талантов и достоинств человека». Недостойно повел себя мальчик, насмехаясь над физическими недостатками старухи. Он за это наказан – сам стал маленьким уродцем с длинным носом. Мастерство повара дало возможность уродливому карлику заслужить почет и уважение при дворе герцога. Доброе отношение к гусыне помогло Якобу избавиться от чар старухи. Чему учит сказка Карлик Нос? Сказка предостерегает от недостойного поведения и учит терпимости к недостаткам людей, милосердию, человечности.

Вариант №2

Одна из самых популярных сказок немецкого писателя Вильгельма Гауфа, «Карлик Нос», является настоящим пособием для совсем юных и уже взрослых читателей, о том как вести себя в обществе и чего делать не стоит.

Прежде всего, она учит нас не придавать столь большого значения внешнему облику, а наоборот, попытаться проникнутся человеком, его душой, мыслями, идеями. Главный герой, Якоб, тому очень яркий пример. Посмеявшись над уродливостью старухи, он сполна ответил за свои слова годами мучений. Ведь даже найдя волшебную травку в доме чародейки, Якоб превращается в уродливого карлика, а не прежнего красавца.

Очевидно, данное наказание Якоб получил через свое легкомыслие и инфантильность, и даже с этого можно извлечь еще один урок. Сказка учит нас быть терпеливее к окружающим, а самое главное к их недостаткам. Все мы разные и есть те, кому не повезло родиться с физическими недостатками. Нельзя смеяться над внешностью другого человека, какой бы она ни была.

Еще один важный момент сказки — это ничто иначе, как дружба между Якобом и Мими. В отношениях с гусыней, Якоб проявляет себя очень чутким и благородным человеком. Он больше не повторяет ошибок прошлого, и теперь старается получше узнать человека, прежде чем делать вывод исключительно по внешним признакам. К сожалению, только узнав на себе, что такое унижения через кривой нос и непривлекательное тело Якоб смог измениться, и тем самым спасти себя и свою возлюбленную. Как раз их преданность и честность друг с другом помогла им снять чары.

Последний аспект, который хотелось бы затронуть это отношения с родителями. Карлик несмотря ни на что пронес любовь к своим родным через все повествование, и это еще раз говорит о значении семьи в жизни человека.

Как и все сказки, данное сочинение заканчивается победой добра. Главное помнить, что в настоящей жизни честный и добрый человек — будет симпатичен людям при любой внешности. Сама по себе сказка наполнена нескончаемым оптимизмом, добротой и любовью.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Тургенев
  4. Главные герои рассказа Певцы

Яшка Турок – юноша из бедной семьи. Судя по его поведению – человек чувствительный, эмоциональный. Перед выходом на сцену очень волнуется и не может не выдавать переживаний. Постоянно мигающие глаза выдают нервозность. Однако он выигрывает в споре. Достаточно открыт миру, и, без сомнения талантлив. Его песня трогает душу. Честен и непосредственен.

Турок предстает перед зрителем положительным персонажем. Ему не чужды отзывчивость, неимоверная искренность, желание достучаться до людей посредством своего творчества. Он не приемлет лжи и никогда не стал бы идти к победе обманными путями. Яшка настоящий и немного наивный. Однако сумел донести до народа настоящее искусство. Следовательно, обладает природным даром настоящего артиста.

Рядчик – основной соперник Яшки Турка. Несколько старше своего оппонента – ему около 30-ти лет. Невысокого роста. В отличие от первого героя, совершенно не волнуется (возможно, потому, что не собирается открывать свою душу публике). Исполняет свое творение хорошо. Однако, это не столько искренность, сколько техничность. Правильно пропетые ноты не трогают струны человеческого естества. Однако его нельзя назвать подлым либо зазнавшимся – ведь он признает, что победа в данном состязании именно за Яшкой.

Второстепенные герои

Ефграф Иванов – получил в народе прозвище «обалдуй». Несмотря на то, что ограничен в финансах, он всегда сыт и пьян. Появляется практически на всех мероприятиях, что выдает в нем знатного гуляку. Большинство людей относится к нему с презрением. Тем не менее, «обалдуй» — явление постоянное, его нельзя вычеркнуть из увеселительных мероприятий.

Моргач — сбежавший от хозяев кучер. Однако после череды скитаний герой возвратился к барыне и попросил прощения. Его приняли на службу обратно. После кончины своей хозяйки начал жить «на широкую ногу». Ему не чужды ум и расчет, находчивость и изобретательность.

Дикий – Барин – огромный мужчина, однако неимоверно добрый. Пользуется хорошей репутацией. Вполне вероятно, что заслужил уважение своими поступками. Несмотря на то, что не имеет определенного места службы, в деньгах не нуждается и ни в чем себе не отказывает. Ведет тихую жизнь. Источает загадочность.

Николай Иванович – владелец трактира. Вполне вероятно, что он одарен некоей харизмой. Поскольку посетители рекой текут в его заведение. Много знает о русском народе. Способен поддержать разговор на любую тему. Неплохо разбирается в людях.

Жена хозяина трактира – распоряжается средствами. Женщина разумная и расчетливая. Любит обеспеченных, спокойных посетителей и не жалует шумных гуляк. Достаточно впечатлительна и ранима, ведь Яшкино пение сумело растрогать ее.

Рассказчик – прохожий, что зашел в трактир напиться воды и застал соревнование певцов. После пения Турка сразу же ушел, чтобы не портить впечатление от выступления.

Вариант 2

Ключевыми персонажами произведения, входящего в состав цикла «Записки охотника», являются два участвующих в песенном конкурсе певца — Яшка-Турок и Рядчик.

Яшка-Турок

Яшка-Турок представляется в рассказе в образе двадцатитрехлетнего молодого человека, худощавого, сероглазого, имеющего светлые волосы русого цвета, являющегося простым нищим крестьянином, одевающемся в кафтановую одежду голубого цвета, работающим черпальщиком на близлежащем бумажном заводике. Яшка-Турок отличается впалыми щеками, красивыми, выразительными губами, прямым носом, белым покатым лбом, демонстрирующими впечатлительные и страстные черты его лица. Прозвище Яшки напрямую связано с его необычным происхождением, поскольку матерью юноши является пленная турчанка.

Яшка-Турок обладает пленительным, чудесным голосом и имеет среди местного населения мнение как лучший певец в ближайшей округе. Голос Яшки-Турка отличается особой чувствительностью, в которой слышны нотки русской, правдивой, горячей души, выраженной в слегка надтреснутых, звенящих интонациях, сочетающих в себе неподдельную грусть, беспечную страсть, глубокую сладость, силу молодости.

Мелодичность неотразимого дрожащего голоса Якова, в котором чувствуется упоение певца, затрагивает потаенные уголки души слушателей и вызывает у зрителей, наслаждающихся его пением, эмоциональные реакции в виде слез, глухих, сдержанных рыданий, всхлипов. Звучание грустной, заунывной песни Яшки, несмотря на его волнение перед выступлением и неуверенность, заставляет каждого из слушателей вспоминать нечто родное, теплое, необозримо широкое, как раздолье знакомых степей и бесконечных далей и в то же время что-то жуткое появляется в сердцах зрителей.

Рядчик

После исполнения Яшкой-Турком песни его безоговорочную победу признает и второй главный герой произведения – Рядчик, поскольку понимает, что своей песней Яшка затрагивает тонкую струну каждой человеческой натуры, давая слушателю наслаждение красотами музыкального звучания, исходящего от истинного песенного художника.

Рядчик представляется в виде городского представителя мещанского происхождения, прибывшего из Жиздры и ставшего партнером Яшки-Турка в песенном конкурсе. Рядчик описывается писателем в качестве мужчины лет тридцати, имеющего неплохое состояние, обладающего небольшим ростом, коричневыми глазами, рябым лицом, волнистыми волосами и жиденькой бороденкой. Внешний вид Рядчика отличается щегольской одеждой, в особенности красной рубахой, ворот которой плотно застегнут вокруг шеи.

Рядчик изображается в виде беспечного, шустрого человека, демонстрирующего перед собственным выступлением, где он выступает в роли главного соперника Якова, самоуверенность, хладнокровие, при этом в душе Рядчик ощущает волнение перед зрительным залом и в то же время огромное желание понравиться слушателям.

Голос Рядчика, выступающего первым в песенном состязании, отличается приятными, сладостными нотами, которые исходят из его высокого профессионального фальцета. Герой выбирает для выступления веселую песню, которую украшают переливающиеся звуки, покорившие присутствовавших зрителей, заставляя их то возноситься вместе с музыкальными нотами ввысь, то падать совместно с песенным мотивом. По окончании своего пения Рядчик уверен в собственном превосходстве и мастерстве пения над Яшкой-Турком, тем более это ощущение поддерживают и присутствующие слушатели, в числе которых Обалдуй, представленный в образе загулявшего, дворового человека, Дикий Барин, обладающий огромным влиянием в округе, Моргач, хромой, хитрый мужчина, Николай Иванович, отличающийся рассудительностью, расторопностью и сметливостью, вместе с супругой, бойкой женщиной.

Описывая образы главных героев рассказа, писатель на их примере передает художественность личных переживаний Рядчика и Яшки-Турка, их собственные музыкальные чувства, передающие легкое изысканное мерцание, человеческие эмоции и душевное состояние. В образе Яшки-Турка писатель демонстрирует необычный характер обыкновенного человека, способного на исключительную душевность талантливой натуры, проявляющейся в различных видах искусства, в том числе и великолепном пении, исходящем из глубины людской души.

Сюжетная коллизия рассказа раскрывает тематику влияния искусства на примере музыки на человеческое подсознание, воздействуя красотой звучания, а также тему гениальности низких социальных слоев общества, обладающих значимостью в виде собственного таланта. Использование писателем второстепенных героев произведения, описанных в виде случайных зрителей песенного конкурса, дает возможность читателю понять тему умения слушать музыку осознавать национальную русскую культуру.

Особенности жанра и композиции

Произведение «Певцы» относится к жанру рассказа. Последний характеризуется небольшим числом сюжетных линий, героев и решаемых проблем. Автор в сборнике «Записки охотника» старался правдоподобно изобразить быт русского народа, главным образом через простых людей.

В процессе изучения произведения «Певцы» Тургенева, анализ которого подробно разбирают учащиеся 8 классов на уроках литературы, важно рассмотреть композиционные особенности. Логическая цепочка выстраивается следующим образом:

  1. Рассказ начинается с экспозиции. В этой части читатель знакомится с главными персонажами и обстановкой вокруг до момента развертывания сюжета. Автор рассказывает о специфике ландшафта вблизи деревни Колотовка — она находится на холме, который разделяется оврагом; в центре села находится питейное заведение, им управляет один из основных действующих лиц — Николай Иванович.
  2. После этого писатель переходит к завязке произведения: рассказчик попадает в деревню и узнает о соревновании в кабаке между певцами Яшкой-Турком и рядчиком. Повествователь с интересом отправляется послушать исполнителей.
  3. В основной части происходит приготовление к соревнованию и выступление рядчика. Рассказчик расширяет ее, добавляя характеристики героев, которые ожидают выхода исполнителей на сцену.
  4. В кульминации представлено блистательное выступление Яшки и дальнейшая победа героя.
  5. В развязке повествователь уходит из кабака и уезжает из деревни Колотовка.

В произведении представлена зеркальная композиция: сначала герой приходит в деревню под палящим солнцем, а покидает ее холодной ночью (состояние погоды, действия персонажа противоположны).

Многим читателям противопоставление особенно запомнилось в образе певцов Тургенева. Автор не концентрируется на сюжетной линии, большая часть отводится описанию пейзажей и характеристики героев.

Сочинение Главные герои произведения Певцы

Рассказ Тургенева «Певцы» входит в цикл «Записки охотника». Автор многое заимствовал из собственной личности и перенёс всё в повествователя-героя этого произведения.

В повествовании Тургенев пытается передать душу русского народа, его волнение и жизнь, и то, как на первый взгляд обычная песня может тронуть сердца людей.

В рассказе автор пытается передать жизнь обычных крестьян. События разворачиваются в селе, где проходит соревнование между артистами. Рассказчик прибывает в разгар данного события. Ключевыми героями являются два певца, которые принимают участие в конкурсе песен – Рядчик и Яшка-Турок.

Рядчик

Главный соперник Яшки-Турка. Уверенный в себе молодой человек невысокого роста, в пределах тридцати лет. Автор описывает его в качестве беспечного, довольно шустрого городского представителя, на вид весьма состоятельного. Было видно, что перед зрительным залом слегка волновался, однако желание понравиться не покидало. В том числе хорошо ощущались его хладнокровие и самоуверенность, которые передавали глаза.

Внешние качества певца отражались в виде богатой одежды: красная рубаха, где стоит отметить застёгнутый пуговицей воротничок. Лицо горделивое и живое с жидкой бородкой, волосы курчавые.

Рядчик вызвался петь первым, развесёлую песню, сопровождая всё прищёлкиваниями, танцами и завитушками. Всё же общий восторг послужил ему наградой. В нём было столько энергии и неистовости, что охватил безумием весь зрительный зал. Он прекрасно знал, что поёт с лучшим певцом в округе. И после пения Яшки-Турка Рядчик признал своё поражение, однако изначально был уверен в своём превосходстве. В его песне не былой той необходимой нотки, которая тронула бы зрителя. Однако, голос был довольно приятным, хоть и сипловатым.

Яшка-Турок

Это молодой человек лет двадцати трёх, бедный, но очень талантливый. Работает черпальщиком на бумажной фабрике у купца. Худой и стройный юноша с серыми глазами и светло-русыми кудрями одет был в голубой долгополый кафтан. Губы красивые и выразительные, впалые щёки и прямой нос. Лицо выглядело исхудалым и болезненным, но источало страсть и впечатлительность.

Яшка-Турок являлся обладателем проникновенного, поистине восхитительного голоса, отчего считался лучшим певцом в близлежащей округе.

Мелодичность неотразимого голоса пленительно захватывает душу каждого слушателя и проносит по самым сокровенным уголкам сердца. Его голос настолько проникновенен, что у людей возникают эмоциональные потрясения, такими как слёзы, всхлипывания, а порой и рыдания. Это вызывается тем, что зрители погружаются в свои воспоминания, в самую глубину своих переживаний, волнений, словно вся жизнь оказывается перед их глазами. И это невзирая на волнение и неуверенность самого певца. Было что-то родное и тёплое в нём и в его пении, словно необъятные степи и русские дали с бесконечными речушками, но одновременно что-то пугающее и неприступное.

Сначала он пел робко, но заметив, что все начинают слушать его с особым восхищением, собрался и его печальная песня стала гораздо шире и сильнее. Голос Яшки-Турка выделяется особой искренностью и чувствительностью, которая передаёт ту самую русскую, горячую и честную душу, отражающаяся в слегка хрупкой, грустной мелодии, которая вбирает в себя бесконечную молодость, горячую страсть и жажду свободы.

В данном произведении изображено великолепное действие музыки на нутро людей, которые в своей сущности совершенно разные. И это поистине волшебное искусство охватывает каждого в невзрачной обстановке старого кабака.

Другие сочинения: ← Моргач в рассказе Певцы↑ ТургеневИстория создания повести Ася →

Популярные сочинения

  • Что такое Гордость — сочинение 9 класс
    Каждый человек индивидуален и уникален. Он имеет свои предпочтения, мнение и вкусы. Каждая личность мыслит по-разному, в соответствии со своим мировоззрением и жизненным опытом
  • Защита окружающей среды — сочинение рассуждение
    Защита окружающей среды, это комплекс мер, организованных на благо природы, от влияния отрицательных действий человека, выступающих в виде выбросов загрязнения экологии, почвы и воды
  • Сочинение Словом можно исцелить, а можно и убить
    Как только речь заходит о слове, я вспоминаю русские народные сказки. Какие там мудрые и добрые слова написаны. Настолько мощным оружием является слово в руках человека.

Цели урока:

  • Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова «Серебряное копытце».
  • Совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; закрепить понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
  • Воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование:

  • Сказка П.П.Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф.Климановой.
  • Вырезанные из бумаги «камешки» разных цветов.
  • портрет П.П.Бажова
  • иллюстрации к сказке, рисунки учащихся

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Ну, ребята, чур молчок, начинается урок.

— Сегодня мы начнем урок с разгадывания кроссворда.

img1

1. Имя прилагательное, образованное от названия благородного металла, который идет на изготовление посуды, украшений. Это слово используется как лесть или ласка.

2.

Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши.

Часто спит, а после сна умывается она.

3. Вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у некоторых животных. Маленькие.

4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

5. Синоним слова «наблюдать», «приглядывать», «смотреть», «ходить».

— Прочитайте ключевое слово. Назовите полное имя писателя. (Павел Петрович Бажов)

— Из какого произведения взяты слова — отгадки? («Серебряное копытце»)

2. Постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с замечательным сказом «Серебряное копытце» уральского сказочника Павла Петровича Бажова,

выделим жанровые особенности произведения, и, думаю, сформулируем главную идею этого произведения.

3. Проверка домашнего задания

— Что вы запомнили о жизни писателя?

  • Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего
  • Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык
  • Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, работал журналистом
  • Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
  • Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем.
  • Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов «Малахитовая шкатулка»

— Домашнее задание вы готовили по группам. Интересные факты из жизни писателя нашли наши «Исследователи». Слово 1 группе.

— Наша группа изучала биографию писателя. И вот что мы узнали.

  • Знаменитая «Малахитовая шкатулка» сначала называлась «Сказы старого Урала», была опубликована в 1939 году, объединила 14 произведений. Затем из года в год пополнялась всё новыми и новыми сказами.
  • В 1944 году «Малахитовая шкатулка» переведена на английский и вышла в Лондоне, Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже, переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, — на 100 языков мира;
  • Бажов стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу, всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.

— С названиями некоторых произведений нас познакомит 2 группа «Библиотекари».

Наша группа побывала в библиотеке и мы узнали названия других произведений Бажова. Это:

  • «Огневушка — Поскакушка»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хозяйка медной горы»
  • «Про великого Полоза»
  • «Каменный цветок»
  • «Горный мастер»
  • «Хрупкая веточка»
  • «Голубая змейка»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Иванко Крылатко» и т.д.

4. Сравнение сказки и сказа

— В каком жанре писал свои произведения Бажов? ( Бажов писал сказы)

— Чем отличается сказка от сказа?

— Сказка — вымысел о необыкновенных событиях и приключениях, в сказке добро побеждает зло.

— Сказ — основан на реальных событиях, опирается на народные предания и легенды.

— Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.

5. Словарно-лексическая работа

— При чтении нам встретились непонятные слова, над которыми работали наши «Языковеды». Слово 3 группе.

— Наша группа работала над следующими словми:

  • барская рукодельня — ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). Стр.182.
  • взъесться — невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Стр.182.
  • голбчик — приступка для выхода на печь. Стр.184.
  • пожитки — мелкое имущество, домашние вещи. Стр.185.
  • похлёбка — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.Стр.186.
  • несподручно — неудобно, неловко. Стр.182.
  • пособник — помощник в делах. Стр.182.
  • покосные ложки — широкие, пологие овраги, покрытые травой. Стр.188.
  • статочное ли дело — (устар.) хорошее ли дело.Стр.188.

6. Характеристика главных героев

— Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце)

— Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)

— А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и «кошку драную» подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)

— Что объединяет Кокованю и Даренку?

(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые — именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).

— Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка? (Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)

— Дайте характеристику герою — рассказчику, как он относится к главным героям произведения.

(Герой-рассказчик в этом произведении простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Он переживает за Даренку, уважительно относится к Коковане. Речь героя-рассказчика своеобразная, простая. Именно так может рассказать только человек, который был свидетелем этой истории. Возможно, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение.)

— Ребята, вы убедились в том, что реальный быт людей присутствует в произведении, тем самым, напоминая рассказ.

— Назовите сказочных героев. (Муренка и Серебряное копытце).

— Прочитай описание козлика. Стр.186,187.

— Какую роль играла Муренка в сказе? (Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)

— Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

— Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Стр.186 (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)

— Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?

(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.)

Посмотрите на иллюстрацию, подберите строчки из текста. Стр.193.

7.Обобщение

— Почему всё-таки «чудо» произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

(Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)

-Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.

— Что же хотел донести до нас автор?

— Мудрый сказочник Бажов писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

8. Рефлексия

— Ребята, на ваших столах три хризолита. Если тебе понравился урок, покажи красный камень, если тебе было трудно, то зеленый, а если ты хочешь узнать еще что-то новое о творчестве П.П.Бажова, то желтый.

Домашнее задание

— Предлагаю вам домашнее задание на выбор:

  • Составь кроссворд по тексту;
  • Прочитать другой сказ П.П.Бажова.
  • Пересказать понравившийся отрывок

5. Итог урока

— А завершить урок мне хочется словами русской пословицы: «С добром жить хорошо. А в добре хорошо жить». Как понимаете? (Связать с семьей, с классом).

— Спасибо за урок.

по теме «Добродетель и порок.     Нормы морали, нравственные, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России и Южного Урала»

Тема: Добродетель и порок.     Нормы морали, нравственные, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России и Южного Урала.    

Цель: Формирование этических и культурных ценностей у школьника..

— развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

–ученик научится смысловому чтению и извлечению необходимой информации; осознанному построению речевого высказывания в устной форме; осуществлению поиска необходимой информации для выполнения учебных задач;

— развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

— формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения

Предварительное задание: прочитать сказ  П.П. Бажова «Голубая змейка»,выполнить иллюстрации к понравившимся эпизодам.

Этапы урока с целеполаганием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

1.Организационный момент. Цель: создать эмоциональный настрой, проверить готовность к уроку.

Проверяет готовность учащихся к уроку

Начинается урок

Он пойдёт сегодня впрок!

Добрый день, ребята!

Я рада вас приветствовать на очередном занятии курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». Пожелайте мысленно удачи одноклассникам: улыбнитесь своим товарищам.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2

2.Актуализация опорных знаний по теме. Цель: повторить тему предыдущего занятия.

Актуализирует опорные знания детей

-Прослушайте стихотворение и скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу

Не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

— Можно ли применить понятия «добро»  к данному отрывку?

— Объясните, к каким человеческим качествам призывает нас автор стихотворения?

— Назовите отрицательные человеческие  качества, которые названы в стихотворении?

Повторяют материал предыдущего урока.

К этому отрывку модно применить понятие «добро».

Быть добрым, искренним.

 Зависть, ложь.

3

Определение темы, цели, задач урока.

Цель: определить тему занятия.

— Вы назвали качества личности, которые можно разделить на хорошие – добродетель и плохие – пороки.

— Определите  тему нашего урока.

— Давайте совместно разработаем план нашего урока.

                          План

1.        Найдем ответы на вопросы:  что такое «добродетель», что такое «порок»?

2.        Узнаем,  как положительные и отрицательные поступки могут повлиять на нас и окружающих.

  3.Сделаем вывод. А вот к какому выводу мы придем, узнаем в конце урока.

— У каждого  на парте лежит таблица:

Таблица 1

1. Что я знал  

2. Что узнал    

3. В чем ошибался.

— Эту таблицу вы можете заполнять по ходу нашего урока.

Формулируют тему и цели урока.

Вывод: Сегодня мы будем говорить о «Добродетели  и пороке»

Дети высказывают свои предположения.

4

Изучение нового. Работа над темой урока. Введение понятия «Добродетель», «Порок».

Цель: раскрыть значение слов «добродетель», «порок».

Работа над понятиями «добродетель» и «порок» в  группах. Мини- исследование

-Давайте вспомним,  что такое добро?

-Что такое зло?

-Как вы думаете, что такое «добродетель», чем это понятие отличается от понятия «добро»?

— Где мы можем узнать об этом?

Задание: Вам необходимо найти в словаре Ожегова понятия «добродетель», «порок».

 «Природа дала нам в руки большую интеллектуальную  и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против наших ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестным и диким» —  сказал Аристотель.

Пройдёт время, и другой философ – Гегель, разовьёт эту мысль таким образом:

 «Когда человек совершает тот или другой поступок, то это ещё не добродетель; добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера».

Всё верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания.

Качества эти неврождённые. Их нужно воспитывать. Можете ли вы чувствовать чужую боль, как свою собственную, можете ли делать добро, не раздумывая, не рассчитывая получить что-то взамен? Этому вы учитесь на уроке этики. Научиться всему нравственному не возможно на нескольких уроках, это нужно воспитывать в себе целую жизнь. Тем не менее,  вы многое знаете, посмотрим, что у вас получилось.

— Заполните  таблицу 1.

— О чем вы уже знали?

— О чём узнали?

— В чём ошибались?

Работа с иллюстрациями

— Посмотрите внимательно на иллюстрации .К какому сказу  они подходят ?

Картинки по запросу сказы бажова голубая змейкаКартинки по запросу сказы бажова голубая змейка

Работа над текстом сказа

— Сказ П.П. Бажова «Голубая змейка» поучителен тем, что раскрывает нам понятия «добродетели и порока», то есть добра и зла.

— Какие поступки героев олицетворяют добро, а какие порок.

— Кто главные герои сказа.

— Какими представлены они в начале текста?

Тема сказки голубая змейка

Работа в парах.

— Перед вами представлены слова. Прочитайте их. На что указывают эти слова?

— Исходя из прочитанного текста, выберете в первую колонку  слова, которые характеризуют главных героев с положительной стороны, а во вторую – с отрицательной.

Слова:  обман, насилие, взаимовыручка, помощь,  умение говорить правду,  хвастовство,  ложь, трудолюбие, мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть,  трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Приведите свои примеры. Заполните таблицу 2.

Таблица 2

Добро — нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

Зло — нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

Размышления детей.

В словаре.

Коллективное обсуждение мнений, фронтальная проверка.  

Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Порок — недостаток, несовершенство (уродливость). Может проявляться в дурных привычках.

Заполняют таблицу 1.

-Что такое доброта.

-Что такое «добродетель и порок».

Сказ П.П. Бажова «Голубая змейка»

Дети высказывают свои предположения.

Главные герои сказа ЛанкоПужанко да Лейко Шапочка.

 Дружелюбные, одногодки.

Положительные и отрицательные качества.

Заполняют таблицу  2.

Работа с четверостишием

Прочитайте  четверостишие.

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней»

— Как вы его понимаете?

— Найдите ту часть сказа, которая подходит к четверостишию.

— Проанализируйте текст и расскажите о несправедливом отношении одних героев по отношению к другим. Объясните, почему вы так считаете.Тема сказки голубая змейка

Какой поступок сделали ребята?

— Можно ли сказать, что это порок?

— Как их действия повлияли на Марьюшку?

Читают четверостишие на интерактивной доске.

Дети высказывают свои предположения.

Тема сказки голубая змейка

5

Физминутка

Цель: снять физическое и эмоциональное напряжение.

Анализ проявления «добра» и «зла» в сказе П.П. Бажова

— Как на  ваше мнение  Ланко и  Лейко могли исправить сложившуюся ситуацию?

— Что они могли сделать?

— Найдите в сказе проявление добродетели.

— Как ребята узнали о голубой змейке? Найдите её описание в диафильме.

— С чем сравнивает автор струи выпускаемые змейкой?

— На ваше мнение, почему люди,  когда видят  чёрную струю, ссорятся?

— Что представляет собой эта струя?

— А что представляет собой золотая струя?

— Получилось ли сразу ребятам добыть золото?

 — Найдите слайды диафильма, где Змейка решила испытать друзей.

— О чём сразу подумали дети?

-Это проявление добра или зла?

— Как же отблагодарила Змейка за добрые пожелания?

— Что же мы увидели, исследовав текс П.П. Бажова?

Вывод: каждый отрицательный поступок ( порок) можно исправить. Иногда человек ошибается и поступает плохо. Однако постепенно, пробуя и ошибаясь, прислушиваясь к мнению окружающих его людей, сравнивая свои поступки с их действиями, человек  учится быть добродетельным, приобретает положительные качества личности, т. е нравственно совершенствуется.

Дети высказывают свои предположения.

Тема сказки голубая змейка

Чёрная струя представляет собой зло.

Золотая струя представляет собой добро.

Ребята не сразу добыли золото.

Тема сказки голубая змейка

Ребята подумали,  как помочь Марьюшке.

Это положительный поступок.

Тема сказки голубая змейка

6

Закрепление полученных знаний

Цель: довести до понимания учащихся важность добрых поступков.

Творческое задание.

-В жизни, как и в сказке, мы всегда вбираем, и наш выбор характеризует нас самих. Часто в сказках перед героем появляется выбор  на перекрёстке трёх дорог – три жизненные дороги, одну с которых нужно выбрать. Попробуйте и вы сделать свой выбор: «По правой дороге пойдёшь – богатым станешь, полевой пойдёшь – силу богатырскую найдёшь, прямо пойдёшь – люди тебя уважать будут».

— По какой дороге пойдёте вы? Почему именно эту дорогу вы выбрали?

— Когда человека будут уважать?

— Можно ли выбрав  третью дорогу  достигнуть  и того , что ожидало вас на первых двух ?

Тема сказки голубая змейка

— Какими принципами нужно руководствоваться, чтобы быть добрым человеком?

Памятка «Как быть добрым»

•        Стремись видеть в людях всегда хорошее и доброе.

•        Будь добрым к людям.

•        Учись добра у добрых людей.

•        Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, что попали в беду, слабым, больным.

•        Не делая зла, ты станешь добрее.

Быть добрыми, отзывчивыми, помогать нуждающимся, не делать зла.

Индивидуальная работа

— Проживая жизнь, мы сталкиваемся с разными ситуациями. Как же поступить? Как найти выход? Найти ответы на эти вопросы нам и помогают уроки этики. Проанализируйте ситуации и скажите, как поступить правильно.

Ситуация 1: классный руководитель предложил детям билеты в театр. «Билетов всего пять на весь класс, — сказала учительница, — как их поделим?». Дети решили, что билеты нужно дать лучшим ученикам класса. После того, как были названы пять имён, Наташа, у которой в семье ещё трое братиков и сестричка, внезапно заплакала и вымолвила сквозь слёзы «Я никогда не была в театре».

Продолжите ситуацию так, чтобы было понятно, кто в классе по-настоящему  добрый.

Ситуация 2.: в школе ждали гостей с другой страны. Дети сами делали подарки-поделки.  Конечно, дома им помогали родители. Коля сделал даже две красивые поделки. А вот у Саши мишка не получился: мальчик живет с бабушкой, а она плохо видит, поэтому помочь ему не смогла. Мальчики начали смеяться с Саши: «С такой игрушкой ты подведёшь нас всех. На что это похоже?» А Коля подошёл и сказал …

Дети высказывают предположения.

Проверочный тест

1. Что такое добродетель?

а). Положительное нравственное качество, высокая нравственность.

б). Хорошие слова.

в). Не делать плохих поступков.

2. Что такое порок?

а). Невыполнение домашнего задания.

б). Недостаток, несовершенство. Проявляется в дурных привычках.

в).  Обидчивость.

3.Как творят добрые дела?

а). За вознаграждение.

б). Чтобы показать другим, что ты хороший.

в). Бескорыстно и сознательно.

4.) Укажите поступки, которые одобряет общество.

а). Унижение.

б). Обман.

в). Дружелюбность.

г). Взаимопомощь.

5. Зачем нам нужно знать о добре и зле?

а). Чтобы жить в мире.

б). Уметь разговаривать.

г). Пополнить свой словарный запас  новыми словами.

Заполняют тест на раздаточном материале.

7

Рефлексия

Цель: подвести к пониманию,  что человек живёт в мире для того чтобы делать добро.

— Заполните  таблицу 2.

— О чем вы уже знали?

-О чём узнали?

— В чём ошибались?

— А теперь главный вывод урока: человек живет в мире для того, чтобы делать добро. Присмотритесь к лицам людей. Как много среди них красивых – красивых добротой, отзывчивостью, честностью, добродушностью, желанием помочь, сопереживанием. Смотрите чаще в зеркало. Пусть в нём отражается не только внешность, но и ваша душа. Я б очень хотела, чтобы вы росли  с доброй  и красивой  душой людьми.

Что такое доброта? Что такое «добродетель и порок».

 Как наши поступки влияют на других людей. Как быть добрым.

7

Домашнее задание.

— Записать в тетрадь, какие добрые дела вы сделали за этот месяц  и какие бы хотели ещё сделать.

1. Сказ П.П. Бажова «Голубая змейка».

2. ФГОС «Планируемые результаты начального общего образования» под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, Просвещение, 2010.

  • Тема сказки барин и мужик
  • Тема рассказа портрет отца приставкин
  • Тема рассказа пожарные собаки
  • Тема произведения сказка о рыбаке и рыбке для читательского дневника
  • Тема рассказа живая шляпа