Тема сказки гиена салтыкова щедрина

Сатира салтыкова-щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. яркие образы и смелые решения позволяли писателю

Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

История создания

История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:

  1. Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
  2. Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
  3. Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик». 

Направление и жанр

Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.

Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».

Тема сказки гиена салтыкова щедрина

Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»

Композиция

  1. Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
  2. Кульминация: исчезновение крестьян;
  3. Развитие действия: деградация дворянина;
  4. Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «дикий помещик» характеристика
помещик высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека.
мужики православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу.

Темы

Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:

  1. Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
  2. Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
  3. Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
  4. Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

  1. Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
  2. Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
  3. Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

Тема сказки гиена салтыкова щедрина

художественные средства в сказке «Дикий помещик»

Критика

Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Тема: «Проблематика и поэтика сказок М.Е.
Салтыкова-Щедрина»

Цель: выявить проблематику и художественное
своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Задачи:

Предметные:  

·       
выяснить
причины обращения писателя к сказкам;

·       
выделить
основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность;

·       
определить
традиционные и новаторские приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина,
углубить знания о сатирических приемах
.

Метапредметные:

·       
развитие
критического мышления;

·       
развитие
умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания,
проводить аналогии, сопоставлять, обобщать, делать выводы, находить приемы создания сатирического;

·       
развитие
навыков связной устной и письменной речи.

Личностные:

·       
воспитание
 критического  отношения  к  себе,   к обществу,
  к своему труду;

·       
воспитание
    активной     жизненной     позиции,  
  негативного отношения к приспособленчеству, к пессимизму.

Ход урока

1.Приветствие
(включить презентацию!!!)

2. Мотивация

1. «Я люблю Россию до
боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» (
Салтыков-Щедрин)

·       
А как любовь к родине
проявляется у писателей? (в произведениях)

У
каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна,
до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит
прогрессивную, творческую интеллигенцию. Тревожила она в своё время и
писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Творчество
М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно, наибольшей популярностью
пользуются его сказки

А.П.Чехов высоко ценил эти произведения: «Прочтите… сказку
Щедрина. Прелестная штучка.
 Получите удовольствие и руками разведёте 
от удивления…»

 Сказки
– это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути
писателя.

         Многозначителен
подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70».

·       
— Как вы понимаете
«изрядного»?

·       
— Тогда почему писатель
избирает именно этот жанр, который больше подходит для детей?

                
(любимый всеми с детства и всем понятный;

Чтобы
обмануть цензуру, в завуалированной форме поднять злободневные вопросы)

·       
— Ребята, с чего начинается
у нас у всех знакомство с литературой? Что дают сказки детям?

(В них заключена
мудрость. С помощью сказок дети познают окружающий мир.)

 Вот и задача С-Щ   –
заставить взрослых открыть глаза на окружающий мир, пробудить народ, чтобы
«дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

·       
Ребята, а какие
задачи вы поставите перед собой, работая над сказками?

(извлечь
уроки, понять, как  и через что выражает писатель свои мысли)

·       
Т. О., мы попытаемся разобраться
в проблематике и художественном  своеобразии сказок С-Щ

 3. Актуализация
знаний

·       
С какой сказкой вы уже
знакомы из курса школьного класса? («Повесть о том, как один мужик»)

·       
Кого и за что обличает С-Щ?

 (генералов
— за паразитизм, глупость, неблагодарность, Мужика — за долготерпение)

Итак,
генералы очутились на необитаемом острове. Какие аналогии у вас вызывает
упоминание о необитаемом острове? Какой литературный персонаж тоже очутился на
необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

·       
Давайте
сравним эти произведения. Взгляните на слайд.

Итак, автор намеренно
помещает генералов в непривычные для них условия, ставит над ними своего рода
эксперимент, чтобы резко и наглядно обозначить их самые отрицательные черты.

·       
Т.о., какие основные темы
поднимаются в этой сказке С-Щ ?

1.     Сатира на властьимущих.

2.     Изображение жизни народа.

4. Изучение нового

Ø
Анализ сказки «Дикий
помещик»(прочитать краткое содержание!!!)

·       
Узнаете ли вы, к какой
сказке эта иллюстрация?

·       
Какие вопросы поднимает?

(социально-
политические: тяжелое и бесправное положение народа, паразитизм помещиков, их
беспечное существование за счет труда народа)

·       
Какова была цель
С-Щ, когда он создавал образ Дикого помещика?

·       
Почему писатель даёт
помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев  и в то же время
называет его “русским помещиком” ?

(намек
на монголо-татарское нашествие: иго – внешний враг, крепостное право – внутренний
;  только
врагу придёт в голову мысль “сократить” население, уничтожить русского кормильца. )

·       
Какое
историческое событие иносказательно представлено в начале и в конце сказки?

(В начале сказки мужики исчезают, то есть
освобождаются от глупого помещика. Но в конце они водворяются на место, так как
по сути после отмены крепостного права в России тяжелое положение крестьян не
изменилось).

·       
Как вы
думаете, проблема народа и власти актуальна в наше время?

Предлагаю вам провести
параллель с современностью. Я прочитаю отрывок из интервью генерального
директора государственной социологической службы Валерия Федорова от
22.03.2009:

«Главная проблема в
отношениях народа и власти – кризис доверия. Люди привыкли, что государство
реально им не помогало. Оно только декларировало святые цели, а на практике же
делало все наоборот… И сейчас, что бы власть ни делала, она всегда будет
сталкиваться с недоверием».

·       
Что нужно
сделать, чтобы избежать конфликта или не потерять доверие народа?

(Честно жить и
работать, любить родину. Чтобы слово не расходилось с делом)

Таким образом, хотя
«Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при определенном
историческом строе и в определенное историческое время, но и в наши дни
некоторые проблемы, которые поднимал писатель-сатирик, остались актуальными и
современными.

Ø Чтобы определить еще одну тему, поднимаемую в сказках С-Щ.
обратимся к сказке «Премудрый пескарь»(прочитать краткое содержание!!!)

  1.
Я предлагаю провести суд присяжных, в котором выступит сторона
обвинения в адрес главного героя, сторона защиты, а присяжные заседатели должны
вынести решение  (вердикт) суда. Я буду выполнять роль судебного заседателя

Итак, рассматривается дело по обвинению героя сказки
Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»    

 Слово предоставляется стороне обвинения. Поясните суду и
присяжным заседателям, в чем вы обвиняете героя?
  

(в том, что он прожил бессмысленную жизнь, замуровав себя в
тёмной норе. Образ премудрого пескаря – это образ мелкой рыбёшки, беспомощной и
трусливой, жизнь которой пуста и бессмысленна. Мудрый, но мудрость пескаря
«трусливая».Бесполезная жизнь, незаметная жизнь. Не испытал настоящих чувств,
заботу, любовь.  Не создал и не попытался создать семью).   

  — Слово предоставляется стороне защиты.

(«Ума палата была»;  Слушал своих родителей (отца); Имел свой
дом; Долгожитель; поддерживал здоровый образ жизни, в конце осознает свою
никчемность).

Мы выслушали две стороны: обвинения и защиты. Прошу
присяжных заседателей вынести вердикт
: Имеет ли смысл жизнь главного героя
сказки Салтыкова Щедрина?

 (Риторические
вопросы в тексте:  « Какие у него были радости? Кого он приютил? Кому доброе
слово сказал? Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал хорошего?»-
имеют один ответ – никого, никому, никаких… « Жил – дрожал и умирал – дрожал». Такая
жизнь не имеет смысла.

Только пескарю вы выносите свой суровый вердикт?

(под пескарём Салтыков-Щедрин имел в виду именно человека,
который  должен оставить хоть какой-то  след, чтобы о нём знали, чтобы его
помнили. А о премудром пескаре никто никогда и не вспомнит, потому что и
вспомнить — то нечего…)

2. — А теперь
обратимся к композиции

Элементы композиции: Экспозиция
— наставления старого пескаря, рассказ об ухе. Завязка — решение
премудрого пескаря прожить жизнь так, «чтоб
никто не заметил». Развитие
действия
— жизнь пескаря. Кульминация
— предсмертное «прозрение» героя. Развязка — исчезновение пескаря

Я хотела бы обратиться к экспозиции.
Чем интересна экспозиция? В ней звучит наставление отца: какую роль оно играет?
(дает неправильные жизненные ориентиры)

·       
Какие заветы оставляют
своим детям другие отцы – герои классических произведений литературы
? (если не помнят, то слайд с цитатами)

·       
Если смогу скаать!!!Посмотрите
экранизацию сказки «Премудрый пескарь» (режиссер Валентин Караваев,
1979) Обратите внимание на символическую концовку фильма. Что хотели ею сказать
создатели мультфильма? (часы стали гробом для пескаря: время уносит таких в
бездну небытия)

·       
Вот мы говорим о сатире,
злом смехе, а я обратила внимание на комментарии к этому
мультфильму. Никто не сказал «смешно». Почти все писали: «страшно», «жутко»…
Почему? (страшно прожить всю жизнь вот так..)

·       
А как вы хотите прожить?

Народные сказки учат и
веселят, они заканчиваются победой добра над злом. Сказитель  в них –
добродушный балагур (юмор). Сказки С-Щ. учат и разоблачают, поэтому основное
орудие писателя – сатира. Улыбка балагура сменяется саркастической усмешкой
мудрого человека

5 .Рефлексия:

6. Домашнее
задание

Прочитать
«историю одного города» составить план.

Сочинение.
«Сказка — ложь, да в ней намек…» по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина

Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе. Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле. Правда, в сказках XIX и XX веков печального больше, чем радостного. Слишком много страданий пришлось пережить людям. Пошатнулась их вера в “сбывшиеся сказки”. Однако обращение к любимому всеми жанру свидетельствует о стремлении писателей вылечить “болезни общества”, спасти человеческие души, вернуть им надежду на справедливость и счастье. Такая позиция, как мне кажется, близка великому русскому сатирику М. Салтыкову-Щедрину. Его трудно назвать сказочником: слишком горькие выводы делал он, размышляя над жизнью России второй половины XIX века. Но чем пристальнее вглядывался писатель в окружавшую его действительность, тем яснее различал опутавшие ее сети “небывальщины”. Неслыханная жестокость политического режима, чудовищное бесправие народа действительно граничили с фантастикой. Все это способствовало обращению Салтыкова-Щедрина к жанру сказки. Возможно, в маленьких шедеврах писателя нет правдоподобия, зато есть правда. Каждая из сказок — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идейной позиции автора возникает только после знакомства со многими из них. Цикл фантастических миниатюр Салтыкова-Щедрина — один из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки, о котором мне хотелось бы поразмышлять в своей работе, обратившись к важнейшим вопросам философии, политики и нравственности, так просто и доступно представленным писателем пение мужиков не кончилось и они не расправились с “воеводой”. Писатель настаивал на необходимости наказания “хозяев жизни”, но в большинстве случаев люди, наделенные властью, процветали. Два генерала, всю жизнь прослужившие в какой-то регистратуре, которую затем устранили “за ненадобностью”, внезапно оказались на необитаемом острове и обнаружили свою полную беспомощность, неспособность к какому-либо делу. Они чуть не съели друг друга, хотя кругом было много плодов, дичи, рыбы. Генералы, наверное, умерли бы с голоду, если бы в конце концов не нашли сообразительного и предприимчивого мужика, который обеспечил их всем необходимым. Не забыли спасенные “отблагодарить своего спасителя, выслали рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!” Попытки нравственного воздействия на таких “небокоптителей”, с точки зрения писателя, бесполезны. В сказке “Карась-идеалист” надежды карася на то, что он правдой щуку “до седьмого пота прошибет”, опровергаются печальным концом мечтателя: при слове “добродетель” щука до того изумилась, что проглотила несчастного спорщика. В отличие от карася, “премудрый пескарь” твердо знал, что хищников нужно опасаться. От страха, что может быть съеден щукой, он безвылазно сидел в своей норе. Пескарь “жил — дрожал и умирал — дрожал”. Перед смертью он вдруг задумался: ради чего жил, кого утешил, кто вспомнит о нем? Показывая жалкое существование пескаря, писатель поднимается до философского обобщения и судит тех, кто прячется в “футляр”, кто боится ответственности за зло, которое царит в мире. Салтыков-Щедрин убежден, что “обезумевшие от страха” пескари “живут даром, место занимают”. Трагедию всего русского народа автор видел в добровольном рабстве и неумении протестовать против неестественно жестоких форм жизни. Вера в благодушество орла-мецената и мощь гнилого богатыря опутывала Россию паутиной лжи, насилия, смирения. Образ Коняги из одноименной сказки становится символом всего порабощенного народа. Плоды его труда присваивают генералы и помещики. Коняга же привык к своей участи и нуждается только в кнуте. Писателю горько, что мужик своими руками вьет себе веревку. Щедрин стремится пробудить чувство достоинства в людях. Он не хочет, чтобы талантливый народ, сочинивший столько прекрасных, добрых, светлых сказок, сам стал героем безысходных и мрачных, “фантастически” жестоких историй. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплощает в сказке “Христова ночь”. Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж. На всем лежит печать сиротливости, все сковано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. Но раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос, воскресает, чтобы совершить суд над грешной землей. Он обращается со словами “Мир вам!” к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймит “мироедов”, но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие. На наших глазах свершается Страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно. Литературная сказка Салтыкова-Щедрина “густо населена” и комическими и символическими персонажами. Героев-людей автор ставит в необычное положение и тем самым “развязывает им руки и язык”. Животным писатель придает человеческие черты, для того чтобы разоблачить опасные социальные пороки. Автор использует традиционные народные образы-символы (глупый и злой медведь, трусливый заяц, свирепый волк, хищная щука), но создает и новые аллегории (карась-идеалист, орел-меценат, премудрый пескарь). Излюбленные художественные приемы Щедрина — гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с “чудесами” русской жизни.
Фольклорный жанр был необходим автору, чтобы достучаться до каждого сердца, заставить каждого человека поверить в свои силы, отказаться от добровольного рабства. Салтыков-Щедрин страдал оттого, что лучшие и достойные люди находились в зависимости от невежественных, жадных, бесполезных “хозяев”, что невостребованными оставались недюжинные способности простого народа, что несправедливые общественные отношения противоречили незыблемым нравственным законам, забвение которых могло обернуться катастрофой. Философские уроки писателя важны не только для прошлого, но и для будущего. Они современны сейчас не столько своей политической заостренностью, сколько тревогой за наши души. Творчество Салтыкова-Щедрина — это доказательство того, что литературной сказке обеспечена долгая жизнь в искусстве. Ведь она учит нас быть верными добру и предупреждает об опасности тех, кто забыл о законах нравственности и покорился злу.

(0 голосов, в среднем: 0 из 5) novstudent.ru | 22.10.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Тема сказки двенадцать месяцев
  • Тема семьи и личного счастья в пьесе гроза сочинение
  • Тема сказки ашик кериб лермонтова
  • Тема сказки ашик кериб лермонтов
  • Тема сказки бедный волк салтыкова щедрина